Руководство и прохождение по "Shogun: Total War"
«Если ты знаешь врага и знаешь себя,
ты не будешь рисковать в сотнях сражений.
Если ты знаешь только себя, ты будешь то выигрывать, то проигрывать.
Если ты не знаешь ни себя, ни врага, ты будешь в большой опасности в каждом сражении».
– Сунь-Цзы, «Искусство войны»
Феодальные разборки
Shogun: Total War моделирует борьбу за власть в средневековой Японии. Враждуют 7 кланов, каждый из которых изначально обладает несколькими провинциями. Каждый клан возглавляет дайме (daimyo) – феодальный лорд. В случае гибели дайме вся власть переходит к старшему наследнику (hair). (Дайме может пасть в бою, погибнуть от рук гeйши или ниндзя, а также просто умереть из-за болезни и старости.) Если наследников нет, тогда клан перестает существовать, а вся принадлежащая ему территория распадается на несколько частей, в каждой из которых власть переходит к одному из бывших генералов – ронинов (ronin). Все ронины действуют независимо друг от друга, и справиться с ними гораздо легче, чем с организованным кланом.
Стратегическая часть игры проходит на карте Древней Японии, поделенной на 60 провинций. Ходы делаются поочередно. Один ход соответствует сезону (весна, лето, осень, зима); таким образом, год проходит за 4 хода. За один ход армию можно передвинуть только в соседнюю провинцию. Однако расстояние не играет роли, если в провинциях построены порты (Port): между такими провинциями армии перемещаются также за 1 ход.
Рис – всему голова
В игре имеется единственный ресурс, играющий роль универсальной валюты. Это коку (koku) – так называется количество риса, требующееся для пропитания 1 человека в год. Koku идет на строительство и апгрейд зданий и производство юнитов, а также на содержание юнитов. Последнее обстоятельство очень важно: из-за него численность армии ограничивается возможностями подконтрольных провинций.
Каждая провинция, в зависимости от природных условий, дает обычно от 150 до 200 koku в год. Это показатель можно повышать (от 20% до 100%), если «совершенствовать» поля, строя последовательно Improved Farmland, Superior Farmland, Exeptional Farmland и Legendary Farmland. Замечу, что доходы можно получить только после сбора урожая – зимой, то есть 1 раз в год (за 4 хода). При этом урожай может колeбaться в пределах плюс-минус 25% (иногда зашкаливает на 50%).
Самые урожайные провинции – равнинные, с протекающими по ними реками; менее урожайные – горные. Однако горные провинции, как правило, богаты на руду (медь, железо, золото, серебро). В таких провинциях можно строить шахты и получать за это аж 400 koku в год! (Если шахту усовершенствовать, то будешь иметь вдвое больше.) В прибрежных провинциях можно строить порты и иметь за это дополнительные +200 koku. (А когда приплывут европейцы, можно завязать с ними торговые отношения и построить Trading Post, что дает дополнительно +200 koku.) Одно плохо: горные и прибрежные провинции подвержены риску стихийных бедствий. Во-первых, может произойти землетрясение, во вторых – цунами. В результате стихийного бедствия вы можете лишиться части или даже всего урожая, а также недосчитаться нескольких построек.
В дополнении ко всему отметим, что особенно ценны горные провинции с месторождениями железа. Только в таких провинциях можно строить оружейную мастерскую (Armoury), дающую защитный бонус от +1 до +3 armour (в зависимости от уровня мастерской). Кроме того, наличие Armoury обязательно для производства мечников (Naginata, No Dachi) и тяжелой кавалерии (Heavy Cavalry), а также для строительства Gun Factory.
Кроме того, некоторые провинции славятся своими традициями на том или ином поприще, благодаря чему дают «усовершенствованных» воинов. Так, например, все тренируемые в провинции Totomi лучники имеют дополнительный бонус +1 honour.
Наконец, в ваших руках имеется «глобальный рычаг» – единый уровень налогообложения по всем провинциям, который можно чуть поднимать или опускать (чтобы сделать это, щелкните по кнопке с надписью koku в правом нижнем углу экрана). Только учтите, что повышение налогов отрицательно сказывается на лояльности населения и может привести к бунтам (подробности в разделе «Лояльность»).
«Армия гибнет, если ей не хватает снаряжения,
она гибнет, если ей не хватает пищи,
и она гибнет, если у нее нет денег.»
Сан Цзу, «Искусство Войны»
С чего начинается родина?
С замков. Если в провинции нет замка, вы можете строить лишь шахты, сторожевые башни и форты да усовершенствовать поля. С появлением замка появляется возможность построить базисные здания, производящие юниты и дающие разные бонусы. Замки можно апгрейдить 3 раза, доводя их в конечном счете до уровня цитадели (Citadel). Каждый уровень апгрейда дает возможность совершенствовать старые здания и возводить новые. Усовершенствованные здания дают более «стойких» юнитов (как бы ветеранов) с повышенной хаpaктеристикой honour (подробности в разделе «Воины»). Цена здания сразу же вычитается при начале строительства. Любое здание строится не менее года. В каждой провинции можно построить не более 12 зданий (не считая апгрейды), что, впрочем, не является серьезным ограничением.
Замки также играют военно-стратегическую роль, замедляя продвижение врагов. В случае превосходства напавшего противника можно отвести свои войска в замок и отсидеться там 1-3 хода до подхода собственных подкреплений (подробнее в разделе «Осада замков»). Только любой замок не резиновый и может вместить от 4 до 16 отрядов (в зависимости от уровня замка).
«Ружья – превосходное оружие,
пока противники не сошлись в рукопашную;
но как только зазвенели мечи, ружья становятся бесполезными.»
Миямото Мусаши, «Книга Пяти Колец», Книга Земли
Почем опиум для народа?
Игра начинается в 1530 году. В 1545 г. (то бишь через 60 ходов) приплывут португальцы и предложат поторговать с ними. В этом есть свои плюсы и минусы. Согласившись торговать, вы получаете возможность построить Portuguese Trading Post. Каждая «торговая точка» дает ежегодно +200 koku, а самое главное – вы получаете доступ к огнестрельному оружию: к аркебузам, затем к мушкетам. Только особенно не обольщайтесь: оружие примитивное, и оно даже не вытесняет полностью луки (подробности в разделе «ВОИНЫ»). Только португальцы ставят обязательное условие: принять христианство в качестве религии. И вот здесь начинаются минусы.
Самое главное – вам надо будет «убеждать» своих подданных принять новую веру, иначе не избежать бунтов на религиозной почве. И для этого придется строить церкви (Church) – чем больше, тем лучше. Затем в самых крупных замках (цитаделях) можно будет возводить соборы (Cathedral), которые значительно усиливают распространение христианства. Кроме того, при наличии хотя бы одного собора вы начинаете получать по 100 koku с каждой церкви ежегодно (а вот это плюс). И когда все подданные станут убежденными христианами, ваша империя станет более неприступной для дайме-буддистов. Ведь если дайме-буддист оттяпает у вас провинцию, ему еще придется «убеждать» население вернуться к старой вере, так что и в этом есть свой плюс. Но несомненный минус заключается в том, что вы уже не можете полагаться на фанатическую преданность своих боевых монахов. Ведь монахи-бойцы сильны именно своей фанатичностью, заставляющей их биться до последнего солдата и не бежать с поля боя. Приняв христианство, вы не теряете возможности строить буддистские храмы (Temples), только тренируемые в них монахи теряют свою былую крутость. Кроме того, строя буддистские храмы рядом с христианскими церквями, вы противоречите самому себе, ибо христианство будет встречать большее противодействие (более того, если в провинции построен буддистский храм, то там уже невозможно возвести собор). Так что от бойцов-монахов придется отказаться. Но и монахи противника будут не столь сильны в стычках с вашей армией, поскольку они уже не станут вселять панический ужас в сердца христиан.
Таковы плюсы и минусы. Если не хотите связываться с христианством, тогда придется подождать еще 60 ходов – до 1560 года, когда приплывут датчане. Они не станут навязывать никаких условий, и вы сможете совершенно свободно построить Dutch Trading Post, ничем не отличающийся от португальской «торговой точки» (и чтобы получить доступ к мушкетерам, вам не нужно строить никакого собора).
Лояльность
Каждая провинция имеет показатель лояльности (loyalty), отражающий то, насколько хорошо относятся к вам твои подданные. При низком уровне лояльности могут вспыхивать бунты – тогда восставшая провинция переходит под контроль мятежников (rebels). При этом увеличивается вероятность того, что бунт вспыхнет и в соседней провинции (дурной пример заразителен).
В первую очередь на показатель лояльности влияет уровень налогообложения (tax rate) – высокие налоги еще никому и никогда не нравились. Крестьяне также могут внезапно взбунтоваться, если урожай был низок или произошло стихийное бедствие. Бунт может произойти и на религиозной почве, если принятая вами вера расходится с верой большинства населения провинции. Наконец, особенно высока опасность бунта в только что завоеванной провинции, когда значительная часть населения все еще остается верной прежнему правителю.
Универсальный способ пресечения возможности бунта – держать в провинции солидную армию. Действует безотказно, но может рассматриваться лишь как временная мера. Чтобы поднять свой авторитет в провинции, стройте сторожевые башни и форты и улучшайте фермы, дабы крестьяне видели, что вы заботитесь об их безопасности и благосостоянии. Постройка и дальнейшее усовершенствование дворца (Palace) тоже укрепляет ваш авторитет, причем среди всех слоев населения. Близость самого дайме к провинции также положительно сказывается на ее лояльности. «Тайная полиция» в лице шпионских юнитов (о них речь пойдет в следующем разделе), действующих на своей территории, также способствует повышению уровня спокойствия. Для преодоления религиозных разногласий стройте храмы, если вы буддист, или церкви и соборы, если вы приняли христианство.
Наименее опасны крестьянские бунты: повстанцы выдвигают лишь несколько отрядов Yari Ashigaru – самых слабых воинов, с которыми легко справляется регулярная самурайская армия. Религиозные волнения опаснее, поскольку возглавляются фанатиками, так что на стороне восставших нередко сражаются боевые монахи (если восстали буддисты) или Ashigaru Arquebusiers со своим огнестрельным оружием (если восстали христиане). Наконец, в случае восстания «лоялистов» в недавно покоренных провинциях, мятежники переходят на сторону прежнего правителя со всеми вытекающими последствиями (так что если мятеж подняли ваши сторонники в «оттяпанной» у вас провинции, то вы неожиданно получаете небольшое пополнение к своей армии).
«Если ты задумал атаковать противника,
осадить город или убить важную персону,
сначала выведай все о противостоящих тебе генералах,
их посетителях, их охране и их слугах. Используй для этого своих шпионов.»
– Сан Цзу, «Искусство Войны»
Шпионаж
В игре есть несколько «стратегических» юнитов – это послы, шпионы, ниндзя и гeйши. Все они передвигаются по стратегической карте, но никогда не принимают участия в сражениях. О состоянии дел в провинции противника (состав и численность армий, возведенные постройки) вы можете узнать лишь тогда, когда в ней находится ваш «стратегический» юнит. (За исключением того случая, когда провинция противника находится по соседству с вашей провинцией, в которой построена сторожевая башня или форт.) Так что в первую очередь они являются «глазами» вашей армии, что очень важно, ибо безрассудно нападать на провинцию, не зная, кто вам противостоит. Помимо этого, каждый «стратегический» юнит выполняет и свои специфические функции.
Только посол (Emissary) может придти к дайме другого клана и предложить ему союз. Дайме может согласиться или не согласиться, а также разгневаться и казнить посланника, так что служба посла хоть и открыта, но опасна. Посол может также погибнуть от руки ниндзя или гeйши. Союз – штука весьма условная: союзы так же легко распадаются, как и заключаются. Единственная явная выгода от заключения союза состоит в следующем. Как известно, после cмepти дайме, не имеющего наследников, его клан распадается, а владения раскалываются на несколько «независимых» частей. Так вот, часть земель может перейти к вам, если у вас был заключен союз с таким дайме.
Христиане могут направлять своего посла-священника (Priest). Его функции и полномочия – точно такие же, как и у обычного посла (Emissary). Единственное преимущество – священника не может казнить дайме-христианин (а буддисту это все равно).
Шпион (Shinobi) собирает всякую «дополнительную» информацию. Только благодаря шпиону вы можете узнать о результатах боевых действий в дальних провинциях, а также проникнуть в замыслы противника (хотя зачастую они оказываются только слухами).
Ниндзя (Ninja) – профессиональный убийца. Его мишенью могут стать вражеские послы, гeйши и генералы, а также сам дайме и его наследники. Чем выше ранг жертвы, тем меньше вероятность успеха. Особенно трудно убить дайме, так что у начинающего ниндзя вовсе нет шансов сделать это.
Гeйша (Geisha) – это шпион и ниндзя «в одном флаконе», причем в качестве «супер». Поэтому немудрено, что гeйша «выращивается» целый год, стоит 500 koku и для ее тренировки требуется иметь самый крупный замок (цитадель) с максимально проапгрейденными Tea House и Ninja House. Даже начинающая гeйша имеет немалые шансы (около 20-30%) убить самого дайме. Причем она никогда не терпит неудачи в том смысле, как ниндзя: не бывает убита в случае провала операции. Гeйша может потерпеть неудачу лишь в том смысле, что не представится случая добраться до своей жертвы. Но рано или поздно гeйша достигнет своей цели. Гeйша действует открыто – о ее присутствии в провинции (в отличие от ниндзя и шпиона) известно противнику. И никакая контрразведка не может разоблачить гeйшу. Единственный способ избавиться от нее – подослать убийцу в лице ниндзя (и то еще не факт, кто кого убьет) или другой гeйши (поединок между гeйшами всегда кончается cмepтью обеих).
Шпионы и ниндзя действуют скрытно, то бишь не видны на карте. Только контрразведка может вскрыть их присутствие. Контрразведчиком автоматически становится любой «стратегический» юнит, находящийся в своей провинции.
Ранг шпионских юнитов повышается по мере выполнения заданий, что особенно важно для гeйш и ниндзя. Чем выше ранг юнита, тем больше вероятность того, что он успешно справится со следующим заданием.
«Путь воина – cмepть.
Это означает выбор cмepти всегда,
когда есть выбор между жизнью и cмepтью.
Это не значит ничего большего.
Это значит, приняв решение, прямо смотреть на все.»
– Ямамото Цзуненори, «Ha Gakure» («Скрытая Листва»)
Воины
В Shogun’е воюют не отдельными юнитами, а целыми отрядами. Изначальная численность любого боевого отряда – 60 человек. Одна армия может содержать не более 16 отрядов или, другими словами, 960 человек. Однако никто не мешает вам иметь хоть 10 армий в одной провинции. В ходе боев численность отрядов уменьшается, и нет никакого способа восполнить потери. Единственное средство – объединить в один отряд два заметно поредевших отряда.
Помимо боевых хаpaктеристик воинов, в игре очень важен чисто мopaльный фактор – honour. Чем выше этот мopaльный фактор, тем отчаяннее дерутся воины, не обращаясь в бегство при первой же трудности (утомительный переход через горы, плохие погодные условия, превосходство противников, cмepть товарищей, шквальный огонь противника и т.п.). Воины повышают честь, выигрывая сражения. Отряды, натренированные в усовершенствованных зданиях, изначально обладают бонусным honour. Кроме того, войска приобретают дополнительный уровень чести, находясь под комaндованием опытного полководца: чем выше ранг комaндира, тем больше бонус. В качестве полководца может выступать сам дайме или его наследники – в этом случае бонус, как правило, выше. Однако есть риск, что дайме или наследники падут в бою. Если армию не возглавляет ни дайме, ни один из его наследников, тогда комaндование передается генералу, которым автоматически назначается самый опытный солдат армии. В случае гибели генерала его место займет следующий по опытности воин. Если генерал проиграл больше сражений, чем выиграл, тогда его ранг может стать даже отрицательным, что негативно сказывается на состоянии морали всей армии. Если генерал погибает от руки наемного убийцы (ниндзя или гeйши), то честь армии падает сроком на один ход (и в это время не действуют мopaльные бонусы нового генерала).
Регулярная армия
Samurai Archers. Пеший самурай, вооруженный луком и коротким мечом. Чрезвычайно полезен в любой армии: осыпает противника градом стрел с дальнего расстояния и способен постоять за себя в рукопашной схватке. Только в рукопашной он долго не протянет, поскольку носит слабую броню, да и его меч оставляет желать много лучшего. Поэтому лучше всего использовать его «по прямому назначению» – в качестве стрелка, защищая прочими воинами от рукопашной схватки.
Yari Samurai. Пеший самурай, вооруженный длинным копьем (yari). Составляет костяк самурайской армии – самый дешевый воин при неплохих боевых качествах. Особенно эффективен при борьбе с конницей противника.
Naginata Samurai. Пеший самурай, вооруженный саблей-мечом на деревянной рукоятке (naginata). Носит тяжелую броню, что повышает его «живучесть», но снижает маневренность. Поэтому нагината-самурай лучше всего подходит в обороне для сдерживания противника.
No-Dachi Samurai. Пеший самурай, вооруженный длинным двуручным мечом. Очень эффективен в атаке – для прорыва стройных рядов противника. Особенно эффективен против воинов, чья мораль уже заметно упала.
Warrior Monks. Самый сильный пеший воин, сочетающий в себе качества самурая и религиозный фанатизм. Боевые монахи обладают самой высокой моралью, и само их присутствие на поле боя вселяет священный ужас в сердца врагов (если они буддисты; христианам же все равно).
Cavalry Archers. Лучник-самурай, посаженный на коня. Очень быстр и мобилен. Способен осыпать противника градом стрел и тут же скрыться. Особенно эффективен против плохо организованных частей.
Yari Cavalry. Быстрый конник с длинной пикой. Самый быстрый воин в игре. Используется для внезапных наскоков с целью удара по тылам и флангам. Гроза для лучников, огонь которых малоэффективен по быстро движущимся мишеням. Yari-конник способен также догнать конника-лучника и разделаться с ним в рукопашном бою.
Heavy Cavalry. Тяжелобронированный конник, вооруженный мечом. Элита самурайской армии (что и отражается на цене). Одинаково хорош в наступлении и обороне – вгрызается как танк, сметая все на своем пути. Противостоять ему могут только воины, вооруженные копьями (Yari Samurai, Yari Cavalry, Yari Ashigaru), и мушкетеры. Единственный недостаток – медлителен и малоповоротлив для конника.
Ополчение
Ashigaru – это попросту крестьяне, наспех обученные военному делу. Поэтому их боевое мастерство, равно как и мopaльный уровень, оставляют желать много лучшего и не идут в сравнение с профессиональными качествами самураев. Единственный плюс – на содержание одного воина-крестьянина требуется вдвое меньше koku, чем на содержание самурая.
Yari Ashigaru. Крестьянин, вооруженный длинным копьем. Проигрывает по всем показателям Yari Samurai, зато стоит вдвое дешевле.
Arquebus Ashigaru. Крестьянин, вооруженный аркебузой. Дальность стрельбы меньше, чем у лука. Зато на близких дистанциях ружейный залп может оказаться cмepтельным даже для отряда тяжелой кавалерии. Только особо прочная броня способна как-то задержать пули. К сожалению (или к счастью?), аркебузы ужасно долго перезаряжаются. В рукопашной схватке Arquebus Ashigaru пpaктически беспомощны, а потому нуждаются в опеке со стороны других юнитов. Аркебузы бьют по прямой и отказываются работать в сырую погоду.
Musketeer Ashigaru. Крестьянин, вооруженный мушкетом, – усовершенствованной моделью аркебузы. Мушкет бьет чуть дальше и перезаряжается чуть быстрее аркебузы. Крестьянин-мушкетер тоже беспомощен в рукопашной схватке.
«Полководец, не имеющий стратегии
и легкомысленно относящийся к своим противникам,
неизбежно окажется в плену.»
– Сан Цзу, «Искусство Войны»
Сражения
Общие положения
Ведение сражения можно доверить компьютеру, который выдаст результаты боя. Но лучше возглавить сражение самому – так можно добиться существенно лучших результатов, да и тактический бой – чуть ли не главная прелесть игры.
Нападающая и защищающаяся стороны изначально поставлены в неравные условия. Цель нападающей стороны – обратить в бегство защитников провинции за отведенное время (по умолчанию – за 1 час реального времени, но это время можно ускорить до 4 минут, если двигать ползунок под мини-картой, меняющий скорость игры). Только в этом случае провинция будет считаться захваченной, независимо от потерь с той и другой стороны. (Нападающая сторона может даже понести бОльшие потери, чем защищающаяся.)
Противник обычно обращается в бегство при натиске явно превосходящих сил. Особенно деморализующе действует на вражье войско гибель его полководца – в этом случае паника почти неизбежна. Но чтобы заставить противника убежать с поля боя, совсем не обязательно иметь численное превосходство. Главное – действовать тактически грамотно. Грубо говоря, вся тактика зиждется на «трех китах», которые опишу ниже.
Учитывай сильные и слабые стороны воинов. Конники с длинными пиками особенно эффективны при неожиданных фланговых ударах – самое лучшее средство, чтобы расправиться с лучниками противника. Копейщики эффективнее всего в борьбе с конницей – держите всегда их рядом с лучниками в качестве охранников. No-Dachi самураи и тяжелая конница используются для лобового прорыва и внесения сумятицы в ряды противника (используйте формацию «клин»). Naginata самураи составляют костяк пешей обороны. Если ваши воины наступают под огнем противника, временно перестройте их в «разреженную» формацию, чтобы снизить потери. Лучники имеют ограниченный запас стрел, а аркебузеры и мушкетеры – ограниченный запас пуль.
Учитывай рельеф местности. Выгоднее всего занимать оборону на вершинах холмов (пусть даже маленьких). Лучники с холмов стреляют дальше. В рукопашной схватке преимущество имеет тот отряд, который занимает более высокую позицию. Кроме того, противник успеет заметно устать, пока поднимется на холм, и это тоже снижает его мораль. Используйте лощины, чтобы незаметно подобраться к противнику и ударить с тыла или с флангов. Леса особенно пригодны для устраивания засад. Учитывайте, что аркебузы и мушкеты бьют только по прямой.
Учитывай погодные условия. В сырую погоду воины устают быстрее (особенно носящие тяжелую броню), а тетива луков размягчается, из-за чего они наносят меньший урон. В дождь и снегопад перестают действовать аркебузы и мушкеты (порох отсыревает), и дальность видения всех воинов заметно снижается. В туман со видимостью еще хуже. Снег заметно снижает скорость передвижения, и воины устают быстрее, особенно конница. Ветер уменьшает точность стрельбы лучников.
Осада замков
Если в провинции имеется замок, тогда у обороняющейся стороны появляется дополнительная возможность – укрыться в замке. В этом случае возникает патовая ситуация, и провинция временно становится «ничейной»: никто не получает прибыли с провинции, но и обороняющаяся сторона не может там ничего строить или производить воинов. Однако такая ситуация продлится недолго: если оставить все как есть, то осажденный замок рано или поздно падет. Обычно это случается рано – через 1-3 хода (точный срок можно узнать, если нажать правой кнопкой мыши на изображение замка на стратегической карте). После этого все защитники осажденного замка считаются умершими от голода, а замок автоматически переходит в руки врага.
Только зачем дожидаться гибели защитников замка? Можно быстренько насобирать воинов в соседних провинциях и прийти на выручку своим товарищам – ради этого и затевается оборона (ведь всегда можно просто сдать провинцию, отведя свои войска в соседнюю). Так что даже самые захудалые замки способны замедлять, если не останавливать, продвижение противника. Отсюда мораль: стройте замки в пограничных провинциях. Тогда отпадет необходимость держать на границах солидную армию. Ведь в качестве гарнизона пограничного замка достаточно иметь один-единственный отряд захудалых Yari Ashigaru, а в случае вражеского вторжения на следующем же ходу перебросить туда свой «кулак». В пограничных провинциях очень полезно также иметь порты (не будет проблем с переброской воинов) и сторожевые башни (можно заранее догадаться о готовящемся вторжении).
Однако атакующая сторона может и не дожидаться голодной cмepти защитников замка. На следующем же ходу можно будет атаковать замок. Но тогда придется «доставать» противника, укрывшегося за крепостными стенами, штурмуя ворота замка под вражеским огнем. Условия явно не благоприятные для нападающей стороны, особенно если учесть, что замок, как правило, находится на возвышенности.
Но в любом случае потребуется не менее двух ходов, чтобы захватить провинцию с замком, в котором укрылся противник.
Маленькие хитрости большого интерфейса
Обратите внимание на панель в нижней части экрана (review panel), которая заполняется иконками отрядов, как только вы выделяете армию. Этими иконками можно «двигать» так же, как и фигурками по стратегической карте (по принципу drop-and-drop: выделяете левой кнопкой мыши и, не отпуская кнопку, переносите отряд в нужное место). А некоторые манипуляции можно осуществить лишь с помощью review panel:
1. Заводить отряды в замок («перетаскиваете» иконку на изображение замка на стратегической карте);
2. Объединять поредевшие отряды однотипных юнитов. Например, в одном отряде у вас осталось 25 лучников, в другом – 35. Эти отряды можно объединить в один, если «зажать» одну иконку и «перетянуть» ее на вторую. В результате получится полноценный отряд численностью 60 воинов. Однако отряды невозможно объединять, если их суммарная численность превышает максимальную (в данном случае – 60). К примеру, невозможно объединить два отряда по 40 лучников.
Интернет |
Официальный сайт: www.totalwar.com. Самый крупный форум – на total.org. |
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Таблица 1 Экономические здания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2 Замки |
|||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 3 Шпионские здания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 4 Военные здания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 5 Бонусные здания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 6 Кланы |
||||||||||||||||||||||||
|
Каждый год в августе-сентябре компания EA Sports запускает в массы очередную пачку "фич-листов", посвященных готовящимся к выходу спортивным симуляторам. Самый большой список нововведений обычно принадлежит серии FIFA, как одной из са...
28 03 2024 22:27:32
...ошибки нужно найти и исправить, когда дизайн есть еще только на бумаге, — тогда его можно отредактировать при помощи простого ластика. Если же вы умело перенесете все ошибки в электронную версию своего сайта, то ластик не поможет — при...
27 03 2024 9:57:22
«…Как раз на настоящие автогонки игра больше всего и похожа. Огороженные кольцевые трассы, по-спортивному раскрашенные машины с пестрыми наклейками спонсоров по всему кузову. Даже пафосное нитроускорение теперь совсем необязательно устанавливать и использ...
26 03 2024 15:50:47
«…В свое время Mortal Kombat вышел из тени Street Fighter благодаря гротексной жестокости и безумным добиваниям. С The Darkness 2 ситуация схожая — это одно сплошное фаталити, растянутое от стартового меню до финальных титров. Сработает ли такой фокус в о...
25 03 2024 8:36:18
«…Все, что происходит с игрой в дополнении Reaper of Souls, — это редкий случай, когда у разработчиков меняется видение проекта. Игра до сих пор может не нравиться поклонникам игр «старой формации» (вроде Path of Exile), хотя бы тем, что в Diablo 3 нет лэ...
24 03 2024 6:47:18
«…Medal of Honor весьма достоверно передает ощущения солдата; последний раз нечто подобное мы испытывали в ArmA 2. Нюанс в том, что та заставляет поверить в себя ценой невероятной хардкорности, а новый MOH превосходно обходится без муштры и дедовщины…»...
23 03 2024 3:38:32
...Если обычный корпус в открытом состоянии — это просто железяка с набором отверстий и разъемов, то напичканная электроникой передняя панель медиацентра (экран, дополнительные кнопки, кард-ридер) — это куча дополнительных проводов, которые ну...
22 03 2024 4:50:27
«…Впечатлений от общения с тремя телефонами Highscreen у нас осталось вагон и нехилая тележка. Так, Omega Prime XL порадовал не только большим и качественным дисплеем, но еще и долгим временем работы, мощным процессором и классными сменными панельками. Ма...
21 03 2024 15:55:57
Своего предшественника он разгромил по всем параметрам. В сравнении с классическим Raptor новинка меньше греется, быстрее пишет и считывает данные, на поиск уходит меньше времени, температура ниже, при всем при этом объем дисковой памяти увеличился вдвое,...
20 03 2024 20:19:35
«Новым Миядзаки» Макото Синкая окрестили ещё в начале десятых. Сам режиссёр упopно отпирался от этого титула: мол, великий японский сказочник в его работах наверняка увидит кучу недостатков, так что не надо. И явно скромничал.…|Игромания...
19 03 2024 22:40:55
Игромания уже делилась первыми впечатлениями от DOOM Eternal с выставки Е3. Тогда проект показался Родиону Ильину крайне забористым шутером без особых претензий на серьёзный сюжет, но зато с дико динамичным и брутальным экшеном. В этот раз id…|Игромания...
18 03 2024 3:52:15
20 ЛУЧШИХ ИГР 2006: Gothic 3, The Elder Scrolls IV: Oblivion, Dark Messiah of Might and Magic, Heroes of Might and Magic 5... (чему мы отдали первое место — читайте в журнале)СПЕЦНОМИНАЦИИ: Православная игра года * Лучший аддон * Партизаны года * Ва...
17 03 2024 17:17:49
«Схвачу BFG и сразу ринусь крошить демонов, как в старые добрые...» — думал я, усаживаясь за демостенд с DOOM Eternal. Не тут-то было! id Software буквально переосмыслила легендарную и, казалось бы, незыблемую (а…|Игромания...
16 03 2024 7:37:40
Как все начиналось? Изначально разработкой экшена Rogue Warrior занималась Zombie Studios, старавшаяся выдерживать проект в духе времени. Авторы планировали модный сегодня режим совместного прохождения и злободневный сценарий, связанный с Северной…|Игромания...
15 03 2024 8:21:12
Ситуация складывается совершенно сюрреалистическая: два уважаемых издателя в течение двух месяцев выпустили три идентичных игры. Одинаковые обложки, одинаковое название (кое-как разнятся лишь подзаголовки) и одинаковая лицензия. Несмотря на то ч...
14 03 2024 18:53:17
Люк — это последняя надежда для «мирного» игрока в Dead by Daylight. Только если убийца не найдёт и не закроет путь к бегству. Так что знать, когда и где спавнятся люки, стоит обеим сторонам. Когда появляется…|Игромания...
13 03 2024 9:36:11
Himan: Blood Money — один из самых заметных экшенов прошедшего года и, по мнению некоторых фанатов, чуть ли не лучшая игра в сериале о молчаливом лысом киллере со штрих-кодом на затылке. В прошлом году компания ND Games (под этой вывеской, напо...
12 03 2024 9:17:24
«…Тусклый свет фонарей, полицейские машины выглядят абсолютно пустыми. Детектив Себастьян осматривает стоянку и вместе с коллегами входит в огромных размеров фойе. Кто-то замечает, что здесь «пахнет кровью». Через мгновение героям открываются свидетельств...
11 03 2024 11:44:31
R.U.S.E. вдохновлена покером: авторы хотят сделать первую в мире RTS, в которой можно блефовать. Мало кто помнит, но такая игра уже была — в стародавней Earth 2150 можно было строить фальшивые танки и насылать их на врага. Но если там подлог бы...
10 03 2024 16:31:57
В игровой индустрии антропоморфные животные стали популярны так же быстро, как когда-то в мультипликации (то есть сразу после её появления). Например, Fox Fights Back, один из хитов 1980-х для платформы ZX-Spectrum, рассказывал про хитрого лиса,…|Игромания...
09 03 2024 15:26:11
Позавчера издательство Square Enix провело в самом центре Лондона так называемое presentation event — масштабное мероприятие, посвященное Shadow of the Tomb Raider. Огромной толпе журналистов и блогеров со всего мира позволили сорок минут…|Игромания...
08 03 2024 9:19:23
единственный на сегодняшний день представитель давно умершего жанра полицейского симулятора. Это когда вы не носитесь с мигалкой и пистолетом наперевес, а часами изучаете место преступления в резиновых перчатках и с ватной палочкой в руках...
07 03 2024 10:32:24
«…Activision снова удалось всем показать, какими должны быть линейные шутеры про войну. И это только благодаря тому, что Treyarch добавили в обкатанную за годы схему приличный сюжет. Если бы они догадались сделать в игре современную физику и анимацию, то...
06 03 2024 19:59:16
«…The Banner Saga учит быть по-настоящему расчетливым и жестким — благородство тут не в чести и, как правило, наказуемо. Если в других играх всегда стремишься прийти кому-то на помощь, то здесь лучше несколько раз подумать, а нужно ли рисковать своими бой...
05 03 2024 12:11:50
«…представления Relic о том, каким должен быть экшен от третьего лица, датируются в лучшем случае 2008 годом. Они похожи на детей, которые открывают для себя дивный новый мир и с волнением спешат сообщить окружающим, что огонь жжется, что из песка можно л...
04 03 2024 22:56:10
«…Все, что чувствует Элизабет, незамедлительно отражается на ее лице. Дeвyшка радуется, злится, расстраивается, негодует, не забывает попутно строить Букеру глазки, в нужные моменты она эpoтично касается волос и шеи, поворачивается в самые выгодные paкурс...
03 03 2024 14:31:50
Вы еще не устали от слова “Блицкриг”? А ведь дополнения к этой игре или игры, использующие ее движок, выходят чуть ли не раз в месяц. И продолжают выходить, пытаясь порадовать нас новыми или старыми войнами, забытыми сражениями, воскресшими танками...
02 03 2024 20:24:42
«…Несмотря на проигрыш старой Radeon HD 4850, новая видеокарта AMD не так уж и слаба: в разрешении 1680х1050 плата выдает стабильные 30 кадров даже при максимальных настройках графики. Благодаря поддержке DirectX 11, множества новых технологий и цене поря...
01 03 2024 18:17:21
«…В этом мире не бывает однозначных ситуаций: помогая одним, вы делаете хуже другим и наоборот. Чтобы остановить вторжение демонов, Церковь готова запереть с ними заживо десятки живых людей. Решив расправиться с насильниками, вы спасете несколько дeвyшек,...
29 02 2024 15:38:58
Сюжет "эпического приключения" (для проформы, однако, именуемого просто RPG) Shaman начинается тогда, когда в эпоху Надвигающейся Тьмы престарелый шаман одного племени отправился в страну вечной охоты, назначив преемником ничем не примечательного молодого...
28 02 2024 20:59:14
С другой стороны, зачем Дюку сюжет? Что главное в аркаде? Побольше мяса, позлее монстры и поразнообразнее окружающая обстановка, а уж под завязку напичканная событиями история Manhattan Project как нельзя лучше подходит под такие сурово-первобытные нужды...
27 02 2024 1:19:45
«…Путешествия по глобальной карте, фpaкции, антидоты и травмы из Fallout, напарники из старых партийных RPG, случайно генерируемые подземелья, подробнейшая система крафтинга в духе Minecraft и, конечно, столь популярный сегодня кооператив — для идеальной...
26 02 2024 15:22:14
«…Кликать курсором по необычным красочным пейзажам под чудесные гитарные переливы и решать незатейливые загадки — этот процесс быстро превращается в целебный сеанс медитации и релаксации, от которого совсем не хочется отказываться раньше времени…»...
25 02 2024 1:33:49
Представляем вашему вниманию обновленный сводный список отечественных локализаций и проектов. Данная таблица состоит из двух разделов, которые, в свою очередь, разделяются на подразделы: 1) ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ. Сюда помещаются все те игры...
24 02 2024 10:40:18
Сиквел доверили снимать, без преувеличения, гениальном режиссеру. Гилермо Дель Торо превратил стильную историю про борца с вампирами в мрачную, сырую и очень страшную сказку про кровосов-мутантов...
23 02 2024 4:26:10
...Игровые противники в мире Атис — не просто мирные звери-мобы, охраняющие свою территорию. Дикие племена могут запросто собраться в отряды под сто-двести воинов и отправиться штурмовать города и охранные посты. Если штурм вовремя не был отбит игро...
22 02 2024 22:48:38
Хотите совершенно бесплатно поиграть в квест, где есть все: скандалы, интриги, расследования, юмор, стиль, атмосфера, разветвленные диалоги, удачные персонажи и весь классический набор традиционных упражнений с предметами, инвентарем и активным...
21 02 2024 10:43:51
Ситуации, когда именитая серия, громко заявившая о себе в прошлом, вдруг начала сдавать обороты, а затем и вовсе растворилась в воздухе, — обычное дело для игровой индустрии. Очень жаль, что к этому со временем пришла и Need for Speed. И не…|Игромания...
20 02 2024 14:37:40
Сорок великолепных машин — от каплеподобного гоночного мотоцикла до горно-акробатического скутера — сверкают свежей краской и нетерпеливо выбрасывают пыль из под колес...
19 02 2024 21:20:22
Время как таковое существует даже на злосчастном острове, но оно искривлено и нестабильно. Разработчики игры объясняют, что ситуация меняется как при катании на детских качелях. Взмах — и ты в одной эпохе. Еще один — уже в другой. На...
18 02 2024 19:44:53
Автор идеи игры Game Universe: Александр Чистозвонов Свобода. Одна из величайших ценностей в нашем мире. Мотив, цель, идеал, принцип, стиль и образ — как хотите; то, ради чего. Одним из подвидов свободы — понятия, как ни крути, широкого и...
17 02 2024 5:16:45
Русский ученый, профессор Александр Прохоров, получил грант Министерства обороны США. Сумма — $3,7 млн, деньги выделены на видеоигру, которая отучит американских солдат курить. Срок разработки — до 2011 года. Прототип у профессора…|Игромания...
16 02 2024 10:39:18
Direct Action Games за несколько недолгих лет своего существования успели выпустить уже две игры, не считая той, о которой речь идет в данном тексте: Combat Task Force 121 — про схватку спецназовцев с подлыми колумбийскими террористами; и World War II...
15 02 2024 20:22:26
«…Гигантская RPG с двумя разными сюжетными кампаниями, сотней локаций и творческим использованием солнечных лучей в бою — что-то путное из этого у французов вышло бы только в том случае, называйся они не Spiders, а BioWare или Bethesda. А так мы можем пол...
14 02 2024 0:36:38
«…мы консультируемся с нашими спецназовцами и стараемся точно воспроизвести все те мелкие детали, которые заставят игрока почувствовать себя в шкуре оперативника. Но в то же время мы делаем развлекательный продукт, а не симулятор, нас не интересуют сложна...
13 02 2024 17:14:35
Сeкcапильная бестия с рыжими волосами томно улыбнулась — закончила потрошить очередного прислужника вампиров и помахала рукой. Засмотревшись на великолепные формы, я приветливо помахал в ответ и сел за игру. Десять часов вместе с маниакальной краса...
12 02 2024 12:39:47
В минувшие выходные в Санкт-Петербурге прошёл фестиваль фантастики и науки «Старкон». Наверняка многие из вас уже слышали про него или читали наши предыдущие фотообзоры. Но минувший Старкон был примечателен тем, что…|Игромания...
11 02 2024 15:18:30
В этом выпуске: социальное хобби и социальный шпион, трехмерная печать и вишлист с материальной помощью, онлайновый «фотошоп» и очередной ежемecячный набор флэш-пожирателей времени....
10 02 2024 8:15:58
Warcraft 3: трюки на карте Terenas Stand Карта Terenas Stand. Terenas Stand — относительно новая карта в Warcraft 3, но она уже успела полюбиться многим. Главной ее изюминкой является возможность легко зачищать большое количество нейтральных…|Игромания...
09 02 2024 16:13:43
Видеообзоры Need For Speed: Payback - Жажда микротранзакций Если во время просмотра трейлера у вас просто возникало чувство дежавю, то во время прохождения Need for Speed: Payback с каждой новой деталью сюжета и открытием части игровых фишек вы все…|Игромания...
08 02 2024 17:22:26
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::