Невыносимое давление > Minecraft истории
истории Minecraft    

Невыносимое давление

Невыносимое давление

Не одной строкой Невыносимое давление 023.02.2014 18:52 Компания Valve собрала на конференции Steam Developer Days разработчиков со всего мира, и они вместе решали, как сделать мир лучше. В итоге решили, что лучше будет без Windows. Не одной строкой

Компания Valve собрала на конференции Steam Developer Days разработчиков со всего мира, и они вместе решали, как сделать мир лучше. В итоге решили, что лучше будет без Windows.

Что было бы, если Microsoft оказалась вдруг на месте Valve? На следующий же день под окнами игровых студий наверняка начали бы околачиваться агитаторы с мегафонами: «Уважаемые разработчики Windows! Переходите на нашу сторону! Microsoft вам лжет! Наш великий лидер Гeйб Ньюэлл не ест младенцев на завтpaк, а платформа Linux очень дружелюбная, здесь имеется много платежеспособных игроков! Переходите к нам, и вам будет гарантировано горячее питание три раза в день и продажи не менее пятидесяти тысяч копий!» Ну а что было бы, если Valve оказалась на месте Microsoft? Тогда получилась бы конференция Steam Developer Days 2014. Собственно, именно о ней и пойдет наш сегодняшний рассказ.

Первый съезд

Мы уже не раз писали, что у рынка ПК-игр есть одна небольшая проблема — им никто не занимается. Более того, его развитию достаточно активно вредят. Например, Microsoft за последние годы сделала очень многое, чтобы пользователи ПК чувствовали себя несчастными и никому не нужными, отдала консольщикам кучу игр и крутой онлайновый сервис, выпустила ужасную Windows 8.

• Xbox One? PS4? Нет, вот он настоящий завтpaк для чемпионов. Посмотрим, как сумеет переварить его игровая индустрия. Фото: Сергeй Галенкин

Не то чтобы это было большой проблемой. Платформа ПК слишком большая, сильная и независимая, чтобы страдать от вредительства даже такого могучего гиганта, как Microsoft. Но все же как-то обидно, не находите? Windows приносит Microsoft прорву денег, а они, понимаешь, еще и гадости делают! Поэтому, когда Valve изъявила желание занять место Microsoft и под своим чутким руководством возглавить развитие платформы, пользователи были только рады.

Только как можно возглавить свободный рынок, у которого нет ни законов, ни хозяев? До некоторых пор считалось, что Valve ограничится выпуском SteamOS, созданием стандартов и установлением связей с производителями. Согласитесь, для одной компании это уже огромная куча работы. Но студия сумела удивить, подойдя к решению этого вопроса куда серьезнее, чем кто-либо мог предположить, похоже, там решили взять на себя шефство над всеми ПК-разработчиками разом и первым делом организовали конференцию Steam Developer Days.

• Разводим пар, встаем на рельсы, наш паровоз не заржавел вперед везет ПК-платформу наш светлый вождь, товарищ Ньюэлл! Фото: Сергeй Галенкин

Другие бы созвали прессу и устроили шоу, чтобы попиарить себя любимых, но Valve в роли «платформодержателя» повела себя совсем иначе. Журналистов не пригласили вовсе, а вместо них созвали 1200 разработчиков со всего мира и начали делиться с ними опытом. Рассказывали, как делать игры лучше, как делать игроков более счастливыми, как не наступать на грабли, на которые наступили они. Заодно рассказывали про Steam, Steam Machines, SteamOS и программирование под Linux, но во всем мероприятии не чувствовалось хоть какого-то рекламного подтекста. На всей конференции не было ни единого логотипа Valve.

Впрочем, нужды в этом не было. Все и так знали, куда они пришли, да и вообще происходящее наминало съезд коммунистической партии в эпоху СССР еще за 40 минут до начала первого выступления зал был полон, а вышедший на сцену Гeйб Ньюэлл сорвал бурные и продолжительные аплодисменты. Атмосфера была почти революционная: армия разработчиков готовилась послушать своих генералов, готовящихся повести их в бой против монополии Windows. Давайте послушаем и мы!

Мифы о пингвинах

Что такое платформа Linux? Кто-то вспомнит бородатых императорских админов, другие про знаменитый патч для KDE под FreeBSD, третьи помянут Android. На деле же Linux в сознании общества сегодня является не более чем сборником мифов, не имеющих никакого отношения к действительности. Причем подобным мифам склонны верить даже такие умные и образованные люди, как разработчики игр. Поэтому на Steam Dev Days говорили не только как программировать под Linux, но и почему вообще стоит этим заниматься.

• Журналистов на Steam Dev Days не пригласили. Вообще не пригласили. Ну вот как так можно, а? Нас бы приехало тысяч пять-десять, не больше, и места мы почти не занимаем, могли бы у стенки постоять!

Многие студии опасаются, что при переходе на Linux им придется поддерживать десятки самых разных дистрибутивов BSD, Mageia, Ubuntu, SuSE, Mint, Knoppix, Debian и бог знает что еще. На деле же никаких трудностей нет. Достаточно сделать один вариант игры, и он будет поддерживаться любой версией Linux; просто надо заранее предусмотреть такую возможность и обойти острые углы в частности, пользоваться связкой библиотек SDL и OpenGL. Первая обеспечивает поддержку периферии и 2D-графику, вторая поддержку 3D-графики, а вместе они являются чем-то вроде виндоусовского DirectX, позволяя разом поддерживать все Linux-семейство.

Следующим препятствием (как для разработчиков, так и пользователей) становится ситуация с драйверами, с которыми, как всем известно, на Linux очень и очень плохо. Так вот, это самое «всем известно» очередной миф, который, похоже, придется опровергать еще очень долго. Мы и сами так считали, и искренне верили, что вся эта катавасия со Steam Machines затеяна ради того, чтобы облегчить положение с поддержкой железа: создать стандарты, договориться с производителями. И что? Да ничего. Никаких стандартов мы не дождались, а Steam Machines это обычные брендированные ПК без каких-либо ограничений по конфигурациям.

• За сорок минут до начала конференции зал был уже полон. Здесь было чем заняться и без лекций, разговоры и дискуссии велись даже в коридорах. Фото: Devin Reimer

Может быть, их вообще выпустили ради того, чтобы развеять этот самый миф? Дать гарантию работоспособности тем, кого заботит эта тема, а заодно доказать, что у Linux нет проблем с поддержкой железа? Ведь на пpaктике оказывается, что дела здесь обстоят порой даже лучше, чем на Windows. Там при переходе с одной версии ОС на другую постоянно отваливается поддержка какого-нибудь оборудования.

Автор статьи может подтвердить: сменив XP на Windows 7 ему пришлось сменить также отличную звуковую карту и принтер, просто потому, что производитель перестал их поддерживать, а неофициальные драйвера хоть и нашлись, но работали плохо. На Linux таких проблем нет, поэтому, если у устройства был драйвер в эпоху Windows 95, оно заработает и сейчас.

Да, это не отменяет факт того, что некоторые производители вообще не писали Linux-драйвера для своих устройств, но в последний год ситуация кардинально изменилась. Абсолютное большинство устройств, которые лежат сейчас на полках магазинов, поддерживают Linux не менее хорошо, чем Windows: просто воткнул, и оно заработало. Какую роль в этом сыграла Valve? Остается только гадать.

• Открыл конференцию, конечно же, сам Гeйб Ньюэлл. Ходят слухи, что раз в году он надевает красную шубу и разносит детям подарки, телепортируясь с помощью портальной пушки. Фото: Сергeй Галенкин

Еще один миф гласит, что, дескать, на Linux нет нужных разработчику инструментов. Там есть все, кроме, разумеется, Visual Studio (которую выпускает Microsoft), но даже для нее есть отличные альтернативы. Все остальное поддерживает Linux по умолчанию софт, движки, весь middleware, крутые новые технологии типа Oculus Rift или контроллера Leap Motion. Один из самых популярных движков в инди-среде, Unity3D, вообще позволяет создать порт под Linux буквально одной кнопкой именно поэтому библиотека игр на платформе растет не по дням, а по часам.

Да и в целом портирование перестает быть проблемой. Опытные разработчики утверждают, что если вы делаете игру для Windows, но используете при ее создании упоминавшиеся выше библиотеки SDL и OpenGL (а они прекрасно работают на Windows и еще куче платформ), то вы автоматически выполнили 90% работы по созданию порта, даже если вы этот Linux в глаза не видели и вообще не знаете, что это такое.

Учимся на кошках Valve

На Steam Dev Days выступали не только сотрудники Valve свои доклады читали разработчики успешных студий, представители больших компаний, проводились круглые столы, где обсуждались самые разные проблемы. Все делились опытом друг с другом, пытаясь сообразить, как же сделать игровую индустрию лучше. Огромный интерес вызвали вопросы маркетинга и монетизации бесплатных игр: как ни крути, все игры делаются ради денег, а бесплатные тем более, и хорошо бы, чтобы этих денег было побольше.

• Круглый стол по вопросам маркетинга. Присутствуют руководители Bossa Studios, Digital Extremes, Positech Games, Antichamber и Valve. Фото: Сергeй Галенкин

Тут Valve было что рассказать, и ее лекции, посвященные экономике Team Fortress 2 и Dota 2, для многих стали настоящим откровением. Например, когда спросили, как определять успешность той или иной фишки, сотрудник студии ответил измерять можно по-разному, но только не прибылью, потому что можно запросто добавить в игру фишку, которая принесет вам кучу денег, но оттолкнет игроков.

Казалось бы, зачем нам игроки, если нужны именно деньги? Но в Valve уверяют: лучше не пускать игрока в игру вовсе, чем завлечь его, выдоить досуха и выбросить через полгода, полного обид и разочарований. Для многих разработчиков, в том числе и тех, кто присутствовал на конференции, эта стратегия до сих пор не очевидна. Они считают, что можно успеть сорвать куш и так. Ну а игроки пусть обижаются. На обиженных воду возят, как гласит старая поговорка. Что же, считать себя самым умным это священное право каждого человека, так что не будем им мешать. Но если вам интересно узнать, в чем они ошибаются, извольте.

Помните, мы говорили о проблемах, которые начались на рынке мобильных игр? Бесплатные игры идут сейчас по тому же пути. Стоимость привлечения пользователя растет, а ежемecячный доход с него нет. Значит, чтобы выжить, нужно задержать его в игре не на месяц-два, а гораздо дольше. Более того, индустрия постоянно меняется, студия может выпустить новые игры или сменить платформу, и кто поручится, что ушедший однажды игрок простит все обиды и вернется?

• Linux это не страшно. Многих на Windows удерживают только игры, потому что все остальное там есть, в том числе программы для работы. Текстовый редактор с проверкой ошибок лучше, чем в Word? Легко!

Поэтому счастливые игроки становятся не блажью, а выгодной инвестицией в будущее, гарантией стабильности, которая в наши неспокойные времена ценится на вес золота. Репутация, доброжелательная аудитория, хороший продукт очень скоро без всего этого прожить на рынке бесплатных игр станет очень и очень сложно.

Для самой Valve счастье игрока является единственным объективным мерилом успешности ее действий. Например, система Pay to Win, по мнению студии, плоха вовсе не тем, что там можно купить победу, а исключительно тем, что за счет счастья одного человека необходимо сделать несчастными других.

Как же сделать так, чтобы все были счастливы? Возможностей масса, главное не бояться экспериментировать. Например, можно заpaбатывать на подарках. В Team Fortress 2 миллион игроков подарили кому-то подарок, а получили их почти два миллиона. Один игрок вообразил себя Санта-Клаусом и единолично раздал более 12 000 подарков. Счастливы все и те, кто дарит, и те, кто получает, да и разработчики в накладе не остаются.

• SteamOS тоже не страшно. То есть страшно, конечно (ОС, адаптированная под гeймпад, это как играть в F.E.A.R. ночью), но так как ничего эксклюзивного там нет, можно пользоваться нормальным Linux.

Есть и другие примеры. Все помнят, как во время последней зимней распродажи люди могли «крафтить» себе эксклюзивные вещи из популярных f2p-игр. Было создано два миллиона вещей, а доходы подскочили на 50-70%! Еще один случай: в ходе чемпионата The International 2013 студия продавала «Компендиум», интеpaктивную книгу, из которой можно было узнавать все новости турнира, участвовать в голосованиях и получать разные бонусы. Чем больше покупали книгу, тем больше плюшек получали ее владельцы. Часть доходов шла в призовой фонд турнира, в результате чего удалось увеличить его чуть ли не вдвое до $2,8 млн.

Стратегия Valve сделать так, чтобы выигрывали все. Не потому, что это просто, не потому, что это прибыльно, а потому, что это единственный правильный путь. Деньги же надо заpaбатывать не маркетинговыми уловками, а повышением качества. Разработчики Team Fortress 2 рассказали о своем эксперименте: они начали активно добавлять в игру новые предметы, чтобы выяснить, когда же игроки от них устанут и перестанут покупать. Сначала выпустили десяток. Затем два десятка. Затем сотню. Несколько сотен. Игроки же все покупали и покупали, да еще и добавки просили. Сотрудники студии долго чесали затылки и, наконец, сделали вывод: качественного продукта можно продать сколько угодно!

Гривной по песо

За последний год Steam взял планку в 75 миллионов пользователей - причем речь идет не о зарегистрированных аккаунтах, а о живых людях, которые покупают игры и даже иногда в них играют. Компания предоставила интересную статистику: 41% доходов они получают от Северной Америки, еще 40% - из Европы, а Россия и страны СНГ находятся на третьем месте, причем с громадным отрывом - всего 5%. Тем не менее Valve считает русскоязычный сектор наиболее перспективным регионом, потому что за последний год именно мы показали рекордные темпы роста - продажи выросли аж на 128%. Неплохо проявила себя и Бразилия, которая подросла на 75%, ее доля сейчас составляет 2%.

В Valve считают, что такой рост стал возможен благодаря переводу сервиса на рубли вместо долларов, а также установлению локальных цен. По крайней мере, компания решила продолжить эксперимент в еще больших масштабах: к текущим пяти валютам в этом году добавится поддержка еще двенадцати денежных единиц, начиная от мексиканских песо и заканчивая украинской гривной.

Дорогу специалистам!

Еще одной интересной темой, затронутой на конференции, стали вопросы добавления в игру пользовательского контента. Признайтесь, вы ведь тоже считаете, что игрой должны заниматься настоящие специалисты, которые понимают в ней толк, то есть игроки, но уж никак не глупые разработчики, годные разве что для написания кода да приемки платежей. В тонких вещах, типа баланса или гeймплейных фишек, они не разбираются.

Как ни странно, но Valve такая точка зрения очень близка. Они не раз говорили, что не могут предугадать реакцию игроков на введение той или иной фишки, что боятся облажаться, да и вообще предпочитают не делать резких движений, чтобы чего-нибудь по своей глупости не испортить. Зато игрокам они доверяют, что логично: ведь все делается ради них, а уж они точно знают, что им нужно.

«Позволяйте вашей аудитории делать вашу игру лучше», твердили докладчики. Конечно, можно и не позволять, но тогда ваших энтузиастов, готовых тратить свое время и силы на улучшение вашей же игры, привлекут ваши конкуренты, благо такие люди всегда в дефиците. Поэтому Valve не только позволяет, но и поощряет: более 90% контента в Team Fortress 2 сделали сами игроки. В 2010 году таких энтузиастов было 63 человека, которые изготовили 106 предметов, получив от студии почти 600 тысяч долларов. В 2013 году над производством контента трудился уже 661 человек они создали 2349 вещей и заработали более десяти миллионов!

• Кайл Дэвис из Valve рассказывает про экономику в Team Fortress 2 и Dota 2. Фото: Сергeй Галенкин

Если вам кажется, что это много, приведем еще одну цифру: только за первую неделю 2014 года Valve уже успела выплатить 400 тысяч долларов, и уж точно не в убыток себе. Сейчас в TF2 17 миллионов аккаунтов с предметами, полмиллиарда самих предметов и четыре миллиарда сделок по их покупке или обмену.

Бывает, что Valve даже нанимает толковых мододелов к себе на работу резюме лучше, чем популярный мод, придумать сложно. В качестве примера хороших модов приводили DayZ, который сделал продажи Arma 2 и, по сути, стал родоначальником целого жанра. Skyrim до сих пор уверенно чувствует себя в топе Steam по количеству игроков, и не в последнюю очередь благодаря модам: почти 20 тысяч предметов создано, более 80 миллионов скачиваний, количество пользующихся модами 2,4 миллиона человек.

• Многотысячный ассортимент предметов в Team Fortress 2 начинался всего с девяти шапок, которые разработчики добавили в качестве эксперимента.

Для Counter-Strike: Global Offensive было создано 4700 карт и более 20 тысяч скинов для оружия. Много? В Garry’s Mod пользователи сотворили уже  250 тысяч предметов! Хотя даже этот результат блекнет на фоне Portal 2, игроки которого сваяли аж 381 000 уровней, а все благодаря легкому и удобному редактору. Однако Valve предупреждает: не стоит считать игроков неженками и тратить кучу времени на то, чтобы довести инструменты по созданию модов до совершенства. Чем раньше они станут доступны, тем лучше.

В том же Portal 2 нынешний редактор появился довольно поздно, а до тех пор игрокам приходилось делать карты в редакторе Hammer, которым пользовались сами разработчики. Он был очень сложным и непригодным для массового пользователя. И что бы вы думали? Ну, четыреста тысяч карт в нем, конечно, не сделали, зато те, что сделали, до сих пор остаются самыми крутыми и востребованными. Так-то!

Еще и еще раз сотрудники Valve повторяли вроде бы известные истины: доверяйте пользователям, давайте им проявить себя, используйте и направляйте их энтузиазм. Создайте Wiki по своей игре, потому что все равно ее создадут, а так вы хоть будете контролировать ее наполнение. Поощряйте создателей модов (пусть даже не всех), устройте конкурсы с призами. Так, например, поступают разработчики Red Orchestra 2, и очень успешно. Русскоязычная локализация к игре тоже была сделана в виде мода.

• Valve продала 484 768 «Компендиумов», увеличив призовой фонд чемпионата по Dota 2 на $1,2 млн, одновременно устроив кучу интереснейших ивентов для покупателей.

Продолжением принципа «игроки знают как лучше» являются Early Access и Greenlight. Разработчики настолько не понимают, что нужно рынку, что даже сердятся: например, Энрике Олифье, один из основателей Bossa Studios, сравнил Early Access и Greenlight с коробкой, в которую можно засунуть идею и получить ответ, хорошая она или же можно выкинуть на свалку. Как эта коробочка работает и как научиться самому угадывать ответ непонятно, только игнорировать ее советы очень опасно. Опытные разработчики советуют в случае отсутствия отклика игроков бросать затею и чем раньше, тем лучше.

Кстати, Valve в будущем планирует отказаться от системы Greenlight. Как было сказано, «не потому, что она бесполезная, а потому, что мы постоянно развиваемся». Как пить дать придумали что-то новое!

Я не жадный, я экономный

Пользовательский контент не только помогает делать аудиторию счастливой, но и экономит бюджет. Казалось бы, Valve богатая компания, у которой денег золотые куры не клюют, но нет, вопросам экономии она уделяет самое пристальное внимание. В частности, студия не ездит на выставки, считая это тратой времени и денег, рекомендует тратить деньги в первую очередь не на рекламу и журналистов, а на игру: если проект будет хороший, то журналисты сами прибегут и напишут (да их расстрелять надо за раскрытие государственной тайны!).

• Киты игроки,  которые тратят в играх кучу денег. Обычные разработчики их любят, а вот в Valve говорят, что предпочли бы тысячу игроков, которые заплатят один доллар, чем одного, который заплатит тысячу.

Valve отнюдь не прибедняется. Как мы уже писали, одним из главных трендов нового поколения станет эффективное использование бюджетов, каждая копейка должна будет приносить максимальный результат. Пока еще возможны перекосы, когда на проходные боевики типа Homefront или Defiance тратят по 50-70 миллионов баксов, а на культовый The Witcher 2 всего 25 миллионов, но время постепенно расставляет всех по своим местам. Создатель Homefront уже обанкротился, создатель Defiance массово увольняет людей, а те, кто не хочет следовать их примеру, учатся тратить деньги грамотно.

Пока большая индустрия говорит, что надо сокращать время пиар-кампании, анонсируя игры за полгода до релиза, инди-разработчики возвращаются к старым методам работы анонсируют игры чуть ли не на стадии препродакшена. По этому поводу на Steam Dev Days развернулась горячая дискуссия: одни уверяли, что начинать говорить об игре нужно рано; другие категорически не соглашались, утверждая, что надо начинать еще раньше; третьи говорили, что рано и еще раньше это уже слишком поздно, так что надо начинать ЕЩЕ раньше.

Смех смехом, но вопрос на самом деле серьезный. Раньше считалось, что слишком рано раскрывать карты вредно для бизнеса. Вести долгую пиар-кампанию дорого, да и терпение игроков не бесконечно: прождав игру пару лет, может «перегореть» даже самый лояльный фанат. Поэтому сейчас большие издатели предпочитают вложить деньги к короткую, но массированную пиар-атаку на сознание потребителей.

• Весьма сбалансированная «стим-машина» от Materiel.net: Core i5, GeForce GTX 760, 8 гигабайт памяти, теpaбайтный гибридный винчестер. Стоит такая машинка $1100.

Однако инди-студии считают, что им такой вариант не подходит. Во-первых, их рекламных бюджетов может бaнaльно не хватить на рекламную кампанию такого масштаба, пусть и короткую. Во-вторых, у них часто вообще не бывает бюджета на рекламу. Да она и не нужна. Все можно прекрасно делать самому давать интервью, вести блог и рассылать пресс-релизы, за пару лет на игру все равно обратят внимание. Одновременно можно наладить связи с аудиторией, а чуть позже запустить Early Access для тех, кто не хочет ждать год до релиза.

Первые результаты уже есть. Инди-студии постепенно перестают быть «инди» в традиционном значении этого слова и становятся новыми представителями среднего класса, вымершего несколько лет назад в ходе гонки бюджетов. Starbound и DayZ собрали более миллиона копий каждая наглядное доказательство того, насколько игроки устали от рафинированных игр ААА-класса.

Про гeйбпад и Steam Machines

Valve привезла на Steam Dev Days кучу интересных новинок: показывали «стим-машины», новый контроллер, читали доклады о SteamOS. Больше всего разработчиков заинтересовала новая версия гeймпада она была настолько новая, что детали к ней делали не на фабрике, а прямо в мастерских студии, на 3D-принтере (кто не в курсе это такое устройство для изготовления предметов из пластика).

Выглядел он, прямо скажем, неказисто. Но это ничего, разработка идет полным ходом, и демонстрационная версия была далеко не первой и наверняка не последней. Самые первые модели, как оказалось, оснащались трекболами. Пытались сделать их большими и тяжелыми, маленькими и легкими все равно не понравилось. Слишком много места занимает, весит много, да еще и рука его крутить устает.

• Прототип старого гeймпада. На месте четырех больших кнопок должен был быть сенсорный экран, который тоже нажимался. Фото: Сергeй Галенкин

Затем сделали большой тачпад, но после тестов отказались и от него. Неудобно, да и точности по сравнению с мышкой все равно не хватало. Затем появился вариант, который показали во время анонса SteamOS: две тач-панели вместо стиков и сенсорный экран посредине. Выглядело симпатично, вот только последующее тестирование выявило, что этот крутой и красивый сенсорный экран попросту никому не нужен. Смотреть на него в разгар игры никто не станет, как замена кнопок он неудобен, как дополнительный контроллер не превосходит по точности уже имеющиеся круглые тачпады.

В розданных тестерам экземплярах первого гeймпада этого экрана не было вовсе, и от его отсутствия совершенно никто не страдал. И тут Valve осенило! Тратить кучу денег, усложнять конструкцию, увеличивать энергопотрeбление, да еще и собирать кучу претензий насчет непривычных кнопок и все это ради сомнительной фичи? Никак нет! Смирив гордость, студия выпустила новую модель пpaктически точную копию современных консольных гeймпадов, только с тачпадами вместо стиков. Судя по положительной реакции тех, кто его успел опробовать, у этого варианта есть все шансы на успех.

Также показывали первые Steam Machines. Особенного в них было то, что абсолютно ничего особенного в них не было. Самые обычные ПК, от монстра Digital Storm Bolt 2 с GTX 780 Ti за 2500 баксов вплоть до малыша Gigabyte BRIX Pro со встроенной графикой. Вероятно, большая часть этих ПК изначально вообще не имела отношения к инициативе Steam Machines, тот же Gigabyte начал разpaбатывать свой «кирпич» еще пару лет назад под именем BRIX 2.

• Изготовленный в 3D-принтере вариант нового гeймпада. Сразу видно, сделан он лишь для того, чтобы проверить новую концепцию. Фото: Сергeй Галенкин

Кстати, эту машинку на конференции раздавали бесплатно всем посетителям. Замечательная вещь, надо сказать. Компьютер настолько мал, что умещается на ладони, хотя весит прилично, потому что начинка там вполне взрослая: процессор Intel Core i5 / Core i7 с графикой Iris Pro 5200, до 16 ГБ памяти, винчестер на теpaбайт. Хотя скорее на роль «стим-машины» подойдет его брат-близнец BRIX Gaming, показанный чуть позже: все то же самое, только с процессором AMD и дискретной видеокартой Radeon R9 M275X с 2 ГБ видеопамяти GDDR5.

На сегодня уже известны 14 моделей «стим-машин», но это явно только начало. Студия уже договаривается с производителями железа за пределами США и Европы, так что список будет постоянно пополняться. В принципе, выпуском устройств может заниматься любая торговая сеть, у которой есть отдел по сборке брендированного железа. Никаких особых стандартов «стим-машинам» не предъявляют, главное чтобы под SteamOS работали и не глючили. Ну а кто в итоге победит будет решать естественный отбор. Продажи обещают начать во второй половине этого года.

Aзapтные игры

Среди прочих советов, данных Valve, один звучал довольно необычно: «Добавляйте в игры систему торговли». Мол, каждый игрок должен иметь возможность продать или обменять предмет, а сами предметы должны выпадать случайным образом. Гриндинг - это скучно, а вот возможность получить редкие крутые вещички, которые потом можно будет отнести на рынок, - весело и очень оживляет торговлю. А нецелевое использование торговли Valve только приветствует. Ей известно, что игроки используют игровые предметы для ставок на результаты чемпионатов, но препятствовать не собирается. Пусть это похоже на азapтные игры, зато звучит интересно, и видно, что игроки получают удовольствие, - стало быть, мешать им не следует. И вообще компания считает амopaльным указывать игроку, что делать с заработанными им вещами, и возводить для этого какие-то надуманные барьеры.

Про стриминг

Valve всегда голосовала за здоровую конкуренцию, поэтому предпочитает не вмешиваться. Она не делает собственную «стим-машину», не собирается делать и эксклюзивы для платформы. Да что там, даже локальный стриминг, который все считали фишкой SteamOS и «стим-машин», на пpaктике оказался доступен всем, поэтому ни SteamOS, ни даже Linux тут не нужен. Компьютер с Windows может стримить игры на другой компьютер с Windows. Вы спросите, кому это нужно? Например, владельцам неигровых ноутбуков.

Люди все чаще отказываются сидеть скрючившись за столом, предпочитая работать и отдыхать на диване или в кресле, в компании с любимым ноутбуком. Да и играли бы на нем же, только вот выбрать игровой ноутбук очень непросто. Нужно совместить несовместимое: чтобы была хорошая IPS-матрица, чтобы был мощный, надежный и нешумный, с хорошим охлаждением и большим временем автономной работы. Стриминг разом решает все проблемы с производительностью, позволяя превратить в мощную игровую машину даже дряхлого старичка, выпущенного лет пять назад.

• Необычная «стим-машина» Scan NC10, стоит $1100. Ее фишка в использовании мобильных комплектующих, Core i3 4000M и GeForce GTX 765M. Занимает мало места, но соотношение цена/мощность очень плохие.

Работает стриминг просто. В плане технологий это нечто в духе удаленного управления, картинка с одного устройства полностью трaнcлируется на другое, принимая обратно сигналы с органов управления. В теории можно превратить устройство в полноценный терминал удаленной машины: ходить по рабочему столу, лазить в разные папки, запускать программы (даже те, которых нет в Steam). В бета-версии такая возможность штатно не предусмотрена, но если Valve на самом деле такая умная, как о ней говорят, то она обязательно добавит ее в число фишек локального стриминга.

В целом, несмотря на весь наш прошлый скептицизм, стриминг оказался очень клевой вещью. Хотя делали его как костыль для поддержки Windows-игр на «стим-машинах», на пpaктике он может получить куда более широкое распространение. Очень жаль, что Valve рекламирует его только как дополнение к «стим-машине», этакий беспроводной вариант HDMI-кабеля для подключения ПК к большому ТВ.

Про виртуальную реальность

В Valve есть специальный отдел по разработке железа, где работает замечательный человек по имени Майкл Абраш, культовый разработчик, написавший много известных книг по программированию. Гeйб Ньюэлл долго пытался нанять его на работу. Раз в квартал он договаривался о совместном обеде и каждый раз уговаривал Абраша присоединиться к его комaнде. В 2011 году эта затея увенчалась успехом, и Майкл Абраш стал работать в Valve.

Сейчас он занимается разработкой технологий виртуальной реальности и приехал на Steam Dev Days, чтобы поделиться мыслями о будущем этого интереснейшего направления развития игр. Майкл считает, что будущее это гораздо ближе, чем все думают, и речь, похоже, идет вовсе не об Oculus Rift, релиз которого ожидается в этом году.

• Для настоящих фанатов: компания iBuyPower выпустила две модели «стим-машин» под названием Gordon и Freeman. Цена вопроса всего от 500 баксов.

По мнению Абраша, имеющийся в продаже вариант Oculus Rift неплох, но и хорошим его назвать сложно. Второй вариант, с экраном высокой четкости (так называемый Crystal Cove), является большим шагом вперед, но по-прежнему далек от идеала. Но не бойтесь, фанаты виртуальной реальности, Valve разpaбатывает собственное устройство, которое обеспечит игрокам полное ощущение присутствия в виртуальном мире, причем человек будет чувствовать себя очень комфортно, не испытывая тошноты и других неприятных ощущений.

Valve планирует завершить работу в ближайшую пару лет. Правда, самостоятельно выпускать это устройство они не собираются (хотя и сказали, что планы могут поменяться). Скорее всего, производством займутся создатели все того же Oculus Rift, которые к тому времени должны будут накопить солидный опыт в данном направлении. Собственно, обе компании уже сейчас активно сотрудничают, доpaбатывая систему хедтрекинга (слежение за движениями головы пользователя).

• Клапан Valve пока сдерживает давление, но рано или поздно оно станет по-настоящему невыносимым. И тогда, может быть… В общем, тогда что угодно может быть! Фото: Сергeй Галенкин

Нерешенных проблем еще много поэтому и надо два года на доработку технологии, да и Oculus Rift не спешит выходить на массовый рынок ровно по той же причине. Надо повысить разрешение, улучшить оптику и хедтрекинг, сделать оптимальную систему настройки оптики под разных пользователей (острота зрения, расстояние между глазами), в довершение ко всему надо заставить производителей экранов делать специальные панели для VR-очков, благо требования там довольно специфические. А еще Valve хочет реализовать свою давнюю мечту и сделать систему слежения за глазами, но пока работы в этом направлении далеки от завершения.

Однако все эти проблемы стоят того, чтобы их решать. Абраш согласен с мнением разработчиков Oculus Rift, что виртуальная реальность может стать новой отдельной платформой для игр. Впечатление, которое она производит на игрока, сложно с чем-то сравнить. А возможности и вовсе поражают воображение. Вполне возможно, что вся развлекательная индустрия телевидение, кино, интернет в итоге перекочует с двухмерных экранов в новую кибервселенную. Да-да, опять межпланетный шахматный турнир в Нью-Васюках… Но будущее не раз доказывало, что оно умеет наступать куда быстрее, чем мы того ожидаем.

Итоги

От SteamOS и «стим-машин» ожидали сенсации, революции, немедленного свержения Windows и победного шествия по просторам ПК-рынка. Но на конференции Steam Dev Days стало ясно, что ничего подобного не будет. Только Дypaк думает, что он все знает и все умеет. Valve знает достаточно, чтобы понять, что она ничего не знает и способна на ошибки так же, как молодая инди-студия, не выпустившая еще ни одной игры. И даже на еще большие ошибки, учитывая масштабы тех дел, которые она проворачивает.

• Один из BRIX-кирпичей от Gigabyte. Этот создан на базе AMD и умудрился уместить в себе дискретную видеокарту. О размерах можно судить по разъемам USB эта штука реально очень маленькая.

Поэтому она действует по принципу «семь раз отмерь, а потом посоветуйся с народом, не стоит ли тут чуток отрезать». На конференции это было очень заметно. От сотрудников Valve невозможно было услышать категоричных высказываний: «нам так кажется», «по нашим подсчетам», «мы надеемся». Они никому не говорили, что нужно делать, только лишь делились опытом, а если и учили чему-то так только искусству правильно ошибаться, потому что ошибаются все, но вот выводы из этих ошибок делают немногие.

Точно такую же политику Valve выбрала и в отношении Microsoft. Вместо открытой конкуренции и насильного перетягивания пользователей на Linux с помощью эксклюзивов, маркетинга или фишек типа локального стриминга она просто делает так, чтобы у пользователей появился выбор. Готовит для разработчиков удобную среду для работы, создает аудиторию, агитирует за создание кросс-платформенных проектов. Зачем драться в открытую, если и так видно, что индустрия взяла курс на слияние платформ?

• С локальным стримингом тяжелые, горячие и дорогущие игровые ноутбуки могут потерять актуальность. Нужна мощность включили системник под столом, а играете на нетбуке, планшете или ТВ.

Игры все чаще выходят там, где Windows это лишь слово «окно» на английском, а не название операционной системы. Консоли, iOS, Android, Mac… Чем дальше, тем чаще разработчики начинают воспринимать DirectX и подобные ему виндоусовские инструменты не как помощников, а как привязанные к ногам гири. И тогда они делают выбор в пользу современных кросс-платформенных решений. Задача Valve сделать так, чтобы этот выбор стал для них чуточку легче.

Стиль работы Valve это эксперименты, осторожные нововведения, но никак не революции. Однако эти эксперименты и нововведения постепенно накапливаются, словно пар в поршне, создавая невыносимое давление… А затем с непреодолимой силой двигают паровоз индустрии вперед. Ту-ту-у-у! Чух-чух-чух, чух-чух-чух… Извините, если испортили такую прекрасную пафосную концовку!

Зеленая Мантия

Недавно AMD представила вниманию публики свой API Mantle, который выгодно отличался от DirectX тем, что позволял снизить до минимума задержки видеодрайвера. Технология хорошая, но еще во время анонса говорили, что другой аналог DirectX известный всем OpenGL обладает схожими возможностями. При этом, в отличие от новой Mantle, он известен давно и достаточно широко используется.

Главным сторонником OpenGL является NVIDIA, именно она добавила в эту библиотеку расширение, позволяющее снизить задержки драйвера. На Steam Dev Days компания прислала сразу двух своих специалистов, которые рассказали, как все это работает. В докладе было много скучных формул и мало картинок, поэтому расскажем лишь, что это значит для игроков: если хотя бы один API одержит победу над DirectX, компьютеры получат солидную прибавку в эффективности работы.

Максимальный эффект будет заметен при работе с большим количеством простых объектов; типичный случай это системы частиц (искры, обломки, дымы). Все это станет работать куда быстрее. Также расширятся возможности низкоуровневых оптимизаций. Возможно, они будут не так эффективны, как на консолях, но ведь и мощности ПК намного выше.


Первый взгляд. NASCAR Racing 2002 Season

"Помимо стандартных улучшений в области графики и звука, Papyrus со своими гонками намереваются надолго закрепиться в... онлайне. Да-да, именно так. Новая политика компании способствует централизованной организации сетевых чемпионатов с большим количество...

26 04 2024 12:44:44

Как выиграть ЧМ 2018? Объясняем на гифках из FIFA и PES

14 июня стартует долгожданный Чемпионат мира по футболу 2018 года. И пока миллионеры гоняют по траве реальный мяч, мир виртуального футбола тоже не дремлет: FIFA 18 получила к чемпионату масштабное обновление, а PES 2018… что ж,…|Игромания...

25 04 2024 10:42:45

Софтверный набор

Гвоздь номераGoogle Earth 4.3Разработчик: GoogleЯзык: английский, русскийТип распространения: бесплатноСайт: http://earth.google.comGoogle Earth — отличная возможность узнать нашу планету получше. Программа представляет собой глобус с…|Игромания...

24 04 2024 15:59:49

Dragon Age: The Silent Grove

«…Новый комикс тесно связан с событиями как оригинальных игр, так и выходивших по их мотивам книг и раскрывает немало интересной информации о вселенной Dragon Age. Правда, Гeйдер и Фрид не торопятся раскрывать все карты и зачастую ограничиваются намеками,...

23 04 2024 20:55:24

Руководство и прохождение по "Codename Panzers: Cold War"

Серия Codename: Panzers идет странным путем. Разработчиков долго ругали за то, что они, как и сотни других, создают классическую «стратегию о второй мировой». InnoGlow и Stormregion вняли критике и перенесли действие игры... во времена Холодной войны....

22 04 2024 6:53:32

Сталин против марсиан

Разработчики называют игру в соответствии со стратегией в режиме реального времени. Внешне — это подобно. Приведя круглые единицы структура, возможно назначить, чтобы сгруппировать hotkey. Есть диапазоны видимости, формирования и другой обязало...

21 04 2024 15:44:50

Первый взгляд. Spellforce 2

Серия Spellforce — пример того, как надо правильно скрещивать жанры. Тут и RTS в достатке, и RPG-элементы есть, и гoлyбиный хвост из куриного бедра не торчит. Успешная, в общем, игра, к которой обязательно стоит сделать продолжение. Так...

20 04 2024 21:13:45

El Shaddai: Ascension of the Metatron

«…смелая попытка вывести необычное японское инди на международный рынок. Компания Ignition Entertainment совместно с дизайнером культового приключения Okami создает сюрреалистический экшен. В нем просветленный христианский воин на пару с Дьяволом пытается...

19 04 2024 17:23:37

Zeit²

«…вскоре выясняется, что мы можем отматывать время на несколько секунд назад. Причем не только для того, чтобы исправить какую-нибудь ошибку или успеть увернуться от града вражеской плазмы. После перемотки времени сфера создает своего двойника, а он повто...

18 04 2024 8:52:35

Руководство и прохождение по "Ил-2: Забытые сражения"

Атакованная "Чайкой" зенитная установка жива, хоть и вся в дыму. Сейчас она развернется и вдарит изо всех четырех дудок. Кто из нас в детстве не мечтал стать летчиком! Кого не волновала романтика...

17 04 2024 8:23:28

Гайд: Как попасть на Инадзуму в Genshin Impact 2.0

Со свежим апдейтом у игроков Genshin Impact появилась возможность посетить новый регион. В этом гайде рассказываем, как поскорее отправиться исследовать острова Инадзумы, если вы этого ещё не сделали.   Как открыть квест Инадзумы Чтобы…|Игромания...

16 04 2024 19:44:43

Руководство и прохождение по "No Man’s Land"

Не в силах нас ни смех, ни грех Свернуть с пути отважного, Мы строим счастье сразу всех, и нам плевать на каждого. Игорь ГуберманКоротко о главном С первого взгляда игра производит очень приятное впечатление, радует глаз солидная графика и д...

15 04 2024 12:55:52

Обзор фильма «Спутник». В Казахстане никто не услышит твой крик

В нашей стране к фантастике и хоррорам 80-х относятся с особым трепетом. Благодаря эпохе VHS на «Чужом», «Хищнике», «Терминаторе» и «Нечто» выросло примерно два…|Игромания...

14 04 2024 19:43:50

Гайд: Где найти и использовать красные карты доступа в Rust

Самое лучшее снаряжение в Rust спавнится в элитных ящиках, а они, в свою очередь, лежат за красными дверями. Подробная инструкция о том, как открывать такие двери, чтобы быстро разжиться крутым лутом, — в нашем гайде. Где достать красные…|Игромания...

13 04 2024 3:17:14

Софт-экспресс

    На продвижение Service Pack 2 для Windows XP, о задержке которого мы писали в прошлом номере, Microsoft намерена потратить около 300 млн. долларов. Такие расходы объясняются тем, что распространяться SP2 будет…|Игромания...

12 04 2024 2:12:52

Руководство и прохождение по "Medal of Honor: Allied Assault"

Война одного человека Победа не делается в ставке главнокомaндующего или в офицерских штабах. Победа куется ценою жизней сотен тысяч простых солдат. Летчиков, танкистов, техников и военных моряков. Но главная победа достается только ценою жертв просто...

11 04 2024 0:42:58

Коды по "Torchlight"

Пройдите по адресу Documents and Settings/<имя пользователя>/Application Data/ Runic Games/ Torchlight (если у вас Win XP) или Users\<имя пользователя>\AppData\Roaming unic games orchlight (если у вас Windows 7 или…|Игромания...

10 04 2024 10:50:29

Гайд: Лучшее оружие в Biomutant

Biomutant делает большой упор на крафте оружия. Однако вовсе не обязательно погружаться с головой в это занятие, чтобы получить крутое вооружение, — множество занятных приспособлений для уничтожения врагов можно просто найти. В нашей…|Игромания...

09 04 2024 8:32:27

Знакомимся с Kingdom Hearts HD I.5 + II.5 ReMIX. Мнение ярого поклонника японских игр

Олег Зайцев, огромный фанат jRPG и всего японского. Съел суши и миску риса на играх из страны восходящего солнца. Впрочем, бытует мнение, что Олег вообще не существует, а статьи за него пишет лично Номура-сан. В крайнем случае — Акира…|Игромания...

08 04 2024 16:10:20

«Игра престолов»: успехи и провалы 7-го сезона

Новый сезон «Игры престолов» отбушевал в сжатые сроки — семь серий вышли с 13 июля по 27 августа. Заслуживал ли он долгого ожидания? И да, и нет. За полтора месяца канал HBO вместе с шоураннерами Дэном Вайсом и Дэвидом…|Игромания...

07 04 2024 20:22:13

Интересное в Сети

В этом выпуске: игры с порошком, Evernote как «внешний мозг», онлайновый фотошоп, музыка на кончиках пальцев, скринкастинг, а также ежемecячная порция флэш-пожирателей времени...

06 04 2024 4:43:18

Обзор Magic: The Gathering Ravnica: City of Guilds

впечатление от нового сета сугубо положительное. Много интересных карт, которые наверняка заиграют в различных Constructed-форматах, сбалансированный и достаточно увлекательный Limited. Больше всего “Равника” напоминает Invasion, в первую очередь благодар...

05 04 2024 21:43:31

Цифровая жизнь

ПОСЛЕДНИЕ НОВИНКИ ИЗ МИРА ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИCreative ZEN Stone Plus (MP3-плеер), Panasonic DMC-FX100 (цифровик), Logitech Squeezebox (беспроводная музыкальная система), SanDisk Photo Album (фотоальбом для телевизора)...

04 04 2024 8:51:10

Silent Hill 4: The Room

главный герой, Генри Таунсенд, проснувшись однажды утром, обнаружил, что он заперт в собственной квартире. Входная дверь, под которой лежала записка “Мама, почему ты не разбудишь меня?”, оказалась заблокирована цепями, а окна — закрыты решетками...

03 04 2024 0:12:39

100 раз услышать, один раз увидеть: актеры озвучки

По собственному признанию, Майкла больше узнают «на слух», как голос Сэма Фишера, чем «на вид»Краткие досье на: Майкл Айронсайд (Сэм Фишер), Дэвид Бэйтсон (Хитмен), Джон Сэйнт Джон (Duke Nukem), Джеймс Маккэфри (Макс Пэйн), Дэвид Х...

02 04 2024 3:25:45

Мнение с gamescom: Battlefield 1: «Во имя царя», Need for Speed: Payback и Star Wars Battlefront 2. Всего по чуть-чуть

Родион Ильин, заместитель главного редактора igromania.ru Выпускающий редактор «Игромании» и заместитель главного редактора igromania.ru. Год назад отметил профессиональный юбилей — десять лет в…|Игромания...

01 04 2024 23:18:47

Ведьмак 3: Дикая охота

«…Первое, что бросается в глаза при взгляде на Геральта из третьей части «Ведьмака», — это пушистая седая бородка, а первые же секунды знакомства с демоверсией объясняют, откуда она взялась. Действие того кусочка игры, который нам показали в Варшаве, прои...

31 03 2024 10:32:15

Гайд. Genshin Impact Аяка. Лучшие билды, оружие, артефакты

Величественная наследница клана Камисато, благородная и изящная Аяка, заставит ваших врагов остолбенеть в прямом смысле этого слова: с ней проще простого держать противников в постоянной заморозке. Сильные и слабые стороны Аяки Плюсы Высокий базовый…|Игромания...

30 03 2024 22:28:50

Вампиры: Ночь возмездия

«Вампиры: Ночь возмездия» расскажет вам «леденящую душу» историю о набирающем силу вампирском клане. Вялотекущий сюжет вьется вокруг убийства известного охотника на вампиров Ивана. Бернарду, главному герою, необходимо выяснить, кто за этим стоит.Vampir...

29 03 2024 19:42:37

Rulezz&Suxx: В разработке. Post Mortem

Компания, ответственная за появление на свет Ганса Воралберга и Кейт Уокер из Syberia, заканчивает свой новый проект под названием Post Mortem. Игру можно отнести к жанру приключений, мистических детективных историй, в которых реальные...

28 03 2024 6:20:35

Обзор сета "Раскол" (MTG)

...завершает формирование сюжетной линии Равники и позволяет в полной мере оценить плюсы и минусы гильдий. Число последних доведено до десяти — теперь мы получили в свое распоряжение все возможные разноцветные пары из пяти цветов Магии......

27 03 2024 5:53:19

Dead Block

Зомби — не только страшное, но и весьма печальное зрелище. Без слез нельзя смотреть на гнилой труп, который мог бы сейчас всячески радоваться жизни, ходить на работу и выгуливать собаку (ну или по крайней мере тихо лежать в земле и никому…|Игромания...

26 03 2024 10:29:43

Игра Prey (2017): как механика перевоплощения может изменить жанр

Prey — одна из самых ожидаемых игр сезона! И больше всего интригует не сюжет, не оригинальный сеттинг (хотя они тоже достойны внимания), а уникальная механика трaнcформации, представленная в трейлерах. И главный герой, и его враги могут…|Игромания...

25 03 2024 5:45:16

The Saboteur

The Saboteur открывается крупным планом женского соска. Этот сам по себе довольно веский аргумент в пользу крепкой дружбы поддержан вещами, которым невозможно противиться: салонным джазом, французскими пpocтитутками и монохромным Парижем. Визуально…|Игромания...

24 03 2024 2:45:35

SWAT: Urban Justice

В Urban Justice тело человека разделено на 29 зон. То есть речь идет о гораздо более сложной системе повреждений, чем привычное "хедшот — не хедшот". При должном навыке вы сможете вывести врага из строя, не убивая его. Специально для таких целей в амуници...

23 03 2024 7:28:40

У него такие связи. Обзор навигационного коммуникатора Garmin-Asus A10

«…Это не просто телефон с приложением «Карты Google» или «Яндекс.Пробки» — это современный аппарат с полноценной навигационной системой, которая органично встроена в графический интерфейс. А главное, такой навигатор-коммуникатор пригодится не только путеш...

22 03 2024 6:32:22

Lollipop Chainsaw

«…Джульет не просто режет зомби, она ланью скачет по школьным коридорам, выделывает приемы из олимпийской программы по художественной гимнастике и, конечно, все время собирает леденцы (судя по всему, для апгрейда бензопилы). При этом на поясе у нее болтае...

21 03 2024 21:31:47

Секрет Tropico. Почему это один из лучших градостроительных симуляторов?

Предупреждаю заранее: этот текст будет полон обожания, потому что я давний фанат франшизы. И для меня Tropico — не просто ещё одна градостроительная игра, которых за историю индустрии скопилось ох как немало. Это именно что симулятор…|Игромания...

20 03 2024 23:22:24

Краткие обзоры. Локализации. Принц Династии Кин

ОБ ИГРЕ. Ярко выраженная “бюджетная” RPG, призванная заработать денег на всех тех, кто не может жить без китайских древностей, магии, дpaконов и прочих восточных штучек. Действие разворачивается в древнем Китае. Вам надлежит взять под свой контроль п...

19 03 2024 22:20:59

Первые впечатления от Elex. Давно пора!

Лев Левин, редактор Игромании Редактор. Потомственный педагог, на котором природа отдыхает. На 10-летие получил в подарок диск с «Готикой 2», которую много лет спустя смог затмить только «Ведьмак 3». За…|Игромания...

18 03 2024 10:39:14

Гайд: Какой корабль выбрать в Sea of Thieves

Игрокам в Sea of Thieves доступно всего три корабля — шлюп, бригантина и галеон. При этом каждый из них обладает особыми хаpaктеристиками, а заодно своими достоинствами и недостатками. В этом гайде разберёмся, какой корабль лучше…|Игромания...

17 03 2024 13:52:36

Руководство и прохождение по "Desert Rats vs. Afrika Korps"

Войско бapaнов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бapaном. (Наполеон Бонапарт) Обычному человеку нелегко представить, насколько сложно с достоверностью воспроизвести события второй мировой войны. Разраб...

16 03 2024 10:50:52

Portal 2

«…Valve честно стараются усложнить и углубить оригинальную механику, для чего придуман целый ряд фокусов разной степени удачности. Есть, например, гели, которыми можно покрывать окружающее прострaнcтво: одни превращают любую поверхность в натуральный бату...

15 03 2024 10:32:23

Горячая линия: железо

После установки Windows XP SP2 мой DVD-RW-привод стал определяться как SCSI-устройство. При попытке записать диск выдается сообщение «КОМАНДА SCSI ОТМЕНЕНА», а достигнув 1%, запись останавливается.Проблема заключается в том, что Windows…|Игромания...

14 03 2024 14:35:58

Руководство и прохождение по "Quake II Mission Pack: Ground Zero"

“Не прошло и полгода”, как поется в одной хорошей песне, как любителям 3D-action подкинули новые приключения отважного “Квакера”. Это продолжение намного сложнее предыдущего (имеется ввиду QuakeII Mission Pack: The Reckoning): уровни более сложные...

13 03 2024 21:42:32

Топ-10 модов для GTA 5. Как сделать игру еще круче

Великой серии Grand Theft Auto исполнилось 20 лет! И это отличный повод «зарубиться» еще разок в какую-нибудь часть — например, в пятую. А для того, чтобы игровой опыт был новым, мы собрали для вас…|Игромания...

12 03 2024 8:43:37

Топ-3 видео с конференции Sony по мнению Родиона Ильина: Ghost of Tsushima, Detroit и The Last of Us. Part 2

Родион Ильин, заместитель главного редактора igromania.ru Выпускающий редактор «Игромании» и заместитель главного редактора igromania.ru. Год назад отметил профессиональный юбилей — десять лет в…|Игромания...

11 03 2024 9:23:47

Ретро-обзор. Europa Universalis (2000)

Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала…|Игромания...

10 03 2024 12:37:45

MGS: Peace Walker в лицах

События различных эпизодов Metal Gear Solid охватывают более чем полувековую историю интриг, заговоров и геополитических конфликтов. При этом каждая часть серии счастливо избегает типовых образов и знакомит зрителя с яркими, необычными персонажами.…|Игромания...

09 03 2024 16:42:23

Ролевое па-де-труа: вчера, сегодня, завтра...

   Онлайн дарит нам чувство свободы. Так должно быть. Еще одна степень. Четвертое измерение жизни. Но иногда он сковывает: защелкиваются на запястьях незримые браслеты, а ноги уже не слушаются под тяжестью виртуальных кандалов. Наверное, ра...

08 03 2024 16:45:55

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::