Руководство и прохождение по "Shogun: Total War" > Minecraft истории
истории Minecraft    

Руководство и прохождение по "Shogun: Total War"

Руководство и прохождение по "Shogun: Total War"

Матрица Руководство и прохождение по "Shogun: Total War" 020.03.2001 12:00  |  «Если ты знаешь врага и знаешь себя, ты не будешь рисковать в сотнях сражений. Если ты знаешь только себя, ты будешь то выигрывать, то проигрывать. Если ты не знаешь ни себя, ни врага, ты будешь в большой опасности в каждом сражен Матрица

«Если ты знаешь врага и знаешь себя,

ты не будешь рисковать в сотнях сражений.

Если ты знаешь только себя, ты будешь то выигрывать, то проигрывать.

Если ты не знаешь ни себя, ни врага, ты будешь в большой опасности в каждом сражении».

– Сунь-Цзы, «Искусство войны»

Феодальные разборки

Shogun: Total War моделирует борьбу за власть в средневековой Японии. Враждуют 7 кланов, каждый из которых изначально обладает несколькими провинциями. Каждый клан возглавляет дайме (daimyo) – феодальный лорд. В случае гибели дайме вся власть переходит к старшему наследнику (hair). (Дайме может пасть в бою, погибнуть от рук гeйши или ниндзя, а также просто умереть из-за болезни и старости.) Если наследников нет, тогда клан перестает существовать, а вся принадлежащая ему территория распадается на несколько частей, в каждой из которых власть переходит к одному из бывших генералов – ронинов (ronin). Все ронины действуют независимо друг от друга, и справиться с ними гораздо легче, чем с организованным кланом.

Стратегическая часть игры проходит на карте Древней Японии, поделенной на 60 провинций. Ходы делаются поочередно. Один ход соответствует сезону (весна, лето, осень, зима); таким образом, год проходит за 4 хода. За один ход армию можно передвинуть только в соседнюю провинцию. Однако расстояние не играет роли, если в провинциях построены порты (Port): между такими провинциями армии перемещаются также за 1 ход.

Рис – всему голова

В игре имеется единственный ресурс, играющий роль универсальной валюты. Это коку (koku) – так называется количество риса, требующееся для пропитания 1 человека в год. Koku идет на строительство и апгрейд зданий и производство юнитов, а также на содержание юнитов. Последнее обстоятельство очень важно: из-за него численность армии ограничивается возможностями подконтрольных провинций.

Каждая провинция, в зависимости от природных условий, дает обычно от 150 до 200 koku в год. Это показатель можно повышать (от 20% до 100%), если «совершенствовать» поля, строя последовательно Improved Farmland, Superior Farmland, Exeptional Farmland и Legendary Farmland. Замечу, что доходы можно получить только после сбора урожая – зимой, то есть 1 раз в год (за 4 хода). При этом урожай может колeбaться в пределах плюс-минус 25% (иногда зашкаливает на 50%).

Самые урожайные провинции – равнинные, с протекающими по ними реками; менее урожайные – горные. Однако горные провинции, как правило, богаты на руду (медь, железо, золото, серебро). В таких провинциях можно строить шахты и получать за это аж 400 koku в год! (Если шахту усовершенствовать, то будешь иметь вдвое больше.) В прибрежных провинциях можно строить порты и иметь за это дополнительные +200 koku. (А когда приплывут европейцы, можно завязать с ними торговые отношения и построить Trading Post, что дает дополнительно +200 koku.) Одно плохо: горные и прибрежные провинции подвержены риску стихийных бедствий. Во-первых, может произойти землетрясение, во вторых – цунами. В результате стихийного бедствия вы можете лишиться части или даже всего урожая, а также недосчитаться нескольких построек.

В дополнении ко всему отметим, что особенно ценны горные провинции с месторождениями железа. Только в таких провинциях можно строить оружейную мастерскую (Armoury), дающую защитный бонус от +1 до +3 armour (в зависимости от уровня мастерской). Кроме того, наличие Armoury обязательно для производства мечников (Naginata, No Dachi) и тяжелой кавалерии (Heavy Cavalry), а также для строительства Gun Factory.

Кроме того, некоторые провинции славятся своими традициями на том или ином поприще, благодаря чему дают «усовершенствованных» воинов. Так, например, все тренируемые в провинции Totomi лучники имеют дополнительный бонус +1 honour.

Наконец, в ваших руках имеется «глобальный рычаг» – единый уровень налогообложения по всем провинциям, который можно чуть поднимать или опускать (чтобы сделать это, щелкните по кнопке с надписью koku в правом нижнем углу экрана). Только учтите, что повышение налогов отрицательно сказывается на лояльности населения и может привести к бунтам (подробности в разделе «Лояльность»).

«Армия гибнет, если ей не хватает снаряжения,

она гибнет, если ей не хватает пищи,

и она гибнет, если у нее нет денег.»

Сан Цзу, «Искусство Войны»

С чего начинается родина?

С замков. Если в провинции нет замка, вы можете строить лишь шахты, сторожевые башни и форты да усовершенствовать поля. С появлением замка появляется возможность построить базисные здания, производящие юниты и дающие разные бонусы. Замки можно апгрейдить 3 раза, доводя их в конечном счете до уровня цитадели (Citadel). Каждый уровень апгрейда дает возможность совершенствовать старые здания и возводить новые. Усовершенствованные здания дают более «стойких» юнитов (как бы ветеранов) с повышенной хаpaктеристикой honour (подробности в разделе «Воины»). Цена здания сразу же вычитается при начале строительства. Любое здание строится не менее года. В каждой провинции можно построить не более 12 зданий (не считая апгрейды), что, впрочем, не является серьезным ограничением.

Замки также играют военно-стратегическую роль, замедляя продвижение врагов. В случае превосходства напавшего противника можно отвести свои войска в замок и отсидеться там 1-3 хода до подхода собственных подкреплений (подробнее в разделе «Осада замков»). Только любой замок не резиновый и может вместить от 4 до 16 отрядов (в зависимости от уровня замка).

«Ружья – превосходное оружие,

пока противники не сошлись в рукопашную;

но как только зазвенели мечи, ружья становятся бесполезными.»

Миямото Мусаши, «Книга Пяти Колец», Книга Земли

Почем опиум для народа?

Игра начинается в 1530 году. В 1545 г. (то бишь через 60 ходов) приплывут португальцы и предложат поторговать с ними. В этом есть свои плюсы и минусы. Согласившись торговать, вы получаете возможность построить Portuguese Trading Post. Каждая «торговая точка» дает ежегодно +200 koku, а самое главное – вы получаете доступ к огнестрельному оружию: к аркебузам, затем к мушкетам. Только особенно не обольщайтесь: оружие примитивное, и оно даже не вытесняет полностью луки (подробности в разделе «ВОИНЫ»). Только португальцы ставят обязательное условие: принять христианство в качестве религии. И вот здесь начинаются минусы.

Самое главное – вам надо будет «убеждать» своих подданных принять новую веру, иначе не избежать бунтов на религиозной почве. И для этого придется строить церкви (Church) – чем больше, тем лучше. Затем в самых крупных замках (цитаделях) можно будет возводить соборы (Cathedral), которые значительно усиливают распространение христианства. Кроме того, при наличии хотя бы одного собора вы начинаете получать по 100 koku с каждой церкви ежегодно (а вот это плюс). И когда все подданные станут убежденными христианами, ваша империя станет более неприступной для дайме-буддистов. Ведь если дайме-буддист оттяпает у вас провинцию, ему еще придется «убеждать» население вернуться к старой вере, так что и в этом есть свой плюс. Но несомненный минус заключается в том, что вы уже не можете полагаться на фанатическую преданность своих боевых монахов. Ведь монахи-бойцы сильны именно своей фанатичностью, заставляющей их биться до последнего солдата и не бежать с поля боя. Приняв христианство, вы не теряете возможности строить буддистские храмы (Temples), только тренируемые в них монахи теряют свою былую крутость. Кроме того, строя буддистские храмы рядом с христианскими церквями, вы противоречите самому себе, ибо христианство будет встречать большее противодействие (более того, если в провинции построен буддистский храм, то там уже невозможно возвести собор). Так что от бойцов-монахов придется отказаться. Но и монахи противника будут не столь сильны в стычках с вашей армией, поскольку они уже не станут вселять панический ужас в сердца христиан.

Таковы плюсы и минусы. Если не хотите связываться с христианством, тогда придется подождать еще 60 ходов – до 1560 года, когда приплывут датчане. Они не станут навязывать никаких условий, и вы сможете совершенно свободно построить Dutch Trading Post, ничем не отличающийся от португальской «торговой точки» (и чтобы получить доступ к мушкетерам, вам не нужно строить никакого собора).

Лояльность

Каждая провинция имеет показатель лояльности (loyalty), отражающий то, насколько хорошо относятся к вам твои подданные. При низком уровне лояльности могут вспыхивать бунты – тогда восставшая провинция переходит под контроль мятежников (rebels). При этом увеличивается вероятность того, что бунт вспыхнет и в соседней провинции (дурной пример заразителен).

В первую очередь на показатель лояльности влияет уровень налогообложения (tax rate) – высокие налоги еще никому и никогда не нравились. Крестьяне также могут внезапно взбунтоваться, если урожай был низок или произошло стихийное бедствие. Бунт может произойти и на религиозной почве, если принятая вами вера расходится с верой большинства населения провинции. Наконец, особенно высока опасность бунта в только что завоеванной провинции, когда значительная часть населения все еще остается верной прежнему правителю.

Универсальный способ пресечения возможности бунта – держать в провинции солидную армию. Действует безотказно, но может рассматриваться лишь как временная мера. Чтобы поднять свой авторитет в провинции, стройте сторожевые башни и форты и улучшайте фермы, дабы крестьяне видели, что вы заботитесь об их безопасности и благосостоянии. Постройка и дальнейшее усовершенствование дворца (Palace) тоже укрепляет ваш авторитет, причем среди всех слоев населения. Близость самого дайме к провинции также положительно сказывается на ее лояльности. «Тайная полиция» в лице шпионских юнитов (о них речь пойдет в следующем разделе), действующих на своей территории, также способствует повышению уровня спокойствия. Для преодоления религиозных разногласий стройте храмы, если вы буддист, или церкви и соборы, если вы приняли христианство.

Наименее опасны крестьянские бунты: повстанцы выдвигают лишь несколько отрядов Yari Ashigaru – самых слабых воинов, с которыми легко справляется регулярная самурайская армия. Религиозные волнения опаснее, поскольку возглавляются фанатиками, так что на стороне восставших нередко сражаются боевые монахи (если восстали буддисты) или Ashigaru Arquebusiers со своим огнестрельным оружием (если восстали христиане). Наконец, в случае восстания «лоялистов» в недавно покоренных провинциях, мятежники переходят на сторону прежнего правителя со всеми вытекающими последствиями (так что если мятеж подняли ваши сторонники в «оттяпанной» у вас провинции, то вы неожиданно получаете небольшое пополнение к своей армии).

«Если ты задумал атаковать противника,

осадить город или убить важную персону,

сначала выведай все о противостоящих тебе генералах,

их посетителях, их охране и их слугах. Используй для этого своих шпионов.»

– Сан Цзу, «Искусство Войны»

Шпионаж

В игре есть несколько «стратегических» юнитов – это послы, шпионы, ниндзя и гeйши. Все они передвигаются по стратегической карте, но никогда не принимают участия в сражениях. О состоянии дел в провинции противника (состав и численность армий, возведенные постройки) вы можете узнать лишь тогда, когда в ней находится ваш «стратегический» юнит. (За исключением того случая, когда провинция противника находится по соседству с вашей провинцией, в которой построена сторожевая башня или форт.) Так что в первую очередь они являются «глазами» вашей армии, что очень важно, ибо безрассудно нападать на провинцию, не зная, кто вам противостоит. Помимо этого, каждый «стратегический» юнит выполняет и свои специфические функции.

Только посол (Emissary) может придти к дайме другого клана и предложить ему союз. Дайме может согласиться или не согласиться, а также разгневаться и казнить посланника, так что служба посла хоть и открыта, но опасна. Посол может также погибнуть от руки ниндзя или гeйши. Союз – штука весьма условная: союзы так же легко распадаются, как и заключаются. Единственная явная выгода от заключения союза состоит в следующем. Как известно, после cмepти дайме, не имеющего наследников, его клан распадается, а владения раскалываются на несколько «независимых» частей. Так вот, часть земель может перейти к вам, если у вас был заключен союз с таким дайме.

Христиане могут направлять своего посла-священника (Priest). Его функции и полномочия – точно такие же, как и у обычного посла (Emissary). Единственное преимущество – священника не может казнить дайме-христианин (а буддисту это все равно).

Шпион (Shinobi) собирает всякую «дополнительную» информацию. Только благодаря шпиону вы можете узнать о результатах боевых действий в дальних провинциях, а также проникнуть в замыслы противника (хотя зачастую они оказываются только слухами).

Ниндзя (Ninja) – профессиональный убийца. Его мишенью могут стать вражеские послы, гeйши и генералы, а также сам дайме и его наследники. Чем выше ранг жертвы, тем меньше вероятность успеха. Особенно трудно убить дайме, так что у начинающего ниндзя вовсе нет шансов сделать это.

Гeйша (Geisha) – это шпион и ниндзя «в одном флаконе», причем в качестве «супер». Поэтому немудрено, что гeйша «выращивается» целый год, стоит 500 koku и для ее тренировки требуется иметь самый крупный замок (цитадель) с максимально проапгрейденными Tea House и Ninja House. Даже начинающая гeйша имеет немалые шансы (около 20-30%) убить самого дайме. Причем она никогда не терпит неудачи в том смысле, как ниндзя: не бывает убита в случае провала операции. Гeйша может потерпеть неудачу лишь в том смысле, что не представится случая добраться до своей жертвы. Но рано или поздно гeйша достигнет своей цели. Гeйша действует открыто – о ее присутствии в провинции (в отличие от ниндзя и шпиона) известно противнику. И никакая контрразведка не может разоблачить гeйшу. Единственный способ избавиться от нее – подослать убийцу в лице ниндзя (и то еще не факт, кто кого убьет) или другой гeйши (поединок между гeйшами всегда кончается cмepтью обеих).

Шпионы и ниндзя действуют скрытно, то бишь не видны на карте. Только контрразведка может вскрыть их присутствие. Контрразведчиком автоматически становится любой «стратегический» юнит, находящийся в своей провинции.

Ранг шпионских юнитов повышается по мере выполнения заданий, что особенно важно для гeйш и ниндзя. Чем выше ранг юнита, тем больше вероятность того, что он успешно справится со следующим заданием.

«Путь воина – cмepть.

Это означает выбор cмepти всегда,

когда есть выбор между жизнью и cмepтью.

Это не значит ничего большего.

Это значит, приняв решение, прямо смотреть на все.»

– Ямамото Цзуненори, «Ha Gakure» («Скрытая Листва»)

Воины

В Shogun’е воюют не отдельными юнитами, а целыми отрядами. Изначальная численность любого боевого отряда – 60 человек. Одна армия может содержать не более 16 отрядов или, другими словами, 960 человек. Однако никто не мешает вам иметь хоть 10 армий в одной провинции. В ходе боев численность отрядов уменьшается, и нет никакого способа восполнить потери. Единственное средство – объединить в один отряд два заметно поредевших отряда.

Помимо боевых хаpaктеристик воинов, в игре очень важен чисто мopaльный фактор – honour. Чем выше этот мopaльный фактор, тем отчаяннее дерутся воины, не обращаясь в бегство при первой же трудности (утомительный переход через горы, плохие погодные условия, превосходство противников, cмepть товарищей, шквальный огонь противника и т.п.). Воины повышают честь, выигрывая сражения. Отряды, натренированные в усовершенствованных зданиях, изначально обладают бонусным honour. Кроме того, войска приобретают дополнительный уровень чести, находясь под комaндованием опытного полководца: чем выше ранг комaндира, тем больше бонус. В качестве полководца может выступать сам дайме или его наследники – в этом случае бонус, как правило, выше. Однако есть риск, что дайме или наследники падут в бою. Если армию не возглавляет ни дайме, ни один из его наследников, тогда комaндование передается генералу, которым автоматически назначается самый опытный солдат армии. В случае гибели генерала его место займет следующий по опытности воин. Если генерал проиграл больше сражений, чем выиграл, тогда его ранг может стать даже отрицательным, что негативно сказывается на состоянии морали всей армии. Если генерал погибает от руки наемного убийцы (ниндзя или гeйши), то честь армии падает сроком на один ход (и в это время не действуют мopaльные бонусы нового генерала).

Регулярная армия

Samurai Archers. Пеший самурай, вооруженный луком и коротким мечом. Чрезвычайно полезен в любой армии: осыпает противника градом стрел с дальнего расстояния и способен постоять за себя в рукопашной схватке. Только в рукопашной он долго не протянет, поскольку носит слабую броню, да и его меч оставляет желать много лучшего. Поэтому лучше всего использовать его «по прямому назначению» – в качестве стрелка, защищая прочими воинами от рукопашной схватки.

Yari Samurai. Пеший самурай, вооруженный длинным копьем (yari). Составляет костяк самурайской армии – самый дешевый воин при неплохих боевых качествах. Особенно эффективен при борьбе с конницей противника.

Naginata Samurai. Пеший самурай, вооруженный саблей-мечом на деревянной рукоятке (naginata). Носит тяжелую броню, что повышает его «живучесть», но снижает маневренность. Поэтому нагината-самурай лучше всего подходит в обороне для сдерживания противника.

No-Dachi Samurai. Пеший самурай, вооруженный длинным двуручным мечом. Очень эффективен в атаке – для прорыва стройных рядов противника. Особенно эффективен против воинов, чья мораль уже заметно упала.

Warrior Monks. Самый сильный пеший воин, сочетающий в себе качества самурая и религиозный фанатизм. Боевые монахи обладают самой высокой моралью, и само их присутствие на поле боя вселяет священный ужас в сердца врагов (если они буддисты; христианам же все равно).

Cavalry Archers. Лучник-самурай, посаженный на коня. Очень быстр и мобилен. Способен осыпать противника градом стрел и тут же скрыться. Особенно эффективен против плохо организованных частей.

Yari Cavalry. Быстрый конник с длинной пикой. Самый быстрый воин в игре. Используется для внезапных наскоков с целью удара по тылам и флангам. Гроза для лучников, огонь которых малоэффективен по быстро движущимся мишеням. Yari-конник способен также догнать конника-лучника и разделаться с ним в рукопашном бою.

Heavy Cavalry. Тяжелобронированный конник, вооруженный мечом. Элита самурайской армии (что и отражается на цене). Одинаково хорош в наступлении и обороне – вгрызается как танк, сметая все на своем пути. Противостоять ему могут только воины, вооруженные копьями (Yari Samurai, Yari Cavalry, Yari Ashigaru), и мушкетеры. Единственный недостаток – медлителен и малоповоротлив для конника.

Ополчение

Ashigaru – это попросту крестьяне, наспех обученные военному делу. Поэтому их боевое мастерство, равно как и мopaльный уровень, оставляют желать много лучшего и не идут в сравнение с профессиональными качествами самураев. Единственный плюс – на содержание одного воина-крестьянина требуется вдвое меньше koku, чем на содержание самурая.

Yari Ashigaru. Крестьянин, вооруженный длинным копьем. Проигрывает по всем показателям Yari Samurai, зато стоит вдвое дешевле.

Arquebus Ashigaru. Крестьянин, вооруженный аркебузой. Дальность стрельбы меньше, чем у лука. Зато на близких дистанциях ружейный залп может оказаться cмepтельным даже для отряда тяжелой кавалерии. Только особо прочная броня способна как-то задержать пули. К сожалению (или к счастью?), аркебузы ужасно долго перезаряжаются. В рукопашной схватке Arquebus Ashigaru пpaктически беспомощны, а потому нуждаются в опеке со стороны других юнитов. Аркебузы бьют по прямой и отказываются работать в сырую погоду.

Musketeer Ashigaru. Крестьянин, вооруженный мушкетом, – усовершенствованной моделью аркебузы. Мушкет бьет чуть дальше и перезаряжается чуть быстрее аркебузы. Крестьянин-мушкетер тоже беспомощен в рукопашной схватке.

«Полководец, не имеющий стратегии

и легкомысленно относящийся к своим противникам,

неизбежно окажется в плену.»

– Сан Цзу, «Искусство Войны»

Сражения

Общие положения

Ведение сражения можно доверить компьютеру, который выдаст результаты боя. Но лучше возглавить сражение самому – так можно добиться существенно лучших результатов, да и тактический бой – чуть ли не главная прелесть игры.

Нападающая и защищающаяся стороны изначально поставлены в неравные условия. Цель нападающей стороны – обратить в бегство защитников провинции за отведенное время (по умолчанию – за 1 час реального времени, но это время можно ускорить до 4 минут, если двигать ползунок под мини-картой, меняющий скорость игры). Только в этом случае провинция будет считаться захваченной, независимо от потерь с той и другой стороны. (Нападающая сторона может даже понести бОльшие потери, чем защищающаяся.)

Противник обычно обращается в бегство при натиске явно превосходящих сил. Особенно деморализующе действует на вражье войско гибель его полководца – в этом случае паника почти неизбежна. Но чтобы заставить противника убежать с поля боя, совсем не обязательно иметь численное превосходство. Главное – действовать тактически грамотно. Грубо говоря, вся тактика зиждется на «трех китах», которые опишу ниже.

Учитывай сильные и слабые стороны воинов. Конники с длинными пиками особенно эффективны при неожиданных фланговых ударах – самое лучшее средство, чтобы расправиться с лучниками противника. Копейщики эффективнее всего в борьбе с конницей – держите всегда их рядом с лучниками в качестве охранников. No-Dachi самураи и тяжелая конница используются для лобового прорыва и внесения сумятицы в ряды противника (используйте формацию «клин»). Naginata самураи составляют костяк пешей обороны. Если ваши воины наступают под огнем противника, временно перестройте их в «разреженную» формацию, чтобы снизить потери. Лучники имеют ограниченный запас стрел, а аркебузеры и мушкетеры – ограниченный запас пуль.

Учитывай рельеф местности. Выгоднее всего занимать оборону на вершинах холмов (пусть даже маленьких). Лучники с холмов стреляют дальше. В рукопашной схватке преимущество имеет тот отряд, который занимает более высокую позицию. Кроме того, противник успеет заметно устать, пока поднимется на холм, и это тоже снижает его мораль. Используйте лощины, чтобы незаметно подобраться к противнику и ударить с тыла или с флангов. Леса особенно пригодны для устраивания засад. Учитывайте, что аркебузы и мушкеты бьют только по прямой.

Учитывай погодные условия. В сырую погоду воины устают быстрее (особенно носящие тяжелую броню), а тетива луков размягчается, из-за чего они наносят меньший урон. В дождь и снегопад перестают действовать аркебузы и мушкеты (порох отсыревает), и дальность видения всех воинов заметно снижается. В туман со видимостью еще хуже. Снег заметно снижает скорость передвижения, и воины устают быстрее, особенно конница. Ветер уменьшает точность стрельбы лучников.

Осада замков

Если в провинции имеется замок, тогда у обороняющейся стороны появляется дополнительная возможность – укрыться в замке. В этом случае возникает патовая ситуация, и провинция временно становится «ничейной»: никто не получает прибыли с провинции, но и обороняющаяся сторона не может там ничего строить или производить воинов. Однако такая ситуация продлится недолго: если оставить все как есть, то осажденный замок рано или поздно падет. Обычно это случается рано – через 1-3 хода (точный срок можно узнать, если нажать правой кнопкой мыши на изображение замка на стратегической карте). После этого все защитники осажденного замка считаются умершими от голода, а замок автоматически переходит в руки врага.

Только зачем дожидаться гибели защитников замка? Можно быстренько насобирать воинов в соседних провинциях и прийти на выручку своим товарищам – ради этого и затевается оборона (ведь всегда можно просто сдать провинцию, отведя свои войска в соседнюю). Так что даже самые захудалые замки способны замедлять, если не останавливать, продвижение противника. Отсюда мораль: стройте замки в пограничных провинциях. Тогда отпадет необходимость держать на границах солидную армию. Ведь в качестве гарнизона пограничного замка достаточно иметь один-единственный отряд захудалых Yari Ashigaru, а в случае вражеского вторжения на следующем же ходу перебросить туда свой «кулак». В пограничных провинциях очень полезно также иметь порты (не будет проблем с переброской воинов) и сторожевые башни (можно заранее догадаться о готовящемся вторжении).

Однако атакующая сторона может и не дожидаться голодной cмepти защитников замка. На следующем же ходу можно будет атаковать замок. Но тогда придется «доставать» противника, укрывшегося за крепостными стенами, штурмуя ворота замка под вражеским огнем. Условия явно не благоприятные для нападающей стороны, особенно если учесть, что замок, как правило, находится на возвышенности.

Но в любом случае потребуется не менее двух ходов, чтобы захватить провинцию с замком, в котором укрылся противник.

Маленькие хитрости большого интерфейса

Обратите внимание на панель в нижней части экрана (review panel), которая заполняется иконками отрядов, как только вы выделяете армию. Этими иконками можно «двигать» так же, как и фигурками по стратегической карте (по принципу drop-and-drop: выделяете левой кнопкой мыши и, не отпуская кнопку, переносите отряд в нужное место). А некоторые манипуляции можно осуществить лишь с помощью review panel:

1. Заводить отряды в замок («перетаскиваете» иконку на изображение замка на стратегической карте);

2. Объединять поредевшие отряды однотипных юнитов. Например, в одном отряде у вас осталось 25 лучников, в другом – 35. Эти отряды можно объединить в один, если «зажать» одну иконку и «перетянуть» ее на вторую. В результате получится полноценный отряд численностью 60 воинов. Однако отряды невозможно объединять, если их суммарная численность превышает максимальную (в данном случае – 60). К примеру, невозможно объединить два отряда по 40 лучников.

Интернет

Официальный сайт: www.totalwar.com.

www.totalwar.org

shogun.playnow.com.au/shogun/

Самый крупный форум – на total.org.

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Таблица 1
Экономические здания
Здание Что требуется Время Цена Что дает
Improved Farmland - 8 500 +20% урожая
Superior Farmland Improved Farmland 10 700 +40% урожая
Exeptional Farmland Superior Farmland 12 900 +60% урожая
Legendary Farmland Exeptional Farmland 12 1000 +100% урожая
Mine Любая руда 8 1000 +400 koku
Mine Complex Mine, Fortress 8 1000 +800 koku
Port Любой замок 10 1500 +200 koku, мгновенная трaнcпортировка
Таблица 2
Замки
Тип Что требуется Время Цена Вместимость
Small Castle - 4 500 4 отряда
Large Castle Small Castle 8 1000 8 отрядов
Fortress Large Castle 10 1500 12 отрядов
Citadel Fortress 14 3000 16 отрядов
Таблица 3
Шпионские здания
Здание Что требуется Время Цена Что дает / что делает
Border Watch Tower - 4 400 Действует как шпион во всех соседних провинциях
Border Forts Border Watch Tower 4 800 Функции Watch Tower + действует как контрразведчик в своей провинции
Tranquil Garden Любой замок 4 500 Emissary (посол)
Tea House Любой замок 4 500 Shinobi (шпион)
Famous Tea House Large Castle, Tea House 4 500 Shinobi c +1 honour
Legendary Tea House Fortress, Famous Tea House 4 500 Shinobi c +2 honour
Ninja House Любой замок 6 800 Ninja (ниндзя)
Infamous Ninja House Fortress, Ninja House 6 800 Ninja c +1 kills
Geisha House Citadel, Legendary Tea House, Infamous Ninja House 8 1000 Ninja c +2 kills; Legendary Geisha (гeйша)
Church Large Castle, христианство 6 800 Priest (христианский посол)
Cathedral Citadel, 6 Church 12 2000 По +100 koku с каждой церкви
Таблица 4
Военные здания
Здание Что требуется Время Цена Что дает
Spear Dojo Любой замок 4 500 Yari Samurai, Yari Ashigari
Famous Spear Dojo Large Castle, Spear Dojo 4 500 Yari Samurai, Yari Ashigari c +1 honour; Naginata (при наличии Armoury)
Legendary Spear Dojo Citadel, Famous Spear Dojo 4 500 Yari Samurai, Yari Ashigari c +2 honour; Naginata c +1 honour (при наличии Armoury)
Sword Dojo Large Castle, самурай-герой 8 1000 No Dachi Samurai
Famous Sword Dojo Fortress, Sword Dojo 8 1000 No Dachi Samurai c +1 honour
Legendary Sword Dojo Citadel, Famous Sword Dojo 8 1000 No Dachi Samurai c +2 honour
Archery Dojo Любой замок 4 800 Samurai Archers
Famous Archery Dojo Large Castle, Archery Dojo 4 800 Samurai Archers c +1 honour
Legendary Archery Dojo Fortress, Famous Archery Dojo 4 800 Samurai Archers c +2 honour
Horse Dojo Large Castle 6 800 Cavalry Archers; Yari Cavalry (при наличии Spear Dojo)
Famous Horse Dojo Fortress, Horse Dojo 6 800 Cavalry Archers c +1 honour; Yari Cavalry c +1 honour (при наличии Spear Dojo); Heavy Cavalry (при наличии Armoury)
Legendary Horse Dojo Citadel, Famous Horse Dojo 6 800 Cavalry Archers c +2 honour; Yari Cavalry c +2 honour (при наличии Spear Dojo); Heavy Cavalry c +1 honour (при наличии Armoury)
Buddist Temple Large Castle, Tranquil Garden 10 1500 Warrior Monks
Famous Buddist Temple Fortress, Buddist Temple 10 1500 Warrior Monks c +1 honour
Temple Complex Citadel, Famous Buddist Temple 10 1500 Warrior Monks c +2 honour
Portuguese Trading Post Любой замок, Port, христианство 8 1000 Arquebusiers; +200 koku Musketeers (при наличии Cathedral)
Dutch Trading Post Любой замок, Port 8 1000 Arquebusiers; Musketeers; +200 koku
Gun Factory Citadel, Trading Post, Armoury 8 1800 Arquebusiers; Musketeers
Таблица 5
Бонусные здания
Здание Что требуется Время Цена Что дает
Palace Large Castle 8 1000 +1 morale
Golden Palace Fortress, Palace 10 2000 +2 morale
Legendary Palace Citadel, Golden Palace 12 3000 +3 morale
Swordsmith Large Castle 8 1200 +1 attack
Famous Swordsmith Fortress, Swordsmith 8 1200 +2 attack
Legendary Swordsmith Citadel, Famous Swordsmith 8 1200 +3 attack
Armoury Любой замок + залежи железа 8 1200 +1 armour
Famous Armoury Large Castle, Armoury 8 1200 +2 armour
Legendary Armoury Fortress, Famous Armoury 8 1200 +3 armour
Таблица 6
Кланы
Клан Армейский бонус Стартовая армия
Shimazu No-Dachi Samurai стоят дешевле 3 Yari Samurai, 3 Samurai Archers, 2 Yari Ashigaru
Mori Warrior Monks стоят дешевле 5 Yari Samurai, 5 Samurai Archers, 4 Yari Ashigaru
Oda Yari Ashigaru стоят дешевле 6 Samurai Archers, 10 Yari Ashigaru
Imagawa Ninja и Shinobi стоят дешевле 6 Yari Samurai, 6 Samurai Archers, 2 Ninja
Takeda Cavalry стоят дешевле 4 Yari Samurai, 1 Samurai Archers, 3 Cavalry Archers, 3 Yari Cavalry
Hojo Castles стоят дешевле 2 Yari Samurai, 4 Samurai Archers, 2 Yari Ashigaru
Uesugi Archers стоят дешевле 3 Yari Samurai, 4 Samurai Archers, 2 Yari Ashigaru
1 2 Все


Driver: San Francisco

«…нажав специальную кнопку, вы можете в любой момент «перепрыгнуть» за руль любого автомобиля, который в этот момент находится в окрестном трафике. Первые пару раз это даже пугает: еще секунду назад вы врезались в столб на своем седане — и вот уже снова с...

18 04 2024 18:43:34

Руководство и прохождение по "Fighter Squadron: Screamin Demons over Europe"

Вторая мировая война… Для американцев она осталась таким потрясением, что они начисто забыли об участии в ней Советского Союза. Но это ничего, мы привыкли. В этом новом симуляторе представлено по три-четыре самолета от каждой из трех стран:...

17 04 2024 16:31:32

Обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise. Что с нами стало, Зак?

Хидетаке «Swery» Суэхиро повезло: разочаровавшая многих критиков и провалившаяся в продажах Deadly Premonition нежданно-негаданно стала культовой игрой. Она собрала вокруг себя сообщество преданных фанатов, которые столь яро…|Игромания...

16 04 2024 7:14:30

Укрепленный Рим. Изменение параметров поселений в Rome: Total War

остальным городам и поселкам, чтобы достичь уровня столицы, необходимо строиться еще лет 100-150. Но такого времени у нас нет и быть не может — враг у ворот. Переходящие из рук в руки поселки все дальше и дальше отдаляют нас от гoлyбой мечты — захватить Р...

15 04 2024 13:37:35

Assassin's Creed 3

«…Assassin’s Creed 3 — большая игра, и это первое, к чему нужно приготовиться, если вы детально и скрупулезно планируете ваш зимний отпуск. Один только пролог, где мы вообще играем не за обещанного индейца Коннора, а за его отца, длится примерно как Spec...

14 04 2024 14:49:26

Играем: FreeStyle Online 

FreeStyle Street Basketball (а именно так игра зовется за океаном и на южнокорейской родине) — это онлайновый симулятор стритбола. Со всеми полагающимися такой игре особенностями: вместо площадок NBA здесь солнечные подворотни, привокзальные за...

13 04 2024 2:16:12

Magic: The Gathering Online 2.0. Онлайновая магия продолжается

"...если изначально игра создавалась под тех, кто уже знаком с правилами, то теперь ставка делается и на таких, кто настоящих карт в глаза не видел..."...

12 04 2024 5:37:10

Горячая линия: железо

   От автора:   24 часа в сутки мысленно с вами. В остальное время со мной можно связаться по мылу hot-line@igromania.ru или на форуме "Горячев ONLINE" на сайте вашего…|Игромания...

11 04 2024 18:46:23

Закон Мура и его влияние на микропроцессоры

"...закон Мура является наблюдением - то есть когда-то он может перестать выполняться. Но вот уже почти 40 лет закон Мура работает. К сожалению, автор дал запyтaнную и длинную формулировку этого закона, поэтому мы перефразируем ее так: "каждые два года чи...

10 04 2024 2:34:33

Руководство и прохождение по "Sins of a Solar Empire"

Sins of a Solar Empire — игра, находящаяся на стыке жанров космических стратегий двух разновидностей. С одной стороны, это классические пошаговые «четыре-икс» стратегии, ведущие свою родословную от Master of Orion. С другой — стратегии в реал...

09 04 2024 19:29:48

Warhammer Fantasy. Специальный выпуск косплея

Warhammer Fantasy — старшая сестра более популярного сеттинга Warhammer 40,000, которая появилась за четыре года до «сорокотысячника». Хотя официально варгeйм по ней уже закрыли и на её место пришла Age of Sigmar, да и…|Игромания...

08 04 2024 6:13:22

Hector: Badge of Carnage! Episode 2 Senseless Act of Justice

«…Второй эпизод с самого начала берет нужный настрой: уже на пятой минуте игры Гектор громким пуком подает знак, что он выжил после взрыва здания и все еще находится внутри него. А потом начинает общаться с поджидающим его снаружи напарником Ламбертом чер...

07 04 2024 21:29:31

Руководство и прохождение по "Defcon"

...Мораль, гуманизм, общечеловеческие ценности? Право, забудьте об этих мелочах, генерал, теперь слова будут другие — геноцид. А как вы хотели — война начинается. Усядьтесь в кресло, будете жать на эту большую красную кнопку. Нет, победителей не будет...

06 04 2024 1:14:30

Далекая-далекая галактика на вашем столе. Star Wars TCG новая игра по "Звездным войнам"

Великая сага "Звездных войн" началась четверть века назад, когда 25 мая 1977 года увидел свет первый фильм режиссера Джорджа Лукаса о далекой-далекой галактике, названный впоследствии "Эпизод 4: Новая надежда". За считанные недели "Звездные войны" обрели...

05 04 2024 20:42:39

The Witcher 2: Assassins of Kings

Польская студия CD Projekt и их главная игра — интеpaктивное продолжение книжного сериала «Ведьмак» — с самого начала работы над проектом оставались в тени BioWare. Оно и понятно: поляки начинали как верные ученики и…|Игромания...

04 04 2024 16:37:21

Разумный компьютер за разумные деньги

Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 15 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 20 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 30 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)....

03 04 2024 1:33:46

The Sims 2: Free Time

Разработчики The Sims не перестают нас удивлять. Казалось бы, третья часть анонсирована, а предыдущий аддон к The Sims 2 (Bon Voyage, если что) оказался неплохим, но не очень-то оригинальным. В этой ситуации вполне можно было бы расслабиться и...

02 04 2024 15:20:31

Полторы тысячи сил. Тестирование Meijin GTX 780 SLI

«…Meijin не перестает удивлять. Только мы вернули в NVIDIA свежие GeForce GTX 700, как нас тут же позвали оценить компьютер на двух GTX 780 в режиме SLI и в компании самого быстрого на сегодня процессора — Intel Core i7-3970X Extreme Edition. Честно говор...

01 04 2024 14:19:18

Вне компьютера

WARHAMMER 40000: ЕРЕСЬ ХОРУСА     Постоянные читатели ншего раздела в "Игромании" наверняка помнят "Вархаммер 40000" - первую версию ККИ, официально изданную на русском языке.…|Игромания...

31 03 2024 22:24:16

Evil Dead: Regeneration

Если сцена случайного падения обезображенного карлика в место соприкосновения двух гигантских шестеренок (с последующей демонстрацией перемалывания) кажется вам забавной — добро пожаловать. Если же фонтан крови из лифта видится дурным вкусом — лучше держа...

30 03 2024 22:39:29

Азы компьютерного конструирования, или Как собрать компьютер самостоятельно

"...мы попытаемся указать на возможные проблемы и тонкости, предостеречь от типичных ошибок и прояснить наиболее неочевидные моменты компьютерной сборки. В финале немного расскажем о начальном этапе инсталляции операционной системы и приведем таблицу наиб...

29 03 2024 23:52:22

Strong Bad’s Cool Game For Attractive People. Episode 4  Dangeresque 3: The Criminal Projective

Интеpaктивный сериал Strong Bad’s Cool Game for Attractive People каждую серию бросает из крайности в крайность, не отступая при этом от механики классического point & click квеста. Здесь уже была бархатная революция с намеком на Че Гевару,...

28 03 2024 18:31:27

Shogun 2: Total War

«…первой на все сдвиги идеологического хаpaктера откликнулась глобальная карта. По размерам она вроде бы пpaктически не уступает предыдущим играм серии, но на деле разница велика — по сути, это ведь тесная Япония, и проработан здесь каждый уголок, каждый...

27 03 2024 2:38:54

Rulezz&Suxx: В разработке "Prince of Persia: Sands of Time"

  Утрите слезу, ветераны. Подойдите ближе, зеленая молодежь. Сам "Персидский Принц", папа-и-мама-всего, после крайне неудачной попытки третьего пришествия готовится вернуться в лоно Настоящих Игр! Надо сказать, что для новой реинкарнации...

26 03 2024 17:29:28

Battle for Azeroth навсегда изменит систему PvP в World of Warcraft. Во славу опыта и лута!

Всё началось с Саргераса. Причём давным-давно, в те времена, которые отдельные апологеты World of Warcraft Classic могли и не застать. Но всему приходит конец, даже каноническим злодеям. Герои Легиона пресекли разрушительную деятельность безумного…|Игромания...

25 03 2024 17:44:19

Сам себе генерал - часть вторая. Редактор карт для Command & Conquer: Generals

"...поговорим о картах для однопользовательского режима. Основное их отличие от мультиплеерных состоит в том, что при их создании невозможно обойтись без скриптов......

24 03 2024 7:56:17

Первый взгляд. Project IGI 2

"...Innerloop решили удариться в окончательную “рэмбовщину” и сделать забавный симулятор сверхчеловека-с-пулеметом, в котором, помимо прочего, присутствует весьма ощутимая доля “всамделишности” и иллюзия “натуральности” происходящего. На сей раз действие...

23 03 2024 17:21:15

FIFA Manager 07

«Умом Россию не понять», — гласит популярная в народе поговорка. «Умом не понять и EA Sports», — добавим мы после тесного знакомства с творчеством студии. Пять с лишним лет создавать однообразные футбольные менеджеры (и не только менеджеры, и не только...

22 03 2024 15:29:16

Imperium Galactica III: Genesis

"...природа, как известно, не терпит пустоты. Тут убрали, там добавили. В нашем случае особо радоваться нечему. Imperium Galactica III останется игрой “4X”, а именно: exploration (исследование), extermination (истрeбление), exploitation (эксплуатация) и e...

21 03 2024 22:39:15

Руководство и прохождение по "Populous: The Beginning"

Bullfrog стреляет редко, да метко. Почти каждая игра этой фирмы если и не шедевр, то яркое явление, которое надолго запоминается. Достаточно вспомнить только Populous 1 и 2, Magic Carpet и Dungeon Keeper. Первый Populous иногда считают родоначальн...

20 03 2024 8:22:34

Вердикт. Утопия-сити

В недалеком будущем наконец свершилось то, о чем мечтает любой современный гeймер: технологии достигли такого уровня, что стало возможным создание полноценного виртуального мира, который мало чем отличается от реального. Разве что пробл...

19 03 2024 14:39:59

Во что поиграть + лучшие скидки недели. Half-Life: Alyx, Bleeding Edge, Control: The Foundation, Iron Danger, Ghost Recon Breakpoint: Deep State

Привет, друзья! С вами Игромания и наша постоянная рубрика «Во что поиграть на этой неделе». В эти выходные мы будем учиться рисовать неприличные картинки в симуляторе художника Half-Life: Alyx, оценим новую игру от студии Ninja…|Игромания...

18 03 2024 6:54:55

Гайд: Где найти люки в Dead by Daylight

Люк — это последняя надежда для «мирного» игрока в Dead by Daylight. Только если убийца не найдёт и не закроет путь к бегству. Так что знать, когда и где спавнятся люки, стоит обеим сторонам.  Когда появляется…|Игромания...

17 03 2024 17:15:41

Обзор Scarlet Nexus. Экшен, ради которого можно стать анимешником

Если судить по трейлерам, Scarlet Nexus создаёт впечатление концентрированной, даже клюквенной «японщины». Будто разработчики взяли все стереотипы об аниме и возвели их в абсолют. Здесь тебе и военизированные спецподразделения…|Игромания...

16 03 2024 3:52:58

Разумный компьютер за разумные деньги

Вечнозеленые «Дешево и сердито... Категория меньше 15 000 руб.», «Cмepть тормозам... Категория меньше 20 000 руб.», «Займи, но купи... Категория меньше 30 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена...

15 03 2024 9:20:16

Нереальный Carmageddon

Приготовьтесь, фанаты Carmageddon и просто любители месить пешеходов колесами авто в кровавый фарш! Сегодня на вашей улице праздник: мы будем делать болид из “Кармы”Мегастатья про создание “Мантикоры” проживает по адресу НАШ CD ИЛИ DVD/По журналу/Мастерск...

14 03 2024 21:59:15

assasin

Полгода назад вышел фанатский ролик, собранный из фрагментов первых трех частей Assassin’s Creed. Сделан он был настолько качественно, что Ubisoft разместили ссылку на него в своей официальной новостной ленте. Страшно представить, сколько сил…|Игромания...

13 03 2024 3:10:23

Saints Row: The Third

«…Saints Row: The Third тут же прыгает с места в карьер. В обучающей миссии вы совершите дерзкое ограбление банка — только там, где одиннадцать друзей Оушена деликатно взломали бы комнату-сейф, «святые» буквально вырывают ее из здания банка с помощью верт...

12 03 2024 13:26:59

Подарок аудиофилу. Тестирование игровой звуковой платы ASUS RoG Xonar Phoebus

«…Если сравнивать качество Phoebus со встроенным Realtek (Gigabyte GA-X58A-UD3R), то это не просто шаг вперед, а мощный прыжок, тянущий на олимпийский рекорд. Разница легко обнаруживается пpaктически на любой аппаратуре…»...

11 03 2024 0:49:53

Heavy Rain – персонажи

Heavy Rain – это полноценная психологическая драма, невозможная без ярких персонажей со сложным внутренним миром. Многогранностью и глубиной хаpaктера здесь отличается пpaктически каждый участник запyтaнной истории, но трагедия…|Игромания...

10 03 2024 5:52:33

Руководство и прохождение по "Tomb Raider. Юбилейное издание"

«Tomb Raider: Юбилейное издание» — это тот редкий случай, когда об игре было известно пpaктически все еще до выхода. Разработчики сразу предупредили, что переиздание будет максимально близким к оригиналу. К игре прикрутили новый движок, чтобы облагород...

09 03 2024 17:30:53

Горячая линия: игры

24 часа в сутки любые ваши вопросы по играм принимаются на ящик games@igromania.ru или по SMS на короткий номер 1121 с префиксом games (т.е. в начале сообщения вы должны ввести слово games и только потом, через пробел, вводить сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

08 03 2024 9:17:23

Carrier Command: Gaea Mission

Это будет классический квест в уникальном проработанном мире, который вот уже почти тридцать лет наполняется разнообразными деталями и яркими персонажами....

07 03 2024 1:14:21

Вердикт. BASEBALL MOGUL 2007

Бейсбол, вообще говоря, забава чисто американская. Да, есть у нас похожая по правилам лапта, но все же это нечто другое. Там, за Атлантическим (ну или за Тихим — смотря в какую сторону плыть) океаном от избиения мяча битой люди сходят с ума при...

06 03 2024 19:57:46

Brave

«…Весь гeймплей сводится к прохождению коридоров, по которым разбросаны враги, да комнат с нехитрыми головоломками. Brave не пытается быть слишком уж детской, но и не стоит ждать от неё чего-то большего, чем крушения бочек и сбора монеток…»...

05 03 2024 3:35:14

Руководство и прохождение по "Carmageddon TDR 2000"

Давайте договоримся на берегу: новый Кармагеддон живет двумя совершенно разными жизнями, жизнью гоночной и жизнью миссионной. Первая не представляет для серьезных исследователей вроде нас никакого интереса, хотя коснемся и ее, хоть боком, но все-так...

04 03 2024 4:15:56

Обзор фильма «Терминатор: Тёмные судьбы». Вот теперь можно хоронить

 «Терминатор» — возможно, самый яркий пример искусственно растянутой, вымученной франшизы. Джеймс Кэмерон создал цельную и законченную дилогию, которая не нуждалась ни в сиквелах, ни в приквелах, ни в…|Игромания...

03 03 2024 4:50:20

ArmA: Queen's Gambit

удивительным образом соорудили более плотную, чем в оригинале, атмосферу. Когда в кромешной темноте, замирая от каждого шороха, минируешь мост, организуешь засаду или, словно заяц, прячешься в ближайшем лесу от барражирующих вертолетов...

02 03 2024 15:26:45

Catherine на ПК. Почему игра нужна спустя 8 лет

Александр Шакиров, главный редактор YouTube-каналов Игромании На момент выхода Catherine, в 2011 году, в мире больших и дорогих игр с нами редко говорили о сложностях отношений между полами. В некоторых проектах, вроде Mass Effect, можно…|Игромания...

01 03 2024 6:56:51

Первый взгляд. Operation Flashpoint: Red Hammer

“Советская кампания будет проходить на известных нам по первой части островах, — которых, между прочим, хватит еще на добрый десяток аддонов. Кампания состоит из 20 миссий, не считая несвязанных между собой операций. По ходу игры вы встретите знакомых пер...

29 02 2024 17:21:30

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::