Руководство и прохождение по "Tzar: The Burden of the Crown"
Нелегкая царская доля
Кабы я был царь...
Из политически-конструктивных мечтаний Бальзаминова
Коротко о главном
Батpaки пашут даже ночью! |
Наши друзья-товарищи болгары постарались и «выдали на-гора» AoE-клон под так ласкающим слух славян названием Царь (в российской локализации Snowball Огнем и Мечом). При первом знакомстве с игрушкой возникает вполне законное отвращение столь явное копирование всеми (или почти всеми) любимого хита, особенно второй части Age of Kings: те же ресурсы, добываемые теми же батpaками; те же лесопилки, поля и фермы; те же казармы, церкви и рынки на фоне многочисленных апгрейдов. Затем наступает пора открытий: ага, оказывается, тут и «магия порылась» (на манер TA: Kingdoms), есть таверны, в которых можно вербовать наемников целыми пачками или крутых героев поштучно; оказывается, есть почти неограниченное ветеранство с серьезными бонусами, да и тренировать своих бравых вояк можно на чучелах; есть и артефакты и шпионы, какие-то поначалу непонятные Magic Gateways... вот так, «фишка» за «фишкой», оказывается, что гeймплей-то уже другой! Есть что-то новенькое, над чем можно покумекать. И нельзя сказать, что Царь это круто на манер крутизны Age of Kings. Царь это такая ненавязчивая и очень симпатичная жвачка, выполненная в прикольном стиле (чего стоят только портреты героев). Царь никоим образом не претендует на монументальность и даже историческую достоверность непревзойденного Age of Kings. Это даже скорее пародия на AoK (если угодно). Но играть приятно, затягивает! Все миссии проходятся без напряга (опять же, по сравнению с AoK). Поэтому-то мы и решили не грузить тебя ненужным солюшеном, а выдать значительно более полезный гайд.
Здания Л лес (wood), Е еда (food), К камень (stone), З золото (gold)
Таблица 1 Здания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Л лес
(wood), Е еда (food), К камень (stone), З золото (gold) |
Дела экономические
Итак, по канонам AoE, есть четыре ресурса: еда (food), лес (wood), камень (stone) и золото (gold). На строительство в основном идут лес и камень, на производство юнитов еда и золото, на апгрейды и технологии исключительно золото. Как нетрудно догадаться, добывают все это батpaки (они же крестьяне, они же пеоны словом, peasants): лес в лесу, камень в каменоломнях, золото на золотых приисках. Только все эти источники имеют досадное свойство рано или поздно иссякать.
С едой гораздо проще. Всего за 200 Л (леса) строишь поле, назначаешь на него батpaка и вот тебе, можно сказать, «вечный двигатель»: батpaк будет исправно рыхлить землю, непрерывно добывая столь ценную еду. И поле не истощается! Единственная неприятность: если поле оставить без присмотра (в смысле, никто его не обpaбатывает) на некоторое время, то оно исчезнет.
Вот так, на чучелах, тренируются настоящие японские самураи. |
Другой «вечный двигатель» это корова, которую можно вырастить на ферме за 300 Е (еды). Корова исправно дает молоко (по 50 Е за раз); на это дело можно назначить дояра из тех же батpaков. И корова не околеет, если вовремя ее не подоить. Корову также можно забить и сразу же получить «окорочка» размером в 600 Е. (Только зачем это делать? Разве что если срочно понадобится много еды.)
Так что же выгоднее: поле или корова? Многолетние наблюдения показывают, что производительность обоих «двигателей» одинакова. Так что действуй, исходя из ситуации: если много леса, то строй поля; если с лесом проблемы, то «переводи еду в еду». Правда, с коровами попроще, если враг прорвался на твою базу. В том смысле, что с коровами ничего не случится (разве что забьют ненароком), а вот поля быстро запустеют, если убрать с них батpaков.
Есть и третий источник добычи пропитания: если заметишь плещущуюся в воде рыбку построй пристань и лови эту рыбку с помощью рыболовецких шхун. Только рыбка рано или поздно кончается.
Итак, имеются неограниченные источники еды, чего не скажешь об остальных ресурсах. Вспоминая AoK, задаешься сакраментальным вопросом: а нельзя ли обменивать одни ресурсы на другие? Да, можно, но только по грабительскому курсу 1:10 за 1000 Е дадут только 100 З (золота). Так что здесь далеко не разгонишься пользуешься кнопочкой Convert Resources только тогда, когда совсем припечет.
Нет, это не подкоп под вражеский замок, а его... «охмурение». |
Кстати сказать, обмен ресурсов в Царе происходит не на рынке, а в таверне (Tavern). После изобретения некоторых технологий это делается в купеческой гильдии (Merchants Guild) таверна начинает оказывать и более полезные услуги. Прежде всего заем (loan). Занять можно 1000 единиц чего угодно, а вернуть придется 1200 единиц того же самого. 20% не такой уж и грабительский процент, причем он не растет с течением времени. Единственное «но» тебе не дадут очередной заем, если ты еще не рассчитался за предыдущий. Но здесь можно сделать «финт ушами»: занять 1000 З (обычно не хватает золота) и вообще не возвращать займа никогда! И ничего тебе за это не будет.
Вторая «услуга» игра в кости (gambling). Но это для азapтных (или отчаявшихся) людей, ибо, как известно, теорию вероятности не обманешь. Выглядит это так: делаешь ставку (50, 100, 150 и т.д. любого ресурса), заключаешь условия (1:1, 1:2, 1:5 или 1:10) и жмешь на Go. Розыгрыш происходит мгновенно, и результат тут же отражается на твоей казне. Здесь стоит дать пояснение по поводу условий: 1:1 означает, что шансы выиграть и проиграть одинаковы, а 1:10 вероятность проигрыша в 10 раз больше вероятности выигрыша. Но в последнем случае и выигрыш будет в 10 раз больше. Например, поставил 100 К (камня), а выиграл уже 1000 К.
Имеется в Царе и рынок (Market). И это уже серьезно, поскольку благодаря рынкам можно обеспечить постоянный приток любых ресурсов. Здесь в роли «вечного двигателя» выступают торговые караваны, снующие от одного рынка к другому. Торговать можно не только с другими, но и самим собой, причем возможны и водные торговые маршруты (от пристани к пристани), и даже смешанные (от рынка к пристани).
Таблица 2 Технологии/Апгрейды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цена указана в золоте |
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Классическая осада крепости. |
Прибыль есть ВСЕГДА, и она тем больше, чем дальше удалены друг от друга торговые точки. Имеет смысл устраивать торговлю даже между двумя рынками, расположенными в противоположных углах собственной крепости. Здесь вполне реально получить прибыль около 10%. Например, торгуешь сам с собой едой за золото. Загружаешь на одном своем рынке 100 Е (с твоего счета списывается 100 Е), караван прибывает на другой твой рынок и сдает эти 100 Е тебе же, но получаешь ты 110 Е вот так, из ниоткуда! Больше того ты сам себе платишь за них 100 З, но, когда караван прибывает в исходную точку, он привозит уже 110 З. Таким образом, за одну такую поездку туда-обратно ты выгадываешь 10 Е и 10 З. Когда торгуешь с другими, 100 Е из твоей казны уходят навсегда, но приходят полновесные 110 З (если предположить, что прибыль равняется 10%).
Конечно, хотелось бы разнести торговые точки как можно дальше друг от друга (и тогда вполне реальна прибыль в 100% или даже в 300%), но тогда есть опасность, что твой торговый караван уничтожит враг. Кстати, такую же подлянку неплохо устраивать и неприятелю. Если маршрут был сухопутным, то на месте гибели каравана останется еще и кучка перевозимого им ресурса, которую можно подобрать и унести себе. Если же тонет торговое судно, то все его богатства идут ко дну морскому, как тому и положено быть.
Теперь немножечко подобьем бабки (дедок пока оставим в покое). Не секрет, что девиз AoK «батpaки, батpaки и еще раз батpaки», то есть батpaков требуется ну очень много, дабы обеспечить здоровую экономику и непрерывно штамповать бойцов. Тот же самый принцип остается и в Царе. Поэтому очень важно как можно раньше перейти к феодализму (апгрейд в замке), благодаря чему батpaки будут стоить на 20% дешевле.
Если источник ресурса находится далековато от замка, то старайся пораньше выстроить соответствующее здание, куда можно относить данный ресурс: лесопилку (Lumbermill) возле леса, склад (Storage) возле каменного или золотого рудника, ферму (Farm) возле полей. На ферму можно и не разоряться, благо что поля можно раскинуть вплотную к замку. Однако ферма понадобится, если ты решишь заняться животноводством именно на ней выращиваются коровы (предварительно потребуется технология Domestication). Как водится, на фермах, лесопилках и складах имеется по апгрейду, увеличивающему производительность батpaков (точнее, количество переносимых за раз ресурсов). Эти апгрейды не так уж и важны, если ресурсы не носятся на большие расстояния.
Зато хорошо как можно раньше построить парочку рынков и запустить пресловутый «вечный двигатель» в виде торговых караванов. Хорошо-то оно хорошо, только вряд ли получится на ранней стадии игры. Дело в том, что недостаточно построить пару рынков (рынок стоит 200 Л + 200 Е). Надо еще исследовать Trade Routs (400 З), что делается в купеческой гильдии, возведение которой обходится в кругленькую сумму 2000 К + 2000 З; причем предварительно необходимо построить таверну это еще 200 Л + 200 Е. В итоге вся эта затея обойдется в 2000 К + 2400 З + 600 Л + 600 Е, и это еще не считая стоимости караванов!
Дела армейские
В Царе замки (Castle) действуют как ратуши (Town Center) из AoK: в замках производятся батpaки, туда же относятся ресурсы; в замках можно укрыть юниты (не только батpaков) в случае вражеского прорыва и там же они автоматически подлечиваются. Только замки не осыпают градом стрел приближающегося неприятеля, как в AoK, а терпеливо дожидаются, пока он не сровняет их с землей. Отсюда мораль: небольшой гарнизон солдат необходим как можно раньше. Так что побыстрее строй казарму (Barracks) (примерно тогда, когда будет 6-8 батpaков) и производи там с полдюжины пехотинцев (Footmen) и лучников (Archers). Ребята эти дешевые: стоят столько же, сколько и батpaки, а дерутся лишь чуть посильнее их. Но на первое время хватит. Также необходимо начать огораживать свою территорию деревянными стенами, да и смотровые башни (Watch Towers) не помешают, если у тебя достаточно леса (потом они апгрейдятся в более сильные башни).
Для производства прочих бойцов либо требуется золото, либо надо предварительно сделать апгрейд. Исключение составляет европейский паличник (Maceman) этот крепыш производится только за еду и не требует апгрейдов (в этом отношении европейцы оказались в привилегированном положении у них и пехотинец (Footman) явно посильнее; зато у азиатов батpaк, ронин (Ronin) и лучник стоят дешевле). Аpaбы могут получить сатрапа (Satrap) за те же 120 Е и с теми же хаpaктеристиками, что и у паличника, если предварительно изучат Slavery. Но эта технология не такая уж дорогая (200 З) и к тому же удешевляет батpaков на 20%. У азиатов же есть самурай (Samurai), которого они получают без всяких апгрейдов. Правда, для производства самурая уже требуется золото, но зато он покруче сатрапа и паличника.
Далее по списку идут всевозможные конники, для производства которых требуется какая-то технология и наличие конюшни (Stable). Здесь с конюшней вышла забавная ситуация: все конники все равно производятся в казармах, а в конюшне не делается ни одного апгрейда. Так что достаточно иметь одну конюшню на все королевство, «как факт». А вот казарм желательно иметь побольше (чем дальше по игре, тем больше), дабы иметь возможность быстро произвести целую армию (казармы также имеет смысл ставить возле удаленных приисков, если на целую новую крепость денег не хватает).
|
Вдруг, откуда ни возьмись... целая орава крестоносцев. Так действует Preach Crusader. |
Для производства осадных орудий катапульт и баллист требуется мастерская (Workshop); изготавливаются они там же. В мастерской имеется 2 апгрейда: один увеличивает силу осадных орудий, а второй дает доступ к пушечным башням (Cannon Towers). Ряд простеньких дешевых апгрейдов оружия делается в кузнице (Blacksmith) весьма дешевом строении стоимостью 150 Е + 150 К.
Для более серьезных апгрейдов или технологий требуется возводить дорогое здание воинскую гильдию (Warriors Guild), обходящуюся в 2000 К + 2000 З. Помимо традиционных апгрейдов, увеличивающих крутизну уже имеющихся юнитов, есть ряд принципиально новых технологий. Прежде всего это Mercenaries позволяет набирать наемников в таверне. Наемники приходят в таверну случайным образом и целыми пачками; зачастую это уже весьма опытные юниты 4-8 уровней. Наемники запрашивают внушительные суммы (счет ведется на тысячи единиц ресурсов), так что стоимость одного бойца обычно обходится в 1,5-2,5 раза больше, чем если бы ты сам произвел его в казарме. Зато здесь ты получаешь много юнитов немедленно! Кроме того, можно заполучить юниты других рас, которых ты в принципе не можешь построить сам. Так что, если у тебя прорва ресурсов, милости просим в таверну.
Если ты решил сделать ставку на наемников, тогда предварительно изучи Fame, что привлечет к тебе более крутых головорезов по меньшей цене. Heroes Quest дает возможность нанимать в таверне героев это уже «штучные» экземпляры. Формально герои даже имеют «отрядную принадлежность» (например, пикейщик Lancelot), но имеют такие высокие уровни, до которых не под силу дорасти простому cмepтному. Герои это настоящие «орудия убийств», способные в одиночку справиться чуть ли не с дюжиной противников.
Отдельно отмечу арабов. В воинской гильдии они могут изучить Janissary янычаров, «фирменное блюдо» арабов (это такой могучий конник).
Дела церковные
Каждая раса может строить маленькую церковь и большую (называются они везде по-разному, но суть дела такова). Маленькая церковь обходится дешево (200 Е + 200 К) и позволяет тренировать жрецов. Чуешь, чем дело запахло? Да, жрецы могут лечить собственные юниты, только предварительно надо освоить Healing (400 З), что делается в большой церкви, строительство которой обходится в 2000 К + 2000 З. Так что с лечением придется немного подождать.
Диалогов в игре хватает. |
В тех же больших церквях учат и шпионажу (Espionage), благодаря чему становятся доступны шпионы. Шпиону можно отдать приказ «вселиться» во вражеский юнит, и если он успеет это сделать (прежде чем его пристукнут), то в твоем распоряжении будет готовенький вражеский юнит, которым ты можешь распоряжаться по своему усмотрению (в частности, разведывать вражескую местность). В случае необходимости (или по желанию) шпиону можно отдать приказ «демаскироваться», и он явится во всей своей красе вместо «охмуренного» юнита последний просто исчезнет. Шпионы доступны только аpaбам и европейцам, а у азиатов есть свое «ноу-хау» ниндзя (Ninja), который доступен после изучения Ninjas в большой церкви.
Ниндзя неплохой боец сам по себе (правда, со здоровьем у него слабовато), зато умеет маскироваться становиться невидимым для врага на некоторое время (пока не иссякнет «личная мана»). Кроме того, ниндзя можно поручать специальные задания по ликвидации особого крутых вражеских героев или монстров (ниндзя по приказу Murder приканчивает голема за два удара).
Азиаты это вообще «странные ребята». Помимо жреца, они могут тренировать в своих церквушках монахов. Монах (Monk) это как бы начинающий жрец: сила у него послабее, да и лечить он не умеет. Но после достижения третьего уровня монаха можно превратить в жреца ненавязчивым нажатием на соответствующую клавишу и никаких ресурсов платить не надо. Весь фокус здесь в том, что для производства монаха требуется только еда, а для производства жреца золото. Памятуя о том, что еда добывается значительно легче, видно выгоду от такой переквалификации. Но и это еще не все. После освоения Kung-Fu и Mastery становится доступной комaнда Teach на панели жреца. Это означает, что жрец может подтягивать до своего уровня все так называемые юниты Kung-Fu (это батpaки, монахи, ниндзя и жрецы).
Наша задача отбить обоз противника. |
Скажем, появился у тебя жрец 3-го уровня. Подводишь его к монаху-новобранцу, щелкаешь по Teach, а затем по монаху. Ценой нескольких единиц личной маны жреца (которая восстанавливается автоматически) монах «дорастает до кондиции», и его сразу же можно переквалифицировать в жреца. Неслабо? А как насчет того, чтобы обвесить жреца артефактами и бросить его в гущу сражения, чтобы он быстренько и безболезненно дорос до 10-го уровня, а потом поделился бы опытом с отрядом ниндзя? То-то и оно.
У европейцев тоже есть свой «бзик» на религиозной почве. Они могут освоить Crusade в своем соборе (Cathedral), а затем объявить крестовый поход (Preach Crusade), в результате чего получат 20 крестоносцев всего лишь за 1000 З + 2000 Е. Для таких крутых парней это очень дешево; к сожалению (или к счастью?) европейцы могут объявить только один крестовый поход за всю игру.
А как насчет перевербовки вражеских юнитов? Теперь она возложена на все тех же батpaков и доступна только европейцам и аpaбам после изучения Bribery в купеческой гильдии. Но азиаты не так уж много и потеряли. Дело в том, что на перевербовку требуются деньги (чуть больше цены юнита), причем батpaк еще должен успеть подойти вплотную к «объекту охмурения». Так что ценность сего деяния резко падает по сравнению с той же AoK.
Зато перевербовка зданий это за милую душу: никаких ресурсов не требуется, а доступна она всем расам. Выполняют ее все те же батpaки. Выглядит это очень забавно: батpaки подходят к указанному зданию и начинают вокруг него чего-то копать. А само здание «сопротивляется», на что указывает показатель Resistance на панели здания (циферки возле сердечка в самом верху панели). Более того, оно как бы «откапывается», так что в одиночку батpaк никогда не сможет перевербовать почти ни одно здание. Поэтому на это задание лучше всего отряжать с полдюжины батpaков (чем больше, тем быстрее идет перевербовка).
Перевербовка дело стоящее, благо что ресурсов не требует, а в результате можно получить принципиально новое здание (другой расы) и иметь доступ к тому, чего у тебя не было. В заключение только добавлю, что ряд близлежащих зданий усиливает «естественную сопротивляемость» построек. Это замок, застава (Outpost), гавань (Harbour), магическая башня (Mage Tower), купеческая гильдия, воинская гильдия и большая церковь.
Дела магические
|
Чтобы овладеть магией, надо сначала накопить как минимум 2000 К + 2000 З именно во столько обходится строительство магической башни. В башнях производятся собственно маги (wizards) 150 З за штуку для любой расы, а далее в тех же башнях можно разучивать заклинания: по 5-6 штук на расу стоимостью по 300-800 З. Каждая раса имеет свой уникальный набор заклятий. Есть среди них и заклинания, вызывающие существ.
У азиатов только одно такое существо (зато какое!) дpaкон (Dragon) собственной персоной, описывать достоинства которого нет никакой необходимости. Аpaбам доступен джинн (Jinn) чуть послабее дpaкона будет, зато те же аpaбы могут кастовать и волшебный ковер (Magic Carpet) летун-разведчик и перевозчик в одном лице. На коврик можно загрузить до 8 тварей (даже конница запихивается в него неведомым образом) и быстренько перебросить по воздуху в желаемую точку. Одно плохо коврик запросто может сбить отряд лучников.
У европейцев тоже парочка Summon Creatures: летучая мышка (Bat) и голем (Golem). Голем уступает дpaкону только в подвижности и маневренности (летать, увы, не может), зато это самая «толстая» тварь в игре 400 единиц здоровья! (Ну чем не слон из AoK!) А летучая мышка прекрасный дешевый разведчик.
Самым мощным и самым полезным набором боевых заклинаний обладает арабский маг. Его огненный дождь (Rain of Fire) бьет по площади, отнимая 800 единиц здоровья! Никакой юнит не выдерживает огненного дождя (окромя супер-пупер-героев). С помощью этого заклинания можно элементарно рушить ворота, стены и башни крепостей, отправляя заодно на тот свет оказавшихся рядом защитников. И никаких катапульт не надо! Заклинание воскрешения мертвых (Raise the Dead) ОЧЕНЬ полезно в крупных заварушках, когда трупы валятся буквально пачками. Ведь все воскрешаемые скелеты (в том числе и из трупов врагов) переходят на твою сторону! Всегда полезно открыть удаленный участок карты с помощью магического видения (Magic Vision). У азиат же есть весьма нехилое заклинание помрачения сознания (Confusion), при умелом применении которого можно нейтрализовать целую армию противника (перебьют друг друга).
На применение всех заклинаний расходуется личная мана мага, которая автоматически восстанавливается с течением времени. На вызов существ (кроме летучей мыши) требуется также золото.
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
|
К «делам магическим» можно также отнести магические ворота (Magic Gateway) это сооружение не может строить никто, и оно изначально либо присутствует, либо не присутствует на карте. Чтобы «завоевать» его, достаточно подвести к нему любой свой юнит (точно так же его можно отвоевать у врага). После этого там можно производить орков (Orс), гномов (Dwarf), призpaков (Ghost) и скелетов (Skeleton). Скелет это вообще самый слабый юнит в игре, зато для его производства требуется только еда, тогда как остальная троица требует золота.
Дела защитные
|
Деревянные стены, равно как и деревянные башни, и деревянные ворота, доступны уже с самого начала игры. Надо не полениться пораньше отгородить свою крепость хотя бы стенами. Ворота и башни можно оставить на «чуть потом». Деревянные башни бывают двух видов: сначала всегда ставится более слабенькая смотровая башня, которую затем можно проапгрейдить до сторожевой башни (Guard Tower). Далее, с изобретением Architecture, все это хозяйство можно перевести на «каменную основу»: проапгрейдить стены, ворота и башни до «каменного состояния». Причем здесь, опять же, есть два вида каменных башен: более слабая Keep Tower (которая по-прежнему пускает стрелы) и пушечная Cannon Tower (чтобы иметь возможность ее строить, надо провести в мастерской одноименное исследование).
Хитрые азиаты имеют некоторое преимущество в деле обороны: только им доступна еще и paкетная башня (Rocket Tower) (ставится отдельно, а не апгрейдится), правда, лишь после цепочки открытий Chemistry Gun Powder Rocket Arrow.
Дела морские
А вот здесь все однотипно: все расы строят одинаковые пристани (отличающиеся только внешним видом) за одинаковую цену и производят там совершенно одинаковые рыболовецкие суда (Fishing Boat, Pinque и Hulk). Правда, европейцам тут подфартило: они могут строить самый мощный корабль галеон (Galleon) и, стало быть, господствовать на море. Только это преимущество обычно слабо сказывается, тем более что в Царе можно строить (и разрушать) мосты, тем самым сводя на нет роль небольших водных преград.
Все корабли, за исключением Fishing Boat, вооружены и могут перевозить войска.
Дела эксповые
Накопление юнитами опыта это еще одна фишка, которая роднит Царя с TA: Kingdoms и уводит дальше от AoK. И фишка эта весьма существенная: если стрелок-новобранец имеет Атаку 5 и Защиту 0, то ветеран-стрелок 8-го уровня обладает Атакой 9 и Защитой 3.
Как водится, юниты набираются опыта, участвуя в свирепых сечах. Но есть способ и получше (нет, не «Рондо»), в смысле безопаснее. Тренировка на кошках... тьфу, чучелах (dummy). Выглядит это очень просто: ты ставишь это самое чучело (за 300 Л) и даешь приказ любому юниту напасть на него. Затем смотришь: через минуту-другую юнит уже добрался до 8-го уровня и отошел от чучела. А отошел он из-за того, что большего таким способом достичь нельзя (и это правильно!). Второй недостаток чучело все же «ветшает» от такого с собой обращения (что тоже правильно), так что на одном чучеле обычно можно натренировать только парочку юнитов. Третий недостаток чучело можно строить только после изучения (за 800 З) науки Tactics, что делается в воинской гильдии, которую еще надо построить за 2000 К + 2000 З.
Наконец, есть и четвертый недостаток, правда, он относится исключительно к аpaбам: они вообще лишены возможности ставить чучела! Выходит, они обделены в смысле возможностей накопления опыта? А вот и нет: им есть чем это компенсировать. Но прежде сделаем небольшое лирическое отступление.
Артефакты
Вот и еще один крен в сторону RPG... или аркады ведь за эти самые артефакты, как правило, не надо биться, а разбросаны они бывают по всей карте (кто первый утащил, тот и молодец). Артефакты не шибко разнообразны. Их только 5 видов: мечи, луки, щиты, магические книги и зелья. Мечи дают прибавку к Атаке (рукопашной), щиты к Защите, луки к Стрельбе. Зелья восстанавливают здоровье или повышают уровень, а магические книги дают какое-нибудь заклинание. Только заклинание это обычно можно применять лишь несколько раз (редко неограниченное число раз); на применение такого заклинания может требоваться мана, а может и не требоваться. В последнем случае заклинание может применить любой юнит, а не обязательно маг.
Луки, мечи и щиты автоматически повышают хаpaктеристики своего владельца, а вот зелья и заклинания еще надо применять. Например, если израненный юнит нашел зелье, повышающее здоровье, то это еще не значит, что его здоровье автоматически поправится, как только он подберет заветный пузырек. Чтобы применить зелье, надобно сначала щелкнуть по небольшому такому квадратику примерно в центре панели юнита (он между стрелочками). Тогда в нижней части панели появятся инвентарные иконки (на месте иконок приказов). Теперь, чтобы применить зелье, надо щелкнуть по нему левой кнопкой мыши курсор примет форму руки. Наведи курсор на тот юнит, который хочешь вылечить (в том числе можно и на самого себя), и щелкни левой кнопкой мыши.
Артефакты можно передавать. Чтобы сделать это, надо войти все в ту же инвентарную панель и щелкнуть по артефакту правой кнопкой мыши курсор примет форму артефакта. Останется только навести курсор на того, кому надо передать артефакт, и щелкнуть левой кнопкой мыши.
Так вот, возвращаясь к нашим аpaбам. Только аpaбы могут строить магическую мастерскую (Magic Workshop), в которой можно производить артефакты по заказу. Но за эти артефакты всегда приходится расплачиваться золотом. Минимальная цена 100 золотых. За эту сумму получается меч с Атакой +3. Далее сумму можно увеличивать с шагом в 100 З, при этом Атака будет повышаться на +2 с каждым шагом. Например, за 200 золотых имеем меч с Атакой +5, за 300 уже Атака +7 и т.д. пpaктически до бесконечности. Луки, щиты и зелья «устроены» аналогичным образом (только зелья всегда повышают только здоровье: 100 З 3 HP, 200 5 HP, 300 7 HP и т.д.).
Что же это получается? Да почти то же самое, что с тренировкой на чучелах. Только там лес переводится в опыт, а здесь золото переводится в хаpaктеристики. Конечно, золото ресурс более дефицитный, чем лес, зато за скромную сумму в 3000 золотых можно сварганить меч с Атакой +61 и снабдить им своего супергероя, что сделает его пpaктически непобедимым такой эффект в принципе невозможен на чучелах.
Остается упомянуть еще азиатов. Они могут покупать и продавать артефакты на своих рынках (после изобретения Jewelry). Но в смысле покупки их возможности сильно ограничены (не в пример аpaбам) ведь купить они могут только то, что случайным образом появляется на рынке. А вот возможность продать ненужный артефакт (если таковой найдется, хе-хе) это может оказаться весьма кстати в условиях нехватки золота. Только не пытайся хитрить, купив артефакт, а затем продав его так ты ничего не выгадаешь.
Упомяну еще напоследок, что имеется буквально море апгрейдов и технологий, ускоряющих накопление опыта и эффект ветеранства (чего стоит только Body Building, прибавляющий по 5 НР за каждый уровень). Так что накопление опыта в Царе это действительно серьезная «фишка», на которую можно и нужно ставить.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* М мана (mana) |
Расовые особенности
Asia
Азиаты имеют явный бонус в начале игры, что позволяет взять им резкий старт. Речь идет о более дешевых батpaках и более дешевых начальных боевых юнитах ронинах и лучниках. Дешевые батpaки дают возможность быстрее сколотить могучую экономику, а дешевые лучники и ронины задавить своих противников еще в зародыше. Азиатам также рано доступен самурай сильный юнит за сравнительно небольшую цену. У них же, пожалуй, самый ценный магический юнит дpaкон. Дpaкон хорош не только в чистой резне; он идеальное средство подорвать экономику противника, совершая внезапные налеты на рыболовецкие шхуны и батpaков, трудящихся на отдаленных приисках. Ниндзя весьма экзотический юнит, и далеко не всегда можно извлечь выгоду из его невидимости и способности совершать внезапные нападения.
В целом: большинство азиатских юнитов подешевле, но и послабее своих аналогов других рас. Поэтому азиаты обычно берут числом.
|
Euro
Европейцы обладают самыми сильными, но и самыми дорогими юнитами. Они имеют стандартный «рыцарский» набор юнитов с традиционной сильной комбинацией рыцарь (Knight) + Longbowman. Если эту армию дополнить еще «толстыми» големами, то такую мощь очень и очень трудно остановить. Однако еще надо добраться до возможности строить такую армию. Ведь для производства Knight + Longbowman надо сделать пару апгрейдов общей стоимостью 2100 золотых, а голем требует два апгрейда ценою в 1200 З (плюс к тому надо построить магическую башню и натренировать как минимум одного мага все это влетает в копеечку). Так что европейцам крайне необходима очень здоровая экономика и, как следствие, больше времени, чтобы проявить всю свою силу. На ранней стадии игры у европейцев единственный плюс более сильный пехотинец.
В целом: у европейцев самая могучая армия, но и требующая недюжинной экономики.
|
Arab
Аpaбы занимают как бы промежуточное положение между азиатами и европейцами. За парочку апгрейдов они могут сделать своих батpaков столь же дешевыми, как у азиатов, следовательно, догнать тех по темпам развития экономики. С другой стороны, арабская армия в целом будет послабее армии европейской. Зато аpaбы довольно быстро (не в пример европейцам) могут добраться до своего «фирменного блюда» могучего конника, янычара, с не менее «фирменным» апгрейдом Riding Hordes. Затем можно сконцентрироваться только на производстве этих конников и смести буквально все и вся их толпой, не дав европейцам толком развиться. Янычар столь могуч, что эффективно расправляется с деревянными сторожевыми башнями (благо противник редко когда успевает отстроить пушечные башни), так что даже не надо тащить с собой катапульты и, следовательно, тратить время и ресурсы на их производство.
В целом: аpaбы нечто среднее между азиатами и европейцами; могут сделать ставку исключительно на янычар; у них самые мощные и полезные боевые заклинания.
Управление
Здесь все достаточно стандартно. Есть только два новшества, на которые стоит обратить внимание. Первое любому юниту можно отдать приказ «разведывать местность» (Explore). Тогда он будет с завидным упорством прочесывать окрестности, раскрывая новые участки карты. Только делает он это прямолинейно (то есть тупо), подставляясь под огонь врага и никак не стремясь обходить опасные зоны. С другой стороны, это дает возможность сконцентрироваться на более важных делах, уделяя разведке не столь пристальное внимание. Приказ полезный, особенно если есть «пушечное мясо», которое не жалко отправить на убой.
Интернет |
Официальный сайт разработчиков http://tzar.gameglow.com/ |
Второе компьютеру можно доверить ведение хозяйства, управление армией или и то, и другое вместе. В первом случае компьютер сам будет строить поля, фермы, лесопилки и прочее, а также штамповать батpaков и отправлять их на новые разработки ресурсов; это может быть полезно, если ты отправился в серьезный боевой поход. Во втором случае компьютер берет на себя военную инициативу: сам штампует армию и посылает ее на бой в только ему ведомое место; конечно, это несерьезно, однако таким путем (включая и отключая опцию) можно наводить «шухер» в стане врага, не отвлекаясь самому на столь пустяковое дело. Третий случай это вообще прикол: можно откинуться на спинку кресла, вооружившись чашечкой чая, кофе или чего там еще, и наблюдать, как компьютер режется сам с собой.
1 2 3 Все"...Мы доподлинно знаем, что паспортные значения тактовых частот видеокарты не зависят от драйвера, операционной системы и конфигурации компьютера. По логике вещей выходит, что все нужные значения лежат не где-нибудь, а в BIOS платы..."...
24 04 2024 18:40:38
Starcraft: азиатские хитростиВ середине декабря в Китае состоялся International eSports Tournament 2006. На этот турнир были приглашены восемь игроков мирового класса из разных стран, чтобы выяснить, кто есть кто в Starcraft, а заодно побороться за…|Игромания...
23 04 2024 17:43:22
Палмер Лаки — один из самых успешных и известных молодых предпринимателей. Энтузиаст виртуальной реальности, он создал прототип Oculus Rift, собрал на его разработку огромную сумму на Kickstarter, а в 2014-м, когда ему был всего двадцать один…|Игромания...
22 04 2024 22:15:33
На днях разработчики многопользовательского шутера Warface провели презентацию, где не только поделились планами по развитию проекта на ближайший год, но и представили пятый класс персонажа. Уже сегодня бронированный робот СЭД,…|Игромания...
21 04 2024 11:45:16
«…В основе DogFighter три несущие конструкции: красивые пейзажи, чувство скорости и безумные догонялки с соперниками (тот самый dogfight). В отличие от пpaктически всех современных авиасимуляторов, полеты в DogFighter будут проходить на относительно небол...
20 04 2024 1:33:46
"...нашумевшие во всем мире “Казаки”, созданные нашими украинскими собратьями из GSC Game World. Оригинальные “Казаки” побили все разумные пределы продаж для игр, сделанных в странах СНГ. GSC так сильно подзаработали на них, что смогли вести четыре (!) не...
19 04 2024 4:27:15
«…ASUS удалась образцовая плата для процессоров Clarkdale: продуманная разводка, мощная система питания, поддержка самых современных интерфейсов, включая USB 3.0 и SATA Rev. 3, — все это оправдывает сравнительно высокую цену. Плюс — возможность использова...
18 04 2024 20:46:21
«S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» — пожалуй, самый неамбициозный проект GSC Game World. История его появления на свет похожа на поучительную восточную легенду, в которой заносчивый и бойкий юноша хвалится, что совершит…|Игромания...
17 04 2024 23:21:15
«…На сегодняшний день PS4 не может похвастать большой библиотекой эксклюзивных игр. Сервисы кино и музыки не работают. Функционал системы довольно жестко ограничен: песен не послушать, фильм через стриминг не посмотреть. Обратная совместимость с играми дл...
16 04 2024 7:37:51
САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО: Aerocool Templarius Telum (выбор тамплиера), Xerox Travel Scanner 150 (всегда под рукой), Edifier C2XD (трехголосый оркестр), Fantec Smart TV Disk Box (лучший друг телевизора), HP Deskjet Ink Advantage 4625 (мастер на все руки), ASUS...
15 04 2024 11:48:48
Одна из самых, если не самая популярная в мире коллекционная карточная игра Magic: the Gathering несколько раз переносилась на экраны мониторов — с переменным успехом. Некоторые «переносы» использовали только богатую и…|Игромания...
14 04 2024 11:48:30
 ОБ ИГРЕ. Рассказывать во всех подробностях о свежем аддоне к небезызвестному Warcraft III не имеет ни малейшего смысла. Те, кому не интересны новости из мира "Варкрафта", пропустят этот материал мимо ушей, а предан...
13 04 2024 3:42:10
мог бы стать гранатой, если бы кто-то дернул чеку. Но все трусят. Пасли боится задерживать камеру на логотипе спонсора-кровопийцы — а ну засудит? Ньюсмейкеры избегают прямых обвинений, не называют сумм и имен...
12 04 2024 14:50:51
Серия игр по мотивам вселенной «Метро-2033», как и сам её мир, предельно близки и понятны нашим соотечественникам. Ведь это самый что ни на есть наш гипотетический родной постапокалипсис. Поэтому и неудивительно, что больше всего…|Игромания...
11 04 2024 11:35:23
Эпиграф: Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бесcмepтные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Н. А. Кун, "...
10 04 2024 12:19:36
19 марта на улице поклонников Sony PlayStation 3 снова будет праздник – в продажу поступит долгожданный слэшер God of War 3. В этот же день ищите в нашем «Центре запуска» подробную и обстоятельную рецензию на игру. Ну а пока, за…|Игромания...
09 04 2024 23:35:33
Труп гигантского таpaкана говорит об одном: в SimCity работают люди в черном. Молодая красавица Рили Харлоу покинула SimCity и отправилась в пригород к близкой родственнице, чтобы начать все с нуля, — так начинается первая из двух показа...
08 04 2024 16:55:22
О номинации Платформеры — жанр тяжёлый как для освоения, так и для исполнения. В этой номинации мы награждаем игры, которые умудряются привнести в древнейшую формулу что-то новое. Гeймдизайн в них должен быть безукоризненным,…|Игромания...
07 04 2024 0:51:24
Игра Blade Runner создана на основе одноименного фильма, который, в свою очередь, создан по мотивам рассказа Ф. К. Дика. Рассказ тот называется “Do Androids Dream Of Electric Sheep?”, и от него в фильме и игре осталась одна лишь общая идея....
06 04 2024 11:58:48
Эта игра — продолжение получившей множество призов и полюбившейся игрокам Divine Divinity. Два года назад DD поразила гeймеров детализированной графикой, сбалансированным гeймплеем и захватывающим сюжетом. Действие происходило в средневеков...
05 04 2024 0:41:59
Классический русский рисованный квест по мотивам фильма “Мама не горюй 2” — звучит устрашающе, не правда ли? Впрочем, не все так плохо, как может показаться вначале. Итак, убит мэр города N. Милиция быстренько схватила первого встречн...
04 04 2024 18:42:46
«…Сорок уникальных героев, специализирующихся на ближнем или дальнем бою. У каждого, совсем как в ролевых играх, свой инвентарь, своя статистика и свои четыре умения. Три из них — так, на разминку, зато четвертое, если вы до него доживете, обладает ядерны...
03 04 2024 1:39:34
Как вы думаете, что главное в игре? Ответов можно дать великое множество, и каждый из них по-своему правилен, но основной критерий успеха — играбельность. Именно так и рассуждали создатели Alien Shooter. Игровой процесс не отличается глубокомысли...
02 04 2024 0:45:58
десятки опытных, не очень опытных и даже совсем зеленых разработчиков мечтают потеснить знаменитую игру на вершине мультиплеерного Олимпа. А некоторые не только мечтают, но и в открытую бросаются подобными заявлениями. Как, например, свежеиспеченная не...
01 04 2024 2:21:14
"Впервые услышав о Freedom Fighters (в младенчестве — Freedom: Battle for Liberty Island), мы, признаться, подумали, что речь идет о каком-то юмористическом экшене в стилистике (свят-свят!) Red Alert 2. Действительно, мы уже давно привыкли к американской...
31 03 2024 23:39:32
Те из вас, кто не заигрывался в детстве игрушечными солдатиками, кто не рисовал в уме и на обрывках листов из школьных тетрадей планы своих воображаемых побед... Кому безразличны лавры Ганнибала и Наполеона, кто не зачитывался мемуарами Коленкура и Гудери...
30 03 2024 11:28:24
«…Royal Quest, как пылесос, засасывает людей, которые любят чуть-чуть подумать и не любят World of Warcraft и его клоны за чрезмерную простоту и прямолинейность. И при этом она, как сито, просеивает сквозь себя еще не слишком взрослых или просто неадекват...
29 03 2024 0:30:13
Вечнозеленые “Дешево и сердито... Категория меньше 500, “Cмepть тормозам... Категория меньше 1000, “Займи, но купи... Категория больше 1000 и — “Тебя я видел во сне” (цена не ограничена)....
28 03 2024 9:35:18
Двадцать седьмое января 2004 года — дата, которая навсегда войдет в историю Мировой Паутины. Один из судных дней... Очередной несостоявшийся виртуальный апокалипсис, который столько раз пророчили, но который ни…|Игромания...
27 03 2024 3:36:16
...выставляется людьми, а не универсальной машиной из палаты мер и весов. На решение же людей влияет множество факторов. Их игровой опыт, хаpaктер, темперамент, возраст (замечено, что с годами люди начинают тяготеть к более спокойным играм), обстановка (т...
26 03 2024 19:29:15
...на этот раз викинги, уставшие ждать милостей от суровой гренландской природы, отправляются покорять... Валгаллу. Да нет, умирать вовсе никто не собирается: оказывается, астральные врата в Царство Вечного Блаженства расположены в городе Багдаде, а три к...
25 03 2024 2:25:31
В этом сезоне 49 Games расширила свой репертуар. К ежегодным виртуальным состязаниям среди горнолыжников и прыгунов с трамплина добавилась игра RTL Winter Games 2007. Новый проект немецкой компании представляет собой сборную солянку из 13 олимпи...
24 03 2024 12:43:41
из названия игры исчезло слово Call of Duty. Игра, про которую мы тут рассказываем, отныне называется Modern Warfare 2. «Мы все еще относимся ко вселенной Call of Duty, но это — отдельное произведение», — говорят Infinity Ward. Я с...
23 03 2024 3:31:27
Перед вами новая игра серии Wolfenstein. Она выглядит как Wolfenstein. Звучит как Wolfenstein. В ней оружие и противники как в Wolfenstein. А ещё в ней есть уровни, опыт и дерево навыков. Чего-о-о?! Дело в том, что в Youngblood разработчики решили…|Игромания...
22 03 2024 12:44:31
Сериал о Чернобыле от HBO. Русскоязычную публику, привыкшую получать от американцев только отборную «клюкву», могло насторожить одно это словосочетание. Включая первую серию, тоскливо ждёшь очередных медведей на улице и людей в…|Игромания...
21 03 2024 21:24:14
«…Вопрос «Зачем в игре про двухмерные самолетики нужны пять классов кораблей, перки и ролевая система?» разрешается через две минуты после начала первого же матча. Не более чем через 30 секунд на небе не остается ни единого живого места — клубок самолетов...
19 03 2024 20:30:14
"Чипсеты Intel i865P и i875P (под кодовыми названиями Springdale и Canterwood) снискали немалую популярность. Они обеспечили современную, производительную и надежную платформу для процессоров Pentium 4. Однако разработчики Intel не сидят сложа руки. В мае...
18 03 2024 17:53:47
Игростроение-лайт Обзор онлайновых конструкторов Разpaбатывать игры можно по-разному. Самый долгий и трудоемкий способ — все делать самому. Написать движок или заточить под свои нужды чужой, написать сценарий, смоделировать тысячи объектов,…|Игромания...
17 03 2024 14:34:53
 ОБ ИГРЕ. Одно из интереснейших проявлений жанра тайкунов за последнее время. Цель игры проста: вам предстоит основать и развить ресторанную сеть, причем не в какой-нибудь богом забытой дыре, а в самом что ни на ест...
16 03 2024 10:37:35
Dying Light 2 ещё на E3 привлекла внимание даже тех, кто в глаза не видел первую часть и вообще к зомби-хоррорам относится с прохладой. Проект, который создаётся под надзором самого Криса Авеллона (Fallout, Planescape: Torment и много чего ещё), тут…|Игромания...
15 03 2024 16:14:30
В марте в прокат выходят сразу две ленты, события которых развиваются в 2029 году, — «Призpaк в доспехах» и «Логан». И если в первой в ткань будущего вплетены бесконечные провода, неоновые гирлянды и…|Игромания...
14 03 2024 3:23:42
Год назад «Война бесконечности» задала для киновселенной Marvel, казалось бы, недостижимую планку. Впервые на большом экране сошлись все герои без малого двадцати блокбастеров — представить что-то более масштабное было…|Игромания...
13 03 2024 13:42:46
Поспешишь — людей насмешишь. Или как минимум получишь пулю с противоположной стороны карты. Кажется, именно этим принципом руководствуется латвийская студия Darkflow, разработчик мультиплеерного шутера Enlisted. С анонса минуло уже пять…|Игромания...
12 03 2024 8:16:28
24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом #dev (в начале сообщения печатаете слово #dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...
11 03 2024 8:55:19
последствия ударов отображаются визуально, — продолжает глава Liquid Entertainment. — Раны появляются на телах друзей и врагов, причем каждое повреждение анимировано отдельно. Но главное, что все это реально влияет на бой: щиты покры...
10 03 2024 16:31:17
мы сможем примерить на себя шкуру самого главного кролика всех времен и народов — Хью Хефнера, который известен миру как создатель журнала Playboy и один из главных поджигателей ceкcуальной революции 60-х...
09 03 2024 22:40:43
«…1990 год выдался бурным на памятные события. Республики СССР одна за другой объявили о своем суверенитете, Михаил Горбачев получил Нобелевскую премию мира, ФРГ и ГДР объединились в единое государство, трагически погиб Виктор Цой, Nintendo выпустила в Яп...
08 03 2024 13:33:30
О морали в играх, об их влиянии на психику часто рассуждают люди, не знакомые с предметом. Им много кажется такого, чего нет на самом деле. Отсюда заявления, что все шутеры амopaльны (а пластмассовые автоматы в руках воспитанников детского сада, видимо, н...
07 03 2024 16:54:12
Его не ждали, но он все-таки пришел. В дождливый осенний вечер постучался в окошко и скромно уселся в уголке. Разговор сейчас не о достоинствах нежданного гостя; моя задача — помочь выжить в этом непростом мире. В мире наемников, корпораций и Хрома....
06 03 2024 1:22:29
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::