Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики, часть 3 > Minecraft истории
истории Minecraft    

Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики, часть 3

Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики, часть 3

Спецматериалы Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики, часть 3 008.10.2007 06:26  |  ...именно 3DO совместно с Archetype Interactive запустила в сентябре 1996-го первую в историю полноценную коммерческую MMORPG Meridian 59, на год опередившую Ultima Online. Meridian 59 счастливо пережила своих создателей и существует до сих пор. Закрытая Спецматериалы

Перед вами третья, заключительная, часть статьи о студиях-разработчиках, которые оставили свой след в истории игровой индустрии, но к настоящему времени уже сложили оружие. Иногда поневоле закрадывается мысль: «А зачем им самим взваливать на себя эти трудности?» В тот злополучный день, когда Electronic Arts объявила о закрытии Origin, один из поклонников Wing Commander оставил на форуме студии такое сообщение: «Кажется, все они преследуют одну цель основать компанию, десять лет выпускать классные игры, а потом сгинуть в недрах какой-нибудь корпорации». (От себя добавим: можно еще стать банкротом, но эта какая-то совсем уж безрадостная альтернатива.)

Примеры долго искать не надо. Взять хотя бы судьбу Брэда Маккуэйда, одного из «отцов» EverQuest. Он дважды уходил из Sony на вольные хлеба, и дважды Sony покупала студии, где он работал. Хотя, казалось бы, что может быть проще остаться на надежном месте в большой компании, а то и вовсе переквалифицироваться в разработчики текстовых редакторов (это куда более спокойное занятие). Наверное, стоит поверить словам Ричарда Гэрриота все дело в любви к искусству. А творчество многих студий действительно сродни искусству.

3DO Company

Боевая бригада Greenpeace (Army Men RTS, 2002 год).

Годы жизни: 1991-2003

Вклад в историю: Army Men, Meridian 59

3DO компания и консоль в одном лице возникла в 1991 году в солнечной Калифорнии и поначалу называлась SMSG, или, если полностью, San Mateo Software Games. Ее основателем стал не кто-нибудь, а Трип Хокинс (Trip Hawkins; в свое время стоял у истоков Electronic Arts). Помимо него соучредителями выступили несколько крупных компаний EA, AT&T, Matsu***a (владеет торговой маркой Panasonic), MCA и Time Warner. Целью было создать адекватный ответ японским консолям, заполонившим рынок. Ходившие в лидерах Nintendo и SEGA требовали от разработчиков большие отступные за право работать со своими платформами, в то время как у 3DO эта сумма должна была оказаться намного меньше.

Запуск приставки состоялся в 1993 году и привлек всеобщее внимание, подогретое грамотным пиаром (название сменили на 3DO, так как это оно было у всех на слуху) и общим интересом к цифровым технологиям (а новая консоль одной из первых использовала CD). Но, будучи удобной для разработчиков, приставка оказалась куда менее приветлива к игрокам. Собственно, 3DO позиционировалась даже не как игровая консоль, а как мультимедийный центр отсюда и не самое высокое качество игр, и жуткая цена в $700. Для сравнения: «элитная» комплектация Xbox 360 стоит $479 зеленых рублей).

По мнению британского психолога Тимоти Монгомери, те игры, которые позволяют людям вспомнить детство, ждет неминуемый успех, и примером тому служит Army Men. Одно «но»: современные дети сразу приобщаются к компьютеру, минуя солдатиков и кукол.

Выдержав конкуренцию со SNES и Genesis, консоль вчистую слила появившейся в 1994 году PlayStation. В 1996-м 3DO официально похоронила консоль, продала Panasonic свою следующую платформу M2 (так и не увидевшую свет) и официально переквалифицировалась в издателя.

Для этой цели компания собрала под свои знамена (или, проще говоря, купила) несколько студий, в том числе Cyclone, Archetype Interactive и всем известную New World Computing. Помимо издания чужих проектов (главным образом под лейблом Might and Magic), компания выпускала и собственные игры. Сейчас ее помнят, прежде всего, по сериалу Army Men про войну игрушечных солдатиков. Игра долгое время брала именно необычным «игрушечным» взглядом на войну. Чего стоит только фраза о том, что главной болезнью пластмассовых бойцов является «пластификация» от этого они становятся неподвижными, а на ногах у них вырастают подставки...

Многие почему-то забывают, что именно 3DO совместно с Archetype Interactive запустила в сентябре 1996-го первую в историю полноценную коммерческую MMORPG Meridian 59, на год опередившую Ultima Online. Meridian 59 счастливо пережила своих создателей и существует до сих пор. Закрытая в августе 2000 года, в 2002-м она была возрождена своими создателями, которые покинули 3DO и создали Near Death Studios.

Сама 3DO к тому времени уже захлебывалась чередой игр о пластмассовых солдатиках, «Хрониками Героев» и нескончаемыми играми во вселенной Might and Magic. Многие шутили, что следующая игра 3DO будет называться Army Men of Might and Magic. Шутки шутками, но после нескольких лет балансирования на грани компания свалилась-таки в долговую яму, и май 2003-го стал ее последним месяцем жизни. Наследство раскупили такие видные компании, как Microsoft, Namco, Crave, Ubisoft и сам Трип Хокинс, а сотрудники разбрелись кто куда.

Приставка 3DO была дорога гeймерам в прямом смысле этого слова.

Mad Genius Software

Gunmetal имел большой успех среди любителей «поDOOMать».

Годы жизни: 1995-1999

Вклад в историю: Gunmetal

За четыре года своего существования интернациональная Mad Genius Software выпустила лишь одну игру. Но даже без нее студия представляла немалый интерес. Она начиналась как вольное объединение под началом Джеффри Марка (Geoffrey Mark), Майка Джексона (Mike Jackson) и Кита Гилларда (Kieth Gillard)... и поначалу только из них и состояла. Но за четыре года число «безумных гениев» достигло 24 человек. Первое время они трудились над дебютным проектом Gunmetal в свободное время, что называется, «на дому». Причем дома могли быть очень далеко друг от друга. Джеффри Марк, к примеру, долгое время жил в Лос-Анджелесе, а один из сотрудников в Новой Зеландии.

Выход Gunmetal 31 августа 1998 года сопровождался немалым ажиотажем достаточно сказать, что демоверсия этой игры несколько недель занимала первое место в списке загрузок на ведущих западных сайтах. Действие происходило на Земле будущего, где герой заpaбатывал на жизнь в качестве наемника одной из корпораций. Заpaбатывал в прямом смысле оружие и патроны для каждой миссии необходимо было покупать на собственную зарплату и выбитую из неприятелей валюту. Отправив на тот свет главного босса и избавив человечество от очередного конца света, игрок получал сообщение о том, что он прошел тест и теперь будет принят на постоянную работу в корпорацию.

Движок Gunmetal называли одним из лучших на тот момент он включал все существовавшие на тот момент достижения, от реалистичного освещения до отражений в воде. К тому же в игре были все виды мультиплеера, от раздельного экрана до интернета. Увы, разработчики Gunmetal не смогли договориться, что делать с прибылью и как жить дальше, так что в марте 1999-го студии не стало.

Кто такие Ancients

Действие Might and Magic происходит в одной системе, но на разных планетах, за которыми присматривают некие существа под названием Ancients. Среди фанатов бытует теория (основанная на многочисленных доказательствах), что Ancients представляют собой развившуюся цивилизацию землян, а сама идея позаимствована разработчиками из «Трудно быть богом» братьев Стругацких.

Mutable Realms

Годы жизни: 2003-2005

Вклад в историю: Wish (не вышел)

Как показывает пpaктика, главным способом попасть в историю являются амбициозные планы, пусть даже они так и остаются планами. Mutable Realms отличный тому пример. Разработчики гордо рассказывали о том, что «студия специализируется на многопользовательских ролевых играх» и делились планами по созданию первой в мире UMMORPG. «Ультра-массовая» RPG должна была стать огромным миром, не разделенным ни на какие зоны или шарды и способным вместить на одном сервере до десяти тысяч игроков одновременно.

Проект получил название Wish и был анонсирован был в июне 2003-го. Долгое время все шло хорошо. Гром грянул неожиданно: во время бета-тестирования в январе 2005 года объявили о закрытии игры (а вместе с ней и студии). Разработчики решили, что Wish просто не будет пользоваться спросом: весь мир сходил с ума по только-только вышедшему World of Warcraft.

Столь внезапная cмepть (еще за день до этого студия вовсю исправляла выявленные в ходе тестирования ошибки) вызвала массу слухов как и тот факт, что сотрудники Mutable Realms никак не комментировали произошедшее. Одни считали, что авторы Wish побоялись конкуренции, другие говорили о разногласиях в коллективе. Так или иначе, наработки Mutable Realms были распроданы по частям, а в память о самой игре остался только Project Wish попытка фанатов создать собственную MMORPG по мотивам любимой игры.

Несмотря на грозные картинки, перед трудностями авторы Wish спасовали.

Каждый сервер в Wish должен был вмещать до десяти тысяч игроков.

New World Computing

Годы жизни: 1984-2003

Вклад в историю: серия Might and Magic, серия Heroes of Might and Magic, Legends of Might and Magic, Nuclear War, King’s Bounty

Даже в девятой части Might and Magic интерфейс а-ля «портретная галерея» остался неизменным.

Студия New World Computing всегда будет ассоциироваться с брендом Might and Magic. Что, в общем-то, неудивительно: компания изначально создавалась Йоном Ван Канегемом (Jon Van Caneghem) и Марком Колдуэллом (Mark Caldwell) в далеком 1984-м как раз для того, чтобы опубликовать их игру Might and Magic Book One: Secret of the Inner Sanctum.

После первого успеха Колдуэлл и Канегем решили, что останавливаться на достигнутом глупо и вдвойне глупо изобретать велосипед, имея под рукой готовый рецепт успеха. Might and Magic 2: Gates to Another World (1988) добилась еще большего триумфа. Какое-то время игра официально использовалась для демонстрации возможностей компьютеров Apple II. Однако третья часть, Might and Magic 3: Isles of Terra (1991), разpaбатывалась уже с прицелом на PC.

Были у New World Computing и другие проекты. Канегем, с его собственных слов, давно мечтал сделать «особенную игру». В 1989-м был заключен контpaкт с производителем настольных игр Flying Buffalo, и на свет появилась Nuclear War пошаговая стратегия по мотивам одноименной карточной игры, отличная пародия на ядерную войну. Чего только стоит финальная заставка лидер победившей державы, прыгающий посреди выжженной пустоши с радостными криками: «Я выиграл!» Правда, если судить по тиражам, то первый «неролевой» блин New World Computing вышел комом.

Парад героев. «Первых».

Следом за Nuclear War материализовалась King’s Bounty (1990), она же Heroes номер ноль, созданная под руководством того же Канегема (он отвечал пpaктически за все проекты). В ней было уже все основные признаки «геройского» племени: пошаговый режим, путешествия по континентам, штурм замков, вербовка войск и военачальники-герои, предпочитавшие держаться за пределами поля боя.

Тем временем желание Канегема сотоварищи выдать «что-нибудь эдакое» наконец нашло свое воплощение. Might and Magic 4: Clouds of Xeen (1992) и Might and Magic 5: Darkside of Xeen (1993) принесли то, чего никому не удавалось создать ни до, ни, что хаpaктерно, после. Установив обе игры на один жесткий диск, можно было свободно перемещаться между двумя их мирами. Более того, открывался доступ к таким местам, которые были недоступны в каждой игре по отдельности (справедливости ради надо признать, что такие попытки предпринимались и до Might and Magic, но успеха не имели по той простой причине, что две игры на один винчестер тогда еще бaнaльно не влезали). В том же 1993-м студия издала фанатское подражание Swords of Xeen.

Heroes 3  отважные герои всегда идут в обход.

Затем был долгий перерыв: разработчикам сами устали от своей великой серии и боялись надоесть игрокам. Последовал ряд самых разных по качеству и жанру игр. А в 1995-м народилась Heroes of Might and Magic, в следующем году вышел сиквел. «Герои» по популярности если не превзошли материнский сериал Might and Magic, то, по крайней мере, не уступили ему. В том же 1996 году New World Computing стала частью 3DO (об ней выше). В 1998-м главная серия New World Computing перебралась в 3D (Might and Magic 6: The Mandate of Heaven). А 1999-й ознаменовался новым прорывом, который в народе принято называть «Третьи «Герои». При всем уважении к другим частям серии главная высота была взята именно Heroes 3.

Однако затем дела разладились. Студия стремительно превращалась в аппарат по выколачиванию денег из знаменитого бренда. Последним проектом без слов «Might» и «Magic» в названии стала карточная игра Arcomage за 1999 год (и то эта мини-игра была взята из M&M8). Зато уже в 2000-м свет увидели восемь (!) «геройских» релизов. Сосредоточившись на бесконечных аддонах, разработчики не могли уделять время основной серии Might and Magic 7: For Blood and Honor (1999), Might and Magic 8: Day of the Destroyer (2000) и Might and Magic 9: Writ of Fate (2001) последовательно снижали планку качества. Экшен Legends of Might and Magic (2001) тоже оказался провалом. Поклонники долго терпели и верили, но в конце концов начали «голосовать рублем».

New World Computing попыталась переломить ситуацию, выпустив Heroes of Might and Magic 4 (2002), но, как назло, комaнде во главе с все тем же Канегемом вновь захотелось сотворить «что-нибудь эдакое», и игра явно не задалась. В результате в 2003 году New World Computing канула в лету вместе с обанкротившейся 3DO. Права на Might and Magic за $1,3 млн выкупила Ubisoft, и без дела они у нее сейчас не лежат (см. Heroes 5, Dark Messiah of Might and Magic).

Герои, да не те

В 1992-1993 годах Сергeй Прокофьев с Украины в одиночку переработал King\'s Bounty и создал неофициальный сиквел (была еще третья часть, но Сергeй не успел ее закончить). На Западе игра не получила распространения ни выложить в интернет, ни издать официально ее было нельзя. Зато в СНГ она стала даже популярнее оригинала. В 2006-м возглавляемая Прокофьевым студия Alfa Class выпустила на основе King’s Bounty 2 «Героев Мальгримии: Затерянный мир магии». Официальный же сиквел разpaбатывают «1С» и Katauri Interactive.

Новейшая версия King’s Bounty, над которой сейчас трудятся в Katauri Interactive.

Psygnosis

Lemmings 3D: в трех измерениях зверьки вели себя не лучше, чем в двух.

Годы жизни: 1984-1999

Вклад в историю: серия Lemmings, Brataccas, Deep Space, Obliterator, серия Wipeout, Ecstatica

Земляки группы Beatles, компания Psygnosis, возникла в 1984 году на руинах другого известного ливерпульского разработчика Imagine Software. Отцами-основателями стали Джонатан Эллис (Jonathan Ellis) и Ян Хетерингтон (Ian Hetherington), в прошлом финансовый директор Imagine. Его бывшая студия сделала себе имя двумя «мега-играми» Bandersnatch и Psyclapse, которые в прессе рекламировались как «прорыв по всем направлениям» и предлагались для предварительного заказа по цене, в четыре-пять раз превышающей обычную. Когда Imagine стала банкротом, оказалось, что обе игры существуют лишь на бумаге.

Именно Bandersnatch, переработанный под именем Brataccas, стал первым релизом Psygnosis естественно, с несколько сниженными амбициями и ценой. Это был экшен с видом сбоку, который продемонстрировал одну из лучших по тем временам картинку и при этом обладал интересным сюжетом (главный герой, отвечавший за выведение породы «суперсолдат», был обвинен в измене и искал доказательства своей невиновности). Впечатление портило разве что неудобное управление.

Трупов, крови и прочих жестокостей в Ecstatica было предостаточно, но в середине 90-х никто к этому еще особо не придирался.

Но затем Psygnosis наладила выпуск игр, отличавшихся все более качественной графикой и все более кривым управлением (см. Deep Space (1986), симулятор космического исследователя). Особым жанровым разнообразием разработчики не отличались, зато в плане технологий Psygnosis в те времена считалась одним из лидеров индустрии. У ливерпульцев была оригинальная схема работы: пока сторонний разработчик (зачастую это был один человек) занимался основной работой, художники Psygnosis отвечали за графику, что позволяло всегда добиваться качественной картинки.

Если большинство контор в то время работали с Amiga и Atari ST, соотносясь с возможностями обеих платформ, то Psygnosis первой сделала выбор в пользу более мощной Amiga долгое время работы ливерпульцев использовались как демонстрация возможностей новой платформы.

Как ни странно, игра, по которой сейчас больше всего помнят Psygnosis, красивой графикой никогда не блистала. Это знаменитые Lemmings (1991), созданные в соавторстве с DMA Design. «Лемминги» покорили всех своей уникальной концепцией: вести за собой отряд забавных зверьков оказалось куда веселее, чем бороться с пришельцами в двумерных коридорах. Что интересно, оригинальная версия «Леммингов» включала и своеобразный deathmatch два игрока соревновались в том, кто приведет на свою базу больше грызунов (чужие зверьки тоже учитывались).

Но в основном Psygnosis все же занималась такими играми, как Wipeout (серия началась в 1995-м и продолжается до сих пор) и схожей по духу G-Police (1997). Весьма оригинальной была Ecstatica (1994): все модели героев там были составлены из различных эллипсов, и какое-то время после выхода игры эта технология считалась весьма перспективной.

Еще в 1993-м Psygnosis перешла в собственность Sony (возможности первой PlayStation тоже демонстрировались на примере работ Psygnosis), а в 1999-м компания официально перестала существовать в природе ее переименовали в Sony Studio Liverpool.

Drakan: Order of the Flame, типичный образец «профильной» работы Psygnosis.

Общие корни

Общая с The Beatles родина сказалась на вкусах Psygnosis долгое время обложки ее игр рисовал Роджер Дин (Roger Dean), также оформлявший альбомы рок-группы Yes. А в 2001-м другая рок-группа Uriah Heep использовала рисунок с обложки Brataccas для своего альбома Remasters: The Official Anthology.

Та самая обложка Brataccas, попавшая на альбом Uriah Heep.

Rogue Entertainment

Самый известный сотрудник Rouge Entertainment собственной персоной.

Годы жизни: 1996-2001

Вклад в историю: Strife, Quake Mission Pack: Dissolution of Eternity, Quake 2 Mission Pack: Ground Zero, American McGee\'s Alice

Далласская студия Rogue Entertainment всегда считалась «младшим братом» id Software. Ее игры создавались на движках id, компания сделала себе имя на дополнениях к Quake, а многие сотрудники Rogue были выходцами из id, в том числе и знаменитый Американ Макги (American McGee). Последнее, впрочем, неудивительно: офисы двух студий находились в одном здании, и для того чтобы сменить место работы, сотрудникам достаточно было сесть в лифт и проехать несколько этажей.

Первым творением Rogue был весьма необычный экшен Strife (1996), изготовленный на движке DOOM. Мало того, что разработчики добавили систему развития персонажа, они позволили общаться с населяющими игру героями и даже самому направлять развитие сюжета (к примеру, объединиться с повстанцами или перебить их). Вместо привычного деления на уровни Strife предлагал открытый мир из центра игрового города, где протекала вся игра, можно было в любой момент отправиться в избранный район. Во многом Strife напоминал Deus Ex, в том числе и судьбой: он тоже не получил признания в массах.

Говорят, Чеширский Кот был срисован с самого Макги.

Следующие проекты стали более надежным способом заработать на хлеб насущный: для Activision были сделаны Quake Mission Pack: Dissolution of Eternity (1997) и Quake 2 Mission Pack: Ground Zero (1998). Примерно в то же время к студии присоединился Макги, только что ушедший из id, и с ходу предложил концепцию Alice. Идею поддержали. В 2000-м Alice увидела свет и все ахнули. Игра представляла собой психоделическую тpaктовку детской книжки: Алиса с безумными глазами и вкрадчивым, как у маньяка, голосом, кромсала при помощи ножа бубновых валетов и методично истрeбляла всех своих знакомых по Стране Чудес, а заглавные буквы слов Load, Save, Delete в меню складывались в аббревиатуру LSD. В наибольшем выигрыше от игры остался сам Макги, который до сих пор активно использует славу автора Alice.

Затем Valve поручила Rogue важную миссию одарить мир сингловой версией Counter-Strike. Чехарда с многострадальным Condition Zero началась еще в момент релиза, когда игру по ошибке приняли за Counter-Strike 2. Вскоре проект у Rogue забрали, и он пошел по рукам. Главной причиной своего недовольства Valve назвала медлительность разработчиков, но истинная проблема была в том, каким Rogue видела проект. Авторы Alice, среди прочего, добавили в игру пояса шахидов и прочие террористические прелести, но позже все это было вырезано.

В то же самое время студия работала над неким неанонсированным проектом по заказу Electronic Arts. Однако затем планы EA изменились. В итоге студия осталась без финансирования и без каких-либо наработок, чтобы обратиться к другим издателям. Большинство оставшихся без работы сотрудников осели в Nerve Software.

Во время разработки American McGee\'s Alice Льюис Кэрролл, должно быть, вертелся в гробу, не переставая.

Trilobyte

Весь The 7th Guest состоял из головоломок, над которыми, извините за тавтологию, приходилось поломать голову.

Годы жизни: 1990-1998

Вклад в историю: The 7th Guest, The 11th Hour, Clandestiny, Uncle Henry\'s Playhouse, The 7th Guest 3 (не вышел)

Говорят, именно игры толкают вперед компьютерные технологии. Trilobyte может служить тому отличным примером. Студия возникла в 1990 году благодаря Грэму Девину (Graeme Devine) и Робу Ландеросу (Rob Landeros). Целых три года ушло у них на дебютный проект в основном потому, что внушительную часть игры составляли сценки с участием живых людей. Актеров снимали на фоне гoлyбого экрана, который потом заменяли рисованным фоном.

Зато когда The 7th Guest (1993) попал на прилавки, он мгновенно стад общепризнанным хитом. Отличная графика, превосходный саундтрек, увлекательная история о маньяке Генри Стауфе, большом любителе головоломок со cмepтельным исходом... В отличие от Myst, своего ближайшего родственника, в The 7th Guest большинство загадок представляли собой реально существовавшие головоломки, которые Trilobyte позаимствовала у разных авторов.

Два великих квеста стали одними из первых игр, вышедших на CD. Вполне возможно, что без них компакт-дискам потребовалось бы куда больше времени, чтобы завоевать популярность. Простая статистика: после выхода The 7th Guest продажи CD подскочили на 300% (!).

Актеры стараются, не зная, что Tender Loving Care так и не увидит свет.

Следующей игры от Trilobyte пришлось ждать два года. The 11th Hour (1995) стал идейным наследником и сиквелом The 7th Guest. Вот только на этот раз Trilobyte, напротив, отстала от жизни. Игра была сделана под DOS, несмотря на повсеместное распространение Windows 95 (в итоге многие пользователи вообще не смогли ее запустить), а в саундтреке звучала MIDI-музыка вместо нормального аудио, ставшего к тому времени стандартом. Да и задачки многим показались слишком сложными. В конечном счете The 11th Hour не окупил затрат на собственное производство.

Дабы возместить потери, было решено сделать «детский» The 7th Guest Clandestiny (1996). Живых актеров заменили на рисованных, историю о маньяке на повесть о юном герое, который исследовал подвалы родового замка. За Clandestiny последовала Uncle Henry\'s Playhouse (1996), набор головоломок из предыдущих игр Trilobyte. Однако успеха они не имели. Playhouse так и вовсе разошелся смехотворным тиражом в 25 (!!!) экземпляров.

В конце концов Trilobyte разделилась надвое Ландерос и Девин занялись своими проектами (Девин при этом успевал еще работать с собственной независимой студией). Конец наступил в 1998-м: издательство Red Orb, сотрудничавшее с Trilobyte, было куплено The Learning Company, а та, в свою очередь, отказалась от партнерства с авторами The 7th Guest. Не найдя другой опоры, Trilobyte в сентябре выбросила белый флаг. При этом оказались похоронены сразу несколько проектов, среди них сиквел The 7th Guest, симулятор политика Dog Eat Dog и многие другие.

Нереальный квест

В истории существовало как минимум три продолжения The 7th Guest, и все они не добрались до релиза. The 7th Guest 3 создавался на движке Unreal и, если верить нескольким уцелевшим скриншотам, обладал передовой по тем временам графикой. Похоронили проект, как это часто бывает, финансовые проблемы. Незадолго до cмepти Trilobyte появилось другое продолжение, в котором Стауфу противостоял повзрослевший Тэд (самый юный герой первой части). The Collector разpaбатывался Ландеросом уже в 2004-м, с его новой студией Lunny Interactive. Существовала также The 13th Soul, полноценная трехмерная игра, действие которой разворачивалось в особняке Стауфа.

В The Collector Генри Стауф бросил свой особняк и открыл музей головоломок. Но это не значит, что он образумился.

Troika Games

Годы жизни: 1998-2005

Вклад в историю: Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, The Temple of Elemental Evil, Vampire: The Masquerade Bloodlines

Гномы с ружьями, огры на паровозах  в этом весь Arcanum.

Студия Troika Games сполна оправдала свое название ее основали три разработчика Fallout, в ее стенах было создано три игры, которые выпустили три разных издателя... Жаль только, что русская пословица «Бог троицу любит» американской студии не помогла.

Леонард Боярский (Leonard Boyarsky), Джейсон Андерсон (Jason Anderson) и Тим Кейн (Tim Cain) в 1998 году покинули Interplay, не сойдясь в том, как должна быть организована работа над следующим Fallout (так нам сказал Андерсон в интервью). Troika Games они основали как студию своей мечты. Что, по словам того же Андерсона, означало свободный график работы, полный холодильник закусок в офисе, походы всей студией на кинопремьеры и прочее в том же духе.

Как ни странно, среди всего этого сотрудники Troika Games нашли время сделать первую игру Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (2001), изданную Vivendi. Fallout с магией и дирижаблями, с открытым миром и легкоизменяемым движком заслужил самые лестные оценки. Arcanum собрала небольшую армию поклонников, однако массы не прониклись новаторскими идеями Troika. К тому же Arcanum оказался переполнен багами, что, в общем-то, неудивительно. Сделать игру с нуля на доморощенном движке силами двенадцати человек задача весьма сложная. С тех пор не раз говорили, что у Troika две беды обилие багов и неумение угодит массовому игроку.

Студия успела поработать и над сиквелом Journey to the Centre of Arcanum, который основывался уже на движке Source. Однако разногласия между Valve и Vivendi похоронили проект.

Затем Troika нашла прибежище у Atari. Новый проект The Temple of Elemental Evil (2003), ремейк классического D&D-приключения был куда менее революционным. Игра вновь была тепло встречена критиками, вызвала восторг у фанатов... но разошлась еще меньшим тиражом, чем Arcanum, и имела еще больше багов. По слухам, Atari заставила студию издать недоделанную игру, дабы срочно исправить цифры в собственном финансовом отчете.

Troika Games эпохи Arcanum.

Кейн делал The Temple of Elemental Evil в одиночку Боярский и Андерсон с ноября 2001-го по заданию Activision работали над Vampire: The Masquerade Bloodlines, еще одной игрой по мотивам известной настольной RPG, на этот раз от компании White Wolf. По признанию самих разработчиков, из трех лет разработки игра только первые два месяца делалась не в режиме жесткого кранча. Vampire создавалась на движке Source параллельно с Half-Life 2, и после каждой модификации, вносимой Valve, Андерсону сотоварищи приходилось тратить примерно месяц на внесение соответствующих изменений в Bloodlines. Что-то (например, мультиплеер или физику) адаптировать вообще не удалось.

Troika с тоской вспоминали свободный полет времен Arcanum: теперь приходилось каждый миллиметр игры согласовывать с White Wolf и Activision. Наконец 16 ноября 2004 года игра увидела свет чтобы разделить судьбу предшественников. Работу Troika вновь ругали за множество багов и незадействованные возможности Source. Продажи Bloodlines оказались еще хуже, чем у предшественников, во многом благодаря неосмотрительному решению Activision выпустить игру в один день с Half-Life 2. Собственно, Bloodlines была готова немного раньше, но по договору с Valve она не могла выйти раньше Half-Life 2.

В перерывах между внеурочной работой Troika успела начать некий постапокалиптический проект Кейн и его комaнда надеялись выкупить права на Fallout и вновь заняться любимой игрой. Однако испытывающая финансовые проблемы Interplay запросила слишком большую цену, а у Troika таких денег не нашлось (зато, как известно, нашлись у Bethesda). А вскоре у самих авторов Bloodlines начались трудности ни Activision, ни другие издатели не хотели больше работать с Troika. Боярский, оставшись единственным управляющим, тщетно предлагал им самые разные варианты (к примеру, Dreadlands MMORPG в альтернативной Восточной Европе XIX века), но безрезультатно. После серии увольнений в феврале 2005-го Troika приказала долго жить. Ее бывших сотрудников сейчас можно найти в Sony, Obsidian, Activision и множестве других компаний. Боярский и Кейн предпочитают не афишировать нынешнее место работы, Андерсон и вовсе покинул игровую индустрию правда, пообещав когда-нибудь вернуться.

На время работы с Bloodlines сотрудники Troika сами перешли на ночной образ жизни. В программном коде игры можно найти следующие строки: «#TJP: SEPT 15th I\'m drunk. Hasn\'t this game shipped yet?» («15 сентября. Я пьян. Эта игра все еще не выпущена?»).

Verant Interactive

Годы жизни: 1998-2000

Вклад в историю: EverQuest, Star Wars Galaxies

Брэд Маккуэйд, один из авторов EverQuest и Vanguard.

Студия Verant Interactive из Сан-Диего (Калифорния, США) просуществовала всего около полутора лет, но успела за это время внести такой внушительный вклад в историю, какой многим не удавалось сделать и за гораздо больший срок. Возможно, все дело было в хорошей родословной.

Итак, в 1995 году открылась Sony Interactive Studios America, западное представительство японской компании. Через год одному из руководителей студии Джону Смедли (John Smedley) было поручено разработать онлайновую RPG. Джон немедленно засел за работу, пригласив в качестве помощников Брэда Маккуэйда (Brad McQuaid) и Стива Кловера (Steve Clover), авторов полюбившейся ему RPG Warwizard (1994).

Но вскоре у Sony, как это часто бывает, поменялись планы. SISA переименовали в 989 Studios и поручили разработку эксклюзивов для PlayStation. Ни о каких MMORPG в сложившейся ситуации не могло быть и речи, и компьютерно-онлайновый отдел почел за благо отправиться на вольные хлеба. Так в самом начале 1999 года на свет появилась Verant Interactive. Уже к марту студия закончила свой проект (начинали-то его еще в составе SISA) EverQuest. Sony весьма скептически оценивала все эти онлайновые затеи, но все же согласилась на запуск проекта. И не прогадала два года EverQuest держал первое место по продажам среди всех игр Sony.

Окрыленные успехом, Verant в апреле 2000-го пригласили экс-разработчиков Ultima Online Рафа Костера (Raph Koster) и Рича Фогеля (Rich Vogel), открыв офис в Остине для выполнения заказа от LucasArts на онлайновую Star Wars Galaxies. Боссы Sony тем временем сообразили, от какой выгоды отказались в свое время, и в июне того же года объявили о покупке Verant. Студия тут же влилась в состав Sony Online Entertainment. Дальнейшее известно была доделана Star Wars Galaxies, налажен выпуск аддонов к EverQuest, а там и за сиквелом дело не стало. Онлайновые проекты неролевого толка у Verant не задались: шутер PlanetSide (2003) прожил относительно недолго, а онлайновая стратегия Sovereign до релиза вообще не дожила Sony решила не распылять силы и закрыла ее.

В октябре 2001-го Маккуэйд вместе со многими ветеранами Verant повторил «побег из Sony» ради новой компании Sigil Games Online и собственной MMORPG Vanguard: Saga of Heroes (2007). Однако в мае эта студия была куплена той же Sony, а Брэд снова отправился искать работу.

Почему в EverQuest было трудно заниматься археологией? Скелеты разбегались.

Несостоявшаяся Sovereign до боли напоминала Massive Assault  как картинкой, так и идейно-духовным содержанием.


Чемпионат мира по Rainbow Six: Siege. Новый титан киберспорта

Одно из чудес современной индустрии: игра, которая не только выжила после провального запуска, но и превращается в одну из главных киберспортивных дисциплин....

19 04 2024 15:12:47

Murdered: Soul Suspect

«…Почти все, кто слышал об анонсе Murdered: Soul Suspect, дружно признали игру одним из самых ожидаемых проектов на выставке E3 2013. Все дело в интересной завязке. Без каких-либо объяснений нам крупным планом показывают cмepть главного героя — детектива...

18 04 2024 3:40:13

I'm Not Alone

Сюжет в джалло зачастую не столь важен, как стиль и атмосфера. Как правило, большинство историй — это бессознательное, галлюциногенное преследование безымянного убийцы в черных перчатках. Но игру явно хотят продавать не только в Италии, а потому в о...

17 04 2024 15:34:55

Киберспортивные итоги уходящего года

Уходит очередной киберспортивный год, в котором мы сообща радовались громким победам и сопереживали горьким поражениям спортсменов. Но прежде, чем попрощаться с 2011-м, давайте вспомним самые яркие события, которые в нем произошли. [[BULLET]] У…|Игромания...

16 04 2024 12:52:24

World of Warcraft. Кольцо ненависти

«…в «Кольце ненависти» Де Кандидо пытается ответить, почему люди и орки, ставшие в Warcraft 3 союзниками, к началу World of Warcraft вновь оказались по разные стороны баррикад…»...

15 04 2024 13:42:15

DmC Devil May Cry

«…буквально на наших глазах мир проваливается в какую-то параллельную реальность, пол улетает в потолок, прямо из стен самовыдвигаются какие-то арки и портики, а из камер наблюдения вылезают подозрительные оранжевые глаза…»...

14 04 2024 17:23:12

Amnesia: A Machine for Pigs

«…новые авторы собираются привнести в отработанную формулу и нечто новое. Игра должна стать еще более мрачной, даже суть названия разработчики объясняют так: «Наш мир — это машина для разделки свиней». Чего ожидать от игры, которую делают с таким настроем...

13 04 2024 4:50:44

Первый взгляд. Desperate Housewives

Говорят, домохозяйки — одна из самых неиграющих категорий населения. Ну и черт с ними! Раз домохозяйки не играют в компьютерные игры, значит, мы будем играть в домохозяек! Зимой этого года на прилавках магазинов должен появиться симулятор домохозяек De...

12 04 2024 7:25:46

Аналитика: Онлайново-ролевой сленг

...новичкам приходится чуть ли не по крупицам собирать информацию, выяснять, что значит тот или иной термин. Да и мы в «Игромании» иногда используем специализированные и давно знакомые нам термины в разделе «Игра в онлайне», но ваш...

11 04 2024 5:31:21

StormRise

прежде всего стратегия. «Но мы используем RTS-основу как ядро, а вообще, у нас будет и шутер, и даже кое-что от адвенчуры. В плане сюжета, прежде всего», — говорят в Creative Assembly. Кстати про сюжет. Дело происходит в будущем, в...

10 04 2024 1:32:46

MSI GL75 Leopard: игровой ноутбук для учёбы и не только

Ко второй половине сентября уже даже самые ленивые студенты смирились с тем, что учёба снова идёт полным ходом. Ежегодные распродажи в рамках акций «снова в школу» вот-вот закончатся — а ведь это отличный шанс обновить…|Игромания...

09 04 2024 15:39:54

Руководство и прохождение по "Victoria"

Век девятнадцатый, железный... (А. Блок) “Victoria” — по сути первый значимый концептуальный прорыв в жанре глобальных стратегий после “Civilization”. О предыдущих играх серии “Europa Universalis”, несмотря ни на что, такого сказать было нельзя....

08 04 2024 19:18:20

Интернет-кошелек. Все о системах онлайн-оплаты

"...Как правило, многие из нас ничего не покупают в Сети не потому, что жалко денег (зачастую цены в онлайн-магазинах ниже, чем в магазинах реальных), а потому, что не знают, как это сделать..."...

07 04 2024 0:50:36

Platoon: The 1st Airborne Cavalry Division in Vietnam

"...Platoon расскажет нам историю молодого американского сержанта Мартина Лайонсдейла - обычного среднестатистического американца, ничем не выделявшегося из массы других парней, которым "посчастливилось" попасть во Вьетнам в 1965-м..."...

06 04 2024 10:20:29

Коды по "Heroes of Might and Magic 5"

Зайдите в <каталог игры>\profiles\ и отыщите там файл autoexec.cfg. Сделайте резервную копию (на всякий случай), а затем открывайте его в «Блокноте». В конце файла добавьте такую строчку: setvar dev_console_password = schwinge-des-todes. Сохраняйт...

05 04 2024 7:55:26

Kings & Castles

Нам всегда казалось, будто бы Криса Тейлора (главу Gas Powered Games, автора Total Annihilation, Dungeon Siege и Supreme Commander) не очень интересуют сеттинги его игр. Он обычно вдохновенно рассказывает о новых юнитах, апгрейдах, стратегических…|Игромания...

04 04 2024 3:32:10

The Dark Eye: Chains of Satinav

«…Daedalic просто берут раскрученную вселенную, придумывают интересную историю и ярких персонажей, добавляют щепотку ролевых элементов, украшают все это оркестровым саундтреком и, как всегда, гениальной рисованной картинкой…»...

03 04 2024 17:29:49

Руководство и прохождение по "Armed & Dangerous"

— Сегодня в концлагере будет дискотека... — ... ? — Пулеметчик Ганц прокрутит три новых диска! (Черный юмор) Справа паб. Здесь мы можем пополнить боеприпасы и взять какое-нибудь оружие. Действие игры разворач...

02 04 2024 19:38:31

Ониблэйд

...неукоснительно следуют тому, что в их представлении и представлении большинства россиян является традициями аниме. Главная героиня — хрупкая дeвyшка в костюме, еле-еле дотягивающем до планки «18+», зато с двумя огромными ганблейдами (...

01 04 2024 21:36:27

Dungeon Siege 3

«…В третьей части не последнее место уделено сюжету, который будет подаваться через общение с другими персонажами. Общение в духе последних тенденций обставлено как в Mass Effect — герой выбирает из нескольких возможных линий поведения в диалоге и тем сам...

31 03 2024 13:59:32

Туз в рукаве. Nintendo раскрывает карты

«…В этом году Nintendo вернулась на gamescom. Не было никаких конференций, анонсов или даже громких заявлений. Компания просто поставила стенд, где посетители могли испробовать игры и пообщаться с разными интересными людьми. Например, с почти настоящим Ма...

30 03 2024 1:54:35

Мануальная PATотология. Волшебные превращения чипсетов Intel 865P и 865PE

"...На сегодняшний день пpaктически все известные марки уже успели выпустить прошивки с технологией "а-ля PAT", модифицирующие производительность чипсета 865PE.Что удивительно, в этой развеселой суматохе дешевый и "бедный" 865P был как-то позабыт. И это н...

29 03 2024 19:46:19

DVD-МАНИЯ №12(111)

ОТ РЕДАКТОРА Привет! Интерфейс Комплектация 2 DVD Комплектация 1 DVD Как вы, должно быть, уже знаете, ровно три месяца назад мы запустили в свободное плаванье наш второй DVD, спровоцировав тем самым огромный ажиотаж среди читателей.…|Игромания...

28 03 2024 14:43:25

Во что поиграть + лучшие скидки недели. Minecraft Dungeons, The Elder Scrolls Online: Greymoor, Maneater, Mafia II: Definitive Edition, Saints Row: The Third Remastered

После долгих недель коматоза игровая индустрия снова подает признаки жизни! На этой неделе мы: убиваем квадратных монстров в приключении Minecraft Dungeons; возвращаемся в Скайрим с сюжетным дополнением The Elder Scrolls Online: Greymoor; улучшаем…|Игромания...

27 03 2024 11:58:33

Косплей недели: Final Fantasy XV, The Witcher 3, Overwatch, Monster Hunter: World, League of Legends, Horizon Zero Dawn, Borderlands 2

Промпто и Синди &mdash; Final Fantasy XV Встретить принца &mdash; мечта любой дeвyшки! Ну, или хотя бы лучшего друга принца. Арсений Куликов в роли Промпто Аргентума и Дарья Трубецкая&nbsp;в образе очаровательной Синди Аурум. Фотограф:…|Игромания...

26 03 2024 2:33:22

Пиринговое будущее. BitTorrent и Shareaza

На каждый воспитательный шаг RIAA производители будут отвечать валом новых сервисов и программ. Появление проектов уровня BitTorrent и Shareaza лишь доказывает тот факт, что сдаваться и платить за скачивание легальных mp3 никто не собирается...

25 03 2024 20:54:17

Castlevania от Netflix лучшая игровая экранизация?

Экранизации видеоигр как явление существуют уже около тридцати лет, и всё это время считаются чуть ли не проклятым жанром кинематографа. Есть любимый в народе Mortal Kombat Пола Андерсона и его же &laquo;Обитель зла&raquo;, есть…|Игромания...

24 03 2024 14:15:45

Gears of War: Боевое братство. Экскурс в прошлое Маркуса Феникса

«…События романа разворачиваются вскоре после окончания первой части Gears of War, но жестокому противостоянию с саранчой в «Боевом братстве» уделено не слишком много внимания. Львиную долю книги Трэвисс посвятила рассказу о времени, когда люди Сэры самоз...

23 03 2024 2:26:52

Ждем. Сфера 2

...не будет уровней персонажа как таковых. У каждого умения будет свой максимальный уровень, достичь которого можно будет за пару-тройку месяцев интенсивной игры, но я думаю, наши игроки не раз нас удивят скоростью развития своих персонажей. Помимо уровне...

22 03 2024 3:50:31

Железные новинки

САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКАBTC 9051H Cheetah и M883U Falcon (гeймерские клавиатуры и мышь), TITAN Cool Idol (TTC-NK75TZ) (процессорный кулер), Epson EH-TW420 (бытовой проектор), FOXCONN G45MG GREEN Series (материнка для гринписовцев), Klipsch...

21 03 2024 20:26:13

Быстрый захват. Тестирование внешней платы видеозахвата AVerMedia Live Gamer Portable

«… У многих из нас после особо удачного рейда в World of Warcraft или забега в Battlefield 3 проскакивала мысль: «Да такой класс надо по телевизору показывать, в назидание остальным». Конечно, о центральном телевидении лучше не мечтать, а вот организоват...

20 03 2024 7:40:39

Яблочное безумие. Тестирование новых плееров Apple

«…Из трех новых плееров от Apple можно порекомендовать к покупке только shuffle и touch. Первый достаточно дешев, прилично звучит и не перегружает лишними функциями. Второй же и вовсе можно назвать королем плееров: мощнейшее звучание и огромный функционал...

19 03 2024 16:43:12

Во что поиграть в феврале: Ys IX, Little Nightmares 2, Persona 5 Strikers

Вот и наступил февраль! Второй месяц 2021-го предсказуемо небогат на заметные релизы, но пару-тройку занятных проектов нам раскопать удалось. Начало месяца Уже завтра, 2 февраля, обновится PS Plus, и в нём появится Destruction AllStars &ndash;…|Игромания...

18 03 2024 0:51:21

Самые важные железки, анонсы и новые технологии с CES 2021

В мире железа Consumer Electronics Show никогда не считалась особо важной выставкой. Большая часть железа, что там показывали, была ориентирована исключительно на рынок США, а всё остальное казалось настолько проходным и скучным, что никто и внимания…|Игромания...

17 03 2024 21:56:52

Во что поиграть + лучшие скидки недели. Corruption 2029, Adore, Taur, World of Horror

На этих выходных мы несём демократию в Тоталитарные Штаты Америки, исследуем пиксельную чёрно-белую ролёвку, расследуем таинственное самоубийство дeвyшки и развиваем российскую космическую программу. А заодно копаемся в лучших скидках от игровых…|Игромания...

16 03 2024 6:33:48

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Несмотря на все минусы самоизоляции, у неё есть один большой плюс: это хорошее время, чтобы попробовать что-то новенькое или наверстать упущенное. Прочесть книги, которые давно пылятся на полке, послушать записи лекций, посмотреть фильмы или найти…|Игромания...

15 03 2024 17:29:37

Играем: World of Warcraft: альтернативный взгляд

...И EverQvest II этот ваш никому не сдался. Что вы, в самом деле? Там же PvP никакой! Зато в WoW убрал галочку и насладился, а потом обратно поставил — и снова пай-мальчик: никого не трогаю, случайно здесь прохожу, и вообще, сами мы не местные. А п...

14 03 2024 3:48:15

Алфавитный список игр в номере

AaaaaAAaaaAAAaaAAAAaAAAAA!!! &mdash; A Reckless Disregard for Gravity Aion: The Tower of Eternity Alice in Wonderland Alpha Protocol America&rsquo;s Army 3 Anno 1404 ArchLord: The Legend of Chantra ArmA 2 Assassin’s Creed Assassin's…|Игромания...

13 03 2024 22:38:31

Мнение о Sonic Forces. Ёжик устал, ёжику нужно отдохнуть

Алексей Пилипчук, постоянный автор Игромании Искренне верит в то, что игры &ndash; это всё-таки искусство, и мечтает застать те времена, когда разработчики научатся рассказывать истории круче, чем в кино и книгах. О синем и безумно быстром еже…|Игромания...

12 03 2024 7:11:51

Fallout 76. MMO для мизантропов

Fallout Online давно уже стала притчей во языцех: перенести популярную вселенную в формат MMO пытались неоднократно, и не только поклонники-любители. Помните, как в 2012 году Bethesda Softworks окончательно утопила Project V13 от Interplay? Теперь…|Игромания...

11 03 2024 1:58:26

СТРИМительный ADSL

Цена скачанного мегабайта по высокоскоростному каналу вплотную приближается к привычным ценам коммутируемого доступа. Если так пойдет и дальше, то в скором времени Россию ожидает бум онлайновых игр, поскольку появится наконец возможность в них поиграть.”...

10 03 2024 13:22:28

Косплей недели: Monster Hunter: World, BioShock Infinite, The Witcher 3, Star Wars, League of Legends, Аладдин и Жасмин

Сет Кирин &mdash; Monster Hunter: World Замечательный костюм Наташи Кочетковой&nbsp;в точности повторяет внешний вид сета брони из монстра Кирин. Между прочим, увидеть создание этого костюма и бэкстейдж съёмки в деталях можно в группе дуэта…|Игромания...

09 03 2024 7:10:14

Игрострой

Война продолжается! Создание миссий для Operation Flashpoint: Dragon Rising В комплекте с Operation Flashpoint: Dragon Rising идет редактор миссий &mdash; удобный, функциональный, а главное — довольно простой: для поверхностного освоения…|Игромания...

08 03 2024 22:45:30

Двигатель сетевого прогресса. Как сделать сайт на движке PHP Nuke, часть 2

В прошлый раз мы с вами изготовили рабочую заготовку сайта на PHP Nuke. Сегодня к этому каркасу мы прикрутим такую полезную вещь, как форум. И если вас где-нибудь, когда-нибудь, на каком-то форуме оправляли в “баню”, обзывали плохими словами, не оказывали...

07 03 2024 0:51:38

Руководство и прохождение по "Myth 3: The Wolf Age"

Эра ВолкаРаз в тысячу лет колесо времени описывает роковой круг, и эра спокойствия и процветания сменяется эпохой Тьмы и анархии. До тех пор, пока невидимые часы, пересыпающие песок всего сущего, не совершат еще один оборот, на земле будут править...

06 03 2024 3:49:23

Гайд: Где найти и использовать красные карты доступа в Rust

Самое лучшее снаряжение в Rust спавнится в элитных ящиках, а они, в свою очередь, лежат за красными дверями. Подробная инструкция о том, как открывать такие двери, чтобы быстро разжиться крутым лутом, &mdash; в нашем гайде. Где достать красные…|Игромания...

05 03 2024 20:14:29

The Crew 2. Руки-КРЮки

The Crew 2 не похожа на полноценное продолжение. Скорее на перезапуск оригинальной The Crew &mdash; даже сеттинг и карта США остались прежними. Освежить формат призваны новые механики, подача и атмосфера &mdash; именно поэтому новинку…|Игромания...

04 03 2024 12:24:59

Инди года

7. Shank (PC, Xbox 360, PS3) Дерзкий внешний вид этого мексиканского боевика впитал в себя черты двух столпов современной поп-культуры: картин Роберта Родригеса и мультфильмов с телеканала Cartoon Network. Подобно энергетическому напитку, Shank…|Игромания...

03 03 2024 13:32:15

Интернет-реклама. Способы заработка

На прекрасно раскрученном портале, куда заходит более 5000 посетителей в сутки, можно заработать пpaктически любым способом. Хоть баннерами, хоть контекстной рекламой. А вот если ваша страничка с трудом набирает 500 человек в день, мы бы рекомендовали вам...

02 03 2024 23:18:33

В центре внимания "Project: Snowblind"

Нанотехнологии и киберсолдаты уже существуют, но еще не успели стать обыденным явлением вроде генетически модифицированного кофе по утрам. Место — Гонконг, где некий деструктивный режим ставит бесчеловечные социальные эксперименты над населением...

01 03 2024 19:53:30

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::