Матриархат эпохи Pentium 4. Тестирование материнских плат платформы Socket 478
Более всего на тот момент наша лаборатория походила на цех современного завода, где вместо литых конструкций и керамзитобетонных блоков штампуются, жужжат, свистят и дымятся материнские платы. А все это безобразие мы затеяли лишь для того, чтобы помочь нашим любимым читателям правильно и со знанием дела подойти к выбору материнской платы для процессора Pentium 4 — одного из двух наиболее популярных ЦПУ на сегодняшний день.
Процессоры, память и чипсеты |
Набор основных хаpaктеристик любого чипсета можно сформулировать очень коротко. Фактически таких хаpaктеристик всего две — тип поддерживаемого процессора и тип используемой памяти. Когда заходит речь об архитектуре Socket 478, принято говорить не о типе процессора, а о внешней частоте процессора (в случае Pentium 4 она как раз и определяет тип), и вместо "типа памяти" говорят о ее "частоте". Внешняя частота процессора — это частота, на которой он обменивается сигналами с материнской платой. Существует два способа обозначения этой частоты — по электрическим сигналам или по переданным битам. Согласно первому способу, внешняя частота первых Pentium 4 — 100МГц, более современных — 133МГц и самых новых — 200МГц. Эта частота обычно указывается при настройке BIOS материнской платы. Иногда указывается кумулятивная частота по переданным битам. Так как Pentium 4 передает целых четыре бита за один электрический сигнал (технология Quad Pumped Bus), частоты умножаются на 4. Соответственно получается — 400МГц, 533МГц и 800МГц. Чтобы процессор с определенной внешней частотой мог нормально работать в материнской плате, она должна поддерживать эту частоту. Чаще всего такая поддержка определяется свойствами чипсета. Иногда плата "разгоняет" чипсет, используя его на частоте большей, чем положено нормативом. Что касается оперативной памяти, то на сегодняшний момент рынок предлагает покупателям ровно три несовместимых между собой стандарта: * SDRAM (SDR SDRAM) — была широко распространена 2-3 года назад и до сих пор живет во многих относительно новых компьютерах. По отношению к вычислительному потенциалу Pentium 4 работает слишком медленно. Частота — 133МГц (кроме достаточно старых модулей памяти, работавших на 100 и 66МГц). * DDR SDRAM — новая версия SDRAM. При той же физической частоте работает в два раза быстрее (DDR — Double Data Rate). Обычно на модуле памяти указывается максимальная частота передачи данных, с которой он может работать. Для современных модулей это 266МГц (DDR266, PC2100), 333МГц (DDR333, PC2700) или 400МГц (DDR400, PC3200). Память, работающая на большей частоте, успешно запускается и на меньшей — например, DDR400 может работать как DDR266. * RDRAM (Rambus DRAM) — высокотехнологичная и дорогая память, которую фирма Intel одно время продвигала как оптимальное решение для платформы Pentium 4. Рабочие частоты — 800 и 1066МГц. |
Мать нашу
"Сердце" материнской платы зовется красиво — "чипсет" (chipset). Чипсет — это набор (set — àíãë.) микросхем (chips — àíãë.), из которого собирается печатная плата (еще одно название — набор системной
|
За время существования Pentium 4 для него появилось довольно много различных наборов микросхем. В то же время фирм, которые их разpaбатывают и производят, всего три — Intel, SiS и VIA (была еще ALi, но ее съели). Каждая из них последовательно выпускала в разное время разные варианты чипсетов, поддерживающих новые возможности процессоров, новые виды памяти и новые фенечки (вроде USB 2.0 и Serial ATA). Подробнее о том, как чипсеты отличаются друг от друга, вы можете прочесть во врезке "Процессоры, память и чипсеты".
Как уже было сказано выше — из набора микросхем собирается печатная плата. Этим традиционно занимаются сторонние фирмы, которые закупают микросхемы оптом и уже клепают готовый розничный продукт. То есть на одном и том же чипсете разными фирмами выпускается целый арсенал моделей материнских плат. Само собой, они не идентичны и могут отличаться качеством и наличием дополнительных возможностей. Даже скорость таких плат может разниться. К примеру, традиционным лидером по производительности, надежности и высокой цене является компания ASUStek. Подешевле и чуть попроще — MSI и GIGABYTE. Совсем простые — Jetway и ACORP. И так далее. Фактически, из трех разработчиков наборов системной логики только Intel собирает платы под собственным брендом.
Поскольку в данной статье мы, прежде всего, хотели сравнить именно чипсеты, были выбраны платы от известных, надежных производителей. Почти все тестируемые материнки произведены уже упомянутой фирмой ASUStek.
|
Все номинанты тестировались с процессорами и памятью, соответствующими их максимальным возможностям. С материнками, поддерживающими только внешнюю частоту 400/533МГц, использовался процессор Pentium 4 3,06ГГц; платы, работающие с процессорами на FSB 800МГц, комплектовались Pentium 4 3,0ГГц.
Чипсеты Intel
Первым производителем чипсетов для Intel Pentium 4 стала, разумеется, сама фирма Intel. Инженеры этой славной своими традициями корпорации умеют создавать хорошие чипсеты. Сбои и исключения из этого правила случались, но имели место достаточно давно и ныне почти позабыты. Вспоминать их не стоит хотя бы потому, что последние наборы логики для Pentium 4 честно заслужили почетные звания надежных и скоростных. Места для других производителей, возможно, вообще не осталось бы, если бы не две особенности политики компании Intel. Во-первых, ее чипсеты (а значит — и платы на них) относительно дороги. Во-вторых, все новые фишки — например, поддержка памяти DDR и ее развитие до DDR333, а затем и DDR400 — в чипсетах Intel появляются позже, чем у конкурентов. Желающим "всего и побыстрее" на первых порах, как правило, приходится выбирать между SiS и VIA. Тем не менее, на момент написания статьи ситуацию можно смело назвать устаканившейся. Свежие чипсеты от Intel удачно реализовали весь доступный набор дополнительных возможностей — и даже пошли немного дальше.
|
i850, i850E
Самый первый чипсет, который фирма Intel предложила для процессора Pentium 4, назывался i850. Он поддерживал внешнюю частоту процессора 400МГц и память Rambus DRAM (RDRAM) на частоте 800МГц. Использовалась двухкaнaльная схема подключения памяти. Реализована поддержка памяти с коррекцией ошибок по алгоритму ECC. В тот момент фирма Intel делала ставку исключительно на RDRAM — скоростную и дорогостоящую память. До сих пор сочетание Pentium 4 и RAMBUS считается своеобразным эталоном производительности. На данный момент чипсет i850 безнадежно устарел, и на его место пришел i850E. Он отличается поддержкой внешней частоты процессора 533МГц и "понимает" память, работающую на частоте 1066МГц (800МГц RDRAM также можно использовать). Именно на i850E основана материнская плата Iwill P4R533 — первая из тех, кого мы подвергли беспристрастному тестированию. Забегая вперед, скажу, что выдержала она его с честью, показав лучшие результаты с ЦПУ на шине 533МГц. По возможностям плата вполне стандартна. Обратно-совместимый разъем AGP 4X плюс встроенный сетевой контроллер. Требуется стандартный разъем ATX 12В (нужен большинству материнок для Socket 478, за исключением некоторых моделей от ASUS). Цена вполне умеренная для платы высокого уровня — $135.
i845, i845D
Как показало время, ставка на RDRAM дивидендов не принесла. Рынок не принял дорогую память и предпочел пойти окольным путем. Не желая грести против течения и стремясь навстречу своим клиентам, Intel потихоньку отходит от невыгодного сотрудничества с RAMBUS. В качестве первого шага i850 и i850E переносятся в разряд платформ для построения дорогих и высокопроизводительных рабочих станций. На "массовый рынок" выпускается дешевый i845, работающий с обычной, весьма распространенной на тот момент памятью типа PC133 SDRAM. К сожалению, низкая производительность SDRAM не позволила сколь-либо эффективно использовать возможности Pentium 4.
|
В тестах с памятью SDRAM производительность i845D оказалась предсказуемо низкой. При установке DDR SDRAM ситуация выправилась. Тем не менее в среднем по тестам плата оказалась медленнее других, более современных чипсетов от Intel. Единственно, что спасает положение — это цена, которая составляет всего $62. Для высококачественной продукции от ASUS — случай беспрецедентный.
i845E, i845G, i845GL
Вслед за выходом процессора Pentium 4 с 533МГц шиной на рынок выехала новая линейка наборов системной логики, призванных помочь новому ЦПУ занять достойное место в сердцах потребителей. Одним из них был уже упомянутый i850E, нацеленный на элитную категорию дорогих рабочих станций. Массовому же потребителю предназначалось семейство i845E, i845G, i845GL.
Эти чипсеты отличаются от i845D официальной поддержкой внешней частоты 533МГц. В i845G, кроме того, добавлено встроенное графическое ядро (аналог простенькой видеокарты). i845GL также содержит графическое ядро, но при этом не имеет слота AGP и фактически не позволяет использовать современные видеокарты взамен встроенной.
Тестируемая плата на основе i845E — ASUS P4B533.
Ценовая политика |
Для удобства мы вынесли все цены на протестированные материнские платы в отдельную врезку: Iwill P4R533, i850E — $135 Asus P4XP-X, i845D — $62 ASUS P4B533, i845E — $81 Asus P4PE, i845PE — $94 Asus P4GE-V, i845GE — $110 Abit BH7, i845PE — $88 Asus P4G8 Deluxe, Intel E7205 — $159 (без RAID и IEEE1394, со 100-мегабитным сетевым контроллером — $149) Asus P4P800, i865PE — $134 Asus P4C800 Deluxe, i875P — $202 (версия без ряда наворотов — $178) Asus P4S533-X, SiS 645DX — $62 Asus P4S8X-X, SiS 648 — $79 Asus P4S533-MX, SiS 651 — $64 Asus P4SDX, SiS 655 — $107 Soltek SL85ERV2, VIA P4X400A — $55 Soltek SL85MIV3, VIA P4M266 — $66 |
В тестах плата показала вполне приличную производительность. В среднем лучше, чем у i845D, но несколько похуже, чем у моделей на более поздних чипсетах от Intel. Цена данной платы — $81.
i845PE, i845GE
Многие критики считали главным недостатком i845E и i845G отсутствие поддержки памяти DDR SDRAM на частоте 333МГц. В свете того, что DDR333 уже активно использовался в чипсетах других фирм и при этом приносил вполне ощутимые дивиденды производительности, решения от Intel выглядели не в лучшем свете. И потому, выждав некоторое время, компания Intel запускает новую, модифицированную линейку — i845PE и i845GE. Оба чипсета поддерживают внешнюю частоту процессора 533МГц и работают с памятью DDR на частоте 333МГц. Согласно принятой маркировке, i845GE отличается наличием встроенного графического ядра (помимо порта AGP 4X).
Мы протестировали платы как на i845PE (ASUS P4PE), так и на i845GE (ASUS P4GE). Несмотря на сходство названий, попавшие к нам в руки экземпляры плат несколько различались по возможностям. Обе снабжены встроенными сетевыми контроллерами. AGP слот в каждой из этих плат поддерживает только видеокарты AGP 4X и выше, работая при этом в режиме 4X. Любую из данных материнок можно подключить к блоку питания без разъема ATX 12В. Отличие ASUS P4PE — встроенный RAID-контроллер, к которому можно подключить два Serial ATA-винчестера и один обычный EIDE (теоретически можно и два EIDE, но, находясь на одном канале, они замедляют друг друга, что для RAID неприемлемо). Контроллер реализован на чипе стороннего производителя Promise. В качестве приятного дополнения также имеется экзотический порт IEEE-1394.
Существенно интереснее расхождения в результатах тестов. Как ни странно, но плата на i845GE оказалась на несколько процентов медленнее, чем модель на i845PE. Поскольку гeймерам встроенное графическое ядро не нужно, тормоза i845GE могут сослужить P4GE совсем уж нехорошую службу. При цене в $110 приобретать такое чудо можно только с дальними прикидками на апгрейд видео. А вот ASUS P4PE, при цене $94 за вариант без SATA/RAID и $127 с SATA/RAID, является, на наш взгляд, отличным выбором для недорогих компьютеров начального уровня.
Разгон i845PE
Фирма Intel заложила в чипсет i845PE достаточно большой "запас прочности". Сначала в виде предположения, потом в виде сложившейся гипотезы многие железячные интернет-издания начали обсуждать возможность разгона чипсета. Главная идея эксперимента — использовать платы с i845PE в качестве дешевого решения для памяти DDR400 и процессоров с FSB 800МГц. Дошло до того, что такая солидная и серьезная компания, как Abit, решилась на выпуск исконно "оверклокерской" материнской платы BH7. Этот интересный продукт уже обсуждался на страницах "Железного цеха" (№6 за 2003 год). Пользуясь случаем, мы бы хотели дополнить тот материал некоторыми важными аспектами и соображениями по правильной настройке и эксплуатации платы. Для этого приведем краткий лог-файл проведенного тестирования, наглядно поясняющий, как и что следует делать начинающим оверклокерам в случае возникновения непредвиденных проблем.
В начале тестирования, при первом включении процессор сразу определился как Pentium 4 1500МГц (внешняя частота 400МГц). После исправления в BIOS Setup частоты на 800 (200) МГц и ручного указания частоты памяти, равной частоте процессора, Abit BH7 попросту отказалась загружаться. Пришлось прибегнуть к очистке памяти BIOS. Далее, чтобы запустить систему, пришлось исправить в BIOS Setup еще несколько значений, связанных со скоростью доступа к памяти. Были установлены следующие значения:
|
CAS Latency 2.5
Act to Precharge Delay 5
DRAM RAS# to CAS# delay 3
DRAM RAS# Precharge 3
После этого плата запустилась. И отказалась нормально работать с 3DMark 2003... Для решения проблемы потребовалось установить драйверы чипсета от Intel. При этом брать их пришлось с компакт-диска от материнской платы ASUS, ибо то, что мы обнаружили на сайте www.abit.com.tw, оказалось драйвером от совсем другого продукта.
Результаты тестирования оказались более чем достойными. В отдельных бенчмарках плата смогла догнать и даже немного перегнать существенно более дорогую материнку ASUS на чипсете i865PE. При весьма умеренной цене в $88 модель Abit BH7 можно порекомендовать как недорогое решение для процессора с внешней частотой 800МГц. Само собой, только в том случае, если вы не боитесь самостоятельно провести требуемые настройки BIOS. Кроме того, плата отлично подходит для экстремального разгона процессоров с внешней частотой 533МГц.
E7205
Несмотря на увеличение частоты DDR SDRAM до 333МГц, скорость доступа к памяти все равно оставалась ниже, чем у RDRAM при двухкaнaльном подключении. Посему был выбран вполне логичный путь, использующий проверенные временем идеи. Другими словами, индустрия решила опробовать двухкaнaльный метод доступа к памяти DDR SDRAM. Суть здесь та же, что и у RAMBUS, — вы устанавливаете на плату два модуля DDR333, и контролер обращается к ним обоим одновременно по двум каналам. За счет этого увеличивается пропускная способность памяти и соответственно возрастает общая производительность системы.
|
Первым чипсетом Intel с двухкaнaльным доступом к памяти стал E7205 (он же Granite Bay). Официально он предназначался для высокопроизводительных рабочих станций, а не для "обычных" настольных машин. Поэтому и материнские платы на нем довольно дороги. Поддерживается внешняя частота 533МГц; используется память DDR SDRAM на частоте 266МГц. В качестве тестовой — мы выбрали плату ASUS P4G8X Deluxe. Среди ее дополнительных возможностей — встроенный гигабитный сетевой интерфейс, контроллер RAID Serial ATA и разъем IEEE 1394. Впервые в чипсетах от Intel появился порт AGP 8X. В соответствии со спецификацией в него можно устанавливать видеокарты AGP 4X, так что интересы товарищей, выбравших P4G8X для апгрейда системы, в некотором смысле соблюдены. Стоимость такой "прокачанной" платы — $159; версия без RAID и IEEE1394, с обычным, 100-мегабитным сетевым контроллером стоит на $10 дешевле.
По общим тестам производительности чипсетов для Pentium 4 533МГц набор Granite Bay уверенно занял второе место. Первое место, напомним, заняло решение с чипсетом i850E и памятью RDRAM.
Несмотря на приличную производительность, сегодняшнее положение E7205 на рынке никак нельзя назвать устойчивым. Ибо на пятки уже наступило новое, младое поколение Intel-чипсетов. При одинаковой цене платы, построенные на i865PE и i875P, способны предложить покупателям куда больше возможностей. Кроме того, сахару в пиво подсыпают конкурирующие двухкaнaльные чипсеты. Как вариант — недорогой и шустрый SiS 655, о котором мы расскажем чуть ниже.
i865P, i865PE, i865GE, i875P
Наиболее современные чипсеты Intel, поддерживающие двухкaнaльный доступ к памяти, внешнюю частоту 800МГц и память DDR400. Наиболее дорогостоящая и производительная модель i875P выделяется наличием встроенной технологии PAT (Performance Acceleration Technology), в чьи задачи входит оптимизация алгоритма работы с оперативной памятью. i865GE отличается от i865PE наличием встроенного графического ядра. i865PE — соответственно самый массовый и сбалансированный продукт для рынка домашних ПК, рабочих станций среднего уровня и гeймерских игровых комбайнов. i865P — самый младший, самый дешевый и самый скромный вариант в линейке.
|
Мы протестировали материнские платы на i865PE (ASUS P4P800) и на i875P (ASUS P4C800 Deluxe). На обоих установлен слот AGP 8X (возможна установка видеокарт AGP 4X), гигабитный сетевой интерфейс и порт для подключения устройства Wi-Fi (беспроводной сетевой связи). Имеются также контроллеры SATA. На плате P4C800 Deluxe контроллеры SATA объединены в массив RAID и дополнительно смонтирован контроллер IEEE-1394.
По усредненным результатам тестов чипсетов с внешней частотой 800МГц обе платы показали лучшие результаты. Отметим, однако, что в тестах обработки видеоинформации DivX и создания трехмерной картинки 3DS MAX "старичок" i850E оказался ничуть не хуже. Очевидно, что причина опять же кроется в изначальной оптимизации и неплохих скоростных хаpaктеристиках RDRAM. Также удалось установить, что по относительной производительности P4C800 Deluxe (i875P) превосходит P4P800 (i865PE) в среднем на 3-5 процента. При этом цена различается довольно заметно: P4P800 стоит $134, P4C800 (не Deluxe) — $178, а P4C800 Deluxe — $202. Таким образом, плате ASUS P4P800 мы решили торжественно присвоить звание "Лучшей покупки". При умеренной цене данный продукт обеспечивает более чем достойную производительность и полноценный набор необходимых функций. P4C800 Deluxe, в свою очередь, получает "Выбор редакции". В нашем тестировании это безоговорочный лидер, честно заслуживший лавры победителя.
Мамины плюшки |
Слот AGP. Позволяет подключить внешнюю видеокарту. В нынешних материнках устанавливается либо AGP 4X, либо 8X. Цифра в обозначении определяет скорость передачи данных. Слот 8X обратно совместим с AGP 4X, но может спровоцировать серьезные проблемы при использовании AGP 2x и 1x видеокарт. Слоты PCI. Места для установки карт расширения — модемов, сетевых карт, SCSI контроллеров и т.п. По последним стандартам, на плате их должно быть пять, но если плата малоформатная — то меньше. Контроллер EIDE — схема, позволяющая работать с привычными винчестерами и CD/DVD-приводами. Порты USB. Разъемы, позволяющие подключать периферию — джойстики, мыши, принтеры, сканеры, носители информации и т.п. В большинстве современных плат (в частности — во всех, которые мы тестировали в этот раз) уже имеются порты USB стандарта 2.0 с пропускной способностью 480Мбит/сек. Устройства с интерфейсом USB более ранних версий также поддерживаются. Сетевой контроллер —вариант сетевой карты, встроенной в чипсет или реализованной прямо на материнской плате. Позволяет подключиться к сети Ethernet (10 или 100Мбит/с). Удобен для домашних и офисных сетей. В некоторых материнках контроллер позволяет подключиться также к сети Ethernet со скоростью 1Гбит/с. В самых современных платах иногда встречаются контроллеры Wi-Fi, позволяющие подключать устройства для беспроводной работы в сети. Контроллер Serial ATA (SATA) — устройство, позволяющее подключать винчестеры стандарта Serial ATA. Контроллер RAID позволяет объединить два или, иногда, четыре жестких диска в дисковый массив для обеспечения большей скорости работы или же большей надежности. Нередко позволяет работать с винчестерами Serial ATA. Порт IEEE-1394 (FireWire) используется в основном для работы с цифровым видео (камеры стандарта DV, DVC). Помимо периферии, может использоваться для организации сети типа "точка-точка". Дополнительный разъем питания на 12 Вольт. Чтобы разъяснить эту функцию, нам придется упомянуть, что все материнские платы для Pentium 4 требуют подсоединения дополнительного четырехконтактного разъема питания наряду с основным. Многие старые, но вполне живые блоки питания не имеют такого разъема. Некоторые материнские платы позволяют использовать такие блоки питания, если к плате подсоединить обычный разъем, предназначенный для питания дисковых устройств и т.п. Кроме того, вы всегда можете приобрести переходник со стандартного разъема на четырехконтактный. |
Чипсеты SiS
SiS производит чипсеты двух видов — с интегрированным графическим ядром и без такового. Варианты с графическим ядром лично нам кажутся малопригодным решением для домашнего ПК.
|
SiS 645, SiS 645DX
Первым чипсетом без встроенного графического ядра для платформы Socket 478 стал набор SiS 645. Он поддерживал память DDR333 и внешнюю частоту процессора 400МГц. Почти сразу вслед за ним появилась следующая версия системной логики под Pentium 4 — SiS 645DX. Этот чипсет уже умел работать с внешней частотой процессора 533МГц и неофициально поддерживал DDR400. В нашей лаборатории мы провели испытания материнской платы ASUS P4S533-X, построенной на последней ревизии SiS 645DX. В эту плату можно установить как DDR333 SDRAM, так и "обычную" PC133 SDRAM; и потому мы решили провести тесты с обоими видами памяти.
Производительность этой платы (с обоими видами памяти) сходна с ASUS P4XP-X. Что хаpaктерно, набор функций и цена ($62) также совпадают. При этом установить в слот AGP 4X более старые карты, в отличие от P4XP-X, нельзя. Кроме того, чипсеты Intel традиционно считаются немного стабильнее и немного надежнее.
Отметим, что BIOS данной платы позволяет установить частоту DDR 400МГц, но в этом режиме плата работает весьма нестабильно (не удалось даже установить Windows). При штатной для данного чипсета частоте 333МГц все работало отлично.
SiS 648, SiS 648FX
Следующий в хронологическом порядке чипсет SiS 648 является логичным продолжением SiS 645DX и уже официально поддерживает память DDR400. Кроме того, реализован порт AGP 8X и проведена качественная оптимизация алгоритма работы с памятью. SiS 648FX в свою очередь продолжает дело SiS 648 и поддерживает внешнюю частоту процессора 800МГц.
|
К сожалению, экземпляра на основе SiS 648FX у нас не оказалось, и мы протестировали материнку ASUS P4S8X-X на чипсете SiS 648. Она снабжена сетевым контроллером и слотом AGP 8X (поддерживаются карты AGP 4X и более новые). Устанавливается только память DDR SDRAM. Память на частоте 400МГц работает стабильно и нареканий не вызывает.
Производительность оказалась заметно выше, чем у SiS 645 — примерно на уровне i845PE с DDR333 (в основном благодаря тому, что на 648 стояла память DDR400). Цена данной платы — $79; для сравнения — P4PE (i845PE) обойдется вам в $94. Справедливости ради заметим, что для приличной производительности SiS 648 требуется память DDR400, а i845PE (ASUS P4PE) справляется и с чуть более дешевой DDR333.
SiS 650, SiS 651, SiS 661FX
Чипсеты со встроенным графическим ядром. SiS 650 поддерживает внешнюю частоту 400МГц и работает с памятью DDR 266МГц. SiS 651 работает с внешней частотой 533МГц и поддерживает память DDR333. Наконец, новейший SiS 661FX поддерживает процессоры с внешней частотой 800МГц и память DDR400. Помимо интегрированной графики, все эти чипсеты позволяют использовать стандартные видеокарты через слот AGP.
В нашем тестировании участвовала плата на наборе системной логики SiS 651 — ASUS P4S533-MX. Помимо штатной памяти DDR, чипсет умеет работать с PC133 SDRAM . В целях выяснения максимальной производительности тестирование проводилось только с DDR333. Наши тесты показали, что данная плата работает немного быстрее, чем ASUS P4S533-X (на SiS 645DX). Ее смело можно рекомендовать для офисного компьютера, или же — при апгрейде, если невозможно использовать старую видеокарту. Встроенные видеоподсистемы SiS обычно обеспечивают неплохое качество изображения, но для большинства современных игр, как уже было сказано выше, малопригодны.
Чрезвычайно редко в продаже встречаются платы на SiS 651 с поддержкой исключительно "обычной" SDRAM.
|
SiS 655, SiS 655FX
Принципиально новые чипсеты SiS, использующие двухкaнaльный доступ к памяти на частоте 400МГц. SiS 655 поддерживает частоту шины 533МГц, а SiS 655FX — также и 800МГц. Интересен тот факт, что SiS 655 появился раньше, чем i875P и i865EP, и некоторое время был одним из самых производительных решений для Socket 478. К сожалению, на момент написания статьи продукты на SiS 655FX еще не появились в широкой рознице. Поэтому номинанта, которой смог бы на равных потягаться с i875P и i865EP, попросту не нашлось. Вместо этого тестированию подверглась плата ASUS P4SDX на чипсете SiS 655. Производительность данной материнки пpaктически сравнялась с производительностью ASUS P4C800 Deluxe (i875P) при использовании процессора на 533МГц шине. Поэтому, с учетом весьма умеренной цены ($107), ее также можно считать лучшей покупкой. Само собой, нужно учитывать, что в отличие от конкурента SiS 655 не умеет работать с 800МГц процессорной шиной.
Чипсеты VIA
Так уж сложилось, что чипсеты VIA заслужили в народе куда более низкий рейтинг, чем решения от SiS или Intel. Есть разные версии того, почему так сложилось. В частности, многие ссылаются на один интересный факт. Как утверждают официальные источники, до недавнего времени у VIA напрочь отсутствовала лицензия на разъем Socket 478 и производство наборов микросхем под процессор Pentium 4. Все ее чипсеты были, по сути, "пиратскими". То есть информация для разработок добывалась трудоемким и неэффективным методом обратной трассировки и на основе самостоятельных исследований архитектуры. Впрочем, это лишь версия событий, не претендующая на абсолютную достоверность.
VIA P4X266, P4X266A, P4X266E
Первый чипсет для Pentium 4 от VIA, P4X266, поддерживает внешнюю частоту процессора 400МГц и память DDR 266МГц. При этом его производительность по сравнению с другими чипсетами (прежде всего — Intel) оставляет желать много лучшего.
|
VIA P4X400, P4X400A
Следующей инициативой VIA на рынке чипсетов для Pentium 4 стала серия P4X400. Главной ее особенностью была поддержка памяти DDR с частотой 400МГц. Несмотря на это, серия повторила судьбу P4X266 (также как и ее предшественник, оказавшийся слишком медленным и несвоевременным продуктом). Поэтому, по уже сложившейся традиции, компании VIA снова пришлось выпускать исправленную версию — P4X400A. В нашем тестировании участвовала плата Soltek SL85ERV5 на чипсете VIA P4X400A. По производительности она оказалась сравнима с платами на i845PE и SiS 648. Однако, в отличие от них, работала нестабильно. Во время некоторых тестов программы выдавали критическую ошибку и завершали работу.
Понятно, что мы не можем рекомендовать данный чипсет после столь печального опыта. Конечно, цена платы ($55) весьма привлекательна, однако скупой, как известно, платит дважды.
VIA P4M266, VIA P4M266A
Чтобы не отстать от конкурентов на рынке офисных ПК, компания VIA также выпустила на рынок чипсеты с интегрированным видео-ядром. Первый из них, P4M266, фактически был модификацией P4X266 и соответственно унаследовал все его проблемы с производительностью. У набора P4M266A, так же как и у его прообраза P4X266A, скоростные хаpaктеристики оптимизированы. Плюс добавлена поддержка внешней частоты процессора 533МГц. Оба чипсета позволяют подключать внешнюю видеокарту через порт AGP.
Мы протестировали материнскую плату Soltek SL85MIV3 на чипсете VIA P4M266A. Что хаpaктерно, плата работала вполне стабильно и особых проблем в тестах не вызвала. Однако ее производительность, опять же, оставляет желать много лучшего. По нашим тестам чипсет P4M266A проиграл даже ASUS P4XP-X (i845D). Цена Soltek SL85MIV3 составляет всего $66.
Тесты и результаты
Материнские платы тестировались с процессорами Intel Pentium 4 3,06ГГц (внешняя частота 533МГц) и Intel Pentium 4 3,0ГГц (внешняя частота 800МГц). Использовались идентичные видеокарты Radeon 9800 Pro с последними оптимизированными видеодрайверами от Omega. Настройки видео были установлены на опцию "Баланс качества и скорости".
Финальная сводка |
Для тех, кому тяжело анализировать большую таблицу, мы проранжировали материнские платы по их производительности. Там, где процессор не указан, использовалась внешняя частота 533МГц. 1 место — Asus P4C800 Deluxe, i875P, внешняя частота процессора 800МГц 2 место — Asus P4P800, i865PE, внешняя частота процессора 800МГц 3 место — Abit BH7, i845PE, внешняя частота процессора 800МГц 4 место — Iwill P4R533, i850E, RDRAM PC1066 5 место — Asus P4G8 Deluxe, Intel E7205 6 место — Asus P4C800 Deluxe, i875P и Asus P4SDX, SiS 655 7 место — Asus P4PE, i845PE и Asus P4S8X-X, SiS 648 8 место — Soltek SL85ERV2, VIA P4X400A 9 место — Asus P4GE-V, i845GE и Asus P4B533, i845E 10 место — Asus P4S533-MX, SiS 651, DDR SDRAM 11 место — Asus P4XP-X, i845D, DDR SDRAM и Asus P4S533-X, SiS 645DX, DDR SDRAM 12 место — Soltek SL85MIV3, VIA P4M266 13 место — Asus P4XP-X, i845D, SDRAM и Asus P4S533-X, SiS 645DX, SDRAM |
Общий тест производительности
PCMark 2002. Измеряли производительность процессора (CPU) и памяти (RAM). Так как тест синтетический, воспринимать его следует через призму относительности, а не по полученным балам. В теории по PCMark можно судить о влиянии материнской платы на общую производительность системы.
Игровые тесты — DirectX и OpenGL
В качестве основного теста DirectX использовался 3DMark 2003. Разрешение экрана — 1024х768, 32-битный цвет. Любопытно, что во всех тестах DirectX 8 и 9 (а таковы все игровые тесты 3D Mark 2003, кроме самого первого) результаты на всех материнских платах пpaктически не различались. Ни производительность процессора, ни пропускная способность памяти, ни скорость AGP порта (4X или 8X) на них не влияли. Поэтому мы указываем только результат первого теста (DirectX 7) в FPS.
Также в 3DMark 2003 мы запускали тесты процессора (CPU). Реально они измеряют скорость процессора при обработке игрового изображения (программные шейдеры). В таблице приведено общее число очков, вычисленное 3DMark по тестам CPU.
Само собой, не обошлось и без игровых бенчмарков. В Unreal Tournament 2003 Demo 1024х768х32бит тестировались демо-сцены Flyby и Botmatch. В Serious Sam: Second Encounter Demo были установлены следующие настройки видео: OpenGL, оптимизация по качеству, 1024х768х32бит, демка Cooperative. В таблице указано среднее значение FPS, вычисленное системой.
Пpaктические тесты — DivX Encoding и 3DStudio Max
Для проверки скорости кодирования фильмов мы использовали DivX 5.0.5 и VirtualDub (версию, оптимизированную под Pentium 4). Двадцатиминутный кусок DivX-фильма перекодировывался снова в DivX, но уже с потоком 1500Kbps и максимальными настройками качества. Измерялось время, затраченное на операцию (в минутах и секундах). Таким образом мы измеряли скорость процессора и памяти без участия дисковой подсистемы.
Чтобы погонять компьютер на действительно профессиональных задачах и проверить эффективность HyperThreading, мы проводили рендеринг трехмерной модели в 3D Studio Max 4.26 (с оптимизацией Intel). Модель предоставлена Юлием Трубом.
Сводная таблица результатов тестов
За спонсорскую помощь в тестировании благодарим компанию "Пирит" (www.pirit.ru), компанию "Квазар-Микро" (), российское представительство компании Asus (www.asus.com), компанию Neo Group (www.neo.ru), российское представительство компании Abit (www.abit.ru), компанию NT Computers (www.nt.ru) компанию USN Computers (www.usn.ru), компанию ОЛДИ (www.oldi.ru) и компанию Concept (www.concept.ru).
Конфигурации | PC Mark CPU | PC Mark Mem | 3D Mark GT1 | 3D Mark CPU | UT Flyby | UT Botmatch | SerSamSE | Video | 3DS MAX |
Iwill P4R533, i850E, RDRAM PC1066 | 7560 | 7790 | 190,5 | 644 | 216,6 | 73,8 | 86 | 07:52:00 | 06:18:00 |
Asus P4XP-X, i845D, DDR SDRAM | 7569 | 6385 | 166,7 | 460 | 195,6 | 66,4 | 76,1 | 08:37:00 | 06:45:00 |
Asus P4XP-X, i845D, SDRAM | 7240 | 4793 | 134,5 | 301 | 157,9 | 54,1 | 59,2 | 10:00:00 | 07:57:00 |
Asus P4B533, i845E | 7568 | 6571 | 174,2 | 487 | 202,5 | 68,8 | 80 | 08:25:00 | 06:25:00 |
Asus P4PE, i845PE | 7617 | 7163 | 178,5 | 543 |
«…настоящий, функционирующий гик-рай: тут можно приделать себе самые длинные вулканские уши, назначить специальное приветствие Спока всей комaнде и раскрасить свой «Энтерпрайз» во все цвета радуги…»...
28 04 2024 2:49:52
Даже если вы всерьез рассчитываете после cмepти попасть в рай, торопиться на тот свет не стоит. По глубочайшему убеждению сотрудников игровой студии Novarama —в загробном мире вовсе не так спокойно, как нам кажется....
27 04 2024 3:12:34
Агроном, открытый космос, банда негров, дырки от пуль на крыльях Ил-2, огнедышащие монстры, аниме, боевые повозки из мусора, вертолеты над Африкой, Волкодав и По-2. Что объединяет всё это вещи? Отвечу выдержкой из несуществующего словаря: 外人 (がいじん,…|Игромания...
26 04 2024 21:41:45
«…Странно, но, несмотря на такое обилие функционала, общение с Z87-GD65 Gaming не оставляет ощущения перегруженности, как это часто случается с подобными платами. Бонусные возможности удачно вплетены в чипсет и при этом действительно полезны в повседнев...
25 04 2024 6:24:16
Если вы это читаете, то, скорее всего, я жив, а вы уже посмотрели дебютный гeймплейный ролик Fallen Order, показанный на EA Play. Вероятно, обсудили с друзьями увиденное — и забыли об игре до 15 ноября, когда она появится в продаже на всех…|Игромания...
24 04 2024 7:35:55
Бокс на PC — гость, прямо скажем, нечастый. Поэтому если он каким-то чудом и появляется, то обязательно «не такой, как все». Есть три основных архетипа: невзрачный карикатурный (как Heavyweight Thunder), с элементами менеджмента (как Boxsport M...
23 04 2024 6:20:50
Клифф Блезински, ведущий дизайнер Epic Games, называет анонс Gears of War 3 «самым плохо охраняемым секретом в истории видеоигр» Действительно, название новой игры просочилось в Сеть за несколько дней до официального анонса, а еще…|Игромания...
22 04 2024 12:34:37
«…Jagged Alliance: Back in Action — это не пошаговая тактика. Здесь нет очков хода. Вся игра проходит в реальном времени, но в любой момент можно включить паузу и дать бойцу цепочку приказов…»...
21 04 2024 6:48:36
Амбициозный экшен Red Dead Redemption создается в недрах студии Rockstar San Diego. Само название Rockstar прочно связано с серией криминальных боевиков Grand Theft Auto, однако подразделение в округе Сан-Диего непосредственно разработкой этих…|Игромания...
20 04 2024 15:54:13
Дмитрий Рутков, автор Игромании Блогер, журналист (иногда) и гeймер. Психолог, специалист в области социальной психологии и психологии зависимостей. Носит бороду, верит в Будду и в то, что даже самый последний идиот способен рано или поздно…|Игромания...
19 04 2024 15:49:17
"Аддон — это вам не сиквел, чего же вы еще хотели?" — пожимает плечами Bethesda с видом оскорбленной невинности. — "Ну и что же, что площадей новых — единственный город Морнхолд плюс несколько подземелий. Зато есть три новых врага, новое оружие, квест...
18 04 2024 19:41:10
...Бои в AC2 динамичны. Сравнения с Diablo — не случайны. Кликать мышкой придется очень быстро, иначе и глазом моргнуть не успеете, как какой-нибудь монстр завалит вашего персонажа, да еще по-хамски пнет его бездыханное тело......
17 04 2024 20:23:40
Цифра 3 в названии данного продукта ясно дает понять, что были и Caesar 1 и 2. Обе эти игры были весьма достойными, однако, вторая хитом не стала, т.к. вышла в 1995 году, когда “хитов” было уже больше чем надо. Надо сказать, что третья часть тоже хи...
16 04 2024 6:33:49
В третий раз за этот номер нас посещают гости из прошлого. На этот раз — не какие-то там залетные халтурщики, а очень серьезные граждане. Command & Conquer: The First Decade — это сборник из 12 игр знаменитой стратегической серии от ныне по...
15 04 2024 20:56:56
Two minds, after all, are better than one Атака продолжалась недолго. После нее огромный лайнер Rident оказался полностью обездвижен. Все пассажиры и экипаж исчезли. Все, кроме одного. Что произошло? Почему вы остались в живых? С самого утра вс...
14 04 2024 16:14:45
Вообще, как пиратами становились? Брали каперский патент на охоту за испанцами, выходили в море, плавали месяц-два, испанца ни одного нет — ничего не оставалось, как брать английский корабль на абордаж. Раз, два — и ты пират, на тебя...
13 04 2024 8:53:41
Fall of Light Разработчик: RuneHeads Издатель: 1C Company Платформы: PC Четырнадцать веков человечество жило относительно неплохо. Развивалось и обустраивалось, а потом, как водится, внезапно появился злой колдун по имени Боль и решил поработить мир…|Игромания...
12 04 2024 8:54:13
Киновселенная Marvel существует уже десять лет. За это время вышло восемнадцать фильмов. Ещё чуть-чуть, и франшиза обгонит даже «Бондиану», а главное, ни одну из картин в серии нельзя назвать провальной, а это само по себе…|Игромания...
11 04 2024 17:23:43
«…В Alternativa есть интересные ситуации: когда мы, например, подбираем коды, изучая чужие визитки и базы данных, вырезаем глаз у трупа, чтобы приложить к сканеру, или отвлекаем и выманиваем нужных персонажей, а потом бьем их шокером или дубинкой. Но они...
10 04 2024 14:17:53
Наши танки рвутся в бой Итак, в первой статье мы изучили национальные особенности игры за Советский Союз. Мы продолжаем разбираться в игре — теперь нам предстоит узнать о ней все. Тем более что создатели игры, G5 Software, предоставили в наше распор...
09 04 2024 13:39:46
Компания AGEOD, частично укомплектованная бывшими сотрудниками Paradox Interactive (создатели Europa Universalis, Hearts of Iron и Crusader Kings), выпустила свой первый варгeйм. Посвященный, как следует из названия, периоду британской колонизации севе...
08 04 2024 8:36:33
Симулятор жизни The Sims 3, как и предыдущие выпуски, постепенно обрастает дополнениями. Одно из самых монументальных — Pets — выйдет в октябре этого года. «Игромания.ру» связалась с Майклом Коксом, одним из продюсеров…|Игромания...
07 04 2024 23:44:36
Продолжение серии Dishonored с самого анонса легко было спутать с DLC. Тем не менее разработчики всячески подчёркивали, что их новое творение — это самостоятельная полноценная игра, просто она несколько короче, использует наработки сиквела…|Игромания...
06 04 2024 12:36:49
Через месяц стукнет 35 лет одной из самых влиятельных серий в истории индустрии — Metroid. Она стала родоначальницей целого поджанра, названного в её честь, и наряду с The Legend of Zelda ввела моду на нелинейность, бэктрекинг и прокачку в…|Игромания...
05 04 2024 19:10:20
В начале ноября компания Wargaming выпустила еще одно обновление для танкового экшена World of Tanks Blitz и теперь готовится к запуску праздничных ивентов, ведь приближается Новый год, и разработчики попросту не могут оставить игроков без…|Игромания...
04 04 2024 21:38:13
«…Идея снять картину о современном инди-движении пришла в голову Джеймсу Свирски и Лизанн Пажо (студия BlinkWorks) в голову в 2009 году, когда они приехали на Independent Games Festival & Summit. Их поразили участники мероприятия — полные энергии молодые...
03 04 2024 18:58:46
«...Ей нипочем просидеть у экрана телевизора с гeймпадом в руках до пяти утра, а потом отправиться в магазин и взять напрокат два-три фильма и еще несколько новых игр. У нее есть все современные консоли, она прошла Resident Evil 4 четыре раза и пыталась п...
02 04 2024 6:30:22
«…идея Electronic Arts переселить спрингфилдцев на тач-дисплеи айфонов и айпадов внезапно оказалась весьма популярной: сразу после релиза проекта сервера Origin трагически рухнули от огромного числа игроков…»...
01 04 2024 11:29:13
«…авторы совершенно не чувствуют тренд. Сейчас, на волне успеха Dark Souls, им бы как раз сделать игру еще более мрачной и суровой, а они, наоборот, выпустили упрощенный и кривой ремейк. Далеко не выдающейся, к слову сказать, игры…»...
31 03 2024 6:36:26
О номинации Стратегический жанр жив вопреки: даже сейчас, во времена активного наступления виртуальной реальности и игр-сервисов, продолжают выходить незаурядные проекты для управленцев, стратегов и тактиков. Мы отобрали десять игр,…|Игромания...
30 03 2024 14:53:43
После заочного знакомства с The Adventures of Sherlock Holmes: The Silver Earring еще больше убеждаешься в том, что все разработчики, создающие игры о Шерлоке Холмсе (а таковых уже было немало), озабочены только тем, как бы впихнуть в св...
29 03 2024 22:33:41
«…Каждый уровень Deus Ex — это накрытая глухим черным небом серая бетонная песочница, которую нужно неторопливо обследовать любым интересным вам способом, пока не будет обнаружен последний тайный ход в телефонной будке или женском туалете. Это стелс-шутер...
28 03 2024 14:22:23
Автомобили различаются лишь двумя параметрами — весом и максимальной скоростью. Причем важнее именно вес. Машина — это оружие, помните? Вашим самым часто используемым приемом будет смачный таран неудачно подрулившего сбоку противника...
27 03 2024 0:28:17
«…Ключевой особенностью Infiltrator предлагается считать не историю (вся она — абзацем выше), а интеграцию с сервисом Origin, посредством которой можно перенести заработанные здесь «очки готовности Галактики» в вашу PC-версию Mass Effect 3…»...
26 03 2024 6:50:20
"...Добро пожаловать на завершающую лекцию по редактированию Operation Flashpoint! Спасибо всем, кто читал прошлые статьи, дотошно разбирался в их содержании и создавал свои маленькие шедевры. Сегодняшняя тема — файл config.cpp, где содержится описание юн...
25 03 2024 10:59:41
Я кричу тем немногим, Кто земные тревоги На спасительный остров Решил променять: Лучше быть одноногим, Чем быть одиноким, Когда скучно и грустно И некому руку пожать. м/ф «Остров Сокровищ»А островок, что мог бы быть курортом...«О Сильвере мы бол...
24 03 2024 22:23:22
конечно, с живым противником и новый, умный, бот не сравнится. Например, покупать слабое оружие бот теперь не может, но иногда подбирает с земли TMP, когда рядом лежит АК-47. Впрочем, это случается довольно редко. В остальном же мы увеличили мастерство бо...
23 03 2024 11:19:54
Выпуск Blackcomb был намечен на вторую половину 2002 года. На прошлогодней конференции разработчиков в Орландо Билл Гeйтс сообщил, что Blackcomb подвергнется "самым кардинальным изменениям интерфейса пользователя". По предварительным данным, Blackomb стан...
22 03 2024 20:34:32
Half-Life 2 Random Map CreatorPrey SDKDawn of War SGA Archives UnpackerEx Machina GDP Archives Extractor & PackerCB Model ProMax Nif Plugins 0.2.9 (он же MaxPlugins 0.2.9)Quake Army Knife 6.5 (QuArK)...
21 03 2024 15:13:21
«…Сразу после анонса мы обратили внимание на The Order по многим причинам, но в первую очередь нас заинтересовал сеттинг. И не только потому, что великие города старых времен мы видим только в Assassin’s Creed. В Лондоне XIX века в тот или иной период жил...
20 03 2024 6:31:23
Robot Warfare — российская игра. Игра, которую можно смело поставить в один ряд с “Тетрисом”. А ее разработчиков — с Пажитновым. Игра для истинных интеллектуалов. Битвы роботов! И не спешите проводить ассоциации с BattleTech или EarthSiege. В Robot Warfar...
19 03 2024 22:21:29
...миссии проносятся мимо с какой-то фантастической скоростью. Вот ты простым рядовым прочесываешь деревни, вот превращаешься в крутого диверсанта, потом в осторожного снайпера, в комaндира отделения, пилота вертолета, еще раз комaндира отделения, комaнди...
18 03 2024 5:44:39
Программирование под GLaDOS. Создание уровней для Portal 2. Часть 2 Мы продолжаем рассказ о работе в «портальном» редакторе Hammer World Editor (сокращенно Hammer) из набора инструментов Portal 2 Authoring Tools. В прошлый раз мы…|Игромания...
17 03 2024 22:54:55
В большом кино все давно привыкли к проклятию сиквелов: если первый фильм оказался хитом, поймать молнию в бутылку во второй раз вряд ли получится. Исключения бывают, но подтверждений правила гораздо больше. Сериалов это проклятие тоже…|Игромания...
16 03 2024 5:23:12
Писать о стратегиях, посвященных Второй Мировой, — занятие в высшей степени нeблагодарное. За годы существования игровой индустрии разработчики всех стран наклепали такое количество WW2-стратегий, что описание каждог...
15 03 2024 23:44:21
«…На первый взгляд Anna очень похожа на Amnesia: The Dark Descent — еще одного представителя набирающего обороты жанра приключенческих ужастиков. Тот же вид от первого лица, дом с привидениями и заигрывания с психикой игрока. Но если шведы из Frictional G...
14 03 2024 19:17:46
«…Если вышедший в 2008-м survival horror Dead Space можно сравнивать с «Чужим» Ридли Скотта, то готовящийся к выходу в начале 2011-го Dead Space 2 — это «Чужие» Джеймса Кэмерона. Космический инженер Айзек Кларк во второй части одновременно исполняет роли...
13 03 2024 16:34:12
“Первого апреля компания Google (www.google.com) объявила о запуске собственного почтового сервера, пользователи которого получат один гигабайт (!) свободного места на диске, а также целый ворох уникальных сервисов впридачу. Как выяснилось позже, это вовс...
12 03 2024 20:54:16
«…Fatshark очень здорово перенесли в HGA атмосферу короткометражного мультфильма Pixar. Невинный юмор, совершенно нестрашные рыболюди и злодеи, умилительные ужимки персонажей и соответствующая картинка наполняют игру ощущением детского дружелюбия, и волей...
11 03 2024 21:55:35
«…Смотреть на битвы мучительно больно. Они и раньше-то были скорее нелепой данью моде, но теперь напоминают в лучшем случае о какой-то российской стратегии 2003 года. Лучники, двигаясь с изяществом игрушечных солдатиков, быстро-быстро забрасывают стрелам...
10 03 2024 2:48:34
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::