Сегодня iPhone, завтра чемпион > Minecraft истории
истории Minecraft    

Сегодня iPhone, завтра чемпион

Сегодня iPhone, завтра чемпион

Спецматериалы Сегодня iPhone, завтра чемпион 023.07.2009 07:53  |  При одном только взгляде на сложенную PSPgo становится понятно, насколько сильно повлияли на рынок портативных видеоигр iPhone и iPod touch: габаритами, размером экрана и даже моделью продаж PSPgo подозрительно напоминает гаджет, выпущенный Apple в 2007 г Спецматериалы

Изо всех переносных игровых устройств собственно портативными игровыми консолями могут считаться только гаджеты Sony и Nintendo. Apple, Nokia, Palm, Microsoft и другие просто влезли под шумок и наслаждаются поднявшейся вокруг них шумихой. Но сейчас эта шумиха утихает и выясняется, что хозяйничает на рынке портативных консолей вовсе не портативная игровая консоль.

Сегодня на рынке портативных игровых платформ существует три крупных компании Sony с ее PSP, Nintendo с ее DS и Apple c iPhone, который, по большому счету, игровой системой не является. С ними сожительствует единая игровая платформа N-Gage 2.0 и множество мобильных телефонов, на каждом из которых имеется тетрис, арканоид и мобильный вариант Spore. Ситуация усугубляется еще и тем, что параллельно существуют три (а скоро будет четыре) версии PSP, три версии DS и три варианта iPhone (не считая двух версий iPod touch) итого больше десяти разнообразных гаджетов. Они упopно пытаются выпихнуть друг друга с рынка портативных игровых устройств ведь среднестатистический игрок довольствуется одной, максимум двумя переносными консолями.

Попробуем разобраться, кто тут с кем конкурирует, кто проигрывает, кто побеждает, кто наносит внезапный и страшный ответный удар, у кого больше всего игр и по чьему образу и подобию будут строиться портативные игровые системы в будущем.

Из консольного ада

Из-за расположения крестовины и аналоговой рукоятки PSPgo похожа на контроллер DualShock: рукоятка находится справа от крестовины, а не точно под ней, как на PSP-3000. Но вот насколько эту штуку будет удобно держать в руках, мы узнаем только осенью.

Для PSP, портативной консоли Sony, последние полтора года выдались очень тяжелыми. За 2008 год на PSP вышло порядка 50 игр, из которых по-настоящему успешной была разве что God of War: Chains of Olympus. А самой продаваемой игрой на этой консоли остается Grand Theft Auto: Liberty City Stories 2005 года выпуска. От непосредственного конкурента (Nintendo DS) PSP отстает по продажам в два раза: делу не смог помочь ни внезапный успех франчайза Monster Hunter в Японии, ни выпуск усовершенствованной версии PSP-3000, консоли с микрофоном и улучшенным экраном.

Новые прошивки добавили PSP неигровых опций электронную почту и разговоры по Skype, благодаря аддону PSP-290 у консоли появился GPS. Последний год Sony всячески старалась скрыть тот факт, что PSP это игровая платформа. И как-то незаметно PSP из главной портативной игровой системы Sony превратилась в платформу для эмуляции старых игр и просмотра фильмов благо при просмотре видео в PSP-3000 долго не садится аккумулятор... Компанию очень подвел формат UMD (Universal Media Disc) игры на мини-дисках стоят $20-40 и продаются плохо (фильмы на мини-дисках не продавались вообще), а онлайновый магазин PlayStation Store используется для приобретения классических игр для первой PlayStation, а не для продажи свежих PSP-игр и дополнений к ним. По всему складывалось, что Sony не в состоянии привлечь на PSP крупных разработчиков и известные лицензии, что компания игнорирует PSP в пользу PlayStation 3, что продолжения портативных экспериментов не будет.

God of War: Chains of Olympus последний крупный блокбастер на PSP, третья игра в серии и приквел к оригинальному God of War. Игра вышла в марте 2008-го с тех пор на PSP было абсолютно нечем заняться.

Но после E3 ситуация полностью изменилась. Была объявлена новая версия консоли PSPgo, поступающая в продажу 1 октября по цене в $249 (оригинальная консоль сейчас стоит $169). Вслед за анонсом PSPgo объявили целую серию игр-блокбастеров, существенно отличающихся от той продукции, что Nintendo выпускает на DS (или сторонние разработчики на iPhone). Портативный симулятор Gran Turismo PSP должен открыть на PSP новую эру гонок. Неожиданный интерес к платформе проявила Capcom с Resident Evil Portable хотя ранее эта же компания отменила разработку Devil May Cry для PSP и, судя по всему, готовилась проститься с платформой. Объявлены PSP-версия Tekken 6, MotorStorm: Arctic Edge, SoulCalibur: Broken Destiny, LittleBigPlanet. Сведений о LittleBigPlanet пока мало, но, скорее всего, в игре будет возможность интеграции с PS3-версией, выхода в онлайн и игры на сотнях уже готовых уровней...

Между тем из всех современных платформ PSP больше всего соответствует представлениям о полноценной карманной консоли: есть не только кнопки и крестовина, но и шифты, и аналоговая рукоятка (пусть и не очень удобная). PSPgo двухуровневая: верхняя панель с экраном будет сдвигаться, открывая доступ к органам управления; сам экран уменьшился с 4,3 до 3,8 дюйма, добавлен Bluetooth для локальных многопользовательских игр, но самое важное! убран привод UMD. Теперь все игры нужно будет покупать в PlayStation Store через PS3 или PC-версию магазина или по Wi-Fi напрямую с PSP.

Scribblenauts одна из самых интересных игр 2009 года. Заказывайте все, что вашей душеньке угодно: от вертолета до ударной установки.

Но как же быть со старыми дорогостоящими UMD, которыми уже владеют игроки? Представители Sony отвечают, что, во-первых, PSPgo не ставит себе задачу полностью заменить PSP-3000: в магазинах будут продаваться обе платформы как мобильный и бюджетный вариант. Во-вторых, «подавляющее большинство вышедших PSP-игр будет доступно в онлайновом магазине» и владельцы новой PSP, видимо, смогут скачивать уже купленные на UMD игры бесплатно. А все игры, выпущенные после 1 октября 2009 года, сразу будут появляться в онлайне. Читаем между строк: по нашим прогнозам, выпуск игр на UMD будет плавно прекращен где-то к середине 2010 года (как это уже произошло с UMD-фильмами), а PSP-3000 из полноценной альтернативы PSPgo превратится в ретроплатформу наподобие PlayStation 2.

Смартфон или телефон?

Внятно объяснить, чем смартфон отличается от мобильного телефона, не в состоянии даже компании-производители. Мы хотим предложить вам такой ориентир: смартфон это устройство, успешно заменяющее собой телефон, плеер и игровую консоль. Но при этом смартфон это портативный компьютер, по которому можно звонить и отправлять SMS, а не телефон, на котором можно играть и слушать музыку. Чувствуете разницу в акцентах?

Кстати, то, что тебе в любой момент могут позвонить или как-то еще отвлечь, диктует совсем иную структуру игры. Далеко не все игры в App Store умеют ставить себя на паузу во время звонка и потом возобновляться с прерванного места. На iPhone немыслимы «серьезные» консольные игры, на один заход в которые нужен час-другой свободного времени. В играх App Store особый вспышечный гeймплей: пройти уровень получить награду, пройти уровень получить награду... У PSP-игр совсем другие цели и задачи, там игры дорогие, сложные. А игры iPhone разработаны так, чтобы не дай бог не посадить пользователю батарейку, а то заряда на звонки не останется!

Когда игр много

Кратос из God of War один из героев файтинга SoulCalibur: Broken Destiny. Игра построена на основе SoulCalibur 4, выходит в сентябре 2009-го, эксклюзивна для PSP и рассчитана на новичков (одиночный режим в Broken Destiny представляет собой одну большую тренировочную миссию).

Внутренних изменений в PSPgo нет, это всего лишь новая версия уже существующей платформы. При одном только взгляде на сложенную PSPgo становится понятно, насколько сильно повлияли на рынок портативных видеоигр iPhone и iPod touch: габаритами, размером экрана и даже моделью продаж PSPgo подозрительно напоминает гаджет, выпущенный Apple в 2007 году.

По сравнению с инженерами консольных фирм у инженеров Apple был больший бюджет, да и технологии они использовали более современные все-таки первая версия iPhone появилась через два с половиной года после Nintendo DS (ноябрь 2004-го) и Sony PSP (декабрь 2004-го). Первый iPhone использовал процессор ARM1176 производительностью в 412 МГц, в то время как в DS стоит пара ранних ARM-процессоров производительностью в 67 и 33 МГц, а в PSP два процессора устаревшей архитектуры MIPS по 333 МГц (MIPS-процессоры использовались еще в Nintendo 64, первой и второй PlayStation и в PC начала девяностых). Разрешение экрана iPhone 320×480, это больше, чем у экранов DS (256×192), и легко сопоставимо с разрешением PSP (480×272).

В то время как игры для PSP и DS стоят от $20 до $50 (другими словами, не слишком отличаются по цене от игр для настоящих больших консолей и PC), игры для iPhone в открытом компанией Apple онлайновом магазине App Store стоят $1-5 ($10 это для них уже очень дорого). Через год после запуска, по состоянию на июнь 2009 года, в App Store содержалось уже 25 000 приложений, а общее число закачек зашкаливало за 800 млн...

MotorStorm: Arctic Edge, игра про cмepтельные гонки на Аляске, выходит одновременно на PSP и PlayStation 2 этой осенью. Впервые в истории аркадных гонок на трассу вместе с обычными багги и грузовиками выходят снегоходы и снегоуборщики.

Подавляющее большинство игр в App Store попадает в разряд казуальных (Galcon, Wurdle, Trism, iShoot, Topple 1-2, Tap Defense, Cube Runner, Word Warp, JellyCar и другие), «настоящие» игры встречаются редко, и еще реже оказываются играбельны. Разработчики до сих пор не уверены, можно ли посредством гироскопов и сенсорного экрана управлять большой настоящей игрой привычного жанра. В результате появляются рельсовые шутеры вроде Doom Resurrection и Metal Gear Solid Touch, гоночные игры, авиасимуляторы, где самолет управляется наклоном iPhone, и довольно грубые поделки вроде Hero of Sparta, где управлять нужно виртуальными кнопками виртуального гeймпада. При этом на iPhone есть версии I Love Katamari и Need for Speed, SimCity и Peggle, вышли классические Wolfenstein 3D и Space Ace. Попытки крупных издателей Gameloft, THQ, Namco Bandai, Electronic Arts и Sega выпускать на iPhone серьезные коммерческие игры привели к разговорам о создании в App Store отдельной секции, игры для которой будут проходить строгий контроль качества и продаваться по $40-50.

Сейчас устройство App Store самое слабое место iPhone как игровой платформы. Примитивная система сортировки по жанрам и категориям не справляется с потоком новых игр, во всевозможные топы попадают (и, следовательно, покупаются) не самые качественные, а самые дешевые приложения. Это успешно доказали разработчики Peggle, временно сбросившие цену игры с $5 до $1 и немедленно угодившие на первое место по продажам. Сходная ситуация сложилась на американском рынке видеоигр в начале восьмидесятых годов прошлого века огромное количество игр, выпускаемых наспех сформированными компаниями, контроля качества нет, игры никем не тестируются перед релизом... Тогда все закончилось полным крахом рынка видеоигр и разорением всех американских производителей консолей.

Metal Gear Solid Touch рельсовый шутер для iPhone. Мы не управляем перемещениями Снэйка только наводим на врагов прицел или двумя пальцами увеличиваем изображение при стрельбе из снайперской винтовки.

Игра по компасу

Перед разработчиком игр для App Store не стоит фактически никаких ограничений технически аппарат может соревноваться с выделенными игровыми платформами, универсального интерфейса управления нет, аппаратные возможности iPhone затачиваются под каждую игру или приложение индивидуально. Но с коммерческой точки зрения разработка игр для iPhone оправдывает себя еще реже, чем разработка игр для настоящих консолей. Онлайновый магазин у Apple самый большой в мире, лицензионные отчисления компания берет рекордно низкие (70% прибыли достается разработчикам, в то время как Microsoft в Xbox Live эти же 70% забирает себе), стоимость разработки небольшая... и все-таки при цене в один-пять долларов в App Store редко появляются игры-бестселлеры. Свински разбогатеть удалось только компании ngmoco, выпустившей сразу три ранних суперхита (Rolando, MazeFinger и Topple), на сто процентов использовавших аппаратные возможности и специфические схемы управления iPhone.

Space Ace на iPhone переиздание классической интеpaктивной мульт-аркады (сиквела Dragon\'s Lair) 1984 года. Игра замечательная, но органы управления (стрелки и кнопка выстрела) рисуются непосредственно на экране, и при нажатии на них пальцы закрывают самые интересные фрагменты мультфильма.

Оживление в игровых кругах вызвала третья версия iPhone, вышедшая 19 июня. iPhone 3GS поддерживает стандарт трехмерной графики OpenGL ES 2.0, в два раза, если верить Apple, возросла производительность процессора теперь можно делать игры с более качественным освещением и спецэффектами. Но это значит, что возрастет и стоимость разработки (а решатся ли на это разработчики, когда игра будет по-прежнему стоить $1-5?), и что придется делать две версии игры одну для нового iPhone и равноценного ему iPod touch второго поколения, другую для старых iPhone и iPod... Хотя вряд ли это очень расстроит разработчиков: люди, работающие с App Store, привыкли делать игры сразу для нескольких тысяч разнокалиберных смартфонов и мобильных устройств, так что ничего страшного в такой фрагментации рынка для них, наверное, нет. Авторы гоночного хита Real Racing (главного iPhone-конкурента Gran Turismo) уже взялись за переработку игры под 3GS новая версия будет автоматически определять версию аппарата и отключать ненужные спецэффекты. Другие разработчики намерены творчески использовать даже встроенный в iPhone 3GS компас чем не дополнительный орган управления!

Но вышедшая 17 июня 2009 года прошивка iPhone OS 3.0 оказалась куда важнее для будущего iPhone (и мобильной игровой индустрии как таковой), чем простое обновление линейки аппаратов. Появившиеся в OS 3.0 микротранзакции изменят всю коммерческую модель App Store.

Wolfenstein 3D на iPhone образцово-показательный ремейк, но вот с управлением Джон Кармак намучался... В последней версии игрок может расставлять фрагменты интерфейса на свое усмотрение: в такой вот, например, раскладке в мобильном Wolfenstein 3D можно худо-бедно стрейфиться.

Раньше игры в онлайновом магазине Apple можно было продавать только один раз. Новые уровни, трассы, миссии разработчики делали бесплатно, редко и крайне неохотно... И вот теперь, наконец, появится коммерческая мотивация возможна продажа дополнений, виртуальных товаров первой необходимости, а также подписка на игры. Возникнут кастомизация персонажей в социальных играх (той же мобильной версии The Sims 3) и продажа объектов, влияющих на игровую механику MMORPG, стратегий, гонок и шутеров. Компания ngmoco объявила об использовании микротранзакций в онлайновом шутере LiveFire оружие и апгрейды можно будет покупать как за игровые кредиты, так и за реальные деньги.

Отдельные многопользовательские игры (вроде Mob Wars, пришедшей из социальной сети Facebook) уже пытались предоставить владельцу iPhone возможность поднять свой социальный статус деньгами в коммерческой версии давали больше стартовых очков на покупку оружия, лечение персонажа и найм сообщников, чем в бесплатной. Теперь статусные вещи можно будет продавать совершенно официально. Наконец, появится система подписки, помогающая разработчикам окупить расходы на поддержку онлайновых проектов обслуживание серверов и производство аддонов...

С конца 2006 года компания Apple тестировала продажу программного обеспечения через онлайновый магазин iTunes Store, продавая по $5 игры для плееров iPod. Средства массовой информации считали это блажью и безобидным хобби Стива Джобса, хотя на самом деле на глазах у конкурентов обкатывалась исходная коммерческая модель App Store. Теперь, с выходом прошивки iPhone OS 3.0, происходит обкатка бизнес-модели для всех без исключения портативных платформ. Именно так, через онлайновый магазин, подписку и микротранзакции, в 2010 году будет идти торговля в PlayStation Store и в нинтендовском DSi Shop.

Real Racing разработчика Firemint одна из лучших гонок на iPhone (и уж точно самая реалистичная гонка). Все управление через покачивание аппарата на манер рулевого колеса. На трассе, кстати, одновременно находится шесть машин, в то время как в Gran Turismo PSP их будет всего четыре.

Догоняющие

Тем временем Nokia подняла свою провалившуюся портативную игровую консоль N-Gage (2003). Теперь это не физическая игровая платформа, а единый игровой сервис N-Gage 2.0 для смартфонов N-серии. Игры для N-Gage 2.0 продаются через сайт www.ovi.com, ранее занимавшийся продажей музыки и GPS-карт.

У последнего смартфона Nokia N97 разрешение 640×360, сенсорный экран, процессор ARM11 с тактовой частотой 434 МГц... В настоящий момент на сайте N-Gage перечислена 41 игра, в том числе Star Wars: The Force Unleashed, Resident Evil: Degeneration, Prince of Persia, Need for Speed: Undercover, Boom Blox и Age of Empires 3.

Microsoft в сентябре собирается выпускать новый плеер, Zune HD, с разрешением экрана в 480×272, новым процессором объединенной архитектуры NVIDIA Tegra и гироcкопом и активно нанимает небольшие компании для разработки игр для онлайнового магазина Zune Marketplace. Другие конкуренты Apple на рынке смартфонов компании RIM и Palm запустили онлайновые магазины для платформ серий BlackBerry и Treo, в которых тоже есть игровые отделы.

Topple 2 самая популярная игра в App Store на сегодняшний день. Это продолжение замечательного пазла Topple, с которого в конце 2008 года начался взлет компании ngmoco. В настоящий момент первый Topple можно скачать бесплатно.

И вот еще новости: по сведениям японской газеты Nikkei Business Daily, Sony в ближайшие месяцы планирует собрать комaнду для разработки гибрида телефона и портативной игровой платформы. В конце 2007 года директор игрового подразделения Sony Ericsson Питер Анегард уже говорил о скором выходе телефона Ericsson под брендом PlayStation, но проект был отменен из-за недостаточных аппаратных мощностей существующих телефонов и нежелания Sony доверять марку PlayStation сторонним шведским разработчикам. Сейчас же речь идет о создании «принципиально нового» мобильного устройства силами внутренней комaнды. Компания Sony «слухи и домыслы» комментировать отказывается.

А мы пока и на N-Gage, и на Zune, и на всех остальных плеерах и смартфонах наблюдаем все те же примитивные игры для мобильных телефонов, о которых на фоне великолепия iPhone, PSP и DS уже начали благополучно забывать. Ведь одно дело разpaбатывать новые игры для активно развивающейся платформы и творчески использовать ее нестандартное управление, и совсем другое производить урезанные ремейки больших «настоящих» игр для устройств с мелкими экранчиками и неудобными клавиатурками, для игры не предназначенными. Редкие исключения вроде Orcs & Elves Джона Кармака, в оригинале вышедшей именно на мобильниках, и только потом портированной на Nintendo DS, только подтверждают правило: хороших игр для мобильных телефонов не бывает.

Главная беда конкурирующих с Apple смартфонов в том, что на каждом устройстве используется свое собственное программное обеспечение и максимально урезанные универсальные пакеты вроде Java ME. Например, после провала портативной консоли Gizmondo, выпущенной в 2005 году компанией Tiger Telematics, Microsoft отказалась от позиционирования операционной системы Windows CE как единой игровой среды. Ведь разpaбатывать портативные игры под одну ОС, которая не привязана к определенной игровой платформе, способной объединить под своим знаменем разработчиков, никто не будет.

Rolando второй суперхит ngmoco, вышедший в декабре 2008-го. Платформенная аркада про жизнь смешных шарообразных существ недвусмысленно напоминает игру LocoRoco, выпущенную Sony на PSP еще в 2006 году... но шариками из LocoRoco нельзя было управлять, наклоняя консоль вправо или влево!

Да и в целом разpaбатывать игры для iPhone гораздо проще, чем для Symbian, Windows Mobile, Palm, RIM BlackBerry и других мобильных систем. Программная среда Cocoa Touch знакома разработчикам по Mac OS, средства разработки стоят дешевле, чем программно-аппаратные комплексы для консолей, а Apple не берет с разработчиков чудовищных лицензионных отчислений. Даже без игр, сам по себе, iPhone крайне популярная платформа. Apple интересуют прежде всего продажи самих устройств, и уже потом продажа аксессуаров, программного обеспечения и отчисления от провайдеров сотовой связи. Аудитория у iPhone больше, чем у смартфонов и мобильных телефонов, и существует легкий и коммерчески выгодный способ донести свою игру сразу до всех этих пользователей.

Тихое противостояние

На самом деле Apple начала пробираться на рынок портативных игровых платформ уже давно.

Еще у игр для iPod образовалась пользовательская база примерно в 100 млн человек. iPod пятого поколения использовал те же процессоры, что и Game Boy Advance (только в iPod их было два), дисплей был более высокого, чем у GBA, разрешения, было больше оперативной памяти и огромный жесткий диск вместо картриджей. И хотя iPod не планировался как игровое устройство и стоил $400 против $200 Game Boy Advance, все возможности для игры уже были!

Для детишек?

В 2003 году Nokia выставила на рынок собственную игровую консоль N-Gage в надежде составить конкуренцию Game Boy Advance. Консоль стоила $300 и расходилась чрезвычайно плохо порядка 5000 штук за первый месяц продаж. Чтобы вставить в N-Gage карточку с игрой, консоль нужно было разбирать...

Пятнадцать лет, с 1989 по 2004 год, Nintendo безраздельно правила рынком портативных консолей, поддерживая Game Boy, Game Boy Color и Game Boy Advance. На сегодняшний день в мире продано 120 млн консолей Game Boy и Game Boy Color и 81 млн GBA причем большая часть разошлась в первые годы существования консолей...

Сам факт существования оригинального Game Boy c 1989 по 1998 год пpaктически без аппаратных изменений (если не считать появление цветного дисплея) указывает на то, что Nintendo всегда мало занимали технические качества портативной платформы. В компании считали, что игровая механика важнее графики, что главное для платформы это большая игровая библиотека и строгий контроль качества. Так что президент и генеральный директор компании Сатору Ивата (который сам пользуется iPhone и тепло о нем отзывается) не зря настаивает на том, что между Nintendo DS и iPhone сейчас нет прямой конкуренции: «У нас разная аудитория!» По словам Иваты, как Apple не может отобрать у Nintendo ее главную аудиторию, так и Nintendo не может претендовать на демографию Apple. Разница в возрасте, в подходе к играм и к людям...

Помимо N-Gage 2.0, Star Wars: The Force Unleashed вышла на iPhone и еще 850 (не шутка!) мобильных платформах. Герой все делает самостоятельно, мы только лихорадочно стучим по мобильной клавиатурке или чертим узоры на экране (в iPhone-версии).

Последняя версия DS Nintendo DSi стоит $169, и главные ее достоинства не экраны и не процессоры (такие же слабенькие, как и в оригинальной DS), а наличие двух камер, одна из которых направлена вперед для фотографирования игрока, и онлайнового магазина DSi Store, через который Nintendo намерена в будущем продавать свои портативные игры. Это самая популярная платформа среди детей всех стран мира, пpaктически все игры на DS семейной ориентации, не считая отдельных образчиков жанров survival horror (Resident Evil: Deadly Silence), шутеров (C.O.R.E.) и переизданий классических квестов (Broken Sword). Это не преувеличение, из многих сотен выпущенных на DS игр только 6 (шесть!) имеют возрастной рейтинг «M» (для лиц от 17 лет).

Разработчики игр для DS занимаются примерно тем же, что и разработчики игр для iPhone: ищут возможности нестандартного и творческого применения сенсорного экрана, микрофона, камеры и прочих органов управления платформы. Но у Nintendo все это делается не наугад, а целенаправленно, к разработке игр вроде Nintendogs и Brain Age привлекались огромные деньги и лучшие игровые умы Японии. Хотя бывают и интересные игры от сторонних авторов например, от американской студии 5TH Cell, разработчиков серии Drawn to Life и выходящей осенью игры Scribblenauts, как нельзя лучше демонстрирующей отличие Nintendo от всех прочих портативных платформ с сенсорными экранами.

Resident Evil: Degeneration разpaбатывалась сразу для целой линейки поддерживающих N-Gage 2.0 смартфонов, в том числе и для устаревших устройств. Результат невразумительная усредненная графика и одинаково неудобное на всех аппаратах управление.

В Drawn to Life игроку позволяли собственноручно рисовать игровые объекты для решения головоломок изящное, но вполне очевидное дизайнерское решение. В Scribblenauts рисовать не надо достаточно нацарапать название объекта, и он тут же появится в игре! В словаре содержится 10 тыс. существительных на 12 языках, игра рассчитана на детей от 12 лет и старше, в ее лексиконе нет плохих слов, зарегистрированных торговых марок и существительных, связанных с алкогольной продукцией. К четырем демостендам на E3 стояли длиннейшие очереди...

Оригинальная DS сейчас стоит $130. Nintendo единственная компания, которая продает игровые консоли с прибылью, а не в убыток себе (как это делают Sony и Microsoft), она меньше зависит от отчислений с продаж игр, что позволяет компании создавать разработчикам человеческие условия. Рынок игр для мобильных телефонов Nintendo не интересует (вряд ли мы когда-нибудь увидим продукцию Nintendo в App Store) компания культивирует свой уникальный вид портативных игр и свою уникальную аудиторию. Продажи хорошие, и позиция Nintendo на ближайшие десять лет кажется неуязвимой...

Но тут следует учесть два момента. Во-первых, аудитория iPhone еще не определилась библиотека игр для App Store только выpaбатывается, на стыке однодолларовых казуалок и десятибаксовых блокбастеров вполне закономерно появление качественных детских, семейных и образовательных игр. Как iPod когда-то тихо подкрадывался к Game Boy Advance, App Store в любой момент готов влезть на территорию DSi Shop. Во-вторых, взрослые игры на DS неизменно проваливаются. Последний пример широко разрекламированная и обласканная критикой игра-эксклюзив Grand Theft Auto: Chinatown Wars, за первые две недели продаж в США разошедшаяся тиражом всего в 90 тыс. (!) экземпляров, в то время как безумно популярная Pokemon Platinum за первые девять дней продаж разлетелась тиражом в 805 тыс. копий... Разумеется, Rockstar Games немедленно объявила об осеннем издании GTA: Chinatown Wars на PSP.

Пошаговая RPG Orcs & Elves Джона Кармака сначала вышла на мобильных телефонах (вверху) и только через полтора года была портирована на Nintendo DS. Это, наверное, лучшая игра, когда-либо выходившая на мобильниках, а вот на DS с ее двумя экранами и тачскрином кажется слишком примитивной.

* * *

Пока мы спорим, следует ли вообще считать iPhone и iPod touch игровыми платформами, iPhone превратился в достойную альтернативу PSP-3000 и DSi. В дороге или в отпуске вполне можно прожить без PSP или DS, но крайне трудно прожить без iPhone, а если уж на смартфоне имеется огромная библиотека недорогих разнокалиберных игр, то зачем брать с собой еще и игровую консоль за $160?

Да, управление с гироскопа и сенсорного экрана адекватно далеко не во всех играх (живой пример Wolfenstein 3D), а при рисовании на экране виртуальной клавиатуры пальцы игрока закрывают большую часть происходящего... Но для некоторых игр нестандартный интерфейс управления это скорее достоинство, чем недостаток. В конце концов, даже на PSP с ее классической консольной раскладкой невозможно играть в особо активные файтинги: консоль так прыгает в руках, что начинаешь проклинать того, кто догадался соединить в одном куске пластика гeймпад и монитор.

На примере iPhone можно заключить, что будущее портативных игровых платформ за одним универсальным смартфоном, а не за специализированными игровыми устройствами. Распространение игр все равно происходит в онлайне, устройства для чтения мини-дисков и картриджей не нужны, аудитория найдется и для хардкорных, и для казуальных игр... По словам Нила Янга, основателя ngmoco, среднее время игры в Topple и Rolando равняется 20 минутам. Это, видимо, золотая середина между двухминутными сеансами в самых примитивных играх на мобильных платформах и многочасовыми сессиями в GTA на PSP. Если iPhone и в самом деле удалось нащупать аудиторию, среднюю между хардкорными и казуальными игроками (которую так и не удалось найти Nintendo за двадцать пять лет поисков), то через год-другой это будет феноменально успешная игровая платформа. И будущее за ее потомками.


Первые впечатления от «Мора» (Pathologic 2)

«Мор. Утопия» — одна из главных игр моей юности; неоднозначный, тягучий и одновременно невероятно глубокий опыт. Ненавижу это клише, но пресловутая «душа» в magnum opus Николая Дыбовского…|Игромания...

27 04 2024 20:47:15

Косплей недели: DC Comics, World of Warcraft, Horizon Zero Dawn

Старфайр — DC Comics Многие поклонники вселенной DC были разочарованы образом Старфайр в сериале 2018 года. Тем приятнее посмотреть на отличный косплей от Зои Вольф! Фото: Sei Shin Салли Вайтмейн — World of Warcraft Не так давно…|Игромания...

26 04 2024 10:37:47

Поиграли в King’s Bounty II. Новый взгляд на легендарную тактическую RPG

Тактическая ролевая игра от 1C уже в шаге от релиза. Впечатления по первым 10 часам: много диалогов, мало отличий между персонажами и почти нет багов!...

25 04 2024 1:39:37

Гарри Поттер и тайная комната

Вы уж простите, но я буду писать в основном для тех, кто относится к Гарри Поттеру хорошо. Тем, кто видит в книгах Джоан Роулинг проявление буржуйской масс-культуры и происки глобалистов, мне сообщить об этой игре нечего. К их услугам всегда остаются Петь...

24 04 2024 0:45:21

Vampire: The Masquerade Bloodlines

    “Не хотела бы поразвлечься?” Лицо “жрицы любви” не выражает ровным счетом никаких эмоций. Она просто делает свою работу. “Сколько заплатишь?” — “Тридцать”. —…|Игромания...

23 04 2024 23:12:22

Руководство и прохождение по "Sports Car GT"

Похоже, Electronic Arts взялась за дело всерьез – с завидной постоянностью из-под пера этого уважаемого издателя выскакивают симуляторы вполне серьезных в мире авто- и мотоспорта соревнований. Пару месяцев назад – SBK и NASCAR, сейчас – GT, в буду...

22 04 2024 6:57:50

Пользовательские кампании Warcraft III: как фанаты продлевают жизнь 17-летней игре

Warcraft III кардинально изменил представления игроков о жанре стратегий в реальном времени: увлекательный сюжет и катсцены, удивляющая полноценным 3D графика и доведенный до идеала баланс в гeймплее. Вместе с игрой на диске игроки находили…|Игромания...

21 04 2024 22:34:59

Биошоковая терапия. Новое оружие в BioShock 

...резиновые пули и пули с заморозкой, в буквальном смысле останавливающие врагов. Наконечники новых стрел к арбалету пропитаны бактериальными спорами, которые при попадании в кровь жертвы заражают ее cмepтельной болезнью. Под воздействием других арбалетн...

20 04 2024 22:11:19

Предтечи

Как все начиналось? О своих наполеоновских планах Deep Shadows объявили еще весной 2005 года, почти одновременно с релизом другого амбициозного проекта «Xenus: Точка кипения». В сказку, которую тогда обещали авторы, очень хотелось верить.…|Игромания...

19 04 2024 8:44:56

Virtua Fighter 5: Final Showdown

«…главный файтинг SEGA — одна из икон давно забытой консоли Saturn, редкий пример виртуальных восточных единоборств, в которых минимум азиатской дичи. Тут нет сорокаступенчатых комбо, как в Street Fighter или Dead or Alive, а в роли бойцов вместо привычны...

18 04 2024 13:27:36

Первый взгляд. Micro Machines V4

К классическим аркадам на PC принято относиться если и не с презрением, то, как минимум, со снисходительной ухмылкой — мол, куда там этим приставочным недоделкам до «высокой игровой культуры» в лице стратегий, RPG и симуляторов. Результаты подоб...

17 04 2024 10:24:49

Burnout Crash

«…Когда разработчики радостно сообщили, что Burnout Crash будет небольшой аркадой для PSN и Xbox Live, да к тому же с одним-единственным режимом игры, — тут-то надежды на полноценное продолжение серии и разбились, как автомобиль о бетонный столб. Однако н...

16 04 2024 4:15:31

Rock of Ages

«…Rock of Ages выступает в уникальном жанре — tower defense на двоих. Один игрок скрупулезно выстраивает оборону своей крепости: расставляет солдатиков, возводит сторожевые башни, сдувает пылинки с крепостных ворот, то и дело приговаривая, как же ладно у...

15 04 2024 1:46:29

Обзор фильма «Джумaнджи: Новый уровень». Деды выживали

Когда четыре года назад Sony объявила, что готовит мягкий перезапуск «Джумaнджи», реакция пользователей сети оказалась довольно предсказуемой: преимущественно это был гнев. После cмepти Робина Уильямса, на котором, по сути, и…|Игромания...

14 04 2024 16:13:11

Обзор Nier: Automata. Тест Войт-Кампфа

Если бы в 2010 году мне сказали, что нишевая и весьма бюджетная игра Square Enix, Nier, получит дорогое продолжение, да еще и разpaбатывать его будет комaнда Platinum Games, я рассмеялась бы. Творение безумного игрового сценариста и дизайнера Йоко…|Игромания...

13 04 2024 20:29:38

Sherlock Holmes: The Awakened

...тут же вспомнит близкий по духу Call of Chtulhu: Dark Corners of the Earth. Заранее огорчим всех настроенных на экшен: единственным оружием Холмса по-прежнему является его собственный мозг (и в отдельных случаях доктор Ватсон, от лица которого тоже дад...

12 04 2024 12:36:35

Играем. Guild Wars: Eye of the North

...является своеобразным мостом для перехода в Guild Wars 2: между ними можно найти много общего. В игре есть возможность завербовать в качестве верного спутника одного из героев. В аддоне добавили 10 новых компаньонов, и некоторые из них окажутся игровым...

11 04 2024 19:14:54

Immortal Cities: Children of the Nile

Для того чтобы именно ваша пирамида смогла спустя много веков поразить американских туристов своими размерами, нужно вытереть сопли и поправить подгузник каждому жителю великого и могучего египетского государства. Главный каменщик вынужден помогать жене п...

10 04 2024 13:31:33

Legendary: The Box

падают дома, с неба сыплются огненные шары, над городом реют грифоны. Последние срываются с небес на паникующих жителей, подцепляют полицейские машины и скидывают их несчастным на головы. К осыпающимся зданиям еще как-то можно привыкнуть, но когда огромны...

09 04 2024 9:56:55

Лучшие телесериалы 2015 года: «Метод», «Сорвиголова», «Ганнибал»

О номинации: в этой номинации представлены самые значимые телепроекты, имеющие отношение к гик-культуре, поэтому ситкомов и драм в чистом виде не будет. Не рассматриваем мы также анимационные сериалы (простите, поклонники…|Игромания...

08 04 2024 20:28:25

Alice: Madness Returns

В портфолио Американа Макги, бывшего дизайнера уровней для Doom и Quake, гениальный экшен American McGee’s Alice соседствует с горами безыдейного трэша вроде BadDay L.A. Терпя одно разочарование за другим, фанаты Американа не раз повторяли:…|Игромания...

07 04 2024 6:24:43

Пятничный косплей: Marvel, «Ведьмак 3», WoW, Hellblade и BioShock Infinite

Екатерина Потёмкина и Николай Дернов — Мэри-Джейн и Человек-паук, Marvel Начнём мы сегодня с храброй подруги Человека-паука, огненноволосой Мэри-Джейн Уотсон, в исполнении Екатерины Потёмкиной. Если обычно мы комиксами заканчиваем, то тут…|Игромания...

06 04 2024 12:44:16

Почему вам надо поиграть в Yakuza и какие части лучшие

Сегодня вышла последняя часть Yakuza Remastered Collection, и теперь на PS4 можно поиграть в абсолютно все основные выпуски. Это отличный повод вспомнить об этой легендарной серии — и разобраться, с какой части лучше начинать её проходить,…|Игромания...

05 04 2024 18:16:36

Test Drive Unlimited 2

«…Как и первая часть, Unlimited 2 — это одна из немногих на свете игр, которая понимает, что такое гоночная романтика. Это не когда кучка бритых татуированных фриков, махая руками в такт рэпу, выясняют отношения на занюханном перекрестке у окраины. Test D...

04 04 2024 11:12:54

Коды по "Need for Speed 2" (ресурсы)

Как известно, в NFS всегда были качественные и хорошие саундтреки. Под такую музыку не только в виртуальной машине приятно кататься. Не грех взять ее с собой на прогулку в плеере или в магнитоле настоящего автомобиля. Главное только в последнем случае — н...

03 04 2024 12:15:18

Самые ожидаемые игры 2014 года. Часть 4

Часть 1   |   Часть 2   |   Часть 3   |   Часть 5 По просьбам наших читателей мы публикуем список самых ожидаемых, по мнению редакции…|Игромания...

02 04 2024 12:12:55

Ждем. Сфера 2

...не будет уровней персонажа как таковых. У каждого умения будет свой максимальный уровень, достичь которого можно будет за пару-тройку месяцев интенсивной игры, но я думаю, наши игроки не раз нас удивят скоростью развития своих персонажей. Помимо уровне...

01 04 2024 16:35:14

Интересное в Сети

В этом выпуске: шкала соотношения размеров некоторых объектов, «лунный» музыкальный генератор, удобный составитель плейлистов для YouTube-клипов, файловый поисковик, два сайта в одном окне и ежемecячная подборка флэш-пожирателей времени...

31 03 2024 9:25:46

«Мир юрского периода»: динозавры возвращаются... и лучше не вставать у них на пути

Мечта Джона Хаммонда сбылась: Парк юрского периода открылся, пусть и под другим названием, и бесперебойно работает уже больше пятнадцати лет. Но публика за эти годы настолько привыкла к динозаврам, что администрация решается на эксперимент: создать…|Игромания...

30 03 2024 11:25:26

PulzAR

«…Если взглянуть на экран «Виты», то в виртуальной версии помещения, в котором вы играете, под потолком окажется метеорит. Он вот-вот упадет, и остановить его можно только paкетой, к которой беспечные конструкторы забыли подвести питание…»...

29 03 2024 18:43:28

Driver: Parallel Lines

...нереальная динамика, благодаря которой просто не обращаешь внимания на технологичную убогость. Когда мчишься по узким улицам, пытаясь оторваться от пяти полицейских машин, или когда на экране происходит яростная перестрелка, уже как-то все равно, сколь...

28 03 2024 2:15:53

Тест монитора LG 27MP59G. Самый бюджетный AH-IPS с откликом в 1 мс

LG хорошо знакома по широкоформатным мониторам. Но сегодня она решила удивить: в продаже появился дисплей со стандартным соотношением сторон, но на качественной AH-IPS с игровым откликом в 1 мс....

27 03 2024 8:42:49

America’s Army 3

Я лежал подстреленный, с ужасом глядя на стремительно тающий лайфбар, ко мне подбежал какой-то канадец, упал рядом и, рискуя жизнью, попытался остановить кровотечение. Улица простреливалась, и ему пришлось отползти — но он выкинул из-за угла дымовую...

26 03 2024 6:23:17

Audiosurf

похожа одновременно на три совершенно разных игры: Rez (что это такое, мы вкратце рассказывали в обзоре Lumines: Puzzle Fusion, см. прошлый номер), Wipeout (футуристичные гонки с постоянной PlayStation-пропиской) и... тетрис.Выглядит это так: вы выбираете...

25 03 2024 13:46:27

10 «не подходящих» актёров, которые сыграли блестяще

Одно из самых любимых зрительских развлечений — жаловаться на подбор актёров. То Роберт Паттинсон слишком смазлив для Бэтмена, то Галь Гадот слишком белая для Клеопатры, то Зендая слишком смуглая для подружки Человека-Паука. Слишком…|Игромания...

24 03 2024 5:37:21

Silent Hill: Book of Memories

«…Эталонная рецензия на любую последнюю часть Silent Hill — это предсказуемое нытье про cмepть классики survival horror, отсутствие запyтaнного сюжета и вязкой атмосферы ужаса. Если следовать канону и оценивать Book of Memories как полноценную игру, то ее...

23 03 2024 4:44:56

«DVD-МАНИЯ» №08(131)

ОТ РЕДАКТОРА Всем привет! Интерфейс Комплектация 2 DVD Комплектация 1 DVD Пока в игровой индустрии наступило относительное летнее затишье (за отчетный период вышла только одна крупная игра — Devil May Cry 4), у модостроителей…|Игромания...

22 03 2024 3:50:15

Голос разума. Повесть о революции в технологиях распознавания речи: от «Кинекта» до искусственного интеллекта

«…Голосовое управление занимает странное место в нашей жизни. С одной стороны, это привычная всем технология, которая давно не вызывает особого удивления, с другой… если изучить вопрос более внимательно, удивительным становится именно наше равнодушие, вед...

21 03 2024 12:39:17

Need for Speed: Hot Pursuit

«Люди, известные как «козлы», подъехали на одноименных машинах…» — этот злобный анекдот как нельзя лучше хаpaктеризует отношение к силам правопорядка не только в России, но и по всему миру —…|Игромания...

20 03 2024 7:36:33

В центре внимания "Star Wars: Knights of the Old Republic "

4000 лет до расцвета Галактической империи. Еще совсем недавно Республика была объята огнем гражданской войны: лорд ситхов Экзар Кун сумел основательно подорвать ее обороноспособность. Почувствовав слабость Республики, милые соседи мaндалорианцы напали на...

19 03 2024 2:34:40

The Sims: Life Stories

Труп гигантского таpaкана говорит об одном: в SimCity работают люди в черном. Молодая красавица Рили Харлоу покинула SimCity и отправилась в пригород к близкой родственнице, чтобы начать все с нуля, — так начинается первая из двух показа...

18 03 2024 8:30:16

Квест: Goodbye Deponia!, Professor Layton and the Azran Legacy, Ace Attorney: Dual Destinies

Претенденты: Goodbye Deponia, Ace Attorney: Dual Destinies, The Night of the Rabbit, Year Walk, Professor Layton and the Azran Legacy Самое интересное и странное впечатление этого года пришло с мобильных платформ — Year Walk.…|Игромания...

17 03 2024 12:24:37

Rulezz&Suxx: вердикт. The Black Mirror

Западные рецензенты, очевидно, изголодавшись по приключенческим играм, вывели The Black Mirror относительно неплохие оценки. Однако буквально через неделю после появления этого квеста в продаже на рынок под ручку вышли два мастодонта: Broken Sword: Th...

16 03 2024 9:42:28

Хор карликов. Массовое тестирование MP3-флэш-плееров. Часть 2

"...Не размениваясь по мелочам, наша лаборато...

15 03 2024 11:38:55

Киберспорт. Deathzone

Call of Duty Четыре модификации. Aquai's Sound Mod делает озвучку оружия более реалистичной. DK MOD вносит множество изменений в гeймплей игры, делая его сложней и правдоподобней. The Voice of War — это новая система голосовых сообщений. VS-UK…|Игромания...

14 03 2024 6:10:23

Шоссе в никуда с Олегом Ставицким. Alan Wake

Alan Wake — амбициозный финский долгострой, вдохновленный «Твин-Пиксом» и Стивеном Кингом, — преподносится Microsoft и Remedy как прорыв в области сторителлинга. Автор нижеследующего текста объясняет, почему все 6…|Игромания...

13 03 2024 20:31:52

Sam & Max: Episode 2 Situation Comedy

...на наши с вами головы ежеминутно высыпается некоторое количество культурных понятий, без которых происходящее на экране выглядит не так забавно, как могло бы. Чтобы в полной мере понять тонкий юмор Sam & Max, неплохо бы знать, что конкурс поющих пе...

12 03 2024 6:38:27

Миллиардеры по неволе. Альтернативная история создания Facebook

«…по версии Мезрича, популярнейшая социальная сеть появилась на свет благодаря асоциальному типу, который всего лишь стремился удовлетворить раздутое чувство собственной важности. Недаром оригинальное название книги — «Случайные миллиардеры», а не «Миллиа...

11 03 2024 2:38:53

The Witcher 2 (Xbox 360)

«…Релиз второго «Ведьмака», по ощущениям, очень напоминает выход новой части Call of Duty: много рекламы (Варшава сплошь увешана баннерами с хмурым лицом Геральта), шум в прессе и даже небольшой скандал. Каждое преобразование новой игры поляки преподносят...

10 03 2024 8:44:48

Первый взгляд. Tom Clancy’s Ghost Recon 3

Думаю, тысячи гeймеров с разочарованием и негодованием приняли известие о прекращении работ над PC-версией Tom Clancy’s Ghost Recon 2. Единственная ложка меда в этой бочке дегтя — весьма скорый выход третей части, которая, по обещанию Ub...

09 03 2024 3:30:20

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::