Бездушный математик. История развития вычислительных систем до появления персональных компьютеров, часть 1
На дворе конец первого десятилетия XXI века. В моду входят компактные настольные компьютеры и нетбуки на основе процессоров Intel Atom. Индустрия идет по пути миниатюризации компонентов вычислительных систем. Уже сейчас полнофункциональные устройства с поддержкой воспроизведения видео в High Definition можно поместить в карман брюк. Однако в середине прошлого столетия, каких-то 70-80 лет назад, простейшие компьютеры-калькуляторы занимали целые залы.
Давайте вместе окунемся в эпоху огромных «доисторических» компьютеров и так называемых мейнфреймов, которые правили бал в прошлом столетии. Мы расскажем о достижениях лучших математических и инженерных умов, об их трудах в тяжелое до- и послевоенное время. В те далекие годы вычислительные системы считались произведением искусства. Разработчики вкладывали свою душу в эти устройства, а для поддержания гигантских компьютеров в рабочем состоянии требовались чуть ли не магические способности.
Человек-компьютер
Архитектура современных компьютеров многим обязана Джону фон Нейману автору одной из главных теорий по созданию вычислительных машин. |
Как ни странно, но до появления первых автоматизированных вычислительных машин компьютером называли человека, который занимался расчетами. На рынке труда существовала одноименная должность. Для понимания термина необходимо базовое знание английского языка: глагол «compute» в переводе на русский означает «рассчитать» или «вычислить». Для отглагольного существительного «computer» в русском языке нет однозначного аналога. Слово переводится буквально как «тот, кто производит расчет». Впрочем, англицизм «компьютер» прижился и прекрасно себя чувствует.
Вычислениями обычно занимались группы людей. Каждый из участников процесса выполнял какую-то часть общей работы (первая реализация принципа параллельных вычислений?). Понятное дело, что адская работа компьютеров-людей отнимала слишком много времени, денег и нередко приводила к ошибочным результатам. Представьте себе: отдел крупного предприятия девятнадцатого столетия, в котором сидит несколько человек и ждет нового задания от начальства! Рутинная, повторяющаяся работа компьютеров просто-таки напрашивалась на хотя бы простейшую автоматизацию.
Первые попытки создать вычислительное устройство были предприняты в первой половине XIX века. Речь идет об аналитической машине (***ytical engine) англичанина Чарльза Беббиджа. По его задумке устройство на основе парового двигателя должно было рассчитывать и печатать логарифмические таблицы с высокой точностью. Для программирования и вывода результатов планировалось использовать перфокарты. Как это обычно бывает, прогрессивная мысль создателя намного опередила время. Промышленность той эпохи не смогла изготовить необходимые компоненты, поэтому правительство быстренько прекратило финансирование проекта, работа встала. Действующий образец машины по проекту Беббиджа был создан лишь в 1991 году. В настоящее время это чудо техники установлено в Научном музее Лондона.
Следующим знаковым событием докомпьютерной эпохи стала перепись американского населения в 1890 году. При этом использовались табуляторные машины (tabulating machine) разработки Германа Холлерита. Подсчет результатов предыдущей переписи 1880 года занял целых семь лет. К тому же окончательные цифры не отражали действительность из-за высоких темпов иммиграции. Власти были уверены, что подведение итогов новой переписи отнимет порядка 13 лет. Однако табуляторные машины сократили этот срок до 18 месяцев.
Компьютер Конрада Зюса Z1 больше похож на какую-то изощренную пыточную машину, нежели на вычислительное устройство. |
На идею создания такого устройства Холлерита вдохновили проездные билеты в поездах. Для нанесения на них информации контролеры использовали дыроколы. Изобретатель подметил, что точно таким же способом можно заносить информацию в вычислительную машину. В качестве носителя данных использовались перфокарты небольшого размера. Считывающее устройство определяло проделанные в картах отверстия, запоминала информацию и подавала оператору сигнал о завершении считывания.
Технология Холлерита быстро набрала популярность. Табуляторные машины использовали для самых разных работ. Их устанавливали в университетах и банках. Позже компания Холлерита была преобразована в International Business Machines, сейчас известную как IBM. Выпуск табуляторных машин продолжался до 1940 года, разработчики совершенствовали технологию, выпуская все более быстрые модели.
Новую ступень эпохи автоматизированных вычислений открыли аналоговые компьютеры, появившиеся в начале XX века. Эти системы использовали повторяющиеся физические явления (электростатику, механику, гидравлику) для моделирования решаемой задачи. Первое подобное устройство появилось в 1912 году это была механическая машина на основе дифференциального анализатора, созданная Артуром Полленом для боевых действий. Аппаратом активно пользовались русские войска во время Первой мировой войны.
Некоторое время аналоговые компьютеры считались будущим автоматизации. Однако появление первых электронных схем накануне Второй мировой войны расставило все на свои места. Электронные компоненты были функциональнее и лишены многих проблем, присущих аналоговым устройствам, главная из которых недостаточная точность работы.
Особенности современных мейнфреймов | |
Рабочая нагрузка мейнфреймов может составлять 80-95% от их пиковой производительности. Среднее время наработки на отказ для мейнфреймов 12-15 лет. С учетом того, что большинство из них работает по графику 24/7, это очень высокий показатель надежности. Мейнфреймы очень устойчивы к сбоям. Это достигается благодаря: а) дублированию: используются резервные процессоры, запасные микросхемы памяти, альтернативные пути доступа к периферийным устройствам; б) возможности горячей замены (не выключая системы) всех элементов; даже таких, как платы памяти и центральный процессор. Используя мейнфрейм, можно быть уверенным, что не потеряется ни один бит информации. В этих системах установлена память, исправляющая ошибки, а дисковые подсистемы основываются на RAID-массивах высокой степени надежности, с возможностью горячей замены и встроенными средствами для автоматического резервного копирования. В мейнфреймах реализованы совершенные системы защиты: криптографические устройства, Logical Partition (разбиение физической системы на несколько виртуальных, каждой из которых управляет отдельная ОС), средства контроля над доступом к ресурсам, такие как RACF или VM:SECURE. Пользовательский интерфейс мейнфреймов всегда был не на высоте. Однако в последнее время для многих подобных систем существуют удобные и эффективные способы управления через интернет. |
Смутное время цифровых вычислений
Британские компьютеры Colossus не дожили до наших дней их уничтожили по приказу правительства в 70-х годах прошлого века. К счастью, удалось восстановить систему по чертежам. |
Сильное влияние на создателей вычислительных систем оказало исследование английского математика и криптографа Алана Тюринга. Представленный им в 1936 году документ предлагал совершенно новую концепцию компьютера системы, которая выполняет программу, загруженную с внешнего носителя. Автор считал, что для этого надо реализовать адекватный механизм загрузки и выгрузки программ (например, перфоленту).
Американский математик Джон фон Нейман, впечатленный трудом Тюринга, придумал и изложил свое видение вопроса. Согласно его концепции компьютер должен использовать одну и ту же память для одновременного хранения как самой программы, так и данных. Концепция фон Неймана получила поддержку со стороны архитекторов новых цифровых систем и стала стандартом де-факто.
В 40-е годы прошлого века в мире существовало сразу три параллельных направления. Над созданием компьютера трудились в Германии, Великобритании и США. Работа инженера Конрада Зюса началась в изолированной Германии в 1936 году. Мастер приступил к созданию универсального цифрового калькулятора с возможностью внесения программ. Компьютер Z1 появился в 1938 году, но так и не завоевал популярности из-за неточной работы. Устройство было полностью механическим, но уже двоичным. Для сравнения, описанная Беббиджем аналитическая машина использовала десятичную систему счисления.
Осознав свои ошибки, Зюс приступил к разработке модифицированной машины Z2. В устройстве вместо арифметических и логических схем были установлены электрические реле. Этот компьютер также не получил всеобщего признания. По-настоящему легендарной стала следующая машина Конрада Зюса. Законченный в 1941 году Z3 считают первым работающим программируемым цифровым компьютером. По многим параметрам устройство напоминает современные системы (к примеру, оно умело работать с плавающей запятой). Z3 считывал программы с перфолент и поддерживал разработанный Зюсом высокоуровневый язык программирования. В общем, изобретателю было чем гордиться. Дальнейшей работе помешала война. Бомбардировки уничтожили многие наработки Зюса. По той же причине коллеги инженера в США и Великобритании не знали о машинах серии Zn (хотя позже IBM выкупила патенты на изобретения Зюса в обмен на финансирование).
Вычислительная машина Atanasoff-Berry Computer занимала не так много места по сравнению с аналогами от других производителей. Правда, и функциональность у нее была соответствующая. |
Разработка британских инженеров держалась в тайне до начала 70-х годов. Компьютер Colossus придумали с одной-единственной целью с помощью этой системы предполагалось расшифровывать немецкие радиопередачи. Colossus известен как первый полностью электронный компьютер на основе вакуумных трубок. Прототип Colossus Mark 1 представили в 1943 году. Машина была лишь частично совместима с концепцией Алана Тюринга. Программировалась она при помощи переключателей. Помимо этого, компьютер умел считывать программы с бумажной ленты.
Компьютер занимал много места, но создателей из Блечли-Парка (усадьба в графстве Бэкингемшир, которая во время Второй мировой войны была крупнейшим криптографическим центром) это не волновало. Во время войны Colossus Mark 1 и его модифицированная версия Colossus Mark 2 сильно помогли в разгадывании немецких шифров. Всего было создано десять машин, по окончании войны они были уничтожены. Именно поэтому компьютеры Colossus отсутствуют во многих исторических документах о развитии компьютерной промышленности прошлого века.
Американцы пошли по иному пути. В 1937 году компьютерный энтузиаст математик и инженер электроники Клод Шеннон реализовал принципы булевой алгебры при помощи электронных реле и переключателей. В том же году свой компьютер Model K на основе реле представил Джордж Стибиц из компании Bell Labs. Воодушевившись успехом изобретателей, начальство Bell усилило финансирование проекта и организовало комaнду разработчиков во главе со Стибицем. Результатом их трехлетнего труда стал калькулятор комплексных чисел. Разработчики показали готовую систему и смогли продемонстрировать работу с устройством на расстоянии (комaнды отправлялись через телефонную линию). На легендарной презентации присутствовали Джон фон Нейман, Джон Мачли и Норберт Винер. Все они написали о компьютере в своих мемуарах.
Компьютер ENIAC предлагал высокую производительность и продвинутый функционал в обмен на чудовищное энергопотрeбление, огромные размеры и устрашающий внешний вид. |
Параллельно со Стибицем над компьютерной системой трудились Джон Винсент Атанасов и Клиффорд Берри в Университете штата Айовы. Вычислительная машина под названием Atanasoff-Berry Computer умела решать системы линейных уравнений, в конструкции устройства было задействовано 300 вакуумных трубок и конденсаторы в механически вращаемом баpaбане. Система строилась без оглядки на теорию Тюринга. Компьютер не поддерживал программирование и поэтому не пользовался большим успехом. В июне 1941 года устройство осмотрел Джон Мачли. Реализованные в Atanasoff-Berry Computer идеи ему понравились, судя по всему, именно они легли в основу компьютера ENIAC, о котором мы расскажем чуть позже.
В 1939 году стартовал проект в лаборатории IBM Endicott. Инженеры компании использовали принципы аналитической машины Чарльза Беббиджа для создания своего Harvard Mark 1 (также известного как автоматический контролируемый калькулятор). Электромеханическое устройство использовало десятеричную систему счисления, основу конструкции составляли переключатели и электромагнитные реле. Машина содержала несколько параллельных вычислительных блоков, программа вносилась при помощи перфоленты. Harvard Mark 1 заработал в 1944 году.
Но одним из самых мощных компьютеров того времени был ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer), разработанный в Университете штата Пенсильвания под контролем Джона Мачли и Дж. Преспера Экерта. Компьютер начал функционировать в 1945 году и сразу же сразил всех своей производительностью. Система на основе электронных схем работала со скоростью 5000 операций в секунду, что намного больше, чем возможности любого похожего устройства того времени. ENIAC был оснащен модулями для умножения, деления, вычитания. Машина содержала примерно 80 байт памяти.
Высокая скорость работы вылилась в по-настоящему гигантские размеры устройства. ENIAC состоял из 17468 вакуумных трубок, 7200 диодов, 1500 электронных реле, 70 тыс. резисторов, 10 тыс. конденсаторов и порядка 5 млн соединений. Весила махина около 30 тонн, занимала площадь 680 квадратных метров, потрeбляла 150 кВт энергии. Компьютер принимал перфоленту с программами через считывающее устройство производства IBM. При создании ENIAC разработчики задействовали модульный подход все функциональные блоки устройства были выделены в отдельные сегменты для выполнения разных функций. Важной особенностью компьютера стала поддержка вычисления сложных последовательностей с использованием ветвлений. Правда, на разработку программ на бумаге у математиков уходило несколько недель, а задание параметров ENIAC при помощи переключателей отнимало еще несколько дней.
Фон Нейман в моде
Первые работающие системы на основе архитектуры фон Неймана появились в 1948-1949 годах. Свои разработки представили сразу два университета. Манчестерская машина под милым названием Baby стала первым компьютером со встроенной в память программой. Система создавалась для тестов нового типа компьютерной памяти так называемых трубок Виллиамса. Неожиданный успех побудил создателей к дальнейшей разработке. Спустя какое-то время систему переименовали в Manchester Mark 1 и представили первый коммерчески доступный компьютер Ferranti Mark 1. Создатели планировали продать несколько сотен таких машин, но не удалось доделать даже единственную заказанную систему заказчик прекратил финансирование проекта.
Это наводящее ужас нагромождение шкафов носило милое название Baby. |
Вторую систему по фон Нейману представил Кембриджский университет в 1949 году. Компьютер под названием EDSAC (Electronic Delay Storage Automatic Calculator) оснащался памятью на основе линий задержки и вакуумными трубками в качестве основной логики.
Так выглядел популярный коммерческий компьютер UNIVAC 1. Только представьте, сколько времени уходило у операторов на освоение пульта управления! |
Но наибольшую популярность заработал второй проект Экерта и Мачли. Компьютер EDVAC (Electronic Discrete Variable Automatic Computer) задействовал двоичную систему счисления. Его последовательная архитектура умела проводить операции сложения, вычитания, умножения и деления в автоматическом режиме. Программа была записана в быструю (по тем временам) последовательную память на основе линий задержки. Компьютер состоял из 6 тыс. вакуумных трубок, 12 тыс. диодов и потрeблял порядка 56 кВт энергии.
Первый EDVAC был доставлен в американскую Лабораторию исследования баллистики в 1949 году, но заработал он лишь в 1951 году после устранения ряда серьезных проблем. Кстати, примерно в то же время Экерт и Мачли ушли из Университета штата Пенсильвания и основали собственный бизнес по производству вычислительных систем Eckert-Mauchly Computer Corporation. Многие аналитики рассматривают системы Manchester Mark 1, EDSAC и EDVAC как прародителей современной архитектуры компьютеров.
Первым коммерчески успешным компьютером США стала система UNIVAC 1. Изначально ее разpaбатывала компания Мачли и Экерта. Однако финальный образец вышел из-под крыла Remington Rand, которая купила Eckert-Mauchly Computer Corporation. Новый компьютер использовал 5200 вакуумных трубок и весил порядка 13 тонн, система выполняла около 2000 операций в секунду и занимала комнату в 35 квадратных метров. Вместе с UNIVAC 1 появились приводы с постоянной памятью на основе магнитной пленки. Первую систему в 1951 году доставили в то самое американское бюро по переписи населения, где несколько десятков лет назад дебютировала табуляторная машина Германа Холлерита. Уже в следующем году UNIVAC 1 предсказал результаты выборов американского президента после загрузки всего 1% от общего числа голосов. Позже Remington Rand продала 46 компьютеров по цене $1 млн каждый.
IBM RAMAC дедушка всех современных жестких дисков. |
Прошло немного времени, и на рынок компьютеров, созданных по архитектуре фон Неймана, вышла компания IBM. В 1952 году «гoлyбой гигант» публично анонсировал свой первый мейнфрейм систему IBM 701 Electronic Data Processing Machine. Компьютер оснастили электростатической памятью на основе трубок Виллиамса общей емкостью до 18 Кб. Сама система состояла из многочисленных модулей с аналитической логикой, памятью, устройствами для считывания и записи перфокарт и так далее. Каждый из модулей был собран в рамке, отсюда и пошло название мейнфрейм (в переводе с англ. main frame основная рамка).
В 1954 году вместе с новым поколением IBM 704 появилась магнитная память, которая стала стандартом для больших компьютеров. Новая система базировалась на сильно переработанной архитектуре, но при этом сохраняла совместимость с предыдущей моделью.
Примерно тогда же оформился первый реализованный на пpaктике высокоуровневый язык программирования фортран. В компьютеры начали загружать микрокод с первичными комaндами. Идеи инженеров IBM меняли рынок компьютеров. Компания представила несколько модификаций своих систем, включая уменьшенный 900-килограммовый IBM 650, и выпустила первый накопитель на магнитных дисках под названием RAMAC (Random Access Method of Accounting and Control). Устройство использовало пятьдесят 24-дюймовых металлических пластин общей емкостью до 5 Мб. При этом каждый мегабайт обходился покупателям в $10 000. Для сравнения, сейчас цена одного мегабайта на различных носителях обычно не превышает двух сотых цента.
Высокий язык | ||
Фортран первый язык программирования высокого уровня, созданный для быстрого и удобного написания программ. Он был разработан в период с 1954 по 1957 год в недрах компании IBM. Руководил проектом Джон Бэкус, который впоследствии получил за эту разработку премию Тьюринга (в 1977 году). Само название Fortran это аббревиатура от FORmula TRANslator, что в переводе с английского означает «переводчик формул». Фортран широко использовался (и используется) для научных и инженерных вычислений. Сегодня можно найти множество готовых библиотек, написанных на этом языке: пакеты для перемножения матриц, пакеты для решения сложных интегральных и дифференциальных уравнений и многие-многие другие. Они отлажены, эффективны и тщательно документированы. А самое главное все эти программные пакеты свободно доступны в исходных кодах.
|
* * *
Мы с вами подобрались к самому интересному. Рынок компьютеров начал расширяться, выбрался за рамки секретных лабораторий и правительственного финансирования. Производители вычислительных систем стали заpaбатывать хорошие деньги, развивать свои собственные технологии и делать выгодные предложения корпоративным пользователям. А где деньги там и технический прогресс.
В следующей части нашего рассказа мы поведаем о компьютерах второй половины XX века. Именно в это время получили распространение транзисторы, появились первые интегральные микросхемы и случилось еще много чего интересного.
Мы наконец дождались премьеры гeймплея Baldur’s Gate III — надо же, не прошло и двадцати лет! Причём продолжение делается явно не спустя рукава: у Larian Studios после двух частей Divinity: Original Sin огромный кредит доверия…|Игромания...
27 03 2024 2:56:44
«…Игра умело жонглирует ситуациями, в один момент подкидывая напряженный бой, в другой — интригуя хоть и сказочно наивной, но милой историей. Потом — дает чуть передохнуть, чтобы спустя несколько минут снова заставить напрячься и поломать голову над хитро...
26 03 2024 20:46:12
итак, принцип "те же щи" в действии. Вместо роботов у нас теперь пехота союзников (каких? см. внимательно полное название игры!), вместо потешных танчиков — вполне себе натуральные модели "абрамсов", "шепардов" и "пантер", вместо унылых тропинок далеких п...
25 03 2024 2:50:23
"...Neverwinter Nights. Стопроцентный хит. С ним поставляется отличный редактор (см. "Мастерскую"), позволяющий создавать свои приключения. Но вот саму ролевую систему поменять, увы, нельзя. Нельзя добавлять свои заклинания, свои фиты, и еще много чего не...
24 03 2024 17:42:41
Проекты студии Obsidian Entertainment, которая уже почти десять лет назад выпустила легендарную Fallout New Vegas, всегда ценили за проработанный мир и сюжет. И если бы после выхода Fallout 4, которую делали уже без участия Obsidian, фанатам серии…|Игромания...
23 03 2024 3:15:23
ОТ РЕДАКТОРА Привет! Интерфейс Комплектация 2 DVD Комплектация 1 DVD Несмотря на убийственную жару и неудержимое желание бросить все и уехать куда-нибудь на курорт, мы продолжаем делать свою работу, отбирая для вас все лучшее, что вышло за…|Игромания...
22 03 2024 18:10:21
«…Если сравнить Paradox Interactive с любым другим крупным издателем, можно прийти к выводу, что шведы все делают неправильно. Они никогда не пытались бороться с пиратами, не проводили умопомрачительно дорогих рекламных кампаний, а их игры — все до единой...
21 03 2024 10:28:57
...Четвертый Broken Sword будет поддерживать технологию amBX, разработанную в недрах Philips. Встроенный в стену плоский монитор, разноцветные фонарики за матово-прозрачными стенами, под полом — вентиляторы с изменяемой скоростью вращения, табурет т...
20 03 2024 0:45:54
«…Игра использует стандартную для стратегий в реальном времени камеру и похожий интерфейс, однако сражения приправлены драйвом и элементами ролевых экшенов. Грубо говоря, выглядит и управляется Dota примерно как StarCraft 2, но вы не строите базу и распор...
19 03 2024 15:57:30
То сказано глупцом и признано глупцами, Что будто cмepть для нас творит ужасным свет! Пока на свете мы, она еще не с нами; Когда ж пришла она, то нас на свете нет! В. А. Жуковский (октябрь 1814 г.) Кинофильм «Чужой 3» не снискал…|Игромания...
18 03 2024 11:33:37
“Страшилки: Шестое чувство” — на данный момент, пожалуй, один из самых удачных квестов российской студии “Сатурн +”. Этим он обязан не новаторской графике или умопомрачительному сюжету, а, в общем-то, главной героине — Шизе, дeвoчки без комплексо...
17 03 2024 7:31:37
«…Зорич наполнил исторические миссии и реальные ситуации деталями, от которых каждый ваш шаг тут пропитан драмой, динамикой и массовым, рядовым героизмом простых ребят — будь то отчаянный прыжок под вражеский танк с гранатой в руке или попытка прорваться...
16 03 2024 17:48:24
О 3D REALMS. Я понятия не имею, какого черта они там тормозят с Duke Nukem Forever! Мои фанаты ждут не дождутся уже десять лет, а эти лентяи размениваются на каких-то там Max Payne и Prey! В общем, вот что: если он промедлят еще хотя бы год, я их собствен...
15 03 2024 2:29:41
«…С тех самых пор, как вышла Operation Flashpoint, в воздухе витает идея сделать такой же хардкорный шутер, только в декорациях Второй мировой. Все мы знаем историю Red Orchestra, развившейся из любительской игры в профессиональную, а теперь по ее стопам...
14 03 2024 3:41:44
Три тысячелетия назад, на заре становления Алессианской империи, легендарный король-маг айлейдов Умарил Неоперенный был побежден своим заклятым врагом — Святым Крестоносцем Пелиналом Уайтстрэйком. Однако на cмepтном одре герой предсказал, что Умарил ве...
13 03 2024 15:17:12
«…с переездом в современность в DeathSpank появилось огнестрельное оружие, благодаря которому игра периодически напоминает аркадный шутер: вы поливаете все свинцом, бросаете гранаты, стреляете из базуки, вокруг — покореженные самолеты, какие-то окопы, тра...
12 03 2024 16:55:41
Сразу подчеркну: я никогда прежде не играл в Return to Castle Wolfenstein. Стыдно для игрового журналиста, согласен. Именно поэтому я исправляю пробелы в своих (и иногда читательских) познаниях, прикасаясь к золотому фонду классических игр впервые,…|Игромания...
11 03 2024 22:20:11
Увлекательная и атмосферная игра, которая, однако, проигрывает первой части. Она не привнесла ничего кардинально нового в жанр, но лишний раз доказала, что игры по кинолицензии могут быть качественными и захватывающими....
10 03 2024 8:51:23
«…В распоряжении игрока есть несколько снарядов, с их помощью нужно подорвать все расположенные на уровне мины. Игра сама предлагает вам место, откуда начинать «атаку», вы выбираете угол обстрела, натягиваете тетиву рогатки — и снаряд полетел! Такой вот н...
09 03 2024 18:44:38
...Medal of Honor, Call of Duty и другие WW2-шутеры приучили нас к тому, что солдаты с «томпсонами» — наши друзья и коллеги, стрелять в которых ни в коем случае не надо. «Cмepть шпионам» в корне меняет эту систему ценностей,...
08 03 2024 23:55:45
7.62Abyss Lights: Frozen SystemAgatha Christie: Evil under the SunAge of Empires 3: The Asian DynastiesAGEOD's American Civil WarAliens vs PredatorAmerican McGee's AliceAnacapri: The DreamAnarchy OnlineAnkh: Battle of the GodsAnstoss 2007ArmA: Queen's...
07 03 2024 7:41:30
вопрос куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ныне в WoW есть целая прорва рейдовых инстансов, давно заброшенных за ненадобностью, и решение разработчиков взяться за Накс — ретушь лишь одного расплывающегося штриха в общем портрете...
06 03 2024 17:27:21
Эра ВолкаРаз в тысячу лет колесо времени описывает роковой круг, и эра спокойствия и процветания сменяется эпохой Тьмы и анархии. До тех пор, пока невидимые часы, пересыпающие песок всего сущего, не совершат еще один оборот, на земле будут править...
05 03 2024 3:10:57
Эта рубрика с путешествиями в прошлое — одна из самых старых в истории Игромании: ввели её ещё в начале нулевых. Временами редакция о ней забывала (иногда на несколько месяцев, а порой и на пару лет), теряла авторов, тонула в репортажах с…|Игромания...
04 03 2024 2:46:32
Один стремится к бесcмepтию продолжением своего рода, другой делает большие земные дела, чтобы обесcмepтить свое имя, и только третий ведет праведную и святую жизнь, чтобы достигнуть бесcмepтия, как жизнь вечную. Д.Хармс Ниже приводится крат...
03 03 2024 23:17:22
Встань на защиту галактики в Halo Wars 2 Мультиплеер Halo Wars 2 отныне состоит из двух глобальных режимов — есть «классический», с постройкой базы, сбором ресурсов и накоплением армии, а есть и новинка —…|Игромания...
02 03 2024 3:49:16
В первый раз я опробовала VR около трёх лет назад: в торговом центре примерила очень дешёвые очки, которые работали с мобильным телефоном. И, мягко говоря, никакого впечатления это на меня не произвело. С тех пор было ещё несколько игр для разных…|Игромания...
01 03 2024 5:34:36
Вместо того чтобы выпускать новые части серии раз в году, разработчики задумали расширять ее дополнениями. За прошедший год они успели добавить в игру мотоциклы (!), честную смену дня и ночи, несколько новых режимов, машин и еще кое-что по мелочи...
29 02 2024 13:35:59
"...На сегодняшний день пpaктически все известные марки уже успели выпустить прошивки с технологией "а-ля PAT", модифицирующие производительность чипсета 865PE.Что удивительно, в этой развеселой суматохе дешевый и "бедный" 865P был как-то позабыт. И это н...
28 02 2024 14:24:14
Фэнтезийный экшен, основанный на вселенной книг Роберта Джордана. Забудь про бластеры и плазмометы третьего тысячелетия, отныне твоя стезя – магия, тайная и явная! Как это былоИстория темная, и концы ее давно потеряны в бесконечном полете Времени. Уме...
27 02 2024 4:38:42
многое из того, что тут есть, не найти больше ни в одном из известных науке автосимуляторов: эксклюзивную лицензию на WTCC или ту же «Формулу-3000», например...
26 02 2024 8:58:34
Долгожданное продолжение доморощенной аркады “о тяжелых буднях тружеников преисподней”. Почему долгожданное? Все просто: оригинальный “Адский субботник”, несмотря на всю свою вопиющую несовременность, был на редкость удачной игрой. Классический плоски...
25 02 2024 22:33:22
Полночный звонок потревожил ваш спокойный сон — вам надлежит срочно явиться в штаб. Крупная террористическая организация N.I.T.O., вознамерившаяся захватить власть во всем мире, решила претворить свои амбициозные планы в жизнь, и теперь, как и всегд...
24 02 2024 2:37:57
Успех Drakensang поспособствовал важному культурному явлению — вернулась мода на ролевые игры по немецкой TDE. Radon Labs анонсировали вторую часть Drakensang, а их земляки из Silver Style Entertainment, внутреннего подразделения The Games Comp...
23 02 2024 2:35:11
«…Вообще можно сказать, что Bound by Flame — игра о выборе и его последствиях. И речь не только о душевных метаниях между демоном и человеком внутри себя. Вся игра будет поделена на главы, в рамках которых игроку предоставлена пpaктически полная свобода....
22 02 2024 19:27:46
«Империя превыше всего», еще одна российская игра с литературной основой, в какой-то момент лишилась лицензии Ника Перумова и вообще как-то забуксовала в разработке. Состоявшийся, наконец, релиз показал: своего согласия писатель не дал по понятным прич...
21 02 2024 11:17:28
24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru В Blizzard над сценариями игр работают высокопрофессиональные сценаристы. • • • Хочу попросить у вас совета.…|Игромания...
20 02 2024 17:11:51
Джон Ромеро и Том Холл продолжают вытаскивать “бегемота” Midway из игроиндустриального болота, в котором он пребывал последние несколько лет. Первая игра, сделанная под их патронажем, — The Suffering — разошлась впол...
19 02 2024 1:46:25
Начнем мы, правда, с малого. В сегодняшней статье мы детально разберем анатомию редактора, изучим основные клавиши управления, потренируемся в формировании ландшафта и текстурировании локаций, а также побеседуем о расстановке объектов на уровне и написани...
18 02 2024 7:32:22
«…по содержанию Yesterday — это еще и самая мрачная, взрослая игра Pendulo. Если раньше они делали ставку на хихоньки и хаханьки, на пародийные игры, в которых убийства и детективные интриги лишь оттеняли общее светлое настроение, то тут все наоборот: жес...
17 02 2024 18:51:14
«…Evoland начинается во времена расцвета Game Boy, быстро проскакивает восьми- и шестнадцатибитные приставки, долго топчется в эпохе PlayStation и медленно увязает на подходе к PS2. Если на вашей полке до сих пор пылится старая добрая «Денди» и картридж с...
16 02 2024 14:50:25
Видеомания * Игровая зона /темы CD: Neverwinter Nights: Hordes of Underdark — Diablo Remake * Call of Duty — Fusion Pack * Warcraft III: The Frozen Throne: Nature’s Call — Return of The Dragons; темы DVD: Battlefield Vietnam &mdash...
15 02 2024 21:13:26
Леди Димитреску — Resident Evil Village Вот наконец и до этой рубрики добралась всеобщая одержимость злодейкой из грядущей Resident Evil — жуткой, но по-своему очаровательной Леди Димитреску. Перевоплотилась в неё Алиса Арефьева,…|Игромания...
14 02 2024 14:32:41
TES Script MasterDarkstar One Modding ToolsRush for Berlin Developer Toolsех Machina SDKРусская локализация для ZModelerRoad Pack 1.0 для Far Cry Editor...
13 02 2024 6:28:17
Скорее всего, в головном офисе Klei Entertainment установлены два алтаря: один — Квентина Тарантино, другой — Роберта Родригеса, потому что Shank — это даже не вежливый кивок, а нижайший поклон творчеству обоих режиссеров. От…|Игромания...
12 02 2024 7:31:38
Подчас диву даешься, какие игры добираются до четвертых частей! Впрочем, если взглянуть на название, то все становится на свои места. Paintball на Западе — не развлечение для избранных, а вполне обычный способ убить время и получить от этого удовольствие....
11 02 2024 23:59:41
На первый взгляд, Dominions II — нечто совершенно непотребное. Ну ладно, двумерную карту из «лоскутков» простить можно (остается же Europa Universalis хитом!), но солдатики вышиной в шесть пикселей, так что отличить мечника от копейщика...
10 02 2024 16:32:47
The Little Acre относится к тем играм, что при видимой простоте и избитости во время прохождения раскрываются перед нами, словно утренний цветок. Сначала он казался блеклым и неказистым, но стоило только солнцу коснуться его лучом, как стало ясно,…|Игромания...
09 02 2024 3:20:11
Сделать игру по сериалу «Скорая помощь», который крутили в нашей стране несколько лет назад, — идея более чем достойная. Но чтобы игра удалась, нужны деньги. А их как раз у разработчиков оказалось не так уж и много... Гeймплей сильно напоминает...
08 02 2024 5:44:40
Все более широкое распространение консолей, в которых некоторые писишники видят лишь средоточие зла, положительно повлияло на возрождение жанра adventure. Выпускать квесты эксклюзивно для PC сейчас просто невыгодно. Не обрати разработчики внимание на...
07 02 2024 5:54:17
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::