Глобальное потепление. Настоящее и будущее систем охлаждения > Minecraft истории
истории Minecraft    

Глобальное потепление. Настоящее и будущее систем охлаждения

Глобальное потепление. Настоящее и будущее систем охлаждения

Теория Глобальное потепление. Настоящее и будущее систем охлаждения 001.09.2007 09:44  |  ...ионы горячего воздуха напрямую отводятся от чипа, а образующийся воздушный поток обеспечивает дополнительное охлаждение. Главное преимущество новинки — размеры. Устройство достаточно мало, чтобы уместиться на поверхности микросхемы.... Теория

Современные процессоры и видеокарты давно перешагнули ту черту, когда для их охлаждения хватало простого вентилятора или примитивного радиатора. Сегодня они превратились в настоящих монстров, потрeбляющих огромное количество энергии и выделяющих ударные дозы тепла. Не отстают от них и прочие комплектующие ПК в лице оперативной памяти, винчестеров, блоков питания и материнских плат. Однако, как и много лет назад, чрезмерная жара по-прежнему крайне опасна для работы компонентов системного блока, и именно поэтому создание систем охлаждения превратилось в искусство. Погоня за прохладой набирает обороты...

Когда тепло убивает...

Сладкая парочка видеокарта от PowerColor и эффективный радиатор от Arctic Cooling.

Охлаждение это всего лишь перераспределение тепла в прострaнcтве. Энергия не приходит из ниоткуда и не уходит в никуда: если в холодильнике низкая температура, то его радиатор будет горячим. Аналогично, чип невозможно остудить, не отведя выделенное им тепло в другое место.

Также следует помнить, что любая система стремится к равновесию. Если в неотапливаемом помещении поставить чашку горячего кофе, то со временем у нее будет та же температура, что и у воздуха, при этом температура окружения также слегка возрастет.

Чем больше разница температур между горячим объектом и окружающей средой, тем интенсивнее будет остывать объект. И, наконец, чем больше площадь поверхности нагретого объекта, тем быстрее в этой системе наступает равновесие.

Производителей систем охлаждения условно можно разделить на два лагеря. К первому относятся разработчики штатного охлаждения. Обычно это специальные подразделения тех же компаний, которые и производят эти самые комплектующие. Целью подобных подразделений обычно является создание недорогих систем охлаждения, которые будут в состоянии обеспечить надежную работу устройств в обычных условиях.

Ко второму лагерю относятся сторонние разработчики, для которых на первое место выходит качество и эффективность продукции. Целевой рынок продвинутые пользователи, которые хотят тишины и высокого потенциала разгона. Кстати, некоторые компании (например, PowerColor) во многих продуктах используют кулеры Accelero от Arctic Cooling.

Борьба за тишину

Zalman VNF100 отлично справится с охлаждением даже таких монстров, как GeForce 7950 GT и Radeon 1800.

Проблема чрезмерного шума решается с помощью пассивных систем охлаждения в них отсутствуют подвижные элементы (вентиляторы). Следовательно, исключается вибрация и какие-либо шумы во время эксплуатации. Используются они при охлаждении видеокарт, чипсетов, оперативной памяти и даже процессоров.

Пассивные системы охлаждения состоят из одного лишь радиатора, иногда добавляются тепловые трубки. В случае с ОЗУ и чипсетами они, как правило, весьма примитивны, а вот на видеокарты устанавливают действительно сложные конструкции. Цель радиатора одна увеличить площадь поверхности греющегося элемента, поэтому он обычно состоит из множества тонких ребер, находящихся на минимальном расстоянии друг от друга. Нагревшиеся ребра отдают тепло окружающей среде.

Для того чтобы тепло переносилось быстрее по поверхности радиатора, используются медные тепловые трубки: они контактируют с основанием радиатора и переносят тепло в расположенные на них ребра. Благодаря этому пассивные системы охлаждения можно сделать весьма эффективными. Традиционно радиаторы изготавливают из меди или алюминия. Медь быстрее отводит тепло, но дороже и тяжелее алюминия, поэтому часто в одном устройстве комбинируют их.

Крайне интересно обстоят дела, связанные с креплением радиатора к поверхности чипа. В идеале основание радиатора и теплораспределитель чипа должны контактировать настолько плотно, чтобы их температура не отличалась вообще. На пpaктике такое невозможно, ведь даже на отполированной до зеркального блеска поверхности есть множество микротрещин, заполненных воздухом, а воздух обладает очень низкой теплопроводностью. Чтобы улучшить контакт между поверхностями, применяют термоинтерфейсы.

Термоинтерфейсы

Термопаста залог эффективного охлаждения. Arctic Silver 5 станет хорошим выбором.

Пример простейшего термоинтерфейса термоклей (не стоит путать с суперклеем). Он обладает относительно неплохой теплопроводностью, выдерживает высокие температуры и хорошо склеивает любые поверхности. Применяется для установки небольших радиаторов в том случае, если на них нет каких-либо креплений. Опасность заключается в том, что снять приклеенный радиатор пpaктически невозможно, так что термоклей используется редко.

Для установки радиаторов на чипы видеопамяти часто применяют клейкие термопрокладки они не в состоянии выдержать большой вес, их можно безболезненно удалить. Распространены и обычные термопрокладки, но для их использования радиатор должен иметь собственную систему крепления.

Самым же эффективным и пpaктичным термоинтерфейсом является термопаста она обеспечивает наилучший контакт между чипом и теплораспределителем. Термопаста обладает высокой теплопроводностью, заполняет микротрещины на соединяемых поверхностях. Клейкими свойствами она не обладает. Важный момент: термопасту нужно наносить очень тонким слоем на максимально чистую поверхность, даже отпечаток пальца может снизить эффективность охлаждения. Термопаста, как правило, отлично растворяется спиртом, так что проблем с удалением этого термоинтерфейса не возникает.

Среди множества термопаст наибольшим уважением среди оверклокеров пользуются отечественная КПТ-8 и иностранная Arctic Silver 5. Обе они весьма эффективны, но КПТ-8 прославилась еще и низкой ценой: 17-граммовый тюбик стоит порядка 20 рублей.

Наилучшие результаты показывают термопасты на основе угольных нанотрубок, но найти их в продаже нереально: материал, необходимый для их изготовления, очень дорог, поэтому такие термоинтерфейсы используются преимущественно в военной промышленности.

Полезная сажа

Какой консистенцией должна обладать термопаста, чтобы заполнить все неровности на чипе и обеспечить максимальную теплопроводность? С одной стороны, пластичный состав из мелких частиц лучше справляется с микронеровностями, в то же время известно, что твердые тела обладают большей теплопроводностью, чем жидкость, и, как следствие, более густая термопаста лучше передает тепловую энергию к радиаторам. Таким образом, получается, что идеального варианта нет, однако существуют разработки, позволяющие избежать подобной дилеммы. Наиболее перспективной из них является использование в составах термоинтерфейсов угольной сажи из промышленного угля.

Эффективность подобных термопаст крайне высока, даже использование угольных нанотрубок не может обеспечить таких результатов. Дело в том, что сажа, помимо высокой теплопроводности, обладает такими свойствами, как пористость и сжимаемость, в результате чего эффективность значительно возрастает при увеличении давления. Угольные нанотрубки, увы, лишены этого свойства. Главным же недостатком новинки является ее токсичность.

Классический подход

Системы воздушного охлаждения это конструкции, в которых присутствует вентилятор. Сам по себе вентилятор не очень эффективен и в чистом виде применяется лишь при охлаждении блоков питания и винчестеров. В случае с графическими чипами и процессорами вентилятор комбинируют с радиатором, в результате получается кулер. Так охлаждают процессоры, видеокарты и системные чипы. Плюс высокая эффективность охлаждения, минус шум, иногда сильный, иногда едва заметный.

OCZ XTC Cooler устройство нового поколения для охлаждения памяти.

Самой большой непереносимостью к высоким температурам отличается центральный процессор. Прострaнcтво вокруг него обычно ничем не занято, так что кулеры, устанавливаемые на ЦП, бывают очень большие как в высоту, так и в ширину. Например, высота Zalman CNPS9700 превышает 140 мм. Если собираетесь заняться разгоном процессора, то экономить на кулере тем более не стоит. Заслуженной популярностью пользуются такие модели, как Thermaltake BigTyphoon, Scythe Infinity и недорогой CoolerMaster Hyper TX.

С видеокартами несколько сложнее: места для установки кулера мало, а тепловыделение зачастую много выше, чем у процессоров. Поэтому двухэтажные системы охлаждения это скорее норма, чем исключение. Штатное охлаждение на мощных видеокартах обычно следующим образом воздушный поток, создаваемый вентилятором, проходит через ребра радиатора и выбрасывается за пределы корпуса. Кулеры сторонних производителей в большинстве случаев рассеивают тепло в самом корпусе. Причина в том, что компании стараются делать системы охлаждения универсальными, а положение графического процессора на разных картах различается.

Важным фактором стабильности системы является температура внутри системного блока. Так что всегда полезно поставить вентиляторы на вдув и на выдув внутрь корпуса. Экономить на них не стоит, обращайте внимание на скорость их работы, оптимально использовать модели со скоростью 1200 об/мин. Достойные внимания модели выпускают компании Cooler Master, Sunbeam и другие.

Намного реже в компьютерной природе встречаются кулеры для памяти, хотя они очень помогут вам выжать столь необходимые дополнительные мегагерцы. Приятное впечатление оставила активная система OCZ XTC Cooler, Thermaltake отметилась выпуском Spirit RS радиатора с тепловой трубкой. Для разгона подобные устройства могут оказаться очень полезными.

Scythe Infinity с тихим вентилятором на 1200 об/мин отлично справится с горячим Athlon 64 FX или Core 2 серии Extreme.

Водяное охлаждение

Массивная водяная система охлаждения Reserator TX от Zalman справится с охлаждением и процессора, и памяти, и видеокарты!

Те пользователи, для которых одинаково важна и эффективность, и бесшумность охлаждения, обычно останавливают свой выбор на системах водяного охлаждения. В них тепло от чипов отводится за пределы корпуса с помощью жидкости (как правило, это специальный раствор на основе воды).

Традиционная «водянка» замкнутый контур, состоящий из четырех элементов: резервуара, помпы, радиатора и водоблока. Водоблок контактирует с процессором, радиатор предназначен для рассеивания тепла, помпа обеспечивает циркуляцию жидкости по системе, а в резервуаре хранится жидкость. В готовых наборах все эти элементы поставляются вместе.

После запуска системы жидкость начинает непрерывно циркулировать, проходя через водоблок и забирая тепло. Нагревшаяся вода поступает в резервуар-радиатор, где тепло с помощью радиатора рассеивается.

Порой к одной и той же системе можно подключить несколько водоблоков, в результате чего станет возможным охлаждать водой одновременно центральный процессор, видеокарту и чипсет системной платы, правда, общая эффективность системы упадет.

Существуют очень миниатюрные системы водяного охлаждения, предназначенные исключительно для видеокарт. Их эффективность по сравнению с полноценными аналогами ниже, но в некоторых случаях оно того стоит.

Оперативную память некоторые компании (к примеру, OCZ) также предлагают охлаждать водой, но подобные модули предназначены исключительно для любителей экстремального разгона.

Стремление к оригинальности

Titan Amanda с использованием элемента Пельтье очень тихая и эффективная, но требует дополнительного питания.

Впрочем, помимо водяного, воздушного и пассивного относительно распространено еще и термоэлектрическое охлаждение. Помимо вентилятора и радиатора, в такие системы входит модуль Пельтье пластина, которая переносит тепло с одной ее стороны на другую (для этого требуется ток). Это позволяет эффективно отводить тепловую энергию от поверхности процессора, в то же время радиатор начинает греться еще сильнее, ведь сам модуль лишь перераспределяет тепло, но не отводит его. Поэтому на подобные кулеры устанавливают вентиляторы, кроме того, модуль Пельтье потрeбляет достаточно много энергии. Такие кулеры отлично охлаждают, при этом стоят не слишком дорого. Примером подобной системы охлаждения может служить кулер для процессоров Titan Amanda или Elena для видеокарт. Последняя довольно громоздка и шумна, однако со своей задачей справляется на ура. Фирма Sparkle даже использовала Elena для охлаждения GeForce 8800.

Но что же делать, если душа требует установки чего-либо оригинального, эффективного и тихого одновременно? Прежде всего, готовить деньги. В категории «для энтузиастов» можно встретить очень интересные экземпляры. Чего только стоит блок питания PSU-1200ATX-12S от Koolance. Главной его особенностью является даже не высокая мощность (1200 Вт), а то, как организованно охлаждение. Дело в том, что все его внутренности погружены в непроводящую жидкость, которой заполнен корпус блока питания! Нагревшаяся жидкость охлаждается во внешнем теплообменнике со 120-мм вентилятором. Такая система не требует какого-либо обслуживания или подключения к сторонней системе водяного охлаждения. В Америке эта радость стоит $500, до России еще не добралась.

Не меньший интерес представляет еще не поступивший в продажу процессорный кулер OCZ HydroJet. Ключевая особенность основание, выполненное из угольных нанотрубок (да-да, тех самых, о которых мы говорили выше). Это главная причина, по которой кулер не будет дешевым. От основания тепло передается к медным радиаторам при посредничестве жидкости, которая циркулирует внутри кулера. При этом циркуляция происходит за счет конвекции, а встроенный в основание кулера насос довольно слаб. Нагревшиеся радиаторы отдают тепло в атмосферу через специальные прорези в верхней части кожуха кулера, чему способствует встроенный вентилятор. По заявлениям производителя, кулер способен охлаждать процессоры с уровнем тепловыделения до 400 Вт.

Блок питания от Koolance с погружным охлаждением.

Не от мира сего

Все способы охлаждения, описанные выше, рассчитаны на использование в домашних условиях, но, чтобы достигнуть выдающихся результатов в разгоне, их недостаточно. Приблизиться к рекордному разгону, используя то, что доступно многим, не представляется возможным нужно использовать что-то такое, что обеспечивает максимально низкую температуру, даже в ущерб комфорту и пpaктичности. Идеальный выбор системы охлаждения на основе жидкого азота.

Типичная машина оверклокера-экстремала выдает невероятные результаты, но поиграть на ней не удастся.

Используются они при охлаждении центральных и графических процессоров. Прочие элементы охлаждать до столь низких температур (они могут достигать 200 градусов Цельсия ниже нуля) нет смысла. Для азотной системы охлаждения необходимо два компонента: емкость, которая будет контактировать с поверхностью чипа, и сам жидкий азот. В качестве емкости традиционно используется так называемый «стакан», имеющий высоту 300-500 мм и основание, незначительно превышающее размеры процессора (обычно круглой формы). Толщина стенок 2-3 мм. Для изготовления используется любимый металл медь. Большая высота «стакана» обусловлена тем фактом, что жидкий азот довольно бурно кипит, вследствие чего сильно разбрызгивается. Проблем со «стаканом» обычно не возникает, соединять дно сосуда с медной трубой лучше электронно-лучевой сваркой, иначе есть шанс, что шов не выдержит низких температур и емкость протечет, что очень опасно.

Добыть жидкий азот задача нетривиальная, в магазинах он не продается. Впрочем, судя по количеству оверклокеров, применяющих жидкий азот, это вполне осуществимо было бы желание. Жидкость заливается в «стакан», который устанавливается на чип, при этом на «стакан» обязательно должна действовать дополнительная прижимная сила (веса самой емкости недостаточно). Термопасту не используют, так как она быстро замерзает и приобретает свойства клея: пока не оттает, оторвать «стакан» невозможно.

Процесс охлаждения сводится к постоянному добавлению жидкого азота в «стакан» и молитве о том, чтобы процессор успешно прошел необходимый бенчмарк или тест на определение частоты играть в таких условиях невозможно. Необходимость частого обновления содержимого «стакана» еще не главная беда, настоящие проблемы начинаются, когда на нем образуется конденсат. Замерзшие хлопья срываются со «стакана» и, попав на материнскую плату, тают, превращаясь в воду. Обычно материнские платы покрывают специальным защитным лаком, препятствующим попаданию влаги на токопроводящие элементы, тем не менее шансы, что плата сгорит, велики.

Способов борьбы с конденсатом придумано несколько. Самый простой постоянно обдувать стакан с помощью вентилятора. В результате «снег» будет образовываться быстрее, он будет более плотным и хлопья не будут осыпаться. Также можно закрасить материнскую плату непроводящим материалом или облить ее жидким азотом, чтобы ее температура тоже стала ниже нуля в таком случае хлопья конденсата не будут таять. Однако при этом лучше не задумываться, как будет выглядеть плата после окончания экспериментов...

Ну и напоследок еще один недостаток: некоторые процессоры начинают вести себя неадекватно при чрезмерном охлаждении (cold bug).

Ту же самую конструкцию можно использовать и без жидкого азота, заменив его сухим льдом, смешанным с теплоносителем (да хотя бы спиртом). Температура сухого льда составляет -78 градусов, к тому же он вполне доступен для рядового обывателя. Подобная система может спасти в случае непереносимости чипа к критическому холоду.

Вся правда о жидком азоте

То, что жидкий азот имеет крайне низкую температуру, знает каждый, однако мало кто представляет себе реальные свойства вещества. Многие, задумываясь о жидком азоте, вспоминают рассыпавшегося на мелкие кусочки Т-1000 из фильма «Терминатор 2: Судный день». Во многом именно эта сцена из кино сформировала в народе мнение, что жидкий азот крайне опасен в использовании, а его контакты с кожей имеют фатальные последствия. На деле все обстоит несколько иначе.

Азот бесцветный, не имеющий запаха газ, в воздухе его 78%. Именно из атмосферного воздуха и получают жидкий азот путем сильного охлаждения. Плотность жидкого азота составляет около 800 грамм на литр, что лишь немногим ниже плотности воды. Температура кипения минус 196 градусов Цельсия. Это порождает большую проблему: на открытом воздухе из-за большой разницы температур азот испаряется крайне быстро, поэтому для трaнcпортировки и хранения жидкого азота используются сосуды Дьюара, устройство которых напоминает термос. Их стенки делают из алюминия, а в прострaнcтве между внутренней и внешней стенками создается вакуум и добавляется теплоизоляция. Однако даже в этих сосудах жидкий азот не хранится больше двух недель. В естественных условиях азот находится в состоянии непрерывного кипения. При испарении азот абсолютно не токсичен.

Ожоги от азота большая редкость. При попадании на открытые участки тела жидкость быстро стекает, не оставляя при этом следов. Таким образом получить травму можно лишь опустив руку в сосуд с азотом на несколько секунд...

Применяется он преимущественно в исследовательских учреждениях при изучении сверхпроводимости, в химии при синтезе аммиака и... в косметологических салонах. Жидким азотом не только удаляют шрамы и угри, но и омолаживают кожу.

Дальше больше?

Прогресс неумолим, и уже сегодня существует ряд принципиально новых систем охлаждения, еще не адаптированных для массового производства, но уже зарекомендовавших себя с наилучшей стороны.

Радиатор с микрокaнaльной структурой лишь немного больше охлаждаемого им чипа, а эффективность очень высока.

Один из таких примеров система ионного охлаждения. В ней нет подвижных деталей (вроде вентилятора), вместо них охлаждение поверхности обеспечивают микроскопические ионные насосы, которые состоят из двух элементов: эмиттера и коллектора. Первый представляет собой иглу с радиусом на конце всего в 1 микрометр, а второй это пластина, размещенная рядом. Между ними создается высокое напряжение, при этом сильное электрическое поле на конце иглы ионизирует воздух и ионы под действием того же поля с высокой скоростью устремляются к коллектору. Таким образом, ионы горячего воздуха напрямую отводятся от чипа, а образующийся воздушный поток обеспечивает дополнительное охлаждение.

Главное преимущество новинки размеры. Устройство достаточно мало, чтобы уместиться на поверхности микросхемы. В нынешних условиях это крайне актуально, так как современные радиаторы довольно массивны и с каждым годом все увеличиваются в размерах. Ионное охлаждение позволит отказаться от радиаторов вовсе.

Еще одна интересная разработка система прямого омывания чипов, созданная IBM. Идея заключается в том, чтобы поток воды забирал тепло непосредственно у поверхности чипа, а не в водоблоке, как в случае с классическим водяным охлаждением. Понятно, что это связано с огромным риском, ведь при этом электронные компоненты будут контактировать с токопроводящей средой, а это чревато последствиями. Если произойдет протечка, то беды не избежать. Но, похоже, IBM решила проблему.

Система из 50 000 микроканалов пронизывает миниатюрный радиатор, который монтируется непосредственно на ядро. Между подошвой радиатора и поверхностью ядра создается небольшой зазор, который в рабочем состоянии заполняется водой, а от протечек систему защищает специальное уплотнение. По системе микроканалов вода подается в рабочую полость импровизированного водоблока, по этой же системе (но другим каналам) нагретая вода отсасывается. Размеры позволяют интегрировать микрокaнaльную систему прямо на теплораспределитель процессора. По словам разработчиков, такая система охлаждения сможет отводить до 370 Вт с одного квадратного сантиметра площади процессора.

* * *

Разработка и производство систем охлаждения для ПК огромная индустрия, которая находится в непрерывном развитии. Постоянная конкуренция среди производителей заставляет их вновь и вновь создавать очередные шедевры инженерной мысли, дабы привлечь к себе внимание покупателей. И несмотря на интенсивность развития ПК, эта индустрия идет в шаг со временем, ведь какими бы горячими ни оказывались комплектующие, выход находится всегда.


Naughty Bear

Те из наших читателей, кто застал отечественное телевидение в начале двухтысячных, наверняка помнят инфернальную программу «Телепузики», где четыре прямоходящих существа с телевизорами в животах бегали на фоне пастopaльных холмов с…|Игромания...

07 07 2025 7:31:35

Still Life 2

если с сюжетом и пазлами фантазия разработчиков не подвела, то с атмосферой сделалось нечто странное. Если раньше это был изобретательный, аристократичный нуар-детектив про тонкую грань между искусством и безумием, то теперь Still Life — классически...

06 07 2025 14:52:52

Первый взгляд. Arcturus

   На редкость оригинальная игра куется в недрах BlueInca Studios. Уважение внушает уже сама попытка совмещения недружественных друг к другу жанров Action и RTS. А что, если эта попытка подкрепляет...

05 07 2025 22:13:23

Тернистый путь в 3D. Тестирование компьютера Meijin Action Core 2 Duo 3,33 ГГц

Технические хаpaктеристики Корпус: ATX Tower SILVERSTONE KUBLAI KL02B Black без БП * Блок питания: ATX 750 В P4 Thermaltake W0117 PFC Black * Процессор: Intel Core 2 Duo E8600/3,33 ГГц OEM * Кулер на процессоре: Zalman CNPS9700 NT * Материнская…|Игромания...

04 07 2025 4:18:13

Эврика!

«…Мрачные философы, мистификаторы в балахонах, сверлящие игрока тяжелым взглядом, наконец позволили себе расслабиться и на время превратились в веселых трубадуров, готовых горланить песни и хохотать даже в то время, когда планета летит в тартарары. В этой...

03 07 2025 14:39:39

Limbo

«…Маленький мальчик просыпается в жутковатом сумрачном лесу. Кто он такой, как сюда попал, с какой целью, что это за место — неизвестно. Разработчики с первых кадров дезориентируют игрока, ставят перед ним десятки вопросов, на которые нужно найти ответы....

02 07 2025 1:28:41

Family Guy: Back to the Multiverse

«…Авторы игры в весьма жесткой форме подтрунивают над представителями американского общества и сатирой бьют по его порокам. Досталось всем: тинейджерам, евреям и даже инвалидам. Юмор здесь ничуть не хуже, чем в оригинальном сериале, и это, пожалуй, единст...

01 07 2025 8:31:39

Обзор LawBreakers. Все, что тебе нужно, это топливо

На LawBreakers сложно смотреть без улыбки. Нет, правда. В эпоху, когда большая индустрия ратует за доступность игр, всеми силами пытаясь привлечь как можно большую аудиторию, LawBreakers будто бы не обращает на это внимания. Как белая,…|Игромания...

30 06 2025 1:23:14

Первый взгляд. Universal Combat: A World Apart

Мышки из 3000 AD плакали, кололись... но с неизменным упорством продолжали выпускать Battlecruiser. Да, да — вы угадали правильно: UC: A World Apart есть не что иное, как дальнейшее развитие Universal Combat, которая, в свою очередь, явл...

29 06 2025 16:25:43

Black Mesa

«…Оценивать ремейк по меркам гаражных ковыряний бессмысленно, это совершенно профессиональная работа. Вся графика полностью перерисована (невероятно старательно), часть уровней слегка подкорректирована, некоторые эпизоды стали проще и короче, персонажи пе...

28 06 2025 21:49:52

Испанские прелести. Самые важные концепты и тенденции барселонской выставки Mobile World Congress 2010

«…Как это бывает на всякой выставке, на MWC засветились многочисленные концептуальные устройства, которые в силу ряда причин вряд ли попадут в продажу в ближайшем будущем — или вообще никогда не попадут. Однако многие прототипы и технологии — симка-процес...

27 06 2025 14:37:10

Жидкокристаллические экраны технология, бредущая в массы

Прогресс, как я уже неоднократно упоминал, настырно идет вперед. Как танк, под чьи гусеницы безропотно ложатся устаревшие технологии и не прижившиеся идеи. Направление движения  — строго вперед, к ожидающим очередного технологического чуда мас...

26 06 2025 14:36:18

Игры, пропагандирующие здоровый образ жизни

Русский ученый, профессор Александр Прохоров, получил грант Министерства обороны США. Сумма — $3,7 млн, деньги выделены на видеоигру, которая отучит американских солдат курить. Срок разработки — до 2011 года. Прототип у профессора…|Игромания...

25 06 2025 2:55:14

Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter 2

...реализм 360-версии GRIN усилили до каких-то заоблачных высот. Вселившись в тело капитана Митчелла, вы поймете, что спецназовец достаточно небыстро бегает, а если возьмет в руки тяжелую снайперку, то и вовсе будет ползти со скоростью черепахи. Лечь на з...

24 06 2025 23:43:54

Edna and Harvey: The Breakout

  «едкие шуточки гробовщика», «гротескный стеб палача» или «хохот Шляпника из Страны чудес». Стоит заглянуть этому Шляпнику под облезлый цилиндр — и можно увидеть много интересного...

23 06 2025 2:51:47

Polynomial

«...у Rez, наконец, появился достойный наследник — встречайте Polynomial. Игра, о которой мы ведем речь, напротив, пpaктически лишена звука, но она так же погружает в гипнотический трaнc. Визуальный...»...

22 06 2025 8:10:27

Руководство и прохождение по "The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay - Developer’s Cut"

Сила, откровенная сила решила в истории человечества больше, чем какой-либо другой фактор, а противоположное мнение является, в лучшем случае, благим пожеланием. И если наши потомки когда-нибудь забудут эту основную истину, они оплатят свою забыв...

21 06 2025 8:14:54

Системный реестр: это должен знать каждый

Рано или поздно у вас возникнет необходимость сделать с системой что-то такое (причем это может быть вопрос жизни и cмepти), что попросту не под силу ни одной из существующих софтин, ведь даже самые продвинутые утилиты не способны обеспечить доступ ко все...

20 06 2025 22:17:56

M.U.D. TV

«…у вас есть эфир, который надо чем-то заполнять: от немецкого аналога «Дома-2» до немецкого же аналога «Вестей». В распоряжении директора есть некоторые производственные мощности для создания телепрограмм (в этом месте игра несколько напоминает The Movie...

19 06 2025 4:46:27

Rage

Впервые из уст id звучат нехаpaктерные для них выражения: «открытый мир», «аркадные гонки», «постапокалиптический сеттинг»… Пока нас смущает только одно: на протяжении двух лет, прошедших с момента анонса, разработчики подозрительно мно...

18 06 2025 7:55:22

Превью Biomutant. Приоткрытый мир с пушистыми убийцами

Комaнда Experiment 101, созданная четыре года назад в Швеции из бывших разработчиков Just Cause 3 и Mad Max, взялась за амбициозную затею: сделать ролевой боевик с открытым миром, постапокалипсисом, мутациями и… ушасто-пушистым главным…|Игромания...

17 06 2025 6:31:17

Горячая линия: железо

24 часа в сутки я мысленно с вами. В остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hot-line@igromania.ru или отправив SMS на короткий номер 1121 с префиксом hard (то есть в начале сообщения вы должны ввести слово hard и только потом,…|Игромания...

16 06 2025 19:29:48

Flyboys Squadron

...эти бипланы летают слишком хорошо, особенно учитывая мощность их двигателей и эффективность винтов. Сорваться в настоящий штопор нереально: максимум, что грозит при неаккуратном пилотировании, — пара самопроизвольных оборотов вокруг оси движения,...

15 06 2025 19:51:37

Что подарить дeвyшке на 8 марта: от клавиатуры до Nintendo Switch

Скоро наступит 8 марта, Международный женский день. Без подарка знакомой дeвyшке тут не обойтись, но выбрать подходящий не так-то просто. Особенно если дeвyшка увлекается видеоиграми — в этом случае надо как-то извернуться и…|Игромания...

14 06 2025 1:53:58

Краткие обзоры. Операция “Барбаросса“

ОБ ИГРЕ: Перед нами не игра, а сборник миссий, который создан немецкими разработчиками из студии X1 Software. “Операция “Барбаросса” — их первый коммерческий продукт. Миссии эти занимают около 40 мегабайт на компакт-диске. Помимо них на...

13 06 2025 8:13:34

King's Bounty: Воин Севера

«…«Воину Севера» очень бы пригодилась не шапка с бычьими рогами, а чудо-вспышка из «Людей в черном». Чтобы настроиться на волну приключений и получить от игры хоть какое-то удовольствие, нужно полностью забыть бесподобный нордический сеттинг The Elder Scr...

12 06 2025 15:26:27

Обзор Gears 5. И снова бьём мы Саранчу!

Несмотря на уход создателя серии Gears of War Клиффа Блезински из Epic Games, четвёртая часть, созданная уже руками новоиспечённой комaнды The Coalition, получила неплохие оценки критиков за достойный сценарий и добротный мультиплеер. И от пятой…|Игромания...

11 06 2025 18:52:51

Пятничный косплей: Warframe, The Witcher, Diablo II, Dark Souls III, World of Warcraft

Ивара — Warframe Наверняка многие с ходу решат, что это не косплей, а трёхмерная модель, однако же, поверьте, это самый что ни на есть настоящий костюм. Дарья Санникова не в первый раз воплощает сложные образы, она уже появлялась у…|Игромания...

10 06 2025 10:21:16

Обзор фильма «Аладдин». Лампа, Джинни, два вора

Из всех ремейков диснеевской классики «Аладдин» вызывал чуть ли не самые большие опасения. Каждый трейлер, каждую новость о фильме зрители принимали в штыки. Критиковали костюмы, выбор актёров, Уилла Смита как замену Робину…|Игромания...

09 06 2025 22:32:57

Яблоко от яблони. Теоретические основы модостроения

"...Согласитесь, глядя на такое изобилие, невольно чувствуешь, как у самого начинают руки чесаться: "вот тут бы окошко подровнять, тут бы к пулеметику ствол приделать". Как правило, все эти благие намерения намерениями и остаются, потому что потом люди ст...

08 06 2025 23:40:22

Разумный компьютер за разумные деньги в июне 2021. От 35 до 500 тысяч рублей

Два месяца прошло с момента, как мы опубликовали предыдущий выпуск рубрики «Разумный компьютер», а значит, настало время обновить информацию. Что же, посмотрим, как изменилась ситуация на рынке за это время, что нового появилось и…|Игромания...

07 06 2025 18:57:21

Dead Reefs

Adventure Company давно имеет репутацию жанрового стepвятника: ткните пальцем в любой посредственный квест, и почти наверняка издателем окажется она. Вот и Dead Reefs от студии Streko-Graphics (см. их дилогию Aura) при всем своем потенциале не стала иск...

06 06 2025 17:15:27

Okamiden: Chiisaki Taiyo

Все хаpaктерные японские игры можно условно разделить на те, которые делаются по большей части для самих японцев (Yakuza, Monster Hunter, Dragon Quest), и те, которые рассчитаны на экспорт. Например, Devil May Cry — понятный и интересный…|Игромания...

05 06 2025 14:21:55

Speedball 2: Tournament

Оказывается, мы рано списали студию Bitmap Brothers со счетов (и даже похоронили ее в статье «Памяти павших»). В конце 2006 года они подписали контpaкт на разработку двух римейков своих же шедевров: The Chaos Engine и Speedball 2. Сегодня нас интересуе...

04 06 2025 7:17:53

Мастерская: Игровые редакторы

    Blitzkrieg     Где взять: Устанавливается с игрой Утилита проста на вид, но обладает широкими возможностями.     ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Утилита для редактирования…|Игромания...

03 06 2025 10:36:23

Вести с полей World Championship Series Season 2 Finals

В компьютерном спорте нынче в моде большие турниры с увесистыми призовыми фондами. Зачастую их организовывают сами компании-разработчики, иногда при помощи маститых лиг вроде ESL (Electronic Sports League). К 2013 году почти все основные…|Игромания...

02 06 2025 14:33:48

Первые впечатления от The Dark Pictures: Man of Medan. Ну зачем, зачем ты ТУДА полез?!

В прошлом году Supermassive Games заявила, что создаёт целую игровую вселенную под названием The Dark Pictures. По ней раз в полгода будут выходить не связанные между собой игры, выполненные в разных стилях жанра «хоррор», а в их…|Игромания...

01 06 2025 11:27:15

CellFactor: Revolution

...тормозит самым беспардонным образом: на нашем тестовом стенде (двуядерный процессор, два гигабайта оперативной памяти и GeForce 8800GS) игра с трудом выдавливала из себя 25 кадров в секунду, а в трудную минуту не набирала и семнадцати. Учитывая, что ос...

31 05 2025 23:47:53

Руководство и прохождение по "Kelly Slater's Pro Surfer"

Собираясь на серфинг, возьми с собой друга — это в два раза уменьшит вероятность быть съеденным акулой. (Старинная серферская мудрость) Серфинг — не самый популярный у нас вид спорта. Настоящих океанских волн (только они пригодны для катания на...

30 05 2025 11:52:38

Красота в глазах смотрящего. Heavy Rain: The Origami Killer

В 2010 году выходит Heavy Rain: The Origami Killer, самый амбициозный и загадочный PS3-эксклюзив от автора Fahrenheit. Мы просуммировали все, что известно об этой игре на сегодняшний день. Превратившись из маргинального развлечения в полноценную…|Игромания...

29 05 2025 1:53:19

Обзор фильма «Человек-невидимка». Гаснет свет, и вам покоя нет

Человек-невидимка ещё с тридцатых годов входит в пантеон классических киномонстров студии Universal наравне с Дpaкулой, чудовищем Франкенштейна, мумией и человеком-волком. Однако на фоне столь пёстрой компании персонаж, придуманный Гербертом Уэллсом,…|Игромания...

28 05 2025 14:10:15

Первый взгляд. Heavyweight Thunder

Симуляторы бокса настолько редкие гости на персональных компьютерах, что лично я даже затрудняюсь вспомнить, когда в последний раз играл в подобную игру. На ум приходит только что-то совсем древнее, безликое и с четырехцветной CGA-график...

27 05 2025 10:34:11

Первый взгляд. Mafioso

Поджанр "мафиозных" стратегий, еще совсем недавно состоявший исключительно из игр серии Gangsters, разрастается стремительными темпами. Вслед за авторами Gangland и Chicago 1930 окучить благодатную тему спешит польская студия с показательно капиталист...

26 05 2025 17:10:40

Один день до конца света. Silent Hill 2

Едва ли не каждый год нам обещают то всяческие глобальные катастрофы, то крах цифрового мира, то изменения климата, а еще война, которая никогда не меняется... Между тем для кого-то каждый день на этой планете оборачивается маленьким персональным…|Игромания...

25 05 2025 13:51:24

Edge of Twilight

у Edge of Twilight довольно занятный арт-дирекшен. Сами авторы называют стиль игры не иначе как realistic fantasy steampunk. То есть ключевые слова тут: магия и паровые механизмы, черные плащи, «всем выйти из сумpaка»...

24 05 2025 8:49:37

Неоновая тактика. Три выдающихся инди-стратегии

«…Последние два года в моде двухмерность, а также заигрывания с прострaнcтвом и временем. Кто может предугадать, что вдруг станет популярным через год? Новые физические законы? Возврат в 3D? Судя по последним данным, у нас есть основания предполагать, что...

23 05 2025 23:51:21

Бойцовский Клуб на combats.ru

Весной этого года неожиданно свершилась так называемая "бархатная" революция — на свет появился некоммерческий российский проект "Бойцовский Клуб". За короткое время "БК" приобрел невероятную популярность среди русскоязычных пользователей Сети. В "Комбатс...

22 05 2025 8:39:57

Главные анонсы игровой выставки Tokyo Game Show 2017. Загадочная японская душа

Очередная игровая выставка, Tokyo Game Show 2017, прошла почти незаметно, словно её и не было. Оно и понятно: ориентировано мероприятие в основном на японцев, громкие анонсы там случаются редко, а ехать освещать это событие готовы далеко не все. Но…|Игромания...

21 05 2025 14:16:29

Искусство убивать 2. Зачистка адского лабиринта

Надеюсь, вы уже сделали для себя нужный вывод: оружие надо выбирать, исходя из особенностей ландшафта и стоящих перед вами задач. Ожидается штурм здания? Берите пистолет-пулемет или автомат. Надо пробежаться пару километров по полю и снять охраняемого тов...

20 05 2025 8:12:26

Железные новинки

САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО: Sony Xperia Z (снаряжен по полной), Aresze Enclave (гость из Китая), Razer Orbweaver (орудие превосходства), Ritmix RMD-1070 (доступный болид), Thrustmaster Y-250C (общительным гeймерам), BenQ XL2411T (в бой!), LG Optimus G (оптимальн...

19 05 2025 11:55:41

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::