Игры трудных жанров > Minecraft истории
истории Minecraft    

Игры трудных жанров

Игры трудных жанров

Спецматериалы Игры трудных жанров 005.04.2009 05:20  |  Про культовые проекты знают самые активные игроки, но не знает дядя Вася, зашедший в магазин, чтобы взять «что-нить прикольное погамать». Культовых разработчиков любят журналисты, но не любят менеджеры по закупкам, на чьих полках пылятся интер Спецматериалы

На десятом году своей работы в издательском бизнесе я понял, что бывают трудные жанры. Например, культовые проекты культовых разработчиков, квесты, а также игры с серьезным сюжетом. Сначала покупка игр была предсказуемым и приятным занятием: раз  и «Готика» нашлась, два  и серия Delta Force нарисовалась. Однако теперь я знаю, что некоторые игры бывает невозможно ни оценить, ни продать, особенно за пределами России, а слова «вся пресса просто в восторге» стоит понимать скорее как «кроме прессы, игра никому не нужна».

Для игроков и большинства разработчиков разделение проектов на «трудные» и «не очень» не слишком очевидно. Но издатель оказывается последним в цепочке «идея  продукт  деньги», а потому знает про непродаваемые игры не понаслышке. Для игроков хорошая игра  это игра интересная, красивая, необычная... да что там, причин для любви масса. Для издателя хорошая игра  это, во-первых, игра предсказуемого качества, во-вторых  прибыльная. А красота или оригинальность задумки к предсказуемости и прибыльности отношение если и имеют, то очень отдаленное.

Истории коммерческого успеха («боевой вертолет» Comanche 4 от Novalogic, в России продано более 200 тыс. копий) отличаются от историй провала («боевой космолет» Tachyon: The Fringe от Novalogic, в России продано менее 20 тыс. копий) только одним  количеством заработанных денег. При этом уровень исполнения, бюджеты и оценки прессы у обоих проектов на одинаково высоком уровне. Просто чем труднее жанр проекта, тем выше вероятность, что денег в конце издательской цепочки будет мало.

Сколько раз я читал на форумах: «Ну почему же ни одна свинья до сих пор не сделала игру про Великую Октябрьскую революцию?!» Ответ один: жанр трудный, а потому финансировать не готовы ни свинья, ни издатель, ни свинья напополам с издателем. Сколько раз я слышал от игроков обвинения: «Ну кто, кто, КТО придумал делать ТАКУЮ дрянь, как ЭТО вообще родилось?!» Ответ надо искать там же: такой дрянной проект почти всегда прост и предсказуем, а значит, игроки будут покупать, даже если на обложке крупными буквами написано: «Осторожно, 100% трэш!»

Игровой рынок  механизм саморегулируемый, до локализации и издания даже в России доходят только те проекты, чьему рождению поспособствовал прогнозируемый спрос. Например, и LADA Racing Club, и Need for Russia (два признанных трэш-проекта в жанре гонок) были запущены одним и тем же издателем, и это, конечно же, не совпадение. Это трезвый расчет. Не было бы спроса  не было бы и предложения.

Comanche 4 (вверху) и Tachyon: The Fringe (внизу). С точки зрения графики и гeймплея разница минимальна, однако первый неплохо продался, а второй бесследно канул в Лету.

Небольшое упражнение: постарайтесь вспомнить, давно ли вы видели хотя бы одну игру про подводный мир. А знаете, почему с определенного момента эти игры с рынка как волной смыло? Потому что за последние полтора десятка лет с треском провалилось несколько проектов в этом жанре, включая замечательную Archimedean Dynasty от Blue Byte, и с тех пор ни один здравомыслящий издатель даже от полного отчаяния не будет связываться с этим жанром.

Спрашиваю коллег из чешского филиала CD Projekt: ребята, что у вас точно не продается, чтобы я и не предлагал? Отвечает Мартин, директор: у нас не продаются плохие игры и любого качества подводные симуляторы. Это такой закон чешского рынка, прогнозируемое на 100% фиаско.

Спрашиваю коллег из польского офиса «Сенеги»:

Боевики любите?

Любим,  говорит менеджер по маркетингу Томас.  Только, пожалуйста, не надо ничего про подводные миры, даже если это супербоевик от признанного разработчика.

И Мартин, и Томас начали работать в индустрии уже после того, как отшумела последняя волна подводного жанра, однако старшие коллеги их научили: если действие игры под водой  трогать нельзя, пойдет на дно.

Cмepть подводных проектов  это, безусловно, минус. Вымер целый биологический вид. Туда же в последнее время катятся и игры в открытом космосе. Wing Commander был превосходной серией, я сам налетал в боях с килрати не одну сотню часов, однако перезапуска серии в ближайшее время не ждите  в Electronic Arts не Дypaки сидят и риски трудных жанров прекрасно понимают.

С другой стороны, вымирает не только редкое и хорошее. Вымирает и откровенный хлам, очищая тем самым экологическую нишу для новых, приличных проектов. Я до сих пор помню детскую игру из Германии про убийство куриц, они еще весело так разлетались кровавыми клочьями. Как бы трудно ни было поверить в это на фоне непрекращающейся в последнее время волны трэша, этот куриный ужас так и не нашел себе российского издателя. Детские игры  жанр не просто трудный, он архитрудный, и то, что плохие детские игры не разойдутся даже даром, любому известно.

Классифицировать трудные жанры непросто. Чтобы понять, что проект определенной темы будет плохо продаваться, даже если вам его сделает лучшая в мире комaнда с самым большим в мире бюджетом, надо такой проект сначала профинансировать и завершить, а затем в лепешку расшибиться, пытаясь его продать. Давайте для наглядности поговорим о такой издательской страшилке, как культовые проекты культовых разработчиков.

Автора!

Сергeй Климов  генеральный продюсер московской студии Snowball Studios. Играми занимается 13 лет, за это время успел издать в России более 150 проектов для всех платформ  PC, PS2, PSP, PS3, Xbox 360, Wii и DS, хотя к РС относится с особым трепетом. Из собственных игр одну успел разработать и издать («Pike: Операция «Громовержец»), другую  разработать и заморозить («Всеслав»).

Кроме выпуска проходных проектов вроде «Отчаянных домохозяек» и «Хроник Нарнии», Сергeй и его комaнда успели отличиться образцово-показательной локализацией «Готики», переводом необъятного ролевика Mass Effect (впервые привлекли для дубляжа почти 180 актеров) и продюсированием серии «Пенумбра».

Любит выпить виски в хорошей компании, обожает участвовать в гонках по полигону на своей ярко-синей Audi TT и жить не может без настоящего зеленого чая Gyokuro, который ему ежемecячно присылают коллеги из Японии.

Культовые проекты культовых разработчиков

Две замечательные игры, безжалостно проглоченные рынком,  Archimedian Dynasty и Wing Commander.

Когда я брожу по игровым форумам, хаpaктеристика «культовый проект» обычно вызывает у меня азapт: быть может, я пропустил что-то интересное и надо срочно восполнять пробелы в образовании? Так, например, несколько лет назад я набрел на выпущенную ограниченным тиражом игру Spellcross  культовую пошаговую стратегию небольшой студии Cauldron, независимого разработчика из Словакии. Уверен, что большинство из вас никогда не слышало не только про этот проект, но и про сам факт существования в Словакии хоть какой-то игровой индустрии.

А между тем напрасно. Это классика жанра, там умопомрачительный баланс закупки новой техники и инвестиций в исследования, отряды и армия отлично управляются, есть принцип укрепления неподвижных отрядов, а зона видимости зависит от высоты наблюдателя. Именно эту игру я с чистой совестью и большим уважением называю «культовая» (забегая вперед, скажу, что вторая причина культовости Spellcross  абсолютный коммерческий провал: игра вышла только в двух странах и у нее не было не только продолжения, но даже локализации на европейские языки).

Когда я говорю прессе фразу «культовый разработчик», журналисты, как правило, радуются: «культовый»  это явно кто-то, у кого есть сформировавшееся мнение, кто-то, кто не будет отвечать на вопросы фразой «наверное, лучше дождаться реакции публики». Знаете, культовый разработчик никого не ждет и никого не слушает, он творит, а в перерывах курит и ругается матом. Хорошо это или плохо, зависит от конкретного разработчика, однако журналисты все равно в восторге, так как эмоциональный собеседник  залог хорошего интервью. Пока пиар-менеджеры «Атари» косноязычно объясняют какие-то мистические причины очередных финансовых потерь, Брэд Уорделл из Stardock (Galactic Civilizations), не стесняясь, говорит: идиоты не захотели делать Master of Magic 2, а вместо этого профинансировали массу посредственных игр для консолей. В первом случае имеем политику, во втором  позицию.

Андрей Кузьмин, дизайнер cyмacшедших, непонятных и незабываемых «Вангеров»,  культовый разработчик. С ним познавательно общаться, нравится вам или не нравится его подход к играм. Пьер Гийод, автор старых добрых «Гоблинов»,  еще один культовый персонаж нашей индустрии. Он уже как двадцать лет рисует комиксы и создает неповторимых персонажей. Как говорит сидящий в холодильнике стаканчик йогурта с одной из карикатур Пьера, «я еще не знаю, что меня ждет, но уже чувствую, что это будет нечто интересное». С Пьером не соскучишься!

Однако фраза «а сейчас мы вам покажем культовый проект культового разработчика», произнесенная на деловой встрече с игровым издателем, означает только одно: сейчас вам будут пытаться втридорога впарить какую-то оригинальную муть. Как однажды сказал мой испанский партнер в ответ на предложение профинансировать экспериментальный проект российского разработчика, «пресса про игры пишет, но сама их не покупает; продай мне лучше гонки  они попроще и подешевле». Испанец оказался стреляным воробьем, и он был прав: чтобы не вылететь в трубу, от экспериментов лучше держаться подальше.

Про культовые проекты знают самые активные игроки, но не знает дядя Вася, зашедший в магазин, чтобы взять «что-нить прикольное погамать». Культовых разработчиков любят журналисты, но не любят менеджеры по закупкам, на чьих полках пылятся интересные по идеям, но провальные по продажам Republic: The Revolution и Darwinia. Большая удача для любого издателя  подписать простой и очевидно коммерческий проект культового разработчика: это и хорошая пресса, и прогнозируемый спрос. А вот культовый проект культового разработчика   это уже разновидность очень медленного и очень дорогого самоубийства.

Вам понравился трейлер Mirror’s Edge  проекта, на который Electronic Arts ссылается как на пример своих смелых действий по развитию новых серий? Не так давно были обнародованы результаты продаж. Они сильно ниже даже ожиданий самого издателя. Развитие серии если и будет, то явно в сторону «в это можно играть», чем «про это интересно читать».

Вы любите созданного Якубом Дворски «Самороста»? Мы тоже его обожаем, но в таблице наших проектов, выпущенных в России в 2008 году, эта замечательная культовая игра по количеству проданных копий занимает последнюю строчку (изданием мы очень даже гордимся, однако Якуб при этом ездит на электричке, а не на спортивной BMW, как директор коммерческого «Нивала» Сергeй Орловский).

Вы до сих пор вспоминаете необычайно красивый и оригинальный Paraworld от студии SEK? С финансовой точки зрения проект умер еще до выхода (в части стран его просто отказались издавать), и разработчик вскоре закрылся. А разработчик-то был прекрасный, со способностями к творчеству, главного дизайнера Томаса я вообще считаю одним из самых талантливых людей в нашей индустрии. Его предыдущим проектом была веселая и хорошо принятая прессой игра «Гномы» (Wiggles). После издания которой, если кто не в курсе, обанкротился профинансировавший ее издатель Innonics.

Вот такие дела творятся с культовыми проектами культовых разработчиков. Вы все еще удивлены, почему издатели от них шарахаются как черт от ладана?

Из жизни издателя, апрель 2008-го

И вот тут он понимает, что на самом деле ему перенесли сознание, перенесли личность, и что его действительно хотели убить, и даже убили, а потом пересадили в другого человека, в его убийцу, и он сейчас должен понять, что же ему делать с этим секретным орденом. Только, конечно, все совсем не так очевидно, потому что...

Последние полчаса мы со старшим продюсером студии Snowberry (Penumbra) сидели в холле гостиницы «Космос» и слушали разработчика одной российской студии. Нам было уже очень-очень плохо, но никто из присутствующих этого не замечал, и карусель про перенос сознания и поиск каких-то невероятных тайн продолжала крутиться все с той же умопомрачительной скоростью.

Речь шла о ролевой игре, действие которой разворачивалось в средневековой Европе. Больше мы ничего так и не поняли  у разработчика не было ни эскизов, ни прототипа, но зато был дизайнер с горящими глазами, и все это время он очень вольно пересказывал одну невероятно запyтaнную историю. История его явно увлекала, и внутренний голос подсказывал, что даже если студия не завершит игру, то, по крайней мере, сама комaнда с удовольствием проведет два года в попытках построить свой собственный, пусть и немного странный, игровой мир. Что до нас  любая попытка представить, как преподнести этот проект нашим сопродюсерам в Стокгольме, вызывала мучительный приступ головной боли, и мы все ждали удобного случая откланяться.

Дизайнер был молод и еще не понимал, что выбрал один из самых трудных жанров  ролевую игру, где помимо сюжета крайне важна качественная реализация сложной системы.

Хорошо, когда студия может потратить два года и полмиллиона долларов на разработку рабочей версии, после чего уже не нужны никакие слова, достаточно лишь забросить игру на ftp и позволить издателю самому поиграть и придумать, как лучше всего представлять подобный проект публике. А вот если собственных средств нет, так же как нет и уже завершенных проектов в жанре, то начинаются адские муки как для разработчика («Они что, все тупые? Почему они так на меня смотрят?»), так и для издателя («Эй, вы кого к нам в гости привели? Он с кем сейчас разговаривал?»).

Шрифт для слепых

Отличные примеры «местечковых» игр  немецкая (Carcassonne), русская («Санитары подземелий»), венгерская (For Liberty!) и словацкая (Spellcross) разновидности.

Оставив в покое оригинальные идеи и приключения, давайте посмотрим на другие проекты, которые снятся издателям в кошмарных снах.

Во-первых, это игры по местным (если не сказать местечковым) фильмам, книгам и прочим известным только узкому кругу лиц произведениям. Какие ассоциации у вас вызывает название WB5? А это, между прочим, немецкая игра с неплохими (у себя на родине) рейтингами. И кто-то в Германии ее очень даже ждал!

А как насчет рисованного квеста «Пацаны не плачут», проекта из Польши? Сколько мы ни смотрели на игру, так и не поняли, зачем это делать и кому оно нужно. Вероятно, польские издатели испытывают подобные ощущения, изучая так хорошо знакомого нам «Петьку и Василия Иваныча» от «Буки», не говоря уже о новом шедевре  «Буратилле». В чем прелесть этой игры, без российского паспорта не разберешься.

Сильная зависимость от локальной темы ограничивает потенциал не только бюджетных проектов, трудно разработчикам любого уровня. «Санитары подземелий» оказались успешной игрой что по продажам, что по отзывам игроков. Однако  исключительно российской игрой, ибо восприятие проекта сильно зависит от культурного контекста. Игру можно перевести, но в отрыве от российского рынка она потеряет систему координат. Я до сих пор помню квадратные глаза шведского издателя, прочитавшего рекламный буклет под заголовком «New Project  Dungeon Cleaners» (это был почти буквальный перевод названия: dungeon  подземелье, cleaners  уборщики). Швед не понял ни смысла названия, ни сюжета, ни сильных сторон проекта.

Пример из другого жанра  феноменально популярная в Германии стратегия Carcassonne, хорошо знакомая тем европейцам, которые играли в настольную версию. За пределами Германии и Франции версия для РС продана мизерными тиражами, так как без традиций настольных игр проект воспринимается как неплохая, но простоватая стратегия со странностями. А такие вещи в магазинах не продаются.

Или вот, что вы скажете про игру «Малыш прыгает на лыжах»? Чтобы ее понять, надо знать, что Малыш  это не друг Карлсона, а фамилия польского спортсмена. А чтобы ее полюбить, надо быть поляком, ибо прыжки на лыжах  это один из немногих видов спорта, в котором Польша показала хороший результат на зимних Олимпийских играх. Знаете, самые успешные по продажам в Польше игры  «Ведьмак» и пятые «Герои меча и магии». Так вот, «Малыша» было продано больше, чем «Ведьмака» и «Героев», вместе взятых.

Наконец, можно вспомнить и про хорошо известную в Венгрии игру For Liberty! Это военная стратегия, в которой восстановлены события хорошо знакомой (венграм) войны за освобождение чего-то от кого-то; дело происходит в известном венграм историческом периоде на знакомой венграм территории (простите, но венгерскую историю я в школе изучал по диагонали). Не спрашивайте меня, о чем конкретно идет речь, проект я видел мельком, для меня такая игра  вещь настолько же экзотическая, как для венгров  игра про русско-финскую войну, надолго в голове не задерживается. И тем не менее на родине проект прекрасно принят! В России бы ее купили только отъявленные фанаты исторических варгeймов.

Второй вид ночных кошмаров  это игры по фильмам. Не в плане качества конечного продукта (этот вопрос я даже не хочу поднимать, тема отдельного разговора), а в плане предсказуемости. Разница между проектом, на который подписывается региональный издатель (например, мы), и проектом, который мы потом получаем для локализации и издания, обычно колоссальная.

Несколько лет назад я присутствовал на пресс-конференции под Манчестером, где разработчики из Traveller’s Tales показывали издателям и прессе, в том числе и российской, игру по мотивам фильма «Хроники Нарнии». На вопрос журналиста из России, почему у них такой огромный и страшный шрифт («Это что, для слепых?»), продюсер студии ответил, что версия  предварительная и что в финальной версии все будет чики-пуки (стандартный оборот британских разработчиков «it’s going to be absolutely amazing» по-другому трудно перевести, но уровень доверия к обеим фразам  одинаковый). Угадайте, что мы издавали спустя полгода? Все правильно, страшную игру со шрифтами для слепых, где, видимо для пущего погружения в сказочный мир, весь первый уровень один персонаж, схватив другого, дубасил им по всякой мебели, выбивая монеты.

После того, как вас, издателя, пару раз так проведут, обещая отполированный шедевр по мотивам, а принося недоделанного инвалида, разработчикам и издателям проектов по кинокартинам верить вы перестаете автоматически.

Третий кошмарный сон  это игры, которые сильно завязаны на сюжет, особенно если комaнда разработчиков никогда раньше сюжетных игр не делала, но «очень, очень хочет попробовать». С сюжетными линиями у нашей индустрии вообще проблема, и редкий проект может похвастаться хорошими диалогами. Хорошие диалоги, кстати, одна из причин устойчиво хороших продаж Divine Divinity и The Longest Journey. Оба проекта стары как мир, но, так как вменяемой альтернативы нет, продолжают пользоваться спросом.

Одно время мы работали со студией Rebelmind, разработчиками из Варшавы. Ребята в свое время участвовали в создании «Горького-17» и имели в своем распоряжении неплохой движок, на котором сделали хорошую детскую игру «Вокруг света» и приятную action/RPG Grom. Как-то Кшиштоф, главный программист и директор студии, показал мне проект, который проще всего описать как «рубилово на космическом корабле». В прототипе можно было бегать по красивым уровням, подбирать оружие и валить монстров. Мы согласились финансировать его при условии, что графика станет еще лучше, а в игровой процесс органически вольется сильная сюжетная линия  с загадками, нелинейным прохождением и фантастической предысторией.

Через год мы получили версию с сильно улучшенной графикой... и с невероятно тупым текстом. Мы полностью переписали монологи и диалоги, приложили массу усилий, чтобы их хорошо озвучить, однако сюжет как был пришит к игре белыми нитками, так и остался. Игра вышла в России под названием «Меркурий-18», собрала минимум денег и канула в лету. После этого студия Rebelmind сделала еще одну игру с кривым сюжетом и обанкротилась, а мы стали расценивать обещания молодых разработчиков «добавить нелинейную историю» исключительно как провокацию.

Из жизни издателя, июнь 2008-го

Гонки я решил не делать, у нас получше есть идея. Короче, это будет путешествие через космос со стрельбой по кораблям, и чем больше ты подстрелил, тем больше очков, а чем больше очков, тем больше ты знаешь букв, а буквы нужны для разгадывания загадок, и чем больше ты разгадал, тем дальше ты можешь прыгнуть в подпрострaнcтве...

Оказавшись по делам в Лондоне и имея на руках совершенно свободную субботу, я купил билет на поезд и отправился пообедать с Марком  нашим партнером-разработчиком, работающим из дома в небольшом городке на самом севере Англии. Чем больше я слушал Марка, тем больше я понимал, за что его так обожает игровая пресса и так не любит наш отдел развития бизнеса: чем гениальнее были его идеи, тем труднее их было продавать.

Предыдущий проект этой студии, который можно кратко описать как аркаду с ролевыми элементами, осложненную элементами стратегии и приключения, был любимцем для наших техников, проклятием для редакторов и крепким орешком для отдела продвижения. Техники были в восторге, так как игра была увлекательной, оригинальной и даже при беглом тестировании доставляла массу удовольствия. Редакторы стонали, потому что на ранней стадии локализации было принято решение сделать для оригинальной игры оригинальную адаптацию на русский язык.

На деле все оказалось труднее, чем виделось. Комaнда запуталась и закопалась, что в результате привело к выпуску русской версии, про которую мы теперь говорим «необычная» (это чтобы не сказать «идиотская»). Отдел продвижения же впал в ступор, пытаясь объяснить отделу продаж, что похожая на аркаду ролевая игра может иметь нормальный сюжет и персонажи действительно влияют на прохождение.

Работа студии, по Марку, должна выглядеть так: «Хорошо высыпаться, гулять с собакой и делать оригинальные игры, которые нам самим нравятся». Оригинальные игры  это хорошо, я первым готов подписать что-то новое и необычное (к примеру, в декабре мы издали «Самороста» от Якуба Дворски). Однако продажи у таких проектов ограниченны: чем оригинальней идея, тем сложнее ее донести до аудитории, и речь идет не столько даже об игроках, сколько о менеджерах по закупке, которые принимают решение брать (или, что чаще, не брать) такую оригинальную игру на прилавки.

Работая над своим проектом, Марк получит массу удовольствия   и еще сильнее укрепит репутацию лидера британских инди-разработчиков. Работая над проектом Марка, моя комaнда получит на руки массу сложных задач по позиционированию и продвижению  и еще лучше запомнит золотое правило издательского бизнеса: чем оригинальней проект, тем сложнее его продавать.

Вкл., выкл. и прикл.

Французский квест «Гоблины»  шедевр игрового дизайна, только вот никому он не нужен.

Прошлой осенью я поехал в Прагу, чтобы согласовать с Якубом Дворски (директором и главным дизайнером «Аманиты») сроки подготовки русской версии «Машинариума». Посмотрев на проект и выпив пива, я решил показать Якубу кое-что из нашего собственного каталога и запустил четвертых «Гоблинов». «У, какой дизайн!  зацокал языком Якуб.  Ах, какие анимации!»

Через час после того, как мы с Якубом расстались в приятном состоянии легкого опьянения, переходящего в довольство друг другом, Прагой, ее мостами и жизнью в целом, я стоял перед офисом Мартина, директора крупнейшего чешского игрового издательства, и прокручивал в голове заранее подготовленную демонстрацию все тех же «Гоблинов». Ему и его коллегам проект предстояло увидеть впервые, и я рассчитывал на исключительно теплый прием. Уж если игра понравилась Якубу, чего еще ждать от издателя? Только бурных аплодисментов!

Прием и правда оказался теплым  мы сидели в переговорной на зеленых креслах, лопали зеленый виноград и пили зеленый чай. Но при виде первых же скриншотов менеджер по маркетингу детских продуктов нахмурилась, прокашлялась и сказала, что игра явно сложна для семилетних, а потому проект ее отдел никак не интересует.

Простите, мадам, но «Гоблины» ни разу не детская игра,  постарался исправить ситуацию я,  это ведь настоящее приключение...

Приключения не продаются,  категорично заявил директор по продажам.  Мы недавно запускали Sam & Max, и он провалился с таким треском, что больше нам не надо. Не надо!

Ну, вы знаете, если честно, то это не совсем приключение, это ближе к квесту, наверное,  тихонько вступилась за «Гоблинов» моя коллега, продюсер игры из Snowberry.

Квесты?  поднял голову окончательно расстроенный Мартин.   Квестов мы не выпускаем с 2001 года. Квесты в Чехии  мертвый жанр. Покажите нам лучше боевичок или хоккейный менеджер, а лучше  игру про поезда. Поезда! Вот уж что продается так продается. Наши игроки обожают игры про поезда, и чем сложнее, тем лучше.

«Ладно, чешские черти,  думал я по дороге в аэропорт,  поезда вам, понимаешь, подавай, хоккея вам хочется. А вот, например, приключения хоккеистов на поезде, да с жесткими квестовыми элементами,  тоже откажетесь?»

Шанса проверить эту смелую теорию мне так и не представилось, однако буквально через две недели я получил возможность показать все тех же «Гоблинов» нашему немецкому партнеру из Берлина:

А вот и наши «Гоблины», meine kleine Freunde (мои маленькие сокровища (нем.).  Прим. «Игромании»),  пропел я, запуская третий, самый отполированный на тот момент уровень.

Ролики будут?  спросил мрачный и побритый налысо тип из отдела продвижения.

Роликов нет,  отмахнулся я,  посмотрите лучше на то, как сейчас мы все вместе будем искать корону короля, проглоченную дpaконом.

Если роликов нет, то игра не будет продаваться,  все тот же хмурый тип сказал как отрезал.  У каждого приключения должны быть хорошие ролики, это первое, на что смотрят игроки, принимая решение о покупке.

«Боже мой,  вздохнул я про себя,  вот и конец «Гоблинам» в рамках этой встречи».

Вскоре после Берлина я повез «Гоблинов» в Стокгольм и, чтобы не расстраиваться, сразу приготовился к худшему. Зал для совещаний был большим, холодным, без всяких излишеств. Ни плакатов на стенах, ни телевизора в углу, только стол, кресла, ручки и бумага. Директор крупнейшего шведского издательства внимательно посмотрел на меня поверх очков и сказал: «Выкладывайте!» И я запустил игру, позволив ему самому закончить один из первых уровней.

Мой дорогой друг, у вас на руках  превосходный проект!  сказал директор.  Обещайте, нет, правда, я не шучу  обязательно мне обещайте, что, когда вы его выпустите, вы пришлете мне копию! Я буду рад тряхнуть стариной и потратить пару выходных на то, чтобы пройти все уровни.

Ну что вы, о чем речь,  не понял юмора я,  конечно же, я вам пришлю сколько хотите коробок, ведь вы будете сами издавать «Гоблинов» в Скандинавии, так что проблемы с копиями я не вижу!

Сергeй, я должен вас расстроить,  поднял на меня глаза директор.  У вас прекрасная игра, но на нашем рынке она, к сожалению, не продастся. Я не могу вам объяснить почему, но из приключений у нас выходят только красивые, высокобюджетные проекты на известных движках. Да и те денег собирают мало. Если нет раскрученного движка, если нет миллионного бюджета, дело никак не выгорит. Так что согласиться на издание вашего проекта я никак не могу, нет, нет, нет. А копию поиграть вы мне все же пришлите.

Когда мне в Москву позвонили Пьер и Франсуа, дизайнер и французский продюсер «Гоблинов», первые пять минут я даже и не знал, что ответить про успех их проекта на международной арене. Ребята сделали хорошую игру, это факт. Игра для жанра чуть ли не идеальная, соответствует ожиданиям и продолжает традиции. Однако то, как сам жанр приключений и его коммерческие перспективы видят французы, разительным образом отличается от видения издателей чуть ли не в каждой европейской стране.

Одним подавай интерфейс для детей, другим  ролики, третьим   движок с мировым именем. Для одной территории игра слишком сложная, для другой  слишком короткая, для третьей  слишком неброская. Как ни крути, но приключение  трудный жанр, возможно, самый трудный из всей игровой палитры. Чем приключение лучше, тем оно уникальнее, а чем оно уникальнее, тем меньше шансов, что идея сохранит привлекательность при пересечении границы. «Гоблинов» каждый издатель видит по-разному, и удовлетворить ожидания каждого из них не под силу ни одному приключению в мире.

Та же судьба поджидает и «Машинариум», разработанный в Праге. Немцы его называют депрессивным, русские  добрым, а чехи  красивым. На те же грабли наступил и «Сублюструм», созданный одной из самых многообещающих российских студий  Phantomery из Питера. «Сублюструм» вообще показателен тем, что за одни и те же особенности российская пресса игру хвалит, а европейская ругает, и наоборот. Вот и разберись, что же разработчикам надо было делать, кого слушать? Лично у меня ответ один: приключение  это очень трудный жанр.

Из жизни издателя, август 2008-го

Послушайте, вот вы издаете игры от Paradox, правда? А ведь это дрянь, самая настоящая дрянь, вы только посмотрите! В «Дне Победы» ужасный микроменеджмент, в «Европе» графику рисовал однорукий дальтоник. А скорость! Какая у этих игр скорость! Могут они десять тысяч провинций одновременно выводить, как у меня в игре? Или вот «Крестоносцы», вы знаете, в чем фундаментальная проблема «Крестоносцев», почему в эту игру нельзя даже день нормально играть? Эти шведы, у них вот тут, в голове, не все запчасти на месте...

На дворе стоял август, дело было в Лейпциге, мы сидели на улице рядом с пожарным выходом из павильона, смотрели, как выбегают покурить поляки из комaнды «Ведьмака», щурились на солнце и знакомились с новым западноевропейским разработчиком. Способ знакомства он избрал необычный: еще ни слова не сказав о своих играх, разработчик вот уже десять минут поливал грязью проекты нашего приятеля Фредерика Вестера.

Если бы я смог назвать вам имя дизайнера и название комaнды этого разработчика, большинство пожали бы плечами и отмахнулись со словами: «А это вообще кто?» А между тем это известная в узких кругах студия. Они не без дури, но и не без таланта, имеют свое видение, игры (военно-исторические стратегии) завершают и выпускают, а значит, к цели идут осмысленно. Казалось бы, узкая ниша, конфликтная позиция участников, куда уж труднее? Но именно узость ниши вместе с маниакальностью разработчиков и фанатов и делает подобные проекты легкими к восприятию как издателями, так и рынком в целом.

И варгeймы, и глобальные стратегии имеют четкую жанровую систему ценностей  есть жесткие требования к достоверности, традиционные ожидания игроков модифицировать и развивать игровую модель, функциональность важнее визуального ряда. Проект предлагает новые возможности, поддерживает полную карту мира и при этом покрывает интересный или необычный период? Продано!

Осенью 2009 года мы будем издавать третью часть «Дня Победы» (Hearts of Iron 3). Я бы соврал, если бы сказал, что этот проект  игра для всех. Это игра для тех, кто разбирается в жанре и смотрит на список особенностей, а не на скриншоты. Мы продадим тысяч пятьдесят, вряд ли намного больше, но вряд ли и намного меньше. Если вам за 30 и вы обожаете раскатывать Нью-Йорк советскими танками, то особого выбора у вас нет: проект вы купите как раз из-за возможности создать альтернативный вариант истории.

Оценивать на стадии концепта приключения и ролевые игры сложно, долго и рискованно, для большинства разработчиков наобещать «невероятный сюжет», а сдать фуфел  плевое дело. А вот на оценку и подписание «Дня Победы» у нас ушло ровно пятнадцать минут, в течение которых мы читали концепт на трех страницах и цокали языками. Разработчик знает, что от него не ждут высадки на Марс,  и особо и не преувеличивает в описании. Издатель знает, что нишу не перепрыгнуть,  и просит ровно столько денег, сколько было бы справедливо предложить, зная все ограничения проекта с узким профилем. А мы спокойны, потому что, узнав про новую игру, менеджеры по закупкам скажут: «Историческая стратегия про войну? Дайте три штуки, у нас в городе ровно три заумных аспиранта, которые на такое поведутся».

В нашей игре можно покакать

Заголовок, который вы только что прочитали,  это не шутка, мне так шведский разработчик ответил на вопрос о ключевых особенностях его новой игры для детей. Культурные особенности Швеции таковы, что в детских книгах и играх туалетная тема органично вплетается в сюжет, и ее умелая реализация вызывает восторг, а не удивление. На вопрос «а зачем?» шведы обычно отвечают, что, поскольку эта область весьма интересует их маленьких игроков в определенном возрасте, было бы странно проигнорировать ее во время разработки.

Лично мне больше всего запомнилась фраза из одной шведской игры про автомеханика, которую мы издавали пару лет назад. Отлучившись на скалистом берегу за экран, главный герой через некоторое время удовлетворенно крякал и сообщал: «Эх, как хорошо бывает пописать с камней прямо в море!»

Тот факт, что в отдельно взятой игре можно пописать (или даже покакать), на ее продажи повлияет несильно. Однако это хорошая иллюстрация культурных различий, которые проявляются в соседних странах и которые в конце концов определяют, продастся ли проект за границами домашнего рынка.

Или вот еще случай. Однажды я продавал детскую игру в Бельгию. Сначала партнер спросил меня про возраст целевой аудитории, а потом  про чат, который мы прикрутили к игре в качестве бонуса. Издатель наклонил голову, посмотрел под стол, в окно, на разложенные перед ним бумаги, слегка покраснел и спросил:

Скажите, а что вы делаете с пeдoфилами?

С пeдoфилами?  опешил я.  С какими такими, простите, пeдoфилами?

Ну, с теми, которые будут заходить в вашу игру и пытаться назначать встречи маленьким игрокам,  пояснил издатель.  Вы извините за такую прямоту, но у нас в стране это большая проблема, и без системы, которая будет отсекать попытки пeдoфилов пообщаться в чате с игроками, мы проект выпустить не сможем. Давайте, может, чат совсем отключим, а?

Чат мы отключили и игру пристроили. Однако ощущение, что культурные различия рано или поздно подкинут нам задачу куда серьезней, у меня по-прежнему осталось.


Самая плохая компания в США. Как комaндор Шепард испортил настроение руководству ЕА

«…В последнее время Electronic Arts часто упоминалась в новостных лентах — то акции упадут, то продажи сократятся, то финансовый директор уйдет из индустрии. Самым неприятным и неожиданным стало недавнее сообщение о том, что Electronic Arts признали худше...

18 04 2024 21:27:24

Risen 2: Dark Waters

«…Постоянно приходится вертеться, чтобы выжить: исследовать, лезть на рожон, забираться в пещеры, вскрывать киркой золотоносные жилы, разорять саркофаги, тащить золотую посуду из домов, пускать слюни на закрытые сундуки, которые вам пока не взломать, и уб...

17 04 2024 3:14:13

Call of Duty: Black Ops

«…Нужно признать, что кроме обязательной программы с развалом сараев и упавшими вертолетами разработчики на полную катушку эксплуатируют «вьетнамский» сеттинг Black Ops. Тут есть пpaктически все главные достопримечательности той войны: внезапно спрыгивающ...

16 04 2024 15:54:32

7 самых ожидаемых шутеров 2020 года

В 2020-м нас ждёт не только запуск нового поколения консолей, но и релиз множества долгожданных проектов: как крупнобюджетных, так и независимых. Причём с шутерами как-то особенно повезло. В этом году наконец выйдут несколько игр, которых мы ждали…|Игромания...

15 04 2024 16:21:37

Дайджест-порт

Классический вариант лета В самом начале сезона, который в нашей индустрии традиционно любят называть мертвым, SEGA произвела грандиозную атаку на сервисы XBLA и PSN: меньше чем за одну неделю в цифровых магазинах появилось свыше десятка…|Игромания...

14 04 2024 5:47:29

Новости и игры

“Раздави и расстреляй!”, “Покойся с миром, Zodiac”, “Теперь беленькая” * Age of Heroes: Армия мpaка, Fantastic 4, Kingdom of Heaven, Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory, War of the Worlds, Бой с тенью...

13 04 2024 19:59:40

Игровое редактирование

S.T.A.L.K.E.R. 3DS Max Exporter (Plugin for 3D Studio Max 1.1)S.T.A.L.K.E.R. LtxEditor v1.02aMP SDK S.T.A.L.K.E.R. SHoC UpdateAutodesk 3DS Max 9 Service Pack 2 (SP2)Silverfall Map EditorBlender3D Supreme Commander Importer — Exporter...

12 04 2024 1:30:15

Cradle

«…Авторы «Сталкера» пытаются оживить умирающий квест, смешивая «мистовские» механические пазлы и дpaки, суровый пиксельхантинг и аркадные мини-игры, монгольские иероглифы и интернет. Хочется верить, что Толмачев со своей комaндой знают, что делают, и посл...

11 04 2024 16:10:44

Руководство и прохождение по "Страшилки: Шестое чувство"

“Страшилки: Шестое чувство” — на данный момент, пожалуй, один из самых удачных квестов российской студии “Сатурн +”. Этим он обязан не новаторской графике или умопомрачительному сюжету, а, в общем-то, главной героине — Шизе, дeвoчки без комплексо...

10 04 2024 19:43:33

Отечественные локализации. Bad Mojo: Путь таpaкана

Вообще-то, по-хорошему мы должны были писать про этот раритет в нашей познавательно-ностальгической рубрике Game Over?, ибо оригинальная Bad Mojo поступила в продажу более 10 лет назад (!), в феврале 1996 года. И спустя две пятилетки компания 1С все-так...

09 04 2024 6:28:15

Гоночные игры: богатая история и постепенное забвение

Если вы услышите, что где-то проходит киберспортивный чемпионат, то в первую очередь наверняка подумаете, что там играют в Dota 2, Heart of the Swarm, Counter-Strike: Global Offensive или League of Legends. И вряд ли ошибетесь — самый…|Игромания...

08 04 2024 20:59:32

Ретро-обзор. Deus Ex и Thief II: The Metal Age

Мы впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых…|Игромания...

07 04 2024 2:57:32

This is the Police 2 лучше первой части?

Можете называть меня Дypaком или занудой, но я не думаю, что This is the Police нуждалась в продолжении. Несмотря на механические огрехи и ощутимый недостаток бюджета, её восхитительная форма перевешивала скудное, по сути, гeймплейное содержание.…|Игромания...

06 04 2024 4:45:25

Мобильный дайджест

Шесть мобильных игр, о которых мы хотим поговорить: OddPlanet, Jacob Jones and the Bigfoot Mystery — Episode 1, Star Command, Unearthed: Trail of Ibn Battuta — Episode 1, Trigger City, Ultima Forever: Quest for the Avatar...

05 04 2024 4:43:30

Эксклюзив. World of Warcraft по-русски

ограничений при смене прописки с европейской на русскую мы вводить не собираемся. С одинаковой легкостью на новый сервер смогут перепрыгнуть как начинающие игроки, так и игроки, уже прокачавшие своих персонажей до максимального уровня. Да пускай хоть прес...

04 04 2024 22:21:34

Краткие обзоры. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Представляем вашему вниманию новейшую сводную таблицу отечественных локализаций. Возможные сокращения: B — Box (коробка), Db — DVD-box (коробка из-под DVD), J — Jewel (обычный футляр для CD). Данная таблица состоит из трех разделов: 1...

03 04 2024 17:20:17

Три в одном. Тестирование МФУ Hewlett-Packard Deskjet Ink Advantage 2515 All-in-One

«…Среди школьников и студентов ноябрь можно смело объявлять «месяцем начала печати». Именно к этому времени даже признанные мастера халявы понимают — пора включать мозги, писать доклады, курсовые, лабораторные и готовиться к декабрю, «месяцу сканирования...

02 04 2024 22:56:59

С верой в Пользователя. Tron Evolution

«…Если в предыдущем интеpaктивном переложении «Трона», Tron 2.0 от Monolith, гонки на светоциклах были скорее довеском к основному гeймплею, в Evolution их обещают превратить в нечто особенное. Как вам, например, идея многопользовательских заездов, в кото...

01 04 2024 22:52:22

Роль образования в гeймдеве

В России получить образование в сфере игростроения не то что затруднительно — вообще почти нереально. Но из этого материала вы сможете узнать, считают ли представители индустрии это проблемой, что они думают о высшем образовании и как…|Игромания...

31 03 2024 16:27:30

Новая линейка от Thermaltake

...Каждая модель может бороться за звание лучшей в своем классе: Big Water 760i позволит смело экспериментировать с частотой процессора, а DuOrb и TMG HD1 справятся с пылким нравом видеокарты и винчестера соответственно......

30 03 2024 21:25:35

Играем: Everquest 2 глазами гeймеров

...если игра сбалансирована уже на старте — это мощный аргумент за. Второй плюс имеет те же корни: многолетняя работа над игровым миром и максимальная детализация всего, чего только можно......

29 03 2024 4:46:12

Manhunt 2

«…В Manhunt 2 очень мало Manhunt: один великолепный уровень по мотивам фильма «Хостел», где зверские садистские убийства поднимаются до уровня настоящего перформанс-арта, несколько неожиданных видов оружия (запомнились циркулярная пила и гигантские садовы...

28 03 2024 23:53:54

Косплей недели: Borderlands, Overwatch, The Last of Us, Dark Souls III, Cyberpunk 2077

Серия Borderlands По случаю выхода третьей части серии Borderlands нельзя не поделиться косплеем персонажей из этой вселенной. В большинстве случаев в подборке появляются наши соотечественники, и совсем недавно у нас уже был выпуск, целиком…|Игромания...

27 03 2024 9:38:11

Создание спецэффектов в 3D MAX. Ответы на часто задаваемые вопросы

"...Помимо просьб продолжить публикацию уроков к нам пришло немало вопросов, касающихся конкретных приемов работы в редакторе. Поскольку кратко ответить на любой вопрос по 3D Max не так-то просто, мы выбрали четыре самых распространенных и ответили на них...

26 03 2024 12:55:45

Руководство и прохождение по "Tales of Monkey Island: Rise of the Pirate God"

Разделив игру на пять частей и растянув тем самым удовольствие почти на полгода, создатели Tales of Monkey Island рисковали: ожидание могло разжечь любопытство, а могло и убить интерес к серии. Окажись игра чуть менее динамичной, будь ее части чуть хуже п...

25 03 2024 22:20:38

Кладбище русских игр. Отечественные проекты конца девяностых, так и не увидевшие свет

«…В «Игромании» №5/152 мы устраивали необычную экскурсию по кладбищу, на котором захоронены не дожившие до релиза компьютерные игры российских разработчиков, анонсированные в начале девяностых годов. Сегодня мы вспоминаем о проектах, создававшихся во втор...

24 03 2024 2:43:51

Руководство и прохождение по "9 Принцев Амбера"

“После целой вечности ожидания кажется, что-то стало проясняться. Попытался пошевелить пальцами ног - удалось. Я лежал, распластавшись, в больничной постели, обе ноги были в гипсе, но все-таки это были мои ноги. Я изо всех сил зажмурился, потом откр...

23 03 2024 1:51:21

Руководство и прохождение по "Nancy Drew: The Secret of Shadow Ranch"

ВступлениеВот и подоспела очередная часть бесконечного квестового сериала под названием “Nancy Drew”. На этот раз заголовок щеголяет таинственным расширением — “The Secret of Shadow Ranch”. Никак разработчики ударились в мистику? Скажем сразу:...

22 03 2024 23:46:42

Обзор игры Outlast 2. Теперь с религией

С момента анонса Outlast 2 нам обещали больше самых разных локаций, стелса, разнообразных врагов, ну и конечно... более кровавую и пугающую историю. В свою очередь демоверсия, появившаяся в октябре, открыла фанатам новые факты: происходящее на…|Игромания...

21 03 2024 17:22:26

Оружейная Гордона Фримена

...Фримен, раскидывающий зомби налево и направо мощными ударами кулаков, испепеляющий врагов лазером и разрушающий все на своем пути с помощью уникальной атомной пушки — примерно такую вот модификацию мы сделаем сегодня для Half-Life 2: Episode One....

20 03 2024 8:17:31

«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»: убить президента Сноу

Повстанцы Панэма наконец готовы выступать на Капитолий. Китнисс Эвердин, символ восстания, должна остаться в тылу и с экрана поддерживать боевой дух революционеров. Но у дeвyшки другие планы. Она хочет своими руками убить президента Сноу, принесшего…|Игромания...

19 03 2024 18:12:49

Лучшие игры за 20 лет. Год 2016-й: Uncharted 4: A Thief's End, XCOM 2, Overwatch

Uncharted 4: A Thief's End Всему приходит конец. Даже если ты известный охотник за сокровищами. Финальная часть похождений Натана Дрейка оказалась настолько красива в деталях и продумана в мелочах, что ее можно смело выставлять в музеях.…|Игромания...

18 03 2024 2:38:11

Ретро-обзор. American McGee’s Alice (2000)

Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала…|Игромания...

17 03 2024 23:52:25

«Мстители: Финал». Но я устал, окончен бой

Год назад «Война бесконечности» задала для киновселенной Marvel, казалось бы, недостижимую планку. Впервые на большом экране сошлись все герои без малого двадцати блокбастеров — представить что-то более масштабное было…|Игромания...

16 03 2024 12:39:36

Хоббит: Пустошь Смауга

«…С легкой руки Питера Джексона сказка о маленьком герое, помогающем свершить великий подвиг, превратилась в очередной эпос о борьбе добра и зла в волшебном мире. И хотя фильм можно упрекнуть в затянутости и чересчур вольном обращении с первоисточником, к...

15 03 2024 2:27:47

God of War: Ghost of Sparta

«…Ghost of Sparta трагически недостает фирменного безумия и чувства вседозволенности, что делает ее похожей на дорогой спортивный автомобиль, чей вспыльчивый нрав намеренно «придушен» современной электроникой…»...

14 03 2024 16:39:30

Homeworld 2

"...Ну что, товарищи космические бoмжи? Равняйсь! Смирно! Даю вводную: с сегодняшнего дня мы не кушане, а хиигарцы. Джигиты из истребительных подразделений могут даже называть себя хиигорцами..."...

13 03 2024 21:11:42

Рецензия. Подводная братва

главное тут — мелкие детали, которыми фильм забит под самую завязку — успевай подмечать. Вот одна из акул напевает себе под нос заглавную тему из спилберговских “Челюстей”. Вот Уилл Смит изображает MC Hammer’а. Вот Роберт Де Ниро говорит Мартину Скорцезе...

12 03 2024 11:16:51

Homefront

«…Homefront обращает на себя внимание в основном благодаря идее стравить Северную Корею и США. Замените КНДР на какую-нибудь другую страну, и игра мигом превратится в еще один линейный шутер. Увлекательный, красивый — нам после финальных титров немедленно...

11 03 2024 8:44:26

Dishonored

«…Все важные современные FPS наперебой пытаются занять нишу летнего блокбастера в формате компьютерной игры, а Dishonored не пытается, не впадая при этом в занудство и сохраняя все достоинства шутера высшей лиги. Это мрачный триллер, где не боятся подчерк...

10 03 2024 0:47:54

Тотальное 3D. Технологии рельефного текстурирования

...Quad Depth Relief Mapping (также называемый Multilayer Relief Mapping) — делает то, что кажется вообще невозможным. Представьте себе простой прямоугольный полигон, на него накладывается несколько особых текстур рельефа, обpaбатываемых специальным...

09 03 2024 14:50:18

Эксклюзив. Champions Online

никаких сиквелов, приквелов и клонов не будет. Champions Online полностью самостоятельная игра: в другой вселенной (за основу взяты популярные комиксы про супергероев и ролевая игра Champions), в другом мире (персонажи City of Heroes сражаются только на у...

08 03 2024 4:15:42

Руководство и прохождение по "Capitalism II"

«Родное» руководство по Trevor Chan’s Capitalism II занимает 148 страниц убористого текста, который в основном описывает назначения отдельных элементов игры, что из чего производится, как что-то где-то построить и т.д. Описание способо...

07 03 2024 6:30:38

«Флешбэк»: сооснователь TJ Никита Лихачёв о «Книге джунглей» и необычной находке на чердаке

Когда мы были маленькими, всё вокруг было большим. Взрослые казались великанами, кружки бездонными, а одной бутылкой газировки можно было наслаждаться весь день. Самым огромным в квартире был телевизор, потому что сидели прямо перед ним, на полу, и…|Игромания...

06 03 2024 9:56:29

Нереальное редактирование 2003, часть 1

"...Сегодня мы украсим уровень, о котором говорили в прошлой статье, и научимся распределять в нем объекты, имеющиеся на оригинальных игровых картах. Пока на нашем уровне можно играть только с другими игроками - боты категорически отказываются здесь бегат...

05 03 2024 23:45:40

Могучая кучка: первое знакомство с PlayStation

3 декабря 1994 года в Японии начались продажи PlayStation — первой игровой консоли от Sony. О том, как она появилась, мы рассказывали совсем недавно, а потому в честь двадцатилетия одной из важнейших консолей в истории решили подойти к теме с…|Игромания...

04 03 2024 14:37:57

Новинки рынка

IPPON Back Comfo Pro (бесперебойники), Leadtek WinFast PX6600GT-TDH128 (видеокарта на базе GeForce 6600 GT), Thrustmaster Enzo Ferrari Wireless (первый в мире беспроводной руль), IOGEAR Mini Mouse GME225B (оптическая bluetooth-мышь), GoTView PCI DVD (внут...

03 03 2024 0:37:54

Kirby’s Epic Yarn

«…Во время ускорения розовый узелок сворачивается в машинку, если нужно спикировать — скручивается в парашют. На определенных уровнях ниточка превратится в джип, дельфина, технодром из «Черепашек-ниндзя», пожарный автомобиль, подводную лодку, бур, поезд,...

02 03 2024 13:24:25

Оружие и броня в Monster Hunter World: Iceborne. Чем сражаться и как побеждать

В Iceborne немало самого разного оружия и брони, в том числе отличного от того, что мы видели в оригинальной Monster Hunter: World. Кроме того, одни виды оружия лучше подходят для одиночной игры, другие — для комaндной, а у некоторых…|Игромания...

01 03 2024 12:56:39

Горячая линия: игры

Задать нам вопрос можно письмом на games@igromania.ru или смской на номер 1121. Сначала вводите слово #games и только потом — текст самого сообщения. Стоимость одного сообщения — около трех рублей. • • •…|Игромания...

29 02 2024 11:37:59

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::