Киберспорт. StarCraft
Тактическое руководство
Величайшая стратегия всех времен именно так называют StarCraft его поклонники, к коим относится и ваш покорный слуга. Действительно, выпущенная в 1997 году, она остается непревзойденной до сих пор, и только у выходящего вскоре Warcraft III есть шансы постепенно уменьшить ее популярность. Но это произойдет не так скоро официальные сервера Battle.net забиты игроками, не говоря уже о присутствии огромнейшего количества неофициальных серверов например, на базе FSGS.
Чем же так интересен StarCraft? В отличие от обычных RTS, в нем присутствует железный шахматный баланс, благодаря которому каждая партия между игроками превращается в настоящий поединок интеллекта и реакции.
Данное руководство не претендует на то, чтобы описать все основные стратегические понятия игры, тем более что полный сборник известных стратегий StarCraft вряд ли уместился бы даже в нескольких журналах. Однако, чтобы научиться достойно играть, вам вполне хватит описанных нами приемов, идей и принципов.
Основные ошибки
Зерги установили Extractor на гeйзере протоссов. Пока Zealot будет его ломать, прилетят муталиски. |
Учтите, в StarCraft нет понятия технического превосходства. Обычные юниты начального уровня порой бывают намного полезней Battlecruiser’ов и Carrier’ов. Ни один юнит в игре не устаревает со временем, напротив, те же стартовые Zealots протоссов весьма эффективны против тяжелых Siege Tanks и Ultralisks. Поэтому никогда не пренебрегайте их производством.
Основной принцип стратегического превосходства в StarCraft заключается в как можно большем количестве контролируемых ресурсов, за которые и идет основная борьба. Если вы твердо контролируете большинство полезных месторождений, считайте, что победа уже в ваших руках.
Многие новички совершают серьезнейшую ошибку: они как бы копят ресурсы. Внимание: в серьезной игре на руках игрока никогда не должно быть более 300-400 единиц минералов или газа разумеется, только если он не откладывает их на постройку какого-либо здания, например, для Command Center. Печально наблюдать, как противник разносит вашу базу, а вы, обладая огромным количеством ресурсов, не в силах ему помешать.
Исходя из вышесказанного, никогда не ограничивайтесь постройкой одного-двух зданий для производства войск. В противном случае вы волей-неволей начинаете бессмысленно копить ресурсы, в то время как могли бы потратить их на нечто более ценное.
Никогда не заказывайте юниты “в очередь”! В то время как вы заказали в одном Barracks очередь из пяти Marines, вы могли бы, имея пять таких зданий, заказать в каждом по одному Marine, и уже через минуту у вас было бы пять Marines и достаточное количество ресурсов для заказа новой пятерки.
Не пренебрегайте разведкой. Залог победы вовремя выбрать стратегию игры с учетом местоположения баз противника и расы, за которую он играет. Обидно, когда вы построили шесть Tanks и шесть Vultures, думая, что ваш противник протосс, а тут вас атакуют воздушные Mutalisks зергов. Опытные игроки седьмого-восьмого рабочего обычно посылают на разведку.
И наконец, как бы это очевидно ни звучало, грамотно используйте все ваши войска для уничтожения противника. В StarCraft нет универсальных юнитов! Если ваш оппонент оказался настолько туп, что послал к вам несколько Battlecruisers, действуйте уверенно. 15-20 Hydralisks или Dragoons быстро развеют в пыль его могучий флот.
Математика
Как бы ни были сильны морпехи в сочетании с медиками, оборону зергов им не пробить. |
StarCraft содержит несколько очень важных математических понятий, существенно влияющих на игру. Не зная их, вы можете совершить множество ошибок.
1) Все юниты имеют определенный размер: малый, средний или большой. В зависимости от размера определяется воздействие на них различных видов урона.
2) Наносимый юнитом урон бывает трех типов: Normal (100% всем юнитам, независимо от размера), Explosive (50% малым, 75% средним, 100% большим) и Concussive (100% малым, 75% средним, 25% большим). К примеру, Firebat (наносимый урон 16 единиц) атакует Ultralisk’a (юнит большого размера) и наносит ему лишь 4 единицы урона без учета брони. Все это относится лишь к хит-пойнтам! Поля любого юнита протоссов, независимо от его размера, всегда получают полный урон.
3) В игре существует понятие Splash Damage. Это зоны поражения того или иного оружия. Юниты со Splash Damage поражают сразу несколько стоящих вблизи врагов. Площадь действия бывает различной. Splash Damage подразделяется на два типа: Friendly и Unfriendly. В первом случае, если ваш юнит окажется в зоне поражения, ему тоже будет нанесен урон. Во втором случае урон в зоне поражения наносится только вражеским юнитам.
4) В StarCraft существует такое понятие, как “формула брони”. После того как компьютер определяет размер атакуемого юнита и высчитывает первичный урон, из полученного значения вычитается количество брони, измеряемое в единицах. В приведенном мной примере с Firebat и Ultralisk последний получает урон в 4 единицы. Однако если Ultralisk еще и полностью проапгрейжен в плане брони, из наносимого Firebat’ом урона вычитается 5 и получается в итоге 1. По логике SC (прошу не путать ее с математикой!) это означает: чтобы снять единицу жизни, Firebat должен ударить Ultralisk’a два раза. Не очень-то выгодно... Мораль старайтесь апгрейдить броню, как только появляется такая возможность.
Приведенная ниже статистика поможет начинающему игроку эффективно отражать атаки соперников. Как правило, большинство оппонентов среднего уровня выбирают довольно прямолинейную стратегию, используя не более двух типов юнитов, и неспособны перестроить план своей игры в случае провала. Благодаря этим данных игрок сможет разработать собственную работоспособную тактику. Термин “слабость” означает, что данный юнит малоэффективен против указанного типа врагов, а “эффективность”, наоборот, что именно с такими врагами он будет сражаться, что называется, с максимальной отдачей.
* Psi Storm ** Атакует только наземные цели *** Атакует только воздушные цели |
Базовые понятия
В самый разгар игры 2х2 протоссы “дропнули” на базу терранов трех Dark Templar. Терраны в нокауте. |
1) Rush (раш). В переводе с английского языка “раш” означает “быстрая атака”, “мгновенный удар”, что полностью отражает суть дела. Идя на раш, вы планируете атаковать оппонента как можно скорее при помощи базовых войск, пренебрегая развитием собственной базы. Основная цель раша уничтожение вражеских рабочих, а следовательно, и подрыв вражеской инфраструктуры. Однако если раш провалится, а особенно в игре 2х2, вы рискуете серьезнейшим образом отстать от противника в экономическом и технологическом уровне.
2) Детектор. Некоторые юниты и здания таких по два у каждой расы имеют статус “детектор” (он указан под их названием). Они могут обнаруживать невидимые или закопанные в землю юниты, открывая их для атаки.
3) Зона рабочих. Самое важное прострaнcтво вашей базы рядом с минералами, где находятся рабочие. Опытный противник старается прорваться прежде всего туда.
4) Drop (дроп). От английского “сброс”. Это действительно сброс войск на базу противника. Обычно хитрый стратегический прием, в результате которого враг может понести огромные потери в экономическом плане. Как правило, “дропают” тяжелых юнитов, тех же Reavers, для уничтожения рабочих. Можно сбросить также невидимых юнитов, которых противник не может атаковать ввиду, например, отсутствия детектора. Дроп схож с рашем по целям и воплощению. Для защиты от дропа необходимо всегда ставить рядом с рабочими какое-либо средство ПВО/детектор (скажем, турель у терранов), а также оставлять охрану. Одной пушки вполне хватит, чтобы задержать высадившегося врага до тех пор, пока вы не перебросите часть своих сил.
5) Invinsible (cloaked). Некоторые юниты имеют постоянную невидимость либо же могут становиться невидимыми на некоторое время. Для их обнаружения необходимы детекторы.
6) Camping (кемперство). Это понятие пришло из лексикона квейкеров; оно метко определяет людей, предпочитающих сидеть на базе и отстраивать мощные оборонительные линии. Стоит отметить, что сидеть в обороне в SC cмepть. У вас вскоре закончатся ресурсы, и вы останетесь не у дел. Лучшая защита нападение.
7) Map Control. Основа успеха в игре контроль над картой, что позволяет игроку успешно защищать свои базы, в то же время не давая противнику отстраивать новые и постоянно нападая на старые.
8) Multiple Weapons (несколько орудий). Некоторые юниты оснащены двумя видами оружия, существенно отличающимися одно от другого. К примеру, Goliath терранов грозен для воздушных юнитов врага благодаря своим paкетам, в то время как его пулеметы, атакующие наземные цели, далеко не так эффективны. Грамотное использование юнитов с учетом различия в их оружейном оснащении дает неплохие результаты.
9) Double Damage (двойной удар). Некоторые юниты, в частности Protoss Zealot и Terran Goliath (ПВО), при атаке наносят два быстрых удара. Урон от каждого удара высчитывается отдельно, и значение брони из общего урона от атаки вычитается не один раз, а два. Допустим, Zealot атакует Hydralisk’а. Суммарный урон от атаки Zealot’а 16 единиц, но он складывается из двух ударов по 8. Таким образом, за одну атаку Zealot нанесет Hydralisk’у не 15 единиц урона (16 минус 1), а 14 (8 минус 1 при первом ударе и столько же при втором). Будь у Zealot’а один удар с уроном 16, он убил бы Hydralisk’а (у которого 80 единиц здоровья) за пять ударов (16х5=80). А так убьет только за шесть (14х6=84). Соответственно, чтобы вынести Hydralisk’а за одну атаку, нужно натравить на него одновременно шесть Zealot’ов. Подобный расклад действителен для многих юнитов; если знать их хаpaктеристики, можно более эффективно организовать атаку/защиту.
10) Высоты. В SC очень выгодно атаковать врагов с высоты. Если юнит атакует “снизу”, то вероятность попадания в цель равна всего 70%. Без посторонней помощи (локаторы, воздушные юниты и т.п.) наземные юниты не “видят” того, что находится выше них. Это делает положение на высоте идеальной позицией для обороны впрочем, как и в жизни.
Dead Cells — сочетание rogue-lite и метроидвании. За судьбу проекта лично у меня были опасения. Игрой занималась Motion Twin, независимая французская студия. До Dead Cells она работала с браузерными и мобильными условно-бесплатными играми,…|Игромания...
25 04 2024 3:38:56
Прокатиться по пыльным хайвеям за бapaнкой собственного пылесоса мечтают многие. Мы с вами последний раз занимались грузоперевозками в далеком 2000 году, когда вышли отличные «Дальнобойщики 2». На Западе их выпустил трэш-издатель ValuSoft под название...
24 04 2024 21:51:44
...EQ2 разpaбатывался долгих пять лет, но в плане графики в игре впечатляет решительно все (использован тот же движок, что и в Star Wars Galaxies). Естественно, это благолепие потребует достаточно мощный компьютер......
23 04 2024 10:19:40
www.mobilmusic.ru Не секрет, что многие мобильники кроме стандартных, забитых в память звуковых сигналов могут воспроизводить при звонке любую мелодию. Эта мелодия за...
22 04 2024 19:17:12
• • • Решил сменить свою старушенцию Voodoo2 на что-нибудь более приличное. Заглянул в прайсы на предмет поиска второго "ЖиФорса". И нашел таковой — GeForce2 MX-400 64Mb, даже по весьма низкой цене, вот только производитель не...
21 04 2024 5:39:37
Для начала — маленькое предупреждение, своеобразный disclaimer (он же "отмазка"): данная рецензия НЕ предназначена для фанатов и просто любителей игры Shogun: Total War. Если вам понравился "Сегун" — бегите скорей за Medieval. Я вообще удивлен, почему вы...
20 04 2024 4:37:17
оказались эти три героя во власти артефакта под названием Trine. Зою привела к нему алчность, Амадея — любопытство, а Понтия — глупость (какой идиот полезет к неведомой штуковине, если над ней уже пускает слюни пара естествоиспытателей?). Мощн...
19 04 2024 3:29:25
игра одной идеи. Глефа здесь, как и огонь в Far Cry 2, — лучший и единственный способ развлечься. К счастью, у Digital Extremes, в отличие от Ubisoft Montreal, не было наполеоновских амбиций, поэтому они сумели верно расставить акценты и дали...
18 04 2024 11:35:38
поверхность дороги к концу гонки и правда напоминает слякотную пашню, изрезанную глубокими колеями. Ехать по такому, с позволения сказать, покрытию не слишком приятно — машину, как и положено, то и дело болтает из стороны в сторону. А съехать с...
17 04 2024 18:35:31
"...Сегодня мы поговорим о том, как переводить...
16 04 2024 14:31:20
...Представьте, что вы смотрите футбольный матч с единственной камеры, намертво прицепленной к мячу. Как ощущения? На данный момент ситуация в киберспорте немногим лучше. В стратегиях, вероятно, стоит показывать графики скорости роста ресурсов, чтобы зрит...
15 04 2024 17:57:23
«…главный сюрприз заключался в выборе новой играбельной расы. Ею стали пандарены. На этих прямоходящих панд давно заглядываются многие фанаты World of Warcraft. По словам представителей компании, первые просьбы о добавлении пандаренов они начали получать...
14 04 2024 7:34:12
IO Interactive не стала выдумывать ничего прорывного для заключительной части трилогии про Агента 47. Hitman 3 — это ода сбывшимся ожиданиям, в которой, за редкими исключениями, нет сюрпризов. Фирменную формулу социального стелса…|Игромания...
13 04 2024 2:25:16
У жанра хорроров — давняя и насыщенная история. Привнести в него свежую кровь не так-то просто, но кpaковская студия Bloober Team не оставляет попыток удивить игроков. Всего за пять лет компания заявила о себе серией пусть и не всегда…|Игромания...
12 04 2024 15:49:43
«…самое главное заключается в том, что весь аддон будет больше похож на первую половину Ego Draconis, то есть здесь будет много квестов, юмора, интересных событий, красивых локаций — словом, всего того, что было сделано хорошо в оригинальной игре. И, коне...
11 04 2024 9:44:51
Пятница — самое время собрать вместе кадры новейшего косплея! В этот раз наша подборка будет посвящена исключительно игровой тематике. И да, без «Ведьмака» и Overwatch опять никуда. Человек-инквизитор, Dragon Age:…|Игромания...
10 04 2024 18:29:25
После восхитительной одиночной кампании от онлайновой Red Dead Redemption поневоле ждёшь откровений. Но не в эту смену: на этапе бета-тестирования проект выглядит именно как бета — мало контента, много багов. Просто взять карту из RDR2 и…|Игромания...
09 04 2024 13:39:20
карты, на которых будут разворачиваться боевые действия, в большинстве случаев не выглядят так, будто по ним только что прошлись ядерной колотушкой. Дома стоят как ни в чем не бывало, зелень продолжает цвести и даже ни во что не мутирует...
08 04 2024 1:42:51
С приходом феминизма в игровую индустрию многие культовые японские серии начали опасно балансировать на грани плевка в лицо прогрессивным ценностям. И Dead or Alive — в их числе. Как иначе, если объективация здесь цветёт и пахнет,…|Игромания...
07 04 2024 23:48:11
«…Когда мы поинтересовались у Blueside, чем их игра удивит мир, в котором у стратегий есть Empire: Total War, а у слэшеров — God of War, те, не смущаясь, ответили: «Тем, что у нас все то же самое, но в одной игре». То есть оба жанра тут существуют не в ка...
06 04 2024 3:48:48
Need for Speed: Shift, страшно подумать, тринадцатая по счету игра в серии! А если считать «специальные издания» первой и второй части — так и вовсе пятнадцатая. Солидные цифры, и репутация у серии солидная, хоть и своеобразная. Оправдают ли на этот раз?...
05 04 2024 10:55:22
Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 20 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 25 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 35 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)...
04 04 2024 14:26:39
«…В молодости мы многие вещи не могли оценить по достоинству, однако выпущенное в 1997-м продолжение «Червячков» такой участи избежало. Уже тогда в аркадной стратегии мы распознали классику на долгие годы…»...
03 04 2024 4:35:22
«…Благодаря отличной программной оптимизации и экрану Super AMOLED «Галактика» кушает заряд аккумулятора очень экономно. При активном использовании телефон может протянуть без подзарядки непривычно долго для топового смартфона — два дня…»...
02 04 2024 17:26:50
фэнтезийный американский футбол, у которого сорвало крышу. В самом начале нам показывают вступительный ролик, в котором лютый орк расталкивает мощными плечами бегущую шелупень и швыряет испуганного гоблина в бигборд. Это — исчерпывающее описание тог...
01 04 2024 13:24:27
им удалось нарисовать огромный город, который, по ощущениям, ну очень похож на настоящий Лас-Вегас, причем это сходство получилось даже сильнее, чем, например, между Liberty City и реальным Нью-Йорком. В ход пошли даже такие сложновербализуемые вещи, как...
31 03 2024 18:12:27
Тали'Зора — Mass Effect Открывает сегодняшнюю подборку редкая гостья в этой рубрике: скрытная и в буквальном смысле хрупкая (да настолько, что ей нигде нельзя снимать ни шлем, ни защитный костюм) Тали'Зора из оригинальной…|Игромания...
30 03 2024 7:57:45
создавая файлы конфигурации с различными параметрами, вы, по сути, делаете самые настоящие моды. Стоит подгрузить новый скрипт, как игра меняется кардинально. На многих форумах гeймеры уже начали обмениваться файлами, устраивая самые настоящие соревновани...
29 03 2024 21:48:51
Я всегда думал примерно так: ремастер — это когда берут старую игру, по мере возможности улучшают графику и переносят на консоль посвежее. Вот, скажем, Shadow of the Colossus или Silent Hill 2 для PS3 — это как раз ремастеры. А…|Игромания...
28 03 2024 19:28:49
«…В мире Shadowrun бок о бок живут представители привычных рас — люди, гномы, эльфы, тролли и орки. На этом сходство с фэнтези пpaктически заканчивается: неоновый Сиэтл будущего совмещает в себе высокотехнологичные импланты а-ля Deus Ex и старые добрые ме...
27 03 2024 22:37:41
2027 год. До рождения Джей Си Дентона, героя первой части, еще два года, до событий Deus Ex, соответственно, 25 лет.Джей Си был одним из первых наноусовершенствованных киборгов. То есть даже в его время нанотехнологии были вершиной прогресса, а в 2027 год...
26 03 2024 7:33:35
О номинации Ради этой номинации мы решили изменить схему выбора победителя. Стандартное голосование всей редакции лишь определило общий список финалистов, а к вынесению вердикта привлекли музыкальных экспертов. В частности, мы попросили…|Игромания...
25 03 2024 12:45:21
Игровой частью "Звездных войн" заведовала компания West End Games, выпускавшая, помимо всего прочего, и ролевую игру с механикой, основанной на шестигранном кубике (впоследствии, чтобы отличать две игры, эту RPG стали называть d6)...
24 03 2024 4:42:19
Перед нами — значительно упрощенный клон гениального симулятора ведения железнодорожного хозяйства Railroad Tycoon 3. Причем упрощения коснулись не только гeймплея, но и графики: вышедшая на два года позже “Америка на шпалах” выглядит да...
23 03 2024 23:33:57
...хороша прежде всего реалистичной физикой и динамичными сражениями. Что может быть приятнее, чем смотреть, как враг после смачного пинка под филейную часть с визгом устремляется в пропасть или в костер? Однако больно уж легко враги попадаются в ловушки,...
22 03 2024 18:57:11
Игрокам в «Ratchet & Clank: Сквозь миры» предлагается 20 различных пушек на выбор. И каждая из них по-своему уникальна — не зря серия славится особым вниманием к дизайну оружия. Мы опробовали всё за вас…|Игромания...
21 03 2024 9:40:54
ПРОХОЖДЕНИЕ Коды Ну и какая же игра бывает без кодов? И Warcraft за номером 3 их не избежал. Пользуйтесь! iseedeadpeople — Открыть всю карту. allyourbasearebelongtous — Выиграть миссию. somebodysetupusthebomb — Проиграть миссию. thereisnospoon — Бескон...
20 03 2024 14:55:53
Можно ли скрестить идеи Commandos и Hitman, да еще запихнуть получившийся гибрид в стопроцентно российский антураж? Да запросто! Достаточно вспомнить о знаменитом подразделении советской контрразведки СМЕРШ, аббревиатура которого расшифровывает...
19 03 2024 22:45:58
"...Создали мы в оперативной памяти математическую модель красочного мира. Эта модель через миллисекунды оказалась у нас перед глазами - на поверхности монитора. Интересно, как?.."...
18 03 2024 6:59:58
«…В очередной грибной RPG платформинг из Super Paper Mario (Wii) сменяет привычная по предыдущим частям пошаговая система боя. В ней есть немного расчета, случайности и ритм-игры, где своевременное нажатие на кнопки дает усиленные атаки. Многих же привычн...
17 03 2024 23:20:42
Век девятнадцатый, железный... (А. Блок) “Victoria” — по сути первый значимый концептуальный прорыв в жанре глобальных стратегий после “Civilization”. О предыдущих играх серии “Europa Universalis”, несмотря ни на что, такого сказать было нельзя....
16 03 2024 16:11:58
Если вы хотите максимальной простоты в эксплуатации, стоит обратить внимание на MR 800 USB Radio от AVerMedia. Для требовательных пользователей лучше всего подойдет MediaForte Radio X-treme...
15 03 2024 15:11:48
Пресс-конференция Microsoft на Е3 2019 запомнится надолго: появление Киану Ривза на сцене подарило миру не только новый мем и повод для шуток, но и уверенность, что CD Projekt RED твёрдо решили сделать жанр научной фантастики по-настоящему массовым.…|Игромания...
14 03 2024 13:27:20
Вурдалак Петр Иванович Гавкин имел доброе сердце и поэтому сильно страдал, когда пил кровь невинных прохожих. Он даже сердечные капли принимал, но это не помогало.Сергeй Шац...
13 03 2024 7:53:52
«…Tt eSPORTS Level 10M — это, пожалуй, самая неоднозначная мышка за последнее время. В угоду дизайну грызун лишился привычной многим эргономики, обзавелся клавишами в необычных местах и причудливым мини-джойстиком со слишком легким ходом. К счастью, все э...
12 03 2024 20:41:50
«…Долгое время в секторе «компактных» планшетов безраздельно властвовал ASUS Google Nexus 7. Поспорить с ним было сложно: за минимум денег он предлагал отличный экран и мощную начинку. Сегодня противников у этого «малыша» хоть отбавляй. На рынок вышли быс...
11 03 2024 22:56:19
Статья опубликована в сентябрьском номере журнала «Лучшие компьютерные игры». Статьи из ЛКИ по онлайновым играм размещаются на «Игромании ХР» в течение четырех недель после выхода соответствующего номера…|Игромания...
10 03 2024 9:38:21
На момент написания текста в релизном билде Borderlands 3 есть серьёзные проблемы с оптимизацией. Игроки рапортуют о регулярных фризах и падениях частоты кадров что на топовых конфигурациях, что на консолях. Надеемся, в скором времени эти проблемы…|Игромания...
09 03 2024 1:39:58
...Кроме кабелей и дисков с драйверами от видеокарты, системной платы и других компонентов, есть еще справочное руководство, в котором можно найти информацию о том, как работать с компьютером, диск с Windows XP и — сюрприз! — установочный диск...
08 03 2024 6:40:28
Вы читаете «Во что мы играли» — ежемecячную рубрику, где мы вспоминаем игры, которые вышли ровно пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад. В выпуске за август: подростки против маньяка, рыбак против судьбы, собачки…|Игромания...
07 03 2024 12:45:49
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::