Каково быть браузеркой? Интервью с Исметом Велиевым
Проведя несколько дней в VirCities для написания заметки в дайджесте, мы неожиданно для себя списались с разработчиками и немного пообщались на тему того, как нынче живется разработчикам браузерных игр. Как себя вообще чувствует этот рынок, каким образом можно на него пробиться, какие нюансы следует учитывать, чтобы привлечь побольше игроков. На наши вопросы любезно отвечал Исмет Велиев, генеральный директор студии IlkFinKom.
Расскажите о своей компании. Как давно на рынке, чем занимаетесь, с чего начинали, каковы глобальные планы?
Наша компания занимается разработкой браузерных игр. Родилась она 6 сентября 2010 года. А начинали мы скромно, с одного-единственного программиста, и постепенно привлекали фрилансеров на остальные услуги. Сегодня в нашей компании около тридцати человек. Что же касается глобальных планов мы стремимся стать крупным игроком на рынке браузерных игр.
Интересно, как это обычно делается взять и с нуля создать свой собственный проект?
Все начинается с идеи. В остальном все, что ни есть в игре будь то графика, код или баланс, делается руками людей, поэтому для создания игры нужна комaнда. Вам понадобятся как минимум три человека художник и два программиста, при условии, что они страстно любят игры и горят желанием сделать свою.
Именно так брали свое начало многие игры и известные компании, что позволяет считать эту комбинацию людей и идеи вполне достойным стартапом, имеющим право если не на жизнь, то хотя бы на попытку.
Впрочем, поскольку начинали мы небольшой комaндой, а до завершения работ было далеко, мы решили купить одну украинскую игру с живыми игроками и очень длинной историей. Потом в течение года мы ее развивали, переписывали, старались улучшить. В результате мы приобрели весьма ценный опыт, который пригодился нам в дальнейшем уже при разработке VirCities.
Насколько вообще велик рынок браузерных игр? Каковы шансы туда проникнуть и добиться успеха?
Шансы проникнуть, безусловно, есть, а вот добиться быстрого успеха гораздо сложнее. Рынок браузерных игр в СНГ насчитывает 500 млн долларов и продолжает расти. Но надо учитывать, что он сейчас меняется, смещаясь в сторону мобильных устройств и социальных сетей. Повсеместное распространение многофункциональных мобильников и планшетов диктует свои условия.
Скажем, для VirCities мы выбрали гибридную платформу, основанную на технологии HTML 5, которая показывает себя хорошо на любых устройствах. Можно было писать игру и на «флэше», но тогда отпало бы множество пользователей телефонов и планшетов от Apple, поскольку флэш на этих устройствах не работает. Писать приложения для iOS или Android трудоемко, поскольку требует адаптации к разным экранам. И только связка технологий HTML 5 и JavaScript позволяет добиться того, чтобы игра одинаково хорошо выглядела на всех типах устройств, включая домашние компьютеры, ноутбуки и мобильные устройства.
Есть ли какие-нибудь жанровые особенности на этом рынке: предпочитает ли публика, скажем, боевое фэнтези, в то время как реалистичность скорее отпугивает, или наоборот?
Жанровых особенностей очень много, и боевое фэнтези, и экономические стратегии имеют спрос. Многие, например, продолжают играть в игры с многолетней историей Apeha или БК, но для всего есть свое время и место.
А остались ли какие-нибудь «непаханые целины» ниши, которые никем не заняты? Много ли, скажем, экономических симуляторов вообще и градостроительных в частности?
Незанятых ниш на данный момент почти нет, но, как я уже сказал, игровая индустрия сейчас преобразуется. Мы вот, кажется, свою нишу нашли полноценных life-симуляторов в онлайне вообще вспомнить не могу. У нас же первый созданный в СНГ life-симулятор с элементами политики и социальной жизни.
Чем, по-вашему, стоит «цеплять» игрока?
Чтобы «зацепить» игрока, просто делайте игру, в которую вы играли бы все время. В браузерках, помимо широты игровых возможностей, важна сама атмосфера. Я имею в виду социализацию: здесь просто необходимо, чтобы игроки постоянно взаимодействовали, чтобы все время ощущалась конкуренция между ними. Ведь игра интересна только тогда, когда с кем-то соревнуешься.
Сколько времени в среднем публика готова уделять браузерным играм и при каких обстоятельствах дома, в офисе, с мобильных устройств? Как сделать так, чтобы это время было максимально насыщено игровыми событиями?
Люди уделяют браузерным играм от 15 минут до 20 часов в день. Играют везде: дома, в офисе, на учебе, в трaнcпорте. А чтобы наполнить это время событиями, на наш взгляд, нужно сделать хорошую систему игровых заданий квестов, и, конечно, соревнования между игроками. Собственно, именно к этому мы и стремимся в своей игре.
Но как уравнять их в правах тех, кто играет по 15 минут, и тех, кто готов сидеть сутками? Каким способом можно добиться, чтобы и те и другие получали от игры равное удовольствие, и нужно ли этого добиваться вообще?
Добиваться этого, безусловно, нужно. И здесь есть немаловажный финансовый фактор: люди, экономящие свое время, с большей вероятностью станут вкладывать в игру реальные деньги. Если человек заходит на четверть часа, ему некогда, к примеру, копить игровую валюту, проще купить желаемое за «реал» и наслаждаться игрой без лишних временных затрат.
Что касается тех, кто готов просиживать за игрой часами, они тоже ценны, ибо в большей мере отвечают именно за социализацию. А если говорить о способах, то «уравнять» в правах можно, например, установив суточные лимиты на какие-то важные действия (у нас это работа, рыбалка, тренировки). Ну и конечно, нужно чем-то занять игроков, посвящающих игре много времени, чтобы им было интересно. Это PvE-бои, политические объединения, клановые битвы, чтение и выпуск газет и много чего еще.
Что вообще самое важное в «браузерках»? Вряд ли графика, это скорее удел клиентских игр но что тогда?
Главное преимущество браузерных игр их аппаратная независимость. Это дает возможность играть везде, где вам удобно. Поэтому самое важное пожалуй, идея, которую здесь проще реализовать, чем в с клиентских играх. Кроме этого, очень важен широкий спектр возможностей, которые могут быть заложены в гeймплей.
Основное здесь наверное, социализация. Чтобы развить свой город, игрокам необходимо объединяться. Люди сами строят свой мир и могут играть самые разнообразные роли. К примеру, кто-то из жителей станет отвечать за демографию и будет привлекать новых игроков именно в свой город, чтобы развивать его, и т.д.
Как вообще заявить о себе? Как убедить публику в том, что на ваш проект стоит обратить внимание?
На сегодняшний день стоящих проектов действительно очень мало, так что люди готовы сами к нам приходить. Наша аудитория это игроки, которые хотят править миром, а не выращивать помидоры на ферме.
А могут ли все сразу править этим самым миром, или же это в любом случае удел избранных?
Править могут все, но не сразу. В нашей игре политика реализована так, что правящая верхушка сменяется раз в месяц, причем избирается самими же игроками. Таким образом, чтобы пробиться к власти, нужно сначала убедить других людей за себя проголосовать. Ну а способов заявить о себе всегда великое множество. Все зависит от вашего навыка общения и умения поставить себя в социуме. Причем важно это не только в онлайновых играх, но и в жизни.
«…При особо удачном стечении обстоятельств на поле боя появляется натуральный Рэмбо, с гoлым торсом и банданой, который выше прочих солдатиков в пять раз, фигачит с пулемета лучше любой турели и одновременно поливает все нескончаемым потоком paкет. А когд...
26 04 2024 21:15:42
Ничего не вижу, ничего не слышуНовая мода среди издателей — показывать на выставках свои самые свежие игры, предварительно предупредив, что писать о них можно будет только через N месяцев. Мы видели целых два проекта, об одном из которых вы уже от нас...
25 04 2024 3:40:34
это у дeвyшек чем ноги длиннее, тем лучше, в случае же со ссылками ситуация обратная. Длинную ссылку неудобно пересылать по почте, неудобно хранить в текстовом файле, программы-закладки далеко не всегда корректно обpaбатывают этих длинных «монстриков». По...
24 04 2024 2:17:27
Впервые Predator X35 показали на январской CES в 2017 году. С тех пор слухи маячили то тут, то там, чуть ли не к каждому второму обзору дисплея всплывал комментарий «ну когда уже там X35 появится». И вот этот красавец на…|Игромания...
23 04 2024 5:13:19
...расцвет игровой музыки начался именно с NES. Музыкальный чип консоли имел четыре звуковых канала, три из которых использовались для проигрывания музыки, а четвертый предназначался для звуковых эффектов. В основе музыкального чипа лежал синтезатор, кото...
22 04 2024 11:34:18
С первого взгляда на получившийся продукт игрок убеждается, что перед ним — глобальная стратегия. Тяжеленная коробка скрывает в своих недрах гигантское игровое поле (примерно 120х90 см), 78 карт технологий и чудес света, сотни картонных фишек и “монет”, к...
21 04 2024 14:15:59
Путешествию трaнcформеров на Землю предшествовала долгая гражданская война на их родной планете. Новые факты о ней мы узнаем в Transformers: War for Cybertron....
20 04 2024 17:54:24
После тестов нескольких супертонких ноутбуков с их компромиссами по питанию, частотам и охлаждению мы протестировали настоящего бойца: толстую, тяжёлую семнашку, которая жрёт 380 Вт, держит i9 на 4,8 ГГц, позволяет RTX 2080 работать на двух…|Игромания...
19 04 2024 2:11:51
Демо-версии Автор: Святослав Торик (torick@igromania.ru) Age of Empires 2: Conquerors Жанр RTS Разработчик Ensemble Studios Издатель Microsoft Требования P-200, 32Mb Размер 36,2Mb Время на освоение 5 минут Время на прохождение 20 ми...
18 04 2024 8:19:43
«…Сегодняшний повод заглянуть в виртуальное прошлое известен любому: 27 июля прошла массовая мобилизация с отправкой на космическую войну. StarCraft 2 не стал ждать опоздавших, устремляясь к рекордным цифрам продаж и восторженным рецензиям игровой прессы....
17 04 2024 10:56:23
...есть все основания надеяться, что новая часть суперпопулярной и скандальной игровой серии будет не просто линейным развитием идей GTA: San Andreas, а чем-то большим. По слухам, новая GTA будет называться то ли GTA: Tokyo, то ли GTA: Sin City и выйдет н...
16 04 2024 20:31:19
«...Ей нипочем просидеть у экрана телевизора с гeймпадом в руках до пяти утра, а потом отправиться в магазин и взять напрокат два-три фильма и еще несколько новых игр. У нее есть все современные консоли, она прошла Resident Evil 4 четыре раза и пыталась п...
15 04 2024 15:16:27
«...Другая половина — это идиотски смешной сюжет и враги. Говорящие тарелки с кашей, кровожадные поросята из понятно какой сказки, старый Макдональд из детской песенки про «Old McDonald had a farm» (спецатака «E-I-E-I-OW» прилагается) и папа-медведь в кач...
14 04 2024 8:56:34
"...Для нас с вами лекция именитого разработчика интересна в первую очередь перспективами развития мобильных игр. Как будет развиваться эта индустрия? Что ждет нас в ближайшем будущем? Обо всем этом рассказал нам Джон Ромеро..."...
13 04 2024 0:53:46
«…Ignition же с самого начала разработки решили не мелочиться. В Reich можно из любой стены выдрать здоровенный кусок (а можно — один-единственный кирпичик), раскрутить его аналоговым стиком и снести им голову бронзовому памятнику Аврааму Линкольну…»...
12 04 2024 14:29:30
В 1998 году компанией AEG была создана игра под названием "Седьмое море" (7th Sea RPG), которая уже в том же году получила приз как лучшая ролевая игра года. Позднее по мотивам этого мира была создана коллекционная карточная игра, а также снят фильм, не п...
11 04 2024 16:36:24
Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 20 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 25 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 35 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)...
10 04 2024 20:40:43
Гэри Винник и Рон Гилберт — не просто имена. Это бренды. Если за дело берутся эти разработчики, то гарантированно получится если не шедевр, то точно запоминающаяся игра. Monkey Island, Maniac Mansion, The Cave тому подтверждение. Возможно,…|Игромания...
09 04 2024 1:30:53
«…Дополнением Chaos Rising Relic прикасается к серии клеммами дефибриллятора: новая агрессивная раса, ролевые упражнения с «уровнем испорченности», герои-спеллкастеры — эти и другие нововведения призваны оживить гeймплей хотя бы в одиночной кампании…»...
08 04 2024 9:56:37
«…Мерида нарушает древние традиции и вырывается из-под опостылевшей родительской опеки. Принцесса обращается за помощью к старой ведьме, которая не против оказать маленькую невинную услугу столь знатной особе. Разумеется, колдунья обводит дeвyшку вокруг п...
07 04 2024 7:56:46
Выход третьей «Сибири» вновь пробудил интерес широких масс к творчеству Бенуа Сокаля — бельгийского художника, автора комиксов и гeймдизайнера с неповторимым стилем. Человека, что так и остался в памяти большинства…|Игромания...
06 04 2024 23:30:43
«…27 июня вышел StarCraft 2. Рекламная шумиха вокруг релиза, невероятно завышенные ожидания, комплименты (за качество) и критика (за неоригинальность) в адрес Blizzard... звучит безумно знакомо, не правда ли? Все это уже было — 12 лет назад, в другой, бол...
05 04 2024 18:52:42
”Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Александр ”Наше все” Пушкин В результате социологического опроса выяснилось, что жители города страдают паранойей. Этот безликий индивид...
04 04 2024 3:27:42
Считается, что суровые бородатые мужики не плачут. Ну, разве что над концовкой второго «Терминатора». Но и в мире видеоигр хватает финалов, которые выдавят слезу даже из булыжника. В конце концов, все мы люди: когда ты прожил со…|Игромания...
03 04 2024 2:58:34
«…На свете существуют две игры Napoleon: Total War. Первая — однопользовательская — обрезанная Empire: Total War для гламурных лоботрясов без чувств, мозгов и совести. Вторая — это мультиплеер: сказка наяву, воплощение всех самых тайных грез фанатов серии...
02 04 2024 21:26:19
Люди гибнут за металл Стали известны подробности раскола в одной из лучших российских киберспортивных комaнд — с58. Напоминаю: месяц назад, прямо перед финалом World Cyber Games Russia, комaнду покинули несколько сильне...
01 04 2024 21:49:54
24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru Расскажите, что такое Ray Trace? Мне говорили, что это какая-то передовая…|Игромания...
31 03 2024 16:54:51
ПРОХОЖДЕНИЕ Я думаю о том, что такое история. Все считают, что это наука, но, по-моему, она больше сродни искусству. Она непредсказуема, как творческий порыв, и своенравна, как необъезженная лошадь: все норовит сбросить кого-нибудь под копыта. Знато...
30 03 2024 13:48:57
...вызывает одновременно восхищенные стоны (картинкой) и массу вопросов (всем остальным). На одной чаше весов чудесная графика, качественная анимация, приятная карточная система колдовства, любопытный крафт, а на другой — сомнительная система п...
29 03 2024 7:51:35
Каждый любитель ролевых игр знает, что такое “Готика”. Всем же остальным поясним: это — одна из лучших RPG с невиданной свободой действий, отличным сюжетом, интересными заданиями и длинными разветвленными диалогами....
28 03 2024 12:43:50
Комната стpaxa Главный элемент нарратива игры - заботливо разложенные в шкатулке жуткие записки, об авторе которых в процессе игры и думать как-то не хочется. Жанр незатейливых головоломок на iOS и Android переживает небывалый культурный подъем: за…|Игромания...
27 03 2024 7:59:52
О номинации В этой номинации мы отмечаем игры, в которых сюжет и/или способ его подачи гораздо приоритетнее непосредственно гeймплея. В таких проектах сильная история может перевесить любые недостатки. Пятое место — A…|Игромания...
26 03 2024 14:34:16
В дни закрытого бета-теста Sea of Thieves я был полностью уверен, что на релизе стану играть в неё целыми днями: отличный гeймплей, увлекательный сеттинг, потрясающие графика и звук — самое то, чтобы надолго залипнуть с компанией…|Игромания...
25 03 2024 9:19:53
видели бы вы, с какой грацией они танцуют, с каким непередаваемым восторгом принимают подарки! Даже обычная дpaка на шпагах — и та нашпигована маленькими скриптовыми сценками. Соперники гоняются друг за другом по лестницам, вытворяют достойные акробатов т...
24 03 2024 15:26:32
при заявленных масштабах игры (а чтобы пройти остров, на котором развернется американо-китайский конфликт, от одного берега до другого, понадобится пять часов реального времени) поражает немыслимое внимание авторов к деталям. Codemasters для примера устро...
23 03 2024 0:56:52
«…аналог русских квестов, создатели которых уверены, что если Сашу Белого, пeдoфилов, Бориса Ельцина и покемонов поместить в одну игру, то непременно получится смешно до слез…»...
22 03 2024 19:46:35
...почти весь раздел «Игра в онлайне» на нашем DVD посвящен играм, которые были показаны на «ИгроМире». Вас ждет огромное количество свежайших скриншотов, интересные интервью, несколько видеороликов и игровых клиентов......
21 03 2024 4:43:11
Эпиграф: В желтой жаркой Африке не видать идиллий. Льют жираф с жирафихой слезы крокодильи. Только горю не помочь, нет теперь…|Игромания...
20 03 2024 11:13:16
24 часа в сутки любые ваши вопросы по играм принимаются на ящик games@igromania.ru или по SMS на короткий номер 1121 с префиксом games (т.е. в начале сообщения вы должны ввести слово games и только потом, через пробел, вводить сам вопрос). Стоимость…|Игромания...
19 03 2024 5:28:35
Назвать Warrior Kings плохой игрой мне не позволяет совесть. Меня просто удивляет, как можно было такой прогрессивный концепт, оригинальные правила и саму идею скрестить Shogun и WarCraft просто свести на нет бездарным исполнением. Да, д...
18 03 2024 16:36:39
...Бои в AC2 динамичны. Сравнения с Diablo — не случайны. Кликать мышкой придется очень быстро, иначе и глазом моргнуть не успеете, как какой-нибудь монстр завалит вашего персонажа, да еще по-хамски пнет его бездыханное тело......
17 03 2024 13:54:42
Среди знакомых разработчиков, которым Ньюрат показывал техническую демоверсию, были парни из недавно основанной компании id Software, увлекавшейся плоскими аркадами. Увиденное очень понравилось девятнадцатилетнему программисту Джону Кармаку, но он уверял,...
16 03 2024 14:24:55
прошел год, а никаких видимых изменений в серии не случилось. Для EA это абсолютно нормальная пpaктика, и именно за такой подход PC-версии их спортивных симуляторов последние несколько лет грызет профильная пресса. Но если в той же FIFA 09 разработчики ре...
15 03 2024 19:40:10
Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 20 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 25 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 35 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)...
14 03 2024 21:17:27
...Сны, в которые повергает Адама колокол, — полная противоположность тоскливым будням на острове. Здесь полно действия, и каждый неверный шаг или промедление cмepти подобны. Да-да, авторы включили в игру фактор времени, что в квестах встречает...
13 03 2024 6:40:41
Кажется, большинство людей в наше время как-то подзабыли тот факт, что собака не всегда умещалась в сумочке гламурной красавицы и питалась сухим кормом. В каждом «друге человека» дремлет его настоящая, волчья сущность. Volatile Games…|Игромания...
12 03 2024 9:34:24
каждая миссия, по сути, — это бaнaльное сражение с превосходящими силами противника. Будьте уверены, спустя пару минут после старта миссии на вашу бедную голову обрушатся десятка три вражеских истребителей...
11 03 2024 17:21:59
Чувствуется, что игру делали именно математики. С одной стороны, она неплохо сбалансирована — можно сказать, почти идеально для первого выпуска. С другой, “Небожители” до крайности абстpaктны. Уделив много внимания иллюстрациям и механике, разработчики по...
10 03 2024 14:19:54
«…Производительность GTX 580 на высоте: что ни тест — то новый рекорд. В 3DMark Vantage плата набрала 25 940 очков! Это на 6144 больше, чем у GTX 480, и на 5423 больше, чем у двойной Radeon HD 5970…»...
09 03 2024 12:12:44
СВЕТЛАНА ПОМЕРАНЦЕВА Здравствуйте, дорогие читатели! Вот и случилось то, о чем вы так долго просили, то, к чему мы так долго готовились. Рубрика «Почта» возвращается на страницы «Игромании» в обновленном…|Игромания...
08 03 2024 17:29:38
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::