Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы > Minecraft истории
истории Minecraft    

Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы

Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы

Самопал Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы 225.05.2004 11:09  |  "...На Западе готовят именно "специалистов по разработке компьютерных игр", а у нас - "специалистов по разработке чего-нибудь". Компьютерные игры в это "что-нибудь" тоже входят..." Самопал
Приемная комиссия одного из
столичных вузов. Вечный
вопрос: куда пойти учится,
чтобы потом не было жалко
потраченного времени и денег.
    В первой части статьи “Фабрика звезд”, опубликованной в первом номере “Игромании” за этот год, мы разобрались, в какие зарубежные вузы стоит идти учиться на разработчика компьютерных игр. Мы узнали об образовательных программах, об учебных заведениях, из стен которых выходят “разработчики с дипломом”. Мы даже поговорили с президентом знаменитого художественного института из США (The Art Institute).
    Но не все имеют возможность и хотят уехать из России, чтобы стать настоящими игроделами. Неужели в России нет ни одного учебного заведения, где могли бы дать такие нужные игроделу навыки?! Оказывается, такие вузы есть.

   
Два подхода к одной проблеме
   
У нас все не так, как на Западе. Исследовательская группа “Игромании” после тщательного поиска не обнаружила ни одного вуза, где напрямую готовят специалистов для игровой индустрии. Специализации, непосредственно касающиеся разработки компьютерных игр, отсутствуют как класс. Но, с другой стороны, наши учебные заведения дают базовые знания, которые можно успешно применять в этой области.
    Пpaктически так же, как это сделано на Западе, можно разделить “игродельческие” учебные заведения на два типа: готовящие программистов и выпускающие из своих стен художников-дизайнеров. Таких вузов достаточно много. Весьма существенна и программа обучения. На Западе готовят именно “специалистов по разработке компьютерных игр”, а у нас “специалистов по разработке чего-нибудь”. Компьютерные игры в это “что-нибудь” тоже входят. Свои плюсы и минусы есть как у первого, так и у второго подхода к обучению. Спорить по этому поводу можно долго. Поэтому давайте просто примем это как факт.
    Поскольку в России учебные программы стандартизированы и среди них не наблюдается программ, прямо связанных с разработкой игр, обзор российских вузов мы построим несколько по другому принципу, чем обзор иностранных. Мы не станем рассказывать о том, как поставлен процесс обучения по “подходящим” специальностям в том или ином учебном заведении. Их слишком много, и большинство похожи друг на друга, как два выстрела из шотгана.
    Мы обсудим интересующие нас вопросы с руководителями лучших вузов страны в каждой из двух категорий программистской и художественно-дизайнерской.

    Программисты
(зарубежный аналог Real-Time Interactive Simulation)
   
МГУ
Вид на главное здание МГУ со
стороны метро “Университет”.
Реставрация явно пошла
высотке на пользу.

   
Название: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
    Местоположение: 119899, Москва, Воробьевы горы, МГУ, 2-й учебный корпус, ВМиК
    Официальный сайт: http://cmc.cs.msu.su
    Одно из самых известных учебных заведений, где обучают программистскому искусству, МГУ. Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) высоко котируется как у нас в стране, так и за рубежом. Это один из ведущих центров подготовки программистов в России. МГУ всегда славился глубокой фундаментальной подготовкой. Поступление и успешная учеба по таким дисциплинам, как прикладная математика и информатика, а также информационные технологии, требуют от абитуриентов недюжинных усилий и прилежания. Звание “математик, системный программист” нужно заслужить потом на зачетах и кровью во время сессий. За время обучения студенты должны усвоить как минимум три языка программирования.
    Стоит ли говорить, что ВМиК хорошо оснащен вычислительной техникой? Факультет тесно сотрудничает с такими компаниями, как Microsoft, Intel, IBM, Hewlett-Packard, Sun, Cisco, SAP, Samsung... На факультете создано много научных лабораторий. Одна из них лаборатория компьютерной графики и мультимедиа. Есть даже несколько мощных графических станций (в их числе HP Apollo-9000).

    СПбГИТМО
   
Название: Санкт-Петербургский государственный институт информационных технологий, механики и оптики (технический университет). Бывший Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (СПбГИТМО).
    Местоположение: Санкт-Петербург
    Официальный сайт: www.ifmo.ru
СПбГИТМО
    Казалось бы, какое отношение может иметь институт, в названии которого присутствуют “механика и оптика”, к компьютерным играм? Для несведущего человека оптика это что-то связанное с биноклями и телескопами. При чем тут игры? Кого может готовить такой институт?
    Между тем, СПбГИТМО один из самых прославленных вузов нашей страны, который готовит программистов и специалистов в области интернет-технологий. Можно сказать флагман. Факты? Пожалуйста. Страна должна знать своих героев.
    Что такое интернет, известно всем. Сейчас. А в начале 90-х годов, когда нити Всемирной паутины только потянулись к России, это слово обозначало для большинства что-то смутно-туманное. Уже в 1993 году университет возглавил работу по созданию российской федеральной университетской компьютерной сети. Той, которая сейчас широко известна под названием RUNNet.
    Когда почти все, услышав слово “интернет”, еще в недоумении чесали затылки, университет уже вплотную занимался продвижением его в Россию. В 2000 году коллектив авторов во главе с ректором университета, заслуженным деятелем науки Российской Федерации профессором В.Н. Васильевым, получил премию Правительства Российской Федерации за разработку научно-организационных основ и создание сети RUNNet. Будете пользоваться RUNNet помните, откуда он произошел.
    Программисты отдельная история. Начнем с того, что данный вуз самое “орденоносное” учебное заведение в нашей стране. И основная часть наград за победы студентов на международных соревнованиях по программированию. А эти соревнования крупнейшие в мире. На ежегодном студенческом чемпионате по программированию среди сборных комaнд высших учебных заведений (ACM International Collegiate Programming Contest) комaнда университета всегда была среди лучших и не раз получала золотые медали. Любопытно, что несоизмеримо более широко известные у нас американские университеты Гарварда и Беркли отставали от нашей комaнды на такое же несоизмеримо большое количество очков.
    Прагматичные американцы никогда ничего не делают просто так. За чемпионатом мира пристально следят акулы компьютерного бизнеса. Только одна Microsoft за последние четыре года вложила в эти соревнования 27 миллионов долларов. Вы
Победители чемпионата мира
по программированию
комaнда СПбГИТМО (ТУ).
Слева направо Евгений
Южаков, Андрей Станкевич
(тренер), Александр Штучкин,
Тимофей Бородин, проф.
Владимир Глебович Парфенов.
верите в доброго и бескорыстного дядюшку Билли? Нет? Правильно! Чемпионат дает американцам представление, где искать самые квалифицированные кадры. Диплом какого вуза должен стать счастливым билетом для приема на работу.
    Мы можем гордиться наши среди лучших. Конечно, не все. По рейтингу, составленному по результатам выступлений комaнд за последние несколько лет, первая тройка отечественных вузов выглядит таким образом:
    Санкт-Петербургский ГИТМО/СПбГИТМО (ТУ), о котором мы ведем речь, с результатом 91 балл;
    Московский ГУ/МГУ (82 балла);
    Санкт-Петербургский ГУ/СПбГУ (66 баллов).
    Делайте выводы, господа абитуриенты.
    Чемпионат настолько интересен сам по себе, что, вероятно, мы напишем об том отдельную статью. А пока интервью.
    Поговорить с нами согласился декан прославленного факультета компьютерных технологий и программирования СПбГИТМО (ТУ), члeн Международного исполнительного комитета чемпионата мира по программированию, профессор Владимир Глебович Парфенов.
    “” [И]: Владимир Глебович, ваш университет готовит программистов самого высокого международного уровня. Студенты побеждают на престижных мировых чемпионатах. Каким образом, получив под свое начало простого российского школьника, вы добиваетесь таких результатов?
    Владимир Глебович Парфенов [ВГ]: А кто говорит о “простом российском школьнике”? На мировом первенстве участвуют и комaнды, составленные из первокурсников. Если бы эти комaнды состояли из обыкновенных школьников, то ни о каких высоких результатах не могло бы быть и речи.
    Да, основная масса новоявленных студентов это молодые люди, которые закончили школу и успешно сдали вступительные экзамены. Это обычный
Владимир Глебович Парфенов.
Скромный российский
профессор. Со скромной
российской зарплатой.
Обладатель многочисленных
дипломов по
программированию.
путь поступления в вуз как в наш, так и в любой другой. Однако мы стремимся набирать не просто способных. Мы целенаправленно ищем таланты по всей России. Они отбираются по результатам Всероссийских школьных олимпиад по информатике и программированию. Обычно это 3540 человек. Вдумайтесь в цифру. 3540 талантливых школьников из сотен тысяч! За эти светлые головы потом ведут борьбу лучшие российские вузы. Как правило, к нам идет до трети из них. Скажем прямо, этой группой мы занимаемся особо.
   
Студенты этой элитной группы, помимо обычных предметов, проходят специальную подготовку. Только тренируют они не быстроту реакции, как кибератлеты по Counter-Strike. Под руководством тренеров рекруты ежедневно шлифуют мастерство в решении задач по программированию.
    [И]: Не секрет, что многие молодые люди впервые задумываются о программировании как о будущем поле своей деятельности после знакомства с компьютерными играми. Касаетесь ли вы разработки игр в ходе обучения?
    [ВГ]: Мы не ставим вопрос так узко. Все наши студенты учатся искусству программирования. Они получают знания, с помощью которых смогут работать над проектами любой сложности. В их распоряжении находится самая передовая компьютерная техника и лучшие преподавательские кадры. Как и все российские вузы, мы, конечно, сталкиваемся с определенными проблемами. В первую очередь это низкая заработная плата преподавателей.
    Наши студенты, окончив университет, получают высокооплачиваемую работу (от 1000 долларов). А люди, которые их обучали, имеют оклад 2000 рублей. В такой ситуации рано или поздно встает вопрос: уходить в бизнес или продолжать такое существование? Сколько можно работать на энтузиазме? Тем не менее нам удается привлекать к процессу обучения в качестве лекторов даже авторов книг по компьютерной тематике, получивших всероссийскую известность. Кстати, многие из них наши бывшие ученики. Секрет наших успехов прост. Мы сосредоточили усилия в одной точке. Собрали все силы, чтобы обеспечить студентов самой передовой техникой, и набираем лучших юношей и дeвyшек. Печально, но с каждым годом собрать группу “особо одаренных” становится все труднее. Падает общий уровень подготовки в школах.
   
Странное время
затянувшейся “экономики переходного периода”. Преподаватели одного из лучших в мире центров по подготовке программистов имеют весьма скромный заработок. При этом у них есть возможность получать намного больше, используя свои знания в бизнесе. То есть им экономически невыгодно заниматься обучением... И все же они продолжают работать.
    [И]: Вы сказали, что студенты получают достаточно знаний для того, чтобы работать над проектом любой сложности. Компьютерная игра как раз из таких проектов. Ваши студенты становились разработчиками игр?
    [ВГ]: Несмотря на то что в учебном плане нет дисциплин, связанных непосредственно с разработкой игр, некоторые студенты успешно этим занимаются. Вот, посмотрите...
   
Владимир Глебович выудил из кипы бумаг плотную пачку. На титульном листе было напечатано: “Игра “Морской бой”. Курсовая работа студента 3-го курса...” Остальные 40 листов были заполнены строгими колонками строк программного кода.
    [ВГ]: Вы где-нибудь видели, чтобы студенты третьего курса могли сделать работу подобного объема? Иногда игростроительная лихорадка очень мешает. Зная высокий уровень подготовки у наших студентов, вокруг них постоянно крутятся представители едва вылупившихся “компаний”. Мы в шутку называем их “Рога и копыта”. Они где-то получили деньги на проект и сманивают несознательных студентов “хорошими”, долларов в 200, заработками. Для студента это деньги.
    Начиная с четвертого курса мы помогаем нашим студентам с получением работы. В частности, в компаниях так называемого оффшорного программирования. Но не со второго же курса! Разработка игры требует массы усилий. Результат известен: сон на лекциях, заваленная сессия, отчисление. Надо сначала получить прочные базовые знания.
    Я специально не отслеживал, в разработке каких известных игр принимали участие наши студенты и выпускники. С ходу на память приходят только “Дальнобойщики”.
   
Компании оффшорного программирования работают по заказам американских и западноевропейских корпораций. В нашей стране из-за дешевой рабочей силы и высококвалифицированных специалистов создавать проекты очень выгодно. Многие наши разработчики, сегодня широко известные, начинали именно в таких конторах.
    Когда
мы прощались, Владимир Глебович показал мне статью “Танки и автоматы” заведующего кафедрой информационных систем профессора А.А. Шалыто. И хотя под автоматами имелись в виду не автоматы Калашникова, статья имела самое непосредственное отношение к компьютерным играм. У студентов есть примеры для подражания.
Санкт-Петербургский
университет кино и телевидения


   
Художники (зарубежный аналог Game Art & Design, Art Creation)
   
Университет кино и телевидения
   
Название: Санкт-Петербургский университет кино и телевидения
    Местоположение: Санкт-Петербург, филиалы в Москве, Якутске, Советске (Калининградская область)
    По неформальному рейтингу, в основу которого положен конкурс среди абитуриентов, Санкт-Петербургский университет кино и телевидения занимает прочное место в пятерке самых престижных вузов России. Университет готовит кадры по 14 специальностям. В их число входит специальность 051900 “графика” (специализация 051905 “анимация и компьютерный дизайн”). Выпускник получает квалификацию художник-дизайнер компьютерной графики. В ходе обучения студенты изучают основы композиции и дизайна, рисунок, живопись, основы мультипликации, компьютерную графику.
    В итоге дипломник университета может работать по следующим направлениям:
    анимационная компьютерная графика для кино и телевидения;
    мультимедиа-технологии рекламных клипов, видеоклипы;
    традиционное искусство в новой технологической среде;
    компьютерная графика обучающих симуляторов и тренажеров;
    сетевая графика (веб-дизайн).
    Конкурс на факультеты очень высок. Но мы обратили особое внимание на университет кино и телевидения не случайно. Дело в том, что в нем можно получить высшее образование по художественно-творческой специальности “режиссура компьютерной графики”. Это уже редчайшее сочетание. Вузов, которые имеют право на подготовку режиссеров, единицы. Сделать красивые модели порой не так важно, как создать в видеоролике правильную атмосферу. В этом плане
режиссура компьютерной графики
Профессор Василий
Афанасьевич Коновалов
вплотную приблизилась к классической режиссуре в кино и телевидении. Только методы работы отличаются.
    Сочетание в одном вузе обучения классической режиссуре и ее компьютерным аналогам побудило нас выехать на место и детально разобраться, насколько высок уровень обучения в университете. С нами согласился побеседовать заведующий кафедрой компьютерной графики и дизайна профессор Коновалов Василий Афанасьевич.

    [И]: Над чем работают студенты на вашей кафедре?

    Василий Афанасьевич Коновалов [ВА]: В первую очередь, они занимаются сценарным творчеством. В основе обучения лежит изуч
Компьютеры, инженерный
кульман и киносъемочная
установка в одной аудитории.
Особенность кафедры
налаженные отношения с
режиссерским факультетом
экранных искусств.
ение базовых дисциплин. Студенты осваивают методы классической мультипликации. Работают над созданием персонажей с ярко выраженными хаpaктерными чертами. Делают сначала слайд-фильм, затем короткий анимационный ролик и в результате сдают законченные работы в виде полной анимации.
    [И]:
Какие программы для работы с 3D-графикой осваивают студенты?

    [ВА]: В основном это 3D Studio 4-й версии (под DOS). С этой версией графического пакета мы работаем потому, что в ней наиболее четко выстроена логика и терминология. На старших курсах студенты приступают к изучению Maya. Вообще, трехмерная графика преподается для того, чтобы студенты могли прочувствовать общее построение законченного видеоролика. Она более кинематографична. И все-таки упор у нас делается на ручное изготовление анимации. На классические методы. В этом мы достигли определенных успехов. В прошлом году работы наших студентов были представлены в Национальном центре анимации и изобразительного искусства во Франции. Среди всех вузов нашей страны, занимающихся информационными технологиями, был выбран именно наш. Иностранцев привлекло то, что в понятии “компьютерная графика” мы на первое место ставим слово “графика”.

    Использование
университетом DOS-версии 3D Studio может, на первый взгляд, вызвать удивление. Но в этом есть свои плюсы. Во-первых, лицензионная копия программы дешева. Во-вторых, она не требовательна к ресурсам. Минимальные требования на сегодняшний день просто смешны 486-й процессор, 8 Мб оперативной памяти и около 20 Мб свободного места на жестком диске. У студентов не бывает проблем с приобретением программы и компьютера для работы дома.
    Минусы тоже есть. Переход к 3DS Max требует переучивания. Интерфейсы этих программ значительно отличаются друг от друга. Но самое главное логика действий и терминология остается неизменным.

Логотип ВГИКа “вечный
оператор с видеокамерой”
.
    ВГИК
   
Название: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
    Местоположение: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, ВГИК. Художественный факультет
    Официальный сайт: www.vgik-edu.ru
    Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) известен в нашей стране каждому. Однако далеко не все знают, что помимо подготовки актеров и режиссеров художественных фильмов институт занимается обучением специалистов “игродельческого” профиля. Специальность “режиссура” (050200) включает в себя направление режиссура анимации и компьютерной графики. Вторая “нужная” специальность “графика” (051900) тоже присутствует в списке (точное название “изобразительное решение мультипликационного фильма; анимация и компьютерная графика”).

    Поступление во ВГИК часто видится абитуриентам как многокилометровые очереди у приемной комиссии. А обязательный атрибут для поступления как “папа крутой бизнесмен”. Спешим вас разубедить. Вот сводка с конкурсного фронта, отгремевшего не так давно: на актерский факультет конкурс 108,3 человека на место, на режиссуру компьютерной графики и анимации всего 4! Поступить не так сложно.

    Тем не менее, несмотря на более лояльное отношение к компьютерным играм, непосредственно обучать игровому 3D-моделированию здесь никто не будет. Бал
правит теория. В числе которой: основы мульт-режиссуры, теория музыки в мультфильме, история искусства анимации, теория компьютерной графики, основы компьютерного монтажа и прочие не менее интересные и важные для игродела предметы.
Работы художников
MondoMedia разработчики 3D
Studio Max использовли их для
официальной демонстрации 3-й
версии своей программы.

    Кисти, краски
   
Я бы обратил внимание будущих художников, желающих связать свою судьбу с играми, не только на факультеты, в названиях которых есть слово “компьютер”. Классическое обучение живописи в России имеет глубокие корни. Хороший художник способен научиться работать с 3D Max и Adobe Photoshop очень быстро. Во всяком случае, в объеме, достаточном для успешной работы. А вот компьютерщику, знающему 3D Max, стать хорошим художником значительно сложнее.

    Вот пара довольно типичных примеров из зарубежной пpaктики.
    ...В ответ на вопрос “где вы учились трехмерному моделированию?” Эрик Чадвик из Mondo Media смеется: “На работе!” Поначалу Эрик знал только Photoshop. Упopный художник сам выпросил у руководства задание по трехмерному моделированию. “Я думаю, что порученное не было реальным проектом. Его дали, чтобы я успокоился”. Он просидел за клавиатурой не одну неделю, освоил 3D Max и успешно справился с заданием. С тех пор он участвовал в качестве художника трехмерной графики в разработке нескольких известных игр, например Need For Speed: Motor City, Blade Runner.

    ...Художница Лейла Нурани изучала изобразительное искусство в Мичиганском университете. Придя в Mondo Media, она понятия не имела о 3D Max. Его пришлось изучать уже в офисе, в нерабочее время. Она говорит, что ей потребовались “неделя усилий на знакомство с 3D Max, а также некоторое время на самостоятельное изучение пакета и на работу с обучающими программами”. Этого оказалось достаточно, чтобы получить хорошую должность. “Большую часть компьютерных навыков я приобрела на работе”. После этого Лейла участвовала в создании таких известных игр, как MechWarrior 3 и Prince of Persia.
Многие художники
MondoMedia
занимались
изучением
трехмерной графики
самостоятельно. Энди
Мердок из их числа.
    Так что не стоит обходить вниманием такие вузы, как:
    Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Адрес: 109004, Москва, Товарищеский
пер., 30;
    Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 21.

    Путь в компанию разработчиков через эти “не компьютерные” вузы не такой уж длинный.

   
Итоги
   
Получить в нашей стране диплом о высшем образовании в области разработки компьютерных игр пока невозможно. Наша образовательная система не хочет замечать рынка видеоигр стоимостью в 10 миллиардов долларов. Если вы решили связать свою жизнь с этой трудной, но такой интересной профессией, придется получать образование по “смежным” специальностям. Кроме действительно нужных знаний, вы будете усваивать и такие, которые никогда не потребуются. Чем-то это напоминает покупку товара с нагрузкой. Причем от “нагрузки” невозможно отказаться.
    В более выгодном положении находятся будущие программисты. Наша школа программирования признана во всем мире одной из лучших. Кроме безусловных лидеров, о которых упоминалось выше, набирают вес и региональные вузы. Среди них: Орловский ГТУ, Новосибирский ГУ, Петрозаводский ГУ. Особо хочется отметить Саратовский ГУ. Его комaнда по программированию имела феноменальный успех в 20022003 году. Ребята завоевали звание чемпионов Европы и получили серебряные медали на чемпионате мира по программированию.     Художникам сложнее. Название факультета “компьютерная графика и анимация” совсем не гарантирует, что вы будете изучать моделирование персонажей для компьютерных игр. С другой стороны, никто не мешает после окончания вуза применять полученные знания в других областях. Главное чтобы эти знания были.
    Кстати, на “художественных” факультетах обычно достаточно негативно относятся к компьютерным играм. Так что будьте готовы, что придется заниматься любимым делом “подпольно”. Уровень подготовки “компьютерных графиков” в разных вузах сильно различается и зависит не столько от программы вуза, сколько от мастерства преподавателей.

    Куда пойти? Куда податься?
   
Однозначные оценки качеству обучения в том или ином вузе поставить крайне сложно. Для этого надо как минимум поучиться в каждом из них какое-то время. На это не хватило бы времени даже баобабу. Причем надо было бы дотянуть до диплома. Тем не менее мы подойдем к вопросу со всей серьезностью и попробуем дать максимально достоверную информацию, опираясь на косвенные признаки.
    Исходя из “математической” специфики профессии, наиболее точные косвенные признаки имеют вузы, в которых обучаются будущие разработчики игровых движков. На что ориентируются игродельческие конторы, выбирая себе работников? В первую очередь на итоги чемпионата мира по программированию среди студентов. По результатам соревнований организаторами создается рейтинг-лист. Истинная оценка выставляется вовсе не конкретным студентам, а вузу, который сумел их подготовить.
    Чтобы все было понятно, кратко рассказываю, как
формируется оценка. Для максимальной объективности рейтинг-лист включает в себя результаты выступлений комaнд за последние несколько лет. Общая формула:
    R = 2*R1 + 1.5*R2 + R3, где R итоговый рейтинг; R1 рейтинг последнего года; R2 рейтинг предыдущего года; R3 рейтинг двухлетней ветхости.
    Испугавшимся столь сложной формулы, наверное, стоит подумать о выборе другой профессии. Остальных прошу обратить внимание, что самый свежий результат приносит максимальное количество баллов в итоговую оценку.
    Замечания по приведенной ниже таблице. В рейтинг-лист входит 96 вузов северо-восточного европейского региона. Подавляющее большинство из них вузы нашей страны. Это огромное количество учебных заведений; полная таблица заняла бы очень много места. По этой причине в таблицу включены только 20 первых номеров (пропуская вузы других стран) рейтинг-листа. Кроме них, в составленную нами таблицу входят все участвующие в чемпионате вузы Москвы (спешим оправдать ваши пожелания, высказанные на форуме). В первой графе в скобках указано место, которое занимал вуз в предыдущем рейтинге. Полный текст рейтинг-листа (и расчет дополнительных очков) вы можете взять с нашего CD/DVD.
    Выдержка из рейтинг-листа комaндного чемпионата мира по программированию ACM 2002/2003 г.

Место
1
Вуз
2
1999/00 (R3)
3
2000/01 (R2)
4
2001/02 (R1)
5
Итог (R)
6
1. (2) Санкт-Петербургский ГИТМО/СПбГИТМО (ТУ) 14.550 21.850 22.200 91.725
2. (3) Московский ГУ/МГУ 16.550 19.000 18.550 82.150
3. (1) Санкт-Петербургский ГУ/СПбГУ 24.400 22.250 4.350 66.475
4. (12) Саратовский ГУ 6.600 10.150 18.450 58.725
6. (4) Уральский ГУ 12.150 15.450 9.100 53.525
7. (7) Новосибирский ГУ 10.000 9.400 9.750 43.600
8. (13) Орловский ГТУ 7.450 8.900 10.400 41.600
9. (14) Петрозаводский ГУ 9.800 6.900 10.500 41.150
10. (6) Южно-Уральский ГУ 10.700 14.000 4.200 40.100
13. (17) Алтайский ГТУ 7.000 9.150 2.700 26.125
14. (19) Пермский ГТУ 8.700 4.100 5.600 26.050
15. (39) Башкирский ГУ 0.000 7.000 7.700 25.900
16. (11) Дальневосточный ГУ 4.000 9.700 3.400 25.350
17. (29) Новгородский ГУ 2.000 4.700 7.400 23.850
19. (16) Нижегородский ГУ 0.000 14.100 0.000 21.150
20. (22) Уфимский ГАТУ 3.300 4.600 5.400 21.000
21. (9) Оренбургский ГУ 8.900 8.000 0.000 20.900
22. (8) Томский ГУ 7.300 7.600 1.000 20.700
23. (-) Самарский муниципальный университет 0.000 8.200 4.200 20.700
24. (28) Красноярский ГТУ 2.000 3.000 6.100 18.700
Московские вузы, не попавшие в первую двадцатку
32. (-) Московский инж.-физ. институт (ТУ) 0.000 0.000 5.700 11.400
33. (35) Московский авиационный институт 0.000 4.000 2.500 11.000
75. (63) Московский энергетический институт (ТУ) 1.000 0.000 0.000 1.000

    В заключение хотелось бы отметить, что скепсис по поводу объективности рейтинга как показателя качества обучения в указанных вузах не оправдан. Да, подготовка и отправка комaнды на турнир стоят денег. Некоторые вузы объясняют свое неучастие именно этим. Странно только то, что зачастую так оправдываются крупные учебные заведения, денег у которых заведомо больше, чем у вузов с периферии, которые все же посылают своих студентов на соревнования.
    Некоторые вузы утверждают, что рейтинг необъективен потому, что по ходу соревнований комaнды занимаются вовсе не написанием полезного софта. Они решают специальные задачи. Задачи такого рода могут никогда не встретиться выпускникам в реальной жизни. Отсюда заявления, что способность быстрого составления программ для решения абстpaктных задач программисту не нужна. Поэтому, мол, мы этому не учим и, соответственно, не принимаем участие в чемпионате. Что ж, доля истины в этом есть. Только представители таких вузов сами ставят себя в положение “подозреваемых”. Отсутствие в рейтинг-листе комaнд из числа этих вузов настораживает: они не хотят подготовить комaнды или не могут?! Как ответить на этот вопрос, в каждом конкретном случае абитуриентам придется решать самим.

   
* * *
   
Общий совет абитуриентам будет таким. Во-первых, выбирайте для поступления лучшие вузы. В этом гарантия качества образования. Во-вторых, стоит обязательно навести дополнительные справки о факультете. Прежде всего это касается будущих художников. Не ограничивайтесь рекламной информацией. Лучше всего побывать на месте. Найдите стенды с выставленными работами студентов. Порой они расскажут вам об уровне преподавания намного больше. Лучше один раз увидеть, а уж потом решать, стоит ли подавать заявление на поступление.


Dreamfall: The Longest Journey

сценарий будет разыгран противоположными друг другу персонажами, истории каждого из которых постепенно начнут пересекаться, сливаясь вместе в общую сюжетную линию...

27 04 2024 20:49:42

Diablo 3

«…За те три года, что прошли с момента официального анонса Diablo 3, неторопливая Blizzard Entertainment успела рассказать об игре очень многое: раскрыла классы героев, поведала об их прокачке, продемонстрировала онлайновые режимы, показала немало познава...

26 04 2024 10:22:41

День начала войны. Call of Duty 2

...Фанаты-реконструкторы в фашисткой форме, аутентичная военная техника, настоящий палаточный городок и даже экскурсия в знаменитое «Волчье логово» — совершенно секретный бункер со всеми удобствами, в котором проживал лично А. Гитлер во...

25 04 2024 17:14:45

Игровые редакторы

“С этого номера мы начинаем публиковать на страницах “Мании” мини-обзоры редакторов к новым и старым, но популярным играм. Основная цель данных материалов — сориентировать вас в море уже вышедших редакторов. Дать базовый уровень знаний, достаточный для на...

24 04 2024 15:16:19

Всё, что нужно знать о Final Fantasy VII Remake

Десятого апреля выйдет первая часть ремейка Final Fantasy VII. Для простого гeймера это наверняка будет одна из самых красивых и зрелищных игр года, но для давних поклонников серии это что-то гораздо большее. Это возможность вернуться в знакомый с…|Игромания...

23 04 2024 21:26:36

Первый взгляд. Bulletproof Monk

   За короткое время игры-по-фильмам превратились из горячо ожидаемых диковинок в нечто само собой разумеющееся. Иногда, сами знаете, рассказывать о них в рамках нормативной лексики — попросту невозможно. К счастью, в случа...

22 04 2024 13:19:58

Веб-камера Creative PC-CAM 600 или Что нужно современной дeвyшке от цифровой техники

Не так давно в инженерных недрах компании Creative появилась на свет молодая и перспективная красавица PC-CAM 600. Свои великолепные формы и некоторые технические хаpaктеристики она унаследовала от матери, не менее замечательной PC-CAM 300. Отцовскими ген...

21 04 2024 9:34:56

Клавиатура Logitech G513. Нестандартная механика

Технические хаpaктеристики Тип клавиатуры игровая Материал корпуса алюминий, пластик Интерфейс подключения USB Длина кабеля 1,8 м Тип кнопок механические Количество клавиш…|Игромания...

20 04 2024 4:31:21

Игрострой

NFS-моделирование Как добавить новые модели в игру С каждой новой версией работать с ZModeler становится все удобней. Свершилось то, чего так долго ждали поклонники гоночного симулятора Need for Speed: Shift, — на бескрайних просторах Сети…|Игромания...

19 04 2024 2:12:29

Первый взгляд. 25 to Life

Что такое глобализация в играх? Ну, это когда оригинальная и самобытная серия Settlers всего за десять лет мутирует в типичную стратегию в реальном времени, коих трудолюбивые последователи великого Command & Conquer наплодили несметные полчища. А в...

18 04 2024 14:30:14

Интересное в Сети

http://allbat.infoСайт для всех поклонников почтовой программы The Bat!, известной в народе, просто как “Мышь” или “Мыша”. Русификации, плагины, макросы и множество другого полезного хабара. Учитывая, что…|Игромания...

17 04 2024 16:18:33

Макбоунз и гробница Фулаоса

Главгерой «МакБоунз и гробницы Фулаоса» подозрительнейшим образом напоминает Индиану Джонса, который давно спился, потерял хлыст и сменил имя. К тому же отправился в Египет — раскапывать древнюю гробницу в компании двух арабов и лысого археолога. Именн...

16 04 2024 5:23:33

RTL Biathlon 2007

49 Games пора уже выдать специальную награду «За изобретение безотходного производства в игровой индустрии». В этом году компания запустила новый проект — Winter Games 2007. Игра представляет собой симулятор 13 олимпийских дисциплин, в том числе и биа...

15 04 2024 7:50:23

Косплей недели: Resident Evil 2, Death Stranding, «Как приручить дpaкона», WoW, The Witcher

Ада Вонг — Resident Evil 2 Начинаем еженедельную подборку с ностальгичного фотосета Алисы Шпигель в роли нашей давней знакомой Ады Вонг. Вы только посмотрите, как достоверно передана та самая мрачная атмосфера оригинальной серии!…|Игромания...

14 04 2024 8:41:19

Магия в играх или сделайте нам красиво!

   Эпиграф:    Чудеса не противоречат природе,    они противоречат лишь тому,    что мы о ней знаем.    Древний…|Игромания...

13 04 2024 1:31:23

Civilization 5

«…бои в Civilization 5 действительно ощущаются по-новому: юниты перемещаются по карте птичьим клином и кучкуются в узких местах — на перешейках, мостах через реки и т.п. При встрече с врагом начинаются маневры: от того, успеет ли ваша кавалерия быстро обо...

12 04 2024 14:25:14

Магия крови. Российский убийца Diablo

один из участников комaнды — бывший сотрудник небезызвестной студии Burut. Именно он в ответе за первоначальное технологическое демо Kreed. То самое, что сразило наших и западных журналистов в самое сердце...

11 04 2024 6:33:45

За истекший месяц. Новости внекомпьютерных игр

   НОВОСТИ РОЛЕВЫХ ИГР    d20 system    Представители Wizards of the Coast подтвердили , что цены на PHB, DMG и MM для 3-ей редакции D&D были (с рекламн...

10 04 2024 5:51:34

Вердикт. Локализации. Черное зеркало

ОБ ИГРЕ. Мрачная готическая история, типичный (и очень хорошо сделанный) мистический триллер с обязательным посещением склепов, кладбищ, моргов и поместий родовой аристократии. Непременные заговорщики-тамплиеры тоже на месте, а как же... Нам, вместе с...

09 04 2024 11:52:54

MSI на gamescom 2017. PC размером с консоль и ноутбук с механической клавиатурой

MSI отлично знает свою аудиторию, а поэтому не пропускает ни одного крупного игрового мероприятия. На gamescom 2017 у тайваньской компании был большой стенд со сценой, где любой желающий мог поиграть в League of Legends в режиме 5 на 5, а каждый матч…|Игромания...

08 04 2024 2:37:55

Star Wars The Force Unleashed: Ultimate Sith Edition

«…Авторы Force Unleashed с беспардонным, заразительным хохотом влетают на территорию классических фильмов, лазерным мечом пишут на стене «Дарт Вейдер — лох», убивают всех, кто попадается им под руку, и радостно несутся дальше…»...

07 04 2024 19:24:56

Анти-MMORPG года

Champions Online Издатель: Atari Разработчик: Cryptic Studios Рейтинг: 9 Полная рецензия в «Игромании» №10/2009 Жанр супергеройских MMORPG весьма своеобразен — без знания первоисточника во всех сюжетных перипетиях…|Игромания...

06 04 2024 5:22:31

Руководство и прохождение по "Heroes Chronicles: Conquest of The Underworld"

Спасите наши души! Перед вами – вторая часть сериала «Героических Хроник», в которых варвар Тарнум продолжит совершать благие дела, дабы получить пропуск в рай. Теперь ему предстоит спасти душу короля Gryphonheart, похищенную из рая и утянутую в...

05 04 2024 9:24:40

Nancy Drew: The Creature of Kapu Cave

Кризис, война, мировая нестабильность — поклонники Nancy Drew ничего об этом не знают. Пройдет год, и на свет появится шестнадцатая серия игры. Железно. А еще через год появится семнадцатая, и родители снова будут довольны, потому что маленьки...

04 04 2024 10:20:27

Прекрасное недалёко

Ну вот и подошел к концу 2010-й, наступил год 2011-й. А это значит, что нас ждут новые релизы, новые хиты и разочарования, новаторские проекты и неамбициозные, но интересные игры. И, судя по всем данным, год предстоит великолепный.…|Игромания...

03 04 2024 11:49:26

Коды по "Vampire: The Masquerade Redemption"

Найдите у себя на десктопе ярлык к "Вампиру", откройте его свойства и впишите "C:\Program Files\Vampire The Masquerade — Redemption" -console В режиме одного игрока нажмите тильду (~). Вводите коды в консоли. Некоторые коды действуют на выбранного п...

02 04 2024 8:52:38

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому

Затишье, которое длилось более десяти лет с момента выхода легендарной Microsoft Flight Simulator X, внезапно нарушилось летом 2019-го: на E3 показали трейлер новой части серии. Огромный парк лётной техники, все аэропорты мира, фотографически точные…|Игромания...

01 04 2024 17:56:13

Колонизаторы на кубиках 

Похоже, Клаус Тойбер, отец-основатель острова Катан, счел самым важным в кубиковых «Сеттлерах» передать дух и атрибуты, а основу игровой механики решил взять у другой известнейшей игры и переложить ее на своих «Колонизаторов»...

31 03 2024 12:40:37

Тысяча и одна кнопка. Обзор 11 новейших клавиатур

Эстетам же и просто тем, кому некуда девать лишние деньги, посоветуем новую клавиатуру Media Keyboard от Logitech и, конечно же, великолепную Cherry CyMotion Master XPress G86-21050BTC 8190А, Cherry CyMotion Master XPress G86-21050, Chicony KBP-9900, Defe...

30 03 2024 22:51:51

Theseis: A Journey of Heroes 

прямых столкновений и дpaк в Theseis не будет: нам придется либо убегать от различных мифологических созданий, либо тихо красться мимо, либо устраивать ловушки. И в этом героям поможет уникальная, оснащенная высокотехнологичными устройствами экипировка, к...

29 03 2024 22:15:53

Руководство и прохождение по "King’s Bounty: Принцесса в доспехах". Часть 1

«Принцессу» можно было бы назвать King's Bounty 2, и никто бы словом не возразил. Перед нами еще один великолепный King's Bounty, с новой историей, правилами, войсками — необъятная и прекрасная игра. Вот разве что все-таки герой-мужчина, с женами и детьми...

28 03 2024 1:11:50

Kingdoms of Amalur: Reckoning

«…Рассказывая о проекте, разработчики заявляли, что собираются создать гибрид God of War и The Elder Scrolls 4: Oblivion. Заявка серьезная, но, как выясняется, пустым бахвальством тут и не пахнет. В бою Kingdoms of Amalur действительно ощущается как крайн...

27 03 2024 19:31:23

Мобильный дайджест

Badland Платформа: iOS Цена: 129 руб. Происходящее в Badland очень сложно описать словами. Под чрезвычайно умиротворяющую музыку непонятный глазастый комок летит сквозь леса и джунгли, притягивая к себе другие летающие комки, и попутно огибает…|Игромания...

26 03 2024 15:44:42

Super Meat Boy

Super Meat Boy — это взрыв. Словами не передать. Это вот так. Или так. Ар-р-р-р-р, нет! Так! Инди-супербоевик. Супермясо. Не сыпь мне соль на мясо Про крутые платформеры принято говорить, что они не платформеры. Например, в Braid платформенная…|Игромания...

25 03 2024 1:22:47

Играем. Теория быстрой прокачки в World of Warcraft

...прокачивая очередного персонажа, обычно делают так: заходя на новую территорию, берут все возможные задания, которые можно выполнить здесь же, и, бегая по карте, параллельно выполняют сразу все. Тут убил десяток нужных монстров, одновременно для другог...

24 03 2024 21:18:40

Sid Meier’s Civilization 5

Обычно мы стараемся давать в рецензиях хоть какой-то контекст, чтобы материал был понятен даже тем, кто ни слова до этого не слышал об игре, ставшей его темой. Но в случае с Civilization 5 позволим себе сделать исключение из этого…|Игромания...

23 03 2024 11:43:53

Первый взгляд. Arcturus

   На редкость оригинальная игра куется в недрах BlueInca Studios. Уважение внушает уже сама попытка совмещения недружественных друг к другу жанров Action и RTS. А что, если эта попытка подкрепляет...

22 03 2024 15:46:20

Операция «Багратион»

очень правильное патриотическое настроение. Все в лучших традициях советского военного кино: героически, сухо, сурово. Брифинги за нацистскую кампанию и вовсе ведутся на немецком — для пущего эффекта. При первом знакомстве этот прием может вызвать у...

21 03 2024 7:45:57

Заразительная мода. Лучшие вирусные рекламные кампании видеоигр

«…игровая реклама эволюционирует и уже не ограничивается одними только роликами, банками с газировкой и огромными растяжками в центре города. Самый новый (и, возможно, эффективный) ее подвид — вирусная реклама, о которой давно все говорят, но не все замеч...

20 03 2024 0:53:11

Руководство и прохождение по "Broken Sword: The Sleeping Dragon"

Неосторожное движение - и Локхид отправится в свой последний полет. В пропасть. “Сломанный меч 3: Спящий дpaкон” — третья часть игры о приключениях американского юриста Джорджа Стоббарта и французской журнали...

19 03 2024 7:39:59

Из первых рук

    Эпиграф     ...Три счастливых дня     были у меня.     Алла Пугачева о КРИ-2004     20—22 февраля,…|Игромания...

18 03 2024 8:52:27

Домашний боец. Тестирование игрового корпуса Thermaltake Level 10GT

«…Вместо строгого монумента, подходящего скорее для офиса дизайнерской студии, получилась агрессивная коробка, идеально вписывающаяся в определение «гeймерский корпус». Антуражу добавляет и раскраска Battle Edition: грязно-зеленый «военный» цвет с желтыми...

17 03 2024 22:54:58

Покоритель вершин. Тестирование компьютера Kit Gamer 550X

«...да, до бюджетности этому компьютеру далеко, но, если собирать из тех же комплектующих компьютер самостоятельно, получится дешевле процентов на 5 максимум. Учитывая общий порядок цен — сумма незначительная...»...

16 03 2024 16:25:43

Как попасть на gamescom: советы и лайфхаки

Осталось меньше месяца до самой масштабной игровой выставки в Европе — gamescom 2017. В отличие от E3, «Гeймском» обычно может похвастаться большим количеством готовых игр (что означает больше играбельных демок,…|Игромания...

15 03 2024 17:47:39

Гайд: Как приручить динозавра в ARK: Survival Evolved

Динозавры в ARK: Survival Evolved могут служить игроку не только в качестве пропитания, но и как весьма полезные питомцы. На них можно ездить верхом, они будут помогать в бою, добывать для вас ресурсы и хранить их у себя, а ещё охранять ваше жилище.…|Игромания...

14 03 2024 13:45:57

Halo: Combat Evolved Anniversary

«…После косметических процедур игра 2001 года выпуска смотрится ненамного хуже вполне современного Halo: Reach. Все текстуры нарисованы заново, декорации и персонажи почти избавились от угловатости, преобразились старые и добавились новые спецэффекты — ос...

13 03 2024 9:44:14

Jagged Alliance: Wildfire

игра стала значительно сложнее и реалистичнее оригинала. Разработчики мода умудрились превратить старый добрый Jagged Alliance 2 в сложный тактический симулятор для хардкорных стратегов...

12 03 2024 13:13:58

Играем: Кабал Онлайн

«…В ММО-гриндилках боевая система играет едва ли не главную роль — какой смысл убивать толпы монстров, если это не интересно? «Кабал» в этом плане не подкачал. Анимация в игре на удивление плавная, спецудары сопровождаются красочными эффектами, а если про...

11 03 2024 4:58:53

Краткие обзоры. Humvee Assault

 Вопрос на засыпку: с помощью КАКОГО технического средства мы с вами еще не громили террористов? На танках это делать приходилось, с самолетов бомбили, и не раз, с "Апачей" огнем поливали, я уж не говорю об автома...

10 03 2024 6:41:25

Краткие обзоры. Локализация. Доходный дом (Hotel Giant)

“Tycoon'ы продолжают поступать на рынок. Hotel Giant — самый тепленький уже локализованный. Естественно, ничего нового в жанре уже не увидеть — просто используются не затронутые другими разработчиками темы. На этот раз нам предлагают взять управление куро...

09 03 2024 18:41:24

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::