Прилетели, выпили, поговорили. Что обычно делают издатели на GDC  > Minecraft истории
истории Minecraft    

Прилетели, выпили, поговорили. Что обычно делают издатели на GDC 

Прилетели, выпили, поговорили. Что обычно делают издатели на GDC 

Спецматериалы Прилетели, выпили, поговорили. Что обычно делают издатели на GDC  005.06.2009 05:20  |  Игру, которую на GDC во время рабочей встречи называют «скучным, но красивым дерьмом», на Е3 демонстрируют уже как лидера жанра — что поделаешь, дерьмо ведь тоже надо продавать. Но и для прессы, и для игроков запивать фантазии PR-ме Спецматериалы

Е3  это выставка, GDC  конференция. Разница как между цирком и театром: на Е3 приезжают поглазеть, на GDC  пообщаться.

Типичная для Е3 сцена  грушевидная тушка ожиревшего[3] менеджера по закупкам из американской розницы в безразмерных белых штанах и в темном пиджаке с грязными рукавами, переваливающаяся по коридорам выставочного центра в обнимку с набитым бесплатными брошюрами пакетом.

Типичная для GDC сцена  утомленный юноша азиатской[6] внешности в застиранной футболке, с открытым ноутбуком и с огромным стаканом кофе в руке, уже десятый раз за день втирающий невыспавшемуся издателю про свой новый проект, под который требуется организовать финансирование.


Большинство историй про Е3 начинаются словами «мы тут сейчас с парнями посмотрели...», а большинство историй про GDC начинаются словами «мы тут сейчас с парнями поговорили...». Именно на GDC разработчики и издатели вместе придумывают игровое будущее  чтобы потом на Е3 его подороже продать[7] журналистам и рознице. Кстати, журналистов и представителей розницы посещение Е3 радует обилием материала  это как бесплатный парк аттpaкционов. А вот разработчиков и издателей выставка чаще расстраивает  просто потому, что там, простите, много врут.

Игру, которую на GDC во время рабочей встречи называют «скучным, но красивым дерьмом», на Е3 демонстрируют уже как лидера жанра  что поделаешь, дерьмо ведь тоже надо продавать. Но и для прессы, и для игроков запивать фантазии PR-менеджеров бесплатной колой  своеобразная традиция отрасли. Этого же ждут от выставки и досужие комментаторы на форумах: сделайте им «прорыв», расскажите про «революцию», дайте кому-нибудь «Игру года»  драматические постановки всегда интересней документального кино. Тем же, кто работает и разpaбатывает, ближе к сердцу формат конференции, где за выпивку надо платить самому  зато без бесплатной промывки мозгов в нагрузку.

Итак, если вы слышите слова «феноменально успешная игра от лидера рынка», вы на Е3. Если вы слышите фразу «у меня есть пара дешевых проектов, давайте их куда-нибудь пристроим», вы на GDC.

Кока-кола на завтpaк

«Новые слова жанра», «прорывы» и «сенсации», которых не было.

С Лешей, старым знакомым с Украины, который недавно завершил проект для Nintendo DS и ищет теперь новые заказы, мы встречаемся в восемь утра в Sullivan’s Bar недалеко от конференц-зала.

Вместе с Лешей на встречу приходит украинский разработчик, которого я не знаю. Знакомимся. Разработчик делает игру для детей. Мы падаем за столик, парень вытягивает из рюкзака огромный ноутбук. Леша смеется. Я тоже улыбаюсь: только китайцы и молодые разработчики думают, что на встрече с издателем кому-то нужна рабочая версия на экране. На самом деле издателя интересует комaнда и концепция, способность разработчика ориентироваться в индустрии. Смотреть на версию будут либо до, либо после конференции  спасибо FTP, при личной встрече никто уже давно дискетами не обменивается.

Судя по тому, как выглядит бар, о зеленом чае здесь и не слышали, а черный делают в кофеварке из обломков веников, поэтому мы просим кофе и кока-колу. Приносят стаканчики. На фоне отливающего синевой американского кофе кока-кола выглядит оздоровительным коктейлем. Пьем не чокаясь.

Разработчик рассказывает про игровой процесс, про возникновение идеи, про разницу между уровнями. Это очень мило, но история создания мне по баpaбану, меня интересуют совсем другие вещи. Леша помогает и, как профессионал, быстро меняет тему всего двумя вопросами: сколько денег и когда игра может быть готова? Деньги разумные, сроки тоже. Разработчик понемногу начинает вызывать уважение. Продолжаем разговор.

Дизайн игры неплох. Не шедевр, но и не ужас. Картинка красивая. Проблема в том, что просто «игры для детей» не продаются, даже если они красивые и увлекательные. Родителям нужен бренд, нет бренда  нет спроса[8]. Объясняю, что лучший вариант для проекта  найти подходящую лицензию[9]. Стоят такие лицензии, как правило, недорого. Главное  найти подходящий вариант. Разработчик смотрит, не моргая. Мне кажется, он либо не понимает, либо понимает, но просто очень устал после вчерашнего перелета.

Пора заканчивать встречу. Обмениваемся визитками, на выходе я плачу восемь долларов за напитки, и мы расходимся в разные стороны. Ирония в том, что представителям российской и украинской компаний нужно было пересечься именно в Сан-Франциско: тут удобнее и дешевле. За те же напитки в гостинице «Космос» во время КРИ мы бы отдали рублей пятьсот  в два раза больше. Господи, помоги российским и украинским разработчикам выжить в этом странном мире.

Автора!

Сергeй Климов  генеральный продюсер московской студии Snowball Studios. Играми занимается 14 лет, за это время успел издать в России более 150 проектов для всех платформ  PC, PS2, PSP, PS3, Xbox 360, Wii и DS, хотя к PC относится с особым трепетом. Из собственных игр одну успел разработать и издать («Pike: Операция «Громовержец»), другую  разработать и заморозить («Всеслав»).

Кроме выпуска проходных проектов вроде «Отчаянных домохозяек» и «Хроник Нарнии», Сергeй и его комaнда успели отличиться образцово-показательной локализацией «Готики», переводом необъятного ролевика Mass Effect (впервые привлекли для дубляжа почти 180 актеров) и продюсированием серии «Пенумбра».

Любит выпить виски в хорошей компании, обожает участвовать в гонках по полигону на своей ярко-синей Audi TT и жить не может без настоящего зеленого чая Gyokuro, который ему ежемecячно присылают коллеги из Японии.

Булка под солнцем

На девять часов утра у меня назначена встреча на площади Union Square. О месте встречи договорились в формате «в кафе на площади». Выгодное отличие Сан-Франциско от Лос-Анджелеса (и GDC от Е3) в том, что Лос-Анджелес  деревня, по которой на каждую встречу надо ехать полчаса по пробкам, а Сан-Франциско  это город, в котором все рядом и можно дойти пешком.

Клаус сидит под колонной, подставив лицо лучам весеннего солнца, и курит. Курить на площади нельзя, но Клаус немец, а у немцев в Америке случаются приступы протеста против Системы. Прямо на площади  кафе. Покупаем чай, кофе, я беру итальянскую булку  Клаус из еды ничего не берет, но уточняет, буду ли я есть булку прямо сейчас.

Находим столик на улице, садимся. Я грызу булку, пью чай. Клаус достает из чемодана завернутый в пакет пончик. Судя по надписи «Starbucks» на пакете, пончик остался от более раннего делового завтpaка. И в этом весь Клаус: Клаусу не жалко заплатить три доллара за новую булку, более того  компания ему расходы на еду возместит, даже если он потратит все тридцать три доллара. Но Клаус взял пончик с собой, потому что не было времени есть на прошлой встрече, а оставлять еду просто так он не захотел. Именно поэтому мы работаем с Клаусом уже много лет: это очень скучный немец старой закалки. Из таких людей можно делать гвозди. Под гарантии таких партнеров можно давать деньги.

Обмениваемся новостями. Известная европейская компания не платила Клаусу денег  нам она тоже не платит. Клаус отправил им через своих юристов письмо и получил деньги через неделю. Я написал письмо сам  «Какого лешего, черти?!»  и денег пока не получил. Делаю пометку: отправить письмо европейским юристам, чтобы отправили письмо европейским должникам[14].

Обсуждаем новые проекты. У меня есть игра, которую я хочу продать в Германию. Приключение. Клаус говорит, что приключения с видом от первого лица не продаются. Он не прав (я изучал продажи), но я не спорю. Мне нужен контpaкт без аванса, однако с высокими авторскими  в продажах я и так уверен. Клаус не любит рисковать и ни во что, как правило, не верит, но хорошо отгружает и исправно платит за проданное. Приходим к согласию, документы подготовим после возвращения в Европу.

У Клауса есть игра для продажи в Россию. Игра хорошая, но неизвестная. Я рассказываю про кризис, предлагаю десять тысяч аванса[15]. Клаус понимает, что я тут ему не лапшу на уши вешаю, и объясняет, что по этому проекту им нужны деньги, а не длинные продажи, поэтому если на рынке можно найти кого-то, кто заплатит пятнадцать, то это будет пусть и слишком много по кризисным меркам, но для этого проекта  в самый раз. Клаус чрезвычайно прагматичен. Его начальство может быть спокойно: в рамках поставленной задачи он соберет с каждого рынка по максимуму.

Мы разpaбатываем план, как засветить игру в российской прессе, чтобы потом продать кому-нибудь из наших конкурентов. Я думаю, что тысяч за пятнадцать, а то и за двадцать, кто-то небольшой точно возьмет. Кризис  не кризис, а издавать что-то надо.

Доедаем булки, допиваем чай и кофе, обсуждаем последние новости на рынках и договариваемся о встрече в офисе у Клауса во Франкфурте. Летом, когда и у него, и у меня будут рабочие версии новых проектов. Прошел почти час. Встаем, жмем руки, расходимся.

И снова солнце

Следующая встреча у меня в десять, в кафе Seattle’s Best Coffee, которое расположено на втором этаже книжного магазина Borders на площади Union Square, так что идти недалеко. Ирония в том, что буквально за день до этого я был в Сиэтле и пил чай в магазине The California Tea Company. То есть в Сиэтле продают чай из Калифорнии, а в Калифорнии  кофе из Сиэтла. Видимо, это глобализация по-американски.

Выставка достижений игрового хозяйства и смежных отраслей.

Я жду ветерана игровой индустрии, с которым познакомился в 1996 году. Тогда он покупал нашу игру для издания по всему миру, но купить не успел  перешел в другое издательство. С тех пор мы с ним не пересекались, и я ни разу так и не видел его в лицо.

Теперь Чарли продает игры английского разработчика, а я сижу и думаю: кого я жду? Наверное, седовласого веселого дядьку с пузом-бочкой и с красным носом. Но тут в кафе появляется натуральный двойник Вуди Аллена. Худющий, в огромных очках и с тоненьким портфелем. Хмурый тип, не улыбается. Предлагает пойти в кафе на площадь, пока светит солнце. Нет проблем. Я даже знаю, за какой столик лучше вернуться.

У Чарли странная мимика. Я никак не могу понять, как он реагирует на мои шутки. В лицензировании  как в покере, у каждой компании и у каждого партнера столько своих теорий и стратегий, что поначалу приходится изучать и настраиваться. Настроиться на Чарли я пока не могу. Как много он знает? Как много ему надо еще рассказать, чтобы он понял, кто мы и чем мы отличаемся от других издателей?

Я забрасываю проверочный камень и спрашиваю про «» и «Буку». Чарли знает, что первая купила вторую. Это хорошо. Я спрашиваю про российские цены. Чарли говорит, что не слишком уверен, и просит назвать розничные, в рублях. Это очень хорошо, потому что узнавать цены в долларах нет никакого смысла  курс скачет.

У Чарли есть пять проектов. Я спрашиваю, хочет ли он быстрых денег или длинных авторских. Чарли хочет услышать оба сценария. Я называю приблизительные цифры. Чарли пишет. Мне до сих пор непонятно, есть ли у Чарли свое мнение или он просто собирает информацию. Я перестаю думать о результате и наслаждаюсь процессом. Светит солнце, у меня еще почти час времени на эту встречу, можно и расслабиться.

«Можем ли мы сделать локализацию быстро?»  спрашивает Чарли. Можем, но не будем: его игры завязаны на юмор, юмор сложен в переводе, сложный перевод занимает много времени. Я отвечаю, что можем, если так будет надо (не люблю говорить «нет» на первой встрече).

А можем ли мы выпустить игру одновременно с европейским релизом? Можем, если их комaнда подготовит хороший лок-кит и передаст его нам месяца за три до выхода английской версии  чего, скорее всего, не произойдет, потому что из более чем пятидесяти издателей, с которыми мы работали и работаем, профессиональный подход к локализации существует только у двух-трех, да и то не всегда. Улыбаюсь и отвечаю, что будем стараться.

Продолжаем разговор. После нескольких конкретных вопросов Чарли откладывает в сторону блокнот и, наконец, становится похож на нормального человека: мы обсуждаем последние новости, дороговизну Сан-Франциско (я рекомендую ему посетить Москву, чтобы было с чем сравнивать) и, наконец, определяем сроки, в которые я должен сделать ему формальное предложение об издании этих пяти проектов.

Меня так и подмывает сказать, что по результатам встречи я даже не уверен, хочу ли я такое предложение делать, но я, конечно же, обещаю прислать цифры максимум в течение двух недель. У меня небольшая студия, и нам нужны хорошие проекты, тем более интересные. А то, что комaнда, скорее всего, сырая и на русские версии ей будет наплевать после получения первых платежей,  так это просто отрасль у нас так устроена. Полагаю, что у многих хороших актеров очень противные и злые менеджеры, однако качество фильмов от этого не страдает, так что улыбаемся и машем. Улыбаемся и машем.

Мы встаем, отодвигаем стулья, берем в руки портфели. Чарли сообщает, что в пятницу улетает в Лондон. Я отвечаю, что в четверг улетаю в Париж  делать интервью с нашими французскими разработчиками. Чарли чуть напрягается.

И в этот самый момент у меня в голове складывается, наконец, картинка: Чарли не нужен русский партнер, который летает в Париж, ему нужен партнер, который бы сидел в своей далекой снежной России, с трудом говорил по-английски, отчаянно переплачивал за лицензии и при этом не сильно требовал локализацию в срок.

Таких международных издателей я хорошо знаю, это старая гвардия, привыкшая работать с русским рынком как с третьим миром. Греция, Хорватия, Индия, Китай, Россия  все эти территории для них сливаются в единый «развивающийся рынок», всех-то они априори подозревают в мошенничестве, потому что сами склонны срезать углы и выносить за скобки. Слава богу, что все прояснилось. Предложение об издании проектов Чарли я все-таки сделаю, но переживать в случае отказа точно не буду. Не первый год замужем.

На перекрестке

Одиннадцатичасовая встреча у меня в гостинице рядом с конференц-залом, а это минут семь пешком от площади. Погода располагает. Чем ближе я подхожу к гостинице, тем больше вокруг людей с пропусками GDC на гpyди.

На перекрестке с Маркет-стрит загорается красный, я останавливаюсь. Рядом  два типа, облезлая такая профессура. Давно подстриженные редкие волосы, пиджаки с заплатками на рукавах, бегающие глазки. Говорят очень громко  не потому, что они глухие, а потому, что они позеры и привыкли говорить с кафедры.

Один рассказывает другому, что во время его выступления слушатели выглядели seriously interested. Я тихонько кошусь в их сторону, замечаю, что оба  с пропусками читающих лекции на GDC, однако мне не видно ни имен, ни названия компаний. Другой говорит, что подавал организаторам заявку на rather experimental topic и даже не думал, что ее утвердят, однако ж, гляди, утвердили, и вот он идет читать лекцию разработчикам игр, которые наверняка никогда ничего такого еще не слышали.

Вероятно, это те самые «известные люди из смежных отраслей», которых организаторы периодически вытаскивают на конференции, чтобы разнообразить программу. Какие-нибудь детские психологи или профессора ситуационного анализа из канадского игрового колледжа  в общем, зоопарк, а не беговые собаки, на которых реальные комaнды вытягивают реальные проекты. Лично я бы таким не доверил даже сварить яйцо на завтpaк, но я издатель, у меня сугубо циничный взгляд на отрасль. А разработчикам, может быть, такие программы и интересны, кто их знает, этих разработчиков с их тонкой душевной организацией.

На перекрестке загорается зеленый свет, профессура прыжками устремляется в сторону конференции. Кому что, а у меня последняя перед сегодняшним ланчем встреча.

Японская точка зрения

Одиннадцать часов утра. Я стою в холле старой огромной гостиницы. Так традиционно проходит деловая часть конференции  большинство серьезных встреч назначаются за пределами выставочного комплекса, в номерах издателей и разработчиков.

По выбранной партнером гостинице можно многое сказать о компании. Например, эта гостиница  явно дорогая, но уже не модная. Серьезные издатели в этом году живут в только-только построенном «Интерконтинентале». Корпоративщики вписываются в «Вестин». Разработчики с ограниченными бюджетами предпочитают соседний «Мэрриот».

Публика: толстые и тонкие, желтые, белые, черные, синие.

Гостиница, где я сейчас нахожусь, не попадает ни в одну из стандартных типовых категорий  слишком дорого, чтобы говорить об ограниченных средствах, и слишком странно, чтобы говорить о желании впечатлить. Выбирал кто-то из тех, кто уже давно не следит ни за модой, ни за индустрией. Собственно, так и есть  я пришел посмотреть на проекты студии, открывшейся еще в 1986 году, и всем директорам тут крепко за шестьдесят.

Поднимаюсь на двенадцатый этаж. Нахожу нужный номер. Он в конце коридора, значит, самый большой на этаже. Еще одна галочка в списке о финансовом благополучии. Обмениваемся приветствиями, хлопаем друг друга по плечу: Стива и Дейва я знаю уже лет десять, не меньше. Я единственный человек в номере, кто одет в джинсы и майку, все остальные в костюмах. Снова вспоминаю про 1986 год.

Начинаем смотреть игру. На столе стоят PS3, Xbox 360 и обычный компьютер. Игра запущена на всех трех, и мне демонстрируют кросс-платформенный сетевой режим. Это круто, но для российского рынка не то чтобы очень актуально. Еще один штрих к профилю этой старой во всех смыслах слова компании: ребята настолько привыкли к тому, что они двадцать лет подряд были лидерами индустрии, что даже и не пытаются как-то подготовиться ко встрече с издателем из России. Стив (директор по разработке) просто показывает одно и то же всем своим потенциальным партнерам.

Делаю пару комментариев про то, что для России важнее версия для PC, особенно однопользовательский режим. Стив с Дейвом улыбаются. У них очень хорошие, крепкие зубы  для их возраста. Наверное, это из-за того, что они живут в Калифорнии, где очень развита косметическая стоматология. Судя по пустым глазам, они меня услышали, но сообщение не восприняли. Я уже привык. Быть может, к шестидесяти годам мы все будем такими улыбчивыми ребятами, которые живут в своем собственном маленьком мире.

Заканчиваем просмотр. Я повторяю комментарий про важность версии для PC, рассказываю про кризис, про растущее пиратство. «То есть ты нам уже не дашь полмиллиона?»  спрашивает Дейв. «К сожалению, нет, рынок обвалился»,  отвечаю я. В начале прошлого года мы обсуждали тот же самый проект, строили модель, и получалось, что с Восточной Европы игра могла бы собрать $500 000. Сейчас она соберет раз в пять меньше, да и то при удачном стечении обстоятельств.

Стив начинает рыться в визитках, оставшихся на столе от предыдущих встреч. Говорит, что сегодня слышал интересный комментарий по поводу российского рынка  от японцев. Находит визитку, показывает мне  я такой компании не знаю, офис у них в Киото. «Этот парень сказал, что в Японии можно продать полторы тысячи копий хорошей игры для PC. И нет никакого пиратства. А в России можно продать сто тысяч копий любой игры, хотя у вас сплошное пиратство. И он вам очень завидует!»

Бедные японцы: вот и до них дошла легенда о рынке, на котором продается любая ерунда.

Он что, хотел заодно и права на Россию купить? Ловите момент, продавайте подороже,  говорю я.

Да нет, это он оправдывался, что предлагает так мало денег за Японию. Сказал, что у кого денег много, так это у русских,  отвечает Стив.

Кто бы сомневался.

Мы уже в коридоре. Договариваемся созвониться через неделю, когда я смогу прислать новые цифры по нашему рынку  с корректировкой на кризис. Жмем руки, и я покидаю их гостеприимный номер.

Мистер А и Мистер Б

Без четверти двенадцать. Я иду в сторону отливающего синевой отполированного стекла нового «Интерконтиненталя». Навстречу мне, весело пританцовывая, идут две блондинки в прозрачных майках без лифчиков. Не успеваю я сообразить, мода это или рабочий наряд, как получаю от них две визитки с предложением прийти «на массаж». Вспоминаю, как арт-директор из студии Stardock вчера удивлялся, что на улицах нет пpocтитуток  когда он уезжал из Сан-Франциско десять лет назад, их можно было встретить в центре города на каждом углу. Похоже, они никуда не исчезли, а просто переместились в другие районы.

Итак, «Интерконтиненталь». В холле полно японцев. В игровой отрасли это мажоры  люди, для которых игры не бизнес, а религия. В полдень у меня здесь встреча с Мистером А и Мистером Б.

Герои выставки и будущее индустрии  участники Independent Games Festival.

Мистеру А  пятьдесят пять. Мистеру Б  сорок семь. Мистер А выглядит как мой папа. Мистер Б выглядит как мой брат, то есть лет на десять моложе своего возраста. Мистер А занимается финансированием фильмов, игр и телепередач. Он очень давно очень богат. Мистер Б занимается продюсированием и лицензированием фильмов  обеспечивает выход игр, книг, сувениров и прочего по кинолицензии. У него есть дом в Беверли-Хиллз, серебристый «Порш» и квартира в Париже, но по меркам его круга он еще не богат. Успешен, но не состоятелен. Поэтому Мистер Б много работает, по семь дней в неделю, и это заметно. По сравнению с ним я  полный бездельник.

Я очень давно знаю обоих. Много лет назад, когда я учился в Нью-Йорке на юриста, мы пересекались по юридическим вопросам. Потом, уже в Лондоне, мы повстречались, так как работали над одной игрой, основанной на фильме. Фильм был профинансирован Мистером А, а в игру превращен с помощью Мистера Б.

Я поднимаюсь на этаж к Мистеру А. Он снимает номер из двух огромных комнат с окнами от пола до потолка  под тысячу долларов за ночь. В номере сидит дeвyшка и молодой человек. Дeвyшка  помощница по юридическим вопросам, юноша  референт. В номере есть бар, в баре стоит кофеварка. Пока я делаю эспрессо, к нам в номер поднимается Мистер Б. Мы пьем кофе, отпускаем помощницу и референта и спускаемся на лифте на улицу. На ланч мы поедем на другую сторону залива, в городок Саусалито, где в портовом районе есть небольшой рыбный ресторан. В этом ресторане я уже был, он очень простой, не очень дешевый, и готовят там просто великолепно.

Мы садимся в такси, обсуждаем новости. Мистер Б доволен фильмом Х. Игрой по фильму тоже. Мистер А спрашивает, хорошая ли игра получилась. Мистер Б отвечает, что хорошую игру сделать за шесть месяцев никак нельзя. Так что игра получилась, как получилась. Но разработчики молодцы, потому что уложились в срок. Я отмечаю про себя, что это большой плюс  киноиндустрия не питает иллюзий.

Мистер А начинает рассказывать про кастинг-лист своего нового проекта. Сталлоне, Лундгрен, Стетхэм, Джет Ли, Шварценеггер в эпизодической роли... Мистер Б цокает языком и говорит, что лицензию на игру по этому фильму он без проблем продаст еще до начала съемок.

Я делюсь своими новостями, без Сталлоне и Шварценеггера: наш первый проект по ТВ-лицензии съехал на пять месяцев, только что сдали в печать  а мог и вообще отмениться. Мистер А перегибается через переднее сиденье и с улыбкой говорит, что у нас в игровой индустрии творится полный бардак, и пока такой бардак будет продолжаться, мы никогда не выйдем на уровень создания предсказуемых хитов. Потому что в киноиндустрии фильм может задержаться, фильм может измениться, но после начала съемок фильм не может не состояться, это просто невозможно из-за системы бондов[24]. Мне возразить нечего.

Приезжаем в Саусалито. Таксист, который лучше понимает по-корейски, чем по-английски, никак не может найти нужный дом. Мистер Б достает iPhone, запускает GPS, и через три минуты мы на месте. Пока мы стоим в очереди и обсуждаем рыбу, Мистер А звонит своему референту и отменяет две следующих встречи. После чего подставляет лицо солнцу и поясняет, что такие решения приходят с опытом: «Лучше я два часа посижу с вами, выпью вина и получу удовольствие, чем буду впопыхах заглатывать ланч, а потом лететь обратно в город». Я запоминаю. Если отменять  то сразу. Отменил  не сожалей. А получай удовольствие.

Берем устриц, тунца и белое вино. Садимся на улице. Рядом парень читает комикс Watchmen. Мистер А и Мистер Б переглядываются. Мистер А говорит парню: «Хороший выбор!» Мистер Б поясняет: «Он работал над этим проектом».

На этой встрече мне нужно решить один очень важный вопрос. Мы обдумываем новый проект с бюджетом в полтора миллиона долларов, финансирование которого предлагает известный международный издатель. Наша роль  в продюсировании российской комaнды и в продвижении игры в Восточной Европе. Мы не рискуем деньгами, но мы рискуем временем: студия заработает только тогда, когда проект выйдет и станет успешным. Если игра отменится посередине цикла, мы просто потратим время впустую. Если издатель окажется медленным и осторожным, мы тоже потратим время впустую, потому что запустить такой проект можно только смелой пиар-кампанией. Я хочу узнать подробнее, какую этот самый международный издатель имеет репутацию и стоит ли полагаться на его обещания.

Мистер Б с издателем не работал, поэтому он налегает на тунца. Мистер А работал, прошел через несколько контpaктов, а также через несколько крупных споров. Он спрашивает меня, давно ли ведется обсуждение. Я говорю, что полгода. «Это у них корпоративная тактика,  поясняет Мистер А.  Они всегда так делают, чтобы студия начала работу до подписания контpaкта, потому что потом у нее меньше свободы в переговорах: деньги потрачены, проект запущен, значит, придется подписываться».

Согласитесь, звучит не очень привлекательно.

То есть с ними работать не стоит?  спрашиваю я.

Ну что ты,  говорит мне Мистер Б, оторвавшись от устриц,  работать можно со всеми. Вопрос в стоимости юристов, которых ты привлечешь для сделки.

Мистер А рассказывает, что для последней сделки привлекал очень известного в игровой индустрии американского юриста. «Я,  говорит Мистер А,  поставил ему задачу: контpaкт за неделю. И он справился. Если бы не поставил или он бы не справился, то мы бы еще полгода детали обсуждать могли, а у меня был серьезный риск упустить момент для продажи лицензии»,  далее он рассказывает подробности взаимодействия с этим издателем по другим проектам. Я начинаю понимать, что наша ситуация далеко не уникальна, что у этого издателя есть определенная схема работы и что если из нее выскочить, то можно либо потерять контpaкт, либо получить проект на нормальных условиях. Это как раз то, что мне очень хотелось прояснить на встрече.

Мистер Б расплачивается. Мистер А вызывает такси. Ни одна минута не потеряна: счет подписан в тот самый момент, как на стоянке появляется желтая машина. Я не знаю, все ли успешные финансисты и менеджеры по лицензированию из киноиндустрии настолько эффективны, но пока я наблюдаю профессионализм даже в очень небольших деталях. Возможно, для этого надо дожить до пятидесяти лет и крепко поднабраться опыта. Также возможно, что никакой опыт не поможет, если не работать так много и так сфокусированно, как эти мои знакомые.

Мы возвращаемся в Сан-Франциско. У меня на сегодня осталась только одна встреча  я и моя коллега из Snowberry ужинаем вместе с друзьями-разработчиками из Прибалтики.

***

Девять вечера. Мы снова в Саусалито, в японском ресторане Sushi Ran. За столом пять человек. Двое из Москвы, двое из Вильнюса и один из Буэнос-Айреса. Мы наелись, напились и абсолютно счастливы. Мы только что провели три часа, обмениваясь данными о продажах, информацией о партнерах, которые платят, и партнерах, которые не платят, а также планами по новым проектам, над которыми хотим поработать вместе. Ради этого мы и приезжаем на конференцию: не искать «революции» и «прорывы», а собраться вместе, выпить и поговорить. Мы оставляем чаевые, собираемся и выходим на улицу вдыхать свежий калифорнийский воздух. Надо постараться выспаться  до окончания конференции еще двенадцать встреч и трое суток.

Electronic Entertainment Expo, то есть выставка достижений хозяйства электронных развлечений.

Game Developers Conference, то есть конференция разработчиков игр (теоретически под это определение подпадают как игры для компьютеров и консолей, так и настольные игры и системы вроде GURPS).

По причине типичного для Америки ожирения, на всех международных выставках легко еще со спины узнать американских менеджеров по закупкам. В распространенной сцене «толстый слушает тонкого» в 90% случаев участвует американский закупщик и европейский менеджер по продажам.

Америка  большая страна, и штаб-квартиры ключевых розничных сетей разбросаны по нескольким штатам. В сети за закупку определенного вида товаров отвечает закупщик  buyer, баер. Часто баером по играм становится не тот, кто лучше всех в них разбирается, а тот, кто живет ближе всех к штаб-квартире. Именно поэтому на полках часто оказываются не ожидаемые игроками проекты, а игры-пустышки с красивой обложкой, которые легко раздуть рекламой и втюхать деревенским баерам.

Когда в Америке еще здравствовали игровые журналы, пакеты с бесплатным рекламным добром были почти неподъемными: редакция каждого журнала обязательно выставлялась на Е3 и раздавала со стенда по 3-4 номера своего издания. Я точно помню, что в 1997 году привез из Лос-Анджелеса 27 кг прессы  меня остановили в аэропорту и заставили платить за перевес.

Японцы, как правило, общаются только с японцами, это культурная особенность. А вот китайцы и корейцы, а также сингапурцы, гонконгцы и малазийцы последнее время очень активно предлагают свои услуги всему миру. Говорят, что американские и европейские разработчики предпочитают выбрать 2-3 издателей и сфокусировать все усилия на них, в то время как обязательные азиатские разработчики работают строго по расписанию: одна встреча с издателем каждые полчаса, в день два перерыва  на ланч и на туалет.

А если честнее, грубо впарить.

Правило проверяем каждый год, подписывая и выпуская шикарные детские игры без брендов. Продаются они микроскопическими тиражами.

В мире есть как минимум три выставки, на которых просто найти лицензию: Licensing Show в Нью-Йорке, Licensing Show в Лондоне и Книжная ярмарка во Франкфурте.

Можно найти что-то приличное и узнаваемое на ранней стадии запуска тысяч за десять евро, с небольшими авторскими отчислениями. За Бэтмена, конечно, придется отдать столько же миллионов, но по поводу супербрендов есть такая хорошая норвежская поговорка: «Покупая чистое золото, легко переплатить».

КРИ  ежегодная Конференция разработчиков игр, традиционно проходит в московской гостинице «Космос», в графе «Отзывы постояльцев» удостоенной скромной одной звезды с пояснением: «Комнаты хорошие, все остальное плохое».

По той же причине я считаю, что лучше всего КРИ 2010 было бы провести в Питере   в Москве слишком дорого жить тем, кто приезжает в гости; слишком долго ехать по пробкам; слишком трудно найти кафе, где можно спокойно поговорить.

Вся Америка борется против курения в общественных местах, а Калифорния борется успешней всех: зачем платить миллиарды за лечение paка легких, если можно еще в детстве от вредной привычки отучить. Пачка «Мальборо» стоит здесь в пересчете на наши деньги 175 рублей.

Пометка примерно такого содержания: «Долг  ?10 000. Стоимость письма через юристов  ?250. Имеем расходы в 2,5% от суммы».

В 2008 году авансов в $10 000 просто не существовало, по небольшим проектам разговор начинался с $50 000. По серьезным играм  с $250 000.

«Лучшее кофе Сиэтла». Сиэтл  родина нескольких кофейных сетей, в том числе и знаменитой Starbucks.

Сейчас во всех странах одно и то же: если вы в Польше продаете игру по 99 злотых, то в одном квартале это могло быть равно $40, а в другом уже $30. Профессиональные менеджеры по лицензированию всегда считают в местной валюте.

Localization Kit, или LK  полный набор ресурсов игры для перевода, а также набор утилит для сборки локализованной версии. Почти никто в нашей отрасли не умеет делать нормальные лок-киты, поэтому до сих пор мало кто выпустил игру в один день по всему миру с одинаковым уровнем качества для всех языковых версий.

«сильно заинтересованными»

«достаточно необычную тему»

Я не могу написать, как их зовут, потому что они настолько известны, что ни в какой статье их описывать мне никто не разрешит. Для игровой индустрии Мистер А и Мистер Б  все равно что Владимир Владимирович для России. То есть если бы кто-то нас встретил в ресторане, никто бы не сказал: «Видел Климова и Путина». Сказали бы: «Видел Путина. И какой-то хрен еще с ним был».

«Т********р»

«Кадетство»: игра была запланирована на ноябрь, выходит в апреле.

Смысл системы бондов заключается в следующем. Завершение фильма в срок и в рамках бюджета подтверждается независимой стороной, гарантом или страхователем, который изучает сценарий, встречается с комaндой, анализирует бюджет и, наконец, подтверждает свою готовность отвечать по рискам проекта  гарантировать, что фильм будет сдан в срок, даже если придется поменять режиссера и половину комaнды. Такая гарантия позволяет финансирующим фильм лицам вкладывать деньги без дополнительного риска, полагаясь на слово профессиональных гарантов. Чем лучше репутация продюсера и режиссера в плане предсказуемости завершения фильмов, тем меньшую комиссию попросит гарант, что сильно облегчает финансирование. Такая система поощряет разработку в срок и не позволяет привлекать заемные средства «свободным художникам», которые могут фильм снять, а могут и в Непал уехать на три года, чтобы «немного подумать».

1 2 Все


Лучшие материалы блога «Прямым текстом». Часть первая

В ноябре позапрошлого года мы открыли редакционный блог. С самого начала предполагалось, что это будет теплое местечко, где каждый сотрудник редакции сможет свободно высказаться на волнующую его тему. Кое-кто счел, что очередная Call of Duty…|Игромания...

26 04 2024 14:56:27

Горячая линия: игрострой

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом dev (в начале сообщения печатаете слово dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

25 04 2024 5:43:17

Игра по модему. Ответы на часто задаваемые вопросы.

Во втором номере "Мании" за этот год была опубликована статья "Игра по модему", в которой доступным языком объяснялось, как поиграть с другом по модему в любую игру, поддерживающую модемное соединение. Несмотря на то, что в статье было дано подробное руко...

24 04 2024 4:46:49

Strong Bad’s Cool Game for Attractive People

по мотивам флэш-мультфильма Homestar Runner, который легче всего увидеть, вбив в YouTube соответствующие ключевые слова. Homestar Runner, подобно всей успешной интернет-анимации, построен на сюрреалистическом юморе. Шутки касаются самых разных тем: соврем...

23 04 2024 14:12:44

Третий нереальный. «» делит мир на синее и красное, вспоминая, что такое рокет-джамп и хедшот

Выбрав расу, вы переходите к гардеробу. Удивительно, конечно, писать такое по отношению к многопользовательскому шутеру, но менять дозволено 8 элементов: шлем, намордник (чтобы понять, почему мы так перевели безобидное «mask», надо увидеть пре...

22 04 2024 8:57:46

Гайд: Лучшее оружие в Biomutant

Biomutant делает большой упор на крафте оружия. Однако вовсе не обязательно погружаться с головой в это занятие, чтобы получить крутое вооружение, — множество занятных приспособлений для уничтожения врагов можно просто найти. В нашей…|Игромания...

21 04 2024 2:13:16

Bullet_Test 3

Есть определенная ирония в том, что Bulletstorm вышел за несколько месяцев до премьеры Duke Nukem Forever. Ведь почти все, чего ждут от нового Дюка, уже реализовано в новой игре People Can Fly и Epic Games. Главный герой Bulletstorm —…|Игромания...

20 04 2024 11:48:12

Первый взгляд. Warhammer: Mark of Chaos

Едва успели отгреметь восторженные отзывы, посвященные выходу Warhammer 40000: Dawn of War, как на горизонте замаячила еще одна игра про “молот войны”. Однако речь идет вовсе не об очередном аддоне (хотя он тоже есть). Новый проект Warhammer: Mark of...

19 04 2024 0:18:24

True Crime: Hong Kong

«…Чем дольше мы смотрели Е3-демку, тем больше не покидало ощущение, что True Crime состоит из нескольких «отдельных» игр — шутера, файтинга и автомобильной аркады, которые как будто делают разные люди…»...

18 04 2024 10:33:12

Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad

«…будучи подстреленным в ногу, герой начнет хромать, а при поврежденной руке сильно снизится точность огня. Если же задеты жизненно важные органы, то перед тем, как истечь кровью, у персонажа обязательно будет несколько мгновений, чтобы пустить пулю в спи...

17 04 2024 14:13:40

Восстание номера. The Elder Scrolls 5: Skyrim

«…В суровых северных горах и лесмассивах континента Тамриэль бородатые норды из Братства бури ведут непримиримую борьбу за выход провинции Скайрим из состава Империи... Гражданская война, сепаратизм, заговоры и бессудные казни наконец-то выкроили себе мес...

16 04 2024 23:28:55

Главное с конференции Sony. Долгая дорога к релизам

Как мы в редакции и ожидали, презентация Sony удивила. Однако не в том смысле, к которому корпорация самолично нас приучила. Вместо привычной пулемётной очереди анонсов и громких новостей, способной пристыдить даже весьма богатый на события шоукейс…|Игромания...

15 04 2024 18:42:27

Heroes of Might and Magic IV

нападающий отряд уже не имеет преимущества первого удара: атакующие и защищающиеся будут награждать друг друга тумаками ОДНОВРЕМЕННО. Так что теперь какой-нибудь дpaкон, налетающий на толпу крестьян, обязательно поплатится за свое деяние: бедные людишки с...

14 04 2024 6:47:21

«Если перестанут играть – значит, деньги остались только на еду». Директор My.Games об играх во время пандемии и поисках инди-разработчиков

Игровая индустрия переживает не лучшие времена. Профильные выставки закрыты, многие значимые релизы перенесены, штаты сокращают. Любой бизнес, связанный с развлечениями и отдыхом — кино, концерты, путешествия, — сейчас несёт…|Игромания...

13 04 2024 17:39:37

Make love, not war. Восемь антивоенных игр

Подавляющая часть видеоигр так или иначе основана на насилии, и у многих из нас именно военные блокбастеры стоят на первом месте в списке игр, в которые стоит поиграть на «День защитника Отечества». Но в этом году мы предлагаем…|Игромания...

12 04 2024 4:46:38

Worms 2. Кольчатые солдаты второго призыва

«…В молодости мы многие вещи не могли оценить по достоинству, однако выпущенное в 1997-м продолжение «Червячков» такой участи избежало. Уже тогда в аркадной стратегии мы распознали классику на долгие годы…»...

11 04 2024 19:21:24

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5 лет назад Medieval 2: Total War Почти умерли RTS, давным-давно умерли пошаговые стратегии, а Creative Assembly все продолжает выпускать (и продавать) свои гибридные игры, непринужденно меняя сеттинг с феодальной Японии на…|Игромания...

10 04 2024 9:47:27

Art of Murder: FBI Confidential

Art of Murder: FBI Confidential — духовный наследник Still Life. Так же, как и в игре от Microids, здесь дeвyшка-агент ФБР ведет расследование жестоких убийств под аккомпанемент самозабвенной болтовни десятка сюжетных персонажей. Уровень и...

09 04 2024 8:59:11

Beyond: Two Souls

«…Главное, что вселяет надежду в Beyond, — это то, что в отличие от Heavy Rain она не пытается с ходу задавить психологическими терзаниями героев (хотя, зная Кейджа, этого едва ли удастся избежать) и в нужные моменты, что называется, включает боевик — с п...

08 04 2024 20:27:16

NHL 2005

подавляющее большинство ошибок и недоделок выползает на свет божий далеко не сразу. Не стала исключением из этого правила и NHL 2004, не станет, вероятно, и ее преемница...

07 04 2024 20:22:25

Руководство и прохождение по "Hellgate: London"

Давным-давно, по меркам компьютерных игр, конечно, Билли Ропер сотоварищи под крылом фирмы Blizzard сделали культовую игру — Diablo II. Но не понравилось им сидеть и поддерживать собственное творение долгие годы, кому же не хочется получить еще од...

06 04 2024 3:21:45

Doctor Who: The Adventures Blood of the Cybermen

«…На этот раз нам предлагают напрочь лишенную интриги вариацию на тему знаменитого фильма «Нечто» (или «Оно» в некоторых переводах), только вместо биологических монстров на ученых-полярников, раскопавших во льдах Арктики что-то малоприятное, нападают мон...

05 04 2024 11:29:45

Пять причин обратить внимание на редактор карт Dota 2 и руководство к действию

Не секрет, что в Dota 2 есть редактор карт. Но мало кто знает, что, просто создавая контент для популярной игры, можно прославиться, немного заработать и получить приглашение на работу в крупной международной компании. Изучить редактор…|Игромания...

04 04 2024 13:34:34

BioShock 2

«Просыпайся! Время сна прошло!» — главный герой вытягивает перед камерой руку в толстой перчатке, опирается о залитый водой пол и приподнимает свое грузное тело. Камера на секунду тормозит, и мы видим свое отражение — вод...

03 04 2024 2:55:23

Wildlife Park 2

Многим разработчикам стоит поучиться делать сиквелы у компании b-alive. Первая часть Wildlife Park была типичным представителем семейства тайкуновых, подвид зоопаркостроительных. Простенькая изометрическая графика да стандартный гeймплей —вот и...

02 04 2024 17:31:53

Превью FIFA 22. Добро пожаловать, или без PS5 и Xbox Series вход воспрещён

Почти год назад я писал превью FIFA 21 и сокрушался, что опять нет некстгена, игра похожа на предыдущую часть и так далее. Друзья, я ошибался: в прошлом году было огромное количество изменений. А вот FIFA 22 — это на 80% новая графика…|Игромания...

01 04 2024 16:51:32

Игра года: спецноминации

Читайте также: Лучшая игра 2012 | Лучшие по жанрам, часть 1 | Лучшие по жанрам, часть 2 Ужас года DayZ Самый честный зомби-апокалипсис Не так…|Игромания...

31 03 2024 17:17:41

Обзор Persona 5 Royal. Лучший способ потратить 150 часов жизни

Скажу сразу: я безумно люблю Persona 5. Настолько, что потратила на неё даже не 120, а как минимум 250 часов своей жизни, чтобы точно облазить там каждый угол, увидеть каждую реплику, собрать все персоны до единой, а потом любоваться на платину в…|Игромания...

30 03 2024 17:36:12

Обзор сериала «Локи». Бог самообмана

Год простоя Marvel решила компенсировать ковровой бомбардировкой. Прямо сейчас за каждый цент сражается «Чёрная Вдова», через полтора месяца нагрянет «Шан-Чи», потом выйдут «Вечные», а там…|Игромания...

29 03 2024 22:36:56

Чистильщик

поначалу вроде как даже и весело. Ну, знаете, такая игра казаки-разбойники в мрачных трущобах, шинковка именным тесаком страшных чудищ и радостное улюлюканье при созерцании отрубленной головы злобного мутанта. Правда, уже через час от таких салочек вас на...

28 03 2024 8:48:47

Привет, блондинка! Что значит быть женщиной со светлыми волосами в компьютерных играх прошлого и настоящего?

«…Если в жизни блондинка — обидный стереотип (за рулем, в законе, у компьютера), то в искусстве она важный архетип с прочно закрепленным набором функций. Что бы делали книги, фильмы, комиксы и сериалы, а потом и видеоигры без дамочек с льняными, платиновы...

27 03 2024 3:21:41

Wargame: European Escalation

«…Действие Wargame: European Escalation разворачивается во времена холодной войны, периода, когда угроза ядерного удара была как никогда реальна. Французы предлагают взглянуть на возможные варианты развития событий посредством четырех кампаний, каждая из...

26 03 2024 11:26:46

Ретро-обзор. American McGee’s Alice (2000)

Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала…|Игромания...

25 03 2024 3:19:56

Диджей ин да хаус. Тестирование диджейского пульта Hercules DJ Console RMX

«…Впечатление от работы с DJ Console RMX очень близко впечатлению от работы с профессиональной техникой. Это пульт, полностью удовлетворяющий потребности начинающих диджеев, отзывчиво реагирующий на все манипуляции и надежный — настолько, что к тому момен...

24 03 2024 15:38:38

The Walking Dead: 400 Days

«…каждый эпизод длится от силы полчаса, за которые невозможно ни толком узнать героя, ни привязаться к нему, ни прочувствовать контекст. Не успеваешь запомнить имя, а тебя уже заставляют сопереживать. Сами по себе истории весьма неплохи, и это, признаться...

23 03 2024 5:49:10

NHL 09

прошел год, а никаких видимых изменений в серии не случилось. Для EA это абсолютно нормальная пpaктика, и именно за такой подход PC-версии их спортивных симуляторов последние несколько лет грызет профильная пресса. Но если в той же FIFA 09 разработчики ре...

22 03 2024 16:16:46

Геройский редактор. Создание новых уровней для HoMM 5

...выпустили третью «заплатку», в которую был встроен полноценный редактор карт для пятых «Героев». Пока программа доступна только на английском языке (подробный мануал — на нем же), но в самом ближайшем будущем Nival собирае...

21 03 2024 7:38:51

Гайд: Как попасть на Инадзуму в Genshin Impact 2.0

Со свежим апдейтом у игроков Genshin Impact появилась возможность посетить новый регион. В этом гайде рассказываем, как поскорее отправиться исследовать острова Инадзумы, если вы этого ещё не сделали.   Как открыть квест Инадзумы Чтобы…|Игромания...

20 03 2024 22:17:19

Горячие новинки отечественного железного рынка

NOKIA 3650 ("умный телефон"), Mitsumi Bluetooth USB Adapter (WML-C52APR) (беспроводной USB-адаптер), ArtDio AMV-368 (носимый MP3/CD/VCD плеер), Canon CPK-A10 (любительская цифровая фотостудия), Epson Stylus CX-3200 (универсальный копир-сканер-принтер), R&...

19 03 2024 21:51:56

Рыцари круглого стола в онлайне. Dark Age of Camelot

а есть ли такая онлайновая игра, которая способна составить конкуренцию лидирующей троице (Ultima Online, EverQuest, Asheron’s Call), при этом соблюдая три условия: при красивой графике показывать достаточное количество FPS, не тормозить даже при 14000 би...

18 03 2024 8:14:18

Тестирование Sapphire NITRO R7 370, R9 380 и R9 390

Синтетические тесты 3DMark (Fire Strike) Модель видеокарты Graphics Physics Score % Sapphire NITRO R7 370 5 332 11 325 4 913 100% Sapphire NITRO R9 380 8 546 11 311 7 470…|Игромания...

17 03 2024 20:44:52

Краткие статьи. Treasure Planet

“Дело в том, что в далеком будущем "Планеты сокровищ" корабли хоть и научились летать в безвоздушном прострaнcтве, но по сути своей остались теми же пинками, галеонами и швертботами. Вместо пушек на борту установлены фотонные торпеды, но у этих торпед так...

16 03 2024 23:13:19

Rage

...не тянут на технологический переворот. По крайней мере, пока. Но давайте все-таки вспомним, что речь идет о новой игре от создателей DOOM. После этих слов все прочие контраргументы как-то блекнут. В дальнейших планах Кармака числится виртуализация геом...

15 03 2024 0:58:19

Руководство и прохождение по "Remember Tomorrow"

После зарождения христианской религии с приближением более - менее круглой даты люди начинают ждать конца света. Его ждали в сотом и пятисотом году от Рождества Христова, а уж перед наступлением 1000 года в Европе почти никто не сомневался в прибли...

14 03 2024 7:56:44

Игровая станция Arena 200 от компании ISM Computers

Левая боковая панель прозрачная, в центре же находится вентилятор с подсветкой, а внутри корпуса есть еще и неоновая лампа. С помощью переключателя на задней панели ее можно включать, отключать вовсе или заставить мигать. Правда, зачем это сделано, не оче...

13 03 2024 11:42:32

Руководство и прохождение по "Heroes of Might and Magic 3 1/2: In the Wake of Gods"

(Герои 3 1/2: Во Имя Богов) “Герои” — одно слово, а как много в нем для любого, ну или почти любого игрока! Гeймеры со стажем вспомнят первую часть серии или даже старинную King's Bounty, более молодые представители славного игроманского племени прово...

12 03 2024 23:12:20

Sniper Elite: Nazi Zombie Army

«…От Sniper Elite в Nazi Zombie Army осталось одно название. Снайперская винтовка здесь почти бесполезна. Ожившие лезут из могил по десятку за раз, и тратить время на каждого, выцеливая сердце, — непозволительная роскошь. Да и в чем соль — стрелять из сна...

11 03 2024 20:40:40

10 консолей, о которых вы даже не слышали. Забытые легенды индустрии

За последний десяток лет мы уже привыкли к тому, что пpaктически весь рынок консолей «держат» всего три ключевых производителя: Sony, Microsoft и Nintendo. Сейчас сложно даже представить себе ситуацию, где какая-то малоизвестная…|Игромания...

10 03 2024 6:11:55

Коды по "Космические Рейнджеры"

Основные правила, которые должен знать игрок: У каждого чита есть стоимость. Для применения чита нужно набрать N дней-очков. Поэтому чем больше дней вы обходились без читерства, тем более сильный чит вы сможете использовать. При использовании чита накоп...

09 03 2024 8:52:19

Call of Duty: Modern Warfare 2

«…Каждый раз, когда вам кажется, что сейчас миссия закончится, случается что-то неожиданное: за несколько метров до спасительного вертолета герой срывается вниз и вынужден бегом, под свист пуль, без оружия, прорываться к новой точке эвакуации. Вы утаскива...

08 03 2024 10:23:34

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::