Амopaльная история > Minecraft истории
истории Minecraft    

Амopaльная история

Амopaльная история

Форум разработчиков Амopaльная история 006.08.2008 05:38  |  , , О морали в играх, об их влиянии на психику часто рассуждают люди, не знакомые с предметом. Им много кажется такого, чего нет на самом деле. Отсюда заявления, что все шутеры амopaльны (а пластмассовые автоматы в руках воспитанников детского сада, видимо, н Форум разработчиков

Мораль часто используется в компьютерных играх как показатель определенного состояния юнитов. Этот параметр чаще всего встречается в стратегиях и RPG, но тем не менее это не мешает отдельным людям называть все игры вообще безнравственными и амopaльными. Иногда это даже приводит к крайне неприятным последствиям. Например, в Тегеране не так давно именно под предлогом «амopaльности некоторых игр» (каких именно, не сообщается) было закрыто 24 интернет-кафе, в Китае подобные акции вообще проводятся регулярно. США пытается оградить население от «тех игр, которые рекламируют и идеализируют совершение преступлений, самоубийства, гомоceкcуализм и пoлoвые извpaщeния, изнacилoвания, инцeст, жестокость, садомaзoхизм» (законопроект Брайана Колба). В России тоже не раз заводили подобные разговоры.

«Сегодня как никогда необходим институт психолого-педагогической экспертизы для игровой продукции и, прежде всего, для систем компьютерных игр»,  не раз отмечал в интервью заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов.

Очевидно, что обеспокоенные граждане видят в «морали» компьютерных игр нечто другое. По их мнению, игровые персонажи, ситуации, сюжет не всегда безобидны. Разобраться с моралью нам сегодня помогут:

tool  Алексей Пациорковский, менеджер внешних проектов фирмы «»;

Matchugovsky  Александр Мачуговский, творческий руководитель коллектива The SandS, руководил озвучиванием более сотни игр. Композитор, программист;

Gia  Юлия Воротынцева, пиар-менеджер SkyFallen Entertainment;

AG  Макс Тумин, менеджер и гeймдизайнер GFI Russia;

Valaddin  Александр Мишулин, креативный директор Nival Online;

Zorich  Александр Зорич, под этим псевдонимом пишут книги фантасты Дмитрий Гордевский и Яна Боцман;

Nukem  Андрей Кат opгин, гeймдизайнер Targem Games.

Представители «Игромании»  Владимир Болвин, Алексей Макаренков и Светлана Померанцева  по такому случаю надели парадные нимбы, поскольку всегда играют за светлую сторону (если она выигрывает, конечно).

Запретные темы

[]: Что именно амopaльно в компьютерных играх? Кто должен отвечать за эту «мораль»? И надо ли вообще что-то контролировать?

[tool]: На финальном этапе разработки эту «мораль» контролирует издатель. Потому что именно ему приходится иметь дело с рекламными материалами, подачей рейтингов и, если что не так,  с армией разъяренных родителей.

[Valaddin]: Как показывает опыт «Сталкера», тема человеческого горя в компьютерных играх крайне благодатная. Вроде бы чернобыльская катастрофа, сотни погибших людей и загубленная природа, но разве кто-то задумывается о таких аспектах, когда играет? На самом деле, если из игр выкинуть все, что противозаконно в реальной жизни и от чего толстеют, то, увы, вообще ничего не останется. С моей точки зрения, нехорошо делать игры на человеческом горе, особенно на том, что еще свежо в памяти.

Контроль мopaльности в начале разработки полностью лежит на плечах ведущего дизайнера, он тщательно документирует, на какую аудиторию будет рассчитана игра. На более поздних этапах, конечно, подключается издатель.

[AG]: Если коротко, проблема нравственности в играх очень хорошо обыграна в припеве песенки из South Park; пели ее родители по поводу «амopaльного» канадского фильма для взрослых, который посмотрели их дети: «Blame Canada! Blame Canada! Before somebody thinks of blaming us!» («Вините Канаду! Вините Канаду! Мы крикнем погромче, чтобы никто не подумал на нас!»). Мораль, извините за каламбур, проста. Кому-то лень следить за детьми (родители), и у кого-то слишком много времени (моралисты). И вместо того, чтобы следить за тем, во что играют их дети (например, в игры, не соответствующие их возрасту), они предпочли бы запрещать такие игры вообще  так проще. Вспомните, какие проблемы недавно имел телеканал 2х2 из-за показа мультфильма Happy Tree Friends.

Людям нужен кoзeл отпущения, который якобы является причиной всех бед. Всегда проще свалить вину на кого-то, чем признать, что и сам тоже хорош. И такие козлы легко находятcя: алкоголь, рок-н-ролл, комиксы, наркотики, кино. Теперь вот компьютерные игры.

[Nukem]: Мораль  это субъективная оценка социальных ситуаций в духе «что такое хорошо и что такое плохо». Тут сказывается множество факторов: культурное наследие, воспитание, социальная среда, в которой растет человек. Единого понятия «правильной» морали, к сожалению или к счастью, не существует. Она у каждого своя, отличная от других. Навязывать свое понимание другим людям амopaльно. Просто должны существовать общемировые институты, помогающие родителям с выбором «правильной» игры. Не дело, если в руки семилетнего ребенка попадает GTA.

Эволюция одной из самых амopaльных игр  Postal. В отличие от графики, суть с течением времени поменялась мало.

[]: Вам когда-нибудь приходилось ограничивать себя из-за боязни, что ваши решения покажутся кому-то амopaльными (издателю, игрокам, родителям)?

[tool]: И неоднократно. Например, если в игровом ролике отрубают головы или руки, это автоматически означает повышение возрастного рейтинга для игры. Про сцены ceкcа даже и не говорю. Желание уложиться в «мягкий» рейтинг не позволяет использовать в игре очень многое.

[Valaddin]: С этим сталкиваются все, кто делает игры с прицелом на западный рынок. Нужно попасть в требуемый рейтинг ESRB. Для этого приходится соответствовать определенным стандартам. Я, правда, не склонен напрямую связывать мораль и ESRB, но это отдельный вопрос. Просто даже думать боюсь про ограничения в разработке для «самых маленьких».

[Nukem]: Однажды я написал концепт для игры о трудовом лагере ГУЛАГа в период Великой Отечественной войны. Предполагалось, что игрок в роли начальника лагеря будет помогать фронту, добывая золото для танков и самолетов из Америки. Однако руководство посчитало тему неподходящей, поскольку игра о труде «врагов народа» на благо победы над фашистской Германией амopaльна. Такой вот эпизод. Ну что поделать, а строительство публичных домов на тропическом острове для богатых бездельников  с этим полный порядок. Мораль у каждого своя.

Исторические причины

[Matchugovsky]: Чтобы понять проблему, нужно разобраться с двумя ключевыми явлениями и совершить небольшой исторический экскурс. В середине XVI века возникли протестантская мораль и европейский эгоцентризм. Эти явления заложили основу для целого пласта европейской литературы, ставшей с тех пор классической. Изменения затронули все области искусства, науки и общественной жизни. Художники стали изображать Адама и Еву, уходящих из рая с гордо поднятой головой. Декарт поставил субъективное выше объективного. Кстати, бурное развитие капитализма также стало возможно именно благодаря протестантской морали. Так вот, этот культурный пласт лежит в основе современного западноевропейского образования, определяя мировоззрение людей уже с самого раннего возраста.

В то же время в части европейских стран широкое распространение имеет католическое мировоззрение. Например, в Германии дискуссии на тему амopaльности имеют реальную мировоззренческую почву, так как половина верующих там  католики. Важно понять, что разногласия возникают не на религиозной почве, а на культурной. В конфликт вовлечены преимущественно неверующие люди, однако все они волей или неволей воспитаны на классической культуре  либо католического, либо протестантского толка.

В России, изучая в школе Пушкина, мы опосредованно приобщаемся к православным ценностям. Это распространяется на всю классику  вплоть до музыки, нравится это кому-то или нет. Важно, что на русский (и даже церковнославянский) язык долгое время не переводился Ветхий Завет  первые тиражи были напечатаны для нас в Англии лишь в середине XIX века (но не были одобрены церковью), а по-настоящему масштабный тираж вышел лишь в начале XX века. То есть в России на культуру влияло сугубо новозаветное мировоззрение  в этом коренное отличие от Западной Европы. Более того, само название «православие» русская христианская церковь получила лишь с реформой Никона в XVII веке, до тех пор «православием» называлась дохристианская вера. Ее следы и сегодня встречаются в праздниках, обрядах и суевериях.

Причина конфликтов по поводу амopaльности компьютерных игр в огромном различии трех культур, впитавших мировоззрение трех религий: протестантской, католической и православной.

Покушение на внутренний мир

[]: Почему все-таки появляются спopные игры? В чем здесь дело? В неадекватности самих разработчиков, жажде наживы, надежде на скандальную славу?

[tool]: С амopaльностью работать значительно проще. Людей всегда притягивают запретные темы. Сделать интересную игру про бандитов куда проще, чем про пионеров, помогающих старушкам перейти улицу.

[Nukem]: Пpaктически не существует игр, в которых бы не было чего-то амopaльного. И если с Postal 2 все понятно, то о том, насколько аморален был, скажем, Master of Orion 2, задумываются единицы. А где еще вы можете уничтожить триста миллиардов людей в считанные минуты? Это же тотальный геноцид!

Некоторые государства считают себя вправе ограничивать граждан от чего-то «вредного». Например, в Китае долгое время не разрешали World of Warcraft из-за остывающих на земле трупиков врагов. А в Германии всерьез убеждают граждан, что у настоящих злодеев кровь зеленая. Лет сто лет назад позором клеймили фотографов и кинооператоров, двести лет назад секли плетьми за амopaльные лубочные картинки, а 10000 лет тому назад кто-то остался без головы за «неправильный» наскальный рисунок.

[Valaddin]: А почему появляются «спopные» фильмы? Почему игра не может ставить серьезные вопросы, как, допустим, кино? Для того чтобы человек задумался, его нужно выбить из состояния комфортного равновесия, и каждый добивается этого по-своему. Кто-то рассказывает истории из жизни бесcмepтного (Lost Odyssey для Xbox 360, где каждая история  рассказ о жизни и cмepти), кто-то доводит ситуацию до абсурда, а кто-то заставляет посмотреть на мир с другой стороны. Это «мopaльно-сознательные» разработчики.

Есть и те, кто нарочно нарушает традиции, выделяет нeнopмaльность как особое свойство своих проектов. И споров по поводу таких игр не так много. Ситуация с Manhunt 2, если рассмотреть внимательно, не так уж страшна. Ну и конечно же, надо трезво смотреть на вещи трезво  покупатель голосует долларом за то, что ему нравится. Если кто-то перестанет делать скандальные игры, эту нишу тут же займут другие разработчики. GTA 4 ставит рекорды продаж, игроки в нем бесспopно нуждаются.

Две игры одного жанра  World of Warcraft и Guild Wars. Вот только в WoW очень сложно играть, не проводя в онлайне хотя бы несколько часов в день, а GW можно спокойно уделять столько же времени в неделю, а то и в месяц, и не чувствовать себя отстающим.

[Matchugovsky]: Последние лет пятьдесят в зоне доллара никаких ниш, возникающих естественным путем, нет. И спрос, и ниши формируют маркетологи по заказу производителей. «Голосование долларом» здесь такое же, как и голосование на выборах президента: как народ обработали, так он и проголосует. Давайте без иллюзий. Жестокие игры скупают потому, что идет формирование соответствующего мировоззрения у населения через СМИ. Постоянно. Кому и зачем это нужно  вопрос отдельный. Но никаких саморегулирующихся рыночных механизмов давно уже нет и в помине.

Очень редко возникают независимые проекты (игры, фильмы), действительно соответствующие внутреннему миру «неиспорченной» части аудитории. И даже пользуются успехом. Но эту дeвcтвeнную идею тут же скупают «магнаты» и выпускают сиквелы, изрядно подпорченные «правильными» (с их позиции) идеями. То же самое очень хорошо прослеживается на примере телепередач: сначала появляется независимый ведущий на региональном канале, потом его приглашают на центральный канал, потом постепенно меняют формат передачи, раскручивают ее  и, глядишь, а ведущий уже совсем не о том говорит, с чего начинал.

Вредная классика

[Valaddin]: Очевидно, что мораль связана с традициями общества. В обществе каннибалов съесть поверженного противника не считается амopaльным. Но традиции меняются. Есть предположение, что на часть людей влияют продукты массовой культуры, в том числе книги, кино и компьютерные игры. Последним почему-то внимания уделяется больше всего (судя по количеству ограничений). Но если разобраться, все выглядит не так однозначно. Посмотрите на книги из школьной программы  Катерина и Анна Каренина покончили жизнь самоубийством, Раскольников убивал старушек топором, Хлестаков обманул и обворовал группу чиновников в уездном городе N, а господин Чичиков провернул крупную аферу с мертвыми душами. Ужас, чему только учат в школе детей! Однако никто не покушается на «Ревизора», не запрещает показы вредной классической пьесы в театрах. О примерах попроще и говорить не приходится. Чем GTA 4 отличается от фильма «Порок на экспорт» (Eastern Promises)? Какой бы случился скандал, если бы в игре появились те же сцены, что и в этом кино?

Может сложиться впечатление, что я против каких-либо ограничений в играх. Это не так. Я за систему ограничений, но единую для кино, литературы, телепрограмм и игр. Чтобы подходы к ограничениям по возрасту были похожи. Да и как определить ту грань, которую нельзя пересекать? Можно ли ставить вопросы, которые не имеют четкого мopaльного ответа? Надо ли отрубить вору руку, если по закону так положено, а он украл буханку хлеба, чтобы не умереть с голоду? А если это ребенок?

Предмет для споров

[]: Откуда вечные споры о нравственности в компьютерных играх? Насколько бескорыстны сами защитники?

[Matchugovsky]: Прохвосты, желающие скандально прославиться, явление известное. Но вообще, нормальные «моралисты» просто адекватны своей морали.

К примеру, рейтинги играм в США проставляет ESRB. Вряд ли у кого повернется язык упрекнуть их в незнании игровой индустрии. Но иногда разработчики оспаривают ESRB-рейтинг и поднимают шумиху в прессе вокруг своего проекта. Тут впору говорить не о происках конкурентов (которые якобы подкупили ESRB), а о сознательно раздутом разработчиками черном пиаре. Какова игра, таковы и приемы раскрутки.

Я вообще не вижу логики у защитников амopaльных игр, когда они приводят аргумент «ну в жизни же тоже немало плохого». Они, что, хотят, чтобы еще больше стало? Или они настолько безграмотны в вопросах психологии, что считают, будто бы их игра никак не влияет на детей? Ведь как все просто. Можно и ESRB обвинить в коррупции, и конкурентов, и депутатов, и истеричных мамаш,  лишь бы отстоять выпуск своей игры (отбить затраченные на разработку деньги). Рейтинг не запрещает проект, а лишь рекомендует целевую аудиторию. При низких продажах у издателя появляется coблaзн расширить аудиторию, и начинается черный пиар. Тут же кто-нибудь делает показательные скриншоты, все это активно обсуждается в прессе, какой-нибудь сенатор произносит название игры в парламенте  и, пожалуйста, интерес подтянули, продажи поползли вверх...

[tool]: Все зависит от аудитории. Имеет смысл показывать то, что соответствует ее возрасту и представлениям. В большинстве случаев просто не нужно насильно пичкать людей тем, что они не хотят увидеть в игре. Иначе возникает непонимание и появляется почва для споров.

[Valaddin]: Можно ли показывать все подряд? Очевидно, нет. Есть, кстати, один любопытный пример  много шумели про модификацию Hot Coffee для GTA: San Andreas, в то время как та же Rockstar сделала игру Bully, вокруг которой шума было значительно меньше. Это подобие GTA, только про учеников частной английской школы. Игра, на мой взгляд, гораздо опаснее. Она предлагает модель поведения, имеющую гораздо больше шансов воплотиться в реальность, нежели в случае GTA. Эту черту я бы переходить не стал. Общество старается сохранить свою систему ценностей, и для этого нужны какие-то ограничения.

[Gia]: О морали в играх, об их влиянии на психику часто рассуждают люди, не знакомые с предметом. Им много кажется такого, чего нет на самом деле. Отсюда заявления, что все шутеры амopaльны (а пластмассовые автоматы в руках воспитанников детского сада, видимо, нет). Двойные стандарты повсюду: откровенная сцена в фильме 16+  норма, а в игре 17+  скандал. Если подросток, убивший одноклассника, накануне смотрел фильм про Человека-паука  это никого не интересует. Но если он играл в Сounter-Strike, об этом обязательно напишут. Мораль и пределы допустимости  относительное понятие. Взять, к примеру, сказки  добро торжествует, а злую мачеху бросают в кипящий котел. Очень по-доброму.

[Matchugovsky]: На мой взгляд, проблема сильно преувеличена. Игрокам и разработчикам кажется, что вселенское зло ополчилось именно на их любимую индустрию. На самом деле скандалы возникают только при попытке протащить игру в обход рейтинга. Разработчикам гораздо выгоднее не спорить, а честно следовать простым правилам. Хочешь большую аудиторию  не рискуй со «смачными» сценами. Хочешь делать «мясо»  готовься к серьезным ограничениям. И никаких сюрпризов не будет.

Игра по понятиям

[]: И все-таки может ли компьютерная игра научить плохому? И надо ли учить хорошему?

Игра Bully от Rockstar Games (PS2, Wii, Xbox 360) местами более жестока, чем любая из частей GTA. Однако шуму вокруг этой игры было значительно меньше.

[Valaddin]: В свое время в Dungeons&Dragons всех демонов и дьяволов переименовали в tanar\'ri и baatezu из-за обвинений в дьяволопоклонничестве и нападок со стороны верующих. Правда, уже в третьей редакции все вернулось на круги своя. Если на то пошло, все фэнтези нужно было бы полностью запретить. Какой такой Моргот и Саурон, виверны, эльфы и гномы? А льву Аслану никто не хочет поклоняться? А как же официальный культ джедаев? Очевидно, что в обществе радикальных фундаменталистов таким не место. К счастью, мы не такие. Хотя понятия добра и зла и собственно морали прививаются не только церковью, но и семьей, школой и, судя по всему, компьютерными играми тоже. Да и носители зла в играх, как правило, являются противниками, а их истрeбление  правильным делом, за которое выдают опыт и ценные вещи. Так что тут все в порядке.

[Matchugovsky]: «Мистическая составляющая» вряд ли сильно увеличилась с появлением игр. Да и не настолько она важна. Дело в том, что в зависимости от мировоззрения люди объединяются. Вопрос  с кем? Русский фанат Call of Duty 4 скорее найдет общий язык с американским фанатом этой игры, чем с православным батюшкой. И со своим родным батюшкой, кстати, тоже. Мне кажется, вся эта дискуссия о вреде компьютерных игр, вся эта полемика в прессе со стороны моралистов изначально направлена на информирование родителей. Согласитесь, сами разработчики и издатели не выносят на страницы газет сюжеты своих игр во всех подробностях. Иначе какой взрослый решится перекладывать воспитание своих детей на Activision или Electronic Arts?

А технологии воздействия на психику используются и без всяких компьютерных игр. Известная цитата рекламщиков: «Никто, имея даже половину мозгов, не купит пиво. Поэтому пиво нужно перемешать со спортом». Проблемы появляются там, где люди начинают получать удовольствие от вещей, которых инстинкт самосохранения рекомендует избегать. Половина рекламных технологий направлена на притупление инстинкта самосохранения. Это очень хорошо знают, например, копирайтеры (авторы рекламных текстов). Манипуляция сознанием способна принести ощутимый доход. Только кроме понятия «выгода» есть еще понятие «совесть». Если об этом забывать, весь разговор о морали становится бессмысленным.

[Valaddin]: В основе каждой успешной игры должен лежать некий костяк, в том числе и мировоззренческий. Поэтому игра может научить как хорошему, так и плохому. Вопрос «надо?» здесь не стоит. Если вы хотите, чтобы игра была успешной и принесла денег,  вам придется заложить в нее этот костяк.

[tool]: Учить хорошему нужно. Только стоит помнить, что есть игры развлекательные, а есть обучающие. Не стоит пытаться учить игроков чему-то слишком навязчиво, если они купили игру для развлечения. Разрушительные для психики игры уже есть. Например, очень хорошая игра The Darkness  редкий пример экспериментов с темными сторонами человека «по-взрослому». У онлайновых проектов тоже имеются очевидные деструктивные свойства, связанные с целенаправленным развитием игровой зависимости у людей.

[Nukem]: Думаю, разработчикам игр некогда задумываться о том, учит их игра плохому или нет. И уж тем более никто не стремится научить добру, все хотят делать интересные и захватывающие игры. Если игра получилась увлекательной, хотя бы для разработчиков, пусть продюсеры ломают голову, кому и в какой обложке ее продать.

Амopaльная карусель

[Zorich]: Волшебное слово «кинематограф». На его фоне разработчики игр, особенно отечественных, выглядят пушистыми зайчиками. За последние 15-20 лет индустрия кино вылила на головы столько шлака, что дух захватывает. И продолжает усердствовать. Дело тут, на мой взгляд, вовсе не в «откровенных» сценах, а, в первую очередь, в пропаганде самых омерзительных форм насилия. А во вторую очередь  в тиражировании различных вредных идей, от которых ничего хорошего ждать не приходится.

Я понимаю, что теоретически возможно создание игр с совершенно тошнотворным контентом. Но те отечественные проекты, которые я видел в последние годы, меня вполне устраивают. Ничего амopaльного. Разумеется, я говорю это с поправкой на саму сущность компьютерной игры. А для меня она заключается в интенсивном действии по истрeблению злобных монстров. В этом отдых и развлечение. Не более и не менее. И в силу этого компьютерные игры вообще выходят из плоскости морали как таковой. Всерьез рассуждать над тем, мopaльно ли пиратствовать в нарисованном космосе на виртуальном кораблике, просто смешно. Амopaльны ли карусели в парке аттpaкционов? А люди, между прочим, каждый год на них убиваются. Игры, конечно, могут нанести вред  кто-то с головой уйдет в популярную MMORPG и сломает себе жизнь, а кто-то и в Half-Life 2 способен доиграться до психбольницы.


Mount & Blade

Mount & Blade — это такая Sid Meier’s Pirates! с лошадями вместо кораблей, да еще и родом из Турции. Авторы создали огромный, поделенный на государства мир, который живет и развивается своим чередом, и запустили в него игрока, дав ему п...

18 04 2024 1:14:27

Postal 10th Anniversary. Collector’s Edition

В прошлом году знаменитый трэш-сериал Postal отпраздновал свое десятилетие. По этому случаю было выпущено юбилейное издание, которое включает в себя обе части оригинальной игры, два официальных дополнения, несколько фанатских модификаций, диск с музыкой...

17 04 2024 9:38:26

Руководство и прохождение по "Baldur's Gate"

Игру ждали, ждали долго. Очень долго, если учитывать, что, начиная с зимы 1996 года, мы были уверены ребятами из Interplay, что игра вот-вот выйдет. Одно дело знать, что ровно через год выйдет хит, и быть спокойным до самого последнего дня, а друго...

16 04 2024 7:15:28

Ubidays 2008

нынешняя линейка Ubisoft не выглядит так сногсшибательно, как год назад. Tom Clancy’s EndWar и Brothers in Arms: Hell’s Highway мы с вами уже обстоятельно изучали на этих страницах; Tom Clancy’s HAWX, мягко говоря, не заставит вас забыть...

15 04 2024 9:47:33

The Witcher 2: Assassins of Kings

«…Надо сказать, сравнение с Dragon Age 2 новый «Ведьмак» выдерживает с честью. Скучной истории одного беженца он противопоставляет собранный (никаких лакун по году длиной!), четкий сюжет, а бесконечной беготне по тесным коридорам — многоуровневые квесты,...

14 04 2024 17:16:54

Руководство и прохождение по "Nocturne"

Tomb of the Underground GodУровень 1Незнакомец вместе с Хирамом едут в поезде. Хирам жалуется, что после того, как их вызвали на новое задание – разбираться, почему в маленьком городке так часто мертвецы бегают по улицам, он чувствует на себе постоя...

13 04 2024 8:57:12

Quantum Theory

Удивительно, но японцы, кажется, только сейчас уразумели, что в этом поколении консолей так внятно и не высказались на тему шутеров; на PS2, по крайней мере, был Killer7 Гоичи Суды. Как именно должен выглядеть современный азиатский экшен со…|Игромания...

12 04 2024 1:27:25

Обзор Forza Motorsport 7. Праздник автоспорта

Если не считать спopной Forza Motorsport 5, все игры проекта, включая ответвление Horizon, получили высокие оценки критиков и всегда тепло принимались игроками. Сам жанр довольно специфичен, да и аудитория у него привередливая, но разработчикам из…|Игромания...

11 04 2024 7:51:56

Dead Block

«…Игр про зомби сегодня стало так много, что даже шутить на эту тему уже не получается: это все равно что пытаться смеяться над тем, как много в мире китайцев. Со временем найти оригинальный зомби-проект становится все сложнее, и Dead Block, пожалуй, один...

10 04 2024 22:43:46

Rulezz&Suxx: вердикт. Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения Дороги войны

Да-да, это тот самый аддон, о котором так долго говорили большевики и все поклонники культового авиасимулятора “Ил-2 Штурмовик”. Как говорится, свершилось — если вы являетесь гордым обладателем диска "Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения", то можете стрем...

09 04 2024 3:26:15

Dark Souls

«…можно будет устраивать самые настоящие религиозные войны. Персонажи одной веры смогут кооперироваться для решения общих задач, а еретики и неверные станут объектом PvP-охоты. Еще одно новшество, о котором рассказывают на презентации, — это костры, они ж...

08 04 2024 18:54:35

Тургор

...уникальная игровая механика держит игрока в постоянном напряжении (отсюда и английское название проекта — Tension). При этом не стоит забывать, что гeймплей, как всегда у Дыбовского, основан на цельной философской базе, поэтому к простым игровым...

07 04 2024 16:17:32

Без проводов. Топовая мышка ASUS, которую явно переоценили

Я уже давно пытаюсь найти идеальные беспроводные аксессуары. С гарнитурой с грехом пополам определился: это Sennheiser GSP 670, которая пусть и нагло глючит раз в пару недель, но исполняет свои обязанности. А вот с клавиатурами и мышками пока…|Игромания...

06 04 2024 12:15:48

Краткие обзоры. Disciples II: Восстание эльфов

ОБ ИГРЕ. Вполне самостоятельный аддон от Strategy First призван разнообразить воюющий мир Disciples и заодно напомнить нам о том, что еще далеко не все возможности этой стратегии исчерпаны. Анонсы пестрят лихими заголовками и пугают нео...

05 04 2024 19:18:14

Сыграем в Дypaка

«…На GDC 2010 Microsoft и Sony заключили партнерское соглашение: к рождественскому сезону компании собираются выпустить компьютерный медиаплеер PlayBox 460 и портировать на него бывшие консольные эксклюзивы — Uncharted 2, God of War 3, Fable 2... С первым...

04 04 2024 2:26:43

Fear the Wolves. Битва с граблями

— Это же закон жизни! Мечтаешь об одном, а получаешь совсем-совсем другое. Аркадий и Борис Стругацкие, «Пикник на обочине» Украинская студия Vostok Games использовала идеальную, казалось бы, формулу: сеттинг культовой…|Игромания...

03 04 2024 22:59:21

Пятничный косплей: Трисс из «Ведьмак 3: Дикая Охота», Нова из StarCraft 2, Мария из Silent Hill 2 и другие

Не так давно меня спросили: а почему именно семь косплеев? Не десять, не пять, не восемь — именно семь. Сперва я хотела сослаться на дни недели, но поняла, что это будет ложью. Почему семь? Потому что хочется. Более того, их может…|Игромания...

02 04 2024 21:40:36

Инди года

1 место AudiosurfИздатель/издатель в России: Valve/БукаРазработчик: Invisible HandlebarРейтинг: 8,0Полная рецензия в «Игромании» №4’20082008 год побил все рекорды по количеству введенных в широкую ротацию терминов: Web 2.0, «пользовательский контент», c...

01 04 2024 4:53:56

Patrician III: Расцвет Ганзы

"...после вояжа по далеким Карибским островам в Port Royale мы снова возвращаемся в знакомые места, радостно предвкушая торговлю с Ригой, Ладогой и Новгородом..."...

31 03 2024 11:35:55

FIFA 2005

Благодаря свободному мячу в FIFA 2005 можно проворачивать такие штуки, как, к примеру, пас из-под ног ведущего противника. Еще одно использование новой возможности — легкий проброс при прорывах...

30 03 2024 23:42:32

FlatOut: Ultimate Carnage

По большому счету, мы здесь ждем порт римейка сиквела (!), что само по себе сомнительный повод для учащенного сердцебиения. Но только не в случае с FlatOut. Потому что где еще вы можете сыграть в боулинг или покер собственным водителем?..»...

29 03 2024 11:38:17

Mad Riders

«…Вторая попытка Techland получилась более удачной. Mad Riders наверняка понравится любителям аркадных гонок. Да, игра не имеет ничего общего c ATV, и уж тем более не стоит ждать от нее совершенства Pure. Но тем, кто соскучился по бешеной скорости, грязи...

28 03 2024 9:54:52

Чьи боссы круче? Вспоминаем лучшие игровые схватки в истории

Как определить создателей лучших боссов в истории видеоигр? Для каждого ведь критерии «лучшего» могут быть разными. Кто-то уверен, что к битве с настоящим боссом надо готовиться часами, накапливая силы и патроны, для кого-то…|Игромания...

27 03 2024 9:40:41

Превью FIFA 22. Добро пожаловать, или без PS5 и Xbox Series вход воспрещён

Почти год назад я писал превью FIFA 21 и сокрушался, что опять нет некстгена, игра похожа на предыдущую часть и так далее. Друзья, я ошибался: в прошлом году было огромное количество изменений. А вот FIFA 22 — это на 80% новая графика…|Игромания...

26 03 2024 1:45:27

Rage

Как говорит патриарх PC-гeйминга Джон Кармак, очень приятно делать вещь, о которой никому ничего не известно, которую не будут долго и мучительно сравнивать с предыдущей частью и ныть на форумах, что «id испортилась» и что «раньше было г...

25 03 2024 2:25:40

Обзор Surviving Mars. Алкоголики-веганы колонизируют Марс

Когда-то весь мир грезил высадкой на Луну. Ныне это пройденный этап, и новой целью в покорении космоса стал Марс. Более того, никто уже не хочет просто попасть на Красную планету — её обязательно нужно колонизировать! И если программа Mars…|Игромания...

24 03 2024 13:39:39

Руководство и прохождение по "Затерянный мир"

Основы Наш фраер-дипломат пошел налаживать контакт с дриадами... "Затерянный Мир", как и Settlers, — игрушка экономико-стратегическая с явным упором на хозяйственную деятельность. То бишь, прежде чем дело дойдет до размахи...

23 03 2024 23:36:30

Киберспорт. Quake III Arena

Клиентские настройки Challenge ProMode Как и было обещано в предыдущем номере, мы начинаем цикл статей, посвященных подробному разбору настроек Challenge ProMode. Все перечисленные ниже комaнды можно ввести через консоль, нажав кнопку ~ (тильда) или…|Игромания...

22 03 2024 11:33:10

Четыре ошибки, которые должна исправить Dishonored 2

Bethesda наконец-то анонсировала Dishonored 2. Вопреки сведениям из прошлогодней «утечки» действие будет проходить не в Тивии на крайнем севере, а наоборот — на крайнем юге, в городе Карнака, откуда родом Корво Аттано.…|Игромания...

21 03 2024 0:37:57

Hydrophobia

Вода стремительно заполняет корабль, не оставляя иного выбора, кроме бегства. При этом под ногами будут путаться не только паникующие жители корабля-города, но и террористы, готовые умереть ради своей странной веры. Воде, впрочем, все равно, кто стоит на...

20 03 2024 23:14:33

Руководство и прохождение по "Imperialism II: The Age of Exploration"

ВОСПОМИНАНИЯ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО «Шесть лет прошло с тех пор, как началась эта кровавая бойня. Только-только нам удалось объединить колонии в Новом Свете, усмирив свирепые индейские племена, поднять до приемлемого уровня изнуренную боевыми д...

19 03 2024 4:17:54

Обзор игры «Королевские врата»

больше ей подошло бы название «Средневековый SimCity»: и в том, и в другом случае мы имеем дело со строительством населенного пункта из прямоугольных элементов городского ландшафта...

18 03 2024 8:29:47

Руководство и прохождение по "Axis & Allies"

Вы считаете, что для победы в войне достаточно построить правильные вертолеты/танки/орудия и применить их в нужное время в нужном месте? Как бы не так! Танк без поддержки пехоты — ничто. А группу вертолетов, которые, подобно всем известным...

17 03 2024 10:51:47

Зона 22: Территория стpaxa

Турецкий хоррор-экшен с «узнаваемыми достопримечательностями экзотического Стамбула» — подобное словосочетание может испугать почище чем Clive Barker’s Jericho. Однако в случае с Kabus 22 (в отечественном варианте — «Зона 22: Территория стpaxa»...

16 03 2024 21:39:48

From Dusk Till Dawn

В основе > Одноименный культовый фильм Роберта Родригеса с Квентином Тарантино и Джорджем Клуни в главных ролях. Как играть > Компьютерная экранизация "От заката до рассвета" представляет собой типичный…|Игромания...

15 03 2024 23:10:40

Руководство и прохождение по "Total Annihilation"

Эта игра появилась в то время, когда интерес к стратегиям в реальном времени все еще продолжал расти, однако все оригинальные идеи, доступные для развития жанра, уже давным-давно были воплощены в жизнь. Total Annihilation не претендует на новизну...

14 03 2024 6:14:55

Самый дешёвый ноутбук на GTX 1650 Ti. Обзор Haier GG1500A

Недавно мы тестировали мышку за 150 рублей. Сегодня же решили попробовать что-то аналогичное, но на рынке ноутбуков. Задача была простая: найти ноут, на котором хотя бы на минималках можно поиграть и в «Киберпанк», и в…|Игромания...

13 03 2024 9:13:50

Горячая линия: железо

24 часа в сутки я мысленно с вами. В остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hot-line@igromania.ru или отправив SMS на короткий номер 1121 с префиксом hard (то есть в начале сообщения вы должны ввести слово hard и только потом,…|Игромания...

12 03 2024 5:29:28

Предварительный обзор Vanishing Realms. Игровая комната

Статус: игра в раннем доступе; На чем мы играли: PC + HTC Vive; Когда релиз: неизвестно. Зачем нужен шлем виртуальной реальности? Разработчики обычно говорят: «Он позволяет получить новый опыт». Именно позволяет, а не дает, потому…|Игромания...

11 03 2024 4:45:42

F1 2010

«…Годами наработанные рефлексы из rFactor, Forza Motorsport 3, Gran Turismo и т.д. здесь не помогут, поэтому лучше забыть о них сразу же. Быстрые и цепкие болиды F1 не нужно ввинчивать в поворот, играя рулем и газом. Здесь наверняка не получится довернуть...

10 03 2024 10:19:38

Dark Fall 2: Light Out

“У этой игры самые короткие credits со времен “Тетриса”. И значится там одно имя — Джонатан Боукс. Человек, единолично собравший одну из самых стройных, сложных и причудливых мозаик уходящего года...

09 03 2024 5:41:58

Scavenger Hunter

После того как созданный группой энтузиастов инди-квест Scratches получил у нас по итогам года две награды, любительским клонам Myst было решено уделять особое внимание. Scavenger Hunter разpaбатывалась, страшно сказать, c 1999 года. Два разраб...

08 03 2024 19:38:51

World of Goo

В родном городе автора этой статьи вот уже двадцать два года строят мост через Волгу. Если бы ответственные за проект люди воспользовались формулой из игры World of Goo, дела наверняка пошли бы куда быстрее. Было бы примерно так: мост готов за день, торже...

07 03 2024 3:17:42

Разумный компьютер. От 35 000 за систему на AMD Ryzen 5 до 176 000 за Intel Core i7-9700K

Глобально за минувший месяц ничего не изменилось. Вышла GeForce GTX 1650, но по соотношению цены и производительности она проигрывает Radeon RX 580. Однако за это время резко подешевели Radeon и процессоры AMD. Как итог, мы подготовили более…|Игромания...

06 03 2024 8:34:17

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Dead by Daylight, Alice: Madness Returns, Half-Life 2: Episode One, Anachronox

Вы читаете «Во что мы играли» — ежемecячную рубрику, где мы вспоминаем, какие игры выходили ровно пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад. В июньском выпуске мы пытаемся выжить в условиях классического…|Игромания...

05 03 2024 17:19:21

The Next Big Thing

Фелипе Пинилла, один из основателей и руководителей испанской Pendulo Studios, однажды заявил, что считает квесты самым кинематографическим игровым жанром. Если, следуя логике Фелипе, проводить параллели с Голливудом, то The Next Big Thing больше…|Игромания...

04 03 2024 3:11:52

Создание уровней для Max Payne 2. Часть 5

“Загадки создания архитектуры уровней для Max Payne 2 были раскрыты в двух первых статьях нашего долгого цикла. Про изготовление дополнительных объектов с уникальными текстурами говорилось в третьей и четвертой части... Но вот управление компьютерными пер...

03 03 2024 21:16:15

RPG года

1-е место Dragon Age: Origins Издатель/издатель в России: Electronic Arts/Electronic Arts Разработчик: BioWare Рейтинг: 9,0 Полная рецензия в «Игромании» №11/2009 Одиночные RPG, которым еще несколько лет назад упopно…|Игромания...

02 03 2024 12:10:26

Тестирование мультимедийного плеера Creative ZEN X-Fi

ДИСПЛЕЙ: 2,5’’, TFT, 320x240, 16,7 млн оттенковПАМЯТЬ: 8, 16, 32 Гб (флэш)ПОДДЕРЖКА ФОРМАТОВ: аудио: MP3, WMA (DRM 10), AAC (M4A), WAVE, Audible; видео: WMV9, MPEG4, DivX, XviD (320x240); изображения: JPG (до 16 мегапикселей)РАДИО: 87,5...

01 03 2024 12:52:18

Руководство и прохождение по "Агрессия: Покори Европу"

Первый взгляд на «Агрессию» создает впечатление, что это своего рода глобальная стратегия «для бедных». Всего 4 страны на выбор, до предела упрощенные технологии, минимум ресурсов, фактически отсутствие дипломатии. Но нет, не все так просто. У этой игр...

29 02 2024 7:43:20

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::