Философия вирусов, часть 1. Древнейшая история > Minecraft истории
истории Minecraft    

Философия вирусов, часть 1. Древнейшая история

Философия вирусов, часть 1. Древнейшая история

Антихакер Философия вирусов, часть 1. Древнейшая история 030.09.2004 05:39  |  Все это хорошо, да только встает вопрос... Если кристаллизованный вирус всего лишь кусок кода в неживом материале, то чем, по сути, отличаются от него данные на жестком диске?!..” Антихакер    Эпиграф:
    “Компьютерные вирусы это первая вполне удачная попытка создать жизнь”.
    Е. Касперский

   
Стоит компьютеру слегка захандрить, проявить необычную задумчивость, отказаться выполнять стандартные программы, как юзеры начинают пугаться, опасаться и нервно почесывать в затылке. Нет чтобы поговорить по душам, ласково погладить монитор, налить в системный блок чая с малиной сразу зовут компьютерного доктора из соседнего подъезда или, хуже того, сами хватаются за отвертку. И вот, когда по всему полу разбросаны внутренности железного
друга, когда жесткий диск уже случайно упал в аквариум с рыбками, а притихшая младшая сестра строит из видеокарты домик для кукол, вдруг кто-нибудь спрашивает: “А ты антивирус-то запускал?” И (опять же, “вдруг”) выясняется, что юзер считает антивирусные программы вредными для компьютера, поскольку большую часть времени они бесполезно занимают драгоценную память, необходимую для игр. Что своим присутствием антивирусы снижают быстродействие его благородной машины на самые важные сотые доли процента. Что его жутко нервировало окошко с предложением обновить антивирусную базу... В общем, он давно и надежно удалил все подобные программы со своего харда. И после немой сцены все, начиная с приглашенного гуру и кончая встрепенувшейся младшей сестрой, в один голос объясняют юзеру, насколько он поторопился с удалением. Ведь вирусы... Далее идет изложение собственноручно прочитанных присутствующими и, безусловно, единственно правильных объяснений, что же такое компьютерные вирусы.
    Многолетнее участие в подобных сценах (и в качестве юзера, и в качестве доктора, и в качестве друга младшей сестры) убедило меня только в одном: чем громче говорит объясняющий, тем меньше его версия походит на правду. Тема эта очень сложна, запyтaнна и противоречива. Известные всему миру специалисты затрудняются даже дать точное определение вирусам! Что уж говорить о простых пользователях...
    И все же, понимая все предстоящие сложности, мы решили дать вам собственное объяснение (естественно, самое правильное!). На протяжении нескольких журнальных номеров вы познакомитесь с образом жизни компьютерных паразитов. Будете свидетелями возникновения инфекции, ее распространения, пороетесь вместе с нами во внутренностях особо опасных вирусных элементов.
    И сегодня будет рассказ о “древнейшей” истории компьютерных вирусов, от Рождества Христова и до момента, когда враг, наконец, был назван собственным именем.

   
Небольшая настройка
   
История происхождения компьютерных вирусов запyтaнна. Чтобы настроить вас на нужный лад, сразу предупреждаю: мы считаем
компьютерные вирусы рукотворными аналогами биологических (т.е. живых). В нашей “истории компьютерных вирусов” будут постоянно проводиться параллели и перпендикуляры между вирусами обычными и компьютерными. Не удивляйтесь.
    Под такое своеобразное изложение придется дать собственное определение предмета:
    Компьютерный вирус это программная модель простейшего живого организма, развивающаяся в определенной среде с главной целью произвести на свет максимально возможное количество потомков и заполнить ими все доступное “жизненное” прострaнcтво.
Мученик науки...
    И все. Никакого упоминания о точном самокопировании, деструктивности, приспособляемости, разрешенности размножения и прочих легкооспариваемых вещах. Теперь углублляться в историю в поисках корней будет гораздо легче...

   
Наш костер в тумане светит
    Начнем... со средних веков! Да-да. Именно это смутное время породило первых желающих создать живое из неживого и первые документальные подтверждения подобным опытам. А как же, ведь у экспериментаторов на руках был подлинный руководящий документ Библия, где черным по белому объяснялось, каким образом человека лепили из глины... Поскольку в успехе описанного никто не сомневался, находились горячие головы, желающие повторить этот опыт. Вероятно, из чисто спортивного интереса...
Старинная гравюра
“аутодафе с натуры”.
    Представитель Конгрегации святой канцелярии и настоятель Штальгаузенского монастыря отец Леонардус (который впоследствии, по утверждениям писателя Гашека, открыл 51-ый элемент таблицы Менделеева сурьму и случайно отравил им своих послушников) стояли перед помостом, сооруженным на площади. В то время (а это был XVI век) инквизиция и настил с дровами появлялись в одном месте одновременно не для того, чтобы пожарить шашлык. Представители церкви и радостно-возбужденный народ, толпящийся вокруг, собрались на аутодафе праздник сожжения еретика на костре. Центральная фигура праздника, во избежание самовольной отлучки, была крепко-накрепко привязана по рукам и ногам к столбу. Эгоизм приговоренного был настолько велик, что, несмотря на очевидный смысл приготовлений, он все еще не терял надежды отложить церемонию и испортить собравшимся зрелище.
Суровые времена для
вольнодумцев...
    Леонардус, ты же сам знаменитый алхимик, совершенно неуместно продолжал он спор, возникший на разбирательстве дела. Пойми, я уже на пороге открытия. Это должно сработать! Я проводил опыты, и мне удалось найти истинные компоненты состава: 128 капель крови 13-ти мучениц, пепел лишайника, сердце летучей мыши...
    Избавь меня от этого, недовольно пробормотал монах.
    Но ведь это величайшее открытие! В результате манипуляций из обычных компонентов должно получиться совершенно новое живое существо гомункулус! По виду оно напоминает маленького человека. Существо будет плодиться и размножаться! Оно будет ЖИТЬ! Чем мои опыты хуже ваших поисков философского камня, отец Леонардус?!!
    Монах молчал. Инквизитор подал знак, и костер запылал с четырех сторон. Толпа радостно охнула. Языки пламени пробежались по ногам осужденного. Вспыхнули волосы. Еретик наконец уловил, что время пить “Пепси” для него никогда не наступит, и дико закричал.
Руки рванулись из пут, раздирая в кровь кожу. Тело забилось в отчаянных конвульсиях.
И книжки тоже в
огонь, чтобы никаких
вопросов...
    Инквизитор и монах отошли от костра подальше.
    Он так и не понял... покачал головой инквизитор. Философский камень очень полезная вещь. Благодаря ему можно превращать свинец в золото на благо всем нам. А он захотел изготовить ЖИВОЕ, то есть стать подобным БОГУ! А это никак не возможно...
    Да, задумчиво согласился отец Леонардус. Еще неизвестно, что натворили бы эти гомункулусы, разбежавшись по округе!
    То ли на земном шаре отсутствуют подходящие сорта глины, то ли несовершенны были используемые технологии, но факт остается фактом: за весь отчетный период алхимикам не удалось произвести на свет ни одного даже дохленького человечка.
    Трудами инквизиторов количество “горячих голов” регулярно сокращалось, и к началу 20-го столетия никто из серьезных ученых не помышлял об “изготовлении жизни вручную”. Их внимание переключилось на более безопасные темы по изучению окружающего мира. Именно благодаря этому человечество впервые узнало о биологических вирусах.

    Вначале было слово
Электронная фотография одного
вида органического вируса.
    Миллионы, а точнее, миллиарды лет ОНИ жили вокруг. Мутировали, приспосабливались, оттачивали способы борьбы за право быть. ИХ существование сеяло cмepть. Если поднять из могил убитых ИМИ врагов, армия переплюнет по количеству всех погибших во всех человеческих войнах, начиная с первого локального конфликта за обладание чужой женщиной. И несмотря на это, люди узнали про НИХ только в 1892 году, когда русский ботаник Ивановский столкнулся с удивительным фактом и пришел к не менее удивительным выводам...
    Курил Дмитрий Иванович или нет, этого уже никто не помнит. Но по каким-то причинам его заинтересовала мозаичная болезнь листьев табака. От этой заразы они покрывались светлыми пятнами. Больные растения заражали здоровые. А поскольку в то время считалось, что инфекционные болезни происходят от вредных бактерий, Ивановский решил задержать возбудителя. Причем буквально, с помощью тонкого специального фильтра, не пропускающего бактерий. Не тут-то было:
Схематичный рисунок колонии
биологического вируса,
сделанный с фотографии.
успешно пройдя через фильтр, сок больных растений продолжал заражать здоровые. Напрашивался вывод болезнь вызывали организмы намного меньшие, чем самые маленькие бактерии. Только так они могли проскочить сквозь ячейки фильтра.
    Это сейчас все очевидно, а тогда научному миру потребовалось несколько лет, чтобы принять результаты опытов. Шутка ли, существа, сравнимые по величине с крупными молекулами! И все же было доказано существование подобных возбудителей для других болезней ящура, бешенства, желтой лихорадки... Препараты, приготовленные из зараженных
тканей, несли в себе cмepтельный недуг, хотя ничем существенно (по химическому составу) не отличались от здоровых и были очищены от всевозможных бактерий.
    Хотя никто не видел врага в лицо (их невозможно увидеть в простой световой микроскоп), в 1899 году нидерландский микробиолог Мартин Бейеринк назвал эти организмы вирусами. Сие слово означало в переводе с латыни “яд”. Насколько он был не прав, поняли гораздо позже. Впрочем, слово прозвучало, а вирусам было
абсолютно все равно, кто и как их назвал.

Модель органического вируса.
    На три буквы
   
Все, кто попытается найти связь в происхождении компьютерных вирусов и органических (до 1953 года), потерпят фиаско. Реальных связей просто не может быть, поскольку именно в этом году в международном научном журнале была напечатана статья Джеймса Уотсона и Френсиса Крика о строении ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). Как оказалось, молекулы ДНК содержат в себе кодированную информацию по строительству всех белков, из которых строятся тела всех живых организмов. Алфавит кода состоит всего лишь из четырех букв. “Слово” должно содержать только 3 буквы. Получается, что весь “словарный” запас ДНК может содержать только 64 трехбуквенных слова. В словаре используются только двадцать слов (они обозначают один из типов аминокислот). Из этих значимых слов формируется конечный продукт “фразы” (различные белки организма).
    Например, имеем 4 буквы: К, А, М, О. Тогда молекула ДНК могла бы выглядеть так: МАК, АЛО, ЛАМ, ОЛА, КОК... и так далее.
    В каждой фразе-белке около 300 слов. В одной молекуле ДНК может быть записана информация о великом множестве белков. Не похожих друг на друга фраз получается огромное количество (в организме высокоразвитых животных до 50 тыс. различных белков).
    Пока одни ученые разбирались с информационным кодом, другие штурмовали строение вирусов. В 1956 году Стенли удалось разделить органический вирус на белок и нуклеиновую кислоту. Позже
исследователь Френкель-Конрат установил, что выделенная из вирусов нуклеиновая кислота (кусок кода, устроенного так же, как приведенная выше модель ДНК) способна сама по себе вызывать заболевание. Значит, болезни бешенства, детского паралича, чумы, оспы и многих других были “прописаны” именно там! Но механизм действия вирусов все еще оставался загадкой.

    Рецепт Парацельса
   
Знаменитый основатель медицинской химии Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгeйм (известный широкой публике как Парацельс 1493-1541 гг.) баловался созданием гомункулусов. Вот как он это описывает: “Возьми человеческую жидкость и оставь ее гнить сперва в запечатанной тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней. Она начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, еще нисколько не похоже на человека, но прозрачно и без тела. Если же потом ежедневно втайне, осторожно и благоразумно питать его человеческой кровью и сохранять в продолжение сорока недель в постоянной равномерной теплоте в лошадином желудке, то произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члeны, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма
маленького роста”. Как после такой теоретической заметки гражданину Парацельсу удалось умереть естественной cмepтью, а не на костре, история умалчивает.

   
Возвращение гомункулуса
   
В 50-е годы, когда биологи разбирали органические вирусы на части и не знали еще, зачем они нужны, компьютеры уже были. Только назывались предки современных PC ЭВМ (электронно-вычислительные машины), занимали большую площадь (несколько этажей здания) и обладали скромными
вычислительными возможностями (современный программируемый калькулятор намного круче). К этому времени Святая инквизиция доживала последние дни (официально распущена в 1965 году) и давно перестала следить за порядком в подлунном мире.
    Мыслители, взбудораженные таким положением вещей, подняли головы и начали смотреть куда попало. Их взор опять обратился к давней запретной теме моделированию жизни. О человечках никто уже не мечтал. Им хотелось понять, можно ли изготовить модель организма, которая будет развиваться без помощи со стороны создателей сама по себе. Атаку начали не химики с биологами, а инженеры, физики и кибернетики, поскольку именно в их руках появился самый мощный со времен Архимеда рычаг для переворотов ЭВМ. Гомункулус получил новое вполне научное название “самодостаточный самовоспроизводящийся механизм”.
    В 1959 году в журнале Scientific
American появилась статья Л. Пенроуза о самовоспроизводящихся механизмах. Она была не первой в своем роде. Но два попутных факта сыграли в истории особую роль. Во-первых, в статье кроме описания забавных механических конструкций была приведена математическая двухмерная модель “почти живого” механизма-автомата. Во-вторых, в этом научном журнале печатались передовые материалы по разным направлениям, в том числе по кибернетике, биологии, физике...
    Как-то раз, покончив с любимым разделом по кибернетике из журнала Scientific American, некий господин Шталь решил ознакомиться с новостями из других областей науки и техники. Его страшно заинтересовала чисто теоретическая статья Пенроуза. Почему? Да потому что он имел прямой доступ к “рычагу”, поскольку являлся оператором ЭВМ IBM 650. А любая вычислительная машина обладает чудной особенностью она позволяет проверить работоспособность модели без необходимости строить реальный прототип из настоящих материалов.
    Cейчас модели самолетов, автомобилей, кораблей и paкет первоначально обpaбатываются на компьютере. Это сохраняет массу сил, времени и средств. Вот и господин Шталь был избавлен от необходимости строить механизмы Пенроуза по-настоящему. Он мог просто запрограммировать сам процесс и посмотреть на результат. Чем он увлеченно и занялся. Через несколько месяцев описанное в статье было им здорово модернизировано. Жизнь запрограммированного гомункулуса (а вовсе никакого не вируса) должна была протекать в постоянных поисках пищи. Кушало существо исключительно ненулевые слова (состоящие из единичек). Если в течение некоторого количества ходов подходящая пища не попадалась, виртуальный гомункулус умирал от голода. Но если удавалось наполнить “желудок” определенным количеством съеденных слов, приходила пора размножения. Сам процесс протекал без пoлoвых излишеств, простым делением. Зато предусматривалась возможность мутаций. Правда, мутации были не совсем настоящие, случайные, а спланированные заранее. В одном случае могли появляться особи, которые были способны пожирать себе подобных (заниматься каннибализмом). В другом мутанты теряли способность к размножению (становились бесплодными).
    Поскольку один час работы на IBM 650 стоил огромных денег, которых у господина Шталя не было, перевод программы с бумаги в память компьютера представлял серьезную проблему. Провести эксперимент “по-тихому”, ввести программу без посторонних в то время было невозможно. Каждое действие оператора отмечалось в специальном журнале и закреплялось личной подписью старшего смены. Однако господин Шталь так загорелся, что ему удалось заразить собственным энтузиазмом руководство компании (владельца вычислительной машины). Само собой, боссы смотрели гораздо дальше рядового оператора ЭВМ. Им уже мерещились аршинные газетные заголовки: “В компьютерах компании Х обитает живое существо!”, “Франкенштейн на свободе!!!”. В общем, ввод программы происходил при большом скоплении народа фотокорреспонденты, многочисленные представители прессы, руководство в полном составе, спонсоры, спонсорши...
    Сильно волнуясь, Шталь вложил последнюю перфокарту (программы тогда набирались прокалыванием дырочек на листах плотного картона, величиной с почтовый конверт) в приемник. И свершилось! Существо обнаружило себя и немедленно приступило к первой части своего жизненного цикла поиску пищи. Однако не успели затихнуть крики “УРА” (или “ВАУ”?), как произошло страшное... Гомункулус начал размножаться. И надо же такому случиться, что в первом же потомке сработали обе мутации сразу! Вероятность такого поворота событий была настолько низкой, что даже не принималась создателем в расчет... Но это произошло. На свет появился бесплодный голодный каннибал, который сразу сожрал папу (или маму?) и немедленно помер от голода, не оставив потомства.
    Стоимость эксперимента была такой запредельной, что повторять попытку не стали. Да, в общем-то, и ни к чему. Первый факт рукотворного существа история науки зафиксировала.

   
Эволюция “Дарвина”
    Эксперимент Шталя не остался незамеченным. Наиболее известным продолжением по созданию саморазвивающихся организмов (все еще не вирусов!) была широко известная игра Darwin. Во многих учебниках и прочих книжках именно она обозначена первой подобной программой. Конечно, это не так, поскольку игра
была написана сотрудниками фирмы Bell Telephone Laboratories (Высоцким, Макилроем и Моррисом) из США в августе 1961 года (а не в 1962, как часто указывается). То есть гораздо позже экспериментатора Шталя. Игра стала популярной в среде программистов.
    Особенность игры в том, что в ней моделировалось поведение целой популяции гомункулусов в жестких условиях борьбы за существование с другими “расами”. Смысл игры: несколько видов вели борьбу между собой за право захватить всю выделенную под игру память (этот участок памяти назывался ареной). При этом все остальные расы безжалостно уничтожались. Каждый из организмов, получив ход, выбирал один из трех возможных вариантов действий: изучить ближайшие ячейки памяти в поисках “чужого”, уничтожить обнаруженный организм другого вида, размножить себя на свободную ячейку памяти. Выигрывал тот, чьи существа уничтожали соперников без остатка.
    Вторая особенность игры относится вовсе не к процессу битвы за выживание... Дело в том, что при первой публикации (до этого сведения передавались “из уст в уста”) во втором номере журнала Computer Recreations за 1972 год прозвучало СЛОВО: “...Before decent search strategies evolved this simple hard-shelled “VIRUS” actually won a few rounds”. Тем не менее вирусами ни по идеологическим, ни по пpaктическим соображениям эти организмы не были. Само слово применялось только к “расе” Макилроя, и имелся в виду маленький размер его “особей” (они занимали всего лишь 15 ячеек памяти).
    Игре была уготована долгая жизнь. Энтузиасты неоднократно переписывали код для новых операционных систем. В нее продолжают играть и сегодня! Желающие могут присоединиться к сообществу “дарвинистов” на сайте www.corewars.org. У игры сменилось название, теперь она называется Core War, и, естественно, она обзавелась свеженькой оболочкой. Неизменной осталась суть борьба нескольких видов рукотворных существ за выживание.
    Сама идея “гомункулусов” (программ, имитирующих сложные жизненные циклы и не
сосредоточенных только на размножении) чуть было не умерла в следующем десятилетии, когда появились настоящие компьютерные вирусы. Но все-таки дожила до наших дней и успешно применяется... в компьютерных играх! Конечно, это в первую очередь Creatures, конечно, это The Sims, конечно, это множество RTS, в которых NPC живут своей жизнью рождаются, питаются, что-то делают и даже умирают по своей воле, без участия игрока.

Компьютерный вирус ничуть не
напоминает по внешнему виду
органический, но действует
точно так же.
    Что есть ЖИЗНЬ?
   
К моменту публикации описания игры Darwin (через 10 лет после выхода) в изучении органических вирусов произошел значительный прорыв. После изобретения электронного микроскопа “невидимых” врагов человечества можно было рассмотреть детально (насколько позволяло тогдашнее увеличение агрегата). Знаменитая “Биология” профессора Гарвардского университета К. Вилли выпуска 1968 года пестрела четкими снимками различных биологических вирусов в самых выгодных paкурсах... Но в то же время возобновился давний спор можно ли считать вирусы живыми организмами? Основания для этого были. Ведь многим биологам удалось получить... кристаллическую форму вирусов! Они выделяли носитель информации (нуклеиновую кислоту) и превращали его в кристаллы. Этот блестящий “порошок” мог лежать в сейфах годами и при этом сохранял способность вызывать болезнь! Попав в организм, кристаллы заражали клетки и порождали новые вирусы, как ни в чем не бывало... Представьте себе, как трудно было биологам. Это все равно что объявить живыми кристаллы соли или сахара. Они изворачивались, как могли. Тот же Вилли
сказал по этому поводу знаменитую фразу: “Если честно признаться самим себе, что нам, в сущности, надо решить вопрос не о том, ЯВЛЯЮТСЯ рассматриваемые формы (вирусы) живыми или неживыми, а лишь о том, НАЗЫВАТЬ ли их живыми или неживыми, то проблема покажется значительно менее важной”.
    Биологов можно понять: их основополагающий принцип “живое рождается от живого” наглядно приказал “долго жить”. Если вирусы живые организмы, то приходилось признать, что живое может успешно превращаться в мертвый камень и из
Вирусные тела в клетке. Еще
несколько минут, и клетка
будет разрушена.
него возвращаться к исходному состоянию!
    Программисты вряд ли бы увидели в этом проблему. С их точки зрения все выглядело бы очень просто. Если написана какая-то программа, скомпилирована и проверена на работоспособность, то что мешает записать ее код (а как вы помните, нуклеиновая кислота содержит код органического вируса), например, на листе бумаги? Строки будут те же, но “работать” вне компьютера они не будут. Данные, сохраненные на жестком диске и записанные на бумаге, согласитесь, две большие разницы. После этого код может пролежать в сейфе сколько угодно. Достаточно достать его оттуда, ввести в компьютер с соответствующей операционкой (иными словами, поместить в подходящую среду), нажать кнопку Build, и вуаля программа заработала вновь!
    Все это хорошо, да только встает вопрос... Если кристаллизованный вирус всего лишь кусок кода в неживом материале, то чем, по сути, отличаются от него данные на жестком диске?!

Компьютерная модель
вирусных тел, атакующих
клетку.
    Первый пошел
   
К 70-м годам механизм “работы” органических вирусов был
более-менее изучен (на примере бактериофагов вирусов, поражающих бактерии). Научные журналы публиковали много популярных статей по этим вопросам. Оказалось, что вирус прикрепляется к внешней оболочке клетки, разрушает ферментом ее оболочку и вводит внутрь свой код в виде ДНК (или РНК). Дальше начинается самое интересное. Кусок кода вируса намного короче, чем код ДНК атакованной клетки или бактерии (там всего пара десятков “комaнд”). Этот коротенький кусок вирусной ДНК “пристраивается” к местной. Клетка в цикле пошагово выполняет все комaнды, записанные в ее ДНК и, наткнувшись на код вируса, добросовестно его воспроизводит. В результате начинается массовое производство вируса! Через 30 минут после заражения клетка разрушается, и из нее высыпают сотни новых вирусов, готовых к заражению новых клеток. Просто и убийственно эффективно!
Заражение и разрушение
клетки происходит в течение
нескольких минут.
Компьютерные вирусы чаще
всего действуют существенно
быстрее.
    Как в свое время доктор Шталь, молодое компьютерное сообщество не чуралось научно-популярных статей из других отраслей знаний. Информация про органические вирусы никак не могла пройти мимо. Ведь все знакомо, те же коды, комaнды, циклы... Не в одну голову закрадывалась мысль: “А что будет, если..?” И произошло то, что должно было произойти, появились первые настоящие компьютерные вирусы.
    1970 год в одной из первых компьютерных сетей (APRAnet) обнаружен вирус Creeper. Помимо собственного размножения он выводил на экран пораженной машины надпись: “I\'M THE CREEPER ... CATCH ME IF YOU CAN”. Был ли он первым вообще? Сомневаюсь. Он был первым массовым, то есть по философии вирусов удачным.
    1974 год на многие
ЭВМ попала программа “Кролик” (Rabbit), у которой с кроликами было единственное сходство способность плодить свои копии сотнями, независимо от времени суток.
    1981 год первые персональные компьютеры (Apple II) подхватили заразу по имени ELK CLONER. Помимо забавного нескладного стишка, которым вирус обнаруживал себя, он имел еще одну революционную особенность. Тело прописывалось в загрузочный сектор дискет (они использовались на первых компьютерах вместо жесткого диска). Это был первый известный бутовый вирус.
Фотография криосреза вирусных
частиц в тоннельном
микроскопе. Несколько молекул
белка. Компьютерные вирусы
несколько строчек кода.
    ... IT WILL STICK TO YOU LIKE GLUE
    IT WILL MODIFY RAM, TOO
    SEND IN THE CLONER!

    Определение...
   
А что же специалисты? Специалисты на десять лет (все 70-е) дружной толпой залегли в спячку, ушли в бессрочный декретный отпуск, отправились медитировать в Индию, а может, спасать тюленей на Аляске в общем, занимались чем-то другим вместо прямых обязанностей. Созрели только к 80-ым, когда компьютерные вирусы полезли, как черви после дождя.
Схема размножения
вирусов. Одинаково
применима как к
органическим, так и к
компьютерным вирусам.
    В 1981 году появилась выдающаяся работа преподавателя Дортмундского университета Дж. Крауса Самовоспроизводящееся программное обеспечение”. Кроме приведенных примеров кода на “Ассемблере” в книге проводились прямые параллели между органическими и компьютерными вирусами. Причем автор в конце книги ставит вопрос: “Следуя биологии, можно, наверное, говорить даже о живых программах?
    Забавно, но в этой книге дана рекомендация для правильного построения вирусов: “Ключевыми процессами жизни
(биологических) вирусов являются лишь воспроизводство и мутация... Эти взаимосвязи в той же форме следует установить и для самовоспроизводящихся программ”.
    Заметьте, компьютерные вирусы уже существуют, а их все еще стыдливо называют мудреными словами! Рассуждают, заигрывают, но никак не могут сделать последний шаг и признать нечто рукотворное подобным живому.
    Конец такой несправедливости положил Фред Коэн из Университета Южной Калифорнии. Свою книгу “Компьютерные вирусы, теория и эксперименты” (1983-84 годы) он начал так:
    “Мы определяем компьютерный вирус как программу, которая может “инфицировать” другую, внедряя в нее свою копию. Инфекция может распространяться через ЭВМ или сеть... Каждая инфицированная программа может вести себя как вирус, благодаря чему инфекция распространяется”.
    Все! СЛОВО публично сказано. Компьютерные вирусы тоже названы наконец вирусами. Создатели инфекций могли начиная с этого момента считать себя подобными локальному Богу. Костер инквизиции им не светил. Разве что за голову отдельно взятого и особо “успешного” вирусописателя назначали иногда награду в десятки тысяч долларов. Да полиция всего мира объявляла вендетту...
    Как бы то ни было, но “древняя” история компьютерных вирусов на этом заканчивается и начинается самая что ни на есть “новейшая”.

    Пророчество Томпсона
   
Кен Томпсон (Ken Thompson) на вручении в 1983 году премии имени Тьюринга (Американской ассоциации компьютерной техники) закончил свою речь следующими словами: “Нельзя доверять программам, написанным не вами самими... Никакие исследования не защитят вас от использования ненадежного кода. По мере того как уровень языка, на котором написана программа, снижается, находить ошибки становится все труднее и труднее... А хорошо продуманную ошибку в микрокоде найти пpaктически невозможно”.

   
* * *
   
Пройдя горнило очистительного костра в темном средневековье, проследив путь революционных научных открытий прошлого века, вы теперь знаете наверняка, что ничего хорошего от ученых ждать
не приходится. Как только они открывают что-то полезное (речь не о пиве в бутылках!), тут же находится способ использовать это хорошее во вред. В следующий раз мы расскажем о восточных мудростях в “новейшей” истории компьютерных вирусов, которые гласят:
    Каждый хакер должен: сломать защиту, “вырастить” вирус и подсадить его юзерам.
    Каждый антихакер должен: построить защиту, “убить” вирус и “посадить” хакера.
    О том, кого, где и за что ловили с начала 80-х и до наших дней, мы с вами и поговорим в одном из ближайших выпусков “Антихакера”.


Хоррор года

Dead Space Издатель: Electronic ArtsРазработчик: EA Redwood ShoresРейтинг: 7,5Полная рецензия в «Игромании» №11’2008Dead Space, чей сюжет, обстановка и художественные приемы можно в лучшем случае назвать неоригинальными, больше всего напоминает...

23 04 2024 21:33:25

Руководство и прохождение по "Need for Speed SHIFT"

Need for Speed: Shift, страшно подумать, тринадцатая по счету игра в серии! А если считать «специальные издания» первой и второй части — так и вовсе пятнадцатая. Солидные цифры, и репутация у серии солидная, хоть и своеобразная. Оправдают ли на этот раз?...

22 04 2024 3:48:52

«» инспектирует, что на языке и что на уме у Сергея Климова

25% — Православные разработчики. Что с ними делать, я не понимаю: убить жалко, любить не получается. Каждый год мы поднимаем одну и ту тему — давайте найдем талантливую русскую комaнду и вместе сделаем игру, которую ждут в России. И...

21 04 2024 10:46:19

Бесконечное путешествие

The Longest Journey — губительной красоты декадентский шедевр Funcom, вышедший в темное для классических квестов время (релиз состоялся в 2000-м, спасительная Syberia появится только через два года). Это неторопливая хрестоматийная игра — не...

20 04 2024 13:17:17

Greyhawk: The Temple of Elemental Evil

"...Длинным названием игра обязана одноименному приключению для Первой редакции настольных Advanced Dungeons & Dragons. Тут кроется еще один сюрприз: ведь и в Fallout, и в Arcanum разработчики использовали свои собственные ролевые системы, пускай созданны...

19 04 2024 16:24:48

Горячая линия: игры

Задать нам вопрос можно письмом на games@igromania.ru или смской на номер 1121. Сначала вводите слово #games и только потом — текст самого сообщения. Стоимость одного сообщения — около трех рублей. • • •…|Игромания...

18 04 2024 7:56:27

Mafia 2 - знакомство с превью-версией

«Парень, они не дадут тебе медаль, они посадят тебя на электрический стул», — так объяснял Сонни Корлеоне разницу между войной и мокрухой своему младшему брату Майклу. Вито Скалетте, главному герою Mafia 2, такие вещи…|Игромания...

17 04 2024 20:35:43

Острова в океане. Основы создания уровней для Far Cry. Часть 1

    Far Cry пройден. Все наемники наказаны за свои преступления, а в джунглях пойман и зверски зарезан последний мутант. Простые гeймеры поставят коробку с Far Cry на полку и отправятся в магазин за новыми играми.…|Игромания...

16 04 2024 17:50:23

Во что поиграть в июле 2021: Chernobylite, Neo: The World Ends with You, The Great Ace Attorney

Вот и наступила традиционная игровая засуха, хотя в этом году она и не так сурова, как в предыдущие. Главное дотерпеть до двадцатых чисел: тогда пройдёт долгожданный дождь из релизов, среди которых вы наверняка найдёте что-нибудь себе по вкусу.…|Игромания...

15 04 2024 18:45:24

Партия Сусанина. Игровой конструктор, часть 5

Звездой поисковых алгоритмов программисты между собой называют алгоритм со странным названием A*. На первый взгляд он очень похож на алгоритм Дейкстры, который мы рассмотрели в прошлый раз. А работает во много раз быстрее и эффективнее...

14 04 2024 10:17:14

Хочу бояться пять минут! Что пройти и перепройти на Хэллоуин

Канун Дня всех святых давным-давно превратился в весёлое празднество. А заодно и в отличный повод посмотреть культовые ужастики или перепройти парочку отличных хорроров — даже для тех, кто никогда не проявлял особого интереса к этому жанру.…|Игромания...

13 04 2024 20:40:29

Меха в моде

«…Гигантские роботы в играх — явление преходящее. Казалось бы, вообще все игроки — потенциальные техногики, перспектива почувствовать себя за пультом управления огромной боевой машиной должна быть заманчивой сама по себе. Но не тут-то было. Уже почти деся...

12 04 2024 16:22:44

Один в темноте (Alone in the Dark: Evil Awakens)

К середине фильма Уве наконец перестает делать вид, что снимает что-то свое, и уже напропалую цитирует (мы же не будем называть это плагиатом, ведь правда?) всех и вся. Сначала достается Resident Evil...

11 04 2024 23:57:28

Cмepть Шпионам. Обзор программ для борьбы со spyware

внезапно возникшие или беспричинные тормоза, обилие спама, сыплющегося на “незасвеченный” почтовый ящик, замена стартовой страницы в браузере, самопроизвольная загрузка подозрительных сайтов... деятельность spyware может проявляться самыми разнообразными...

10 04 2024 17:57:45

Киберспорт. Operation Flashpoint

На уровне Cadet проблем с ориентированием на местности не существует — все как в детском садике, и местоположение на карте покажут, и коллег по отряду отметят. А вот для эффективной игры на Veteran (обычно пpaктически все мультиплеерные поединки проходят...

09 04 2024 14:16:24

Горячая линия: железо

• • • Решил сменить свою старушенцию Voodoo2 на что-нибудь более приличное. Заглянул в прайсы на предмет поиска второго "ЖиФорса". И нашел таковой — GeForce2 MX-400 64Mb, даже по весьма низкой цене, вот только производитель не...

08 04 2024 16:28:23

Fall Guys: Ultimate Knockout. Вечеринка не удалась

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно…|Игромания...

07 04 2024 11:54:41

Rulezz&Suxx: вердикт. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Представляем вашему вниманию новейшую сводную таблицу отечественных локализаций. Возможные сокращения: B — Box (коробка), Db — DVD-box (коробка из-под DVD), J — Jewel (обычный футляр для CD). Данная таблица состоит из трех…|Игромания...

06 04 2024 2:47:15

Адреналин 2. Час пик

станет не продолжением комичной истории про то, как блондинки на колесах ехали в сторону финиша, а самым что ни на есть «классическим» симулятором стритрейсинга. Впрочем, без дежурной фишки не обошлось и на этот раз: нам обещают...

05 04 2024 17:29:58

Мост в будущее. Тестирование процессора Intel Core i7-2600K

«…Ощущения от Sandy Bridge немного смазанные. В стандартных режимах работы новые процессоры быстрее старых, но значимую роль здесь играет не столько новая архитектура, сколько 32-нм техпроцесс, экономичное энергопотрeбление и за счет этого очень высокие ч...

04 04 2024 11:11:20

Во что поиграть в декабре: Cyberpunk 2077, Twin Mirror, Immortals Fenyx Rising, Haven

Этот безумный год наконец-то подходит к концу — однако его последний месяц обещает быть не менее странным. Декабрь забит релизами, но лишь наполовину: последние две недели просто пустуют. Впрочем, на то есть веская причина. Итак, начнём.…|Игромания...

03 04 2024 13:37:44

The Vanishing of Ethan Carter

«…Как рассказал нам Адриан, проект можно сравнить с... Journey или Dear Esther, но он все-таки более хардкорный. Герой расследует преступление, что-то ищет, исследует мир. При этом авторы стараются свести к минимуму все условности. Сам Адриан, не мелочась...

02 04 2024 4:30:28

Magicka

«…Прокачка, возня со снаряжением и инвентарем, очки маны и жесткое классовое разделение — всего этого в игре нет. Magicka — динамичный экшен, целиком и полностью выстроенный на грамотном применении заклинаний, инфернальных спецэффектах и безостановочном г...

01 04 2024 5:24:46

Half-Life 3. История великой истерии

«…Вот уже шесть лет Valve мучает своих фанатов неопределенностью, и кто знает, сколько еще будет этим заниматься. Трудно следить за событиями шесть лет, поэтому мы подготовили для вас детальное криминалистическое расследование. Мы тщательно проследим весь...

31 03 2024 4:48:15

The Movies

серьезно, никакого пафоса! Каждый, кто хоть раз попробует сделать в The Movies свой собственный фильм, будет именно что творить — и вполне даже искусство. Вы можете двадцать раз подряд пройти игру от начала и до конца, заработать бешеные миллионы, завоева...

30 03 2024 5:49:47

APB: Только факты

В конце этой недели в продажу выходит All Points Bulletin, ММО-экшен от создателей Crackdown. В рамках подготовки к этому событию «Игромания.ру» предлагает своим читателям подборку фактов и сведений, которые помогут вам освоиться в мире…|Игромания...

29 03 2024 18:44:52

Во что поиграть + лучшие скидки недели. Ori and the Will of the Wisps, Nioh 2, The Black Masses и Dreadlands

На второй неделе весны индустрия окончательно проснулась и начала радовать нас первыми будущими хитами года. В этом выпуске мы жестко караем врагов в милом и добром платформере Ori and the Will of the Wisps, изучаем быт японского ведьмака в…|Игромания...

28 03 2024 11:20:41

Руководство и прохождение по "Z: Steel Soldiers"

Z2 сумел сохранить основополагающие идеи первой части. Местность, как и раньше, разбита на зоны, но захватив территорию, вы уже не получаете полный контроль над находящимися на ней зданиями, а лишь над нейтральными постройками, плюс — возможность во...

27 03 2024 13:13:48

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5 лет назад Company of Heroes Дата выхода: 2006 Жанр: Военная кино-RTS Издатель/разработчик: THQ/Relic Сюжет, AI и движок Company of Heroes больше подошли бы FPS, нежели RTS. Действие игры происходит в полуреалистичной Европе из фильма…|Игромания...

26 03 2024 20:51:28

Двойной стандарт. Тестирование материнской платы ASUS P7H57D-V EVO

«…ASUS удалась образцовая плата для процессоров Clarkdale: продуманная разводка, мощная система питания, поддержка самых современных интерфейсов, включая USB 3.0 и SATA Rev. 3, — все это оправдывает сравнительно высокую цену. Плюс — возможность использова...

25 03 2024 3:35:23

Football Manager 2010

«…В FM 2010 разработчики впервые вводят понятие подписки на новости. Если раньше на игрока ежедневно обрушивались тонны информационных сводок, то теперь этот аналитический хаос наконец-то можно укротить. Не интересуют заметки с полей итальянского чемпиона...

24 03 2024 2:24:57

Первый взгляд. Vaishvanara

Граждане, недоумевающие по поводу того, кому пришло в голову наградить эту игру столь, кхм, благозвучным названием, наверняка удивятся, узнав, что Menon Interactive базируется не в Индии, а в... России. Откуда тогда, спросите вы, столь нездоровый инте...

23 03 2024 2:48:47

Редактор Half-Life 2, часть 3. Средства управления NPC

Мы уже можем делать сколь угодно сложные карты для мультиплеера, но если вы вдруг решили разpaбатывать модификацию для одиночного режима, то вам не обойтись без использования NPC и триггеров для управления ими...

22 03 2024 21:56:39

Gmail. Революционный почтовый сервер от Google

“Первого апреля компания Google (www.google.com) объявила о запуске собственного почтового сервера, пользователи которого получат один гигабайт (!) свободного места на диске, а также целый ворох уникальных сервисов впридачу. Как выяснилось позже, это вовс...

21 03 2024 2:14:14

AI War: Fleet Command

«…В сухом остатке — инди-стратегия с колоссальным масштабом и человеческим лицом. Целевая аудитория AI War — хардкорные поклонники жанра, но авторы честно попытались сделать ее максимально доступной и интересной для всех игроков …»...

20 03 2024 1:49:17

Посторонним В. Правда и вымысел об охранных системах

с охраной дома может справиться даже роботизированная собачка Sony Aibo. Милое животное составляет карту дома во время первого прохождения по комнатам (спасибо встроенной веб-камере) и, стоит включить режим охраны, начинает патрулировать комнаты, отсылая...

19 03 2024 7:38:30

Time Gentlemen, Please!

Двое оборванцев полезли чинить телеантенну с помощью какой-то вешалки, схлопотали удар молнии, в результате которого они попали в прострaнcтвенно-временной парадокс, научились общаться с инопланетянами и путешествовать во времени. Именно так…|Игромания...

18 03 2024 21:59:57

A Game of Thrones: Genesis

«…По поводу A Game of Thrones: Genesis возникало много вопросов еще на стадии анонса. «Игра престолов», очевидно, прекрасный материал для глобальной стратегии в духе Total War, но, столь же очевидно, скверный — для RTS…»...

17 03 2024 8:43:35

«Колганов хочет играть»: четыре рекомендации фанатам управленческих симуляторов

На обычной для Игромании планерке в понедельник оказалось сразу несколько неожиданных гостей: к нам зашли Руслан Соколов и бессменный глава «Железного цеха» Дмитрий Колганов. Обсуждали итоги года. В пылу дискуссии послышался…|Игромания...

16 03 2024 22:17:34

Амopaльная история

О морали в играх, об их влиянии на психику часто рассуждают люди, не знакомые с предметом. Им много кажется такого, чего нет на самом деле. Отсюда заявления, что все шутеры амopaльны (а пластмассовые автоматы в руках воспитанников детского сада, видимо, н...

15 03 2024 19:19:31

Итоги конкурса по игре «Новый Союз»

До выхода амбициозной постапокалиптической ролевой игры от создателей «В тылу врага», украинской студии Best Way, еще долго. Есть над чем работать, есть время придумывать и искать вдохновение. В конце февраля на…|Игромания...

14 03 2024 9:25:34

Люди Икс: Первый класс

«…В теории приквел киноэпопеи «Люди Икс» снят по мотивам одноименных комиксов, но на самом деле сюжет не имеет особого отношения к комиксам про Первый класс. Взята лишь основная идея…»...

13 03 2024 21:19:37

The Procession to Calvary. Страдающее Возрождение

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно…|Игромания...

12 03 2024 18:54:45

Тачки 2

«…В «Тачках 2» намешаны машины, трассы и правила из «Наскара», «Формулы» и «24 часов Ле-Мана» — любители телевизионных заездов и гоночных симуляторов получат от всего это еще большее удовольствие, чем простые cмepтные…»...

11 03 2024 18:43:16

Обзор сериала «Мгла». Кризис идентичности

На провинциальный американский городок опускается туман. Казалось бы, не такое уж редкое явление. Но попавшие в него люди скоропостижно умирают самыми разными способами......

10 03 2024 9:33:12

Мудрая куча мусора

Запретный плод Власти закрыли торрент-трекер InterFilm.ru Противоречивому бизнесу Ивана и Ирины Подорожниковых, судя по всему, пришел конец — российские правоохранительные органы закрыли созданный супругами торрент-трекер InterFilm.ru и завели…|Игромания...

09 03 2024 0:20:26

Косплей недели: «Чужой», DC, Marvel, «Простоквашино», «Малефисента» и «Ведьмак»

Мера — Аквамен Первая героиня подборки — огненноволосая Мера, жительница Атлантиды и возлюбленная Аквамена. Елена Бровкина организовала подводную съёмку, которая идеально подходит к образу морской принцессы. Фотограф…|Игромания...

08 03 2024 1:47:29

Первый взгляд. Blazecrafters

    Непонятно почему, но жанр "гонок со стрельбой" никогда не пользовался популярностью среди российских разработчиков (уникальные "Самогонки", конечно же, не в счет). А ведь, казалось бы, чего сложного? Красивый графический движок, прорабо...

07 03 2024 14:21:10

Грайндхаус

...интересную параллель: ближайший русский эквивалент подобного развлечения — это пиратские видеокассеты 90-х годов. Помните? Два фильма на кассете, кривая наклейка, распечатанная на матричном принтере, ужасное качество, хаpaктерный голос переводчик...

06 03 2024 22:35:19

КИБЕРСПОРТ. Вести с полей

Чемпионат имени Федора Сумкина, битвы гигантов Counter-Strike, финал кубка КПРФ и другие киберспортивные новостиРепортажи.Интервью с Vitrus.pro Runcha...

05 03 2024 17:38:17

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::