Том Клэнси. Человек, который предсказал 11 сентября
«Почти трехсоттонный самолет с более чем полуполными баками врезался в стену на скорости, превышающей триста узлов. В момент удара он развалился на части. Авиалайнер был ничуть не прочнее птицы, но огромная скорость и масса вдребезги разнесли колонны у входа. Затем последовала очередь самого здания. Как только рухнули крылья, четыре двигателя, самые массивные части самолета, пробили стены, причем один из них взорвался внутри зала заседаний палаты представителей. Капитолий был построен в эпоху, когда камень, уложенный на камень, считался самым прочным и надежным способом постройки, и потому в его стенах не было стальной арматуры, которая могла бы придать ему дополнительную жесткость. Вся сторона здания, куда врезался самолет, рассыпалась, превратившись в щебень, который разлетелся по сторонам, однако самое страшное произошло через одну-две секунды, когда крыша, лишившись структурной опоры, рухнула на головы девятисот человек, находившихся в этот момент в помещении зала заседаний, а сотня тонн горючего, превратившегося во взрывчатую смесь, заполнила воздух внутри здания. Через мгновение она воспламенилась, и гигантский огненный шар поглотил все. Раскаленные языки пламени вырвались наружу, послав одновременно ударную волну по всему сооружению, даже в подвальные помещения».
Это не кусок сценария к не очень удачному фильму по мотивам событий 11 сентября. И не выдержка из отчета террористов. Это цитата из романа «Долг чести» (Debt of Honor), написанного в 1994 году Томом Клэнси. За семь лет до самого масштабного теpaкта в истории США Том достаточно четко предсказал его сценарий. Более того, позже, когда во многих интервью Клэнси спрашивали о том, насколько вероятны подобные события в реальной жизни, он отвечал: «Очень вероятны» пытаясь обратиться к правительству своей страны, призвать его повысить меры безопасности и быть осторожнее во внешней политике.
Мы неспроста начали статью с этого примера. Большинство российских игроков знают Тома Клэнси как автора сценариев для серий Rainbow Six, Splinter Cell и Ghost Recon. Гораздо меньше слышало о том, что он является «cyмacшедшим борзописцем, пишущим бредовые истории про то, как Россия во главе с Жириновским оккупировала Анголу». И только единицы читали его книги, причем читали вдумчиво, наслаждаясь увлекательной и глубокой альтернативной историей современности, которую создал Том Клэнси.
Дело жизни
Том Клэнси не из тех людей, которые сразу нашли себя в этом мире. Он родился 12 апреля 1947 года в округе Балтимор, штат Мэриленд. После школы поступил в скромный колледж Лойола, расположенный все в том же Балтиморе, на специальность «английская литература». Намного позже Том расскажет, почему он выбрал литературу: потому что считал себя недостаточно одаренным для физики. Более того, литература далеко не сразу стала основным его делом до середины 80-х Клэнси работал обычным страховым агентом.
Том Клэнси, наверное, самый известный среди игроков писатель. |
Не сложилось у Тома и со службой он провел несколько лет в армии, но был вынужден покинуть ее ряды из-за плохого зрения. Впрочем, Клэнси продолжил изучать военную историю, искал контакт с солдатами и офицерами, и в конце концов это увлечение нашло отражение в его книгах. Первый же роман Клэнси «Охота за «Красным октябрем»» (The Hunt for Red October) стал настоящим бестселлером, получил похвалу самого Рональда Рейгана (тогдашнего президента США) и начал целый цикл произведений о Джеке Райане, талантливом сотруднике ЦРУ.
О чем же пишет Том Клэнси? Западные литературные критики чаще всего обзывают его творчество громким словом «технотриллер», но сам Том с таким определением не совсем согласен, раз за разом утверждая, что «пишет романы». На наш взгляд, почти все произведения Клэнси это чистой воды политические детективы. Сюжет каждой книги закручен вокруг многогранного и многоходового заговора на уровне наиболее влиятельных сил нашего мира (сам заговор направлен, конечно же, против США). Все события, начиная с поединка акустиков на двух подлодках в Тихом океане и заканчивая поединком политиков в Овальном кабинете Белого дома, тем или иным образом привязаны к этому самому заговору, а расследованиям, политическим переговорам и прочей болтологии у Клэнси обычно посвящено не менее половины книги.
Тома Клэнси часто упрекают в бредовости его сюжетов, но порой даже самые невероятные его предсказания сбываются. Согласно сюжету Tom Clancy\'s Ghost Recon: Island Thunder (2003), Фидель Кастро умер в 2006 году. И в прошлом году он действительно чуть не умер. |
Тем не менее произведения Клэнси это детективы вовсе не в том виде, в котором мы привыкли видеть их со времен Агаты Кристи: спокойные, тягучие, с умудренным главным героем и нелепой перестрелкой на полстраницы в конце. У нас ведь осталось еще половина книги, не отведенная под болтологию? Так вот, эта половина у автора заполнена экшеном высшего качества. Здесь на первый план выходят очень неплохие познания Клэнси в военном деле и его стремление объять необъятное: подводная война, поединки в воздухе, противостояние спецслужб, диверсии в тылу врага, теpaкты, шпионские интриги в каждой книге находится место как минимум двум-трем пунктам из этого списка.
При этом количество совсем не означает потерю качества. Каждое из сюжетных ответвлений Клэнси описывает с энциклопедической тщательностью, уделяя огромное внимание не только хаpaктерам героев и художественному качеству событий, но и технической стороне: описанию работы разведок, тактике подводной, наземной и воздушной войн, хаpaктеристикам техники. Конечно, это не уровень военных академий но как минимум уровень очень продвинутого любителя, который не только знает, что подводные лодки уничтожают друг друга, но еще и понимает, каким образом они это делают.
На большом экране | ||||||||
Суперпопулярные книги Тома Клэнси никак не могли обойтись без экранизаций. Но на самом деле киноэкран наверное, самый худший способ знакомства с творчеством этого писателя. Хаpaктерные дух и атмосфера теряются напрочь. Почему? Дело в том, что у книг Тома есть две особенности, которые пpaктически невозможно повторить в кинофильме. Первая это потрясающая подробность. На страницах своих произведений Клэнси не просто сталкивает армии разных стран он еще и тщательно рассказывает, как именно они сражаются, описывает тактические приемы, приводит хаpaктеристики военной техники. На экране всему этому места нет. Вторая черта это многоплановость. Клэнси любит скручивать в пучок множество сюжетных линий и постоянно перепрыгивать между ними. Этот подход тоже не подходит для двухчасового фильма. Зато он отлично смотрелся бы в телесериале, но единственная «мыльная опера», сделанная во вселенной Клэнси («Оперативный центр»), на российские экраны никогда не выходила. Пожалуй, единственное, за что стоит отметить некоторые «клэнсифильмы», это очень неплохой подбор актеров. Так, в «Охоте за «Красным октябрем» (1990) Марка Рамиуса играл сам Шон Коннери, который ну просто великолепно справился с ролью комaндира советской подводной лодки. Вполне талантливый Алек Болдуин (Джек Райан) на его фоне смотрелся слишком уж скромно, особенно для главного героя картины. Тем не менее «Охота» оказалась ближе к творчеству Клэнси, чем все остальные экранизации, фильм в первую очередь отличала очень глубокая проработка технической стороны. Следующая картина «Игры патриотов» вышла в 1992 году и оказалась намного более простым мейнстримовым боевиком. Зато роль Райана в ней просто великолепно сыграл Харрисон Форд. Форд же стал Джеком Райаном и в третьем клэнсифильме «Прямой и явной угрозе» (1994 год). В целом эта картина была очень похожей на «Игры патриотов», только снята чуточку лучше. Вышедшие в 2002 году «Все страхи мира» оказались самым провальным из фильмов по Клэнси. Бен Эффлек бaнaльно не вытянул такого сложного персонажа, как Джек Райан, а сама экранизация получилась жалким отражением одной из самых сложных и глубоких книг писателя. Зато картинка современная и с хорошими спецэффектами. Очередной клэнсифильм Rainbow Six запланирован на 2010 год и, между прочим, может оказаться очень даже неплохим. Дело в том, что «Радуга» достаточно простая книга, из нее при должном старании можно сделать очень приятный и динамичный боевик. Кроме того, снимать ее будет не кто-нибудь, а сам Зак Снайдер, режиссер фильма «300»
|
Водка, медведи и Калашников
Наши соотечественники чаще всего нападают на Клэнси за «антирусскость» его книг мол, Россия в них показана главным злодеем, населена гражданами-идиотами напополам с медведями и со всех сторон омывается водкой. На самом деле это не совсем так: Том в своих книгах говорит много добрых слов и комплиментов в сторону русских больше достается разве что американцам. Он открыто называет нашу разведывательную школу лучшей в мире, полностью признает все заслуги СССР в победе над Германией (что, кстати, заслуживает уважения, ведь в США и Великобритании преподают историю Второй мировой несколько иначе, сдвигая приоритеты в сторону западных стран), хвалит нашу военную технику (впрочем, заметно реже, чем американскую), не забывает и о литературе, хоккее и даже балете.
Особенность Клэнси лишь в том, что он ярый патриот своей родины. А родина у него США, а вовсе не Советский Союз или Россия. И пишет свои книги Клэнси с точки зрения патриота: Америка всегда оказывается в центре событий и обязательно подвергается какой-нибудь опасности. Достаточно вспомнить, что в 80-х годах главным врагом США был СССР и, в принципе, становится понятно, почему в ранних книгах Клэнси русские регулярно выставляются в образе врага и обычно терпят поражение. Подобный сюжет вполне в русле патриотической литературы тех времен, точно такие же книги писались и в Советском Союзе (да и в современной России попадаются вспомним хотя бы детективы Дмитрия Черкасова). Более того, Клэнси в 90-х писал уже совсем иначе: перед США встают новые угрозы, а русские начинают выступать в роли надежного и верного союзника, раз за разом выручающего американцев в сложных ситуациях.
Впрочем, критиковать Клэнси все равно есть за что. Во-первых, почти во всех его произведениях ярко видна «центричность», которая так свойственна американцам. США это настоящий пуп земли, страна исключительная, великая и уникальная, а вы все, окружающие ее, «конечно, тоже неплохи и в чем-то даже лучше нас но в целом мы все равно в сотни раз круче!» Достается от этого подхода и Индии, и Китаю, и СССР, и даже Великобритании, которая регулярно выставляется чуть ли не в роли «пятьдесят первого штата» (следствие снисходительного отношения американцев к англичанам).
Второй недостаток Клэнси фактика в его книгах все-таки неидеальна. И речь сейчас даже не о частых ошибках в описании оружия и боевых действий: понятно, что достичь идеала в них пpaктически невозможно тема суперсложная и секретная. Другое дело, что и «житейские» описания у Клэнси зачастую очень далеки от реальности такое впечатление, что нехватку реальных фактов Том любит заменять общепринятыми стереотипами, даже не пытаясь проверить их достоверность. Любой русский, читая книги Клэнси, будет регулярно хихикать над очередной его глупостью. Как вам, например, следующая сцена. Восьмидесятые годы, утро, здание КГБ на Лубянке. В центре связи один шифровщик сдает другому смену и на прощание бросает фразу: «Ну все, я побежал дома в холодильнике меня ждет бутылка водки!» Феноменально! И это, между прочим, сцена из книги «Красный кролик» (Red Rabbit), написанной в 2002 году, когда уже тридцать три раза можно было пообщаться с русскими и узнать, как они живут, чем дышат и балалайки какой марки предпочитают.
Третий недостаток Том слишком сильно верит в случайности и использует их так часто, что становится предсказуемым. Система проста: «Американцы круты, и их враги тоже не лыком шиты, и шансы вроде одинаковы, вот только первым почти всегда будет везти, а вторым нет». В итоге как бы тщательно ни готовились «плохие парни», у них все обязательно пойдет насмарку только потому... да хотя бы потому, что на следующем перекрестке этого долбанного городка выключились светофоры. Действительно, в жизни многое зависит от случайностей, но, в отличие от книг Клэнси, там всем везет примерно в равных долях.
Красный шторм поднимается, знакомство с Клэнси начинается!
Львиную долю рассказа о творчестве Тома мы, конечно, посвятим его книгам он все-таки писатель. Сразу же предупредим вас о несколько странной структуре этой главы. Дело в том, что почти все крупные произведения Клэнси объединены в единую серию, рассказывающую о приключениях Джека Райана подающего надежды аналитика ЦРУ в начале и президента США в конце (а потом и «серого кардинала», официально отошедшего от дел, но продолжающего влиять на дела в стране). Однако эта серия слишком сложна, в ней есть как успешные произведения, так и провальные, неподготовленный читатель рискует просто утонуть в нагромождении слов, предложений и томов. Начинать же знакомство лучше с «Красного шторма» отдельного романа Клэнси, лихого, легкого, захватывающего и чуточку бредового.
Красный шторм поднимается (Red Storm Rising, 1986)
Советский Союз, Нижневартовск. Огромный нефтепереpaбатывающий комплекс, кормящий почти всю страну, в считанные минуты сгорает в огне. Это результат теpaкта, проведенного группой недовольных властью азербайджанцев. Страна оказывается на грани кризиса топлива остается на считанные месяцы. И тогда Политбюро принимает неожиданное решение: захватить нефтяные месторождения на Ближнем Востоке, а для отвлечения вероятного противника развязать полномасштабную войну в Европе...
Не будем тратить много места на комментирование сюжета этой книги: и так понятно, что он невменяем хотя бы потому, что восстановление нефтепереpaбатывающего комплекса обошлось бы СССР намного дешевле, чем проведение двух военных кампаний. Соль «Красного шторма» в другом в подробном описании полномасштабной неядерной войны между СССР и государствами НАТО. Клэнси пишет про нее очень увлекательно, умещая в одной книге десятки разных сюжетов: от потрясающего боя советской суперсубмарины «Альфа» с почти всем буржуйским подводным флотом и до подробного описания тактики применения самолетов, сделанных по технологии «стелс», в массовом воздушном бою. И именно эта мультиплановость является самой сильной чертой книги автор просто не дает читателю заскучать, постоянно подсовывая ему новые события.
Помимо надуманного сюжета у «Красного шторма» есть и другие недочеты. Главный автор слишком уж сильно «покровительствует» армиям НАТО, выставляя их более сильными и лучше оснащенными, чем армию СССР. В сухопутных сражениях русские берут исключительно числом, подводные лодки, атакующие американские конвои, гибнут одна за другой, и даже на суперсубмарину «Альфа» в конце концов находится суперторпеда, которую Том Клэнси... просто выдумал, о чем и признался в конце книги (для справки: «Альфа» американское название атомной подводной лодки проекта 705 «Лира», одного из самых гениальных детищ советских конструкторов. Маленькая и полностью автоматизированная, эта суперсубмарина обладала почти такой же скоростью и маневренностью, как торпеды врага, что делало ее пpaктически непобедимой в подводном бою). Про типичные для автора недостатки повальный алкоголизм в Советской армии, медведей с балалайками наперевес и прочую «клюкву» мы уже говорили.
Кстати, соавтором «Красного шторма» стал Ларри Бонд офицер ВМС, создатель знаменитой настольной игры Harpoon (была и замечательная компьютерная адаптация), которая до сих пор остается одним из лучших стратегических симуляторов, посвященных конфликтам на море. С помощью «Гарпуна» авторы моделировали некоторые эпизоды книги, кроме того, именно с этой настолки и началось увлечение Клэнси военными играми, в том числе и компьютерными.
Без пощады (Without Remorse, 1993)
Хронологически эта книга является первой в серии про Джека Райана, но на самом деле это приквел, написанный в 1993-м (серия стартовала в 1984-м). На наш взгляд, «Без пощады» одна из самых слабых книг серии. Если Джордж Лукас заранее спланировал всю вселенную «Звездных войн» и с легкостью мог прыгать между частями, то Клэнси вряд ли задумывался о написании приквелов, и в итоге у него получилась книга с очень натянутым сюжетом, совсем не подходящая для открытия серии, а интересная скорее ярым фанатам писателя, до дыр зачитавшим все остальные его произведения.
История, рассказанная в «Без пощады», вращается вокруг Джона Кларка, оперативника ЦРУ и будущего друга Джека Райана, который устраивает персональную войну против наркодельцов, действующих на территории США. Сам Джек Райан (который еще служит даже не в ЦРУ, а в Корпусе морской пехоты) в этой книге появляется лишь эпизодически.
Игры патриотов (Patriot Games, 1987)
Вторая (если считать в хронологическом порядке) книга в цикле про Джека Райана. Читать ее, впрочем, мы рекомендуем лишь «на засыпку», будучи уже знакомым с главными произведениями серии. После «Охоты за «Красным октябрем»» и «Красного шторма», сюжеты которых были завязаны на противостоянии США и СССР, Клэнси, видимо, решил написать что-нибудь более спокойное и отправил Райана в Великобританию, где бывший морской пехотинец и начинающий аналитик ЦРУ мигом спасает принца и принцессу Уэльских от заговора ирландских террористов. Сюжет у «Игр патриотов», на наш взгляд, достаточно средненький большинство событий здесь завязаны вокруг внутренних проблем Великобритании, и книге явно не хватает масштабности, обычно свойственной Клэнси.
Красный кролик (Red Rabbit, 2002)
Еще один приквел, раскрывающий ранние годы жизни Джека Райана, и самая провальная книга во всем творчестве Клэнси. Громить «Красного кролика» можно долго и обстоятельно. Отметим лишь основные недостатки.
Во-первых, сюжет книги закручен вокруг покушения на Кароля Йозефа Войтылу, на тот момент папу римского, поляка по национальности. В 1981 году его пытались убить. Главными подозреваемыми сразу же стали КГБ и спецслужбы других стран Варшавского договора (в первую очередь, Болгарии и Польши), однако расследование, продолжающееся до сих пор, так и не смогло доказать их причастность. Тем не менее это не помешало написать Клэнси книгу про то, как советский КГБ совместно с болгарами готовит убийство, о котором неожиданно становится известно ЦРУ.
Во-вторых, «Красный кролик» оказался самой антисоветской книгой за всю историю Клэнси. Герои здесь преисполнены какой-то фантастической ненавистью к СССР, они злобно подшучивают над его народом, а сами русские в книге выставлены полнейшими Дypaчками и неумехами.
В-третьих, Клэнси неожиданно сменил подход к написанию. Дело в том, что почти вся серия про Райана проходила в параллельной вселенной, общая линия которой была близка к действительности (противостояние США и СССР, расстановка сил, война в Афганистане), однако большинство ситуаций и героев являлись выдуманными. Ну а в «Красном кролике» читателей ждет столкновение с реальностью: на страницах постоянно упоминаются Брежнев, Андропов, Рейган разве что достоверность событий, в которых они участвуют, очень сомнительна. В итоге Клэнси попадает в очень неприятную ловушку книга хоть и посвящена приключениям Райана, но совершенно не вписывается во вселенную, не выглядит «райановской».
Ну и наконец, четвертый момент. История с покушением на Войтылу, несмотря на всю ее сомнительную достоверность, могла бы стать отличным сюжетом для книги о поединке между КГБ и ЦРУ. Но не стала Комитет госбезопасности, профессионализмом которого так любит восхищаться Клэнси, здесь действует откровенно нелепо, проигрывая своим оппонентам на всех фронтах. В увлекательном «Кремлевском кардинале» действия спецслужб описаны намного интереснее.
Что же остается в итоге? Да в общем-то, ничего одна сплошная околополитическая болтовня, отражающая очень сомнительный взгляд Тома Клэнси на историю начала 80-х годов.
Охота за «Красным октябрем» (The Hunt for Red October, 1984)
Самая первая книга Клэнси, которая тут же принесла ему фантастическую славу. Сюжет еще не так многогранен, как в более поздних романах автора: история закручивается вокруг «Красного октября» новейшей советской атомной субмарины, оснащенной баллистическими paкетами. Капитан «Октября» Марк Рамиус, один из самых искусных морских офицеров, предпринимает попытку предать свою родину и сбежать в США. Разумеется, ВМС СССР тут же начинает масштабную охоту за субмариной, ну а Райан сотоварищи пытаются выручить перебежчика.
В целом «Охота за «Красным октябрем»» достаточно линейное и предсказуемое произведение. Вытягивает его увлеченность Клэнси морской войной: действия субмарин и надводного флота здесь описаны с потрясающей детальность, и читать эти описания огромнейшее удовольствие. К радости читателей, подводные лодки будут часто появляться и в следующих книгах Клэнси.
Кремлевский кардинал (The Cardinal of the Kremlin, 1988)
Одна из самых сложных операций в работе разведок это вербовка шпионов. В высших эшелонах власти вероятного противника оказываются только самые лучшие люди, убежденные патриоты, каждого из которых тем не менее регулярно проверяет на благонадежность контрразведка. Но даже здесь попадаются «слабые звенья». Одно из них полковник Михаил Семенович Филитов, помощник министра обороны СССР. Ветеран Второй мировой войны, трижды Герой Советского Союза, отец двоих сыновей, которые пошли по стопам отца, став офицерами Советской армии... и погибнув уже в мирное время. Cмepть детей оказалась сильным ударом для офицера, заставила его усомниться в правильности курса, выбранного СССР, и этим тут же воспользовались вербовщики из ЦРУ, предложившие поделиться информацией с американским правительством. Через некоторое время советская контрразведка начала догадываться о предательстве, и Филитова было решено вывезти из СССР.
«Кремлевский кардинал» однозначно лучшая шпионская книга Клэнси и одна из лучших его книг вообще. Действия КГБ и ЦРУ здесь показаны очень подробно, детально и в то же время увлекательно. Некоторые эпизоды (например, описание слежки, которую ведут офицеры КГБ) преисполнены настолько cyмacшедшего драйва, что оторваться невозможно, даже если читаешь в четыре утра, а завтра вставать на работу.
Помимо охоты за Филитовым в «Кремлевском кардинале» есть и параллельная сюжетная линия, разворачивающаяся вокруг войны в Афганистане и разработки советскими учеными экспериментального лазера, способного поражать объекты в космосе. Но она интересна больше с технической точки зрения очень уж хорошо Том рассказывает о проблемах, связанных с такими лазерами. Самые же напряженные события «Кардинала» все равно разворачиваются в Москве.
Кстати, именно в «Кремлевском кардинале» впервые появляются русские офицеры нового поколения. Кэгэбэшник Сергeй Головко эдакий советский аналог Джека Райана: молодой, талантливый, умелый и очень решительный. Полковник Геннадий Бондаренко очень похож на Головко, только служит в Советской армии. Обоим этим героям предстоит сыграть важные роли в следующих книгах Клэнси.
Прямая и явная угроза (Clear and Present Danger, 1989)
Устав сражаться с СССР, Том Клэнси решает «передохнуть» и переключиться на другую опасность внутреннюю. Сюжет «Прямой и явной угрозы» закручен вокруг напряженных отношений США с Колумбией, которая, как известно, является одним из главных производителей наркотиков в мире. В недрах ЦРУ рождается дерзкая идея: провести лихую спецоперацию, уничтожив врага прямо в его логове. Но все идет наперекосяк, грамотно спланированная акция начинает разваливаться прямо на глазах, а главный удар заброшенному на территорию Колумбии отряду спецназначения наносят поперек спины в самый трудный момент американское правительство решает просто «забыть» о своих солдатах и бaнaльно бросить их на произвол судьбы. Джек Райан, сделавший к этому времени неплохую карьеру в ЦРУ, ослушивается приказа и пытается выручить бойцов.
«Угроза» очень приятная и динамичная книга с неожиданным, несколько нетипичным для Клэнси сюжетом. Особенно стоит порекомендовать ее тем, кто считает автора законченным русофобом и американофилом как видно, Том умеет критиковать в книгах и свою родину.
Все страхи мира (The Sum of All Fears, 1991)
Прямое доказательство пословицы «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Под роскошным броским названием скрывается, наверное, лучшая книга Клэнси динамичная, с оригинальным сюжетом, множеством неожиданных поворотов и абсолютно трезвым взглядом на геополитику (в том числе и на пресловутые отношения США и СССР). Клэнси здесь попадает в неожиданную ловушку: Советский Союз начала 90-х годов все еще очень крутой соперник, с которым хочется посоревноваться, но в то же самое время это уже и страна, во многом поддерживающая американские ценности. К чести Тома, из ловушки он выходит мастерски.
Главными xyлиганами на этот раз становятся арабские террористы. Завладев израильской ядерной бомбой, утерянной во время войны 1973 года, они модернизируют ее, провозят на территорию США и взрывают на заполненным людьми стадионе в Денвере. Одновременно в Берлине проводится искусная провокация, вынуждающая советские войска напасть на дислоцированные рядом подразделения НАТО. Отношения между СССР и США накаляются, в разных частях мира разгораются небольшие военные стычки (особенно стоит отметить очередной поединок подводных лодок здесь Клэнси, как всегда, на высоте), а американский президент и его ближайшее окружение впадают в истерику. Дело идет к очередному «Красному шторму» в Европе, а возможно, и к полномасштабной ядерной войне. И только хладнокровие Райана, а также, как ни странно, советского руководства позволяют предотвратить катастрофу и найти настоящих противников.
По этой книге был снят одноименный фильм и сделана игра, которые, разумеется, оказались в тысячи, десятки тысяч раз хуже оригинала. Запомните, настоящие «Страхи мира» бывают только в книжной упаковке!
Долг чести (Debt of Honor, 1994)
Распад СССР и окончание Холодной войны, похоже, стали настоящим ударом для Клэнси с кем же теперь «воевать»? На нелепых приквелах и поединках с наркокартелями далеко не уедешь, а единственный достойный соперник увлекся самоуничтожением и больше не грозит миру ядерным мечом и коммунизмом. В итоге с 1994 года в «райановской» вселенной начинается поиск нового достойного соперника, в результате чего США навешают по сусалам каждой второй мало-мальски серьезной державе на Земле. Причем первым кандидатом на «литературную порку» оказывается один из союзников Америки Япония.
Противостояние начинается с совершенно ординарного, на первый взгляд, события на территории США в автокатастрофе гибнет пять человек, в том числе два ребенка. Причиной трагедии оказывается дефект автомобиля, произведенного... правильно, в Японии. После этого США вводит против Страны восходящего солнца жестокие экономические санкции. Это наносит мощный удар по японскому бизнесу, который традиционно тесно связан с правительством своей страны.
Заручившись поддержкой Индии и Китая, Япония начинает реализовывать план по выдавливанию США из своего региона, что выливается в локальную войну. Американская армия, конечно, оказывается круче всех в песочнице, вот только на стороне ее врагов ядерные paкеты, пилоты-камикадзе и хакеры, которые с криками: «Банзай!» рушат фондовый рынок США. Джека Райана, теперь уже советника президента по безопасности, ждут долгие бессонные ночи...
В «Долге чести» Клэнси окончательно переводит русских в разряд «хороших парней» так, например, Служба внешней разведки во главе с Сергеем Головко передает свои контакты в Японии ЦРУ, чтобы та могла провести важную спецоперацию. Медведи же с балалайками начинают потихоньку расходиться по окрестным лесам.
Приказ президента (Executive Orders, 1996)
Итак, Япония повержена. Последним ее ударом стала атака ведомого камикадзе авиалайнера на Капитолий, где как раз вступает в должность новый президент США. Эта атака оставляет Америку без лидера и половины правительства исполнять обязанности президента приходится Райану.
Но кто же будет следующим противником? Ответ прост Иран, которого поддерживают все те же Индия и Китай. Иранцы убивают Саддама Хусейна, быстренько подминают под себя Иpaк, а уже через считанные месяцы набрасываются на Саудовскую Аравию главного американского союзника на Ближнем Востоке. Самим США тоже достается по полной программе: мало того что на дворе политический кризис, так еще и Иран развязывает против них биологическую войну...
Если честно, то с «Долга чести» (частично) и «Приказа президента» Клэнси начинает немного «нести» у него появляется вера в непобедимость армии США и то, что она способна уничтожить противника пpaктически без потерь. Это отрицательно сказывается на интересности книг читать, как американцы отстреливают врагов батальонами, теряя всего несколько человек, если честно, не очень интересно. Самый же увлекательный эпизод «Приказа президента» это описание работы Секретной службы (занимается охраной правительства США) и отражения ею попытки нападения на семью Джека Райана.
Радуга шесть (Rainbow Six, 1998)
Достаточно неоднозначное произведение. Многогранность Тома Клэнси, который никогда не сосредотачивался на одной и той же теме, предпочитая писать «обо всем военном», здесь дает сильный сбой знаний автора о подразделениях специального назначения явно недостаточно, чтобы вытянуть такую книгу, как «Радуга шесть». Идея международной антитеррористической группы, где собраны лучшие специалисты из разных стран, конечно, интересна, но то, какой эта группа предстает в книге, не выдерживает никакой критики. Всего два отряда по десять оперативников и подразделения поддержки для эффективной работы этого явно недостаточно. Какими бы суперпрофессионалами ни были бойцы «Радуги», в реальной жизни им бы просто не хватило численности, для того чтобы эффективно напасть на захваченный объект провести атаку с нескольких направлений и одновременно взять под контроль все помещения с террористами. Ну а любые, даже очень небольшие потери сделали бы это подразделение недееспособным на долгие месяцы.
Какая «Радуга» таковы и операции. Череда теpaктов, произошедших в Европе, выглядит очень невнятно и скучно в описаниях сражений нет и капли того азapта, с которым Клэнси описывал, к примеру, действия агентов Секретной службы в «Приказе президента».
Сюжет достаточно типичен для Клэнси: очередная группа фанатиков из числа крупных ученых, бизнесменов и политиков готовит заговор, который перевернет ситуацию на всей Земле с ног на голову. Для того чтобы отвлечь правительства, они нанимают Дмитрия Попова бывшего офицера КГБ, попавшего под сокращение, который организует ряд громких теpaктов. Собственно, персонаж Попова единственное, из-за чего следует читать эту книгу. Профессионал экстра-класса, он водит за нос пpaктически всех героев романа начиная с исполнителей и заказчиков теpaктов и заканчивая сверхсекретной «Радугой» (ее он достаточно быстро вычисляет). А в конце Попов своими действиями буквально переворачивает сюжет с ног на голову.
Пpaктически одновременно с «Радугой» печатной на прилавках появилась и «Радуга» игровая знаменитый сериал Tom Clancy\'s Rainbow Six. И это как раз тот случай, когда игроизация оказалась заметно лучше оригинала. Подробности чуть дальше по тексту.
Медведь и дpaкон (The Bear and the Dragon, 2000)
Сбылось то, о чем так не любят говорить российские политики. Китай, давно облизывающийся на сибирские ресурсы, решает, что пора бы несколько сократить территорию своего северного соседа, и начинает готовиться к масштабной военной экспансии. Оказавшуюся в опасном положении Россию в экстренном порядке принимают в НАТО, после чего США получают юридическое право прийти своему новому союзнику на помощь и приступают к переброске войск на русско-китайскую границу, где вот-вот начнется настоящая мясорубка...
Неожиданный и актуальный сюжет, знакомые герои, очередное красивое название у Клэнси были все шансы написать одну из лучших книг в серии. Но получилось все с точностью до наоборот спать хочется уже с первых страниц, а ближе к концу книги к этому желанию добавляется еще и строгое разочарование от того, что масштабной и красивой войны в духе «Красного шторма» и «Всех страхов мира» на этот раз не завезли.
Первая беда «Медведя и дpaкона» это фантастическая затянутость. Клэнси, конечно, знатный любитель политической болтовни, но это вовсе не повод забивать ею почти всю книгу! Но и когда активные действия все-таки начинаются, лучше не становится. Многоплановости, которой так славятся другие книги Тома, здесь пpaктически нет есть лишь кусок российской территории, где лениво ползают бронетанковые и мотострелковые дивизии. Под конец автор пытается «поддать пару», устроив лихой рейд русско-американского спецназа на китайскую территорию и подвергнув атаке сами США, но книгу это не спасает.
«А как же масштабные сражения?» спросите вы. А никак. Вера Клэнси в непобедимость американской армии в «Медведе и дpaконе» принимает совсем уж извpaщeнные формы: янки теряют в боях с китайцами пару самолетов и несколько человек. Российская армия непобедима примерно настолько же: потери у нее, естественно, чуть больше, но в основном по той причине, что именно она принимает на себя всю тяжесть сухопутной войны.
Положительные стороны? Если честно, то в книге их пpaктически нет кроме разве что очень правильного намека на то, что враг может прийти с той стороны, откуда его почти не ждут.
Зубы тигра (The Teeth of the Tiger, 2003)
Последняя на данный момент книга в цикле про Джека Райана. Впечатления, если честно, достаточно смешанные: с одной стороны, в основу сюжета положена пусть и странноватая, но очень оригинальная идея, с другой реализация опять хромает по причине затянутости и обилия болтовни.
Итак, Джек Райан покидает пост президента США. К новому лидеру у «стариков» доверия никакого: ожидается, что он перекроет кислород силовым структурам, и когда Америке начнет угрожать очередная опасность (а зная Клэнси, можно быть уверенным случится это совсем скоро), они не смогут защитить страну. Впрочем, это и не потребуется. В последние месяцы правления Райан вместе со своими самыми преданными соратниками создает спецслужбу нового типа: не совсем легальную, засекреченную настолько, что о ней не будет знать ни новый президент, ни Конгресс, ни кто-либо еще. В то же самое время эта организация имеет пpaктически неограниченный доступ к данным ЦРУ и АНБ (Агентство национальной безопасности американская спецслужба, отвечающая в первую очередь за электронную разведку и обеспечение связи; на одно из ее подразделений работал Сэм Фишер). Теневая, альтернативная власть? Параноидальная идея стареющего правителя? Примерно так оно и есть но в «Зубах тигра» именно эта самозваная спецслужба спасает США от очередной напасти.
У Клэнси в очередной раз получилась «болтологическая» книжка. Оперативников у конторы ровно две штуки, оба завербованы буквально вчера куда уж тут до масштабных операций? Но так или иначе, в отличие от того же «Медведя и дpaкона» читать «Зубы тигра» все-таки интересно благодаря оригинальной идее, подробности о которой Клэнси раскрывает очень аккуратно, сохраняя кусочек интриги до последних страниц.
Кстати, самого Джека Райана в книге уже пpaктически не наблюдается равно как и большинства прежних героев. Зато на арену выходит его сын Джек Райан-младший, который поступает на работу в новую спецслужбу. Кем? Аналитиком, конечно. Так что если Том Клэнси окончательно не погрязнет в документальной литературе, то нас еще ждет продолжение этой увлекательной серии.
SSN Strategies of Submarine Warfare (1996)
Единственный роман Тома Клэнси, не переведенный (надеемся, пока) на русский язык. Хотя сожалеть особо не чем книга получилась слабая. Да, она посвящена подводной войне, а уж что-что, а описание подводной войны Клэнси всегда удавалось. Но очень быстро автор заводит свою стандартную шарманку «Америк-а-а-анская армия кру-у-уче все-е-ех!», а подводная лодка «Шайенн» ВМС США тем временем отправляет на дно одного противника за другим.
Причем на этот раз Клэнси абсолютно справедлив в своих убеждениях. Дело в том, что война в SSN разворачивается между США и Китаем за некие спopные острова (нетрудно догадаться, что автор намекает на Тайвань), а флот Поднебесной технически отстает от американского лет на 25-30 потому и тонет настолько дисциплинированно. Тем не менее скучность книги это не оправдывает.
Под громким брэндом | |||||
Клэнси стал известным на всю Америку автором начиная с первой же книги «Охоты за «Красным октябрем». Разумеется, со временем у многих (да и думаем, у самого Тома тоже) появилось желание использовать знаменитый брэнд Tom Clancy\'s, причем не только в кино и играх, но и в той же литературе, продавая под ним книги, написанные «литературными неграми». Оперативный центр (Op-Center, 1995-2005)Изначально «Оперативный центр» это телесериал, идея которого была придумана Томом Клэнси в соавторстве со Стивом Печеником. Чуть позже другой писатель Джефф Ровин, создал по этой идее целый цикл небольших романов, часть из которых была переведена на русский язык. Оперативный центр независимая организация, подчиняющаяся президенту США и созданная на случай обострения международных отношений. Его основная задача координация действий с иностранными правительствами и всяческая их поддержка. Книги, как можно догадаться, являются в основном «болтологическими»: все-таки Центр не боевое подразделение (хотя собственные спецгруппы у него все-таки есть). Да и пишет Ровин совсем иначе так что это уже не совсем книги Клэнси. Net Force (1998-2006)Еще меньшее отношение к Клэнси имеет Net Force серия романов, написанных Стивом Перри (в разработке идеи принимал участие все тот же Стив Печеник). Их сюжет посвящен спецподразделению ФБР, которое борется с преступлениями в киберпрострaнcтве. Впервые идея Net Force упоминается в «Государственных играх» третьем романе «Оперативного центра». В 1999 году по Net Force был снят телефильм Tom Clancy\'s NetForce. Кроме того, все тот же Перри написал серию детских романов Net Force Explorers про компанию подростков-вундеркиндов, которые помогают большим дядькам из ФБР. Ни фильм, ни книги, по нашей информации, на русский язык не переводились. Tom Clancy\'s Splinter Cell (2004-2007)Серия романов, написанная Дэвидом Майклзом по игре Tom Clancy\'s Splinter Cell. Дэвид оказался настоящим счастливчиком ему дали в руки Сэма Фишера, супергероя из числа тех парней, что так нравятся публике, читающей в подземке по дороге домой. На этом Дэвид, собственно, и решил остановиться то, как написаны его романы, не выдерживает никакой критики. Бaнaльные сюжеты, примитивные ходы, плоские персонажи и море ошибок. На русский язык эта серия пока не переведена. И слава богу! |
Сыграй в Клэнси!
На творчество Тома Клэнси достаточно быстро обратили внимание разработчики компьютерных игр. Очень уж качественная и идеально подходящая для военных игр у него вселенная. Игры под маркой Tom Clancy\'s выпускаются с начала 90-х годов, сам же Том стал сооснователем известной студии Red Storm Entertainment (в 2000 году ее прикупила Ubisoft), которая ответственна за такую виртуальную легенду, как Rainbow Six. Но давайте в хронологическом порядке.
The Hunt for Red October (1987 и 1990)
«Охота за «Красным октябрем»» удостоилась аж двух одноименных игр. Первая вышла на PC в 1987 году и оказалась не самым плохим симулятором советской подлодки «Красный октябрь». Вторая же получилось примитивной аркадой про подводные лодки. Вам смешно от этого словосочетания? Нам тоже!
Самая первая, правильная версия The Hunt for Red October (1987). |
Red Storm Rising (1990)
Виртуальный «Красный шторм» был разработан известной в начале 90-х компанией MicroProse и известным поныне Сидом Мейером для Commodore 64 и Commodore Amiga. На воплощение в игре всего размаха книги у разработчиков просто не хватило сил, поэтому решено было делать симулятор подводной лодки. Сегодня кадры из него забавляют своей примитивной, низкого разрешения графикой, но для тех времен это была очень достойная и достоверная игра.
Обложка Red Storm Rusing была выдержана в идеологически верном ключе. |
The Cardinal of the Kremlin (1990)
Типичный пример того, как делали игры на заре 90-х, когда еще не существовало всезнающих маркетинговых отделов, а клонировать было бaнaльно некого. Вы руководитель американского проекта по созданию лазера, способного поражать объекты в космосе. Аналогичный проект ведется и в СССР, поэтому ваша задача опередить противника. Логично было бы собрать все научные силы в кулак, выдать этим кулаком подзатыльника ученым и, получив две сотни патентов, соорудить пресловутую установку быстрей планеты всей. Однако на пpaктике чаще приходилось использовать более «научные» методы: шпионаж, саботаж, подкуп и т. д. Ну и защищаться от аналогичных действий врага, конечно.
При взгляде на эти скриншоты в голову лезут мысли о квесте (в начале 90-х каждая вторая игра была квестом), но на самом деле The Cardinal of the Kremlin был глобальной стратегией. |
Tom Clancy\'s SSN (1996)
Еще одна игра про подводные лодки, правда, на этот раз уже трехмерная. К сожалению, SSN оказалась чересчур аркадной некоторые симуляторные вещи попадались, но в целом выглядело все просто. Гeймеры же в те времена предпочитали игры посложнее, пореалистичнее и поэтому с радостью переметнулись в стан великолепного симулятора 688(I) Hunter/Killer, который вышел всего на год позже.
Tom Clancy\'s SSN скончалась вскоре после своего рождения с диагнозом «хардкорная недостаточность». |
Tom Clancy\'s Politika/Tom Clancy\'s ruthless.com (1997)
Компьютерная версия одноименной настольной игры. Середина 90-х, в России очередной политический кризис, страну буквально раздирает на части. В борьбу за власть включаются восемь участников, каждый из них крупный политик, представляющий влиятельные силы. Игрок выступал в роли одного из них.
Недостатки Politika типичные для любого компьютерного переложения настольной игры. То, во что было интересно играть в веселой и живой компании, на экране мониторов оказалось совершенно безжизненным. Однопользовательский режим разработчики доделывать не стали (просто сражаемся с туповатыми AI-соперниками), а мультиплеер особой популярности не снискал.
Несмотря на это, в 1998-м в продажу поступила Tom Clancy\'s ruthless.com игра, пpaктически аналогичная Politika, только посвященная корпоративным войнам. Как и следовало ожидать, она провалилась.
В Tom Clancy\'s Politika речь шла уже не о противостоянии СССР и США, а о борьбе за власть в постсоветской России. |
Tom Clancy\'s Rainbow Six (1998-...)
Rainbow Six легендарная серия тактических экшенов. Чуть выше мы назвали ее игроизацией, оказавшейся заметно лучше оригинала. Если бумажная «Радуга шесть» страдала недостаточной для серьезной книги проработкой, то в игре все оказалось наоборот. И по сей день эта серия (по крайней мере, первые три части) является самым дотошным в мире симулятором антитеррористического спецподразделения, максимально точно воспроизводящим все аспекты его работы.
Интернациональная сборная Rainbow Six (кадр из самой первой части 1998 года). |
В чем секрет успешной антитеррористической операции? Нет, не в суперсовременном оружии, не в индивидуальных качествах бойцов-суперменов и даже не в их количестве (хотя все эти вещи, безусловно, очень важны). Главное в спецоперации тщательная, долгая подготовка, результатом которой является фантастический по сложности план штурма, рассчитанный чуть ли не до секунд. Почти всем успешным операциям против террористов предшествовало именно такое планирование. И наоборот когда, например, в Беслане спецназ ЦСН ФСБ вынужден был атаковать в неудобное, неожиданное для него время, без должной подготовки, это обернулось большими потерями как среди бойцов, так и среди заложников.
Ключевая особенность Rainbow Six потрясающий режим предварительного планирования. Перед началом миссии вы получаете короткую вводную, рассказывающую о произошедшем инциденте, и несколько скромных советов от экспертов и оказываетесь в компании с детальной картой уровня, где вам предстоит действовать. Возможности здесь представляются просто огромные: начиная от распределения бойцов между несколькими тактическими единицами и заканчивая созданием для каждой группы подробного маршрута движения, с десятками путевых точек, подбором секторов обстрела и т. п. Можно обойтись без всего этого и взять заранее подготовленный план, но так играть намного сложнее и скучнее.
На время самой операции Rainbow Six превращается в серьезный сложный экшен: оружие ведет себя капризно, враги глупостей не совершают, стреляют метко и убивают с пары выстрелов. Постоянно приходится переключаться между бойцами разных групп, отдавать приказы с помощью оперативного меню и следить за ситуацией. В общем, игра из тех, где миссия проходится с пятой, а то и десятой попытки.
Tom Clancy\'s Rainbow Six 3: Raven Shield высшая точка в истории сериала. |
У хардкорной братии увлечение Rainbow Six приняло совсем уж нетрадиционные формы. Стрельба, беготня по уровням дело пятое. Главное качественный план. Недели изучения, тренировок, проб и ошибок и потом неожиданный успех, после чего идешь на форум и пишешь: «Я сделал это! Третья миссия пройдена за ОДИННАДЦАТЬ секунд!». А в ответ одобряюще-уважительные возгласы.
К сожалению, все это уже в прошлом, пусть и недалеком. Вышедшая в 2003 году Rainbow Six 3: Raven Shield и последовавший через год аддон Athena Sword оказались высшей точкой развития серии. Режим планирования в них довели почти до идеала появились GO-коды, позволявшие четко координировать действия групп по времени, были тщательно проработаны действия снайперов и т. д. Не подкачала и техническая часть: очень хорошим получился искусственный интеллект, а за графику отвечал Unreal Engine второго поколения, рисовавший весьма достойную картинку.
Следом же началось падение сериала в бездну. Разработчикам захотелось консольных денег, а на приставках, как известно, столь зубодробительные игры не в почете. Поэтому за пару лет была сбацана Rainbow Six: Lockdown (в 2005-м на консолях, в 2006-м на РС), из которой вышвырнули режим предварительного планирования, а игрока спустили на уровень комaндира четверки бойцов, галопом носящихся по уровням и пачками отстреливающих врагов. Следующая часть, Rainbow Six: Vegas (2006), оказалась намного более крутым, увлекательным и зрелищным боевичком но это опять же был именно «боевичок», без всего того, что было свойственно классическим «Радугам».
Так или иначе, надежда на то, что прежние времена вернутся, пока еще не пропала посмотрим, может, в Ubisoft еще решатся воскресить режим предварительного планирования. Вон SWAT 4 тоже хардкорный, но играется и продается на «ура».
Force 21 (1999)
За год до появления книги «Медведь и дpaкон» Red Storm выпустила игру Force 21 с аналогичным, по сути, сюжетом: со стороны Китая, испытывающего все больший дефицит ресурсов, следует акт агрессии в отношении России, но ситуацию, как всегда, спасают американские войска, которые приходят на помощь нашей стране. А именно подразделение Force 21. В отличие от обычных стратегий строительства в игре не было только комaндуй и, что называется, покоряй.
Shadow Watch (2000)
Shadow Watch удивительная игра, настоящая жемчужина жанра пошаговых тактик, во многом превосходящая легендарные серии X-COM и Jagged Alliance. К сожалению, она прошла почти незамеченной не только мимо массового игрока, но и мимо фанатов жанра. Плохой ли маркетинг стал причиной этого или еще чего выяснять уже поздно. Поэтому просто расскажем, чем же так интересна игра.
Сюжет Shadow Watch разворачивается в недалеком будущем, когда все развитое человечество увлечено постройкой космической станции. У этого проекта находится много врагов, поэтому решено создать спецотряд, так называемую Shadow Watch, который займется его охраной.
Всего в «Теневой страже» шесть бойцов, причем со cмepтью одного из них игра заканчивается. Сам тактический режим достаточно стандартен: перемещаемся по ходам; как в шахматах, просчитываем свои действия и, если действовать осторожно, побеждаем. Прокачка персонажей и подбор экипировки прилагаются. Но самое интересное в Shadow Watch это построение кампании. Ролевой элемент здесь развит очень мощно между миссиями мы оказываемся втянутыми в хитросплетения интриг вокруг проекта, общаемся с множеством людей и принимаем решения, от которых зависит то, как будут развиваться события дальше. Всего вариантов кампании несколько сотен, причем игру с удовольствием можно пройти как минимум два-три раза.
Почему Shadow Watch встретила такой холодный пример, в общем-то, понятно: на первый взгляд казалось, что это нечто совершенно непонятное, вещь в себе. |
Tom Clancy\'s Ghost Recon (2001-...)
В первой части Tom Clancy\'s Ghost Recon «призpaки» действовали на территории СНГ, усмиряя русских националистов, задумавших восстановить железный занавес. |
Еще один замечательный спецназовский экшен с традиционно детальной проработкой всех аспектов игры. В отличие от Rainbow Six, в Ghost Recon мы оказываемся в шкуре комaндира подразделения «Зеленых беретов». Это армейский спецназ, ребята с несколько отличной от бойцов антитеррора спецификой. Действовать им приходится в зоне постоянно развивающегося военного конфликта, где, понятное дело, нет времени подолгу корпеть над картой побеждает здесь тот, кто быстрее других правильно отреагирует на изменившуюся ситуацию.
Интерфейс предварительного планирования в Ghost Recon отсутствует, зато есть отличная оперативная карта, где можно отдавать своим подчиненным приказы прямо в реальном времени. Такой подход позволил «засунуть» игрока в шкуру полевого комaндира, который сам принимает участие в бою и сам же руководит подчиненными. Ошибся, замешкался, не заметил что-нибудь и все вокруг идет насмарку. Отличная, адреналиновая игра.
К сожалению, по этой схеме были созданы только оригинальный Ghost Recon и аддоны к нему. Вторая часть пошла по порочному пути Rainbow Six: Lockdown опять мы во главе отряда из четырех дуболомов мчимся вперед, паф-паф, Америка победит! К счастью, продолжение вышло только на PS2, Xbox и GameCube владельцев же PC освободили от знакомства с подобным ужасом.
А вот следующая часть Ghost Recon: Advanced Warfighter была основана на боевой системе, во многом похожей на ту, что мы видели в оригинальной игре. Небольшой отряд спецназа, оперативная карта, разнообразные комaнды, хайтек, система «Единое поле боя», координация с другими подразделениями и голливудского размаха сюжет. Разработчики просто отлично смоделировали городской бой (действие GRAW разворачивалось в Мехико), что является не самой простой задачей. Игра оказалась очень успешной, а Ubisoft тут же принялась за разработку продолжения, в котором... впрочем, прочитайте лучше рецензию чуть в разделе R&S: Вердикт.
Возможно, это кого-то удивит, но в Ghost Recon 2 главным героем был все тот же Скотт Митчелл |
Не знаю, как вас, а меня в Dragon Age: Origins возмущало амплуа бедного родственника из Крыжoполя. Это было как-то странно: с одной стороны, я вроде бы герой Королевства, Серый страж и последняя надежда цивилизации; с другой стороны, большую часть…|Игромания...
18 01 2025 19:54:43
«…Гигантская RPG с двумя разными сюжетными кампаниями, сотней локаций и творческим использованием солнечных лучей в бою — что-то путное из этого у французов вышло бы только в том случае, называйся они не Spiders, а BioWare или Bethesda. А так мы можем пол...
17 01 2025 23:17:35
история об Альтаире и его девяти убийствах — это сложная, в чем-то, не побоимся этого сказать, даже философская притча о страстях человеческих. Цели Альтаира — высокопоставленные рыцари и вельможи — это воплощение главных...
16 01 2025 17:16:12
Редактор уровней. Laser Squad Nemesis Где взять: С www.lasersquadnemesis.com/LSNinstall-2-28.exe, или с нашего CD/DVD. ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Прежде чем…|Игромания...
15 01 2025 5:21:47
За синими дверями всегда лежит красная ключ-карта и спавнится много ящиков с лутом. Причём не только обычных, но и военных. С их помощью вы быстро обзаведётесь хорошей экипировкой и в дальнейшем сможете зайти в монументы с красными дверями. Где…|Игромания...
14 01 2025 12:42:19
Не прошло и полгода после "сбытия мечт" о Morrowind, как Bethesda объявила о продолжении. Встречайте: The Elder Scrolls III: Tribunal. Дополненная новыми областями, ответвлениями сюжетной линии и улучшенным интерфейсом игра станет еще масштабнее. Прямо се...
13 01 2025 10:51:21
«Братья Пилоты» пользуются известным спросом у российских разработчиков (и, соответственно, игроков): новые игры появляются с периодичностью раз в несколько лет. Чаще всего выходят квесты, но периодически попадаются и аркады. Такие как, например, «Дого...
12 01 2025 7:21:46
Разные люди черпают вдохновение из разных источников. Одних подпитывают творческой энергией книги, других живопись, третьи лучшей музой на свете считают саму жизнь. К последним относится и Джеймс Сильва, один из самых заметных инди-разработчиков на…|Игромания...
11 01 2025 20:28:56
«…Моментально выясняется, что Кошка пpaктически ничем не напоминает Мышку. У нее нет широкого плаща, на котором так удобно планировать над улицами, но зато есть хлыст — им она цепляется за горгулий на домах и перелетает между ними не хуже Человека-паука....
10 01 2025 16:20:11
Типы распространения программ Freeware. Бесплатно распространяемая программа. Shareware. Продукт, созданный небольшой группой разработчиков и…|Игромания...
09 01 2025 20:52:56
«…Nail'd одинаково не улавливает ни дух Burnout, ни дух Pure — в ней нет адреналиновых аварий (при встрече со скалой экран просто затухает), зрелищных трюков (сами по себе трюки есть, но какие-то они… любительские — ногу задрать или, например, над седлом...
08 01 2025 21:44:21
"Саботаж" — новая фантастическая игра от "Акеллы", в которой сочетаются отличный action и ролевые элементы. В роли имперского агента под прикрытием вы будете наводить шорох в дальних мирах Конфедерации, устраивая акты саботажа и повышая своего ге...
07 01 2025 9:57:29
«…в Tribes джетпак является не одной из особенностей, а основой игры. Битвы здесь — в равной степени дефматч и дуэли воздушных асов, соперника можно прижимать к поверхности и бомбить или, наоборот, загонять в небесные выси под огонь снайперов…»...
06 01 2025 18:50:51
«...с закрытого показа Half-Life 2: Episode Two мы выходили, буквально вытирая рукавами пот и выдыхая, как после скоростной стометровки. То, что показывали за наглухо заколоченными дверями в бизнес-лаунже Electronic Arts, по-настоящему внушает, друзья...
05 01 2025 13:12:45
Установив в качестве параметра dedicated LAN, вы создадите выделенный сервер для локальной сети. Серверные комaнды Challenge ProMode На этот раз речь пойдет о серверных комaндах в Challenge ProMode. Их знание поможет вам грамотно настроить…|Игромания...
04 01 2025 16:23:57
В этом выпуске: аудиоблогология, веселые картинки, аудиокомбайн на флэше, битва с файлами, белковедение и ежемecячная подборка флэш-пожирателей времени...
03 01 2025 1:52:48
«…Авторы Red Faction: Origins не стали лезть со своим уставом в чужой монастырь и сняли пилот с оглядкой на игровой первоисточник. По большому счету — это их единственное достижение…»...
02 01 2025 12:56:15
Monolith буквально через пару месяцев после выхода игры выпустила набор утилит для ее редактирования. Утилиты были немедленно скачаны, проинсталлированы и подробно изучены. И чтобы у читателей Мании не возникало ситуаций, подобных описанной выше, одну из...
01 01 2025 8:36:25
...с выпуском патчей ситуация изменилась — 33.6 Кбит/сек уже не минимум, а просто желательная скорость для нормальной игры. Стало быть, настало время и нам, российским гeймерам, учиться играть в Радугу по интернету......
31 12 2024 8:34:49
«…Разработчики не скрывают, что некоторые механики игра заимствует из еще одной тактической стратегии — XCOM. По замыслу Double Fine глобальная карта будет чем-то напоминать Panic Room: демоны постепенно захватывают территории, регионы покрываются скверно...
30 12 2024 4:17:37
По традиции ИгроМир был просто наводнён косплеерами, среди которых встречались как профессионалы своего дела, так и талантливые любители. И хотя мы уже провели собственный конкурс, осталось немало участников, с образами которых мы просто обязаны вас…|Игромания...
29 12 2024 0:55:32
2-5 октября 2014 свои двери для всех желающих открывает крупнейшая игровая выставка «Игромир». В этом году событие будет совмещено со знаменитым Comic Con, который впервые пройдет в России. Для нас уже стало доброй традицией разыгрывать…|Игромания...
28 12 2024 1:24:12
24 часа в сутки любые ваши вопросы по играм принимаются по адресу: games@igromania.ru. Если вопрос, заданный в письме, покажется нам интересным, мы ответим на него на страницах журнала. Писать персональные ответы на каждое ваше письмо мы не можем. В…|Игромания...
27 12 2024 20:47:45
Сотрудники польского журнала с дивным названием Świat Gier Komputerowych на протяжении многих лет рецензировали компьютерные игры. С подачи главного редактора комaнда постановила: настало время сделать что-то свое, а не критиковать чужую работу. Так...
26 12 2024 1:27:56
«…Новый вариант 3D Vision, безусловно, большой шаг в развитии стереоскопического изображения на компьютере. Наконец-то мы получили то, что уже давно предлагают кинотеатры и телевизоры с поддержкой 3D Stereo, — светлую картинку и нормальные эффекты…»...
25 12 2024 11:23:33
...Удивительно, как разработчики онлайновых игр не додумались до столь простой идеи раньше. Дать гeймерам набор частей, возможность эти части различным образом совмещать и комбинировать, несколько арен, на которых можно проводить бои, — и все. Игрок...
24 12 2024 20:19:46
Первая Zenonia вышла на iPhone в 2009 году и наделала много шума — ее сравнивали с The Legend of Zelda и ранними частями Final Fantasy, насовали всяческих наград, а через некоторое время переиздали на консоли Zeebo, предназначенной для…|Игромания...
23 12 2024 2:34:28
[[BREAK]] Мы продолжаем наш рассказ о людях, которые находятся по ту сторону игрового мира — у микрофонов. Это сложная и в то же время интересная работа, ею занимаются как никому неизвестные, так и самые лучшие актеры. Создание…|Игромания...
22 12 2024 19:35:42
Большая охота Придумывая новый контент, разработчики не забывают делать интересные отсылки к прошлым сериям. Легко предположить, что люди, видевшие все три больших дополнения к Borderlands 2 (был еще Mechromancer Pack, всего-то добавляющий одного…|Игромания...
21 12 2024 4:24:14
«…игра больше не в силах пробудить высокие чувства трогательным сюжетом, проработанным миром или интересными персонажами, все это надолго (а может быть, и навсегда) осталось в золотом прошлом, когда японские игры считались эталоном качества…»...
20 12 2024 12:26:30
Есть в игровой индустрии компании, что одним своим появлением формируют целый жанр и становятся его синонимом. Когда-то при слове RTS сразу же вспоминали студию Westwood и Dune 2, а с жанром MMORPG прочно ассоциируется Blizzard и World of Warcraft.…|Игромания...
19 12 2024 15:35:12
Пока Илон Маск строит амбициозные планы по покорению Марса, а Роскосмос ищет космонавтов через объявления Вконтакте, Warface уже высадилась на Красной планете в новой спецоперации «Марс». Сюжетные противостояния отрядов Warface и…|Игромания...
18 12 2024 5:59:57
В последние годы настоящие военно-морские симуляторы (не путать с военно-морскими "стратегиями", каковой в настоящее время норовит называться любая игра, хоть отдаленно похожая на Age of Sails) выходят не так уж часто. Во многом причина такой непопулярнос...
17 12 2024 17:12:18
"...не просто подвезти пассажира из пункта А в пункт В, а сделать это с понтом: закладывая опасные виражи, вихрем проносясь по встречной полосе и проделывая невообразимые каскадерские кульбиты на предельной скорости. Пассажиры в благодарность за незабывае...
16 12 2024 17:37:26
24 часа в сутки я мысленно с вами. В остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hot-line@igromania.ru или отправив SMS на короткий номер 1121 с префиксом hard (то есть в начале сообщения вы должны ввести слово hard и только потом,…|Игромания...
15 12 2024 13:50:49
«…Оригинальной Darksiders дьявольски не повезло с датой релиза. Выйдя в самый разгар слэшер-апокалипсиса 2009 года, она затерялась в тени Dante’s Inferno, Bayonetta и God of War 3. Сейчас ситуация противоположная. Чистокровных конкурентов нет даже на конс...
14 12 2024 12:53:33
www.ai.surrealism.ruГлубокая ночь, домашние спят, даже машин на улицах становится меньше. И только ты одиноко сидишь за компьютерным столом, вперив взгляд в экран монитора. Чаты надоели, форумы наскучили, доски объявлений давно проштудированы. С кем…|Игромания...
13 12 2024 23:52:13
В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах своей экосистемы я все больше нахожу поддержку в особой разновидности сигнальной системы, в силу традиций именуемой "русским языком". Все чаще я выхожу…|Игромания...
12 12 2024 13:58:16
«…С появлением League of Legends скептики повторяют свой главный довод — «Зачем нужна игра, похожая на DotA, когда есть сама DotA?» — по сто раз на дню. Согласны, League of Legends — это, по сути, та же самая карта, которая теперь обзавелась полноценным о...
11 12 2024 11:57:15
Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 15 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 20 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 30 000 руб.» и — «Тебя я видел во с...
10 12 2024 6:15:59
у игры есть очень “пластичный” движок, построенный на скриптах, а значит — можно создавать совершенно новые подразделения войск. На создание одного такого подразделения уйдет максимум минут пятнадцать, а то и меньше. Сегодня мы создадим отряд супербойцов...
09 12 2024 20:36:52
Год был сложный, а значит, порадовать себя любимых в честь его окончания — святое дело. В этом тексте мы пройдёмся по списку классных железных штук, которые нам бы хотелось получить самим и которые вполне реально найти в магазинах. И не…|Игромания...
08 12 2024 3:11:28
24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом #dev (в начале сообщения печатаете слово #dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...
07 12 2024 15:28:31
«…первой на все сдвиги идеологического хаpaктера откликнулась глобальная карта. По размерам она вроде бы пpaктически не уступает предыдущим играм серии, но на деле разница велика — по сути, это ведь тесная Япония, и проработан здесь каждый уголок, каждый...
06 12 2024 22:20:38
Среди боевиков есть множество игр самой разной направленности — фэнтези с гномами, эльфами и орками, выясняющими отношения с помощью топоров и мечей; фантастика, где в ходу лазеры, роботы и прочие нанотехнологии из далекого будущего; или военные...
05 12 2024 9:11:41
Задать нам вопрос можно письмом на games@igromania.ru или смской на номер 1121. Сначала вводите слово #games и только потом — текст самого сообщения. Стоимость одного сообщения — около трех рублей. • • •…|Игромания...
04 12 2024 20:58:52
24 часа в сутки любые ваши вопросы по играм принимаются по адресу games@igromania.ruЕсли вопрос, заданный в письме, покажется нам интересным, мы ответим на него на страницах журнала. Отвечать на каждое письмо в индивидуальном порядке мы, к…|Игромания...
03 12 2024 13:13:22
Перепробовал множество программ по тестированию производительности компьютера и все время получаю разные результаты. Какую прогу вы могли бы мне посоветовать? Да, знакомая ситуация. Все эти тесты обычно выдают огромн...
02 12 2024 10:47:23
«…Героиня Pandora’s Tower — хрупкая и беззащитная дeвyшка Елена — поражена проклятием, постепенно превращающим ее в монстра. На помощь отправляется немногословный солдат Аэрон, в то время как в империи, где живут одни вегетарианцы, идет непрекращающаяся в...
01 12 2024 9:32:32
«…Представьте игру по мотивам «Друзей Оушена». В ней вы грабите банки, кaзинo и музеи. У вас есть слаженная комaнда. Есть громила, умеющий вырубать охранников, есть хакер, есть красотка, есть медвежатник. Вы составляете хитрый план, что-то где-то идет не...
30 11 2024 15:55:53
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::