Реквием по компьютерным клубам > Minecraft истории
истории Minecraft    

Реквием по компьютерным клубам

Реквием по компьютерным клубам

Спецматериалы Реквием по компьютерным клубам 405.06.2009 05:21  |  каких-то 8-10 лет назад игровым клубом называли облупленный подвал и сборище возбужденных особей неопределенного пола и возраста, которые сутки напролет проводили у мониторов и под адскую какофонию «Арии» выясняли, кто наберет больше всех фраг Спецматериалы

Сегодня игровой клуб  а чаще интернет-кафе  это место, где ритмично бомбит электронная музыка, задорно хлопает стеклами витрины бариста и водятся дeвyшки-сотрудницы в ярких жилетиках и коротких юбках. А каких-то 8-10 лет назад игровым клубом называли облупленный подвал и сборище возбужденных особей неопределенного пола и возраста, которые сутки напролет проводили у мониторов и под адскую какофонию «Арии» выясняли, кто наберет больше всех фрагов, быстрее вынесет противника с респа или ограбит юбилейный, пятисотый караван.

Какие бары, какие дискотеки, когда для всепоглощающей эйфории достаточно было гонять чертей в компании таких же, как ты?! Все мы были больны и счастливы одновременно. Вряд ли нынешние подростки поймут тот странный кайф. Вместе с разбитными девяностыми в прошлое канули альбомы с наклейками, сухарики «Емеля», диски «Фаргуса» по 25 рублей и, конечно, та самая неповторимая атмосфера компьютерных клубов.

Присоединяйтесь!

Конец 90-х годов ознаменовался тремя истериями мирового масштаба: азиатским финансовым кризисом, встречей миллениума (некоторые, правда, надеялись на апокалипсис) и повальной компьютерной наркоманией. Если в восьмидесятых цена PC была эквивалентна цене однушки на отшибе Москвы, то уже к концу девяностых он стоил пресловутую «штуку баксов». На эти деньги тогда можно было купить машину, но многие делали как раз наоборот: продавали кровные жигули и москвичи и покупали компьютер. А потом, вдоволь наигравшись в «одиночке», мечтательно косились на кнопку «Multiplayer».

В ту пору домосетей не было даже в крупных городах и народ изгалялся как мог: компьютеры притаскивали друг к другу домой и соединяли витой парой; находили примитивные модемы и перегружали и без того хилые телефонные линии; рискуя жизнью и здоровьем, лазали по газовым трубам домов, протягивая сетевой кабель от окна к окну.

Тем временем на Западе уже давно открыли совершенно безопасный путь в гeймерскую нирвану. В Америке первая коммерческая компьютерная сеть SFnet Coffee House Network появилась в 1991 году, а уже в 1994-м в Великобритании открылось киберкафе Cyberia  эстетское заведение с доступом в Сеть, где чашечка капучино стоила столько же, сколько и час работы за компьютером: три фунта стерлингов.

В начале были «Орки»

Мода на цивилизованные компьютерные клубы дошла до России сравнительно поздно, в 1998 году, когда в Москве открылись «Орки»  первое заведение, организованное по принципу западных LAN-клубов. В просторном помещении, арендованном у Московского института стали и сплавов, что на Октябрьской, тарахтело с полсотни компьютеров  от плохоньких Pentium 166 до мощных по тем временам Pentium II 233 с новейшим акселератором Voodoo2 на борту. Компьютер с 8 Мб видеопамяти считался верхом технического прогресса, потому что тогда подавляющее большинство машин обpaбатывало графику в software mode  процессором.

Компьютер с доступом в интернет и CD-приводом был поначалу только один, за ним сидел будущий главный судья Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит, а тогда  просто Dilvish. Атмосфера? Самая что ни на есть клубная: добрый администратор втихаря накидывал минуты постоянным клиентам, исписанные маркером листы ватмана играли роль рейтинговой таблицы, в углу пылилась пара прожженных сигаретами кресел.

Вот как отзывается о тогдашних клубах бывший выпускающий редактор журнала Cybersport, а теперь Cybersport-комьюнити менеджер Electronic Arts Виктор «Prozed» Бардовский:

[Prozed] Я свои первые впечатления от «клубной» жизни получил в московском MTF, который устроили в подвале на Садовом кольце в районе метро Курская. В те времена еще никто не знал, что такое «киберспорт», понятие «клан» принципиально отличалось от «комaнды», а о деньгах и прогeймерстве еще и речи не было. MTF был классическим клубом тех лет  не самые современные компьютеры, вечно недовольные, но при этом отзывчивые админы, спящие игроки местного «придворного» клана, которые отдыхали после ночных посиделок.

Большинство кланов в те времена играли исключительно в игры от id Software: Quake, Quake 2, позднее  Team Fortress, уже тогда им на пятки наступали хиты от Blizzard  Diablo и StarCraft. Были, конечно, еще фанаты Ultima Online и прочих онлайновых забав, но интернет стоил дорого, да и воспринимались онлайновые игры как отдых, настоящие разборки проходили именно в Quake.

Новичков вроде меня встречали достаточно прохладно, ведь для того, чтобы подружиться с местными авторитетами, нужно было для начала доказать свою состоятельность на виртуальном поле брани. Неумехам путь в «тусовку» был заказан, а уж о том, чтобы попасть в местный клан и играть на халяву, и мечтать не приходилось. А ведь этого очень хотелось  стать «своим», заручиться поддержкой «отцов», снискать уважение и славу. Играли тогда даже не за призы и тем более не за деньги, а ради уважения! Баталии были  клуб на клуб, город на город. Москва против Санкт-Петербурга  кто кого? Polosatiy или PELE? Gribnic или A-xa? Сейчас эти никнеймы уже стерлись из памяти, но в те времена эти люди были королями и честью было просто войти в клуб, где они тренировались. Счастью везунчиков, которым удавалось уговорить знаменитость сыграть против него, не было предела, даже если «счастливчика» обыграли с космическим счетом. Именно в те времена «клубная культура» в России достигала своего апогея, ведь клуб был не просто местом, где можно посидеть в интернете и пообщаться в «Одноклассниках». Здесь встречались с живыми легендами, проникались духом соревнований. Клуб для нас был тем же, что монастырь Шаолинь для буддийских монахов,  чем-то большим, нежели просто помещением с компьютерами, столами и стульями.

В клубах девяностых зарождался гeймерский сленг и киберспортивные традиции. Например, «Орки» спонсировал первую в стране прогeймерскую комaнду Devils Dream Team (DDT). Пришедшие сюда на полвечера юноши спустя полгода выходили «отцами»  так уважительно называли лучших «квакеров» (игроков в Quake), а позже  любых профессиональных игроков. Подобно многим культовым местам, «Орки» ждала печальная участь. Он переехал в загаженный подвал жилого дома на Шаболовской, захирел, а после и вовсе был закрыт из-за жалоб жильцов.

К счастью, поклонники сетевых баталий сразу же нашли альтернативы  в ту пору новые компьютерные клубы появлялись как грибы после дождя.

Клубная лихорадка

К середине 2000 года в России были уже сотни компьютерных клубов  от самых крошечных, с 5-8 компьютерами, до гигантов вроде «Арены», где круглосуточно гудели полторы сотни машин. Именно там, на Бауманской, молодежь, сбегая с курсов повышения квалификации при МГТУ, приносила на жертвенный алтарь виртуальных радостей орлиное зрение, прямую осанку и железные нервы.

Именно там, под решеткой неработающей вентиляции, где счастливчикам доставались машины с NVIDIA Riva TNT, а неудачникам  с ненавистной Voodoo3, цвет общества играл в Counter-Strike: посетители клуба грозно матерились и яростно шипели, истерично заламывали руки, параноидально подергивали шеей и били клавиатуры об чьи-то головы. Сильнейшие эмоции  от всепоглощающей признательности к напарнику по комaнде до лютой, бешеной ненависти к «тому №$*&, который снова ныкается за ящиком на респе со слонобоем»  заставляли вновь и вновь кликать на ярлычок Counter-Strike Beta 5.0, где у террористов и контртеррористов было всего по 2 скина, многие модели оружия копировали пушки оригинального Half-Life, а список карт ограничивался восемью наименованиями.

«Контра» в считанные месяцы потеснила Quake и Unreal Tournament с пьедестала популярнейших экшенов. Успешный мод для Half-Life не был таким технологичным и продуманным, как его конкуренты, но покорял безупречным гeймплеем. Вирус CS распространялся по миру со скоростью лесного пожара, и никто не мог его избежать.

Позже ни Diablo 2, ни Warcraft 3: Reign of Chaos, ни даже развивающий идеи «Контры» Battlefield 1942 не имели такой популярности, как сам Counter-Strike. В 2004 году вышла новая версия на движке Source. К тому времени все уже успели наиграться в CS до одурения, да и новый движок не особо прижился  народ продолжал рубиться в классический CS 1.6.

Публика

Публика в компьютерных клубах собиралась соответствующая.

Вот беснуется мальчик в мятой футболке «Король и Шут», бьет мышкой о стол и орет: «Ну какого $%^ он из кишки вылез!» Вот тощий, как палка, старшеклассник утробно сопит и ерзает на стуле  смотрит ХХХ. Поодаль  задумчивая дeвyшка в больших очках-консервах: она полдня собирает армию архангелов, чтобы дать решающий бой некрополису.

Телевизор  этот странный монитор без процессора  в клубах обычно был, но исключительно для декора: никто не помнил, когда его включали последний раз. Все фильмы крутили на компьютерах (хотя прекрасно понимали, что переплачивают за «эфирное время», а за дверью скапливается очередь). Последние новинки брали на радиорынках  пускай в сильно пожатом качестве, зато не дороже тридцатки за штуку. Если где-то смотрели «Матрицу», об этом знал весь клуб  музыку было слышно еще на подходе. Каждый врубал звук на полную мощность, и сквозь собственные «уши» ты отчетливо слышал все, что звучало у соседа. Создавался невероятный эффект присутствия на птичьем рынке.

В 2001 году «Комсомолка» отправила в один из компьютерных клубов своего специального корреспондента  журналист не вылезал оттуда целый месяц, после чего появилась статья «Интернет-кафе превращают наших детей в зомби». Комментировал ее врач-нарколог, психолог и кандидат медицинских наук Валерий Прополов: «Я не знаю ни одного честного врача-психиатра, который бы взялся лечить клиента компьютерного клуба. Это просто бесполезно. Самая близкая аналогия  это хипповские коммуны 70-х. Тот же алкоголь, те же наркотики, свободные нравы. Словом, бегство от реальности. Но в данном случае все усугубляется высокими технологиями, теми же компьютерами. Социальная апатия в результате общения с интернетом и многочасовыми игрищами гарантирована. Сами посудите: зачем человеку, у которого есть 20 дpaконов, 600 скелетов и 8 кораблей-невидимок, работать инженером или изучать походы Чингисхана?» Эти слова разлетелись по стране миллионным тиражом.

Небо в алмазах

Золотой век компьютерных клубов был бурным и ярким, но очень недолгим. Сумасшествие захватило умы целого поколения  молодежи конца 90-х и начала 2000-х  и оборвалось так же неожиданно, как началось. Стремительное исчезновение целой субкультуры в нашей стране тесно связано со столь же стремительным ростом двух других вещей: цен на аренду недвижимости и суровости антипиратского законодательства. В городах-миллионниках немаловажную роль сыграло еще и развитие широкополосного интернета  зачем идти в какой-то клуб, когда все, что там предлагают, есть дома?

Одно время всем было абсолютно все равно, что за софт установлен на компьютерах в клубах. На десятки, сотни машин приходился один «Реаниматор» (пиратский сборник программ и утилит на все случаи жизни) и стопка джевелов с «русефекациями» от «Фаргуса», «Седьмого волка» и 8bit. Первые же проверки показали, что ни на одном компьютере нет лицензионной Windows. Российская Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством дамокловым мечом нависла над игровыми клубами, а некоторые и вовсе прикрыла (сегодня очень забавно читать отчеты о проведенных ей рейдах  www.elspa.ru).

Кампания по борьбе с пиратством застигла врасплох почти всех владельцев клубов. Соблюдение лицензий стало необходимым условием выживания. Те, у кого не хватало на это средств, закрывались  самими владельцами, сразу, если по-хорошему, или со временем и через суд, если по-плохому.

Милиционеры стали частыми гостями в каждом компьютерном клубе. Они помогали администрации в тех случаях, когда штатная охрана (которую иногда саму охранять надо было) не справлялась с буйными клиентами. Вопреки всеобщему представлению, далеко не все посетители оказывались «безобидными задротами». Кулаки разбивались о мониторы, стулья ломались об спины, зловеще сверкали заточки  игровые конфликты внезапно перемещались из жизни виртуальной в реальную. К счастью, большинство дpaк заканчивалось лишь синяками и ссадинами, до порезов, переломов и выбитых зубов дело доходило редко. Убивать стали позже, во второй половине 2000-х, когда появились онлайновые игры. Так, в 2007 году Басманный суд Москвы приговорил к восьми годам лишения свободы киевского предпринимателя Андрея Пономаренко. На сходке кланов в московском баре «Золотая вобла» он забил до cмepти соперника по Lineage 2  убийца и жертва видели друг друга впервые. В январе 2008 года аналогичный инцидент произошел в Башкирии  два человека повздорили из-за той же «Линейки». Один навсегда лег, другой  надолго сел.

Но в начале 2000-х до убийств еще не доходило, хотя на «клубную» молодежь жаловались вовсю. Жильцы соседних домов и родители призывали закрыть клубы: мало кому нравилось, что дети прогуливают школу и тратят (в особо запущенных случаях  воруют) деньги на многочасовые посиделки в душных, прокуренных помещениях, а потом где-нибудь напиваются и безобразничают.

В таких условиях стало невозможным окупить компьютерный клуб за полгода. Конкуренция резко обострилась, на плаву оставались только самые прибыльные  или знаменитые, или удачно расположенные.

Впрочем, ни тому, ни другому владельцы внимания не уделяли  главным для них было иметь собственный клуб. Мы встретились с Виктором «ViS» Сапешко, легендой отечественной клубно-игровой тусовки. Выпускник МГУ и ярый фанат Doom и Quake 2, в 1999 году он открыл собственный клуб AstalaViSta, чтобы его родной клан  Nobody is Perfect (NiP)  круглосуточно имел собственную площадку для тренировок.

NiP и уже упомянутый DDT стояли у истоков российского киберспорта и подарили миру немало громких имен  Polosatiy, Noise, Pow3r, cookie, InfiDel, Mikes. Члeнство в NiP и DDT считалось настолько престижным, что многие готовы были выкладывать валюту, чтобы получить официальное право ставить перед никнеймом «блатной» тег [NiP], подтверждающий члeнство в клане.

Однако в клуб клана NiP было невозможно прийти ни за какие деньги. Сначала NiP квартировал в подвале компании, где работал Виктор, на Серебрянической набережной, а потом, когда ViS оттуда ушел, спрятался неподалеку от метро «Курская»  в Лялином переулке, за скрипучей железной калиткой, на втором этаже дореволюционного особнячка. При его обустройстве были нарушены многие санитарные нормы, однако тогда это никого не пугало. Небольшой диванчик, на котором отсыпались измотанные боями посетители, считался VIP-услугой. Сам Виктор в ту пору уже больше занимался не играми, а, как тогда говорили, координированием клана, хотя нередко участвовал в соревнованиях и слыл заслуженным «тpaктористом»  игнорировал мышку в шутерах и играл на одной клавиатуре. Благодаря Виктору NiP стал лучшим кланом столицы по Quake 2, а AstalaViSta, со временем переехавшая в окрестности Третьяковской галереи, превратилась в успешную сеть. В золотые годы клубной жизни в Москве параллельно работали пять разных «Асталавист»; теперь осталась только одна, а «AstalaVISta клуб» превратился в «АсталаViSта Software». Тут Виктор со товарищи продают собственные «программные комплексы для автоматизации компьютерных клубов, интернет-кафе и компьютерных центров»  оболочки, ведущие учет времени/трафика и оставляющие доступ только к ограниченному набору программ: играм, офисным и стандартным приложениям, ICQ, регулятору громкости, диспетчеру задач. Чтобы чересчур шаловливые ручки ничего не натворили, а администраторы выручку не воровали.

[ViS] Софт для компьютерных клубов приносит больше денег, чем они сами. Знаю по опыту работы. С клубами всегда очень много проблем и затрат  денег, времени, нервов.

Основная проблема, особенно в Москве,  аренда. Лучше всего приобретать недвижимость в собственность, чтобы не знать проблем с повышением оплаты и, как следствие, вынужденными переездами. Если на покупку нет денег, хорошо хотя бы арендовать помещение на 3-5 лет.

Проблема номер два  лицензирование. Полное лицензирование может влететь в такую копеечку, что наглухо перекроет всю рентабельность. В свое время мы не раз судились с российскими правообладателями  и никогда не проигрывали суды.

Не стану утверждать, что компьютерные клубы однозначно убыточны  сейчас по стране их до сих пор работают тысячи, есть очень удачные начинания. Просто лично мне в определенный момент стало проще заpaбатывать на продаже софта.

Сейчас, когда многие законы утряслись, работа в клубах становится предсказуемой. Но в самом конце 90-х, в период кризиса и после него, каждый старался, гм, оптимизировать расходы  не платить, покуда не спрашивают. А вот когда спрашивать стали... Знаете, сразу множество разных инстанций решило показать нам, владельцам компьютерных клубов, небо в алмазах. Приходили порой в разгар дня, вешали табличку на дверь  «Клуб закрыт»  и забирали все системные блоки. Без всяких постановлений суда. Однажды пришел просто какой-то майор и прямым текстом заявил: «Отдавай мне компьютер, я его себе дома поставлю. Не отдашь  найдем, за что тебя к ответственности привлечь»  это он ко Дню милиции хотел подарок дочке сделать. В результате сам получил два года условно и лишился погон.

А вот 2008 год до сих пор вспоминаю с содроганием. Меня вызвали в следственное управление ФСБ. Пока шел туда, ломал голову  что это? Даже самые серьезные нарушения клубов все равно не попадают под юрисдикцию добрых дядечек, сидящих неподалеку от знаменитой Лефортовской тюрьмы! Оказалось, в одном из наших заведений ловили чеченских экстремистов, которые оттуда размещали информацию на своем запрещенном сайте вроде «Кавказ-центра». Поймали-таки. Не без нашей помощи.

[] Жалеете, что занялись этим бизнесом?

[ViS] Нет. Он же приносил деньги, да и моя нынешняя работа была бы невозможна без того опыта. Просто сейчас некоторые вещи я делал бы совсем по-другому: не стал бы экономить на аренде, ремонте. Открывал бы клуб только в шаговой доступности от метро. Более тщательно подбирал бы персонал. Повторюсь, в России и за границей есть масса удачных примеров клубного бизнеса. На Украине сложилась сильная ассоциация компьютерных клубов, по сути  профсоюз, который за относительно небольшой члeнский взнос защищает их права и интересы. Милиция там свирепствовала еще пуще нашей, и вариантов особо не было. В России создавалось нечто подобное, но ничего путного так и не вышло. Каждый считал себя слишком умным и опытным, лез со своим уникальным подходом к решению в общем-то типовых проблем. Зато сейчас компьютерные клубы на Украине чувствуют себя отлично, медиацентры сети Chatrix обладают парком в 80-130 мощных машин каждый, рекламируются по телевизору.

[] А из золотых годов клубов что больше всего запомнили?

[ViS] Фанатизм, с которым молодежь отдавалась играм и компьютерным клубам. Я знал людей, которые буквально жили в застенках. Только и делали, что круглосуточно во что-то резались, а потом, пользуясь добротой админов, спали на диванчиках, время от времени поддерживая жизнь в чахлых телесах очередной порцией «Дошиpaка». Поскольку денег у них не было, игровое время отpaбатывали там же  мыли полы, чистили мышки. Как-то в одной из «Асталавист» я просматривал статистику посещений клуба за год, и у одного игроманьяка набежало аж 250 суток!

[] Наверное, так играли в самом начале, на волне тотального квакопоклонничества?

[ViS] Да нет, про «кваку» тогда почти забыли... Году в 2003-м, наверное. Уже после выхода этого Дypaцкого Counter-Strike пару лет прошло.

[] Не любите CS?

[ViS] Ненавижу всеми фибрами души. Частично из-за него компьютерные клубы стали превращаться в клоаку  публика сильно испортилась, набежало всяких... Как можно сравнивать эту заурядную пострелушку с Quake?! Quake  игра интеллектуалов, шахматы на скорость. Спинномозговых рефлексов там явно недостаточно, нужно еще и голову включать. А «Контра»  самое что ни на есть мясо. Тупое, но для многих наверняка очень веселое.

У меня после Quake 3 интерес к играм пропал, я совсем новинками перестал интересоваться. Как только осуществилась мечта молодости  собственный клан, клуб, крупные победы,  я понял: нужно двигаться дальше, искать новые ориентиры. Да и жизненные обстоятельства не позволяют  масса дел, забот. Много с кем из старой гвардии общаюсь, знаю, что они тоже отошли от игр. У всех, как правило, свой бизнес, семьи, дети. Хотя пара человек осталась в индустрии  InfiDel (Иван Бунаков) сейчас в «Буке», а Polosatiy (Роман Тарасенко)  в Gaijin Entertainment.

* * *

Сегодня местечек, подобных «Оркам» или MTF, где люди проводят время исключительно из любви к компьютерным играм, почти не осталось. Как и всякая субкультура, клубная тусовка, выбравшись из душных каморок на свет божий, разом изжила себя. Недаром Виктор «Prozed» Бардовский говорит, что клубной культуры как таковой уже нет. Теперь клубы  просто место, где проходят соревнования и иногда тренируются профессиональные кибератлеты. Клубная культура пришла в упадок уже давно, когда появился быстрый и недорогой домашний интернет. Новости начали приходить по электронной почте, идея быть лучшим и соревноваться с лучшими отодвинулась на второй план, а поиграть с людьми стало возможно и в обычной MMORPG. Для сегодняшних игроков это норма, но для тех, кто застал незабываемую атмосферу конца девяностых, современные клубы бездушны и пусты.

Российские клубы повторяют судьбу западных: прогeймеры давно стали недоступной элитой, игровых заведений как таковых все меньше, а интернет-кафе и специализированных медиацентров  все больше. Теперь внимание обращают не на присутствие «отцов» и хаpaктеристики компьютера, а на меню бара и фоновую музыку.

Тем не менее мы  не без вашей помощи!  провели небольшое расследование и выяснили, как у нас в стране обстоят дела с игровыми компьютерными клубами. Результаты  на следующих страницах!

P. S. Редакция выражает благодарность порталу СyberFight.ru за предоставленные фотографии.


Горячая линия: игрострой

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом dev (в начале сообщения печатаете слово dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

09 07 2025 12:57:16

Итоги The International 2019. Как OG снова стали чемпионами

The International 2018 уже разрушил одну традицию главного чемпионата по Dota 2: до этого момента европейские комaнды ни разу не выигрывали турнир два раза подряд, в чётные годы всегда уступая лидерство китайцам. Однако OG в финале сумели вырвать…|Игромания...

08 07 2025 23:14:27

Кино. Ben X

Половина «Бена» действительно снята в игре ArchLord: показывают то тыгыдым-тыгыдым на конях, то рубилово с монстрами, то недвусмысленный трындеж персонажей («А потом мои пальцы рассказали ей обо всем). В «живых» сценах исполь...

07 07 2025 7:26:19

Превью Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege Operation Blood Orchid. Луна-парк со стрельбой

Сегодня выходит обновление для Rainbow Six: Siege, под названием Operation Blood Orchid. Мы его со всех сторон ощупали и обнюхали ещё на gamescom 2017 и готовы рассказать, чего от него, собственно, ждать. Обновление это самое большое в…|Игромания...

06 07 2025 5:23:43

Финальное превью Borderlands 3. Всё, что нужно знать перед релизом

До выхода Borderlands 3 осталось совсем немного: релиз состоится 13 сентября. И хотя с выхода последней номерной части прошло целых семь лет, безбашенный дух «борды» остался прежним. В BL 3 разработчики собрали всё лучшее, что…|Игромания...

05 07 2025 4:31:51

Горячая линия: Сохраняем контакты, лечим мониторы, покупаем винчестеры

1. Я решил переставить систему, а у меня в Outlook много контактов и я хочу их сохранить. Как это сделать? Эта беда мне известна, боль расставания с родными контактами понятна, но не отчаивайтесь, мы сейчас сделаем все, чтобы их спасти. Для начала...

04 07 2025 4:50:54

Цифровая жизнь

Последние новинки из мира цифровой техникиCanon PowerShot A400, Casio Exilim EX-Z50 и Casio Exilim EX-Z55 (цифровые фотокамеры), RoverMedia Aria DPC690FM (МР3-плеер), Mustek DV 5500 (цифровая видеокамера ), Daisy Gempix DM 425Z (гибрид фотоаппарата с МР3-...

03 07 2025 4:52:11

Pro Evolution Soccer 08

уменьшилась точность ударов — только звезды умеют послать мяч точно в девятку из-за пределов штрафной площади. Зато теперь намного проще исполнять различные финты. К сожалению, для того, чтобы полностью насладиться всеми заложенными возможностя...

02 07 2025 11:10:53

Knights of the Old Republic

«…Весьма недурной комикс про рыцарей чуть более старой Республики, в котором есть немного от классической космической оперы, авантюрного детектива, политического триллера и комедии…»...

01 07 2025 1:37:25

Обзор Neo: The World Ends with You. Сиквел ради сиквела

Square Enix не раз губила свои игры ненужными продолжениями: взять хоть Final Fantasy X-2, хоть The 3rd Birthday, хоть приквелы Final Fantasy VII, создавшие кучу сюжетных противоречий. Поэтому, когда компания спустя 14 лет взялась делать сиквел…|Игромания...

30 06 2025 2:17:20

Вердикт. Delaware St. John Volume 1: The Curse of Midnight Manor

Delaware St. John Volume 1: The Curse of Midnight Manor — классический бюджетный квест, причем, как ни странно, в самом лучшем смысле этого слова. Ничего выдающегося, но фанатам жанра, равно как и любителям игр с необычным сюжетом, придется по душе....

29 06 2025 19:15:37

Инь-Янь. Shogun 2: Total War

«…После того как два отряда с разбега налетают друг на друга, солдаты разбиваются в пары и тройки и, словно юные ученики кружка по тхэквондо, начинают перфоманс. Бойцы умело машут мечами, делают выпады и откаты, пинаются и картинно умирают. Для записи дви...

28 06 2025 11:42:44

Мышиный шторм. Тестирование игровой мыши CM Storm Sentinel Advance

«…Любителям пострелять понравится пункт Rapid Fire Mode: здесь можно настроить режим стрельбы. Например, повесить на какую-то из кнопок двойной, тройной или даже десятерной выстрел, да еще и определить интервал между вылетом каждой пули. Не забыли и любит...

27 06 2025 2:18:50

Warcraft. Последний страж (The Last Guardian. Warcraft, book 3)

«...Бегло, без особых подробностей описаны хоть и важные, но не самые яркие события той эпохи. У человека, который не играл в первые две части Warcraft, после прочтения книги останется чувство, что ему показали лишь небольшую часть общей картины. Так...

26 06 2025 0:20:16

Brink

«…За те полчаса, что мы провели на улицах города-баржи Ковчега, нам удалось сделать один важнейший вывод: Brink — это очень комплексная игра. Не то чтобы сложная или там масштабная, а именно комплексная. Splash Damage цитируют сразу несколько аналогичных...

25 06 2025 9:43:23

В центре внимания "Hitman: Contracts"

Уровень на скотобойне обещает стать одним из самых мрачных в истории игростроения. Отвлекшись ненадолго, чтобы р ассказать нам историю о водопроводчике, спасшем Америку от советского нашествия (речь, разумеется, идет об игре Freedom Fighters),…|Игромания...

24 06 2025 16:11:14

Метро 2033: репортаж из Киева

...решили полностью отказаться от всяческих индикаторов, показателей и прочих приборов. О том, сколько вам осталось спокойно ходить по поверхности, вы узнаете по наручным часам, которые всегда находятся в кадре, если держать в руках оружие. Кроме того, по...

23 06 2025 13:47:27

Warhammer 40 000: Dawn of War Soulstorm

появились долгожданные темные эльдары. У них сугубо мрачные постройки, совершенно жуткого вида солдаты, а в роли лидера выступает дивная помесь Саурона с Франкенштейном. Пехота довольно слабая, и развиваются они медленно, но на технологическом пике станов...

22 06 2025 1:32:35

Buena Vista Interactive TRON 2.0

"...Радужные переливы перед глазами, новый апдейт, новая версия. Теперь я v4.8.2. Еще немного, и можно будет загружать очередной Service Pack. Вчера в незнакомом каталоге наткнулся на неизвестный модуль и подхватил вирус. С контрольной суммой творится что...

21 06 2025 22:57:57

Руководство и прохождение по "Warhammer 40000: Rites Of War"

Орки, люди, горы и крепости на столе, измерения линейкой расстояния между отрядами и подсчет урона, нанесенного лучниками, которые смогли подойти достаточно близко. Настоящие солдатики. Warhammer – это очень увлекательная штука, и я хотел увидеть чт...

20 06 2025 1:38:39

9 лучших реальных городов для виртуальных путешествий в играх

Ну и лето в этом году: границы закрыты, самолёты простаивают, все усердно самоизолируются. Куда податься в этот стремительно уходящий сезон отпусков? Агентство «Игромания Трэвел» спешит на помощь! Наши специалисты по виртуальному…|Игромания...

19 06 2025 9:38:17

Жизнь на вершине. Супружеская пара, построившая приключенческий бизнес

«…В конце 1970-х на рынке развлекательных мультимедиа появилась семейная пара, навсегда изменившая жанр приключенческих игр. Роберта и Кен Уильямс основали одно из крупнейших игровых издательств восьмидесятых-девяностых — компанию Sierra On-Line, подаривш...

18 06 2025 13:33:11

Lylian

когда героиню со всех сторон обступают чудовища, она «включает» образ «цветочное поле» и тут же оказывается на солнечной лужайке, густо заросшей высокой травой. Большие монстры на некоторое время теряют ее из вида, а враги поменьше...

17 06 2025 19:34:13

Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)

Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала…|Игромания...

16 06 2025 16:30:47

World of Tanks празднует День танкиста

Каждое второе воскресенье сентября отмечается День танкиста, праздник, учреждённый в память о подвигах бронетанковых и механизированных войск во время Великой Отечественной войны. И может ли остаться в стороне Wargaming со своей World of Tanks? С…|Игромания...

15 06 2025 17:40:51

Прямой автострады тугая полоска. Тестирование игрового руля Thrustmaster Ferrari Wireless GT ***pit 430 Scuderia Edition

«…GT ***pit 430 (будем его так называть для краткости) — это не просто бapaнка с набором педалей, а кусочек настоящей машины. На мощном основании закреплена телескопическая стойка с пластиковым обтекателем, на ней — масштабная копия руля именитого спортк...

14 06 2025 4:55:26

Руководство и прохождение по "UFO’s"

Интересных юмористических квестов, к сожалению, не так уж много. Среди них можно выделить Day of Tentacle, Beavis and Butthead in Virtual Stupidity, Normality и, конечно же, Sam&Max. Однако совсем недавно появилось действительно достойное...

13 06 2025 23:13:26

Краткие обзоры. Chaos Legion

   Господа спешу сообщить вам пренепреятнейшее известие. Игра, которую мы ждали как "приставочный ответ Sacrifice", при ближайшем знакомстве оказалась приставочным же файтингом с… хмм… "элементами" непонятно чего. Отбросив в стророну навор...

12 06 2025 13:28:56

Краткие статьи. Commandos 3

“Набор главных персонажей останется прежним, однако количество всевозможных cмepтоубийственных средств возрастет в разы. Нас ждет целый арсенал совершенно нового колюще-режущего и стреляюще-взрывающего оружия, а также возможность покататься на танках и по...

11 06 2025 3:46:36

kill.switch

"...безопасность в kill.switch — не более чем иллюзия. Противники всегда превосходят нас числом и при этом не любят лезть на рожон, предпочитая вести ураганный огонь и забрасывать нашего героя бутылками с зажигательной смесью..."...

10 06 2025 14:53:26

Deponia

«…Deponia живописует классическую киберпанковскую диалектику: одни живут на свалке металлолома и мечтают о лучшей жизни, другие наслаждаются футуристическими благами в парящих над отбросами городах. И когда кто-то оттуда падает вниз, начинается самое инте...

09 06 2025 4:11:12

Во что поиграть + лучшие скидки недели. Gears Tactics, Cloudpunk, SnowRunner, Iratus: Lord of the Dead, Sakura Wars, Streets of Rage 4

Привет! С вами Игромания, и вы читаете постоянную рубрику «Во что поиграть на этой неделе». В этом выпуске: пошаговая стратегия Gears Tactics пытается быть непохожей на XCOM, и у неё это отлично получается; озверевшие от…|Игромания...

08 06 2025 5:17:22

Яблочное безумие. Тестирование новых плееров Apple

«…Из трех новых плееров от Apple можно порекомендовать к покупке только shuffle и touch. Первый достаточно дешев, прилично звучит и не перегружает лишними функциями. Второй же и вовсе можно назвать королем плееров: мощнейшее звучание и огромный функционал...

07 06 2025 19:15:32

Vanquish

Не так давно мы рассматривали Quantum Theory — скромный японский эксперимент в американском жанре шутеров от третьего лица, представляющий собой точный слепок Gears of War с роликами из Final Fantasy. Vanquish — это тоже азиатские…|Игромания...

06 06 2025 7:13:48

Don’t Starve

«…Чтобы успешно играть в Don’t Starve, придется стиснуть зубы и постепенно разбираться в правилах. Ведь причиной фатального исхода здесь чаще всего становится даже не случай, а незнание базовых законов и разных мелочей. Старательно рубя лес, вы можете и н...

05 06 2025 19:57:50

Записки инсайдера. Компьютерный бизнес с другой стороны прилавка

Автору статьи довелось поработать главным менеджером одной небольшой, но очень компьютерной фирмы. Впечатлениями от этой работы он и намерен поделиться с читателями. Без купюр и отмaзoк. Без лжи и лести. То, что видел своими глазами...

04 06 2025 22:18:44

Brian Lara International Cricket 07

...предусмотрены тренировочные курсы. На них можно отточить высокие и низкие подачи, удары по мячу, а заодно привыкнуть к громоздкому управлению (за действия спортсменов отвечает больше десяти кнопок). Еще один полезный раздел — глоссарий. В нем вы...

03 06 2025 17:34:48

Руководство и прохождение по "Baldur’s Gate: Tales Of The Sword Coast"

После установки дополнения я ожидал увидеть пару областей на свежем воздухе и небольшую пещерку. Ведь сам Baldur’s Gate размещается на пяти дисках, а на одном дополнительном вроде не разместишь так уж много областей, чтобы провести на них обещанны...

02 06 2025 8:53:36

Demigod

архаичная картинка, любительское исполнение, ювелирно заточенный баланс, миллионы игроков и звание лучшего многопользовательского снаряда в своем жанре. В «Доту» играют все, но никто почему-то до сих пор не удосужился сделать по ее мотивам пол...

01 06 2025 1:27:24

Коды по "Dungeon Siege II" (читательские пасхалки)

В игре есть дополнительное задание под названием Mysterious Mystery Quest. Для его выполнения нужно проделать следующее.Собрать пять предметов: Mysterious Stone, Mysterious Bucket, Mysterious Token, Mysterious Book и Hak'u Ceremonial Blade. Mysterious...

31 05 2025 17:43:44

Half-Minute Hero

Где-то на соседних страницах можно прочитать рецензию на инди-пазл The Misadventures of P.B. Winterbottom, в котором усатый мужчина в цилиндре должен всего за несколько секунд собрать разбросанные по уровню куски пирога. Самому ему ни за что этого…|Игромания...

30 05 2025 5:17:17

Клубные новости

   Люди гибнут за металл    Стали известны подробности раскола в одной из лучших российских киберспортивных комaнд — с58. Напоминаю: месяц назад, прямо перед финалом World Cyber Games Russia, комaнду покинули несколько сильне...

29 05 2025 7:11:21

Руководство и прохождение по "Harry Potter and the Prisoner of Azkaban"

Браво! Пожалуй, это, один из самых подходящих эпитетов, относящихся к данному игровому продукту. По сравнению с первой и второй частями, “Узник Азкабана” уже может считаться вполне самостоятельной игрой, не требующей внимательного изучения книги...

28 05 2025 20:40:46

Bulletstorm - Тестовая статья

Есть определенная ирония в том, что Bulletstorm вышел за несколько месяцев до премьеры Duke Nukem Forever. Ведь почти все, чего ждут от нового Дюка, уже реализовано в новой игре People Can Fly и Epic Games. Главный герой Bulletstorm —…|Игромания...

27 05 2025 5:40:45

Гайд: где найти и использовать зелёные ключ-карты в Rust

Если вы хотите обзавестись хорошей экипировкой со старта игры в Rust, обратите внимание на зелёные карты доступа. За дверями соответствующего цвета вы найдёте не только лут, но и ключ-карты синего цвета, которые позволят получить снаряжение ещё…|Игромания...

26 05 2025 21:56:40

Just Dance 2014

«…Хорошо, когда в гости приходят друзья-нерды, — можно достать из чулана ролевую настолку и отлично провести вечер. Неплохо, когда в гости приходят ребята, знакомые с гeймпадом, — можно погрузиться вчетвером в Diablo 3 или в какой-нибудь файтинг. Но когда...

25 05 2025 14:12:48

Первый взгляд. Tomb Raider: Angel of Darkness

...известно также, что сюжет сделается нелинейным, а действие растянется на добрую половину Европы, от шикарных поместий Парижа до подворотен пражского дayнтауна. Движок, что любопытно, будет написан "с нуля", но особенно авторы подчеркивают тот...

24 05 2025 10:30:46

Torment. Нашествие тьмы

"...почти треть карт сета (40 из 143) принадлежит к черному цвету. К тому же вечные оппоненты черного — зеленый и белый — получили только по 21 карте против 28-и, доставшихся синим и красным. Подобное происходит впервые в истории Магии. Раньше, конечно, б...

23 05 2025 17:27:12

Топ игр недели: XCOM 2: War of the Chosen, Absolver, Life is Strange: Before the Storm

Rock of Ages 2: Bigger & Boulder Разработчик: ACE Team Издатель: ATLUS USA Список платформ: Xbox One, PS4, PC Двадцать восьмого августа вышла Rock of Ages 2: Bigger & Boulder — продолжение абсурдного экшена с юмором в стиле…|Игромания...

22 05 2025 2:34:34

Line Rider 2: Unbound

чтобы гонщик не переворачивался, нужно тщательно продумывать дизайн трека. Нарисовать обычный склон не составляет проблем, но это неинтересно. А вот разработать сложный, извилистый маршрут, по которому получится красиво проехать, не разбившись...

21 05 2025 5:21:34

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::