Total War: Shogun 2
Есть какая-то зловещая ирония в том, что игра про тяжелые времена в истории Японии выходит именно в тот момент, когда для этой страны наступила просто-таки черная полоса: одна природная катастрофа спровоцировала другую и вытолкнула нацию на порог третьей, техногенной. С другой стороны, для всех, кто не чувствовал толчков в Тихом океане и кого не тронули волны цунами, Total War: Shogun 2 служит наглядным напоминанием о том, что эта страна уже не раз переживала страшные потрясения и каждый раз упopно возрождалась из пепла. И хотя сравнивать грызню удельных феодальных князьков и угрозу ядерной катастрофы, пожалуй, не вполне корректно, глядя на то, что происходит в игре Creative Assembly, понимаешь — японцы способны преодолеть многое.
Кодекс чести
Генералы (и сам игрок как лидер клана) могут воодушевлять своих бойцов не только перед сражением, но и во время боя, используя особое умение. Его эффективность тоже можно развивать. |
Перед релизом и сами разработчики, и мы вслед за ними много говорили про то, что, отложив в сторону масштаб прошлых серий, Shogun 2 делает ставку на глубину и проработку каждой мелочи, каждой провинции и каждого юнита, отчего играть станет интереснее и сложнее. Но то были лишь обещания, которым мы всегда заранее чуточку не верим. Так вот, в данном случае нам не соврали.
Показательна реакция тех, кто в свое время сутками напролет заигрывался в самый первый Shogun и Medieval: Total War, а в следующих «тотальных» играх откровенно скучал или прогуливал их вовсе. В Shogun 2 они снова теряют сон и связь с реальностью, с головой погружаясь в удивительный мир, где перед cмepтью принято писать стихи, а ножи с одинаковым рвением втыкают как в гpyдь лютого врага, так и в собственный живот.
Цель прежняя: привести один из девяти кланов к власти, став сёгуном, фактическим правителем страны. Поначалу вас никто толком не знает, денег ни на что не хватает, войск тоже, с вами мало кто считается и торгует. Поэтому провинции тут защищаются и отвоевываются буквально потом и кровью. Ведь в каждой есть свои ценные ресурсы (где-то это выход к морю, где-то золотой рудник) и каждая крайне уязвима. Врагу не обязательно штурмовать замок, чтобы насолить вам, — достаточно вытоптать ваши фермы, чтобы область заполыхала пожарами.
Но при этом каждая попытка экспансии на соседние земли тут же вызывает изжогу не только у соседей, но и у всех остальных: отступать некуда, позади — а также впереди и с обоих флангов — океан. В итоге любой выскочка, добившийся сколько-нибудь значимых успехов в экспансии, быстро становится маленькой империей зла и врагом номер один для всех соседей.
Тут нужно учесть, что в Японии всегда, а в те годы особенно, уделяли особое внимание понятиям чести и достоинства. И любой ваш шаг в Shogun 2 оценивается именно с этих позиций: разграбили завоеванный город, чтобы в казне появились хоть какие-то деньги, — получили в ответ не только народные волнения, но и резкое ухудшение отношений со всеми без исключения кланами. Польстились на золотой рудник, пошли против мирного соседа или, еще хуже, вероломно напали на союзника — вас ждет всеобщее презрение, разрыв торговых отношений и прочие неприятности. При этом игра зачастую сама ставит в неловкие ситуации: один из кланов, например, изначально является вассалом другого, и, чтобы вернуть себе независимость, ему придется как раз пойти против союзника.
В режиме исторических сражений все бои — уникальные, со своими условиями и высокой сложностью. |
Погодные факторы (зимой на чужой территории ваша армия мерзнет и редеет) и поумневший AI (конкуренты постоянно нас прессингуют, объявляют войну, высаживают морской десант в тылу, объединяют армии и приходят к стенам ваших замков друг за другом и с толпой подкреплений) — все это тоже предельно усложняет и обостряет игру. Темп Shogun не похож ни на что из того, что мы привыкли видеть в серии Total War в последние годы. Средневековая Япония — это не Старый Свет, где все давно поделено, и даже не Средиземноморье — это банка с пауками в масштабах целого государства, и рано или поздно сосед слева, скорее всего, на вас нападет. А потом, когда вы чудом отобьетесь от его злых самураев, вам непременно объявит войну сосед справа. И учтите: содержать даже две относительно больших армии в таких масштабах крайне затратно.
В такой ситуации еще важнее стала дипломатия. В Shogun 2 реально востребованы пpaктически все политические механизмы. Вы настырно (а деваться некуда!) предлагаете торговые отношения, брачные и военные союзы и выплаты, чтобы умаслить сильных соседей, в знак доброй воли обмениваетесь детьми: если нарушите условия договора, наследника, понятно, казнят. Зато если некогда грозная, попившая немало вашей кровушки семья, получив по носу, вдруг приходит с проектом мирного договора за пазухой — можно со злорадством поставить встречные условия вроде введения торгового эмбарго против ваших врагов и расторжения союзов с ними.
Путь самосовершенствования
Авторы учли даже такую деталь: японские корабли тех лет не были приспособлены к плаванию в океане. Поэтому, если вы слишком далеко отойдете от берега, экипаж начнет тихо дохнуть. |
Другой важнейший инструмент — грамотное использование возможностей ваших генералов и агентов: ниндзя, монахов, тайной полиции (мэцукэ), проповедников и гeйш. Возможно, вы уже знаете, что теперь по аналогии с играми вроде King Arthur каждый такой персонаж фактически стал чем-то вроде героя из ролевой игры — у них есть шкала опыта, уровни и ветки умений, которые позволяют в полной мере раскрыть их дарования. Так, ниндзя можно совершенствовать в искусстве покушений на влиятельных особ. Или в проведении диверсий во вражеской армии. Или в уничтожении вражеских построек и шпионаже. А можно потихоньку разучивать все.
До релиза к подобным новшествам можно было относиться по-разному, но теперь понятно, что они пошли игре на пользу. Прокачка стимулирует интерес и фактически открывает второе дно, заставляя действовать активнее и использовать все возможности для развития: тот же ниндзя, даже потерпев поражение, получит важный опыт — если, конечно, его не поймают и не сварят заживо. Возможный дисбаланс (здесь ведь можно нанимать несколько таких спецюнитов, и каждый может стать суперпрофи!) уравновешивается высокой стоимостью услуг агентов.
Роднит игру с RPG и необходимость принимать важные решения. Так, опять же по аналогии с King Arthur, на глобальной карте периодически случаются некие события, и вам предлагают сделать выбор. Например, подданные спрашивают совета, сосредоточиться им на военном развитии или на экономике. Или в порту могут высадиться странные европейцы и предложить купить пороху: если разрешить им торговать, то вы получите новых бойцов с ружьями, но в этом случае есть риск распространения тлетворного влияния Запада (в случае с феодальной Японией он приобретает форму взрывного развития христианства).
Каждое решение, каждое действие и каждый успех или неудача отражаются на вашей репутации как лидера клана (даймё) и на степени известности семьи. Даже подданные и родственники могут менять свое отношение к вам: назначили, например, 11-летнего сына наследником или приняли стороннего человека в клан, а другой ваш сын взял и обиделся на это. Из таких вот вроде бы мелочей складывается действительно глубокая игра.
Искусство войны
Каждый из девяти кланов на старте кампании получает свои преимущества: одни, например, сильны в дипломатии, другие — в морском деле и т.д. Кроме того, семьи изначально находятся в разных экономических, политических и географических условиях. |
В сражениях тоже чувствуется влияние ролевого жанра. Появились специальные войска вроде продвинутых, «героических» лучников и самураев, отрядов кисё-ниндзя или боевых монахов. Они, как и генералы, могут активировать уникальные умения прямо в бою (кидать, к примеру, ослепляющие бомбы или становиться невидимыми), а ваша задача — в том, чтобы использовать такие войска и их особенности вовремя и в нужном месте. К слову, видов юнитов здесь намного меньше, чем в той же Empire, но зато каждый из них предельно востребован и по-своему важен. По такому же принципу строятся и морские сражения: это уже не масштабные битвы, здесь важно грамотно использовать возможности каждой лодки и даже направление ветра. Поэтому пропускать морские баталии, как в прошлых играх серии, хочется уже не так часто.
А вот с широко разрекламированными штурмами замков вышла неоднозначная ситуация. С одной стороны, подобные осады, учитывая сложности японской архитектуры тех лет и дефицита осадных орудий, действительно выглядят как минимум нетипично. С другой — обороняющиеся получают слишком уж очевидные преимущества, особенно если в роли последних действует ИИ: улучив момент и почти без боя заняв вражеский замок, вы потом можете не без труда, но все-таки отбивать атаки самых сильных и многочисленных армий во главе с лидерами других кланов. Устраивать диверсии, тайно открывать ворота и брать вас измором догадываются лишь некоторые из них.
Но и на этот случай в Shogun 2 есть мультиплеер. Благо что здесь можно пройти совместную кампанию не только против AI, но и друг против друга. И даже поучаствовать в клановых войнах. Предвидим огромную популярность этого режима — ведь здесь есть отдельная глобальная карта, сражения до четырех человек с каждой стороны и крайне интригующая возможность создать с нуля свой клан, воспитать собственного генерала (с уникальным именем, флагом и шлемом с метровым размахом рогов) и облачить его в премиальные доспехи. Тут очень кстати пришлись все фирменные возможности Steam, включая систему достижений, за некоторые из которых могут выдать часть какого-нибудь крутого набора экипировки.
* * *
Конфуций однажды сказал: «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Подобного состояния британцы из The Creative Assembly достигли именно в Total War: Shogun 2. Они не побоялись повторить старое, вернувшись спустя 10 лет к тому, с чего когда-то начинали, а именно к теме средневековой Японии и эпохе воюющих провинций. И в то же время украсили привычную игру россыпью нововведений, часть из которых подсмотрели (но не слепо скопировали) у коллег по цеху, то есть показали, что готовы развиваться и впитывать все лучшее. Результатом стала игра, над которой с удовольствием помедитировал бы и сам Конфуций.
Рейтинг: 9
Видеорецензия |
Обратите внимание, что все материалы по игре доступны в нашем «». |
Несмотря на то, что канадская студия Digital Extremes (Unreal Tournament) работает в игровой индустрии уже более десяти лет, она так и не стала известной — почти вся слава доставалась Epic Games, занимавшейся разработкой графических движков. В марте...
26 04 2024 16:11:51
В браузерной стратегии «Войны империй» на карте мира уютно расположились четыре играбельных расы, точнее, страны: Рим, Египет, Китай, Персия. И выбор не сводится к тому, кем вам больше нравится называться — императором, фараоном,…|Игромания...
25 04 2024 12:13:28
Перезагружаю я однажды свой компьютер и вижу следующее: SMART Failure Predicted on Primary Master : ST340016A. WARNING: Immediately back-up your data and replace your hard disk drive. A failure may be imminent. У меня…|Игромания...
24 04 2024 5:52:53
Есть на свете игры, которые очаровывают с первого взгляда. У них может не быть высокобюджетного лоска, присущего многомиллионным блокбастерам, но, несмотря на это, уже на первом “свидании” ты не можешь оторвать восторженный взгляд от монитора и в упор...
23 04 2024 1:58:50
Уже месяц как на сервера World of Tanks установили обновление 0.8.1, в котором, помимо того, что улучшилась графика, наконец-то появились британские танки. И хотя новую технику тут же бросились обкатывать все кому не лень, многие быстро забросили…|Игромания...
22 04 2024 3:39:34
Название игры Scrap Metal словно создано для обидных издевательств. Но как ее ни назови, металлоломом или просто Crap Metal, нужно отдавать себе отчет в том, что издеваться над простенькой аркадной гонкой с пушками, видом сверху, да еще и…|Игромания...
21 04 2024 22:45:46
Идея сделать игру по фильму “Звездный десант” появилась сразу же после его выхода на экран, в 1997 году. И это неудивительно, ведь картина получилась донельзя удачной даже несмотря на многочисленные упреки по поводу того, что лента...
20 04 2024 17:12:45
Street Fighter 4 Издатель/издатель в России: Capcom/1С Разработчик: Capcom Рейтинг: 9,0 Полная рецензия в «Игромании» №8/2009 2009 год выдался очень урожайным на отличные файтинги. Но только не на PC. Традиционно возможность…|Игромания...
19 04 2024 14:13:45
Новое поколение наконец-то здесь: в Игроманию приехала первая консоль — Xbox Series X. По условиям эмбарго нам пока нельзя её включать, но зато уже можно показать вам, что лежит в ритейл-версии для РФ. Поставляется консоль в не особо…|Игромания...
18 04 2024 5:10:44
зачем-то нагоняют саспенс, сгущают атмосферу, демонстрируют игроку выпотрошенные трупы, цитируют «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, но в этой игре гораздо уместней смотрится охота на толстого садиста в костюме пасхального зайца, а не душевные...
17 04 2024 14:27:39
24 часа в сутки я мысленно с вами. В остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hot-line@igromania.ru или отправив SMS на короткий номер 1121 с префиксом hard (то есть в начале сообщения вы должны ввести слово hard и только потом,…|Игромания...
16 04 2024 19:47:59
“Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь!” х/ф “Золушка” Kangaroo, Ranger, Rangoon, Lanark, Raindrop, Saquaro? MS Word в недоуменииИ грянула великая битва богов, называемая Рагнарек. И сошлись в поединке Один и Локи, подначиваемые инеистыми гигантам...
15 04 2024 5:30:51
 При первом знакомстве с Atlantica в голову лезут самые мрачные мысли. О сюжете вроде бы известно много, но привести всю доступную информацию к единому знаменателю и получить общее представлен...
14 04 2024 6:58:13
Начало Mafia: Definitive Edition поражает. Камера проносится через сногсшибательно красивый город 1930-х годов, солнце заливает улочки Чайна-тауна, круизные лайнеры важно плывут по реке, старые машины неспешно катятся по дорогам, чайки летят…|Игромания...
13 04 2024 7:16:42
http://bomg.ru “Не... он из этих. Опасный народец. Ни работы, ни места жительства. У нас их называют бoмжами...” Люди без определенного места жительства — сокращенно…|Игромания...
12 04 2024 16:40:38
«…Во главе угла по-прежнему остается динамическая кампания на глобальной карте, где игрок волен сам выбирать, за кого сражаться и какие цели ставить перед собой. Показанные миссии наглядно продемонстрировали масштаб будущей игры — пусть там и были доступн...
11 04 2024 21:34:49
творчеством можно назвать очень многое. Даже простое ведение блога или создание домашней странички это, как ни крути, творчество. Но мы сегодня поговорим о самых ярких, самых наглядных его проявлениях. О рисовании, анимации, архитектуре и музыке. В интерн...
10 04 2024 16:32:37
Вот вам вечный вопрос: кто творит историю — народ или личность? Одни скажут: «Безусловно, личность». Другие: «Когда народ не готов к реформам, то никакой реформатор ничего не добьется». И оба, что хаpaктерно, будут правы. Сегодня речь пойдет о стр...
09 04 2024 14:17:20
Игрокам в «Ratchet & Clank: Сквозь миры» предлагается 20 различных пушек на выбор. И каждая из них по-своему уникальна — не зря серия славится особым вниманием к дизайну оружия. Мы опробовали всё за вас…|Игромания...
08 04 2024 14:16:53
Иногда мне очень хочется стать королем. Или царем. Ну хотя бы ярлом. Что уж говорить о почетном звании императора! Чаще всего это случается осенью. И не потому, что в этот период обостряются тяжелые душевные заболевания. А потому, что именно в это...
07 04 2024 9:43:38
"...Самостоятельная "профилактика" и "лечение" лазерного привода требуют некоторой начальной базы технических познаний. К вашим услугам - пошаговая инструкция по сборке-разборке и сервисному обслуживанию CD/DVD-привода..."...
06 04 2024 4:43:10
"Клавиатура и мышка. Два простых инструмента, которыми днем и ночью пользуются гeймеры всего мира. Но рано или поздно любой серьезный гeймер осознает, что эта пластмассовая парочка уже не может полностью удовлетворить его игровые амбиции. И тогда он решае...
05 04 2024 11:28:36
Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться. (Майкл Корлеоне “Крестный отец”) После выхода коммерчески удачных “Desperados” и “Robin Hood” демиурги из Spellbound Studios выпустили достаточно противоречивую “Chicago 1930”. Внешне...
04 04 2024 21:49:52
...ловко чередуют здоровый юмор с откровенным постмодернизмом. Образ главного героя (равно как и черно-белая картинка), скажем, явно списан с фильма «Мертвец» культового американского режиссера Джима Джармуша. Поэт-неудачник, запершись в туале...
03 04 2024 3:31:25
«…Путешествия по глобальной карте, фpaкции, антидоты и травмы из Fallout, напарники из старых партийных RPG, случайно генерируемые подземелья, подробнейшая система крафтинга в духе Minecraft и, конечно, столь популярный сегодня кооператив — для идеальной...
02 04 2024 20:27:35
"Центр внимания" номер за номером являет нам чудеса, о которых я, редактор раздела, порой даже не подозреваю! Вот, к примеру, наш предельно штатный корреспондент и по совместительству замглавреда Святослав Торик посреди лета неожиданно...
01 04 2024 3:28:36
В начале лета мы рассказывали о десятом поколении ноутбучных процессоров Intel. К сожалению, тогда на тесты досталась хоть и интересная, но «тонкая» модель, в которой и процессор не особенно хорошо раскрывался, и видеокарта была…|Игромания...
31 03 2024 6:21:42
по лоснящейся травке бродят блаженно улыбающиеся существа пиньяты. Последние выглядели как собирательный образ всех уморительных грызунов мира, которых такого же вида художник разукрасил в кислотные цвета, покрыл лаком, высушил феном и оживил. Все, что им...
30 03 2024 20:23:47
Есть определенная ирония в том, что Bulletstorm вышел за несколько месяцев до премьеры Duke Nukem Forever. Ведь почти все, чего ждут от нового Дюка, уже реализовано в новой игре People Can Fly и Epic Games. Главный герой Bulletstorm —…|Игромания...
29 03 2024 13:42:27
это не будущее — это настоящее. Эти произведения не требуют от пользователя ничего, кроме свободного времени и ненавязчивых пассов руками. Ругали телевидение за жвачность, парнокопытность, бездуховность и общую некошерность? Рассказывали о грехопаде...
28 03 2024 17:23:21
говорят о густой средневековой атмосфере, о том, что все вокруг будет в буквальном смысле запущенно и грязно. Нам обещают непроглядную ночь и темные, затхлые пещеры, в которых развернется большая часть сюжетных событий. Но дело, конечно, не только и не ст...
27 03 2024 21:54:13
У человека, знакомого с творчеством City Interactive примерно так же, как сама City Interactive знакома с понятием «пристойная игра», встреча со Sniper: Ghost Warrior на уровне скриншотов и трейлеров может оставить весьма приятное…|Игромания...
26 03 2024 1:34:17
"...Splinter Cell великолепно подходит для принудитель...
25 03 2024 1:58:59
"...Гоп-компания Running With Scissors со своим Postal 2 может спокойно отдыхать - в индустрии нашлись более "отмороженные" разработчики..."...
24 03 2024 9:10:42
Побаловавшись в двух последних частях с умеренным футуризмом, градостроительная серия Anno вернулась к уже отгремевшим периодам человеческой истории. Добро пожаловать в XIX век, пору великих перемен и инноваций! Но главная заслуга немцев из Blue…|Игромания...
23 03 2024 22:12:24
Задать нам вопрос можно письмом на games@igromania.ru или смской на номер 1121. Сначала вводите слово #games и только потом — текст самого сообщения. Стоимость одного сообщения — около трех рублей. • • • Почему не…|Игромания...
22 03 2024 4:20:16
«…Несмотря на то, что от стартовой заставки до первого же здоровенного босса тут проходит около пяти минут, в Devil May Cry впервые есть какая-то экспозиция, вам сразу же пояснят расстановку сил, никто не заставит извлекать детали предыстории из диалогов...
21 03 2024 1:33:42
"...Больше нам не придется идти против закона. Готовьтесь взглянуть на события под иным углом. Отныне мы сами - Закон. Мы - это оперативное подразделение полиции, главные герои новой тактической игры "Власть закона"..."...
20 03 2024 23:11:23
"...Апологет нового времени - компания BTC. Именно ее инженеры первыми придумали разместить микрофон на клавиатуре, а заодно и снабдить ее всеми подобающими кнопками для осуществления процесса общения с компьютером.....
19 03 2024 17:49:36
AOL хоть и отобрала какую-то долю пользователей у QIP, Miranda и остальных, но совершенно точно не привила им любви к официальной аське. Зато сделала королевский подарок разработчикам разнообразных Jabber-клиентов — бывшие асечники массово уста...
18 03 2024 10:22:30
Как известно, ведущим дизайнером Sid Meier's Colonization и Sid Meier's Civilization 2 был отнюдь не сам Сид, а его соратник Брайан Рейнольдс. Чуть позже он, наравне все с тем же Сидом Мейером и также участвовавшим в разработке игр серии Civilization Джеф...
17 03 2024 3:15:14
«…Лучший способ понять, чем железная индустрия будет жить ближайшие 365 дней, — посетить январскую выставку потребительской электроники Consumer Electronics Show. Нынешняя CES — сорок четвертая по счету — ясно дала понять, что 2011-й станет годом планшетн...
16 03 2024 20:36:15
Привет! На этой неделе в рубрике «Во что поиграть» мы: стреляем из минигана и жгём врагов огнемётом в симуляторе шахтёра Deep Rock Galactic; встречаем Crucible, амбициозный сетевой шутер от Amazon; тщетно пытаемся угнаться за…|Игромания...
15 03 2024 19:42:52
Эпиграф: В желтой жаркой Африке не видать идиллий. Льют жираф с жирафихой слезы крокодильи. Только горю не помочь, нет теперь…|Игромания...
14 03 2024 9:20:20
Веселые простые гонки, которые требуют хорошей реакции и быстрых решений. Превосходно подходят для игры в компании. Главное — не испугаться интерфейса и не позволить ему вывести вас из себя....
13 03 2024 15:24:21
«…Выглядит NBA 2K10 великолепно, в номинации «лучшая визуализация» способна тягаться даже с новым Pro Evolution Soccer (насколько мы можем судить по демоверсии). Модели игроков проработаны настолько, что при максимальной детализации видны даже поры на кож...
12 03 2024 2:38:42
«…Возрожденная Mamba — это один из лучших манипуляторов для шутеров. Тяжелый и цепкий корпус позволяет безошибочно наводить прицел и отстреливать врагов. Ну а Hex, пусть и копирует классические Naga, ощущается гораздо живее и стремительнее своих предшест...
11 03 2024 14:56:56
«…От голодного школьника до успешного предпринимателя — один шаг. Моя жизнь кардинально изменилась, когда я продал свою первую игру. Тогда я учился в старших классах, уже успел написать десяток игр, но ни одну из них так и не издали. А потом я сделал Akal...
10 03 2024 21:52:34
О Warcraft III: Reforged мы впервые услышали на Blizzcon 2018. Нам обещали нечто среднее между ремастером и ремейком, что и отразили в названии — с английского оно переводится как «Перекованный». Тогда Blizzard…|Игромания...
09 03 2024 22:47:49
2-5 октября 2014 свои двери для всех желающих открывает крупнейшая игровая выставка «Игромир». В этом году событие будет совмещено со знаменитым Comic Con, который впервые пройдет в России. Для нас уже стало доброй традицией разыгрывать…|Игромания...
08 03 2024 22:24:44
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::