Mass Effect: Andromeda и колонизация планет. Насколько трудно переселить людей с Земли? > Minecraft истории
истории Minecraft    

Mass Effect: Andromeda и колонизация планет. Насколько трудно переселить людей с Земли?

Mass Effect: Andromeda и колонизация планет. Насколько трудно переселить людей с Земли?

Спец Mass Effect: Andromeda и колонизация планет. Насколько трудно переселить людей с Земли? 2415.04.2017 12:00  |  Рассказываем о том, с какими проблемами могут столкнуться будущие колонизаторы космоса и какие перспективы ждут там человечество. Спец| В последнее время все чаще говорят о том, что человечеству для выживания нужно колонизировать космос. Дескать, ресурсы Земли не бесконечны, потребности людей растут, опасностей, вроде астероидов и изобретений горе-ученых, слишком много, да и Солнце не будет светить вечно... В общем, рано или поздно наша с вами любимая планета умрет. И если человечество не хочет разделить ее судьбу, нужно расширяться. Так сказать, сделать «резервную» копию. И как можно скорее. Громче всех об этом сейчас говорит основатель SpaceX Илон Маск, а также известный физик-теоретик Стивен Хокинг. По словам Хокинга, нашу цивилизацию ждет гибель в течение следующей тысячи лет, если люди не найдут способ покорить космос. Тут и ядерные войны, и проблемы с ресурсами, и перенаселение, и опасность падения астероидов, и вирусы, и «бунт» ИИ — чего только нет! И его слова, пусть они и звучат как цитата из научно-фантастического романа, все же имеют под собой основание. рассказывает как раз о колонизации и исследовании новых миров, потому мы и решили, что это отличный повод остановиться на этой теме. Реально ли покинуть Землю? Какие перспективы нас ждут? Как планируют строить колонии на других планетах? Какие проблемы при этом могут возникнуть? И, конечно, что все это нам даст?

Они пишут историю

Если верить «Кодексу» Andromeda, во вселенной Mass Effect именно благодаря компании SpaceX Илона Маска человечеству удалось-таки достичь Марса и сделать то самое открытие — найти технологии протеан. Вряд ли, конечно, нас ждет что-то подобное на настоящем Марсе, но в том, что именно Маск сможет вдохнуть новую жизнь в освоение космоса, кажется, сомнений уже не осталось. А еще Илон Маск — настоящий гик. Свою первую paкету, Falcon 1, он назвал в честь «Тысячелетнего сокола» из «Звездных войн». Да и в целом его мечты родились из увлечения научной фантастикой — творчеством того же Айзека Азимова, например. С детства у Илона Маска была мечта. И он шел к ней еще тогда, когда был одним из основателей PayPal. За годы он изучил много книг о космическом деле, познакомился с огромным количеством людей из этой сферы, а часть из них даже нанял. После продажи своих акции PayPal он вложил большую часть денег в рискованный проект SpaceX, а целью поставил вывести человечество в космос. Многие считали Маска безумцем. И правда, зачем этот чудак, заработавший миллионы долларов на всяких интернет-стартапах, полез в космос? Для успеха SpaceX нужно было доказать, что она способна доставлять грузы на орбиту. И делать это не только надежно, но и относительно дешево. Задача трудная — многие paкеты взрываются еще при взлете, какие-то не в состоянии прорваться через атмосферу и уступают силе гравитации, а еще важно все правильно рассчитать. Учесть кучу мелочей: вес, скорость, то, как будет влиять внешняя среда на траекторию. Даже сами инженеры сравнивают запуск paкеты на орбиту с бросанием баскетбольного мяча в кольцо. Из-под воды. При быстром течении. И любая мелочь, даже ржавый болт, может привести к настоящей катастрофе. Если верить коллегам Маска, он не просто богатый мечтатель, а настоящий гений. Всего за несколько лет и по книгам он досконально изучил все, что нужно для космических проектов, знает чуть ли не каждого сотрудника в лицо, а о своих продуктах может рассказать почти все. Как говорят сотрудники, Илон управляет своими компаниями чуть ли не на самом «низком» уровне, лично уделяя внимание каждой проблеме. И первые три запуска в истории SpaceX как раз катастрофами и обернулись. Успех ждал Маска с четвертой paкетой. Ровно тогда, когда у него заканчивались деньги и другого шанса уже не было бы. Теперь вы представляете, как он рисковал? Ведь если бы этот последний шанс не «выстрелил», всей эпопеи с Марсом не случилось, а Маск навсегда вошел бы в историю как неудачник, потративший все деньги на глупые мечты. Но вышло ровно наоборот, а SpaceX стала лишь второй частной компанией в мире, которой удалось доставить груз на орбиту. При этом по рекордно низкой себестоимости. Это сыграло свою роль: творением Маска заинтересовались как NASA, так и другие крупные клиенты. Сейчас Илон миллиардер, он успел основать Tesla и выпустить самые известные электрокары в мире, стать председателем SolarCity, специализирующейся на солнечной энергии, заняться вакуумными поездами и даже нейроинтерфейсами. А у SpaceX заключено множество контpaктов. В общем, если бы в реальном мире жил Тони Старк, то, скорее всего, им был бы именно Маск.

Миссия: Марс

К чему все это? Дело в том, что, несмотря на массу «космических» проблем, главная трудность все же — огромная стоимость операций. Именно это отталкивает от космоса правительства государств, обычных людей и инвесторов. И именно это, а вовсе не недостаток технологий или желания, останавливает человечество от дальних полетов. Сейчас люди могут и летать в космос, и даже терраформировать некоторые планеты. Почему не делают? Потому что никто не может себе этого позволить. Да и зачем, когда можно вложить деньги в куда более доходные в краткосрочной перспективе военные кампании, например? И отчего-то только Илон Маск начал с этим бороться, а его главная цель — сделать полеты в космос дешевыми. Это все, что можно и нужно улучшить на данный момент, остальное приложится. Настоящие космические аппараты, будь то paкета Falcon Heavy или космический корабль Dragon, пока слабо напоминают «Нормaндию» или «Бурю» из Mass Effect. По этим принципам и строились все продукты SpaceX: paкеты-носители Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy, космический корабль Dragon, теперь уже второй версии. По возможности в компании стараются проектировать и делать все самостоятельно — от двигателей до деталей обшивки, — а главное, что именно там недавно научились использовать некоторые компоненты по несколько раз. Та же первая ступень paкеты, раньше просто падавшая после запуска, у SpaceX теперь может приземлиться обратно и использоваться повторно. В 2013 году они предложили самую низкую в индустрии цену за вывод на высокую орбиту paкеты-носителя с грузом — «всего» 56,5 миллионов долларов. Так что уже в 2014-м из всех запусков SpaceX обеспечивала почти половину. И это вынуждает другие компании тоже снижать стоимость, что идет на пользу всей отрасли, ведь когда инвесторы поймут, что на этом можно заpaбатывать, они сами потянутся к звездам, а у мечтателей появится шанс. Кто еще хочет на Марс? Конечно, не стоит забывать, что SpaceX не одна планирует покорить Красную планету. Так, NASA хочет отправить туда первых людей уже в 2030-х годах. В этой группе полетят восемь человек, позже они вернутся. Одна из крупнейших лаборатории NASA, Исследовательский центр Эймса, с 2010 года разpaбатывает операцию «Столетний космический корабль». Несмотря на странное название, суть миссии в том, чтобы в 2030 году безвозвратно отправить на Марс двадцать человек, которые попытаются основать колонию. Отметим и проект MarsOne, в рамках которого голландские предприниматели хотят организовать настоящее шоу. С помощью технологии SpaceX они собираются отправить к Марсу колонистов уже в 2023 году, после чего привозить туда еще по четыре человека каждые несколько лет. При этом голландцы хотят круглосуточно трaнcлировать происходящее в виде реалити-шоу, что кажется странным. У колонистов наверняка и без камер напряжение будет нешуточное. Но если все получится, почему бы и нет? Это наверняка помогло бы компенсировать хотя бы часть затрат. Новая задача Маска, впрочем, еще труднее: отправить на Марс миллион человек. Он верит, что только такая цифра позволит достичь полной автономности, обеспечив планету всеми нужными специалистами. Ну и достаточным количеством людей, чтобы цивилизация могла уцелеть в случае катастрофы на Земле. Илон со своей комaндой уже сделал невероятное: приложил руку к первой в мире «многоразовой» paкете, но, чтобы осуществить его мечту, все равно нужны неслыханные средства. И цель SpaceX — сделать так, чтобы этот проект стал гораздо дешевле. Стать свидетелем исторического события, повторного запуска первой ступени, вы могли совсем недавно. Маск хочет создать систему многоразового космического трaнcпорта, которая поможет экипажу добраться до Марса и при этом не обанкротит его компанию. В «комплект» этот, по задумке, будет входить paкета-носитель, межпланетарный корабль и его заправщик. Пока, правда, до всего этого далековато, но прогресс уже есть, и нешуточный: 30 марта впервые повторно отправлена вернувшаяся из космоса первая ступень paкеты, в конце этого года собираются запустить новую, более мощную и грузоподъемную, Falcon Heavy, а уже в 2020-м Илон надеется отправить первый корабль к Марсу. Пока, правда, без экипажа, просто для «обкатки». Но если все пойдет как надо, то нога человека ступит на планету уже в 2026 году. А в 2040-м глава SpaceX искренне надеется увидеть на Красной планете пусть маленький, но город.

Возможные трудности

Допустим, что SpaceX ждет успех. Tрaнcпорт отправляется к Марсу, а те колонисты, что рискнут, доберутся до планеты и начнут новую жизнь. Какие проблемы их там ждут? С чем предстоит столкнуться? Да и вообще — зачем нам сдался это Марс? В Mass Effect именно попадание человечества на Марс стало переломным в истории нашей цивилизации. Кто знает, может, этот сценарий повторится и в реальности? Хотя, как можно видеть по игре, до полноценной колонизации дело там так и не дошло. Сейчас колонизация космоса нам и впрямь не нужна. Но что будет, когда начнется перенаселение? Или когда на Земле закончатся ресурсы? Или если человечество столкнется с крупной проблемой, от которой придется бежать? Маск и многие другие полагают, что к тому моменту лучше быть готовыми и иметь хоть какой-то путь к отступлению. Да, в краткосрочной перспективе выгоды в этом мало, но в будущем земляне наверняка извлекут из космических достижений немалую пользу. Кто-то еще может сказать, что Марс — не лучший кандидат на новый дом. Атмосфера там тонкая, не удерживает ни тепло, ни кислород, а состоит на 95% из углекислого газа. Средняя температура примерно -55 градусов по Цельсию, хотя надо принимать во внимание, что в некоторых местах она может достигать +20, а в некоторых опускаться ниже -120. Магнитное поле не защищает от излучения. Давление очень низкое — при нем люди не могут жить без скафандра, а вода существует только в затвердевшем и газообразном состояниях. Да и гравитация втрое слабее земной. Хотя автор «Марсианина» много где, мягко говоря, нафантазировал, примерное представление о первом марсианском аванпосте эта книга (или фильм) дает. Зато на Марсе много воды, пусть и в заледеневшем виде под поверхностью, а почва вполне пригодна для выращивания некоторых сельскохозяйственных культур. К тому же один марсианский день (сол) длится 24 часа 39 минут, а это очень хорошо и для людей, и для растений, привезенных с Земли. Наклон оси тоже почти что земной, а это — более или менее привычные для нас времена года. Марс находится в так называемой «обитаемой зоне» — это когда планета не слишком далеко от солнца, но и не настолько близко, чтобы все живое могло сгореть. Площадь совсем чуть-чуть меньше, чем площадь всей суши Земли, атмосфера пусть тонкая, но все же есть, минералов на Марсе куда больше. А еще, что важно, если правильно подгадать момент запуска paкеты и траекторию полета, долететь до нашего «соседа» можно всего за девять месяцев. И это, пожалуй, стало определяющим в выборе места для первой внеземной колонии. А что остальные? К сожалению, большая часть планет Солнечной системы для колонизации пока не годится. Меркурий — чуть ли не настоящий ад: иногда до ужаса горячо, иногда чрезмерно холодно, да еще и радиация зашкаливает. У Венеры, напротив, очень плотная атмосфера, из-за чего там еще жарче, атмосфера на 96% состоит из углекислого газа, давление в 90 раз сильнее, чем на Земле, а кому этого мало — их ждут кислотные дожди. О Юпитере, Сатурне, Уране и Нептуне речь вообще не идет — да, там можно добывать ресурсы, тот же Уран богат гелием-3, но твердой поверхности на газовых гигантах нет. Ганимед. Есть вариант осесть на спутниках. У Ганимеда, спутника Юпитера, например, есть магнитосфера, что уже неплохо. А на Титане, что около Сатурна, скорее всего, можно найти много нефти и природного газа. Гораздо больше, чем на Земле. При этом там есть и все, что нужно для жизни: углерод, водород, кислород, азот. Плотная атмосфера, защищающая от излучения. Давление не такое, чтобы «плющить» человека, — аналогичное пяти метрам под водой. Правда, ядовитых веществ в атмосфере много, так что без костюма люди там не выживут, но попробовать привести Ганимед в норму определенно стоит. Тем более что рядом Сатурн, у которого есть гелий-3 и дейтерий, а они очень нужны для термоядерной энергетики и могут дать толчок всей космической «гонке». Еще один вариант — Энцелад, тоже спутник Сатурна. У него в недрах есть вода, а возможно, даже и жизнь. Жаль лишь, что все они дальше, чем Марс, и лететь к ним пока не вариант. По крайней мере, без перевалочной базы. За многие недавние открытия стоит благодарить космический телескоп «Кеплер», чья миссия заключается в поиске похожих на Землю экзопланет (планет за пределами нашей системы). Среди планет из других систем тоже кандидатов хватает. Так, например, можно отметить экзопланету Kepler-438 b в созвездии Лира, открытую в 2015 году. От нас ее отделяет около 470 световых лет, но в остальном это место кажется очень интересным: находится в «обитаемой зоне» от своего красного карлика, всего на 12% больше Земли, а главное, на планете вполне может быть жидкость. Единственная проблема — мощная радиация, вполне способная выжигать все живое. Еще один вариант — Kepler-452 b. Находится она в созвездии Лебедя, что еще дальше, аж в 1402 световых годах от нас. Но в остальном планета замечательная: год на ней проходит за 385 земных суток, планета скалистая и расположена в «обитаемой зоне». Правда, она значительно больше, чем Земля (на 60%), а гравитация, по предположениям ученых, сильнее в два раза. Но в целом 452 b — очень неплохой вариант. Только вот опять же, из-за огромной дистанции, все это миры для очень далекого будущего. С какими человечество может столкнуться проблемами? В первую очередь, с проблемой создания пригодных для существования условий. Наличие кислорода, подходящих показателей давления и гравитации. Температура на Марсе совсем не подходит человеческому телу, да и техника тоже не любит работать на морозе. Гравитация Марса составляет только 38% от земной, что вредно для организма. Например, может привести к деградации мышц, внутренних органов и костей. Помните, как исхудал Марк Уотни к концу «Марсианина»? Реальных переселенцев ждет схожая судьба, а постепенно это может стать настоящей «фишкой» жителей этой планеты. И решать эти и другие проблемы — та еще задача. Люди будут жить в замкнутом прострaнcтве, вдали от дома, с кучей совершенно новых проблем и без возможности вернуться — психологических трудностей немало. Из-за особенностей питания и низкой гравитации мышечная масса уменьшится, плотность костей тоже, тело «подсушится». Есть даже мнение, что через годы люди с разных планет будут напоминать другие виды. При этом даже такие «мелочи», как сутки на сорок минут длиннее, тоже могут сильно сказаться на общем самочувствии и качестве сна, например. И это далеко не все угрозы: колебания температур, высокое излучение как на планете, так и во время космических перелетов. Если все колонисты умрут от опухолей или других болезней, о которых мы пока не знаем, нехорошо выйдет, верно? Для решения всех этих проблем предлагается несколько вариантов: создать «биосферу», где люди смогут жить, отгородившись от суровых условий планеты, терраформировать планету под нужды человека. Ну или изменить самих людей, чтобы они были способны выживать где угодно, но это пока смахивает на фантастику. Кроме того, нужно, чтобы колония была способна добывать или выращивать все необходимые для жизни ресурсы без сторонней помощи хотя бы на протяжении трех лет. Производить энергию, пищу, отстраивать сооружения и заботиться об оборудовании, решать многочисленные технические проблемы, а также иметь возможность получать все нужные запчасти и ресурсы на месте. Одной из главных проблем героя «Марсианина» была нехватка ресурсов. Для долгосрочного выживания колонии необходимо научиться добывать и производить все необходимое самостоятельно. Да, конечно, можно поставлять их, но это дорого, а еще есть риск, что в случае нештатной ситуации все колонисты быстро погибнут — ведь окно для перелета, когда Марс к нам ближе всего, открывается раз в двадцать шесть месяцев. Так что помощь вряд ли сумеет прилететь вовремя. Да и колонию такую трудно будет назвать полноценной — на должность «альтернативы» Земле она уж точно не годится. И это далеко не все возможные неприятности. Не стоит забывать про то, что все результаты трудов могут быть уничтожены астероидами. Из-за бурь солнечные батареи будут эффективны не всегда, придется полагаться на ядерную энергетику. Без древесного угля делать технический кремний, необходимый для создания солнечных батарей, трудно. Важны будут и ботаники — им придется учиться выращивать ту же картошку в местах, где никто ничем подобным не занимался. Даже посадить корабль на поверхности Марса, в незнакомых и опасных условиях, — задача непростая и ответственная, так что вся миссия может провалиться буквально в самом начале, после многомecячного перелета. Пока каждый запуск или посадка могут обернуться катастрофой. На этом фоне смотреть на то, как лихо совершают свои маневры пилоты «Нормaндии» или «Бури», даже немного забавно. Но самая главная трудность — это огромная стоимость всей этой затеи. Экономика пока не готова, инвесторы не видят перспектив, а до массовой добычи минералов, драгоценных металлов или полноценного космического туризма пока очень далеко. Даже если Маск добьется своего и стоимость полета на Красную планету упадет, каждый «билет» на Марс все равно будет стоить огромных для обычного человека денег. То есть по факту каждый из этого миллиона колонистов должен будет заплатить двести тысяч долларов (да, предполагается, что люди сами будут платить за такую привилегию). За то, чтобы отправиться навстречу неизвестности. Возможно, жуткой cмepти. Единственный способ это дело оправдать — сделать так, чтобы Марс мог жить самостоятельно, без поставок с Земли. А еще — чтобы минералы оттуда начали приносить доход, хотя случится это, скорее всего, нескоро. Интересно, сколько нового узнает, увидит и придумает человечество, оказавшись совсем в других условиях? Наверняка придется сыграть и на романтических чувствах. Все-таки, когда на YouTube появятся первые видео о том, как люди совершают новые открытия, закладывают «кирпичики» истории человечества или просто веселятся в условиях низкой гравитации Марса, — это, вполне возможно, будет очень увлекательно. Снова вернется тот романтический ореол — представьте, сколько новых развлечений можно придумать со слабой марсианской гравитацией и сколько новых тайн раскроют ученые. Да и на гору Олимп, а она гораздо выше Эвереста, наверняка кто-то захочет забраться или хотя бы посмотреть. К тому же не стоит забывать, что космические технологии влияют и на нашу повседневную жизнь — стоит только вспомнить про спутниковую связь или метеорологические спутники. Так что если удастся заинтересовать людей, показать, что космос — это перспективное вложение, то ситуацию с инвестициями наверняка удастся улучшить. Тем более что на войны, например, правительство США тратит куда больше — счетчик идет на сотни миллиардов. NASA на эти деньги могло бы работать годами.

Как терраформировать планету

Для комфортной жизни людям надо дышать, быть защищенными от радиации и чрезмерно низкого (или наоборот, высокого) давления, иметь возможность выращивать еду и добывать воду, да и не замерзнуть наcмepть тоже было бы неплохо. Что со всем этим делать? Как мы уже сказали, либо искусственно создать «биосферу», либо терраформировать планету. Первый вариант, к слову, и так будет в том или ином виде реализован. Терраформирование — долгий процесс, он затянется на сотни лет, а людям все это время нужно где-то жить. Колонистам придется существовать в «теплицах» или подземных укрытиях, где будет кислород, тепло, сможет расти пища, а весь персонал будет в состоянии работать над превращением безжизненной планеты в рай. Проблема такого подхода в том, что в случае маленькой аварии, разгерметизации, метеорита, бури, чего угодно вся работа этих людей, скорее всего, пойдет насмарку — вы уже могли видеть нечто подобное в фильме «Марсианин». Рассматривать это пока стоит лишь как временную меру. Тем более что есть куда более привлекательный, пусть и трудный вариант. Забавно, но еще недавно слово «терраформирование» многие связывали с фантастикой. Или слышали его в разных играх вроде стратегий. В Mass Effect: Andromeda игрокам тоже приходится заниматься этим. Правда, процесс несколько упростили — почти все необходимое за героев построила древняя раса, ну а «первопроходцу» нужно лишь привести древние инструменты в рабочее состояние, «перезапустить» их. Терраформирование в Mass Effect: Andromeda — главное, чем предстоит заниматься «первопроходцу». Другое дело, что руководить процессом нам пока не дают, а всю работу выполняют таинственные монолиты древней расы. В реальности терраформирование — процесс куда более хитрый. Но, что приятно, уже относительно скоро человечество может приступить к нему на Марсе. Ученые предполагают, что когда-то там могла быть жизнь. По крайней мере, точно были реки. И вернуть Марс к тому, более дружелюбному, состоянию еще можно. Прежде всего, нужно повысить давление атмосферы до такого уровня, чтобы люди могли перемещаться без скафандров, а вода существовала не только в твердом или парообразном состоянии. Еще одна проблема — температура, она на Марсе лишь на экваторе может составлять комфортные 10—20 градусов по Цельсию. На остальной части планеты настолько холодно, что люди превратятся в сосульки. Нельзя забывать и про слабое магнитное поле, и про отсутствие озонового слоя, что спасло бы от излучения. Вот так, по прогнозу некоторых, будет выглядеть терраформированный Марс спустя столетия. Ну или тысячелетия, как получится. Как с этим разобраться? Главный козырь Марса — огромное количество льда под его поверхностью. По сведениям ученых, его достаточно, чтобы затопить всю планету океаном. Само собой, делать этого никто не собирается, но, если растопить хотя бы часть льда, можно спровоцировать интересную цепочку событий. В частности, начать парниковый эффект. Так, высвободившиеся газы сделали бы атмосферу планеты более плотной, благодаря чему в ней сохранится больше тепла. Кроме того, во льду Марса может оказаться много диоксида углерода, что позволило бы в результате таяния повысить атмосферное давление. Проще говоря, люди смогли бы ходить по поверхности планеты без «сдавливающих» костюмов, не боясь, что их кровь закипит. Чем больше планет покорится человечеству, тем больше ресурсов и возможностей будет для дальнейшего освоения космоса. Есть и другие способы спровоцировать нужный парниковый эффект. Кто-то предлагает завезти аммиачный лед с других планет, кто-то — привезти огромное количество метана, кто-то — настроить заводов, которые стали бы заполнять атмосферу планеты углекислым газом. В общем, заняться знакомым по Земле делом: спровоцировать глобальное потепление. Есть даже такие варианты, как сбрасывание атомной бомбы или астероида, строительство огромных зеркал на орбите — одни отражали бы ионизирующее излучение, другие нагревали бы поверхность планеты. В свою очередь переработать весь этот углекислый газ в нужный для дыхания кислород помогли бы живые организмы, такие как цианобактерии или фитопланктон. Постепенно, по мере улучшения условий, можно привозить другие формы жизни, вроде отдельных микробов, лишайников или мхов, пока не появится возможность высаживать полноценные луга и леса. Хотя последнее может произойти уже без участия человека — от новых «марсиан» требуется лишь создать подходящие условия, а процесс пойдет сам. Чтобы создать подходящее магнитное поле, предлагаются тоже очень интересные пути. Кто-то говорит, что можно было бы вывести на орбиту Марса какой-нибудь астероид, чтобы сделать подобие Луны и активировать «эффект планетарного динамо». Эта операция, в теории, должна усилить магнитное поле. Кто-то предлагает сделать это с помощью колец из проводника, проложив их вокруг планеты и подключив к мощному источнику энергии. К слову, само электричество планируют брать от солнечных батарей. Хотя в случае бурь колонистам придется, судя по всему, пользоваться ядерной энергией. Глядя на Луну, мало кто из людей задумывается, насколько важную функцию она выполняет. Однако, как и всегда, главная проблема терраформирования, помимо сложности самого процесса, в том, что это крайне затратное мероприятие. Первое время от колонии на Марсе будет мало проку, а большинство инвесторов вряд ли увидит результаты своих вложений — люди просто столько не живут. Для этого процесса необходимо огромное количество ресурсов: много грузов, трaнcпорта и топлива для перелетов. К счастью, тот же Илон Маск уже сделал определенные шаги в нужном направлении — его «многоразовые» paкеты позволяют значительно снизить расходы. Только это не означает, что траты исчезнут совсем. Другое дело, что первые шаги пройдены, и хочется верить, что не зря. Маск — не просто мечтатель, его знания удивляют даже ученых, а успешные проекты не раз утирали носы критикам. И он искренне верит, что человечество сможет построить на Марсе хотя бы аванпост уже в этом столетии. До этого он редко ошибался, может, окажется прав и сейчас? Пока не очень понятно, что из всех этих затей с Марсом выйдет, но определенно можно сказать, что ближайшие десятилетия будут очень интересными. Нам всем повезло жить на пороге чего-то великого. Вполне возможно, что спустя несколько лет или десятилетий многие смогут увидеть, как пишутся важнейшие за долгие годы строки в истории человечества. Не факт, что мы встретим инопланетян или побываем за пределами Солнечной системы, но время, когда люди будут жить на разных планетах, может быть, вскоре наступит. Любовь на расстоянии обретет новый смысл, а фраза «посадить картошку на Марсе» перестанет казаться шуткой. Главное — понимать, что вся эта возня с космосом не глупые забавы богатых людей, а реальная наука, которая толкает человечество вперед. К звездам. |


Вердикт. Гром в пустыне (Desert Thunder)

Игроделы продолжают окучивать благодатную тему вторжения... то есть, пардон, установления демократии в Иpaке. Место действия — абстpaктная ближневосточная страна, противники — не менее абстpaктные террористы (реальные данные не указываются — политкорр...

26 04 2024 12:35:45

Penny Arcade Adventures: On the Rain-Slick Precipice of Darkness  Episode One

Penny Arcade — уникальная в своем роде юмористическая ролевая игра по мотивам одноименного комикса про игровую индустрию. В мире, где в одну кучу сброшены Говард Лафкрафт, нуар, стимпанк и пoxoтливые роботы, обожающие насиловать фрукты. С игровой механ...

25 04 2024 16:19:27

Grom

"...Grom — самая что ни на есть "японская RPG" в польском...

24 04 2024 10:14:57

Руководство и прохождение по "Амнезия. Призpaк прошлого"

Существует множество видов стpaxa. С некоторыми из них мы сталкиваемся ежедневно: боязнь высоты, страх потерять работу, опасения по поводу здоровья близких, ужас перед надвигающимся вселенским потопом... Но, пожалуй, основополагающий страх —…|Игромания...

23 04 2024 13:36:50

Как закалялись "Рейнджеры"

"...Результаты второго закрытого судебного &#...

22 04 2024 8:55:48

Играем. Lineage 2: 1st Throne  The Kamael

Новая раса, высокоуровневый контент и улучшенные комплекты брони, безусловно, будут интересны всем — как начинающим, так и играющим в LA2 не первый год. А вот видоизмененный PvP смогут оценить в основном ветераны игры: во-первых, раз в две неде...

21 04 2024 17:48:28

UFO: Aftermath

"...В Aftermath надлежит играть исключительно на высшем уровне сложности. Только так вы поймете, что тактики здесь — более чем. Вы будете ценить каждое укрытие, ползком перебираться от одной машины к другой, разбивать комaнду на тактические группы и судор...

20 04 2024 4:24:33

Как рыба об LED. Тестирование мониторов со светодиодной подсветкой

«…Главные тренды этого года — устройства с USB 3.0, очки с 3D и мониторы со светодиодной подсветкой. Производители каждую неделю анонсируют «сверхтонкие модели ЖК-телевизоров и мониторов с LED-подсветкой, которая позволяет локально регулировать яркость, о...

19 04 2024 15:52:41

Интересное в Сети 

В этом выпуске: «встречер», «доброметр», 76-82 и настоящий криминалистический фоторобот. Плюс ежемecячная порция флэш-пожирателей времени (Mirror’s Edge 2D, Neverending Light, Pandemic 2…)...

18 04 2024 23:32:59

H.C. Andersen: The Ugly Prince Duckling

Ганс Христиан Андерсен — безусловно, один из самых важных сказочников, которому почему-то не везет с компьютерными играми. Единственное его произведение, с завидной регулярностью попадающее на мониторы, это «Русалочка». А есть ведь еще как мин...

17 04 2024 12:34:20

Lollipop Chainsaw

«…Джульет не просто режет зомби, она ланью скачет по школьным коридорам, выделывает приемы из олимпийской программы по художественной гимнастике и, конечно, все время собирает леденцы (судя по всему, для апгрейда бензопилы). При этом на поясе у нее болтае...

16 04 2024 11:20:54

The Elder Scrolls V: Skyrim. Прохождение за Коллегию магов

Основной сюжет, часть первая | Основной сюжет, часть вторая Коллегия магов | Гильдия воров | Темное братство | Соратники Гражданская война | Даэдры | Побочные квесты | Как стать супергероем [[BULLET]] Коллегия Винтерхолда не подчиняется имперской…|Игромания...

15 04 2024 3:32:36

Пять вечеринок PS Plus: VR, косплей и мини-бургеры (видео)

В прошлом году Sony PlayStation провела несколько вечеринок для своих подписчиков в крупных городах России. И получившееся настолько порадовало как игроков, так и организаторов, что в этом году всё решили повторить. Но на этот раз в обойму попали…|Игромания...

14 04 2024 17:47:43

Duke Nukem Forever

Комментаторы всевозможных новостных ресурсов упopно не узнавали в изображенных существах врагов из Duke Nukem 3D (даже таких классических, как Battlelord или Cycloid Emperor!) и жаловались, что 3D Realms украли все модели из Gears of War. Очевидно, что со...

13 04 2024 6:13:19

Горячая линия: игрострой

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом dev (в начале сообщения печатаете слово dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость…|Игромания...

12 04 2024 9:54:54

Шкуробеспредел. Создание скинов для GTA3

Начнем с самого простого — создания дополнительных шкурок для игрока. Нам понадобятся следующие инструменты: сама игра (куда же без нее, родимой), редактор растровых изображений — Adobe Photoshop версии старше 5 или Corel Photo Paint, программа BriSkin (ж...

11 04 2024 6:21:57

Руководство и прохождение по "Midtown Madness"

Есть у меня один знакомый, не особо большой любитель компьютерных игр. Не то чтобы совсем не интересуется, однако берется исключительно за то, что его серьезно задевает. Так вот, одно из его любимых развлечен ий – обучалка для начинающих...

10 04 2024 15:27:28

Обзор Dragon Ball FighterZ. Дpaки, дpaконы и жемчуг

Франшиза Dragon Ball состоит из сорока восьми томов манги, нескольких аниме-сериалов, одной экранизации и кучи сопутствующей продукции. Одних только игр по Dragon Ball вышло уже почти сто штук. Тут вам и jRPG, и платформеры, но больше всего именно…|Игромания...

09 04 2024 6:11:50

Мы поиграли в Assassin’s Creed Valhalla. Один шаг вперёд, два назад

Мне нравится старая Assassin’s Creed. Brotherhood я в своё время затёр до дыр, а Black Flag увлекла часов на пятьдесят; ещё помню, как давным-давно искал знакомых с компьютером помощнее, чтобы без лагов поиграть в самую первую часть. Но чем…|Игромания...

08 04 2024 21:27:25

Поиграли в Vampire: The Masquerade Bloodhunt. Впечатления от закрытого альфа-теста

World of Darkness — отличная ролевая вселенная с богатой историей. Вот только в формате видеоигр дела у «Мира Тьмы» обстоят как-то не очень. Кроме неплохой Vampire: The Masquerade — Redemption и бесcмepтной…|Игромания...

07 04 2024 8:36:15

Gyromancer

«…пазл-часть — душа и сердце игры — отлично проработана, прекрасно выглядит и звучит. Другое дело, что наркотической зависимости, которую вызывал Puzzle Quest, в Gyromancer испытать, к сожалению, не удастся…»...

06 04 2024 17:56:31

Игровое редактирование 

OGRE (Object-Oriented Graphics Rendering Engine)Ship Simulator 2008 Mission EditorEarthSculptor 1.05Halo 2 UberLightmapToolYet Another Terrain Tool (для Obsidian Neverwinter Nights 2 Toolset)Milkshape3D Importer for Maya...

05 04 2024 22:17:12

Marine Sharpshooter II: Jungle Warfare

    Некогда модный движок LithTech Jupiter сегодня нарасхват у производителей “бюджетных” экшенов. ValuSoft выстроили на нем отрецензированный где-то поблизости Mob Enforcer, а некие Jar Head Games при…|Игромания...

04 04 2024 16:58:23

Ridge Racer: Unbounded

«…Ridge Racer оставляет смутное чувство беспокойства. Во-первых, смущает тот факт, что Bugbear Entertainment, авторы грязного, небритого и брутального автосимулятора FlatOut, вдруг переключились на чистенькие городские улицы и полированные Lamborghini. А...

03 04 2024 4:46:43

Почему я люблю индустрию и не люблю Skyrim. О рекурсии жанров, важности сюжета и разности во вкусах

«…Если посмотреть на кино и литературу, то там широчайший спектр творений — от ширпотреба в мягкой обложке и боевиков средней руки, снятых специально для DVD, до книг-лауреатов Нобелевской премии и оскароносных картин. То же самое сейчас происходит с игра...

02 04 2024 18:16:30

Все неправы. Об онлайновых играх и заблуждениях американцев

«…Несмотря на то, что грамотность игроков растет из года в год, до сих пор достаточно большое количество американцев считает Соединенные Штаты неоспоримым лидером в секторе MMOG по основным параметрам — объему рынка, дизайну и технологиям, которые использ...

01 04 2024 14:53:23

Руководство и прохождение по "Medieval 2: Total War Kingdoms"

Многие ли могут похвастаться тем, что видели закат над Теночтитланом, когда око Кецалькоатля провожало в поход воинов в ягуаровых шкурах? Кто из вас помнит, как лучи полуденного солнца пробивались сквозь листву дубового леса, в котором эти демоны-валли...

31 03 2024 2:31:49

Computex 2008. Репортаж с крупнейшей технологической выставки Азии 

GMC продолжает нас удивлять. В прошлом году мы видели корпуса с выезжающими вертикально лотками оптических приводов, в этом увидели нечто похожее, но в более агрессивном виде. Называется R4 Bulldozer и смотрится не менее брутально, чем техничный X7. Еще б...

30 03 2024 10:52:25

Will Rock

"...Предупреждаю сразу: спасение дeвyшки с coблaзнительными формами растянется на десять огромных этапов. Слово "огромный" в данном контексте означает наличие на каждом уровне четырех подуровней, секретных локаций и просто фантастического количества монст...

29 03 2024 9:26:29

Натуральный S.T.A.L.K.E.R. Как игровые локации отличаются от реальных

Вряд ли найдётся хоть один фанат реальной Зоны Отчуждения, не знакомый с игрой S.T.A.L.K.E.R. Вдоволь «нарубившись» и настрелявшись в виртуальном мире, многие захотели увидеть привычные локации в реальности. Те, кто посмелее,…|Игромания...

28 03 2024 10:28:17

FIFA Manager 13

«…FIFA Manager 13 запускается с помпой. Сверкают заставки, в колонках гремит оркестр, загрузочный экран демонстрирует одинокий стол посреди футбольного поля. Веры в лучшее это не прибавляет, но задает правильный, в общем-то, тон: каждый тренер, а теперь и...

27 03 2024 4:39:14

Руководство и прохождение по "Age of Empires III: The WarChief"

По сравнению с оригинальной частью изменений очень мало. Даже место и время остались теми же, а новая кампания повествует о приключениях семейства Блэк в Америке. Нововведение только одно — стали доступными для игры три индейских племени. О них и пойде...

26 03 2024 6:54:55

The Elder Scrolls 5: Skyrim

«…Впервые за всю историю The Elder Scrolls «большой открытый мир» стал действительно большим и открытым. Отныне никаких больше подгрузок при переходе из одной зоны в другую и никаких бутафорских декораций: если, например, вы видите на горизонте большую го...

25 03 2024 14:39:12

Аниме года. «Попсовый эпос», «MFKZ», «Почувствуй ветер»

  О номинации В этой номинации мы выбираем лучшие аниме 2018 года. Если уж многие создатели игр вдохновляются творениями японских аниматоров, идёт ли речь о стилистике или об истории, то почему бы и нам не обратить внимание на то, чем эта…|Игромания...

24 03 2024 3:34:31

Руководство и прохождение по "Петька 5. Конец игры"

Если разработчики из “Сатурн +” и дальше будут выпускать такие игры, мы, глядишь, догоним, а может, и перегоним известную серию квестов Nancy Drew. У них много общего: игры никогда не поднимаются в рейтинге выше “медали”, их создают на той же техни...

23 03 2024 11:28:12

Руководство и прохождение по "Soldier of Fortune II: Double Helix"

Есть войны, есть солдаты. Войны рано или поздно заканчиваются, а солдаты разъезжаются по домам, но некоторые из них остаются солдатами навсегда. Война — их работа, cмepть — их заработок, штурмовая винтовка — их стахановский молот. Глубоко законспири...

22 03 2024 12:53:39

Мобильные игры

“Nokia колесит по миру”, “Метро в мобильнике”, “Долой SMS-спам”, “3D-меню”, “Нет телефонам на экзамене”, “Nokia не владеет Symbian”; Handy.ru, J-Address 1.0...

21 03 2024 11:59:22

Leisure Suit Larry: Magna Cum Laude

Спальня, решающий момент. Теперь главное — не ударить в грязь лицом.     Попытки воскресить хорошо забытое старое и превратить его во всенародно любимое новое в последнее время предпринимаются все чаще и чаще. Нас…|Игромания...

20 03 2024 15:13:46

В центре внимания. Neverwinter Nights

“Главное требование к компьютеру для игры в NWN — это полная поддержка OpenGL. Сейчас большая часть игр использует драйверы Direct 3D, но вы можете проверить, поддерживает ли ваш компьютер OpenGL. Для этого запустите Half-Life в OpenGL-режиме или Quake 2...

19 03 2024 12:17:31

Е3 2019: Превью Control. Сила мысли против силы потусторонней

В последнее время у Remedy с играми не ладится, хоть студия и выпускает их не так уж часто. Quantum Break стала настоящей техногенной катастрофой для игроков на PC, и на её починку ушло немало времени, но отзывы на Metacritic так и остались…|Игромания...

18 03 2024 14:27:48

Интересное в Сети

www.excurs.ruУ вас когда-нибудь был собственный герб? А желание его заполучить есть? Собственно, никто не мешает вам, вооружившись стилом и бумагой, сначала придумать, а затем и нарисовать для себя свой собственный герб: данный сайт вам в этом…|Игромания...

17 03 2024 23:59:39

Руководство и прохождение по "Mirror's Edge"

Крыша пятидесятиметрового небоскреба. Ветер бьет в лицо. Меня переполняет ощущение легкости и свободы. Но время не ждет, и нужно двигаться вперед. Я разгоняюсь, с легкостью перепрыгивая заборы и подкатываясь под трубами. Натренированное тело получает...

16 03 2024 18:39:19

Patchwork Heroes

Последние десять лет студия Acquire была занята воспитанием самураев и ниндзя — вы можете не помнить названия самой компании, но вполне возможно, что вы играли хотя бы в одну часть Tenchu, Way of the Samurai или Shinobido. Но в конце 2007-го…|Игромания...

15 03 2024 22:29:12

Музей советских игровых автоматов: от «Морского боя» до «Магистрали»

Когда фотореалистичная графика уже не лезет в горло и всякие там Battlefield 1 и Call of Duty хочется послать куда подальше, вы заглядываете на антресоль, чихаете от пыли, достаете Sega Mega Drive и во имя Шварценеггера начинаете спасать бедовую жену…|Игромания...

14 03 2024 14:12:56

Magic The Gathering: Betrayers of Kamigawa

Влияние Ninjutsu на формат оказалось не столь значимым, как это представлялось. Безусловно, есть по одному common-ниндзя в черном и синем, чье появление на столе неприятно, но остальные живут в разделе uncommon и rare...

13 03 2024 20:12:36

Железные новинки

САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО: OZON Galaxy (первая «российская» читалка), Samsung WiTu Pro (стоящий смартфон на Windows Mobile), Fujifilm FinePix REAL 3D W3 (народная 3D-фотокамера), Razer Naga Epic (продвинутая модификация необычной мыши), Speedlink Bridge (зарядн...

12 03 2024 10:11:20

Руководство и прохождение по "Анк 2: принц Египта"

Для бешеного верблюда сто миль — не крюк. Египетская народная мудрость Между Сетом и Осирисом Глава первая. Преследуя негодяев Глава вторая. Незваные гости Глава третья. Вновь во дворце Глава четвертая. Ложь и интриги Глава пятая. Большая игра М...

11 03 2024 7:47:41

Дневник A-Gaming: менеджмент

...как только коллектив выходит на серьезный уровень, менеджер становится просто необходим — как связующее звено и судья, с одной стороны, и распорядитель в технических вопросах — с другой. Сами ребята должны заниматься только тренировками, ра...

10 03 2024 14:12:17

Во что поиграть + лучшие скидки недели. Ori and the Will of the Wisps, Nioh 2, The Black Masses и Dreadlands

На второй неделе весны индустрия окончательно проснулась и начала радовать нас первыми будущими хитами года. В этом выпуске мы жестко караем врагов в милом и добром платформере Ori and the Will of the Wisps, изучаем быт японского ведьмака в…|Игромания...

09 03 2024 18:51:10

The Sims 3: World Adventures

«…если в аналогичных аддонах к предыдущим частям можно было разве что гулять на природе и пить коктейли, то в World Adventures каждая страна — это огромная открытая локация. Спокойного отдыха не получится: нет ни пляжей, ни фешенебельных отелей, ни докучл...

08 03 2024 5:11:38

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::