Реквием по компьютерным клубам > Minecraft истории
истории Minecraft    

Реквием по компьютерным клубам

Реквием по компьютерным клубам

Спецматериалы Реквием по компьютерным клубам 405.06.2009 05:21  |  каких-то 8-10 лет назад игровым клубом называли облупленный подвал и сборище возбужденных особей неопределенного пола и возраста, которые сутки напролет проводили у мониторов и под адскую какофонию «Арии» выясняли, кто наберет больше всех фраг Спецматериалы

Сегодня игровой клуб  а чаще интернет-кафе  это место, где ритмично бомбит электронная музыка, задорно хлопает стеклами витрины бариста и водятся дeвyшки-сотрудницы в ярких жилетиках и коротких юбках. А каких-то 8-10 лет назад игровым клубом называли облупленный подвал и сборище возбужденных особей неопределенного пола и возраста, которые сутки напролет проводили у мониторов и под адскую какофонию «Арии» выясняли, кто наберет больше всех фрагов, быстрее вынесет противника с респа или ограбит юбилейный, пятисотый караван.

Какие бары, какие дискотеки, когда для всепоглощающей эйфории достаточно было гонять чертей в компании таких же, как ты?! Все мы были больны и счастливы одновременно. Вряд ли нынешние подростки поймут тот странный кайф. Вместе с разбитными девяностыми в прошлое канули альбомы с наклейками, сухарики «Емеля», диски «Фаргуса» по 25 рублей и, конечно, та самая неповторимая атмосфера компьютерных клубов.

Присоединяйтесь!

Конец 90-х годов ознаменовался тремя истериями мирового масштаба: азиатским финансовым кризисом, встречей миллениума (некоторые, правда, надеялись на апокалипсис) и повальной компьютерной наркоманией. Если в восьмидесятых цена PC была эквивалентна цене однушки на отшибе Москвы, то уже к концу девяностых он стоил пресловутую «штуку баксов». На эти деньги тогда можно было купить машину, но многие делали как раз наоборот: продавали кровные жигули и москвичи и покупали компьютер. А потом, вдоволь наигравшись в «одиночке», мечтательно косились на кнопку «Multiplayer».

В ту пору домосетей не было даже в крупных городах и народ изгалялся как мог: компьютеры притаскивали друг к другу домой и соединяли витой парой; находили примитивные модемы и перегружали и без того хилые телефонные линии; рискуя жизнью и здоровьем, лазали по газовым трубам домов, протягивая сетевой кабель от окна к окну.

Тем временем на Западе уже давно открыли совершенно безопасный путь в гeймерскую нирвану. В Америке первая коммерческая компьютерная сеть SFnet Coffee House Network появилась в 1991 году, а уже в 1994-м в Великобритании открылось киберкафе Cyberia  эстетское заведение с доступом в Сеть, где чашечка капучино стоила столько же, сколько и час работы за компьютером: три фунта стерлингов.

В начале были «Орки»

Мода на цивилизованные компьютерные клубы дошла до России сравнительно поздно, в 1998 году, когда в Москве открылись «Орки»  первое заведение, организованное по принципу западных LAN-клубов. В просторном помещении, арендованном у Московского института стали и сплавов, что на Октябрьской, тарахтело с полсотни компьютеров  от плохоньких Pentium 166 до мощных по тем временам Pentium II 233 с новейшим акселератором Voodoo2 на борту. Компьютер с 8 Мб видеопамяти считался верхом технического прогресса, потому что тогда подавляющее большинство машин обpaбатывало графику в software mode  процессором.

Компьютер с доступом в интернет и CD-приводом был поначалу только один, за ним сидел будущий главный судья Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит, а тогда  просто Dilvish. Атмосфера? Самая что ни на есть клубная: добрый администратор втихаря накидывал минуты постоянным клиентам, исписанные маркером листы ватмана играли роль рейтинговой таблицы, в углу пылилась пара прожженных сигаретами кресел.

Вот как отзывается о тогдашних клубах бывший выпускающий редактор журнала Cybersport, а теперь Cybersport-комьюнити менеджер Electronic Arts Виктор «Prozed» Бардовский:

[Prozed] Я свои первые впечатления от «клубной» жизни получил в московском MTF, который устроили в подвале на Садовом кольце в районе метро Курская. В те времена еще никто не знал, что такое «киберспорт», понятие «клан» принципиально отличалось от «комaнды», а о деньгах и прогeймерстве еще и речи не было. MTF был классическим клубом тех лет  не самые современные компьютеры, вечно недовольные, но при этом отзывчивые админы, спящие игроки местного «придворного» клана, которые отдыхали после ночных посиделок.

Большинство кланов в те времена играли исключительно в игры от id Software: Quake, Quake 2, позднее  Team Fortress, уже тогда им на пятки наступали хиты от Blizzard  Diablo и StarCraft. Были, конечно, еще фанаты Ultima Online и прочих онлайновых забав, но интернет стоил дорого, да и воспринимались онлайновые игры как отдых, настоящие разборки проходили именно в Quake.

Новичков вроде меня встречали достаточно прохладно, ведь для того, чтобы подружиться с местными авторитетами, нужно было для начала доказать свою состоятельность на виртуальном поле брани. Неумехам путь в «тусовку» был заказан, а уж о том, чтобы попасть в местный клан и играть на халяву, и мечтать не приходилось. А ведь этого очень хотелось  стать «своим», заручиться поддержкой «отцов», снискать уважение и славу. Играли тогда даже не за призы и тем более не за деньги, а ради уважения! Баталии были  клуб на клуб, город на город. Москва против Санкт-Петербурга  кто кого? Polosatiy или PELE? Gribnic или A-xa? Сейчас эти никнеймы уже стерлись из памяти, но в те времена эти люди были королями и честью было просто войти в клуб, где они тренировались. Счастью везунчиков, которым удавалось уговорить знаменитость сыграть против него, не было предела, даже если «счастливчика» обыграли с космическим счетом. Именно в те времена «клубная культура» в России достигала своего апогея, ведь клуб был не просто местом, где можно посидеть в интернете и пообщаться в «Одноклассниках». Здесь встречались с живыми легендами, проникались духом соревнований. Клуб для нас был тем же, что монастырь Шаолинь для буддийских монахов,  чем-то большим, нежели просто помещением с компьютерами, столами и стульями.

В клубах девяностых зарождался гeймерский сленг и киберспортивные традиции. Например, «Орки» спонсировал первую в стране прогeймерскую комaнду Devils Dream Team (DDT). Пришедшие сюда на полвечера юноши спустя полгода выходили «отцами»  так уважительно называли лучших «квакеров» (игроков в Quake), а позже  любых профессиональных игроков. Подобно многим культовым местам, «Орки» ждала печальная участь. Он переехал в загаженный подвал жилого дома на Шаболовской, захирел, а после и вовсе был закрыт из-за жалоб жильцов.

К счастью, поклонники сетевых баталий сразу же нашли альтернативы  в ту пору новые компьютерные клубы появлялись как грибы после дождя.

Клубная лихорадка

К середине 2000 года в России были уже сотни компьютерных клубов  от самых крошечных, с 5-8 компьютерами, до гигантов вроде «Арены», где круглосуточно гудели полторы сотни машин. Именно там, на Бауманской, молодежь, сбегая с курсов повышения квалификации при МГТУ, приносила на жертвенный алтарь виртуальных радостей орлиное зрение, прямую осанку и железные нервы.

Именно там, под решеткой неработающей вентиляции, где счастливчикам доставались машины с NVIDIA Riva TNT, а неудачникам  с ненавистной Voodoo3, цвет общества играл в Counter-Strike: посетители клуба грозно матерились и яростно шипели, истерично заламывали руки, параноидально подергивали шеей и били клавиатуры об чьи-то головы. Сильнейшие эмоции  от всепоглощающей признательности к напарнику по комaнде до лютой, бешеной ненависти к «тому №$*&, который снова ныкается за ящиком на респе со слонобоем»  заставляли вновь и вновь кликать на ярлычок Counter-Strike Beta 5.0, где у террористов и контртеррористов было всего по 2 скина, многие модели оружия копировали пушки оригинального Half-Life, а список карт ограничивался восемью наименованиями.

«Контра» в считанные месяцы потеснила Quake и Unreal Tournament с пьедестала популярнейших экшенов. Успешный мод для Half-Life не был таким технологичным и продуманным, как его конкуренты, но покорял безупречным гeймплеем. Вирус CS распространялся по миру со скоростью лесного пожара, и никто не мог его избежать.

Позже ни Diablo 2, ни Warcraft 3: Reign of Chaos, ни даже развивающий идеи «Контры» Battlefield 1942 не имели такой популярности, как сам Counter-Strike. В 2004 году вышла новая версия на движке Source. К тому времени все уже успели наиграться в CS до одурения, да и новый движок не особо прижился  народ продолжал рубиться в классический CS 1.6.

Публика

Публика в компьютерных клубах собиралась соответствующая.

Вот беснуется мальчик в мятой футболке «Король и Шут», бьет мышкой о стол и орет: «Ну какого $%^ он из кишки вылез!» Вот тощий, как палка, старшеклассник утробно сопит и ерзает на стуле  смотрит ХХХ. Поодаль  задумчивая дeвyшка в больших очках-консервах: она полдня собирает армию архангелов, чтобы дать решающий бой некрополису.

Телевизор  этот странный монитор без процессора  в клубах обычно был, но исключительно для декора: никто не помнил, когда его включали последний раз. Все фильмы крутили на компьютерах (хотя прекрасно понимали, что переплачивают за «эфирное время», а за дверью скапливается очередь). Последние новинки брали на радиорынках  пускай в сильно пожатом качестве, зато не дороже тридцатки за штуку. Если где-то смотрели «Матрицу», об этом знал весь клуб  музыку было слышно еще на подходе. Каждый врубал звук на полную мощность, и сквозь собственные «уши» ты отчетливо слышал все, что звучало у соседа. Создавался невероятный эффект присутствия на птичьем рынке.

В 2001 году «Комсомолка» отправила в один из компьютерных клубов своего специального корреспондента  журналист не вылезал оттуда целый месяц, после чего появилась статья «Интернет-кафе превращают наших детей в зомби». Комментировал ее врач-нарколог, психолог и кандидат медицинских наук Валерий Прополов: «Я не знаю ни одного честного врача-психиатра, который бы взялся лечить клиента компьютерного клуба. Это просто бесполезно. Самая близкая аналогия  это хипповские коммуны 70-х. Тот же алкоголь, те же наркотики, свободные нравы. Словом, бегство от реальности. Но в данном случае все усугубляется высокими технологиями, теми же компьютерами. Социальная апатия в результате общения с интернетом и многочасовыми игрищами гарантирована. Сами посудите: зачем человеку, у которого есть 20 дpaконов, 600 скелетов и 8 кораблей-невидимок, работать инженером или изучать походы Чингисхана?» Эти слова разлетелись по стране миллионным тиражом.

Небо в алмазах

Золотой век компьютерных клубов был бурным и ярким, но очень недолгим. Сумасшествие захватило умы целого поколения  молодежи конца 90-х и начала 2000-х  и оборвалось так же неожиданно, как началось. Стремительное исчезновение целой субкультуры в нашей стране тесно связано со столь же стремительным ростом двух других вещей: цен на аренду недвижимости и суровости антипиратского законодательства. В городах-миллионниках немаловажную роль сыграло еще и развитие широкополосного интернета  зачем идти в какой-то клуб, когда все, что там предлагают, есть дома?

Одно время всем было абсолютно все равно, что за софт установлен на компьютерах в клубах. На десятки, сотни машин приходился один «Реаниматор» (пиратский сборник программ и утилит на все случаи жизни) и стопка джевелов с «русефекациями» от «Фаргуса», «Седьмого волка» и 8bit. Первые же проверки показали, что ни на одном компьютере нет лицензионной Windows. Российская Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством дамокловым мечом нависла над игровыми клубами, а некоторые и вовсе прикрыла (сегодня очень забавно читать отчеты о проведенных ей рейдах  www.elspa.ru).

Кампания по борьбе с пиратством застигла врасплох почти всех владельцев клубов. Соблюдение лицензий стало необходимым условием выживания. Те, у кого не хватало на это средств, закрывались  самими владельцами, сразу, если по-хорошему, или со временем и через суд, если по-плохому.

Милиционеры стали частыми гостями в каждом компьютерном клубе. Они помогали администрации в тех случаях, когда штатная охрана (которую иногда саму охранять надо было) не справлялась с буйными клиентами. Вопреки всеобщему представлению, далеко не все посетители оказывались «безобидными задротами». Кулаки разбивались о мониторы, стулья ломались об спины, зловеще сверкали заточки  игровые конфликты внезапно перемещались из жизни виртуальной в реальную. К счастью, большинство дpaк заканчивалось лишь синяками и ссадинами, до порезов, переломов и выбитых зубов дело доходило редко. Убивать стали позже, во второй половине 2000-х, когда появились онлайновые игры. Так, в 2007 году Басманный суд Москвы приговорил к восьми годам лишения свободы киевского предпринимателя Андрея Пономаренко. На сходке кланов в московском баре «Золотая вобла» он забил до cмepти соперника по Lineage 2  убийца и жертва видели друг друга впервые. В январе 2008 года аналогичный инцидент произошел в Башкирии  два человека повздорили из-за той же «Линейки». Один навсегда лег, другой  надолго сел.

Но в начале 2000-х до убийств еще не доходило, хотя на «клубную» молодежь жаловались вовсю. Жильцы соседних домов и родители призывали закрыть клубы: мало кому нравилось, что дети прогуливают школу и тратят (в особо запущенных случаях  воруют) деньги на многочасовые посиделки в душных, прокуренных помещениях, а потом где-нибудь напиваются и безобразничают.

В таких условиях стало невозможным окупить компьютерный клуб за полгода. Конкуренция резко обострилась, на плаву оставались только самые прибыльные  или знаменитые, или удачно расположенные.

Впрочем, ни тому, ни другому владельцы внимания не уделяли  главным для них было иметь собственный клуб. Мы встретились с Виктором «ViS» Сапешко, легендой отечественной клубно-игровой тусовки. Выпускник МГУ и ярый фанат Doom и Quake 2, в 1999 году он открыл собственный клуб AstalaViSta, чтобы его родной клан  Nobody is Perfect (NiP)  круглосуточно имел собственную площадку для тренировок.

NiP и уже упомянутый DDT стояли у истоков российского киберспорта и подарили миру немало громких имен  Polosatiy, Noise, Pow3r, cookie, InfiDel, Mikes. Члeнство в NiP и DDT считалось настолько престижным, что многие готовы были выкладывать валюту, чтобы получить официальное право ставить перед никнеймом «блатной» тег [NiP], подтверждающий члeнство в клане.

Однако в клуб клана NiP было невозможно прийти ни за какие деньги. Сначала NiP квартировал в подвале компании, где работал Виктор, на Серебрянической набережной, а потом, когда ViS оттуда ушел, спрятался неподалеку от метро «Курская»  в Лялином переулке, за скрипучей железной калиткой, на втором этаже дореволюционного особнячка. При его обустройстве были нарушены многие санитарные нормы, однако тогда это никого не пугало. Небольшой диванчик, на котором отсыпались измотанные боями посетители, считался VIP-услугой. Сам Виктор в ту пору уже больше занимался не играми, а, как тогда говорили, координированием клана, хотя нередко участвовал в соревнованиях и слыл заслуженным «тpaктористом»  игнорировал мышку в шутерах и играл на одной клавиатуре. Благодаря Виктору NiP стал лучшим кланом столицы по Quake 2, а AstalaViSta, со временем переехавшая в окрестности Третьяковской галереи, превратилась в успешную сеть. В золотые годы клубной жизни в Москве параллельно работали пять разных «Асталавист»; теперь осталась только одна, а «AstalaVISta клуб» превратился в «АсталаViSта Software». Тут Виктор со товарищи продают собственные «программные комплексы для автоматизации компьютерных клубов, интернет-кафе и компьютерных центров»  оболочки, ведущие учет времени/трафика и оставляющие доступ только к ограниченному набору программ: играм, офисным и стандартным приложениям, ICQ, регулятору громкости, диспетчеру задач. Чтобы чересчур шаловливые ручки ничего не натворили, а администраторы выручку не воровали.

[ViS] Софт для компьютерных клубов приносит больше денег, чем они сами. Знаю по опыту работы. С клубами всегда очень много проблем и затрат  денег, времени, нервов.

Основная проблема, особенно в Москве,  аренда. Лучше всего приобретать недвижимость в собственность, чтобы не знать проблем с повышением оплаты и, как следствие, вынужденными переездами. Если на покупку нет денег, хорошо хотя бы арендовать помещение на 3-5 лет.

Проблема номер два  лицензирование. Полное лицензирование может влететь в такую копеечку, что наглухо перекроет всю рентабельность. В свое время мы не раз судились с российскими правообладателями  и никогда не проигрывали суды.

Не стану утверждать, что компьютерные клубы однозначно убыточны  сейчас по стране их до сих пор работают тысячи, есть очень удачные начинания. Просто лично мне в определенный момент стало проще заpaбатывать на продаже софта.

Сейчас, когда многие законы утряслись, работа в клубах становится предсказуемой. Но в самом конце 90-х, в период кризиса и после него, каждый старался, гм, оптимизировать расходы  не платить, покуда не спрашивают. А вот когда спрашивать стали... Знаете, сразу множество разных инстанций решило показать нам, владельцам компьютерных клубов, небо в алмазах. Приходили порой в разгар дня, вешали табличку на дверь  «Клуб закрыт»  и забирали все системные блоки. Без всяких постановлений суда. Однажды пришел просто какой-то майор и прямым текстом заявил: «Отдавай мне компьютер, я его себе дома поставлю. Не отдашь  найдем, за что тебя к ответственности привлечь»  это он ко Дню милиции хотел подарок дочке сделать. В результате сам получил два года условно и лишился погон.

А вот 2008 год до сих пор вспоминаю с содроганием. Меня вызвали в следственное управление ФСБ. Пока шел туда, ломал голову  что это? Даже самые серьезные нарушения клубов все равно не попадают под юрисдикцию добрых дядечек, сидящих неподалеку от знаменитой Лефортовской тюрьмы! Оказалось, в одном из наших заведений ловили чеченских экстремистов, которые оттуда размещали информацию на своем запрещенном сайте вроде «Кавказ-центра». Поймали-таки. Не без нашей помощи.

[] Жалеете, что занялись этим бизнесом?

[ViS] Нет. Он же приносил деньги, да и моя нынешняя работа была бы невозможна без того опыта. Просто сейчас некоторые вещи я делал бы совсем по-другому: не стал бы экономить на аренде, ремонте. Открывал бы клуб только в шаговой доступности от метро. Более тщательно подбирал бы персонал. Повторюсь, в России и за границей есть масса удачных примеров клубного бизнеса. На Украине сложилась сильная ассоциация компьютерных клубов, по сути  профсоюз, который за относительно небольшой члeнский взнос защищает их права и интересы. Милиция там свирепствовала еще пуще нашей, и вариантов особо не было. В России создавалось нечто подобное, но ничего путного так и не вышло. Каждый считал себя слишком умным и опытным, лез со своим уникальным подходом к решению в общем-то типовых проблем. Зато сейчас компьютерные клубы на Украине чувствуют себя отлично, медиацентры сети Chatrix обладают парком в 80-130 мощных машин каждый, рекламируются по телевизору.

[] А из золотых годов клубов что больше всего запомнили?

[ViS] Фанатизм, с которым молодежь отдавалась играм и компьютерным клубам. Я знал людей, которые буквально жили в застенках. Только и делали, что круглосуточно во что-то резались, а потом, пользуясь добротой админов, спали на диванчиках, время от времени поддерживая жизнь в чахлых телесах очередной порцией «Дошиpaка». Поскольку денег у них не было, игровое время отpaбатывали там же  мыли полы, чистили мышки. Как-то в одной из «Асталавист» я просматривал статистику посещений клуба за год, и у одного игроманьяка набежало аж 250 суток!

[] Наверное, так играли в самом начале, на волне тотального квакопоклонничества?

[ViS] Да нет, про «кваку» тогда почти забыли... Году в 2003-м, наверное. Уже после выхода этого Дypaцкого Counter-Strike пару лет прошло.

[] Не любите CS?

[ViS] Ненавижу всеми фибрами души. Частично из-за него компьютерные клубы стали превращаться в клоаку  публика сильно испортилась, набежало всяких... Как можно сравнивать эту заурядную пострелушку с Quake?! Quake  игра интеллектуалов, шахматы на скорость. Спинномозговых рефлексов там явно недостаточно, нужно еще и голову включать. А «Контра»  самое что ни на есть мясо. Тупое, но для многих наверняка очень веселое.

У меня после Quake 3 интерес к играм пропал, я совсем новинками перестал интересоваться. Как только осуществилась мечта молодости  собственный клан, клуб, крупные победы,  я понял: нужно двигаться дальше, искать новые ориентиры. Да и жизненные обстоятельства не позволяют  масса дел, забот. Много с кем из старой гвардии общаюсь, знаю, что они тоже отошли от игр. У всех, как правило, свой бизнес, семьи, дети. Хотя пара человек осталась в индустрии  InfiDel (Иван Бунаков) сейчас в «Буке», а Polosatiy (Роман Тарасенко)  в Gaijin Entertainment.

* * *

Сегодня местечек, подобных «Оркам» или MTF, где люди проводят время исключительно из любви к компьютерным играм, почти не осталось. Как и всякая субкультура, клубная тусовка, выбравшись из душных каморок на свет божий, разом изжила себя. Недаром Виктор «Prozed» Бардовский говорит, что клубной культуры как таковой уже нет. Теперь клубы  просто место, где проходят соревнования и иногда тренируются профессиональные кибератлеты. Клубная культура пришла в упадок уже давно, когда появился быстрый и недорогой домашний интернет. Новости начали приходить по электронной почте, идея быть лучшим и соревноваться с лучшими отодвинулась на второй план, а поиграть с людьми стало возможно и в обычной MMORPG. Для сегодняшних игроков это норма, но для тех, кто застал незабываемую атмосферу конца девяностых, современные клубы бездушны и пусты.

Российские клубы повторяют судьбу западных: прогeймеры давно стали недоступной элитой, игровых заведений как таковых все меньше, а интернет-кафе и специализированных медиацентров  все больше. Теперь внимание обращают не на присутствие «отцов» и хаpaктеристики компьютера, а на меню бара и фоновую музыку.

Тем не менее мы  не без вашей помощи!  провели небольшое расследование и выяснили, как у нас в стране обстоят дела с игровыми компьютерными клубами. Результаты  на следующих страницах!

P. S. Редакция выражает благодарность порталу СyberFight.ru за предоставленные фотографии.


Железные новинки

САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО: Leadtek WinFast GTS 450 Extreme (недорогая видеокарта с тюнингом), ASUS VG236H (дисплей для фанатов 3D), Razer BlackWidow (игровая механическая клавиатура), Speedlink Tridock (док-станция для контроллеров PlayStation 3), SVEN NEO R 85...

25 04 2024 19:19:34

Boryokudan Rue

«…уже в самое ближайшее время наc ждет очень старомодное, но крайне эмоциональное, насыщенное приключение: с картинкой, напоминающей о старых классических квестах, музыкой, полной космической грусти, и проливным дождем, под шум которого двое печальных муж...

24 04 2024 5:28:24

Hector: Badge of Carnage! Episode 3 Beyond Reasonable Doom

«…Полный до краев сливной бачок туалетного юмора, шуточки про алкоголь, пpocтитуток и ceкc-шопы тут прекрасно уживаются с шикарными, разветвленными диалогами и ядовитой сатирой. Сам герой при этом — пьющий толстый мужчина с недержанием газов и речи…»...

23 04 2024 13:29:10

Краткие обзоры. Iron Storm

Iron Storm — 3D Action в антураже Первой мировой, которая... идет уже полвека. И более того — заканчиваться вовсе не собирается. Альтернативная история: русско-монгольские полчища во главе с бароном Югенбергом крушат...

22 04 2024 4:57:47

Обзор Marvel vs. Capcom: Infinite. Количество не враг качества

Файтинги можно любить, можно ненавидеть или просто не понимать. Новая часть Marvel vs. Capcom отчаянно метит в высшую лигу, но у неё это не получается....

21 04 2024 19:19:43

Руководство и прохождение по "Кодекс войны"

— Добрый сэр, от ваших слов мне стало тяжело на сердце. Так вы говорите, что наша конница уступает лучникам, алебардщикам и другим пешим солдатам? — Нет, Найджел, мы также прекрасно знаем, что без поддержки даже самые лучшие пехотинцы не устоят против...

20 04 2024 6:40:14

Вердикт. Second Sight

Совсем скоро нас наверняка ожидает ливень из игр с паранормальными способностями. Первые капли уже достигли земли: Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy и Second Sight. Они, как и полагается двум каплям, очень и очень похожи. Разница лишь в т...

19 04 2024 10:13:59

Краткие статьи. Abducted

Есть в этом мире такие разработчики, которые вместо прямых своих обязанностей (создания компьютерных игр) занимаются странными вещами. Пока девелоперы всего мира борются за повышение частоты кадров, скорость обработки полигонов, обсчет траектории полета п...

18 04 2024 9:10:51

Завершение скитаний по морю ККИ. Заплыв четвертый: забытые и незамеченные

   Этой статьей мы завершаем цикл обзоров лучших коллекционных карточных игр (ККИ).    Magi-Nation    Создатели этой игры хотели угодить всем и каждому. Любители MTG в …|Игромания...

17 04 2024 14:51:39

NPC и трaнcпорт Half-Life

сделаем для HL2 меню, с помощью которого вы сможете создавать NPC в Half-Life 2, например жителя, Аликс, собачку, Gman и ряд других. Также вы сможете создать трaнcпорт: джип и катер на воздушной подушке. Вы сможете добавлять технику и NPC на любом уровне,...

16 04 2024 3:20:38

Tom Clancy’s EndWar

Ubisoft допустили трагическую ошибку — они выпустили EndWar для РС, платформы, где стратегический жанр традиционно чувствует себя очень вольготно. Причем выпустили без каких-либо изменений, со всеми наследственными признаками консольной игры. П...

15 04 2024 10:13:10

Руководство и прохождение по "Периметр"

— Спасибо Периметру! — выдохнула она. — Давайте напалм. Гарри Гаррисон, “Мир Cмepти” Вот мы и дождались “Периметра”. Новая оригинальная стратегия от “К-Д” радует нас уникальной графикой в стиле “Вангеров”, системой трaнcформирования отрядов, терр...

14 04 2024 9:47:18

Первый взгляд. Total Overdose

GTA-бум продолжает набирать обороты. Вот свежее тому доказательство — игра Total Overdose, разpaбатываемая датской студией Deadline Games и издаваемая небезызвестной конторой SCi Games. Сюжет “Передоза” незамысловат и предсказуем, как...

13 04 2024 10:18:35

Обзор The End Is Nigh. Прыжки, полные боли и страданий

Эдмунд Макмиллен — талантливый гeймдизайнер, давно сделавший себе имя в мире инди-игр. Он известен по хитам Super Meat Boy, The Binding of Isaac, Fingered и другим, менее именитым, но не менее странным проектам. И вот в июле внезапно, без…|Игромания...

12 04 2024 21:43:21

Руководство и прохождение по "Return to Castle Wolfenstein"

“Этот новый графический движок сейчас не такой уж и новый. Я, пожалуй, поработаю над голографическим”. John Carmack, Wolfenstein 3-D ReadMe Сдается мне, что автор сюжетной части дизайн-документа перед работой поел смешного варенья....

11 04 2024 23:17:42

Интервью с Майклом Кэппсом, президентом Epic Games

Немало воды утекло с тех пор, как мы встречались с президентом Epic Games Майклом Кэппсом в рамках Moscow Midway Summit и смогли увидеть Unreal Tournament 3 воочию. Спустя некоторое время мы вновь встретились с Майком, чтобы задать ему несколько…|Игромания...

10 04 2024 23:38:23

Мозговой штурм

  &nbspОпасности и приключения — вот два главных "конька" любой современной игры. Ведь что может быть лучше, чем опасности, которые совсем не опасны, и приключения, за которыми не надо бежать за…|Игромания...

09 04 2024 19:25:15

Tropico: Paradise Island

поразмыслив, чего не хватает симулятору банановой республики, тропиканский главидеолог Фил Штейнмайер решил — природных катаклизмов! Помните эти репортажи в конце вечерних новостей: “ужасное наводнение обрушилось на или “вторую неделю бушует ужасный шторм...

08 04 2024 19:33:42

Unreal II

о самом приятном: господа, готовьте апгрейд к весне 2002 года. Ибо именно эта дата названа датой релиза. Минимальные системные требования перестали вызывать инфаркты — после тотальной оптимизации движка минимумом стал PII-450 с GeForce 256 GTS и 128Mb опе...

07 04 2024 10:37:35

Даты выхода локализаций и отечественных проектов

Отечественные локализацииПоступили в продажуAlpha PrimeРос. издатель/локализатор: 1СBreakQuestРос. издатель/локализатор: «Новый Диск»Championsheep Rally(Овцегонки)Рос. издатель/локализатор: 1СCivilization 4: WarlordsРос. издатель/локализатор: 1СCSI: Miami...

06 04 2024 9:30:45

Горячая линия: игры

24 часа в сутки любые ваши вопросы по играм принимаются на ящик games@igromania.ru или по SMS на короткий номер 1121 с префиксом games (т.е. в начале сообщения вы должны ввести слово games и только потом, через пробел, вводить сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

05 04 2024 23:42:25

Sublustrum

Мы с радостью предоставили бы игрокам возможность напрямую ощутить всю мощь инфразвука, вплоть до летального исхода, но при одном условии: они должны поставить у себя дома сабвуфер с динамиком размером с колесо БЕЛАЗа, поскольку инфразвук подразумевает ве...

04 04 2024 5:28:25

Руководство и прохождение по "Quake II Mission Pack: Ground Zero"

“Не прошло и полгода”, как поется в одной хорошей песне, как любителям 3D-action подкинули новые приключения отважного “Квакера”. Это продолжение намного сложнее предыдущего (имеется ввиду QuakeII Mission Pack: The Reckoning): уровни более сложные...

03 04 2024 15:28:48

Хищное создание. Тестирование компьютера Acer Predator G5900

«…Фатовского корпуса с гранеными боковинами и массивным забралом, делавшего прежние «Хищники» объектами пылкого вожделения, у Predator G5900, увы, нет. Шикарный корпус заменен пластиковым подобием, и хотя знаменитая раскраска, фирменные «жвала» на дисково...

02 04 2024 18:52:19

Divinity 2: The Dragon Knight Saga

«…здесь и шагу нельзя ступить, чтобы кто-нибудь не отправил вас во второстепенное, но очень опасное приключение. Квесты ждут вас повсюду — на улицах и в подворотнях, в конце диалогов и в их началах, в головах людей, в норах гоблинов, в кронах деревьев и д...

01 04 2024 4:36:41

Аналитика. Каражан, самый популярный инстанс World of Warcraft

Убив дpaконов первый раз, не подпускайте к ним «кожедеров». Уж сколько раз твердили миру — сначала фотография на фоне трупа, а уж потом все остальное. Но нет же, кое у кого вечно руки чешутся снять с трупа кожу, после чего дpaкон, р...

31 03 2024 11:38:21

Вердикт. Локализации. Робокоп

ОБ ИГРЕ: Очередной бюджетный экшен по лицензии известного кинофильма. Кто и для кого делает такие игры, решительно непонятно. Рискнем предположить, что Robocop — товар для внутреннего употрeбления. Сами произвели — сами поиграли....

30 03 2024 16:45:49

Властелин модификаций. LoTR: The Battle for Middle-Earth

увидите в модификациях, которые мы сегодня создадим. Разработчики уж слишком заточили LoTR под казуалов, мы же сделаем из игры более традиционную и хардкорную RTS...

29 03 2024 13:47:31

Разумный компьютер за разумные деньги

Нас часто спрашивают — где, мол, мы берем такие развеселые цены. Сами выдумываем? Или, может, есть у нас квартирка архиважная на Мясницкой, где тоннами лежит недорогое контpaбандное железо? Большинство товарищей прямо и без обиняков просит сообщить телеф...

28 03 2024 7:48:56

Pizza Morgana Episode 1: Monsters and Manipulations in the Magical Forest

«…Юмор и пародия, а отнюдь не пицца — главное блюдо этой игры. Отвечая на строгие вопросы Наблюдателя, Эбби называет себя то русалкой, то морской черепахой, уверяет, что слушает исключительно heavy country jazzcore rock, пользуется летающей метлой марки L...

27 03 2024 7:48:35

Долой провода! Прокладываем беспроводную сеть

Если выйти в чистое поле, то сеть будет действовать в радиусе до нескольких сотен метров, но такие препятствия, как стены, снижают этот показатель до 30-40 метров. Однако есть народные умельцы, конструирующие антенны лично. Радиус действия таких антенн до...

26 03 2024 7:58:31

Обзор мультиплеера Star Wars Battlefront 2. Подводим итог

Несколько дней назад мы рассказали об одиночной кампании и аркадном режиме в Star Wars Battlefront 2. На очереди — мультиплеер. Мы провели за ним достаточно времени, чтобы вынести окончательный вердикт. Небольшой спойлер: ничего…|Игромания...

25 03 2024 16:22:22

Magic & Mayhem: Art of Magic

"...оказывается, Надя отправилась в соседний лесок и занимается там тем, что при помощи файерболов готовит из набегающих гоблинов барбекю. Остолбеневшему от такого зрелища Ауpaксу Надя объяснила, что покойная мамочка научила ее кое-какой магии. Теперь, ко...

24 03 2024 21:18:25

Как прокормить весь ангар одним танком?

Вам знакома ситуация, когда, достигнув примерно седьмого — восьмого уровня на своем танке, вы вдруг сталкиваетесь с проблемой острой нехватки серебра? А ведь новая техника стоит огромных денег. И не всегда спасает даже премиум-аккаунт,…|Игромания...

23 03 2024 4:29:45

Desperate Housewives

Desperate Housewives («Отчаянные домохозяйки» в российском варианте) — единственный сериал последних лет, который не смог побить по рейтингам победоносно шагающий по планете Lost («Остаться в живых»). Удивительно, но в нашей с вами стране все п...

22 03 2024 23:57:47

Ship Simulator Extremes

«…В Ship Simulator Extremes одиночные задания складываются в нормальные полноценные мини-кампании — с введением, кульминацией и заключением. А сами миссии перестанут походить на скучные регаты, где нельзя и шагу ступить в сторону…»...

21 03 2024 21:25:44

Руководство и прохождение по "Beam Breakers"

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРИЛАГАЕТСЯ:Сохраненная игра BCG.sav, в которой открыты все миссии. Поместите ее в каталог Saves и загрузите через меню Player Selection. Будущее наступило Начинать приходится с самых низов - с должнос...

20 03 2024 8:35:20

Руководство и прохождение по "The Ball"

Дебют удался на славу. Разработчики создали увлекательную головоломку, в которой нетривиальные задачки сочетаются со скоротечными баталиями и декорациями, навеянными «Зовом Ктулху»....

19 03 2024 16:46:48

Rise of Nations: Rise of Legends

странный, почти безумный мир, где самые натуральные джины из арабских сказок бьются супротив кавалеристов с древними мушкетами и роботов, стреляющих электричеством...

18 03 2024 23:25:28

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5 лет назадFable Дата выхода: 2004Жанр: RPG на бытовые темыИздатель/разработчик: Microsoft/LionheadПомимо желания подарить нам бескрайние леса, поля, моря, свободу действий и остальные лучи ролевого счастья, в своих первых дневниках…|Игромания...

17 03 2024 18:46:48

Дофус

«…Фундаментом для мира «Дофуса» служат монстры, квесты, прокачка — ассоциативный ряд с легкостью продолжит всякий, кто знаком с жанром. От браузерного детства игре остался только мир, побитый на крохотные локации, и неординарная графика на флэше…»...

16 03 2024 3:39:51

Готика (Gothic)

“Доля экшена в “Готике”, по моим прикидкам, составляет примерно 20-25%. Надо заметить, меня вполне устраивают такие пропорции. Исполнена эта часть игры на "отлично", чему я ничуть не удивился. Экшен в игре начинается в те моменты, когда вы нажатием одной...

15 03 2024 16:13:56

Вердикт. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ПРОЕКТЫ

Представляем вашему вниманию обновленный сводный список отечественных локализаций и проектов. Данная таблица состоит из двух разделов, которые, в свою очередь, разделяются на подразделы: 1) ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ. Сюда помещаются все те...

14 03 2024 4:36:42

Brink

Brink как будто существует сразу в трех параллельных плоскостях. В одной находится все, что придумали концепт-дизайнеры: невиданной красоты город Ковчег, гротескные татуированные бойцы и оружие, напоминающее (в хорошем смысле) детские игрушки,…|Игромания...

13 03 2024 20:49:28

Gish 2

единственная в своем роде игра, достоверно моделирующая физику гибкого (а также круглого, черного и очень злого) тела. Говоря человеческим языком, это несколько часов совершенно уникального опыта.История о путешествии зубастого комка смолы по родной канал...

12 03 2024 22:37:19

Вердикт. Танкисты Второй мировой (World War II Tank Commander)

“Танкисты Второй мировой” — типичный пример того, как не надо делать аркадные стрелялки. В игре нам предлагается взяться за полированные рычаги управления американского танка М4 “Шерман” и очистить от противника десять уровней. Вся беда...

11 03 2024 13:34:49

«DVD-МАНИЯ» №4(139)

ОТ РЕДАКТОРА Всем привет! Прочитав вступительное слово Антона Логвинова, который на соседних страницах вспоминает лучшие моменты пятилетнего существования «Видеомании», я в очередной раз понял, что и в «DVD-мании» за…|Игромания...

10 03 2024 3:35:13

Руководство и прохождение по "Ил-2 штурмовик: 46"

Последнее сражениеНа дворе 1946 год. Пару лет назад история свернула с прежних рельсов и покатилась по новой дороге, созданной с легкой руки Maddox Games. В результате Вторая мировая война закончилась в 1944-м, а третья началась в 1946-м, и в воздух...

09 03 2024 22:52:42

Горячая линия: игрострой

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом dev (в начале сообщения печатаете слово dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

08 03 2024 1:15:35

6 предсказуемых игровых провалов. Duke Nukem Forever, Anthem и другие

Игры для некстгена только начали выходить, а среди них уже отыскался один провал — это лутер-слэшер Godfall, который критики и пользователи активно ругают за невзрачность и монотонность. Примечательно то, что все эти претензии можно было…|Игромания...

07 03 2024 1:48:51

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::