Такой далекий Ближний Восток. Интервью с арабским разработчиком игр
Гибель двух небезызвестных небоскребов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года сильно поменяла взгляды Америки на Ближний Восток раньше она не видела там ничего интересного, кроме песка, нефти и Саддама Хусейна. И не только Америки, но и всего «цивилизованного» мира. Все, что связано с исламом и арабским Востоком, теперь воспринимается настороженно, если не сказать враждебно.
В свою очередь, аpaбы в частности и мусульмане вообще в долгу не остаются. Некоторые из них выражают свою жизненную позицию путем теpaктов, некоторым хватает пороху только на устные угрозы, а наиболее продвинутая и образованная часть населения отводит душу на компьютерных играх как правило, антизападной направленности. Сами по себе эти игры особой ценности не представляют (их качество обычно находится на довольно низком уровне), в них интересно лишь идеологическое наполнение. Обо всем этом мы сегодня поговорим с Радваном Касмией (Radwan Kasmiya), главой сирийской игровой компании Afkar Media, на счету которой две таких игры.
Стандарты чупа-чупса
Отношения с Россией у большинства стран Ближнего Востока намного лучше, чем с Америкой. Со времен СССР мы продаем туда оружие. Хотя две страны Ближнего Востока являются члeнами блока НАТО (Турция и Израиль) и всегда вызывали у нас подозрения в «агрессивных намерениях». В моменты самой жаркой дружбы (в 50-70-е годы) СССР здорово помогал арабским странам: денежными кредитами на покупку нашего же оружия, политической поддержкой против Запада, специалистами. В наших вузах и военных училищах было много студентов с Ближнего Востока. Именно наши люди перекрывали Нил в Египте колоссальной Асуанской плотиной (пирамиды отдыхают).
В благодарность многие страны арабского мира называли себя «почти социалистическими». Нeблагодарными оставались только арабские члeны НАТО, поскольку тесно дружили с Америкой. И когда Израиль начинал притеснять соседей, отбирать у них одну территорию за другой, мы его резко осуждали и поддерживали противоположную сторону (Палестину, Египет, Сирию, Ливан). Иногда даже посылали военных.
Радван Касмия: «Посмотрите на America’s Army сразу видно, что эта игра предназначена для разжигания ненависти, национальной розни и вербовки пушечного мяса». |
Сегодня все изменилось. В Израиле треть населения говорит на русском языке и считает Россию второй родиной (а может, и первой). Должники из числа арабских стран не вернули нам старые долги, и их пришлось простить. Президент Буш отправил в регион американскую армию, чтобы изловить президента Иpaка и казнить его за «геноцид курдов в количестве двухсот курдов». В процессе поимки американские войска вместе с обществом друзей Америки уничтожили десятки, а может, и сотни тысяч человек. В это самое время Россия тихонько говорила «ай-яй-яй», вместо того чтобы, как прежде, стучать ботинком по трибуне ассамблеи ООН. Злодея в конце концов поймали и цивилизованно, демократично повесили.
Впрочем, американские войска из Иpaка никто выводить не собирается. Возможно, скоро они отправятся в Иран, ловить президента Ахмадинежада. Или в Сирию, которая тоже очень нуждается в строгом демократическом порядке. Мало ли куда можно отправить американскую армию. Из-за этого многие арабские страны сильнее, чем прежде, хотят дружить с Россией, чтобы занять денег на покупку оружия. Но денег мы давать не хотим, что сказывается на отношениях не самым лучшим образом. Тем не менее обычные люди в большинстве своем традиционно уважают нашу страну. Мы же, несмотря на многолетнюю дружбу, до сих пор знаем об аpaбах немного и понимаем их очень плохо. А раз уж есть повод, давайте пообщаемся. Всего и делов-то снять трубку и позвонить.
[]: Салам алейкум, Радван! У нас тут, кхм-кхм, несколько вопросов про арабские игры...
[Радван]: Ха! Кому-то он, может, и добрый, а у меня сейчас температура 39,6. Так что если услышите ерунду, считайте ее следствием тяжелой болезни и не приближайтесь слишком близко к телефонной трубке, чтобы не заболеть!
[]: Ничего, у нас с собой марлевая повязка, мы будем через нее слова фильтровать. Первый вопрос такой: компьютерные игры из стран исламского мира очень политизированы гораздо сильнее, чем американские, европейские или японские. Вы согласны с таким мнением? Или это мы только думаем, что они сильно политизированы, а на самом деле ничего такого нет (то есть мы просто стали жертвами западной политики двойных стандартов)?
Интерфейс у Quraish такой же, как в любой стратегии, никаких исламо-арабских особенностей в нем нет. Разве что арабская вязь в надписях выглядит необычно. |
[Радван]: Игры, как и любое медиа, отражают традиции, настроения и особенности общества. Я думаю, что создателей художественных произведений не только компьютерных игр, но также кино, книг, картин вдохновляют события, происходящие вокруг них, и мнение других людей по поводу этих событий. Вдохновение питается культурным, историческим и политическим наследием страны, в которой довелось родиться автору. Так что ваши слова недалеки от истины. Несправедливость такого положения объясняется невежеством и результатом влияния устоявшихся стереотипов с обеих сторон. Не исключено, что это реакция на общие представления Запада о мусульманском мире. Трудно сказать наверняка.
[]: А может, на Западе специально поддерживают подобные предрассудки? Может быть, они кому-то нужны в политических целях?
[Радван]: Я полагаю, большинство игр преследует сразу множество целей. Развлечение для скучающей публики это лишь одна из них. Это как чупа-чупс сверху сладкая глазурь, а внутри начинка, которая никому не видна. И что туда положил производитель, можно узнать, только скушав конфету.
Вовсе необязательно, что внутри компьютерной игры обязательно упрятано что-то демоническое. Просто на любую игру накладывают отпечаток личности разработчиков. Неважно, чем они сформированы социальной и культурной средой, политическими предпочтениями, религией. Может быть, поэтому все игры такие разные. Просто есть ответственные люди, которые не спешат поделиться своими «таpaканами» с покупателем, а есть эгоисты, которым наплевать на все возможные последствия.
Гораздо хуже, когда за игровую начинку платят какие-то мощные организации. Тут уж пpaктически наверняка и вкус, и запах выдают совершенно невкусные цели. Посмотрите на America’s Army сразу видно, что эта игра предназначена для разжигания ненависти, национальной розни и вербовки пушечного мяса.
В стратегии Quraish (www.quraishgame.com) от Afkar Media тоже бушуют войны, но войны давнишние. |
Психологическая война
Так уж сложилось, что война считается любимым занятием арабов. Когда-то, еще в раннем средневековье, им удалось дойти до Атлантического океана и создать огромный халифат. Однако в исторических масштабах он продержался недолго.
Обложка игры Under Ash (www.underash.net). Обратите внимание, в руке не бомба, а извечное оружие беднейших и угнетенных булыжник! |
С тех пор стабильности на Ближнем Востоке нет все время где-то стреляют, что-то взрывают и кого-то свергают. В отсутствие внешнего врага стреляют друг в друга. При вторжении агрессора героически борются, проигрывают генеральное сражение и начинают изматывать противника партизанскими вылазками, пока тому не надоест. В связи с этим из арабов получаются замечательные диверсанты. Особенно хорошо они сражаются в ближнем бою. К их огорчению, современная война не предполагает сабельных атак. В современных условиях регулярные воинские подразделения арабских стран обычно расстреливают издалека крылатыми paкетами, накрывают бомбами, уничтожают дальнобойной артиллерией.
Сами аpaбы, даже имея в руках современное оружие, обращаются с ним крайне неловко. К примеру, один наш военный, который консультировал арабов во время конфликта с Израилем в 70-х годах, рассказывал: «Не раз бывало, что, едва увидев израильский «Фантом», арабский летчик на МиГе выпускал все paкеты, после чего немедленно катапультировался. Попал, не попал неважно. Одноразовое использование самолетов было в порядке вещей».
Надо ли говорить, что за все время арабо-израильского конфликта счет сбитых МиГов шел на десятки, а Израиль потерял единицы? Причем половину из них сбили временные «египтяне» и «сирийцы» из СССР, объяснявшие аpaбам, как нужно пользоваться зенитно-paкетными комплексами.
Теперь мы свои самолеты в долг не даем. Впрочем, оружия там и так в избытке. Западные страны сильно волнуют воинственные заявления из этого региона (в частности, иранского президента Ахмадинежада). А поскольку нефти там много, некоторые европейские и американские политики (в первую очередь – президент Буш) хотят познакомиться с культурой Ближнего Востока поближе.
Чему же тогда удивляться, что в арабских играх аpaбы воюют и побеждают захватчиков в американской и израильской военной форме? Почему столько истерики вокруг бaнaльных сюжетов про войну? Если рассуждать подобным образом, «В тылу врага» это разжигание ненависти к немцам, а безобидный фильм «Четыре танкиста и собака» милитаристская пропаганда. (Кстати, шутки шутками, но в прошлом году «Четыре танкиста…» были действительно запрещены в Польше как фильм «искажающий историческую действительность». Прим. ред.).
«Любое действие рождает противодействие», говорит Радван Касмия, приводя в пример арабские игры. |
[]: В 2001 году ваша компания выпустила экшен Under Ash (кстати, это была первая коммерческая игра, сделанная в арабской стране. Прим. ред.) про, цитирую, «палестинского борца за свободу, сражающегося с израильскими оккупантами во время первой интифады 19871993 гг.» (интифада это когда палестинцы от слов переходят к делу и начинают активные боевые действия с применением оружия. Прим. ред.). Ее продолжение под названием Under Siege также было посвящено палестино-израильскому конфликту, только теперь уже действие игры происходило во время второй интифады (началась в 2000-м, продолжается по сей день. Прим. ред.). Можно еще вспомнить Special Force (2003), правда, это уже не ваша игра, но и она педалировала ту же тему: боец исламского сопротивления сражался с израильскими войсками.
Упopное следование одной и той же теме наводит на мысль, что это не просто совпадение, а тенденция. Игр на Ближнем Востоке выпускается единицы, и чуть не каждая имеет антиамериканскую и антиизраильскую направленность.
[Радван]: Э-э нет, парни. Зря вы ставите эти игры в один ряд. Они разные. И это лишь три игры из выпущенных за последние восемь лет. Вот еще одно свидетельство того, что в мире плохо знакомы с арабским гeймдевом.
Хорошо, если коротко, мы не делаем игры из мстительных соображений. Мы не стремимся подменить понятия или создать из кого-то образ врага. По сути, в наших играх показаны обыкновенные человеческие истории. Неважно, сколько пуль приходится выпустить по ходу повествования. Может быть, это трудно понять, наблюдая за жизнью из окна офиса где-нибудь в Лондоне или Москве, но у нас за окном картина совсем другая. Все, о чем мы рассказываем, основано на нашем жизненном опыте. Но это касается только наших игр Under Ash и Under Siege.
Что касается Special Force, то это уже совсем другое дело. Эту игру вдохновляла, поддерживала и выпускала такая мощная организация, как «Хезболла». Со всеми вытекающими последствиями в виде вмешательства в процесс разработки. Special Force это
Колючая проволока на обложке Under Ash символ несвободы. |
[]: Так ведь «Хезболла» во многих странах официально считается террористической организацией (но не в России. Прим. ред.)! Может, западные комрады видят какую-то связь между виртуальным насилием и реальными взрывами бомб? Может, их опасения не напрасны, если разработчиком выступает такая одиозная организация, как «Хезболла»?
[Радван]: А в чем принципиальное отличие America’s Army от Special Force? Это ядовитые псевдоигры! Конечно, насилие на экране монитора вряд ли сподвигнет игроков на расстрел прохожих на улице. Но я абсолютно уверен, что рано или поздно пропаганда все же сдвинет его с насиженного места. Это новая форма психологической войны. Подросткам с обеих сторон вкалывают дозу расизма и нетерпимости. И не разовым шприцем, а капельницей постоянно, методично, чтобы уж наверняка. Ядовитая масса накапливается. При удручающем уровне невежества многие начинают принимать насилие как наиболее эффективную форму разрешения конфликтов. В том числе политических.
[]: Хорошо, а почему в таком случае вместо полноценных игр не делают модификации (разве что Quest for Bush бесплатная игра, выпущенная в сентябре прошлого года организацией «Глобальный исламский медиафронт», где конечной целью было убийство президента Буша)? Это же проще и дешевле.
[Радван]: Да, сменить рубашку легко. Но не остальные части тела. Кожа, сердце, душа так легко трaнcформациям не поддаются. Косметические вмешательства не изменяют сути игры. Модификации ребячество, детская часть любого игрового сообщества. Некоторые ведущие разработчики поддерживают модмейкеров ради повышения популярности игры. Но я сомневаюсь, что, например, американские разработчики будут с удовольствием наблюдать, как аpaбы делают на базе их игр идеологические снаряды. Впрочем, помешать этому они бы все равно не смогли.
Игра Under Siege, продолжение Under Ash, была о том же, о чем и первая часть, о борьбе палестинцев с израильтянами. |
Этот пиратский арабский мир
Человек существо с феноменальными способностями к приспособлению. Он может неделю провисеть голышом в стеклянном кубе над Темзой; съесть червяков для телевизионной программы; по просьбе западной радиостанции выпить несколько литров воды и до последнего не ходить в туалет (одна женщина в США пыталась таким образом выиграть приставку Wii, но скончалась). Но все эти подвиги из разряда никому не нужных.
Другое дело, когда людям приходится заниматься любимым делом в невыносимых условиях. К примеру, делать компьютерные игры во время войны обстрелов, бомбежек и проверок на дорогах (в Сирии, откуда родом наш собеседник, все более-менее спокойно, но зато вокруг нее не утихают конфликты). Арабские игры именно в таких условиях и делают. Нельзя сказать, что при этом получается шедевры мирового уровня, но дойти до релиза и в более благоприятных условиях удается не всем.
Арабская Legend of Zord издавалась немецкой компанией enjoy Entertainment, поэтому какую-никакую известность на Западе она получила. |
[]: А как у вас с технической стороной? Вы используете движок собственного производства? Сколько времени потребовалось на его разработку? Сколько человек работало над движком? У вас постоянный штат сотрудников или какая-то их часть работает удаленно, через интернет? С какими трудностями вам пришлось столкнуться во время работы?
[Радван]: Раньше мы использовали отдельные части других движков. Теперь же делаем свой собственный. Работа над движком процесс, который никогда не закончится. Всегда есть что-то такое, что хочется добавить или изменить, дабы воспользоваться новыми возможностями. Когда мы начинали, нас было всего пятеро пятеро мечтателей. Сегодня в нашей комaнде работают 30 человек на полной занятости и вдвое больше фрилансеров (временных работников со стороны). Все они из стран Ближнего Востока.
Больше всего нам досаждает пиратство. Более 90% игр здесь распространяется нелегально. Игровая индустрия на Ближнем Востоке пpaктически отсутствует. Я имею в виду недостаток профессионалов по продвижению специалистов по маркетингу и дистрибьюторов. Нужно почти два года, чтобы готовая игра, намного превосходящая по качеству предыдущую часть, попала на полки магазинов.
[]: Да, печально. Вероятно, компьютерные игры у вас не самый популярный вид развлечения. Может быть, есть какие-нибудь религиозные запреты на содержание игр? Да и с интернетом, наверное, проблемы? У вас вообще кто-нибудь еще делает игры, кроме Afkar Media?
[Радван]: Напротив! Компьютерные игры у нас так же популярны, как и везде. Интернет-кафе открываются и в небольших городках, и в деревнях. Игры оказывают значительное влияние на мировую культуру в целом и на арабский мир в частности, как на часть этого мира. Я бы очень хотел показать вам точные данные в цифрах, но боюсь, что таких данных не имеет никто. Просто мне приходится много путешествовать, и я вижу, что игры более популярны в этом регионе, чем можно было бы ожидать. Цены на компьютеры вполне доступные, к тому же местные власти в большинстве случаев выделяют специальные ссуды на их покупку.
Опять же высокий уровень пиратства бьет по производителям, зато открывает широкие возможности для обычных пользователей. Любой подросток может за небольшие деньги купить и попробовать самые современные программы и игры. Это пиратский мир, где некому запретить или ограничить распространение чего угодно, без оглядки на содержание и авторские права. Любой восьмилетний пацан покупает любые игры или фильмы независимо от возрастного рейтинга, причем сразу дюжиной и за смешные деньги! Насколько я знаю, мы единственная игровая компания, оставшаяся на плаву. Afkar Media существует с 1998 года, мы были первыми профессиональными девелоперами в арабском мире.
Были и другие, кто попробовал войти в игровой бизнес в 2002-2003 годах. К сожалению, большинство компаний закрывается после одного двух релизов. Среди них:
Techniat 3D, Дамаск (Сирия), одна-единственная игра Zoya: The Fighting Princess. Официально продано менее тысячи копий. Реальные объемы, с учетом пиратских продаж, неизвестны.
Imagination DFZ, Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), 2002-2004 гг., две игры: Legend of Zord и Wadi Basher. Официально каждая из этих игр была продана тиражом менее 500 копий.
«Хезболла», Бейрут (Ливан), 2003 год, единственная игра Special Force. О тираже и продажах ничего не известно (их просто никто не считал). Тут другой случай, другие цели и другие возможности.
Я уверен, есть и еще разработчики. Но не могу убедиться в этом, если не вижу их работ на полках магазинов, не слышу новых названий компьютерных игр, сделанных на Ближнем Востоке.
[]: Спасибо за беседу. Скорейшего выздоровления вам, да и вообще всему арабскому миру!
Ближний Восток: коротко о главном | ||
Географическая справкаБлижним Востоком называют территории Западной Азии и северо-восточной Африки. На них расположены следующие государства: Турция, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иpaк, Сирия, Ливан, Иордания, Оман, Йемен, Катар, Кувейт, Иран, Кипр, Бахрейн. При более широком толковании к странам Ближнего Востока также можно причислить всю Северную Африку, Судан, Джибути, Афганистан и даже Пакистан. Арабскими же странами считаются Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Иpaк, Сирия, Иордания, Ливан, Египет, Судан, Джибути, Ливия, Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания, Коморские острова, непризнанная Западная Сахара и Палестинская автономия. В статье мы называем всех жителей Ближнего Востока аpaбами, но это не более чем условность. Во многих ближневосточных странах аpaбы составляют меньшинство населения. Например, в Иране их всего 3%, а самыми большими этническими группами там являются персы (51%) и азербайджанцы (24%). Политическое устройствоРазное, но в основном неустойчивое. От абсолютной монархии (Саудовская Аравия) до «развивающейся демократии» по-американски (Турция, теперь еще и Иpaк). ЭкономикаВ беднейших странах ее нет. В богатейших «нефтяной коммунизм», когда государство в качестве подарка на свадьбу бесплатно дарит молодоженам обставленный мебелью особняк класса «Рублевские олигархи отдыхают» (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт). Относительно обеспеченные страны, где нефти нет (вроде Турции), заpaбатывают деньги обычными способами: строительством аквапарков в неразвитых странах, продажей низкокачественных автозапчастей, катанием туристов на верблюдах и так далее. КультураБлижневосточные страны внесли огромный вклад в мировую культуру. К примеру, все мы пишем числа арабскими цифрами (даже президент Буш, только он об этом наверняка не знает) и моем руки перед едой (европейцы переняли эту традицию у восточных народов во время крестовых походов). Также на Ближнем Востоке жили великие ученые. Например, первые труды по пpaктической медицине написал Абу Али ибн Сина (Авиценна), а греческий Гиппократ лишь творчески переработал его наследие. К сожалению, это было давно. Сегодня арабским странам не до ученых. |
«…Как обычно происходит прокачка в MMORPG? Вы выбираете класс и дальше, по мере роста, получаете новые умения. В RIFT классов нет, есть только архетипы (воин, разбойник, священник и маг) и души — подобие талантов из World of Warcraft. Тонкость в том, что...
08 07 2025 4:21:10
...сняли все ограничения на продвижение по дереву технологий, так что даже в самом начале кампании вы можете натравить на соперника мощную бронетехнику, ходячих терминаторов и прочие радости жизни. Враг, правда, тоже не дремлет и буквально в первой миссии...
07 07 2025 1:54:19
Примерно год назад комaнда, создавшая серию миролюбивых спортивных игр Pro Cycling Manager, выдала такую игру, как Chaos League. Это была безбашенная пародия на американский футбол и регби, где для достижения цели любые средства хороши. Правил...
06 07 2025 6:35:33
...что это мы все о PvP да о PvE. Про PvE разработчики тоже не забыли. Например, они добавили в LA2 увлекательнейший режим охоты. Выслеживать и загонять в угол игрокам нужно не абы кого, а самых настоящих динозавров!.....
05 07 2025 19:21:29
Поссорилась однажды Земная империя с Альянсом северной звезды. Вот захотела маленькая, но гордая колония стать совершенно самостоятельной. А императору это не понравилось. Тут-то все и началось. Постоять за честь местной демократии доверили капитану Джейк...
04 07 2025 21:56:24
В гостях хорошо, а дома — лучше! (Народная мудрость) Homeworld 2 — игра, которую долго ждали. Так ждут любого продолжения классики, а в том, что первая версия Homeworld — именно классика, не сомневается, думаю, никто. В свое время игра произвела с...
03 07 2025 10:56:51
“Сюжет оригинальностью не блещет”. Поверьте, этот журнальный штамп порядком надоел не только вам — читателям, но и нам — рецензентам. Однако что делать, если большинство игр действительно заслуживают подобного высказывания? Порядок слов...
02 07 2025 12:19:48
«…Главная локация — необитаемый остров, и уже примерно известно, как этот остров выглядит. Он висит в небе. Волшебная пастораль, с деревянным домиком, чистой рекой, мельницей, цветущими деревьями, тихой пристанью с лодкой и… тянущимися через весь остров,...
01 07 2025 3:27:51
"...Ты узнаешь его с первого взгляда. Несколько отмотанных назад лет ничего не изменили. Грязный и опасный Нижний, сонный Верхний, пафосный и богемный Небесный - все осталось на своих местах. Меняешься только ты - Кэти, молодой офицер полиции..."...
30 06 2025 2:38:34
Железный гуру Дмитрий Горячев разбирает письма читателей, дает советы, размышляет о состоянии индустрии, подмечает интересные тенденции и задает неудобные вопросы представителям разных компаний Давно купила iPhone 4, но до сих пор не знаю, как…|Игромания...
29 06 2025 11:47:28
ОБ ИГРЕ. Попытки создать игрушку про баллистические дуэли были, есть и, мы уверены, еще не раз будут. Синопсис “Баллербурга” прост до безобразия: вот тебе пушка, поворачивай ее хоть на 360 градусов, а ствол задирай хоть вертикально. Стреляй в свое удо...
28 06 2025 10:28:52
«…Для игроков со стажем Canyon — это просто TrackMania, которой сделали подтяжку и послали на поиски водяного чипа. Не сказать чтобы это очень плохо — играть по-прежнему весело, но за четыре года простоя (версии «Трекмании» для консолей Nintendo, вышедшие...
27 06 2025 12:57:36
Серия Total War развивается очень аккуратно, без рывков и ненужной суеты. В каждом выпуске игрока встречают новый сеттинг и несколько новых игровых механик. Последняя игра франшизы, Three Kingdoms, исключением не стала. Что ж, рассмотрим подробнее…|Игромания...
26 06 2025 12:52:58
"...специалистов "Железного цеха" очень порадовали экзотические представители комбо-приводов. И если с "внутренним" лидером ситуация очевидна - это продукция компании TEAC, - то со внешними устройствами выбор скорее обусловлен располагаемой суммой..."...
25 06 2025 20:32:26
Анахайм — небольшой город примерно в часе езды от Лос-Анджелеса. Особенно тихим его не назовешь: хоккейный комплекс, Диснейленд, близость к одному из ключевых мегаполисов США — все это делает Анахайм популярным туристическим…|Игромания...
24 06 2025 3:56:54
игра возвращается к истокам: здесь, как и в Icewind Dale и Baldur’s Gate, мы сами создаем партию с нуля. Проблема этого новшества в том, что оно совсем не обязательно понравится фанатам Neverwinter Nights 2. От вариантов глаза разбегаются, и без соо...
23 06 2025 23:50:30
В нашей стране трудно найти гeймера, который бы никогда не слышал о сверхзвуковом еже Сонике. Родился он в 1991 году — именно тогда на приставке Sega Genesis (известна также как Sega Mega Drive II) появилась первая игра из этой серии. С тех пор...
22 06 2025 11:32:12
Shift 2 Unleashed начинается с короткого заезда. В этот момент не столько вы открываете для себя новую игру, сколько игра открывает для себя нового игрока. То есть вас. Во время первой гонки Shift 2 определяет ваш уровень мастерства и…|Игромания...
21 06 2025 2:27:45
В последнее время выходит масса трехмерных стратегий, причем почти все — с ролевыми элементами. Каждая следующая игра старается превзойти по графике предыдущие, параллельно вырастают и системные требования. С развитием трехмерных игровых движ...
20 06 2025 9:39:47
Самое ироничное в «иронических детективах» Дарьи Донцовой о похождениях Евлампии Романовой — это, конечно, названия. Под этим брендом уже вышли «Безумная кепка Мономаха», «Принцесса на кириешках»…|Игромания...
19 06 2025 0:46:17
"Все-таки замечательная это вещь — виртуальная реальность", — думал Фрэнк Хиггинс, вспоминая вчерашний день. Он находился в секторе 42-16-3 на одной из опopных баз Второго Имперс...
18 06 2025 14:46:45
"Мы завершаем цикл материалов под общим заглавием "Создание спецэффектов в 3D Max". В предыдущих статьях мы научились создавать почти все основные спецэффекты, которые могут понадобиться при разработке собственной игры или мода - огонь, молнию, различные...
17 06 2025 14:29:53
...основан на сюжете первой части Silent Hill. Киношники обещали переработать его таким образом, чтобы даже самый рядовой зритель, никогда в жизни не слышавший о существовании одноименной игровой серии, врубился с полпинка. И эту задачу они с треском пров...
16 06 2025 6:22:44
«…По сути, Elements of War представляет собой популярную стратегию World in Conflict, к которой прикрутили погодное супероружие. По ходу дела вы сможете захватить образцы экспериментальной техники и начать строить из себя не то бога, не то мелкого беса ве...
15 06 2025 5:13:30
“Создается отчетливое впечатление, что игра была сделана за пару дней буквально на коленке. Замечательный пример того, до каких пределов может дойти лень разработчиков. Интересно, они в книгу Гиннеса не обращались? Уверен, их куда-нибудь да записали бы. К...
14 06 2025 14:39:52
Поток Индустрия Игры Игровая культура Special Aliens: Colonial Marines Assassin's Creed 3 Borderlands 2 Broken Sword: The Serpent’s Curse Dead Space 3 Dishonored Far Cry 3 Guardians of Middle-earth…|Игромания...
13 06 2025 16:16:49
проект, который можно назвать своего рода компромиссом с суровой отечественной действительностью. Называется он “Рыцари морей” и в данный момент находится на финальной стадии разработки — а может, уже лежит на прилавках (релиз назначен на конец февраля)....
12 06 2025 3:34:30
Балансируя между слепым копированием старых идей и полным отказом от них, Telltale Games ловко удержались на воспетой в пословицах золотой середине. Игра, с одной стороны, полностью сохраняет атмосферу кинотрилогии, с другой — рассказывает совершенно друг...
11 06 2025 13:24:59
Рассказывать о сюжете футуристического шутера Mutant без смеха и слез просто невозможно. Поэтому усаживайтесь покрепче и не вздумайте что-нибудь пить или есть во время чтения этой душераздирающей истории — захлебнетесь. Итак, г...
10 06 2025 1:18:19
Польская студия Techland, печально известная по проекту Chrome, работает в игровой индустрии уже далеко не первый год, но за все это время она не выпустила ни одного запоминающегося проекта. Xpand Rally — первое и, надеемся, не единственное исключен...
09 06 2025 12:44:33
...прорваться сквозь защиту противника, уничтожить несколько пультов управления, открывающих доступ к реактору, подорвать сам реактор, а потом успеть унести ноги в течение 20 секунд. По истечении этого времени титан неприятеля взрывается и комaнде засчиты...
08 06 2025 8:50:41
Есть игры, популярность которых сложно объяснить одним лишь сухим перечислением достоинств. Продуманный гeймплей, приятная графика, атмосфера — это все хорошо, но некоторые проекты снискали такую любовь, что их мощное влияние уже невозможно…|Игромания...
07 06 2025 21:57:32
Какой микрофон выбрать? Как обеспечить звукоизоляцию помещения для записи? С какими трудностями придется столкнуться в процессе записи звука? Как только вступаешь на стезю домашней звукозаписи, эти, а также другие, не менее волнующие вопросы тут же начина...
06 06 2025 0:15:38
«...Самым тяжелым из трех игровых тестов, разумеется, стал Crysis Warhead, на полную катушку использующий мощности современных видеоадаптеров. В рамках этого теста N260GTX Lightning вышла на уровень мощности базового GTX275, а в рамках дополнительного тес...
05 06 2025 4:21:29
«…настоящий, функционирующий гик-рай: тут можно приделать себе самые длинные вулканские уши, назначить специальное приветствие Спока всей комaнде и раскрасить свой «Энтерпрайз» во все цвета радуги…»...
04 06 2025 8:57:24
Величественная наследница клана Камисато, благородная и изящная Аяка, заставит ваших врагов остолбенеть в прямом смысле этого слова: с ней проще простого держать противников в постоянной заморозке. Сильные и слабые стороны Аяки Плюсы Высокий базовый…|Игромания...
03 06 2025 20:39:20
Это честная игра! Как вы со мной, так и я с вами. Тревор Колби Они встретились в небольшом кабачке, на одной из узких улочек Старой Праги. Заказчик и исполнитель. Наниматель и наемник. Любитель и профессионал. Наследный принц Арулко и специалист...
02 06 2025 5:10:57
тонко передано напряжение, чувство нарастающей опасности. В ход пошли проверенные киноприемы: камера вдруг срывается с места и показывает героя со стороны, с крыши склепа или из окон заброшенного здания, откуда за ним следит некто (нечто?) в черных перчат...
01 06 2025 7:32:23
В режиме Escape from Hell цель игрока — пробежать некую дистанцию за определенный отрезок времени. Скажем, километр за 10 минут. То, что в моде называется "километр", без препятствий и по прямой спокойно можно преодолеть где-нибудь за полминуты. Но монстр...
31 05 2025 17:54:33
На сегодняшний день рынок космосимов предлагает огромное количество проектов на любой вкус и цвет. Тут вам и сессионная Star Conflict, и хардкорная Elite: Dangerous. А также ворох аркадных леталок в духе Galaxy on Fire. Но что делать, если вам…|Игромания...
30 05 2025 17:14:36
"...Помните позапрошлогодний Stronghold? Так вот, Castle Strike - это почти то же самое, но в 3D и c невероятным количеством всевозможных деталей..."...
29 05 2025 16:29:24
Серия Dark Souls прошла долгий, изматывающий, омытый слезами игроков путь. Было всё: взлеты и падения, вост opги и истерики. И куда бы ни занесло эту франшизу, ее всегда окружала любовь преданных поклонников. Три игры, пять дополнений и приемное дитя…|Игромания...
28 05 2025 19:56:44
24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом #dev (в начале сообщения печатаете слово #dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...
27 05 2025 12:20:41
Признаюсь честно, я не фанат японского гeймдева в целом (если речь не о хоррорах) и серии Monster Hunter в частности. Однако приобщиться к спин-оффу Stories хотел давно: уж больно интересной выглядела концепция пошаговых битв с огромными монстрами.…|Игромания...
26 05 2025 20:33:57
Музыка за рулем Экспортируем музыкальные треки из игр серии Need for Speed С помощью Need for Speed Multimedia Converter вы можете экспортировать саундтрек из большинства игр знаменитой гоночной серии. Хотите выудить музыкальные композиции из…|Игромания...
25 05 2025 7:15:23
В Sea of Thieves очень много островов, поэтому найти их все самостоятельно довольно сложно. Чтобы покорителям морей было проще ориентироваться в этом многообразии, мы приготовили список всех островов в алфавитном порядке с их координатами. Удачного…|Игромания...
24 05 2025 5:57:46
О номинации В этой номинации мы отмечаем проекты, которые заставляли нас раз за разом возвращаться на виртуальные поля сражений, чтобы вместе с товарищами по комaнде бросить вызов отряду врага. Игромания подводит итоги года: лучшие игры…|Игромания...
23 05 2025 21:44:38
В эту комнату ведут две двери. Красивые такие, из дерева редкой породы. И к одной из них сейчас подходит мой коллега по отряду. Вот он аккуратно тянет на себя дверную ручку, достает из “разгрузки”…|Игромания...
22 05 2025 15:31:14
Во что играли 5 лет назад Freedom Force vs The 3rd Reich Дата выхода: 2005 Жанр: Супергеройский симулятор Издатель/разработчик: Electronic Arts/Irrational Games В вышедшей в 2002-м тактическо-ролевой игре Freedom Force реалистично отображался…|Игромания...
21 05 2025 4:37:48
Алексей Макаренков Всем пламенный, без нескольких дней осенний привет. Надеюсь, все отдохнули как следует, набрались сил перед осенним игровым нерестом и готовы во всеоружии встретить сентябрь. Мы тут со Светой уже успели оценить масштаб бедствия,…|Игромания...
20 05 2025 18:27:31
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::