Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы > Minecraft истории
истории Minecraft    

Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы

Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы

Самопал Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы 225.05.2004 11:09  |  "...На Западе готовят именно "специалистов по разработке компьютерных игр", а у нас - "специалистов по разработке чего-нибудь". Компьютерные игры в это "что-нибудь" тоже входят..." Самопал
Приемная комиссия одного из
столичных вузов. Вечный
вопрос: куда пойти учится,
чтобы потом не было жалко
потраченного времени и денег.
    В первой части статьи “Фабрика звезд”, опубликованной в первом номере “Игромании” за этот год, мы разобрались, в какие зарубежные вузы стоит идти учиться на разработчика компьютерных игр. Мы узнали об образовательных программах, об учебных заведениях, из стен которых выходят “разработчики с дипломом”. Мы даже поговорили с президентом знаменитого художественного института из США (The Art Institute).
    Но не все имеют возможность и хотят уехать из России, чтобы стать настоящими игроделами. Неужели в России нет ни одного учебного заведения, где могли бы дать такие нужные игроделу навыки?! Оказывается, такие вузы есть.

   
Два подхода к одной проблеме
   
У нас все не так, как на Западе. Исследовательская группа “Игромании” после тщательного поиска не обнаружила ни одного вуза, где напрямую готовят специалистов для игровой индустрии. Специализации, непосредственно касающиеся разработки компьютерных игр, отсутствуют как класс. Но, с другой стороны, наши учебные заведения дают базовые знания, которые можно успешно применять в этой области.
    Пpaктически так же, как это сделано на Западе, можно разделить “игродельческие” учебные заведения на два типа: готовящие программистов и выпускающие из своих стен художников-дизайнеров. Таких вузов достаточно много. Весьма существенна и программа обучения. На Западе готовят именно “специалистов по разработке компьютерных игр”, а у нас “специалистов по разработке чего-нибудь”. Компьютерные игры в это “что-нибудь” тоже входят. Свои плюсы и минусы есть как у первого, так и у второго подхода к обучению. Спорить по этому поводу можно долго. Поэтому давайте просто примем это как факт.
    Поскольку в России учебные программы стандартизированы и среди них не наблюдается программ, прямо связанных с разработкой игр, обзор российских вузов мы построим несколько по другому принципу, чем обзор иностранных. Мы не станем рассказывать о том, как поставлен процесс обучения по “подходящим” специальностям в том или ином учебном заведении. Их слишком много, и большинство похожи друг на друга, как два выстрела из шотгана.
    Мы обсудим интересующие нас вопросы с руководителями лучших вузов страны в каждой из двух категорий программистской и художественно-дизайнерской.

    Программисты
(зарубежный аналог Real-Time Interactive Simulation)
   
МГУ
Вид на главное здание МГУ со
стороны метро “Университет”.
Реставрация явно пошла
высотке на пользу.

   
Название: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
    Местоположение: 119899, Москва, Воробьевы горы, МГУ, 2-й учебный корпус, ВМиК
    Официальный сайт: http://cmc.cs.msu.su
    Одно из самых известных учебных заведений, где обучают программистскому искусству, МГУ. Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) высоко котируется как у нас в стране, так и за рубежом. Это один из ведущих центров подготовки программистов в России. МГУ всегда славился глубокой фундаментальной подготовкой. Поступление и успешная учеба по таким дисциплинам, как прикладная математика и информатика, а также информационные технологии, требуют от абитуриентов недюжинных усилий и прилежания. Звание “математик, системный программист” нужно заслужить потом на зачетах и кровью во время сессий. За время обучения студенты должны усвоить как минимум три языка программирования.
    Стоит ли говорить, что ВМиК хорошо оснащен вычислительной техникой? Факультет тесно сотрудничает с такими компаниями, как Microsoft, Intel, IBM, Hewlett-Packard, Sun, Cisco, SAP, Samsung... На факультете создано много научных лабораторий. Одна из них лаборатория компьютерной графики и мультимедиа. Есть даже несколько мощных графических станций (в их числе HP Apollo-9000).

    СПбГИТМО
   
Название: Санкт-Петербургский государственный институт информационных технологий, механики и оптики (технический университет). Бывший Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (СПбГИТМО).
    Местоположение: Санкт-Петербург
    Официальный сайт: www.ifmo.ru
СПбГИТМО
    Казалось бы, какое отношение может иметь институт, в названии которого присутствуют “механика и оптика”, к компьютерным играм? Для несведущего человека оптика это что-то связанное с биноклями и телескопами. При чем тут игры? Кого может готовить такой институт?
    Между тем, СПбГИТМО один из самых прославленных вузов нашей страны, который готовит программистов и специалистов в области интернет-технологий. Можно сказать флагман. Факты? Пожалуйста. Страна должна знать своих героев.
    Что такое интернет, известно всем. Сейчас. А в начале 90-х годов, когда нити Всемирной паутины только потянулись к России, это слово обозначало для большинства что-то смутно-туманное. Уже в 1993 году университет возглавил работу по созданию российской федеральной университетской компьютерной сети. Той, которая сейчас широко известна под названием RUNNet.
    Когда почти все, услышав слово “интернет”, еще в недоумении чесали затылки, университет уже вплотную занимался продвижением его в Россию. В 2000 году коллектив авторов во главе с ректором университета, заслуженным деятелем науки Российской Федерации профессором В.Н. Васильевым, получил премию Правительства Российской Федерации за разработку научно-организационных основ и создание сети RUNNet. Будете пользоваться RUNNet помните, откуда он произошел.
    Программисты отдельная история. Начнем с того, что данный вуз самое “орденоносное” учебное заведение в нашей стране. И основная часть наград за победы студентов на международных соревнованиях по программированию. А эти соревнования крупнейшие в мире. На ежегодном студенческом чемпионате по программированию среди сборных комaнд высших учебных заведений (ACM International Collegiate Programming Contest) комaнда университета всегда была среди лучших и не раз получала золотые медали. Любопытно, что несоизмеримо более широко известные у нас американские университеты Гарварда и Беркли отставали от нашей комaнды на такое же несоизмеримо большое количество очков.
    Прагматичные американцы никогда ничего не делают просто так. За чемпионатом мира пристально следят акулы компьютерного бизнеса. Только одна Microsoft за последние четыре года вложила в эти соревнования 27 миллионов долларов. Вы
Победители чемпионата мира
по программированию
комaнда СПбГИТМО (ТУ).
Слева направо Евгений
Южаков, Андрей Станкевич
(тренер), Александр Штучкин,
Тимофей Бородин, проф.
Владимир Глебович Парфенов.
верите в доброго и бескорыстного дядюшку Билли? Нет? Правильно! Чемпионат дает американцам представление, где искать самые квалифицированные кадры. Диплом какого вуза должен стать счастливым билетом для приема на работу.
    Мы можем гордиться наши среди лучших. Конечно, не все. По рейтингу, составленному по результатам выступлений комaнд за последние несколько лет, первая тройка отечественных вузов выглядит таким образом:
    Санкт-Петербургский ГИТМО/СПбГИТМО (ТУ), о котором мы ведем речь, с результатом 91 балл;
    Московский ГУ/МГУ (82 балла);
    Санкт-Петербургский ГУ/СПбГУ (66 баллов).
    Делайте выводы, господа абитуриенты.
    Чемпионат настолько интересен сам по себе, что, вероятно, мы напишем об том отдельную статью. А пока интервью.
    Поговорить с нами согласился декан прославленного факультета компьютерных технологий и программирования СПбГИТМО (ТУ), члeн Международного исполнительного комитета чемпионата мира по программированию, профессор Владимир Глебович Парфенов.
    “” [И]: Владимир Глебович, ваш университет готовит программистов самого высокого международного уровня. Студенты побеждают на престижных мировых чемпионатах. Каким образом, получив под свое начало простого российского школьника, вы добиваетесь таких результатов?
    Владимир Глебович Парфенов [ВГ]: А кто говорит о “простом российском школьнике”? На мировом первенстве участвуют и комaнды, составленные из первокурсников. Если бы эти комaнды состояли из обыкновенных школьников, то ни о каких высоких результатах не могло бы быть и речи.
    Да, основная масса новоявленных студентов это молодые люди, которые закончили школу и успешно сдали вступительные экзамены. Это обычный
Владимир Глебович Парфенов.
Скромный российский
профессор. Со скромной
российской зарплатой.
Обладатель многочисленных
дипломов по
программированию.
путь поступления в вуз как в наш, так и в любой другой. Однако мы стремимся набирать не просто способных. Мы целенаправленно ищем таланты по всей России. Они отбираются по результатам Всероссийских школьных олимпиад по информатике и программированию. Обычно это 3540 человек. Вдумайтесь в цифру. 3540 талантливых школьников из сотен тысяч! За эти светлые головы потом ведут борьбу лучшие российские вузы. Как правило, к нам идет до трети из них. Скажем прямо, этой группой мы занимаемся особо.
   
Студенты этой элитной группы, помимо обычных предметов, проходят специальную подготовку. Только тренируют они не быстроту реакции, как кибератлеты по Counter-Strike. Под руководством тренеров рекруты ежедневно шлифуют мастерство в решении задач по программированию.
    [И]: Не секрет, что многие молодые люди впервые задумываются о программировании как о будущем поле своей деятельности после знакомства с компьютерными играми. Касаетесь ли вы разработки игр в ходе обучения?
    [ВГ]: Мы не ставим вопрос так узко. Все наши студенты учатся искусству программирования. Они получают знания, с помощью которых смогут работать над проектами любой сложности. В их распоряжении находится самая передовая компьютерная техника и лучшие преподавательские кадры. Как и все российские вузы, мы, конечно, сталкиваемся с определенными проблемами. В первую очередь это низкая заработная плата преподавателей.
    Наши студенты, окончив университет, получают высокооплачиваемую работу (от 1000 долларов). А люди, которые их обучали, имеют оклад 2000 рублей. В такой ситуации рано или поздно встает вопрос: уходить в бизнес или продолжать такое существование? Сколько можно работать на энтузиазме? Тем не менее нам удается привлекать к процессу обучения в качестве лекторов даже авторов книг по компьютерной тематике, получивших всероссийскую известность. Кстати, многие из них наши бывшие ученики. Секрет наших успехов прост. Мы сосредоточили усилия в одной точке. Собрали все силы, чтобы обеспечить студентов самой передовой техникой, и набираем лучших юношей и дeвyшек. Печально, но с каждым годом собрать группу “особо одаренных” становится все труднее. Падает общий уровень подготовки в школах.
   
Странное время
затянувшейся “экономики переходного периода”. Преподаватели одного из лучших в мире центров по подготовке программистов имеют весьма скромный заработок. При этом у них есть возможность получать намного больше, используя свои знания в бизнесе. То есть им экономически невыгодно заниматься обучением... И все же они продолжают работать.
    [И]: Вы сказали, что студенты получают достаточно знаний для того, чтобы работать над проектом любой сложности. Компьютерная игра как раз из таких проектов. Ваши студенты становились разработчиками игр?
    [ВГ]: Несмотря на то что в учебном плане нет дисциплин, связанных непосредственно с разработкой игр, некоторые студенты успешно этим занимаются. Вот, посмотрите...
   
Владимир Глебович выудил из кипы бумаг плотную пачку. На титульном листе было напечатано: “Игра “Морской бой”. Курсовая работа студента 3-го курса...” Остальные 40 листов были заполнены строгими колонками строк программного кода.
    [ВГ]: Вы где-нибудь видели, чтобы студенты третьего курса могли сделать работу подобного объема? Иногда игростроительная лихорадка очень мешает. Зная высокий уровень подготовки у наших студентов, вокруг них постоянно крутятся представители едва вылупившихся “компаний”. Мы в шутку называем их “Рога и копыта”. Они где-то получили деньги на проект и сманивают несознательных студентов “хорошими”, долларов в 200, заработками. Для студента это деньги.
    Начиная с четвертого курса мы помогаем нашим студентам с получением работы. В частности, в компаниях так называемого оффшорного программирования. Но не со второго же курса! Разработка игры требует массы усилий. Результат известен: сон на лекциях, заваленная сессия, отчисление. Надо сначала получить прочные базовые знания.
    Я специально не отслеживал, в разработке каких известных игр принимали участие наши студенты и выпускники. С ходу на память приходят только “Дальнобойщики”.
   
Компании оффшорного программирования работают по заказам американских и западноевропейских корпораций. В нашей стране из-за дешевой рабочей силы и высококвалифицированных специалистов создавать проекты очень выгодно. Многие наши разработчики, сегодня широко известные, начинали именно в таких конторах.
    Когда
мы прощались, Владимир Глебович показал мне статью “Танки и автоматы” заведующего кафедрой информационных систем профессора А.А. Шалыто. И хотя под автоматами имелись в виду не автоматы Калашникова, статья имела самое непосредственное отношение к компьютерным играм. У студентов есть примеры для подражания.
Санкт-Петербургский
университет кино и телевидения


   
Художники (зарубежный аналог Game Art & Design, Art Creation)
   
Университет кино и телевидения
   
Название: Санкт-Петербургский университет кино и телевидения
    Местоположение: Санкт-Петербург, филиалы в Москве, Якутске, Советске (Калининградская область)
    По неформальному рейтингу, в основу которого положен конкурс среди абитуриентов, Санкт-Петербургский университет кино и телевидения занимает прочное место в пятерке самых престижных вузов России. Университет готовит кадры по 14 специальностям. В их число входит специальность 051900 “графика” (специализация 051905 “анимация и компьютерный дизайн”). Выпускник получает квалификацию художник-дизайнер компьютерной графики. В ходе обучения студенты изучают основы композиции и дизайна, рисунок, живопись, основы мультипликации, компьютерную графику.
    В итоге дипломник университета может работать по следующим направлениям:
    анимационная компьютерная графика для кино и телевидения;
    мультимедиа-технологии рекламных клипов, видеоклипы;
    традиционное искусство в новой технологической среде;
    компьютерная графика обучающих симуляторов и тренажеров;
    сетевая графика (веб-дизайн).
    Конкурс на факультеты очень высок. Но мы обратили особое внимание на университет кино и телевидения не случайно. Дело в том, что в нем можно получить высшее образование по художественно-творческой специальности “режиссура компьютерной графики”. Это уже редчайшее сочетание. Вузов, которые имеют право на подготовку режиссеров, единицы. Сделать красивые модели порой не так важно, как создать в видеоролике правильную атмосферу. В этом плане
режиссура компьютерной графики
Профессор Василий
Афанасьевич Коновалов
вплотную приблизилась к классической режиссуре в кино и телевидении. Только методы работы отличаются.
    Сочетание в одном вузе обучения классической режиссуре и ее компьютерным аналогам побудило нас выехать на место и детально разобраться, насколько высок уровень обучения в университете. С нами согласился побеседовать заведующий кафедрой компьютерной графики и дизайна профессор Коновалов Василий Афанасьевич.

    [И]: Над чем работают студенты на вашей кафедре?

    Василий Афанасьевич Коновалов [ВА]: В первую очередь, они занимаются сценарным творчеством. В основе обучения лежит изуч
Компьютеры, инженерный
кульман и киносъемочная
установка в одной аудитории.
Особенность кафедры
налаженные отношения с
режиссерским факультетом
экранных искусств.
ение базовых дисциплин. Студенты осваивают методы классической мультипликации. Работают над созданием персонажей с ярко выраженными хаpaктерными чертами. Делают сначала слайд-фильм, затем короткий анимационный ролик и в результате сдают законченные работы в виде полной анимации.
    [И]:
Какие программы для работы с 3D-графикой осваивают студенты?

    [ВА]: В основном это 3D Studio 4-й версии (под DOS). С этой версией графического пакета мы работаем потому, что в ней наиболее четко выстроена логика и терминология. На старших курсах студенты приступают к изучению Maya. Вообще, трехмерная графика преподается для того, чтобы студенты могли прочувствовать общее построение законченного видеоролика. Она более кинематографична. И все-таки упор у нас делается на ручное изготовление анимации. На классические методы. В этом мы достигли определенных успехов. В прошлом году работы наших студентов были представлены в Национальном центре анимации и изобразительного искусства во Франции. Среди всех вузов нашей страны, занимающихся информационными технологиями, был выбран именно наш. Иностранцев привлекло то, что в понятии “компьютерная графика” мы на первое место ставим слово “графика”.

    Использование
университетом DOS-версии 3D Studio может, на первый взгляд, вызвать удивление. Но в этом есть свои плюсы. Во-первых, лицензионная копия программы дешева. Во-вторых, она не требовательна к ресурсам. Минимальные требования на сегодняшний день просто смешны 486-й процессор, 8 Мб оперативной памяти и около 20 Мб свободного места на жестком диске. У студентов не бывает проблем с приобретением программы и компьютера для работы дома.
    Минусы тоже есть. Переход к 3DS Max требует переучивания. Интерфейсы этих программ значительно отличаются друг от друга. Но самое главное логика действий и терминология остается неизменным.

Логотип ВГИКа “вечный
оператор с видеокамерой”
.
    ВГИК
   
Название: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
    Местоположение: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, ВГИК. Художественный факультет
    Официальный сайт: www.vgik-edu.ru
    Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) известен в нашей стране каждому. Однако далеко не все знают, что помимо подготовки актеров и режиссеров художественных фильмов институт занимается обучением специалистов “игродельческого” профиля. Специальность “режиссура” (050200) включает в себя направление режиссура анимации и компьютерной графики. Вторая “нужная” специальность “графика” (051900) тоже присутствует в списке (точное название “изобразительное решение мультипликационного фильма; анимация и компьютерная графика”).

    Поступление во ВГИК часто видится абитуриентам как многокилометровые очереди у приемной комиссии. А обязательный атрибут для поступления как “папа крутой бизнесмен”. Спешим вас разубедить. Вот сводка с конкурсного фронта, отгремевшего не так давно: на актерский факультет конкурс 108,3 человека на место, на режиссуру компьютерной графики и анимации всего 4! Поступить не так сложно.

    Тем не менее, несмотря на более лояльное отношение к компьютерным играм, непосредственно обучать игровому 3D-моделированию здесь никто не будет. Бал
правит теория. В числе которой: основы мульт-режиссуры, теория музыки в мультфильме, история искусства анимации, теория компьютерной графики, основы компьютерного монтажа и прочие не менее интересные и важные для игродела предметы.
Работы художников
MondoMedia разработчики 3D
Studio Max использовли их для
официальной демонстрации 3-й
версии своей программы.

    Кисти, краски
   
Я бы обратил внимание будущих художников, желающих связать свою судьбу с играми, не только на факультеты, в названиях которых есть слово “компьютер”. Классическое обучение живописи в России имеет глубокие корни. Хороший художник способен научиться работать с 3D Max и Adobe Photoshop очень быстро. Во всяком случае, в объеме, достаточном для успешной работы. А вот компьютерщику, знающему 3D Max, стать хорошим художником значительно сложнее.

    Вот пара довольно типичных примеров из зарубежной пpaктики.
    ...В ответ на вопрос “где вы учились трехмерному моделированию?” Эрик Чадвик из Mondo Media смеется: “На работе!” Поначалу Эрик знал только Photoshop. Упopный художник сам выпросил у руководства задание по трехмерному моделированию. “Я думаю, что порученное не было реальным проектом. Его дали, чтобы я успокоился”. Он просидел за клавиатурой не одну неделю, освоил 3D Max и успешно справился с заданием. С тех пор он участвовал в качестве художника трехмерной графики в разработке нескольких известных игр, например Need For Speed: Motor City, Blade Runner.

    ...Художница Лейла Нурани изучала изобразительное искусство в Мичиганском университете. Придя в Mondo Media, она понятия не имела о 3D Max. Его пришлось изучать уже в офисе, в нерабочее время. Она говорит, что ей потребовались “неделя усилий на знакомство с 3D Max, а также некоторое время на самостоятельное изучение пакета и на работу с обучающими программами”. Этого оказалось достаточно, чтобы получить хорошую должность. “Большую часть компьютерных навыков я приобрела на работе”. После этого Лейла участвовала в создании таких известных игр, как MechWarrior 3 и Prince of Persia.
Многие художники
MondoMedia
занимались
изучением
трехмерной графики
самостоятельно. Энди
Мердок из их числа.
    Так что не стоит обходить вниманием такие вузы, как:
    Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Адрес: 109004, Москва, Товарищеский
пер., 30;
    Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 21.

    Путь в компанию разработчиков через эти “не компьютерные” вузы не такой уж длинный.

   
Итоги
   
Получить в нашей стране диплом о высшем образовании в области разработки компьютерных игр пока невозможно. Наша образовательная система не хочет замечать рынка видеоигр стоимостью в 10 миллиардов долларов. Если вы решили связать свою жизнь с этой трудной, но такой интересной профессией, придется получать образование по “смежным” специальностям. Кроме действительно нужных знаний, вы будете усваивать и такие, которые никогда не потребуются. Чем-то это напоминает покупку товара с нагрузкой. Причем от “нагрузки” невозможно отказаться.
    В более выгодном положении находятся будущие программисты. Наша школа программирования признана во всем мире одной из лучших. Кроме безусловных лидеров, о которых упоминалось выше, набирают вес и региональные вузы. Среди них: Орловский ГТУ, Новосибирский ГУ, Петрозаводский ГУ. Особо хочется отметить Саратовский ГУ. Его комaнда по программированию имела феноменальный успех в 20022003 году. Ребята завоевали звание чемпионов Европы и получили серебряные медали на чемпионате мира по программированию.     Художникам сложнее. Название факультета “компьютерная графика и анимация” совсем не гарантирует, что вы будете изучать моделирование персонажей для компьютерных игр. С другой стороны, никто не мешает после окончания вуза применять полученные знания в других областях. Главное чтобы эти знания были.
    Кстати, на “художественных” факультетах обычно достаточно негативно относятся к компьютерным играм. Так что будьте готовы, что придется заниматься любимым делом “подпольно”. Уровень подготовки “компьютерных графиков” в разных вузах сильно различается и зависит не столько от программы вуза, сколько от мастерства преподавателей.

    Куда пойти? Куда податься?
   
Однозначные оценки качеству обучения в том или ином вузе поставить крайне сложно. Для этого надо как минимум поучиться в каждом из них какое-то время. На это не хватило бы времени даже баобабу. Причем надо было бы дотянуть до диплома. Тем не менее мы подойдем к вопросу со всей серьезностью и попробуем дать максимально достоверную информацию, опираясь на косвенные признаки.
    Исходя из “математической” специфики профессии, наиболее точные косвенные признаки имеют вузы, в которых обучаются будущие разработчики игровых движков. На что ориентируются игродельческие конторы, выбирая себе работников? В первую очередь на итоги чемпионата мира по программированию среди студентов. По результатам соревнований организаторами создается рейтинг-лист. Истинная оценка выставляется вовсе не конкретным студентам, а вузу, который сумел их подготовить.
    Чтобы все было понятно, кратко рассказываю, как
формируется оценка. Для максимальной объективности рейтинг-лист включает в себя результаты выступлений комaнд за последние несколько лет. Общая формула:
    R = 2*R1 + 1.5*R2 + R3, где R итоговый рейтинг; R1 рейтинг последнего года; R2 рейтинг предыдущего года; R3 рейтинг двухлетней ветхости.
    Испугавшимся столь сложной формулы, наверное, стоит подумать о выборе другой профессии. Остальных прошу обратить внимание, что самый свежий результат приносит максимальное количество баллов в итоговую оценку.
    Замечания по приведенной ниже таблице. В рейтинг-лист входит 96 вузов северо-восточного европейского региона. Подавляющее большинство из них вузы нашей страны. Это огромное количество учебных заведений; полная таблица заняла бы очень много места. По этой причине в таблицу включены только 20 первых номеров (пропуская вузы других стран) рейтинг-листа. Кроме них, в составленную нами таблицу входят все участвующие в чемпионате вузы Москвы (спешим оправдать ваши пожелания, высказанные на форуме). В первой графе в скобках указано место, которое занимал вуз в предыдущем рейтинге. Полный текст рейтинг-листа (и расчет дополнительных очков) вы можете взять с нашего CD/DVD.
    Выдержка из рейтинг-листа комaндного чемпионата мира по программированию ACM 2002/2003 г.

Место
1
Вуз
2
1999/00 (R3)
3
2000/01 (R2)
4
2001/02 (R1)
5
Итог (R)
6
1. (2) Санкт-Петербургский ГИТМО/СПбГИТМО (ТУ) 14.550 21.850 22.200 91.725
2. (3) Московский ГУ/МГУ 16.550 19.000 18.550 82.150
3. (1) Санкт-Петербургский ГУ/СПбГУ 24.400 22.250 4.350 66.475
4. (12) Саратовский ГУ 6.600 10.150 18.450 58.725
6. (4) Уральский ГУ 12.150 15.450 9.100 53.525
7. (7) Новосибирский ГУ 10.000 9.400 9.750 43.600
8. (13) Орловский ГТУ 7.450 8.900 10.400 41.600
9. (14) Петрозаводский ГУ 9.800 6.900 10.500 41.150
10. (6) Южно-Уральский ГУ 10.700 14.000 4.200 40.100
13. (17) Алтайский ГТУ 7.000 9.150 2.700 26.125
14. (19) Пермский ГТУ 8.700 4.100 5.600 26.050
15. (39) Башкирский ГУ 0.000 7.000 7.700 25.900
16. (11) Дальневосточный ГУ 4.000 9.700 3.400 25.350
17. (29) Новгородский ГУ 2.000 4.700 7.400 23.850
19. (16) Нижегородский ГУ 0.000 14.100 0.000 21.150
20. (22) Уфимский ГАТУ 3.300 4.600 5.400 21.000
21. (9) Оренбургский ГУ 8.900 8.000 0.000 20.900
22. (8) Томский ГУ 7.300 7.600 1.000 20.700
23. (-) Самарский муниципальный университет 0.000 8.200 4.200 20.700
24. (28) Красноярский ГТУ 2.000 3.000 6.100 18.700
Московские вузы, не попавшие в первую двадцатку
32. (-) Московский инж.-физ. институт (ТУ) 0.000 0.000 5.700 11.400
33. (35) Московский авиационный институт 0.000 4.000 2.500 11.000
75. (63) Московский энергетический институт (ТУ) 1.000 0.000 0.000 1.000

    В заключение хотелось бы отметить, что скепсис по поводу объективности рейтинга как показателя качества обучения в указанных вузах не оправдан. Да, подготовка и отправка комaнды на турнир стоят денег. Некоторые вузы объясняют свое неучастие именно этим. Странно только то, что зачастую так оправдываются крупные учебные заведения, денег у которых заведомо больше, чем у вузов с периферии, которые все же посылают своих студентов на соревнования.
    Некоторые вузы утверждают, что рейтинг необъективен потому, что по ходу соревнований комaнды занимаются вовсе не написанием полезного софта. Они решают специальные задачи. Задачи такого рода могут никогда не встретиться выпускникам в реальной жизни. Отсюда заявления, что способность быстрого составления программ для решения абстpaктных задач программисту не нужна. Поэтому, мол, мы этому не учим и, соответственно, не принимаем участие в чемпионате. Что ж, доля истины в этом есть. Только представители таких вузов сами ставят себя в положение “подозреваемых”. Отсутствие в рейтинг-листе комaнд из числа этих вузов настораживает: они не хотят подготовить комaнды или не могут?! Как ответить на этот вопрос, в каждом конкретном случае абитуриентам придется решать самим.

   
* * *
   
Общий совет абитуриентам будет таким. Во-первых, выбирайте для поступления лучшие вузы. В этом гарантия качества образования. Во-вторых, стоит обязательно навести дополнительные справки о факультете. Прежде всего это касается будущих художников. Не ограничивайтесь рекламной информацией. Лучше всего побывать на месте. Найдите стенды с выставленными работами студентов. Порой они расскажут вам об уровне преподавания намного больше. Лучше один раз увидеть, а уж потом решать, стоит ли подавать заявление на поступление.


Железные новинки №4

Смартфон для экономных Технические хаpaктеристики Nokia C5 Связь: GSM 850/900/1800/1900 МГц, WCDMA 900/2100 МГц * Платформа: Symbian OS 9.3 (S60 третьей редакции) * Дисплей: 2,2 дюйма (320x240, 16,7 млн цветов), ЖК * Встроенная память: 50 Мб *…|Игромания...

19 04 2024 11:30:33

Игры недели: Forza Motorsport 7, Battle Chasers: Nightwar, Road Redemption

Forza Motorsport 7 Разработчик: Turn 10 Studios Издатель: Microsoft Studios Список платформ: Xbox One, PC 3 октября на Xbox One и персональных компьютерах вышла Forza Motorsport 7. Это, ни много ни мало, самая совершенная в техническом плане гоночная…|Игромания...

18 04 2024 17:34:47

Взгляд сквозь железо

Вам срочно нужно узнать конфигурацию компьютера, собранного не вами? Определить название одной из комплектующих, установленных в системном блоке? Для достижения цели совсем не обязательно вскрывать "коробку" системника. Современный софт позволяет проникну...

17 04 2024 4:15:45

О пользе мутации. Кодекс войны

...Кто-то, наконец, догадался развернуть варгeйм к народу лицом, а не тем, чем обычно. При поверхностном знакомстве «Кодекс войны» напоминает боевую систему Heroes of Might and Magic, увеличенную до размеров полноценной игры. По паспорту проек...

16 04 2024 7:59:23

Kane & Lynch 2: Dog Days

«…Сверкая гoлыми (пикселизированными) задницами, Кейн с Линчем выносят половину шанхайской полиции и спецназа, крадут случайную одежду, расправляются с бывшими подельниками, убивают половину китайской армии, угоняют вертолет, разносят из пулеметов офисное...

15 04 2024 22:56:29

Двигатель сетевого прогресса. Как сделать сайт на движке PHP Nuke, часть 1

    Одно из двух — или я постарел, или народ пошел какой-то привередливый! Раньше поставишь на страничку веб-сайта пару картинок поярче, и все довольны, всем приятно. А теперь что? Если на твоем сайте нет всяких…|Игромания...

14 04 2024 8:45:14

Лучшая игровая консоль в истории: к 20-летию PlayStation 2

20 лет назад, в марте двухтысячного года, Sony выпустила на японский рынок самую успешную консоль в истории — PlayStation 2. Для кого-то она стала верной боевой подругой. Для кого-то — осталась несбыточной мечтой. Но вот…|Игромания...

13 04 2024 22:35:49

Legends of Daemonica: Farepoynt's Purgatory

По сути, игра должна поставить волнующий эксперимент: что будет, если отнять у ведьмака Геральта меч и запереть его на острове в компании всевозможных паранормальных маньяков?..»...

12 04 2024 23:41:25

Горячая линия: железо

24 часа в сутки я мысленно с вами. В остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hot-line@igromania.ru или отправив SMS на короткий номер 1121 с префиксом hard (то есть в начале сообщения вы должны ввести слово hard и только потом,…|Игромания...

11 04 2024 16:40:50

Tekken Tag Tournament 2

ФОРМУЛА ИГРЫ Tekken Tag Tournament 2 80% Tekken как он есть 10% хорошо забытого старого 8% радуги изо рта 2% мутировавших животных Серия Tekken — не просто очередной файтинг. Tekken — это…|Игромания...

10 04 2024 1:32:48

Форум разработчиков: художественная часть

...родилась гениальная мысль чуть позже, чем продумывался дизайн-документ. Но мысль-то о-го-го! Так что надо вот это убрать, вот это добавить, вот это переделать. Что значит, столько информации невозможно вместить в этот угол? А надо!.....

09 04 2024 21:20:33

Титаны возвращаются. Тестирование видеокарты NVIDIA GeForce GTX TITAN

«…Как ни крути, GeForce GTX TITAN не только самая быстрая, но еще и самая технологически совершенная плата в мире. При всей своей изначальной мощи она в пике потрeбляет каких-то 250 Вт, почти не греется, не шумит и отлично гонится. По мнению NVIDIA, новин...

08 04 2024 11:46:54

Сетевой беспредел: гонки на выживание. Как избавиться от багов в GTA3 и увеличить скорость игры

"...GTA может, скажем, на P-4 2500 тормозить так же, как и на P-3 600. Многие поклонники игры смиряются с этим, предпочитая думать, что пути господни неисповедимы, и раз не повезло с конфигурацией, то что ж тут поделаешь..."...

07 04 2024 3:29:20

Руководство и прохождение по "Tzar: The Burden of the Crown"

Нелегкая царская доля Кабы я был царь... Из политически-конструктивных мечтаний БальзаминоваКоротко о главном Батpaки пашут даже ночью! Наши друзья-товарищи болгары постарались и «выдали на-гора» AoE-клон по...

06 04 2024 21:19:11

Дневник A-Gaming: Капитан Блейд

мне кажется, существует не так уж много занятий более интересных, чем киберспорт, разве что какой-то другой спорт. Я нашел кучу друзей и просто приятных людей и уверен, что встречу еще больше. Мне бы хотелось, чтобы киберспорт с...

05 04 2024 18:15:32

Hellgate: London

Если оставить за скобками пресловутую трехмерность и закос под шутер, Hellgate: London выглядит, играется и тем более позиционируется как современный Diablo. Клик-клик-клик — кто на новенького? Клик-клик-клик — уноси готовенького. Трупы тщательно обыскива...

04 04 2024 1:25:17

Памяти Ральфа Баера (1922-2014)

Вчера не стало Ральфа Баера — человека, повсеместно признанного «отцом» видеоигр. Простой американский инженер и ветеран второй мировой, он создал Magnavox Odyssey — первую в истории коммерческую игровую…|Игромания...

03 04 2024 13:41:45

Руководство и прохождение по "Parkan II"

Разработчики заранее предупредили всех поклонников серии: сюжет новой игры будет тесно переплетен с событиями первой части. Более того, события разворачиваются в то же самое время, в том же самом месте, с тем же главным героем. Умеющие читать между...

02 04 2024 11:27:52

Мал золотник, да дорог. Нетбуки от Acer, ASUS и MSI

Нетбуки ориентированы на тех, кому долгое время приходится проводить в пути. Да и тем, кому постоянно необходим компьютер с полноценным доступом в Сеть, они тоже пригодятся. Компактные размеры и вес позволяют использовать их и в качестве видеоплеера. В об...

01 04 2024 15:52:27

Ghostbusters

за нее можно садиться только тем, кто очень-очень сильно любит оригинальные фильмы, кто в детстве не отрываясь смотрел мультсериал и, опять же, мастерил бластер из ранца ранца и трубки от пылесоса. Мы часто произносим подобные слова, но в данном случае эт...

31 03 2024 1:37:10

Самые ожидаемые игры 2014 года. Часть 5

Часть 1   |   Часть 2   |   Часть 3   |   Часть 4 По просьбам наших читателей мы публикуем список самых ожидаемых, по мнению редакции…|Игромания...

30 03 2024 23:58:24

Железные новинки

САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО: ASUS Matrix GTX 580 Platinum (мечта оверклокера), Speedlink Axon Desktop Mouse — Wireless USB (беспроводная игровая мышь), HTC Desire S (великолепный смартфон среднего класса)...

29 03 2024 20:19:47

Far Cry. За что мы любим и ненавидим серию

C тех пор как серия Far Cry перешла под крыло Ubisoft, в ней вышло уже шесть игр. Седьмая появится сегодня вечером и будет посвящена теме постапокалипсиса. Только не мрачного и пустынного, а очень даже яркого и цветущего — ядерная зима…|Игромания...

28 03 2024 0:24:40

SimCity Societies

...забудьте о привычной разметке кварталов — каждое здание (а их обещается 350 видов) придется возводить вручную. Основополагающим элементом гeймплея будет как раз комбинирование этих самых зданий. Определенные сочетания построек будут излучать...

27 03 2024 11:46:42

Bayonetta

Bayonetta — прежде всего очень эффектная игра. Она намертво врезается в память каждому, кто краем глаза видел хотя бы дебютный трейлер. Краткое описание рядовой сцены из этой игры звучит примерно так: «Пышная…|Игромания...

26 03 2024 0:11:43

Мобильный дайджест

Шесть мобильных игр, о которых мы хотим поговорить: Iesabel, Leisure Suit Larry: Reloaded, Icebreaker: A Viking Voyage, Rymdkapsel, Prince of Persia: The Shadow and the Flame, Deus Ex: The Fall и Armed Heroes...

25 03 2024 15:32:31

События, люди, явления, игры 1994 года

Даже на общем фоне бурных и противоречивых девяностых 1994-й — год cмepти Курта Кобейна, чемпионата мира по футболу в США и зариновой атаки в токийском метро — выделяется количеством конфликтов. Хищники против Чужих, спрайты и полтор...

24 03 2024 5:35:19

F1 2001

...качество игры на голову выше, чем у предшественника. В гeймплее они, конечно, ничего нового придумать не могли (тюнинг-квалификация-тюнинг-заезд-тюнинг-квалификация), а вот перевести игру из разряда ламерских поделок в конкуренты GP3 у ребят получилось...

23 03 2024 9:37:50

Galactic Civilizations 2: Twilight of the Arnor 

кардинально меняет ситуацию — каждая из двенадцати рас получила свой, абсолютно не похожий на другие набор технологий, а также уникальное строение. У людей, к примеру, все средства направлены на получение бонусов за мирное освоение галактики, д...

22 03 2024 21:26:21

The Settlers 7: Paths to a Kingdom

«…Речь, напоминаем, идет о стратегии про обустройство поселения. Тонкость в том, что каждый рабочий у вас на производстве — не груда пикселей (впоследствии — полигонов), а полноценная личность. Ему нужно где-то жить, и его нужно кормить. Чтобы есть — нуже...

21 03 2024 1:27:59

Я и моя тень. Epic Mickey 2: The Power of Two

«…Epic Mickey 2 выглядит не просто последовательным и талантливым сиквелом. Это сложная, большая и глубокая игра, в которой намешаны сотни и тысячи слабо сочетаемых, казалось бы, вещей, но Уоррен Спектор, как настоящий, сложившийся художник, умело и точно...

20 03 2024 10:33:25

Даты выхода локализаций и отечественных проектов

Уже вышлиCodename: Panzers. Холодная войнаИздатель и локализатор: Новый дискCommand & Conquer 3: Ярость КейнаИздатель и локализатор: EA RussiaCrime PatrolИздатель и локализатор: 1CDeus ExИздатель и локализатор: Новый дискDeus Ex: Invisible WarИздатель...

19 03 2024 20:27:27

The Sims: Pet Stories

На сегодняшний день игр с подзаголовком The Sims вышло, наверное, уже пятьсот миллионов штук — и если вы с самого начала не следили за судьбой сериала, то сегодня разобраться во всех его тонкостях и хитросплетениях уже пpaктически невозможно. В...

18 03 2024 4:59:52

War Thunder: взгляд изнутри. Углубленная экспертиза военно-исторической MMOG от Gaijin Entertainment

«…Сегодня мы поведаем об особенностях управления, ознакомим с премудростями экономики и хитростями игрового баланса, научим вас правильно качать экипаж и грамотно пользоваться оружием. Узнаем о сильных и слабых сторонах игры, дадим пару пpaктических совет...

17 03 2024 3:24:53

Восьмая скорость цвета. Новый стандарт графической шины AGP 8X

Человечеству, видимо, свойственно стремиться куда-то ввысь и вдаль. Паровозы и пароходы, лишь недавно бывшие последним словом индустрии, уступили место тепловозам и теплоходам, автомобили успевают мopaльно устаревать до окончания их гарантийного срока. О...

16 03 2024 22:56:10

Wolfenstein

«…В игре нет ни одной одинаковой локации, если не считать районов Айзенштадта. Только что мы сражались на вокзале, а несколько минут спустя уже бродим по узким улицам австрийского города. Затем отправляемся на залитую солнцем ферму, под которой вдруг обна...

15 03 2024 23:51:36

Краткие обзоры. Midnight Road Warriors

Как такие игры можно выпускать, когда на свете существует роскошное графическое пиршество под названием Need for Speed: Underground, — решительно непонятно. Но вот на нашем операционном столе расположилось нечто под названием Midnight Road Warriors и...

14 03 2024 11:36:55

Как бесплатная Helltaker стала культовой сенсацией?

Steam часто бранят за лёгкость доступа. На площадке ни дня не проходит без релиза игр, которые по заслугам можно назвать поделками — без оригинальных идей и даже ассетов. Но было бы несправедливо из-за этого обзывать весь магазин…|Игромания...

13 03 2024 8:13:23

Предварительный обзор BIOMUTANT. Новая игра от создателей Just Cause и Mad Max

Что: закрытый показ игры Где: gamescom, Кёльн, Германия Издатель THQ Nordic привез на gamescom три новых проекта: Black Mirror, Aquanox Deep Descent и BIOMUTANT. Последняя игра оказалась самой любопытной среди представленной тройки и заодно одним из…|Игромания...

12 03 2024 18:59:33

Дайджест онлайна

Бесплатные роботы Меха-шутер Hawken выбирает систему free-to-play [[BULLET]] Пока за спиной Adhesive Games нет ни единого достижения, кроме красивых роликов Hawken. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы в студию поверили как игроки, так и…|Игромания...

11 03 2024 14:35:42

Вердикт. THE MOVIES: STUNTS & EFFECTS

Современный кинематограф невозможен без спецэффектов. Понимает это и Питер «Дядя Петя» Молинье, чья студия сотворила великолепную The Movies, а спустя полгода выпустила аддон Stunts & Effects.Что же нового приготовили нам «львиноголовые»? Прежде в...

10 03 2024 6:55:48

Руководство и прохождение по "Omicron: The Nomad Soul"

В последнее время мир компьютерных игр обогатился огромным числом приключенческих аркад с видом “сзади и немного сверху”. Достаточно вспомнить хотя бы “Принца Персии”, “Наследие Каина”, “Дpaкан” и множество других. Каждую кандидатуру из в...

09 03 2024 21:38:20

Обзор Resident Evil 3 Remake. Совсем другая игра

Прошлогодний ремейк Resident Evil 2 был прекрасен – и как современный хоррор, и как возвращение любимой классики. Он даже завоевал у нас титул игры года! Поэтому мы с оптимизмом ждали продолжение — перезапуск третьей части. Хотя,…|Игромания...

08 03 2024 15:39:55

Постъядерный мир. Редактирование карт в Fallout 2

...своеобразный рекорд, выпустив редактор карт для Fallout 2 спустя пять лет после выхода самой игры (в 2003 году). Еще три года понадобилось фанатам, чтобы довести его до ума: появилась возможность изменять уровни оригинальной игры, а не наблюдать каждые...

07 03 2024 23:47:46

Игровой вариант. Тестирование ноутбука MSI GT60

«…MSI GT60 можно без стеснения назвать одним из лучших игровых ноутбуков современности. За две недели активного использования мы так и не смогли найти ни одного серьезного недостатка. Лэптоп отлично справляется со всеми играми, может похвастаться антиблик...

06 03 2024 6:11:38

Обратная сторона Kinect

«…На E3 2010 контроллер Kinect был в центре внимания, хотя реагировали на него скептически: да, интересно, но явно не для серьезной аудитории — и уж точно ничего общего с ранними демонстрациями, где Kinect презентовали как Project Natal. С тех пор прошел...

05 03 2024 1:38:28

Eat Lead: The Return of Matt Hazard

Главный источник юмора — сам Мэтт. Полностью осознавая, что он находится в компьютерной игре, герой комментирует буквально каждое свое действие. Он ехидничает над тьюториалом (в конце концов, Мэтт участвовал более чем в двадцати играх), делает...

04 03 2024 21:53:22

Horizon Zero Dawn: двенадцать разгневанных машин

Мы перестали бояться восстания машин, но не рано ли расслаблляться? Создатели Horizon Zero Dawn нарисовали нам прекрасное и мрачное будущее, где место крупных хищников и менее опасных животных заняли машины, создания из огнежара, проводов, искровых…|Игромания...

03 03 2024 15:38:16

Правила хорошей игры. Для чего нужен игровой дизайнер, и нужен ли он вообще

Если программист не будет ясно себе представлять, какой движок он должен запрограммировать, если почему-то решит, например, что физика в игре должна позволять персонажу падать с десятого этажа... А потом неожиданно выяснится, что делается реалистичный экш...

02 03 2024 19:49:21

Обзор фильма «Оно 2». Тень клоуна

«Оно» 2017 года стал не только самым кассовым ужастиком за всю историю, но и настоящим поп-культурным феноменом. Картина дала старт карьерам сразу нескольких юных актёров, породила волну подражателей и вернула моду на экранизации…|Игромания...

01 03 2024 3:29:50

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::