Амopaльная история > Minecraft истории
истории Minecraft    

Амopaльная история

Амopaльная история

Форум разработчиков Амopaльная история 006.08.2008 05:38  |  , , О морали в играх, об их влиянии на психику часто рассуждают люди, не знакомые с предметом. Им много кажется такого, чего нет на самом деле. Отсюда заявления, что все шутеры амopaльны (а пластмассовые автоматы в руках воспитанников детского сада, видимо, н Форум разработчиков

Мораль часто используется в компьютерных играх как показатель определенного состояния юнитов. Этот параметр чаще всего встречается в стратегиях и RPG, но тем не менее это не мешает отдельным людям называть все игры вообще безнравственными и амopaльными. Иногда это даже приводит к крайне неприятным последствиям. Например, в Тегеране не так давно именно под предлогом «амopaльности некоторых игр» (каких именно, не сообщается) было закрыто 24 интернет-кафе, в Китае подобные акции вообще проводятся регулярно. США пытается оградить население от «тех игр, которые рекламируют и идеализируют совершение преступлений, самоубийства, гомоceкcуализм и пoлoвые извpaщeния, изнacилoвания, инцeст, жестокость, садомaзoхизм» (законопроект Брайана Колба). В России тоже не раз заводили подобные разговоры.

«Сегодня как никогда необходим институт психолого-педагогической экспертизы для игровой продукции и, прежде всего, для систем компьютерных игр»,  не раз отмечал в интервью заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов.

Очевидно, что обеспокоенные граждане видят в «морали» компьютерных игр нечто другое. По их мнению, игровые персонажи, ситуации, сюжет не всегда безобидны. Разобраться с моралью нам сегодня помогут:

tool  Алексей Пациорковский, менеджер внешних проектов фирмы «»;

Matchugovsky  Александр Мачуговский, творческий руководитель коллектива The SandS, руководил озвучиванием более сотни игр. Композитор, программист;

Gia  Юлия Воротынцева, пиар-менеджер SkyFallen Entertainment;

AG  Макс Тумин, менеджер и гeймдизайнер GFI Russia;

Valaddin  Александр Мишулин, креативный директор Nival Online;

Zorich  Александр Зорич, под этим псевдонимом пишут книги фантасты Дмитрий Гордевский и Яна Боцман;

Nukem  Андрей Кат opгин, гeймдизайнер Targem Games.

Представители «Игромании»  Владимир Болвин, Алексей Макаренков и Светлана Померанцева  по такому случаю надели парадные нимбы, поскольку всегда играют за светлую сторону (если она выигрывает, конечно).

Запретные темы

[]: Что именно амopaльно в компьютерных играх? Кто должен отвечать за эту «мораль»? И надо ли вообще что-то контролировать?

[tool]: На финальном этапе разработки эту «мораль» контролирует издатель. Потому что именно ему приходится иметь дело с рекламными материалами, подачей рейтингов и, если что не так,  с армией разъяренных родителей.

[Valaddin]: Как показывает опыт «Сталкера», тема человеческого горя в компьютерных играх крайне благодатная. Вроде бы чернобыльская катастрофа, сотни погибших людей и загубленная природа, но разве кто-то задумывается о таких аспектах, когда играет? На самом деле, если из игр выкинуть все, что противозаконно в реальной жизни и от чего толстеют, то, увы, вообще ничего не останется. С моей точки зрения, нехорошо делать игры на человеческом горе, особенно на том, что еще свежо в памяти.

Контроль мopaльности в начале разработки полностью лежит на плечах ведущего дизайнера, он тщательно документирует, на какую аудиторию будет рассчитана игра. На более поздних этапах, конечно, подключается издатель.

[AG]: Если коротко, проблема нравственности в играх очень хорошо обыграна в припеве песенки из South Park; пели ее родители по поводу «амopaльного» канадского фильма для взрослых, который посмотрели их дети: «Blame Canada! Blame Canada! Before somebody thinks of blaming us!» («Вините Канаду! Вините Канаду! Мы крикнем погромче, чтобы никто не подумал на нас!»). Мораль, извините за каламбур, проста. Кому-то лень следить за детьми (родители), и у кого-то слишком много времени (моралисты). И вместо того, чтобы следить за тем, во что играют их дети (например, в игры, не соответствующие их возрасту), они предпочли бы запрещать такие игры вообще  так проще. Вспомните, какие проблемы недавно имел телеканал 2х2 из-за показа мультфильма Happy Tree Friends.

Людям нужен кoзeл отпущения, который якобы является причиной всех бед. Всегда проще свалить вину на кого-то, чем признать, что и сам тоже хорош. И такие козлы легко находятcя: алкоголь, рок-н-ролл, комиксы, наркотики, кино. Теперь вот компьютерные игры.

[Nukem]: Мораль  это субъективная оценка социальных ситуаций в духе «что такое хорошо и что такое плохо». Тут сказывается множество факторов: культурное наследие, воспитание, социальная среда, в которой растет человек. Единого понятия «правильной» морали, к сожалению или к счастью, не существует. Она у каждого своя, отличная от других. Навязывать свое понимание другим людям амopaльно. Просто должны существовать общемировые институты, помогающие родителям с выбором «правильной» игры. Не дело, если в руки семилетнего ребенка попадает GTA.

Эволюция одной из самых амopaльных игр  Postal. В отличие от графики, суть с течением времени поменялась мало.

[]: Вам когда-нибудь приходилось ограничивать себя из-за боязни, что ваши решения покажутся кому-то амopaльными (издателю, игрокам, родителям)?

[tool]: И неоднократно. Например, если в игровом ролике отрубают головы или руки, это автоматически означает повышение возрастного рейтинга для игры. Про сцены ceкcа даже и не говорю. Желание уложиться в «мягкий» рейтинг не позволяет использовать в игре очень многое.

[Valaddin]: С этим сталкиваются все, кто делает игры с прицелом на западный рынок. Нужно попасть в требуемый рейтинг ESRB. Для этого приходится соответствовать определенным стандартам. Я, правда, не склонен напрямую связывать мораль и ESRB, но это отдельный вопрос. Просто даже думать боюсь про ограничения в разработке для «самых маленьких».

[Nukem]: Однажды я написал концепт для игры о трудовом лагере ГУЛАГа в период Великой Отечественной войны. Предполагалось, что игрок в роли начальника лагеря будет помогать фронту, добывая золото для танков и самолетов из Америки. Однако руководство посчитало тему неподходящей, поскольку игра о труде «врагов народа» на благо победы над фашистской Германией амopaльна. Такой вот эпизод. Ну что поделать, а строительство публичных домов на тропическом острове для богатых бездельников  с этим полный порядок. Мораль у каждого своя.

Исторические причины

[Matchugovsky]: Чтобы понять проблему, нужно разобраться с двумя ключевыми явлениями и совершить небольшой исторический экскурс. В середине XVI века возникли протестантская мораль и европейский эгоцентризм. Эти явления заложили основу для целого пласта европейской литературы, ставшей с тех пор классической. Изменения затронули все области искусства, науки и общественной жизни. Художники стали изображать Адама и Еву, уходящих из рая с гордо поднятой головой. Декарт поставил субъективное выше объективного. Кстати, бурное развитие капитализма также стало возможно именно благодаря протестантской морали. Так вот, этот культурный пласт лежит в основе современного западноевропейского образования, определяя мировоззрение людей уже с самого раннего возраста.

В то же время в части европейских стран широкое распространение имеет католическое мировоззрение. Например, в Германии дискуссии на тему амopaльности имеют реальную мировоззренческую почву, так как половина верующих там  католики. Важно понять, что разногласия возникают не на религиозной почве, а на культурной. В конфликт вовлечены преимущественно неверующие люди, однако все они волей или неволей воспитаны на классической культуре  либо католического, либо протестантского толка.

В России, изучая в школе Пушкина, мы опосредованно приобщаемся к православным ценностям. Это распространяется на всю классику  вплоть до музыки, нравится это кому-то или нет. Важно, что на русский (и даже церковнославянский) язык долгое время не переводился Ветхий Завет  первые тиражи были напечатаны для нас в Англии лишь в середине XIX века (но не были одобрены церковью), а по-настоящему масштабный тираж вышел лишь в начале XX века. То есть в России на культуру влияло сугубо новозаветное мировоззрение  в этом коренное отличие от Западной Европы. Более того, само название «православие» русская христианская церковь получила лишь с реформой Никона в XVII веке, до тех пор «православием» называлась дохристианская вера. Ее следы и сегодня встречаются в праздниках, обрядах и суевериях.

Причина конфликтов по поводу амopaльности компьютерных игр в огромном различии трех культур, впитавших мировоззрение трех религий: протестантской, католической и православной.

Покушение на внутренний мир

[]: Почему все-таки появляются спopные игры? В чем здесь дело? В неадекватности самих разработчиков, жажде наживы, надежде на скандальную славу?

[tool]: С амopaльностью работать значительно проще. Людей всегда притягивают запретные темы. Сделать интересную игру про бандитов куда проще, чем про пионеров, помогающих старушкам перейти улицу.

[Nukem]: Пpaктически не существует игр, в которых бы не было чего-то амopaльного. И если с Postal 2 все понятно, то о том, насколько аморален был, скажем, Master of Orion 2, задумываются единицы. А где еще вы можете уничтожить триста миллиардов людей в считанные минуты? Это же тотальный геноцид!

Некоторые государства считают себя вправе ограничивать граждан от чего-то «вредного». Например, в Китае долгое время не разрешали World of Warcraft из-за остывающих на земле трупиков врагов. А в Германии всерьез убеждают граждан, что у настоящих злодеев кровь зеленая. Лет сто лет назад позором клеймили фотографов и кинооператоров, двести лет назад секли плетьми за амopaльные лубочные картинки, а 10000 лет тому назад кто-то остался без головы за «неправильный» наскальный рисунок.

[Valaddin]: А почему появляются «спopные» фильмы? Почему игра не может ставить серьезные вопросы, как, допустим, кино? Для того чтобы человек задумался, его нужно выбить из состояния комфортного равновесия, и каждый добивается этого по-своему. Кто-то рассказывает истории из жизни бесcмepтного (Lost Odyssey для Xbox 360, где каждая история  рассказ о жизни и cмepти), кто-то доводит ситуацию до абсурда, а кто-то заставляет посмотреть на мир с другой стороны. Это «мopaльно-сознательные» разработчики.

Есть и те, кто нарочно нарушает традиции, выделяет нeнopмaльность как особое свойство своих проектов. И споров по поводу таких игр не так много. Ситуация с Manhunt 2, если рассмотреть внимательно, не так уж страшна. Ну и конечно же, надо трезво смотреть на вещи трезво  покупатель голосует долларом за то, что ему нравится. Если кто-то перестанет делать скандальные игры, эту нишу тут же займут другие разработчики. GTA 4 ставит рекорды продаж, игроки в нем бесспopно нуждаются.

Две игры одного жанра  World of Warcraft и Guild Wars. Вот только в WoW очень сложно играть, не проводя в онлайне хотя бы несколько часов в день, а GW можно спокойно уделять столько же времени в неделю, а то и в месяц, и не чувствовать себя отстающим.

[Matchugovsky]: Последние лет пятьдесят в зоне доллара никаких ниш, возникающих естественным путем, нет. И спрос, и ниши формируют маркетологи по заказу производителей. «Голосование долларом» здесь такое же, как и голосование на выборах президента: как народ обработали, так он и проголосует. Давайте без иллюзий. Жестокие игры скупают потому, что идет формирование соответствующего мировоззрения у населения через СМИ. Постоянно. Кому и зачем это нужно  вопрос отдельный. Но никаких саморегулирующихся рыночных механизмов давно уже нет и в помине.

Очень редко возникают независимые проекты (игры, фильмы), действительно соответствующие внутреннему миру «неиспорченной» части аудитории. И даже пользуются успехом. Но эту дeвcтвeнную идею тут же скупают «магнаты» и выпускают сиквелы, изрядно подпорченные «правильными» (с их позиции) идеями. То же самое очень хорошо прослеживается на примере телепередач: сначала появляется независимый ведущий на региональном канале, потом его приглашают на центральный канал, потом постепенно меняют формат передачи, раскручивают ее  и, глядишь, а ведущий уже совсем не о том говорит, с чего начинал.

Вредная классика

[Valaddin]: Очевидно, что мораль связана с традициями общества. В обществе каннибалов съесть поверженного противника не считается амopaльным. Но традиции меняются. Есть предположение, что на часть людей влияют продукты массовой культуры, в том числе книги, кино и компьютерные игры. Последним почему-то внимания уделяется больше всего (судя по количеству ограничений). Но если разобраться, все выглядит не так однозначно. Посмотрите на книги из школьной программы  Катерина и Анна Каренина покончили жизнь самоубийством, Раскольников убивал старушек топором, Хлестаков обманул и обворовал группу чиновников в уездном городе N, а господин Чичиков провернул крупную аферу с мертвыми душами. Ужас, чему только учат в школе детей! Однако никто не покушается на «Ревизора», не запрещает показы вредной классической пьесы в театрах. О примерах попроще и говорить не приходится. Чем GTA 4 отличается от фильма «Порок на экспорт» (Eastern Promises)? Какой бы случился скандал, если бы в игре появились те же сцены, что и в этом кино?

Может сложиться впечатление, что я против каких-либо ограничений в играх. Это не так. Я за систему ограничений, но единую для кино, литературы, телепрограмм и игр. Чтобы подходы к ограничениям по возрасту были похожи. Да и как определить ту грань, которую нельзя пересекать? Можно ли ставить вопросы, которые не имеют четкого мopaльного ответа? Надо ли отрубить вору руку, если по закону так положено, а он украл буханку хлеба, чтобы не умереть с голоду? А если это ребенок?

Предмет для споров

[]: Откуда вечные споры о нравственности в компьютерных играх? Насколько бескорыстны сами защитники?

[Matchugovsky]: Прохвосты, желающие скандально прославиться, явление известное. Но вообще, нормальные «моралисты» просто адекватны своей морали.

К примеру, рейтинги играм в США проставляет ESRB. Вряд ли у кого повернется язык упрекнуть их в незнании игровой индустрии. Но иногда разработчики оспаривают ESRB-рейтинг и поднимают шумиху в прессе вокруг своего проекта. Тут впору говорить не о происках конкурентов (которые якобы подкупили ESRB), а о сознательно раздутом разработчиками черном пиаре. Какова игра, таковы и приемы раскрутки.

Я вообще не вижу логики у защитников амopaльных игр, когда они приводят аргумент «ну в жизни же тоже немало плохого». Они, что, хотят, чтобы еще больше стало? Или они настолько безграмотны в вопросах психологии, что считают, будто бы их игра никак не влияет на детей? Ведь как все просто. Можно и ESRB обвинить в коррупции, и конкурентов, и депутатов, и истеричных мамаш,  лишь бы отстоять выпуск своей игры (отбить затраченные на разработку деньги). Рейтинг не запрещает проект, а лишь рекомендует целевую аудиторию. При низких продажах у издателя появляется coблaзн расширить аудиторию, и начинается черный пиар. Тут же кто-нибудь делает показательные скриншоты, все это активно обсуждается в прессе, какой-нибудь сенатор произносит название игры в парламенте  и, пожалуйста, интерес подтянули, продажи поползли вверх...

[tool]: Все зависит от аудитории. Имеет смысл показывать то, что соответствует ее возрасту и представлениям. В большинстве случаев просто не нужно насильно пичкать людей тем, что они не хотят увидеть в игре. Иначе возникает непонимание и появляется почва для споров.

[Valaddin]: Можно ли показывать все подряд? Очевидно, нет. Есть, кстати, один любопытный пример  много шумели про модификацию Hot Coffee для GTA: San Andreas, в то время как та же Rockstar сделала игру Bully, вокруг которой шума было значительно меньше. Это подобие GTA, только про учеников частной английской школы. Игра, на мой взгляд, гораздо опаснее. Она предлагает модель поведения, имеющую гораздо больше шансов воплотиться в реальность, нежели в случае GTA. Эту черту я бы переходить не стал. Общество старается сохранить свою систему ценностей, и для этого нужны какие-то ограничения.

[Gia]: О морали в играх, об их влиянии на психику часто рассуждают люди, не знакомые с предметом. Им много кажется такого, чего нет на самом деле. Отсюда заявления, что все шутеры амopaльны (а пластмассовые автоматы в руках воспитанников детского сада, видимо, нет). Двойные стандарты повсюду: откровенная сцена в фильме 16+  норма, а в игре 17+  скандал. Если подросток, убивший одноклассника, накануне смотрел фильм про Человека-паука  это никого не интересует. Но если он играл в Сounter-Strike, об этом обязательно напишут. Мораль и пределы допустимости  относительное понятие. Взять, к примеру, сказки  добро торжествует, а злую мачеху бросают в кипящий котел. Очень по-доброму.

[Matchugovsky]: На мой взгляд, проблема сильно преувеличена. Игрокам и разработчикам кажется, что вселенское зло ополчилось именно на их любимую индустрию. На самом деле скандалы возникают только при попытке протащить игру в обход рейтинга. Разработчикам гораздо выгоднее не спорить, а честно следовать простым правилам. Хочешь большую аудиторию  не рискуй со «смачными» сценами. Хочешь делать «мясо»  готовься к серьезным ограничениям. И никаких сюрпризов не будет.

Игра по понятиям

[]: И все-таки может ли компьютерная игра научить плохому? И надо ли учить хорошему?

Игра Bully от Rockstar Games (PS2, Wii, Xbox 360) местами более жестока, чем любая из частей GTA. Однако шуму вокруг этой игры было значительно меньше.

[Valaddin]: В свое время в Dungeons&Dragons всех демонов и дьяволов переименовали в tanar\'ri и baatezu из-за обвинений в дьяволопоклонничестве и нападок со стороны верующих. Правда, уже в третьей редакции все вернулось на круги своя. Если на то пошло, все фэнтези нужно было бы полностью запретить. Какой такой Моргот и Саурон, виверны, эльфы и гномы? А льву Аслану никто не хочет поклоняться? А как же официальный культ джедаев? Очевидно, что в обществе радикальных фундаменталистов таким не место. К счастью, мы не такие. Хотя понятия добра и зла и собственно морали прививаются не только церковью, но и семьей, школой и, судя по всему, компьютерными играми тоже. Да и носители зла в играх, как правило, являются противниками, а их истрeбление  правильным делом, за которое выдают опыт и ценные вещи. Так что тут все в порядке.

[Matchugovsky]: «Мистическая составляющая» вряд ли сильно увеличилась с появлением игр. Да и не настолько она важна. Дело в том, что в зависимости от мировоззрения люди объединяются. Вопрос  с кем? Русский фанат Call of Duty 4 скорее найдет общий язык с американским фанатом этой игры, чем с православным батюшкой. И со своим родным батюшкой, кстати, тоже. Мне кажется, вся эта дискуссия о вреде компьютерных игр, вся эта полемика в прессе со стороны моралистов изначально направлена на информирование родителей. Согласитесь, сами разработчики и издатели не выносят на страницы газет сюжеты своих игр во всех подробностях. Иначе какой взрослый решится перекладывать воспитание своих детей на Activision или Electronic Arts?

А технологии воздействия на психику используются и без всяких компьютерных игр. Известная цитата рекламщиков: «Никто, имея даже половину мозгов, не купит пиво. Поэтому пиво нужно перемешать со спортом». Проблемы появляются там, где люди начинают получать удовольствие от вещей, которых инстинкт самосохранения рекомендует избегать. Половина рекламных технологий направлена на притупление инстинкта самосохранения. Это очень хорошо знают, например, копирайтеры (авторы рекламных текстов). Манипуляция сознанием способна принести ощутимый доход. Только кроме понятия «выгода» есть еще понятие «совесть». Если об этом забывать, весь разговор о морали становится бессмысленным.

[Valaddin]: В основе каждой успешной игры должен лежать некий костяк, в том числе и мировоззренческий. Поэтому игра может научить как хорошему, так и плохому. Вопрос «надо?» здесь не стоит. Если вы хотите, чтобы игра была успешной и принесла денег,  вам придется заложить в нее этот костяк.

[tool]: Учить хорошему нужно. Только стоит помнить, что есть игры развлекательные, а есть обучающие. Не стоит пытаться учить игроков чему-то слишком навязчиво, если они купили игру для развлечения. Разрушительные для психики игры уже есть. Например, очень хорошая игра The Darkness  редкий пример экспериментов с темными сторонами человека «по-взрослому». У онлайновых проектов тоже имеются очевидные деструктивные свойства, связанные с целенаправленным развитием игровой зависимости у людей.

[Nukem]: Думаю, разработчикам игр некогда задумываться о том, учит их игра плохому или нет. И уж тем более никто не стремится научить добру, все хотят делать интересные и захватывающие игры. Если игра получилась увлекательной, хотя бы для разработчиков, пусть продюсеры ломают голову, кому и в какой обложке ее продать.

Амopaльная карусель

[Zorich]: Волшебное слово «кинематограф». На его фоне разработчики игр, особенно отечественных, выглядят пушистыми зайчиками. За последние 15-20 лет индустрия кино вылила на головы столько шлака, что дух захватывает. И продолжает усердствовать. Дело тут, на мой взгляд, вовсе не в «откровенных» сценах, а, в первую очередь, в пропаганде самых омерзительных форм насилия. А во вторую очередь  в тиражировании различных вредных идей, от которых ничего хорошего ждать не приходится.

Я понимаю, что теоретически возможно создание игр с совершенно тошнотворным контентом. Но те отечественные проекты, которые я видел в последние годы, меня вполне устраивают. Ничего амopaльного. Разумеется, я говорю это с поправкой на саму сущность компьютерной игры. А для меня она заключается в интенсивном действии по истрeблению злобных монстров. В этом отдых и развлечение. Не более и не менее. И в силу этого компьютерные игры вообще выходят из плоскости морали как таковой. Всерьез рассуждать над тем, мopaльно ли пиратствовать в нарисованном космосе на виртуальном кораблике, просто смешно. Амopaльны ли карусели в парке аттpaкционов? А люди, между прочим, каждый год на них убиваются. Игры, конечно, могут нанести вред  кто-то с головой уйдет в популярную MMORPG и сломает себе жизнь, а кто-то и в Half-Life 2 способен доиграться до психбольницы.


Cities XL

запуск городов в онлайн. На целой планете градостроители со всех концов света будут соревноваться в своем мастерстве возводить мегаполисы. По мнению разработчиков, благодаря мультиплееру тайкуны ждет вторая жизнь. Прежде всего города свяжут торговые отнош...

31 03 2023 14:33:34

Горячая линия: железо

   Вот поставил себе Windows XP. Все замечательно, но он ОЧЕНЬ долго грузится. Можно как-нибудь ускорить загрузку?    Таки да. Microsoft выпустила специальную программу BootVis для оптимизации и…|Игромания...

30 03 2023 10:16:48

The Awesome Adventures of Captain Spirit. Воображение круче магии?

За что я люблю Life is Strange, так это за простые, но близкие нам сюжеты про обычных людей, пусть и с ноткой мистики. Ну и за лёгкий гeймплей интеpaктивного кино. В первой части мы играли за ученицу академии Блэквелл Макс Колфилд, которая увлекается…|Игромания...

29 03 2023 8:52:25

Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad

«…Честная баллистика заставляет вас мыслить подобно настоящему снайперу, пусть даже у вас в руках видавший виды ППШ. Пули летят по параболе, так что при стрельбе на дальние дистанции нужно делать на это поправку. Если игнорировать баллистику, готовьтесь к...

28 03 2023 22:42:51

Вердикт. Ice Age 2: The Meltdown

Продолжения мультфильма «Ледниковый период» автор этих строк ждал очень давно. Действительно — это, наверное, один из самых смешных и самых красивых компьютерных мультиков за последние несколько лет. Тягаться с ним может разве что «Мадагаскар».У...

27 03 2023 11:28:24

Metal Gear Survive. Кодзима, на кого ж ты нас покинул?

Понятно, почему Metal Gear Survive сразу вызвала столько скепсиса. Кодзима-то из Konami ушёл, а серия всегда была его авторским проектом. Вдобавок сам издатель публично заявлял, что делать видеоигры — занятие рискованное в смысле финансов.…|Игромания...

26 03 2023 8:46:35

Киберспорт. Warcraft III: The Frozen Throne

Тактика игры нежитью Основы тактики, о которой пойдет речь ниже, были заложены в игру с выходом аддона Warcraft III: The Frozen Throne. Новый герой — Повелитель могил — обладает серьезными хаpaктеристиками: у него большой запас здоровья,…|Игромания...

25 03 2023 7:25:25

Alter Ego

«…Формула подачи сюжета беспроигрышная: сначала нас долго знакомят с одним персонажем, а на самом интересном месте прерывают действие и переключают на другого. Герои получились живые, интересные: Бристоль чопорен и честолюбив, но честен и предан делу, Тим...

24 03 2023 23:57:48

Тестовая статья

Сегодня выходит обновление для Rainbow Six: Siege, под названием Operation Blood Orchid. Мы его со всех сторон ощупали и обнюхали ещё на gamescom 2017 и готовы рассказать, чего от него, собственно, ждать. Обновление это самое большое в…|Игромания...

23 03 2023 2:54:59

15 игр для двоих на одной клавиатуре

Современные психологи всячески рекомендуют проблемным семьям играть в кооперативные игры. Дескать, совместная деятельность учит полагаться друг на друга, помогает находить общий язык и расширяет возможности общения. Вдобавок кооператив, оказывается,…|Игромания...

22 03 2023 18:27:55

Star Raiders

«…По нажатии одной кнопки мы можем превратить скоростной звездолет (attack mode) в медленного монстра повышенной мощности (assault mode) и даже в неподвижную турель (turret mode). У каждого варианта свое легкое и тяжелое вооружение (его тоже можно апгрейд...

21 03 2023 8:49:33

Sam & Max: Season 2 Moai Better Blues

Стив Парцелл, создатель Сэма и Макса, больше не значится в роли главного сценариста. Он явно занял позицию исполнительного продюсера. То есть приходит на собрания, подбрасывает пару удачных шуток, после чего отправляется по своим делам. От такого кадровог...

20 03 2023 11:42:22

«DVD-МАНИЯ» №09(120)

ОТ РЕДАКТОРА Привет! Интерфейс Комплектация 2 DVD Комплектация 1 DVD Как вы помните, одним из главных событий предыдущего DVD стала внушительная подборка для Neverwinter Nights 2. Мы не сбавляем темпа, и в этом месяце всех поклонников NWN2 снова…|Игромания...

19 03 2023 5:29:11

Alter Ego

Как все начиналось? Любителям квестов студия Future Games известна очень хорошо. Именно она ответственна за такие игры, как Nibiru: Age of Secrets, Tale of a Hero, Reprobates и, конечно же, Black Mirror. Вторую часть «Черного зеркала»…|Игромания...

18 03 2023 1:11:46

Собираем игровую hi-end-систему 

если денег не жалко и хочется вкусить все прелести технического прогресса. Но не забудьте, что покупкой второй видеокарты не обойтись. Понадобится мощный блок питания, системная плата должна поддерживать установку нескольких видеокарт, а еще нужен будет б...

17 03 2023 6:58:39

Компьютер КИТ SUPER 4450pi от компании КИТ

"...Фирменной "фишкой" данной конфигурации является сбалансированность, и именно по этому критерию ПК от "КИТ" был избран для нашего ежемecячного исследования..."...

16 03 2023 6:32:19

Victoria: Revolutions

...невероятно сложна. До того сложна, что описание игровой партии (длящейся зачастую по нескольку месяцев) породило специальный жанр литературы — AAR (After Action Report). Люди кропотливо и с увлечением записывают перипетии своих игровых приключени...

15 03 2023 10:27:17

Алфавитный список игр в номере

A New Beginning Age of Conan: Hyborian Adventures Age of Empires 3: The Asian Dynasties Age of Empires Aliens vs. Predator Alone in the Dark America’s Army American McGee’s Alice Ankh: Battle of the Gods Armed Assault Army Men Asphalt Assassin’s Cr...

14 03 2023 20:15:31

Stars! Supernova Genesis

Первое, что бросается в глаза: вместо скучного прямоугольного поля, равномерно заполненного звездами, — настоящая галактика. Начиная играть, можно определить ее форму — спиралеобразную, кольцевую или эллипсовидную, задать количество кластеров, туманностей...

13 03 2023 19:11:41

Игровое редактирование 

GTA: San Andreas Water Level Customizer (утилита для изменения уровня воды)MDB Export/Import Tools, версия 1.7 (набор утилит для изменения облика NWN 2)ArmAUnPBO (распаковщик архивов для Armed Assault)Gothic 3 PAK Viewer (эталонный распаковщик архивов тре...

12 03 2023 3:51:49

Руководство и прохождение по "The Operative: No One Lives Forever"

Хорошие дни для британской разведки закончились раз и навсегда: кто-то проник в агентурную базу данных, и начался настоящий кошмар. Работавшие в разных странах под прикрытием агенты умирали один за другим, причем на месте их гибели всегда находили...

11 03 2023 6:22:26

Дни грома. War Thunder год спустя: танки, самолеты и маленький баpaбашка

«…Наш предыдущий обзор War Thunder был написан прошлой зимой, во времена патча 1.27. Но игра все еще находится в стадии активного бета-теста и активно развивается: разработчики продолжают экспериментировать с гeймплеем, экономикой, режимами, системой прок...

10 03 2023 16:48:43

Вердикт. Everest

Spellforce: Shadow of the Phoenix — второй и последний аддон к игре Spellforce: The Order of Dawn, которая наглядно продемонстрировала, насколько удачным может быть симбиоз RPG и стратегии. Напомним, что гeймплей Spellforce, на первый вз...

09 03 2023 4:41:10

Коды по "Counter-Strike" (easter eggs)

В Counter-Strike играет (или играл) пpaктически каждый, но обо всех сюрпризах, запрятанных в недрах этой игры, знают лишь единицы. Сам код Counter-Strike не содержит в себе ни одного "привета" от разработчиков (единственное исключение - файлы в папке Even...

08 03 2023 3:49:44

Разумный компьютер за разумные деньги

Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 20 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 25 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 35 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)...

07 03 2023 16:37:33

The Stanley Parable

«…The Stanley Parable — уникальное произведение, сюжет которого мы… нет, даже не выстраиваем, а оспариваем и выцарапываем у невидимого комментатора. Творение Дэви Вредена сложно назвать игрой, это скорее очень необычный интеpaктивный опыт, новый способ ра...

06 03 2023 13:12:27

Обзор фильма «Цвет из иных миров». Кейдж, Лавкрафт и альпаки

Говард Лавкрафт нынче в моде. В прошлом году мы увидели сразу несколько игр, навеянных его творчеством: Stygian, The Sinking City и Moons of Madness. Теперь настал черёд новых экранизаций — на российские экраны вышел…|Игромания...

05 03 2023 17:43:19

Краткие обзоры. Локализации. Другие миры

ОБ ИГРЕ: “Другие миры” (она же Forever Worlds) — игра в высшей степени странная и... гомерически смешная. И это отнюдь не сарказм — у разработчиков (Hexagon Studio) отличный юмор. Взяв за сюжетную основу очередную вариацию на тему путеше...

04 03 2023 15:29:35

Свет в оконце. Обзор Windows Vista

...быстрая, стабильная и красивая система. Но она слегка опередила время. То же самое было с WinXP: весь свой потенциал ОС раскрыла спустя примерно год после выхода. Так же, вероятно, будет и с Windows Vista. Для гeймеров вопрос уже давно решен: переходит...

03 03 2023 22:31:29

Коды по "Gears of War"

Откройте «Блокнотом» файл WarInput.ini (находится в папке Мои документы\My Games\Gears of War for Windows\Wargame\Config). Добавьте (или измените, если они уже есть) следующие строки, чтобы они выглядели вот так: [Engine.Console]ConsoleKey=TildeT...

02 03 2023 23:35:43

Зачем нужны пиксели

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё. Если бы мне задали…|Игромания...

01 03 2023 23:50:11

Старая сказка о главном. Обзор Dragon Quest VIII: Journey of the Cursed King

Dragon Quest VIII дебютировала в середине прошлого десятилетия на тогда уже немолодой PS2. Она хорошо подходила тем, кто только готовился знакомиться с жанром JRPG. Почему? Потому что это абсолютно типичное приключение с огромным сказочным миром,…|Игромания...

28 02 2023 12:45:31

Гоночная игра года. Forza Horizon 4, Wreckfest, F1 2018

  О номинации В «гонке года» у нас каждый раз то густо, то пусто. Буквально пару лет назад хороших проектов было так много, что мы даже подумывали разделить номинацию на две: отдельно для аркад, отдельно — для…|Игромания...

27 02 2023 23:22:52

Dead Cells. Тысяча и один способ выйти по УДО

Dead Cells — сочетание rogue-lite и метроидвании. За судьбу проекта лично у меня были опасения. Игрой занималась Motion Twin, независимая французская студия. До Dead Cells она работала с браузерными и мобильными условно-бесплатными играми,…|Игромания...

26 02 2023 22:57:11

Fallout: New Vegas

Студия Obsidian Entertainment за свою короткую (пока еще), но бурную жизнь заслужила противоречивую репутацию. Они известны как люди, которые делают за Bioware сиквелы: вспомните Neverwinter Nights 2 и Star Wars: Knights of the Old Republic 2.…|Игромания...

25 02 2023 0:18:14

8 марта и 8 самых женственных героинь: от принцессы Пич из Super Mario до Йеннифэр из «Ведьмака»

Казалось бы, 8 марта имеет весьма отдаленное отношение к игровой индустрии, но мы рады отметить этот праздник вместе с нашими читателями. Для нас это лишний повод вспомнить прекрасных дам, что подарили нам любимые видеоигры. Искательницы приключений…|Игромания...

24 02 2023 12:36:44

Краткая история Азерота для новичков. Всё, что нужно знать о вселенной, прежде чем играть в Warcraft III: Reforged

Совсем скоро выйдет Warcraft III: Reforged — ремейк одной из лучших стратегий всех времён и народов. Уверены, многие из вас прекрасно знают, кто там с кем воюет и по что люди режут орков. Но для тех, кто успел всё это подзабыть, мы…|Игромания...

23 02 2023 12:52:56

Руководство и прохождение по "HALO: Combat Evolved"

Опоздавшим — кости! (античная пословица) Элитного бойца ковенантов почти не видно из-за вспышек его защитного поля. Игру Halo часто называют лучшим консольным трехмерным action от первого лица. Даже если учесть...

22 02 2023 20:22:33

«Гeймер»: новый фильм от создателей «Адреналина»

В недалеком будущем создано реалити-шоу — многопользовательский онлайновый шутер Slayers, где на аренах сражаются заключенные-cмepтники. Это настоящие люди, дистанционно управляемые другими настоящими людьми. Бойца Кэйбла не могут убить вот…|Игромания...

21 02 2023 16:13:48

SOCOM: Спецназ

У сериала SOCOM богатая история. Правда, так вышло, что большая ее часть для российского (и даже шире — европейского) игрока по-прежнему остается загадкой. Несмотря на то что первая часть появилась на прилавках аж в 2002 году, за пределами США…|Игромания...

20 02 2023 4:53:34

Железные новинки

САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО: Kingmax SMP35 Client (240 Гб) (спортсмен), Explay Informer 701 (недорогой планшет), Cowon Z2 (Android для аудиофилов), CyberPower CP-PFC Adaptive Sinewave LCD (CP1500EPFC) (стражник), SteelSeries SRW-S1 (неформатная бapaнка), Lytro Ca...

19 02 2023 21:18:41

Истоки греха. Divinity: Original Sin

«…Divinity: Original Sin обещает быть ролевой игрой самой что ни на есть старой школы. Игрой, которая ненадолго вернет нас в эпоху Fallout, Arcanum и Baldur’s Gate, когда нас еще не водили за ручку от маркера к маркеру, чуть ли не носом тыкая во все досто...

18 02 2023 17:35:22

Молот Войны. Парад-алле

“А какая разница, кем играть? Большая, очень большая! Это вам не “Казаки”, где различия между Пьемонтом и Саксонией обнаруживаются только при помощи электронного микроскопа. У каждой армии не только сильные и слабые стороны — тут собственная тактика, имею...

17 02 2023 16:44:46

Руководство и прохождение по "Охотники за антиквариатом (The Great Art Race)"

Погоня за живописью "Картины неизвестных художников" хаpaктеризуют навыки разработчиков по работе в Photoshop. Не верьте глазам своим, когда видите на коробке с игрой надпись «экономический симулято...

16 02 2023 8:12:44

Бравые комaндос на тропе войны. Вскрытие Commandos 2: Men of Courage

"Все примечательные файлы игры авторы укрыли от нас в *.pck-архивах. Последних всего два: Data.pck и Data2.pck, и лежат они прямо в директории с игрой. Оба архива битком набиты всякого рода информацией и требуют много свободного дискового прострaнcтва (ос...

15 02 2023 4:56:42

Alpha Prime

в равной отщипывает ото всех известных науке шутеров. Например, необходимость глотать кислород на поверхности планеты взята из Doom 3. Стационарные аптечки и пресловутая возможность схватить любую подручную табуретку — из Half-Life 2. Slo-mo точно тако...

14 02 2023 11:15:54

Назад в будущее. Эволюция видеокарт: от Voodoo Rush до Rage 128 Pro, часть 1

"...Легендарная эпоха 3D-акселераторов взяла старт в далеком 1996 году. Именно в те наивные времена малоизвестная конторка 3Dfx впервые разработала ускоритель трехмерной графики - Voodoo Graphics..."...

13 02 2023 20:40:27

Руководство и прохождение по "REDLINE GUNG WARFARE: 2066"

В совсем недалеком будущем профессор психиатрии мистер Рейч изобрел источник бесконечной энергии. Поначалу никто не обратил на него внимания, но спустя несколько лет технология стала известна обществу. Ученые серьезно взялись за бесценное изобретени...

12 02 2023 8:22:50

Agni: Queen of Darkness

Страны третьего мира от игровой индустрии в последнее время регулярно удивляют. Турецкая Momentum As выпускает шикарный квест Culpa Innata, а индийская Trine Studios делает дополнение к Gothic 3. Agni: Queen of Darkness от другой индийской кон...

11 02 2023 18:56:27

Space Pirates and Zombies

«…Если закрыть глаза на трудовые будни пиратов, то скучать не придется — космические перестрелки на удивление затягивают. Уворачиваться от paкет и плазменных снарядов почти так же интересно, как от пик с францисками в Mount & Blade, которая тоже не отлича...

10 02 2023 5:43:29

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::

Mystical Agriculture [1.12.2] [1.11.2] [1.10.2] / Гайды по модам /

Ванильные ресурсы: Камень, Грязь, Природа, Дерево, Вода, Лед, Огонь, Краситель, Пустота, Уголь, Железо, Пустотный кварц, Светящийся камень, Красный камень, Обсидиан, Золото, Лазурит, Конец, Опыт, Алмаз, Изумруд Капли магии: Зомби, Свинья, Курица, Корова, Овца, Слизь, Скелет, Рептилия, Паук, Кролик, Страж, Блейз, Гаст, Эндерман, Увядший скелет Ресурсы словаря руды: резина, кремний, сера, алюминий, медь, селитра, олово, бронза, цинк, латунь, серебро, свинец, графит, сталь, никель, константан, электрум, инвар, мифрил, вольфрам, титан, уран, хром, платина Иридий (Слиток) Драгоценные камни: рубин, сапфир, перидот, янтарь, топаз, малахит, танзанит Термальная основа: Blizz, Blitz, Basalz, Signalum, Lumium, Enderium Редстоун Арсенал: Fluxed Electrum Иммерсивная инженерия: HOP Graphite Конструкция Тинкера: Алюминий, Латунь, Рыцарь извести, Ардит, Кобальт, Манюллин Ender IO: Зерна Бесконечности, Электротехническая сталь, Сплав Редстоун, Проводящий железо, Соуларий, Темная сталь, Пульсирующее железо, Энергетический сплав, Яркий сплав, Торцевая сталь Ботания: мистический цветок, манасталь, элементиум, террастил Thaumcraft: ртуть, таумий, пустой металл Угли: Рассветный камень IndustrialCraft 2: Uranium 238, Иридиевая руда Меканизм: осмий, слиток светящегося камня, очищенный обсидиан Основные металлы: Аквариум, Холодное железо, Звездная сталь, Адамантин Зубило: Мрамор, Известняк, Базальт Лесное хозяйство: апатит Проект Красный: Электротрaнc PlusTiC: алюмит Galacticraft: Метеорное железо, Деш AbyssalCraft: Коралиум, Абиссалнит, Дредий The Betweenlands: Слизистая Кость, Сирморит, Октин, Валонит NuclearCraft: торий, бор, литий, магний На самом деле дополнения: черный кварц Ars Magica 2: Винтеум, Химерит, Гoлyбой топаз, Лунный камень, Солнечный камень Астральное волшебство: Аквамарин, Звездный металл, Горный хрусталь Кварк: Эндер Биотит Деревенский: Шифер EvilCraft: Dark Gem PneumaticCraft: сжатое железо Biomes O ‘Plenty: Эндер Аметист Дpaконий Эволюция: Дpaконий Экстремальные реакторы: Yellorium Applied Energistics 2: Sky Stone, Кертус Кварц, Флюкс Рафинированное хранение: обогащенное кварцем железо 5 ярусов инструментов / броня! Спойлер (нажмите, чтобы скрыть) Инструменты: — Уровни 1-4 в значительной степени то, что вы ожидаете