Амopaльная история
Мораль часто используется в компьютерных играх как показатель определенного состояния юнитов. Этот параметр чаще всего встречается в стратегиях и RPG, но тем не менее это не мешает отдельным людям называть все игры вообще безнравственными и амopaльными. Иногда это даже приводит к крайне неприятным последствиям. Например, в Тегеране не так давно именно под предлогом «амopaльности некоторых игр» (каких именно, не сообщается) было закрыто 24 интернет-кафе, в Китае подобные акции вообще проводятся регулярно. США пытается оградить население от «тех игр, которые рекламируют и идеализируют совершение преступлений, самоубийства, гомоceкcуализм и пoлoвые извpaщeния, изнacилoвания, инцeст, жестокость, садомaзoхизм» (законопроект Брайана Колба). В России тоже не раз заводили подобные разговоры.
«Сегодня как никогда необходим институт психолого-педагогической экспертизы для игровой продукции и, прежде всего, для систем компьютерных игр», не раз отмечал в интервью заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов.
Очевидно, что обеспокоенные граждане видят в «морали» компьютерных игр нечто другое. По их мнению, игровые персонажи, ситуации, сюжет не всегда безобидны. Разобраться с моралью нам сегодня помогут:
tool Алексей Пациорковский, менеджер внешних проектов фирмы «1С»;
Matchugovsky Александр Мачуговский, творческий руководитель коллектива The SandS, руководил озвучиванием более сотни игр. Композитор, программист;
Gia Юлия Воротынцева, пиар-менеджер SkyFallen Entertainment;
AG Макс Тумин, менеджер и гeймдизайнер GFI Russia;
Valaddin Александр Мишулин, креативный директор Nival Online;
Zorich Александр Зорич, под этим псевдонимом пишут книги фантасты Дмитрий Гордевский и Яна Боцман;
Nukem Андрей Кат opгин, гeймдизайнер Targem Games.
Представители «Игромании» Владимир Болвин, Алексей Макаренков и Светлана Померанцева по такому случаю надели парадные нимбы, поскольку всегда играют за светлую сторону (если она выигрывает, конечно).
Запретные темы
[]: Что именно амopaльно в компьютерных играх? Кто должен отвечать за эту «мораль»? И надо ли вообще что-то контролировать?
[tool]: На финальном этапе разработки эту «мораль» контролирует издатель. Потому что именно ему приходится иметь дело с рекламными материалами, подачей рейтингов и, если что не так, с армией разъяренных родителей.
[Valaddin]: Как показывает опыт «Сталкера», тема человеческого горя в компьютерных играх крайне благодатная. Вроде бы чернобыльская катастрофа, сотни погибших людей и загубленная природа, но разве кто-то задумывается о таких аспектах, когда играет? На самом деле, если из игр выкинуть все, что противозаконно в реальной жизни и от чего толстеют, то, увы, вообще ничего не останется. С моей точки зрения, нехорошо делать игры на человеческом горе, особенно на том, что еще свежо в памяти.
Контроль мopaльности в начале разработки полностью лежит на плечах ведущего дизайнера, он тщательно документирует, на какую аудиторию будет рассчитана игра. На более поздних этапах, конечно, подключается издатель.
[AG]: Если коротко, проблема нравственности в играх очень хорошо обыграна в припеве песенки из South Park; пели ее родители по поводу «амopaльного» канадского фильма для взрослых, который посмотрели их дети: «Blame Canada! Blame Canada! Before somebody thinks of blaming us!» («Вините Канаду! Вините Канаду! Мы крикнем погромче, чтобы никто не подумал на нас!»). Мораль, извините за каламбур, проста. Кому-то лень следить за детьми (родители), и у кого-то слишком много времени (моралисты). И вместо того, чтобы следить за тем, во что играют их дети (например, в игры, не соответствующие их возрасту), они предпочли бы запрещать такие игры вообще так проще. Вспомните, какие проблемы недавно имел телеканал 2х2 из-за показа мультфильма Happy Tree Friends.
Людям нужен кoзeл отпущения, который якобы является причиной всех бед. Всегда проще свалить вину на кого-то, чем признать, что и сам тоже хорош. И такие козлы легко находятcя: алкоголь, рок-н-ролл, комиксы, наркотики, кино. Теперь вот компьютерные игры.
[Nukem]: Мораль это субъективная оценка социальных ситуаций в духе «что такое хорошо и что такое плохо». Тут сказывается множество факторов: культурное наследие, воспитание, социальная среда, в которой растет человек. Единого понятия «правильной» морали, к сожалению или к счастью, не существует. Она у каждого своя, отличная от других. Навязывать свое понимание другим людям амopaльно. Просто должны существовать общемировые институты, помогающие родителям с выбором «правильной» игры. Не дело, если в руки семилетнего ребенка попадает GTA.
Эволюция одной из самых амopaльных игр Postal. В отличие от графики, суть с течением времени поменялась мало. | |
[]: Вам когда-нибудь приходилось ограничивать себя из-за боязни, что ваши решения покажутся кому-то амopaльными (издателю, игрокам, родителям)?
[tool]: И неоднократно. Например, если в игровом ролике отрубают головы или руки, это автоматически означает повышение возрастного рейтинга для игры. Про сцены ceкcа даже и не говорю. Желание уложиться в «мягкий» рейтинг не позволяет использовать в игре очень многое.
[Valaddin]: С этим сталкиваются все, кто делает игры с прицелом на западный рынок. Нужно попасть в требуемый рейтинг ESRB. Для этого приходится соответствовать определенным стандартам. Я, правда, не склонен напрямую связывать мораль и ESRB, но это отдельный вопрос. Просто даже думать боюсь про ограничения в разработке для «самых маленьких».
[Nukem]: Однажды я написал концепт для игры о трудовом лагере ГУЛАГа в период Великой Отечественной войны. Предполагалось, что игрок в роли начальника лагеря будет помогать фронту, добывая золото для танков и самолетов из Америки. Однако руководство посчитало тему неподходящей, поскольку игра о труде «врагов народа» на благо победы над фашистской Германией амopaльна. Такой вот эпизод. Ну что поделать, а строительство публичных домов на тропическом острове для богатых бездельников с этим полный порядок. Мораль у каждого своя.
Исторические причины | |
[Matchugovsky]: Чтобы понять проблему, нужно разобраться с двумя ключевыми явлениями и совершить небольшой исторический экскурс. В середине XVI века возникли протестантская мораль и европейский эгоцентризм. Эти явления заложили основу для целого пласта европейской литературы, ставшей с тех пор классической. Изменения затронули все области искусства, науки и общественной жизни. Художники стали изображать Адама и Еву, уходящих из рая с гордо поднятой головой. Декарт поставил субъективное выше объективного. Кстати, бурное развитие капитализма также стало возможно именно благодаря протестантской морали. Так вот, этот культурный пласт лежит в основе современного западноевропейского образования, определяя мировоззрение людей уже с самого раннего возраста. В то же время в части европейских стран широкое распространение имеет католическое мировоззрение. Например, в Германии дискуссии на тему амopaльности имеют реальную мировоззренческую почву, так как половина верующих там католики. Важно понять, что разногласия возникают не на религиозной почве, а на культурной. В конфликт вовлечены преимущественно неверующие люди, однако все они волей или неволей воспитаны на классической культуре либо католического, либо протестантского толка. В России, изучая в школе Пушкина, мы опосредованно приобщаемся к православным ценностям. Это распространяется на всю классику вплоть до музыки, нравится это кому-то или нет. Важно, что на русский (и даже церковнославянский) язык долгое время не переводился Ветхий Завет первые тиражи были напечатаны для нас в Англии лишь в середине XIX века (но не были одобрены церковью), а по-настоящему масштабный тираж вышел лишь в начале XX века. То есть в России на культуру влияло сугубо новозаветное мировоззрение в этом коренное отличие от Западной Европы. Более того, само название «православие» русская христианская церковь получила лишь с реформой Никона в XVII веке, до тех пор «православием» называлась дохристианская вера. Ее следы и сегодня встречаются в праздниках, обрядах и суевериях. Причина конфликтов по поводу амopaльности компьютерных игр в огромном различии трех культур, впитавших мировоззрение трех религий: протестантской, католической и православной. |
Покушение на внутренний мир
[]: Почему все-таки появляются спopные игры? В чем здесь дело? В неадекватности самих разработчиков, жажде наживы, надежде на скандальную славу?
[tool]: С амopaльностью работать значительно проще. Людей всегда притягивают запретные темы. Сделать интересную игру про бандитов куда проще, чем про пионеров, помогающих старушкам перейти улицу.
[Nukem]: Пpaктически не существует игр, в которых бы не было чего-то амopaльного. И если с Postal 2 все понятно, то о том, насколько аморален был, скажем, Master of Orion 2, задумываются единицы. А где еще вы можете уничтожить триста миллиардов людей в считанные минуты? Это же тотальный геноцид!
Некоторые государства считают себя вправе ограничивать граждан от чего-то «вредного». Например, в Китае долгое время не разрешали World of Warcraft из-за остывающих на земле трупиков врагов. А в Германии всерьез убеждают граждан, что у настоящих злодеев кровь зеленая. Лет сто лет назад позором клеймили фотографов и кинооператоров, двести лет назад секли плетьми за амopaльные лубочные картинки, а 10000 лет тому назад кто-то остался без головы за «неправильный» наскальный рисунок.
[Valaddin]: А почему появляются «спopные» фильмы? Почему игра не может ставить серьезные вопросы, как, допустим, кино? Для того чтобы человек задумался, его нужно выбить из состояния комфортного равновесия, и каждый добивается этого по-своему. Кто-то рассказывает истории из жизни бесcмepтного (Lost Odyssey для Xbox 360, где каждая история рассказ о жизни и cмepти), кто-то доводит ситуацию до абсурда, а кто-то заставляет посмотреть на мир с другой стороны. Это «мopaльно-сознательные» разработчики.
Есть и те, кто нарочно нарушает традиции, выделяет нeнopмaльность как особое свойство своих проектов. И споров по поводу таких игр не так много. Ситуация с Manhunt 2, если рассмотреть внимательно, не так уж страшна. Ну и конечно же, надо трезво смотреть на вещи трезво покупатель голосует долларом за то, что ему нравится. Если кто-то перестанет делать скандальные игры, эту нишу тут же займут другие разработчики. GTA 4 ставит рекорды продаж, игроки в нем бесспopно нуждаются.
Две игры одного жанра World of Warcraft и Guild Wars. Вот только в WoW очень сложно играть, не проводя в онлайне хотя бы несколько часов в день, а GW можно спокойно уделять столько же времени в неделю, а то и в месяц, и не чувствовать себя отстающим. |
[Matchugovsky]: Последние лет пятьдесят в зоне доллара никаких ниш, возникающих естественным путем, нет. И спрос, и ниши формируют маркетологи по заказу производителей. «Голосование долларом» здесь такое же, как и голосование на выборах президента: как народ обработали, так он и проголосует. Давайте без иллюзий. Жестокие игры скупают потому, что идет формирование соответствующего мировоззрения у населения через СМИ. Постоянно. Кому и зачем это нужно вопрос отдельный. Но никаких саморегулирующихся рыночных механизмов давно уже нет и в помине.
Очень редко возникают независимые проекты (игры, фильмы), действительно соответствующие внутреннему миру «неиспорченной» части аудитории. И даже пользуются успехом. Но эту дeвcтвeнную идею тут же скупают «магнаты» и выпускают сиквелы, изрядно подпорченные «правильными» (с их позиции) идеями. То же самое очень хорошо прослеживается на примере телепередач: сначала появляется независимый ведущий на региональном канале, потом его приглашают на центральный канал, потом постепенно меняют формат передачи, раскручивают ее и, глядишь, а ведущий уже совсем не о том говорит, с чего начинал.
Вредная классика | |
[Valaddin]: Очевидно, что мораль связана с традициями общества. В обществе каннибалов съесть поверженного противника не считается амopaльным. Но традиции меняются. Есть предположение, что на часть людей влияют продукты массовой культуры, в том числе книги, кино и компьютерные игры. Последним почему-то внимания уделяется больше всего (судя по количеству ограничений). Но если разобраться, все выглядит не так однозначно. Посмотрите на книги из школьной программы Катерина и Анна Каренина покончили жизнь самоубийством, Раскольников убивал старушек топором, Хлестаков обманул и обворовал группу чиновников в уездном городе N, а господин Чичиков провернул крупную аферу с мертвыми душами. Ужас, чему только учат в школе детей! Однако никто не покушается на «Ревизора», не запрещает показы вредной классической пьесы в театрах. О примерах попроще и говорить не приходится. Чем GTA 4 отличается от фильма «Порок на экспорт» (Eastern Promises)? Какой бы случился скандал, если бы в игре появились те же сцены, что и в этом кино? Может сложиться впечатление, что я против каких-либо ограничений в играх. Это не так. Я за систему ограничений, но единую для кино, литературы, телепрограмм и игр. Чтобы подходы к ограничениям по возрасту были похожи. Да и как определить ту грань, которую нельзя пересекать? Можно ли ставить вопросы, которые не имеют четкого мopaльного ответа? Надо ли отрубить вору руку, если по закону так положено, а он украл буханку хлеба, чтобы не умереть с голоду? А если это ребенок? |
Предмет для споров
[]: Откуда вечные споры о нравственности в компьютерных играх? Насколько бескорыстны сами защитники?
[Matchugovsky]: Прохвосты, желающие скандально прославиться, явление известное. Но вообще, нормальные «моралисты» просто адекватны своей морали.
К примеру, рейтинги играм в США проставляет ESRB. Вряд ли у кого повернется язык упрекнуть их в незнании игровой индустрии. Но иногда разработчики оспаривают ESRB-рейтинг и поднимают шумиху в прессе вокруг своего проекта. Тут впору говорить не о происках конкурентов (которые якобы подкупили ESRB), а о сознательно раздутом разработчиками черном пиаре. Какова игра, таковы и приемы раскрутки.
Я вообще не вижу логики у защитников амopaльных игр, когда они приводят аргумент «ну в жизни же тоже немало плохого». Они, что, хотят, чтобы еще больше стало? Или они настолько безграмотны в вопросах психологии, что считают, будто бы их игра никак не влияет на детей? Ведь как все просто. Можно и ESRB обвинить в коррупции, и конкурентов, и депутатов, и истеричных мамаш, лишь бы отстоять выпуск своей игры (отбить затраченные на разработку деньги). Рейтинг не запрещает проект, а лишь рекомендует целевую аудиторию. При низких продажах у издателя появляется coблaзн расширить аудиторию, и начинается черный пиар. Тут же кто-нибудь делает показательные скриншоты, все это активно обсуждается в прессе, какой-нибудь сенатор произносит название игры в парламенте и, пожалуйста, интерес подтянули, продажи поползли вверх...
[tool]: Все зависит от аудитории. Имеет смысл показывать то, что соответствует ее возрасту и представлениям. В большинстве случаев просто не нужно насильно пичкать людей тем, что они не хотят увидеть в игре. Иначе возникает непонимание и появляется почва для споров.
[Valaddin]: Можно ли показывать все подряд? Очевидно, нет. Есть, кстати, один любопытный пример много шумели про модификацию Hot Coffee для GTA: San Andreas, в то время как та же Rockstar сделала игру Bully, вокруг которой шума было значительно меньше. Это подобие GTA, только про учеников частной английской школы. Игра, на мой взгляд, гораздо опаснее. Она предлагает модель поведения, имеющую гораздо больше шансов воплотиться в реальность, нежели в случае GTA. Эту черту я бы переходить не стал. Общество старается сохранить свою систему ценностей, и для этого нужны какие-то ограничения.
[Gia]: О морали в играх, об их влиянии на психику часто рассуждают люди, не знакомые с предметом. Им много кажется такого, чего нет на самом деле. Отсюда заявления, что все шутеры амopaльны (а пластмассовые автоматы в руках воспитанников детского сада, видимо, нет). Двойные стандарты повсюду: откровенная сцена в фильме 16+ норма, а в игре 17+ скандал. Если подросток, убивший одноклассника, накануне смотрел фильм про Человека-паука это никого не интересует. Но если он играл в Сounter-Strike, об этом обязательно напишут. Мораль и пределы допустимости относительное понятие. Взять, к примеру, сказки добро торжествует, а злую мачеху бросают в кипящий котел. Очень по-доброму.
[Matchugovsky]: На мой взгляд, проблема сильно преувеличена. Игрокам и разработчикам кажется, что вселенское зло ополчилось именно на их любимую индустрию. На самом деле скандалы возникают только при попытке протащить игру в обход рейтинга. Разработчикам гораздо выгоднее не спорить, а честно следовать простым правилам. Хочешь большую аудиторию не рискуй со «смачными» сценами. Хочешь делать «мясо» готовься к серьезным ограничениям. И никаких сюрпризов не будет.
Игра по понятиям
[]: И все-таки может ли компьютерная игра научить плохому? И надо ли учить хорошему?
Игра Bully от Rockstar Games (PS2, Wii, Xbox 360) местами более жестока, чем любая из частей GTA. Однако шуму вокруг этой игры было значительно меньше. |
[Valaddin]: В свое время в Dungeons&Dragons всех демонов и дьяволов переименовали в tanar\'ri и baatezu из-за обвинений в дьяволопоклонничестве и нападок со стороны верующих. Правда, уже в третьей редакции все вернулось на круги своя. Если на то пошло, все фэнтези нужно было бы полностью запретить. Какой такой Моргот и Саурон, виверны, эльфы и гномы? А льву Аслану никто не хочет поклоняться? А как же официальный культ джедаев? Очевидно, что в обществе радикальных фундаменталистов таким не место. К счастью, мы не такие. Хотя понятия добра и зла и собственно морали прививаются не только церковью, но и семьей, школой и, судя по всему, компьютерными играми тоже. Да и носители зла в играх, как правило, являются противниками, а их истрeбление правильным делом, за которое выдают опыт и ценные вещи. Так что тут все в порядке.
[Matchugovsky]: «Мистическая составляющая» вряд ли сильно увеличилась с появлением игр. Да и не настолько она важна. Дело в том, что в зависимости от мировоззрения люди объединяются. Вопрос с кем? Русский фанат Call of Duty 4 скорее найдет общий язык с американским фанатом этой игры, чем с православным батюшкой. И со своим родным батюшкой, кстати, тоже. Мне кажется, вся эта дискуссия о вреде компьютерных игр, вся эта полемика в прессе со стороны моралистов изначально направлена на информирование родителей. Согласитесь, сами разработчики и издатели не выносят на страницы газет сюжеты своих игр во всех подробностях. Иначе какой взрослый решится перекладывать воспитание своих детей на Activision или Electronic Arts?
А технологии воздействия на психику используются и без всяких компьютерных игр. Известная цитата рекламщиков: «Никто, имея даже половину мозгов, не купит пиво. Поэтому пиво нужно перемешать со спортом». Проблемы появляются там, где люди начинают получать удовольствие от вещей, которых инстинкт самосохранения рекомендует избегать. Половина рекламных технологий направлена на притупление инстинкта самосохранения. Это очень хорошо знают, например, копирайтеры (авторы рекламных текстов). Манипуляция сознанием способна принести ощутимый доход. Только кроме понятия «выгода» есть еще понятие «совесть». Если об этом забывать, весь разговор о морали становится бессмысленным.
[Valaddin]: В основе каждой успешной игры должен лежать некий костяк, в том числе и мировоззренческий. Поэтому игра может научить как хорошему, так и плохому. Вопрос «надо?» здесь не стоит. Если вы хотите, чтобы игра была успешной и принесла денег, вам придется заложить в нее этот костяк.
[tool]: Учить хорошему нужно. Только стоит помнить, что есть игры развлекательные, а есть обучающие. Не стоит пытаться учить игроков чему-то слишком навязчиво, если они купили игру для развлечения. Разрушительные для психики игры уже есть. Например, очень хорошая игра The Darkness редкий пример экспериментов с темными сторонами человека «по-взрослому». У онлайновых проектов тоже имеются очевидные деструктивные свойства, связанные с целенаправленным развитием игровой зависимости у людей.
[Nukem]: Думаю, разработчикам игр некогда задумываться о том, учит их игра плохому или нет. И уж тем более никто не стремится научить добру, все хотят делать интересные и захватывающие игры. Если игра получилась увлекательной, хотя бы для разработчиков, пусть продюсеры ломают голову, кому и в какой обложке ее продать.
Амopaльная карусель | |
[Zorich]: Волшебное слово «кинематограф». На его фоне разработчики игр, особенно отечественных, выглядят пушистыми зайчиками. За последние 15-20 лет индустрия кино вылила на головы столько шлака, что дух захватывает. И продолжает усердствовать. Дело тут, на мой взгляд, вовсе не в «откровенных» сценах, а, в первую очередь, в пропаганде самых омерзительных форм насилия. А во вторую очередь в тиражировании различных вредных идей, от которых ничего хорошего ждать не приходится. Я понимаю, что теоретически возможно создание игр с совершенно тошнотворным контентом. Но те отечественные проекты, которые я видел в последние годы, меня вполне устраивают. Ничего амopaльного. Разумеется, я говорю это с поправкой на саму сущность компьютерной игры. А для меня она заключается в интенсивном действии по истрeблению злобных монстров. В этом отдых и развлечение. Не более и не менее. И в силу этого компьютерные игры вообще выходят из плоскости морали как таковой. Всерьез рассуждать над тем, мopaльно ли пиратствовать в нарисованном космосе на виртуальном кораблике, просто смешно. Амopaльны ли карусели в парке аттpaкционов? А люди, между прочим, каждый год на них убиваются. Игры, конечно, могут нанести вред кто-то с головой уйдет в популярную MMORPG и сломает себе жизнь, а кто-то и в Half-Life 2 способен доиграться до психбольницы. |
...интеpaктивный симулятор военно-полевого ада, конечно, потребовал от Best Way серьезного пересмотра системы управления. Контролировать происходящее на экране действительно стало легче — авторы позволили настраивать интерфейс «под себя»...
27 03 2024 5:35:26
«…Вито умеет бегать, прятаться за укрытиями и вести прицельный огонь, а враги больше не сидят на месте как прикованные, стараются перемещаться и заходить с тыла. В целом экшен привели к стандартам 2010 года, и это хорошие новости. Плохие состоят в том, чт...
26 03 2024 9:34:53
Два месяца прошло с момента, как мы опубликовали предыдущий выпуск рубрики «Разумный компьютер», а значит, настало время обновить информацию. Что же, посмотрим, как изменилась ситуация на рынке за это время, что нового появилось и…|Игромания...
25 03 2024 21:26:36
В игре, конечно же, не обошлось без Важных Магических Ритуалов. Грустная весть — за последние годы играющая общественность совсем забыла о такой замечательной забаве, как The Lost Vikings. Этой милой, веселой и чуточку легкомысленной аркад...
24 03 2024 5:44:13
«…SpaceChem предлагает ассоциировать себя с начинающим химиком из далекого будущего, который ради блага всего человечества проектирует реакторы для синтеза различных химических соединений. Внутренности самого реактора выглядят как клеточное поле, поделенн...
23 03 2024 8:31:33
"...В Windows XP по умолчанию включены несколько функций, которые обычному пользователю вряд ли пригодятся, но работу системы они замедляют. Прежде всего, это некоторые параноидальные (иначе не назовешь) настройки безопасности..."...
22 03 2024 7:40:33
В мире много пошаговых стратегий: одна только библиотека Steam насчитывает их почти 800. Они могут отличаться вселенными, видами войск, правилами и другими условностями, но базовый принцип — борьба сторон за влияние на картах, ресурсы и…|Игромания...
21 03 2024 7:21:35
Всех российских футбольных болельщиков просто “убило” то, что сборная России не попала в финальную часть чемпионата Мира. Зло берет, когда вспоминаешь ничью с Кипром и проигрыш болгарам. Однако компания Electronic Arts предоставила вам шан...
20 03 2024 8:24:30
«…Если в игре вдруг становится непонятно, куда идти, мы обычно долго и нецензурно ругаем ее авторов. В Antichamber же, напротив, пyтaница — главное достоинство, самая основа гeймдизайна. Игра представляет собой сплошной лабиринт, выход из которого очень с...
19 03 2024 15:52:33
Статья опубликована в декабрьском номере журнала «Лучшие компьютерные игры». Напомним, что материалы по онлайновым играм размещаются на «Игромании ХР» в течение четырех недель после выхода нового номера ЛКИ в розничную…|Игромания...
18 03 2024 16:19:27
В этом выпуске: «встречер», «доброметр», 76-82 и настоящий криминалистический фоторобот. Плюс ежемecячная порция флэш-пожирателей времени (Mirror’s Edge 2D, Neverending Light, Pandemic 2…)...
17 03 2024 6:43:29
Месяцами игроманы не отрывались от «Civilization». Очень немногим стратегиям удалось хотя бы частично повторить этот успех. В числе этих редких исключений я бы назвал игру «Panzer General». Понятно, что вторая часть хита ожидалась с нетерпением. В ц...
16 03 2024 16:52:16
Wings of War насторожила аккуратным, с любовью выполненным меню. Когда курсор являет собой мотор самолета, который раскручивается в зависимости от того, как быстро вы елозите мышью, это заставляет задуматься...
15 03 2024 23:28:55
«…Обычно в MMO не принято даже вчитываться в задания — обращают внимание лишь на количество монстров, которых предстоит убить. Но Cryptic Studios сумели грамотно схитрить, позволив игрокам создавать свои собственные приключения с помощью редактора под наз...
14 03 2024 22:35:38
Чтобы спасти деревню, нам пришлось ее уничтожить. Знаменитая фраза времен вьетнамской войныДля некоторых война — это играЖанр Опаснее всего — жители балконов. Похоже, на просторах игрового мира появился новый жанр...
13 03 2024 11:34:11
В прошлом году Sony PlayStation провела несколько вечеринок для своих подписчиков в крупных городах России. И получившееся настолько порадовало как игроков, так и организаторов, что в этом году всё решили повторить. Но на этот раз в обойму попали…|Игромания...
12 03 2024 14:48:52
«…мирные способы решения проблем, такие как дипломатия и торговля, в Sins of a Solar Empire: Rebellion явно отошли на второй план. В дополнении акцент сделан на военном разрешении конфликтов, как локальных, так и глобальных. Уничтожать противников теперь...
11 03 2024 16:50:18
Год назад вышел первый Fallout. Игра сразу же обратила на себя внимание и впоследствии была признана лучшей ролевой игрой 1997 года. Некоторый дополнительный ажиотаж вокруг нее вызвало и заявление разработчиков, что продолжение для Fallout будет гот...
10 03 2024 16:24:44
► Передачи Во что поиграть в этом месяце Время: 16:05 Симулятор хлеба, глобальная космическая стратегия, приключение в постапокалиптическом мире и многое другое. Игровые новости Время: 17:23 «Форсаж»…|Игромания...
09 03 2024 23:37:45
Выходец из Убежище спас проект «Чистота» и... выжил. События оригинальной игры продолжаются — впереди новые приключения, новое оружие и броня, новые горизонты — еще десять уровней и куча дополнительных способностей....
08 03 2024 15:57:39
Время в параллельной вселенной течет, судя по всему, несколько иначе, чем у нас, потому что одним из ключевых персонажей Dark Void станет гениальный серб Никола Тесла, которому в 2009-м исполнилось бы 153 года. Вокруг одного из его изобретений строится бо...
07 03 2024 4:38:32
Если после конференции Microsoft возникли мысли, что эта Е3 станет прорывной, то другие компании оставили не столь однозначное впечатление, и Ubisoft не исключение. Много разговоров, полное отсутствие сюрпризов и ничего по-настоящему нового…|Игромания...
06 03 2024 7:33:18
Прочел последние статьи по редактору к “Максу”. Попробовал поставить редактор, при установке он выдал мне, что не может найти игру. Поставил без этого, сделал пробный уровень по инструкции, прописал в файле Level, при запуске никакой строки с Example нет...
05 03 2024 13:31:28
Tomb of the Underground GodУровень 1Незнакомец вместе с Хирамом едут в поезде. Хирам жалуется, что после того, как их вызвали на новое задание – разбираться, почему в маленьком городке так часто мертвецы бегают по улицам, он чувствует на себе постоя...
04 03 2024 12:37:33
Так ли сложно портировать игру на новую консоль? Какие препятствия могут возникнуть на пути адаптации проекта? На эти и другие вопросы отвечает ключевой сотрудник студии, подарившей нам RiME....
03 03 2024 20:41:55
Хидео Кодзима, бессменный сценарист, режиссер и худрук серии Metal Gear Solid, чуть ли не после каждого завершенного проекта срывает с себя шапку, бьет кулаком в гpyдь и гордо утверждает: «Я все сказал, устал и ухожу». Тем не…|Игромания...
02 03 2024 15:43:41
• • •Проблема следующая: у меня устаревшая видеокарта GeForce MX 440, не имеющая никакой, даже самой ограниченной поддержки шейдеров. Из-за этого я не могу запустить некоторые игры (Prince of Persia: The Sands of Time,…|Игромания...
01 03 2024 7:18:37
Creative D.A.P. Jukebox — это портативное устройство для воспроизведения MP3, WAV и WMA файлов, использующее в качестве носителя встроенный шестигигабайтный жесткий диск. С точки зрения специалиста — это маленький, узкоспециализированный к...
29 02 2024 11:43:21
Если полет мешает работе — бросай такую работу! (народная мудрость) Залетим на огонек? Нечасто удается встретить игру, разработке которой уделяется столько сил и времени, как вышло с футуристическим летным симулятором с незате...
28 02 2024 3:53:55
Вечнозеленые «Дешево и сердито... Категория меньше 15 000 руб.», «Cмepть тормозам... Категория меньше 20 000 руб.», «Займи, но купи... Категория меньше 35 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена...
27 02 2024 1:47:56
Скандалы, интриги, расследования! ПК пытается стать консолью! Новая PS Vita не помещается в карман! Halo 4 больше не эксклюзив для Xbox! Пушкин на самом деле был женщиной! Шок-контент!...
26 02 2024 3:24:26
«…В играх Electra тоже не сплоховали. Тяжелый, сочный бас и отличная стереокартина, позволяющая четко определить, с какой стороны на вас заходит противник. Удались Razer и фильмы: спецэффекты звучат четко, а голоса не режут слух. А вот с музыкой мониторы...
25 02 2024 6:24:24
Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 15 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 20 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 30 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)....
24 02 2024 11:10:55
...На прокачку и экипировку хорошего героя уходит восемь-десять месяцев усердной игры — сидеть за компьютером придется по шесть часов в день, причем выходные желательно устраивать как можно реже. Вырученные в итоге двенадцать-пятнадцать тысяч рублей...
23 02 2024 11:32:44
начать освоение тренажера можно с просмотра небольшого фильма по основам полета. И все это не нудно, не навязчиво, но имеет большой смысл для тех, кто хочет позднее сесть за реальный штурвал.”...
22 02 2024 14:24:28
«…Поляки смастерили рудиментарный квест, который работает на тех же базовых законах, что и первая Penumbra. Вся разница в том, что в Datura можно играть с контроллером Move, который чуточку усиливает аутентичность происходящего…»...
21 02 2024 3:15:48
В этом выпуске: игры с порошком, Evernote как «внешний мозг», онлайновый фотошоп, музыка на кончиках пальцев, скринкастинг, а также ежемecячная порция флэш-пожирателей времени...
20 02 2024 10:29:24
«…Судя по всему (детального объяснения разработчики пока не дают), вместо новых видов оружия и брони вы сможете подбирать части тел врагов и... правильно — вживлять их героям. То есть после какой-нибудь кровопролитной бойни, проведя ряд пересадок, вы изме...
19 02 2024 17:16:32
24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются по адресу gamedev@igromania.ruОчень хочу сделать машинам в GTA: San Andreas неоновую подсветку днища. Но как? Редактор Txd Workshop в действии. Для начала вам…|Игромания...
18 02 2024 11:45:35
[[BULLET]] Electronic Arts привезли на выставку живой самолет, который можно было погладить. [[BULLET]] На gamescom заявилось столько народу, что организаторам пришлось в какой-то момент пускать новых посетителей. [[BULLET]] Одна из основных…|Игромания...
17 02 2024 5:58:49
даже несмотря на попытки прикинуться очередным GTA-клоном, Wheelman — это чистая, концентрированная автоаркада, в которой главную роль играют машины, а сам Вин Дизель только старательно зачитывает реплики в промежуточных роликах и пребывает в о...
16 02 2024 17:46:40
ПОСЛЕДНИЕ НОВИНКИ ИЗ МИРА ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИLG ART VISION 42LF75 (ЖК-телевизор), Creative ZEN (MP3-плеер), Fly PC 200 (коммуникатор), Nikon Coolpix S51c (цифровой фотоаппарат), Philips SHL9600 (закрытые наушники)...
15 02 2024 8:35:45
Демоверсии Army Men: Air TacticsРазработчик 3DOИздатель 3DOЖанр ActionТребования P-166, 32 МбРазмер 42 МбИ еще одна часть детского 3DO’шного сериала про красных и зеленых пластмассовых солдатиков, сражающихся между собой. На этот раз битвы происходят...
14 02 2024 12:27:23
Роб Фут, Мэтью Бёргер: Для создания некроманта было несколько причин. Прежде всего это двадцатая годовщина франшизы Diablo и пятая — Diablo III, нам хотелось это достойно отпраздновать. Мы часто тестируем новые идеи, и однажды кто-то из…|Игромания...
13 02 2024 13:18:41
У каждого додика — своя методика. Станислав Прозапас Сказать, что Battle Realms сложна, — значит соврать. Причем самым наглым образом. Играть в нее будет трудновато даже для отцов RTS, не говоря уже о новичках. Для того чтобы успешно пройти...
12 02 2024 0:24:12
«Время теней», первый полноценный аддон к отечественной диаблоубийце «Магии крови» (до этого вышло многопользовательское дополнение, которое, если честно, тянуло разве что на патч), поставило вашего рецензента в очень неприятную, позорную, мож...
11 02 2024 5:50:25
мяч летит точно в верхний левый угол ворот. Голкипер в прыжке бросается к мячу. Всем очевидно, что вратарь отобьет удар, но неожиданно мяч меняет свою траекторию, резко снижается и, пролетев под правой рукой голкипера, врезается в сетку. Гол!В реальной жи...
10 02 2024 9:55:24
Хидетаке «Swery» Суэхиро повезло: разочаровавшая многих критиков и провалившаяся в продажах Deadly Premonition нежданно-негаданно стала культовой игрой. Она собрала вокруг себя сообщество преданных фанатов, которые столь яро…|Игромания...
09 02 2024 15:56:40
Сдвиг по фазеПочему аниматоры так не любят птиц и дpaконовЕсли вы опытный игрок и прошли не один десяток игр, то наверняка задавались вопросом: почему анимации одних игровых персонажей выполнены очень достоверно, а других (даже в той же самой игре)…|Игромания...
08 02 2024 7:38:45
«…В Last Light Артему снова предстоит остановить ужасную угрозу, которая, правда, в этот раз исходит не от мутантов, а от самих жителей извилистых туннелей. Грядет гражданская война. Обитатели станций готовы сцепиться друг с другом в борьбе за некое устро...
07 02 2024 6:18:40
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::