Сумма технологий. Основные тенденции железного рынка 2012
Ушедший год изменил рынок железа до неузнаваемости. Intel получила нормальную конкуренцию в среднем сегменте. NVIDIA перевернула с ног на голову принцип продажи видеокарт, да еще и придумала локальную теорию заговора. А Microsoft выпустила очередную операционную систему. Поэтому в железных итогах этого года у нас настоящий праздник: есть о чем рассказать, есть о чем подумать, есть что спрогнозировать.
Процессоры
Собирая компьютер, первое, что мы решаем, — какой выбрать процессор, поэтому именно с них и начнем. На рынке кристаллов за последние лет восемь не случилось никаких серьезных волнений и драм. Еще в 2005-м Intel перешла на архитектуру Core, и после этого догнать ее не мог никто, да, похоже, особо никто и не стремился. AMD лет шесть вообще не вступала в гонку технологий тихо допиливала свою многострадальную K10 (Phenom), а других производителей на горизонте и видно не было.
В итоге к 2010 году сложилась весьма печальная картина. Хотите мощную систему? Ставьте Intel Core i7. Нужно максимум производительности по разумной цене? Ваш выбор Intel Core i5. Денег мало, а играть надо? Берите Intel Core i3. А где же варианты? Ну, если не желаете Intel, так уж и быть, вот вам AMD, чуть дешевле и заметно медленнее.
Конец этому беспределу пришел в 2011-м, когда в продаже появились процессоры на разработанной с нуля архитектуре AMD Bulldozer: восемь вычислительных модулей, автоматический разгон, внушительные частоты работы. Обогнать Sandy Bridge они не смогли, зато по соотношению цена/эффективность оказались ничуть не хуже, а в средних отделах рынка еще и предложили богатый ассортимент многоядерных моделей, чего у Intel отродясь не бывало.
Такого напора «синий гигант» в 2011-м не ожидал, поэтому среагировать не успел на автомате выпустил новую линейку Sandy Bridge-E, нацеленную на высший сегмент, и начал готовиться к 2012 году.
AMD же тем временем продолжала наступление. Она взяла курс на бюджетный сектор до 3000 рублей, запустив туда серию Llano, в которой совместила старые ядра Phenom и графику на основе Radeon HD 6000. Процессоры причислили к новой категории гибридных APU и представили как идеальное решение для HTPC (Home Theatre Personal Computer компьютер, используемый в качестве домашнего кинотеатра) и игровых машин начального уровня.
В итоге, раздумывая, что дарить на Новый год, мы выбирали не только из продукции Intel, но и уже на полном серьезе прикидывали, а не приобрести ли что-нибудь из AMD, особенно если бюджет был ограничен и на топовые Core i7 не хватало.
Под бой курантов
Удивительно, но сама Intel на такой укол со стороны конкурента особого внимания не обратила и продолжила работать как ни в чем не бывало. Правда, с некоторыми отступлениями от графика.
До 2012 года Intel несколько лет придерживалась плана «Тик-ток», когда в первый год запускается очередная структура, а во второй ее переводят на другие рельсы. Sandy Bridge должна была переехать на новый техпроцесс и получить имя Ivy Bridge в январе 2012-го, однако случилось это на четыре месяца позже.
Причин называлась масса. Начиная с того, что Intel испытывает проблемы с освоением 22-нм техпроцесса и заканчивая загадочным крупным заказом от неназванного сборщика компьютеров. Но наиболее реальным выглядело следующее объяснение: Ivy Bridge не запускали из-за того, что осталось слишком много нераспроданных Sandy.
Выход Sandy в начале 2011 года омрачился скандалом с неисправными чипсетами шестой серии из строя выходили контроллеры SATA. На отзыв и замену бpaка ушло два месяца, и именно их вроде как и компенсировали в 2012-м. Но были и еще варианты появления складских запасов.
Первый и, наверное, основной состоял в том, что возможности Sandy оказались не у дел. Давайте начистоту. Когда мы решаем, что пора обновить компьютер? Правильно, когда что-нибудь начинает тормозить. Неважно, что конкретно: Windows, игры, программы. Сигнал дан надо готовить деньги. Но как давно у нас что-то не работало? Во времена Pentium, Core, Core 2 Duo, дальше все гладко.
Мы думаем, что своего логического предела мощности Intel достигла в 2008 году, когда представила первые Core i7 под сокет LGA1366 и чипсет X58 Express (как раз его заменили Sandy Bridge-E). Для повседневных задач и игр этих кристаллов до сих пор хватает с избытком, и Intel, вполне возможно, столкнулась с тем, что покупать свежие архитектуры никто не хочет, а сидящих на старых Core осталось не так уж много.
При этом Intel уже настолько привыкла к тому, что ее камни продаются со скоростью звука, что устраивать масштабную PR-акцию для подогрева интереса не стала. То есть никакой мотивации к переходу на Sandy не создала, поплатившись за это нераспроданными моделями. Плюс почти сразу после появления Sandy компания начала расхваливать грядущую Ivy Bridge, мол, именно за ней будущее. Понятное дело, многие покупатели логично решили, что давайте-ка мы именно ее и дождемся.
Час икс в 2012-м настал в конце апреля. Sandy перевели на 22-нм нормы, изменили строение транзисторов, собрав их в трех измерениях, вставили свежую графику Intel HD Graphics 4000 и представили во всех линейках Core i3, i5 и i7. Цены стартовали с четырех тысяч рублей и заканчивались на отметке в десять. Однако причин выкинуть старые и купить новые Core опять не было. Прирост производительности составил всего 5-7%, а толком объяснить, зачем нужны эти проценты, никто не удосужился.
В итоге Intel смогла еще совсем немного расширить присутствие Core на рынке, освоить 22-нм техпроцесс, что снизило расходы на производство и, как следствие, увеличило прибыль. Но и только. Недовольных таким положением дел заверили: в следующем году мы выпустим Haswell вот там все будет действительно круто.
Продолжение серии
А что же AMD? После весьма неплохой заявки в виде Bulldozer, которые могли потягаться с Intel пусть не в чистой производительности, но хотя бы по пункту «цена/возможности», AMD нужно было сделать всего две вещи. Во-первых, добавить процессорам мощности. Во-вторых, активно снижать стоимость. К сожалению, этому помешали производственные трудности.
Дело в том, что Intel делает свои модели на собственных заводах и за смену техпроцессов отвечает сама. А вот AMD чипы заказывает у сторонних компаний вроде Globalfoundries, Chartered Semiconductor и United Microelectronics Corporation, которые с 32 нм в этом году слезать не захотели.
В результате единственное, что смогла в AMD за этот год, исправить некоторые ошибки Bulldozer и представить ее под названием Piledriver. Качественного скачка скорости не вышло, перегнать Ivy Bridge не удалось. То же и с ценой: кардинально снизить стоимость при старом техпроцессе оказалось просто невозможно.
А что же мы имеем в итоге? Ситуация осталась примерно той же, что и в 2011-м. За мощными кристаллами все еще приходится обращаться к Intel. Но зато в среднем сегменте (до 7000 рублей) уже стоит задуматься над выбором между AMD FX и Core i5 разница в производительности каких-то 5-7% в пользу Intel, зато AMD на 15-20% дешевле.
Еще интереснее стало в бюджетном секторе. Если Intel в сегменте до 4000 рублей предлагает только двухъядерные Core i3, то AMD тут может похвастаться четырех- и даже шестиядерными моделями, которые для многопоточных приложений окажутся предпочтительнее.
Появился козырь у AMD и в совсем дешевых нишах (до 3000 рублей). В Llano старые ядра заменили недавно сделанными Piledriver, а на роль графики отвели облегченные версии Radeon HD 6900. Получившиеся Trinity, конечно, производительностью не поразили, да к тому же запросили новый сокет FM2, но зато вопрос, какой кристалл выбрать для HTPC, был снят окончательно.
Процессоры выводы
Что же мы имеем в живом остатке? В верхнем сегменте рынка ничего не изменилось. Тем, кто хотел купить мощный кристалл, но ждал нового поколения, Intel выдала Ivy Bridge. Тем, кто уже в свое время успел перейти на Core i7, предложили потерпеть до следующего года там будет Haswell, в которой, по слухам, откажутся от наработок Core и придумают все с нуля. Зато в среднем и нижнем секторах в 2012 году появился нормальный выбор между AMD и Intel. А это значит, что если в 2013-м все сложится, то мы можем стать свидетелями первой за последние несколько лет ценовой войны. Для этого AMD надо совсем чуть-чуть сделать будущую Steamroller максимально производительной и создать хотя бы видимость борьбы за лидерство.
Видеокарты
Производители видеокарт долгое время сталкиваются с теми же проблемами, что и разработчики процессоров. Нагружать новые GPU нечем, и покупать их никто не спешит. Впрочем, плакаться по этому поводу и ждать чуда, как это делают их соседи по цеху, NVIDIA и AMD не стали.
В 2011-м, такое чувство, началась атака на разработчиков игр. Даже предположить боимся, что некоторым из них могли наобещать, но... судите сами. За прошедшие два года вышли Battlefield 3, Rage, Batman: Arkham City, Total War: Shogun 2, Max Payne 3, Borderlands 2, Far Cry 3. PC-версии этих игр весьма требовательны к видеокартам, GPU прошлых поколений с максимальными настройками уж точно не справляются. Нас словно плавно подталкивают к покупке новых плат.
Важная заслуга как AMD, так и NVIDIA грамотная работа PR-отделов. В то время как «процессорники» толком не могли объяснить, зачем нам необходим Bulldozer или Ivy Bridge, для Radeon и GeForce последние два года проводили полномасштабные презентации чуть ли не по всем особенностям серии. Появилась тесселяция (автоматическое увеличение полигонов силами GPU) вот вам сетки измененных моделей, примеры как было и как стало, ну и, конечно, игры с поддержкой этой технологии. NVIDIA популяризирует 3D Vision? Чуть ли не насильно всех журналистов соберут и прочитают лекцию о том, что это такое, да потом еще и выдадут все необходимое оборудование. Придумали Eyefinity, игру на шести мониторах? Добро пожаловать к нам в офис! Не можете приехать сами, называйте адрес редакции, мы вам пришлем все, что нужно. Добавили в GeForce новый тип сглаживания? Вот вам ключики к играм, полное описание, где наиболее ярко проявляются достоинства технологии и на что обращать внимание.
Да, конечно, это маркетинг и без всех этих новинок игры идут прекрасно. Но когда игроку, что называется, на пальцах объясняют, что же значат эти заблокированные опции в меню и чего он лишается, то волей-неволей его заставляют задуматься, а не пора ли обновляться, слишком уж много проходит мимо меня. Эффект от стратегии не мгновенный, но он есть, и производителям ЦП неплохо бы перенять опыт.
Железо
С подготовкой к покупке видеокарт все более-менее понятно: игры появляются, технологии популяризируются, а что с железом? А вот с ним на закате 2011-го было как-то совсем невесело. С GeForce и Radeon та же ситуация, что и с процессорами AMD, делаются они на мощностях сторонней компании TSMC, которая в последний раз обновила техпроцесс аж в 2009 году, переведя его с 55 на 40 нм. Тогда это дало приличный толчок производительности как Radeon HD 5870, так и появившемуся за ним GeForce GTX 480. А потом начался застой.
NVIDIA в течение двух лет допиливала структуру Fermi, избавляясь от высокого тепловыделения. AMD занималась примерно тем же, а к концу 2010-го даже сделала робкую попытку вывести на старых рельсах новую архитектуру VLIW4 (именно она сейчас стоит в свежих Trinity), но особого успеха это не принесло. В общем, в 2011-м ничего интересного не выпустили, покупать предлагали образцы 2010 года Radeon HD 6900 и GeForce 500. Чего ждали? Разумеется, перехода на 28 нм.
Наступил он быстро. Пока вся Россия наслаждалась законными 10-дневными выходными, AMD рассылала по розничным сетям Radeon HD 7970, официальный релиз которого состоялся 9 января 2012 года.
Первый представитель свежей архитектуры, Graphics Core Next, показал всем кузькину мать: новые рекорды, отрыв от GTX 580 на 10% и заоблачная цена в 19 000 рублей. Все профильные издания объявили HD 7970 чемпионом среди одночиповых плат и замерли в ожидании ответа от NVIDIA, которого… не случилось.
Да, в 2012-м AMD разыграла свой старый козырь ранний вывод в продажу следующего поколения. Она уже поступала так с Radeon HD 5000 и сумела привлечь немало внимания. В этот раз получилось точно так же. В отсутствие соперника AMD смогла хоть и недолго, но диктовать свои условия рынку. Хотите новую видеокарту? Вот вам HD 7000. Дорого? Можете купить позапрошлогодний GeForce.
Повинуясь этому принципу, AMD работала еще три месяца и к апрелю закрыла все важные ценовые сегменты от 4000 до 19 000 рублей. В конце января вышла HD 7950, за ней последовали дешевые HD 7770 и 7750 и, чуть позже, HD 7870 и 7850. В итоге AMD выставила своих конкурентов всем существовавшим на тот момент картам NVIDIA GeForce GTX 580, 570, 560 Ti и 550.
К сожалению, такой стремительный выход на рынок сыграл с AMD злую шутку. Не успев толком обкатать 28-нм техпроцесс, инженерам пришлось занижать частоты; та же HD 7970 функционировала всего на 925 МГц, что для новой технологии было откровенно мало. Разобраться с тепловыделением удалось только к появлению HD 7700 они стали первыми в истории видеокартами, преодолевшими порог в 1 ГГц по процессору.
Зеленые
Свой удар NVIDIA нанесла 22 марта. Тактика пересидеть противника оказалась для «зеленых» выигрышной. Вышедшая GeForce GTX 680 выглядела куда более завершенной, нежели появившаяся почти на четыре месяца раньше HD 7970. Инженеры NVIDIA смогли совладать с техпроцессом и тепловыделением. Их монстр под именем Kepler потрeблял всего 195 Вт (против 250 Вт у AMD) и при этом штатно работал на 1006 МГц! Более того, за счет такого низкого аппетита NVIDIA смогла ввести автоматический разгон GPU, поднимавший GTX 680 до космических 1300 МГц. Итог плюс 7% к результатам HD 7970 и лавры лидера.
Забавно, что при прямом столкновении архитектур (на одинаковых частотах) разницы между конкурентами не было, и если бы AMD так не торопилась, то, возможно, и не слила эту гонку. Попытка восстановиться в глазах покупателей, разумеется, была в середине лета запустили HD 7970 GHz Edition, но махать кулаками было поздно, к тому моменту на рынке господствовала GTX 690.
Теория заговора и разрыв шаблона
Да, поведение NVIDIA в 2012-м не поддавалось логике. Дело в том, что в мире видеокарт всегда было принято действовать следующим образом: делаем новую архитектуру, выпускаем на ней видеокарту, рвем конкурентов и с короной лидера заполняем рынок младшими версиями флагмана. Если к следующему году не успеваем сделать еще одну серию плат, тогда освежаем впечатления выпускаем двойную версию лучшей видюхи, устраиваем показательную борьбу с врагами и на волне интереса продолжаем продаваться в средних сегментах.
С Radeon HD 7000 маркетологи AMD эту стратегию выдержали с честью, а вот NVIDIA начала выдавать фортеля прямо на старте. Пока весь честной народ хотел сэкономить и ждал GTX 670, «зеленые» представили GTX 690! В продажу выкатили двойной вариант флагмана, который должен был появиться ну никак не раньше конца декабря, а то и вовсе февраля 2013-го. На тот момент такой ход был не очень понятен, однако сейчас ему есть сразу два объяснения.
Первое самое бaнaльное. Пропустив начало года, NVIDIA оказалась в роли догоняющей. Несмотря на то, что GTX 680 получилась чуть-чуть быстрее, отнять у AMD весь рынок было невозможно: в других секторах у «зеленых» ничего не имелось, а Radeon там уже вовсю продавались. Вот и придумали новую стратегию, так сказать, отвлечение внимания от конкурента. Постепенный выпуск более слабых видеокарт выглядел бы слишком просто, а тут GTX 690, на двух полноценных камнях Kepler. Интерес прессы и покупателей гарантированы, а пока не утихнет шум, можно спокойно заполнять остальные сегменты.
Вторая версия интригует куда сильнее. Есть мнение, что чип GTX 680 GK104 изначально не планировали ставить на топовые платы и предназначался он для моделей уровня GTX 660. Сменить курс решили в последний момент, когда поняли, что и GK104 хватит на то, чтобы справиться с Radeon. В этом случае у NVIDIA не было иных вариантов, кроме как тянуть время, дешевых кристаллов для реальных GTX 660 у нее не существовало.
Согласимся, звучит странно, поэтому сейчас мы предоставим только гoлые факты в подтверждение этой версии, а верить в нее или нет решать вам.
Факт первый. Энергопотрeбление GTX 680 составило всего 195 Вт! Все прошлые «главные» чипы NVIDIA еле укладывались в 250 Вт, а двухголовые монстры выдавали и того больше. Факт второй. Маркировка xx104 раньше применялась для младших серий GeForce, а в старших стояла xx110. Факт третий. Затянутый вывод среднего сегмента.
Да, GTX 670 появилась быстро, в конце апреля, но вот следующей за ней GTX 660 Ti пришлось ждать еще четыре месяца! При этом на поверку она оказалась той же самой GTX 670, но с урезанной шиной памяти. По-настоящему дешевая версия Kepler объявилась лишь в сентябре: GK106 на GTX 660, а затем и на GTX 650. То есть на выпуск бюджетного кристалла NVIDIA потратила без малого полгода, вместо прежних трех месяцев. Странно? Да не то слово. Особенно с учетом того, что последние GeForce для этих секторов вышли аж в январе-марте 2011-го, то есть находились в продаже около полутора лет.
Короче, детектив получился будь здоров, да еще и закончился по всем законам сериалов: все ответы в следующем сезоне, то бишь в 2013-м. Сейчас уже известно, что на этот год NVIDIA готовит семисотые GeForce, и на их примере станет понятно, что же мы получили в 2012 году топ или все-таки средний сегмент.
Видеокарты выводы
Применительно к видеокартам ушедший 2012 год оказался разделен как бы на две части. С января по апрель активно работала AMD, все остальное время NVIDIA. Примечательно, что с момента выхода GTX 680 «красные» только отбивались, играя на понижение цен. В итоге к концу 2012-го мы подошли с полной обоймой GPU на любой вкус и кошелек. И что приятно, выбирать можно любую компанию: по соотношению цена/производительность что GeForce, что Radeon стоимость одного fps примерно одинаковая.
К сожалению, радоваться такому равновесию нам осталось недолго. Когда вы будете читать эти строки, AMD, скорее всего, уже анонсирует очередное поколение Radeon и все завертится по новой.
Последний рывок
А теперь переходим к событию года в софте к запуску Microsoft Windows 8. Вышла она точно по графику, 26 октября, и, похоже, стала поворотной точкой в развитии Microsoft.
До появления Windows 8 софтверный гигант действовал по простой схеме: берем старую операционку, добавляем новых функций, украшаем интерфейс, отправляем в продажу. До 2009 года (выход Windows 7) этот подход отлично работал, однако за три года компьютерный мир изменился, и далеко не в пользу Microsoft. Львиная доля денег ушла в сектор мобильных телефонов и планшетов, где присутствия Microsoft не ощущалось. На таблетках ее вообще не было, а телефонная Windows Phone 7.5 занимала жалкие 2-3% рынка. Терпеть этого компания больше не могла и в 2012-м попыталась ударить по всем фронтам.
Пришествие
Двадцать шестого октября в продажу поступили компьютерная Windows 8, планшетная Windows 8 RT и телефонная Windows Phone 8. При этом все они объединены единым рабочим столом и синхронизируются через облачный сервис SkyDrive. То есть, беря в руки планшет/смартфон, вы получаете тот же интерфейс, программы и документы, что и на домашнем компьютере.
Как подобное удалось организовать на базе «папочной» структуры Windows? Да никак. В Microsoft просто придумали новое оформление: плиточный Modern UI. Для планшетов и телефонов он подошел, оболочка изобилует виджетами и отлично реагирует на прикосновения. А вот на ПК новинка понравилась далеко не всем, поэтому Microsoft пошла на хитрость.
Домашняя Windows теперь делится на две части. Одна пpaктически Windows 7, вторая Modern UI со своими играми, приложениями и настройками. Ключевое слово тут «своими». Modern UI это «операционка в операционке». Выглядит она красиво, но работает по чисто планшетным законам. Все программы под нее надо скачивать в магазине Microsoft, а с привычной Windows она пересекается только наличием ярлыков для стандартного софта. Об удобстве такого подхода спорить бессмысленно. Microsoft сделала одну грамотную вещь. Не нравится Modern UI используйте обычный рабочий стол, никто не мешает. А это значит никаких споров и криков «испортили, гады!».
Еще одним удачным шагом стал агрессивный способ распространения. Еще до начала продаж объявили, что все недавно купленные ноутбуки/ПК с установленной лицензионной Windows можно обновить до «Восьмерки» по акции. Достаточно было зарегистрироваться на сайте, указать дату и место приобретения, модель устройства и получить купон. В день старта Windows 8 по нему отдавали за смешные 469 рублей. Кому не повезло с новым компьютером, обновление предлагали за 1290 рублей. Напомним, что Windows 7 Home Premium в свое время продавалась за 6500 рублей.
В первые дни запуска Microsoft сумела реализовать несколько миллионов копий новой ОС, однако основной наплыв покупателей случился чуть позже, когда открылось, что для обновления совсем необязательно иметь в наличии лицензионную копию старой операционки. Аттpaкцион невиданной щедрости распространялся и на пиратские, и даже просто на не активированные копии; единственное нужно было запустить компьютер в интернет и дать ему зарегистрироваться. Итог: 40 миллионов заказов только за первый месяц. Однозначная победа в весовой категории «стационарные компьютеры и ноутбуки».
Второй фронт
А вот о планшетном и телефонном рынках пока судить сложно. Если на ПК «Восьмерку» рано или поздно все равно бы купили, то вот перелезать на неизвестную систему с Android и iOS хотят далеко не все. Софта под нее мало, да еще и Apple с Google активно сопротивляются появлению нового игрока.
Уже известно, что в App Store перекрыли кислород SkyDrive, так как Microsoft не хочет отдавать по 30% с платных аккаунтов, а разработчик «робота» открыто заявил, что не будет поддерживать Windows RT ни в каком виде, что значит никаких сервисов Google: карты, почта, браузер. С играми ситуация пока тоже не совсем понятна. Angry Birds и Cut the Rope появились еще на старте, а под серьезные проекты NVIDIA уже допиливает свою версию TegraZone (магазин технологичных игр). Но сумеет ли Microsoft набрать столь же мощную базу игр, что есть на iOS и на Android, а главное, как быстро это произойдет, пока непонятно.
Зато у Windows RT есть один мощный плюс Microsoft Office, хоть он пока и кривой (перенесли с домашних компьютеров пpaктически без изменений), но все-таки вполне рабочий. Полноценных аналогов у конкурентов нет.
Выживет ли платформа в таком виде? Если бы за ней стояла любая другая компания, мы бы сказали нет, но Windows RT сделала Microsoft, сил на поддержку и развитие у нее, по идее, должно хватить. Если все пойдет как задумано, через годик-другой ОС обрастет тысячами программ и отъест кусок пирога от продаж Apple и Google.
По похожему сценарию должна развиваться ситуация с телефонами. В лидеры Windows Phone уже не выбиться, слишком уж сильны конкуренты, но свою нишу она получить может, особенно среди тех, кому не нравятся ни iOS, ни Android.
Ну и, конечно, все может пойти не так, как задумано. Если не будет хороших устройств на новой мобильной ОС, не появится достаточного числа программ и игр в магазине, то довольно скоро мы с вами будем вспоминать, сколько сил Microsoft вложила в новую систему и каким пшиком это все закончилось.
Операционка итоги
В то время как Apple и Google только мечтают о собственных глобальных ОС, Microsoft ее уже активно обкатывает. Перспективы пока туманны, особенно в мобильном секторе, но нам кажется, что к моменту, когда конкуренты сподобятся на выпуск похожих решений, у Microsoft уже будет отшлифованная до блеска платформа с кучей возможностей и бороться с ней будет нелегко. Ну а пока, как говорится, лиха беда начало, посмотрим, насколько в 2013 году мобильные Windows будут поддерживаться сторонними производителями, если они почувствуют выгоду, то интересных устройств будет много. И тут уже все зависит от политики Microsoft.
А вот что касается настольной Windows 8, то тут все понятно уже сейчас. Операционка удалась, продается миллионными тиражами и пока не вызывает особых нареканий. Как долго продлится халява с дешевыми обновлениями мы не знаем, так что, если планируете пересесть на новую систему, советуем поторопиться. А вот ответить на самый частый ваш вопрос стоит ли переходить на Windows 8 ради игр, придется ответить двояко. Если вы сидите на «Висте» или, мало ли, на более древней системе, то, безусловно, стоит. Если же у вас установлена «Семерка», то однозначного ответа нет. Вроде бы миграция обойдется совсем недорого, с другой стороны какой-то особенной разницы в играх вы не заметите.
Напоследок пара слов о нашем российском рынке. Последние два года продажи железа летят в тартарары. Склады забиты нераспроданными материнскими платами, камнями, ноутбуками, телефонами и планшетами. Дистрибьюторы терпят убытки и краснеют перед начальством.
Как ни странно, но для нас с вами это значит, что рынок в 2013-м будет меняться в лучшую сторону. Похоже, впервые в истории производителям придется нормально проанализировать наш сектор и начать учитывать наши с вами желания. А это своевременные поставки техники, человеческие цены на стартах и качественное обслуживание. Ну а то, что в 2013-м будет что купить и протестировать, мы вам гарантируем. Год обещает быть очень интересным. Тут и новые поколения процессоров, чипсетов, видеокарт и, конечно же, война Microsoft с Google и Apple.
Материнские платы
Долгие годы Intel издевалась над нами сменами платформ. Хотите новый процессор купите новую материнскую плату. Что в ней особенного? Ну как, в ней работает свежая архитектура. А почему в старых чипсетах не работает? Да ладно вам придираться, просто возьмите еще одну материнку и отстаньте от нас. Похоже, в этом году Intel наконец-то поняла, что обычных людей такое отношение достало, и с выпуском Ivy Bridge не стала менять сокет: все прекрасно запускается на прошлогоднем LGA1155. Поэтому за 12 месяцев от Intel мы увидели всего одну новинку Z77 Express. За громким названием следующего поколения (до этого была Z67) скрыта лишь интегрированная поддержка USB 3.0, от которой процессорный гигант открещивался все последние годы.
AMD, в свою очередь, также отметилась лишь одним набором логики A85X, выпущенным вместе с APU Trinity. По сравнению с A75 у него увеличилось количество портов SATA Rev.3 да появилась возможность объединить несколько видеокарт в режим CrossFireX.
Любителей драматизировать ситуацию успокоим никакого застоя в секторе материнских плат нет. Просто в 2012-м нам дали небольшую передышку, позволив прожить годик без особых потрясений. В будущем, 2013-м, все вернется на круги своя. Уже известно, что Haswell затребуют нового сокета LGA1150, а это значит смену всех существующих чипсетов. Будет ли в них что-то новое, кроме процессорного разъема? Вот это вряд ли, разве что Intel добавит интегрированную поддержку Thunderbolt в топовые версии чипов (уж больно дорогие эти контроллеры).
А вот чего ждать от AMD, сказать не беремся, переводить грядущие процессоры Steamroller на новый сокет она, скорее всего, не решится (за пользователей приходится держаться), а вот придумать и внедрить какую-нибудь необычную технологию компании вполне по силам.
Жесткие правила
Позапрошлый год обернулся настоящим кошмаром для рынка жестких дисков. Осенью основательно затопило Таиланд, в котором расположились фабрики пpaктически всех ведущих разработчиков HDD. Производство встало, оборудование было безнадежно испорчено, а мир остался без накопителей. Ситуацию омрачало и то, что под водой оказались еще и заводы Nidec. А это главный создатель моторов для HDD.
Поначалу производители не паниковали и говорили о гигантских складских запасах, которых хватит еще надолго, а также о том, что время на восстановление нужно совсем немного к весне 2012 года, мол, управимся. Однако рынок внес свои коррективы: пока у кого-то беда у кого-то праздник.
Наживаться на горе начали нерадивые продавцы. Цены на носители информации взлетели впятеро! Если в октябре 2011 года за 1 Тб просили в районе 1200 рублей, то к декабрю за него ломили уже под 5000 рублей! Причем, что обидно, продаваемые HDD не имели никакого отношения к тому, что произошло в Таиланде, закуплены они были еще до наводнения и, соответственно, по нормальной стоимости. Так что ничего, кроме беззастенчивой наживы, за этим не стояло. Особенно хорошо это было заметно по рынку ноутбуков: цены на готовые изделия почти не изменились, хотя в каждом был установлен HDD.
Более-менее успокоилась ситуация лишь к концу прошедшего года. Сейчас за 1 ТБ берут около 1800 рублей. Что же до новинок, то в этом году все компании представили свои варианты накопителей с 4 ТБ памяти. Помимо объема ничего нового, все те же 7200 об/мин и 64 МБ буфера. К середине 2013-го на тех же условиях обещают 5 ТБ.
А вот что странного было в прошедшем году, так это бездействие со стороны производителей SSD. Вместо того, чтобы резко снизить цены за гигабайт прострaнcтва и попытаться захватить рынок накопителей, пока HDD в упадке, компании почему-то продолжили наращивать скорости контроллеров, хвастаться МБ/с и требовать по 7000 рублей за 256 ГБ. Непростительная ошибка: в обозримом будущем еще одного такого шанса завоевать народную любовь у SSD может и не появиться.
Вернувшись спустя 11 лет к тому, с чего они начинали, а именно к теме феодальной Японии, британцы из The Creative Assembly сегодня сами напоминают умудренного опытом восточного мудреца: пройдя в своей жизни через многое, он оставил попытки объять…|Игромания...
28 03 2024 6:48:55
Вы не обратили внимания, как в наше время популярны сериалы? Появление SimCity 3000 не случайно. Компания Maxis (для тех, кто не знает – мать всех SimИгр) не без известной выгоды для себя тоже решила отдать дань моде. Какие улучшения можно з...
27 03 2024 4:33:18
Бюджетный экшен по мотивам недавнего фильма Джорджа Ромеро «Земля мертвых». С самой кинокартиной у игры минимум общего: события ленты упоминаются здесь лишь вскользь, а выступаем мы в роли фермера, которого в кино, опять же, не было и в помине. Игру и...
26 03 2024 3:11:42
«…Действие Wasteland 2 развернется все в том же альтернативном мире, где в 1998-м разгорелась ядерная война между США и СССР. И мы снова играем за рейнджеров Пустоши, выживших и отстроивших свою общину в бывшей федеральной тюрьме на юго-западе Америки…»...
25 03 2024 15:18:30
«…SteelSeries Sensei производит неизгладимое впечатление. Профессиональная мышка с симметричным корпусом и так редкое явление, а с уж с таким богатым набором функций — вообще единичный экземпляр. Единственное, что расстраивает во всем этом, — цена. Обойде...
24 03 2024 14:14:48
Всё чаще мы видим комментарии в духе «i7 легко берет 5 ГГц, а вы дали всего 4,5». Или «4,6 ГГц — это не вопрос для Core i3». Мы решили показать, почему процессоры Intel не гонят в стоке до 5 ГГц,…|Игромания...
23 03 2024 20:47:13
Тактическое руководство, часть третья Оружие и тактика стрельбы (продолжение) Снайперка (Maiser Rifle with scope). И тут вы опять не увидите ничего знакомого. Оружие это предназначено только для дальних дистанций. В ближнем бою оно бесполезно. Но…|Игромания...
22 03 2024 21:30:18
...идеальная атмосфера и лучшие игровые диалоги. Макс цитирует Сартра и регулярно заявляет что-нибудь вроде: «У нас не было причин останавливать вас. Если только не принимать во внимание мою склонность к немотивированному насилию». Пересказыва...
21 03 2024 12:52:35
Старый рыцарь сидел у камина в своем замке. На коленях лежал толстый том путевых заметок — когда-то, только-только окончив рыцарскую школу и получив должность придворного искателя сокровищ, он вел дневник. А все последующие годы разрывался между д...
20 03 2024 6:58:17
В играх нередко бывает так, что необязательные побочные миссии дарят едва ли не больше ярких впечатлений, чем основной сюжет. Именно в них сценаристы и гeймдизайнеры могут дать волю своей фантазии и чувству юмора, не пытаясь лишний раз нагнать…|Игромания...
19 03 2024 11:45:26
«…Конференция разработчиков игр долго пыталась определиться с тем, какие у нее цели. На первых КРИ было много иностранных гостей, включая Тома Холла и Джона Ромеро, красивых стендов и полугoлых дeвиц и дай бог если несколько интересных анонсов. Потом форм...
18 03 2024 5:42:13
Forza Motorsport 7 Разработчик: Turn 10 Studios Издатель: Microsoft Studios Список платформ: Xbox One, PC 3 октября на Xbox One и персональных компьютерах вышла Forza Motorsport 7. Это, ни много ни мало, самая совершенная в техническом плане гоночная…|Игромания...
17 03 2024 20:58:35
«…Авторы наделили вертолет такими свойствами, что времени на передышку просто не остается, — паузы не предусмотрены механикой. Он способен подобрать и высадить пассажиров за полторы секунды, ловить грузы на ходу, выдержать прямое столкновение со скалой на...
16 03 2024 19:42:53
ОБ ИГРЕ. Драматическая военная сага об американских солдатах на враждебной вьетнамской земле. В игре нашлось место всему: и мирным поездкам на джипах, и тихим разведоперациям в джунглях, и лихим полетам на вертолетах с отстрелом всего, что шевелится,...
15 03 2024 9:55:44
Прошлая игра серии Delta Force — Task Force Dagger — была выполнена на устаревшем по всем показателям движке Delta Force: Land Warrior. Результатом подобного финта стала тотальная убогость игры на фоне своих более современных конкурентов. Приступая к разр...
14 03 2024 1:51:16
"...Одной из самых интересных технологий, представленных в этом году, является технология сенсорных голографических экранов. Суть технологии заключается в проецировании изображения прямо на воздух..."...
13 03 2024 20:56:49
сейчас ее назвали бы смесью ролевого и стратегического жанров. Игрок управляет одновременно героем, который самолично сражается на рыцарском турнире, берет на абордаж вражеские суда или беседует со встречным мудрецом, — и славным воинством, которое тем вр...
12 03 2024 14:31:57
оказалась куда более к месту, чем в автогонках. Прокачка тут весьма важна для того, например, чтобы гонщик крепче держался на мотоцикле и лучше контролировал его в сложных ситуациях. В противном случае прохождение виражей с чирканьем асфальта коленом о...
11 03 2024 5:34:33
“Страшилки: Шестое чувство” — на данный момент, пожалуй, один из самых удачных квестов российской студии “Сатурн +”. Этим он обязан не новаторской графике или умопомрачительному сюжету, а, в общем-то, главной героине — Шизе, дeвoчки без комплексо...
10 03 2024 13:16:39
"...Среди них есть многофункциональные и предельно простые; красивые и не очень; популярные и малоизвестные. Читайте, выбирайте, устанавливайте..."...
09 03 2024 18:17:46
несмотря на разгульное веселье, к которому располагает Unhinged, при игре придется еще и думать. Даже если вам негде или некогда играть, но вы еще не забыли, что такое “Магия”, то рекомендую пролистать спойлер. Желательно — с картинками...
08 03 2024 16:44:17
"Farscape — почти неизвестный в нашей стране, но крайне популярный по ту сторону Атлантики телесериал, снятый небезызвестным Джимом Хенсоном. Повествует он о незавидной доле астронавта Джона Крайтона, угодившего в межпрострaнcтвенную аномалию и очутившего...
07 03 2024 5:48:47
игра включает 32 сильных, детально проработанных миссии. Напомню, что в каждой из них есть не только основные квесты, необходимые для продвижения по сюжету, но и побочные. На их выполнении можно неплохо подзаработать — опыта и всяких ценных предметов."...
06 03 2024 19:15:58
«…Сорок уникальных героев, специализирующихся на ближнем или дальнем бою. У каждого, совсем как в ролевых играх, свой инвентарь, своя статистика и свои четыре умения. Три из них — так, на разминку, зато четвертое, если вы до него доживете, обладает ядерны...
05 03 2024 18:18:14
«…Главной киберспортивной стратегии, сразу после релиза ставшей игровой классикой, 31 марта 2010 года исполнилось 12 лет. Накануне выхода StarCraft 2 «Игромания» вспомнила, как маленькая студия Silicon & Synapse превратилась в Blizzard Entertainment, а пр...
04 03 2024 1:13:53
...хочешь не хочешь, а учиться скриптописанию придется. Мы же со своей стороны постараемся сделать этот процесс максимально простым и интересным. Сегодня мы изучим скриптовый синтаксис и поучимся создавать несложные скриптовые блоки, чтобы вы в общих черт...
03 03 2024 10:52:59
«…Такое чувство, что Mirror of Fate доделывали в жуткой спешке: на последних этапах загадки и боссы щелкаются как семечки, битва с Дpaкулой занимает какие-то три минуты (и это на максимальной сложности!), а после победы игра предлагает заняться повторным...
02 03 2024 3:34:23
«…По-настоящему в Saw сложны только финальные пыточные пазлы каждого уровня — это может быть хитрая машина со шприцами и ядами, гигантский маятник, очень продвинутая дыба или «железная дева» с циркулярными пилами вместо шипов. Чтобы освободить из такой ло...
01 03 2024 19:57:51
Плюс один Google запустила собственную социальную сеть Потеснить позиции Facebook с ее 750 миллионами пользователей, кажется, невозможно, но Google пытается уже давно. И хотя первый стартап, Google Wave, она в свое время сдала без боя, новая…|Игромания...
29 02 2024 12:51:32
«Заговор темной башни» — дебютный проект студии SEMARGL, причем для первой своей игры разработчики выбрали не самый простой жанр: ролевую игру в стиле нетленного Diablo.Прежде всего скажем, что к популярным романам Стивена Кинга из цикла «Темна...
28 02 2024 6:34:51
Типы распространения программ Freeware. Бесплатно распространяемая программа. Shareware. Продукт, созданный небольшой группой разработчиков и распространяемый,…|Игромания...
27 02 2024 23:47:38
 Чтобы сделать интересную игру, вовсе не обязательно убиваться над гипернавороченной графикой, зверской красоты спецэффектами и выдумывать новый жанр. Каким бы странным ни показался этот тезис на первый взгляд, но главн...
26 02 2024 0:36:16
«…За свою жизнь я совершил много безбашенных поступков, в основном опасных. Но, наверное, главным безрассудством было открыть собственную компанию по разработке игр. У меня не было шансов, все указывало на то, что затея провалится, но вот почему-то 15 лет...
25 02 2024 15:46:36
 Издательско-разработческая братия иногда напоминает армию жадных золотоискателей: стоит только кому-то наткнуться на золотоносную жилу и заголосить об этом на весь свет, как на новый игровой Клондайк уж...
24 02 2024 21:47:37
«…Авторы Red Faction: Origins не стали лезть со своим уставом в чужой монастырь и сняли пилот с оглядкой на игровой первоисточник. По большому счету — это их единственное достижение…»...
23 02 2024 21:17:51
«…Если бы вокально-инструментальный ансамбль Cannibal Corpse вдруг устроил конкурс на лучшую игру по мотивам обложек своих альбомов, Splatterhouse, без сомнения, победил бы с большим отрывом. Гектолитры крови на всех поверхностях — есть, полуобглоданные т...
22 02 2024 6:12:43
У меня есть дар — рвать и убивать. Я бы с удовольствием от него отказался», — сокрушался Росомаха в фильме. В игре ему ампутировали совесть — и он, наконец, использует свой «дар» на полную катушку. Все св...
21 02 2024 21:35:48
«…На вид это довольно примитивная игра, в которой, кажется, упразднено все то, с чем традиционно ассоциируются стратегии в реальном времени: ресурсы, отстройка базы, разведка местности, апгрейды… Здесь ничего этого нет, зато есть маленькие разноцветные тр...
20 02 2024 3:31:51
Отгремел gamescom 2019. От потока новостей, премьер и гeймплейных роликов голова кругом идёт. Но мы всё же нашли время поймать на выставке одну из самых одиозных фигур в игровой индустрии. Единственного и неповторимого Гоити Суду, известного на весь…|Игромания...
19 02 2024 5:21:38
"...есть главный герой, есть некая территория с разбросанными по ней бонусами и есть один-единственный враг. Врагу нужно бить морду, и тогда из него будут сыпаться деньги, которые надо собирать для пополнения своего счета в банке. На вырученные деньг...
18 02 2024 20:18:12
прогресс в онлайновых играх не стоит на месте. Мечи становятся длиннее и острее, броня — толще и надежнее, и только рейдовые боссы год за годом сдают позиции. Все реже встречаются огромные монстры, к уничтожению которых нужно готовиться неделями, да...
17 02 2024 4:14:45
Первая большая новость года — теперь мы знаем, сколько стоит полноценное (то есть сделанное не из мобильника и картона) устройство виртуальной реальности. Комплект из шлема Oculus Rift, камеры, пульта, гeймпада от Xbox One и двух игр…|Игромания...
16 02 2024 16:12:55
Biomutant делает большой упор на крафте оружия. Однако вовсе не обязательно погружаться с головой в это занятие, чтобы получить крутое вооружение, — множество занятных приспособлений для уничтожения врагов можно просто найти. В нашей…|Игромания...
15 02 2024 6:31:54
Скажите, с чем у вас ассоциируется Lost Planet? Наверняка первое, что приходит в голову, — это бесчисленные орды флюоресцирующих жуков-акридов. Или оснащенные мощными пушками экзоскелеты VS (Vital Suit), с помощью которых эти орды очень…|Игромания...
14 02 2024 16:50:40
В мире людей всегда найдется место злу столь разнообразному, что сам дьявол не может вообразить всю его силу. Человечество давно погрузилось бы во мpaк, но по городам ходят люди, посвятившие себя профессии зверолова. Они выслеживают и убивают звере...
13 02 2024 2:10:53
Как обратить на себя внимание общественности, которая давно привыкла разделять все без исключения RTS на "клоны Warcraft", "подражатели Homeworld" и "последователи Age of Empires"? Очень просто. Достаточно придумать замысловатое жанровое определение,...
12 02 2024 9:17:47
ОТ РЕДАКТОРА Всем привет! Прочитав вступительное слово Антона Логвинова, который на соседних страницах вспоминает лучшие моменты пятилетнего существования «Видеомании», я в очередной раз понял, что и в «DVD-мании» за…|Игромания...
11 02 2024 21:39:34
«…в оригинальных рассказах Шерлок описывался как чудаковатый, но сильный, самоуверенный и, главное, учтивый мужчина. В то же время в The Testament of Sherlock Holmes перед нами предстает какой-то противный, горделивый выскочка, который ни во что не ставит...
10 02 2024 1:30:34
Рэйвен — DC Открывает первую подборку июля Кристина Черниговская aka Kristy CHE в образе Рэйвен из вселенной комиксов DC. Фотограф — Кира Митенкова Охотница — Monster Hunter World Инна Семёнова aka Aliza щеголяет…|Игромания...
09 02 2024 11:22:54
...ловко чередуют здоровый юмор с откровенным постмодернизмом. Образ главного героя (равно как и черно-белая картинка), скажем, явно списан с фильма «Мертвец» культового американского режиссера Джима Джармуша. Поэт-неудачник, запершись в туале...
08 02 2024 15:25:25
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::