Не одной строкой > Minecraft истории
истории Minecraft    

Не одной строкой

Не одной строкой

Не одной строкой Не одной строкой 026.08.2013 18:31 Все самое важное, что случилось вокруг видеоигр за последнее время Не одной строкой

Конец детства

Говорим о новостях с сервиса Kickstarter, о том, как игры пытаются выкинуть погремушку и выбраться из колыбели, и о том, как можно взять $120 000 взаймы и не отдать

Долгое время сервис Kickstarter был похож на ребенка. Журналисты уделяли ему массу внимания и радостно сюсюкали над каждым новорожденным проектом. Игроки выстраивались в очередь, чтобы дать денег на игру, существующую только в виде концепт-артов. Издатели, которые раньше при виде инди-разработчиков разве что брезгливо морщились, теперь сами ходили за удачливыми кикстартеровцами, предлагая им дружбу и поддержку.

Но рано или поздно все дети должны начать взрослеть. Начать учиться ответственности за свои поступки, учиться полагаться на свои силы, учиться выживать в суровой реальности. И, похоже, что для Kickstarter наступил именно такой момент. Детство кончилось.

Отцы и дети

Хотя Kickstarter существовал и до Тима Шейфера, именно успех его Broken Age дал старт игровому буму, превратившему оригинальный, но известный далеко не всем игрокам сервис в один из самых крупных интернет-феноменов нашего времени. Шейфер стал чем-то вроде отца-основателя инди-индустрии нового образца. Неудивительно, что за его работой следили пристальнее всего. Опозориться можно было кому угодно, но только не ему.

Однако разработка игры — дело непредсказуемое. Студия Double Fine просила на создание Broken Age всего $400 тысяч, а собрала почти $3,5 млн. Именно столь невероятный успех сыграл с ними злую шутку Тим признался, что на радостях перекроил игру из маленького инди-квеста в нечто гораздо большее. И вот, проработав над ней больше года, студия подсчитала сроки: первую половину первого акта (а это лишь четверть игры) успевали сделать не раньше чем к зиме 2014-го. Вся игра, соответственно, должна была выйти не раньше 2015 года. А деньги тем временем почти закончились.

• Суть работы Kickstarter одной картинкой: игроки придают проекту финансовое ускорение, надеясь, что он взлетит.

Для разработчиков это более чем обычная ситуация. На то и существуют издатели с большими кошельками, которые покричат, поругают за медлительность и разгильдяйство, а потом все-таки подкинут деньжат не бросать же дело на полпути. Однако Double Fine не хотела идти на поклон к издателям. Прибыли от продажи прошлых игр компании и участия в разных распродажах также не хватало. Что делать?

30 мая на Kickstarter появился новый проект, тактическая ролевая стратегия Massive Chalice. Ее концепция была очень странной такое впечатление, что единственным желанием разработчиков было угодить игрокам. Этакая игра-фансервис, помесь XCOM, Final Fantasy Tactics и Fire Emblem про вторжение демонов в средневековое королевство. Издатели отстреливают разработчиков с такими идеями из дробовика, зато фанатов у них хоть отбавляй, а, как показывает пpaктика, именно такая «голодающая» от недостатка интересных ей игр аудитория и обеспечивает многомиллионные сборы на Kickstarter.

• Broken Age очень красивая игра, сделанная в лучших традициях Double Fine. Несмотря на неурядицы, это по-прежнему один из самых ожидаемых квестов будущего года.

Позже пойдут слухи о том, что с помощью Massive Chalice студия пыталась прикрыть дыры в бюджете. Звучит правдоподобно, ведь успешный сбор нескольких миллионов долларов мог решить все их проблемы: сначала закончили бы Broken Age, получили деньги, а уже на них финализировали, в свою очередь, Massive Chalice. Так это или нет, уже не важно, потому что затея явно не выгорела. Сборы шли очень туго казалось, новый проект Шейфера, да еще с такой концепцией, должен был собрать миллионов десять за первые сутки...

Однако на деле на сбор даже минимально необходимых 725 тысяч ушло целых пять дней. Затем темпы сборов упали еще больше, в итоге было собрано 1,23 млн долларов. Для Шейфера такой результат можно смело считать провалом. Возможно, студия выбрала плохое время в аккурат между анонсом Xbox One и незадолго до начала E3, когда все внимание прессы было приковано к играм и консолям нового поколения.

• Описание Massive Chalice может заставить трепетать сердце любого фаната пошаговых стратегий, но денег собрали маловато, а если еще учесть финансовые проблемы с первым проектом, будущее игры начинает выглядеть совершенно неопределенно.

Что вышло, то вышло. Спустя пять дней после завершения кампании по сбору денег на Massive Chalice студия Double Fine с тяжелым сердцем призналась в финансовых затруднениях и объявила о необходимости принятия крайних мер: первый акт Broken Age существенно урежут и выпустят зимой в качестве платной альфа-версии на Steam Early Access, а затем на собранные от продаж деньги закончат игру к июлю 2014 года. Вариант достаточно честный. Если, конечно, собранных за альфу денег хватит на завершение игры.

Суровые пустоши жизни

Шейфер не сумел грамотно уложиться в бюджет, не захотел идти на компромисс и связаться с издателями. О результатах такого решения мы узнаем лишь через год. К счастью, проблемы Тима не бросают тень на сервис Kickstarter в целом. Второй крупный проект, ролевая игра Брайана Фарго Wasteland 2, на всех парах мчится к релизу. При этом нельзя сказать, что у студии нет никаких трудностей. Есть, конечно, и в сроки не укладываются, да и финальный бюджет сильно превысил собранную с игроков сумму. Но настоящий профессионализм руководства проявляется именно в умении решать возникающие проблемы, и Брайан показал себя с самой лучшей стороны.

• Только выпустив Shadowrun Returns, разработчики готовятся запустить на Kickstarter новый проект гибрид настольной и компьютерной игры Golem Arcana. Ходы делаются на доске, а программа для планшета облегчает игру и расширяет игровой мир.

Для начала Фарго договорился с издательством Deep Silver, отдав им право на продажу дисков. Права на цифровые продажи и на саму игру остались у студии inXile Entertainment. Также Deep Silver поможет с тестированием и выпуском локализаций (в том числе и русскоязычной). Вероятно, издатель обеспечит также помощь с рекламой как известно, эта статья расходов в наше время может в разы превышать стоимость разработки. Тот же «Ведьмак 3» имеет бюджет в $40 млн долларов, из которых на саму игру потратят лишь $15 млн, а остальные $25 млн на рекламу.

«Это прекрасная возможность для inXile. Теперь мы можем сосредоточить все наши усилия и пустить все собранные деньги на разработку игры. К тому же это дало нам дополнительные средства, и мы можем расширить наш бюджет за пределы собранной на Kickstarter суммы, сохранив за собой все права и полный контроль над ходом разработки. Сейчас у нас полный порядок с финансами, и ничто не мешает нам сделать игру такой, какой мы хотели бы ее видеть», говорит Брайан.

• До этого момента Тим Шейфер воспринимался как символ успеха Kickstarter. Но времена меняются.

Уладив дело с деньгами, Фарго решил проблему со временем, ведь игра должна была выйти этой осенью. В назначенные сроки не уложились, поэтому Брайан обвинил во всем игроков уж слишком много денег собрали, проект неимоверно разросся, поэтому нужно больше времени для его завершения. Согласитесь, это скорее приятное известие, тем более когда культовый разработчик говорит, что это может стать крупнейшей ролевой игрой в его жизни, а учитывая, что он создал Fallout, эти слова чего-то да стоят. Вместо релиза этой осенью выйдет бета-версия, на которую попадут те, кто заплатил за игру больше 55 долларов.

• Ветераны бывают разными, но 65-летний Алан Элкорн всем ветеранам ветеран. Ведь он создал Pong, первую в мире коммерческую игру! И он тоже пришел на Kickstarter c игрой для мобильных телефонов под серьезным названием «Серьезно?!». Только, увы, денег ему не дали.

Обратите внимание на сходство ситуаций: inXile и Double Fine успешно собрали средства на первую игру, у обеих кончились деньги, и внимание обе запустили на Kickstarter второй проект (напомним, что второй игрой inXile стала Torment: Tides of Numenera). Однако никому даже в голову не пришло обвинить студию в том, что с помощью нового сбора средств она затыкает дыры в бюджете первой игры. Удивительно, как одни и те же действия могут давать столь разный результат.

Борьба за независимость

Независимые разработчики становятся все более независимыми и приобретают все больше рычагов давления на издателей. Если раньше издатель или владелец платформы был царем и богом, то теперь он все чаще ощущает себя пятым колесом в телеге: инди-разработчики могут обойтись и без них, зато без инди-игр любая платформа будет чувствовать себя очень неуютно. Деньги берут на Kickstarter или у своих инвесторов, игры публикуют сами или через Steam, рекламу обеспечивают фанаты. И чем дальше, тем все становится только хуже (для издателей, разумеется).

Инди-студии отвоевали себе право самим пробиваться на Steam с помощью сервиса Steam Greenlight, а этим летом штурмом взяли Xbox One, шантажом и угрозами вынудив Microsoft разрешить им публиковать игры самостоятельно, без участия издателя. Умная Sony предусмотрительно сдалась заранее, открыла ворота крепости и заискивающе встречала инди-террористов хлебом и солью.

У инди-разработчиков появляются свои тусовки - например, известные сайты Newgrounds и IndieDB. Сотни и тысячи начинающих игроделов пробуют там свои силы, обсуждают и обкатывают новые идеи. Пока большие студии в строжайшем секрете пилят свои сверхсекретные блокбастеры, инди-сцена работает совершенно прозрачно и постоянно обменивается опытом. Да, инди маленькие, ну и что? Люди тоже были маленькие, а динозавры большие, и посмотрите, что вышло!

Люди и небожители

Фарго, Шейфер... Кто действительно умеет обчищать карманы игроков, так это Крис Робертс со своим космосимулятором Star Citizen. Никто не ожидал, что этот без сомнения культовый, но давно ушедший из игровой индустрии разработчик вернется с такой помпой. Он решил, что делать временную кампанию по сбору средств глупо. Ну, правда, какой в этом смысл? Поэтому он как начал собирать деньги осенью прошлого года, так и собирает их до сих пор, причем с большим успехом.

• Порой разработчики даже не скрывают, что от Kickstarter им нужна только реклама. Например, создатели Liege попросили всего $15 тыс. Сложно поверить, что эти деньги хоть как-то помогут игре, собравшейся выходить на PC, PS4, Vita, Wii U, iOS и Android.

Обычно разработчики в качестве целей для сбора средств указывают разный игровой контент. Мол, соберете миллион добавим еще одну игровую расу, соберете два миллиона построим в два раза больше локаций. Но Крис, кроме всего прочего, добавил в качестве целей работу пиар-отдела: соберете $2 млн получите регулярные отчеты о разработке игры, соберете $3 млн отчеты начнут выходить чаще, $4 млн еще больше новостей и ежемecячный видеоподкаст с разработчиками.

В результате сообщество получило собственный цифровой журнал, еженедельную видеопередачу Wingman\'s Hangar, регулярные новостные апдейты о ходе разработки со статьями, роликами и концепт-артами. Да, еще начались съемки документального фильма о создании игры. Конечно, в прессу большая часть информации не попадает как говорится, «не формат», интересно только фанатам. Но когда проект генерирует настолько мощный информационный поток хоть что-то, да просочится. О Star Citizen начали говорить, обсуждать на форумах, об игре более-менее регулярно писала пресса, что привлекало все новых и новых игроков, которые вкладывали все больше и больше денег.

• Еще один успешный проект на Kickstarter пошаговая киберпанковская стратегия Satellite Reign от создателя Syndicate Wars. Ждем ее к концу будущего года.

Первая кампания по сбору закончилась на отметке $6,3 млн, но к июню эта сумма мало-помалу увеличилась до десяти миллионов. Студия решила отметить столь знаменательное событие новой пиар-кампанией: крутые видеоролики, выполненные в виде рекламных презентаций космических кораблей, статьи и новости на всех игровых сайтах, интервью и стримы с участием разработчиков. Это сработало. К концу июля сумма подскочила к отметке в $15 млн, а общее количество вложившихся составило 220 000 человек.

• Скриншот Wasteland 2. Раньше движок Unity считали ущербным, годящимся разве что для браузерок. Но инди-разработчики изменили это отношение, доказав, что с его помощью можно делать красивейшие игры.

15 миллионов баксов! Изначально Крис хотел собрать всего $2-4 миллиона, чтобы доказать инвесторам перспективность проекта. По его собственным словам, бюджет игры с самого начала равнялся $12-14 млн, и это при условии жесткой экономии и грамотной траты средств: «Я могу сделать игру так дешево, потому что не использую традиционные схемы разработки. Если бы я делал игру как все, она обошлась бы мне в 20 миллионов, а то и больше», говорил тогда Робертс.

Теперь же денег точно хватит на все. Студия RSI переехала в новый офис, обзавелась новой звукозаписывающей студией и даже купила собственное оборудование для захвата анимации движения, так как аренда стоила очень дорого по $35 тысяч в сутки, при этом на анимацию для создания тридцатисекундной кат-сцены уходило по четыре часа. Мечта каждого инди-разработчика!

Прощание с колыбелью

В чем секрет успеха Star Citizen? Понятно, что игра хороша, ролики к ней еще лучше, а фанатов космических симуляторов не кормили приличными играми уже лет десять (будем честными, серия X слишком хардкорна для массового игрока). Однако главной причиной успеха стало то, что Крис Робертс осознал, что Kickstarter это лишь колыбель краудфандинга. Пусть теплая и уютная, но слишком уж маленькая. «Нельзя вечно жить в колыбели», говорил сотню лет назад отец российской космонавтики Константин Эдуардович Циолковский.

• Создатели Soul Saga заявили, что хотят сделать наследника классических jRPG времен первой PlayStation. «Олдскул это хорошо, вот вам чек на $200 тысяч», сказали игроки.

Поэтому Крис сурово и решительно отверг вариант с Kickstarter, сказал ему «прости-прощай» и завел свой собственный сайт, где и начал принимать деньги. Разумеется, такая категоричность вышла ему боком. Kickstarter был не просто местом для сбора денег, это был раскрученный бренд, за которым следили сотни журналистов и сотни тысяч игроков. Само появление на сервисе обеспечивало проекту такую рекламу, какую не каждое рекламное агентство сумеет обеспечить.

Впрочем, Крис и сам понял свою промашку. Созданный им сайт не выдерживал наплыва посетителей, постоянно падал, поток пожертвований был довольно скудным. Фанаты наперебой просили его завести параллельную кампанию по сбору средств на Kickstarter (мы были одними из них и лично писали Крису в «Твиттер», убеждая его в полезности сервиса). Просьбы были услышаны, и через пару недель Star Citizen объявилась на Kickstarter, который принес в общую копилку $2 млн и обеспечил необходимое внимание прессы.

• Создатели Star Citizen хвастаются студией для motion capture. Странная штука с экраном на переднем плане это виртуальная кинокамера, с ее помощью удобно имитировать «съемку с рук».

И все-таки в итоге затея с собственным сайтом оказалась верной. Если бы игра финансировалась только через Kickstarter, она собрала бы три, пусть пять миллионов, но никак не пятнадцать. Кто-то говорит, что это уже не краудфандинг, а сбор предзаказов, что ж, такое говорят и про сам Kickstarter, благо инди-студии довольно часто ходят туда только за рекламой, не имея реальных финансовых затруднений. Также как дети вырастают из коротких штанишек, так же и инди-индустрия постепенно вырастает из формата Kickstarter, ей становится все сложнее мириться с множеством существующих там ограничений. Возможно, настала пора что-то менять?

У нас не забалуешь

Однако жесткие ограничения существуют на Kickstarter не без причины. В 2009 году, когда создавался сервис, его организаторы рассчитывали, что деньги сумеют набрать лишь 5% от общего числа проектов. Отсюда и правило: если затея не получает нужную сумму, то все отменяется, а организатор не получает ни копейки. Это гарантировало вкладчикам, что они заплатят деньги только в случае полного успеха.

Вскоре выяснилось, что почти половина всех начинаний получает в итоге финансирование и не в последнюю очередь благодаря этому правилу. Оно выступает барьером, отсеивающим заведомых неудачников и вынуждающим организаторов устанавливать разумные суммы сборов, выкладываясь затем ради успеха на полную катушку.

• Хотя разработчики Star Citizen подстраховались, заручившись поддержкой инвесторов, игру все равно можно считать первым в мире крупнобюджетным проектом, профинансированным игроками.

Другое ограничение: кампания по сбору средств должна идти не дольше 60 дней. Раньше лимит был в 90 дней, но статистика показала, что наиболее успешными проектами являются те, которые длятся всего месяц. Их создают уверенные в своих силах люди. Более долгий срок выбирают люди неуверенные, боящиеся провала, им кажется, что дополнительное время даст им больше шансов достигнуть своей цели.

На деле же лишние месяц-два слабо влияют на ситуацию. Большая часть средств собирается в начале и конце акции: первый всплеск взносов происходит благодаря фанатам и прессе, а второй благодаря тем, кто вечно откладывает все дела на последний момент. Поэтому срок сократили, чтобы отсеять еще одну порцию неудачников.

• Если вы в свое время дали денег проекту Sir, You Are Being Hunted, то в августе вас пустят на альфа-тест. Это весьма необычная игра с открытым миром, в котором роботы-джентльмены охотятся за людьми как за дичью.

Почему нельзя позволить собирать деньги постоянно? Потому что сервису нужно заботиться не только о проектах, но и о себе. Kickstarter не нуждается в куче вяло тлеющих акций, собирающих по десять баксов в день. Ему нужны яркие акции-вспышки, собирающие за сутки миллион и служащие рекламой всему сервису. Добиться такого можно только путем кратковременной пиар-кампании. В маркетинге это называется «созданием искусственного дефицита»: люди более активны тогда, когда предложение действует ограниченное время. На этом основываются все распродажи, что в реальных магазинах, что в сервисах типа Steam.

• Меха-экшен Heavy Gear Assault имеет движок UE4, над ним работает ведущий дизайнер Far Cry и Crysis, но с деньгами его все равно прокатили. Теперь студия собирает взносы на своем сайте, правда, тоже без особого успеха. Ничего, проект явно крупный, просто так не закроют.

Схема Kickstarter отлично работала на благо финансирования проектов, связанных с искусством, едой, модой, танцами, дизайном, театром, технологиями и прочей неигровой катавасией. Такие проекты обычно затевали артхаусники, неформалы, гики, хипстерствующие интеллигенты и другие маргинальные деятели науки и культуры, которых нужно было держать в узде, чтобы не распоясались. Однако когда на Kickstarter пришли игры, все изменилось.

Фейсконтроль

Kickstarter вовсе не место, где игроки подают милостыню жаждущим денег и славы разработчикам. Здесь крайне неохотно спонсируют мейнстримовые проекты, а также с подозрением относятся к личностям с темным прошлым. Так, к примеру, игроки со свистом прокатили MotorGun, проект Дэвида Яффе, создателя Twisted Metal и God of War. Он обещал сделать сессионную онлайновую игру про битвы на автомобилях - помесь Interstate 76, World of Tanks и AutoDuel.

Американ Макги последовал примеру Яффе и отменил сбор денег на свой новый экшен OZombie, в котором игрокам предлагали посетить безумную и страшную версию страны Оз. Макги явно растерял прежний авторитет, и теперь его имя уже не служит гарантией успеха. Несолоно хлебавши ушли и бывшие Silicon Knights, замеченные за выпуском трэша и скандальными разборками с Epic Games. Не помогла даже смена вывески. Тем не менее студия вернулась и второй раз пробует протолкнуть свой экшен Shadow of the Eternals; пока сборы идут вяло, но вполне возможно, что и наберут.

Проблемы имеются также у сетевого кооперативного платформера Project Ravensdale, собравшего за пару недель всего 10% суммы. Да, господа, с такими идеями стоит идти к издателям, они любят и кооператив, и онлайн. А Kickstarter больше любит одиночную кампанию с крутым сюжетом.

Переходный возраст

Игры оказались идеальным объектом для краудфандинга. Для сравнения возьмем фильмы, посвященный им на Kickstarter раздел в 2011 году был самым популярным. Когда вы в последний раз видели сайт о фильмах, где упоминались бы инди-проекты с Kickstarter? Вообще не видели? И правильно, потому что киношной прессе на этот сайт наплевать,  на деньги фанатов можно снять только разного рода низкобюджетные нишевые или документальные фильмы, спрос на которые невелик. Хотя кино любят все, интересы большинства ограничиваются голливудскими блокбастерами, в лучшем случае работами известных европейских киностудий.

• Симулятор тюрьмы Prison Architect. Бунт в самом разгаре! Коридоры залиты кровью, спецназ заковывает бунтарей в наручники. Этот проект лишнее доказательство тому, что «графон» хорошей игре порой может только помешать.

Зато инди-игры очень нужны игровой индустрии, задыхающейся от последствий безумной технологической гонки и недостатка свежих идей. Поэтому играм с Kickstarter обеспечена любовь журналистов и внимание игроков. Порой читаешь новости и создается ощущение, что кроме как на Kickstarter игр больше нигде не делают. К тому же сервис больше подходит для игр с точки зрения аудитории: его посетителями являются активные пользователи интернета, у которых куда больше шансов оказаться поклонниками игр, чем какого-нибудь документального фильма о жизни таpaканов в нью-йоркском метро.

• The Doom That Came to Atlantic City должен был стать вариантом известной всем «Монополии», только в лавкрафтовском стиле, с Ктулху и прочими. Увы, Атлантик-Сити может спать спокойно, рок к ним так и не заглянет.

Что еще важнее, краудфандинг это не сбор пожертвований. Как правило, вкладчики получают за свои деньги какую-то награду. Либо реальный товар, либо иной продукт (фильм, игру, музыку). В первом случае много не заработать, большая часть денег уйдет на производство самого товара, чрезмерную наценку потребитель не оценит. Поэтому платить за разработку и организацию производства часто приходится из своего кармана, а на Kickstarter приходить с уже готовым (почти готовым) товаром для сбора предзаказов и рекламы.

Хорошим примером могут служить очки виртуальной реальности Oculus Rift. Их начинали делать чуть ли не в гараже на чистом энтузиазме, деньги и спонсоров разработчики нашли сами, а Kickstarter только помог собрать средства на производство опытной партии для рассылки разработчикам.

Если же речь не идет о чем-то вещественном, все становится сложнее. По статистике, 90% всех денег приносят награды дороже 25 долларов. Конечно, популярность мелких взносов выше, но денег с них мало. Посчитайте цифры сборов Star Citizen: если разделить 15 млн долларов на 220 тысяч игроков, то получится, что сумма среднего взноса составляет почти 70 баксов!

• Люди охотнее всего платят за то, чего у них нет. На этом основывается популярность краудфандинга. Вот и Kickstarter-стратегия Planetary Annihilation решила продавать доступ в альфу за $90, то есть дороже, чем будет стоить игра после релиза.

Так что для нормальных сборов нужно предложить вкладчикам что-то стоящее. И опять игры оказываются в выигрыше: кто отдаст 50-70 долларов за цифровую копию документального фильма или трэшевую музыку? Зато за игру могут заплатить и больше, особенно если игровых бонусов подсыпать да эксклюзивный доступ на бета-тест обеспечить. При этом никаких затрат на производство, разве что для сверхдорогих опций можно включить рассылку постеров и копеечных сувениров. Продажа воздуха в чистом виде!

Папа и мама разводятся

С приходом игр все остальные разделы отодвинулись на второй план. В 2012 году игры внезапно стали самым популярным разделом из $320 млн собранных денег на них пришлось $83 млн, притом что игровой бум набрал силу только во второй половине года. Многие игроки даже начали воспринимать Kickstarter исключительно как игровой сайт и сильно удивлялись, когда находили там что-то еще.

• Для успеха на Kickstarter важны не только идея и репутация ко мaнды, но и красивое оформление. Часто на подготовку артов и съемку видео уходят тысячи, а то и десятки тысяч долларов.

Однако тут же вскрылись все недостатки сервиса. Изначально он был предназначен для финансирования небольших безумных затей, которые никогда не смогли бы получить деньги обычным путем: 5-10 тысяч баксов, но уж никак не миллионы. За четыре года существования Kickstarter было запущено более сотни тысяч проектов, но больше $100 тысяч набрали всего около семиста. Более миллиона сорок один.

Для игр эти рамки оказались тесными. Тем, кому действительно нужны деньги на игру, может не хватить ни ста тысяч, ни даже миллиона. В свою очередь, тем, кто свою игру уже сделал, а теперь хочет устроить пиар-акцию и собрать побольше предзаказов, мешают ограничения по времени и условие возврата денег в случае недобора средств. Поставишь слишком низкий лимит, например тысяч в триста, соберут их и успокоятся, а в худшем случае подумают, что проект дешевка, и пройдут мимо. Поставишь цель в пару миллионов рискуешь остаться и вовсе ни с чем.

• Kickstarter последний шанс для возрождения непопулярных жанров. Фанаты космосимов, например, получили не только Star Citizen, но и весьма перспективные Elite: Dangerous и Limit Theory.

Поэтому инди-индустрия начала активно искать новые пути выхода на рынок, а многочисленные клоны Kickstarter стали расти как грибы после дождя. Из интересного стоит отметить специализированный ресурс Gambitious для краудфандинга игр, который так и не взлетел, что и понятно, так как его создатели зачем-то полностью скопировали все правила и ограничения Kickstarter, после чего расслабились, закурили и начали ждать успеха. До сих пор ждут; за год собрали деньги на одну игру, железнодорожный симулятор Train Fever.

Куда большего добился сервис Indiegogo, владельцы которого предложили более льготные условия: срок сбора до 120 дней, возможность взять деньги, даже если собрать всю сумму не удалось, поддержка PayPal. Но даже Indiegogo за 2012 год собрал всего $15 млн, что, конечно, совершенно несерьезно.

• Пожалуй, главным предназначением Kickstarter является возможность выступить против тоталитарного правления издательств, кормящих игроков штампованными проектами, поддержать инакомыслящих инди-диссидентов.

Поэтому самым перспективным путем по-прежнему остается самофинансирование. Так, например, студия Introversion Software решила не идти со своей стратегией Prison Architect на Kickstarter, завела собственный сайт и собрала за месяц $370 тыс. Если бы дело было на Kickstarter, наверняка бы собрали больше еще бы, симулятор тюрьмы от создателей Darwinia! Нате вам миллион, даже два!

Однако не спешите с выводами. Пусть студия не смогла повторить подвиг Криса Робертса, но, тем не менее, за тот же период (оба проекта стартовали почти одновременно) собрала уже почти $6 млн и явно не собирается останавливаться. Учитывая низкий бюджет игры (2D-графика на уровне девяностых годов), ее можно считать успешной уже сейчас, на стадии альфа-теста.

Долой барьеры

Как и многие явления, которые на первый взгляд кажутся совершенно независимыми, феномен Kickstarter является лишь небольшой частью глобальных процессов, протекающих в игровой индустрии. Если говорить кратко, их суть в удалении посредников, уничтожении всех барьеров, находящихся между игроком и желаемыми им играми.

Давным-давно студиям приходилось рассылать кассеты и картриджи по почте. Затем на сцене появились издатели, игры завезли в магазины, и купить их стало чуточку легче. Когда появились онлайновые сервисы, покупки стали делать не выходя из дома. Получив удобный способ доставки игр до игроков, инди-студии начали отказываться от издателей: никакой свободы, куча ограничений, слишком низкая эффективность работы (шутка ли, кормить целый штат менеджеров). Теперь же индустрия убирает последние барьеры: фанаты получили возможность напрямую, с помощью собственного кошелька, облегчать путь на рынок наиболее интересным им проектам.

• После успеха Oculus Rift многие компании активизировали разработку шлемов виртуальной реальности. NVIDIA, например, показала ранний прототип собственного «шлема» размером с обычные очки.

Правда, убрав эти самые последние барьеры, игровое сообщество вынуждено будет взвалить на себя груз тех проблем, которыми ранее занимались издатели. Для примера, вспомните десять отмененных игр, о которых вы слышали в последнее время. Нет? Ладно, хотя бы пять. Да, тут уже попроще... А ведь на деле в мусорку отправляют чуть ли не половину всех проектов, вот только игроки о них ничего не знают, большая часть тихо и мирно протягивает ноги задолго до анонса, еще на стадии предпродакшена или создания прототипа. А вот отмена анонсированной игры действительно редчайший случай, вспомнить который не так-то просто.

Зато теперь игрокам придется лично иметь дело с последствиями неразумного выбора. Аналитики считают, что до релиза доживет лишь треть от всех запущенных на Kickstarter проектов, и реальная статистика это подтверждает: в 2009 году до релиза дошло 40% игр (правда, их и было всего пять), в 2010 году 33%, в 2011 году 30%.

• Что это? Э-э-э… Это… Похоже, так делают Project Eternity. Сами понимаете, издателя нет, никто у разработчиков над душой не стоит, вот и работают как хотят. Безобразие. А ну-ка, живо за работу! Слышишь?

Проблемы могут возникнуть самые разные. Так, например, создатели мобильной стратегии Star Command решили собрать $20 тыс. Игроки собрали почти вдвое больше. Вот только потратить их на игру не удалось: часть денег ушла на регистрацию компании, другая часть на печать обещанных постеров и оплату почтовых расходов по их доставке. В результате ребята залезли в долги на $50 тыс. Впрочем, потом они запустили вторую успешную акцию по сбору денег на PC-версию игры и собрали $150 тыс., предусмотрительно возложив все почтовые расходы на игроков. Игра уже вышла на мобильных платформах, стала очень успешной, и все закончилось хеппи-эндом.

А ведь могло и не закончиться. Похожая история случилась с одним шустрым товарищем, решившим выпустить настольную игру The Doom That Came to Atlantic City. Товарищ заказал игру у известных дизайнеров, собрал на Kickstarter вместо требовавшихся $35 тысяч аж $122 тысячи, вот только игру выпускать не будет деньги кончились, почти все ушли на создание компании (в США это действительно может быть весьма дорогим удовольствием). На игру же ничего не осталось. Посыпав голову пеплом, организатор признал, что он идиот и не умеет вести дела, пообещав вернуть все деньги, только не сейчас, сейчас ему самому нужно найти работу, чтобы на что-то жить.

• Вот так-то лучше. Работать отсюда и до заката! Совсем от рук отбились.

Но, сколько бы ни было провалов, сколько бы процентов игр ни дошло до релиза, факт есть факт: краудфандинг работает, предоставляя игрокам и разработчикам уникальный шанс поработать рука об руку. К примеру, в то время, когда писалась эта статья, состоялся релиз ролевой игры Shadowrun Returns, одного из крупнейших Kickstarter-проектов, собравшего $1,8 млн. Игра пока не стала абсолютным хитом, ее ругают за излишнее упрощение интерфейса в угоду мобильной версии, за недостаток ролевых элементов (даже лута нет!) и чрезмерное количество текста (хотя и весьма занимательного).

Однако же игра нашла свою аудиторию. Положительные отзывы заглушают критическое бурчание, а наличие мощнейшего редактора гарантирует, что игровое сообщество с помощью модов вскоре допилит игру до угодного ему состояния.

* * *

Из всего сказанного можно сделать вывод, что пациент скорее жив, чем мертв. И речь идет не о сервисе Kickstarter, у которого дела идут лучше некуда, а об игровом краудфандинге в целом. Спасибо Шейферу и Kickstarter, что они сумели свести игроков и разработчиков вместе. Конечно, их союз не будет легким. Студии будут объявлять себя банкротами, сроки релиза будут переноситься по десять раз, игры будут получаться не такими, какими их ждали, а некоторые и вовсе не появятся на свет… Но пока это единственный путь для создания проектов, которые просто не могли бы появиться другим способом.

Кто-то может сказать, что Kickstarter не более чем баловство, что собранные за 2012 год $83 млн равны бюджету одного-единственного блокбастера… И будет неправ. Маленький Kickstarter уже сейчас меняет большую игровую индустрию: по словам культового гeймдизайнера Криса Авеллона, работающего сейчас над Project Eternity, издатели были очень удивлены, какое внимание игроки оказали классическим RPG, одной за другой собиравшим миллионы долларов.

«К нам обратилось сразу несколько компаний, заявив, что за такую цену они и сами были бы не против создать олдскульную RPG типа нашей мол, риски будут куда ниже, чем с играми ААА-класса. Это меня просто ошарашило. Я не думал, что издатели готовы на столь радикальный пересмотр своих взглядов», заявил Крис. Так что главная сила краудфандинга не столько в играх, сколько в возможности показать издателям хороший пример, наглядно продемонстрировать, за что на самом деле готовы платить игроки.

Последнее препятствие

Говоря о барьерах между играми и игроком, стоит упомянуть, что одним из этих барьеров являются сами разработчики. Ведь кто лучше всего знает собственные вкусы, как не сами игроки? Рано или поздно этот барьер тоже может рухнуть, и игроки начнут создавать игры самостоятельно. К этому все и идет: инструменты для разработки игр становятся все мощнее и проще, в движке Unity может разобраться даже школьник, появляются специальные игры-редакторы, начиная от RPG Maker и заканчивая грядущим Project Spark на Xbox One.

Даже сейчас сообщество фанатов способно осилить вполне серьезный проект. Например, вчерашний школьник, 19-летний американец из Айдахо, вместо того чтобы пойти в университет или найти работу, засел за создание мода Falskaar для The Elder Scrolls 5: Skyrim. Он потратил на него целый год (2000 часов!), создав в помощь комaнду фанатов из более чем ста человек. Он даже провел прослушивание и выбрал 29 человек для озвучки 54 персонажей. В результате получилась совершенно новая игра с 25 часами гeймплея. Все это он сделал с одной целью добиться работы в студии Bethesda.

Как видите, игра может быть создана и без денег, и без комaнды профессионалов. Нужен лишь подходящий инструмент. Конечно, какими бы ни были инструменты, не каждый сможет осилить эту задачу, но ведь и книгу не каждый может написать, хотя печатать умеют все.

Nintendo после E3

Впечатления от презентации новых игр

После E3 российское представительство Nintendo устроило мероприятие для тех журналистов, которые по каким-то причинам не успели съездить на выставку в Лос-Анджелесе или не смогли добраться до стендов с играми. И хотя мы были на Е3 и видели все показанные там игры (читайте наш подробный репортаж в предыдущем выпуске «Игромании»), упускать возможность более детально ознакомиться с ближайшими проектами Nintendo было бы глупо.

Презентационная часть была невероятно короткой, журналистов не стали утомлять часовой нарезкой из всех-всех трейлеров с Nintendo Direct и предложили подойти к демостендам. Игр было достаточно, но самая большая толпа собралась у консоли с Bayonetta 2.

Buy! О нет! А-а-а!

С Байонеттой на экране постоянно творятся безумные вещи. То она сражается с монстрами верхом на реактивном истребителе (решительно непонятно, как у самолета получается летать с поврежденным корпусом и оравой чудовищ на нем), то отбивается от огромного демона на поезде. По насыщенности событий и их эпатажности одна сцена из Bayonetta 2 смело бросает вызов старым Devil May Cry. Дeвyшка лихо сплетает удары в комбо, а потом заставляет ангелов почувствовать все оттенки боли и страданий: колдовством призывает пыточное устройство и лихо отправляет противника страдать перед абсолютным уничтожением.

• Волнующие paкурсы и феноменальная пластика - Байонетта совсем не изменилась.

От фирменного безумия к милым видеоиграм. Рядом с Pikmin 3 тоже собралось достаточно журналистов. Изначально игра разpaбатывалась для Nintendo Wii и по ощущениям сильно напоминает вторую часть. Это стратегия, в которой необходимо управлять пикминами. Пикмины разноцветные антропоморфные растения. Разные существа подходят для определенных задач, но чаще всего собираются в толпу и либо перетаскивают объекты словно муравьи, либо нападают на противника. Концептуально очень похоже на Overlord с его разнокалиберными миньонами. В Pikmin 3 появился новый тип пикминов каменные. Они наносят больше повреждений, да и сами выдерживают различные атаки.

Собирать пикминов и комaндовать ими было интересно, но по соседству показывали The Wonderful 101. Чем-то этот проект напоминает Pikmin, который разогнали до сверхзвуковой скорости и поставили во главу самого Хидэки Камию, над игрой работает Platinum Games. По уровню перемещается группа героев, которая легким росчерком стилуса превращается во что-нибудь cмepтоносное и жутко нелепое, как мегазорд из Power Rangers: супергерои в разноцветных трико формируют огромные кулаки, клинки и пистолеты. Иначе Землю от инопланетных захватчиков не защитить.

Грибные кущи

Грибное королевство также в большой опасности, но в Super Mario 3D World главный герой не один. В многопользовательском режиме спасать мир помогают Луиджи, Тоуд и принцесса Пич. Игра вчетвером становится слишком хаотичной: герои Грибного королевства переодеваются в кошечек (разноцветных!) и бегают по стенам. В то же время придется искать монетки для доступа к новым уровням, а в компании это будет сделать труднее. Изучать уровень в одиночку намного приятнее, тебя никто не торопит, темп прохождения определяется самостоятельно.

Кошачий костюм является одной из основных особенностей новой игры. В нем отлично получается цепляться за стены, да и на флагшток карабкаться в таком наряде намного удобнее проще добраться до вершины и получить дополнительную жизнь.

• Проще всего The Wonderful 101 описать так: Pikmin скрестили с Viewtiful Joe.

Вполне возможно, что на кошечках в Nintendo не остановятся и смогут придумать что-нибудь более веселое например, интересные уровни, в которых придется по максимуму задействовать новый костюм. Тем не менее играть в Super Mario 3D World весело, хотя еще на Nintendo Direct стало понятно, что масштаб у игры все-таки не такой, как у Super Mario Galaxy.

Похожим образом обстоят дела и у следующего проекта. У нового Mario Kart 8 на Wii U вряд ли получится удивить поклонников серии: возможность выбрать мотоцикл вместо карта уже была в одной из игр, а главная фишка, антигравитационные трассы, не приносит в Mario Kart ничего сверхъестественного. На треках и до антигравитационных участков были возможности срезать путь. Ощущения новизны, как это было с глайдерами в Mario Kart 7, почти нет.

Разве что оппоненты теперь могут находиться на разных плоскостях и это сможет повлиять на использование некоторых бонусов: сложно будет попасть в лидера гонки над вашей головой зеленым панцирем или ловко кинуть ему кожуру от банана под колеса! Трассы при этом совершенно нехитрые, но тут стоит сделать скидку на тот факт, что в демоверсии был стартовый чемпионат.

В определенном случае антигравитация создает неудобства для игрока. Если вы странный человек и управляете картом при помощи встроенных в контроллер гироскопов, то участки, где можно кататься по стенам, будут вызывать только раздражение: paкурс камеры немного меняется, поэтому управлять картом и аккуратно входить в занос становится крайне трудно.

Братское чувство

От Марио переходим к его брату. New Super Luigi U уже давно вышел и, без шуток, показался нам самой хардкорной игрой на мероприятии. Все дело в управлении. В движениях Луиджи чувствуется инерция, прыгает он выше и может немного парить в воздухе с такой маневренностью можно запросто попасть в неприятную ловушку, что у сантехника в зеленой кепке прекрасно получается.

У стенда с Super Luigi U печалились промоутеры, сатанели журналисты… казалось бы, второй этап, шестеренки со встроенными огнеметами, стоит только вовремя совершить пару прыжков и победа в кармане! Но нет, из героя делали жаркое, жизни уходили одна за другой.

• A Link Between Worlds играет на чувствах поклонников серии. Подход не совсем правильный, но A Link to the Past в свое время была хорошей игрой.

Тревога усиливалась и при взгляде на таймер. На выполнение уровня отводится всего сто секунд. Вперед, Луиджи! Ты сможешь! Удивительно, но на мероприятии мы впервые увидели, как перепутали самого узнаваемого персонажа Nintendo. «Я спас Луиджи!» искренне радуется один промоутер. «Это Марио», с улыбкой отвечает ему дeвyшка. Ввиду того, что 2013 год для Nintendo год Луиджи, звучит это особенно забавно.

Играть после Super Luigi U в новый Yoshi’s Island на Nintendo 3DS одно удовольствие. Динозаврик Йоши все так же бежит вперед, лопает зазевавшихся монстров, откладывает яйца и запускает их. Демонстрационный уровень оказался совсем нехитрым. Знай беги себе вперед, изредка сбивай облака яйцами. После нескольких этапов Йоши сталкивается с боссом огромной летучей мышью. Чудовище хаотично перемещается по экрану, а динозаврику нужно три раза попасть в босса. Демка совершенно не показательная.

Обезьяна на пальме

Еще один платформер, Donkey Kong Country: Tropical Freeze (рецензию на игру вы можете прочитать в прошлом выпуске «Игромании»), не прощает ошибок, как Super Luigi U, но в то же время управляется гораздо отзывчивее. Конгу на этот раз противостоят не пираты, а викинги; уровни стали разнообразнее, а обезьяна Конг научилась плавать под водой.

Намного больше впечатлила новая The Legend of Zelda: A Link Between Worlds. Несмотря на тот факт, что действие происходит в тех же локациях, что и The Legend of Zelda: A Link to the Past, подземелья решили полностью изменить. Дело в том, что Линк научился сливаться со стенами, становиться плоским, словно изображения фараонов на стенах пирамид. Возможность прилепиться к стене пока что обыграна только в паре ситуаций мы таким образом протискиваемся сквозь зарешеченные окна или обманываем движущиеся платформы, перед которыми стоит стена.

• В момент выхода Wind Waker ругали за излишне мультяшную графику, зато она совершенно не стареет.

Игра вызывает некоторые опасения. Нам невероятно нравится The Legend of Zelda: A Link to the Past. Некоторые игроки наверняка прошли ее два-три раза, тем более что игру уже переносили с Super Nintendo на Game Boy Advance. В данном случае ремейк стал трехмерным, мир чуть-чуть изменили в некоторые места никак не попасть без сплющивания. С другой стороны, многие либо в эту часть не играли, либо немного подзабыли.

В любом случае на Nintendo 3DS было бы интересно увидеть или новую игру (впрочем, на Wii U такая уже готовится), или ремейк чего-то масштабного вроде Wind Waker. Раз уж с Ocarina of Time получилось все прекрасно, то почему бы не пойти дальше?

Пока что это мечты, а The Legend of Zelda: Wind Waker с Nintendo GameCube в HD-переиздании доступен для Wii U. Вообще-то это именно та игра, для которой графика не имеет особого значения, потому что визуальный стиль достаточно лаконичный такие проекты не стареют и всегда смотрятся хорошо.

Управление немного изменили, работа с инвентарем осуществляется посредством тачскрина на контроллере, прицеливаться предлагают гироскопом или стиком. В демоверсии предлагали пройти обучение в небольшом поселке или сразу же столкнуться с боссом. Wind Waker приятно выглядит и удобно управляется, поэтому если вы по какой-то причине пропустили игру на GameCube, то самое время ее приобрести.

Про главный осенний релиз Nintendo, Pokemon X & Y, почти ничего не рассказали, зато пообещали, что старт продаж игры (имеются в виду физические копии) в России будет совпадать с официальной датой релиза 12 октября 2013 года.


Might and Magic Heroes 6

«…Герои, битвы, замки — все это загнанно в тесные рамки шаблонных, бедных, скучных карт и, по задумке авторов, должно как-то само по себе развлекать. В сюжетной кампании это все дополнено еще и беспощадным русским фэнтези, а все кат-сцены напоминают YouTu...

26 04 2024 17:27:50

Duke Nukem Forever: креативим, черт возьми!

Друзья! Если вас мучает жажда творческих свершений, за которые еще и выдают призы, — тогда вы попали по адресу! Запоминайте последовательность действий: загружаем через Steam демоверсию Duke Nukem Forever; добираемся до рисовальной доски,…|Игромания...

25 04 2024 21:38:36

Armed Assault 2

события сиквела имеют место в Республике Чернорусь. И хотя чехи уверяют, что государство вымышленное, все и так понятно: нас снова ждет встреча с людьми в знакомой форме и на российской технике. Будут и новые группировки, в большинстве своем враждебные иг...

24 04 2024 9:38:11

В Crowfall есть морские свинки-берсерки

26 июля компания «Иннова» презентовала Crowfall — MMORPG, в которой сочетаются элементы стратегии, выживания и «песочницы». За разработку отвечает ArtCraft Entertainment, а также такие мастодонты…|Игромания...

23 04 2024 14:38:26

«Могучая кучка»: как «» справляет новый год

Новый год — тот праздник, который все же должен быть у всех. Даже у редакторов и авторов «Игромании»! Конечно, есть и свои особенности: нам нужно следить за сайтом, чтобы вам было что почитать в новогодние…|Игромания...

22 04 2024 12:24:23

Маленькое чудо. Тестирование нетбуков

если год назад это были в основном MSI и Acer, то сегодня только ленивый не выпускает нетбуки. Поэтому мы снова собрали несколько моделей и протестировали их. К тому же на носу 8 Марта и наша статья может стать неплохим руководством по выбору подарка люби...

21 04 2024 15:37:26

Видеотест 2

Есть какая-то зловещая ирония в том, что игра про тяжелые времена в истории Японии выходит именно в тот момент, когда для этой страны наступила просто-таки черная полоса: одна природная катастрофа спровоцировала другую и вытолкнула нацию на порог…|Игромания...

20 04 2024 18:52:53

Order of War: Challenge

Игра Order of War, кажется, наконец-то закрыла тему Второй мировой в RTS — в ближайшее время в этой нише ожидается только R.U.S.E., но он больше про обман и хитрость, чем высадку в Нормaндии. Белорусская студия Wargaming.net, по сути,…|Игромания...

19 04 2024 2:47:48

Обзор Collapsed. «Sci-fi Dead Cells» от украинских разработчиков

Успешные игры часто форсируют производство новых проектов в том же жанре: с подобными механиками или даже с аналогичным визуальным стилем. В прошлом году Dead Cells — рогалик, вдохновлённый The Binding of Isaac и Symphony of the…|Игромания...

18 04 2024 3:49:41

Косплей недели: Control, Persona 5, Horizon Zero Dawn, Darkest Dungeon, Heavy Metal F.A.K.K. 2

Джулия — Heavy Metal F.A.K.K. 2 У научно-фантастического мультфильма «Тяжёлый металл 2000», который в своё время прославился обилием жестокости, обнажёнки и нецензурщины, было прямое продолжение в виде шутера Heavy…|Игромания...

17 04 2024 7:57:55

Украшение строптивого. Покраска корпуса и установка дополнительных светодиодов, часть 2

"...Новогодние праздники за плечами, организм успел налиться сил и окрепнуть после долгих "оливье" с ершиками. Самое время сделать что-нибудь красивое, доброе, чтобы всем стало невыразимо страшно. Как и было обещано в прошлом номере, мы продолжаем заседан...

16 04 2024 4:47:53

Горячая линия: игрострой

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом #dev (в начале сообщения печатаете слово #dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

15 04 2024 23:25:27

Интересное в Сети

В этом выпуске: рисование песком, хроника увольнений, социальная сеть шахматистов, самый удобный видеопоисковик, вебдванольные обои и очередная подборка флэш-пожирателей времени с осьминогами, кибермотоциклами и военным врачом...

14 04 2024 15:34:32

Escape from Paradise City

...Основное наше занятие — постоянное избиение бандитов всех мастей, из которых выпадают деньги, ценные предметы (их можно продать в магазинах) и очки опыта......

13 04 2024 6:16:38

Руководство и прохождение по "Lords of EverQuest"

Я обрушусь на тебя, подобно скверному заклинанию! Мартин Скотт “Фpaкс-ловкач” Обычно многопользовательские игры создаются по мотивам уже состоявшихся и хорошо известных в среде игроков обычных стратегий или ролевых игр. Пример тому — сери...

12 04 2024 10:15:29

Самые ожидаемые игры 2014 года. Часть 2

Часть 1 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 По просьбам наших читателей мы публикуем список самых ожидаемых, по мнению редакции «Игромании.ру», игр 2014 года. Год обещает быть очень насыщенным, так что статья будет состоять из…|Игромания...

11 04 2024 13:24:50

Цифровая жизнь

Последние новинки из мира цифровой техникиPalm Zire 72 (КПК с цифровой камерой), Olympus C-370 ZOOM (просто цифровая фотокамера), Samsung SGH-i700 (смартфон), iRiver iFP-900, MPIO FL300, MSI Mega Player 516 BT (MP3-плееры)...

10 04 2024 11:28:24

Руководство и прохождение по "Return to Castle Wolfenstein"

“Этот новый графический движок сейчас не такой уж и новый. Я, пожалуй, поработаю над голографическим”. John Carmack, Wolfenstein 3-D ReadMe Сдается мне, что автор сюжетной части дизайн-документа перед работой поел смешного варенья....

09 04 2024 16:23:43

Игровой компьютер Flextron VIP 3C

вылитый гоночный болид: красный лакированный металл, воздухозаборники по бокам и снизу, заглушки отсеков в виде радиаторной решетки. Дополняет картину большая кнопка включения с надписью Start Engine. Стандартный набор разъемов USB, FireWire и аудиовыходы...

08 04 2024 7:51:54

Дальнобойная артиллерия. Увеличиваем радиус действия радиомыши

    Компьютер невозможно представить без клавиатуры и мышки. Долгое время существовали только проводные версии манипуляторов. Но сейчас есть беспроводные варианты этих устройств с использованием инфpaкрасного порта (ИК),…|Игромания...

07 04 2024 20:47:53

LEGO Batman 2: DC Super Heroes

«…Поклонники вселенной DC Comics запросто влюбятся в LEGO Batman 2 до беспамятства. В первой же игровой сцене Джокер срывает церемонию награждения «Гражданин года», чем явно радует Лекса Лютора, расстроенного тем, что премия досталась не ему, и огорчает Б...

06 04 2024 1:30:44

Godus

«…В Godus вам вновь предстоит играть роль бога. Вы могущественны, парой кликов вы можете воздвигнуть горы и сровнять их с землей. Однако, как в Populous и Black & White, способности игрока будут зависеть от количества последователей его религии. Зато на э...

05 04 2024 15:34:57

Тест

Про просьбам наших читателей мы публикуем список самых ожидаемых, по мнению редакции «Игромании.ру», игр 2014 года. Год обещает быть очень насыщенным, так что статья будет состоять из нескольких частей. Перед вами — часть первая.…|Игромания...

04 04 2024 10:35:15

Руководство и прохождение по "The Settlers 7: Право на трон"

Мир веселых бюргеров, таскающих бревна по дорожкам, вернулся к своим истокам. Вот только игрок — чужой на этом празднике жизни. Он не король и не бог, а всего лишь бухгалтер, изнуренный цифрами....

03 04 2024 4:53:48

Трое из ларца. Обзор новых смартфонов Nokia на базе Symbian^3

«…В декабре-январе в магазинах появятся новые смартфоны Nokia под управлением последней версии операционной системы Symbian — Symbian^3. Сначала на прилавки попадет моноблок с сенсорным экраном Nokia C7, затем — еще один тач-моноблок, чуть подешевле, Noki...

02 04 2024 5:21:33

Как принимают на работу в игровую компанию

перспектива устроиться в известную игровую компанию кажется многим несбыточной мечтой. Но так ли все сложно на самом деле? Мы поинтересовались правилами приема на работу в легендарную “К-Д ЛАБ”...

01 04 2024 4:25:20

Первый взгляд. NHL 2004

>  Как правило, выход очередного спортивного симулятора от EA Sports — событие довольно заурядное: в названии игры появляется еще одна циферка, а на стволе гeймплея вырастают новые веточки со вкусно пахнущими плодами. О...

31 03 2024 23:52:43

Гайд: Какой корабль выбрать в Sea of Thieves

Игрокам в Sea of Thieves доступно всего три корабля — шлюп, бригантина и галеон. При этом каждый из них обладает особыми хаpaктеристиками, а заодно своими достоинствами и недостатками. В этом гайде разберёмся, какой корабль лучше…|Игромания...

30 03 2024 13:35:26

Дмитрий Гусаров (Katauri Interactive) рассуждает о прошлом, настоящем и будущем

«...Лучше перестать делать игры, чем начать делать трэшак, ведь это откровенное глумление над любимым делом. Да и ребята вокруг тоже с амбициями, все хотят делать шедевры и никак не меньше...»...

29 03 2024 4:25:21

Doctor Who: The Adventures Blood of the Cybermen

«…На этот раз нам предлагают напрочь лишенную интриги вариацию на тему знаменитого фильма «Нечто» (или «Оно» в некоторых переводах), только вместо биологических монстров на ученых-полярников, раскопавших во льдах Арктики что-то малоприятное, нападают мон...

28 03 2024 22:18:59

Обзор Faeria. Покарай меня, большая черепаха!

С появлением Hearthstone жанр цифровых ККИ расцвел пышным цветом. На смену клонам Urban Rivals с обязательной кнопкой pay-to-win пришли порты настолок и самобытные проекты. На фоне тысяча первой попытки повторить успех Blizzard релиз Faeria стал…|Игромания...

27 03 2024 21:32:27

Обзор игры Burnout Paradise Remastered. Подтянуто и дополнено

Десять лет — довольно большой срок по меркам игровой индустрии. Уже давно в жанре аркадных автогонок стали привычными и открытый мир, и разнообразные состязания и заезды, и масса второстепенных развлечений, которые ненавязчиво отвлекают от…|Игромания...

26 03 2024 1:38:53

Лучшее оружие в мультиплеере Call of Duty: Modern Warfare. Гайд по прокачке

Modern Warfare образца 2019 года заметно освежила мультиплеер серии. Новый ТТК, новые режимы игры... а система «Оружейник» значительно расширила возможности кастомизации оружия. Хоть пушек в игре не так уж и много, благодаря этой…|Игромания...

25 03 2024 21:48:30

Петька 5. Конец игры

Кто поймет все эти месседжи, тот, безусловно, большой молодец. Ей-богу, “Петьку” можно одинаково рассматривать и как очередной лубочный “типа квест”, и как полотнище, достойное какого-нибудь художественного кружка концептуалистов-энтузиастов. Скажем, Петь...

24 03 2024 13:57:27

Краткая история шутеров: часть III. Онлайн, смешение жанров и возвращение классики

В первой части «Краткой истории шутеров» мы вспомнили эпоху зарождения FPS как отдельного игрового жанра. Во второй — рассказали про его эволюцию в нулевые. Теперь пришло время подбить итоги уходящего…|Игромания...

23 03 2024 12:36:19

Руководство и прохождение по "Worms 3D"

“Рожденный ползать...” Разработчики! В этой статье описана игра “Worms 3D”. Рассказано о ее наследии, особенностях, внесенных трехмерностью; я несколько сетую на не самое удачное интерфейсное решение и предлагаю методы возможного умен...

22 03 2024 23:36:26

Creature Conflict: The Clan Wars

в далекой-далекой галактике за владение крохотными планетами сражаются добрые и милые зверюшки: бобры, гориллы и прочие клиенты ветеринаров. Как проходят баталии? Да примерно так же, как в Worms 3D...

21 03 2024 20:11:44

Arcturus

“В системе затерянной в космосе звезды Арктур есть пригодная для жизни планета. Планету населяют две расы, Lumerans и Xizons. Расы, конечно, очень разные, и, вероятно, по этой причине находящиеся в состоянии перманентной войны. Вы уже заскучали?”...

20 03 2024 15:27:38

Гайд: Где найти люки в Dead by Daylight

Люк — это последняя надежда для «мирного» игрока в Dead by Daylight. Только если убийца не найдёт и не закроет путь к бегству. Так что знать, когда и где спавнятся люки, стоит обеим сторонам.  Когда появляется…|Игромания...

19 03 2024 21:44:12

Fable Heroes

«…ничего общего с оригинальной трилогией у Fable Heroes нет даже на уровне арт-концептов. Тут четыре страшные куклы с глазками-пуговичками бегают по картонным деревенькам и размахивают игрушечными мечами, а вместо пастopaльных европейских пейзажей — какая...

18 03 2024 12:36:38

Руководство и прохождение по "Космические Рейнджеры"

Безбрежная чернота космоса, пронизанная солнечным ветром и астероидами. Сотни миров, которые ждут вас и надеются на вашу помощь, все равно, денежную или военную. Множество конкурентов и один злобный враг на всех. Что-то похожее было раньше, в моих про...

17 03 2024 2:24:43

В центре внимания "Периметр"

“И вот тут в голове и засветилась надпись: ОДНОРОДНЫЙ SQUAD! Точно, почему бы легионерам не быть всегда объединенными в группы (сквады), которые управляются по одной схеме и состоят из юнитов одного типа (кроме смешанных базовых групп)? То есть выделить о...

16 03 2024 4:53:30

Первый взгляд. ParaWorld

Не секрет, что действие большинства современных RTS разворачивается или в будущем, или в прошлом, или, на худой конец, в фэнтези-мире. Другие варианты мало популярны. Однако и по сей день находятся смельчаки, не боящиеся свернуть с прото...

15 03 2024 7:30:49

BattleBlock Theater

«…Игра стартует с того, как главный герой со своим другом Хэтти Хэттингтоном и парой сотен статистов плывут на корабле «Дружба», распевая заводные песни, а потом все внезапно попадают в серьезное кораблекрушение недалеко от таинственного острова. Как выяс...

14 03 2024 20:30:35

Мастерская: Игровые редакторы

   TRON 2.0 Редактор карт    Где взять:    http://bvinteractive.go.com/tron/sections/downloads/tron_tools.zip или с нашего компакта либо DVD…|Игромания...

13 03 2024 10:56:39

The Order: 1886

После показа самого первого трейлера The Order: 1886 на E3 казалось, что все с игрой ясно: четыре героя, у каждого из которых явно будет уникальная специализация, много нечисти и оружия — да это же чистый Left 4 Dead, только от третьего лица,…|Игромания...

12 03 2024 2:53:21

Даты выхода локализаций и отечественных проектов

Перед вами обновленный список отечественных локализаций и проектов.Данная таблица состоит из двух разделов, которые, в свою очередь, делятся на подразделы:1) ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ. Сюда помещаются все те игры, которые недавно поступили в продажу и которые...

11 03 2024 22:33:28

Jagged Alliance 3D

государство и власти исчезли бесследно, за пределами городов творится полнейший беспредел: все воюют со всеми, население передвигается исключительно на автомобилях, обвешанных броней и самым мощным оружием, а фермеры вспахивают поля на отдаленном подобии...

10 03 2024 16:57:14

XIII век: слава или cмepть

...напоминает Medieval II, которому ампутировали глобально-стратегический режим и осадно-штурмовые мероприятия (хотя бои на городских улицах в некоторых миссиях все же намечаются)......

09 03 2024 6:10:10

Алфавитный список игр в номере

3D World War II 4x4 Evolution Age of Empires Age of Empires II Age of Sail 2 (Век Парусников 2) Age of Wonders America : No Peace Beyond the Line American McGee's Alice Arabian Nights Art is Dead Baldur's Gate 2: Throne of Baal Baldur'...

08 03 2024 17:51:16

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::