Бездушный математик. История развития вычислительных систем до появления персональных компьютеров, часть 2 > Minecraft истории
истории Minecraft    

Бездушный математик. История развития вычислительных систем до появления персональных компьютеров, часть 2

Бездушный математик. История развития вычислительных систем до появления персональных компьютеров, часть 2

Антикварная лавка Бездушный математик. История развития вычислительных систем до появления персональных компьютеров, часть 2 005.04.2009 05:13  |  Транзисторная электроника захватила умы производителей периферии. Новые элементы позволили создать первый в истории магнитный накопитель IBM 350 RAMAC. Для хранения 4,4 Мб данных устройство использовало пятнадцать магнитных дисков диаметром 610 мм. Все эт Антикварная лавка

Сложно представить, что транзисторы когда-то могли занимать настолько много места. В наше время есть микрочипы с миллиардом подобных электронных элементов.

В первой части статьи мы проследили за первыми шагами компьютерной индустрии и сделали определенные выводы. Вычислительные машины прошли длинный путь от странных аналоговых систем на основе воды и газа до устройств на базе электронных компонентов. Прогрессивные умы западных стран осознали, что средствами из государственного бюджета сыт не будешь, и освоили коммерческий выпуск компьютеров.

С приходом серьезных денег у производителей открылось второе дыхание. Теперь они не только создавали инновационные системы, вершили ход истории и изменяли быт людей, но и получали приличные доходы. Внушительные бюджеты подстегнули многочисленных разработчиков отделиться от институтских групп и основать свои собственные конторы. Плюс к этому компьютерами заинтересовались многие прозорливые бизнесмены.

Самую главную лепту в развитие компьютерной техники внесла наука. Финансируемые правительством исследования в области электронных компонентов принесли миру одно из важнейших изобретений прошлого столетия. Речь о транзисторе. Столь обыденный в наше время компонент навсегда изменил компьютерную отрасль.

В этот раз мы проследим за дальнейшей хронологией событий и выясним, что было после выпуска первого мейнфрейма IBM 701 Electronic Data Processing Machine в эпоху правления громадных машин класса UNIVAC I.

Реформа века

Транзисторный мейнфрейм серии IBM 7000 занимал целую комнату. Кстати, в центральной части фотографии изображен тот самый «скоростной принтер».

В декабре 1947 года в лабораториях Bell Labs комaнда исследователей под управлением Вильяма Шокли представила первый биполярный транзистор. Глава проекта доработал изобретение и в 1948-м выпустил еще более совершенный биполярный плоскостной транзистор (bi-polar junction transistor). Разработка Шокли перевернула компьютерную индустрию с ног на голову и ознаменовала приход так называемого второго поколения вычислительных систем.

Свойства и особенности строения транзистора сделали его идеальной заменой широко используемым вакуумным трубкам. Производство новых компонентов было дешевле, транзисторы меньше грелись и работали на невиданной для тех времен скорости. Так, переход бинарного состояния (от состояния «0» к состоянию «1» и обратно) в транзисторах происходил за миллионную или даже миллиардную долю секунды. Плюс ко всему, транзисторы были компактнее и позволили уменьшить размер компьютеров. Новые ПК могли содержать на сравнительно небольшой площади десятки тысяч элементов бинарной логики. Напомним, что доисторические системы вроде UNIVAC I занимали многие квадратные метры в вычислительных центрах того времени.

На первых порах производство транзисторов влетало в копеечку, так что скептически настроенные аналитики не верили в будущее транзисторных компьютеров. Считалось, что будет построено несколько подобных машин, после чего создатели убедятся в несостоятельности идеи. Как показала история, скептики были глубоко неправы.

Компьютеры второго поколения обычно состояли из комплекта модулей, в каждом из которых располагалась печатная плата с несколькими наборами логики. В то время рынок вычислительных систем начала завоевывать IBM. Прозорливые работники компании смогли разобраться в нуждах клиентов и одно за другим стали выпускать «правильные» устройства. Так, в начале 50-х годов появились модульные транзисторные машины IBM 7000, они сразу же выместили с рынка менее производительные IBM 700 на основе вакуумных трубок. И это несмотря на отсутствие какой-либо совместимости (об этом в середине 50-х годов прошлого века никто особо не задумывался). Новые машины использовали память на магнитных сердечниках, поддерживали накопители на магнитных лентах, принтеры, устройства для загрузки программ и печати на перфокартах.

Стильный шкаф DEC PDP-8 вдохновил многочисленных производителей на выпуск схожих по функциональности компьютеров. Интересно, как бы поступила с ними компания DEC, если бы описываемые события происходили в наше время?

Аналогичный подход к построению компьютеров IBM использовала и в следующих серийных машинах IBM 1400, их представили в начале 1960-х. Системы могли работать независимо или дополнять существующие комплексы (например, устройства для подсчета перфокарт). Компьютеры хранили данные в памяти на основе магнитных сердечников, поддерживали дисковые накопители, привода для чтения магнитной ленты и даже высокоскоростные принтеры. Начиная с 1959 года компания представила несколько модификаций IBM 1400 для различных сфер деятельности. Компьютеры устанавливали в банки для обсчета транзакций, использовали на предприятиях самого разного уровня. Машины поддерживали несколько языков программирования, включая достаточно продвинутые COBOL и Fortran.

Транзисторная электроника захватила умы производителей периферии. Новые элементы позволили создать первый в истории магнитный накопитель IBM 350 RAMAC. Для хранения 4,4 Мб данных устройство использовало пятнадцать магнитных дисков диаметром 610 мм. Все это умещалось в огромной по современным меркам коробке размером 1,7x1,5х0,7 м. Система хранения дополнила компьютер IBM 305, целиком комплекс продавался за $160 000.

Остальные компании не решались конкурировать с IBM на рынке вычислительных машин. Видимо, причиной тому стало тяжкое послевоенное время. Затронутые войной страны отходили от шока, денег на развитие вычислительной техники не выделялось. Вполне возможно, что разработки и велись, но результаты оказались настолько ничтожными, что история не сохранила о них никаких упоминаний.

Единственную более-менее удачную компьютерную систему того времени разработала итальянская фирма Olivetti. Модельный ряд электронных калькуляторов в 1959-м пополнила транзисторная система Elea 9003. Непонятно, какие сверхъестественные силы помогали неопытным работникам Olivetti при создании первого устройства. За их плечами не было опыта и бесконечных финансовых ресурсов американских коллег. Тем не менее машина на основе транзисторов и германиевых диодов заработала.

Elea 9003 успешно продавалась на внутреннем рынке Италии и даже приносила деньги своим создателям. Olivetti удалось продать целых 110 машин, что весьма немало с учетом маркетинговых ограничений производителя. К сожалению, внезапные cмepти Адриано Оливетти в 1960 году и Марио Чоу в 1961-м положили конец дальнейшей жизни фирмы. Вялый противоречивый менеджмент новых хозяев, узкий внутренний рынок Италии и отсутствие какой-либо поддержки со стороны правительства негативно сказались на финансовом благосостоянии компании. Электронное подразделение Olivetti пришлось продать заморской корпорации General Electric в 1964 году (чуть позже результаты наработки подразделения были использованы для создания первого персонального компьютера Olivetti  машины Programma 101).

На круглом мониторе PDP-1 игра про космос выглядит очень даже органично. Вот он, прародитель современных космических симуляторов! Кстати, мощности машины хватало на то, чтобы обpaбатывать движения кораблей с учетом особенностей космического прострaнcтва.

Многие компьютеры того времени для основных вычислений и соединения с периферией использовали раздельные процессоры. К примеру, выделенный коммуникационный блок отвечал за связь с устройством для чтения перфокарт, в то время как основной вычислительный блок выполнял расчеты и бинарные инструкции. Данные своевременно передавались от одного блока к другому по двум раздельным системным шинам. Второе поколение компьютеров ознаменовало эпоху удаленного управления  комaнды отсылались по телефонной линии. Таким образом, оператор и вычислительная машина могли находиться за многие километры друг от друга. Впоследствии подобная схема коммуникации эволюционировала в интернет.

В 1957 году на рынке появилась компания Digital Equipment Corporation. Ее основали выходцы из Массачусетского технологического университета (известная на весь мир аббревиатура MIT принадлежит именно этому учебно-исследовательскому заведению). 70-тысячный капитал на развитие предоставил Джордж Дориот из American Research and Development Corporation, закипела работа. У самоотверженных девелоперов уже был опыт создания компьютеров, но MIT не смог оправдать их надежды. Именно поэтому они создали свой собственный бизнес. Идея сделать программируемый процессор появилась не сразу. Сначала компания занялась выпуском наборов логики и других вычислительных элементов. Наработав небольшое портфолио, DEC принялась за свою первую компьютерную микроархитектуру Programmable Data Processor 1 (PDP-1).

Первый компьютер PDP-1 представили в начале 60-х годов. Громоздкая система использовала 9 Кб памяти (с возможностью модификации до 144 Кб) на магнитных сердечниках, поддерживала периферию, включая бумажные перфоленты в качестве основного хранилища данных. Машину принято ассоциировать с первой компьютерной игрой SpaceWar. Ее суть была в следующем: на странного вида экране схематично отображались два космических корабля, которые сражались в гравитационном поле некой звезды. Архитектурные особенности машины привели к появлению первых хакеров. Вот только, взламывая компьютер, они всего лишь писали музыку, так что хакерами их можно назвать с большой натяжкой. Последние три сохранившиеся PDP-1 в данный момент принадлежат Музею компьютерной истории.

Последующие модификации PDP были не такими успешными, вплоть до появления PDP-8. Сложно сказать, с чем были связаны эти трудности. Возможно, сотрудники DEC просто перестали понимать ситуацию на рынке.

Olivetti. От мейнфреймов к сахарной бумаге

Фирма Olivetti, известная в нашей стране благодаря своей офисной технике, была создана итальянцем Камилло Оливетти в 1908 году. Изначально предприятие специализировалось на производстве печатных машинок. Спустя 50 лет, в 1958-м, фирма Olivetti насчитывала пять фабрик в Италии и пять за границей, а выпускала по шесть печатных машинок в минуту. С выходом в 1950 году знаменитой портативной модели Lettera 22 печатные машинки стали символом итальянской нации. Примечательно, что уровень жизни рабочих Olivetti был на 80% выше, чем у их собратьев на других предприятиях.

Золотые годы компании связывают с именем Адриано Оливетти (сына Камилло)  человека с завидным творческим мышлением. Именно он первым в Италии принял вызов, брошенный электроникой. В 1952 году Адриано открыл лабораторию в Коннектикуте, а в 1955-м основал неподалеку от Пизы центр научных исследований в области электроники. Как раз там, в 1959 году, и был разработан первый электронный калькулятор Olivetti. Однако руководство компании не вдохновили маленькие победы в этой области. А тут еще Адриано разбил паралич, и вскоре он скончался.

Дальнейшая история компании  это череда взлетов и падений, которые в конечном итоге вывели Olivetti на рынок электроники. В 1983 году фирма заключила контpaкт с американской AT&T, приобщившись таким образом к телекоммуникационному бизнесу. В результате Olivetti расширила модельный ряд и начала производить ЭВМ для ведения бухгалтерии, принтеры, факсы, кассовые аппараты, копировальные машины. Затем компания резко переключилась на рынок сотовой связи и в 1997 году решила отказаться от производства персональных компьютеров. Уже в наше время произошло слияние Olivetti и Telecom Italia.

Сегодня Olivetti уже не та, что была при Адриано Оливетти. Она производит калькуляторы, пишущие машинки, органайзеры, карманные компьютеры, факсы и принтеры, среди которых есть даже кондитерская модель, которая использует для печати «съедобную бумагу» различных сортов и вкуса (сахарную, вафельную и др.). Как видите, от смелых экспериментов в области мейнфреймов не осталось и следа.

Новый завет

При взгляде на компьютер IBM System/360 сразу становится понятно, что изготовлен он во времена хиппи. Вы только посмотрите на эти цвета!

Разработки на рынке электронных компонентов шли вперед. Развитие программного обеспечения, появление операционных систем  все это создало новые требования к выпускаемым компьютерам. О совместимости в то время рассуждали мало, так что проблемы застали производителей в самый неожиданный момент. Только представьте: разные компьютеры в рамках одного модельного ряда, скажем, IBM были не совместимы друг с другом! То есть переход на новое, более мощное поколение каждый раз требовал замены ПО и даже периферии. По этой причине многие корпорации предпочитали сохранять верность пусть и устаревшим, но привычным системам с уже закупленным парком периферии. Разумеется, подобный подход не устраивал создателей компьютеров. Отсутствие совместимости мешало компаниям двигаться дальше и продавать новые машины.

Вот тогда-то IBM и придумала аппаратный комплекс с разделением на архитектуру и реализацию. Новый подход позволил создать иерархическую линейку совместимых друг с другом машин. Философия совместимости в наши дни совершенно очевидна, но тогда, на заре компьютерной эпохи, производители даже не задумывались об этом. А когда, наконец, задумались, на рынке появилась линейка мейнфреймов IBM System/360 (1964 год).

Система навсегда изменила рынок компьютеров. Отныне маленькое предприятие могло купить недорогую машину и, в зависимости от своих потребностей, усовершенствовать ее малой кровью. Изначальная линейка S/360 содержала шесть моделей и сорок различных элементов периферии. Анонсированные в 1964 году системы 360/30, 360/40, 360/50, 360/60, 360/62, 360/70 содержали модели для замены устаревших линеек IBM 1400 (первые три) и IBM 7000 (последние). Самая дешевая 360/20 была представлена чуть позже. Она содержала 4 Кб памяти, восемь 16-битных регистров и ограниченный набор инструкций. Машина предназначалась для небольших компаний. IBM предусмотрела режим совместимости с устаревшими системами  новые компьютеры могли эмулировать архитектуру старых на программном уровне.

Пульт управления IBM System/360 представлял собой доску с разноцветными переключателями и лампочками. Клавиатуру с мышью на тот момент еще не успели придумать.

Производитель представлял модификации S/360 вплоть до 1977 года. Именно тогда машины были сняты с производства и пpaктически полностью исчезли с рынка. Примерно в то же время начали свое победное шествие микропроцессоры, благодаря которым свет увидели компактные компьютеры для домашнего и офисного использования.

Главным конкурентом IBM на тот момент являлась компания DEC со своей архитектурой PDP. Система PDP-8 в 1964 году принесла производителю большую известность и успех. 12-битный компьютер занимал не так много места и продавался за $16 000. PDP-8 пользовалась популярностью на производствах, в железнодорожных учреждениях и лабораториях. Все компоненты системы были заключены в шкаф с черными дверцами и блоком управления в нижней части. Устройство получилось очень удачным и вдохновило многих производителей на выпуск схожих моделей. Есть даже версия, что великая и могучая Intel создавала свой 4-битный процессор 4004 с оглядкой на PDP-8.

Следующий за PDP-8 успешный релиз последовал в конце 60-х годов  компания DEC представила PDP-10. 36-битный компьютер использовал архитектуру PDP-6 в паре со значительно улучшенными функциональными блоками. Компьютер все еще содержал дискретные процессоры на логических схемах. Вычислительный блок был собран в симпатичном синем корпусе размером с комнату. В основу PDP-10 легла операционная система под названием Monitor (чуть позже ее переименовали в TOPS-10). Как и его предшественник, компьютер пользовался колоссальной популярностью. Настолько серьезной, что сторонние производители не стеснялись выпускать аналогичные во всем копии этого устройства. Судиться из-за кражи интеллектуальной собственности в те времена никто даже не помышлял.

Летом 1970 года IBM представила наследника System/360  на рынок вышла линейка System/370. Важнейшей особенностью новых систем стала обратная совместимость с предыдущим модельным рядом IBM. Многочисленные корпорации и университеты могли установить компьютеры S/370, не меняя парк периферии и программ. Системы IBM вышли на новый уровень производительности, ввели базовую поддержку двухпроцессорных конфигураций, виртуальной памяти и 128-битных вычислений с плавающей запятой. В это сложно поверить, но компьютеры S/370 просуществовали на протяжении 20 лет  в течение этого времени они подвергались постоянным доработкам со стороны IBM. Как и в случае с S/360, линейка новых компьютеров содержала модели начального уровня и продвинутые конфигурации для крупных корпораций. Компьютер породил целую армию систем-клонов от многих крупных производителей, включая таких гигантов, как Fujitsu, Hitachi, Mitsubishi, Siemens.

К середине 1970-х на рынок вычислительных систем вышло большое число новых компаний, но изменить надвигающуюся тенденцию им не удалось  индустрия неумолимо двигалась по пути миниатюризации компонентов, и первые функциональные микропроцессоры стали тому подтверждением.

Блок управления мейнфреймом IBM System/370 чем-то напоминает диджейскую консоль  с midi-контроллером и фейдерами. А ведь людям на ней приходилось программировать…

Разработчики из центра Xerox PARC обиделись на руководство из-за того, что вместо компьютера PDP-10 им досталась другая система. В итоге парни собрали свой собственный полнофункциональный клон PDP-10.

Компьютер в каждый дом

К середине 70-х годов понятие «мейнфреймы» окончательно уступило место термину «микрокомпьютеры». Гигантские системы ушли в прошлое, уступив место компактным и более производительным машинам.

Так, компания DEC перешла к выпуску компьютеров VAX. Эти системы называют квинтэссенцией процессорной архитектуры CISC с огромным количеством режимов адресации и машинных инструкций. VAX заменили PDP на боевом посту, а DEC решила отказаться от старой архитектуры и заняться развитием новых концепций.

В то же время IBM продолжала продвигать линейку S/370. На рынке появлялись новые, существенно модифицированные модели с увеличенным количеством памяти, доработанной периферией и другими возможностями. Свои системы представила компания Hewlett-Packard. Модели из серий HP 2100, HP 3000 снискали популярность в корпоративном сегменте.

Четвертое поколение компьютеров ознаменовало появление микропроцессоров вроде Intel 4004. Конечно, на протяжении долгого срока миниатюрные вычислительные блоки оставались не у дел (из-за смешной производительности при высокой стоимости производства). Первые подвижки случились в 1975 году, когда на рынок вышел микрокомпьютер Altair 8800. Начиная с этого момента развитие подобных систем пошло семимильными шагами. Конец эры мейнфреймов ознаменовало появление микрокомпьютеров IBM PC в 1981 году.

Микрокомпьютер, сейчас и 30 лет назад.

А дальше?

В этом месте история мейнфреймов и мини-компьютеров обрывается. С начала 80-х годов рынок поработили многочисленные настольные ПК на основе интегральных микросхем и микропроцессоров. Мейнфреймы уступили место суперкомпьютерам  мощнейшим конфигурациям для сложных математических расчетов. Рынок быстро заняли устройства Сеймура Крея и других разработчиков, чьи имена вошли в историю.

Мейнфреймы выполнили свою главную задачу  они послужили переходным звеном между огромными малофункциональными компьютерами и микросистемами четвертого поколения. Именно мейнфреймы позволили производителям обкатать стандартизированные технологии, которыми индустрия пользуется и по сей день.

Суперкомпьютеры CRAY  современные наследники мейнфреймов прошлого.

Музыка мейнфреймов

Когда мы говорили о хакерах из Массачусетского технологического института, мы, конечно же, не имели в виду злостных взломщиков чужих ПК. Речь идет о талантливых программистах, которые умели нетрадиционно использовать возможности компьютерных систем того времени.

К примеру, они научили машину PDP-1 музыке. Ну, конечно, симфонический оркестр она заменить была не в состоянии, но воспроизводить разные мелодии  вполне. Очень интересна технология звучания PDP-1. Звуки издавали переключатели типа flip-flop, которые хранили один бит информации. Система могла одновременно озвучить четыре разных ноты. Перевод музыки в язык, понятный машине, осуществляли при помощи специального компилятора (Harmony Compiler), разработанного Питером Самсоном. Программа была довольно-таки сложна в освоении и изначально заточена для компиляции музыки эпохи барокко.

Сложно и неудобно? Не спорим, однако этого вполне хватило, чтобы перевести в «железную музыку» произведения Баха, Моцарта, рождественские мелодии и еще пару часов разной попсы середины 60-х.


График посещаемости. 16 лет Е3: места, люди, события

Год: 1995 Кол-во посетителей: 50 000 Место проведения: Лос-Анджелес, Калифорния Дебют Electronic Entertainment Expo в мае 1995-го: впервые в истории игровому делу посвящена самостоятельная выставка (ранее играм приходилось ютиться на Consumer…|Игромания...

22 04 2024 22:53:14

Crysis Warhead

Crysis Warhead – первое серьезное заявление Crytek после града критики, который обрушился на них после релиза Crysis. Вместо того, чтобы дергаться в сторону консолей (хотя в эту сторону они неизбежно двинутся, тут можно не сомневаться), немцы высту...

21 04 2024 22:17:37

Tryst

«…Главная проблема Tryst — в том, что она слишком шаблонная. Такое чувство, что игру делали по учебнику с названием в духе «Как сделать RTS». Здесь есть все основные элементы, которые должны быть в стратегии, но и только; игра не способна ни удивить, ни п...

20 04 2024 12:34:50

Инди месяца: #HardCrash и RagFist. Гоночный кооператив или beat 'em up с процедурной физикой?

Друзья, вы не забыли, что следом за «Инди-битвой» Игромания и LG Electronics начали конкурс «Инди месяца»? Мы уже провели июльский этап (его конкурсантов и результаты голосования вы найдёте здесь), а…|Игромания...

19 04 2024 2:40:18

Итоги опроса: какая MOBA лучше?

Наши «мобы» не имеют ничего общего с монстрами из MMORPG, американским Музеем плохого искусства (Museum of Bad Art) и городом Моба, расположенным где-то в Конго. Впервые термин MOBA (Multiplayer Online Battle Arena), обозначающий…|Игромания...

18 04 2024 8:52:33

The Last of Us игра года

Выбираем лучшие игры 2013 года! Можно было бы подумать, что Gone Home полностью соответствует тенденции «давайте сделаем что-нибудь про геев и получим за это пару наград». Снимать кино и писать книги…|Игромания...

17 04 2024 9:34:36

Руководство и прохождение по "Age of Conan: Hyborian Adventures"

Когда вышел The Lord of the Rings Online, тысячи игроков отправились туда из любви к Средиземью. Tabula Rasa и Pirates of the Burning Sea покорили многих новизной подхода и необычным игровым процессом. А Vanguard обещал стать игрой нового поколения,...

16 04 2024 3:43:43

Поиграли в Valheim. Выживалка про викингов, которая захватила Steam

Valheim уже сейчас, в раннем доступе, поражает количеством контента....

15 04 2024 13:32:15

Краткие обзоры. Operation Blockade

“Итак, одинокий остров посреди океана, на котором находится дзот. Как раз через эту точку пролегает важный трaнcпортный путь врага. На дворе 1941 год альтернативной истории, воздух рассекают "Фоккевульфы", а в нашем распоряжении — арсенал целого флота. Со...

14 04 2024 16:13:39

Gears of War 3

На Xbox February Showcase третьей части Gears of War выделили целый вечер. Клифф Блезински, как и всякая уважающая себя рок-звезда, не спешит появиться перед публикой, но когда он наконец выходит на окруженный народом пятачок, все разговоры и…|Игромания...

13 04 2024 8:58:31

Обзор Yakuza: Like a Dragon. RPG про фаната RPG

Серия Yakuza изначально не прижилась на Западе: плохая локализация, отвратный маркетинг (сравнения с GTA были совершенно ни к чему) и специфика игры (JRPG с боёвкой из beat’em up в японском сеттинге) похоронили шансы первой части на…|Игромания...

12 04 2024 0:32:53

Профессор Горячев отвечает на вопросы

    Влияет ли разгон процессора на производительность других компонентов компьютера?     Разгон процессора влияет на производительность других компонентов компьютера, но только если вы разгоняете его путем увеличения частоты...

11 04 2024 0:53:55

Руководство и прохождение по "Harry Potter and The Sorcerer’s Stone"

Зная менталитет зажравшихся российских гeймеров, я могу сразу угадать, что они скажут об игре с Гарри Поттером в главной роли: “Отстой для детей”. И тут они будут неправы по обоим параметрам: во-первых, не такой уж это отстой, а...

10 04 2024 11:46:26

Spec Ops: The Line

«…AI в Spec Ops умнее среднестатистического полигонального шутерного болвана. Враги меняют диспозицию, пользуются многоэтажностью, периодически участники побоища с визгом проваливаются на один пролет вниз, потому что выясняется, что все это время мы воева...

09 04 2024 18:41:35

Разгон №3. Их винтокрылые величества

Из школьного курса физики многим нашим читателям известно, что при протекании электрического тока по проводнику последний нагревается. Процессор, в свою очередь, есть не что иное, как целый муравейник, состоящий из хитросплетений проводников и полупроводн...

08 04 2024 22:54:51

Горячая линия: игры

Задать нам вопрос можно письмом на games@igromania.ru или смской на номер 1121. Сначала вводите слово #games и только потом — текст самого сообщения. Стоимость одного сообщения — около трех рублей. И этого тоже на…|Игромания...

07 04 2024 6:35:20

Endless Space

«…После создания своей персональной галактики вы становитесь ее императором и отправляетесь покорять бесконечные просторы космоса. Каждая цивилизация, как и полагается, имеет сильные и слабые стороны: одни нации хороши в науке, другие постоянно воюют, а у...

06 04 2024 12:48:30

F1 2009

Как все начиналось? Расточительность Codemasters удивляет. Компания за cyмacшедшие деньги приобрела эксклюзивную лицензию на издание игр о «Формуле-1», но первый же выпущенный по ней проект оказался технически недоразвитой поделкой для…|Игромания...

05 04 2024 7:50:56

Отечественные локализации. Враждебные воды

Компания Sonalysts Combat Simulations всегда славилась тем, что создавала (сначала совместно с Jane's Combat Simulations, а теперь — в одиночку) сложнейшие симуляторы, которые по реалистичности почти не уступают военным тренажерам. Но если раньше...

04 04 2024 17:32:37

Rage

Впервые из уст id звучат нехаpaктерные для них выражения: «открытый мир», «аркадные гонки», «постапокалиптический сеттинг»… Пока нас смущает только одно: на протяжении двух лет, прошедших с момента анонса, разработчики подозрительно мно...

03 04 2024 16:55:29

Поиграли в King’s Bounty II. Новый взгляд на легендарную тактическую RPG

Тактическая ролевая игра от 1C уже в шаге от релиза. Впечатления по первым 10 часам: много диалогов, мало отличий между персонажами и почти нет багов!...

02 04 2024 17:25:10

XIII

"...Сакраментальная амнезия, пластическая операция, подмена личности, снайперская пуля в голове старого президента и торжественное спасение нового, а также показательное самоубийство одного из злодеев на глазах у изумленной публики; в основе всего, конечн...

01 04 2024 4:22:18

Руководство и прохождение по "Imperialism II: The Age of Exploration"

ВОСПОМИНАНИЯ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО «Шесть лет прошло с тех пор, как началась эта кровавая бойня. Только-только нам удалось объединить колонии в Новом Свете, усмирив свирепые индейские племена, поднять до приемлемого уровня изнуренную боевыми д...

31 03 2024 3:43:58

Colin McRae Rally 3

"...Стоп! А ну-ка - уберите ногу с газа. Для начала следует забыть все то, чему научила вас предыдущая часть игры. Увы и ах - пpaктически все рефлексы, наработанные в заездах Colin McRae Rally 2, придется выбросить на свалку..."...

30 03 2024 15:56:59

NIKITA.Online отвечает на вопросы игроков по Rappelz

Некоторое время назад на «Игромании ХР» мы опубликовали статью по Rappelz, приуроченную к трехлетнему юбилею русской версии игры. Публикация вызвала у игроков бурю негодования, вылившуюся в комментариях к статье. Досталось на…|Игромания...

29 03 2024 22:18:50

Super Street Fighter 4 Arcade Edition

С момента консольного релиза в 2009 году Street Fighter 4 пережил уже две глобальных ревизии (Super Street Fighter 4 и Super Street Fighter 4 3D Edition). Казалось бы, все, что потенциально могло быть улучшено, уже улучшили, и все, что можно было…|Игромания...

28 03 2024 11:32:15

Руководство и прохождение по "Lock On: Modern Air Combat"

После сборки обработать напильником. (Инструкция) Среди истребителей в игре можно найти и F-117. А вот стелс-бомбардировщика B-2 нет. “Летающая крепость” на отечественном аэродром...

27 03 2024 11:57:58

Мнение о Tom Clancy’s Shadow Break. Снайпер снайперу рознь

Если «тот свет» или любая другая форма загробной жизни все-таки существует и там много кто обитает, то покойный Том Клэнси каждый день с улыбкой смотрит оттуда на всех игроков. Причина проста: за последние два года игры с его…|Игромания...

26 03 2024 21:28:14

Война миров. Одиннадцать MMORPG, которые изменят лицо жанра

«…В истории MMORPG есть несколько игр, разделивших ее на «до» и «после». Первый полноценный виртуальный мир — Ultima Online в 1997-м. Первая игра, за которой умирают, — EverQuest в 1999-м. Первая игра, в которой живут, — World of Warcraft в 2004-м. В 2011...

25 03 2024 2:59:34

Горячая линия: игрострой 

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом dev (в начале сообщения печатаете слово dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

24 03 2024 20:53:38

Red Dead Redemption – о людях, их делах и лошадях

Своим появлением экшен Red Dead Redemption начнет новую главу в истории виртуальных вестернов. Не секрет, что студия Rockstar San Diego создает аналог Grand Theft Auto на Диком Западе. Но кто сыграет главную роль в истории об отвязных ковбоях? Чем…|Игромания...

23 03 2024 18:49:50

Star Trek (2013)

«…В основе игры — фильм Абрамса. Все актеры, задействованные в кастинге, подарили компьютерным персонажам свою внешность и голос. Более того, за Star Trek отвечают те же люди, что трудились над сценарием фильма. Плюс приятный бонус в виде Марианны Кравчук...

22 03 2024 9:19:53

Ответный удар. Тестирование видеокарты NVIDIA GeForce GTX 680

«…Назвать GTX 680 безоговорочным лидером невозможно. По производительности карта ненамного опережает HD 7970. Пожалуй, единственное преимущество Kepler — технологичность. Автоматический разгон по запасу TDP, оригинальные режимы сглаживания, возможность иг...

21 03 2024 13:59:31

Super Mario 3D World

«…3D World напоминает одновременно прошлогоднюю Super Mario 3D Land с 3DS и Super Mario Galaxy 2. От первой остались управление и структура уровней, а от второй — то, что каждый этап вводит новую механику. В одном месте мы гоняем по воде на спине надувног...

20 03 2024 9:33:33

Эксклюзив. Champions Online

никаких сиквелов, приквелов и клонов не будет. Champions Online полностью самостоятельная игра: в другой вселенной (за основу взяты популярные комиксы про супергероев и ролевая игра Champions), в другом мире (персонажи City of Heroes сражаются только на у...

19 03 2024 0:46:12

«Форсаж» и «Токийский дрифт» в The Crew 2. Воссоздаём кино в игре

Чтобы проверить игру на зрелищность и разнообразие, мы воссоздали в ней автомобили из знаменитых фильмов, прокатились по знакомым местам Соединённых Штатов и повторили самые известные кинотрюки....

18 03 2024 7:49:33

Ghost Recon: Future Soldier

Релиз очередного выпуска футуристическо-тактического франчайза Tom Clancy's Ghost Recon откладывается и переносится с начала 2009 года. За первый год разработки наследник Ghost Recon: Advanced Warfighter 2 (2007) обзавелся видом от третьего лица,…|Игромания...

17 03 2024 2:34:12

Человек-паук 

...во время сеанса в кинотеатре я наблюдал, как люди несколько раз порывались уйти, и всякий раз оказывалось, что еще не конец. Но рыхлая структура — это еще полбеды. При всей своей наивности и старомодности фильм пытается донести еще и какие-то, ст...

16 03 2024 9:24:39

Anomaly: Warzone Earth

«…Warzone Earth — это перевертыш любого Tower Defense-клона. То есть выступаете вы не в роли невидимой длани, расставляющей пушки, а в роли тех самых проходящих мимо боевых единиц, которых обычно вам нужно было не пропустить за пределы экрана. Соответстве...

15 03 2024 18:31:42

Настольные игры для двоих. Во что поиграть маленькой компанией?

Полгода назад я уже рассказывал, в какие настолки можно без проблем поиграть в онлайне. Правда, в прошлый раз я рассматривал только те игры, что доступны в мастерской Tabletop Simulator, а о проектах для двух игроков вообще упомянул…|Игромания...

14 03 2024 19:25:41

Первый взгляд. Richard Burns Rally

В последнее время в стане раллийных симуляторов творятся странные вещи. Немногочисленные представители жанра в лице Colin McRae Rally и V-Rally (есть еще Gran Turismo и World Rally Challenge, но они обитают исключительно на приставках), которые из год...

13 03 2024 23:43:41

Горячая линия: игрострой

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом #dev (в начале сообщения печатаете слово #dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

12 03 2024 18:27:39

Тестирование материнской платы Gigabyte GA-P55M-UD4

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМФАКТОР: microATX ЧИПСЕТ: Intel P55 Express ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ ПРОЦЕССОРЫ: Intel Core i5, Core i7, Socket 1156 ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ПАМЯТЬ: 4x 800/1066/1333/1600/2000 МГц DDR3, до 16 Гб ГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЪЕМЫ: 2x PCIe x16 2.0, 1x…|Игромания...

11 03 2024 21:18:26

9 лучших реальных городов для виртуальных путешествий в играх

Ну и лето в этом году: границы закрыты, самолёты простаивают, все усердно самоизолируются. Куда податься в этот стремительно уходящий сезон отпусков? Агентство «Игромания Трэвел» спешит на помощь! Наши специалисты по виртуальному…|Игромания...

10 03 2024 18:20:27

Unreal Tournament

«…Бренду Unreal удалось стать узнаваемым почти мгновенно. То, чего «Макдональдс» или «Хонда» добивались десятилетиями, Epic Games провернула буквально за год. Оригинальный боевик Unreal вышел в 1998-м, задав высочайший уровень качества в жанре шутеров от...

09 03 2024 19:17:15

World of Tanks: Британская техника (часть 2)

В первой части нашего обзора британской техники мы подробно рассматривали низкоуровневые средние и легкие танки. Хотя английские машины явно расстроили многих игроков, нам удалось разглядеть их сильные стороны и выработать подходящую для них…|Игромания...

08 03 2024 20:36:18

Мечник, маг и менестрель

ролевая комaнда из Екатеринбурга издала книгу сокращенных правил игровой системы “ТриМ”. И не только издала, но и собирается всемерно поддерживать и продвигать свое детище...

07 03 2024 21:25:13

Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast

“События разворачиваются спустя девять лет после Mysteries Of The Sith, то есть через десять лет после событий Dark Forces 2. Ну а чтобы вам стало окончательно ясно, скажу, что после “Возвращения Джедая” прошло тринадцать лет. Миром правят Новая Республик...

06 03 2024 10:57:17

Мнение о Total War: Warhammer 2 Rise of The Tomb Kings

Артур Масс, автор Игромании Любитель JRPG, запойных марафонов в игры по 12+ часов и военных фильмов. Древнейшая империя кхемри, чьи правители когда-то владели большей частью Южных Земель и Старого Света, ныне превратилась в безжизненную пустыню.…|Игромания...

05 03 2024 19:56:33

Умышленная авария. Тестирование краш-машинок Digital Function, способных ремонтироваться без посторонней помощи

«…мы управляем авто с пульта, стилизованного под гeймпад, и при хорошей силе разгона можем впечатать машинку в любое препятствие. От этого ее буквально раскорячивает, бампер, крылья и двери сдвигаются со своих мест, а сама игрушка начинает визжать сиреной...

04 03 2024 11:43:33

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::