Итоги 2007 года: спецноминации
Лучшая графика
Crysis
Жанр: фотореалистичный шутер
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Crytek
Рецензия: «» №1’2008
C одной стороны, с этой номинацией все было довольно просто. Технически Crysis настолько отстоит от всех прочих игр, выходивших в этом году на PC, что двух мнений у нас быть не могло. В конце концов, это единственный проект, у которого за графику стоит десять баллов. С другой мир явно оказался не готов к Crysis и его красотам. На нашем и чужих форумах бунт игроки отказываются приобретать GeForce 8800GTX ради одной-единственной игры. Возмущение по поводу хамских системных требований «» понимает и где-то даже разделяет, но здесь все-таки хочется выступить в защиту подсудимого.
Crysis действительно нужны все эти ресурсы. Это становится особенно понятно во втором, относительно камерном акте игры, где Crytek не елозят у вас перед носом сотнями высокополигональных танков в кадре. Во-первых, чтобы оценить весь визуальный прорыв Crysis, совершенно необходимо выключить музыку. Так игра сразу прекращает походить на лощеный блокбастер вы остаетесь один на один с картинкой и звуком. Во-вторых, понаблюдайте за тем, как ведут себя декорации в Crysis. Главное, что умеет делать эта игра, не валить пальмы и не бликовать DX10-освещением. Она умеет ретрaнcлировать почти осязаемое ощущение окружающего прострaнcтва. Этот мир не стерилен в воздухе постоянно кружат какие-то микрочастицы, поднимается пыль, шуршит листва. Такие вещи обычно регистрируются подсознанием как правило, вы не обращаете на них внимания, но Crysis обладает очень ценным свойством он избавляет компьютерные игры от этого мерзкого ощущения стерильного медкабинета.
Кружащая в воздухе пыль, конечно, сомнительный аргумент в пользу дорогостоящего апгрейда, но Crysis рванул жанр вперед по стольким показателям, что его просто нельзя игнорировать. Это очень неровная, дорогая, требовательная к вашему компьютеру и терпению постановка. Но ее, поверьте, надо увидеть во всей красе. Те, кто запустил Crysis на средних или минимальных настройках, побегал два часа, свалился с обрыва и пошел к нам на форум строчить гневное сообщение, очень напоминают героя старого анекдота, который «Битлз» не слушал, но осуждает, потому что ему друг по телефону напел. Для того чтобы понять всю ценность Crysis, ему надо выдать авансом внушительный кредит доверия и немало потратиться. Но если вы любите компьютерные игры так же, как мы, сделайте это, пожалуйста.
Лучший звук
Call of Duty 4: Modern Warfare
Жанр: почти совершенный шутер
Разработчик: Infinity Ward
Издатель/издатель в России: Activision/Новый диск
Рецензия: «» №1’2008
Наш штатный антрополог и краевед Игорь Варнавский давно вывел теорию отличия хорошего шутера от плохого. Согласно этой теории, главный признак плохой игры не вчерашняя графика и не убитое управление, а тупой, долдонящий грохот оружия, который оказывает подсознательное воздействие на мозг почище, чем любой инфразвук.
По этой же теории Call of Duty 4: Modern Warfare шутер чуть ли не самый совершенный. Нервический стрекот «Узи», резкий свистящий шум «Беретты», рокочуший «бэнг-бэнг» M4 и знакомое каждому советскому человеку бодрое «тра-та-та-та» АК-47 каждое оружие здесь обладает неповторимым, уникальным звуковым хаpaктером. Да ладно бы только оружие все, начиная с шороха чернобыльской травы, жуткого завывания ветра на уровне в Припяти и кончая диким ревом стартующих ядерных paкет, звучит здесь так, словно это происходит в твоем присутствии. Это ли не лучший комплимент компьютерной игре?
Еще один важный момент: в Call of Duty 4 как ни в каком другом шутере по звуку можно действительно ориентироваться. «Действительно» потому, что подобные вещи заявляет сейчас каждый первый разработчик, но на пpaктике они работают в двух-трех. Скажем, во время перестрелок в предгорьях Азербайджана автор этих строк в кромешной тьме умело вычислял по звуку, в каких конкретно кустах засели боевики. Наконец, знаменитый эффект контузии в Call of Duty 4 был также доведен до совершенства: любой, кто имел несчастье временно глохнуть от разорвавшейся неподалеку гранаты, сразу же узнает этот глухой «бум!», секундную паузу и последующий пронзительный свист в ушах.
И что бы там ни возражали некоторые скептики о важности этой номинации, мы тут все в «Игромании» уверены, что у этих самых скептиков возле монитора в лучшем случае стоят две пластмассовых колонки. Поверьте, друзья, даже 2000 рублей (которые, понятно, всегда нелишние), потраченные на ваше компьютерное аудио, изменят такое отношение раз и навсегда. Буквально каждый звук, издаваемый миром Call of Duty 4, с лихвой окупит вложения в дорогой усилитель и хорошие колонки. Только будьте осторожны: на шум местных перестрелок часто сбегаются участковые милиционеры и особо нервные соседи.
P.S. И вот еще интересная зарисовка. Саунд-директор Frontlines: Fuel of War, разговаривая с Олегом Ставицким о звуках в играх, заслышав о Call of Duty 4, сообщил: «Ну это просто пуристы! Они никогда не возьмут звук из аудио-банка и даже последний пистолет запишут сами». Охотно верим.
Музыка года
Halo 2
Жанр: эпический экшен
Издатель: Microsoft Game Studios
Разработчик: Bungie Studios
Рецензия: «» №7’2007
Если посмотреть на список фильмов и игр, прошедших проверку временем, легко заметить, что многие из них объединены одной общей чертой: музыка там не просто хорошая или выдающаяся, она запоминающаяся. Разве можно представить себе «Звездные войны» без узнаваемых с первых нот маршей Джона Уильямса? «Матрицу» без Clubbed to Death, Chateau и Furious Angel Роба Дугана, а также треков Дона Дэвиса и группы Juno Reactor во главе с Mona Lisa Overdrive? Metal Gear Solid без торжественной и техногенной музыки Гарри Грегсона-Уильямса и Норихико Хибино?
Таких саундтреков на самом деле немного (как и вообще произведений, которые проходят проверку временем), и одним из них является музыка к серии Halo. Изо всех фантастических игр про космос лучше музыки не было, кажется, больше нигде. Сочетая в себе самые малосочетаемые вещи (проникновенное хоровое пение запросто соседствует с электрогитарой), она берет за душу так, что ты с первой секунды понимаешь: вот он где, настоящий масштаб! Эта музыка завораживает и ложится под ткань игры столь хорошо, что представить на ее месте что-то другое просто невозможно.
Лично у меня первое соприкосновение с саундтреком Halo произошло восемь лет назад, в июне 2000 года. Я тогда посмотрел ролик Halo с E3 (см. его здесь: www.youtube.com/watch?v=99Hg6Ukcn3Q) и впечатлился настолько, что несколько дней не мог заснуть. Тот ролик я пересматривал еще десятки раз, и не в последнюю очередь из-за музыки.
Ее авторами являются два человека: Мартин О’Доннелл, являющийся штатным композитором и звукорежиссером Bungie вот уже десять лет, и Майкл Сальватори. Мартин более известен, он гораздо чаще фигурирует в интервью, но на самом деле ключевая роль в написании музыки Halo принадлежит не ему, а Майклу Сальватори.
По-настоящему самостоятельным произведением можно считать только саундтрек первой части. В Halo 2 и Halo 3 все основные треки, по большому счету, были те же самые, их только незначительно доработали и подготовили дополнительные композиции. Это не то чтобы очень плохо: такие гениальные вещи каждый день писать невозможно. О том, что это действительно гениально, говорят и продажи: музыка Halo 2 является самым продаваемым игровым саундтреком в истории. Так что мы с удовольствием (и диким запозданием, но это уже не по вине «Игромании») отдаем Halo 2 ее заслуженный приз.
Саундтрек года
Guitar Hero 3: Legends of Rock
Жанр: караоке для гитары
Издатель/издатель в России: Activision/Новый диск/Софт Клаб
Разработчики: Neversoft, Aspyr
Рецензия: «» №1’2008
В этом году мы наконец осуществили то, что давно пора сделать. Четко разделили два понятия: оригинальная музыка и лицензированный саундтрек. Под вторым понимается набор уже существующих композиций, лицензированных для игры. До последнего момента результат, в общем, был предопределен. Самый эстетский саундтрек года BioShock. Весь лучший джаз пятидесятых: Элла Фитцжеральд, Билли Холидей, Фрэнк Синатра.
Но на исходе года неожиданно случился Guitar Hero 3: Legends of Rock, в PC-релиз которого мы не могли поверить до последнего. И тут все встало на свои места. Продюсеры Guitar Hero 3 в рамках одной игры примирили всю рок-историю, начиная с семидесятых и заканчивая двухтысячными. Музыка в Guitar Hero 3 обладает уникальными свойствами. Набор из 71 (!) композиции содержит в себе все рок-эмоции, какие только можно себе представить: от откровенного идиотизма Kiss и sех Pistols до стоеросовой серьезности Metallica. Но что гораздо важнее придурковатая эстетика, саундтрек и собственно механика Guitar Hero 3, будучи сложены вместе в рамках одной игры, обладают универсальной привлекательностью. Как бы вы не относились к так называемой рок-музыке (а за последние несколько лет рамки этого понятия существенно раздвинулись), в игру гарантированно влюбляешься. То есть если ваша комната до сих пор увешана постерами Iron Maiden (которые, к слову, тоже здесь есть) без проблем, Guitar Hero 3 покажется интеpaктивным рок-гимном. Но если все эти заклепки, хаера и мотоциклы вызывают у вас ироничную улыбку, Guitar Hero 3 опять же придется кстати.
Это очень сложно объяснить, но через день игры у вас гарантированно начнет пробиваться метафорический хаер, а на руках материализуются кожаные напульсники с шипами. Guitar Hero 3 это одновременно очень смешно и очень круто.
Универсальность проекта хорошо видна на примере приглашенных звезд (которые «снялись» с помощью motion capture в ключевых сценах и каждый записали по оригинальному треку): Том Морелло, гитарист леворадикальной Rage Against the Machine; Слэш, гитарист китчевых Guns’n’Roses; и Брэт Майклс (Poison), такой архитипический стадионный рокер. Пользуясь случаем, редакция «Игромании» лишний раз сокрушается, что русская версия игры не содержит эксклюзивных рок-композиций. Константин Кинчев и группа «Алиса» тут пришлись бы как нельзя кстати. Не говоря уже о Борисе Гребенщикове.
Лучший юмор
Overlord
Жанр: экшен/ролевая игра
Издатель/издатель в России: Codemasters/Бука
Разработчик: Triumph Studios
Рецензия: «» №8’2007
Overlord всех так приятно удивил, что вопрос о его поощрении в итогах года даже не обсуждался. Но как именно отметить? У Overlord множество достоинств: приятная графика, отличный сюжет и по-настоящему свежий подход к гeймплею. Но конкуренция в этом году настолько жесткая, что в нашей десятке ему места не нашлось.
Поэтому мы решили, что наиболее честным решением в таких условиях будет вручить Overlord приз за лучший юмор. Если бы награждение происходило в специально отведенном для этого зале, то сам злой властелин не сдвинулся бы с места сидел бы себе за столиком, попивая сок из трубочки. На сцену за наградой рванули бы его верные гоблины. Вереща, они отобрали бы приз у ведущего, избив его для верности. А затем с подобострастием принесли бы сокровище своему господину. Вот только последнее делать не обязательно. Наш приз за юмор как раз гоблинам.
«Ну только посмотрите на эти безумные злые рожицы...», говорит их старый лидер Гнарл. Как можно не влюбиться? Гоблины смешны от начала и до конца: с того момента, как они радостно вылупляются из скважин, и до самой cмepти. В мире Overlord для них есть множество способов погибнуть: от огнеметов гномов, под копытами единорогов, в неглубоких ручейках (если не умеют плавать), при взрыве бомбы, которую они сами же несут. Но чаще всего по собственной воле, прыгнув в скважину ради пополнения жизни господина или усовершенствования его оружия.
Гоблины главные актеры театра, придуманного Райаной Пратчетт. Но все остальное тут не уступает в качестве исполнения. Overlord иронично, порой жестоко, но всегда очень умело высмеивает все штампы Толкиена и его многочисленных последователей. Отдельно хотелось бы отметить непомерно отъевшегося хоббита и гнома Гольдо, чье имя красноречиво свидетельствует о его пристрастиях. На орехи досталось и общечеловеческим порокам вроде пoxoти. Ну и внесюжетные остроты сделаны не для галочки, а с должным старанием. Чего стоят одни только служители ордена, которые дали обет молчания и зашили себе рты (что, впрочем, не отбило у них желания поболтать)!
В общем, юмор в Overlord одна из главных его достопримечательностей. Это изобретательные шутки с прицелом на подготовленную аудиторию, каковой мы с вами как раз являемся.
C заднего ряда, конечно, слышны выкрики: «Portal!» но безусловный шедевр Valve и так уже закрывает пятерку лучших игр года. Этого нам показалось достаточно.
Герои года
Kane & Lynch: Dead Men
Жанр: экшен
Издатель: Eidos Interactive
Разработчик: IO Interactive
Рецензия: «» №1’2008
Удивительно, но компьютерным играм по-прежнему не хватает ярких, запоминающихся героев. В кино с этим проще: там персонажей играют живые люди, которые сами по себе обладают хаpaктером и какой-никакой харизмой. В играх сложнее: героев, если только речь идет не о проекте по лицензии, надо придумывать и выписывать с нуля. Изобрести же что-то интересное, что-то за пределами основных архетипов (отважный морпех, злобный ученый и т.д.) мало кому удается.
Авторам Kane & Lynch: Dead Men это удалось, и удалось настолько хорошо, что их героев стали узнавать даже люди, далекие от компьютерных игр. Kane & Lynch это умело написанная и достоверная история о мести, покаянии и очень странной дружбе двух совершенно непохожих мужчин. Одного из них зовут Кейн того, что с проплешиной, пластырем на носу, омертвевшим глазом и огромным шрамом через все лицо. За свою жизнь он успел побывать офисным сотрудником, наемником, cмepтником и так бы закончил на электрическом стуле, не подвернись ему Линч (мужчина в летах с длинными сальными волосами и в больших очках) и не окажись его бывшие коллеги по преступному миру живы. В отличие от Кейна Линч, судя по всему, не имеет криминального прошлого, зато имеет нестабильную психику, а в cмepтники его записали за убийство жены, которое он предположительно совершил во время очередного приступа. Линча приставляют к Кейну, чтобы он следил за ним, но со временем отношения между этой парочкой вырастают в некое подобие дружбы: Линч открыто предлагает свою помощь, а Кейн, хоть и не показывает виду, явно в ней нуждается. Еще бы он не нуждался: судя по многочисленным намекам, Кейну предательство не в новинку. И когда он в одной из концовок улетает на вертолете, бросив своих партнеров, Линч лишь угрюмо цедит сквозь зубы: «Я знал это, знал с самого начала».
Мотивы Кейна обозначены с самого начала игры, с момента, когда обоих героев везут на казнь. Им движет покаяние, но это покаяние не за совершенные преступления, а за то, что он бросил семью. И он не видит ничего зазорного в том, чтобы искупить свою вину ценой множества трупов, в том числе трупов невинных людей.
Казалось бы, вряд ли можно сопереживать таким неоднозначным героям, но Кейн и Линч симпатии заслужили сполна. Не за свои мopaльные установки, а за свою взаправдашность.
Снаряд года
Team Fortress 2
Жанр: многопользовательский шутер
Разработчик: Valve Software
Издатель/издатель в России: Valve Software/Бука
Рецензия: «» №12’2007
Для тех, кто не в курсе: Team Fortress 2 легендарный индустриальный долгострой, как Prey (с которым все уже успокоились) и Duke Nukem Forever (с которым не угомонятся, похоже, никогда). Его релиз был намечен еще на 2000 год, через некоторое время после Team Fortress Classic (модификации первого Half-Life, с которой все началось). Время шло, про название потихоньку стали забывать, миром правил Counter-Strike.
Black (впоследствии Orange) Box требовал качественного наполнения, и Team Fortress 2 из всей плеяды «оранжевых игр» была самым удобным решением: великолепная концепция комaндной игры, восемь лет сохшая на полке, при нынешних технологиях требовала самый минимум ресурсов. Оттого и нагрянули так быстро первые трейлеры, а скоропостижный релиз даже смущал. Но Team Fortress 2, как выяснилось, лепили отнюдь не на коленке.
Лучший мультиплеер-снаряд года берет как минимум двумя качествами. Качество номер раз чувство стиля. Стиль и вообще какая-то визуальная изобретательность играм этого жанра не присущи. Team Fortress 2 исполнен настолько ярко, что ненароком начинаешь искать в этой игре сюжет. А его там, в отличие от сценария Unreal Tournament 3, нет. И правильно.
Второе качество идеальный игровой баланс. Ни один из восьми игровых классов нельзя как-то расставить в порядке убывающей полезности, со временем понимаешь, что каждый по-своему полезен, что пулеметчика можно убить обычной дубинкой, что шпион необязательно должен умирать после первой «проваленной явки», а пироманьяк за сорок секунд способен сжечь семнадцать боевых единиц врага. Все, чего просит игра взамен, вашего желания познакомиться с ее возможностями.
Почему все-таки не Unreal Tournament 3? Он был недалек от победы, и в какой-то момент мы даже отдали приз ему. Но представьте себе, что существует награда «Лучший вид спорта». Если бы каждый год этот приз получал футбол, было бы как-то скучно и обидно за остальных. Так что мы в этом году за хоккей. С мячом.
Капремонт года
Need for Speed ProStreet
Жанр: неожиданное перерождение
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: EA Black Box
Рецензия: «» №1’2008
Подзаголовок ProStreet новой части Need for Speed явно не к лицу: там почти нет городских улиц, как, впрочем, и уличных гонок в привычном «нидфоспидовском» понимании. Когда стало известно, что новая часть жанрообразующей гоночной серии будет совсем не похожа на предшественников, мы было подумали, что Electronic Arts заняты созданием прилежного клона Project Gotham Racing 4 (Xbox 360), где тоже присутствуют дорогие машины и улицы крупнейших городов мира. Но разработчики из EA Black Box шагнули дальше и соорудили игру, от которой вся западная пресса впала в натуральный ступор и с перепуга наградила феноменально низкими (в районе 6-7 баллов) оценками.
В первую очередь, новый Need for Speed стал заметно сложнее, что запросто может отпугнуть игроков, привыкших к прежним расслабляющим покатушкам. В связи с этим смена городских улиц на закрытые гоночные трассы выглядит не упущением, а вполне логичным шагом. Равно как и отказ от полиции, трафика и нескольких лишних игровых режимов. Все это, конечно, не превращает ProStreet в хардкорный автосимулятор, но заставляет играть и бороться за победу с почти забытым азapтом. Из других нововведений стоит отметить новую модель повреждений, которая не только оживляет игровой процесс (наказывая слишком ретивых гонщиков), но и отлично исполнена. Как, впрочем, и вся игра.
В общем, с ProStreet произошло то, чего от нее ну никак не ожидалось, она развернула серию в более серьезное, реалистичное направление. Вы впервые за долгое время начнете внимательно изучать самые малозначительные параметры тюнинга, испытаете давно забытое в NFS чувство когда до финишной прямой добираешься на зубах, волоча дверь по асфальту.
Сюжет, правда, скукожился до нескольких неинтересных роликов на движке, а количество гоночных трасс едва превышает десяток. Но это, как нам думается, вполне поправимые недостатки EA уже выпустили бесплатный Booster Pack с пятнадцатью автомобилями и двумя новыми треками. Да и для продолжения надо что-то оставить, если, конечно, разработчики будут развивать нынешнюю концепцию. Оптимальным, на наш взгляд, решением было бы выделить серьезные кольцевые автогонки в отдельную серию. Гиганту Electronic Arts это вполне по зубам существуют же одновременно официальная серия FIFA и «дворовая» FIFA Street.
А за смелость наша почетная номинация.
Феномен года
Resident Evil 4
Жанр: экшен
Разработчики: Capcom, Sourcenext
Издатель/издатель в России: Capcom/Новый диск
Рецензия: «» ¹4’2007
Несмотря на сближение (а местами даже срастание) консолей и PC, по некоторым пунктам их все еще разделяет огромная пропасть. Некоторые компьютерные игры, гремевшие на РС, Mafia, Half-Life 2 при миграции на консоли имеют примерно тот же «успех», какой имел бы концерт Аллы Пугачевой где-нибудь на Тайване. И наоборот: отдельные представители самого породистого консольного племени на РС оказываются почему-то никому не нужны. С играми Capcom Onimusha, Devil May Cry 3, Lost Planet объяснения долго искать не придется: их просто портируют задней левой ногой.
Меньше всего в этом плане повезло Resident Evil 4, одной из самых успешных игр последних трех лет. Мало того, что она вышла через два с лишним года после релиза на GameCube и более чем через год после выхода на PS2, так еще и перенос доверили печально известной фирме Sourcenext. В ее руках Resident Evil 4 из игры-на-все-времена (GC-версия до сих пор держит восьмое место в списке самых высокооцененных проектов на GameRankings.com) превратился в такое кошмарище, что без слез взглянуть было нельзя. Графика, и так уже не первой свежести, вышла еще хуже, чем на консолях, а то, что сотворили с управлением, описывается исключительно фразой: «Вы что, %#@*%, &#$@ли?». Без гeймпада игра превращалась в сущую пытку.
Но очень скоро выяснилась удивительная вещь: запаса прочности Resident Evil 4 хватило на то, чтобы пережить даже такое безобразное портирование. Sourcenext очень «старались», но несмотря на все их усилия и бесчеловечное управление, игра все равно стала народным хитом. Даже не имея гeймпадов, люди приноравливались к управлению и проходили Resident Evil 4 один раз, второй, третий, четвертый, пятый, десятый. Отдельные энтузиасты, приспособившиеся к управлению без гeймпада, радостно делились на форумах полезными советами в духе «как переназначить клавиши для большего удобства». Другие открывали всех персонажей в мини-игре Mercenaries (что и на консолях-то сделать непросто), а потом и вовсе пробегали игру на время. Мы лично знаем человека, который прошел Resident Evil 4 на клавиатуре за четыре часа. Воистину феномен года.
P.S. Capcom, кстати, вняли стонам поклонников и выпустили-таки патч, который вернул в Resident Evil 4 недостающие тени и освещение. То есть игра стала выглядеть хотя бы на уровне своего PS2-порта. И на том спасибо.
Наше все
Кодекс войны
Жанр: старомодный варгeйм
Издатель: 1С
Разработчик: 1С: Ino-Co
Рецензия: «» №9’2007
С российской игровой индустрией все стало совсем невесело. Об этом теперь уже можно писать открыто, а не шептать полунамеками. Об этом говорят на КРИ, об этом сами разработчики пишут в своих блогах, это активно обсуждается на главном профильном ресурсе страны, сайте DTF. Хорошие русские проекты в этом году можно посчитать по пальцам одной изуpoдованной руки.
Но вместе с кризисом произошло удивительное. Россия неожиданно стала прибежищем для жанров, в которые никто уже просто не играет. В частности, для пошаговых варгeймов. И вот тут оказалось, что это, кажется, наш конек. Heroes of Might and Magic 5 были все-таки приняты благосклонно. King’s Bounty, который доделывают во Владивостоке, уже сейчас выглядит потрясающе. А «Кодекс войны» лучшая русская игра этого года.
«Кодекс» прилежный, причесанный, очень опрятный и нарочито старомодный проект. Карта, разбитая на шестиугольники, пошаговая механика, обожаемый нашими разработчиками фэнтези-антураж. Но если оглядеться по сторонам, станет понятно, что никто сейчас так просто не делает. И очень зря. «Кодекс войны» настоящий ретро-гeйминг, направление, которое довольно серьезно развивается на Западе. Это очень уютная игра: как будто не было всех этих современных технологий, физики и прочего. Ее очень легко представить себе в 2D, а трехмерные фигурки это так, позерство, вроде 3D-шахмат. К тому же «Кодекс» очень приятно исполнен. Меню, эти кнопочки и завитушки, иконки персонажей все совсем как в Fantasy General, только лучше.
Безусловно, это PC-проект самого хардкорного толка. В него надо садиться играть с блокнотом и карандашом, просчитывая последовательность ходов на бумаге. Казалось, таким играм нет места в современной картине мира, но это не так у них есть своя аудитория, причем не только в России. На Западе Fantasy Wars (имя по загранпаспорту) приняли очень тепло средний балл по GameRankings.com на момент написания данного текста (26 декабря) составляет нестыдные 78%.
Тем временем «1С» приобрели разработчиков «Кодекса войны», компанию Ino-Co, и те, уже в новом звании, успели выпустить аддон под названием «Высшая раса». С которым явно поторопились. Пользуясь случаем, обращаемся к создателям: пожалуйста, не спешите. Это ни вам, ни игре, ни благородному жанру совсем не к лицу.
«Клюква» года
Call of Duty 4: Modern Warfare
Жанр: шутер-предупреждение
Разработчик: Infinity Ward
Издатель/издатель в России: Activision/Новый диск
Рецензия: «» №1’2008
По правде говоря, при подготовке нынешних «Лучших игр» на этом месте у нас планировалась номинация «Лучший сюжет», которую «» исправно выдает вот уже много лет подряд. И дело даже не в том, что в этом году не было хороших сюжетов, были, были хорошие, были даже отличные!.. Не было только сюжетов выдающихся, таких, которые запоминаются даже вне контекста игры.
Что там случилось в 2007 году? BioShock да, но главный сюжетный поворот с культовой фразой «would you kindly...», мягко говоря, не стал сюрпризом. «Ведьмак»? Тоже неплохо, но у местного сюжета есть ровно один недостаток (который, впрочем, в другом paкурсе стремительно превращается в одно из главных достоинств): проникнуться им смогут только поклонники творчества писателя Сапковского... Так что именно поэтому творческий комитет «Игромании» по вручению премий постановляет: номинацию «Сюжет года» временно отменить и заменить на «Клюкву», а ее уже без раздумий отдать шутеру Call of Duty 4: Modern Warfare. Где, если вы вдруг не знали, рассказывается о том, как в недалеком будущем банда националистов развязывает в нашей с вами стране гражданскую войну.
На самом деле люди, которые думают, что четвертый Call of Duty это антироссийская игра (да-да, в нашем сложном мире есть и такие), похоже, просто не умеют читать титры или понимать общий контекст. Несмотря на всю трэшовость и развесистую клюкву (чего только стоит сцена, где главный русский ультранационалист чеченского происхождения, одетый в тренировочный костюм Adidas, стреляется на крыше панельного дома в Припяти), Call of Duty 4 это на полном серьезе игра-предупреждение. Местный сюжет как будто взят из ближайшего выпуска новостей: радикалы, исламисты, нефтедоллары, гражданские войны... «У того, кто не жалеет о распаде СССР, нет сердца. У того, кто хочет восстановить СССР, нет головы», рано или поздно каждый, кто играл в Call of Duty, увидит эту культовую фразу Путина в одной из заставок и сразу все поймет.
Сюжет Call of Duty 4 гораздо глубже и актуальнее, чем кажется. Это простой, кристально ясный месседж, не направленный на каких-то там «американских гeймеров», а предназначенный для всех нас, кто не читает газет и не смотрит телевизор, но при этом живет в современной России: а что нужно сделать, чтобы такого никогда не произошло на самом деле? Так вот, для начала просто задуматься.
Разочарование года
Medal of Honor: Airborne
Жанр: шутер
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: EA Los Angeles
Рецензия: «» №10’2007
C Medal of Honor: Airborne ничто, как говорится, не предвещало грозы. Казалось, Electronic Arts поступательно делают вполне себе правильные движения. Выдержав достойную паузу, они очень кстати обновляют вызывающий доверие бренд. В начале 2007 года шутерам особенно сильно требовалась серьезная встряска, и идея превратить скриптовую WW2-игру в десантный симулятор виделась очень трезвой. Ролики соответствующие: EA играли на контрасте (вот так выглядят все стандартные шутеры, а вот так Airborne. И следующим кадром динамическая высадка прямо на поле боя). Идея, согласно которой вы могли приземлиться в любой точке карты, казалась верной. «Одна и та же миссия может превратиться в стелс-операцию или ожесточенную уличную схватку», сообщали нам в интервью. «Прекрасно, прекрасно», говорили мы и печатали скриншоты побольше. Апофеозом всего это явилась потрясающая, лучшая в этом году презентация. Electronic Arts вывезли автора этих строк и Антона Логвинова на натуральную военную базу и дали нам (а также другим представителям прессы земшара) настоящую десантную профподготовку.
Когда буквально месяц спустя случился релиз и Степан Чечулин принес в редакцию текст с итоговыми семью баллами, мы поначалу даже не поверили. Airborne оказался коротким, бодрым шутером про Вторую мировую, к которому в качестве необязательного развлечения прикрутили пресловутый десантный прыжок. По сути, высадка ничего не меняла вы так или иначе ввязывались в заскриптованный бой, а приземление вне радиуса так называемых «безопасных зон» пpaктически гарантированно означало cмepть. Мало того, самое приличное прилагательное, которое можно применить к Airborne, «бойкий». Фашисты исправно прыгают из-за углов, вы устало давите на гашетку. Игра оказалась лишена привычных вещей например, корректной физики. Декорации были намертво приколочены к полу, так что деревянные стулья и столы не мог пошевелить даже взрыв от гранаты. Ну и наконец, смехотворная продолжительность. Airborne это всего шесть (!) никак не связанных между собой миссий.
На этом фоне триумфальное перерождение сериала Call of Duty, этого вечного конкурента Medal of Honor, выглядело особенно выгодно. И пока Activision гордо объявляют, что пятая часть уже в разработке, EA лишь пристыженно молчат. Честно говоря, поделом.
"...Осталось только решить, что мы будем паять и зачем. Дабы облегчить принятие этого решения, в этой и нескольких последующих статьях я расскажу кое-что об электронных устройствах, радиодеталях и с чем, как говорится, их едят. Начнем с самых основ - то е...
11 05 2025 13:27:39
нововведения приходится выискивать буквально с лупой. Так, список оружия пополнился целым одним образцом. Графика по сравнению с оригиналом стала много лучше, но по нынешним стандартам картинка смотрится бедно. Искусственный интеллект чуточку поумнел. Гос...
10 05 2025 8:45:44
пароль может добыть даже человек, мало знакомый с хакингом. Страшно подумать, но, задав в YouTube поиск по связке слов «wow+account+hack», вы найдете более 300 видеороликов о том, как украсть чужой пароль. Разумеется, находится множество желаю...
09 05 2025 0:17:21
Радикальных отличий нет, есть только своя специфика. Для моделирования вертолета, например, нужна детальная поверхность земли, ведь летаем мы на малых высотах. Необходимо добавить в игру и специфических противников: технику, вооруженную мелкокалиберными с...
08 05 2025 0:52:54
Да простят меня за повтор, но Лара Крофт мертва. Сколь ни приятно нам было созерцать эффектные формы этой экзальтированной дамочки, теперь у нее есть конкурент, который и прыгает не хуже, и сальто делает, и по полу может перекатиться (чтобы избежать...
07 05 2025 21:44:25
В прошлом году у нас на тестах побывал первый за долгое время игровой ноутбук на процессоре AMD. Тогда это, правда, был скорее эксперимент — производители использовали домашний чипсет и настольный R7 2700. В начале этого года в продаже…|Игромания...
06 05 2025 18:58:48
Обычная квартира. “Хрущевка” или высотка, облезлые стены или евроремонт. Для всех нас квартира — это что-то обыденное, домашнее и безобидное. Дом — крепость, дом — защита в ночи, дом — надежный друг. И вдвойне жутко становится, если внезапно в доме п...
05 05 2025 14:59:34
"...Splinter Cell великолепно подходит для принудитель...
04 05 2025 22:41:32
"...Еще древним было известно, что, поставив нl...
03 05 2025 1:42:31
Canon Pixma iP2000 (струйный принтер), BenQ EW822U (внешний DVD-рекордер), A4 Tech NB-30 (беспроводная оптическая мышка), Kingmax DDR2 SDRAM (модули памяти DDR2 SDRAM), Genius SW-J2.1 330 (аудиосистема 2.1), Foxconn 915A01-P-8EKRS2 (материнка на основе I9...
02 05 2025 14:42:21
"...Даже на мощных машинах при максимальных настройках графики игра во время интернет-баталий заметно притормаживала. Сначала мы думали, что это проблемы коннекта, но потом кто-то запустил игру на слабой машине, снизив детализацию..."...
01 05 2025 20:47:28
Пpaктически забытый факт: в промежутке между Homeworld и Homeworld 2 господа из Relic Entertainment успели сделать Impossible Creatures — необычную, но абсолютно непонятую народом игру. Что, собственно, и неудивительно: представьте себе RTS, в которой...
30 04 2025 20:35:14
Во что играли 5 лет назадFar Cry Дата выхода: 2004Жанр: Гром в раюИздатель/разработчик: Ubisoft/CrytekВесна 2004-го для любителей шутеров и без Far Cry была полна надежд. В апреле мы играли в Painkiller. В июне ползали по закоулкам тюрьмы Butcher…|Игромания...
29 04 2025 12:39:17
Есть игры, популярность которых сложно объяснить одним лишь сухим перечислением достоинств. Продуманный гeймплей, приятная графика, атмосфера — это все хорошо, но некоторые проекты снискали такую любовь, что их мощное влияние уже невозможно…|Игромания...
28 04 2025 4:33:33
ОТ РЕДАКТОРА Интерфейс Изображение CD Изображение DVD Привет! Да, друзья, прошедший месяц был воистину cyмacшедшим: мегавыставка КРИ 2005, на которой ваш покорный слуга собственными глазами мог полюбоваться на шикарную игру “Герои меча и…|Игромания...
27 04 2025 12:24:47
«Сливы» по Overwatch 2, которые произошли накануне BlizzCon 2019, оказались правдивы, так что анонс во время церемонии открытия ни для кого сюрпризом не стал. А вот то, что именно Blizzard показала и рассказала о сиквеле, удивило…|Игромания...
26 04 2025 2:47:21
Хороших тактических ролевых игр всегда выходило мало, а в последнее время жанр вообще как будто трясется в предcмepтных судорогах. На портативных платформах разработчики еще пытаются изобразить что-то путное, ну а на домашних консолях за последние…|Игромания...
25 04 2025 20:50:13
«…Комплектные джойстики Xbox 360 не ругает только ленивый. Маленькие, скользкие, с неудобной крестовиной — все это доставляет массу неудобств. И хотя в прошлом году Microsoft обновила свой контроллер, но больше чем на перекраску кнопок и чуть более удобну...
24 04 2025 20:18:15
Paкетница способна стрелять тремя paкетами за раз (почти как в UT), а мачете имеет четыре разновидности атаки. Враги пpaктически не уступают в разумности живым игрокам, а лодки и машины ездят на запредельных скоростях. Несложно догадаться, что в оригиналь...
23 04 2025 20:28:33
«…Оригинальный Rocket Knight Adventures был прорывной игрой для своего времени. По сути, в нем впервые появилось то, что сегодня называют «вертикальным гeймплеем». У Спаркстера за плечами висел реактивный ранец, позволявший взмывать ввысь, чтобы перепрыги...
22 04 2025 11:50:56
«...Если вы считаете, что речь идет об игре про депрессию, джаз, мрачные улицы и еще более мрачного сыщика, глушащего виски в баре на углу, то вы, безусловно, правы. Есть лишь одна поправка: детектив Джои Маллон — мертв. Как и его собеседник. На карнизе с...
21 04 2025 15:21:16
озорная классика с вечно пьяным прищуром. Начав свою карьеру как “однорукий бандит” (это такие игровые автоматы в кино, кaзинo, салонах и магазинах), она отобрала у народов мира столько пятирублевых монет, что не снилось и иным олигархам...
20 04 2025 2:30:35
NOKIA 3650 ("умный телефон"), Mitsumi Bluetooth USB Adapter (WML-C52APR) (беспроводной USB-адаптер), ArtDio AMV-368 (носимый MP3/CD/VCD плеер), Canon CPK-A10 (любительская цифровая фотостудия), Epson Stylus CX-3200 (универсальный копир-сканер-принтер), R&...
19 04 2025 4:29:31
Пулеметная очередь сносит последних противников, и мы наконец-то прорываемся к выходу, спешно ища укрытие и готовясь защищать напарника, пока тот взрывает дверь. Но что-то явно не так, знакомая по сотне шутеров ситуация в этот раз отчего-то…|Игромания...
18 04 2025 0:12:48
► Передачи Новости индустрии Время: 36:58 За последний месяц в индустрии было множество самых разнообразных новостей, но, пожалуй, главное и самое шокирующее известие — закрытие студии Irrational Games, подарившей нам…|Игромания...
17 04 2025 12:28:11
Триумфальное возвращение одного из лучших юмористических квестов последнего десятилетия.ПЕРЕВОД: С долгожданным русским изданием Season 1 все оказалось одновременно лучше и хуже, чем мы ожидали. Чаемые бонусы (см. папку Bonus на DVD) не переведены и не...
16 04 2025 7:49:53
Очень увлекательный, интересный и красивый вестерн, немного напоминающий взрослую сказку. Верность и предательство, ковбои и индейцы, любовь и ненависть, безумные перестрелки и тихие вылазки делают Call of Juarez: Bound in Blood стопроцентным хитом и прет...
15 04 2025 23:50:44
Когда фотореалистичная графика уже не лезет в горло и всякие там Battlefield 1 и Call of Duty хочется послать куда подальше, вы заглядываете на антресоль, чихаете от пыли, достаете Sega Mega Drive и во имя Шварценеггера начинаете спасать бедовую жену…|Игромания...
14 04 2025 2:21:41
“Подавляющее большинство пользователей уже определилось с выбором того или иного почтового клиента и антивируса. В каждой из данных категорий наибольшей популярностью пользуются лишь две программы. Это Outlook от Microsoft и The Bat! от RITLABS среди почт...
13 04 2025 6:23:29
После провокационной Hatred, воплотившей в игровом формате будни вооружённого маньяка, студия Destructive Creations решила выпустить серьёзную стратегию....
12 04 2025 20:32:30
Сиквел игры по фильму — это, знаете ли, даже на шутку не похоже. Впрочем, пугаться пока рано, потому как The Incredibles была вполне себе приличным платформером, который наверняка пришелся по душе любителям мультфильма. Видя успех...
11 04 2025 6:42:10
За синими дверями всегда лежит красная ключ-карта и спавнится много ящиков с лутом. Причём не только обычных, но и военных. С их помощью вы быстро обзаведётесь хорошей экипировкой и в дальнейшем сможете зайти в монументы с красными дверями. Где…|Игромания...
10 04 2025 20:42:33
корпус, как настоящий Джеймс Бонд, может похвастаться не только глянцевым лоском, но и множеством мелких секретов и хитростей. Вот, например, верхняя крышка: на лакированной поверхности четко выделяются контуры спрятанного устройства. И точно —...
09 04 2025 23:24:58
В рубрике «Кунсткамера» мы рассказываем о самых интересных и необычных загружаемых играх, которые вышли за последние недели. Xbox Live Arcade, PlayStation Store, WiiWare и DSiWare, Apple App Store — во всех этих сетях регулярно…|Игромания...
08 04 2025 2:25:23
История зарождения Eastside Hockey Manager напоминает сказку про Золушку. В далеком 1999 году финн Ристо Ремес (Risto Remes) решил сделать на коленке полноценный хоккейный менеджер. Неосуществимая, казалось бы, идея со временем стала обретать ре...
07 04 2025 13:49:48
До выхода чипсета долгое время ходили слухи, что он получит название nForce5, что невольно указывало бы на превосходство над nForce4 для Athlon 64. Этого не произошло, хотя ряд улучшений у nForce4 SLI IE все же есть...
06 04 2025 14:18:33
"...Предупреждаю сразу: спасение дeвyшки с coблaзнительными формами растянется на десять огромных этапов. Слово "огромный" в данном контексте означает наличие на каждом уровне четырех подуровней, секретных локаций и просто фантастического количества монст...
05 04 2025 18:29:16
Модели для убийства Тема компакт-дискаАвтор:Олег Полянскийrod@igromania.ruНа нашем компакт-диске вы без труда обнаружите отличную подборку моделей для трех основных мультиплеерных игр: Quake 3, Unreal Tournament и Half-Life. Теперь вы сможете нарушить...
04 04 2025 5:51:21
"...Сухие цифры заставят вас нервно сглотнуть — внимайте: 3,20 ГГц, 2 (!) мегабайта кэша (для сравнения — все Pentium 4 до сегодняшнего дня поставлялись с 512 кб) и, разумеется, поддержка технологии Hyper-Threading..."...
03 04 2025 14:14:58
«…Нью-Йорк после событий первой части стал похож на город, чудом переживший апокалипсис: здесь больше разрухи, отчаяния и мpaка, а на улицах развешаны плакаты в духе советской пропаганды, на которых отважные солдаты помогают мирным жителям и детям. Теперь...
02 04 2025 11:53:22
нет места размеренности, абсолютно все нацелено на блицкриг. Строить базу не надо вообще. Основные здания — колодцы силы, приносящие энергию, которая необходима для использования карт, — уже есть на карте, их осталось только захватит...
01 04 2025 23:56:29
Тем, кто помнит героев Battlefield: Bad Company образца 2008 года, сегодня будет очень больно на них смотреть. Два года назад это были сорвиголовы и авантюристы, которые попали на службу в вооруженные силы по какой-то чудовищной ошибке. Сегодня их…|Игромания...
31 03 2025 0:18:23
Afterfall: Тень прошлого Alan Wake Alpha Polaris Apache: Air Assault APB Arcania: Fall of Setarrif Assassin’s Creed: Brotherhood Back to the Future: The Game Batman: Arkham City Battlefield: Bad Company 2 Battlefield: Bad Company 2…|Игромания...
30 03 2025 22:53:22
Автомобили, компьютеры, фотоаппараты — казалось бы, цельные готовые продукты, на которые, тем не менее, владельцы могут бесконечно спускать деньги. Кто-то тюнингует машину, кто-то гонится за свежими комплектующими, а кто-то перебирает все объектив...
29 03 2025 10:40:37
Bastion производит обманчивое впечатление: на скриншотах она кажется первоклассным приложением для iPhone с безупречной двухмерной графикой. Не верьте скриншотам. На самом деле Bastion выглядит настолько потрясающе, что мгновенно сжирает все ресурсы…|Игромания...
28 03 2025 15:27:20
На сегодняшний день рынок космосимов предлагает огромное количество проектов на любой вкус и цвет. Тут вам и сессионная Star Conflict, и хардкорная Elite: Dangerous. А также ворох аркадных леталок в духе Galaxy on Fire. Но что делать, если вам…|Игромания...
27 03 2025 1:48:50
Скажите, с чем у вас ассоциируется Lost Planet? Наверняка первое, что приходит в голову, — это бесчисленные орды флюоресцирующих жуков-акридов. Или оснащенные мощными пушками экзоскелеты VS (Vital Suit), с помощью которых эти орды очень…|Игромания...
26 03 2025 6:58:37
Некоторое время назад компания Parallax, прославившаяся выпуском Descent1 и2, раскололась на две независимых организации. И каждая занялась разработкой продолжения своего бесcмepтного детища. Outrage Ent. создает непосредственное продолже...
25 03 2025 17:53:17
«…Trion хочется пожелать ровно одного — нарастить темп. Они взяли отличный старт, хорошо понимают, чего хотят, и быстро воплощают свои задумки в жизнь. Но этого недостаточно. Rift играет на одном поле с World of Warcraft, не предлагая ничего радикально но...
24 03 2025 10:39:34
Вынос усилителя за пределы колонок не только положительно сказался на внешнем виде системы, но и благоприятно повлиял на ее звук — динамики избавлены от вредных магнитных потоков. Отрицательные стороны у такого решения тоже есть — пр...
23 03 2025 20:58:29
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::