Тайл к тайлу ляжет. Статья №10. Принципы создания двухмерных тайловых игр
Вы, наверное, представляете себе, что такое тайл, но давайте все же познакомимся с ним поближе. Тайл выглядит как картинка фиксированного размера. Причем нарисованная таким образом, что при сопоставлении с другими тайлами получается единое изображение без заметных “швов”. Легче всего представить тайлы как кафель, которым облицовывают стены или полы. Самый простой тайл квадратное изображение, симметричное по вертикали и горизонтали (вы можете видеть его на иллюстрации). Если составить эти картинки друг с другом, то получится большое полотно дерна. А если внести в эту живописную картину для разнообразия еще один вид тайла, скажем, изображающий дорогу, то можно уже составить примитивную карту.
Давайте теперь посчитаем затраты, которые от нас потребуются для создания карты размером 512x512 клеток. Допустим, что сам тайл будет размером 32x32 пикселя, тогда он будет занимать в памяти 1024 байта 1 килобайт. После подсчетов оказывается, что простейшая карта занимает в памяти около 262 килобайт плюс память для хранения изображений самих тайлов. А вот если бы мы рисовали такую же по площади область вручную, то нам пришлось бы положить на алтарь технического прогресса 268 мегабайт (!). И это при том, что я брал для простоты режим в 256 цветов. Понятно, что даже сейчас не каждый компьютер обладает таким количеством памяти, так что тайловое строение карт используется в подавляющем большинстве двухмерных и в достаточном количестве трехмерных игр.
|
Прямоугольные и квадратные тайлы хороши для представления вида с высоты птичьего полета, но существует и другой вид проекции, называемый изометрией. Он используется, когда надо дать ощущение объема, глубины, сделать псевдо-3D. Отсюда изометрические системы иногда называют 2.5D. В чем же здесь суть? Теперь тайл будет выглядеть повернутым одним углом к зрителю и как бы уходящим вглубь (посмотрите на иллюстрацию). Двухмерная по своей сути картинка обретает третье измерение. При этом размеры квадрата (тайла) определяются следующим образом:
1. Длина от самой левой до самой правой точки изображения.
2. Ширина от самой “дальней” до самой “ближней” точки к зрителю.
3. Высота "толщина" тайла.
Для создания эффекта объема ширина должны быть меньше длины примерно в два раза. Экспериментируя с эти отношением, вы как бы вертите "плиткой" в трехмерном прострaнcтве, выбирая нужную проекцию. Для этих целей полезно использовать какой-либо аналог 3D-студии. Создайте там плитку, выберите ее положение, а затем измерьте стороны и получившиеся соотношения.
Но как же теперь нарисовать
|
В самом простом случае высота тайла равна нулю и не просчитывается. Однако если мы будем использовать только такие "кирпичики", то мы добьемся создания в лучшем случае приятной полянки. Используя различающиеся высоты, мы добьемся создания более реалистичного пейзажа, со стенками и пригорками. Конечно, выводить такие “кирпичики” на экран будет сложнее. Теперь мы должны познакомиться с понятием базовой линии тайла.
Базовая линия это место, в котором тайл соприкасается с “землей”. На картинке они выделены розовым цветом. Базовая линия может проходить в любом месте на линии вертикали, ведь для стены разной величины может использоваться одно и то же изображение. Тогда на карте размещения тайлов отображаются базовые линии, а сами тайлы начинают отрисовываться из более верхнего положения.
2Dfx
Мы уже рассматривали, какие эффекты можно создавать, используя несколько тайловых слоев. В реальных играх
|
Вы можете добавлять еще слои для вышеупомянутых эффектов, но обычно для обеспечения лучшей производительности используют четыре-пять. Скажем, четвертый слой в нашей схеме можно добавить для создания объектов, которые будут находиться выше уровня головы персонажей, например крыш домов. Вы все встречались с таким эффектом: когда герой подходит к зданию вплотную, у того вдруг исчезает крыша, и вы можете увидеть внутренности строения. Так вот, очень легко заставить тайловый движок перестать отрисовывать четвертый слой, чтобы пользователь увидел все, что скрывается под ним.
Тайловые движки, основывающие свою графику на принципе палитр, активно используют эффект ротации цветов. Пусть некая синяя гамма используется для отрисовки воды. Тогда, изменяя эту гамму или, наоборот, переставляя индексы в тайле, можно получить эффект перетекающей воды. Тот же самый фокус проходит и для других поверхностей. Скажем, в пещере тайлы, изображающие скалу,
|
Кстати, кто сказал, что для вывода тайлов нужно обязательно использовать заезженные процедуры DirectDraw? Конечно, за долгое время существования были разработаны алгоритмы для многих эффектов: и динамического освещения, и даже систем частиц. Но все они работают очень медленно. Но у нас на дворе не 1996 год, и Voodoo Graphics является редкостью только из-за того, что все его уже повыкидывали. Поэтому было бы очень coблaзнительно запрячь для повседневных нужд возможности 3D-акселератора.
3D-библиотеки могут помочь с выводом текстурированных полигонов (те же тайлы) самым тормозным моментом в 2D-процеДypaх. При этом фильтрация (aka художественное размытие текстур) является само собой разумеющимся фактом. Кроме того, становятся доступны все эффекты, которые только есть в трехмерных играх: свет, прозрачность, тени, световые переходы и так далее. Предмет этот достаточно интересен для того, чтобы в нем попpaктиковаться. Возможно, за ним лежит будущее тайловых игр.
Создание карт
Любая карта это массив, задающий расположение тайлов на своих слоях, а также их параметры. Самая простая карта представляет собой матрицу MxN, где каждый ее элемент содержит номер тайла из условно принятой последовательности. Если вы когда-либо пользовались редактором карт двухмерной стратегии или РПГ (или работали в "Фотошопе"), вы легко уловите суть. Когда
|
Тайлы не обязательно должны задаваться последовательными порядковыми номерами. Наоборот, для начала хорошо бы разбить весь ваш числовой ряд на несколько промежутков. Например, в промежуток от 0 до 63 входят обыкновенные тайлы, по которым можно ходить (земля, плиты). От 63 до 127 непроходимые заросли джунглей, стены и другие твердые объекты. Следующий промежуток воды озер и болот, наконец, специальные группы, которые выполняют какие-либо действия, когда герой “наступает” на них: порталы, ловушки и прочее. Теперь уже, по мере производства "Фотошопом" графики, вы присваиваете новичкам номера, исходя из принятых правил, и в дальнейшем освобождаетесь от многих проблем, связанных с определением проходимости участка или того, как надо реагировать, когда герой вошел в портал.
При прорисовке карты у вас поначалу могут возникнуть проблемы с рисованием изометрических тайлов, ведь они такие “кривые”, что непонятно, где надо рисовать один и продолжать второй. Трудности могут возникать при программировании плавного скроллинга или обрезки экраном участков карты. Кстати, размеры тайлов лучше всего делать в какой-либо степени двойки (16x16 или 32x32), это очень сильно помогает как вам, так и процессору при вычислениях.
|
Между прочим, перемещение персонажей по изометрической карте тоже происходит не просто так. Ведь наша карта повернута “вглубь” и абсолютный ее размер по вертикали в два раза меньше, чем по горизонтали. Поэтому и “вверх” любой ходячий предмет должен двигаться соответствующим образом. Вообще говоря, здесь надо применять формулы, в простейшем же случае на два шага в сторону приходится один шаг вглубь. Если вас интересуют точные расчеты, их легко будет отыскать в Интернете, в крайнем случае "мыльте" за советом. Это же относится к любому перемещению в изометрии, имеющей место хоть в абсолютно плоском квесте.
К счастью, все эти вопросы уже давно не относятся к разряду малоизученных технологий, и в Сети есть масса учебников по программированию изометрических двухмерных движков. Советую заглядывать в раздел статей таких сайтов, как www.gamedev.net и www.flipcode.com, или просто скормить какому либо Yahoo-подобному поисковику подходящие ключевые слова.
IsometriX
Ну а для любителей "поковырять программки" специально выкладываем на компакт движок по имени IsometriX. Он аккумулирует в себе все, что было сказано выше. В отличие от большинства трехмерных энжайнов и конструкторов игр, которые рассматривались в прошлом "Самопале", этот движок не ставит своей целью быть основой вашей игры. Он прежде всего предназначен для того, чтобы вы на пpaктике посмотрели, как исполняются всякие теоретические вопросы. Движок полностью написан на Visual C++, имеет исходный код и свой редактор уровней. Ежели вам не интересно программирование, вы все равно можете побродить по тестовому уровню, ничего при этом не компилируя.
По функциям IsometriX может показаться более чем скромным: 640x480 в 8-битном цвете это, конечно, не дело. Но, как я уже сказал, это скорее пример, на основе которого вы можете научиться работать с картами, передвигать персонажей, проверять столкновения и делать многое другое. Кроме того, все прекрасно работает в Windows 9x/2000 и, скорее всего, будет в XP.
В напутствие
Что бы там ни говорили, двухмерные
|
Кроме этого, тайлы идеально подходят для создания громадных миров. С использованием сегментирования, когда карта дробится на несколько кусков, каждый из которых динамически подгружается, можно делать карты просто фантастических размеров. И это активно используется в играх жанра RPG. Это еще один фактор, по которому разработчики не торопятся уходить в мир акселераторов и мультитекстурирования.
Ну и, наконец, тайловая графика гораздо проще в изучении, чем любой 3D-движок (хотя это может быть моим субъективным мнением). А уж изучение DirectDraw для оперирования спрайтами несравненно легче и понятнее, чем Direct3D и даже OpenGL. Поэтому не стремитесь бросаться сразу на передовой фронт. Возможно, вам стоит обратить внимание и на старый добрый 2D-мир. Ну, может быть, чуточку 2.5D...
10 июня 2202 года флот враждебно настроенной инопланетной расы кеpaк должен выйти на орбиту Земли. Все межзвездные колонизационные корабли обязаны покинуть планету днем ранее. Как обычно, что-то пошло не так, и последние корабли отбывающего флота попа...
26 04 2024 10:42:38
Вечнозеленые «Дешево и сердито... Категория меньше 20 000 руб.», «Cмepть тормозам... Категория меньше 30 000 руб.», «Займи, но купи... Категория меньше 50 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цен...
25 04 2024 17:10:22
«…Подобно фильмам Джона Ву, где оружие служит чуть ли не инструментом высокой поэзии, Shogun 2 — стратегия, где драться так же почетно, как торговать или вести переговоры. Это, в конце концов, первая после Rome: Total War игра серии, в коллекционное издан...
24 04 2024 4:26:16
конструктивно ничем не отличается от своего предшественника (Audigy 2 ZS Platinum Pro), главное отличие между ними заключается в использовании слегка улучшенного чипа собственного производства...
23 04 2024 12:55:15
Интересное чувство испытываешь, когда тебе удается обмануть ту или иную игрушку. Я не говорю про читы, про них отдельный разговор; тема же нашей беседы - вскрытие старкрафтофских миссий в Starcraft editor. Кто уже в курсе, скажет: "Что же тут такого?", н...
22 04 2024 9:36:54
...они ведь работают в индустрии развлечений! Там, где кино, телешоу и клоуны из цирка шапито. Никто не слушает контрдоводы сомневающихся, которых все меньше и меньше. Идея возводится в абсолют. Никто не хочет делать компьютерные игры — все хотят ра...
21 04 2024 8:51:48
Читайте также: Лучшие по жанрам, часть 1 | Лучшие по жанрам, часть 2 | Спецноминации Первое место Journey У Дженовы Чена и его студии получилось…|Игромания...
20 04 2024 0:15:56
Несколько дней назад мы рассказали об одиночной кампании и аркадном режиме в Star Wars Battlefront 2. На очереди — мультиплеер. Мы провели за ним достаточно времени, чтобы вынести окончательный вердикт. Небольшой спойлер: ничего…|Игромания...
19 04 2024 1:14:18
Купить игру|Всё о Prey Мы на космической станции «Талос-1», пережившей некую катастрофу. Большая часть персонала погибла, станция частично разрушена, повсюду бродят монстры из ночных кошмаров. А главный герой…|Игромания...
18 04 2024 7:16:48
На этих выходных 26—27 ноября в шведском городке Йёнчёпинг прошел воистину громадный фестиваль компьютерного спорта DreamHack Winter 2011, а в рамках него — турниры по Counter-Strike 1.6, Quake Live, DotA 2, Heroes of Newerth и…|Игромания...
17 04 2024 21:54:35
Многие мобильные игры давно переросли уровень Angry Birds и социалок: среди них встречаются как высокобюджетные аттpaкционы с современной графикой, так и потрясающе оригинальные мелочи. И прежний формат дайджеста перестал подходить для того, чтобы…|Игромания...
16 04 2024 13:36:26
как RTS может сочетаться с карточными играми. Оказалось, очень просто: карты в BattleForge — это ваши юниты, строения и заклинания. От RTS взяты основополагающие принципы гeймплея: свободное перемещение войск и сражения в реальном времени. Дело...
15 04 2024 20:54:37
«Ужасное убийство потрясло наш Орден! Погиб один из наших братьев! Кто из вас, трусов, осмелится назвать мне имя преступника?!» — высокопарно произносит Бушар, магистр ордена тамплиеров. Трое городских жителей — единственные…|Игромания...
14 04 2024 17:39:55
13 марта состоялся релиз «Проклятия фараонов» — второго сюжетного дополнения для «Assassin’s Creed Истоки». И в отличие от предыдущего DLC («Незримые») новое оказалось…|Игромания...
13 04 2024 10:58:15
«Сейчас вы выглядываете из окна аудитории, а придет время, и вы выглянете в окно вверенного вам танка», — любил повторять лектор военной кафедры нашего университета. Пророчество (к счастью?) не сбылось — с устройством…|Игромания...
12 04 2024 2:27:45
«…Красивее всего разработчики расписались в собственной беспомощности на схватке с одним из боссов. Всю битву грозного вида робот переминается с ноги на ногу где-то на заднем плане, изредка выпуская paкеты. Когда же вы уничтожаете всех мелких врагов на по...
11 04 2024 1:49:49
...государственный олимпийский стадион, прямой эфир по трем телеканалам, приглашенные на разогрев национальные поп-дивы и звезды местного хип-хопа, а также бессчетное количество обезумевших от счастья зрителей. И все это ради одной-единственной игры......
10 04 2024 9:59:10
Синтетические тесты 3DMark (Fire Strike) Модель видеокарты Graphics Physics Score % Sapphire NITRO R7 370 5 332 11 325 4 913 100% Sapphire NITRO R9 380 8 546 11 311 7 470…|Игромания...
09 04 2024 18:41:46
Эффектная графика, лихой сюжет, динамичный гeймплей — в 2003 году XIII от Ubisoft поразила игроков в самое сердце. Основанный на одноимённом комиксе шутер даже для того времени был слишком уж линейным, но экшен и…|Игромания...
08 04 2024 6:39:32
Аарон Коннерс снова написал (и замаскировал под казуальную игру!) увлекательный детектив, пахнущий джазом и мистикой. Неизвестная дeвyшка, сидя перед загадочным человеком в черном, пытается вспомнить, что с ней произошло, глядя на разложенные на столе кар...
07 04 2024 17:43:23
Серия Dragon’s Lair — настоящая классика игровых автоматов — продолжает выходить на российских просторах. Вторую часть выпустила компания «1С» (первую издавала «Акелла»). Суть игры от этого, впрочем, не меняется: перед нами снова интеpaктивный мультфиль...
06 04 2024 18:35:35
24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом dev (в начале сообщения печатаете слово dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...
05 04 2024 0:34:21
7 февраля 2014 года в Сочи состоялась церемония открытия Зимних Олимпийских игр. Казалось бы, какое отношение это имеет к спорту компьютерному? Дело в том, что один из олимпийских флагов нес Алан Енилеев — прославленный российский игрок в Need…|Игромания...
04 04 2024 8:57:43
Wolfenstein: The New Order Продолжение — и попутное переосмысление, — Wolfenstein стало, пожалуй, самым важным чистокровным шутером последних лет. Реинкарнировавший DOOM, конечно, чертовски хорош, но кроме отстрела демонов ему…|Игромания...
03 04 2024 8:42:53
такой механики нет и не было ни у кого. Рассказ о Ghostbusters невольно распадается на череду технологических зарисовок — к тому моменту, как нам показали сам гeймплей, я исписал в своем блокноте четыре страницы убористым почерком и еще один ра...
02 04 2024 6:33:49
«…На прошедшей E3 все будто бы боялись переоценить возможности некстгена, и совершенно зря — именно несбыточные с виду обещания всегда заставляли покупать новые консоли. Платформодержателям нужно вновь перестать бояться CG-демок и ставить перед собой невы...
01 04 2024 11:10:20
«…одно из самых громких надувательств, с которым за последнее время сталкивалась редакция журнала «Игромания». Когда два года назад мы общались с итальянцами из студии Pix Rev, они обещали изящный барочный хоррор, сделанный по заветам лучших итальянских к...
31 03 2024 13:27:50
В первую очередь обыгрываются самые привычные для компьютерных игр свойства. Враги стоят у оголенного провода — слегка затопим помещение, и их ударит током. Мощное течение направлено в сторону мальтусианцев — разольем бензин, кинем спичку, и о...
30 03 2024 7:51:17
Blitzkrieg Где взять: Устанавливается с игрой Утилита проста на вид, но обладает широкими возможностями. ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Утилита для редактирования…|Игромания...
29 03 2024 13:15:24
"...почти треть карт сета (40 из 143) принадлежит к черному цвету. К тому же вечные оппоненты черного — зеленый и белый — получили только по 21 карте против 28-и, доставшихся синим и красным. Подобное происходит впервые в истории Магии. Раньше, конечно, б...
28 03 2024 11:20:50
Семь мобильных игр, о которых мы хотим поговорить: Republique, Assassin’s Creed: Pirates, Cut the Rope 2, Tomb Raider, Angry Birds Go!, Grand Theft Auto: San Andreas и The Room Two...
27 03 2024 8:56:10
Скажите, вы что-нибудь слышали об игре под названием Desperados: Wanted Dead or Alive? Ну, том самом гениальном клоне Commandos? А-а, так про Commandos вы тоже не слышали?.. Но все это, впрочем, неудивительно, поскольку обе игры вышли уже больше пяти ле...
26 03 2024 11:15:23
Самое чёткое впечатление от первой половины Shadow of the Tomb Raider — «ух ты, какая красотища!». Джунгли регулярно одаривают очередным пейзажем для рабочего стола, вода эффектно преломляет свет (иногда даже радуга…|Игромания...
25 03 2024 9:44:11
«…наши действия FIFA Manager ни на что не влияют — она прекрасно играет сама в себя. Можно не менять состав, доверить тренировки ассистентам, сбросить в урну отчеты о развитии подопечных и положить ноги на стол — победы придут сами собой, просто добавь во...
24 03 2024 4:40:10
Почти каждая составляющая тут бережно перенесена украинцами из других шутеров: ролевые элементы из BioShock, костюм из Crysis. При этом Scorpion: Disfigured начисто лишена того гонора, с которым принято у нас выходить на люди: B-Cool спокойно делают адекв...
23 03 2024 21:30:24
В начале лета издатели и разработчики ставят рутинную жизнь на паузу, чтобы собраться в Лос-Анджелесе на выставке Е3 — других посмотреть и себя по возможности показать. И как всегда, «Игромания» отправляет на место…|Игромания...
22 03 2024 18:42:20
В теории вероятности есть одна интересная гипотеза, которая утверждает, что если абстpaктная обезьяна будет бесконечно долго стучать по клавишам печатной машинки, то рано или поздно она случайно напечатает одну из пьес Шекспира. И хотя суть этой…|Игромания...
21 03 2024 13:55:43
Какие игры вы вспоминаете первыми при упоминании LucasArts? Скорее всего, что-то по «Звездным войнам». Однако в 1990-е годы студия была больше известна своими квестами. Здесь мы собрали их все, чтобы проследить за развитием жанра…|Игромания...
20 03 2024 10:36:10
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно…|Игромания...
19 03 2024 21:28:45
В период своей жизни в Инадзуме Каэдэхара Кадзуха вытерпел много невзгод. Но сейчас этот стрaнcтвующий самурай готов бросить вызов любым неприятностям. Следуя собственному кодексу, он усилит вашу комaнду мастерством стихий, добавит Рассеивание в ваш…|Игромания...
18 03 2024 7:20:43
Во что играли 5 лет назад Resident Evil 4 Дата выхода: 2004 Жанр: Экшен от второго лица Издатель/разработчик: Capcom В свое время Resident Evil 4 стал не только лучшей игрой на устаревающей консоли Nintendo GameCube, но и во многом определил внешний…|Игромания...
17 03 2024 21:55:20
“Дешево и сердито... Категория меньше 500, “Cмepть тормозам... Категория меньше 1000, “Займи, но купи... Категория больше 1000 и — “Тебя я видел во сне”....
16 03 2024 9:51:56
Буквально несколько часов назад состоялся официальный анонс проекта The Witcher 2: Assassins of Kings, и мы уже готовы поделиться новыми впечатлениями об этой игре....
15 03 2024 1:17:33
3DFiles.rip Ежедневно в Сети "умирает" несколько тысяч сайтов и приблизительно столько же "рождается". Но кто бы мог подумать, что в мир иной отправится такой гигант...
14 03 2024 21:31:53
авторы хамоватой дилогии Runaway. Их квест Abbey — это неофициальная и довольно фривольная адаптация «Имени розы». Мы тут же связались с Испанией и выяснили у авторов первые подробности (а также раздобыли эксклюзивные скриншоты, которые...
13 03 2024 17:20:16
Магия — величайшее искусство Европы Мифической. Но на что были бы способны колдуны, если бы рядом не находились те, кто выполняет свои скромные функции в тени магистров волшебства? Как прожить магам без верных слуг и друзей, далеких от мистицизма, но разб...
12 03 2024 2:43:35
24 часа в сутки любые ваши вопросы по играм принимаются на ящик games@igromania.ru или по SMS на короткий номер 1121 с префиксом games (т.е. в начале сообщения вы должны ввести слово games и только потом, через пробел, вводить сам вопрос). Стоимость…|Игромания...
11 03 2024 15:30:15
Трисс Меригольд — The Witcher Кому открывать Хэллоуинскую подборку, как не всеми любимой рыжей ведьме? На этой неделе тематический образ чародейки по-своему обыграли сразу две дeвyшки-косплеера: более традиционный и узнаваемый наряд для…|Игромания...
10 03 2024 15:47:34
Серия Yakuza изначально не прижилась на Западе: плохая локализация, отвратный маркетинг (сравнения с GTA были совершенно ни к чему) и специфика игры (JRPG с боёвкой из beat’em up в японском сеттинге) похоронили шансы первой части на…|Игромания...
09 03 2024 13:42:34
«…Чтобы развязать себе руки, Бир перенес события романа, открывающего трилогию Forerunner, на десятки тысяч лет в прошлое — в ту эпоху, когда во вселенной безраздельно властвовали Предтечи…»...
08 03 2024 0:25:57
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::