Жертва плановой экономики. Расцвет и закат советской компьютерной эпохи, ч. 2 > Minecraft истории
истории Minecraft    

Жертва плановой экономики. Расцвет и закат советской компьютерной эпохи, ч. 2

Жертва плановой экономики. Расцвет и закат советской компьютерной эпохи, ч. 2

Антикварная лавка Жертва плановой экономики. Расцвет и закат советской компьютерной эпохи, ч. 2 010.09.2008 05:22  |  В декабре 1967 года состоялось роковое совещание в Министерстве радиопромышленности. Партийная верхушка приняла решение прекратить все разработки собственных вычислительных систем и приступить к копированию архитектуры компьютера IBM System/360, выпущенно Антикварная лавка

В прошлом номере мы уже рассказывали, что в Советском Союзе существовали компьютеры, превосходящие зарубежные аналоги, и познакомились с работами великих ученых в этой области (Сергея Алексеевича Лебедева, Исаака Семеновича Брука). Остановились же мы в конце 60-х годов, в момент, когда появилась супер-ЭВМ БЭСМ-6, то был великий триумф отечественного компьютеростроения.

Предательство на высшем уровне

Пульт управления ЭВМ ЕС-1020 (первого отечественного клона IBM System/360) с инженером на переднем плане. Просто так не разобраться…

К концу 60-х годов компьютерную промышленность СССР можно было описать фразой «блеск и нищета» великолепные идеи и новаторские разработки академиков начали тонуть в море недопонимания.

Многочисленные институты, крупные и не очень, выпускали десятки вычислительных машин для самых разных задач, зачастую эти системы превосходили западные аналоги. Ученые были увлечены созданием новых архитектур, поиском свежих решений. Коллективы Лебедева, Брука и Глушкова конкурировали и соревновались друг с другом где уж тут было думать о стандартизации и объединении усилий. Да-да, все ЭВМ были аппаратно несовместимы.

Разрозненность архитектур усложняла создание программного обеспечения системному программированию почти не уделялось внимания. В дальнейшем над созданием простейших операционных систем для различных серий ЭВМ трудились группы ученых в университетах порядка 1500 программистов создавали софт для огромного парка разнородной вычислительной техники. К тому моменту в США над этой задачей билось более 50 000 человек!

Компьютеры использовали для решения научных и военных задач, так что отсутствие стандартизированных систем начало вызывать определенные проблемы. И тут пришло озарение, все осознали, что компьютерной отрасли нужен мощный рывок необходимо создать линейку совместимых друг с другом ЭВМ и принять ее за индустриальный стандарт. Но тут вмешалось руководство страны...

Производственные мощности и исследовательские центры находились в научных городах-спутниках.

В декабре 1967 года состоялось роковое совещание в Министерстве радиопромышленности. Партийная верхушка приняла решение прекратить все разработки собственных вычислительных систем и приступить к копированию архитектуры компьютера IBM System/360, выпущенного в 1964 году. Во всем огромном СССР не нашлось человека, который смог бы убедить партию в неправильности этого решения. Казалось бы, куда логичнее было взять за основу наиболее продвинутую из отечественных систем и объединить разрозненные группы ученых…

С другой стороны, решение партии можно понять. С присущей в те годы уверенностью верхушка надеялась, что нашим ученым удастся безошибочно скопировать западные компьютеры, после чего можно будет «позаимствовать» уже готовое и проверенное программное обеспечение. До сих пор неизвестно, кто принял такое решение. Некоторые историки считают, что в этом могли быть замешаны лоббисты западных корпораций.

В итоге был основан Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ), которому и поручили разработать линейку ЭВМ «Единая система» (ЕС), а по сути скопировать архитектуру IBM System/360 и адаптировать софт. По замыслу партии, НИЦЭВТ должен был объединить группы конструкторов из московских институтов, а именно ИТМиВТ и НИИСЧЕТМАШ. Однако ни тот ни другой не изъявили желания работать вместе.

Компьютеры «Единой системы» занимали достаточно много места. На заднем плане вы можете видны только записывающие устройства.

Ведущие специалисты-конструкторы выступили с резкой критикой новой правительственной стратегии. Тогдашний директор ИТМиВТ, С. А. Лебедев, заявил, что копирование IBM System/360 приведет к отставанию от мировой промышленности на несколько лет к тому времени система уже считалась устаревшей на Западе. Нелепость ситуации понимали и другие ученые, но далеко не всем удалось выстоять. Лебедеву хватило воли и упорства, чтобы отвергнуть идею участия коллектива ИТМиВТ в копировании западной техники и заняться разработкой систем серии «Эльбрус».

В 1968 году к НИЦЭВТ присоединили Научно-исследовательский институт электронных математических машин (НИЭМ), предприятие с 20-летней историей. Полностью укомплектованная группа разработчиков ЭВМ «Урал», «Стрела», М-20 и М-220 приступила к работе над ЕС. В Минске и Астpaxaни были открыты филиалы НИЦЭВТ. Разработку периферии и отдельных моделей ЕС вели совместно со специалистами из других соцстран ГДР, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Польши, Кубы. Значимость личности в разработке ЭВМ отошла на второй план колоссальный штат специалистов НИЦЭВТ сел за изучение дизассемблированного американского кода, инженерам приходилось копаться во внутренностях устаревших систем от IBM…

Первую модель серии ЕС «Ряд-1» представили в Минске в 1971 году. Машина с кодовым названием ЕС-1020 и производительностью 20 000 операций в секунду предназначалась для решения научно-технических, экономических и управленческих задач. В состав компьютера вошли скопированные с западных аналогов комплектующие процессор, магнитная лента, оперативная память, устройства ввода/вывода. Через два года НИЦЭВТ продемонстрировал старшую модель ЕС-1050. Предназначалась она для использования в вычислительных центрах. В рамках «Ряда-1» было выпущено более пяти моделей ЭВМ, а также множество модификаций на их основе. Компьютеры поставляли с ОС ЕС и трaнcляторами с языков Алгол, Кобол, Фортран, ПЛ-1, ассемблер.

Источник вдохновения

Почему правительство СССР взялось копировать именно IBM System/360? Дело в том, что компания IBM первой в мире применила весьма эффективную стратегию создала ряд систем, полностью совместимых друг с другом. Таким образом, купив сравнительно недорогую модель младшего уровня, пользователи могли в будущем перейти на более мощную, оставив софт без изменений. Сейчас это звучит нелепо, но во второй половине XX века этот вопрос был актуальным. Еще один плюс систем IBM огромное количество работающего софта для любых задач.

Закат компьютерной эпохи СССР

Говорить о том, что наши ученые слепо копировали зарубежные технологии, нельзя, в компьютерах серии ЕС были применены различные ноу-хау, кроме того, их строили на основе советских компонентов.

Линейка компьютеров «Ряд-2» (клоны мэйнфреймов IBM System/370, выпущенных в начале 70-х) включала системы ЕС-1015, ЕС-1025, ЕС-1035, ЕС-1045, ЕС-1055 и ЕС-1060. Эти ЭВМ сильно задержались: старшая модель ЕС-1060 появилась лишь в 1977 году. В ней применялась виртуальная память, имелся расширенный набор комaнд, система прерываний, диагностические возможности, а работала она скоростью 1,05 млн операций в секунду.

Борис Бабаян после перехода в Intel был удостоен весьма престижной премии Intel Fellow.

В то же время коллектив Всеволода Сергеевича Бурцева из ИТМиВТ закончил работы над системой «Эльбрус» последней ЭВМ, принципиальные положения которой были разработаны академиком Лебедевым. Первую версию машины сдали в эксплуатацию в 1980 году. К сожалению, Лебедев ее уже не увидел 3 июля 1974 года он умер из-за болезни.

Институт остался верен супер-ЭВМ «Эльбрус-1» использовал десять суперскалярных процессоров и общую память, производительность достигала 10 млн операций в секунду в зависимости от задачи. Суперскаляр, реализация защищенного программирования с аппаратными типами данных, появилась в американских системах позже ИТМиВТ в очередной раз опередил весь мир. Через пять лет коллектив института представил «Эльбрус-2» с производительностью до 100 млн операций в секунду. Система пользовалась большой популярностью у военных. Важной особенностью первого и второго «Эльбрусов» был особый язык высокого уровня «Автокод Эльбрус Эль-76» разработки Владимира Пентковского. На нем было написано все программное обеспечение, а трaнcляцию в машинный язык производил аппаратный блок.

К тому времени уже пришло понимание, что «блестящая» идея с клонированием западных архитектур провалилась: заимствованный софт работал с ошибками, его приходилось доpaбатывать. Сами компьютеры постоянно зависали, работали медленнее старых систем, созданных еще в ИТМиВТ и НИЭМ. Чтобы ускорить адаптацию компьютеров, правительство начало в приказном порядке заменять старые добрые БЭСМ-6, «Уралы» и «Эмки» более новыми, но менее совершенными моделями серии ЕС.

Достав образцы компьютеров IBM для копирования, правительство не обеспечило ученых инструкциями, как их производить. Скопировать расположение элементов на плате, узнать их хаpaктеристики было возможно. Другое дело наладить массовое производство. Додумывать архитектуру становилось все труднее и труднее рабочая модель всегда выглядит намного сложнее концепции, описанной на бумаге.

Совместные усилия производственных и исследовательских предприятий, заводов «Элма», «Элион», «Ангстрем», «Компонент», «Микрон» и других не давали результатов. Скопированные платы и микросхемы функционально повторяли американские аналоги, но технически отставали от них по всем параметрам. Здесь стоит сделать небольшое лирическое отступление.

В середине XX века, когда компьютерная отрасль начала набирать обороты, по заказу правительства США были проведены исследования с целью выявления возможного воздействия ЭВМ на индустриальное общество. Получив самый положительный отзыв, высшие чины дали зеленый свет и выделили бюджеты. С тех пор компьютерная отрасль в США начала развиваться быстрыми темпами.

Компьютеры начали использовать в бизнесе, в отрасль ринулось множество компаний и сразу же выявились лидеры. Свободная конкуренция и поддержка со стороны правительства сильно повлияли на развитие компьютерной отрасли США. Огромное внимание уделялось развитию элементной базы, а рыночные реалии заставляли лидеров быстро адаптировать и внедрять перспективные технологии. В итоге отрасль постепенно стала полностью самостоятельной.

В СССР все было иначе за действиями ученых наблюдала партия, свободной конкуренции не существовало, в рамках плановой экономики бюджеты были расписаны на много лет вперед. Более того, правительство изначально не видело смысла в развитии вычислительной техники и информатики. Первые ЭВМ разpaбатывали, только чтобы они просчитывали траектории трaнcконтинентальных paкет, решали специализированные научные задачи. Недофинансирование микроэлектронной промышленности поставило в тупик всю индустрию, ведь с созданием новых архитектур у специалистов проблем не было никогда, чего не скажешь о программном обеспечении и элементной базе.

Но конструкторы не опускали руки. К середине 80-х годов НИЦЭВТ представил серию ЭВМ «Ряд-3», в которую вошли системы ЕС-1016, ЕС-1026, ЕС-1036, ЕС-1046 и ЕС-1066. Старшая модель появилась в 1987 году, она работала под управлением продвинутой операционной системы ОС 7 с поддержкой виртуальных машин, производительность достигала 5,5 млн операций в секунду. В рамках линейки ЕС также выпустили несколько моделей, которые не имели американской родословной. Они-то и продемонстрировали возможности отечественных ученых. Одной из таких систем стал ЕС-2704, включавший в себя процессор, который умел динамически управлять ресурсами в ходе выполнения задач и распараллеливать вычисления.

В свою очередь к концу 90-х ИТМиВТ представил вычислительную машину «Эльбрус-Б», микроэлектронную копию БЭСМ-6 с поддержкой оригинальной системы комaнд. Таким образом продвинутая архитектура и общее ПО получили вторую жизнь.

Но вернемся к ЕС. Развить идеи «Ряда-3» должен был «Ряд-4» (обе серии копировали мэйнфрейм IBM System/390). К новой серии ЭВМ специалисты НИЦЭВТ отнесли системы ЕС-1130, ЕС-1170 и ЕС-1181. К сожалению, в тот период СССР уже близился к своему закату.

А потом грянула перестройка. В один момент прекратилось финансирование всей компьютерной отрасли. Развал СССР привел к тому, что многие заводы и фабрики по производству различных компонентов для ЭВМ оказались на территории теперь уже независимых стран. Производство ЭВМ «Ряд-4» было прекращено.

Распад СССР пришелся на время, когда во всем мире происходил переход от массивных мэйнфреймов к компактным персональным компьютерам, когда IBM наладил выпуск IBM PC, а другие производители начали выпускать его клоны. Отечественные разработчики попытались скопировать и их: первые ПЭВМ появились в 1986 году, но большого успеха они не снискали.

Интересные находки

В поисках сохранившихся ЭВМ мы облазили несколько научных и учебных заведений Владивостока, но безрезультатно. Малые вычислительные комплексы успели заменить более современными, огромные ЭВМ давно демонтировали и отправили на свалку. Совсем отчаявшись найти частичку истории в этих каменных джунглях, мы заглянули в музей Дальневосточного государственного университета, и, как оказалось, не зря. В комнате, посвященной истории вуза, мы обнаружили старинный компьютер с горизонтальным системным блоком, монитором и клавиатурой! Дать вразумительного ответа, что это за система, в музее так и не смогли милая дeвyшка-смотритель пересказала краткую историю развития отечественных ЭВМ, пожилой директор музея поностальгировал по былым временам и долго не мог вспомнить название загадочной ЭВМ, на которой решал физические задачи много лет тому назад.

Как оказалось, перед нами была «Электроника МС 0507» из серии так называемых ДВК (диалоговый вычислительный комплекс), выпущенная в конце 80-х. Такие машины работали и в составе крупных вычислительных систем, и поодиночке. В комплекс входил корпус-моноблок, который совмещал в себе монитор МС 6105, источник питания, дисководы и корзину с системной шиной. Отдельно подключалась клавиатура МС 7004. Подобные системы с 16-разрядным микропроцессором производили на заводах Зеленоградского НПО «Научный центр». В отличие от IBM-совместимых систем, над которыми работали в НИЦЭВТ, «Электроника» копировала конкурирующую американскую микроархитектуру PDP-11 от DEC. Кстати, над монитором расположен матричный принтер ЕС 7189/СМ 6325 перемаркированный Epson D100.

Всем, кто живет во Владивостоке, советуем сходить в музей и увидеть все своими глазами.

Птица Феникс

В условиях минимального финансирования продолжили работать оставшиеся группы разработчиков. Ослабевший НИЦЭВТ выпускал новые версии ПЭВМ вплоть до 1997 года, а ИТМиВТ продолжил развивать линейку супер-ЭВМ «Эльбрус». В начале 90-х годов коллектив под управлением Бориса Бабаяна представил новую архитектуру «Эльбрус-3». Построен был всего один экземпляр этой машины, к тому моменту технологическая база сильно устарела. Когда в 1994 году с визитом в Россию прибыл президент Sun Microsystems и привез миниатюрный микропроцессор UltraSPARC с несколькими миллионами транзисторов на борту, нашим разработчикам стало ясно, что битва проиграна. Здоровенный шкаф «Эльбруса-3» пустили под пресс.

Параллельно с «Эльбрусом-3» велась разработка микропроцессора «Эль-90» под управлением Владимира Пентковского. Первые образцы были готовы к 1990 году. 32-разрядная суперскалярная архитектура с поддержкой многопроцессорности, режим защищенных вычислений, предсказывание ветвлений… Но идеям Пентковского не нашлось применения. Чуть позже он снова появился на компьютерной арене, но уже в качестве ключевого разработчика Intel Pentium III. Есть даже слухи, что линейка процессоров Pentium была названа в его честь.

Дольше всего продержалась комaнда Бабаяна она продолжала работать над микроархитектурой «Эльбрус-2000» в МЦСТ. Довольно долгая, запyтaнная и противоречивая история разработки нового процессора достойна отдельной статьи, скажем лишь, что в 2004 году всех разработчиков «Эльбрус-2000» переманила к себе компания Intel.

За кадром остались многочисленные перспективные разработки отечественных конструкторов мультипроцессорные комплексы ПС-2000 и ПС-3000, серия малых ЭВМ СМ на основе микроархитектуры DEC PDP-11. Но чтобы описать их все, не хватит и целого журнала.


Коды по "Mortal Kombat 3"

В игре Mortal Kombat 3 помимо традиционных Fatalities и введенных во второй части Babalities появились и два новых способа окончания поединка — Mercy и Animality. Mercy — вы даете уже побежденному и шатающемуся противнику еще немного жизни, после ч...

01 05 2024 17:20:42

Star Wars: The Old Republic

«…The Old Republic выглядит как обычная MMORPG, которую просто обрядили в новые одежды. Это необязательно плохо — все зависит от того, как вы вообще относитесь к жанру и нравится ли вам его нынешнее состояние. Но после амбициозных заявлений представителей...

30 04 2024 23:53:46

Не только в Dark Souls: как устроено непрямое повествование

В играх серии Souls довольно неочевидная мифология, а сюжет представляет собой головоломку, которую игрок складывает из кусочков информации по ходу приключения. Записки, диалоги, описания предметов — любая мелочь может стать ключом к пониманию…|Игромания...

29 04 2024 0:15:37

Первый взгляд. Shadow Ops: Red Mercury

Давайте сразу расставим акценты: Shadow Ops: Red Mercury — это наитипичнейший представитель породы counter-terrorist-экшенов Чрезмерную приверженность канонам жанра и обилие всевозможных клише можно было бы оставить без внимания, б...

28 04 2024 20:23:14

Руководство и прохождение по "OutCast"

Как правило, о разработке хитовых игр либо знают все, либо не знает никто. Об Outcast были наслышаны многие. Проект демонстрировался разработчиками еще на прошлогодней E3. Но лишь год спустя творение Appeal стало доступно всем желающим. На данный м...

27 04 2024 13:20:39

По цене картриджа

Технические хаpaктеристики Материал: пластик * Цвет: белый * Встроенные игры: 60 шт. * Разрядность процессора: 16 бит * Подключение к ТВ: есть * Питание консоли: от сети 220 В * Питание джойстика: 3 AAA-батарейки * Зарядка от сети: есть * Размер…|Игромания...

26 04 2024 13:50:30

Превью The Division 2. Кооперативный шутер для всех

Где: Париж, Франция Что: закрытый показ для прессы  Недавно я рассказывал о своих впечатлениях от мультиплеера в Tom Clancy’s The Division 2. Но в Париже журналистам представили куда более полную демоверсию — в…|Игромания...

25 04 2024 0:27:55

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: The Evil Within, Machinarium, GTA: San Andreas, Disciples: Sacred Lands

В 2014 году мы трепетали перед новым творением Синдзи Миками. В 2009-м — умилялись истории маленького и очень грустного чешского робота. Пятнадцать лет назад вместе с Карлом Джонсоном мы пробивались к вершине криминального мира, а двадцать…|Игромания...

24 04 2024 19:56:21

Crash Team Racing Nitro-Fueled. Новый корпус, старый двигатель

Маскотам консолей девяностых приходится туго: один только Марио бодр и весел, а вот Соник и Крэш почти не у дел. И если у гoлyбого ежа нет-нет да и выйдет приятная игра, то про рыжего зверька вспомнили только в ремейке Crash Bandicoot N. Sane…|Игромания...

23 04 2024 21:35:58

Когда пиксели были большими

половина этих исполнителей специализируется на восьмибитной музыке (chipmusic) и ее разновидностях. Например, Game Boy music называют музыку, записываемую с помощью Game Boy и специального картриджа; Bitpop — более живая музыка, близкая к традиционн...

22 04 2024 12:46:10

Механика в действии. Сравнительное тестирование двух механических клавиатур

«…Механические клавиатуры снова входят в моду. Если года три назад мы с замиранием сердца распаковывали SteelSeries 7G и радовались самому факту, что все еще есть производители, делающие «клацающие» кнопки, то сегодня уже публикуем сравнительный обзор дву...

21 04 2024 9:42:14

Интересное в Сети

Каждый номер мы отбираем для вас самые интересные, необычные, выдающиеся, увлекательные сайты и кратко рассказываем о них. В «Интересном в Сети» вы можете найти ссылки как на небольшие домашние странички и блоги, которые чем-то выделяются…|Игромания...

20 04 2024 4:49:15

Погремушка от Джобса

Технические хаpaктеристики Связь: GSM/EDGE 850/900/1800/1900 МГц, UMTS/HSDPA/HSUPA 850/900/1900/2100 МГц * Беспроводные модули: Wi-Fi 802.11b/g/n, Bluetooth 2.1 + EDR * Навигация: GPS * Процессор: Apple A4 * Дисплей: 3,5 дюйма (960x640), IPS ЖК,…|Игромания...

19 04 2024 2:53:14

Шесть плюс восемь. Тестирование нового чипсета Intel Z68 Express

«…Новый Z68 Express — это P67 и H67 Express в одном флаконе. Больше никаких ограничений. Хотите использовать HD Graphics и менять частоту процессора — пожалуйста. Хотите работать с двумя видеокартами — и это можно. Мало того, в Z68 Express есть еще функци...

18 04 2024 17:35:19

Красный бюджет. Тестирование бюджетной видеокарты ASUS EAH4770 Formula

«…Если не баловаться со сглаживанием, то с «Формулой» можно играть на 22-дюймовом мониторе с нормальным для него разрешением и максимальными настройками графики. А благодаря хорошей системе питания и продвинутой технологии производства EAH4770 Formula еще...

17 04 2024 8:23:57

Поиграли в Cyberpunk 2077. Изумительный город будущего

Cyberpunk 2077 – самый горячо ожидаемый релиз 2020-го, так что от приглашения CD Projekt RED попробовать её лично никак нельзя было отказаться. Хотя я провёл за игрой четыре часа, за это время мне удалось пройти до конца лишь небольшой…|Игромания...

16 04 2024 7:40:50

Лихая тройка. Тестирование AMD Socket AM3

для нас, как пользователей, Phenom II весьма интересен. Стоит он недорого, новой материнской платы не требует, и вообще тут есть платформа Dragon, объединяющая чипсет AMD 790FX, процессор Phenom II и видеокарту Radeon. А это ведь, на минуточку, стопроцент...

15 04 2024 4:26:18

Prime World: Defenders

«…Колонна монстров меланхолично бежит по дороге — нужно умудриться живыми добраться до конечной цели, а это весьма нелегкая задача, если учесть особенности окружения: справа и слева летят стрелы, сверху накрывает фугасом. Защитных сооружений становится вс...

14 04 2024 10:40:47

Руководство и прохождение по "Battlefield 1942: Secret Weapons of WWII"

Расцвет военных наук возможен только в военное время. (Вариации на тему Дон-Аминадо) Для тех, кто еще не в танке Тем, кому не посчастливилось поиграть в оригинальную версию Battlefield 1942, посвящается эта глава. Мы вкратце расскажем об этой игре с...

13 04 2024 7:31:15

Разумный компьютер. Шесть новейших конфигураций на любой вкус и кошелек

Друзья, последние два месяца вышли настолько жаркими, что мы взяли небольшую паузу по рубрике «Разумный компьютер», чтобы и новинок дождаться, да и вообще разобраться во всем этом хитросплетении третьих Ryzen, обрезанных Intel и,…|Игромания...

12 04 2024 3:33:40

Обзор Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Телекинез в виртуальной реальности

Двенадцать лет назад наша рецензия на игру Psychonauts закончилась фразой «Лучше наслаждайтесь моментом — когда еще мы увидим столь роскошную аркаду?», и с тех пор наши впечатления не изменились.…|Игромания...

11 04 2024 9:32:24

Xyлиганы

"...есть главный герой, есть некая территория с разбросанными по ней бонусами и есть один-единственный враг. Врагу нужно бить морду, и тогда из него будут сыпаться деньги, которые надо собирать для пополнения своего счета в банке. На вырученные деньг...

10 04 2024 19:12:34

Дмитрий Гусаров (Katauri Interactive) рассуждает о прошлом, настоящем и будущем

«...Лучше перестать делать игры, чем начать делать трэшак, ведь это откровенное глумление над любимым делом. Да и ребята вокруг тоже с амбициями, все хотят делать шедевры и никак не меньше...»...

09 04 2024 4:51:24

X-Men: Destiny

«…Вся игра — одна большая классическая иксмен-история. Магнето, выступая против юридического равенства людей и мутантов, срывает городское торжество, вырывая из земли свежий монумент, который символизирует межвидовую дружбу. Через секунду в расход идет ги...

08 04 2024 6:40:38

Киберспорт

КИБЕРСПОРТ. Вести с полей  &nbsp***   &nbspКомпания AMD совместно с британским журналом PC Gamer создает игровой клан. Комaнда, получившая название Team AMD Gamer (TAG), примет участие в самых разнообразных…|Игромания...

07 04 2024 22:31:13

Вердикт. Championship Manager 2006

Championship Manager образца 2005 года ничем особенным не запомнился и принес поклонникам серии скорее разочарование. Ну а что же новая часть?Увы, Championship Manager2006 встречает нас все тем же неуклюжим интерфейсом. Обещают, правда, патч, н...

06 04 2024 19:29:39

Мастерская: Игровые редакторы

    Демиурги 2    Где взять:    1. www.igray.ru/files/patch/Etherlords2_editor_103_ru.zip (для русской версии игры)    2.…|Игромания...

05 04 2024 10:12:49

Разумный компьютер за разумные деньги

Вечнозеленые «Дешево и сердито... Категория меньше 500, «Cмepть тормозам... Категория меньше 1000, «Займи, но купи... Категория больше 1000 и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)....

04 04 2024 7:57:24

Доллар: Криминальная полиция

Dollar — очень старательный и дотошный клон сериала «CSI. Место преступления», предлагающий принять участие в расследовании загадочного убийства блондинки по имени Лиза. Действие происходит в Стокгольме, а мы выступаем в роли следователя криминал...

03 04 2024 7:22:35

Железные новинки

САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКАMSI P35 Platinum (материнка под процессоры Intel), Thrustmaster Run'N'Drive 3 in 1 Rumble Force (кроссплатформенный гeймпад с виброотдачей), AVerTV Duo Hybrid PCI-E (PCIe гибридный тюнер (ТВ+FM)), Cooler Master Cool...

02 04 2024 7:56:28

World of Warcraft. По стопам Индианы Джонса

Статья опубликована в декабрьском номере журнала «Лучшие компьютерные игры». Напомним, что материалы по онлайновым играм размещаются на «Игромании ХР» в течение четырех недель после выхода нового номера ЛКИ в розничную…|Игромания...

01 04 2024 8:34:50

Руководство и прохождение по "Disciples II: Dark Prophecy"

Стратегия как она есть Выбор стиля игры сильно зависит от расы. У Империи - наиболее сильны герои-маги. За вроде бы очевидной простотой сражения в Disciples 2 скрывается сложная игровая механика. Конечно,...

31 03 2024 2:34:15

Презентация Apple, сентябрь 2017. Чего ждать: iPhone 8, Apple Watch, Apple TV и другое

Осень — сезон урожая, но это касается не только овощей, фруктов и компьютерных игр. Каждый сентябрь Apple перетряхивает продуктовые линейки в рамках подготовки к рождественскому сезону. И конечно, все с нетерпением ждут анонсов новых версий…|Игромания...

30 03 2024 12:20:47

Война на заказ. Игры про наемников появляются одна за другой  с чего это вдруг?

лучше всех, как обычно, сработал Хидео Кодзима. Речь, конечно же, идет о Metal Gear Solid 4. На календаре 2014 год, и мир уже не тот, что прежде: главной движущей силой мировой экономики стала война, по всей планете идут бесчисленные войны с участием бесч...

29 03 2024 6:53:51

Новая линейка от Creative

Компактные компьютерные системы от Creative отличаются приятным дизайном и прекрасно будут смотреться на любом компьютерном столе. Главное — понимать, что новинки нацелены не на состоятельных любителей игр и киноманов, а на неискушенных владель...

28 03 2024 0:24:26

Beowulf

...Включив гнев, Беовульф становится неуязвимым, приумножает свою силу (это необходимо в битвах с боссами) и перестает различать друзей и врагов. Здесь может случиться курьез: герой кого-то хватает, разбивает ему лицо, выкручивает руки, ломает ребра и с п...

27 03 2024 22:35:46

Краткие обзоры. Tactical Operations: Assault on Terror

Некогда эта игра была обыкновенным модом под Unreal Tournament. Таким же, каким Counter-Strike был для Half-Life. Однако в один прекрасный день кого-то из Microprose посетила мысль, в свое время забежавшая на огонек и в Sierra. "А не попробовать ли нам за...

26 03 2024 12:12:33

Герои 2010-го

Историю создают не обычные люди, а герои. Те, кто способен на поступок, а иногда — и на жертву. В 2010 году у игровой индустрии были свои герои, свои святые и демоны. В этом материале «Игромания.ру» вспоминает некоторых…|Игромания...

25 03 2024 21:52:53

Краткие обзоры. Гонки на разрушение

ОБ ИГРЕ. “Гонки на разрушение” — “бюджетная” автоаркада в духе неувядяющего Destruction Derby. Все, казалось бы, на месте: 12 трасс, 9 различных машин и четыре режима игры. Но... слабенькая физика и не впечатляющие спецэффекты. Добавьте сюда нелогичну...

24 03 2024 18:51:31

Bass Pro Shops Trophy Hunter 2007

Симуляторы охоты — жанровая ниша, существование которой мы в «Игромании» категорически не можем объяснить. Тем не менее таких игр выходит cyмacшедшее количество, имеется несколько конкурирующих серий, но отличия между ними способен найти разве что зако...

23 03 2024 21:26:53

LEGO City Undercover

«…LEGO GTA — более емкой и исчерпывающей хаpaктеристики для LEGO City Undercover придумать невозможно. Это как неоткрытый элемент в таблице Менделеева: запись в реестре для такой игры уже есть, рано или поздно кто-то должен был ее найти. Удивительно, что...

22 03 2024 7:10:23

Рождение наций. Основы работы в редакторе Rise of Nations

"...Разработчики сделали сюрприз всем любителям создавать игровые модификации. Чтобы поменять хаpaктеристики юнитов и зданий, теперь не нужно вскрывать скриптовые файлы. Все изменения можно произвести прямо из редактора..."...

21 03 2024 19:47:12

Руководство и прохождение по "Flight Simulator 2000"

ХВАЛЕБНАЯ ОДАПо нам, бедным и несчастным, били все кому не лень. Сначала Pro Pilot с его совершенно невменяемой графикой, потом Fly – великий-имитатор-бортовых-систем-и-ничего-более, наконец Flight Unlimited III – как всегда, в своем амплуа: красивый...

20 03 2024 2:31:50

Alpha Protocol

«…Вы ждали от Alpha Protocol экшена, стелса, зрелищных рукопашных боев? Забудьте, за этим надо идти в другие игры, а здесь с этим все плохо. Но если от фразы «самая нелинейная ролевая игра в мире» у вас расширяются зрачки и учащается пульс — вы точно не о...

19 03 2024 21:54:36

Firefall

«…На первый взгляд, перед нами клон Borderlands. Кооперативный гeймплей, стилизованная под комикс картинка, классы, прокачка — все это мы уже видели год назад. Только в Firefall всего больше, а градус безумия выкручен на максимум. Если реактивный ранец —...

18 03 2024 12:34:30

Отечественный производитель: Cradle, World of Warships, «Легенды Эйзенвальда»

Разработчики с постсоветского прострaнcтва — российские, украинские, белорусские, словом, все, кого принято называть словом «наши», — настолько давно не мелькали в новостях, что могло показаться, будто наши игры…|Игромания...

17 03 2024 16:40:11

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5 лет назад Fahrenheit Дата выхода: 2005 Жанр: Интеpaктивный синематограф Издатель/разработчик: Atari/Quantic Dream Французские разработчики, ранее сделавшие странный жанровый гибрид Omikron: The Nomad Soul, всерьез взялись за…|Игромания...

16 03 2024 23:36:25

В центре внимания. Warcraft III

игра включает 32 сильных, детально проработанных миссии. Напомню, что в каждой из них есть не только основные квесты, необходимые для продвижения по сюжету, но и побочные. На их выполнении можно неплохо подзаработать — опыта и всяких ценных предметов."...

15 03 2024 7:22:30

Гайд: Где найти и использовать синие карты доступа в Rust

За синими дверями всегда лежит красная ключ-карта и спавнится много ящиков с лутом. Причём не только обычных, но и военных. С их помощью вы быстро обзаведётесь хорошей экипировкой и в дальнейшем сможете зайти в монументы с красными дверями. Где…|Игромания...

14 03 2024 8:28:56

Киберспорт. Counter-Strike

Мы продолжаем рассказывать вам о картах, которые поставляются с патчами к CS. Сегодняшнего подопытного, карту de_chateau, вы можете отыскать в архиве патча под номером 1.4. Как, впрочем, и под номером 1.5...

13 03 2024 15:36:58

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::