Форум разработчиков: все цвета пиара
Чтобы игра стала успешной (а значит, прибыльной), при сегодняшнем изобилии на рынке мало сделать ее просто хорошей или даже отличной. Если покупатели не узнают про проект, они его не купят. Есть три классических способа, которые обеспечивают успех:
Завалить магазины коробками с игрой и рекламой (так, чтобы стенды с персонажами были видны издалека, чтобы боксы лежали чуть ли не на каждой полке);
Устроить мега-скандал с привлечением политических деятелей и борцов за чистоту нравственных идеалов;
Добиться, чтобы в каждом, даже самом захудалом информационном ресурсе писали про игру (и необязательно хорошо, можно и наоборот лишь бы писали).
Специалисты утверждают, что достаточно хотя бы одного из этих условий, чтобы продажи стали предсказуемо высокими. Два фактора из обозначенных трех обеспечивают скромные представители нескромной профессии PR-менеджеры и специальные рекламные агентства.
Впрочем, с этим согласны далеко не все. Некоторые предпочитают заниматься раскруткой игры самостоятельно. А некоторые вообще отводят пиару последнее место в своих планах. Нередко функции PR-менеджера осуществляет любой свободный девелопер в промежутке между выполнением прямых служебных обязанностей. Но чаще продвижение игры полностью отдается на откуп издателю, что потом рождает массу взаимных упреков:
Вы плохо рекламировали нашу игру! Из-за вас она провалилась!
И где вы видели игру? Чего там рекламировать?!
Давайте разберемся, как правильно, как должно быть и куда, на самом деле, катится мир. Разбираться нам сегодня помогут:
Feodor Федор Мукин, директор компании Arise;
Nutcracker Максим Бодриков, гeймдизайнер Ino-Co;
Penguin Елена Худенко, PR-менеджер KDV Games;
marish_plohish Марина Никонова, PR-менеджер Targem Games;
AO_profy Юрген Таральдсон, директор по маркетингу и PR компании Funcom;
Представители «Игромании» Владимир Болвин, Алексей Макаренков и Светлана Померанцева размышляли о суровых буднях пиара, входили в положение и вышли из него пpaктически сухими.
Сомнительные методы
[]: Что вы думаете о способах повышения интереса к игре, о которых мы упоминали в начале нашей беседы?
[Penguin]: Что касается завала магазинов коробками и рекламы в прессе, то этими способами действительно пользуются. Например, на Рождество некоторые монстры мирового гeймдева скупают полки в магазинах, забивая их своей продукцией и оттесняя конкурентов в пыльные углы. Раскрутка в прессе это обычное продвижение нового товара на рынок. Компьютерные игры в этом смысле ничем не отличаются от зубных щеток или автомобилей.
А вот привлечение внимания покупателей скандальной хроникой, на мой взгляд, не самый удачный метод. Во всяком случае, способ неоднозначный. Помните историю с модом Hot Coffee для GTA: San Andreas? В результате разгоревшегося скандала игре поменяли возрастной рейтинг и едва не сняли с продажи весь тираж. Вряд ли такая слава пошла на пользу игре.
[marish_plohish]: Но все же именно скандал порой может заставить говорить об игре весь компьютерный мир. По-другому это сделать не так просто во всяком случае для молодых комaнд, представляющих свой первый проект. Однако если игра шокирует публику можно не беспокоиться, безвестность ей не грозит.
Вспомните, к примеру, Postal. Но подобные методы палка о двух концах. Одно дело, когда интерес подогревается информацией о том, что часть кода украли и вся полиция брошена на поиски хакера-трaнcвестита, проникшего в офис под видом секретарши и coблaзнившего главного программиста, пользуясь неопытностью последнего по женской части. Всем ясно, что разработчики просто не успевают с релизом, но в таком виде новость понравится журналистам значительно больше. И вот уже название игры повсеместно мелькает в компьютерной прессе, что всегда полезно, особенно если у разработчиков проблемы (в том числе с главным программистом).
Все иначе, если информация оскорбляет общественность, если игра амopaльна и плевали разработчики на все общечеловеческие ценности. Это только выглядит круто. На Западе игре так поменяют рейтинг, что приобрести ее смогут лишь ветераны вьетнамской войны, которых ничем не удивишь. А у нас и уголовный кодекс могут вспомнить. Ну и что получат «крутые» разработчики кроме сомнительной славы?
Кстати, к пиару относится только представление игры на информационном поле и скандал как один из методов этого продвижения. А вот избыточное наполнение прилавков это, в общем-то, забота маркетологов.
PR-трaнcформации | ||
[Penguin]: Если пресс-релиз не что иное, как набор пустых хвалебных фраз, он не вызывает ничего, кроме недоверия к проекту. Такие тексты давно стали поводом для шуток: Игровой экран самопроизвольно темнеет и светлеет = реалистичная смена дня и ночи; Игра конфликтует с другим ПО = поможет вам освоить компьютер; Непомерные системные требования = поможет вам купить новый компьютер; Кроме разработчиков никто ничего не понимает = развивает мышление; Имеется встроенный чат = развивает общение; Гeймплей двадцатилетней давности = обращается к истокам; Сборная солянка известных решений = представлено самое лучшее; Противники бьются на швабрах = новое слово в жанре; Композитор по пьяному делу отсидел 15 суток = используется камерная музыка; В сюжете логика психа = психологический сюжет; В игре встречается гоблин = игра с участием Гоблина! Желающие могут ознакомиться с пародией «Руководство по написанию пресс-релизов» от широко известного в узких кругах Ильи Ченцова на сайте http://blayne.narod.ru/Press.htm). Думаю, все согласятся, что это образец «вредного совета» и пример того самого «черного» пиара. В хорошем пресс-релизе все написанное должно быть правдой. Его задача заинтересовать и дать базовое представление о проекте. Позиционировать игру нужно грамотно, пафос и креатив использовать очень аккуратно. Факты, указанные в пресс-релизе (равно как и в любом другом промо-материале от интервью до текста на официальном сайте или надписи на рекламном макете), должны соответствовать действительности. Каждая неточная фраза, каждая двусмысленность отзовется после релиза недовольством игроков. |
Специалисты по связям
[]: А почему у некоторых разработчиков есть штатная должность «специалист по связям с общественностью», а у других нет? Кто же тогда занимается рекламой проекта?
[Penguin]: Одни разработчики предпочитают лично представлять свою игру, другие полностью полагаются на усилия издателя. В идеале лучше всего слаженно продвигать проект совместными усилиями. Толку будет больше.
К услугам издателя налаженные каналы распространения информации, у разработчика вера в светлое будущее, что сильно помогает интересно (а главное, искренне) рассказывать о проекте.
[marish_plohish]: Все зависит от размера, состава и удаленности комaнды разработчиков от издателя. Понятно, если в компании трудятся пять человек, то пиарщик это дополнительная ставка и деньги. Не каждый может себе это позволить.
К счастью, рядом с разработчиками всегда найдутся люди, которые увлечены их творчеством. Они могут, а главное, хотят потратить свое личное время на игровой форум. То есть, по сути, выступают бесплатными (или малооплачиваемыми) комьюнити-менеджерами. Таким образом, компания закрывает часть проблем с пиаром, не тратя на это ни копейки, а всем остальным занимается издатель. Иногда это вполне удачная стратегия.
Но все же собственный пиарщик работает намного лучше. Порой непросто получить от члeнов комaнды информацию в полном объеме (например, для дневников). Еще сложнее представить ее публике в понятном виде. Далеко не все подробности разработки становятся достоянием общественности. О чем-то стоит умолчать до поры, до времени. Пиаром необходимо заниматься! У внештатного сотрудника не хватит на это ни опыта, ни знаний, ни достаточного количества времени.
К тому же свой собственный пиарщик, как правило, берет на себя функции внутреннего регулятора настроения комaнды. Программисты, художники, дизайнеры варятся в своем котле и не всегда догадываются, что происходит в соседнем отделе. Пиарщик выступает соединительным звеном, от которого все остальные сотрудники узнают о радостях и неудачах. Это дает повод задуматься над проблемой всем члeнам комaнды или испытать общее чувство гордости по поводу локальных успехов и получить дополнительный стимул к работе.
[]: На Западе раскруткой компьютерных игр занимаются специальные агентства (см., к примеру, http://1gameagent.com). У нас тоже будут такие зондер-комaнды?
[Feodor]: Уже есть это компания Game PR. Чем больше становится российский сегмент индустрии компьютерных игр, тем сильнее влияние мировых тенденций. В том числе и в области пиара.
[AO_profy]: Западные разработчики часто обращаются к услугам рекламных агентств для того, чтобы сделать привлекательным продукт, которого еще никто не видел в глаза, а это не так просто. Нужны особая хватка, интуиция и знание интересов различных категорий будущих покупателей.
Часто разработчики не хотят возиться с рекламой. Им удобнее делать компьютерные игры и подключать профессионалов пиара лишь тогда, когда в этом возникает необходимость. К сожалению, услуги рекламного агентства стоят дорого (а иногда очень дорого). Поэтому каждая компания решает проблему пиара по-своему. Мы, например, в Funcom никогда не пользуемся услугами рекламных агентств.
[Nutcracker]: Специальные агентства по пиару это, конечно, хорошо. Но, на мой взгляд, они все равно не смогут закрыть все области приложения сил.
Реклама игры это еще и работа с потенциальным комьюнити, общение с игроками на форумах и так далее. Трудно представить, что с этой работой эффективно справится пиарщик, не знакомый с комaндой, не «живущий» проектом, а получающий информацию по электронной почте.
Подготовку материалов как для PR-отдела издателя, так и для внешних агентств, также лучше поручать своему собственному специалисту по пиару (а вовсе не гeймдизайнерам, как часто бывает). В теории пиарщик гораздо лучше дизайнера представляет, какую именно информацию и в каком виде нужно предоставить.
Проблема заключается в том, что по-настоящему хороших пиарщиков мало и большинство из них уже где-то работает. Не всегда удается схедхантить (переманить) такого опытного спеца. Да и не каждая компания разработчиков может себе это позволить. Вырастить же своего специалиста по пиару внутри комaнды крайне сложная задача. Вложений много, а когда будет отдача и будет ли вообще неизвестно.
Свято верю, что большинство руководителей уже осознало без внутреннего PR-отдела грамотная рекламная кампания вряд ли возможна. И никакие рекламные агентства тут не помогут.
А сколько корова дает молока?
[]: Насколько все же влияет грамотная реклама на продажи? Может ли PR обеспечить успех любой игре?
[marish_plohish]: Вообще, наши люди (и игроки, и отдельно взятые разработчики) частенько путают назначение рекламы и непосредственно пиара. На продажи влияет и грамотный пиар во время разработки игры, и грамотная широкая реклама после релиза. Однако пиар намного дешевле и не столь агрессивен, как прямая реклама. Соответственно, он не оказывает столь мощного влияния на массовое сознание и не может полностью вытянуть все на своих плечах. Но в содружестве с маркетингом и рекламой пиар всемогущ!
[AO_profy]: Хорошая PR-кампания весьма положительно сказывается на продажах игры. Причем в теории важно не просто донести информацию об игре до самого последнего хардкорщика, но убедить его в том, что имеется масса причин для покупки.
Трудность заключается в том, что различные категории гeймеров покупают игры по совершенно разным причинам. Приходится учитывать порой совершенно противоположные интересы. И тем не менее грамотная PR-кампания способна вывести на достаточно высокий уровень продаж даже весьма посредственную игру.
Конечно, есть разница между продвижением традиционных игр для одиночного прохождения и онлайновых проектов, в которых участвует большое количество гeймеров. Последнее заставляет внимательнее изучать предполагаемую аудиторию: следить за высказываниями игроков на тематических форумах и собирать данные, почему они выбирают те или иные тайтлы.
Для необразованного покупателя, не имеющего достаточного гeймерского опыта, решающее значение имеют факторы, никак не связанные с игрой: красивая упаковочная коробка, красочный плакат на стене магазина, знакомое по публикациям название. И неважно, хорошо отзывались компьютерные журналы об игре или плохо. Главное, чтобы название отложилось в памяти необразованного покупателя. Он все равно не запомнит содержание статьи. А вот название легко. Все вместе вполне может сделать привлекательной самую грубую поделку. Примеров множество. Наверное, каждый хоть раз попадался на удочку красивых картинок и заманчивых обещаний.
[]: Так как же выглядит хорошая PR-кампания? Чем измеряется ее эффективность?
[Penguin]: Прежде всего, важен тщательно распланированный график, вовремя подготовленные текстовые и графические материалы, продуманные публикации в прессе, достаточное количество рекламы. Немаловажную роль играет классный сайт с интересной информацией о проекте. Причем содержание сайта необходимо регулярно обновлять.
Активная работа с комьюнити (не только общение на форумах, но и все возможные конкурсы, фокус-тесты, бета-тестирование), позволяющая гeймерам в идеале влиять на игровой контент. Участие в заметных событиях общероссийского и мирового игростроя: выставки, конференции.
Это базис, который можно пополнять самыми разными креативными идеями, в зависимости от реальных возможностей и фантазии разработчиков. Лично мне очень нравятся три основных идеи: «народное» интервью или чат с создателями игры, ARG и Making Off подборки материалов о процессе разработки.
[marish_plohish]: Основная задача пиарщика давать информацию. Отсюда естественным образом вытекает, что чем больше людей узнают о вашем продукте (и, что немаловажно, о вашей компании), тем она эффективнее. Качество PR-кампании контролируется в фокус-группах, исследованиях аудитории, по анализам и аудиту прессы, по реакции игроков.
Но нужно реально понимать, что использование всех этих методов обойдется в кругленькую сумму, которая не входит в бюджет игры. Поэтому в российской игровой индустрии, на мой взгляд, чаще всего ограничиваются изучением реакции прессы (печатной и онлайн) и поддержкой обратной связи (форумы, чаты с разработчиками). Хотя на Западе, где 60% процентов бюджета крупных проектов тратится на рекламу, эффективность рекламной кампании отслеживается в полном объеме.
Экономика пиара в онлайне | ||
[AO_profy]: Планирование рекламной кампании сильно зависит от конкретного проекта и возможностей девелоперов. Как правило, вопрос возникает на начальном этапе. Если это обычная игра для одиночного прохождения, то единственно верная оценка эффективности количество проданных копий. Не имеет никакого значения, сколько народу знает о вашей игре и признается разработчикам в любви, если проект не приносит прибыль. Ничего нового. Известны экономические способы измерить воздействие рекламы в зависимости от каналов распространения. Проще работать с онлайн-ресурсами, поскольку легче отслеживать реакцию по высказываниям гeймеров. Массированная реклама через печать или телевидение напоминает скорее выстрел из дробовика радиус поражения широкий, но невозможно убедиться, поразили вы цель или нет. Так что тратиться имеет смысл только в том случае, если в наличии куча денег и бренд ААА-класса. Мы в Funcom замеряем эффективность рекламы несколько по-другому. Поскольку мы занимаемся онлайн-проектами, то можем отследить действия каждого игрока. Начиная с момента, когда он щелкнул мышкой на сайте, выбрав бесплатную пробную версию игры, до оформления подписки. Вопрос «как потратить рекламные деньги?» решается по ситуации. Допустим, мы решили истратить 100 тыс. рублей (я немного в курсе цен на сайты в России) на какой-то сайт. Если все зарегистрированные пользователи приносят на этом сайте в среднем Х рублей по подписке, то после рекламной кампании эта сумма должна увеличиться на Y рублей. Если реальный доход не увеличивается или вообще снижается, необходимо изменить рекламную кампанию или даже временно прекратить. Если же поступления растут, причем сумма больше затраченной на рекламу, считаем чистую прибыль. Таким образом, мы можем отслеживать реальные последствия вложения денег. Часто это приводит к изменениям в направлении рекламной кампании пpaктически в первые дни после старта. Мы сразу видим, дает она что-нибудь или нет. |
Обман неизбежен?
[]: Вы доверяете пресс-релизам других разработчиков? Насколько можно им верить, чтобы не оказаться обманутым?
[Penguin]: Пресс-релиз это всегда минимум информации, так что вряд ли можно судить о проекте только по нему. Интересный пресс-релиз скорее, повод обратить внимание на проект. Посетить его сайт, посмотреть скриншоты, ролики, почитать немного. А вот по совокупности полученной информации уже можно делать какие-то выводы. В конце концов, гeймплейный ролик или скриншот всегда говорит об игре намного больше, чем сотня каких-нибудь интервью.
Если реальных фактов мало, вместо скриншотов все больше вылизанные рендеры есть повод задуматься...
[marish_plohish]: Бывает, игроки жалуются, что «наглые» пиарщики их обманули, обидели, игра не оправдала их ожиданий (завышенных), и они теперь никому не верят.
Поэтому желательно осторожнее описывать в публичном документе особенности будущей игры, которые еще предстоит реализовать. Чтобы все-таки информация в пресс-релизе была как можно более объективной и беспристрастной. Лучше вообще не касаться предполагаемых достоинств тайтла, а рассказывать о стопроцентных успехах, сопровождая их красочными скриншотами.
В пресс-релизах на самом деле содержится масса полезного об игре: основные особенности, дата выхода (хотя бы предположительная), ссылки на более подробную (хотя, может, пока и не совсем точную) информацию. Если их вдумчиво читать, никаких неприятностей не будет. К сожалению, далеко не все гeймеры умеют правильно понимать прочитанное. На мой взгляд, в пресс-релизах нет ничего такого, что пошатнуло бы мою веру в них.
[AO_profy]: Я полностью доверяю официальным сообщениям для печати, если они исходят от ведущих мировых компаний. На фондовой бирже, если какая-нибудь из них дает ложную информацию, это называется преступлением. Во всех других случаях, когда покупатель не теряет денег напрямую, все не так сурово.
Есть возможность жонглировать фактами в свою пользу. Хотя, если читать между строк, можно выделить большую часть достоверной информации. Что вы чувствуете по поводу того, что вам обещают в пресс-релизе? Похоже на правду? Что за история у этой комaнды? Ключ к правильному пониманию прочитанного «это слишком хорошо, чтобы быть правдой».
К примеру, вам говорят: «Для игры Х мы полностью лицензировали механику гeймплея из игры Y (а вы как раз убили за ней массу времени), теперь в Х тоже можно стрелять из трех стволов одновременно!» Да? Хорошие новости, только в Y такого не наблюдалось. Значит, информация о лицензировании, скорее всего, соответствует действительности, а к «трем стволам» следует отнестись скептически.
Сам по себе пресс-релиз вещь, безусловно, полезная, если научиться интерпретировать прочитанное и не верить безоговорочно всему, что там написано.
Правда на вес
[]: Сколько же правды должно быть в пресс-релизе? Неужели обман неизбежен?
[Penguin]: Наша работа заключается в том, чтобы сделать проект известным, донести информацию об игре до общественности, а затем поддерживать с этой общественностью связь. Но сегодня пиар пpaктически синоним обмана и жульничества.
Специалист в этой области в глазах народа лживая продажная душонка, которая на все пойдет, только бы втюхать сомнительный товар доверчивым покупателям. Однако в реальной жизни пиарщики вовсе не похожи на опереточных злодеев, которые спят и видят, как бы обмануть побольше наивных простачков.
Помимо написания пресс-релизов, пиарщики общаются с журналистами (которые далеко не так наивны), пробивают публикации об игре, готовят промо-материалы, поддерживают сайты проектов, работают на игровых выставках, общаются с комьюнити на форумах... Это адский труд, зачастую без выходных и праздников.
Так где же корни негативного отношения к пиарщикам? Нельзя ответить однозначно, но я могу высказать ряд предположений:
Игроки (по крайней мере, проявляющие активность в интернете), как правило, всегда недовольны разработчиками. Принципиально! И негативное отношение к работникам пиара это часть глобальных претензий к игровой индустрии в целом;
Общественность не понимает разницы между пиаром и самопиаром (когда люди или компании рекламируют сами себя). В результате люди принимают неграмотную, топopную работу за норму;
После ряда прецедентов, когда обман действительно состоялся, гeймеры за ложкой дегтя больше не видят бочку с медом. Для них теперь все одинакового цвета черного. Это результат фатальных ошибок продвижения проектов. Обидно, что теперь страдают не только те, кто был по-настоящему виноват.
Фактически пиарщик все время на грани нужно подать информацию так, чтобы она понравилась и гeймерам, и журналистам. Но при этом не выдать одним махом всю информацию о проекте и постараться избежать откровенного приукрашивания. Ну и, само собой, не давать ложных обещаний. Собственно, это и есть основа «белого» продвижения. Но в жизни соблюдать эти принципы ой как непросто.
Я за то, чтобы в раскрутке использовать как можно меньше слов и как можно больше показывать саму игру. А уж если вышел трэш, то честно об этом говорить. И не только в пресс-релизах. По-хорошему усилия по продвижению должны быть прямо пропорциональны качеству проекта. Это поможет избежать завышенных ожиданий, а как следствие массового недовольства проектом со стороны гeймеров.
[marish_plohish]: Я не оправдываю ложь и цветастые обещания в пресс-релизах. Да, нехорошо говорить, что игра супер-пупер, если она такой не является. Но, с другой стороны, пиарщики использовали красивых дeвyшек для раскрутки проекта, какие-то нестандартные способы привлечения внимания, и у них все получилось. А игра при этом на каком-то этапе превратилась из красивого заманчивого концепта (на который ссылались пиарщики) в нечто посредственное.
И что? Пиарщикам сворачивать флаги и тихонько молчать в углу? По идее, по справедливости да. Это стратегическая ошибка при составлении пиар-плана на данный проект. Но в реальности трудно остановить поезд на полном ходу.
[AO_profy]: Это вопрос морали, я думаю. Не забывайте, что в игровом бизнесе крутятся миллионы долларов. Некоторые люди беспокоятся только о деньгах. Некоторые боятся провала и неудачного завершения карьеры. Современное общество управляется долларом. Тем не менее обман вовсе не обязателен.
По большому счету, ложь может оказаться материально невыгодной. Особенно для компаний, которые заработали себе доброе имя. Обман в данном случае не преследуется по закону, но в пределах западной индустрии пpaктикуется самосуд, если некоторые люди заходят слишком далеко. Нет, им не заливают ноги цементом, не жгут на кострах. Просто найти работу человеку со скандальным прошлым будет значительно сложнее.
Кстати, я заметил, что русские в некоторых случаях проводят кампанию намного рискованней. И все же при всех недостатках пиар стал неотъемлемой частью индустрии компьютерных игр. Без него дальнейшее развитие уже невозможно. Это и позор, и благословление.
«Черный» пиар | ||
[marish_plohish]: Пресс-релиз должен быть полностью правдивым. Другое дело, что идеальных проектов не существует, в каждом есть недостатки. Но кому же хочется на них останавливаться? Товар нужно показывать лицом! Так и в жизни. Разве на первом свидании с дeвyшкой вы рассказываете ей про свои потные ноги, проблемах с потенцией и храпе по ночам? Вряд ли. Вот и разработчики стараются в первую очередь показать положительные стороны своего проекта. Что здесь такого странного? Само понятие «черный» пиар к игровой индустрии, скорее всего, применять нельзя. Это словосочетание все чаще и чаще попадается нам на глаза, к нему привыкли как к некой данности. Но, по-видимому, каждый из нас вкладывает в это понятие собственное значение, которое далеко не всегда соответствует реальности. «Черный» пиар это действия и технологии, имеющие негативный хаpaктер и направленные, по большей части, на устранение конкурентов: распускание порочащих слухов, публикация видео «с гoлым телом, похожим на гендиректора компании Х», подтасовка результатов голосования и тому подобное. В общем, все, что используется в грязной политической борьбе. У игровой индустрии власти и денег значительно меньше, поэтому на официальном уровне ничего подобного не происходит. Получается, что весь игровой пиар «белый»! Ну, в крайнем случае, серый. |
* * *
Что бы ни говорили, но игровой пиар нужен всем. Особенно нам, журналистам. Удивительно, но факт: часто пиар-менеджер самый надежный и самый ответственный человек во всей компании разработчиков. Уж если что обещал непременно сделает. Однако рекламная кампания нередко вводит в заблуждение относительно качества предлагаемой игры. Это не нравится ни нам, ни гeймерам. Как выясняется, от системы не в восторге и сами пиарщики. Вряд ли завтра что-то изменится, поэтому учитесь правильно читать пресс-релизы. А уж если придется правильно их писать!
Задать нам вопрос можно письмом на games@igromania.ru или смской на номер 1121. Сначала вводите слово #games и только потом — текст самого сообщения. Стоимость одного сообщения — около трех рублей. Что стало с Олегом…|Игромания...
28 05 2023 21:20:52
«…Half-Life доказал создателям трехмерных видеоигр, что можно, обходясь классическими приемами и не выходя за формат собственно игры, рассказать захватывающую историю и сделать это очень лично, глаза в глаза. Само собой, за Ньюэллом пошли многие — сразу в...
27 05 2023 18:52:59
Название игры Scrap Metal словно создано для обидных издевательств. Но как ее ни назови, металлоломом или просто Crap Metal, нужно отдавать себе отчет в том, что издеваться над простенькой аркадной гонкой с пушками, видом сверху, да еще и…|Игромания...
26 05 2023 3:31:32
«Starcraft: те, кто», «Warcraft III: трюки на карте Turtle Rock», «Warcraft III: видеокомментарий», «Counter-Strike: обзор карты de_forge», «Репортажи с турниров»...
25 05 2023 16:56:54
«…с переездом в современность в DeathSpank появилось огнестрельное оружие, благодаря которому игра периодически напоминает аркадный шутер: вы поливаете все свинцом, бросаете гранаты, стреляете из базуки, вокруг — покореженные самолеты, какие-то окопы, тра...
24 05 2023 0:46:44
В Россию приехал очередной аддон к игре Joint Operations. В нем нас отправляют воевать с индонезийскими повстанцами в составе спецназа одной из семи стран: Индонезии, США, Великобритании, Германии, Австралии, Франции или России. В игре п...
23 05 2023 16:49:24
«…Anodyne — это искреннее признание в любви старым ролевым играм, прежде всего — сериалу The Legend of Zelda. Говоря откровенно, если запустить Anodyne, отойти от монитора и слегка прищуриться, то ее можно запросто спутать с какой-нибудь Zelda 2, настольк...
22 05 2023 11:42:40
ОБ ИГРЕ. На льду, со щетками, гоняют шайбу — что это такое? Хоккей? Да нет, какой хоккей, если не клюшки, а щетки? Это керлинг — еще одно канадское национальное развлечение. Керлинг — спортивная игра на льду, в которой две комaнды, состоящие из чет...
21 05 2023 2:24:11
...мы дважды бились с ними и можем сказать, что это что-то с чем-то. Разъяренные Папаши наотмашь бьют пудовыми кулаками, пробивают стены, выносят перегородки и крушат все вокруг. Они в несколько раз сильнее и злее нашего героя, так что спасти вас смогут т...
20 05 2023 0:26:45
Старая добрая Icewind Dale — это и порядком уже подзабытая, но оттого не менее классическая система AD&D второй редакции, и бывшая некогда стандартом изометрическая картинка, на которую нынче можно смотреть только с ностальгическим вздохом, и сюж...
19 05 2023 18:37:38
Во что играли 5 лет назадBlack & WhiteДата выхода: 2001 годЖанр: Симулятор богаИздатель/Разработчик: Electronic Arts/Lionhead Чуть больше семи лет назад разработчик с английским именем Питер и французской фамилией Молинье вдруг превратился…|Игромания...
18 05 2023 8:17:11
В 2007 году Hellgate: London ждали все. Игровая пресса на разные голоса пела хвалебные оды грядущей «Диабле» в будущем». Проект обещал быть очень интересным, ведь делали его люди, заработавшие авторитет в Blizzard Entertainment на…|Игромания...
17 05 2023 6:39:54
главное тут — мелкие детали, которыми фильм забит под самую завязку — успевай подмечать. Вот одна из акул напевает себе под нос заглавную тему из спилберговских “Челюстей”. Вот Уилл Смит изображает MC Hammer’а. Вот Роберт Де Ниро говорит Мартину Скорцезе...
16 05 2023 10:57:53
Много ли вы знаете разработчиков, которые настолько уверены в качестве своей игры, что готовы заплатить, если она вам наскучит? Именно такую — денежную — гарантию предоставляет фирма Ndoors, выпустившая бесплатную MMORPG Atlantica On...
15 05 2023 14:40:39
Вот уже двадцать два года отважная леди Крофт охотится за редкими артефактами. В преддверии выхода нового фильма «Tomb Raider: Лара Крофт», который появится в прокате 15 марта, вспоминаем, как изменялся образ самой ceкcуальной…|Игромания...
14 05 2023 21:18:43
До первой пули я хвастал: чего не могу посметь? До первой пули врал я напропалую. Но свистнула первая пуля, кого-то накрыла cмepть, А я приготовился пулю встретить вторую. Булат Окуджава Пока большая часть отряда суети...
13 05 2023 20:53:43
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно…|Игромания...
12 05 2023 0:49:15
Разборки по-ковбойски Два мертвых террориста - убойный аргумент в пользу стрельбы из пистолетов. Тактика успешного использования пистолетов Пpaктика показывает, что многие игроки в Counter-Strike совершенно игнорируют пистолеты. Применяют их только…|Игромания...
11 05 2023 0:52:21
«…В симуляторе карьера Stone Quarry Simulator можно порулить гигантской камнедобывающей машиной, выпиливающей из скалы двухметровыми резцами здоровенные куски камня, которые затем грузятся на карьерные самосвалы и отвозятся на камнедробилку. Впрочем, в иг...
10 05 2023 15:45:24
...технически все снято замечательно — по крайней мере, для отечественного кинематографа. Лебедев внимательно пересмотрел классику фэнтезийного и приключенческого кино — «Виллоу», «Властелина колец», «Индиану Джон...
09 05 2023 4:59:21
Сегодня поговорим о выборе памяти для Ryzen. Тема, конечно, заезженная, но вокруг неё настолько много мифов и недомолвок, что мы решили ещё раз сделать тест и четко сказать, на какие частоты ориентироваться с Ryzen и стоит ли переплачивать за крутые…|Игромания...
08 05 2023 6:50:49
в игре присутствует только центральная часть города, ограниченная Садовым кольцом и парочкой прилегающих с внешней стороны кварталов (что уже, мягко говоря, немало). Дальше не пустят — дороги перегорожены...
07 05 2023 21:35:41
Dawn of War, скорее всего, попадет в ловушку завышенных ожиданий. Оправдать надежды ей будет сложно, а избежать сравнений с культовой первой частью и вовсе невозможно. Но станет ли это для нее такой уж помехой?...
06 05 2023 4:20:17
Свои игровые мыши выпускают сейчас пpaктически все «железные» компании, от Thermaltake до Cooler Master и присных. Мы поговорим о самых распространенных среди киберспортсменов устройствах, а основной упор сделаем на выборе…|Игромания...
05 05 2023 2:52:47
Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 20 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 25 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 35 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)...
04 05 2023 17:59:14
“Присутствуют лишь два режима игры — "ралли" и "аркада". Режим аркады представляет собой вовсе не аркадный аналог режима ралли, а простые круговые гонки по специальным трассам. Ну а в режиме ралли мы выбираем себе машину по вкусу и отправляемся проходить...
03 05 2023 3:23:28
ГОРЯЧИЕ НОВИНКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОГО РЫНКАASRock P4Dual-915GL (недорогая и качественная материнка), LG LM70-P333 Express (суперсовременный ноутбук), Sapphire Radeon X850 XT 256 Мб (видеокарта для оверклокеров), Genius SP-HF 2.0 800 (приличные колонки)...
02 05 2023 9:37:23
Казалось бы, сколько можно пинать произведения бедного Говарда Филлипса Лавкрафта и пытаться сделать из них приличные игры? Чуть ли не каждый год создатели очередного проекта заявляют, что вдохновлялись творчеством писателя, а то и прямо пытаются…|Игромания...
01 05 2023 20:54:21
“Создается отчетливое впечатление, что игра была сделана за пару дней буквально на коленке. Замечательный пример того, до каких пределов может дойти лень разработчиков. Интересно, они в книгу Гиннеса не обращались? Уверен, их куда-нибудь да записали бы. К...
30 04 2023 9:58:25
Еще тут много женщин. Женщины все вроде разные, хотя скроены по одной мерке. Стройные и красивые, они гуляют по тротуарам, coблaзнительно виляя бедрами. Это очень заметно, если неторопливо ехать вдоль бордюра. Мужчины здесь тоже есть, но меня они в таком...
29 04 2023 11:32:20
Эдмунд Макмиллен, создатель Super Meat Boy и The Binding of Isaac, после долгого перерыва наконец выпустил свой новый проект — The Legend of Bum-bo. Вдохновение для предыдущих разработчик черпал в популярных играх…|Игромания...
28 04 2023 9:59:51
Считается, что суровые бородатые мужики не плачут. Ну, разве что над концовкой второго «Терминатора». Но и в мире видеоигр хватает финалов, которые выдавят слезу даже из булыжника. В конце концов, все мы люди: когда ты прожил со…|Игромания...
27 04 2023 18:27:42
А нова ли идея? По сюжету пришельцы напали на Сан-Франциско не так уж и беспричинно: задумавшие заселить космос людишки путались у них под ногами целые десятилетия! Мобильные шутеры серии N.O.V.A. всегда старались следовать трендам, царящим…|Игромания...
26 04 2023 0:10:11
Каждый из нас рано или поздно знакомится с базовыми правилами "Магии", овладевает основами колодостроения, учится играть разными деками и читает умные статьи зарубежных сайтов. Это — основы…|Игромания...
25 04 2023 14:28:22
Для многих история My Friend Pedro началась с конференции Devolver Digital на прошлогодней Е3, но игроки, сутками торчавшие на всевозможных сайтах с flash-играми, знакомы с Педро аж с 2014 года. Именно тогда появилась небольшая игра на шесть уровней,…|Игромания...
24 04 2023 17:34:25
за нее можно садиться только тем, кто очень-очень сильно любит оригинальные фильмы, кто в детстве не отрываясь смотрел мультсериал и, опять же, мастерил бластер из ранца ранца и трубки от пылесоса. Мы часто произносим подобные слова, но в данном случае эт...
23 04 2023 6:28:25
«…пыльные городки с яркими вывесками, высоченные небоскребы, хайвеи — все это буквально пропитано атмосферой дорожной Америки. Когда рассекаешь политое дождем шоссе, любуешься на высохшие деревья, подернутые облаками горы, когда на твоих глазах начинается...
22 04 2023 6:45:20
«…в Episode 2 периодически сpaбатывает то старое ощущение из Sonic the Hedgehog 3, когда кажется, что это скорее гонка, чем платформер. Синий клубок несется, пружинит, сигает в трубы, выделывает пике… а вам для этого, кажется, нужно лишь изредка нажимать...
21 04 2023 15:54:24
С 11 по 13 июня в Лос-Анджелесе пройдёт одно из главных событий в игровой индустрии — ежегодная выставка Electronic Entertainment Expo. Мы уже писали о том, чего ждать от пресс-конференций компаний-гостей выставки. Теперь же…|Игромания...
20 04 2023 2:23:38
представлены как недорогие модели, так и самые навороченные. Среди недорогих плат стоит отметить Foxconn G33M-S — в наличии все необходимые контроллеры и разъемы, возможности разгона приличные, стабильность на высоте. На базе этой материнки можно по...
19 04 2023 13:57:40
очень похожа на «Кошмар перед Рождеством» или «Труп невесты» Тима Бартона. То есть это такая готика для старшего дошкольного возраста: с безобидными шутками про живую мертвечину, вампиров и орудия пыток...
18 04 2023 5:14:42
В первый раз я опробовала VR около трёх лет назад: в торговом центре примерила очень дешёвые очки, которые работали с мобильным телефоном. И, мягко говоря, никакого впечатления это на меня не произвело. С тех пор было ещё несколько игр для разных…|Игромания...
17 04 2023 6:42:29
САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗОSony DPP-FP97 (портативный фотопринтер), Samsung YP-P3 (медиаплеер), Scythe Mugen 2 (процессорный кулер), Topdevice TDE 276/2.1 (акустика 2.1), Oklick Sportline Z-1 (проводная лазерная мышь), Sunbeam Rheobus-Extreme (панель для управлен...
16 04 2023 18:48:14
Выхода третьих «Дальнобойщиков» уже, кажется, устали ждать даже самые упopные фанаты. Увы, порекомендовать 18 Wheels of Steel в качестве способа скоротать время ожидания мы не можем — серия мopaльно устарела и эволюционировать явно не собирается....
15 04 2023 17:47:28
прошло два с половиной года, и гадкий утенок незаметно для всех преобразился. Теперь Vanguard — совсем другая MMORPG: с рейдовым контентом, полноценным бесплатным триалом, отлаженным движком и преданным сообществом. Мы крайне редко пишем повторные р...
14 04 2023 17:39:44
Железный гуру Дмитрий Горячев разбирает письма читателей, дает советы, размышляет о состоянии индустрии, подмечает интересные тенденции и задает неудобные вопросы представителям разных компаний • • • Много слышу про облачные…|Игромания...
13 04 2023 14:31:25
«…Несмотря на то, что грамотность игроков растет из года в год, до сих пор достаточно большое количество американцев считает Соединенные Штаты неоспоримым лидером в секторе MMOG по основным параметрам — объему рынка, дизайну и технологиям, которые использ...
12 04 2023 9:24:57
По традиции ИгроМир был просто наводнён косплеерами, среди которых встречались как профессионалы своего дела, так и талантливые любители. И хотя мы уже провели собственный конкурс, осталось немало участников, с образами которых мы просто обязаны вас…|Игромания...
11 04 2023 19:23:45
...интервью с Майком Верду, исполнительным продюсером Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Важно понимать — на момент написания этих строк весь мир, включая оперативные западные интернет-порталы, сжимает в руках один-единственный арт и листо...
10 04 2023 16:14:55
На дворе уже давно 2005 год, а как оказалось, многие гeймеры мира сего тщетно ломают голову над вопросом: чего стоит перенести модель из Counter-Strike в Half-Life или наоборот? Вопрос действительно эпохальный —…|Игромания...
09 04 2023 17:14:49
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::