Самые играющие страны мира: Великобритания > Minecraft истории
истории Minecraft    

Самые играющие страны мира: Великобритания

Самые играющие страны мира: Великобритания

Спецматериалы Самые играющие страны мира: Великобритания 009.07.2008 04:41  |  почти 90% британских игровых журналов имеют рейтинг 18+. Продавать их подросткам нельзя не только потому, что они содержат сцены насилия и описания кровавых игр. Просто журналисты и редакторы не стесняются через предложение писать «What the F******* Спецматериалы

Число персональных компьютеров давно превысило число жителей на планете, и резонно было бы предположить, что люди только и делают, что играют. На самом же деле стран, в культуре которых игры занимают действительно важное место, совсем немного: на востоке это Южная Корея, Япония и Китай, на западе — США, Канада, Великобритания, Франция, Швеция да, может быть, Германия. За десятилетия игровой эволюции в каждой стране сложились свои традиции, образовались свои влиятельные студии и выкристаллизовался свой, особый тип игрока. Отпечаток на игровые пристрастия накладывает и менталитет, и семейный достаток, и образование, и даже территориальное устройство государства.

В этот раз мы посмотрим, как обстоят дела с играми в Англии, самой играющей европейской стране и, наверное, самой близкой к нам в культурном аспекте.  Около трех недель мы проведем в Лондоне, на денек заглянем в Брайтон, Бат и Сасceкc. Приготовьтесь к культурному шоку: там не продают дисков на развалах, зато выпускают глянцевые руководства по прохождению шутеров, презирают онлайновые игры, недолюбливают владельцев PC и боготворят приставки. Ready, steady, go!

Географическая справка

Где находится Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии — островное государство на северо-западе Европы. Страна целиком занимает остров Великобритания (на нем находятся Англия, Шотландия и Уэльс) и часть Ирландии, а также остров Мэн и Нормaндские острова. Жителей страны обычно называют британцами или англичанами, хотя последнее не совсем верно, ведь Англия — это лишь часть страны. Именно ее, кстати, мы и посетили, обделив своим вниманием старушку Лох-Несс в Шотландии и знаменитых Красных дpaконов в Уэльсе.

Площадь 244 100 кв. км (если распотрошить пятилетний тираж «Игромании», как раз можно будет накрыть все Соединенное Королевство).

Государственное устройство Парламентская монархия. Конституции как единого документа здесь нет, судебная система прецедентная (суд смотрит, были ли в истории похожие дела, и, если были, ориентируется по ним).

Столица Лондон, счастливый обладатель множества парков и лужаек, интеpaктивных музеев, знаменитых двухэтажных автобусов и дорогущих (45 фунтов за полчаса езды из центра Лондона в аэропорт «Хитроу»!) черных кэбов.

Движение Левостороннее, поэтому на асфальте у пешеходного перехода всегда есть надпись: «Look right».

Валюта Фунты стерлингов; 1 фунт — это примерно 50 рублей.

Время Гринвичское (Greenwich Meridian Time) — 3 часа от московского времени.

Климат В целом мягкий и дождливый, за один день погода может меняться несколько раз; последние десять лет в стране зимой почти не было снега. Англичане грозят небу кулаками и бубнят себе под нос: global warming, global warming, global warming…

Официальный язык Британский английский. Приезжая в Великобританию, не вздумайте назвать негра афроамериканцем — обидится. К Америке они не имеют никакого отношения и предпочитают нейтральное обозначение «black man».

Главные достопримечательности Овсянка, виски, туманы, Биг-Бен, правильное чаепитие, гвардейцы в медвежьих шапках, королева Елизавета II, бульдоги, Тауэр, Робин Гуд и, конечно же, _________ (Англия ассоциируется у каждого с чем-то своим, так что закончите список самостоятельно).

Население 60,9 млн, 11 из которых живут в лондонской городской агломерации. Британцы обитают преимущественно в частных домах с автономным газопроводом, системой отопления, водоснабжения и канализации. Так как каждой новой семье нужна своя недвижимость, в стране большой дефицит земли и домишки жмутся друг к другу; иногда у двух разных строений одна общая стена. С самолета Лондон похож на громадный лабиринт: как будто какой-то великан говорил по телефону и в то же время бездумно калякал карандашом по земле. Улицы извиваются, домики нависают один над другим, дороги некоторое время тянутся-тянутся ровно и вдруг — бац! — упираются в чей-нибудь особняк и образуют причудливой формы площадь. С воздуха старую постройку не отличить от новой: все здания покрыты выщербленной и поросшей мхом черепицей. Дело только в том, что на одних крышах она поросла естественным путем, а на другие ее подселили за большие деньги.

Жизнь в Англии дорога даже для европейца, а уж с российскими зарплатами в Лондон лучше вообще не соваться: один проход в метро обходится в 100 рублей, игры стоят от 500 рублей до нескольких тысяч, а уж хороший игровой компьютер дешевле 150 тыс. рублей не найти (при этом подержанный Mercedes продают за 50-60 тыс. рублей).

Британцы стараются добираться до работы пешком или хотя бы на велосипеде (в крупных городах на байки давно смотрят как на трaнcпортное средство, а не как на игрушку). Тратить на дорогу до офиса больше 40 минут считается моветоном.

Вопреки расхожему мнению, в поездах англичане не только читают газеты, но еще и играют на PSP и Nintendo DS. Представьте себе такую картину: тучный дядечка лет сорока, с дипломатом и при галстуке, сидит в городской электричке и самозабвенно давит кнопки своей кислотно-розовой консоли. Собственно, вот мы и подошли к самому главному.

На что жалуемся?

Мужайтесь: Великобритания — страна консолей. Корни этого явления уходят в 80-е годы прошлого века. Консоли и РС появились в Британии почти одновременно, но только очень обеспеченные родители могли купить своему ребенку компьютер Amiga. Дети из небогатых семей довольствовались приставками Nintendo или SEGA. И хотя сейчас цена PC и приставки различается уже не в 15-20, а всего в 3-5 раз,  родители, привыкшие к консолям, продолжают покупать своим детям PlayStation и Xbox. По игровым пристрастиям можно судить о достатке семьи. Люди с высоким доходом могут позволить себе крутой игровой компьютер. Семьи со средней зарплатой обычно имеют ноутбук. Те, у кого денег совсем немного, покупают своему ребенку консоль.

Как вы думаете, что это за студия? Это Creative Assembly, которую мы так хорошо знаем по серии Total War. Тестируется слэшер Viking: Battle for Asgard (на момент посещения нами студии игра еще была в разработке).

Нельзя забыть и про рекламщиков Nintendo и Sony, из-за которых многие британцы свято верят, что с приобретением консоли все проблемы заканчиваются, а с покупкой PC — только начинаются. Конечно, купить кулер или жесткий диск куда проще, чем тащить домой консоль, однако где гарантия, что этот кулер будет работать на вашей материнской плате? И кто сказал, что ваша видеокарта — это действительно то, что нужно для современных игр? Производители консолей ведут грамотную антирекламу, а продавцы в игровых магазинах жалуются, что, пока производители компьютерного железа, разработчики игр и Microsoft договорятся о единых стандартах (а это уже происходит — см. инициативу PC Gaming Alliance), РС-игроки Британии просто вымрут.

Немаловажную роль играет и стоимость «потрeбления» консолей и РС. Попытайтесь понять образ мыслей типичного британца, у которого на всех ЖКХ-услугах тикают счетчики. Покупая консоль, вы заметно экономите на дорогом электричестве, интернет-трафике и услугах рабочих, которые будут тянуть провода к вашему дому. Чтобы поиграть с друзьями, достаточно просто  навалить у телевизора подушек и взять в руки гeймпад. Но и это еще не все: в консольных играх гораздо более стандартизированное управление. Привыкнуть к манипулятору можно за пару дней, в то время как разработчики компьютерных игр продолжают эксперименты с настройками.

Иначе говоря, британцы слишком ленивы, чтобы играть на компьютере, а местные издатели, журналисты и разработчики нисколько этим не опечалены. Консоли доминируют во всех сферах игровой жизни: появляется все больше магазинов, журналов, игр — и в результате точки, торгующие чем-то PC-шным, становятся «специализированными». Еще бы: если раньше стоило копить на персональный компьютер, чтобы поиграть в какую-нибудь истинно компьютерную игру, то теперь все крупные проекты мультиплатформенные (даже Crysis тоже рано или поздно выйдет на консолях).

Они не играют, потому что PC-игры слишком дороги?

В Британии, как и в других западных странах, продажи РС-игр сильно страдают от того, что многие люди годами играют в World of Warcraft и ни во что больше.

Средние цены на компьютерные игры в Великобритании:

  • DVD в стандартной упаковке — 10-17 фунтов
  • Джевел — 18-23 фунтов
  • Недавно вышедшая игра/подарочная упаковка — 24-29 фунтов
  • Коллекционное/бонусное издание (часто ограниченного тиража) — 30-60 фунтов

Для сравнения: за 50 фунтов можно найти крутой подержанный велосипед, две недели плотно обедать в школьной столовой или купить два места в партере на самый горячий мюзикл сезона.

PC-игры для многих действительно дорогое удовольствие, но так уж исторически сложилось, что владельцы компьютеров в Британии изначально обеспеченнее консольщиков (доход среднего PC-игрока — 29 тыс. фунтов в год). Поэтому разработчики справедливо считают, что человек, который может купить компьютер за 3000 фунтов, с легкостью потратит 10-35 фунтов на джевел.

Если вы предзаказываете игру, то обычно получаете ее на 2-3 фунта дешевле в течение 24 часов после начала продаж. В большинстве магазинов действуют скидки типа «После 20 фунтов каждый диск за 5 фунтов» или «Купи 6 DVD на 20 фунтов». Впрочем, особой популярностью такие предложения не пользуются: как и у нас, в Великобритании в подобных акциях участвуют заведомо трэшевые игры.

Кроме того, в сети Zavvi есть несколько магазинчиков, продающих исключительно уцененный товар (прежнее название таких магазинов — Virgin XS). Вопреки ожиданиям, здесь торгуют не стародавними дисками, а продукцией с поврежденной упаковкой, поэтому шанс найти что-нибудь стоящее по смешной цене весьма велик.

Как видите, для среднего британца игры не очень дороги. Проблема в другом: чтобы получать высокую зарплату, PC-игрок должен много работать и мало спать, поэтому у него совсем не остается времени на игры. Многие компьютерные игры отличаются высокой реиграбельностью (а онлайновые проекты так и вообще бесконечны).  В результате PC-шник находится в постоянном стрессе: выходит слишком много игр, которые он не успевает не то что изучить, но и нормально посмотреть.  Даже самый увлеченный человек не может пройти больше 3-4 игр за сезон, и поэтому складывается впечатление, будто PC-игры никто не покупает.

Сказка о том, как пираты испугали разработчиков

Но оставим на минутку несколько миллионов британских консольщиков и поговорим о рынке компьютерных игр, потому что сегодня здесь творится нечто историческое.

Спасение компьютерных игр от пиратства британцы видят в системе Steam.

Британские пираты, в отличие от российских, никогда не были «решающей силой» или «определяющим фактором». Однако и британские разработчики считают свои денежки куда аккуратнее, чем наши, и уплывающая прямо из-под носа прибыль их никогда не устраивала. Как только стало понятно, что пираты оттягивают на себя большую часть денег, разработчики компьютерных игр крепко задумались. В итоге кто-то ударился в разработку мультиплатформы, а кто-то стал бороться с PC-пиратами.

Физические копии дисков в Британии делают нечасто (мало кто рискнет торговать ими из-под полы, потому как служители закона не дремлют), а вот онлайновое пиратство цветет и пахнет. Умельцы создают образ диска, быстренько пишут к нему кряк и сливают архив в интернет. Бороться с таким пиратством сложно, однако просвещенная игровая общественность возлагает большие надежды на Steam. Это, как известно, сервис цифровой дистрибуции, созданный компанией Valve. Даже коробочные версии Steam-игр нужно активировать в системе, иначе вы просто не сможете играть. Механизм работы таков: вы идете в магазин, покупаете диск и устанавливаете игру, но не можете ее запустить — сначала надо подключиться к Steam и расшифровать файлы. Ну или можно скачать игру напрямую с серверов Valve — так оно выйдет даже быстрее. Полностью проблему пиратства Steam не решает (игры Valve все равно взламывают и выкладывают в торренты), но это все равно лучше, чем тащиться в магазин за диском.

Steam в Британии уже совершает мини-революцию: механизм покупки компьютерных игр меняется на глазах. Все больше разработчиков присоединяются к сервису Valve, и игрокам хочешь не хочешь, а приходится все чаще наведываться в интернет. В Британии уже давно не платят за трафик и скорость коннекта позволяет скачивать файлы большого объема. Странно, но такая запyтaнная система не отпугивает PC-игроков, и первые лица игровой индустрии, начиная с редактора PC Gamer UK Росса Атертона и заканчивая «последним домашним разработчиком» Марком Моррисом (один из основателей Introversion, той самой студии, которую мы знаем по Uplink, Darwinia и Defcon), уже окрестили Steam панацеей.

А среди них есть дeвyшки?

95% британских гeймеров — мужчины 20-25 лет, хотя некоторым игрокам нет еще и 12, а некоторым далеко за 80, причем пожилые игроки в большинстве своем бабушки. Правда, в последнее время в играх стало появляться все больше одиноких женщин среднего возраста — спасибо World of Warcraft, который со страшной силой притягивает игроков-казуалов.

Таким образом, британские женщины-игроки подпадают под общее правило: играют главным образом в квесты и онлайновые игры, где есть что-то клубно-тусовочное и всегда можно спросить совета. А женщинам куда проще втянуться в тусовку, чем научиться пользоваться дробовиком, разве не так?

Куда приводят мечты

Все британские игровые издания обязаны своим существованием человеку по имени Крис Андерсон (Chris Anderson). Мальчик, выросший в семье врачей-миссионеров (детство он провел в Пакистане, Индии и Афганистане) и с успехом изучавший политологию, экономику и философию в Оксфорде, безумно хотел писать о компьютерных играх. В 1985 году Крис бросил все, занял в банке 10 тыс. фунтов и, невзирая на ворчание родителей, основал издательство Future Publishing.

Сейчас Крис Андерсон уже не имеет отношения к Future: в 2001 году он продал издательство и стал куратором выставки Technology Entertainment Design.

Сейчас Future — крупнейшее в мире издательство компьютерно-игровых журналов самой различной тематики с капитализацией $2 млрд. В 150 печатных и интернет-изданиях Future, выходящих по всему миру, работает около 1500 человек, а за 30 лет существования издательство успело установить не один рекорд (о его многочисленных достижениях и самых абсурдных  британских журналах читайте во врезке ниже по течению). Родители Криса переживали напрасно: первый же журнал, Amstrad Action, еще в 1985 году имел 100 страниц и выходил тиражом в 40 тыс. экземпляров. Сравните: сегодня тиражи PC Gamer UK, самого популярного британского PC-журнала, колeблются от 40 до 80 тыс. копий, а 132 страницы считаются большим успехом.

Future выпускает печатную продукцию  для всех, начиная с юных гитаристов (Guitarist, Guitar Techniques) и заканчивая киноманами (Total Film, What Satellite and Digital TV), но больше всего издательство известно своими игровыми журналами. Как только в индустрии появляется сколько-нибудь интересный гаджет или отпочковывается популярный жанр, Future пускает в печать два-три новых журнала. Не беда, если они окажутся убыточными: издания быстренько прикроют и распределят штат на другие проекты.

Полноценно конкурировать с Future не может никто: ни Dennis Publishing (Computer Shopper, PC Pro, Maxim, Stuff), основанное куда раньше, ни EMAP (в прошлом издавало такие журналы, как Computer and Video Games, Nintendo Official Magazine, SEGA Saturn Magazine), отлавливающее самых перспективных студентов, ни даже громадное Reed Business Information (Computer Weekly, Electronic News). Все эти издательства пытались сунуть нос в компьютерно-игровой бизнес, но Future либо перекупало их журналы, либо просто давило массой. Прогорев на нескольких игровых изданиях, большие боссы печатного мира махнули на игроков рукой и сосредоточились на выпуске журналов для аналитиков рынка, системных администраторов и IT-бизнесменов.

Серьезную конкуренцию PC-изданиями Future смог составить только PC Zone. Dennis Publishing основала журнал в начале 1993 года, немного раньше PC Gamer (он появился в конце 1993-го). С этого момента началась битва титанов: редакторы таили друг от друга эксклюзивы, старались переманить читателей, подозревали репортеров в работе на два фронта. До 2004 года Future терпела это безобразие, но в конце концов выкупила PC Zone у Dennis Publishing. Журналы как смогли поделили читательскую аудиторию и теперь стараются делать материалы о разных играх. Читатели не против: кто-то остается верен PC Gamer, кто-то предпочитает PC Zone, а кто-то покупает оба. О старинных разногласиях напоминает только надпись «Лучший PC-журнал Великобритании», окаймляющая обложки обоих изданий.

Еще один пример — перепродажа журнала Computer and Video Games. Как и следовало ожидать, Future Publishing выкупила его и занялась переформированием штата, а так как журнал временно не издавался (с 2004 года, когда его купили у Dennis Publishing, и по нынешнюю весну), во Future, недолго думая, просто разослали всем подписчикам CVG свое собственное издание — GamesMaster. К посылке прилагалось письмо о том, что CVG возобновит выход «вскоре», а пока, мол, привыкайте к GamesMaster. Сам Computer and Video Games воскрес в апреле, но теперь он станет двухмecячным и будет целиком посвящен какой-то одной игре. На обложке апрельского номера красовалась, естественно, дeвyшка из GTA 4.

Но реальные конкуренты высококачественных глянцевых изданий — журналы, выпускаемые маленькими компаниями, а не громадными холдингами. Обычно такие журналы тоньше и не имеют дискового приложения, за счет чего гораздо дешевле.

Подавляющее большинство британских гeймеров покупают мультиплатформенные или консольные журналы. Их у Future целая прорва: Xbox 360: The Official Magazine, Official PlayStation Magazine, Official Nintendo Magazine, Official Nintendo Magazine, мультиплатформенные EDGE и GamesMaster. Причем мультиплатформенные журналы свободно рекламируют консольные и PC-издания и наоборот. Чистые консольщики или PC-игроки никогда не купят замусоренный «не нашими» играми gamesTM (Imagine Publishing) или EDGE. Основная аудитория мультиплатформенных журналов — новички или казуальщики, которым все равно, на чем играть. Если же какой-то проект, скажем Far Cry, выходит на нескольких платформах, в разных журналах его рассматривают с разных точек зрения.

Принадлежащий Future Publishing «Еврогeймер» удерживает почетное первое место в номинации «Самый лучший игровой сайт, который никто не читает».

Интересно, что почти 90% британских игровых журналов имеют рейтинг 18+. Продавать их подросткам нельзя не только потому, что они содержат сцены насилия и описания кровавых игр. Просто журналисты и редакторы не стесняются через предложение писать «What the F********CK?!!!!!» или «Ребята, это не игра. Это Ж***!!!!». Далеко за примерами ходить не надо: на обложке мартовского PC Gamer UK красуется: «И сделали они новый Battlefield. WTF, в это надо играть?!»

А вот своих игровых сайтов у британского игрока мало, их можно посчитать по пальцам одной руки: www.gamesradar.com, www.cvg.com, www.next-gen.biz да eurogamer.net. Все они, кроме «Еврогeймера», принадлежат (конечно же!) Future Publishing. Контента там хватает, посетителей тоже, однако Future они не радуют: рекламодатели не спешат размещать там свои баннеры, поэтому сайты не приносят большой прибыли. И именно поэтому ни один журнал Future, кроме EDGE, не имеет своего сайта — и все игровые издания вынуждены ютиться на www.cvg.com.

Британцы пострадали из-за того, что говорят на одном языке с Америкой. Пронырливые янки отслеживают информацию быстрее, слухи распускают активнее, сайты обновляют чаще и ресурсами обладают куда большими. Смекалистый английский игрок в патриота играть не стал и пастись предпочитает на американских ресурсах, отчего британская онлайновая игрожурналистика приказала долго жить. На www.cvg.com англичане заглядывают лишь для того, чтобы почитать блоги отечественных изданий: британские журналисты из кожи вон лезут, чтобы привлечь к себе внимание. На качестве статей это сказывается самым непосредственным образом, поэтому в блог того же PC Gamer попадают куда более юмористичные, злободневные и интересные материалы, чем в журнал.

Интересные факты о британских журналах

За 40 лет существования британская компьютерная пресса пережила всякое: были здесь и журналы-гиганты, и черно-белые издания, и фанатские буклеты, и многостраничные талмуды. Вот лишь самые интересные факты о ней:

— В Англии очень много специализированных журналов: издания для бизнес-аналитиков, профессиональных программистов (Computing), Mac-пользователей (Macworld, MacUser, MacFormat), веб-дизайнеров (.net magazine, Cre@te online).

— Чтобы в середине 80-х годов привлечь внимание к журналу о микро-ЭВМ 8000 Plus, издатели взяли колумнистом фантаста Дэвида Лэнгфорда (David Langford).

— Многие успешные журналы издавались непрофессионалами. Например, Amiga Survivor изначально был черно-белой книжечкой формата А5.

— На заре 90-х совершенно бестолковый по содержанию журнал Amiga User International расходился огромными тиражами. Секрет был прост: за счет сильной компрессии AUI SuperDisks на дисковое приложение этого журнала влезало гораздо больше файлов. В конце прошлого века пиратство и интернет находились в зачаточном состоянии, поэтому читатели жертвовали интересными статьями в пользу файловой начинки.

— С 1984 по 1989 годы выходил детский игровой журнал Big K. Его дизайн был очень похож на оформление тогдашних комиксов — Eagle или Roy of the Rovers.

— В Британии существует специальное издание для абитуриентов технических вузов — CS4FN (Computer Science for Fun). Его целевая аудитория — школьники: журнал пишет о языках программирования и объясняет механизм работы компьютера.

— Самый старый британский журнал — Electronics Weekly — издается с 1965 года. В нем публикуют новостные подборки, топ-листы, обзоры программ и железа, списки сопутствующих товаров, статьи о новых веяниях в дизайне. На его страницах размещают объявления о вакансиях и списки открывшихся специализированных магазинов. Целевая аудитория — профессиональные программисты и работники IT-сферы. Всего на год младше Computer Weekly, еженедельное издание для профессиональных программистов. Большая часть тиража распространяется бесплатно в профессиональной среде, небольшой процент продается в розницу, а прибыль  образуется от рекламы. Оба журнала принадлежат деловому издательству Reed Business Information.

— Очень странный журнал — Custom PC (СРС). В нем не найти ни одной статьи: здесь ежемecячно публикуются только подборки новостей железной и игровой среды.

FRED — единственный в Британии журнал, выходивший на дискете (целевая аудитория — обладатели восьмибитного SAM Coupe, выпускавшегося с 1989 года).

Broadband & Internet Advisor — журнал, целиком посвященный интернету.

Linux Format — самый популярный Linux-журнал в Великобритании; он даже переводится на русский язык.

Micro Mart — единственный национальный еженедельный журнал, который за неделю расходится тиражом в 25 тыс. экземпляров (в то время как популярные игровые журналы в иной месяц с трудом дотягивают до 40 тыс.).

Microscope Magazine — еженедельный журнал специально для дистрибьюторов, продавцов, маркетологов и им подобных. Бесплатно распространяется в профессиональной среде, получая доход с рекламы.

Official PlayStation Magazine UK — первый журнал, который стал выходить с Blu-ray-диском.

— В PC Extreme писали исключительно о хакерстве (больше о методике, чем о каких-то конкретных примерах взлома).

PC Tools выходит раз в шесть недель и интересен тем, что каждый номер досконально освещает одну отдельно взятую компьютерную или околокомпьтерную тему (прожиг дисков, покупка принтера, выбор графического редактора). На прилагающемся DVD обычно много дополнительных программ, тестовых файлов и руководств.

— Многие британские журналы выходят 13 раз в году. Например, PC Zone и PC Gamer весь 13-й номер посвящают итогам уходящего года.

Retro Gamer — это целый журнал, который пишет о старых играх. В январе 2004 года он был основан как ежеквартальное издание, но оказался так востребован, что стал ежемecячным. Помимо исторических вставок и материалов о том, «во что играли N лет назад», британцы придумали писать обзоры на игры десяти- и пятнадцатилетней давности. Рецензии непростые: старые игры сравниваются с современными хитами. Фишка не в том, чтобы опустить старую игру, а в том, чтобы изучить, как смелые и cyмacшедшие идеи родом из прошлого века повлияли на игры в целом. Поразительно, что обзоры получаются вполне взвешенными, а старые игры даже сейчас не кажутся бесполезным хламом. Например, в обзоре на квест Myst (1993) подмечено, что ни одна из последующих игр серии не была столь атмосферной, а затем детально разбирается, что именно создавало эту атмосферу в первой части. Почитать эдакий «взгляд в перспективе» очень познавательно.

Windows Vista: The Official Magazine издается по всему миру. Сам себя журнал описывает как «PC-журнал для настоящей жизни».  Здесь публикуются новости, гайды и обзоры программ для Windows Vista. Главная задача журнала — показать читателю, что с Windows Vista жизнь становится намного лучше и проще.

— Средний ежемecячный тираж игрового журнала — 35-40 тыс., в то время как деловые издания расходятся тиражами в 130-400 тыс. экземпляров.

— Самый короткий срок жизни был у журнала DC-TIPS, который выходил всего лишь с марта по май 2000 года. Интересно, что весь журнал был забит прохождениями и кодами для Dreamcast и имел внушительную толщину — 128 страниц.

Waterstone’s — книжный рай

За книгами и журналами, в том числе и игровыми, лучше всего идти в магазины сети Waterstone's. Это международная сеть из 330 магазинов, основанная британцем Тимом Уотерстоуном (Tim Waterstone). Крупнейший в Европе книжный магазин находится в Лондоне на Piccadilly Circus. В огромном семиэтажном здании продаются книги на любой вкус, нет только учебников для вузов — их можно найти в магазине академической книги на Gower Street. Суммарно в этих мегамоллах 14 миль книжных полок.

Если убить свободное время у вас не получается даже с помощью игр, то можно заглянуть в один из магазинов Waterstone's и прикупить игровых книжек.

В Piccadilly Waterstone’s компьютерам посвящены две большие секции: в одной продается научно-исследовательская и учебная литература (какие-нибудь пособия юного хакера), а другой набит книгами об играх. Здесь, к примеру, можно найти красочно иллюстрированные пособия по прохождению Halo или Crysis. Эти пухленькие издания напечатаны на глянцевой бумаге, снабжены комментариями игроков и зачастую выпущены самими разработчиками или хотя бы с их участием. Возьмем хотя бы 240-страничный глянцевый гайд по Crysis, выпущенный самой Crytek. Там подробно объясняются механика игры и свойства наноброни, на картах высвечены все корейские блок-посты, а в разделе «Альтернативные прохождения» предлагается несколько вариантов выполнения каждой миссии. Пpaктическую ценность гайда к шутеру можно, конечно, оспаривать, однако увесистую глянцевую книжечку очень приятно держать в руках и полистывать на досуге.

Следующее по популярности издание — энциклопедия по World of Warcraft. В отличие от однодневных глянцевых гайдов, это издание по основательности поспорит с увесистым медицинским справочником. Каждый из 12 томов WoW-глоссария выпущен в твердом переплете на плотной мелованной бумаге. Книги разнятся по толщине (от 360 до 580 страниц) и пошагово рассматривают все аспекты игры: билды для каждого класса, наиболее эффективные спеллы, тактики прохождения игровых инстансов и т.д. Есть в серии и развлекательные тома — например, сборник рекордов WoW или «фотоальбом» эпических вещей. Энциклопедия смотрится куда более помпезно, чем все остальные игровые книги, однако об участии Blizzard в создании серии не сказано ни слова.

Несомненно, достойны нашего внимания еще два издания: игровая редакция Книги рекордов Гиннесса (Guinness World Records 2008 Gamer’s Edition) и энциклопедия истории игровой индустрии Game on!

В Книге рекордов Гиннесса, как и следовало ожидать, перечислены самые-самые игры, самые именитые игроки и самые шокирующие траты в истории игровой индустрии (за подробностями см. врезку). Книга поделена на несколько глав: рекорды-2007, железные рекорды (количество проданных приставок, вес первых компьютеров и размер микропроцессоров), самая-самая игра в своем жанре (аркада, шутер, стратегия, MMORPG, квест, гонка, симулятор etc.) и непосредственно игровые рекорды.

Но если количество полигонов, игровой бюджет и общее число проданных копий еще хоть как-то можно проверить, то вот таблица рекордов оказалась, как это ни парадоксально, самой спopной частью Книги рекордов Гиннесса. Так как зафиксировать ВСЕ матчи и соревнования на ВСЕХ компьютерах мира невозможно, издатели предложили читателям самостоятельно регистрировать свои рекорды на официальном сайте.

Чтобы рекорд был засчитан, нужно прислать видеозапись игры и свидетельства семи очевидцев, двое из которых должны быть старше 18 лет и иметь непосредственное отношение к игровой индустрии — например, это может быть продавец-консультант, разработчик или игровой журналист. Однако полноценная пиар-кампания Книги рекордов проводилась только в Америке и Канаде, поэтому назвать результаты объективными язык не поворачивается. На несколько сотен американских и канадских рекордсменов всего 1 норвежец, 1 француз и 1 швед: в книгу не попали не только русские, но даже корейцы, китайцы и японцы. В России эту Книгу, кстати, тоже издали.

Но и без этой досадной ошибки назвать Книгу рекордов Гиннесса «настольным чтением настоящего игрока» можно с большой натяжкой. В ней лишь мельком перечислены самые популярные, дорогостоящие и скандальные тайтлы, но не более того. Читать Книгу — все равно что изучать высшую математику по шпаргалкам студента-отличника: вроде бы написано много и правильно, а ничего не понятно.

Если вы действительно хотите получить представление о самых-самых играх, смело покупайте книгу Game on! В ней смакуются «50 игр, не поиграв в которые, умереть будет очень обидно». Game on! полезна не только увлекательным рассказом об истории и разработке игр: там еще и написано, где можно скачать/купить игру прямо сейчас. Пpaктическая польза такого подхода налицо: найти и установить Elite, Asteroids, Dune или The Legend of Zelda в наше время куда труднее, чем выяснить общее число подписчиков World of Warcraft.

Кроме того, Game on! — одна из немногих книг об играх, написанных профессионалами. Конечно, список must play-проектов можно оспорить, но  с тем, что «игры лучше телевидения, круче Голливуда и уж, конечно, самый законный способ развлечься, не снимая одежды», трудно не согласиться.

Как видим, качественных игровых книг в Великобритании куда больше, чем у нас. Конечно, свой отпечаток накладывает языковая близость Америки: все, что ни выпустят янки, тут же появляется в магазинах Туманного Альбиона. Иногда это сказывается на качестве (как с таблицей рекордов в Книге рекордов Гиннесса), но в целом найти игровую литературу в Лондоне куда проще, чем даже на eBay. Интересно, кстати, что почти все книги посвящены PC-играм.

Взяли и посчитали

Guinness World Records 2008 Gamer’s Edition была издана и в России, так что, если вас эта книжка интересует, поищите ее в ближайшем книжном магазине или где-нибудь на ozon.ru.

Игровое безумие охватывает планету: в год американцы тратят на игры больше, чем на поддержку больных СПИДом, а на онлайновых заездах иногда присутствует больше зрителей, чем на этапах «Формулы-1». В 2008 году издающаяся в Британии Книга рекордов Гиннесса измерила игровую индустрию в цифрах:

— 200 млн приставок PlayStation и PlayStation 2 продано во всем мире по состоянию на апрель 2007 года

— Больше всего полигонов для моделирования спортсмена (25 тыс.) ушло на модель Марии Шараповой в одной из ее экстра-коротких юбок (игра Virtua Tennis 3)

— Для диалогов Mass Effect было написано 20 тыс. строк текста, чего хватило бы на сценарии 20 голливудских фильмов

— В первые восемь дней продаж Wii американцы купили 600 тыс. консолей (Wii скупалась со скоростью 1 штука в секунду)

— В 2007 году американцы потратили на игры $7 млрд

— С 1996 года был продан 31 млн копий всех игр серии Resident Evil

— Игры серии Half-Life получили 90 всевозможных наград. Из них 51 титул — PC-игра года

— 1 005 772 154 467 879 035 136 — именно столько музыкальных комбинаций возможно в игре Colin McRae DiRT

Final Fantasy популярнее Spice Girls: игры этой серии купили 77 млн  раз, в то время как альбомы Spice Girls — только 53 млн

— В коде Ultima Online 25 103 295 слов, в то время как в «Войне и мире» Толстого — только 552 896

— Если все виртуальные деньги Second Life конвертировать в доллары, то получится $9,6 млн

— На чемпионате World Cyber Games в 2006 году Россия заняла четвертое место в дисциплине StarCraft, пропустив вперед лишь Южную Корею, Германию и США. Правда, от победителей наша комaнда отстала почти в два раза (745 очков у корейцев и лишь 387 — у русских)

Zavvi — дисковый рай

Как и всякому туристическому городу, Лондону куда больше повезло с кафе и ресторанами, чем с игровыми магазинами. И если в Москве какой-нибудь «Союз» может позволить себе расположиться в ГУМе и в Охотном ряду, то в крупнейших лондонских универмагах игровых магазинчиков нет. Правда, это вопрос не столько экономии, сколько здравого смысла. В центре очень много туристов, которым не до консолей, а пригороды у Лондона настолько большие, что никто не потащится за приставкой в Сити.

Что общего у этих двух магазинов? Общее то, что Virgin XS — это прежнее название Zavvi.

Пожалуй, единственный центральный магазин, который должен посмотреть любой игрок, это Zavvi (www.zavvi.co.uk).

В начале 1971 года сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson) основал свой первый магазин сети Virgin Megastores на Оксфорд-стрит (Oxford street) в Лондоне. С тех пор сеть Virgin Megastores активно развивалась, ей принадлежали сотни магазинов по всей Европе, Америке и Японии. В 2007 году был начат активный ребрендинг, и сеть из 125 британских супермаркетов была перепродана и переименована в Zavvi. В отличие от американских магазинов, ориентированных в большей степени на продажу поп- и рок-аксессуаров, британские супермаркеты продают всего понемножку. Кроме того, они имеют свое внутренне радио, вещающее на все 125 магазинов в реальном времени. Нельзя сказать, чтобы по Zavvi-радио рассказывали что-то уж очень интересное (обычно это нудные анонсы под развеселую музыку), но сам факт заслуживает внимания. Для центральных Zavvi-магазинов, где ассортимент товаров очень широк, недавно стали делать отдельные выпуски: на этаже компьютерных игр вещают о том, как смачно Crysis разделается с вашим компьютером, а в секции классической музыки приглашают на встречу с Селин Дион (в Zavvi частенько бывают звезды).

Мы побывали в одном из самых больших британских супермаркетов Zavvi на Piccadilly Circus, совсем недалеко от Waterstone’s. Это громадный шестиэтажный молл (три этажа под землей и три — над), доверху забитый цифровым барахлом: mp3-плеерами, виниловыми пластинками, CD-дисками с музыкой и энциклопедиями, DVD с фильмами, компьютерными и консольными играми, всевозможными журналами, гитарами и скрипками и даже сувенирной продукцией с логотипом Virgin (несмотря на ребрендинг).

Играм посвящено два подземных этажа, но при упоминании PC продавцы смущенно смотрят в пол. По здешним меркам ассортимент компьютерных дисков невелик: 30 витрин метр на два, пятачок у кассы и высоченная широкая лестница со стойками через каждую ступеньку (при этом потолки в Zavvi высокие — не меньше 4 метров). В итоге прострaнcтво, забитое компьютерными играми, по площади равно 3-4 вагонам пригородного поезда, причем расстояние между витринами не достигает и метра: даже вдвоем стоять тесно.

И все же в сравнении с консольной частью магазина это капля в море, потому что такой же нашпигованный дисками поезд выделен и для каждой из приставок в отдельности. Прилавки с консольными играми лучше оформлены (все статуи, постеры и реклама находятся именно здесь), продавцов тут крутится больше, и разбираются в предмете они куда лучше, чем скучающие PC-консультанты.

Та же ситуация творится и в журнальной секции (игровая литература, кстати, запрятана в Zavvi так далеко, что без поллитры не разберешься). Несчастные PC-издания хоть и стоят в самом центре витрины, никакого указателя типа «Эй, смотри сюда!» нет. В то же время консольные журналы тщательно переписаны и рассортированы по полочкам. Больше всего не везет деловым PC-журналам: Computer for Business, Computer Science for Fun, Custom PC, MacFormat, PC Explorer и прочие неигровые издания обычно находятся в таком жеваном состоянии, что продавцы смело дают на них 50-процентную скидку.

Размер значения не имеет

В Британии магазины небольшого размера делятся на две категории: те, что ближе к бутикам, и те, что выглядят как натуральные лавки родом из средневековья. Магазины сети Currys.digital ближе скорее к первым.

А теперь оставим центральный Лондон и посетим места более отдаленные. Как мы уже говорили, волочь компьютер в Бибирево от самого Кремля могут только русские, англичане же предпочитают затовариваться в небольших местных магазинчиках. Возможно, дело в национальном менталитете: мы тащимся в большой магазин, чтобы не купить спаянный в соседнем дворе процессор, а англичане берут дорогущие гаджеты в подвале, так как знают, что всегда могут вернуть их назад.

И то правда: Лондон опутывает целая сеть мелких игровых лавочек, однако сервис там на удивление высок. Все потому, что для большинства спальных районов хаpaктерна следующая картина: в заваленном всяким скарбом магазинчике сидят два-три продавца-аpaба и балакают на непонятном языке. При появлении покупателя они начинают суетиться и расточать белозубые улыбки, однако ни на один вопрос не могут ответить даже втроем. В результате и туристы, и местные объясняются с торгашами на пальцах и зачастую уходят ни с чем.

Тем разительнее контраст всех этих хозяйственно-продуктовых лавочек с игровыми магазинами, расположенными, что называется, next door. В каком бы закоулке вы ни нашли подвальчик с дисками, вас встретят вышколенные симпатичные продавцы-англичане с изумительным произношением и поистине ангельским терпением.

Собственно, в Великобритании есть две большие сети игровых магазинов: GameStation и The Game Shop (последнее время на вывесках указывают просто GAME). GameStation, как видно из названия, занимается только консолями, а в GAME продают диски и для PC, и для приставок. Цены в обеих сетях примерно одинаковые, зато в GameStation есть не только игры и журналы, но еще и сувенирная продукция (Halo-шлемы, Mario-кепки). Однако GAME пользуется у консольщиков большей популярностью: там диски расставлены красивее и логичнее, продавцы приветливее и акций проводится куда больше.

Существует и еще одна сеть цифровых магазинов, называется она Currys.digital. Помимо мобильных телефонов, флэшек и фотоаппаратов, здесь продают лэптопы, мониторы, консоли и системные блоки. Впрочем, особой выручки от железного товара Currys не получает: если англичанам нужны запчасти к компьютеру, они выбирают свободный выходной и отправляются в PC World: The Computer Superstore.

GameStation и GAME — две самые большие в Британии сети игровых магазинов.

PC World — железный рай

Помимо громадного Zavvi и неподражаемого Waterstone’s, есть в Великобритании и огромный компьютерный магазин — PC World. Чтобы получить хоть какое-то представление о PC World: The Computer Superstore, нужно вообразить, что из «ИКЕИ» или «АШАНа» выгрeбли все товары и под завязку набили освободившееся прострaнcтво компьютерами, компьютерами и еще раз компьютерами.

PC World — это гигантский компьютерный супермаркет, эдакий аналог наших «Санрайзов».

Если PC-рай и существует, то скончавшиеся за мониторами программисты попадают именно сюда. Россияне узнают о существовании какой-то навороченной железки, лишь прочитав обзор или найдя ее на сайте «НИКСа» или Sunrise. У англичан есть возможность потрогать эту железку в многоэтажном PC World.

Своему существованию железный супермагазин обязан офисным компаниям, которые почему-то пока не научились работать на приставках и вынуждены пачками закупать компьютеры, сканеры-копиры и прочую офисную технику. Впрочем, тут торгуют всем, начиная со суперскоростных процессоров и лазерных клавиатур (луч лазера высвечивает раскладку на любой ровной поверхности) и заканчивая говорящими принтерами и лэптопами для детей.

Последние стремительно набирают популярность в Великобритании. Если вам еще не исполнилось хотя бы двенадцати, спрячьте журнал от своих родителей: особо продвинутые семьи стали заменять няню или репетитора лэптопом. Ноутбуки выпускают из разных материалов (поверхность различается на ощупь) и в нескольких цветовых решениях. Фирмы-производители рекомендуют покупать их детям с трех лет и каждый год менять старый лэптоп на более продвинутый. Игровые программы учат дошколят всему, начиная с азбуки и счета и заканчивая иностранными языками, скорочтением, музыкой, слепой десятипальцевой печатью и программированием. Интересно, что цена зависит не от самого лэптопа, а от предустановленных на него программ-обучалок. Особенно круто считается купить ребенку лэптоп, который поддерживает режим «двух учеников» (Two-Player Mode) и «автоповышение уровня для совершенствующихся пользователей» (Autoleveling for Advanced Learners). Как отличить «совершенствующегося» дошкольника от «несовершенствующегося», продавец объяснить не смог, однако лэптопы с такой опцией расхватывают в день привоза.

В отличие от стандартного ноутбука, детский лэптоп работает на трех или четырех АА-батарейках, поэтому не стоит беспокоиться, что ребенка ударит током.

Стоят «железные няни» приемлемые даже по нашим меркам деньги: за лэптоп со 105 программами для трехлетнего ребенка просят около 60 фунтов (3000 рублей), с 80 программами — 40 фунтов (2000 рублей), с 40 программами — 24 фунта (1200 рублей). Возможны доплаты, чтобы приделать ручку к корпусу (тогда лэптоп переносится как портфельчик) или напылить антибликовое покрытие на экран.

Еще одна услуга, предоставляемая PC World, это замена вашего старого компьютера на новый с последующей бесплатной переработкой старого. Прежде чем объяснять, в чем тут фишка, стоит рассказать об отношении англичан к экологии. В Великобритании переpaбатывается максимум мусора: горожане сортируют отходы и распределяют их по соответствующим контейнерам (гниющее — в зеленый, переpaбатываемое — в синий, непереpaбатываемое — в черный или красный). Каждое утро специальная служба выгребает мусор из контейнеров  и отвозит его на завод, где из вашего мусора производят картон, пластиковые карандаши, фасовочные пакеты, одноразовую посуду и много чего еще. Не подвергается переработке только фольга, пенопласт и детские памперсы (правительство присылает для них соответствующие пакеты или, если вы согласны стирать подгузники, обеспечивает бесплатными пеленками). Все остальное британцы обязаны сортировать по контейнерам.  Дело поставлено на поток настолько, что выкинуть мусор незаметно пpaктически невозможно: если вы не будете распределять его по контейнерам или станете выносить в общественную урну, вам грозит судебное разбирательство и большой штраф.

Именно поэтому проблема с отжившей свой век техникой стоит особенно остро: никому не нравится самостоятельно везти старую стиральную машину или системный блок в пункт приема. Чтобы избавиться от лишних хлопот, британцы предпочитают покупать новую технику в магазинах, занимающихся утилизацией самостоятельно. Вот и получается, что в супермаркетах, предоставляющих услуги бесплатной переработки, покупателей априори больше, чем в GAME или Currys.digital, не имеющих такого сервиса.

А между тем британская служба W.E.E.E. (Waste Electrical and Electronic Equipment) научилась переpaбатывать около 85% от системного блока: из пластика и железа производятся новые части.

Game on! — отдайся ностальгии

В разное время в Великобритании проходили разные выставки — серьезная Games Market Europe, cyмacшедшая PlayStation Experience и деловая European Computer Trade Show, появившаяся еще в 1988 году и скончавшаяся в 2004-м. Англичан демонстрацией игровых чудес не удивишь, они приучены относиться к подобным выставкам с надлежащим вниманием, интересом и уважением. Возможно, именно поэтому здесь, а не где-нибудь еще, появилась и три раза выставлялась самая большая, самая полная и самая научная игровая выставка — Game on!.

Идея создать выставку, которая бы рассказывала о компьютерных играх, родилась на заре 2000-х годов. Восемь лет назад мысль, что люди придут смотреть на старые игровые машины, была очень смелой.  Однако Barbican Art Gallery и National Museum of Scotland решили попробовать, и через два с половиной года была собрана коллекция старых  игровых автоматов, первых компьютеров и приставок. Усилия оправдали себя с лихвой: меньше чем за год в музее  побывало 110 тыс. человек (300 человек в день!).

Экспозиция поделена на 16 секций:

Самые первые игры (Early Games) Pong (1972), Space Invaders (1978), Asteroids (1979), Ms Pac-Man (1981) и, конечно, революционная Spacewar!, написанная в 1962 году на компьютере PDP-1 размером с трехкамерный холодильник.

Десять самых желанных (Top Ten Most Wanted) Здесь представлены десять самых знаменитых консолей, выпущенных с 1972 по 1994 год: от Magnavox Odyssey до Commodore Amiga и Sony PlayStation.

Игровые жанры (Game Genres) Чтобы посетители получили наиболее полное представление о каждом игровом жанре, были выбраны самые знаковые проекты. Например, Dune 2 посчитали образцовой стратегией, SimCity — идеальным симулятором города, а Final Fantasy VI — типической RPG.

Как они создаются (Making of) В этой секции рассказывается, как разpaбатываются и распространяются игры. Это мы с вами знаем, что на разработку и рекламу успешного тайтла уходят тысячи человекочасов и миллионы долларов, а в 2002 году первые, неискушенные посетители в обморок падали от таких цифр. Здесь пошагово объясняют, как разpaбатывались The Sims, Tomb Raider и некоторые другие игры.

Игры разных культур: «Европа и США» и «Япония» Японца, как известно, хлебом не корми — дай поиграть в Pokemon, а у европейца поднимается настроение при одном упоминании о «Красной угрозе» и «русском ультранационализме». Поменяйте их местами — и вы получите двух совершенно несчастных людей. В этом зале организаторы Game on! пытаются объяснить, как важно восточному человеку играть в аниме- и манга-игры и почему западному игроку интересны главным образом стратегии и шутеры.

Игры для детей (Child’s Play) Хотя самые успешные игры разpaбатывают для крутых женатых парней, дети тоже любят посидеть у монитора. А чтобы женатые парни не гнали их от компьютера, разработчики придумали обучающие программы. В этой секции можно посмотреть на самые первые игры, придуманные специально для школьников: Sesame Street’s Cookie Monster Munch, Hey You, Pikachu! и Bob the Builder.

Многопользовательский хаос (Multiplayer Mayhem) Этот зал посвящен, как вы правильно догадались, феномену онлайновых игр. Здесь выставляются такие вещи, как Star Wars Galaxies, SEGA Saturn Bomberman и OutRun 2.

Звук (Sound) Многие не придают игровому звуку большого значения, пока не услышат из колонок трубный рев самки гиппопотама. Людям, у которых хватает терпения на плохо озвученные игры, надо ставить памятники. На примере прелестно озвученного Dragon Quest композиторы Коити Сугияма (Koichi Sugiyama) и Ричард Жак (Richard Jacques) рассказывают, как важно правильно подобрать музыкальнее треки.

Феномен Чикаго (Chicago Style) Почему многие хорошие студии образовались именно в Чикаго (например, Bungie), непонятно. Однако факт налицо: многие известные игры родом именно оттуда, поэтому чикагским разработчикам посвящен целый зал.

На экране (In the Movies) Что лучше — смотреть фильм или играть в игру? Что проще — написать сценарий на основе книги или  сплести сюжетную линию вокруг всем известной сказки? Между играми и фильмами всегда была таинственная взаимосвязь, которую посетители могут изучить на примере Discs of Tron и игр по «Звездным войнам».

Возрастные ограничения (The Rating Game) Как объяснить родителям, что в это нельзя играть их детям? Как запретить магазинам продавать Larry десятилетнему школьнику? Система возрастных ограничений и проблема игровых рейтингов тоже обсуждается на Game on!.

Создавая героя (Character Design) Тринадцатая секция интереснее всего, пожалуй, для британцев-консольщиков. Здесь рассказывается, как создавались Sonic the Hedgehog, талисман SEGA, и Mario, символ Nintendo.

Будущее игр (Future Games), Новинки (New Releases)  Эти два зала полностью обновляются каждый сезон. Если попасть на Game on! к открытию, можно узнать о самых хитовых играх сезона раньше всех. К сожалению, на выставке показывают игры только для приставок.

Игровые журналы (Magazines) В отличие от вас, британцам некому рассказать про самые знаменитые игровые журналы, поэтому на выставке они с удовольствием слушают про Electronic Gaming Monthly, EDGE, Weekly Famitsu и Crash.

 А теперь самое главное: во все эти и многие другие игры можно играть, все представленные на выставке автоматы и приставки находятся в рабочем состоянии, а всего посетителям было доступно более 150 игровых аттpaкционов. Нил Макконнон (Neil McConnon), старший менеджер Barbican Art Gallery, утверждает, что для перевозки всей коллекции нужно 540 грузовиков, а когда экспозиция закрыта, она хранится в отдельном крыле Barbican-центра.

Игры во всех сферах жизни

Британцы стараются использовать в благих целях естественное стремление человека поиграть, поэтому игровые атрибуты есть и в музеях, и на сайтах, и на выставках. Например, в каждом деннике конюшен Музея королевской кавалерии (Royal Horse Guards Museum) висит по большому тачпаду. Посетителям предлагается ответить на вопросы викторины, поучаствовать в военных действиях кавалеристов, подобрать одежду королевскому гарду и т. д. Подобные вещи есть и в Музее восковых фигур мадам Тюссо, и в Гринвичской обсерватории, и в Музее национальной истории.

Обучающие игры широко используются на сайтах многих музеев: так, на сайт Музея науки (Science Museum) иногда нельзя зайти, не сыграв в какую-нибудь Knowing How You Can Save the Environment. В одной из таких игр предлагается разобраться в комнате, сортируя переpaбатываемый мусор от непереpaбатываемого; в другой нужно распутать звериные следы; в третьей — изучить географические особенности Великобритании.

Во время выставки Game on! центр Barbican организовал на своем сайте пятимecячные курсы для юных игростроителей. Школьники из 8 местных школ в определенное время заходили на сайт, где их обучали азам компьютерного мастерства.

Студии-разработчики

Рассказ о британской игровой индустрии вышел бы неполным, если бы мы забыли про сотни студий и компаний, разбросанных по всей стране. В Англии уживаются друг рядом с другом и международные корпорации, и независимые студии, и инди-разработчики. Мы расскажем лишь о самых интересных представителях британской игростроительной фауны.

1 2 3 Все


APOX

«…APOX — самая «умная» постапокалиптическая стратегия, какую нам только доводилось видеть. Игра заставляет нас прокладывать нефтепроводы, держать оборону вокруг складов с патронами и вообще всячески думать именно о стратегии, а не о массовом производстве...

27 04 2024 4:39:56

Magic: the Gathering Duels of the Planeswalkers 2013

Одна из самых, если не самая популярная в мире коллекционная карточная игра Magic: the Gathering несколько раз переносилась на экраны мониторов — с переменным успехом. Некоторые «переносы» использовали только богатую и…|Игромания...

26 04 2024 20:48:44

Monster Hunter Tri

Когда жизненный цикл приставки подходит к концу, у студий, производящих для нее игры, часто наступает поздний ренессанс. Так, многие главные шедевры для PS2 вышли накануне смены поколений консолей. Shadow of the Colossus, God of War 2 — их…|Игромания...

25 04 2024 10:23:31

Петька 007: Золото партии

Один писатель решил избавиться от главного героя и утопил его в реке. Сделал он это надежно, концы в воду, чтобы не оставить лазейку для продолжений. Но народная любовь оказалась сильней — массы требовали «воскрешения». В конце концов несчастны...

24 04 2024 0:20:10

Звони играючи. Чем на самом деле стал PlayStation Phone

«…Все претензии к Xperia PLAY застревают в горле, когда первый раз легким движением больших пальцев отодвигаешь верхнюю часть телефона, обнажая классический гeймпад PlayStation. Знакомая с детства крестовина, кнопки с кружочком, треугольником, квадратом и...

23 04 2024 23:29:54

Во что поиграть, чтобы поверить в чудо? Самые красивые сказочные игры

Испокон веков зима была временем, когда люди собирались у огня и рассказывали друг другу истории о том, как рыцари сражались с дpaконами, коварные феи околдовывали прекрасных принцесс, а отважные герои побеждали лесных чудовищ. Вот и сейчас, когда за…|Игромания...

22 04 2024 10:29:28

Топ: Лучшее оружие в Ratchet & Clank: Rift Apart

Игрокам в «Ratchet & Clank: Сквозь миры» предлагается 20 различных пушек на выбор. И каждая из них по-своему уникальна — не зря серия славится особым вниманием к дизайну оружия. Мы опробовали всё за вас…|Игромания...

21 04 2024 20:19:19

Ждем. Fury 

...суть Fury состоит в непрерывных сражениях между игроками на аренах. У настоящих гладиаторов нет времени на сбор крысиных шкурок или крафтинг, а значит, и PvE делать не обязательно. Хотя кое-какие задания давать все-таки будут, но все они из разряда &la...

20 04 2024 18:24:28

Sam & Max Episode 2: Situation: Comedy

Telltale Games работают с поразительной скоростью. Не успели фанаты Сэма и Макса, недовольные первым эпизодом, выразить свой протест криками «халтура!» или «маловато будет!» — а им уже подсовывают продолжение. Да, вот это воистину «сериальный» размах —...

19 04 2024 4:53:32

Первый взгляд. Nitro Family

 Среди некоторых разработчиков бытует мнение, что можно создать хорошую игру, доведя до абсурда какую-нибудь старую жанровую идею. Таким принципом руководствуются, например, корейцы из конторы Delphieye, чья Nitro Family должна...

18 04 2024 7:36:44

Руководство и прохождение по "Quake 4"

И сказку выбрал он с печальною развязкой, И призрачное зло в реальность обратил. Теперь бы эту быль обратно сделать сказкой, Да слишком много дел, и слишком мало сил... М. Щербаков Модно стало в последнее время ругать боевики....

17 04 2024 6:31:12

Ninja Gaiden: Master Collection. Бездарное переиздание легендарных игр

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно…|Игромания...

16 04 2024 12:14:50

Самые ожидаемые игры 2019. Часть 3. От The Last of Us: Part II и Death Stranding до Cyberpunk 2077 и Wasteland 3

Это третья часть списка наших самых ожидаемых игр 2019 года. Напоследок мы отобрали те игры, чьи точные даты релиза пока неизвестны, но либо эти проекты намечены на текущий год, либо мы очень хотим, чтобы они вышли поскорее! Самые…|Игромания...

15 04 2024 12:45:32

Месяц в истории: январь

Знаменательные игрособытия январей разных лет (1998—2006). В их числе — анонс онлайнового Myst, публикация исходников Heretic и Hexen, запрет на Half-Life в Сингапуре и всякоразное прочее....

14 04 2024 16:23:39

Руководство и прохождение по "Split/Second: Velocity"

Burnout: Paradise надежно закрепился на троне самой cyмacшедшей гоночной аркады, но у короля внезапно объявился незаконнорожденный наследник, который во многом может дать фору правителю. Красочные спецэффекты, неожиданные взрывы, потрясающее чувство скоро...

13 04 2024 13:45:16

«Игромир-2016»: Последний отсчет. Превью Final Fantasy XV

Все самое важное и интересное с выставки «Игромир-2016» В августе мы съездили на выставку gamescom 2016, по итогам которой рассказали о впечатлениях от Final Fantasy XV. Новая часть культовой серии вот-вот уйдет «на…|Игромания...

12 04 2024 2:17:53

Руководство и прохождение по "Galactic Civilization II: Twilight of the Arnor"

Студия Stardock объявляет третий набор на курсы молодого императора галактики. Перед вами выступят лучшие преподаватели, признанные мастера межзвездных интриг и стратеги импульсных перестрелок. Вы прослушаете курс лекций Дженны Кейси «Дипломатия для н...

11 04 2024 5:19:38

Искусство продюсирования Destiny 2. Судьба хранителей

Давеча мы взяли интервью у продюсера Destiny 2 Джареда Бербака, который присоединился к комaнде Bungie во времена разработки DLC The Taken King. Джаред — настоящий фанат собственной игры и ярый блюститель её секретов. Но кое-какие…|Игромания...

10 04 2024 0:41:13

Первый взгляд. Heli Heroes

“Игра будет сделана в традициях старых добрых аркадных шутеров “с видом сверху”, а по устройству миссий и типу гeймплея напомнит древний сериал Strike’ов (Desert, Jungle и Soviet Strike). Планируется около двадцати летных заданий, а территория боевых дейс...

09 04 2024 22:24:20

Универсальное оружие. Тестирование игровой мыши ASUS GX900

«…У GX900 есть все, что нужно человеку, который сколько-нибудь серьезно играет в сетевые шутеры или стратегии: простая настройка клавиш и разрешения, отдельные профили, качественная сборка, грузики, эргономика. Если именно эта мышь позвала вас с полки маг...

08 04 2024 7:47:18

StarCraft: Remastered, observer, Sonic Mania

StarCraft: Remastered Разработчик: Blizzard Entertainment Издатель: Blizzard Entertainment Список платформ: PC 14 августа на персональных компьютерах вышел StarCraft: Remastered, переиздание первой части знаменитой стратегии от компании Blizzard.…|Игромания...

07 04 2024 23:20:46

Игровое редактирование

NWN2 Mapper PluginWaterMill v1.0 (для NWN2)VizUp Reducer 2.4 (оптимизатор 3D-моделей)Command & Conquer 3: Tiberium Wars MOD SDKBSP Water Tool (для Halo 2)ModderX Easy Editor (для Halo 2)BumpMapGen...

06 04 2024 21:22:37

Silent Hill: Downpour

«…Silent Hill: Downpour, новую часть некогда культовой серии ужастиков, выразительнее всего хаpaктеризует такой момент: главный герой, Мерфи Пендлтон, попадает в узкий, неуютный коридор с длинной лестницей, ведущей куда-то наверх. Эта лестница почему-то в...

05 04 2024 0:53:47

Rift

«…Как обычно происходит прокачка в MMORPG? Вы выбираете класс и дальше, по мере роста, получаете новые умения. В RIFT классов нет, есть только архетипы (воин, разбойник, священник и маг) и души — подобие талантов из World of Warcraft. Тонкость в том, что...

04 04 2024 18:57:25

NHL 2004

"...Все аркадные ростки, успевшие пустить корни в предыдущих играх серии, были безжалостно срезаны ребятами из Black Box и торжественно сожжены на симуляторном алтаре..."...

03 04 2024 8:33:42

Операция «Синий луч». История войны HD-форматов 

релиз Blu-ray можно было считать проваленным.Единственное, что спасло «синий луч» от поражения, — очень медленное принятие HD-форматов как таковых. Цены на телевизоры, плееры и носители были очень высоки...

02 04 2024 2:27:38

Mass Effect: Andromeda: что мы знаем о реальной галактике Андромеды

Купить игру|Всё о Mass Effect: Andromeda У галактики Андромеды сразу несколько имен. Кто-то ее так и называет, кто-то предпочитает «сухой» термин М31, а для кого-то она — Туманность Андромеды. Долгие годы она привлекала…|Игромания...

01 04 2024 7:39:26

Гайд: Как попасть на Инадзуму в Genshin Impact 2.0

Со свежим апдейтом у игроков Genshin Impact появилась возможность посетить новый регион. В этом гайде рассказываем, как поскорее отправиться исследовать острова Инадзумы, если вы этого ещё не сделали.   Как открыть квест Инадзумы Чтобы…|Игромания...

31 03 2024 4:41:18

Metroid: Other M

Серия Metroid для России — это, конечно, вырванные страницы видеоигровой истории. Наряду с Mario и Zelda, которые у всех на слуху, это самый успешный и значимый франчайз Nintendo. Героиня серии, наемница Самус Аран, присутствует даже в…|Игромания...

30 03 2024 10:43:42

Professor Layton and the Unwound Future

«…Сегодня сложно найти обладателя DS, у которого в кармане нет картриджа с «Профессором Лейтоном»: тут есть приключение, азapт и интересные герои, но игра выдерживает строгий темп, никогда не сваливая на вас больше, чем вы сможете одолеть за одну поездку...

29 03 2024 9:17:34

Stacking

«…Ли Петти, арт-директор компании, увидев, как его дочь играет с матрешками, решил, что русские деревянные бабки идеально подходят для современного квеста (с тремя измерениями и гeймпадом). Так и вышла Stacking — игра, в которой добрые матрешки сражаются...

28 03 2024 19:23:10

Путь Аватара

"Начиная с этого номера, в разделе "Интернет" стартует новая рубрика - "ИГРА В ОНЛАЙНЕ". В ней мы в доходчивой форме будем рассказывать вам о том, какие существуют хорошие онлайновые игры и как в них играть из России..."...

27 03 2024 18:28:45

Rayman Origins

«…Rayman Origins действительно выглядит как старый добрый, нарисованный вручную плоский платформер. И в этом заключается львиная доля его шарма: игра безумно красива, каждый из шести ее миров выполнен с величайшим вниманием к деталям и радует такими велик...

26 03 2024 7:14:23

Гайд: Какой корабль выбрать в Sea of Thieves

Игрокам в Sea of Thieves доступно всего три корабля — шлюп, бригантина и галеон. При этом каждый из них обладает особыми хаpaктеристиками, а заодно своими достоинствами и недостатками. В этом гайде разберёмся, какой корабль лучше…|Игромания...

25 03 2024 13:46:40

sехy Beach 3

...требуется лишь изредка нажимать на кнопки и резво шевелить мышкой, размазывая лосьон для загара по разгоряченному телу очередной дeвицы, подставляющей свои трехмерные, анатомически корректные выпуклости под наши виртуальные ручищи. И вот однажды, после...

24 03 2024 15:56:39

Кролики и пираты. История Telltale Games

«...Вдруг выяснилось, что квест и в XXI веке может быть успешным, а чтобы этого успеха добиться, нужны лишь терпение, кропотливый труд и понимание аудитории...»...

23 03 2024 18:10:55

Первый взгляд. BloodRayne 2

Однообразный гeймплей, безумный сюжет, примитивный дизайн уровней и блеклые скриптовые ролики — все это мы написали бы в эпитафии по BloodRayne, если бы не одно очень весомое “но”: главная героиня. Можно сколько угодно спорить о ж...

22 03 2024 10:14:37

Сильные мира 3D. Видеокарты высшего эшелона

...мы обещали провести экстремальное тестирование самых последних видеокарт от ATI и NVIDIA. Сказано — сделано. Мы отмели синтетические тесты и оставили только игры. Анизотропную фильтрацию поставили 16-кратную, а сглаживание не опускалось ниже...

21 03 2024 3:43:47

Игровое редактирование

...По многочисленным просьбам любителей боевого терраморфинга (и после увещеваний с нашей стороны) создатели «Периметра» выпустили ряд дополнительных утилит, которые существенно расширяют возможности для модификации игры......

20 03 2024 12:37:28

Горячая линия: железо

Железный гуру Дмитрий Горячев разбирает письма читателей, дает советы, размышляет о состоянии индустрии, подмечает интересные тенденции и задает неудобные вопросы представителям разных компаний Года полтора назад все носились с 3D-технологиями, а…|Игромания...

19 03 2024 14:47:42

The Sims: Pet Stories

На сегодняшний день игр с подзаголовком The Sims вышло, наверное, уже пятьсот миллионов штук — и если вы с самого начала не следили за судьбой сериала, то сегодня разобраться во всех его тонкостях и хитросплетениях уже пpaктически невозможно. В...

18 03 2024 7:57:52

Руководство и прохождение по "F.E.A.R. Extraction Point"

Главный вопрос, который задает игрок, услышав про дополнение, — что нового внесут в игру разработчики? В F.E.A.R. Extraction Point нового чрезвычайно мало. Настолько мало, что на перечисление хватит пальцев одной руки.3 новых вида оружия, 2 новых прот...

17 03 2024 20:46:32

Руководство и прохождение по "Gothic 2 Night of the Raven"

Самое главное в новом дополнении — не новые монстры, оружие, задания или территории, а большая проработанность игрового мира. Игра стала еще живее и насыщеннее событиями. По-видимому, разработчики вложили в него все, что не успели вставить в игру....

16 03 2024 18:25:39

Содержание диска №11/2016

► Special Главное с Игромира 2016. Часть 1 Время: 10:15 Итак, «Игромир 2016» глазами «Игромании», коротко о главном! 10 самых-самых красивых мест Азерота и Дренора Время: 13:08 World of…|Игромания...

15 03 2024 18:45:44

Shelter

«…Лейтмотив Shelter — забота о барсучатах. К этим миленьким увальням привязываешься почти с ходу. Они задорно попискивают, постоянно норовят куда-нибудь ушелестеть, а еще у них разные мордочки. Казалось бы — такая мелочь! Но именно благодаря ей барсучат н...

14 03 2024 16:13:24

Эволюция серии Call of Duty. От Второй мировой до Modern Warfare

Кем бы вы ни были, вы наверняка хоть раз запускали Call of Duty — в конце концов, это самый популярный шутер современности. За прошедшие годы вышло пятнадцать основных тайтлов серии и целая туча спин-оффов. В этом году…|Игромания...

13 03 2024 11:51:23

Горячая линия: железо

Железный гуру Дмитрий Горячев разбирает письма читателей, дает советы, размышляет о состоянии индустрии, подмечает интересные тенденции и задает неудобные вопросы представителям разных компаний Сейчас стали появляться видеокарты типа GeForce 640,…|Игромания...

12 03 2024 23:43:52

Руководство и прохождение по "Monday Night Combat"

Monday Night Combat — великолепное шоу и прекрасный пpaктически во всем боевик. Проверенные идеи из Team Fortress 2, Defense of the Ancients и Quake перемешиваются с оригинальными, создавая пpaктически уникальный сплав. Единственный недостаток этой игры —...

11 03 2024 9:16:17

Вердикт. Крутящий момент (RPM Tuning)

Оригинальная версия RPM Tuning вышла на платформе Sony PlayStation 2, но особой популярности там не снискала. Видимо, поэтому разработчики из Babylon Software отправились за удачей в PC-края. Впрочем, вряд ли она им здесь светит. Дел...

10 03 2024 13:55:36

TrackMania

"...Запуск игры равносилен знакомству с детским конструктором: вы открываете коробку, с любопытством крутите в руках детали, соединяете наугад несколько штук..."...

09 03 2024 11:41:58

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::