Закрытые страницы истории. Крупные игровые компании в России были еще в 90-е, но мы об этом не знали > Minecraft истории
истории Minecraft    

Закрытые страницы истории. Крупные игровые компании в России были еще в 90-е, но мы об этом не знали

Закрытые страницы истории. Крупные игровые компании в России были еще в 90-е, но мы об этом не знали

Спецматериалы Закрытые страницы истории. Крупные игровые компании в России были еще в 90-е, но мы об этом не знали 031.01.2008 05:01  |  ...буквально с первой же игры для PC мы использовали промышленный подход и написали специальный композер со своим скриптовым языком, в котором игры и собирались. То есть начинка игры не встраивалась непосредственно в уникальный программный код конкретной Спецматериалы

История штука очень избирательная. Одних она запоминает, а другие так и остаются в тени, как будто их и не существовало. Какие ассоциации обычно приходят нам в голову, когда мы думаем о российской игровой индустрии 90-х годов? Повальное пиратство, первые и очень робкие шаги отечественных разработчиков, совсем еще маленькие студии, перебивающиеся на одном только энтузиазме, примерно такие. В чем-то стереотипные, однако в целом все же верные. Но на самом деле уже тогда в России была компания, которая делала игры мирового уровня для крупнейших западных издателей и насчитывала около 150 человек персонала. Называлась она «АМИ» и находилась в Санкт-Петербурге.

Back in the USSR

В самом начале 90-х годов выпускник Ленинградского университета Игорь Разбов (давно уже известный как Igor Razboff), эмигрировавший в США в 1982 году, обратил внимание на то, как быстро набирают силу индустрия компьютерных и видеоигр и мультимедиа вообще. Год от года число игр увеличивалось, они становились дороже и приносили все больше денег. Разбов в играх не разбирался, но зато в них разбирался его знакомый Дейл Дешарон (Dale DeSharone). И тогда совместно с Дейлом они создают компанию Animation Magic.

Нас часто спрашивают, есть ли в руководстве западных игровых компаний выходцы из нашей страны. Ну вот, пожалуйста, Игорь Разбов. Сейчас он уже вне индустрии, но в 90-х был в правлении Animation Magic, Capitol Multimedia, Cendant Software и Papyrus.

В это же самое время в другом полушарии, на территории шестой части суши, одно большое и не нуждающееся в представлении государство распадается на пятнадцать частей. Границ больше нет, приезжайте все кто хотите. И тут у Дейла Дешарона появляется отчаянная идея: а что, если разместить производственные мощности в России? Со слов Разбова он знал, что технических специалистов в СССР готовили больше, чем даже в США и любой другой западной стране. Разбову идея понравилась, и вскоре они с Дейлом отправились в Санкт-Петербург. Так в 1992 году появилось ООО «АМИ» (сокращенно от Animation Magic, Inc) со 100% американским уставным капиталом.

Найти специалистов, тем не менее, оказалось не так просто. На тот момент в России почти не было людей с опытом разработки компьютерных игр, поэтому Разбов и Дешарон начали с того, что рекрутировали семерых человек и повезли их в Америку на стажировку. По возвращении эти люди начали уже сами подбирать и обучать персонал.

Исторически основным направлением «АМИ» было создание графики и анимации для западных проектов (за сценарии, гeймдизайн и конечную сборку в таких случаях отвечала западная сторона), но и свои игры у нее тоже были. Поначалу компания сосредоточила силы на консоли Philips CD-i. В 1993-м «АМИ» выпустила для нее две игры (Link: The Faces of Evil, Zelda: The Wand of Gamelon), потом еще одну в 1994-м (Mutant Rampage: Body Slam). После этого непопулярную CD-i решено было оставить и вплотную заняться РС. Во главе «АМИ» в это время находился Борис Бигулаев, давний товарищ Разбова по аспирантуре, математик по образованию. Бигулаев возглавил «АМИ» в 1993 году, на тот момент в ее составе было около 20 человек.

Эмигрировав с Philips CD-i, Animation Magic, уже перевоплотившаяся к тому моменту  в Capitol Multimedia, обезопасила себя в том плане, что больше не нужно было волноваться из-за размера installed base (т.е. количества пользователей), ведь РС, в отличие от CD-i, всегда чувствовал себя уверенно. Но заказы на большие проекты пошли не сразу. Вместо этого «АМИ» пришлось заняться детскими и обучающими играми. Дело пошло хорошо, заказы сыпались один за другим. В общей сложности за время своего существования «АМИ» пропустила через себя полтора десятка таких проектов: I.M.Meen (1995), Pyramid (1995), Baba Yaga and the Magic Geese (1996), Darby The Dragon (1996), Chill Manor (1996), Math Invaders (1997), JumpStart Math for Kindergartners (1998), JumpStart Reading for Second Graders (1998), JumpStart Reading for Second Graders (1998), Fisher Price: Ready for School Reading (1998), Fisher Price Ready for School (1998), JumpStart Baby (1998), Dinosaur Adventure 3D (1999), JumpStart Preschool Deluxe (2000).

Борис Бигулаев установил в «АМИ» столь жесткую дисциплину, что среди сотрудников родился слух, будто он бывший военный. Самого Бигулаева, когда мы ему рассказали, это изрядно повеселило.

Ко второй половине 90-х студия сильно выросла в размерах, более-менее натаскала сотрудников и к ней, наконец, потянулись с заказами посерьезнее. Одним из наиболее значимых проектов для «АМИ» стал квест Warcraft Adventures: Lord of the Clans, начатый в декабре 1996-го. Участие американцев заключалось в общем руководстве проектом, написании сценария, надзоре за художественным исполнением и записью звука все остальное делали в России. С Warcraft Adventures возились до конца 1998 года, игра была пpaктически полностью готова, но в последний момент Blizzard решили ее отменить. В контексте 1998 года это решение вопросов не вызывает: хороших квестов в том году хватало (см. Grim Fandango), но они приносили одни лишь убытки. У некоторых бывших сотрудников «АМИ» до сих пор хранятся копии Warcraft Adventures (с разрешения Blizzard, конечно), однако делиться ими они наотрез отказываются.

Но если с Warcraft ничего не получилось, то с гоночными играми серии NASCAR все, наоборот, сложилось очень удачно. «АМИ» участвовала в разработке шести игр этой серии: NASCAR Grand National Series Expansion Pack (дополнение к NASCAR Racing 2, 1997), NASCAR Racing 3 (1999), NASCAR Racing 3: Daytona (1999), NASCAR Legends (1999), NASCAR Racing 3: NASCAR Craftsman Truck (1999) и NASCAR Racing 4 (2001). В 1997 году в «АМИ» начали даже делать шутер под названием Real Time на движке Unreal и по западному сценарию, но довести игру до конца не удалось.

На первых порах для NASCAR Racing в России делали только графику, всем остальным занималась американская студия Papyrus. Но мало-помалу производство все больше переносили в Россию, пока за Papyrus не остались только руководство, программирование и сборка игр. В тот период Papyrus принадлежала Cendant Corporation и была подотчетна напрямую Игорю Разбову, вице-президенту Cendant. В описании дальнейших событий мнения наших источников расходятся. По версии Бигулаева, после ухода Разбова в Papyrus возобладали антироссийские настроения и от услуг «АМИ» решено было отказаться. Сам Разбов говорит, что никаких антирусских настроений не было, и отказ был продиктован масштабными сокращениями внутри Vivendi (как именно ей досталась Cendant, см. ниже), под которые попала не только «АМИ», но и многие другие студии Sierra.

При этом сама Papyrus ввиду постоянных сокращений была уже фактически недееспособна, что и предопределило ее закрытие в 2004 году. Свою роль сыграла и потеря лицензии на производство игр под лейблом NASCAR, которая перешла к Electronic Arts.

Собственно же «АМИ» закрылась еще раньше, в 2001-м, но по другим причинам.

Warcraft Adventures был пpaктически закончен «АМИ», но в последний момент Blizzard отменила проект. У некоторых его участников до сих пор хранится играбельная версия.

Утром деньги, вечером игры

Критерием успешности любой компании являются прежде всего финансовые показатели, и, естественно, они всегда вызывают повышенный интерес. Но в случае с «АМИ», увы, рассказывать особо не о чем. Компания не была коммерческой структурой, заpaбатывающей деньги, а работала фактически как бюджетная организация, финансируемая из-за рубежа. Борис Бигулаев составлял годовую смету расходов, она утверждалась наверху, и далее шло ежемecячное финансирование под отгрузку продукции. Годовой бюджет OOO «АМИ» в последние годы существования компании был в районе $1,5 млн.

Оазис спокойствия

По меркам 90-х «АМИ», конечно, была уникальной компанией. Во-первых, из-за размеров: судя по всему, в те годы это был самый крупный разработчик на всем постсоветском прострaнcтве.

Среди людей, занимавшихся в «АМИ» NASCAR Racing, был и известный ныне художник Олег Куваев (на первой фотографии он крайний слева), создатель Масяни.

Во-вторых, «АМИ» была лучше устроена. Даже самые мощные игровые компании по сей день не могут справиться с таким явлением, как задержки релизов, но «АМИ» удавалось выдерживать сроки всегда. Проводить прямое сравнение, понятно, нельзя: одно дело, когда ты ведешь проект целиком, и совсем другое когда аутсорсишь, как это было с «АМИ». Кроме того, не стоит забывать, что на дворе были 90-е годы и сотрудники «АМИ» дорожили своей работой. Завалишь проект неприятности будут у всей компании.

Тем не менее в плане внутренней организации «АМИ» была, скажем так, не самым худшим и к тому же довольно интересным примером. Как обычно устроены игровые компании? На каждый проект выделяется комaнда, укомплектованная полным набором специалистов, и эта комaнда возится с игрой до победного. «АМИ» работала совсем по-другому. На каждый проект выделялся менеджер, который вел игру на протяжении всего цикла разработки. Отдельные комaнды не создавались, вместо этого все сотрудники были разбиты на несколько подразделений: цех аниматоров, цех моделлеров, цех художников и т.д. А менеджер отвечал уже за то, чтобы провести игру через все эти подразделения и за контакт с западной стороной.

Дисциплина в компании поддерживалась довольно жесткими по тем временам методами. По словам Ларисы Шабашевой, которая была заместителем директора по производству в 1996-2001 гг., в «АМИ» стараниями Бигулаева уже было все то, что большинство российских компаний ввело только в 2000-х. Фиксировалось время прихода на работу, время ухода, существовали штрафы за опоздания. Алкоголь на рабочем месте был абсолютным табу. Кого-то такие условия могли раздражать, а кое-кто, говорит Лариса, впоследствии даже сетовал, что на новой работе нет такого жесткого графика: приходя к 12.00, уходишь в 22.00-23.00, и времени что-либо сделать вечером уже не остается. Во второй половине 90-х на рынке было вообще немного работы, тем более хорошо оплачиваемой работы и тем более для художников. Поэтому «АМИ» могла себе позволить ставить сотрудников в жесткие дисциплинарные рамки. Сейчас, когда ситуация на рынке изменилась радикально, уже сложно представить себе, что художники, дизайнеры и программисты так легко могут пожертвовать свободным графиком.

Поиском заказчиков, написанием сценариев игр, озвучанием занималась западная сторона, в России же делались анимация, фоны, трехмерка, текстуры, программирование (целиком), тестирование и дебаггинг. Проблем с финансированием, оборудованием, офисными площадями не было. Менеджменту в России оставалось сконцентрироваться только на производстве и максимально оптимизировать его. Там, где это было возможно, вводились критерии измерения производительности. На основании производительности каждого из цехов строились прогнозы, и, если становилось понятно, что проект не укладывается в срок, менеджеры перераспределяли ресурсы и проблема исчезала, еще не успев стать серьезной. Благодаря постоянному потоку заказов, простоев почти не бывало. Когда акцент в производстве сместился с плоской анимации на трехмерную, многие из аниматоров и заливщиков прошли переобучение и продолжили работать в компании уже в новой роли. Часть сотрудников стала заниматься рисованием библиотек клипарта, которые делались для Sierra.

Говорят, Papyrus начала сдавать свои игры (на скриншотах NASCAR Racing 2, 1996) в срок только после того, как ей начала помогать «АМИ».

Очень остро, особенно на первых порах, стоял вопрос с кадрами. По словам все той же Ларисы Шабашевой, в Питере, в отличие от Москвы, не было хорошей школы анимации, поэтому готовых аниматоров было очень мало. Чтобы решить эту проблему, в «АМИ» организовали собственные курсы аниматоров, на которых преподавал Александр Макаров (студии «ЛенНаучФильм», «Панорама»). Студенты-аниматоры получали стипендию, лучших брали на работу, далее следовал очередной набор на курсы и так пару лет без перерыва.

Тех, кто занимался бэкграундами в играх, и тех, кто пришел из Мухинского училища или Академии художеств, учили рисовать фоны в Photoshop. Заливкой, раскрашиванием плоской анимации то есть самой простой работой занимались люди самых разных специальностей. Кто-то из них впоследствии научился анимации или пошел в сборщики (гeйм-программирование), кто-то стал менеджером проекта или начальником цеха. Из-за быстрого роста компании при появлении новых вакансий выгоднее было найти и обучить подходящего и ответственного сотрудника внутри компании, а на его место пригласить нового с человека улицы.

Олег Куваев, создатель Масяни, проработавший в «АМИ» несколько лет (он, кстати, был в комaнде разработчиков NASCAR Racing), в интервью «Игромании» рассказывал, что руководство компании при подборе людей смотрело больше не на профессиональные навыки, а на то, освоится человек или нет. Игровой индустрии в России тогда еще не было, брать людей было попросту негде.

В период своего расцвета в «АМИ» работало около 150 человек, за несколько лет через нее прошло несколько сотен людей, которые потом осели в других мультимедийных компаниях. Так что «АМИ» была еще и своего рода кузницей кадров. Сотрудников, по рассказам Ларисы Шабашевой, увольняли только если не было возможности предложить им другую работу внутри компании. Рабочая атмосфера была хорошей, пpaктиковались ежегодные премиальные поездки в Штаты для «ударников производства», корпоративные праздники, бывшие по тем временам редкостью, выставки картин сотрудников и т.п.

Рядовые сотрудники описывают все немного иначе. Работалось в компании действительно хорошо, и атмосфера была благожелательная, но так было не всегда. По мере роста в «АМИ» появлялось все больше правил и ограничений, она все больше становилась похожей на архетипичную корпорацию. И это не всем было по нраву. Отдельные сотрудники идут еще дальше, утверждая, что студия закрылась по вине российского руководства, которое набрало менеджеров, ничего не понимавших в играх, но это уже крайнее мнение. Судя по всему, в действительности все было иначе, и рядовые сотрудники просто не могли знать причины и обстоятельства закрытия студии, потому что эту тему Бигулаев не обсуждал ни с кем, даже со своим замом Ларисой Шабашевой.

Откуда есть пошла Boston Animation

В 1998 году Разбов и Бигулаев создали в Киеве еще одно подразделение Animation Magic, носившее на первых порах название «КАМИ» (т.е. киевское «АМИ»). Начиналось оно всего с одного человека, который ездил к Бигулаеву в Питер, где его учили, как строить компанию и организовывать производство. Когда «КАМИ» обросла сотрудниками и превратилась в полноценную, функционирующую организацию, ее передали Дешарону, а он уже впоследствии перенес на нее название своей американской компании Boston Animation.

Boston всю свою жизнь занималась в основном аутсорсом, своих проектов у нее было мало, самый крупный из них Darkened Skye (2002). Компания крайне малоизвестна, и даже некоторые бывшие сотрудники Boston, с которыми мы имели разговор, не знают истории ее происхождения.

Сам Дешарон был в Animation Magic главной движущей силой. Разбов и Бигулаев занимались бизнес-частью, а Дейл писал сценарии и придумывал концепты.

Darkened Skye

Неожиданный конец

С момента своего основания Animation Magic оставалась независимой относительно недолго. Независимость штука обоюдоострая: ты вроде как сам по себе, но ни лишних денег и, соответственно, возможностей у тебя нет. Поэтому руководство компании решило продать ее какому-нибудь крупному инвестору, и таким инвестором стала Capitol Multimedia. Игорь Разбов занял в ней один из руководящих постов.

Лариса Шабашева была заместителем генерального директора «АМИ» с 1996 по 2001 годы, через ее руки прошли почти все игры студии, сделанные в этот период.

Но на этом история не заканчивается, а только начинается. Animation Magic меняла собственников несколько раз, и каждый раз это происходило по схеме «маленькую рыбку ест рыба побольше, а потом ее съедают саму». Capitol Multimedia перешла в собственность Davidson & Associates, та, в свою очередь, продалась Sierra, потом пожаловала CUC International, ее уже поглотила Cendant Corporation, которую купил французский гигант Havas, а Havas в 1998-м приобрела Vivendi и преобразовала в Vivendi Universal Publishing (ныне Vivendi Games). Такая вот длинная пищевая цепочка.

Несмотря на завидный аппетит, Vivendi последние лет восемь не отличалась стабильностью финансовых показателей, но, как и всякая публичная компания, она старается поддерживать видимость благополучия. Поэтому, когда в 2001 году у нее начались трудности, руководство Vivendi задумалось над сокращением издержек. А самым популярным способом сокращения издержек в таких случаях служат массовые увольнения сотрудников и закрытие подразделений. Вот тогда-то и решили закрыть «АМИ».

Закрытие прошло достаточно цивильно. Перед увольнением всему персоналу выплатили зарплату за полгода вперед и только после этого распустили по домам. Сотрудники разбрелись кто куда: в LG Electronics, Creat Studios, Fireglow, Tollsmedia и другие компании. Дававшая нам интервью Лариса Шабашева после «АМИ» работала в двух софтверных компаниях Игоря Разбова, в одной из них (Scoros) остается до сих пор. Глеб Янчиков, один из разработчиков Warcraft Adventures, который тоже давал комментарии для этой статьи, сейчас в Falcor Media Хранители: Ключ жизни»).

Борис Бигулаев после закрытия «АМИ» сразу уехал в США, во Флориду, и занимается сейчас бизнесом, никак не связанным с играми (он попросил нас не раскрывать специфику своего занятия, но если интересно, это легко выяснить в Сети). Собственно, играми он никогда не увлекался и не увлекается ими сейчас. На момент прихода в «АМИ» он не знал о них вообще ничего.

Игорь Разбов игроком тоже никогда не был (в начале 90-х он заинтересовался играми просто как новым явлением), сейчас он тоже в бизнесе и тоже живет во Флориде, но связи с Россией не теряет. Бизнес у него довольно интересный: поиск перспективных технологий и инноваций и постановка их на пpaктическую основу.

Из ключевых людей Animation Magic с играми по-прежнему связан только Дейл Дешарон. И хотя самой Animation Magic давно уже не существует, Дейлу все еще принадлежит киевская Boston Animation (Darkened Skye). Правда, чем она сейчас занимается, неясно, а Дейл, хоть и согласился на интервью, но в течение месяца ответа нам так и не дал.

Почему так получилось, что «АМИ» в России почти никому не известна? На самом деле ей это было просто не надо. Компания работала на западных заказчиков и по западным заданиям, в раскручивании своего имени у нее не было никакой нужды.

Эпитафия амбициям

Получив от нас уже готовую статью для проверки фактики, Борис Бигулаев неожиданно выдал еще одно важное замечание: «Не знаю, говорил ли вам это кто-нибудь, но буквально с первой же игры для PC мы использовали промышленный подход и написали специальный композер со своим скриптовым языком, в котором игры и собирались. То есть начинка игры не встраивалась непосредственно в уникальный программный код конкретной игры. Для каждого проекта был композер (модификация предыдущей версии) и уникальный движок, причем логика игры тоже задавалась в композере. Игры у нас создавалась не программистами, они лишь писали инструментарий, а сборочный цех с помощью этого инструментария выстраивал игры из материалов, предоставленных художественными цехами.

Жаль, что уникальнейшая технология и великолепный творческий коллектив прекратили свое существование. И не из-за российского «некомпетентного» менеджмента, который не нравился любителям срыва сроков по причине поиска творческого вдохновения на дне бутылок, а по вине вполне конкретных персонажей с французско-американской стороны. Откуда художникам или аниматорам знать про все это? Я с ними политической корпоративной информацией не делился и даже Лариса [Шабашева] была абсолютно не в курсе всех этих дел. Я до последнего момента пытался спасти компанию, оттягивая увольнение ключевых людей, с чье помощью можно было спасти технологию и снова мгновенно развернуться на полную мощность. В число этих самых ключевых людей входили все упомянутые в вашей статье «некомпетентные» менеджеры, а вот некоторые художники, недовольные их существованием, не входили, ибо все ключевые для технологического процесса художники и аниматоры были вполне довольны тем менеджментом, который существовал в нашей компании.

Именно профессиональный менеджмент является тем звеном, которое, увы, отсутствует в сколько-нибудь эффективном виде в большинстве малых и средних софтверных и арт-компаний, причем не только России, но и мира. За много лет мы не сорвали альфа-, бета- и голд-сроков ни в одном проекте и благодарить за это нужно именно менеджеров и отстроенную не без моего участия структуру управления компанией. А что могут художники и программисты без менеджмента я имел «счастье» наблюдать в первые месяцы руководства компанией. Это и побудило меня начать наводить порядок и рубить некоторые особо зарвавшиеся «творческие» головы, периодически повторяя это увлекательное занятие на новых уровнях эволюции компании. Мы ведь прошли три качественно стадии роста: 7-25, 60-100 и более 150 человек. Каждая стадия требовала революционной реструктуризации компании и, естественно, появлялись недовольные, цепляющиеся за предыдущие порядки. Следующим логическим шагом должно было стать управление несколькими сотнями сотрудников, причем в нескольких отдельных юрлицах (для этого и открывали «КАМИ» в Киеве). Увы, не сложилось, а я мечтал примерно о 4000 человек, мне было интересно отстроить эффективную структуру для такого масштаба».


Football Manager 2011

«…важное требование — любовь к футболу. Если ваше с ним знакомство ограничено просмотром пары игр национальной сборной в год, то никакой теплой дружбы с FM, скорее всего, не выйдет. Да, система игровых подсказок вновь пополнела, но Sports Interactive, по-...

27 02 2024 12:47:45

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо

ни в коем случае не вторая часть S.T.A.L.K.E.R. Но это и не совсем аддон в привычном понимании этого слова. Это такой постскриптум к оригиналу. То есть структурно «Чистое небо» — та же игра, что и год назад: с беготней по Зоне, сбор...

26 02 2024 6:12:38

Operation Flashpoint: Red Hammer

“Сюжетная линия RH призвана рассказать нам ту же самую историю войны 1985 года, но с противоположной стороны. Стороны — но НЕ точки зрения, как некоторые могли бы подумать, читая анонс. В этом-то вся и соль — противные чехи опять подают нам сюжет под тем...

25 02 2024 23:39:29

Убийственная ретроспектива: Assassin’s Creed 3 Remastered

Я долго искал повод перепройти Assassin’s Creed 3, и благодаря Ubisoft он у меня появился. Семь лет назад эта игра произвела на меня приятное впечатление, несмотря на посредственную концовку. Приятно вернуться спустя столько лет и снова…|Игромания...

24 02 2024 13:55:17

Серый кардинал. Тестирование игровой мышки SteelSeries Sensei RAW World of Tanks Edition

«…Брендированные устройства - редкие гости в журнале (тестирование перекрашенных железок нас никогда особо не интересовало), однако для SteelSeries Sensei RAW World of Tanks Edition мы сделали исключение. Во-первых, ее прототип к нам еще не попадал, а зна...

23 02 2024 20:56:34

Call of Duty: Black Ops 2

ФОРМУЛА ИГРЫ Black Ops 2 50% Black Ops 40% Рауля Менендеcа 10% Syndicate Мы привыкли ругать и хвалить Call of Duty за одни и те же вещи, которые даже не хочется перечислять лишний раз. Миллионы непритязательных игроков по инерции…|Игромания...

22 02 2024 21:13:43

Тест два три

В феврале к нам постучались Ubisoft и позвали в Париж, смотреть на Far Cry 5. Поначалу, это не вызвало у нас энтузиазма — ведь уже с полгода на различных конференциях нам показывали одну и ту же демку, и про неё уже было известно всё, что…|Игромания...

21 02 2024 18:18:23

Обзор Pendragon. Несите мне доспехи, седлайте мне коня!

Существуют два типа игровых студий. Первые, как Firaxis или Bethesda, раз за разом выпускают, в сущности, одну и ту же игру. А вторые создают (или как минимум пытаются создавать) совершенно разные по сути проекты. Именно к ним относится, например,…|Игромания...

20 02 2024 13:34:19

Косплей недели: Metal Gear Solid V, Dark Souls III, «Ведьмак 3», Warhammer 40 000, «Люди Икс»

Молчунья — Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Пожалуй, ни у одной гиперceкcуальной героини игр нет такого весомого оправдания тому, чтобы ходить в абсурдном «бронелифчике», как у Молчуньи из MGS V. Эта меткая снайперша…|Игромания...

19 02 2024 15:31:18

Интернет-творчество. Рисуем, анимируем и музицируем, не выходя из браузера

творчеством можно назвать очень многое. Даже простое ведение блога или создание домашней странички это, как ни крути, творчество. Но мы сегодня поговорим о самых ярких, самых наглядных его проявлениях. О рисовании, анимации, архитектуре и музыке. В интерн...

18 02 2024 23:41:27

Rise of Nations: Золотое издание 

Попытка Big Huge Games смешать в одном флаконе RTS образца Age of Empires и глобальную стратегию а-ля Civilization увенчалась успехом, и в 2003 году мир узрел Rise of Nations. В стратегическом режиме мы заключали альянсы и захватывали новые терр...

17 02 2024 17:16:38

«Я еще не сделал свою главную игру!» Интервью с Брайаном Фарго

Основатель студии inXile Entertainment Брайан Фарго хорошо известен игрокам. Старожилы наверняка помнят фразу «Brian Fargo Presents» из заставки Fallout, а про недавние успехи Wasteland 2 и Torment: Tides of Numenera на…|Игромания...

16 02 2024 8:52:56

Руководство и прохождение по "Knights of Honor"

Иногда мне очень хочется стать королем. Или царем. Ну хотя бы ярлом. Что уж говорить о почетном звании императора! Чаще всего это случается осенью. И не потому, что в этот период обостряются тяжелые душевные заболевания. А потому, что именно в это...

15 02 2024 16:24:39

Руководство и прохождение по "Блицкриг: Cмepтельная схватка"

Ни один план не переживает встречи с противником. Хельмут фон Мольтке В огромном потоке хитов, что выплеснулся в последнее время на рынок, вышло дополнение к лучшей отечественной стратегии по второй мировой войне. К сожалению, оно не смогло достиг...

14 02 2024 23:26:18

3DS наелась грибов. Тестирование 3DS XL

«…Главное достоинство новой 3DS — большие экраны, выросшие почти в два раза. Они достаточно яркие, и старые игры на них выглядят заметно лучше. Особенно это бросилось в глаза в Super Mario 3D Land и Resident Evil: Revelations. Если выросшая пикселизация (...

13 02 2024 8:18:33

Обзор Valorant. «Старый» не значит «плохой»

Знаете, даже как-то странно, что никто раньше не додумался сделать «духовную наследницу» Counter-Strike. В индустрии, которая со скоростью стepвятника обдирает каждую более-менее хорошую идею до костей,…|Игромания...

12 02 2024 6:55:31

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком

Фёдор Бондарчук — знаковая фигура в отечественном кино. Он снялся в более чем полусотне фильмов и сам срежиссировал их чуть меньше десятка. Его картины заработали кассовый успех и получили шквал мнений — как положительных, так и…|Игромания...

11 02 2024 23:40:32

Darkness Within: Сумpaк внутри

Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder — очередное интеpaктивное воплощение творчества Г. Ф. Лавкрафта. Со всеми подобающими особенностями: древними культами, забытыми богами, cyмacшедшими домами и мегабайтами текста. Несмотря на бедную графику и...

10 02 2024 1:59:16

Super Meat Boy

Super Meat Boy — это взрыв. Словами не передать. Это вот так. Или так. Ар-р-р-р-р, нет! Так! Инди-супербоевик. Супермясо. Не сыпь мне соль на мясо Про крутые платформеры принято говорить, что они не платформеры. Например, в Braid платформенная…|Игромания...

09 02 2024 2:53:38

Avernum 6

Вот уже 16 лет студия Spiderweb Software (по сути это один человек — Джефф Вогель), выпускает невзрачные на вид, но весьма глубокие и масштабные RPG в стиле old school. Мы бы сказали, что они похожи на Fallout и Baldur's Gate, если бы…|Игромания...

08 02 2024 3:59:27

«Если перестанут играть – значит, деньги остались только на еду». Директор My.Games об играх во время пандемии и поисках инди-разработчиков

Игровая индустрия переживает не лучшие времена. Профильные выставки закрыты, многие значимые релизы перенесены, штаты сокращают. Любой бизнес, связанный с развлечениями и отдыхом — кино, концерты, путешествия, — сейчас несёт…|Игромания...

07 02 2024 20:24:56

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5 лет назад Company of Heroes Дата выхода: 2006 Жанр: Военная кино-RTS Издатель/разработчик: THQ/Relic Сюжет, AI и движок Company of Heroes больше подошли бы FPS, нежели RTS. Действие игры происходит в полуреалистичной Европе из фильма…|Игромания...

06 02 2024 9:57:56

Инди года

1 место AudiosurfИздатель/издатель в России: Valve/БукаРазработчик: Invisible HandlebarРейтинг: 8,0Полная рецензия в «Игромании» №4’20082008 год побил все рекорды по количеству введенных в широкую ротацию терминов: Web 2.0, «пользовательский контент», c...

05 02 2024 18:51:25

Обзор Call of Duty: WWII. Нормaндия 2.0

Среди нытиков у сериала Call of Duty репутация хуже некуда. Конвейер, вторичность, «шутерок на вечерок»... Однако WWII даже им сумеет доказать, что всё не так однозначно. Подробности — в нашей рецензии....

04 02 2024 3:28:54

Танчики

    “Танчики” возвращаются! В этом нет никакого сомнения. Союз “Бука” — Exclusive Games оказался самым что ни на есть плодотворным. В свет выпущено продолжение игры, ради которой каждый…|Игромания...

03 02 2024 5:26:49

Killzone 3

«…Как и в любом Call of Duty, все боевые ситуации в Killzone 3 делятся ровно на два типа: первый, когда вы мерно, метр за метром, ползете на пузе и планомерно зачищаете всю зону видимости от любых движущихся объектов, а второй — это короткие пятиминутные...

02 02 2024 2:13:45

Пятничный косплей! Образы из Dishonored 2, Dark Souls, Nier: Automata и Dragon Age

Косплей — это всегда неоднозначно. Иногда он невероятно хорош, но бывает, что и откровенно вульгарен. Временами вашим глазам становится больно, но порой хочется взять инструмент и самому творить прекрасное. Мы, признаться, и сами не знаем,…|Игромания...

01 02 2024 10:12:41

Князь 3: Новая династия

вызывающе, подчеркнуто старомоден. Его авторы не заигрывают с новой аудиторией, не городят глупостей про «привлечение массового игрока», они делают игру, самый главный конкурентный аргумент которой — ностальгический удар гуслями по голов...

31 01 2024 2:48:46

The Darkness 2

«…Временами сиквел даже кажется более жестким, чем оригинал. Верные щупальца, извивающиеся по обе стороны экрана, все так же зубасты и с таким же наслаждением (и сочным хрустом) выгрызают у врагов Джеки сердца, выдергивают из рук оружие, разрывают бедняг...

30 01 2024 16:57:13

10 самых реалистичных игр об отношениях. Ко Дню святого Валентина

Игры умеют говорить о серьёзных чувствах ничуть не хуже кино или книг. А порой делают это даже лучше, ведь такого погружения не даст ни один фильм или бумажный роман. Правда, разработчики не всегда об этом помнят и часто используют любовь и романтику…|Игромания...

29 01 2024 1:29:18

Оружие и броня в Monster Hunter World: Iceborne. Чем сражаться и как побеждать

В Iceborne немало самого разного оружия и брони, в том числе отличного от того, что мы видели в оригинальной Monster Hunter: World. Кроме того, одни виды оружия лучше подходят для одиночной игры, другие — для комaндной, а у некоторых…|Игромания...

28 01 2024 10:59:24

Руководство и прохождение по "Агент: Особое задание"

"Агент" — это чистый квест со множеством загадок и головоломок. Погибнуть в нем нельзя, а вот запутаться — запросто. В использовании квестовых предметов есть пара особенностей. Во-первых, если для решения задачи нужно более одного предмета, вы дол...

27 01 2024 4:24:25

Обзор The Dark Pictures Anthology: Little Hope. Американская история призpaков проклятого дома на астральном холме

До недавнего времени Supermassive Games не могла похвастать хоть чем-то существенным. В их портфолио были разве что дополнения для LittleBigPlanet да посредственный платформер по «Доктору Кто». А потом внезапно вышла Until Dawn,…|Игромания...

26 01 2024 9:22:54

Играем что хотим

«…Десять лет назад про него говорили с придыханием: «Это парень, который сделал Diablo!» Пять лет назад — с разочарованием: «Это разработчик Hellgate». Сегодня почти не говорят, а просто пожимают на выставках руку: «О, Макс, спасибо за Torchlight». Макс Ш...

25 01 2024 16:52:59

Косплей на фестивале «Старкон-2017»: Overwatch, Darksiders, Gothic и другие образы

Сегодняшний выпуск пятничного косплея будет немного отличаться от предыдущих. На прошлых выходных в Санкт-Петербурге прошел ежегодный мультифэндомный фестиваль «Старкон-2017». И в этот раз мы хотим поделиться с вами образами от…|Игромания...

24 01 2024 16:21:23

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5 лет назад Grand Theft Auto: San Andreas Дата выхода: 2004 Жанр: Не грози Южному централу Издатель/разработчик: Take2 Interactive/Rockstar North Чем заняться молодому чернокожему пареньку в Лос-Анджелесе образца 1992 года, если до…|Игромания...

23 01 2024 22:31:37

Vanquish

До недавнего времени японская студия Platinum Games творила в привычных жанрах слэшера (Bayonetta) и уличного файтинга (MadWorld), на которых разработчики набили руку еще во время работы в Capcom и уже легендарной Clover Studio. Но в начале 2010-го…|Игромания...

22 01 2024 4:32:41

Фоторепортаж с Е3

[[BULLET]] Мутанты из Rage оккупировали не только часть одного из залов Центра… [[BULLET]] …но и колонны у входа в Южный холл. [[BULLET]] На пресс-конференцию Electronic Arts выстроились сразу две очереди. [[BULLET]] Ярко выступила…|Игромания...

21 01 2024 11:33:22

Руководство и прохождение по "World in Conflict"

Мы накормили грифов, и мир видел нашу мощь. Генерал, комaндовавший высадкой в СиэтлеГоворят, история не любит сослагательного наклонения. Зато его очень любят разработчики и игроки. Не сосчитать, сколько раз мы перекраивали историю своими руками. Воз...

20 01 2024 5:20:46

Руководство и прохождение по "Need for Speed 2"

Данная игра – это продолжение одного из лучших гоночных симуляторов «Need For Speed», завоевавшего в свое время первые места во многих хит-парадах. Для тысяч гeймеров слова «Need for Speed» стали синонимом азapта, желания играть без конца,...

19 01 2024 22:22:15

"Двое у разбитого корыта"

"...А чем же они занимались в "старые добрые времена"? Тогда ведь ни "КС", ни локалки не было. Андрей ровным счетом не мог ничего вспомнить. Что делали? Скучали, наверное..."...

18 01 2024 6:18:52

Месяц в истории: ноябрь

2 ноября 1998 годаВ интернете появляется утилита Roger Wilco, названная в честь главного героя игросериала Space Quest и впоследствии ставшая самой популярной программой для общения между игроками во время сетевой игры.4 ноября 1998 годаВыходит ныне…|Игромания...

17 01 2024 1:24:17

Руководство и прохождение по "Эадор. Сотворение"

Стоит немножко разобраться в том, как устроен Эадор, — и он долго-долго не отпустит. За простенькой графикой скрывается уйма вариантов тактики и стратегии, приятных моментов и забавных идей. Может, Dominions лучше «заточен» под сетевую игру, «Герои» краси...

16 01 2024 8:26:25

Ace Combat: Assault Horizon

«…Ace Combat: Assault Horizon выдает что-то очень похожее на ощущения от первого просмотра «Tрaнcформеров» Майкла Бэя. Пойманный в прицел враг тут же устремляется крутить виражи, а параллельно игра устраивает заскриптованное, но от того не менее зрелищное...

15 01 2024 21:42:23

Bus Driver Simulator 2019. За проезд передаём!

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно…|Игромания...

14 01 2024 22:40:36

Человеческий фактор с Яном Кузовлевым

«…В конце концов, человек привязывается больше не к игре, а к событиям вокруг нее. Питер Молиньё тренд распознал и теперь разpaбатывает Curiosity, которая и не игра вовсе, а интересный социальный эксперимент про любопытство и медиапоток. Та же Diablo 3 пр...

13 01 2024 21:14:52

Codename Panzers: Cold War

Венгерская студия Stormregion (она же InnoGlow) должна была честно написать на коробке Codename Panzers: «Друзья, нам очень хотелось сделать игру про национальную трагедию нашего народа, но ее никто бы не купил, поэтому мы создали абсолютно бредовый...

12 01 2024 13:14:14

Инстинкт

Несколько месяцев назад мы закончили рецензию на лучший православный шутер прошлого года You Are Empty информационным абзацем, в котором сообщалось, что цельный коллектив авторов аккурат после релиза развалился на две половинки. С одной стороны, это…|Игромания...

11 01 2024 2:24:27

Философия вирусов, часть 2. “Романтический“ период

В ходе опытов Коэн доказывал, что для развития вируса вполне достаточно низкоуровневых операций, которые обязательно реализованы в любой операционной системе! То есть ни одна из них не может считаться защищенной. И, по большому счету, создать операционку,...

10 01 2024 19:50:18

Drakensang: The Dark Eye

продолжает дело ролевой трилогии Realms of Arkania, сделанной в 90-х годах прошлого века в Германии. Вполне возможно, вы не слышали об этой серии, но поверьте: у нее было все для того, чтобы стать классикой жанра. Это, конечно, не легенда уровня The Elder...

09 01 2024 6:24:10

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::