Бойцы невидимого фронта. Кому на аутсорсинге жить хорошо
Что такое аутсорсинг (от английского outsourcing)? Применительно к игровой индустрии это означает ситуацию, когда за создание игры мечты берутся всем миром: американцы готовят код и собирают игру в целом, украинцы и русские делают модели и текстуры, чехи записывают музыку, а неизвестный китайский или индийский самородок рисует потрясающий арт.
Граждане США в этой схеме занимают ключевую позицию срывают банк и аплодисменты, попадают в зал славы и анналы истории. Остальные же те самые аутсорсеры, которые нанимаются для выполнения конкретных работ, как правило, остаются в тени. Сегодня по такому сценарию создается большинство игр.
Сделай сам! И дай сделать другому!
Да-да, финальные титры, где в гордом одиночестве красуется мудреное именование компании-разработчика, больше не отражают нынешнее положение вещей. По данным Game Developer Research и аналитического агентства Niko Partners, из 166 североамериканских студий 76% уже используют разработчиков со стороны. В России аутсорс занимает третье место по количеству занятых в этой сфере компаний сразу после издателей и непосредственных разработчиков. Чаще всего в аутсорсинге нуждаются такие области, как графика и арт (34%), программный код (20%), звук (16%). Кроме того, часто на стороне заказывают текст (обычно это сценарии), различные консультации в специфических областях (например, в военных играх). А вот игровой дизайн сплавить аутсорсерам сложно.
«Больше всего развит аутсорсинг контента графики, звуков, музыки. На мой взгляд, это наиболее разумный вариант аутсорсинга», говорит Дмитрий Ивашкин, ведущий программист отечественной компании «Апейрон» («Бригада Е5: Новый альянс», 7.62).
Причины повального перехода к аутсорсингу очевидны. Рынок таких услуг начал расти семимильными шагами с тех пор, как создание игр превратилась в огромный, исчисляемый миллиардными прибылями бизнес. Когда сроки поджимают, конкуренты напирают, а издатель дамокловым мечом нависает над перепуганным разработчиком, красноречиво сжимая в руках список закрытых студий, времени на то, чтобы обучать собственных специалистов в непрофильной области, просто физически нет. Да и денег на это никто не даст. Издатель прекрасно понимает, что в таком случае себестоимость данной конкретной работы будет на порядок выше, чем на рынке. Поэтому куда эффективнее сосредоточить усилия на основном фронте, на том, что ты умеешь делать качественно сам, а остальные задачи перепоручить другим профи.
«Для игровой индустрии аутсорсинг вещь важная и полезная. Ведь для того, чтобы сделать все хорошо, совершенно необязательно делать все самому. Есть области, в которых у комaнды может не быть достаточного опыта или возможностей. В этом случае (при правильной организации!) аутсорсинг может обеспечить не только нужный уровень качества, но и экономию времени», подтверждает все тот же Дмитрий Ивашкин.
А IT-директор компании VZ.lab Михаил Попов напоминает о том, что аутсорс может быть средством для снижения рисков при производстве: «Любой издатель стремится к этому. Если в проекте большое количество контента, то без аутсорса не обойтись. Экономическая целесообразность решает все, в том числе и в кадровой политике. Ведь в случае найма штатного сотрудника, кроме заработной платы, для него нужно организовать рабочее место, платить налоги и прочую «социалку». Поэтому зачастую выгоднее поручить ту же задачу стороннему разработчику».
Михаил Попов, IT-директор компании VZ.lab. |
«Специфика игрового бизнеса заключается в том, что невозможно идеально сбалансировать объем работы и количество специалистов, даже если внахлест параллельно запускать несколько игр: колебания жизненного цикла проектов побуждают либо внезапно сокращать, либо срочно увеличивать штат сотрудников, что не всегда возможно или разумно в долгосрочной перспективе. Перенос же сроков может привести к потере конкурентного преимущества», выражает общее мнение руководитель проектов студии «Леста» Сергeй Титаренко.
Выгоден аутсорс и тем, кто им непосредственно занимается: прибыль прогнозируема, она не зависит от успеха самого проекта, поэтому не нужно ждать несколько месяцев, нервно оценивая результаты продаж. Более того, иногда аутсорс даже выгоднее, чем самостоятельная разработка.
«Собственные игры пока прибыли нам не принесли, а аутсорс принес. У нас есть смутная надежда на обратную ситуацию. Однако, с другой стороны, появление в аутсорсерских рядах вчерашних разработчиков наводит на определенные размышления. Вполне может оказаться, что быстрые деньги от аутсорса гораздо реальней мифических роялти от продажи своих игр», говорит президент украинской Abyss Lights Studio Евгений Жуков.
Кроме того, у аутсорсера есть возможность поучаствовать во многих проектах, не ставя в своей работе на одну лошадку. По словам генерального директора компании Atomy Евгения Метляева, помимо гарантированного поступления работы и, соответственно, денег аутсорсер получает очень разнообразный опыт по сравнению с теми, кто работает над чем-то одним в течение года, к примеру. Причем опыта столько, что у многих возникает мысль открыть консалтинговое направление. Иными словами, аутсорсинг может стать отличной школой, базой для развития предприятия.
«Аутсорсинг хорошо дрессирует начинающую студию: сам факт, что в компании появляется детальное и педантично составленное техническое задание от опытного разработчика на исполнение какой-то работы, ставит перед сотрудниками новые задачи и помогает компании выйти на новый уровень конкурентоспособности», уверен Сергeй Титаренко.
Генеральный директор «Графландии» Павел Эльяшевич. |
Ему вторит генеральный директор и основатель компании Gameplay Ltd Родион Чикин, который сравнивает аутсорсинг с маленьким, но беспроцентным кредитом: «Мне кажется, это более стабильный заработок, чем достаточно рискованная разработка на свой страх и риск. Хотя в результате и менее прибыльный, как в плане имиджа, так и в плане денег. Но именно этот заработок на начальной стадии позволяет начать что-то свое. Поначалу, когда еще нет наработок и собственных проектов, которые можно с гордостью поместить в портфолио, аутсорсинг это единственный способ старта. Если повезет, можно выиграть вдвойне, когда речь идет о разработке игры по какому-то бренду. Это обеспечит определенную известность, своего рода трамплин».
Конечно, у всякой работы есть и плюсы, и минусы. Неумение заказчика внятно поставить задачу может привести к серьезным временным и финансовым потерям, а грандиозные продажи игры, для которой аутсорсер сделал звук или модели персонажей, принесут разве что мopaльное удовлетворение да одобрительный гул среди коллег.
«Аутсорсинг это сервис и нeблагодарная работа «на господ». Сотрудники здесь трудятся для достижения целей другой компании и являются частью чьего-то чужого успеха, а неудачи заказчика вы разделите сполна», предупреждает Сергeй Титаренко.
«Это очень нервный и нестабильный вид бизнеса, он быстро сажает здоровье. При этом аутсорсер всегда находится в тени», признает Евгений Жуков.
Это, конечно, крайнее мнение, к тому же, вполне возможно, окрашенное в цвета неважного настроения. Но оно дает достаточное представление о работе аутсорсера.
Как бы то ни было, сторонние работы сегодня заказывают пpaктически все (в большей или меньшей степени и в зависимости от специфики бизнеса), а среди желающих их получить разворачивается серьезная конкуренция. Что интересно, потянулись к аутсорсу и российские издатели, которые, в отличие от своих западных коллег, в целом предпочитают создавать собственные внутренние студии для производства львиной доли контента, не говоря уже об основной разработке игры.
Виктор Краснокутский, руководитель студии TriHorn Productions. |
«Все издатели и западные, и российские нуждаются в услугах аутсорсеров. Поэтому сегодня мы их регулярно привлекаем. Это действительно удобно», говорит вице-президент по разработке и развитию компании «Акелла» Дмитрий Архипов.
«Почти половина наших проектов сделана с привлечением аутсорсеров», вторит ему руководитель отдела разработок компании «Бука» Иван Бунаков.
Впрочем, не все готовы признать факт обращения к аутсорсерам. Мотивы этого вполне понятны. «Ну, наверное, не всегда приятно показывать в титрах игры, что количество внешних разработчиков превышает число внутренних. Создается ощущение, что проект пpaктически полностью сделали на стороне. Или бывают длинные многоходовки из цепочек разнообразных работ. Это частое явление: мелкие рыбы ищут еще более мелкую рыбешку для выполнения незначительных поручений и задач, и те заметают следы соглашениями о конфиденциальности», говорит Сергeй Титаренко.
Алекс Годун, начальник отдела маркетинга украинской компании Nikitova, одной из крупнейших на мировом рынке аутсорсинга, на этот вопрос отвечает со смехом: «Почему издатели частенько не хотят афишировать факт работы с аутсорсерами? Думаю, тут все и так ясно. У них на то есть не много поводов. Ведь главное что? Продать игру? А значит, все, что может хоть негативно повлиять на продажи, пусть даже косвенным образом, должно быть исключено. Остальное додумайте сами...»
«Если пройдет информация, что весь арт для какого-нибудь хита от ведущего зарубежного издателя делался в странах третьего мира, игра получит плохой пиар», поясняет Иван Бунаков.
Приятное соседство?
Мы, конечно, надеемся, что под странами третьего мира Иван имеет в виду не Россию, Украину, Белоруссию или другие страны СНГ, но тенденция налицо: аутсорсеры из этих стран, наряду с Китаем, Индией и некоторыми государствами Восточной Европы, часто привлекаются западными компаниями для участия в своих проектах. Объем подобных услуг здесь достигает внушительных сумм с множеством нулей. К примеру, рынок игрового аутсорсинга в Китае оценивается примерно в $35 млн, и эта цифра стремительно растет: уже около 30% североамериканских разработчиков предпочитают китайцев. Российские и украинские аутсорсинговые компании, по примерным прикидкам, суммарно осваивают несколько сот миллионов долларов в год.
Для русскоязычных аутсорсеров сериал Need for Speed почти родной. |
Однако не все так радужно. Более того, многие считают, что для отечественных аутсорсеров от игровой индустрии именно сейчас наступают не самые лучшие времена: в ближайшее время рынок здесь может достичь своего потолка, по крайней мере, в нынешних условиях. А вот индийцы и китайцы продолжат поступательное развитие, отвоевывая у наших все больше заказов.
«По моему мнению, аутсорсинг в СНГ уже пережил свой золотой век. Конечно, он никуда не исчезнет, ведь существуют же такие компании в США, Канаде, Германии, Франции. Но сверхприбылей, легких и быстрых стартов здесь, скорее всего, уже не будет», прогнозирует Евгений Жуков.
Дело в том, что русскоязычные аутсорсеры сегодня стремительно теряют свое основное конкурентное преимущество оптимальное сочетание цены и качества. Не секрет, что именно невысокие (относительно европейских коллег) финансовые аппетиты долгое время были ключевым фактором в пользу наших студий. Еще несколько лет назад зарплаты россиян в IT-сфере в разы отличались от западного уровня. Да и общий уровень жизни был ниже. Сейчас ситуация меняется: Москва, где игровых компаний больше всего, превратилась в едва ли не самый дорогой город мира. А значит, растут и запросы местных аутсорсеров.
«С постоянно увеличивающимися затратами и требованиями к заработной плате компании, где основные производственные силы сосредоточены в столицах, таких как Киев, Москва, Минск, становятся низкорентабельными», констатирует Алекс Гордун.
Но проблема не только в ценах, самое обидное, что качество, по мнению многих, не поспевает за ростом финансовых аппетитов. Причем признают это и сами участники рынка.
За музыку в «Death Track: Возрождение» отвечает не SkyFallen, а калининградская TriHorn Productions. |
«Я неоднократно слышал от многих клиентов такие слова: «С Украиной работать еще можно, но сложно, а Россию (обычно подразумевают Москву) мы и вовсе списали со счетов, там все сейчас очень дорого при том же низком качестве». Профессиональный уровень наших специалистов по-прежнему низок, компании работают непредсказуемо и хаотично, менеджмент слаб. В итоге много слов и эмоций при неважном результате», делает неутешительный вывод Евгений Жуков.
Согласен с коллегой и генеральный директор компании «Графландия» Павел Эльяшевич: «К сожалению, большинство западных разработчиков относятся к российским аутсорсерам именно как к дешевой рабочей силе и опасаются отдавать им наиболее серьезные задачи, так как качество и, что самое главное, соблюдение сроков у нас зачастую оставляют желать лучшего».
Не в восторге и российские издатели. «В целом ситуация на рынке такова, что конкурентное преимущество российских студий снижается. Растут зарплаты аутсорсеров, но не качество работы и производительность труда», говорит Дмитрий Архипов.
По словам продюсера компании «Руссобит-М» Виса Виталиса, у украинских коллег чаще происходят казусы с озвучкой хаpaктерный малороссийский акцент для наших широт, как минимум, непривычен. У российских же комaнд общее больное место работа с русским языком: экономия на корректоре и редакторе приводит порой к ужасающим результатам.
Между тем, если раньше для многих (и на Западе, и в России) решающим аргументом была именно дешевизна, то сейчас, по мере роста прибылей, на первое место выходят другие факторы.
«Не всегда стоимость является главной причиной аутсорсинга, очень часто ключевым при выборе партнера по разработке становится возможность производить работу в больших объемах и быстрее без потерь качества», объясняет Алекс Годун.
И снова китайцы!
При таких обстоятельствах выгоднее становится работать с китайскими и индийскими кампаниями как бы дико это ни звучало. Ведь у многих из нас, да и у самих участников рынка, сложилось предвзятое мнение относительно качества их работы. Безусловно, дыма без огня не бывает.
«Судя по отзывам менеджеров некоторых зарубежных компаний-разработчиков, с китайцами и индийцами действительно бывает очень тяжело работать», уверяет Павел Эльяшевич.
Евгений Метляев уверен, что для дорогого проекта китайцев вряд ли будут использовать как основную рабочую силу (мол, дешево хорошо не бывает). И в подтверждение приводит, что называется, случай из пpaктики: «Буквально неделю назад пришлось смотреть и переделывать в одной «китайской» игре рендер шрифтов, потому как по-человечески он работал только с одним весьма специфическим шрифтом и только в одной кодировке».
Украинская мечта: братья Жуковы сначала участвовали в создании Darkened Sky в составе Boston Animation, через некоторое время выделились в Abyss Lights Studio, а сейчас делают ролики и графику для Ford, Miramax, Activision, Sony Digital Entertainment и DC Comics. |
Однако все забывают о поразительной способности представителей этих стран учиться и приспосабливаться к обстоятельствам и требованиям.
«Они учатся, и учатся очень быстро, а стоимость работ у них крайне низкая», напоминает Михаил Попов.
«Организованность азиатов, умение быстро объединяться для общего блага приносят свои плоды, в то время как наши компании больше напоминают враждующие кланы, пытающиеся в одиночку перехватить крохи с барского стола. Разница менталитетов пока еще существует, однако азиаты мастера копировать и подстраиваться под заказчика», соглашается Евгений Жуков.
Кроме того, не стоит забывать, что исторически та же Индия, да и Гонконг тоже, не так давно были британскими колониями. Так что понимание западных традиций у них гораздо выше, чем у нас. Русскоязычные аутсорсеры действительно более честолюбивы, привередливы и менее контролируемы.
«Наши люди до сих пор не научились оказывать услуги, наивно полагая, что, получив проект, они занимаются его полноценной разработкой. Увы, но с азиатами дело идет проще, они более услужливые и покладистые», говорит Евгений Жуков.
Не слишком удачный опыт работы и у Виса Виталиса: «Аутсорсеров тяжело нормально контролировать. Неизвестные сотрудники. Необязательность. Затягивание сроков. Часто случаются непредсказуемые результаты, вплоть до возврата и переделки проекта».
Да и хваленое «оптимальное сочетание цены и качества» на поверку оказывается дутым: в реальности решающее значение при выборе отечественных компаний зачастую имеет не цена и не качество, а совершенно другие, естественные факторы.
«Оптимальное сочетание цены и качества? На данный момент для наших реалий это утверждение все еще справедливо, хотя, объективно оценивая ситуацию, это не совсем верно. «Западники» работают зачастую и дешевле, и качественнее, и быстрее, но тут уже препятствием становятся некоторые барьеры, например, финансовые (трудности с перечислением денег), коммуникационные факторы и излишняя удаленность (часовые пояса)», поясняет Сергeй Титаренко.
Тот факт, что китайцы и индийцы стоят значительно дешевле, а потому популярнее, на поверку оказывается еще одним мифом. Да, где-то они готовы работать за $5 в час на человека, но более или менее нормальная студия из Поднебесной выставляет начальную цену в $25-30 в час. Индусы примерно на 30-40% дороже. И все равно их услуги все более и более востребованы. Конечно, тут влияет еще и такой фактор, как длительная поддержка на государственном уровне: в той же Индии, например, правительство вело активную программу развития аутсорсинга с начала 90-х годов.
Не стоит забывать и о том, что в Индии и Китае создана налаженная система привлечения клиента, в которой есть стабильность, понятная структура менеджмента, ориентированная на привычную заказчикам модель, знание языка и т.д. Многие индийские и китайские аутсорсеры имеют своих агентов или даже представительства не только в стране клиента, но и в самих компаниях, которые могут стать потенциальными заказчиками. В результате, по словам Евгения Жукова, происходит прямой перехват заказов, такой внутривенный pipe-line между клиентом и исполнителем.
Все это вместе создает очень тревожный фон для отечественных аутсорсеров. Даже российские издатели предупреждают: в ближайшее время центры аутсорсинга переместятся в страны Юго-Восточной Азии.
«Угроза со стороны Индии и Китая для наших компаний действительно серьезна. Люди из этих стран отличаются особым менталитетом, но при грамотной постановке задач и наличии компетентных продюсеров издержки этого менталитета можно свести на нет. Не случайно многие западные разработчики и издатели имеют сегодня студии в Китае. Большая часть наших аутсорсеров действительно из России и Украины. Но и мы уже начали работать с иностранными студиями», раскрывает карты Дмитрий Архипов.
Готовы работать с Китаем и российские разработчики, говорит Сергeй Титаренко: «Для нас самих все более притягателен китайский аутсорс, я уже немного интересовался вопросом и переписывался с тамошними компаниями. Там гигантский потенциал, и за последние пять лет произошел значительный скачок в профессионализме художников-аутсорсеров, при этом цена остается разумной. Есть проблемы иного рода, но мы уже понемногу учим китайский язык».
А ведь есть еще Африка, которая тоже стремительно прогрессирует: в Тунисе у Ubisoft уже работает продакшн-студия на полторы тысячи (!) человек.
Создатели Nikitova Ольга Никитова (президент и CEO) и Андрей Позолотин (вице-президентом по производству). Крайний справа Алекс Годун (начальник отдела маркетинга), наш собеседник. |
Работа как повод для оптимизма
Естественно, у любой ситуации есть как минимум несколько вариантов развития плохой, очень плохой и, скажем так, приемлемый. Так вот, не все склонны паниковать. Да и грести всех русскоязычных аутсорсеров под одну гребенку неправильно: одни работают лучше, другие хуже, а третьи (см. врезку) и вовсе давно уже сотрудничают с ведущими мировыми издателями и разработчиками, которые, однажды попробовав, теперь выбирают их не за «оптимальное сочетание цены и качества», а в первую очередь за качество. Такие компании ценят себя достаточно высоко и при этом готовы развиваться дальше.
Набив руку на аутсорсе, Abyss Lights Studio взялись за собственный проект космический симулятор Abyss Lights: Frozen System. |
«Когда речь идет о проверенных партнерах, у которых действительно любят заказывать, то это уже результаты качественных показателей работы. Хочется верить, что качество работы растет от проекта к проекту. По крайней мере, мы стремимся к этому, несмотря ни на какие трудности», говорит Родион Чикин.
Более того, в некоторых областях услуги наших компаний пpaктически незаменимы по крайней мере, они сами так говорят. «Соотношение цены и качества в России и на Украине, несомненно, лучше западных, если смотреть какую-то границу качества. Простой пример: если для дорогой западной игры над звуком работают от 5 до 15 звукорежиссеров, то в России под те же требования по качеству и скорости достаточно двух-трех, при этом пyтaницы в проекте будет меньше», продолжает щедро делиться опытом Евгений Метляев.
Поэтому далеко не все видят будущее в столь мрачных тонах. По словам Родиона Чикина, угроза со стороны азиатов не так уж страшна: «Для начинающей компании такая угроза есть. Для компании, доказавшей качество и высокий уровень ответственности, угроза минимальна. С китайцами действительно сложно работать, опыт у нас в этом плане есть».
А руководитель студии TriHorn Productions Виктор Краснокутский и вовсе полон оптимизма: «У нас явный рост индустрии в целом, увеличивается количество опытных профессионалов и интеграция с мировым гeймдевом».
Все это как-то не очень соотносится с прямо противоположными мнениями, которые наиболее хлестко выразил Вис Виталис: «Рынок развит слабо, вменяемых студий пpaктически нет. Все, кто что-то собой представлял как полные комaнды, так и отдельные специалисты, либо уходят в смежные и более высокооплачиваемые области, либо устраиваются в крупные предприятия на постоянную работу целыми комaндами и поодиночке».
На самом деле особых противоречий тут нет, особенно если помнить о старой проверенной истине «где-то теряем, где-то находим». Идет естественный и не единожды описанный экономической наукой процесс укрупнения и слияния, в результате которого специалисты сосредотачиваются в одном кулаке, где получают более профессиональное обучение и опыт, и это сказывается на мелких игроках.
Модели всех персонажей для квеста «Звездное наследие» были созданы аутсорсерами питерской компанией VZ.lab. |
«Из общих тенденций стоит отметить растущую пропасть между опытными людьми, которые хотят за свою работу все большие деньги и начинающими в своих областях, готовыми работать за небольшие деньги, но не всегда готовыми обеспечить качественный результат», констатирует Сергeй Титаренко.
Евгений Метляев же надеется на то что, «когда период увлечения трэшем и дешевизной закончится, а все к тому и идет, число компаний-аусорсеров на рынке уменьшится: останутся либо наиболее приспособленные к текущим условиям, либо те, что постоянно работает с Западом».
Естественно, выжившим в этой конкурентной борьбе будет легче справиться с «восточной угрозой» ну или хотя бы поделить с «варягами» рынок.
«Место под солнцем найдется всем, конкуренция это только плюс. Мы стараемся не обращать на такие вещи внимания», говорит Виктор Краснокутский.
Заметим, что TriHorn Productions крупный игрок на рынке аутсорса, стабильно обеспеченный работой надолго вперед. Кто-то наверняка скажет: им легко рассуждать, а что делать остальным? Можно, конечно, надеяться на то, что процесс укрупнения и поглощения пройдет стороной, а внутренний рынок, по меткому определению Иван Бунакова, «прокормит».
«С ростом игрового сегмента неизбежно будет расти и объем аутсорсинга. Поэтому перспективы для российских компаний-аутсорсеров вырисовываются положительные», уверен Павел Эльяшевич.
Но чем такой подход отличается от поведения животных, которые тоже уверены в стабильности на внутреннем рынке родной саванны, где всегда найдется, чем поживиться? Куда перспективнее и правильнее уже сейчас менять подход к работе, улучшая качество сразу по нескольким направлениям. По словам Михаила Попова, единственный выход для наших компаний это поднимать качество и быть очень удобными в работе.
То, что в создании Asterix & Obelix XXL 2: Mission Las Vegum принимала участие украинская Abyss Lights Studio, есть высшая справедливость, ведь герой Депардье вылитый запорожец. Но не автомобиль. |
Качество в данной ситуации означает хороший контент, сроки и налаженный технологический процесс производства. Кроме того, Виктор Краснокутский советует обратить особое внимание на проблему легализации бизнеса: «Да, нужно обязательно подтягивать юридические моменты, чтобы работать на серьезном уровне. Такие вещи, как организация юридической формы, регистрация товарного знака, под которым работает группа аутсорсеров, использование лицензионных сэмплов для многих это все еще уму непостижимые вещи. Необходимо создавать такие условия, чтобы заказчик был уверен в аутсорсере, уверен в том, что права на переданные исполнителем материалы будут его собственностью не только номинально по договору, но и фактически».
Очевидно также, что нужно снижать издержки и оптимизировать затраты. Как вариант, использовать уже известные преимущества этого бизнеса: создавать на основе полученного опыта и наработанных контактов предприятия более широкого спектра деятельности, совмещать самостоятельную разработку игру и аутсорсинг. Иными словами, нужно переходить к более активным действиям на рынке.
«Приближается время здоровой конкуренции, и нашим ребятам пора слезать с печи, учиться трудолюбию и работоспособности китайцев, учиться честно конкурировать без пафосного протекционизма: не зашориваться в рутинной работе, брать более сложные заказы, расти профессионально и думать о собственных проектах», говорит Сергeй Титаренко.
По словам Алекса Годуна, выигрышным видом деятельности будет именно симбиоз полноценной разработки (включая собственные продукты) и аутсорсинга. Такой вариант позволил бы самим аутсорсерам перейти на новый уровень развития, вырасти профессионально, а самое главное взглянуть на эту работу со стороны заказчиков: это отличный способ лучше понять специфику обоих сфер игровой индустрии, чтобы грамотнее и четче выстраивать собственную деятельность.
Шаги навстречу
Естественно, сказать проще, чем сделать. Как мы уже говорили, аутсорсеры работают в непростых условиях. Даже с «гарантированной прибылью», которую можно пустить на укрупнение бизнеса, здесь не все просто. Ведь аутсорсер заpaбатывает на этапе продакшена проекта, когда расходы всегда стараются минимизировать, иногда просто до неприличия, при этом не жалеют денег на сомнительные маркетинговые затраты. Кроме того, по словам Евгения Жукова, при работе с аутсорсерами, как правило, используется фиксированная модель бюджетирования сперва идет предварительная оценка стоимости работ, затем утверждается смета, в которую нужно вписаться. Если в процессе выплывают непредвиденные или непредусмотренные сложности, дополнительные расходы падают на плечи аутсорсера.
Симбиоз разработчиков и аутсорсеров в одном лице отчетливо виден на примере питерской студии VZ.lab: для всех своих проектов, в том числе и для обеих частей «Ядерного титбита», студия заказывала на стороне музыку и звук, а сама при этом, оказывается, аутсорсила для Step Creative Group. |
«Что касается прибылей самих компаний, создания резервов и, так сказать ресурсов для маневра, то в аутсорсинге с этим сложнее», признает Виктор Краснокутский. Но тут же делает существенную поправку: «Если грамотно развиваться, то всегда можно найти пути повышения прибылей, диверсификации, превращения услуг в товар. Все зависит от действий руководителя».
Примеры успешной работы таких компаний, как Nikitova, которая сейчас как раз идет по пути расширения и открытия новых направлений бизнеса, должны доказать: нет ничего невозможного, если грамотно выстраивать менеджмент и управление. Секреты успеха в данном случае лежат, что называется, на поверхности.
«Перед тем как начать бизнес, мы глубоко проанализировали потребности рынка и его возможности. Был выбран путь наименьшего сопротивления, который под правильным руководством создателей компании максимально быстро и прибыльно привел Nikitova к лидирующим позициям в сфере отечественного (и, пожалуй, мирового) аутсорсинга», делится нехитрым секретом Алекс Годун.
Но, как известно, односторонний процесс редко приводит к успеху. Качественное развитие вряд ли возможно без того, чтобы сами разработчики и издатели пересмотрели свои методы работы и подходы к этому бизнесу. Существует мнение, что наш рынок пока получает именно тот аутсорс, который заслуживает. «Да, у нас не лучший в мире игровой аутсорс. Именно поэтому им пользуется отечественная индустрия», говорит Иван Бунаков.
Помимо финансовой дискриминации, о которой мы писали выше, в политике отечественных заказчиков есть и другие вещи, которые совершенно не устраивают аутсорсеров: все это в конечном счете сказывается на качестве их работы, за что потом они же и получают по голове.
«Мы видим неготовность или отсутствие реального опыта работы с аутсорсерами у большинства клиентов. Иногда заказчик даже не имеет в штате человека, ответственного за контакт с такими предприятиями, не предоставляет четкого технического задания, полагая, что мы должны сами обо всем догадываться и интуитивно предсказывать его желания и предпочтения», рассказывает Евгений Жуков.
«Мы стараемся не иметь дел с компаниями, не понимающими и не пытающимися понять, как нужно работать с внешней звуковой студией. Если заказчик толковый, то и доверия нам больше, значит, и ответственность аутсорсер чувствует большую», поясняет Виктор Краснокутский.
Одним словом, если будет расти профессиональный уровень самих разработчиков и издателей, если они будут внимательнее относиться к работе с аутсорсерами и развиваться, накапливая опыт, от этого выиграют все. А в конечном счете мы с вами, рядовые игроки.
«До аутсорсинга тоже нужно дорасти. Можно отдавать сторонним работникам только те бизнес-процедуры, которые вы готовы доступно объяснить и, главное, сформулировать в письменном виде», признает Сергeй Титаренко.
Наши в Америке | ||||
То, что контент для многих мировых хитов ААА-класса создавали именно русскоязычные разработчики-аутсорсеры, не миф, а суровая реальность. Вот лишь некоторые примеры. Компания Nikitova приложила руку к Need for Speed: Underground, NBA Live, Medal of Honor, Battlefield и The Sims 2 от EA, EverQuest от Sony Online Entertainment, Gauntlet: Seven Sorrows от Midway, Overlord от Codemasters и Pirates of the Caribbean: The Legend of Jack Sparrow от Disney. Украинская Abyss Lights Studio участвовала в разработке все той же серии Need for Speed (ЕА), Asterix & Obelix XXL 2: Mission Las Vegum (Atari), SpellForce 2 (JoWood). Кроме того, украинцы делали ролики для игры Batman & Robin (Acclaim, PS one, 1998). «Есть также масса фрагментарной работы для проектов, названий которых даже мы сами не знаем. Позже выясняется, что вот эта модель машины делалась для GTX, а вон те домики пошли в Battlefield», рассказывает Евгений Жуков из Abyss Lights Studio. «Графляндия» работала над 3D-экшеном TimeShift (Vivendi). Правда, разработчики этой игры, как известно, и сами отлично знают русский. В конце 90-х питерская АМИ пpaктически целиком сделала Warcraft Adventures, готовила графику и анимацию для серии NASCAR от Sierra.
Конечно, можно сослаться на то, что и Nikitova, и Abyss Lights Studio, по сути, давно уже являются международными компаниями, сотрудники которых на исторической родине (Украине то бишь) бывают куда реже, чем на Капитолийских холмах. Но, во-первых, это не значит, что остальным такой путь заказан, а во-вторых, что эти студии пользовались каким-то мифическими преференциями и потому находятся в более привилегированном положении по сравнению с остальными. Все решает отношение к работе. Вот как об этом говорит Евгений Жуков: «Начиная с первых проектов компания проявила себя как реально выполняющая обещания и доводящая дело до победного финала, никогда не бросая работу на полпути, порой даже в убыток себе. Этим мы завоевали авторитет среди высшего эшелона наиболее брендовых клиентов как небольшая украинская студия, которая творит чудеса и способна поднять на ноги даже самые, казалось бы, безнадежные проекты». Подтверждает слова коллеги и глава TriHorn Productions Виктор Краснокутский: «В имидж входит не столько внешний лоск, который, конечно, тоже нужен, сколько само отношение к работе, отношения с заказчиками. Нередки случаи, когда мы, например, доделываем уже принятую работу, просто потому что посчитали нужным это сделать, а не потому, что заказчик попросил. Отношение к проекту как к своему всегда очень хорошо видно, а это один из путей получения крупного или громкого заказа, когда уже начинает работать багаж проектов и опыта». |
Под маркой «Приказано уничтожить» «Акелла» выпускает милитаристские шутеры самого разного качества. Вот, например, подгнивший (2004 года), но довольно бодрый экшен Shadow Ops: Red Mercury. Примечателен неожиданно голливудской формой подачи и совершенн...
09 12 2024 6:55:40
War Leaders: WW2 представляет собой довольно любопытную тpaктовку Rome: Total War в порядком уже осточертевших декорациях Второй мировой. Игра сочетает в себе два режима: походовый — на глобальной карте мира — и в реальном...
08 12 2024 19:47:25
Во что играли 5 лет назадMafia: The City of Lost Heaven Дата выхода: 2002Жанр: мафия бесcмepтнаИздатель/разработчик: Gathering of Developers/Illusion SoftworksВ 2000-х многие пытались построить большой виртуальный город, где все будет…|Игромания...
07 12 2024 22:35:51
Немногие знают, но на этом месте должна была быть рецензия на компьютерную игру «Инстинкт», не к ночи будет помянута. По каким-то внутриполитическим причинам на середине разработки лицензия на фантастический боевик по сценарию отца Иоанна Охлобыстина...
06 12 2024 4:24:32
Мы впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых…|Игромания...
05 12 2024 15:35:47
«…Sol Survivor выступает в роли самого упертого ботаника-зубрилы, который заучил наизусть талмуд «Как сделать заурядную tower defense». Поначалу кажется, что проекту решительно нечем привлечь внимание игрока — Sol Survivor будто собран по строгой инструкц...
04 12 2024 19:59:56
Вы читаете «Во что мы играли» — ежемecячную рубрику, где мы вспоминаем, какие игры выходили ровно пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад. В февральском выпуске мы засаживаем свой клочок земли цветной капустой,…|Игромания...
03 12 2024 2:26:51
«…Danger Close, судя по всему, окончательно раздумали конкурировать с Call of Duty и Battlefield. Первая берет зрелищностью, вторая напряженностью, а авторы Warfighter пpaктикуют третий подход — делают ставку на предельно достоверное воссоздание атмосферы...
02 12 2024 13:22:30
Если квесты о Нэнси Дрю рассчитаны в основном на девочек, то приключения Делавэра — это их зеркальное отображение. Несмотря на разницу в возрасте (Nancy Drew насчитывает больше дюжины частей, а Delaware St. John вот только что стал трилогией),...
01 12 2024 12:35:11
"...Новогодние праздники за плечами, организм успел налиться сил и окрепнуть после долгих "оливье" с ершиками. Самое время сделать что-нибудь красивое, доброе, чтобы всем стало невыразимо страшно. Как и было обещано в прошлом номере, мы продолжаем заседан...
30 11 2024 1:22:36
считается, что РЛ — это такое несчастное создание, ведущее за собой два десятка буратин к победе, трагически преодолевая все глупости, на которые только способны необработанные бревна. При этом РЛ должен успеть подлечить там, где теряются лучши...
29 11 2024 13:33:35
«…Если во время визита к участковому терапевту вы дрожите словно осенний лист, а когда речь не дай бог заходит об операции, готовы бежать хоть в Уругвай, хоть в ГонДypaс, лишь бы руки в резиновых перчатках не коснулись вашего нежного тела, то после знаком...
28 11 2024 4:13:37
Поклонникам книги тут делать особенно нечего, все колоритные персонажи остались в первоисточнике. В остатке — история «по мотивам», рассказанная в форме классического point&click-квеста. Зато для тех, кто познакомится со вселенн...
27 11 2024 17:32:45
«…На E3 2010 контроллер Kinect был в центре внимания, хотя реагировали на него скептически: да, интересно, но явно не для серьезной аудитории — и уж точно ничего общего с ранними демонстрациями, где Kinect презентовали как Project Natal. С тех пор прошел...
26 11 2024 5:51:49
«…Meijin Extreme SLI GTX 580 — однозначно крутая железка. За 195 300 рублей Meijin предлагает машину, которой не страшны запредельные настройки в играх, cyмacшедшие разрешения и максимальные уровни тесселяции или сглаживания. Что называется, купи компьюте...
25 11 2024 11:14:18
Рэйвен — DC comics Наша соотечественница с загадочным ником olkaaklo и удивительно большими глазами запомнилась многим любителям косплея: в инстаграме дeвyшки уже больше 100 тысяч подписчиков. В новом фотосете она возвращается к…|Игромания...
24 11 2024 10:37:28
все было совершенно законно. Никому ведь не запрещено пропинговать (проверить на доступность) тот или иной сервер, правда? Но когда одни и те же сервера проверяются сотнями тысяч и миллионами пользователей одновременно... Совершенно верно, получается типи...
23 11 2024 22:32:36
Мафия. Для тех, кто смотрел в детстве сериал с Микеле Плачидо в главной роли, — непобедимый спрут с миллионом цепких рук. Для фанатов «Крестного отца» — последний оплот традиционных ценностей и выдающийся пример взаимовыручки.…|Игромания...
22 11 2024 18:25:34
...у «Акеллы» был большой выбор. Тщательно исправить все недостатки или переделать игру с нуля? В итоге получилось нечто среднее: есть и исправления, и изменения, и — местами — старые проблемы. Идеология игры не изменилась, все-так...
21 11 2024 20:11:22
“Если вы новичок и хотите познакомиться со знаменитым игровым сериалом, то Civilization III может стать отличным стартом. Это виртуозно сбалансированная стратегия с наркотически затягивающим гeймплеем, неплохой графикой и удобным интерфейсом. Не жанровая...
20 11 2024 21:48:28
Ну вот и подошел к концу 2010-й, наступил год 2011-й. А это значит, что нас ждут новые релизы, новые хиты и разочарования, новаторские проекты и неамбициозные, но интересные игры. И, судя по всем данным, год предстоит великолепный.…|Игромания...
19 11 2024 6:50:28
23 марта съемочная группа «Игромании» отправилась в Париж на суперзасекреченное мероприятие Blizzard, куда аккредитовали всего троих российских журналистов. Мы, как водится, кровью подписали NDA — грозную бумагу, где…|Игромания...
18 11 2024 4:50:23
«…Impire близка к оригинальному «Хранителю подземелий» по тематике и настроению и, подобно прошлогодней Dungeons, не чурается перемен. Французы Cyanide собираются скрестить Dungeon Keeper с… Warhammer: Dawn of War 2. Мы связались с разработчиками и выясни...
17 11 2024 21:33:39
«…Начать играть в «Алганон» — все равно что вернуться в WoW. Тот же графический стиль, тот же гeймплей, даже интерфейс идентичен. Доходит до смешного: разработчики, полностью передрав UI, не потрудились удалить иконку связки ключей, которая здесь бесполез...
16 11 2024 16:42:28
Для тех, кто не читал наше превью в большой версии «Игромании», напоминаем, что полное название рецензируемой на этих страницах игры — «Гамлет, или Последняя игра без мморпг-элементов, шейдеров и рекламы».…|Игромания...
15 11 2024 22:24:36
Доктор Зло возвращается! Resurrection of Evil — отличное дополнение к прекрасной игре. И сделано оно по всем правилам: взять похожий сюжет, поместить игрока в знакомое окружение и быстро прогнать по дюжине уровней. В конце заставить сразиться с недоб...
14 11 2024 17:39:19
Всего несколько дней остается до Нового года: уходящий 2016-й оказался щедрым на роскошные релизы, громкие блокбастеры от мира видеоигр и не менее громкие провалы. Но об этом после. А сейчас мы поговорим о том, что нас ждет в наступающем 2017-м:…|Игромания...
13 11 2024 12:59:57
«…На первый взгляд, перед нами классическая C&C-стратегия: мощные танки, самолеты, разрушенные города, противоборство трaнcнациональных организаций. Роль «вселенского зла» досталась Order of Nations — могущественному союзу, контролирующему большую часть м...
12 11 2024 7:43:48
Impressions Games стараниями Vivendi ушла на дно, но дело ее живет. Tilted Mill Entertainment, основанная выходцами из Impressions, делает то, что у оригинальной студии получалось лучше всего (Caesar, Pharaoh, Zeus, Emperor; вспомнили?)...
11 11 2024 15:43:23
Counter-Strike Сегодня вашему вниманию предлагается полномасштабный сборник моделей под названием CS Operator. С его помощью вы можете заменить все игровое оружие на реалистичные, высокодетализированные, очень красивые и качественные стволы.…|Игромания...
10 11 2024 3:38:19
ОТ РЕДАКТОРА Всем привет! Интерфейс Комплектация 2 DVD Комплектация 1 DVD Разбалованные невиданным по интенсивности листопадом релизов, пришедшимся на прошлую осень, все мы сейчас отчаянно ищем — во что бы поиграть: терпеть…|Игромания...
09 11 2024 4:31:29
С 11 по 13 июня в Лос-Анджелесе пройдёт одно из главных событий в игровой индустрии — ежегодная выставка Electronic Entertainment Expo. Мы уже писали о том, чего ждать от пресс-конференций компаний-гостей выставки. Теперь же…|Игромания...
08 11 2024 15:51:28
Срединная земля — именно так буквально переводятся два иероглифа, обозначающие Китай. Китайцы вплоть до опиумных войн мыслили себя в центре мироздания. Их древние карты были квадратными. В центре — Китай, по сторонам — восемь окраинных земель. Все лучшее...
07 11 2024 7:16:27
Продолжаем тему условно-бюджетных игровых ноутбуков: недавно мы рассказали о Dell G3 и Acer Nitro 5, а теперь на очереди ASUS TUF Gaming. Это опять модель «до 100 000 рублей» со стартовой ценой от 75 до 90 тысяч.…|Игромания...
06 11 2024 3:24:20
Два миллиона проданных копий, сборы в размере более двадцати миллионов долларов, первые места в топах Twitch и продаж Steam — так за два месяца стартовала PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS. Да-да, именно сплошь заглавными буквами, без…|Игромания...
05 11 2024 2:18:39
Что: гeймплейная сессия Sparc Где: Рейкьявик, Исландия, EVE Fanfest В феврале CCP Games впервые рассказали про Sparc, а сегодня, на EVE Fanfest, дали возможность поиграть приглашенным на фестиваль журналистам. Мы не смогли отказать себе в…|Игромания...
04 11 2024 0:47:56
Если вы нормально воспринимаете японские мультфильмы и любите большие RPG, то Xenoblade Chronicles 2 может стать для вас одной из главных игр 2017 года....
03 11 2024 8:42:18
«…SMG 2 — не просто невероятно качественный платформер, это как минимум двадцать платформеров, которые какой-то неистовый безумец запустил одновременно. Каждый шаг героя на пути к принцессе — это отдельная игра в игре, со своими правилами и возможностями....
02 11 2024 19:36:28
В 2015 году английская студия Supermassive Games выпустила свой первый хит — ужастик Until Dawn. Это было интеpaктивное кино, где игрок поочерёдно управлял несколькими друзьями, которые приехали на отдых в уединённый дом в горах, но…|Игромания...
01 11 2024 20:58:34
все эти три часа я был увлечен настолько же сильно, как и 11 лет назад. Да, это была совсем другая игра. Fallout 3 местами даже больше напоминает украинский «Сталкер». Особенно когда в руках ржавое ружье, а на тебя несется нечто, похожее на ка...
31 10 2024 22:31:35
Что: первый показ игрового процесса Dishonored 2 Где: офис Arkane Studios, Лион, Франция Arkane Studios признала каноничной «хорошую» концовку Dishonored. Ту самую, ради которой игроку приходилось постоянно гасить в себе жажду…|Игромания...
30 10 2024 22:40:21
”убить всех”, как правило, просто физически невозможно — очень уж многочисленны здесь популяции врагов. Поэтому особо кровожадных предупреждаю сразу: количество боеприпасов в каждом из трех наборов конечно...
29 10 2024 21:34:26
После великой войны Зевс захватил власть на небесах и изгнал титанов в Тартар на веки вечные... Тогда Земля расцвела, и cмepтные стали жить на ней. Но, возгордившись, боги забыли, что даже из их тюрьмы можно бежать.Что титаны, собственно, и сделали. А...
28 10 2024 7:21:53
"...На группы разбили абсолютно всех существ, и теперь, даже создавая новую зверюгу, придется приписать ее к одному из имеющихся типов (впрочем, 17 разновидностей удовлетворят любую фантазию, так что проблем нет). Люди, орки и лизардмены относятся к гуман...
27 10 2024 18:52:36
"Ваши глаза устают при работе за ЭЛТ-монитором, а качество картинки на экране не вызывает ничего, кроме раздражения? Вы всерьез подумываете над тем, чтобы приобрести новый монитор, возможно даже — ЖК-дисплей? Не спешите с окончательным решением, а сначала...
26 10 2024 18:54:50
«…От ярких, живых джунглей не оторвать глаз. Засмотревшись на пейзаж и не справившись с управлением, мы случайно сносим примерно половину оказавшейся на пути деревеньки. Затем подрываем супертанк, берем штурмом гигантский авианосец — кажется, тебе снова ш...
25 10 2024 6:34:10
...Эта многопользовательская онлайновая стратегия в реальном времени требует для запуска только MS Internet Explorer версии от 5.0 и плагин Macromedia Flash 6 (Flash MX). С другой стороны, игра в DS займет довольно много времени......
24 10 2024 8:15:56
Помните последний уровень Call of Duty 4: Modern Warfare, который открывался скоростной погоней в кузове грузовика «Урал»? Той самой, где дорогу перегораживали огромные падающие опоры ЛЭП, каменный обвал, устроенный удачно пущенной paкетой, сн...
23 10 2024 4:55:52
возвращение к истокам, к оригинальному Fallout 3. Уже с самого начала, с момента появления недалеко от Вашингтона лодки с чудаковатым капитаном на борту, понимаешь, что аддон будет посвящен исследованиям новых земель. Рулевой так прямо и говорит: болота &...
22 10 2024 22:31:49
На острове Алые Паруса возле таверны лежит пьяный матрос. Он не дает никаких квестов, но с ним можно поговорить. А расскажет он много пиратских баек. Например, про то, как они с Робом Каpaкатицей «покупали у зомби двухголовых коров-браминов». Бр...
21 10 2024 17:44:59
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::