Руководство и прохождение по "Crusader Kings: Deus Vult" > Minecraft истории
истории Minecraft    

Руководство и прохождение по "Crusader Kings: Deus Vult"

Руководство и прохождение по "Crusader Kings: Deus Vult"

Руководства Руководство и прохождение по "Crusader Kings: Deus Vult" 021.03.2008 09:13  |  Вот вам вечный вопрос: кто творит историю  народ или личность? Одни скажут: «Безусловно, личность». Другие: «Когда народ не готов к реформам, то никакой реформатор ничего не добьется». И оба, что хаpaктерно, будут правы. Сегодня речь пойдет о стр Руководства

Вот вам вечный вопрос: кто творит историю  народ или личность? Одни скажут: «Безусловно, личность». Другие: «Когда народ не готов к реформам, то никакой реформатор ничего не добьется». И оба, что хаpaктерно, будут правы. Сегодня речь пойдет о стратегии, в которой показано, как же обе эти точки зрения могут слиться воедино.

Дополнение Deus Vult для игры Crusader Kings (в русской локализации «Крестоносцы: того хочет Бог!») не скрывает в себе каких-то нововведений, призванных кардинально перекроить игровой процесс. И, признаться честно, это не особо-то требовалось. С момента выхода игры в 2004 году реалистичность творящегося на экране исторического действа была на высоте, а неизбежной расплатой за это была изрядная сложность в освоении. Но и назвать дополнение проходным, пожалуй, будет ошибкой. Все, что было возможно улучшить в оригинале,  улучшили. Что нельзя улучшить без изменения самой идеи игры  оставили прежним. А чтобы Deus Vult не походил на простую заплатку, в игру добавили несколько особенностей, которые еще более приближают «Крестоносцев» к «игре о том, как личности вершат историю». Вот с этого-то и начнем.

Они творили историю

Знакомьтесь, типичная горская армия XII века. Крепкая и надежная пехота, дешевое содержание. Для осады замков  то, что доктор прописал.

Добавились в игру и отношения между государствами (хотя правильнее сказать, между дворами). Колeблются они от +200 (великолепные) до -200 (сквернее некуда). Если два двора пребывают в дружбе, у их государей будет больше поводов сдружиться. А если ваши государства враждуют много лет, то даже схожесть хаpaктеров добрососедским отношениям не поспособствует.

Что же это за дружба такая? Теперь по ходу жизни персонажи имеют шансы сдружиться или рассориться с разными людьми. Друзья пpaктически всегда действуют в интересах друг друга, враги же стараются любым способом насолить. Если, к примеру, ближайший наследник стал вашим врагом, ждите визита убийц (по Шекспиру: «Рука тверда, дух черен, верен яд...»). Обратный пример: ваш друг-епископ, будучи избранным на пост папы Римского, запросто обеспечит вашим врагам много-много горестных лет. Причем по собственному почину.

Инициируют дружбу и ненависть всякого рода события. Иногда они происходят еще в отрочестве, в процессе воспитания. Иногда стимулом может стать война или лишение титула. Порой друзей заводят по принципу «Враг моего врага  мой друг». Но совершенно точно взаимоотношения зависят от черт хаpaктера, так что человек с сильной волей едва ли когда-нибудь станет приятелем слабохаpaктерного сопляка. В дополнение ко всему лояльность теперь стала свойственна не только вассалам правителя, но и его придворным. Если верность придворного опустится до нуля  он поспешит вас покинуть. Впрочем, если он уже состоит на одной из должностей, то обязательно спросит вашего разрешения. И тут уже встает вопрос вашей щедрости  повысить ли ему жалование, отпустить или выбрать промежуточное решение...

Осмелюсь заметить, что это  начало большого пути; следует ожидать, что подобная (вероятно, улучшенная) система появится в еще нескольких играх, причем не только авторства Paradox Int.

Но, пожалуй, самое фундаментальное изменение в системе персонажей  это отмена той, с позволения сказать, «селекции», которая царила в оригинальной игре. Там, если помните, было правило  хаpaктеристики ребенка в большинстве случаев примерно равны среднему арифметическому хаpaктеристик родителей. Поэтому игроки зачастую, не нагружая себя лишними династическими расчетами, выбирали ту невесту, которая гарантированно даст, так сказать, «хорошее потомство».

Сейчас же ситуация сместилась, как мне кажется, в сторону большего реализма. Начнем с того, что теперь дети не рождаются сразу со «взрослым» уровнем хаpaктеристик, так что дитя на троне  это серьезные проблемы у государства. Ежегодно как минимум один атрибут ребенка повышается на 1, но есть шанс, что он поднимется на 2, или же сразу все хаpaктеристики возрастут на 1. Таким образом, мы буквально наблюдаем за становлением будущего правителя.

Довольно рано у вас появится выбор  воспитать ли ребенка самостоятельно, отдать ли местному аристократу, монахам, отослать ли ко двору другого монарха. Тут тонкостей побольше. К примеру, оставив ребенка при себе, вы сможете контролировать его воспитание, но придется и больше раскошеливаться на родное дитя. Отправив же отпрыска к другому монарху, вы заметно улучшаете свои с ним отношения, экономите средства, но лишаетесь возможности контролировать развитие наследника.

Этим педагогический процесс, конечно, не заканчивается. Как известно, атрибуты так или иначе модифицируются чертами хаpaктера (кстати, число последних в дополнении значительно расширено), но сейчас не меньшую роль стало играть воспитание отпрыска. Дадите, скажем, в армейское воспитание  повысите шанс роста военных способностей, придворное  рост интриги, и так далее.

Как уже говорилось, введение в игровую механику понятий дружбы и вражды повлияло на многое. Вот и педагогика не осталась в стороне.

Допустим, вы решили оставить ребенка при себе. Похвально. Есть шанс, что ваше чадо сдружится с братьями и сестрами, да и с детьми придворных дружба будет очень полезна. Но чуточку невезения  и вот уже наследник короны с самого детства враждует со сверстником, будущим канцлером, а то и того хуже  с братом.

При иностранном дворе тоже есть свои плюсы и минусы. Со своими близкими не сдружится, но и, скорее всего, не рассорится. Зато может сблизиться с наследником чужой короны  крепкий союз вам тогда обеспечен. Может, конечно, получиться и в точности наоборот...

В общем, от выхода дополнения любители интриг и педагогики лишь выиграли.

Что нового в королевстве?

Первое, что сразу бросается в глаза,  это сильно переработанный интерфейс. Если раньше он был чрезвычайно сложен и в освоении, и использовании, то теперь  только в освоении.

Еще неделю назад граф Нортумберлендский был моим врагом. Сегодня он мой вассал, а его конники крушат манстерские фланги.

Окна персонажей стали намного содержательнее  теперь там помимо всего прочего можно посмотреть такие полезные сведения, как список претензий персонажа на титулы, круг его друзей и врагов, а также принадлежность к династии игрока (за это отвечает стилизованное обозначение в виде капли крови возле портрета персонажа). Да и добавление невзрачной кнопочки «Back» («Назад») сделало навигацию в бескрайнем море игровых персонажей гораздо более удобной. Приятно радует и экран назначения советников. Теперь не нужно просматривать хаpaктеристики всех придворных (которых порой накапливается по несколько десятков) и, закусив губу, назначать министров: «Моим маршалом будет... Забыл имя. Поехали заново!» Зайдите во вкладку назначения советников (ее в окне управления государством обозначает все то же изображение прислуги) и нажмите возле нужного вам министерского статуса кнопку «Appoint» («Назначить»). После этого вам покажут полный список годных для этой должности придворных, причем с указанием важной в данном случае хаpaктеристики (для маршала это будет военное дело, для канцлера  дипломатия, и так далее). Остается только выбрать и наслаждаться результатом.

Но еще более облегчает игру экран статистики (кнопка входа в него находится справа от мини-карты). В нем можно посмотреть всю возможную информацию о придворных, вассалах, члeнах династии, сводки о провинциях, армиях и составе ополчений. Особой благодарности заслуживают закладки, в которых можно узнать список невест со всей Европы, а также претензии ваших подданных на титулы других государств. В оригинальной игре, помнится, династические интриги и поиск подходящей невесты отъедали неприлично много времени из-за рутины. Теперь же довольно информативный список можно упорядочить по любому параметру и подробно ознакомиться с каждой личностью, дважды щелкнув на имени.

Приятной мелочью можно назвать подсказки о положении дел в королевстве, выполненные так же, как в Europa Universalis 3. Если, например, один из ваших вассалов демонстрирует слишком мало лояльности или принц достиг совершеннолетия и ждет женитьбы  вам об этом недвусмысленно напомнят ярлыки-закладки в правом верхнем углу экрана.

Новости большой политики

Как вы помните, все войны с единоверцами в игре ведутся только при наличии притязаний на чужой титул либо ради поддержания союзных обязательств. Так вот, в дополнении притязания на титул перестали быть вечными. То есть со временем, если ваш протеже не пытается воспользоваться своими притязаниями для начала войны, его амбиции вполне могут быть аннулированы. Теперь не получится единожды затратить некоторую сумму престижа на притязания, а потом лет сто ждать подходящего момента для войны. Еще одно связанное с претензиями нововведение  смена способа наследования автоматически дает претензии на ваш титул всем, кто раньше был в вашей линии наследования. А для крупных монархий это более чем серьезный ограничитель.

В последнее время глобальные стратегии от Paradox делают все больше шагов в сторону свободного развития событий. В Deus Vult это отразилось в том, что государи, вынужденные по какой-либо причине выбирать себе нового синьора, теперь делают это не на основе реальной истории, а исключительно по внутриигровым соображениям. Они учитывают и культуру будущего синьора, и его престиж, стабильность. Так что у крупных правителей теперь появился изрядный стимул вести мирную жизнь  расширить владения таким образом вполне реально.

К слову, стабильность  это тоже очередное нововведение. Как и в Europa Universalis 3, стабильность в Crusader Kings: Deus Vult колeблется от -3 (хаос) до +3 (благодать). Правда, тут достижение нового уровня стабильности, как и изучение технологий, сложно просчитать. Просто в зависимости от длительности мира (или, наоборот, войны), силы династии, способностей правителя, довольства населения и прочих факторов ежемecячно есть определенный шанс повысить или понизить стабильность государства. Параметр этот очень полезный  он дает и дополнительные доходы, и увеличение шанса открытия технологий, и внешнеполитический вес для тех же неопределившихся вассалов, и даже повышенный шанс изгнать разбойников из провинций.

Того хочет Бог!

Список потенциальных невест, отсортированный по величине приданного. Возглавляет его с тысячей золотых монет вдова византийского императора, дама 56 лет. Не правда ли, сладкая ягодка...

Постигли изменения и религию. Вернее, религиозные войны. Система, действовавшая в оригинальной игре, была все же не очень реалистичной  любая отбитая у иноверцев провинция автоматически переходила к доблестному завоевателю, так что игра на границах христианского мира часто превращалась в настоящую гонку в духе колонизации Дикого Запада. Чтобы этого не допустить, сделали два шага.

Во-первых, в нейтральных землях армия страдает от очень сильного истощения, так что шансы на успех имеет только хорошо подготовленный крестовый поход.

Во-вторых, христиан лишили права без объявления войны водить армии по территориям иноверцев, а захват провинции теперь дает лишь претензию на титул, а не само владение в вольное пользование. Совершенно логично, что при новой системе заключение мира с иноверцами больше не вынуждает христианина тратить благочестие. Но, что самое странное, монголов новые правила не затронули. Так что нашествие их орды по-прежнему пугает своим размахом.

Многие доработки относятся к общим военным правилам. Добавился новый пункт мирных переговоров (а именно принесение вассальной клятвы одной из сторон). Поправлена механика сбора военного ополчения  если вы потребовали от вассала мобилизации, то это автоматически означает и мобилизацию вассалов вассала. Кроме того, сражения стали менее кровавыми и затяжными  просто боевой дух войск стал падать гораздо быстрее, так что при явном превосходстве неприятеля войско может сбежать с поля битвы вообще без потерь. В отличие от оригинальной игры, «перехватывать» честно захваченные союзником провинции в Deus Vult не выйдет. Раньше провинция доставалась тому из осаждающих, чей титул выше. Теперь этот принцип работает только в случае, если у «перехватившего» уже имеются претензии на эти земли. Наконец, увеличилась роль восстаний. В дополнении повстанцы по прошествии небольшого периода времени с легкостью могут избрать себе монарха и таким образом официально обособиться от вашего государства, поэтому безразличие к мятежам  прямой путь к развалу страны.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Развитие системы взаимоотношений между историческими персонажами, новый подход к воспитанию наследников. Улучшенный интерфейс, доработанная игровая механика. Освоить игру новичку все еще очень тяжело.
Новизна
 6
Награда
Игра

Дополнение
Вердикт: Еще один великолепный подарок «серым кардиналам» и просто убежденным интриганам. Дополнение делает игру намного глубже и реалистичнее, только вот добраться до самого «вкусного» новичку, как и прежде, нелегко. Рейтинг

Игра
73%

Дополнение
80%

Основные принципы

Игра вышла давно, а выход дополнения  отличный повод начать с ней знакомство, даже если оригинал почему-либо прошел мимо вас. Поэтому напомню базовые правила Crusader Kings.

Пятилетний наследник трабизондского престола дружит с семилетним грузинским царевичем. Что хаpaктерно, познакомились они во время воспитания при дворе абхазского правителя.

Итак, игрок руководит не государством, а династией. Причем непосредственно под его контролем находится только глава рода (по совместительству  глава государства). Когда скончается он, вы примете руководство над его ближайшим наследником. Все остальные игровые персонажи (в том числе и принадлежащие к вашей династии) действуют по собственному усмотрению. Конечно же, вы вправе распоряжаться своими придворными и вассалами, но приказы будут честно выполняться только до тех пор, пока приближенные вам преданы. Впрочем, и беззаветно преданный персонаж  не безвольная кукла, но вполне может ставить себе цели, пусть и не противоречащие вашим. Так игроку и предстоит, приняв на себя роль кукловода, привести династию к могуществу.

Но европейские монархии не одинаково влиятельны. Все правители делятся на три ступени: графы (низшее звено), герцоги (середина) и короли (вершина). Конечно, система титулов такова, что король может одновременно быть герцогом и графом, но тут важен только наивысший статус. В чем выражены различия, рассмотрим в других главах. Сейчас же стоит упомянуть еще, что при старте игры вы можете выбрать между этими тремя ступенями, щелкнув по стилизованным под гербы кнопкам («крепостная стена»  короли, «одинокий замок»  герцоги, «поместье»  графы).

Играть за королей не проще, чем, например, за графов, разве что проблемы разные. Граф вечно старается пробиться на вершину вассальной лестницы и сохранить свой титул. Король мечтает о присоединении новых вассалов и надеется как-нибудь не развалить державу. Головные боли герцога стоят где-то посередине. На мой личный взгляд, играть королем все же интереснее  его жизнь богаче событиями. Хотя привести графа к королевскому титулу  это, несомненно, достойный подвиг.

Правление государством в Crusader Kings: Deus Vult можно условно разделить на несколько сфер:

  • дипломатия (отношения с вассалами, придворными, внешнеполитические интриги);
  • воспитание наследников (это тоже часть внутренней дипломатии, но очень уж обширная);
  • мирное развитие (управление доменом, реформы, развитие технологий);
  • военное дело (религиозные и династические войны).

Вот и рассмотрим их по отдельности.

Внутренняя дипломатия

Прогнило что-то в королевстве Датском.

Уильям Шекспир, «Гамлет»

К внутренней дипломатии условно относятся взаимоотношения вашего монарха с его вассалами, а также придворная политика. Начнем с больной темы всех крупных империй  с вассалов.

Без выстраивания феодальной пирамиды в больших государствах не обойтись. Причина вся в том, что каждый правитель имеет некий предел числа провинций личного домена (то есть земли, принадлежащей вам и никому более). Определяется он по простой формуле: ([параметр интриги государя]/2)*[модификатор титула], где модификатор титула равен 2 для королей, 1 для герцогов и 0,5 для графов. Кроме того, к максимальному размеру домена в XII и XIII веках добавляется одна провинция, в XIV и XV  три, а для византийского басилевса существует отдельная добавка в 10 провинций. Превысили предел  миритесь с падением доходов. Добавьте к этому и тот факт, что за каждого сына, не владеющего землей, приходится расплачиваться собственным престижем (в умеренном количестве, но все же...). Вот и выходит, что без вассалов  никак. Синьор, которому подчиняются два десятка верных вассалов, намного могущественнее, чем государь, держащий раздутый домен и гоняющий пару-тройку вечно бунтующих графов.

Интересная ситуация  мои владения втрое больше домена моего синьора. Пора подумывать о праведном сепаратизме.

Из всего выше сказанного следует: хороший вассал  верный вассал. Для повышения его лояльности существует множество инструментов.

  • Свадьба. Женив кого-то из своих придворных на придворном вассала, вы улучшите отношения между вашими доменами. В большинстве случаев подданные легче соглашаются на свадьбу, чем иноземцы, не связанные с вами вассальной клятвой.

Это важно: появившееся в дополнении окно статистики значительно упростило поиск «царственных дев», женитьба на которых сулит огромные политические плоды. Но не обольщайтесь, склонить их на венчание очень сложно. Поэтому чаще всего не стоит гнаться за журавлем в небе. А если все же решили гнаться, делайте это незаметнее. То есть предлагайте руку и сердце не тем, кто уже правит, а тем, через кого можно получить титул в будущем.

  • Набор ополчения. Нет, это не способ улучшить отношения, скорее наоборот. Но свести недовольство вассалов к минимуму более чем реально. Во-первых, учитывайте, набор войск в землях вассала вызовет ропот, если вы не мобилизовали хотя бы половину своих ополчений. Во-вторых, ведите войны только в случае, если все ваши вассалы предельно верны вам,  иначе набор войск может обернуться междоусобицей. В-третьих, если тот или иной вассал проявляет все меньше и меньше верности (то есть его лояльность ежемecячно падает более чем на 1,5), то постарайтесь мобилизовать в его землях ополчение до того, как его верность упадет ниже 40%  тем самым вы лишите его войск для междоусобной войны (только не забудьте сперва мобилизовать половину своих владений).
  • Послать подарок. Чаще всего это средство удержать подданного от конфликта, если его верность по какой-то причине упала ниже 30%, а вы твердо уверены, что со временем сможете вернуть его расположение. Крупных даров в таких случаях делать не надо  хватит десяти-двадцати мер золота. А вот задабривать, так сказать, заядлого вольнодумца дарами не стоит  если его лояльность неизбежно падает, то лучше не давать ему лишних средств для ведения войны и найма убийц.
  • Послать ребенка на воспитание. Не стесняйтесь отсылать детей на воспитание к соседям  это улучшает отношения между дворами и увеличивает шансы, что чадо подружится с наследником вашего вассала,  в будущем эта дружба пригодится. Но в то же время не советую отсылать детей к тем подданным, с которыми у вас вражда,  те могут и убить ребенка, и навязать ему всякие нехорошие привычки. Да-да, плохому научат...
  • Даровать титул. В идеале раздавать титулы надо тем, кто предельно верен своему синьору  это может быть члeн вашей семьи, друг или человек со схожими добродетелями. Причем перед подарком желательно изучить его детей  так, чтобы их добродетели совпадали с добродетелями вашего наследника. Так, по крайней мере, усиленный вами же феодал пробудет вашим верным подданным в течение двух поколений. Еще одна тонкость с раздачей титулов  старайтесь жаловать территории в разных частях государства, чтобы в случае междоусобицы вассалу было тяжелее собрать войска. А вот плохой ход  это сделать кого-то графом одинокой, отдаленной от вашего государства провинции. Случись конфликт с крупным королевством, враги бедолагу запросто могут лишить титула, а вам придется отбивать потерянное. Да и отделиться от вас такой вассал сможет без труда.
  • Лишить титула. Это нужно в тех случаях, когда нынешний вассал вам верен, но стар, и у него подрастает сынишка, который вас и вашего наследника терпеть не может. Пока негодяй не пришел к власти, можно уговорить старика отказаться от титула. При этом у вас ухудшится репутация, поэтому лучше сразу пожаловать вырученный титул одному из своих детей. И репутацию улучшите, и штраф к росту престижа уменьшите. Есть и еще одно применение  если род одного из ваших вассалов близится к прекращению, а наследником может стать кто-то «со стороны».

Королевская охота случилась очень вовремя. Если мой удельный князь во время преследования кабана не свернет себе голову, он будет вправе рассчитывать на дружбу новгородского правителя.

Наконец, всегда помните, что вассал  человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Если вас он недолюбливает, то запросто может и отказаться. Чем даст вам законный повод для войны.

  • Налог на титул. Это один из главных источников денег в игре. Чем больше вы собираете со своих вассалов, тем меньше размер ополчений, которые они могут самостоятельно содержать. Но вместе с тем уменьшается их лояльность. Когда вашего монарха любят и уважают (ежемecячный рост лояльности в среднем более 3%), смело поднимайте налог на титул до максимума. Если не все спокойно в королевстве или графстве (например, в первые месяцы царствования нового правителя)  порой разумнее опустить сборы.
  • Манипуляции с репутацией. Термин «репутация» в игре используется для обозначения тянущихся за вашим правителем «грешков». Повышение репутации негативно сказывается на лояльности вассалов, поэтому следить за ней надо со всей тщательностью. Повышают ее уже упомянутые агрессивные действия: претензии на титул, отъем его у вассала или получение оного по результатам мирного договора, а также разоблачение подосланного вами наемного убийцы. Смягчают репутацию раздача титулов и высокое значение благочестия. Причем благочестие учитывается сотнями единиц. То есть если ваше благочестие больше 100, но меньше 200, вы получите смягчение репутации на 0,028 единиц в месяц. Больше 200 и меньше 300  уже 0,039 единиц. И так далее. Правда, на запредельных значениях благочестия разница между сотнями уже не заметна. На мой взгляд, целенаправленно растить благочестие не обязательно  достаточно знать меру в агрессивных действиях и без стеснения жаловать титулы ближайшим наследникам.

С придворными уживаться легче, чем с вассалами. Тут главное  помнить два правила. Правило первое  вредный советник хуже татарина. Если его верность неуклонно падает, он будет часто обращаться к нашей царственной особе с ультиматумом: «Так деньги нужны, что аж уйти к другому феодалу хочется». Дадите деньги  советник останется с нами, но вскоре повторит испытанный прием вымогательства (а ближайший наследник может и убийцу на эти деньги нанять). Выгоните  ценный кадр уйдет к другому правителю. Но лучше всего выбрать вариант, снижающий лояльность советника, но оставляющий его на службе. Тогда у вас появится некоторое время на поиск ему подходящей замены, а потом пускай министр подписывает «уход по собственному желанию». С рядовыми придворными несколько проще  они смело уходят и вас не спрашивают, если верность опускается до нуля. Не жалейте об ушедших, толковых советников из недовольных все равно не выйдет.

Правило второе  после свадьбы жена переходит ко двору мужа. То есть особо незаменимых советников женского пола неплохо бы женить на ком-нибудь из своих ближайших подданных. Обратный ход тоже верен  у близких союзников или вассалов можно с довольно высоким шансом на успех переманивать толковых советниц. Вы же не откажитесь выйти за наследника английской короны?

Воспитание наследников

Ты не король, но королей родишь.

Уильям Шекспир, «Макбет»

Тонкостей с игровой педагогикой много  она, пожалуй, заслуживает отдельной статьи. Но пока дам лишь общие советы.

Итак, что же такого ценного в сыне (дочери) или внуке (внучке) нашего государя? Ну, во-первых, наиболее распространенные принципы наследования предполагают переход власти к сыновьям и внукам, а наследником пренебрегать нельзя. Во-вторых, даже обделенные отцовским завещанием дети чаще всего становятся верными вассалами (или на худой конец придворными) своего царственного брата  родственные связи значительно увеличивают рост лояльности. В то же время вражда между братьями вполне может иметь грустные последствия для государства. Поэтому задачи всякого заботливого родителя сводятся к следующему.

  • Наследники должны хорошо друг к другу относиться. Проще всего этого достигнуть сходством черт хаpaктера. Старайтесь в воспитании всех детей придерживаться примерно одного подхода. Пусть уж лучше все сразу будут угрюмыми грубиянами, чем грубияны идут вперемежку с добряками. Кроме того, поощряйте между ними дружбу и предотвращайте вражду. Для этого наследников со схожими чертами хаpaктера принуждайте почаще общаться (дав обоим, к примеру, армейское воспитание или отослав к одному и тому же воспитателю), а тех, кто хаpaктерами не сходится, разводите так, чтобы они друг с другом не виделись (пусть будут вассалами разных доменов или воспитываются в разных местах).

Шведский король унаследовал титул германского императора. И понеслось  войны, интриги, убийства... Результат  астрономически низкое значение престижа.

Это важно: к сожалению, нет никакой возможности выложить на страницах журнала статистику взаимоотношений между персонажами с разными чертами хаpaктера  слишком уж этих черт много. В целом можете положиться на интуицию  терпеливый мудрец недолюбливает опрометчивого ревнивца и так далее в том же духе. Но если вы твердо намерены узнать игровые цифры, то загляните в файл [папка с игрой]\db raits.txt.

  • Наследники должны друг друга дополнять. Идеальный правитель должен быть всесторонне развит, это не подлежит сомнению. Но зачастую совершенно нецелесообразно раздавать титулы сразу всем детям и внукам. Поэтому многие из них так и останутся при дворе в должности советников, притом весьма верных (конечно, для того, чтобы они были полезны на этой должности, их надо правильно воспитать). Один человек, как известно, не может занимать сразу несколько должностей, так что от маршала требуется только высокое знание военного дела, а от тайного советника  мастерство интриги. Поэтому совсем не обязательно растить всесторонне развитую личность (да и в большинстве случаев это почти невозможно), зато профессионала воспитать более чем реально.
  • Первый наследник должен быть воспитан оптимальным образом. Законы наследования в игре бывают различными, но чаще всего наследником становится старший сын. То есть он-то и есть ваш будущий король. И растить его надо с оглядкой на будущее развитие. Если воспитаете всесторонние таланты  великолепно. Но зачастую не стоит брезговать специализацией и для цесаревича. Скажем, если вы твердо уверены, что вашему государству нужна сильная армия, то выращенный в лучших военных традициях монарх будет очень кстати. Боитесь заговоров и не желаете раздавать домен  делайте ставку на интригу. И ни в коем случае не доверяйте его воспитание кому-то другому  оставляйте его при дворе. Затраты на воспитание окупятся с лихвой.

Это важно: помните, престиж и благочестие не передаются по наследству. То есть после cмepти прежнего правителя новый взойдет на трон с тем запасом престижа и благочестия, которые у него были до коронации. Когда ваш правитель состарится, не забудьте поводить наследника в победоносные походы, дать ему заработать славу и авторитет. Пока не поздно.

А как же поступать с теми, кого прислали к вашему двору на воспитание из других графств, герцогств и королевств? На мой взгляд, не стоит строить совсем уж нероновские интриги  с убийцами и несчастными случаями. Это все дорого, хлопотно и часто имеет нехорошие последствия для вашего престижа и благочестия. В конце концов, можно более тонкие и безобидные гадости творить  например, отслеживать черты хаpaктера других члeнов чужой династии и прививать посланному к вам воспитаннику прямо противоположные душевные свойства (а потом наблюдайте за руганью при чужом дворе). Ну, а если видите, что заморское чадо вполне может сдружиться с кем-то из ваших детишек или внучат (напоминаю, за это отвечают схожие черты хаpaктера),  лучше воспользуйтесь ситуацией. На моем опыте это чаще приносило положительные результаты.

Мирное развитие

Отдаем тебе весь этот край от той черты до этой, с лесною тенью, полноводьем рек, полями и лугами.

Уильям Шекспир, «Король Лир»

Придворная византийского басилевса согласилась выйти за нашего правителя. Убили двух зайцев  и налог по случаю свадьбы собрали, и советника нового получили.

Мирное хозяйство можно условно разделить на две сферы: пополнение казны и развитие науки. Между собой эти сферы активнейшим образом пересекаются: правильное развитие окупится деньгами, а деньги ускорят развитие.

И дело вот в чем. Наука в Crusader Kings организована необычно. Здесь нет никакой условной научной шкалы, заполнив которую, мы получим новый уровень технологии. Вернее, нам просто эту шкалу нигде не покажут. Принцип прост: каждая технология требует на свое изучение определенное число месяцев. Первые технологии изучаются довольно быстро  месяцев за 50 в среднем. На изучение поздних приходится тратить уже десятки лет. Но важнее всего то, что длительность изучения можно сокращать (а порой и увеличивать) за счет всевозможных модификаторов. Модификаторы начисляются за те или иные здания, исторические периоды, изученные технологии, хаpaктеристики правителей, уровень стабильности государства и много чего еще. Пpaктически любая технология ускоряется благодаря исследованным технологиям мышления, построенным в провинциях библиотекам и университетам. Привести полный список, увы, совершенно невозможно, он бы развернулся на несколько страниц. Если вы твердо решили глубоко разобраться в игре, можете воспользоваться файлом [папка с игрой]\dbvents\advances_event.txt.

Но и на этом наука не кончается. Будучи изученной, технология распространяется только на столичную провинцию вашего домена. Теперь ей предстоит распространиться по окружающим землям (необязательно вашим). Время распространения намного больше времени изучения, но это компенсируется тем, что подобный технологический обмен происходит по всей Европе. Кроме того, в более поздние эпохи распространение идет ненамного медленнее, чем изучение. Очень полезны в плане научного обмена всевозможные дороги и гавани.

Это фиолетовое пятно в центре русских земель  часть территории Византии. Более того, греческим императором стал некто Рюрик Рюрикович. Русские и греческие законы наследования позволяют творить чудеса.

На заметку: если желаете посмотреть карту распространения той или иной технологии, то выделите нужную вам технологическую ветвь в окне науки и поставьте карту в «режим взаимоотношений» (View relational map; вторая по счету кнопка в списке режимов карты). Точно так же можно просмотреть и распространение тех или иных законов наследования, светских и духовных укладов (их можно выделить в закладке законодательства).

Вот и получается, что в развитых землях и наука спорится. Но пополнение казны  тоже задача нетривиальная. Деньги мы главным образом получаем благодаря налогам (такие варварские методы, как грабеж провинций, рассматривать не будем). Налог на титул уже описан в главе, посвященной вассалам. Поговорим об остальных сборах. Итак, в игре есть три сословия, которые платят нам налоги, а еще одно  церковное  напротив, требует пожертвований. Несложно догадаться, что наша задача  максимизировать сборы с первых трех и минимизировать с последнего. Проблема в том, что всякое отклонение от среднего уровня налогов вызывает недовольство соответствующего сословия. В крайних случаях с недовольством можно смириться, но по возможности желательно держать лояльность сословий не ниже 80-90% (учтите также, что в разных провинциях она может разниться из-за всевозможных построек и технологий), иначе это самым негативным образом влияет на ваш доход. Вывод  в наиболее богатых землях старайтесь строить здания, повышающие рост лояльности самых «золотоносных» сословий  крестьян и горожан.

Это важно: не забывайте, крайние пределы ползунков сбора налогов определяются вашим светским и церковным законодательством. Впрочем, менять законодательства не советую, если только на дворе не конец XIV века и вы не уверены твердо, что здания и технологии позволят вам выжать из населения больше денег и предотвратить крупное недовольство.

Военное дело

Вот Глостер, враг всех добрых горожан, что сеет войны, презирая мир.

Уильям Шекспир, «Генрих VI»

Война в «Крестоносцах»  дело не столько хлопотное, сколько дорогое. Длительные войны сложны даже не потому, что ополчения постепенно тают, если провинции не могут их прокормить. Просто монархам приходится бросать на содержание армий последние деньги (да и грабители особо активизируются в провинциях, ополчение которых находится в походе). Можно выжимать их из населения и мириться с последующим недовольством. Можно грабить земли, но на этом много не заработаешь (грабеж больше подойдет для пакостей противникам), да и благочестие теряется. Оптимальный вариант  склонять часть врагов к выплате контрибуций. Иначе загоните себя в астрономические долги, вынуждены будете продать многие здания, лишитесь стабильности  в общем, приятного мало.

Медленно, но верно шотландцы вытесняют английскую монархию с островов. Да и сами не забывают про вассалов на континенте.

И все же без войн не обойтись. А они бывают разными.

  • Оборонительная война. Тут все более-менее ясно. Вас хотят лишить части владений или отбить у вас вассалов. В первом случае все не так уж страшно  если вы крупный герцог или король, то ваши вассалы не будут втянуты в конфликт, но при этом вполне могут посылать вам на службу свои ополчения. Конфликты крупных монархий чаще всего затягиваются и заканчиваются более-менее нейтральными соглашениями. Другой тип оборонительных войн  когда вы вступаетесь за вассалов. В этих ситуациях важно успеть к подданному на выручку, иначе его могут быстро лишить титула и вам придется долго и муторно возвращать потерянное.

Это важно: даже если вы, будучи графом, приобрели независимость, поспешите найти себе синьора покрепче. Графы-одиночки лишаются своих титулов в кратчайшие сроки  слишком легко их обидеть и принудить к подписанию горького мира.

Отдельный разговор  оборонительные войны против монголов. Бороться с Ордой очень тяжело, русским княжествам тут не позавидуешь. Хотя отразить нашествие все же реально  для этого либо надо сколотить крепкий союз княжеств и удерживать границы, либо постараться объединить русские земли под своей властью. Впрочем, это уже высший пилотаж, и повторить его получается не всегда.

  • Междоусобная война. Причина  ссора с вассалами или синьором. В первом случае ваша задача  не допустить распространения смуты на других подданных. Для этого снижайте налог на титул, не пользуйтесь ополчениями своих вассалов и после подавления бунта даруйте захваченные земли наследникам или прочим подданным, тем самым снижая плохую репутацию. Во втором случае важно получить верного союзника, желательно тоже подчиняющегося вашему синьору. Он-то вас наверняка поддержит, в отличие от чужака, который может предпочесть не портить отношения с вашим господином. Особенно «освободительная» междоусобица уместна в первые годы воцарения нового синьора, когда лояльность его подданных низка.
  • Завоевательная война. Войны такого рода ведутся либо с иноверцами, либо с братьями-христианами. Религиозная война относительно проста, в ней вы не встретите сложных дипломатических игр. В любой момент вы можете объявить войну язычникам или мусульманам, после этого можете либо завоевывать вражеское государство целиком, либо склонить его к подписанию мира на нужных вам условиях. В Deus Vult, как уже говорилось, захваченная провинция не становится автоматически вашим владением, так что без переговоров в любом случае не обойтись. Но особых хитростей в этих самых переговорах не существует.

«Король мертв. Да здравствует король!» Примерно так выглядит список вассалов после смены монархов. Вскоре их лояльность вернется к привычным 100%  налоги на титулы опущены до нуля.

А вот война с христианином  вещь более тонкая. Для ее начала нужна претензия на титул, и стребовать по итогам мирных переговоров мы можем лишь то, на что претендуем мы сами или наш соперник. Захват чужих территорий, конечно, лишним не будет, но будьте готовы к тому, что отобрать все захваченное невозможно без соответствующих феодальных формальностей. Помните также, что в конфликте между королевствами или герцогствами очень полезно склонять к войне не только самого короля или герцога, но и его мелких вассалов. У них отобрать титулы гораздо проще, а воспользоваться их войсками король все равно сможет независимо от того, участвует ли подданный в войне. И, наконец, не забывайте, что папа Римский склонен к миротворчеству. Затянувшийся конфликт рано или поздно будет им прекращен на нейтральных условиях. Лучше не спорьте с понтификом  отлучения от церкви и врагу не пожелать...

Теперь от военно-дипломатической стратегии перейдем чуть ближе к тактике. Нет, управлять войсками на поле боя мы не можем  нам остается только наблюдать за развитием боя (который в дополнении стал намного менее кровавым и более скоротечным). Главным образом победа на поле боя определяется двумя факторами: комaндирами сторон и составами ополчений (как количественным, так и качественным). С первым пунктом все ясно  чем выше военный навык полководца, тем лучше. Осложняется дело лишь тем, что выбирать мы можем лишь между знатнейшими комaндирами, то есть если в вашем стане одни лишь придворные, то вы сможете выбрать самого талантливого из них, но если там окажется хоть один граф, то полководцем станет он.

А вот с составом армий все интереснее. Всего существует семь родов войск: рыцари, легкая кавалерия, тяжелая и легкая пехота, копейщики, лучники и конные лучники (последние доступны только степнякам). Главным образом общий размер ополчения зависит от доходов конкретной провинции (больше благосостояние  больше ополчение) и военных и управленческих способностей правителя (с учетом советников). Разделение на рода войск происходит по следующей схеме: сначала определяется количество «мер» родов войск для провинции (см. таблицу «Войска: сословия, государственные строи и ландшафт»). Затем процент рода войск в ополчении считается по формуле:

(СУММА([мера данного рода войск от сословия]*[власть этого сословия в провинции]))/(СУММА([мера любого рода войск от любого сословия]*[власть этого сословия в провинции])).

Таблица 1
Войска: государственные строи, сословия и ландшафт
Сословие Меры войск
Горожане Базовое:
1 тяж. пех., 1 лучн.;
добавить 1 копейщ. в болотном ландшафте;
добавить 1 лучн. в горном ландшафте;
заменить 1 тяж. пех. на 1 копейщ. при народном самоуправлении (Popular Law).
Крестьяне Базовое:
1 копейщ., 1 лучн.;добавить 1 копейщ. в болотном ландшафте;
добавить 1 лучн. в лесном ландшафте;
заменить 1 лучн. на 1 лег. пех. при феодальном договоре (Feudal Contract);
заменить 1 лучн. на 1 тяж. пех. при традиционных обычаях (Traditional Customs).
Духовенство Базовое:
1 лег. пех., 1 тяж. пех.;
добавить 1 лег. пех. в равнинном ландшафте;
добавить 1 тяж. пех. в холмистом или горном ландшафте;
заменить 1 тяж. пех. на 2 лег. пех. при феодальном договоре (Feudal Contract);
заменить 1 тяж. пех. на 1 лег. пех. при традиционных обычаях (Traditional Customs).
Знать Базовое:
при превосходстве власти (Royal Prerogative): 1 рыц., 2 лег. пех.;
при феодальном договоре (Feudal Contract): 1 рыц., 2 лег. пех., 1 лег. кон.;
при традиционных обычаях (Traditional Customs): 1 тяж. пех., 1 лег. пех.;
при народном самоуправлении (Popular Law): 1 лег. кон., 1 тяж. пех.;
добавить 1 рыц. в равнинном ландшафте;
добавить 1 тяж. пех. в холмистом ландшафте;
добавить 1 лег. кон. в лесном ландшафте.

Рода войск имеют свои достоинства и недостатки. Лучники хороши тем, что наносят большие потери на первых этапах сражения. Учитывая, что боевой дух снижается теперь гораздо быстрее, вклад лучников в победу бывает довольно весом. Тяжелые пехотинцы универсальны, хотя лучникам и копейщикам достается от них с лихвой. Пикинеры с развитием технологий колющего оружия становятся очень хороши против конницы. Последняя отличается мощным натиском, так что небольшой отряд рыцарей и легких всадников порой разгоняет целые полчища легкой пехоты. А легкая пехота... Ее единственное достоинство в дешевизне содержания (в полтора раза дешевле всех видов пехоты, в 2,5  легкой конницы и конных лучников, втрое дешевле рыцарей), что делает ополчения с большой долей легких пехотинцев идеальным армиями для осады замков.

• • •

На этом все. Желаю вашему королевству процветания и благоденствия. Ибо того хочет Бог!


Medieval 2: Total War

Мало какая эпоха может сравниться со средневековьем по количеству войн и открытий. Неудивительно, что вдоволь набаловавшись с Древним Римом в Rome: Total War и аддонах, The Creative Assembly решила вновь вернуть нас в Европу XI—XVI веков, выпустив...

23 04 2024 19:50:16

Руководство и прохождение по "Mortal Kombat: Trilogy"

Много веков тому назад орден мудрейших людей с Дальнего Востока узрел пророчество о Темной Реальности, о Внешнем мире. В том мире правил жестокий император Шао Кан (Shao Kahn).Мудрецам стало известно, что однажды откроется проход между двумя мирам...

22 04 2024 13:14:59

Во что поиграть + лучшие скидки недели. SpongeBob SquarePants: Battle for Bikini Bottom Rehydrated, The Last of Us: Part 2, Secret Government, West of Dead

Всем привет! На этой неделе нас ждут: ремейк культовой игры про борьбу подводного монстра в квадратных штанах с армией боевых роботов; занятный проект от малоизвестной, но подающей надежды компании Sony: история про двух девочек, которые решили…|Игромания...

21 04 2024 12:30:33

Super Street Fighter 4 Arcade Edition

С момента консольного релиза в 2009 году Street Fighter 4 пережил уже две глобальных ревизии (Super Street Fighter 4 и Super Street Fighter 4 3D Edition). Казалось бы, все, что потенциально могло быть улучшено, уже улучшили, и все, что можно было…|Игромания...

20 04 2024 14:56:56

Ждем. World of Warcraft: Wrath of the Lich King

вопрос куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ныне в WoW есть целая прорва рейдовых инстансов, давно заброшенных за ненадобностью, и решение разработчиков взяться за Накс — ретушь лишь одного расплывающегося штриха в общем портрете...

19 04 2024 5:12:18

Сетевой блицкриг

"В глобальную тактическую стратегию "Блицкриг" встроена возможность игры по локальной сети и через интернет. Но чтобы играть по удаленному доступу, нужно правильно настроить игру. О том, как это сделать, мы с вами сегодня и поговорим..."...

18 04 2024 8:24:13

Steel Battalion: Heavy Armor

«…В брюхе стального зверя Kinect помогает озираться по сторонам (только поворачивать камеру почему-то приходится движениями рук, а не головы) и нажимать на разные интересные кнопки. Включать вентиляцию при задымлении, открывать и закрывать смотровое окошк...

17 04 2024 15:41:12

Gravity Rush

«…Главная героиня, Кэт, умеет управлять притяжением. Пpaктически в любой момент она может, словно в опыте «Гроб Магомета», воспарить над поверхностью, потом отправиться в свободный полет, а при необходимости еще раз наплевать на законы физики и сделать по...

16 04 2024 0:29:24

Hellgate: London

демонический спектакль чудным образом захватывает. Но это не столько заслуга сценариста, сколько художников и музыкантов. Используя все доступные ему приемы, «Хеллгeйт» конструирует безысходную атмосферу мертвого Лондона.Хотя вот сами уровни,...

15 04 2024 13:37:35

Battlefield Heroes

игра совершенно бесплатна, экономическую модель в Electronic Arts называют Play 4 Free — большая часть денег должна идти от рекламы на сайте. Разработчик с издателем клянутся, что реклама присутствует только в заставках, а поля сражения не будут заг...

14 04 2024 14:36:50

Горячая линия: железо

“У меня при загрузке Windows появляется ошибка kernel32.dll. Что это за зверь такой, и по каким причинам он может вызывать ошибки?” — Дмитрий Горячев круглосуточно готов оказать вам первую компьютерную помощь...

13 04 2024 22:56:47

Боевик в песочнице: Batman: Arkham Knight, Just Cause 3, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain

О номинации: многие боевики с самого начала крепко хватают нас за руку и ведут через сюжетные сцены, пальцем указывая, куда смотреть и чем восхищаться. Доля свободы в них если и есть, то строго по расписанию и небольшими дозами. Но некоторые проекты…|Игромания...

12 04 2024 19:15:11

Обзор фильма «451 по Фаренгeйту». Красивая антиутопия и небрежная экранизация

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгeйту» вышел в 1953 году, удостоился множества премий и был адаптирован для театра, киноэкрана и радиопостановок. Режиссёр экранизации 1966 года, Франсуа Трюффо, достаточно вольно обошёлся с…|Игромания...

11 04 2024 5:32:33

Сама скромность. Тестирование материнской платы Gigabyte GA-H61N-USB3

«…Intel взяла логику H67 Express и отрезала от нее все лишнее. Чипсет лишился контроллеров SATA Rev. 3 и RAID, пары слотов под оперативную память DDR3, четырех портов USB 2.0 и двух линий PCIe. В итоге осталось всего два DIMM, 10 USB 2.0 и шесть PCIe. В о...

10 04 2024 8:35:56

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2

Этой осенью Игромании исполнилось 20 лет. По этому случаю мы решили выбрать самые значимые, самые увлекательные и самые крутые проекты, которые вышли за эти два десятилетия. Была проделана колоссальная работа, в голосовании принимала участие вся…|Игромания...

09 04 2024 2:29:12

Охотники затерянного ковчега. Brink первый онлайновый шутер с синглплеером и в океане

«…В первом бесплатном онлайновом шутере лондонской компании Splash Damage Wolfenstein: Enemy Territory все происходило в декорациях Второй мировой, во втором — коммерческом FPS Enemy Territory: Quake Wars — на довольно-таки бaнaльном фоне атакуемой строгг...

08 04 2024 4:32:56

По волнам его памяти. Flashback: The Quest for Identity

«…В 1992 году Flashback, безусловно, выдерживал сравнение с киноблокбастером. Без продюсерских миллионов, армейской техники и лысины Брюса Уиллиса (на все лицо героя приходилась от силы дюжина пикселей) французы из Delphine Software задали такого «крепког...

07 04 2024 1:56:49

Metroid: Other M

«…К сожалению, новые разработчики лишь внешне копируют гeймдизайн Metroid, в душе Other M живет по лекалам среднестатистического слэшера. Вот мы побегали по коридорам корабля, вот порезвились на «свежем воздухе» (вся природа тут — лишь голограмма), вот бо...

06 04 2024 5:51:27

Donkey Kong Country Returns

«…соль Country Returns в особенном темпе, сочетающим в пределах каждого уровня меланхолию Super Mario Bros. и бешеный темп «Соника». Энергию этой игры нельзя передать словами: нужно скакать на пружинах, быстро хвататься за разваливающиеся платформы, увора...

05 04 2024 7:12:20

Пятничный косплей: Dark Souls 3, BioShock Infinite, Overwatch и Dota 2

Наша традиционная рубрика продолжает радовать вас отличным косплеем от наших соотечественников и не только. На нашей сегодняшней обложке — знакомьтесь, Екатерина Корбут из Санкт-Петербурга с хэллоуинским скином Ангела из Overwatch.…|Игромания...

04 04 2024 13:55:49

Играем: KillSkill

«…KillSkill принадлежит к тому странному типу игр, которые нравятся, но признаваться в этом очень стыдно. По первичным признакам это грязный, пошлый и безвкусный экшен. Здесь даже по меркам онлайна совершенно беспомощный движок. Оружие звучит примерно как...

03 04 2024 1:14:46

Игровая станция YO! (G017) Gamer Edition от ULTRA Electronics

...в компьютере стоит видеокарта Radeon X1950 XTX 512 Мб. Она все так же производительна и быстра, но с появлением Radeon HD 2900 XT и GeForce 8800 GTS сдает свои позиции. Посмотрим, что там дальше. Два гигабайта ОЗУ — признак хорошего тона......

02 04 2024 12:30:50

Руководство и прохождение по "Split/Second: Velocity"

Burnout: Paradise надежно закрепился на троне самой cyмacшедшей гоночной аркады, но у короля внезапно объявился незаконнорожденный наследник, который во многом может дать фору правителю. Красочные спецэффекты, неожиданные взрывы, потрясающее чувство скоро...

01 04 2024 16:24:26

Коды по "Mass Effect 2" (читательские пасхалки)

Если после завершения основной сюжетной линии не начинать новую игру, а продолжить старую, можно стать участником парочки интересных сцен. В одной из них, например, можно узнать, откуда у Легиона (гет в комaнде Шепарда) взялась броня подразделения…|Игромания...

31 03 2024 20:23:43

Один день до конца света. Team Fortress 2

Итак, у вас есть два ящика консервов, семьдесят пять восковых свеч, и вообще вы сидите в удобном бункере со стабильным безлимитным выходом в Сеть. Чем же скрасить последние вечера перед Днем-Который-Нельзя-Называть? Как сохранить хорошее настроение…|Игромания...

30 03 2024 1:11:57

Большие игры маленьких студий. Вспоминаем самые яркие примеры

Почти каждого гeймера хоть раз посещала мысль: «А ведь я бы смог сделать лучше». Следом за ней — возможно, ещё одна: «А ведь я смог бы сделать гениальную игру!» Правда, на этом этапе даже…|Игромания...

29 03 2024 19:53:21

Saira

«…Колышущиеся листья неизвестных науке папоротников, закаты на фоне идеально круглых вершин инопланетных холмов, какие-то светящиеся шары в воздухе и чудовища, состоящие из зубастой пасти и десятка глаз — каждый мир в Saira стоит того, чтобы его увидеть…»...

28 03 2024 19:30:27

Новинки рынка

DFI LANParty 925X-T2 (материнская плата для оверклокеров и моддеров), EPSON Stylus C65 Photo Edition (универсальный струйный принтер), Asus V9999 Ultra Deluxe (видеокарта на GeForce 6800 Ultra), Dialog KM-203SP и KM-204SP (мультимедийные клавиатуры), BenQ...

27 03 2024 22:59:48

Первый взгляд. Galactic Civilizations: Altarian Prophecy

Ни для кого не секрет, что оригинальная Galactic Civilizations, увидевшая свет в 1994 году, бесславно канула в Лету по одной-единственной причине — разработчики совершенно не подумали о пользователях Windows и выпустили игру исключительно под OS/2. Ли...

26 03 2024 11:27:19

Руководство и прохождение по "Unreal"

Вступление Unreal – новейшая 3D-action игра от фирмы GT Interactive. Она в точности оправдывает свое название, так как отличается от последних подобных игрушек гигантским количеством всяких мелочей и безделушек. К ним можно отнести красивейшие 3Dfx...

25 03 2024 7:33:12

Soldiers of Anarchy

Игра позаимствовала массу идей и концепций у своих предшественниц (пусть даже и в других жанрах). Во время ее прохождения вы не раз вспомните серию Fallout с ее хаpaктерной атмосферой "жалкого существования". Занимаясь покупкой и "тюнингом" боевой техники...

24 03 2024 0:34:52

Лучшие игры за 20 лет. Год 2009-й: Assassin’s Creed 2, Dragon Age: Origins, Borderlands

Assassin’s Creed 2 Один из лучших сиквелов в истории игровой индустрии и доказательство того, что Ubisoft могут сотворить шедевр если не с первой, то со второй попытки. Все же оригинальная AC была очень неровной игрой. В ней были любопытные…|Игромания...

23 03 2024 11:46:24

Первый взгляд. Blazecrafters

    Непонятно почему, но жанр "гонок со стрельбой" никогда не пользовался популярностью среди российских разработчиков (уникальные "Самогонки", конечно же, не в счет). А ведь, казалось бы, чего сложного? Красивый графический движок, прорабо...

22 03 2024 8:49:18

Shenmue 1&2: удалось ли переиздание легендарной саги?

Ю Судзуки — один из тех, кто определил вектор развития современного гeйминга. Именно он стал идейным вдохновителем игры, изменившей мир. Shenmue — проект-легенда, сага, что так и не завершилась. В 1999 году первая часть произвела…|Игромания...

21 03 2024 17:36:39

Киберспорт. Warcraft III: The Frozen Throne

Обзор нейтральных героев Одним из самых важных нововведений дополнения Warcraft III: The Frozen Throne было добавление в игру нейтральных героев, которых может взять любой игрок, независимо от выбранной расы. Сначала их было всего пять, но в…|Игромания...

20 03 2024 18:14:19

Вечера на хуторе близ Диканьки

Вряд ли Николай Васильевич Гоголь предполагал, что его тонкие и остроумные произведения ждет столь безоблачное будущее. Взять, к примеру, “Вечера на хуторе близ Диканьки”: тут и не один десяток переизданий, и почетное место в школьной пр...

19 03 2024 4:57:34

Играем по модему. Руководство Гeймера

играть хочется, и играть не с тупыми компьютерными противниками, а с живыми непредсказуемыми людьми. Конечно, многие пробовали играть не через Сеть, а попросту подсоединиться к другому модему напрямую, не тратя при этом драгоценные деньги. Но у всех ли эт...

18 03 2024 6:14:34

Чужие против Хищника: Реквием

Зачистка города проходит по всем киношным канонам. Люди пучат глаза и делают вид, что не знакомы с мировым кинематографом, а Чужие, не будь Дypaками, вовсю пользуются моментом: отключают свет во всем городе, устраивают инкубатор в родильном отделении боль...

17 03 2024 3:39:15

Riding Star 3

Отличная новость для тех, кто в детстве очень хотел завести пони, но по какой-то причине не сложилось. Riding Star 3 — очень достойная возможность наверстать упущенное. Первые две части серии широкого успеха не снискали, и найти какую-либо информацию о...

16 03 2024 7:15:18

Как крутились шестеренки. История Epic Games и сериала Gears of War

«…Уходящий год для студии Epic Games получился удивительно богатым на радостные события и красивые цифры. Сама компания отпраздновала двадцатый день рождения, пять лет исполнилось ее главному сериалу — Gears of War, чья третья часть установила рекорд по к...

15 03 2024 23:16:44

Руководство и прохождение по "Космические рейнджеры 2: Доминаторы Перезагрузка"

Дополнение получилось воистину странным. К нему приложили объемистые материалы по разработке серии, включая самые ранние демоверсии, огромное количество работ поклонников — от обоев на рабочий стол до игрушек «по мотивам» — и даже качественно выполненн...

14 03 2024 17:52:13

Горячая линия: железо

  &nbspПодскажите, пожалуйста, насколько значительным может быть прирост производительности при увеличении количества оперативной памяти? Сейчас у меня лишь 128 мегабайт. Я собираюсь купить еще памяти, но не знаю, следует ли…|Игромания...

13 03 2024 16:41:20

Яблочная революция, часть 2. История компании Apple будущее создается сейчас!

в конце 80-х и начале 90-х “мак” считался одной из самых перспективных игровых платформ, во всяком случае для Mac II было разработано игр не меньше, чем для связки IBM PC — MS DOS...

12 03 2024 13:24:32

Warhammer 40 000: Dawn of War 2

строительство упразднено вовсе, а борьба за точки отправлена на вечную ссылку в мультиплеер (в одиночной кампании они тоже есть, но нужны разве что для восстановления здоровья). Вместо этого здесь (только вы, пожалуйста, не падайте в обморок) партия герое...

11 03 2024 15:39:41

Соло на Valo. Тестирование игровой клавиатуры

«…ROCCAT Valo с сорока одной дополнительной клавишей На ROCCAT Valo даже отпетый фанат MMORPG найдет клавишу для самого редко используемого умения. А ведь есть еще и встроенный дисплей, и миниатюрный микрофон, и дополнительный разъем USB, и аудиопорты…»...

10 03 2024 5:20:56

Руководство и прохождение по "Prince Of Persia 3D"

Бояться и ждать. Ждать и бояться. Рассматривать скриншоты под микроскопом, играя в игру “Найди десять отличий от Tomb Raider” и постоянно себе проигрывая. Надеяться, что это будет тот самый “Принц”, который… Надеяться, что это не будет тот самый...

09 03 2024 5:28:44

Back to the Future: The Game - Episode 4 & 5

«…пpaктически с каждым персонажем можно поболтать за жизнь, а не только на сюжетно-важные темы. В какой-то момент Марти даже вынужден работать посредником на переговорах между молодым доктором Брауном и его отцом…»...

08 03 2024 23:48:42

Prey: Mooncrash. Луна и впрямь суровая хозяйка

Оригинальная Prey от разработчиков из Arcane Studios вышла в 2017 году. В ней игроку предстояло бороться с пришельцами, наслаждаясь грамотным гибридом элементов шутера и стелса в жутковатой атмосфере разорённой космической станции. Bethesda…|Игромания...

07 03 2024 4:57:39

Football Manager 2005

перед матчем позволяется выразить уважение или пренебрежение сопернику, причем делать это стоит максимально аккуратно: резкие и грубые комментарии могут негативно повлиять на дух комaнды и вашу репутацию...

06 03 2024 9:20:28

Обзор мультфильма «Легенды Mortal Kombat: Месть Скорпиона». Ни разу не сольник

Mortal Kombat — это уже давно не только файтинги. Франшиза, созданная Эдом Буном, Джоном Тобиасом и компанией, проявила себя во всех возможных форматах: фильмы, комиксы, сериал, мультсериал, веб-сериал. Анимационная полнометражка выглядела…|Игромания...

05 03 2024 0:19:15

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::