Форум разработчиков: все цвета пиара > Minecraft истории
истории Minecraft    

Форум разработчиков: все цвета пиара

Форум разработчиков: все цвета пиара

Игрострой Форум разработчиков: все цвета пиара 003.11.2007 05:46  |  , , ...нехорошо говорить, что игра супер-пупер, если она такой не является. Но, с другой стороны, пиарщики использовали красивых дeвyшек для раскрутки проекта, какие-то нестандартные способы привлечения внимания, и у них все получилось. А игра при этом на как Игрострой

Чтобы игра стала успешной (а значит, прибыльной), при сегодняшнем изобилии на рынке мало сделать ее просто хорошей или даже отличной. Если покупатели не узнают про проект, они его не купят. Есть три классических способа, которые обеспечивают успех:

Завалить магазины коробками с игрой и рекламой (так, чтобы стенды с персонажами были видны издалека, чтобы боксы лежали чуть ли не на каждой полке);

Устроить мега-скандал с привлечением политических деятелей и борцов за чистоту нравственных идеалов;

Добиться, чтобы в каждом, даже самом захудалом информационном ресурсе писали про игру (и необязательно хорошо, можно и наоборот  лишь бы писали).

Специалисты утверждают, что достаточно хотя бы одного из этих условий, чтобы продажи стали предсказуемо высокими. Два фактора из обозначенных трех обеспечивают скромные представители нескромной профессии  PR-менеджеры и специальные рекламные агентства.

Впрочем, с этим согласны далеко не все. Некоторые предпочитают заниматься раскруткой игры самостоятельно. А некоторые вообще отводят пиару последнее место в своих планах. Нередко функции PR-менеджера осуществляет любой свободный девелопер в промежутке между выполнением прямых служебных обязанностей. Но чаще продвижение игры полностью отдается на откуп издателю, что потом рождает массу взаимных упреков:

Вы плохо рекламировали нашу игру! Из-за вас она провалилась!

И где вы видели игру? Чего там рекламировать?!

Давайте разберемся, как правильно, как должно быть и куда, на самом деле, катится мир. Разбираться нам сегодня помогут:

Feodor  Федор Мукин, директор компании Arise;

Nutcracker  Максим Бодриков, гeймдизайнер Ino-Co;

Penguin  Елена Худенко, PR-менеджер KDV Games;

marish_plohish  Марина Никонова, PR-менеджер Targem Games;

AO_profy  Юрген Таральдсон, директор по маркетингу и PR компании Funcom;

Представители «Игромании»  Владимир Болвин, Алексей Макаренков и Светлана Померанцева  размышляли о суровых буднях пиара, входили в положение и вышли из него пpaктически сухими.

Сомнительные методы

[]: Что вы думаете о способах повышения интереса к игре, о которых мы упоминали в начале нашей беседы?

[Penguin]: Что касается завала магазинов коробками и рекламы в прессе, то этими способами действительно пользуются. Например, на Рождество некоторые монстры мирового гeймдева скупают полки в магазинах, забивая их своей продукцией и оттесняя конкурентов в пыльные углы. Раскрутка в прессе  это обычное продвижение нового товара на рынок. Компьютерные игры в этом смысле ничем не отличаются от зубных щеток или автомобилей.

А вот привлечение внимания покупателей скандальной хроникой, на мой взгляд, не самый удачный метод. Во всяком случае, способ неоднозначный. Помните историю с модом Hot Coffee для GTA: San Andreas? В результате разгоревшегося скандала игре поменяли возрастной рейтинг и едва не сняли с продажи весь тираж. Вряд ли такая слава пошла на пользу игре.

[marish_plohish]: Но все же именно скандал порой может заставить говорить об игре весь компьютерный мир. По-другому это сделать не так просто  во всяком случае для молодых комaнд, представляющих свой первый проект. Однако если игра шокирует публику  можно не беспокоиться, безвестность ей не грозит.

Вспомните, к примеру, Postal. Но подобные методы  палка о двух концах. Одно дело, когда интерес подогревается информацией о том, что часть кода украли и вся полиция брошена на поиски хакера-трaнcвестита, проникшего в офис под видом секретарши и coблaзнившего главного программиста, пользуясь неопытностью последнего по женской части. Всем ясно, что разработчики просто не успевают с релизом, но в таком виде новость понравится журналистам значительно больше. И вот уже название игры повсеместно мелькает в компьютерной прессе, что всегда полезно, особенно если у разработчиков проблемы (в том числе с главным программистом).

Все иначе, если информация оскорбляет общественность, если игра амopaльна и плевали разработчики на все общечеловеческие ценности. Это только выглядит круто. На Западе игре так поменяют рейтинг, что приобрести ее смогут лишь ветераны вьетнамской войны, которых ничем не удивишь. А у нас и уголовный кодекс могут вспомнить. Ну и что получат «крутые» разработчики кроме сомнительной славы?

Кстати, к пиару относится только представление игры на информационном поле и скандал как один из методов этого продвижения. А вот избыточное наполнение прилавков  это, в общем-то, забота маркетологов.

PR-трaнcформации

[Penguin]: Если пресс-релиз  не что иное, как набор пустых хвалебных фраз, он не вызывает ничего, кроме недоверия к проекту. Такие тексты давно стали поводом для шуток:

Игровой экран самопроизвольно темнеет и светлеет = реалистичная смена дня и ночи;

Игра конфликтует с другим ПО = поможет вам освоить компьютер;

Непомерные системные требования = поможет вам купить новый компьютер;

Кроме разработчиков никто ничего не понимает = развивает мышление;

Имеется встроенный чат = развивает общение;

Гeймплей двадцатилетней давности = обращается к истокам;

Сборная солянка известных решений = представлено самое лучшее;

Противники бьются на швабрах = новое слово в жанре;

Композитор по пьяному делу отсидел 15 суток = используется камерная музыка;

В сюжете логика психа = психологический сюжет;

В игре встречается гоблин = игра с участием Гоблина!

Желающие могут ознакомиться с пародией «Руководство по написанию пресс-релизов» от широко известного в узких кругах Ильи Ченцова на сайте http://blayne.narod.ru/Press.htm).

Думаю, все согласятся, что это образец «вредного совета» и пример того самого «черного» пиара. В хорошем пресс-релизе все написанное должно быть правдой. Его задача  заинтересовать и дать базовое представление о проекте. Позиционировать игру нужно грамотно, пафос и креатив использовать очень аккуратно. Факты, указанные в пресс-релизе (равно как и в любом другом промо-материале  от интервью до текста на официальном сайте или надписи на рекламном макете),  должны соответствовать действительности. Каждая неточная фраза, каждая двусмысленность отзовется после релиза недовольством игроков.

Специалисты по связям

[]: А почему у некоторых разработчиков есть штатная должность «специалист по связям с общественностью», а у других нет? Кто же тогда занимается рекламой проекта?

[Penguin]: Одни разработчики предпочитают лично представлять свою игру, другие полностью полагаются на усилия издателя. В идеале лучше всего слаженно продвигать проект совместными усилиями. Толку будет больше.

К услугам издателя  налаженные каналы распространения информации, у разработчика  вера в светлое будущее, что сильно помогает интересно (а главное, искренне) рассказывать о проекте.

[marish_plohish]: Все зависит от размера, состава и удаленности комaнды разработчиков от издателя. Понятно, если в компании трудятся пять человек, то пиарщик  это дополнительная ставка и деньги. Не каждый может себе это позволить.

К счастью, рядом с разработчиками всегда найдутся люди, которые увлечены их творчеством. Они могут, а главное, хотят потратить свое личное время на игровой форум. То есть, по сути, выступают бесплатными (или малооплачиваемыми) комьюнити-менеджерами. Таким образом, компания закрывает часть проблем с пиаром, не тратя на это ни копейки, а всем остальным занимается издатель. Иногда это вполне удачная стратегия.

Но все же собственный пиарщик работает намного лучше. Порой непросто получить от члeнов комaнды информацию в полном объеме (например, для дневников). Еще сложнее представить ее публике в понятном виде. Далеко не все подробности разработки становятся достоянием общественности. О чем-то стоит умолчать до поры, до времени. Пиаром необходимо заниматься! У внештатного сотрудника не хватит на это ни опыта, ни знаний, ни достаточного количества времени.

К тому же свой собственный пиарщик, как правило, берет на себя функции внутреннего регулятора настроения комaнды. Программисты, художники, дизайнеры варятся в своем котле и не всегда догадываются, что происходит в соседнем отделе. Пиарщик выступает соединительным звеном, от которого все остальные сотрудники узнают о радостях и неудачах. Это дает повод задуматься над проблемой всем члeнам комaнды или испытать общее чувство гордости по поводу локальных успехов и получить дополнительный стимул к работе.

[]: На Западе раскруткой компьютерных игр занимаются специальные агентства (см., к примеру, http://1gameagent.com). У нас тоже будут такие зондер-комaнды?

[Feodor]: Уже есть  это компания Game PR. Чем больше становится российский сегмент индустрии компьютерных игр, тем сильнее влияние мировых тенденций. В том числе и в области пиара.

[AO_profy]: Западные разработчики часто обращаются к услугам рекламных агентств для того, чтобы сделать привлекательным продукт, которого еще никто не видел в глаза, а это не так просто. Нужны особая хватка, интуиция и знание интересов различных категорий будущих покупателей.

Часто разработчики не хотят возиться с рекламой. Им удобнее делать компьютерные игры и подключать профессионалов пиара лишь тогда, когда в этом возникает необходимость. К сожалению, услуги рекламного агентства стоят дорого (а иногда очень дорого). Поэтому каждая компания решает проблему пиара по-своему. Мы, например, в Funcom никогда не пользуемся услугами рекламных агентств.

[Nutcracker]: Специальные агентства по пиару  это, конечно, хорошо. Но, на мой взгляд, они все равно не смогут закрыть все области приложения сил.

Реклама игры  это еще и работа с потенциальным комьюнити, общение с игроками на форумах и так далее. Трудно представить, что с этой работой эффективно справится пиарщик, не знакомый с комaндой, не «живущий» проектом, а получающий информацию по электронной почте.

Подготовку материалов как для PR-отдела издателя, так и для внешних агентств, также лучше поручать своему собственному специалисту по пиару (а вовсе не гeймдизайнерам, как часто бывает). В теории пиарщик гораздо лучше дизайнера представляет, какую именно информацию и в каком виде нужно предоставить.

Проблема заключается в том, что по-настоящему хороших пиарщиков мало и большинство из них уже где-то работает. Не всегда удается схедхантить (переманить) такого опытного спеца. Да и не каждая компания разработчиков может себе это позволить. Вырастить же своего специалиста по пиару внутри комaнды  крайне сложная задача. Вложений много, а когда будет отдача и будет ли вообще  неизвестно.

Свято верю, что большинство руководителей уже осознало  без внутреннего PR-отдела грамотная рекламная кампания вряд ли возможна. И никакие рекламные агентства тут не помогут.

А сколько корова дает молока?

[]: Насколько все же влияет грамотная реклама на продажи? Может ли PR обеспечить успех любой игре?

[marish_plohish]: Вообще, наши люди (и игроки, и отдельно взятые разработчики) частенько путают назначение рекламы и непосредственно пиара. На продажи влияет и грамотный пиар во время разработки игры, и грамотная широкая реклама после релиза. Однако пиар намного дешевле и не столь агрессивен, как прямая реклама. Соответственно, он не оказывает столь мощного влияния на массовое сознание и не может полностью вытянуть все на своих плечах. Но в содружестве с маркетингом и рекламой пиар всемогущ!

[AO_profy]: Хорошая PR-кампания весьма положительно сказывается на продажах игры. Причем в теории важно не просто донести информацию об игре до самого последнего хардкорщика, но убедить его в том, что имеется масса причин для покупки.

Трудность заключается в том, что различные категории гeймеров покупают игры по совершенно разным причинам. Приходится учитывать порой совершенно противоположные интересы. И тем не менее грамотная PR-кампания способна вывести на достаточно высокий уровень продаж даже весьма посредственную игру.

Конечно, есть разница между продвижением традиционных игр для одиночного прохождения и онлайновых проектов, в которых участвует большое количество гeймеров. Последнее заставляет внимательнее изучать предполагаемую аудиторию: следить за высказываниями игроков на тематических форумах и собирать данные, почему они выбирают те или иные тайтлы.

Для необразованного покупателя, не имеющего достаточного гeймерского опыта, решающее значение имеют факторы, никак не связанные с игрой: красивая упаковочная коробка, красочный плакат на стене магазина, знакомое по публикациям название. И неважно, хорошо отзывались компьютерные журналы об игре или плохо. Главное, чтобы название отложилось в памяти необразованного покупателя. Он все равно не запомнит содержание статьи. А вот название  легко. Все вместе вполне может сделать привлекательной самую грубую поделку. Примеров множество. Наверное, каждый хоть раз попадался на удочку красивых картинок и заманчивых обещаний.

[]: Так как же выглядит хорошая PR-кампания? Чем измеряется ее эффективность?

[Penguin]: Прежде всего, важен тщательно распланированный график, вовремя подготовленные текстовые и графические материалы, продуманные публикации в прессе, достаточное количество рекламы. Немаловажную роль играет классный сайт с интересной информацией о проекте. Причем содержание сайта необходимо регулярно обновлять.

Активная работа с комьюнити (не только общение на форумах, но и все возможные конкурсы, фокус-тесты, бета-тестирование), позволяющая гeймерам в идеале влиять на игровой контент. Участие в заметных событиях общероссийского и мирового игростроя: выставки, конференции.

Это базис, который можно пополнять самыми разными креативными идеями, в зависимости от реальных возможностей и фантазии разработчиков. Лично мне очень нравятся три основных идеи: «народное» интервью или чат с создателями игры, ARG и Making Off  подборки материалов о процессе разработки.

[marish_plohish]: Основная задача пиарщика  давать информацию. Отсюда естественным образом вытекает, что чем больше людей узнают о вашем продукте (и, что немаловажно, о вашей компании), тем она эффективнее. Качество PR-кампании контролируется в фокус-группах, исследованиях аудитории, по анализам и аудиту прессы, по реакции игроков.

Но нужно реально понимать, что использование всех этих методов обойдется в кругленькую сумму, которая не входит в бюджет игры. Поэтому в российской игровой индустрии, на мой взгляд, чаще всего ограничиваются изучением реакции прессы (печатной и онлайн) и поддержкой обратной связи (форумы, чаты с разработчиками). Хотя на Западе, где 60% процентов бюджета крупных проектов тратится на рекламу, эффективность рекламной кампании отслеживается в полном объеме.

Экономика пиара в онлайне

[AO_profy]: Планирование рекламной кампании сильно зависит от конкретного проекта и возможностей девелоперов. Как правило, вопрос возникает на начальном этапе. Если это обычная игра для одиночного прохождения, то единственно верная оценка эффективности  количество проданных копий. Не имеет никакого значения, сколько народу знает о вашей игре и признается разработчикам в любви, если проект не приносит прибыль. Ничего нового.

Известны экономические способы измерить воздействие рекламы в зависимости от каналов распространения. Проще работать с онлайн-ресурсами, поскольку легче отслеживать реакцию по высказываниям гeймеров. Массированная реклама через печать или телевидение напоминает скорее выстрел из дробовика  радиус поражения широкий, но невозможно убедиться, поразили вы цель или нет. Так что тратиться имеет смысл только в том случае, если в наличии куча денег и бренд ААА-класса.

Мы в Funcom замеряем эффективность рекламы несколько по-другому. Поскольку мы занимаемся онлайн-проектами, то можем отследить действия каждого игрока. Начиная с момента, когда он щелкнул мышкой на сайте, выбрав бесплатную пробную версию игры, до оформления подписки. Вопрос «как потратить рекламные деньги?» решается по ситуации.

Допустим, мы решили истратить 100 тыс. рублей (я немного в курсе цен на сайты в России) на какой-то сайт. Если все зарегистрированные пользователи приносят на этом сайте в среднем Х рублей по подписке, то после рекламной кампании эта сумма должна увеличиться на Y рублей. Если реальный доход не увеличивается или вообще снижается, необходимо изменить рекламную кампанию или даже временно прекратить.

Если же поступления растут, причем сумма больше затраченной на рекламу, считаем чистую прибыль. Таким образом, мы можем отслеживать реальные последствия вложения денег. Часто это приводит к изменениям в направлении рекламной кампании пpaктически в первые дни после старта. Мы сразу видим, дает она что-нибудь или нет.

Обман неизбежен?

[]: Вы доверяете пресс-релизам других разработчиков? Насколько можно им верить, чтобы не оказаться обманутым?

[Penguin]: Пресс-релиз  это всегда минимум информации, так что вряд ли можно судить о проекте только по нему. Интересный пресс-релиз  скорее, повод обратить внимание на проект. Посетить его сайт, посмотреть скриншоты, ролики, почитать немного. А вот по совокупности полученной информации уже можно делать какие-то выводы. В конце концов, гeймплейный ролик или скриншот всегда говорит об игре намного больше, чем сотня каких-нибудь интервью.

Если реальных фактов мало, вместо скриншотов все больше вылизанные рендеры  есть повод задуматься...

[marish_plohish]: Бывает, игроки жалуются, что «наглые» пиарщики их обманули, обидели, игра не оправдала их ожиданий (завышенных), и они теперь никому не верят.

Поэтому желательно осторожнее описывать в публичном документе особенности будущей игры, которые еще предстоит реализовать. Чтобы все-таки информация в пресс-релизе была как можно более объективной и беспристрастной. Лучше вообще не касаться предполагаемых достоинств тайтла, а рассказывать о стопроцентных успехах, сопровождая их красочными скриншотами.

В пресс-релизах на самом деле содержится масса полезного об игре: основные особенности, дата выхода (хотя бы предположительная), ссылки на более подробную (хотя, может, пока и не совсем точную) информацию. Если их вдумчиво читать, никаких неприятностей не будет. К сожалению, далеко не все гeймеры умеют правильно понимать прочитанное. На мой взгляд, в пресс-релизах нет ничего такого, что пошатнуло бы мою веру в них.

[AO_profy]: Я полностью доверяю официальным сообщениям для печати, если они исходят от ведущих мировых компаний. На фондовой бирже, если какая-нибудь из них дает ложную информацию, это называется преступлением. Во всех других случаях, когда покупатель не теряет денег напрямую, все не так сурово.

Есть возможность жонглировать фактами в свою пользу. Хотя, если читать между строк, можно выделить большую часть достоверной информации. Что вы чувствуете по поводу того, что вам обещают в пресс-релизе? Похоже на правду? Что за история у этой комaнды? Ключ к правильному пониманию прочитанного  «это слишком хорошо, чтобы быть правдой».

К примеру, вам говорят: «Для игры Х мы полностью лицензировали механику гeймплея из игры Y (а вы как раз убили за ней массу времени), теперь в Х тоже можно стрелять из трех стволов одновременно!» Да? Хорошие новости, только в Y такого не наблюдалось. Значит, информация о лицензировании, скорее всего, соответствует действительности, а к «трем стволам» следует отнестись скептически.

Сам по себе пресс-релиз вещь, безусловно, полезная, если научиться интерпретировать прочитанное и не верить безоговорочно всему, что там написано.

Правда на вес

[]: Сколько же правды должно быть в пресс-релизе? Неужели обман неизбежен?

[Penguin]: Наша работа заключается в том, чтобы сделать проект известным, донести информацию об игре до общественности, а затем поддерживать с этой общественностью связь. Но сегодня пиар  пpaктически синоним обмана и жульничества.

Специалист в этой области в глазах народа  лживая продажная душонка, которая на все пойдет, только бы втюхать сомнительный товар доверчивым покупателям. Однако в реальной жизни пиарщики вовсе не похожи на опереточных злодеев, которые спят и видят, как бы обмануть побольше наивных простачков.

Помимо написания пресс-релизов, пиарщики общаются с журналистами (которые далеко не так наивны), пробивают публикации об игре, готовят промо-материалы, поддерживают сайты проектов, работают на игровых выставках, общаются с комьюнити на форумах... Это адский труд, зачастую без выходных и праздников.

Так где же корни негативного отношения к пиарщикам? Нельзя ответить однозначно, но я могу высказать ряд предположений:

Игроки (по крайней мере, проявляющие активность в интернете), как правило, всегда недовольны разработчиками. Принципиально! И негативное отношение к работникам пиара  это часть глобальных претензий к игровой индустрии в целом;

Общественность не понимает разницы между пиаром и самопиаром (когда люди или компании рекламируют сами себя). В результате люди принимают неграмотную, топopную работу за норму;

После ряда прецедентов, когда обман действительно состоялся, гeймеры за ложкой дегтя больше не видят бочку с медом. Для них теперь все одинакового цвета  черного. Это результат фатальных ошибок продвижения проектов. Обидно, что теперь страдают не только те, кто был по-настоящему виноват.

Фактически пиарщик все время на грани  нужно подать информацию так, чтобы она понравилась и гeймерам, и журналистам. Но при этом не выдать одним махом всю информацию о проекте и постараться избежать откровенного приукрашивания. Ну и, само собой, не давать ложных обещаний. Собственно, это и есть основа «белого» продвижения. Но в жизни соблюдать эти принципы ой как непросто.

Я за то, чтобы в раскрутке использовать как можно меньше слов и как можно больше показывать саму игру. А уж если вышел трэш, то честно об этом говорить. И не только в пресс-релизах. По-хорошему усилия по продвижению должны быть прямо пропорциональны качеству проекта. Это поможет избежать завышенных ожиданий, а как следствие  массового недовольства проектом со стороны гeймеров.

[marish_plohish]: Я не оправдываю ложь и цветастые обещания в пресс-релизах. Да, нехорошо говорить, что игра супер-пупер, если она такой не является. Но, с другой стороны, пиарщики использовали красивых дeвyшек для раскрутки проекта, какие-то нестандартные способы привлечения внимания, и у них все получилось. А игра при этом на каком-то этапе превратилась из красивого заманчивого концепта (на который ссылались пиарщики) в нечто посредственное.

И что? Пиарщикам сворачивать флаги и тихонько молчать в углу? По идее, по справедливости  да. Это стратегическая ошибка при составлении пиар-плана на данный проект. Но в реальности трудно остановить поезд на полном ходу.

[AO_profy]: Это вопрос морали, я думаю. Не забывайте, что в игровом бизнесе крутятся миллионы долларов. Некоторые люди беспокоятся только о деньгах. Некоторые боятся провала и неудачного завершения карьеры. Современное общество управляется долларом. Тем не менее обман вовсе не обязателен.

По большому счету, ложь может оказаться материально невыгодной. Особенно для компаний, которые заработали себе доброе имя. Обман в данном случае не преследуется по закону, но в пределах западной индустрии пpaктикуется самосуд, если некоторые люди заходят слишком далеко. Нет, им не заливают ноги цементом, не жгут на кострах. Просто найти работу человеку со скандальным прошлым будет значительно сложнее.

Кстати, я заметил, что русские в некоторых случаях проводят кампанию намного рискованней. И все же при всех недостатках пиар стал неотъемлемой частью индустрии компьютерных игр. Без него дальнейшее развитие уже невозможно. Это и позор, и благословление.

«Черный» пиар

[marish_plohish]: Пресс-релиз должен быть полностью правдивым. Другое дело, что идеальных проектов не существует, в каждом есть недостатки. Но кому же хочется на них останавливаться? Товар нужно показывать лицом! Так и в жизни. Разве на первом свидании с дeвyшкой вы рассказываете ей про свои потные ноги, проблемах с потенцией и храпе по ночам? Вряд ли.

Вот и разработчики стараются в первую очередь показать положительные стороны своего проекта. Что здесь такого странного? Само понятие «черный» пиар к игровой индустрии, скорее всего, применять нельзя. Это словосочетание все чаще и чаще попадается нам на глаза, к нему привыкли как к некой данности. Но, по-видимому, каждый из нас вкладывает в это понятие собственное значение, которое далеко не всегда соответствует реальности.

«Черный» пиар  это действия и технологии, имеющие негативный хаpaктер и направленные, по большей части, на устранение конкурентов: распускание порочащих слухов, публикация видео «с гoлым телом, похожим на гендиректора компании Х», подтасовка результатов голосования и тому подобное. В общем, все, что используется в грязной политической борьбе. У игровой индустрии власти и денег значительно меньше, поэтому на официальном уровне ничего подобного не происходит. Получается, что весь игровой пиар «белый»! Ну, в крайнем случае, серый.

* * *

Что бы ни говорили, но игровой пиар нужен всем. Особенно нам, журналистам. Удивительно, но факт: часто пиар-менеджер  самый надежный и самый ответственный человек во всей компании разработчиков. Уж если что обещал  непременно сделает. Однако рекламная кампания нередко вводит в заблуждение относительно качества предлагаемой игры. Это не нравится ни нам, ни гeймерам. Как выясняется, от системы не в восторге и сами пиарщики. Вряд ли завтра что-то изменится, поэтому учитесь правильно читать пресс-релизы. А уж если придется  правильно их писать!


"Наемная комaнда: Второе испытание" (Hired Team Trial)

   В основе > Адд-он к Hired Team Trial — русскому аналогу Quake, если кто не знает. Помнится, поводом для выпуска оригинального "Триала" было желание разработчиков заработать на непосредственно Hired Team (полноценный экшен) и з...

27 04 2024 18:57:43

Виртуальная реальность на службе киноискусства

"...Хореография персонажей "Властелина колец" создавалась с использованием захвата движений реальных актеров. После этого актеров меняли на компьютерных персонажей, а попутно меняли масштабы. И для трехметрового тролля, и для хоббита-невысоклика движения...

26 04 2024 12:38:47

Превью Sekiro: Shadows Die Twice. Душа самурая

Рекламная кампания Sekiro: Shadows Die Twice проходит довольно сдержанно. Сильно тратиться на пиар создателям Dark Souls и Bloodborne и нет нужды: чтобы игра заочно лидировала в «списках желаемого» в Steam, хватило одной…|Игромания...

25 04 2024 0:58:26

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5 лет назад Grand Theft Auto: San Andreas Дата выхода: 2004 Жанр: Не грози Южному централу Издатель/разработчик: Take2 Interactive/Rockstar North Чем заняться молодому чернокожему пареньку в Лос-Анджелесе образца 1992 года, если до…|Игромания...

24 04 2024 15:56:38

Ubidays 2007: отчет о нашей поездке в Париж  

...центр Парижа, Лувр, два дня и семь игр, пpaктически каждую из которых — хоть завтра на обложку «Игромании». Несмотря на все правильные слова и регулярное провозглашение с наших страниц тезиса о том, что «игры такой же вид и...

23 04 2024 12:23:45

Fire Emblem: Awakening

«…Прежде всего, Awakening — это породистая японская тактика. Есть большое поле боя, разбитое на клеточки, на котором сталкиваются две армии, ваша и вражеская. Каждый солдат занимает отдельное место, причем как в прямом, так и в переносном смысле: здесь не...

22 04 2024 13:25:52

America’s Army 3

Я лежал подстреленный, с ужасом глядя на стремительно тающий лайфбар, ко мне подбежал какой-то канадец, упал рядом и, рискуя жизнью, попытался остановить кровотечение. Улица простреливалась, и ему пришлось отползти — но он выкинул из-за угла дымовую...

21 04 2024 17:40:42

Руководство и прохождение по "Zeno Clash"

Главное безумство года, способное заткнуть за пояс сценаристов The Path и дизайнеров American McGee’s Alice. Шедевральное в своем абсурде действие, потрясающе обставленное внешне и внутренне....

20 04 2024 12:42:57

Zombie Driver

Как все начиналось? Zombie Driver – детище польской студии EXOR, промышляющей «казуальными» головоломками и явно неравнодушной к автогонкам. Разделавшись с первым эпизодом гоночного экшена про зомби и туманно намекнув на…|Игромания...

19 04 2024 22:24:16

Мнения о Fall of Light, Mushroom Wars 2, ATOMEGA. Эти игры не стоит пропускать!

Fall of Light Разработчик: RuneHeads Издатель: 1C Company Платформы: PC Четырнадцать веков человечество жило относительно неплохо. Развивалось и обустраивалось, а потом, как водится, внезапно появился злой колдун по имени Боль и решил поработить мир…|Игромания...

18 04 2024 4:19:51

Witches

менее публичный лозунг, спрятавшийся в пресс-релизе, хаpaктеризует игру куда точнее: «Горячие девчонки против сатанинских монстров!» Другое дело! Под эту же парадигму отлично подходит целевая аудитория игры, которую Revistronic честно указываю...

17 04 2024 16:56:17

Dragon Age: Dawn of the Seeker

«…мультфильм впервые позволяет взглянуть на империю Орлей — самое могущественное государство Dragon Age, о котором столько рассказывали в играх. Увы, красот великого царства в Dragon Age: Dawn of the Seeker так и не показали. На протяжении большей части м...

16 04 2024 3:21:47

В центре внимания

   "Центр внимания" номер за номером являет нам чудеса, о которых я, редактор раздела, порой даже не подозреваю! Вот, к примеру, наш предельно штатный корреспондент и по совместительству замглавреда Святослав Торик посреди лета неожиданно...

15 04 2024 20:42:17

Быстрые и яростные. Обзор игровых ноутбуков Dell Alienware M17x и MSI GT640

«…Ноутбук Alienware M17x — штука, безусловно, замечательная. Это один из мощнейших игровых лэптопов в мире и самый быстрый из тех, что можно купить в России. Правда, по совместительству это и самый дорогой портативный компьютер на отечественном рынке. Есл...

14 04 2024 4:10:25

Call of Juarez: The Cartel

AC_FL_RunContent( 'codebase', 'http://download.macromedia.com/pub/shockwave/cabs/flash/swflash.cab#version=10,0,0,0', 'width', '460', 'height', '374', 'src', '/upload/flash/player_10', 'quality', 'high', 'pluginspage',…|Игромания...

13 04 2024 8:41:27

Руководство и прохождение по "Colin Mcrae Rally"

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? Все чаще в последнее время стали появляться игры, в названиях которых мелькают известные имена. И хорошо еще, если очередная знаменитость участвовала хотя бы в качестве консультанта, а не просто продала право использовать...

12 04 2024 19:28:31

Обзор игрового ноутбука MSI GF66 Katana: RTX 3070 на 80 Вт

К нам на тесты наконец-то добрался ноутбук на базе дефицитной RTX 3070 и Core i7-11800H. Речь идёт об игровой модели MSI: GF66 Katana. Посмотрим, как он показывает себя в играх и работе, замерим температуры — ну и, конечно, расскажем, как…|Игромания...

11 04 2024 22:52:36

Первые впечатления от Project REsistance. Resident Evil на пятерых

В серии Resident Evil помимо одиночных (а порой и кооперативных) сюжетных игр иногда выходили мультиплеерные. Качество таких проектов (Outbreak не в счёт) всегда с трудом дотягивало до среднего уровня: Operation Raccoon City и…|Игромания...

10 04 2024 11:38:39

Останнiй гетьман Европи

"...Ночь в поезде Москва—Киев, полчаса на машине от вокзала до офиса GSC, и вот ты уже сидишь перед монитором, на котором запущены они — "Казаки 2: Наполеоновские войны"..."...

09 04 2024 11:27:50

Страна свободных. BioShock Infinite

«…подводный город покинут навсегда. Место действия новой игры — летающий мегаполис Колумбия. Парящий в воздухе город (падать домам не дают заменяющие фундамент аэростаты) задумывался как демонстрация правильности и перспективности американского образа жиз...

08 04 2024 10:51:36

В центре внимания "The Elder Scrolls: Morrowind"

"Bethesda поступила оригинально: вопреки всем традициям и канонам, она еще до релиза игры выпустила... редактор игрового мира. The Elder Scrolls Construction Kit..."...

07 04 2024 4:50:45

Дайджест-DLC

Большая охота Придумывая новый контент, разработчики не забывают делать интересные отсылки к прошлым сериям. Легко предположить, что люди, видевшие все три больших дополнения к Borderlands 2 (был еще Mechromancer Pack, всего-то добавляющий одного…|Игромания...

06 04 2024 11:17:58

Shank

«…Гордость любого слэшера (a Shank — самый натуральный 2D-слэшер) — его боссы. Так вот, на данный момент ситуация с боссами выглядит следующим образом: в середине первого этапа на героя нападает здоровенный мексиканец, а в конце уровня Шэнку приходится ср...

05 04 2024 10:40:16

Первый взгляд. The Lord of the Rings: The War of the Ring

На настоящий момент анонсировано столько игр по "Властелину колец", что уследить за всеми брендами, имеющими в качестве приставки к названию заветный "The Lord of the Rings", могут только самые прожженные фанаты. Эй, фанаты, ау, вы с...

04 04 2024 9:36:22

Руководство и прохождение по "Two Worlds"

Cмepть орочьего бога Азираала положила конец наступлению его войск на земли Анталора. Сокрушенные орки сбежали на юг. Одержавшие победу люди отказались отдать врагам труп их предводителя. Вместо этого они без промедления замуровали божество в заколдова...

03 04 2024 5:48:11

Первый взгляд. Звездный Легион: Битва за оранжевую планету

Если начинающая игровая студия в качестве своего первого проекта заявляет эпическую ролевую игру или суперэкшен, от одного вида которого в полном составе должна повеситься id Software, — жди беды. Точнее — не жди вообще ничего.В этом суровом ми...

02 04 2024 17:16:53

Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках

Сразу скажу, я не поклонница «Ведьмы из Блэр». Я признаю фильм как веху хоррор-жанра и классику мокьюментари, но посмотрела его слишком поздно, чтобы он мог меня хоть сколько-нибудь впечатлить. Зато после Layers of…|Игромания...

01 04 2024 17:49:22

Горячая линия: железо

Железный гуру Дмитрий Горячев разбирает письма читателей, дает советы, размышляет о состоянии индустрии, подмечает интересные тенденции и задает неудобные вопросы представителям разных компаний • • • У меня трехлетняя PlayStation 3…|Игромания...

31 03 2024 12:11:25

Warcraft. Последний страж (The Last Guardian. Warcraft, book 3)

«...Бегло, без особых подробностей описаны хоть и важные, но не самые яркие события той эпохи. У человека, который не играл в первые две части Warcraft, после прочтения книги останется чувство, что ему показали лишь небольшую часть общей картины. Так...

30 03 2024 21:57:37

Поиграли в Vampire: The Masquerade Bloodhunt. Впечатления от закрытого альфа-теста

World of Darkness — отличная ролевая вселенная с богатой историей. Вот только в формате видеоигр дела у «Мира Тьмы» обстоят как-то не очень. Кроме неплохой Vampire: The Masquerade — Redemption и бесcмepтной…|Игромания...

29 03 2024 9:52:19

Инди месяца: #HardCrash и RagFist. Гоночный кооператив или beat 'em up с процедурной физикой?

Друзья, вы не забыли, что следом за «Инди-битвой» Игромания и LG Electronics начали конкурс «Инди месяца»? Мы уже провели июльский этап (его конкурсантов и результаты голосования вы найдёте здесь), а…|Игромания...

28 03 2024 16:34:11

Попытка номер 5

Есть какая-то зловещая ирония в том, что игра про тяжелые времена в истории Японии выходит именно в тот момент, когда для этой страны наступила просто-таки черная полоса: одна природная катастрофа спровоцировала другую и вытолкнула нацию на порог…|Игромания...

27 03 2024 13:13:18

Мощь и скорость: ноутбук ASUS ROG Strix SCAR III G731GW

Лучшим ноутбуком прошлого года мы назвали ASUS ROG Strix Hero II. Сегодня на тестах его прямой потомок — ROG Strix Scar III. И как утверждает ASUS, это не просто топовая начинка, но и классный дизайн, и продуманное управление, и даже…|Игромания...

26 03 2024 15:53:32

Неформатный спорт. Что могут предложить спортивные игры, помимо футбола, — исследуем темные закоулки спортивного жанра

«…Сегодня мы расскажем вам о некоторых играх, выходящих за рамки спортивного мейнстрима. Более того, даже среди самых популярных футбольных симуляторов есть не только бесконечные FIFA и Madden NFL, но и весьма необычные проекты. Готовы к сломанным костям,...

25 03 2024 17:43:11

Легенды о Nokia 3310. «Чак Норрис среди мобильников»

Не так давно компания HMD Global Oy, обладающая правами на производство мобильных устройств под торговой маркой Nokia, рассказала о возрождении Nokia 3310. Эта новость поразила общественность, ведь мало какой современный смартфон может сравниться с…|Игромания...

24 03 2024 22:42:34

Игры недели: NBA 2K18, Marvel vs. Capcom: Infinite, Project CARS 2

В эфире программа «Во что поиграть на этой неделе?». Текущая игровая неделя принесла нам ещё один спортивный симулятор, а также супергеройский файтинг и хардкорную гонку....

23 03 2024 1:23:28

BlackShot

«…вышло производное от Counter-Strike, Battlefield и Modern Warfare — с классическим оружием, классическими режимами «убей-защити-укради флаг», классическими интерьерами... да и вообще всем классическим. Но качество исполнения у корейцев, конечно, незавид...

22 03 2024 7:40:56

Руководство и прохождение по "Quest for Glory V: Dragon Fire"

Страна Силмария жила в спокойствии и благодати. Торговля процветала, жители были счастливы. Райский архипелаг был символом величия и справедливости. Но это не могло продолжаться вечно… Однажды прилетел Дpaкон. Возмущенный положением дел, он вылете...

21 03 2024 11:36:32

Операция «Синий луч». История войны HD-форматов 

релиз Blu-ray можно было считать проваленным.Единственное, что спасло «синий луч» от поражения, — очень медленное принятие HD-форматов как таковых. Цены на телевизоры, плееры и носители были очень высоки...

20 03 2024 10:24:16

Руководство и прохождение по "Call of Juarez: Bound in Blood"

Очень увлекательный, интересный и красивый вестерн, немного напоминающий взрослую сказку. Верность и предательство, ковбои и индейцы, любовь и ненависть, безумные перестрелки и тихие вылазки делают Call of Juarez: Bound in Blood стопроцентным хитом и прет...

19 03 2024 21:22:33

Первый взгляд. Richard Burns Rally

В последнее время в стане раллийных симуляторов творятся странные вещи. Немногочисленные представители жанра в лице Colin McRae Rally и V-Rally (есть еще Gran Turismo и World Rally Challenge, но они обитают исключительно на приставках), которые из год...

18 03 2024 18:37:41

Dragon Age: Origins Awakening

«…Самое интересное — это новая история, которая продолжает сюжет оригинала. И вот тут как раз авторам удалось удивить. Наши главные враги, Порождения Тьмы, лишившись поддержки Архидемона, которого мы убили в оригинальной игре, вдруг обрели разум, научилис...

17 03 2024 4:54:38

Краткие обзоры. The Sum of All Fears

“Наша задача, таким образом, сводится к прочтению брифинга, выбору комплекта вооружения (именно комплекта — отдельные стволы в ассортименте не представлены) и черепашьему забегу по уровню с целью выполнить задание. Последние ничем от оригинальной R6 не от...

16 03 2024 12:40:34

Outland

«…Outland не дает времени на раздумья. Классическая задачка со стационарной пушкой, обстреливающей героя ядрами, здесь проходится совершенно по-новому: от одиночных залпов можно уворачиваться, но в Outland вас буквально расстреливают в упор, без шанса спа...

15 03 2024 7:38:55

Темные времена боевых роботов. MechWarrior: Dark Age возрождение BattleTech

"...те, кто ценит во вселенной боевых роботов l...

14 03 2024 10:35:53

When Vikings Attack

«…В вызывающей простоте кроется главная прелесть When Vikings Attack. Ее легко освоит даже ваша троюродная тетушка, а азapт, которым буквально искрится игра, делает поединки очень увлекательными. Определенно одно из лучших компанейских развлечений этого г...

13 03 2024 0:48:54

Превью FIFA 22. Добро пожаловать, или без PS5 и Xbox Series вход воспрещён

Почти год назад я писал превью FIFA 21 и сокрушался, что опять нет некстгена, игра похожа на предыдущую часть и так далее. Друзья, я ошибался: в прошлом году было огромное количество изменений. А вот FIFA 22 — это на 80% новая графика…|Игромания...

12 03 2024 1:31:30

Impire

«…Impire близка к оригинальному «Хранителю подземелий» по тематике и настроению и, подобно прошлогодней Dungeons, не чурается перемен. Французы Cyanide собираются скрестить Dungeon Keeper с… Warhammer: Dawn of War 2. Мы связались с разработчиками и выясни...

11 03 2024 15:56:29

Косплей недели: The Witcher, Overwatch, Life is Strange, LoL, «Великий мышиный сыщик»

Мы собрали косплей по самым популярным фэндомам: «Ведьмак», Overwatch и LoL. Изюминка подборки — необычный косплей по первой части Life is Strange и музыкальный косплей-клип....

10 03 2024 17:31:39

Star Wars: The Old Republic Threat of Peace

«…Что авторам Threat of Peace удалось замечательно, так это показать, насколько сильно далекая галактика эпохи Старой Республики отличается от того, что мы видели в фильмах или прежних играх по мотивам «Звездных войн». Здесь нет привычной для саги Лукаса...

09 03 2024 14:47:14

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::