Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики, часть 3 > Minecraft истории
истории Minecraft    

Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики, часть 3

Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики, часть 3

Спецматериалы Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики, часть 3 008.10.2007 06:26  |  ...именно 3DO совместно с Archetype Interactive запустила в сентябре 1996-го первую в историю полноценную коммерческую MMORPG Meridian 59, на год опередившую Ultima Online. Meridian 59 счастливо пережила своих создателей и существует до сих пор. Закрытая Спецматериалы

Перед вами третья, заключительная, часть статьи о студиях-разработчиках, которые оставили свой след в истории игровой индустрии, но к настоящему времени уже сложили оружие. Иногда поневоле закрадывается мысль: «А зачем им самим взваливать на себя эти трудности?» В тот злополучный день, когда Electronic Arts объявила о закрытии Origin, один из поклонников Wing Commander оставил на форуме студии такое сообщение: «Кажется, все они преследуют одну цель основать компанию, десять лет выпускать классные игры, а потом сгинуть в недрах какой-нибудь корпорации». (От себя добавим: можно еще стать банкротом, но эта какая-то совсем уж безрадостная альтернатива.)

Примеры долго искать не надо. Взять хотя бы судьбу Брэда Маккуэйда, одного из «отцов» EverQuest. Он дважды уходил из Sony на вольные хлеба, и дважды Sony покупала студии, где он работал. Хотя, казалось бы, что может быть проще остаться на надежном месте в большой компании, а то и вовсе переквалифицироваться в разработчики текстовых редакторов (это куда более спокойное занятие). Наверное, стоит поверить словам Ричарда Гэрриота все дело в любви к искусству. А творчество многих студий действительно сродни искусству.

3DO Company

Боевая бригада Greenpeace (Army Men RTS, 2002 год).

Годы жизни: 1991-2003

Вклад в историю: Army Men, Meridian 59

3DO компания и консоль в одном лице возникла в 1991 году в солнечной Калифорнии и поначалу называлась SMSG, или, если полностью, San Mateo Software Games. Ее основателем стал не кто-нибудь, а Трип Хокинс (Trip Hawkins; в свое время стоял у истоков Electronic Arts). Помимо него соучредителями выступили несколько крупных компаний EA, AT&T, Matsu***a (владеет торговой маркой Panasonic), MCA и Time Warner. Целью было создать адекватный ответ японским консолям, заполонившим рынок. Ходившие в лидерах Nintendo и SEGA требовали от разработчиков большие отступные за право работать со своими платформами, в то время как у 3DO эта сумма должна была оказаться намного меньше.

Запуск приставки состоялся в 1993 году и привлек всеобщее внимание, подогретое грамотным пиаром (название сменили на 3DO, так как это оно было у всех на слуху) и общим интересом к цифровым технологиям (а новая консоль одной из первых использовала CD). Но, будучи удобной для разработчиков, приставка оказалась куда менее приветлива к игрокам. Собственно, 3DO позиционировалась даже не как игровая консоль, а как мультимедийный центр отсюда и не самое высокое качество игр, и жуткая цена в $700. Для сравнения: «элитная» комплектация Xbox 360 стоит $479 зеленых рублей).

По мнению британского психолога Тимоти Монгомери, те игры, которые позволяют людям вспомнить детство, ждет неминуемый успех, и примером тому служит Army Men. Одно «но»: современные дети сразу приобщаются к компьютеру, минуя солдатиков и кукол.

Выдержав конкуренцию со SNES и Genesis, консоль вчистую слила появившейся в 1994 году PlayStation. В 1996-м 3DO официально похоронила консоль, продала Panasonic свою следующую платформу M2 (так и не увидевшую свет) и официально переквалифицировалась в издателя.

Для этой цели компания собрала под свои знамена (или, проще говоря, купила) несколько студий, в том числе Cyclone, Archetype Interactive и всем известную New World Computing. Помимо издания чужих проектов (главным образом под лейблом Might and Magic), компания выпускала и собственные игры. Сейчас ее помнят, прежде всего, по сериалу Army Men про войну игрушечных солдатиков. Игра долгое время брала именно необычным «игрушечным» взглядом на войну. Чего стоит только фраза о том, что главной болезнью пластмассовых бойцов является «пластификация» от этого они становятся неподвижными, а на ногах у них вырастают подставки...

Многие почему-то забывают, что именно 3DO совместно с Archetype Interactive запустила в сентябре 1996-го первую в историю полноценную коммерческую MMORPG Meridian 59, на год опередившую Ultima Online. Meridian 59 счастливо пережила своих создателей и существует до сих пор. Закрытая в августе 2000 года, в 2002-м она была возрождена своими создателями, которые покинули 3DO и создали Near Death Studios.

Сама 3DO к тому времени уже захлебывалась чередой игр о пластмассовых солдатиках, «Хрониками Героев» и нескончаемыми играми во вселенной Might and Magic. Многие шутили, что следующая игра 3DO будет называться Army Men of Might and Magic. Шутки шутками, но после нескольких лет балансирования на грани компания свалилась-таки в долговую яму, и май 2003-го стал ее последним месяцем жизни. Наследство раскупили такие видные компании, как Microsoft, Namco, Crave, Ubisoft и сам Трип Хокинс, а сотрудники разбрелись кто куда.

Приставка 3DO была дорога гeймерам в прямом смысле этого слова.

Mad Genius Software

Gunmetal имел большой успех среди любителей «поDOOMать».

Годы жизни: 1995-1999

Вклад в историю: Gunmetal

За четыре года своего существования интернациональная Mad Genius Software выпустила лишь одну игру. Но даже без нее студия представляла немалый интерес. Она начиналась как вольное объединение под началом Джеффри Марка (Geoffrey Mark), Майка Джексона (Mike Jackson) и Кита Гилларда (Kieth Gillard)... и поначалу только из них и состояла. Но за четыре года число «безумных гениев» достигло 24 человек. Первое время они трудились над дебютным проектом Gunmetal в свободное время, что называется, «на дому». Причем дома могли быть очень далеко друг от друга. Джеффри Марк, к примеру, долгое время жил в Лос-Анджелесе, а один из сотрудников в Новой Зеландии.

Выход Gunmetal 31 августа 1998 года сопровождался немалым ажиотажем достаточно сказать, что демоверсия этой игры несколько недель занимала первое место в списке загрузок на ведущих западных сайтах. Действие происходило на Земле будущего, где герой заpaбатывал на жизнь в качестве наемника одной из корпораций. Заpaбатывал в прямом смысле оружие и патроны для каждой миссии необходимо было покупать на собственную зарплату и выбитую из неприятелей валюту. Отправив на тот свет главного босса и избавив человечество от очередного конца света, игрок получал сообщение о том, что он прошел тест и теперь будет принят на постоянную работу в корпорацию.

Движок Gunmetal называли одним из лучших на тот момент он включал все существовавшие на тот момент достижения, от реалистичного освещения до отражений в воде. К тому же в игре были все виды мультиплеера, от раздельного экрана до интернета. Увы, разработчики Gunmetal не смогли договориться, что делать с прибылью и как жить дальше, так что в марте 1999-го студии не стало.

Кто такие Ancients

Действие Might and Magic происходит в одной системе, но на разных планетах, за которыми присматривают некие существа под названием Ancients. Среди фанатов бытует теория (основанная на многочисленных доказательствах), что Ancients представляют собой развившуюся цивилизацию землян, а сама идея позаимствована разработчиками из «Трудно быть богом» братьев Стругацких.

Mutable Realms

Годы жизни: 2003-2005

Вклад в историю: Wish (не вышел)

Как показывает пpaктика, главным способом попасть в историю являются амбициозные планы, пусть даже они так и остаются планами. Mutable Realms отличный тому пример. Разработчики гордо рассказывали о том, что «студия специализируется на многопользовательских ролевых играх» и делились планами по созданию первой в мире UMMORPG. «Ультра-массовая» RPG должна была стать огромным миром, не разделенным ни на какие зоны или шарды и способным вместить на одном сервере до десяти тысяч игроков одновременно.

Проект получил название Wish и был анонсирован был в июне 2003-го. Долгое время все шло хорошо. Гром грянул неожиданно: во время бета-тестирования в январе 2005 года объявили о закрытии игры (а вместе с ней и студии). Разработчики решили, что Wish просто не будет пользоваться спросом: весь мир сходил с ума по только-только вышедшему World of Warcraft.

Столь внезапная cмepть (еще за день до этого студия вовсю исправляла выявленные в ходе тестирования ошибки) вызвала массу слухов как и тот факт, что сотрудники Mutable Realms никак не комментировали произошедшее. Одни считали, что авторы Wish побоялись конкуренции, другие говорили о разногласиях в коллективе. Так или иначе, наработки Mutable Realms были распроданы по частям, а в память о самой игре остался только Project Wish попытка фанатов создать собственную MMORPG по мотивам любимой игры.

Несмотря на грозные картинки, перед трудностями авторы Wish спасовали.

Каждый сервер в Wish должен был вмещать до десяти тысяч игроков.

New World Computing

Годы жизни: 1984-2003

Вклад в историю: серия Might and Magic, серия Heroes of Might and Magic, Legends of Might and Magic, Nuclear War, King’s Bounty

Даже в девятой части Might and Magic интерфейс а-ля «портретная галерея» остался неизменным.

Студия New World Computing всегда будет ассоциироваться с брендом Might and Magic. Что, в общем-то, неудивительно: компания изначально создавалась Йоном Ван Канегемом (Jon Van Caneghem) и Марком Колдуэллом (Mark Caldwell) в далеком 1984-м как раз для того, чтобы опубликовать их игру Might and Magic Book One: Secret of the Inner Sanctum.

После первого успеха Колдуэлл и Канегем решили, что останавливаться на достигнутом глупо и вдвойне глупо изобретать велосипед, имея под рукой готовый рецепт успеха. Might and Magic 2: Gates to Another World (1988) добилась еще большего триумфа. Какое-то время игра официально использовалась для демонстрации возможностей компьютеров Apple II. Однако третья часть, Might and Magic 3: Isles of Terra (1991), разpaбатывалась уже с прицелом на PC.

Были у New World Computing и другие проекты. Канегем, с его собственных слов, давно мечтал сделать «особенную игру». В 1989-м был заключен контpaкт с производителем настольных игр Flying Buffalo, и на свет появилась Nuclear War пошаговая стратегия по мотивам одноименной карточной игры, отличная пародия на ядерную войну. Чего только стоит финальная заставка лидер победившей державы, прыгающий посреди выжженной пустоши с радостными криками: «Я выиграл!» Правда, если судить по тиражам, то первый «неролевой» блин New World Computing вышел комом.

Парад героев. «Первых».

Следом за Nuclear War материализовалась King’s Bounty (1990), она же Heroes номер ноль, созданная под руководством того же Канегема (он отвечал пpaктически за все проекты). В ней было уже все основные признаки «геройского» племени: пошаговый режим, путешествия по континентам, штурм замков, вербовка войск и военачальники-герои, предпочитавшие держаться за пределами поля боя.

Тем временем желание Канегема сотоварищи выдать «что-нибудь эдакое» наконец нашло свое воплощение. Might and Magic 4: Clouds of Xeen (1992) и Might and Magic 5: Darkside of Xeen (1993) принесли то, чего никому не удавалось создать ни до, ни, что хаpaктерно, после. Установив обе игры на один жесткий диск, можно было свободно перемещаться между двумя их мирами. Более того, открывался доступ к таким местам, которые были недоступны в каждой игре по отдельности (справедливости ради надо признать, что такие попытки предпринимались и до Might and Magic, но успеха не имели по той простой причине, что две игры на один винчестер тогда еще бaнaльно не влезали). В том же 1993-м студия издала фанатское подражание Swords of Xeen.

Heroes 3  отважные герои всегда идут в обход.

Затем был долгий перерыв: разработчикам сами устали от своей великой серии и боялись надоесть игрокам. Последовал ряд самых разных по качеству и жанру игр. А в 1995-м народилась Heroes of Might and Magic, в следующем году вышел сиквел. «Герои» по популярности если не превзошли материнский сериал Might and Magic, то, по крайней мере, не уступили ему. В том же 1996 году New World Computing стала частью 3DO (об ней выше). В 1998-м главная серия New World Computing перебралась в 3D (Might and Magic 6: The Mandate of Heaven). А 1999-й ознаменовался новым прорывом, который в народе принято называть «Третьи «Герои». При всем уважении к другим частям серии главная высота была взята именно Heroes 3.

Однако затем дела разладились. Студия стремительно превращалась в аппарат по выколачиванию денег из знаменитого бренда. Последним проектом без слов «Might» и «Magic» в названии стала карточная игра Arcomage за 1999 год (и то эта мини-игра была взята из M&M8). Зато уже в 2000-м свет увидели восемь (!) «геройских» релизов. Сосредоточившись на бесконечных аддонах, разработчики не могли уделять время основной серии Might and Magic 7: For Blood and Honor (1999), Might and Magic 8: Day of the Destroyer (2000) и Might and Magic 9: Writ of Fate (2001) последовательно снижали планку качества. Экшен Legends of Might and Magic (2001) тоже оказался провалом. Поклонники долго терпели и верили, но в конце концов начали «голосовать рублем».

New World Computing попыталась переломить ситуацию, выпустив Heroes of Might and Magic 4 (2002), но, как назло, комaнде во главе с все тем же Канегемом вновь захотелось сотворить «что-нибудь эдакое», и игра явно не задалась. В результате в 2003 году New World Computing канула в лету вместе с обанкротившейся 3DO. Права на Might and Magic за $1,3 млн выкупила Ubisoft, и без дела они у нее сейчас не лежат (см. Heroes 5, Dark Messiah of Might and Magic).

Герои, да не те

В 1992-1993 годах Сергeй Прокофьев с Украины в одиночку переработал King\'s Bounty и создал неофициальный сиквел (была еще третья часть, но Сергeй не успел ее закончить). На Западе игра не получила распространения ни выложить в интернет, ни издать официально ее было нельзя. Зато в СНГ она стала даже популярнее оригинала. В 2006-м возглавляемая Прокофьевым студия Alfa Class выпустила на основе King’s Bounty 2 «Героев Мальгримии: Затерянный мир магии». Официальный же сиквел разpaбатывают «1С» и Katauri Interactive.

Новейшая версия King’s Bounty, над которой сейчас трудятся в Katauri Interactive.

Psygnosis

Lemmings 3D: в трех измерениях зверьки вели себя не лучше, чем в двух.

Годы жизни: 1984-1999

Вклад в историю: серия Lemmings, Brataccas, Deep Space, Obliterator, серия Wipeout, Ecstatica

Земляки группы Beatles, компания Psygnosis, возникла в 1984 году на руинах другого известного ливерпульского разработчика Imagine Software. Отцами-основателями стали Джонатан Эллис (Jonathan Ellis) и Ян Хетерингтон (Ian Hetherington), в прошлом финансовый директор Imagine. Его бывшая студия сделала себе имя двумя «мега-играми» Bandersnatch и Psyclapse, которые в прессе рекламировались как «прорыв по всем направлениям» и предлагались для предварительного заказа по цене, в четыре-пять раз превышающей обычную. Когда Imagine стала банкротом, оказалось, что обе игры существуют лишь на бумаге.

Именно Bandersnatch, переработанный под именем Brataccas, стал первым релизом Psygnosis естественно, с несколько сниженными амбициями и ценой. Это был экшен с видом сбоку, который продемонстрировал одну из лучших по тем временам картинку и при этом обладал интересным сюжетом (главный герой, отвечавший за выведение породы «суперсолдат», был обвинен в измене и искал доказательства своей невиновности). Впечатление портило разве что неудобное управление.

Трупов, крови и прочих жестокостей в Ecstatica было предостаточно, но в середине 90-х никто к этому еще особо не придирался.

Но затем Psygnosis наладила выпуск игр, отличавшихся все более качественной графикой и все более кривым управлением (см. Deep Space (1986), симулятор космического исследователя). Особым жанровым разнообразием разработчики не отличались, зато в плане технологий Psygnosis в те времена считалась одним из лидеров индустрии. У ливерпульцев была оригинальная схема работы: пока сторонний разработчик (зачастую это был один человек) занимался основной работой, художники Psygnosis отвечали за графику, что позволяло всегда добиваться качественной картинки.

Если большинство контор в то время работали с Amiga и Atari ST, соотносясь с возможностями обеих платформ, то Psygnosis первой сделала выбор в пользу более мощной Amiga долгое время работы ливерпульцев использовались как демонстрация возможностей новой платформы.

Как ни странно, игра, по которой сейчас больше всего помнят Psygnosis, красивой графикой никогда не блистала. Это знаменитые Lemmings (1991), созданные в соавторстве с DMA Design. «Лемминги» покорили всех своей уникальной концепцией: вести за собой отряд забавных зверьков оказалось куда веселее, чем бороться с пришельцами в двумерных коридорах. Что интересно, оригинальная версия «Леммингов» включала и своеобразный deathmatch два игрока соревновались в том, кто приведет на свою базу больше грызунов (чужие зверьки тоже учитывались).

Но в основном Psygnosis все же занималась такими играми, как Wipeout (серия началась в 1995-м и продолжается до сих пор) и схожей по духу G-Police (1997). Весьма оригинальной была Ecstatica (1994): все модели героев там были составлены из различных эллипсов, и какое-то время после выхода игры эта технология считалась весьма перспективной.

Еще в 1993-м Psygnosis перешла в собственность Sony (возможности первой PlayStation тоже демонстрировались на примере работ Psygnosis), а в 1999-м компания официально перестала существовать в природе ее переименовали в Sony Studio Liverpool.

Drakan: Order of the Flame, типичный образец «профильной» работы Psygnosis.

Общие корни

Общая с The Beatles родина сказалась на вкусах Psygnosis долгое время обложки ее игр рисовал Роджер Дин (Roger Dean), также оформлявший альбомы рок-группы Yes. А в 2001-м другая рок-группа Uriah Heep использовала рисунок с обложки Brataccas для своего альбома Remasters: The Official Anthology.

Та самая обложка Brataccas, попавшая на альбом Uriah Heep.

Rogue Entertainment

Самый известный сотрудник Rouge Entertainment собственной персоной.

Годы жизни: 1996-2001

Вклад в историю: Strife, Quake Mission Pack: Dissolution of Eternity, Quake 2 Mission Pack: Ground Zero, American McGee\'s Alice

Далласская студия Rogue Entertainment всегда считалась «младшим братом» id Software. Ее игры создавались на движках id, компания сделала себе имя на дополнениях к Quake, а многие сотрудники Rogue были выходцами из id, в том числе и знаменитый Американ Макги (American McGee). Последнее, впрочем, неудивительно: офисы двух студий находились в одном здании, и для того чтобы сменить место работы, сотрудникам достаточно было сесть в лифт и проехать несколько этажей.

Первым творением Rogue был весьма необычный экшен Strife (1996), изготовленный на движке DOOM. Мало того, что разработчики добавили систему развития персонажа, они позволили общаться с населяющими игру героями и даже самому направлять развитие сюжета (к примеру, объединиться с повстанцами или перебить их). Вместо привычного деления на уровни Strife предлагал открытый мир из центра игрового города, где протекала вся игра, можно было в любой момент отправиться в избранный район. Во многом Strife напоминал Deus Ex, в том числе и судьбой: он тоже не получил признания в массах.

Говорят, Чеширский Кот был срисован с самого Макги.

Следующие проекты стали более надежным способом заработать на хлеб насущный: для Activision были сделаны Quake Mission Pack: Dissolution of Eternity (1997) и Quake 2 Mission Pack: Ground Zero (1998). Примерно в то же время к студии присоединился Макги, только что ушедший из id, и с ходу предложил концепцию Alice. Идею поддержали. В 2000-м Alice увидела свет и все ахнули. Игра представляла собой психоделическую тpaктовку детской книжки: Алиса с безумными глазами и вкрадчивым, как у маньяка, голосом, кромсала при помощи ножа бубновых валетов и методично истрeбляла всех своих знакомых по Стране Чудес, а заглавные буквы слов Load, Save, Delete в меню складывались в аббревиатуру LSD. В наибольшем выигрыше от игры остался сам Макги, который до сих пор активно использует славу автора Alice.

Затем Valve поручила Rogue важную миссию одарить мир сингловой версией Counter-Strike. Чехарда с многострадальным Condition Zero началась еще в момент релиза, когда игру по ошибке приняли за Counter-Strike 2. Вскоре проект у Rogue забрали, и он пошел по рукам. Главной причиной своего недовольства Valve назвала медлительность разработчиков, но истинная проблема была в том, каким Rogue видела проект. Авторы Alice, среди прочего, добавили в игру пояса шахидов и прочие террористические прелести, но позже все это было вырезано.

В то же самое время студия работала над неким неанонсированным проектом по заказу Electronic Arts. Однако затем планы EA изменились. В итоге студия осталась без финансирования и без каких-либо наработок, чтобы обратиться к другим издателям. Большинство оставшихся без работы сотрудников осели в Nerve Software.

Во время разработки American McGee\'s Alice Льюис Кэрролл, должно быть, вертелся в гробу, не переставая.

Trilobyte

Весь The 7th Guest состоял из головоломок, над которыми, извините за тавтологию, приходилось поломать голову.

Годы жизни: 1990-1998

Вклад в историю: The 7th Guest, The 11th Hour, Clandestiny, Uncle Henry\'s Playhouse, The 7th Guest 3 (не вышел)

Говорят, именно игры толкают вперед компьютерные технологии. Trilobyte может служить тому отличным примером. Студия возникла в 1990 году благодаря Грэму Девину (Graeme Devine) и Робу Ландеросу (Rob Landeros). Целых три года ушло у них на дебютный проект в основном потому, что внушительную часть игры составляли сценки с участием живых людей. Актеров снимали на фоне гoлyбого экрана, который потом заменяли рисованным фоном.

Зато когда The 7th Guest (1993) попал на прилавки, он мгновенно стад общепризнанным хитом. Отличная графика, превосходный саундтрек, увлекательная история о маньяке Генри Стауфе, большом любителе головоломок со cмepтельным исходом... В отличие от Myst, своего ближайшего родственника, в The 7th Guest большинство загадок представляли собой реально существовавшие головоломки, которые Trilobyte позаимствовала у разных авторов.

Два великих квеста стали одними из первых игр, вышедших на CD. Вполне возможно, что без них компакт-дискам потребовалось бы куда больше времени, чтобы завоевать популярность. Простая статистика: после выхода The 7th Guest продажи CD подскочили на 300% (!).

Актеры стараются, не зная, что Tender Loving Care так и не увидит свет.

Следующей игры от Trilobyte пришлось ждать два года. The 11th Hour (1995) стал идейным наследником и сиквелом The 7th Guest. Вот только на этот раз Trilobyte, напротив, отстала от жизни. Игра была сделана под DOS, несмотря на повсеместное распространение Windows 95 (в итоге многие пользователи вообще не смогли ее запустить), а в саундтреке звучала MIDI-музыка вместо нормального аудио, ставшего к тому времени стандартом. Да и задачки многим показались слишком сложными. В конечном счете The 11th Hour не окупил затрат на собственное производство.

Дабы возместить потери, было решено сделать «детский» The 7th Guest Clandestiny (1996). Живых актеров заменили на рисованных, историю о маньяке на повесть о юном герое, который исследовал подвалы родового замка. За Clandestiny последовала Uncle Henry\'s Playhouse (1996), набор головоломок из предыдущих игр Trilobyte. Однако успеха они не имели. Playhouse так и вовсе разошелся смехотворным тиражом в 25 (!!!) экземпляров.

В конце концов Trilobyte разделилась надвое Ландерос и Девин занялись своими проектами (Девин при этом успевал еще работать с собственной независимой студией). Конец наступил в 1998-м: издательство Red Orb, сотрудничавшее с Trilobyte, было куплено The Learning Company, а та, в свою очередь, отказалась от партнерства с авторами The 7th Guest. Не найдя другой опоры, Trilobyte в сентябре выбросила белый флаг. При этом оказались похоронены сразу несколько проектов, среди них сиквел The 7th Guest, симулятор политика Dog Eat Dog и многие другие.

Нереальный квест

В истории существовало как минимум три продолжения The 7th Guest, и все они не добрались до релиза. The 7th Guest 3 создавался на движке Unreal и, если верить нескольким уцелевшим скриншотам, обладал передовой по тем временам графикой. Похоронили проект, как это часто бывает, финансовые проблемы. Незадолго до cмepти Trilobyte появилось другое продолжение, в котором Стауфу противостоял повзрослевший Тэд (самый юный герой первой части). The Collector разpaбатывался Ландеросом уже в 2004-м, с его новой студией Lunny Interactive. Существовала также The 13th Soul, полноценная трехмерная игра, действие которой разворачивалось в особняке Стауфа.

В The Collector Генри Стауф бросил свой особняк и открыл музей головоломок. Но это не значит, что он образумился.

Troika Games

Годы жизни: 1998-2005

Вклад в историю: Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, The Temple of Elemental Evil, Vampire: The Masquerade Bloodlines

Гномы с ружьями, огры на паровозах  в этом весь Arcanum.

Студия Troika Games сполна оправдала свое название ее основали три разработчика Fallout, в ее стенах было создано три игры, которые выпустили три разных издателя... Жаль только, что русская пословица «Бог троицу любит» американской студии не помогла.

Леонард Боярский (Leonard Boyarsky), Джейсон Андерсон (Jason Anderson) и Тим Кейн (Tim Cain) в 1998 году покинули Interplay, не сойдясь в том, как должна быть организована работа над следующим Fallout (так нам сказал Андерсон в интервью). Troika Games они основали как студию своей мечты. Что, по словам того же Андерсона, означало свободный график работы, полный холодильник закусок в офисе, походы всей студией на кинопремьеры и прочее в том же духе.

Как ни странно, среди всего этого сотрудники Troika Games нашли время сделать первую игру Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (2001), изданную Vivendi. Fallout с магией и дирижаблями, с открытым миром и легкоизменяемым движком заслужил самые лестные оценки. Arcanum собрала небольшую армию поклонников, однако массы не прониклись новаторскими идеями Troika. К тому же Arcanum оказался переполнен багами, что, в общем-то, неудивительно. Сделать игру с нуля на доморощенном движке силами двенадцати человек задача весьма сложная. С тех пор не раз говорили, что у Troika две беды обилие багов и неумение угодит массовому игроку.

Студия успела поработать и над сиквелом Journey to the Centre of Arcanum, который основывался уже на движке Source. Однако разногласия между Valve и Vivendi похоронили проект.

Затем Troika нашла прибежище у Atari. Новый проект The Temple of Elemental Evil (2003), ремейк классического D&D-приключения был куда менее революционным. Игра вновь была тепло встречена критиками, вызвала восторг у фанатов... но разошлась еще меньшим тиражом, чем Arcanum, и имела еще больше багов. По слухам, Atari заставила студию издать недоделанную игру, дабы срочно исправить цифры в собственном финансовом отчете.

Troika Games эпохи Arcanum.

Кейн делал The Temple of Elemental Evil в одиночку Боярский и Андерсон с ноября 2001-го по заданию Activision работали над Vampire: The Masquerade Bloodlines, еще одной игрой по мотивам известной настольной RPG, на этот раз от компании White Wolf. По признанию самих разработчиков, из трех лет разработки игра только первые два месяца делалась не в режиме жесткого кранча. Vampire создавалась на движке Source параллельно с Half-Life 2, и после каждой модификации, вносимой Valve, Андерсону сотоварищи приходилось тратить примерно месяц на внесение соответствующих изменений в Bloodlines. Что-то (например, мультиплеер или физику) адаптировать вообще не удалось.

Troika с тоской вспоминали свободный полет времен Arcanum: теперь приходилось каждый миллиметр игры согласовывать с White Wolf и Activision. Наконец 16 ноября 2004 года игра увидела свет чтобы разделить судьбу предшественников. Работу Troika вновь ругали за множество багов и незадействованные возможности Source. Продажи Bloodlines оказались еще хуже, чем у предшественников, во многом благодаря неосмотрительному решению Activision выпустить игру в один день с Half-Life 2. Собственно, Bloodlines была готова немного раньше, но по договору с Valve она не могла выйти раньше Half-Life 2.

В перерывах между внеурочной работой Troika успела начать некий постапокалиптический проект Кейн и его комaнда надеялись выкупить права на Fallout и вновь заняться любимой игрой. Однако испытывающая финансовые проблемы Interplay запросила слишком большую цену, а у Troika таких денег не нашлось (зато, как известно, нашлись у Bethesda). А вскоре у самих авторов Bloodlines начались трудности ни Activision, ни другие издатели не хотели больше работать с Troika. Боярский, оставшись единственным управляющим, тщетно предлагал им самые разные варианты (к примеру, Dreadlands MMORPG в альтернативной Восточной Европе XIX века), но безрезультатно. После серии увольнений в феврале 2005-го Troika приказала долго жить. Ее бывших сотрудников сейчас можно найти в Sony, Obsidian, Activision и множестве других компаний. Боярский и Кейн предпочитают не афишировать нынешнее место работы, Андерсон и вовсе покинул игровую индустрию правда, пообещав когда-нибудь вернуться.

На время работы с Bloodlines сотрудники Troika сами перешли на ночной образ жизни. В программном коде игры можно найти следующие строки: «#TJP: SEPT 15th I\'m drunk. Hasn\'t this game shipped yet?» («15 сентября. Я пьян. Эта игра все еще не выпущена?»).

Verant Interactive

Годы жизни: 1998-2000

Вклад в историю: EverQuest, Star Wars Galaxies

Брэд Маккуэйд, один из авторов EverQuest и Vanguard.

Студия Verant Interactive из Сан-Диего (Калифорния, США) просуществовала всего около полутора лет, но успела за это время внести такой внушительный вклад в историю, какой многим не удавалось сделать и за гораздо больший срок. Возможно, все дело было в хорошей родословной.

Итак, в 1995 году открылась Sony Interactive Studios America, западное представительство японской компании. Через год одному из руководителей студии Джону Смедли (John Smedley) было поручено разработать онлайновую RPG. Джон немедленно засел за работу, пригласив в качестве помощников Брэда Маккуэйда (Brad McQuaid) и Стива Кловера (Steve Clover), авторов полюбившейся ему RPG Warwizard (1994).

Но вскоре у Sony, как это часто бывает, поменялись планы. SISA переименовали в 989 Studios и поручили разработку эксклюзивов для PlayStation. Ни о каких MMORPG в сложившейся ситуации не могло быть и речи, и компьютерно-онлайновый отдел почел за благо отправиться на вольные хлеба. Так в самом начале 1999 года на свет появилась Verant Interactive. Уже к марту студия закончила свой проект (начинали-то его еще в составе SISA) EverQuest. Sony весьма скептически оценивала все эти онлайновые затеи, но все же согласилась на запуск проекта. И не прогадала два года EverQuest держал первое место по продажам среди всех игр Sony.

Окрыленные успехом, Verant в апреле 2000-го пригласили экс-разработчиков Ultima Online Рафа Костера (Raph Koster) и Рича Фогеля (Rich Vogel), открыв офис в Остине для выполнения заказа от LucasArts на онлайновую Star Wars Galaxies. Боссы Sony тем временем сообразили, от какой выгоды отказались в свое время, и в июне того же года объявили о покупке Verant. Студия тут же влилась в состав Sony Online Entertainment. Дальнейшее известно была доделана Star Wars Galaxies, налажен выпуск аддонов к EverQuest, а там и за сиквелом дело не стало. Онлайновые проекты неролевого толка у Verant не задались: шутер PlanetSide (2003) прожил относительно недолго, а онлайновая стратегия Sovereign до релиза вообще не дожила Sony решила не распылять силы и закрыла ее.

В октябре 2001-го Маккуэйд вместе со многими ветеранами Verant повторил «побег из Sony» ради новой компании Sigil Games Online и собственной MMORPG Vanguard: Saga of Heroes (2007). Однако в мае эта студия была куплена той же Sony, а Брэд снова отправился искать работу.

Почему в EverQuest было трудно заниматься археологией? Скелеты разбегались.

Несостоявшаяся Sovereign до боли напоминала Massive Assault  как картинкой, так и идейно-духовным содержанием.


Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Мы впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых…|Игромания...

12 11 2025 18:24:46

Коды по "Space Quest 6" (easter eggs)

Сегодня в программе — представитель старого поколения компьютерных игр. Только не переворачивайте страницу сразу, ведь на этих играх мы все выросли. Относительно серии Space Quest важно отметить, что ко всем ее частям был приложением внушительный сп...

11 11 2025 8:27:54

Руководство и прохождение по "Psychonauts"

Ну вот. Я проник в психиатрическую больницу. В смирительной рубашке, разговариваю сам c собой. Хорошо замаскировался. Raz из Psychonauts Сегодня мне приснилось, что я шизофрения. Обычная шизофрения. Наполеон Бонапарт, никак не меньше. Завоевал в...

10 11 2025 15:23:41

Косплей недели: Bloodborne, Assassin’s Creed Odyssey, «Игра престолов», «Ведьмак», DC Comics

Дженнифер Морган — DC Comics Вселенная комиксов DC породила немало ярких персонажей, но большинство из них остаются в тени более известных «коллег»: Бэтмена, Джокера, Супермена и компании. Катя Смирнова не стала…|Игромания...

09 11 2025 6:44:58

Цифровая жизнь

ПОСЛЕДНИЕ НОВИНКИ ИЗ МИРА ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИSony Ericsson Xperia X1 (слайдер-мининоутбук), Philips LivingColors (светодиодный светильник), Nikon D60 (недорогая зеркалка), iriver E100 (плеер), Sony HDR-TG1 (цифровая видеокамера)...

08 11 2025 21:15:32

Киберспорт. Quake III Arena

Однозначный "Выбор редакции", в который добрая (а может, как раз и самая злая) половина редакции отчаянно рубится после работы. Забудьте о разлюбимой paкетнице и читерском Big Fuckin' Gun — у вас в руках только "рельса" с неограниченным боезапасом...

07 11 2025 13:48:10

Ace Combat: Assault Horizon

«…Ace Combat: Assault Horizon выдает что-то очень похожее на ощущения от первого просмотра «Tрaнcформеров» Майкла Бэя. Пойманный в прицел враг тут же устремляется крутить виражи, а параллельно игра устраивает заскриптованное, но от того не менее зрелищное...

06 11 2025 9:24:27

Первые впечатления от Assassin’s Creed Odyssey. Ну почему нельзя сделать всё с первого раза?

За две недели до первого показа Assassin’s Creed Odyssey на E3 2018 мы в обстановке строжайшей секретности несколько часов играли в новый проект Ubisoft в Париже....

05 11 2025 7:59:31

DiRT: Showdown

«…«гламур» — первое слово, приходящее на ум при взгляде на DiRT: Showdown, спин-офф прославленной раллийной серии Codemasters. Сельские гонки перенесли с грязных дорог Кентуки под своды живописного моста Golden Gate в Сан-Франциско и на шикарные улицы Май...

04 11 2025 17:45:27

Как Mixer перетягивает лучших стримеров у Twitch? Microsoft вступила в борьбу стриминговых платформ

Буквально на днях Кори KingGothalion Майкл, один из самых известных стримеров на Twitch, покинул площадку. Он ушёл на Mixer — стриминговую платформу от Microsoft, которая всё чаще появляется в заголовках новостей. KingGothalion —…|Игромания...

03 11 2025 20:56:20

Need for Speed: Carbon - FAQ

Electronic Arts осталась верна себе. Need for Speed: Carbon — классическое продолжение серии NFS для фанатов и любителей гонок.Вопрос: Каковы минимальные системные требования к NFS Carbon?Ответ: Для запуска игры NFS Carbon понадобится примерно...

02 11 2025 9:54:50

Проблемный гeймдев двадцать лет вместе

«…«Кругом вомгла!» — годами голосили российские издатели на КРИ. «У кого вомгла, а кто игры разpaбатывает», — зубоскалили им в ответ. Однако в одном соглашались: в индустрии что-то не так. Классных игр нет. Пиратство давит. Импорт упал. Гордиться нечем. П...

01 11 2025 2:25:30

Разумный компьютер за разумные деньги 

Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 15 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 20 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 30 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне&ra...

31 10 2025 18:59:23

Обзор фильма «Вурдалаки»: гость с того света

С приходом в большое кино весьма значительных, по нашим меркам, денег отечественные кинематографисты ринулись осваивать новые жанры. Зимний сезон в прокате стал подтверждением тому (см. «Защитники»,…|Игромания...

30 10 2025 19:58:34

Все игры BioWare от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии

В начале февраля BioWare стукнуло двадцать пять. Правда, последние несколько лет для разработчиков выдались тяжёлыми. Фанаты не одобрили ни Anthem, ни Mass Effect: Andromeda, а студию критикуют за нерадивый менеджмент и кранчи. Но как бы там ни было,…|Игромания...

29 10 2025 16:35:20

Первый взгляд. Airborne Troops

   Американский офицер Джон Велш получил приказ обеспечить высадку двух диверсантов в оккупированной фашистами Франции. Но что-то пошло не так. Самолет, на котором летели американцы, подбили, и один из джеймсбондо...

28 10 2025 14:45:25

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик

Серии Persona поразительно не везёт со спин-оффами — наверное, это кармическое наказание за развод с Shin Megami Tensei. Среди них встречаются неплохие, вроде Persona 4 Arena, но подавляющее большинство вызывает недоумение и боль. Видимо,…|Игромания...

27 10 2025 11:56:27

Vanquish

Не так давно мы рассматривали Quantum Theory — скромный японский эксперимент в американском жанре шутеров от третьего лица, представляющий собой точный слепок Gears of War с роликами из Final Fantasy. Vanquish — это тоже азиатские…|Игромания...

26 10 2025 10:14:58

Игровые редакторы. Comanche 4, Darkstone, Star Trek: Armada, Tom Clancy`s Ghost Recon

По заверениям парней из NovaLogic, это тот самый редактор, который применялся ими при разработке игры. Но не радуйтесь. Часть функций, присутствующих в "настоящем" редакторе, отключена. Тем не менее, возможности у редактора широкие...

25 10 2025 5:56:31

Меняющие реальность

«…Кинофантастика — жанр социально безответственный: посвященным в Великую Тайну героям дозволено всюду выходить за рамки, нарушать табу и устраивать всепланетарный бардак. Но методы людей в черных костюмах не подходят людям в серых плащах. Агенты сверхсек...

24 10 2025 18:13:54

Armageddon Riders

С Большим адронным коллайдером в главной роли, в непременных постапокалиптических декорациях и с автомобильными гонками на руинах главной научной стройки XXI века. Armageddon Riders c легкостью можно принять за не самую оригинальную злободневную шутку, но...

23 10 2025 10:42:43

Mass Effect 2

Как все начиналось? Первый раз за десять лет студия BioWare сама взялась за разработку сиквела к своему хиту – в прошлый раз это было во времена Baldur’s Gate 2. Продолжения Star Wars: Knights of the Old Republic и Neverwinter Nights…|Игромания...

22 10 2025 0:40:12

Circus Grande (Цирк шапито)

Что такое цирк? Это веселье, яркие огни прожекторов, ловкие акробаты и гoлые тети верхом на лошадках. Все мы там были в качестве зрителей. А каково управлять этим балаганом? Сейчас выясним, благо игра «Цирк шапито» предоставляет нам такую возможность....

21 10 2025 21:40:34

Музыка всегда с тобой! MP3-флэш-плееры

Звук  — наше все. Мы пригласили двух профессиональных музыкантов и попросили их прослушать каждый плеер. Для оценки качества использовали две пары наушников: доступные KOSS Porta Pro и аудиофильские Audio-Techica ATH-CK9Мы отслушали: Creative Z...

20 10 2025 18:13:24

Не одной строкой

Пускаем пузыри Исследование о том, как правильно надувать пузыри, как грамотно их лопать и как сделать так, чтобы в процессе всего этого вам не оторвало руки, ноги, голову и печень. Сегодня мы с вами поговорим об очень сложном и серьезном предмете…|Игромания...

19 10 2025 12:47:41

Руководство и прохождение по "Need for Speed ProStreet"

Поприветствуйте одиннадцатую игру серии Need for Speed. Так уж сложилось, что нечетные игры этой серии выходят шедеврами — вспомните хотя бы Porsche Unleashed или Most Wanted. Эти игры заслуженно признают лучшими в серии. Их четным собратьям повез...

18 10 2025 21:41:32

Руководство и прохождение по "Age of Wonders II: The Wizard’s Throne"

Задача игрока в Age of Wonders II не блещет оригинальностью: захватить столицу врага. Средства, в целом, тоже достаточно обычны: развивать и строить города, производить в них армии и захватывать поселения и источники ресурсов. Как принято в фэнтез...

17 10 2025 15:55:33

James Cameron’s Avatar: The Game

«…На Пандоре существует три типа локаций: джунгли, ночные джунгли и горные долины с водопадами и висячими островами. Даже без всяких стереоочков и 120-герцевых мониторов флора и фауна выглядят здорово. Лес живет, шевелится, лопается облаками ядовитого газ...

16 10 2025 6:30:24

Софтверный набор

Гвоздь номераGizmo Project 3.1 Разработчик: SIPphoneЯзык: английскийТип распространения: бесплатноСайт: www.gizmoproject.comС некоторых пор у интернет-телефона Skype появился достойный конкурент в виде Gizmo Project. После установки Gizmo можно…|Игромания...

15 10 2025 11:31:50

Руководство и прохождение по "Excessive Speed"

ЛИЧНОЕ ДЕЛО Можно, я буду несколько необъективен? Признаться, очень уж люблю всякие “гонялки” на маленьких автомобильчиках. Испытываю к ним привязанность, понимаете ли… И, могу вас уверить, я не одинок. Феномен популярности top-down racer...

14 10 2025 22:42:32

Cities in Motion 2

«…Главное нововведение сиквела, помимо похорошевшей графики, — это рост и развитие городов, в которых мы ведем свою деятельность. Как и в реальной жизни, населению здесь свойственно постепенно прирастать, а это, в свою очередь, влияет на плотность пассажи...

13 10 2025 8:28:20

Космические рейнджеры

"...Elemental Games сумели создать единственную в своем роде лучшую российскую космическую походовую RPG, которую не стыдно поставить на пьедестал с такими грандами, как Elite, Star Control и Master of Orion..."...

12 10 2025 9:11:43

Mafia 2

«Я мечтал о деньгах, машинах, женщинах, уважении, свободе. Думаю, что я получил все это… более или менее» — эти слова Вито Скалетты, главного героя Mafia 2, лучше всего выражают суть игры. Пускай тут не…|Игромания...

11 10 2025 4:50:25

Runaway 2: Сны черепахи 

Продолжение хорошего испанского квеста, в котором бывший студент Брайан и, как пишут на сайте «Нового диска», «беспечная cтpиптизерша» Джина попадают в очередную заварушку с участием инопланетян, древних цивилизаций и армии США.Сиквел изобилует юмором...

10 10 2025 3:22:57

Обзор Scarlet Nexus. Экшен, ради которого можно стать анимешником

Если судить по трейлерам, Scarlet Nexus создаёт впечатление концентрированной, даже клюквенной «японщины». Будто разработчики взяли все стереотипы об аниме и возвели их в абсолют. Здесь тебе и военизированные спецподразделения…|Игромания...

09 10 2025 8:25:39

Киберспорт. Warcraft III: The Frozen Throne

  &nbspПродолжаем знакомство с тактиками игры за разные расы Warcraft III: The Frozen Throne. В прошлый раз это была тактика успешной игры за орков. Теперь пришло время ступить на путь к победе при игре за Ночных эльфов. После…|Игромания...

08 10 2025 5:22:28

Косплей недели: «Чужой», DC, Marvel, «Простоквашино», «Малефисента» и «Ведьмак»

Мера — Аквамен Первая героиня подборки — огненноволосая Мера, жительница Атлантиды и возлюбленная Аквамена. Елена Бровкина организовала подводную съёмку, которая идеально подходит к образу морской принцессы. Фотограф…|Игромания...

07 10 2025 18:54:45

Обзор Faeria. Покарай меня, большая черепаха!

С появлением Hearthstone жанр цифровых ККИ расцвел пышным цветом. На смену клонам Urban Rivals с обязательной кнопкой pay-to-win пришли порты настолок и самобытные проекты. На фоне тысяча первой попытки повторить успех Blizzard релиз Faeria стал…|Игромания...

06 10 2025 11:40:57

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

    Во что играли 5 лет назад    Deus Ex    Дата выхода: 2000 год    Жанр: RPG    Издатель/Разработчик: Eidos/Ion…|Игромания...

05 10 2025 20:57:24

Dragon Age: инквизиция в игре и в истории

Инквизиция по праву делит с орденом тамплиеров и братством ассасинов славу организации, овеянной невероятным количеством мифов, таинственных, жутких и попросту фантастических. Считается, что она занималась ловлей ведьм, колдунов и еретиков, сожгла…|Игромания...

04 10 2025 0:58:49

От фильмов до игр: за что мы любим Рутгера Хауэра

19 июля на семьдесят шестом году жизни скончался актёр Рутгер Хауэр. Выросший в семье двух театральных артистов, Хауэр пятнадцати лет от роду бежал из дома и устроился работать на торговое судно. К счастью для мирового кинематографа, унаследованный…|Игромания...

03 10 2025 2:50:19

Руководство и прохождение по "Silent Hunter 2"

Как это ни прискорбно, круг любителей реалистичных симуляторов очень узок. С одной стороны, каждый вроде бы и не против покомaндовать эсминцем, истребителем или подводной лодкой, а с другой — мало кому хочется всерьез учиться ориентироваться по вое...

02 10 2025 23:31:31

Первая из последних. Final Fantasy празднует 25-летие

«…В основу Final Fantasy положена концепция большого виртуального мира. Эта идея отнюдь не нова. Подобное с успехом воплотили в Dragon Quest, The Legend of Zelda, Ultima. Однако трюк заключался в другом. Вместо обычного клона Dragon Quest Сакагути предло...

01 10 2025 2:57:50

Sword of the Stars: Born of Blood

Вышедшая год назад Sword of the Stars вполне могла стать прорывом среди космических стратегий. Kerberos Productions пошли сразу на несколько экспериментов. Во-первых, они рискнули использовать честную трехмерную систему координат. Во-вторых, ка...

30 09 2025 13:46:27

Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас

Игры, в основу которых легли фильмы или книги, частенько оказываются наспех собранными или просто посредственными продуктами: взять хоть большинство адаптаций «Гарри Поттера», «Терминатора»,…|Игромания...

29 09 2025 8:42:17

Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast

Многое произошло со "Звездными войнами" за прошедшие пять лет. Появился "Первый эпизод", выяснилось, что 40% жителей Великобритании — приверженцы религии "джедаизм", а имидж компьютерных "Звездных войн" был, казалось, безнадежно испорчен. Лишь недавний St...

28 09 2025 3:52:40

Киберспорт. Unreal Tournament

Мутаторы, попавшие на этот раз в наши сети, совершенно не блещут оригинальностью. Обе идеи уже затасканы до дыр, аналоги модов уже неоднократно рассматривались в "Мании". Однако в обзор они попали по двум причинам. Первая — с оригинальностью UT-мутатор...

27 09 2025 13:35:51

Софтом по харду! Мягкое восстановление жесткого диска

"Возможно, вашему харду пришла пора отходить в мир иной по причине великовозрастности. Это — 90% случаев, и тогда после сохранения всего, что сохраняется, надо от него избавляться. Что поделать! Никто не вечен под луной. Но не исключено, что причина непол...

26 09 2025 4:14:19

Alice: Madness Returns

В портфолио Американа Макги, бывшего дизайнера уровней для Doom и Quake, гениальный экшен American McGee’s Alice соседствует с горами безыдейного трэша вроде BadDay L.A. Терпя одно разочарование за другим, фанаты Американа не раз повторяли:…|Игромания...

25 09 2025 2:27:24

Горячая линия: игрострой

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом #dev (в начале сообщения печатаете слово #dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

24 09 2025 7:17:15

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::