Локализация King of Kings 3: производственные зарисовки
Компания NIKITA.Online предложила нам опубликовать собственную статью, посвященную локализации недавно запущенной ролевки King of Kings 3. Материал показался нам интересным и познавательным. Так сложилось, что процесс локализации онлайновых игр знаком нам не понаслышке, и на основании собственного опыта можем констатировать авторы статьи действительно адекватно и показательно описывают особенности перевода игры с китайского на русский. Мы публикуем ее как есть, без изменений. По поводу самой King of Kings 3. Это новейшая игра в линейке издаваемых «Никитой» проектов. Сейчас находится в стадии открытого бета-тестирования. King of Kings 3 фэнтезийная онлайновая ролевка, в которой основной упор делается на мощную гильдейскую систему и масштабные PvP-побоища, а игроки предсказуемо выясняют, кто из них достоин зваться Королем королей. |
Перешедшая в начале октября в стадию открытого бета-тестирования King of Kings 3 стала самым масштабным проектом NIKITA.Online с точки зрения объема и сложности локализационных работ. Более 750 000 английских слов требовали перевода на русский язык, как водится, в кратчайшие сроки. В качестве локализационного вендора была выбрана студия Levsha Games, ранее успешно осуществившая перевод «Фантазиума». Ниже представлены воспоминания Федора Куликова и Федора Бонч-Осмоловского, заведовавших локализацией King of Kings 3 на стороне вендора, относительно чудес и сюрпризов, которые подготовили тайваньские разработчики из Lager Network.
Надеемся, что этот материал поможет кому-то набить поменьше шишек при переводе с «азиатского английского» или, по крайней мере, поднимет настроение.
Каждый раз, когда наша студия получает заказ на локализацию игры, произведенной китайскими или корейскими разработчиками, мы начинаем готовиться к настоящему приключению. В нем всегда есть место для неожиданных поворотов сюжета и захватывающих дух лингвистических подвигов. Черт обычно кроется в переводе с родного азиатского языка на английский, который разработчики обычно самостоятельно делают перед тем, как продавать игру. То ли в Азии другие критерии качественного перевода, то ли на этом процессе сознательно экономят, но в результате английский текст таких проектов отличается от нормального английского текста примерно так же, как отличаются друг от друга iPhone от Apple и его китайский вариант с двумя сим-картами.
Когда мы начали работу с проектом King of Kings 3, он, естественно, впечатлил нас объемом контента. Разработчики создали множество рас, классов, заклинаний, предметов, оружия и заданий. В общем, поработали на славу. К сожалению, поиграв в английскую версию и раскачав персонажа примерно до половины от «левелкапа», мы поняли: для хорошего перевода на русский понадобятся и мудрость Конфуция, и ловкость Джеки Чана. Термины разошлись так, что выполнить часть заданий стало невозможно в принципе, а некоторые было бы невозможно выполнить без помощника по заданиям (функции, позволяющей автоматически направить персонажа туда, куда ему сейчас нужно). Названия умений просто-напросто «съехали»: английский список был интегрирован в игру некорректно, поэтому умению A соответствовало английское название умения B, умению C английское название умения D, ну и так далее.
Дважды в день в 12:30 и 19:30 в King of Kings 3 проходит тест на интеллект, в котором могут поучаствовать все желающие. По итогам участники получают некоторое количество опыта, сообразное их успехам на интеллектуальной ниве. |
Каждая территория, где издана игра, может добавить в тест собственные вопросы, воспользоваться, так сказать, служебным положением. |
Посмотрев на текст, мы предположили, что на английский с китайского игру переводили несколько групп, которые были скоординированы друг с другом очень слабо. Да что там вообще никак не были скоординированы. На первый взгляд казалось, что всё хорошо. Даже терминология внутри переводов одной группы совпадала и в интерфейсе, и в описании заданий, и в остальной части текста: подсказках, названиях оружия и локаций. Все портил лишь один досадный факт совпадений между переводами разных групп было мало. Очень мало. Поэтому один и тот же NPC часто становился буквально «человеком с тысячей имен»: Джейном (Jane), Яном (Jan), Янгом (Jang) и Янисом (Yanis). А из-за особенностей китайской фонетики, которая не различает, например, звуки [л] и [р], а также в определенных ситуациях [м] и [н], Лена (Lena) могла стать Ремом (Rem). Особенно показательным было задание, в котором дeвyшка пыталась выяснить, кто же из двух стражей южных ворот города пишет ей романтические письма. К сожалению, в английском тексте каждый страж имел по три имени (в речи дeвyшки упоминалась одна пара, на карте находилась другая, а в описании задания третья), поэтому вполне простая с виду история превратилась в настоящий любовный семиугольник.
Еще один «радостный» момент отсутствие в китайской культуре, а как следствие, и в китайском языке четкого разделения магических сил на добрые и злые. И если про исконно китайских персонажей что-то еще можно понять, то для заимствованных все становится намного сложнее: есть подозрение, что в китайском переводе и фея-крестная из «Золушки», и ведьма из сказки о пряничном домике будут определяться одним понятием «существо женского пола, наделенное магической силой». Вы спросите, какое все это имеет отношение к King of Kings 3? Самое прямое! Разработчики создали в игре рай (с ангелами и архангелами) и ад (с дьяволами, демонами и их приспешниками). Только вот из-за использования одного и того же иероглифа добрый купидон легко превращался в демоненка.
Как и у большинства игр, локализационный набор King of Kings 3 содержит ID каждой фразы и ее вариант на английском языке и языке оригинала. Особую осторожность нужно проявлять при работе с тегами и переменными. Название экселевского листа говорит нам, с текстами заданий какого уровня мы имеем дело. |
А ведь еще в китайском нет и грамматической категории числа! Слова «волк» и «волки» выглядят абсолютно одинаково, поэтому из рассказа персонажа не всегда можно сделать однозначный вывод относительно того, должен ли герой убить одного Серого Волка, который держит в страхе всю округу, или легион серых волков, от которых нет житья местным фермерам.
Если вы когда-нибудь читали в автомобильных журналах обзоры китайских или корейских машин, вам наверняка знакома жалоба на тему того, что «невысокие азиаты не предусмотрели достаточно места для рослых европейцев». Как ни странно, примерно с такой же проблемой приходится сталкиваться при локализации азиатских игр: иероглифическое письмо позволяет передать смысл словосочетания «священная палица из кости дpaкона с нефритовыми шипами» в четырех символах, чего явно недостаточно для английского или русского. А еще в китайском есть иероглиф «wan», означающий «десять тысяч». И китайские разработчики нередко используют его для обозначения, скажем, числа тех же лисьих шкурок в рюкзаке, не оставляя места под арабские нули. Сравните: «2万» и «20 000»
В общем, начни мы просто переводить этот текст с английского на великий и могучий, играть в русскую версию King of Kings 3 оказалось бы весьма затруднительно. Но такой подход точно не пришёлся бы по вкусу символу нашей студии тульскому мастеровому Левше, поэтому в ход пошёл проверенный прием использовать при переводе текст на исходном азиатском языке без участия переводчиков, которые его знают (к счастью, оригинальный китайский текст у нас был). Этот подход строится на использовании автоматических переводчиков для проверки данных в английском тексте. Очень часто Google Translate и Babelfish позволяют вскрыть какие-то факты, о которых при первом взгляде на текст нельзя было и помыслить.
Системные сообщения разработчики King of Kings 3 предпочли свалить в братскую XML-могилу. «На радость» отделу локализации NIKITA.Online и сотрудникам студии Levsha Games. |
Кроме того, у китайского языка есть важная особенность, облегчающая жизнь переводчикам, существительные в нём не склоняются. Это позволило нам реализовать следующую хитрость. После формирования трехъязычного глоссария (китайский английский русский) при помощи специального скрипта мы проанализировали игровые тексты на китайском на предмет присутствия в них терминов из глоссария. В результате мы смогли обнаружить и устранить массу разночтений. Так, например, скрипт мог сообщить нам, что в данном задании китайский текст содержит термин «изумруд», а английский текст того же задания предлагает игрокам отправиться на поиски «минерала». Помня о непоследовательности английского перевода, мы ориентировались на китайский исходник и превращали минерал в изумруд.
Напоследок еще один небольшой анекдот. В игре есть викторина, во время проведения которой все игроки могут ответить на двадцать вопросов и получить дополнительный опыт. Просто двадцать вопросов и три варианта ответа на каждый. Так вот, в этой викторине был, например, такой вопрос.
A group of dolphins is called a ... (Группа дельфинов называется...)
Варианты ответа:
- Herd (стадо)
- School (школа)
- School (школа)
При этом третий вариант ответа являлся правильным, а вот второй, увы, нет.
Об авторах
Федор Бонч-ОсмоловскийПервые игровые переводы начал делать в 2004 году, учась на втором курсе МГУ. С осени 2007 года менеджер по локализации в компании «Бука», весной 2009 года стал одним из основателей студии локализации Levsha Games. Федор КуликовЛокализацией игр начал заниматься в середине 90-х. С тех пор успел поработать пpaктически со всеми российскими издателями и локализаторами от «Медиа-2000» до IT Territory. Весной 2009 года стал одним из основателей студии локализации Levsha Games. |
...что если разница в восприятии — не единственная причина? Что если и вправду «сейчас так не делают»? Может, разговоры о том, что игры стали хуже, не просто старперское нытье? Звучит как бред, но ведь много раз бывало так, что утвержден...
24 04 2024 6:20:37
Двойной удар из Ганновера Центральной темой всего киберспортивного раздела на DVD этого номера стали два турнира, прошедшие в конце марта в Ганновере (Германия) на выставке CeBIT 2008. Речь идет о финалах второго сезона крупнейшей лиги Intel Extreme…|Игромания...
23 04 2024 15:14:37
Казалось бы, сколько можно пинать произведения бедного Говарда Филлипса Лавкрафта и пытаться сделать из них приличные игры? Чуть ли не каждый год создатели очередного проекта заявляют, что вдохновлялись творчеством писателя, а то и прямо пытаются…|Игромания...
22 04 2024 10:20:13
Square Enix не раз губила свои игры ненужными продолжениями: взять хоть Final Fantasy X-2, хоть The 3rd Birthday, хоть приквелы Final Fantasy VII, создавшие кучу сюжетных противоречий. Поэтому, когда компания спустя 14 лет взялась делать сиквел…|Игромания...
21 04 2024 10:48:58
В мире игрового кино наступило временное затишье. То есть новости касательно купли-продажи прав на экранизацию игр еще появляются, однако самих фильмов, созданных по мотивам игровых хитов, не то что по пальцам одной руки не пересчитать — их просто нет! По...
20 04 2024 2:48:12
Эту статью хотелось бы начать словами Альфреда Хичкока: «Сравните две гипотетические сцены в фильме. Вот первая — представьте, что мы с вами так мило беседуем. А под столом, за которым мы сидим, пристроена бомба. Все тихо-мирно, и вдруг…|Игромания...
19 04 2024 18:25:15
В этом номере журнала мы перезапускаем рубрику «Не одной строкой». Поменялся не только дизайн, но и формат подачи материала. Несколько лет назад, когда на месте «Не одной строкой» был раздел «Новостной…|Игромания...
18 04 2024 4:24:24
...на форумах до сих пор встречаются восторженные отзывы тех, кто все-таки успел приобрести консоль. Люди со скупыми слезами на глазах вспоминают, как с упоением играли в Maze, Blackjack, как тяжело было найти приставку, как играли на ней целый год &...
17 04 2024 2:32:18
«…Если вам не нравятся шутеры, файтинги или жанр «побей их всех», играть на MAME вам будет не во что. Игры на автоматах столь же великолепно оформлены, сколь и однообразны — 98% ромов осточертеют уже через полчаса.…»...
16 04 2024 21:41:57
«…Прошлой осенью компания Toshiba представила весьма неординарное устройство — Toshiba libretto W100, мини-ноутбук с дополнительным экраном, расположенным там, где мы привыкли видеть клавиатуру. Эта особенность существенно расширяет возможности устройства...
15 04 2024 14:24:38
Generic... Если вам нравятся компьютерные ролевые игры, то можно не сомневаться, что вы хотя бы слышали о Dungeons&Dragons. Об остальных настольных ролевых системах играющей публике известно гораздо меньше. Данная...
14 04 2024 16:32:32
«…Конец 2011 года и начало 2012-го выдались чрезвычайно напряженными для интернет-сообщества. Причиной переполоха послужили новые законодательные акты с непривычными для русского уха названиями SOPA и PIPA, отправленные на рассмотрение в высшие государств...
13 04 2024 16:27:56
За те долгие годы, что существует жанр стратегий в реальном времени, мы с вами перекопали миллионы гектаров пустынь в поисках спайса, выкачали из инопланетных недр мегатонны тибериума и наплодили несметные полчища зе...
12 04 2024 18:11:22
Ю Судзуки — один из тех, кто определил вектор развития современного гeйминга. Именно он стал идейным вдохновителем игры, изменившей мир. Shenmue — проект-легенда, сага, что так и не завершилась. В 1999 году первая часть произвела…|Игромания...
11 04 2024 9:21:50
«…В Wing Commander уходили с головой, происходящему в игре начинали верить — вплоть до того, что гибель компьютерного персонажа воспринимали как настоящую трагедию. Благодаря этому крепко спаянный, но незамысловатый космический боевик превратился в одну и...
10 04 2024 17:58:24
Во что играли 5 лет назадИл-2 Штурмовик: Забытые сражения Дата выхода: 2003Жанр: Жизнь как полетИздатель/разработчик: Ubisoft, 1C/Maddox GamesГордость за отечественное самолетостроение на уровне игровой индустрии начала душить нас еще в 2001-м, с…|Игромания...
09 04 2024 7:47:55
Чаще всего игровой проект начинается с гeйм-дизайнеров и программистов, которые, вооружившись изрядным запасом пива, начинают разpaбатывать КОНЦЕПЦИЮ и писать ДВИЖОК. Однако без участия талантливых художников подобные начинания поч...
08 04 2024 2:15:57
КИБЕРСПОРТ. Вести с полей Death уже почти "смирился" с постоянными победами Двести пятьдесят шесть свободных мест на турнир QuakeCon’2003 были заняты в течение нескольких минут (!) после начала…|Игромания...
07 04 2024 3:14:12
"...Это не потребует от вас никаких специфических знаний. Нужно лишь пойти от обратного, применить дедукцию, методы нейропрограммирования и динамического хаоса. После чего привинтить две платы к одной крепежной железке. Все гениальное - просто..."...
06 04 2024 1:21:59
Там, где бродят протоссы Создание мультиплеерных карт для StarCraft 2 Вместе с первой кампанией StarCraft 2 поставляется редактор карт под кодовым названием Galaxy Editor (официальное наименование — StarCraft II Editor), возможности…|Игромания...
05 04 2024 10:29:49
Со словом «охота» у большинства людей ассоциируются двустволки, лес и сосиски на костре. Или высокая трава, бельгийское ружье с выгнутым ложем, две борзые и тетеревиный выводок. Или, на худой конец, Александр Гордон, обсуждающий…|Игромания...
04 04 2024 17:32:29
Что было бы, если бы сериалы снимались в Sims? Речь сейчас не о «сериалах» с YouTube, где простые игроки снимают десятки роликов с приключениями династий своих симов, — речь о настоящих сериалах. Мы попытались…|Игромания...
03 04 2024 16:59:11
До запуска нового поколения консолей осталось меньше месяца. А значит, пора наконец предметно разобраться в том, что нас ждёт и за что нам предлагают платить, — ну, и примерно определиться, что в итоге брать. Сегодня мы разберём новинку…|Игромания...
02 04 2024 11:54:56
Первая часть этой статьи была опубликоваl...
01 04 2024 3:57:20
«…Разработчики пока не раскрывают информацию о боевой системе (кун-фу-файтинг всегда был основой True Crime), зато недвусмысленно намекают на наличие паркура. Да, главный герой теперь будет скакать по крышам Гонконга, но это далеко не все! В True Crime мо...
31 03 2024 15:19:41
Основной сюжет, часть первая | Основной сюжет, часть вторая Коллегия магов | Гильдия воров | Темное братство | Соратники Гражданская война | Даэдры | Побочные квесты | Как стать супергероем [[BULLET]] Коллегия Винтерхолда не подчиняется имперской…|Игромания...
30 03 2024 9:17:27
"...Идея - нет слов - хороша. Просто отличная идея. Теперь еще бы изобрести сущий пустячок: как ее воплотить на пpaктике? Логика-то здесь не прокатит. В людской логике не сечет он, а я ни хрена не секу в логике cyмacшедших компьютеров..."...
29 03 2024 22:50:47
Как все начиналось? Любителям квестов студия Future Games известна очень хорошо. Именно она ответственна за такие игры, как Nibiru: Age of Secrets, Tale of a Hero, Reprobates и, конечно же, Black Mirror. Вторую часть «Черного зеркала»…|Игромания...
28 03 2024 18:19:44
После бурных дней интенсивного тестирования выносливости оборудования жизнь в Арборее потекла гладко. Во всяком случае, в техническом отношении. Социальные же бури на этом этапе только достигли кульминации и начали медленно затухать. Нет, речь не о…|Игромания...
27 03 2024 5:23:44
По меркам игровой индустрии, студия Rebellion может считаться долгожительницей. Когда-то именно эта комaнда вдохнула жизнь в интеpaктивную Alien vs. Predator, познакомила поклонников PlayStation с Rainbow Six и создала отличную Delta Force:…|Игромания...
26 03 2024 2:53:31
Ghost of Tsushima ни разу не тянет на лавры «большого» эксклюзива Sony — особенно если поставить её в один ряд с титанами вроде Uncharted 4, God of War и Marvel’s Spider-Man. Детище Sucker Punch больше похоже…|Игромания...
25 03 2024 19:29:42
24 часа в сутки любые ваши вопросы по играм принимаются на ящик games@igromania.ru или по SMS на короткий номер 1121 с префиксом games (т.е. в начале сообщения вы должны ввести слово games и только потом, через пробел, вводить сам вопрос). Стоимость…|Игромания...
24 03 2024 16:58:22
«…W-3 Sportline станет отличным выбором для любителей аркадных гонок, которые хотят усложнить и разнообразить игру. За счет дорогого спортивного дизайна он будет гармонично смотреться рядом даже с самым навороченным PC, а компактный блок из руля и переклю...
23 03 2024 2:26:44
Ангел — Overwatch Косплеер Алёна Сысуева и фотограф 412ART представили образ Ангел из Overwatch во мрачной вселенной Cyberpunk 2077 — эту новую итерацию героини они окрестили «CYBERMERCY 2077». Крысавчик…|Игромания...
22 03 2024 11:14:42
В 1995 году Microsoft дала начало новой тенденции в мире скрытых возможностей операционных систем. Microsoft оснастила новую операционную систему множеством новых настроек, и пpaктически все, что можно было настроить, стало настраиваемым. Официально все э...
21 03 2024 3:38:34
Механические клавиатуры… Признаюсь, года три-четыре назад я как-то перестал ими интересоваться, так как приобрёл механику, которая закрыла для меня все вопросы по этой части, — Leopold FC750R. Компактная, строгая и надёжная, как…|Игромания...
20 03 2024 17:24:25
Немного исторических сведений С такими пушками можете ничего не бояться. Для начала погрузимся в глубины истории, чтобы понять, почему серия X-COM своевременно не породила ни одного достойного продолжения. Нужно приз...
19 03 2024 7:24:13
О номинации: фильмов ежегодно выходит великое множество, и подводить итоги по всем сразу в одной статье смысла, конечно, нет. Поэтому в этой номинации мы рассматриваем киноленты, имеющие то или иное отношение к гик-культуре. 2015 год наверняка…|Игромания...
18 03 2024 13:47:36
Арториас Путник Бездны — Dark Souls Мы люди простые: видим большой красивый косплей с большой красивой собакой — ставим на обложку выпуска. Вернее, не собакой, конечно, а Великим Волком Сифом — стражем могилы Арториаса,…|Игромания...
17 03 2024 10:48:54
Вечнозеленые “Дешево и сердито... Категория меньше 500, “Cмepть тормозам... Категория меньше 1000, “Займи, но купи... Категория больше 1000 и — “Тебя я видел во сне” (цена не ограничена)....
16 03 2024 14:54:19
Конец года для любителей «Доты» выдался насыщенным. Сперва новую игру продемонстрировали на DotA II International от Valve, а следом прошли мировые финалы ESWC в Париже, о которых мы писали здесь. Эти громкие события немного…|Игромания...
15 03 2024 18:38:10
Распечатывая коробку... ...с «Диаблой 2», вы наверняка ожидаете, что все, что вы там увидите, уже давно знакомо, пройдено неоднократно во время бессонных ночей, проведенных на Battle.Net. Теперь приготовьтесь удивляться: в D2 подход к ма...
14 03 2024 20:58:39
У студии Parallax Factory весьма интересный лозунг: «Old school is good school». В вольном переводе это означает, что раньше игры были лучше (трава зеленее, а пиво вкуснее), и все свое внимание «параллаксы» концентрируют на шлифовке гeймплея, а...
13 03 2024 5:12:22
Две равноуважаемых семьи В Вероне, где встречают нас событья, Ведут междоусобные бои И не хотят остановить кровопролитье. У. Шекспир “Ромео и Джульетта” Рассказывать, откуда ноги растут у нашего сегодняшнего пациента, я, с вашего позволения,...
12 03 2024 22:43:22
Серия «Архивы НКВД: Охота на фюрера» — живое свидетельство тому, что русские квесты не только выживают, но и развиваются. Это уже не пошлый бородатый анекдот про Штирлица, а почти «17 мгновений весны» в…|Игромания...
11 03 2024 20:57:28
ФотоПодзовите к себе кого-нибудь из банды, после чего подойдите к нему, выберите в инвентаре фотоаппарат и нажмите «Действие». Ваш друг возьмет фотоаппарат, после чего вы сможете немного пофантазировать над постановочным кадром. Например, попробуйте вз...
10 03 2024 5:45:47
Удивительно, но по мотивам выдающегося творчества братьев Стругацких до сих пор не было создано ни одной паршивой игры. Про «Сталкер» (наследник «Пикника на обочине» в третьем поколении) вы и так все знаете, «Обитаемый остров: Послесловие» ока...
09 03 2024 1:22:34
О номинации В этой номинации мы собрали все новинки 2018 года, которые отлично заходят на вечеринках. Собрались ли вы шумной компанией или в тихом семейном кругу, здесь наверняка найдётся проект, который не даст вам заскучать. Игромания…|Игромания...
08 03 2024 7:47:10
В Destiny, масштабной и невероятно красивой космоопере про вселенское зло и отважных стражей, вы первый десяток часов с восторгом бродите по Луне, разглядываете песок на Марсе и вообще разбираетесь, что тут происходит, а далее уже только бегаете в…|Игромания...
07 03 2024 1:55:21
Горжусь Россией! (слоган агитплаката образца 2622 года)Казалось бы, совсем недавно орды фанатов смели с полок книжных магазинов последнюю часть трилогии «Завтра война» Александра Зорича. Мир, где правит бал могучая Российская Директория, не успел е...
06 03 2024 12:45:11
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::