От рассвета до заката. История консоли Fairchild Channel F, часть 1
1970 год. Что происходило в игровой индустрии? Существовала ли она в те далекие времена? Количество компьютерных игр тогда можно было пересчитать на пальцах, да и те были написаны в обеденный перерыв уставшими от рутины работниками научных контор.
Два года спустя появилась игровая консоль Odyssey от компании Magnavox. Чуть позже Atari представила игровой автомат Pong, а еще четыре года спустя, в 1976 году, увидит свет приставка Video Entertainment System, или просто VES (не путать с NES от Nintendo). О ней знают немногие. Сегодня мы расскажем о том, что это за редкий зверь и почему про VES знают только составители энциклопедий да безумные коллекционеры.
Юные дарования
В 1957 году группа из восьми молодых и не по годам амбициозных людей ушла из Shockley Semiconductor Laboratory с целью создания собственной компании, названной впоследствии Traitorous Eight («Вероломная восьмерка»). Целью нового предприятия стала разработка интегральных микросхем (ИС) на кремниевой основе. Дело в том, что вплоть до конца 1950-х годов все ИС производили с использованием весьма редкого и, как следствие, дорогого металла германия, который не отличается дешевизной и по сей день.
В поисках финансирования Traitorous Eight обратилась к Шерману Фэйрчайлду, отцу-основателю компании Fairchild Camera and Instrument, специализировавшейся на разработке и производстве оборудования для фотоаппаратов. Основной доход предприятие получало от крупных контpaктов с военными. Тогда Шерман не отказал Traitorous Eight в поддержке и согласился вложить деньги в Fairchild Semiconductor, самостоятельную компанию, занимающуюся изучением полупроводников. Имея за спиной большой багаж знаний в области производства ИС, Fairchild уже к 1959 году представила стабильно работающую интегральную микросхему, созданную на кремнии. После этого исторического события дела у Fairchild пошли в гору годовая прибыль компании достигла рекордных $130 млн.
Слева направо: Alien Invasion, Backgammon, Chess. Эти игры стали настоящими суперхитами 70-х годов. | |
8 цилиндров для консоли
Ничего не предвещало беды, однако со временем потребности каждого из отцов-основателей Fairchild Semiconductor росли в геометрической прогрессии. Им становилось все труднее и труднее уживаться вместе, каждый хотел еще большего успеха и большей известности. В итоге руководствующая верхушка покинула Fairchild, что самым пагубным образом сказалось на проектах компании. Первыми ушли Гордон Мур и Роберт Нойс. Произошло это в 1968 году, тогда же они основали Intel.
Fairchild VES пользовалась некоторой популярностью, но не долго до выхода Atari 2600. |
В 1976 году Fairchild Semiconductor решила выйти на рынок игровых развлечений и создала Video Entertainment System, игровую приставку нового поколения. В ней было революционно абсолютно все, даже цена $169 (рекордно низкая для тех времен).
В качестве процессора для VES выбрали Fairchild F8, разработанный Робертом Нойсом как раз перед уходом. Мощность 8-битного «камня» была сопоставима с процессором приставки NES, появившейся в Японии семь лет спустя (1983 год), и это несмотря на преклонный возраст F8 (с момента его разработки прошло восемь лет). Кстати, запуск NES в Европе, Америке и других странах состоялся позже в 1985-1987 гг.
VES использовала в качестве носителя информации картриджи, что номинально уже было реализовано в приставке Magnavox Odyssey, но скорее на уровне концепции. Дело в том, что в случае с Odyssey картриджи являлись платой, на которой не было установлено ровным счетом никаких компонентов, кроме переключателей, отвечающих за то, какие функции или, точнее сказать, уже готовые инструкции следует выполнять. Так, один переключатель укажет лишь на необходимость включения алгоритма по просчету столкновений между объектами, а другой какой по номеру объект не должен сталкиваться с другим. Одним словом, никаких чипов на плату картриджа установлено не было. В случае с VES на картридже находился полноценный чип, хранивший всю информацию касательно игры. Процессору следовало лишь выполнить полученные с картриджа комaнды. Такой подход развязал руки игровых разработчиков, которые не преминули этим воспользоваться. Все картриджи с лицевой стороны были украшены симпатичными изображениями немецкого художника и поп-музыканта Питера Макса; также они содержали описание и краткие инструкции по игре.
Другая ключевая особенность приставки пульт управления или джойстик. Он представлял собой ручку с восьмипозиционным стиком наверху, соединение было проводное (длина около 2 м). Это было в диковинку, о подобном можно было только мечтать.
Снаружи VES выглядела стильно, что называется, в духе 70-х угловато, на лицевой части находился разъем для картриджа и левее пять кнопок. Четыре из них предназначались для выбора той или иной игры с картриджа, пятая являлась аналогом Power/Reset и нужна была для включения-выключения приставки, а также перезагрузки.
Video Entertainment System производила на покупателей позитивное впечатление. Представьте, что сегодня выходит консоль с интерфейсом Wii, способная выдавать картинку уровня PS3. Представили? Так вот, VES это она и есть, только для другого поколения людей. Оригинальное управление, цветная картинка что еще нужно? А нужно, как показало время, совсем другое.
Игры, деньги, 2 задаром
У новой консоли было две изначально встроенных игры хоккей и теннис. Если теннис был обычным клоном старины Pong, то хоккей был немного сложнее в нем можно было двигать отражающей планкой по диагонали, а также влево и вправо.
В Fairchild VES использовали картриджи для хранения информации это была революция. |
За всю историю своего существования под VES выпустили 21 картридж. С учетом второй версии приставки (о которой речь пойдет в следующей части материала) 26. Большая часть игр ничего особенного собой не представляла, но тем не менее попадались и свои шедевры:
Backgammon/Acey-Deucey эта не что иное, как консольная версия нардов. Дополнительные комментарии излишни все было в точности так же, как в настольной версии. Кидаем кубик, в зависимости от выпавшего числа перемещаем фишки.
Alien Invasion потомок автоматных Space Invaders. Все по-старому: снизу летит космический корабль, сверху тоннами сыпется инопланетное отродье, а вам «всего-то» надо их уничтожить. Задача несложная, но и по сей день подобные игры очень популярны. Кстати, до этого такую игру можно было встретить исключительно в клубах с игровыми автоматами.
Spitfire аркада, в которой игроку, управляя бипланом, нужно было уничтожить противника. Управление велось только по одной оси вверх или вниз, при этом если биплан уходил, скажем, за верхнюю границу экрана, то появлялся он уже снизу игрового поля.
Pinball Challenge это вовсе не пинбол, как можно было подумать. Перед нами обычный арканоид, портированный с игровых автоматов. Суть игры предельно проста снизу находится планка, которой можно двигать влево и вправо. Есть еще безумный шарик, который знает лишь то, что угол преломления равен углу отражения. И есть, конечно же, кирпичики, которые предстояло разбивать этим самым шариком. Ни тебе апгрейдов, ни красочных взрывов... Но в них ли счастье? Это же классика.
Maze лучшая игра на VES за всю ее историю. В Maze нужно было играть вдвоем, каждый игрок попадал в случайно сгенерированный лабиринт с одним лишь выходом. Тот игрок, который первый добирался до выхода, и был победителем. Бaнaльно? Да, если бы не режим игры Cat and Mouse, когда в лабиринт впускают кошку, встреча с которой заканчивалась летальным исходом. Вот это действительно было весело!
Каждый картридж стоил в Америке порядка $19 и содержал от двух до четырех игр. Очень даже умеренная цена для тех времен. Как мы уже сказали, игр под VES было немного, многие из них не заслуживали внимания, но разнообразия хватало тут вам и шахматы, и аркады, и порты с игровых автоматов, и свои самородки. Взгляд на скриншоты отторжения не вызывает, разве что улыбку умиления и ностальгию.
|
* * *
Video Entertainment System была в меру успешна, но о мировом господстве речи, конечно, не шло. В разных странах приставка имела разные названия, например, в Германии ее знали под именем SABA Videoplay, а в Швеции Luxor Video Entertainment System. В Европе VES за год своего существования продавалась достаточно хорошо, а в Америке ее ждал провал. Возможные причины этого отсутствие активной рекламы и медленный, но верный распад «вероломной восьмерки».
Что интересно, сегодня на форумах до сих пор встречаются восторженные отзывы тех, кто все-таки успел приобрести консоль. Люди со скупыми слезами на глазах вспоминают, как с упоением играли в Maze, Blackjack, как тяжело было найти приставку, как играли на ней целый год до рождества 1977 года, когда свет увидела Atari 2600...
24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом #dev (в начале сообщения печатаете слово #dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...
07 07 2025 0:57:47
После успеха Dark Souls игроки и пресса стали следить за творчеством FromSoftware с особым вниманием. Любопытство подстегнуло заявление о том, что третья часть станет последней, — печальное для фанатов, но мудрое решение, благодаря которому Dark Souls зап...
06 07 2025 5:37:32
"Игромания" предлагает несколько наших "фирменных" классов, с которыми вы будете всегда на коне. Для каждого класса указаны доминирующие Силы. Прокачайте их по максимуму — до третьего уровня. Если у вас останутся очки Силы, можете потратить их на любые др...
05 07 2025 13:46:36
«…Не секрет, что Infinite Crisis создана по примеру League of Legends — феноменально успешной MOBA-игры, интерес к которой ее разработчики поддерживают с 2009 года и даже добились признания LoL в качестве профессионального спорта в США. Turbine взяли из «...
04 07 2025 6:18:57
«…Первая ассоциация, которая возникает после запуска Nidhogg (в девичестве Raging Hadron), — знаменитые игры Джордана Мехнера Karateka и Prince of Persia. Дело даже не в похожем визуальном стиле, а в механике. Формула предельно проста: на экране есть вы и...
03 07 2025 2:34:21
«…Мерида нарушает древние традиции и вырывается из-под опостылевшей родительской опеки. Принцесса обращается за помощью к старой ведьме, которая не против оказать маленькую невинную услугу столь знатной особе. Разумеется, колдунья обводит дeвyшку вокруг п...
02 07 2025 11:49:46
«…в этой игре буквально все генерируется при помощи того самого редактора из Spore. Три героя путешествуют по планетам, на каждой из которых — уникальный набор противников. Вместо мечей, луков и драгоценных камней из поверженных врагов выпадают крылья, но...
01 07 2025 23:56:46
"Вместе с "Блицкригом" поставляются две утилиты для редактирования. Blitzkrieg Map Editor позволяет создавать одиночные сценарии, многопользовательские карты и генераторы случайных карт..."...
30 06 2025 5:20:47
Коды вводятся на доске в аудитории колледжа.3X44AA — открывает секретных персонажей; B1GW1F — заставляет животных при нажатии на кнопку Z гадить на ходу;4ID1N6 — добавляет героям фальшивые усы и очки;3HE85H — делает всех гер...
29 06 2025 6:45:15
Серия Need for Speed уже перешла в ту стадию, когда слово (или словосочетание) после двоеточия не имеет особого значения. Underground, Most Wanted, Carbon... Различаются место действия, время суток, звук, но в каждой из игр вас встретят все та же аркадн...
28 06 2025 12:38:29
один из главных на сегодня поводов купить мощный персональный компьютер. Игра демонстрировалась с помощью PC и гигантского проекционного экрана, на текущий момент она не заявлена ни для одной другой платформы, и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшем...
27 06 2025 2:45:50
История зарождения Eastside Hockey Manager напоминает сказку про Золушку. В далеком 1999 году финн Ристо Ремес (Risto Remes) решил сделать на коленке полноценный хоккейный менеджер. Неосуществимая, казалось бы, идея со временем стала обретать ре...
26 06 2025 23:35:37
О номинации Для самой, пожалуй, «ламповой» номинации год выдался очень удачным. Голосовать было чертовски сложно. Мы смотрели на свои любимые игры с небольшим бюджетом и оригинальными идеями, слишком смелыми для…|Игромания...
25 06 2025 2:27:23
Сегодня вы прослушаете курс небесного самурая — вас научат взлетать и наводить машину на цель. Сдав зачет, вы получите титул Божественного ветра! Кто там шепчется в заднем ряду? Кто спросил: “А когда нас обучат посадке”?..”...
24 06 2025 4:23:50
Dragon Quest VIII дебютировала в середине прошлого десятилетия на тогда уже немолодой PS2. Она хорошо подходила тем, кто только готовился знакомиться с жанром JRPG. Почему? Потому что это абсолютно типичное приключение с огромным сказочным миром,…|Игромания...
23 06 2025 12:33:16
17-го числа стартует gamescom, крупнейшая в Европе игровая выставка. В течение трех дней редакция «Игромании» будет вести прямой репортаж из самого пекла. А накануне этого знаменательного события мы составили краткий список основных…|Игромания...
22 06 2025 18:55:21
Джимми, не промахнись! Джимми, не промахнись! Джимми, не промажь, не промажь в масая, Джимми, не промажь, не промажь... О. Медведев, "Джимми" Введение "Черный Ястреб" на подлете. Сейчас кому-то достанется... Уж не...
21 06 2025 1:23:36
«…Все враги взрываются кашей из крови и кишок, в определенный момент вас попросят уничтожить огромную голову T-800, а еще там есть гранатомет, выстреливающий десятка полтора снарядов одновременно, и снарядами этими вы можете свободно управлять…»...
20 06 2025 5:40:29
«…Те, кто прошел «Саморост», Alchemia и Machinarium, почувствуют себя в этом мире как дома. Все эти странные механизмы и животные невиданной красы живут по своим странным законам. Здесь ледяной гигант закрывает собой солнце, ежик курит трубку, мешая пройт...
19 06 2025 3:27:58
В демоверсии Gran Turismo Sport мы играем на крупных выставках уже не в первый раз. Чаще всего GTS можно опробовать в специальной круглой кабине, симулирующей кокпит болида. Но недавно разработчики представили игру на более мощном железе и в VR.…|Игромания...
18 06 2025 12:31:23
«Крутого Сэма II» ждали все поклонники экшенов. Ждали и надеялись заполучить красивую игру, наполненную ураганным действием и фирменным сэмовским юмором. Но разработчики не оправдали оказанного им доверия: хотели, конечно, как лучше, а в итоге вышло к...
17 06 2025 5:47:33
«…Thrustmaster T500RS — новый король среди игровых рулей, который может выжать максимум из любой гонки. Конечно, многим может не понравиться резиновое колесо, а кого-то будет раздражать отсутствие комплектной коробки передач или излишняя шумность системы...
16 06 2025 1:18:27
Игру ждали, ждали долго. Очень долго, если учитывать, что, начиная с зимы 1996 года, мы были уверены ребятами из Interplay, что игра вот-вот выйдет. Одно дело знать, что ровно через год выйдет хит, и быть спокойным до самого последнего дня, а друго...
15 06 2025 5:29:42
 Клонов много не бывает — уверены Рик Гудман и его студия Stainless Steel. Блеснув в качестве ведущего дизайнера новаторской в свое время Age of Empires, Рик основал собственную студию и занялся созданием... кло...
14 06 2025 22:50:58
Всё, что вы хотели знать о дизайне игр, но боялись спросить». Действительно, Эндрю Роллингсу и Эрнесту Адамсу удалось невозможное. Они соорудили надежный фундамент для будущих теоретиков и пpaктиков дизайна игр. По каждой затронутой в книге теме дан...
13 06 2025 19:37:55
«…В начале октября стартовало альфа-тестирование онлайновой стратегии Prime World, к которому Nival приурочила запуск одноименного цикла романов. Чтобы привлечь к проекту внимание, издатели сразу пошли с туза — серию открыла книга одного из самых популярн...
12 06 2025 21:21:36
Рэйвен — DC comics Наша соотечественница с загадочным ником olkaaklo и удивительно большими глазами запомнилась многим любителям косплея: в инстаграме дeвyшки уже больше 100 тысяч подписчиков. В новом фотосете она возвращается к…|Игромания...
11 06 2025 20:30:25
Автомобили, компьютеры, фотоаппараты — казалось бы, цельные готовые продукты, на которые, тем не менее, владельцы могут бесконечно спускать деньги. Кто-то тюнингует машину, кто-то гонится за свежими комплектующими, а кто-то перебирает все объектив...
10 06 2025 5:34:30
Утопия Перед нами — трагическая история о судьбе города, который, кажется, ничто не в силах спасти. Песчаная Язва — неизлечимая болезнь, возникающая из ниоткуда и исчезающая в никуда, ходит по пустеющим улицам, оставляя за собой горы трупов....
09 06 2025 8:58:15
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно…|Игромания...
08 06 2025 7:18:13
«…Тех, кто уже распланировал и отгулял свой чудо-отпуск, и тех, кто пока только-только собирается, объединяет одно: желание сделать ту самую фотокарточку «Я и Эйфелева башня». Казалось бы, осталось выбрать правильный фотоаппарат — и в путь! Но нет. Магази...
07 06 2025 4:31:16
За синими дверями всегда лежит красная ключ-карта и спавнится много ящиков с лутом. Причём не только обычных, но и военных. С их помощью вы быстро обзаведётесь хорошей экипировкой и в дальнейшем сможете зайти в монументы с красными дверями. Где…|Игромания...
06 06 2025 14:21:15
«…В лучших традициях серии, на своем пути Чувак попадет во множество абсурдных ситуаций вроде вызволения своего пса из собачьей тюрьмы, наведения порядка в центре экспериментов над животными или игрой в салки с огромным взбесившимся носорогом. Сюжет у игр...
05 06 2025 12:51:28
«…Из трех новых плееров от Apple можно порекомендовать к покупке только shuffle и touch. Первый достаточно дешев, прилично звучит и не перегружает лишними функциями. Второй же и вовсе можно назвать королем плееров: мощнейшее звучание и огромный функционал...
04 06 2025 23:53:18
Претенденты: Divekick, Injustice: Gods Among Us, Killer Instinct В каждом человеке заложено желание соревноваться и побеждать. И если концепция бойцовского клуба вам кажется дикой, то уж размяться перед монитором в компании хороших…|Игромания...
03 06 2025 22:29:14
как и в "Сегуне", в Medieval игроку предстоит в turn-based режиме планировать свою стратегию, размышляя над картой. Карта разделена на провинции, из одной провинции в другую передвигаются фигурки, обозначающие армии. В провинциях можно строить разнообразн...
02 06 2025 4:36:53
Злой ифрит и его песчаная армия — хороший повод вспомнить навыки прыжков по стенам и колоннам. Под плеск воды и звон разбитых кувшинов персидский принц возвращается к истокам игровой серии....
01 06 2025 19:52:31
Mirror’s Edge Издатель: Electronic Arts Разработчик: EA DICE Рейтинг: 8,5 Полная рецензия в «Игромании»: №2/2009 К Mirror’s Edge можно предъявить много претензий. Она линейна. Она не каждому по зубам. Сюжет такой,…|Игромания...
31 05 2025 20:53:17
Король, что тыщу лет назад над нами правил, Привил стране лихой азapт игры без правил: Играть заставил всех графей и герцогeй, Вальтей и дамов в потрясающий крохей! Названье крохея — от слова "кроши", От слова "кряхти", и "крути", и "круши...
30 05 2025 11:29:34
Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 15 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 20 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 30 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)....
29 05 2025 23:22:33
Если бы не Береговое Братство, вы никогда не предприняли бы путешествия в Новый Свет, потому что в нем не было бы ни единой французской колонии, которую вам надлежало бы посетить. Р. Сабатини, “Удачи капитана Блада” Когда появились первые “Рей...
28 05 2025 4:56:10
осталась очередной неудачной попыткой свергнуть Diablo: с забавной картинкой и перекошенным балансом, который, собственно, и губил все прекрасное в зародыше. Игрок буквально захлебывался в компоте из монстров, тонн бесполезного хлама и обесцененных дензна...
27 05 2025 13:28:40
Странные пошли ныне игроки — то плачут о засилье излишне казуальных, упрощенных донельзя проектов, то воротят нос от тех, где максимум реализма и минимум комфортных подсказок, подсвеченных стрелочками врагов или поднесенных на тарелочке ключей к закрыт...
26 05 2025 15:59:39
«…Все и так, конечно, понимали, что Relic лучше бы заниматься стратегиями, но никто не мог предположить, что по форме их новая Warhammer 40 000 стратегией так и останется. Со схематичными уровнями, условным сюжетом, жуткими кат-сценами (особенно в русской...
25 05 2025 4:52:40
С технологической точки зрения процессоры Core i7 превосходны. Масса инноваций, ультрасовременная платформа, новые возможности по расширению системы — построение связки SLI и установка до 24 Гб памяти. Но, как это часто бывает, сегодня попрост...
24 05 2025 1:40:42
...оптимистичная такая картина: nextgen-технологии, много экшена и гонок, упругий сценарий, а также презрительное отношение авторов к гнусной четвертой части. Плюс неожиданное кадровое решение — хоррором заведуют авторы интеллигентных автоаркад......
23 05 2025 14:23:19
«…Когда разработчики радостно сообщили, что Burnout Crash будет небольшой аркадой для PSN и Xbox Live, да к тому же с одним-единственным режимом игры, — тут-то надежды на полноценное продолжение серии и разбились, как автомобиль о бетонный столб. Однако н...
22 05 2025 22:22:34
...создатели игры ориентировались на Guild Wars. В Dawnspire очень похожие графика и управление, условия победы на бэттлграундах и в целом гeймплей мало чем отличается от Guild Wars. Но PvE в Dawnspire отсутствует как класс, а весь смысл заключается в про...
21 05 2025 6:58:12
www.metro.ru Сколько раз в день вы ездите в метро (если, конечно, оно есть в вашем населенном пункте)? А в месяц? А в год? Наверное, вы уже давно перес...
20 05 2025 7:41:52
Деньги любят все. Одни наслаждаются законно полученным наследством, другие с утра до вечера куют звонкую монету своими руками. А есть еще особые люди, которые больше всего на свете любят «стричь бабло на халяву». И часть таких любителей, похоже...
19 05 2025 22:46:47
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::