Азбука игростроя. Глобальный гeймдев-FAQ, ч. 2 > Minecraft истории
истории Minecraft    

Азбука игростроя. Глобальный гeймдев-FAQ, ч. 2

Азбука игростроя. Глобальный гeймдев-FAQ, ч. 2

Игрострой Азбука игростроя. Глобальный гeймдев-FAQ, ч. 2 030.05.2007 08:50  |  ...ответим на вопросы, на которые подавляющее большинство раскрученных разработчиков и издателей отвечать очень не любят. Кто-то называет это коммерческой тайной, кто-то просто заявляет, что начинающим это знать незачем, а продвинутые и так знают, а кто-т Игрострой

В первой части статьи «Азбука игростроя», опубликованной в прошлом номере «Игромании», мы детально разобрались, как создаются компьютерные игры. Пролили свет на то, как начинающему гeймдевелоперу стартовать со своим проектом, который, вполне возможно, присутствует только на бумаге. Прояснили для себя, как общаться с издателем, что показывать ему из своих наработок, а что лучше придержать до новых времен. Комaнды, за плечами которых уже есть одна-две собственных разработки, смогли решить, стоит ли продаваться издателю или лучше продолжить вольное плавание.

Сегодня мы двинемся дальше и ответим на вопросы, на которые подавляющее большинство раскрученных разработчиков и издателей отвечать очень не любят. Кто-то называет это коммерческой тайной, кто-то просто заявляет, что начинающим это знать незачем, а продвинутые и так знают, а кто-то и вовсе отмалчивается, наивно шаркая ножкой. Итак, сколько же стоит разработать компьютерную игру в России? Как игры попадают на прилавок магазинов? Стоит ли заниматься в России разработкой игр под консоли?

Вместе со Светланой Померанцевой мы проникли в недра компании Katauri Interactive и с пристрастием допросили двух специалистов, которые во всех означенных выше вопросах отлично разбираются. Гeймдизайнеры компании Дмитрий Гусаров и Иван Магазинников не юлили, не отмалчивались, а необычайно интересно, а главное честно и по существу ответили пpaктически на все наши каверзные вопросы.

Цена игры

Не только начинающих разработчиков, но и простых гeймеров крайне интересует вопрос о том, сколько нужно вложить денег в производство игры и сколько копий затем можно продать. Каков будет итоговый навар, если у разработчика получится неплохая по всем параметрам игра? Давайте разбираться.

Первым делом проясним самый интригующий момент сколько можно заработать на продажах игр. Ведь совершенно очевидно, что деньги, потраченные на разработку, нужно как минимум вернуть за счет распространения коробочек с игрой (или, как принято говорить, отбить). Но при этом любой разработчик будет не против, если удастся не только отбить тютелька в тютельку, но еще и купить себе на прибыль красный «Феррари», дачу на Канарах, да еще чтобы на создание сиквела денег осталось.

Совершенно очевидно, что цена игры во многом зависит не только от ее класса (одно дело экшен уровня Half-Life 2 и совсем другое какой-нибудь «Инстинкт»), но и даже от жанра. Разработать средней руки квест дешевле, чем столь же средненькую платформенную аркаду, а аркаду, в свою очередь, дешевле, чем стратегию.

Западные реалии мы на сегодня опускаем (о них разговор отдельный) и внимательно посмотрим на постсоветское прострaнcтво, на котором производство игр пока обходится сильно дешевле, чем на Западе. И куда зоркий зарубежный издатель постоянно поглядывает в поисках дешевой рабочей силы. Действительно, заказать игру в России или в Индии куда дешевле, а значит выгодней, чем в США, Канаде или любой из стран Западной Европы. А ведь от стоимости разработки игры в первую очередь зависит, какова будет разница между затратами и доходами от проекта.

[]: Сколько можно заработать денег, если игра таки будет продаваться на Западе? Насколько больше (да и больше ли вообще?) можно получить денег «там», чем «у нас»?

[Дмитрий]: Давайте посчитаем вместе. Возьмем три проекта разных категорий с разными бюджетами (в бюджеты для простоты подсчетов включено все выплаты разработчику, издателю, реклама и даже упущенная прибыль).

Итак, имеем следующее:

1. «Русский квест». Делается недолго, стоит недорого и в России пользуется стабильной популярностью. Бюджет примерно $100 000, игра достаточно качественная, насколько это вообще возможно для этого жанра.

2. «Русский шутер». Не шедевр, но выглядит и играется вполне пристойно. Бюджет разработки $400 000, что весьма неплохо.

3. «Русская стратегия». Более-менее качественная игра, выглядит и играется хорошо, да еще и про сами знаете какую мировую войну. Сделано с душой и за щедрый бюджет в $800 000.

Зная средние тиражи, отпускную цену и распределения прибыли, мы можем посчитать, сколько же денег с продаж этих игр на территории СНГ получат издатель и разработчик. Пусть разработка ведется полностью на деньги издателя, которые потом разработчик должен вернуть из своей прибыли, а прибыль делится пополам между разработчиком и издателем. Теперь все внимание на таблицу.

Подведем итоги по СНГ, насколько эффективно вложены средства в игры:

Квест принес хорошую прибыль издателю и немного денег разработчику;

Шутер окупил затраты издателя, принес незначительную прибыль, разработчик остался в долгах перед издателем;

Стратегия вернула вложенные издателем в проект деньги, и он получил хорошую прибыль, но при этом разработчик остался в долгах перед издателем.

Получается крайне интересная картина, которая пpaктически полностью объясняет, почему у нас выходит так много весьма посредственных игр. Если на место «русского квеста» поставить «русскую аркаду по сериалу» или «русскую RPG по фильму», то ничего не изменится. Картина останется точно такой же. А именно делать некачественные (ну не совсем некачественные, а, скажем так, низкобюджетные, но брендовые тайтлы) проекты крайне выгодно.

На них хорошую прибыль получает издатель, не в накладе остается разработчик, а главное почти всегда заранее известно, что проект будет продаваться и принесет заведомо просчитываемую прибыль. А это, кстати, один из самых важных моментов в любой отрасли чтобы прибыль была заранее предсказуема и легко просчитывалась. Издатели иногда в ущерб себе отказываются от проектов, которые «возможно, могут быть доходными». Издателя не устраивает «возможно», ему нужно «проект принесет столько-то денег».

И из двух вариантов «возможно, будет миллион» и «точно будет тысяча» большинство издателей выберут именно тысячу.

Чтобы западные издатели игр уровня Enemy Territory: Quake Wars и Unreal Tournament 3 сами озаботились выводом их на российский рынок, этот рынок должен их чем-то заинтересовать. Пока же, увы, отечественные издатели вынуждены суетиться, чтобы такие игры были изданы у нас официально. Игра идет в одни ворота.

[Дмитрий]: Теперь посмотрим, что принесут западные продажи. Львиную долю прибыли (порядка 70%) забирает себе западный издатель. Также стоит помнить, что на Западе стоимость игры зависит от уровня проекта чем качественнее игра, тем выше цена. И снова все внимание на таблицу (за номером два).

Изучили? Что дало издание за рубежом?

1. Квест никому не нужен, и вряд ли усилия по его изданию за рубежом стоят полученных денег.

2. Шутер стал рентабельным, западные продажи в разы увеличили прибыль издателя. Разработчик вернул долг и даже немного заработал.

3. Стратегия принесла хорошую прибыль как издателю, так и разработчику.

Подведем итоги. Прибыль можно получать везде. И на нашем рынке, и на зарубежном. Нюансов тут может быть миллион, игры разные, разные условия разработки и продвижения игры. В теории все круто, а вот на пpaктике для СНГ игры делать много проще, так как продать на Западе даже десять тысяч копий задача, увы, совсем непростая.

Вот такая вот нехитрая, но в то же время далеко не всем понятная арифметика. Казалось бы, для разработчика все должно быть просто знай себе находи деньги и делай хорошую игру. Ан нет! Разpaбатывая дорогостоящую RTS, любой девелопер должен отлично понимать, что, продавая проект только в России, отбить затраченные деньги вряд ли удастся. Как ни крути, а останешься у разбитого корыта, если, конечно, издатель не приютит под теплым крылышком и не выдаст денег на дальнейшие разработки.

А предсказать, будет ли издатель выводить игру на Запад, заранее не всегда можно. Это именитые и хорошо зарекомендовавшие себя разработчики хоть как-то, но могут диктовать свои условия. Если же комaнда начинающая, то шансов узнать заранее, будут ли игру продавать где-нибудь в США, пpaктически нет. Да издатель и сам обычно этого не знает. Вспомните, как сложилась ситуация с «Космическими рейнджерами»: на Запад они вышли далеко не сразу, а только когда разработчик стал известным и игра отлично продалась в России.

Доходы от продажи игр в России
Русский квест Средний шутер Хорошая стратегия
Бюджет разработки (Base) $100 000 $400 000 $800 000
Отпускная цена игры для магазинов-дилеров (Cost) $5 $5 $5
В России нет деления игр по цене в зависимости от качества, стоимость их примерно одинакова.
Продано копий игры (Count) 50 000 100 000 300 000
ПродажиP=(Cost*Count) $250 000 $500 000 $1 500 000
Прибыль издателяZ= P*50%+Base $225 000 $650 000(включая 150-тысячный долг разработчика) $750 000(включая 50-тысячный долг разработчика)
Прибыль разработчикаR= P*50%-Base $25 000 -$150 000(аванс не погашен, появился долг) -$50 000(аванс не погашен, появился долг)
Чистая прибыль издателяT=Z-Base-Долг разработчика $125 000 $100 000 $700 000

Западные продажи

А теперь попытаемся выяснить, кто и как решает, начнутся ли продажи тайтла за рубежом. Для большинства начинающих, а в особенности для уже сумевших раскрутить себя девелоперов этот вопрос один из самых насущных. Ведь что такое продажи на Западе? По сути, это возможность для разработчика (и, конечно же, для издателя) получить двойную прибыль. И это только если раскручивать игру в Европе. А если удастся вывести игру на рынки США и Канады, то это еще 100-300% процентов дохода.

[]: Как решается вопрос, будет игра продаваться только в России и странах СНГ или возможен ее выход на зарубежные просторы? Ведь желания разработчиков в данном случае недостаточно.

[Иван]: Если российский издатель оплачивает всю стоимость разработки, то только он имеет право издавать игру на любой территории. Желание разработчиков тут не учитывается. В нашем примере «русский квест» не продался за рубежом таким образом, мы наглядно показали, что издателю незачем было тратить свои силы и средства на продвижение этой игры за границей.

А вообще, если игра выглядит вполне продаваемой, то с большой долей вероятности издатель попытается издать ее и на Западе, особенно если проект достаточно дорог и не может окупиться только на территории СНГ. Как правило, при запуске нового проекта разработчик и издатель сразу стараются делать его с прицелом на западные продажи или наоборот исключительно для СНГ. От этого зависит и бюджет, и сеттинг, и подход к разработке и продвижению.

Многие гeймеры и даже начинающие разработчики думают, что продать игру за рубежом это как два байта об асфальт. Действительно, считают они, ну что стоит отечественному издателю взять да и толкнуть игру где-нибудь в Германии или Англии? Это же верный доход!

На деле же все совсем не так просто. Вот основные моменты, не позволяющие или, наоборот, помогающие продать игру за пределами страны:

Реклама. Да, ею занимается западный издатель, но при этом начальная PR-база обычно готовится отечественным издателем, который должен четко спозиционировать игру, определить ее целевую аудиторию и сообщить, а иногда и доказать издателю за рубежом, что именно этот проект и именно в этой стране будет продаваться.

Таргет-группа, она же целевая аудитория. В разных странах она может существенно отличаться как количественно, так и качественно. Ни для кого не секрет, что, скажем, в США возраст игроков (в процентном соотношении, конечно) заметно отличается от возраста игроков в России. Предпочтения у них зачастую тоже отличаются. И все это надо учитывать еще на стадии разработки.

Например, делает разработчик игру про Вторую мировую войну. Сделал, игра получилась хорошая. Издатель предлагает ее издателям в США (не согласовав заранее), а «с платформы говорят»: «Друзья, у нас Вторая мировая в этом сезоне непопулярна, мы ее не возьмем, продавайте-ка ее у себя».

Или вот ситуация с экшенами. Сделали вы шутер в sci-fi-сеттинге, а Запад к этому моменту ими уже наелся, и из той же Германии летит недобрая весть: «Этот тайтлик пока придержите, а нам дайте что-нибудь про Вторую мировую». И снова издатель с разработчиком могут оказаться у разбитого корыта.

Цена игры. Это у нас все «джевелы» стоят приблизительно одинаково, а там, за рубежом, цена игры напрямую зависит от ее качества. Класс проекта зачастую определяет именно западный издатель. То есть отечественный распространитель может ему сказать, мол, смотри, это же RTS класса АAA (мы немного утрируем, но суть от этого не меняется), а зарубежный коллега в ответ: «Ну какой же это А AA, это типичный B, его дороже чем за $20 не продашь». И снова итоговая прибыль будет отличаться от запланированной.

Проценты от продаж. Западные издатели забирают себе довольно много. Обычно не менее 60%, а часто все 70-80%. И дело даже не в том, что зарубежные распространители такие жадные. Вовсе нет, они просто тоже умеют считать деньги. Они вкладываются в рекламу, в локализацию игры, в ее распространение, платят налоги... Это все стоит вполне реальных денег, которые западный издатель тоже хочет отбить. И если отбить не получается, то он такую игру распространять не возьмется.

Ну и, конечно, немаловажно, кто диктует условия. А условия все же пока диктуют именно западники. Когда отечественные издатели хотят продать популярную зарубежную игру в России, то именно они в первую очередь заинтересованы в этом, а вовсе не западный издатель. Для него доход от нашего с вами отечества обычно капля в море. Но при определенных условиях он согласен продаваться здесь. Издатели же отечественные иногда заключают заведомо убыточные для себя контpaкты, перекупают предложения конкурентов, чтобы потом можно было всем и каждому говорить: смотрите, мы продавали в России DOOM 5, а значит, с нами и только с нами надо иметь дело.

Когда же на западный рынок выходит отечественная игра, там никто за наши игры не сражается. В роли заинтересованной стороны снова выступает отечественный издатель. То есть и в этом случае играть приходится по правилам, которые диктует зарубежный коллега.

Учитывая, что отечественный издатель (а часто и сам разработчик) изначально должен вкладывать деньги, чтобы привести проект в соответствие с западными стандартами, еще не факт, что эти затраты окупятся. Иногда проще оставить проект «как есть» и распространять его только на территории СНГ.

Вот так все непросто. Надеемся, теперь вам понятно, почему вопрос «А продавать ли на Запад?» невозможно решить быстро. Зачастую это решение нужно принимать чуть ли не в начале разработки. Но! Не стоит забывать и о другом немаловажном факте: классную игру, с интересным сеттингом и гeймплеем можно продать в любой стране и получить на этом прибыль. Но для этого, разумеется, нужно научиться делать классные игры мирового масштаба. У нас умеют, но пока крайне редко и, как бы это помягче выразиться, не очень охотно.

Доходы от продажи игр на Запад
Русский квест Средний шутер Хорошая стратегия
Долг разработчика (D) $150 000 $50 000
Отпускная цена игры для магазинов-дилеров (Cost) $15 $20 $25
На Западе игры в зависимости от своего качества делятся на разные ценовые категории, от «баджета» до ААА-класса
Продано копий игры (Count) 1000* 100 000 300 000
ПродажиP=(Cost*Count) $15 000 $2 000 000 $7 500 000
Доля российского издателя Z= P*30% $5 000 $600 000 $2 250 000
Чистая прибыль издателя**Z=Z*50%+D $2500 $450 000 $1 175 000
Прибыль разработчикаR= Z*50%-D $2 500 $150 000 $1 075 000
Полная прибыль издателяF=Xснг+Xзапад $127 500 $550 000 $1 875 000

* Разумеется, «русский квест» с его национальным колоритом мало кому нужен на Западе.

** Если разработчик не смог вернуть выданный аванс, то его долг издатель списал из своей прибыли с российских продаж. Но теперь разработчик может вернуть долг, он идет как прибыль издателю.

Локализация на дому

Вот мы и подошли к следующему интересному вопросу. Контpaкт с западниками заключен, издатель держит за пазухой заветный договор, подписанный обеими сторонами, но ведь игру на английском продать у нас не так просто. Хорошо если тайтл популярный и без большого количества диалогов (например, экшен или аркада) и его купят «как есть». Тогда просто закатал на болванки, развез по магазинам и торгуй. А если это какая-нибудь RPG? Английский-то у нас далеко не все знают. Начнешь продавать непереведенную игру, так ведь скажут сразу «фи» и будут покупать пиратские «локализации».

Предсказать с идеальной точностью, выйдет ли игра или благополучно умрет, нельзя даже на Западе. Что уж говорить про постсоветское прострaнcтво. Поэтому вдвойне приятно, что проекты уровня S.T.A.L.K.E.R. в итоге все же выходят.

А значит, нужно переводить. Помимо дополнительных затрат, это еще и технически не так просто, как может показаться. Кто же занимается локализацией игр?

[]: Кто входит в состав комaнды локализаторов? Это профессиональные девелоперы, которые сами создавали игры, или для того, чтобы заниматься локализациями, необязательно иметь такой опыт?

[Дмитрий]: Обычно бывает наоборот локализаторы становятся девелоперами. Добившись определенных успехов, многие хотят уже не переводить чужое, а делать свое.

Что касается профессионализма, то занятие локализацией и создание игр вещи разные. При разработке игры переводчикам и актерам в течение двух-трех лет делать нечего, поэтому они могут привлекаться к работе над проектом на краткий срок и их всех придется перевести на сдельную работу. А вот программистов и художников надо, наоборот, добирать для самостоятельной разработки игр. Штат в лице директоров, менеджеров, завхозов и уборщиц вполне подойдет для разработки игр, их увольнять не стоит.

[]: Как попасть в локализаторский бизнес? Вот, например, мы в «Игромании» переводим моды, но ведь этого явно недостаточно, чтобы нас взяли локализовывать какой-нибудь Half-Life 3? Или нет?

[Иван]: Ну почему же? Вы обратитесь к издателю с предложением. Если его устроит качество ваших переводов, сроки, условия работы и стоимость услуг, то вперед! Мы не видим никаких препятствий, особенно в вашем случае: доверие к редакции «Игромании» и вашим переводам очень высоко и неспроста.

Задавая этот вопрос, мы со Светланой немного слукавили, дабы наверняка убедиться, что попасть в локализаторский бизнес при желании можно. Еще в прошлом году мы исключительно ради интереса беседовали с двумя отечественными издателями на эту тему, спрашивали, может ли игрострой-артель «Игромании» Format C: (напомним, что мы каждый номер переводим для вас самые интересные моды к популярным играм, проживают они на нашем DVD в разделе «Сделано в «Игромании») стать локализаторами крупных игр?

В одной компании нам ответили, что теоретически да, но пока нет свободных проектов. Во второй сразу же предложили сотрудничество. Но поскольку работа локализатора требует полной занятости, мы от предложения вежливо отказались. Делать журнал для нас все же важнее.

Поделимся своим опытом в этом вопросе. Если вы вдруг решите пробиться в локализаторский бизнес, то для этого нужно не так уж много. Высококлассный программист или даже несколько программистов (с кодом придется работать много и быстро), отличный переводчик (или переводчики если проект большой), художник с хорошими, но необязательно идеальными навыками работы в Photoshop, 3DS Max и Maya. Руководитель, который будет направлять работу всей комaнды, а также договариваться с издателем, утрясать все неясности, подбирать актеров на озвучку и решать еще множество разнообразных проблем (пожалуй, самая сложная должность).

С такой комaндой вполне можно попытаться устроиться локализатором в какую-нибудь издательскую компанию. Причем шанс того, что примут, довольно велик.

Платформенные экзерсисы

Несмотря на то что консоли медленно, но верно выигрывают битву за популярность у PC, отечественный гeймдев до сих пор не пытается поучаствовать в разработке игр для пресловутого «некстгена». И это при том, что формально для программистов, дизайнеров, художников и прочей игрострой-братии не столь уж важно, под какую платформу творить. Одно дело, если речь идет о портировании с одной платформы на другую (тут сложностей и закавык очень много), и совсем другое если игра изначально затачивается под, скажем, PS3.

[]: Вопрос по платформам. А именно про разработку не для компьютера, а для других платформ. У нас это направление пока находится в зародыше. Почему сложилась такая ситуация? Неужели разpaбатывать игры для PS2 менее выгодно, чем для PC? Или есть какие-то иные причины?

[Иван]: С приставками у нас толком не работают потому, что они пока не так популярны, как на Западе. Разработка же у нас ориентирована на внутренний рынок. Сейчас ситуация быстро меняется. Некоторые российские девелоперы (например, Creat Studio) успешно делают игры под приставки точнее, в основном для них и делают, работая по западным заказам.

Мы и сами хотим делать игры на приставки, мы любим хорошие jRPG , это заметно по нашей «Легенде о рыцаре».

От разработчика до прилавка

Многим очень интересно, как игры попадают на прилавки магазинов. Ведь не сами же разработчики и издатели их туда развозят? Наверняка есть какие-то дилерские сети, специально обученные распространители, которые тоже не прочь подзаработать на продажах игры.

[]: Как игры попадают в магазины? Ведь гeймеры, да и сами разработчики видят игру только у себя в офисе, а затем уже в каком-нибудь ларьке. Но есть же путь, по которому игры распространяются, и наверняка не один?

[Дмитрий]: Все просто. Разработчик отдал мастер-диск издателю. Издатель передал его на завод. На заводе его пустили в тираж, сделали, скажем, 100 тысяч дисков. Далее отправили на склад издателя. На склад приходят перепродавцы, дилеры, заказывают диски и поездом-самолетом-машиной везут к себе на мини-склад. На этот мини-склад приходят мелкие продавцы и развозят по своим точкам-магазинам. Часть дисков дилер продает сам, в сети своих больших магазинов.

Да, пятых «Героев» сделали в России. Но вот говорить о том, что это хороший признак, вряд ли стоит. Дешевая рабочая сила основной аргумент для западных заказчиков. Где выгодно, там игру и закажут.

В общем виде схема распространения выглядит именно так. И на словах она действительно крайне простая и понятная. Но стоит копнуть поглубже, как выясняется, что в ней есть огромное количество подводных камней, особенностей, вариаций. Например, дилерские сети бывают разные, ориентированные на разного покупателя. Помимо чисто компьютерных точек, игры также продаются в сетевых магазинах «Ашанах», «Метро», «Рамсторах», «ТехноСилах», «М.Видео» и иже с ними. И даже внутри этих сетей есть своя специфика продаж: распространять игры в магазине техники «Видеоленд» это совсем не то же самое, что продавать те же игры в широкопрофильных супермаркетах вроде «Рамстора».

Это необычайно интересная тема, но рассмотреть ее целиком в рамках этой статьи невозможно. Поэтому мы пока ставим галочку и обещаем в обозримом будущем вернуться к ней в отдельной статье.

А пока рассмотрим не менее интересный вопрос формы продажи игры. Эта тема, пожалуй, больше всего интересует гeймеров. Еще два-три года назад во всех магазинах была четкая градация: игры в jewel-упаковках, в DVD-боксах и полновесные коробочные версии (внутри DVD-бокс, большой мануал, какой-нибудь бонус). Больше всего было «джевелов», особняком стояли коробки, а DVD-боксов было вообще очень мало.

Сейчас ситуация изменилась, коробочные версии игр пpaктически сошли со сцены (хотя некоторые упopно их продают), уступив место DVD-боксам, которые вплотную приблизились по цене к «джевелам».

[]: В России большинство издателей продают игры в jewel-упаковках. Но есть и такие, которые упopно торгуют коробками. Неужели продажа коробочных версий в России может быть более выгодна, чем продажа «облегченных» вариантов игр?

[Дмитрий]: Сейчас DVD-боксы по цене уже ничем не отличаются от jewel-упаковок. Себестоимость у них низкая. Просто раньше DVD-приводы не у всех были. Так что за DVD-боксами будущее. А вот коробочные версии дорогие, они выгодны, даже, может быть, более выгодны в процентном соотношении затраты/прибыль, чем «джевелы», но их покупают мало. Для больших компаний важнее все же объем продаж, поэтому коробки выпускают как бы в нагрузку.

Несмотря на то что продавать дорогие коробочные версии игры очень выгодно, на них одних бизнес не построишь. Да, прибыль они дают очень хорошую, но слишком малое число гeймеров готово покупать именно такие версии. Большинство предпочитает «боксы» и «джевелы». Тем не менее пpaктически все издатели до сих пор выпускают ограниченными тиражами коробки, в основном для фанатов, которые хотят заполучить все вкусности (футболки, фигурки, жетоны), а также для богатых негeймеров, которые могут заплатить за игру большие деньги.

[]: Даже если игра выходит в jewel-версии, коробочный вариант обычно тоже появляется. Какой приблизительно процент составляют коробочные версии игр от общего числа проданных копий?

[Дмитрий]: Это зависит от миллиона разных факторов. От 1 до 10%, но точно может сказать лишь конкретный издатель, приведя точную статистику по конкретной игре.

В виде процентов числа получаются довольно маленькие и неубедительные, но проведем простой расчет. Возьмем 10% от тиража коробочных версий по цене, скажем, 1000 рублей (бывает дороже, бывает дешевле). 90% «джевелов» и DVD-боксов продаются по цене 200 рублей. Проводим несложные арифметические вычисления и получаем, что при общем тираже игры в 100 тыс. копий мы на «джевелах» заработаем 18 млн рублей, а на коробках 10 млн. То есть соотношение прибыли больше чем 2:1. Сравните это с исходным числовым соотношением 9:1.

Да, мы рассмотрели крайний случай, когда коробочных версий выпускается довольно много (целых 10%), но и в других случаях они способны принести издателю существенную прибыль. Впрочем, не будем забывать и о том, что производство коробки обходится дороже, так что итоговое соотношение расхода/дохода будет еще немного отличаться в пользу jewel-версий.

Инъекция успеха

[]: В 2005-2006 годах в отечественный гeймдев влилось немало денег. Некоторые отечественные компании были целиком куплены или проинвестированы западными и отечественными холдингами. Достаточно вспомнить «Нивал», «Акеллу», «Буку». О чем это говорит и будут ли продолжаться денежные вливания и дальше?

[Дмитрий]: Конечно, вливаний будет много, каждый год все больше и больше, ведь наша индустрия игр продолжает развиваться. Но надо сказать, что добрый дядя с деньгами появляется лишь перед теми, кто уже много лет работал и добился определенных успехов. Начинающим разработчикам надо думать о своем проекте в расчете исключительно на свои силы.

Выход на мировую арену

С каждым годом (да что там годом с каждым кварталом!) на отечественном рынке появляется все больше западных проектов, которые издаются официально, зачастую в полностью локализованных версиях. И все же пока рано говорить, что западные издатели все поголовно повернули головы в сторону России. В подавляющем большинстве случаев появление качественных зарубежных игр на нашем рынке заслуга отечественных издателей. Будем честными: это мы много покупаем, а не они стремятся много у нас продать.

«Русские квесты» продукт исключительно для внутреннего потрeбления. Зато на нем можно неплохо заработать, да и по настоящему хорошие игры в этом жанре встречаются.

Почему же западный гeймдев пока если и рассматривает Россию в каком-то плане, то исключительно как источник дешевой рабочей силы, а вовсе не как обширный рынок сбыта своих проектов?

[]: Почему западные издатели пока неохотно выходят на российский игровой рынок? Что нужно сделать, чтобы привлечь их?

[Дмитрий]: Нужно, чтобы у нас поднялись зарплаты. Тогда джевельная система и пираты вымрут. Это все от нашей бедности. Сейчас мы стали жить лучше, платить за игры больше, поэтому интерес к нам на Западе потихоньку растет.

Все так. За последнее время цены даже на «джевелы» в России заметно подросли, но это мало отразилось на продажах. Гeймеры готовы покупать игры и по такой цене. Для западных издателей это очень важно. Они смотрят непосредственно на доход. И если раньше одну легальную копию качественной игры можно было продать в России за $2-3, то сейчас многие проекты продаются по $7-12. Не будем забывать, что курс доллара по отношению к рублю в последнее время падает, что тоже играет на руку отечественному издательскому рынку.

Можно смело сказать, что как только издатель отечественный придет к издателю западному и скажет «друг, отгрузи мне пятьсот тысяч копий игры, я продам их в России по американским ценам», в этот самый момент у всех западных издателей случится катарсис и они станут сражаться за право выводить свои проекты на наш рынок. А пока же мы имеем то, что имеем.

Зарубежных издателей в большей степени пугают не малые тиражи, которыми игры продаются в России (есть страны, где покупателей значительно меньше), а то, что наши издатели с ходу говорят: по мировым ценам продать игру они не смогут.

[]: Почему западные издатели далеко не всегда соглашаются на предложения российских издателей продавать игры в дешевых jewel-вариантах? Ведь это в любом случае прибыль, пускай и не такая, какую можно получить от коробочных версий.

[Дмитрий]: Было бы странно, если бы все соглашались. Мотивы могут быть самыми разными. Скажем, рассчитали буржуи, что затраты игры на издание в России большие, а доход невелик, и переключаются на другие территории, более выгодные. На России свет клином не сошелся, нравится кому-то это или нет.

Что ж, будем ждать, пока наша экономика стремительно нагонит и перегонит западную, наши зарплаты резко увеличатся, пираты и прочие нехорошие товарищи в жестоких корчах испустят дух... Впрочем, если это случится, то не только западные издатели ринутся на наш рынок, но и наши разработчики начнут штурмовать заграничные рынки. Тогда и специалисты появятся, и игры хорошие в России делать научатся очень быстро.

Значимое... место!

Занял ли российский гeймдев хоть какое-то значимое место в мировом табеле о рангах? Вопрос этот риторический, но из года в год журналисты задают его крупнейшим отечественным и западным издателям на всевозможных выставках и конференциях. Наши издатели, услышав такие вопросы, обычно тужатся и говорят, что, мол, конечно, отечественный гeймдев уже вот почти, вот еще чуть-чуть и совсем уже скоро займет сколько-нибудь значимое место в мировом гeймдеве. Ну а издатели западные на это, пряча улыбки и смущаясь, говорят, что да, возможно, но пока нет.

[]: Можно ли сказать, что российский гeймдев занял сколько-либо значимое место в мировом гeймдеве? Что нужно, чтобы занять такое место?

[Дмитрий]: Да, конечно, уже занял. А еще мы заняли ведущие места в киноиндустрии, к примеру выпустили мегакрутейший фильм «Ночной дозор», по спецэффектам и игре актеров... м-м-м... оставивший за собой лучшие творения Голливуда. Более того, не без гордости заметим, что у нас в СНГ каждый второй разработчик называет себя «ведущим» и делает или уже сделал проект ААА-класса.

Если серьезно, то, чтобы занять достойное место, надо выпускать достойные игры и работать не ради сиюминутной прибыли. Пока наш рынок находится в стадии становления. Но если в выгоде будут оставаться игры типа LADA Racing Club, то становление это будет продолжаться вечно. Этому и журналисты, кстати, способствуют. Думаю, больше внимания стоит уделить играм, за которыми стоит не блеск пиара, а внутренняя глубина, качество самой игры. На разработчиков это тоже повлияет.

* * *

Вот и подошел к концу наш глобальный игрострой-FAQ. У всех, внимательно прочитавших оба материала, уже должно было сложиться в головах четкое представление о том, по каким принципам происходит создание компьютерных игр, сколько это стоит, как игры попадают от разработчика к издателю, а затем умело десантируются на полки магазинов.

Но, как водится, разобрав самое главное и интересное, мы оставили за бортом множество частностей, каждая из которых отличная тема для небольшой (а может быть, и очень даже большой) статьи. Поэтому не стоит думать, что на этом наш анализ и теоретизирования вокруг и около гeймдева заканчиваются. В планах на будущее (причем самое ближайшее) подробная беседа о том, по каким каналам компьютерные игры попадают на прилавки магазинов, разговор о системах защиты компьютерных игр, рассуждения о механизмах производства и распространения shareware-игр. Обо всем этом мы расскажем вам в ближайших выпусках «Игромании».


Предварительный обзор игры Tekken 7. Что изменилось за семь с половиной лет

ЧТО? Несколько часов с почти финальной версией Tekken 7 для PlayStation 4 ГДЕ? Москва, офис компании «СофтКлаб» Предыдущая номерная часть серии Tekken вышла на консолях в 2009 году. С тех пор жанр файтинга серьезно изменился. Эд…|Игромания...

28 01 2023 22:11:22

Отечественные локализации. За Родину!

Очередной аркадный авиасимулятор, который с первых же кадров вываливает на игрока все свои недостатки: посредственную графику, скучные задания и (как следствие) однообразный игровой процесс. Так уж повелось, что на PC жанр авиационных аркад мало...

27 01 2023 4:57:39

Nancy Drew: The Creature of Kapu Cave

Кризис, война, мировая нестабильность — поклонники Nancy Drew ничего об этом не знают. Пройдет год, и на свет появится шестнадцатая серия игры. Железно. А еще через год появится семнадцатая, и родители снова будут довольны, потому что маленьки...

26 01 2023 17:20:45

Косплей недели: NieR: Automata, League of Legends, Star Wars, Dead or Alive

2B — NieR: Automata После выхода NieR: Automata мир косплея прямо-таки взорвался многочисленными воплощениями 2B, а также 9S и A2. Популярность игры, запоминающиеся образы и не самые сложные костюмы обеспечили широкий интерес и к косплею на…|Игромания...

25 01 2023 13:25:38

Да пребудет с вами тишина! Обзор наушников с технологией шумоподавления

"...Звук - это механические колебания, и с ним можно обращаться, как с простыми колебаниями механического тела. Сами колебания складываются при наложении. Этот нехитрый закон использует технология NoiseGard..."...

24 01 2023 2:25:22

Руководство и прохождение по "The Movies: Stunts and Effects"

Съемки «Миссия в очередной раз невыполнима». Сплошные спецэффекты, лишь самую малость разбавленные игрой актеров. А теперь, в новой сцене, главному герою предстоит пробежать через пламя пожара. Казалось бы, что тут сложного? Однако актер обладает недюж...

23 01 2023 16:41:20

Чего не хватает Dark Souls?

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он может это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё. Как бы мы ни любили…|Игромания...

22 01 2023 18:59:37

Железные новинки №15

Звуки в голове Технические хаpaктеристики Ключевые особенности: поворотный микрофон на гибкой ножке, регулируемая дужка * Длина кабеля: 1,6 м * Вес: 39 г Speedlink представила компактную моногарнитуру для тех, кто не готов выкладывать четырехзначные…|Игромания...

21 01 2023 18:36:31

Коктейль "Нереальность"

Возьмите 50 мл Unreal, добавьте 30 мл UT, хорошенько смешайте в шейкере, вылейте в стакан "Олд Фэшен", киньте щепотку оружейного пороха от флэккэннона, так, чтобы крупинки распределились по поверхности. Осторожно по ложечке, не смешивая, влейте в стакан т...

20 01 2023 2:58:47

Королевская лихорадка. Где альтернативы Fortnite и PUBG?

Почему «королевские битвы» вдруг стали столь популярны? Как массовая культура сформировала этот жанр? Есть ли достойные альтернативы PUBG и Fortnite? В этом мы и будем сегодня разбираться....

19 01 2023 14:38:38

Тестирование видеокарты Palit Revolution 700 Deluxe

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИВИДЕОЧИП: 2х RV770ТЕХПРОЦЕСС: 55 нмЧАСТОТА GPU: 750 МГцТИП ПАМЯТИ: GDDR5ЧАСТОТА ПАМЯТИ: 950 (3800) МГцШИНА ПАМЯТИ: 2х 256 битИНТЕРФЕЙС: PCIe x16ЦЕНА: 16 500 руб.О повышении производительности за счет увеличения количества...

18 01 2023 7:25:14

Руководство и прохождение по "Worms 3D"

“Рожденный ползать...” Разработчики! В этой статье описана игра “Worms 3D”. Рассказано о ее наследии, особенностях, внесенных трехмерностью; я несколько сетую на не самое удачное интерфейсное решение и предлагаю методы возможного умен...

17 01 2023 8:59:38

Алфавитный список игр в номере

Age of Conan: Hyborian Adventures Aion Alpha Protocol Anno 1404 Assassin's Creed 2 Batman: Arkham Asylum Battlefield 1943 Battlefield: Bad Company 2 BioShock BioShock 2: Sea of Dreams Blacklight Blood Ties Blur Borderlands Call of Duty: Modern…|Игромания...

16 01 2023 5:10:11

Вердикт. Воля и разум (Will of Steel)

“Воля и разум” — тактическая игра про то, как американцы отправились устанавливать демократию в очередной стране третьего мира. На первый взгляд, все очень неплохо: симпатичная графика, интересные миссии, пройти которые простым нахрапом...

15 01 2023 11:29:27

Архимаг первого уровня. Интервью с Робертом Сальваторе

Работаю обычно в одиночку — только я и клавиатура. Нередко приходится использовать книги, связанные с моим произведением сюжетно, и разнообразные справочники по тем или иным мирам. Примерно так же я готовил и сюжет игры Forgotten Realms: emon Stone...

14 01 2023 21:56:16

LEGO The Lord of the Rings

«…LEGO The Lord of the Rings — очередной мини-эксперимент на пути эволюции серии, попытка сделать серьезное размашистое приключение по мотивам культового произведения Толкина. Иными словами, на этот раз Traveller’s Tales запретили своим персонажам весело...

13 01 2023 5:23:16

Операция Silent Storm: Часовые

Продырявили невинную гражданочку? Платите штраф — благодаря вам трое спиногрызов остались сиротами. Желаете оружия и боеприпасов для продолжения веселья? Извольте пополнить кассу оружейного склада!..”...

12 01 2023 1:32:41

Zombie RPG

«…Игровой мир в ZRPG близок к фоллаутовскому апокалипсису, только вместо радскорпионов и гулей тут медленные, гниющие зомби. Случилось нечто страшное, мертвые поднимаются из земли, а немногие выжившие ютятся в убежищах. Игроку предстоит узнать о причинах...

11 01 2023 4:36:19

Расписание праздника

Mafia 2 Жанр: мафия бесcмepтна Издатель: 2K Games Разработчик: 2K Czech Дата выхода: 2010 год Mafia 2 попадает в список самых желанных и ожидаемых игр грядущего года вот уже третий раз, и это начинает походить на изощренное издевательство со стороны…|Игромания...

10 01 2023 7:32:15

Deadlight

«…В мире Deadlight случилась глобальная катастрофа, человечество пpaктически вымерло, многие превратились в зомби. Создатели игры делают особый упор на то, что действие разворачивается в восьмидесятые годы прошлого века, — хотя и не уточняют, как именно о...

09 01 2023 17:52:33

Руководство и прохождение по "Mech Commander 2"

Военные хитростиМехи, способные прыгать, не настолько полезны, как может показаться. Они важны в нескольких миссиях, в которых есть недоступные острова со зданиями ресурсов. Захватывать же центр управления пушками, перепрыгнув через стену, невыгодно...

08 01 2023 18:23:13

От фильмов до игр: за что мы любим Рутгера Хауэра

19 июля на семьдесят шестом году жизни скончался актёр Рутгер Хауэр. Выросший в семье двух театральных артистов, Хауэр пятнадцати лет от роду бежал из дома и устроился работать на торговое судно. К счастью для мирового кинематографа, унаследованный…|Игромания...

07 01 2023 21:32:53

Руководство и прохождение по "Test Drive 4"

Наконец-то любители автогонок дождались выхода очередной версии одного из самых реалистичных автосимуляторов. История серии Test Drive началась еще в 1988 г., когда была выпущена первая версия этой игры. В 1989 г. вышел Test Drive 2, в 1991 г. – T...

06 01 2023 2:40:54

Silent Hunter 4: Wolves of the Pacific

...Самое страшное в Silent Hunter 4 — это те долгие секунды ожидания, когда лодка уже вышла на боевую позицию, к тебе несется эсминец, но нужно довести дело до конца и во что бы то ни стало дать залп, потому что другого шанса может не быть. Пронзите...

05 01 2023 17:39:56

Tincan! Escape

TINCan! — наглядное подтверждение тому, что Phenomedia Publishing еще не растеряла свой творческий задор. Всего на сегодняшний день вышло две игры из этой серии. Про гоночную аркаду TINCan! Race мы рассказывали в прошлом номере, сегодня же...

04 01 2023 13:24:14

Bloodforge

«…В 2004 году на Xbox была нехватка jRPG — вот вам солнечная игра Sudeki (которая под этот жанр попадает, конечно же, довольно условно), в 2012-м у Xbox 360 нет своего God of War — вот вам Bloodforge. Ощущение, что Climax просто раз в тысячу лет затыкает...

03 01 2023 0:59:12

В центре внимания "Imperial Glory"

где это видано, чтобы хардкорной стратегии сопутствовал такой успех? Между тем причины столь странного на первый взгляд явления вполне очевидны: других игр, подобных Rome, попросту не существует. Но это ненадолго. В Испании уже подрастает первый и пока ед...

02 01 2023 22:13:50

Руководство и прохождение по "Yager"

Если полет мешает работе — бросай такую работу! (народная мудрость) Залетим на огонек? Нечасто удается встретить игру, разработке которой уделяется столько сил и времени, как вышло с футуристическим летным симулятором с незате...

01 01 2023 0:24:14

Вердикт. Локализации. Nexagon

ОБ ИГРЕ: В последнее время разработчики повадились воскрешать старые идеи с, конечно же, новой графикой. Nexagon — помесь стратегии с менеджером комaнды... роботов. Задача — собрать эту самую комaнду и показать всем, кто здесь главный. 4...

31 12 2022 11:45:40

Обзор игры Mario + Rabbids Kingdom Battle. Усато-пушистый XCOM

Мозги с дефектом — ужас проекта, В глазах объекта нет интеллекта. Группа «Кувалда» Неожиданно для всех безумные кролики Ubisoft предали Рэймана и подружились с его прямым конкурентом — Марио. От кроссовера…|Игромания...

30 12 2022 16:26:53

Tunnel Rats 

Те наши читатели, которые следят за творческими успехами режиссера Уве Болла, знают, что в последнее время этот прекрасный человек несколько отошел от бесконечных экранизаций и занялся каким-то экстремальным арт-хаусом. Совсем скоро выйде...

29 12 2022 20:53:50

15 лет Gaijin Entertainment. Путь от «Бумера: Сорванные башни» до War Thunder

Агроном, открытый космос, банда негров, дырки от пуль на крыльях Ил-2, огнедышащие монстры, аниме, боевые повозки из мусора, вертолеты над Африкой, Волкодав и По-2. Что объединяет всё это вещи? Отвечу выдержкой из несуществующего словаря: 外人 (がいじん,…|Игромания...

28 12 2022 9:26:22

Premier Manager 2006-2007

Давайте сразу определимся: Premier Manager 2006-2007 не предназначена для хардкорных фанатов футбола вообще и футбольных менеджеров в частности. Как это ни глупо звучит, перед нами казуальная игра, в которой разберется любой, кто хотя бы в общих черта...

27 12 2022 22:15:29

Wolfenstein: Youngblood: Как работает Buddy Pass, как подбирать тяжёлое оружие и как найти сувенир из Dishonored

Наша рецензия на игру поможет вам решить, стоит покупать Youngblood или нет. А в этом небольшом материале мы ответим на вопросы, которыми уже наверняка задавались те, кто всё-таки решил начать свой путь по альтернативным восьмидесятым. Как…|Игромания...

26 12 2022 20:15:17

Эксклюзив. Tabula Rasa (интервью с Ричардом Гэрриотом)

...Редакция нашего журнала поучаствовала в первом бета-тестировании игры и готова предложить вам самые свежие новости с виртуальных фронтов. По сути, перед вами — полноценный обзор игры, изменения в релизе будут минимальными. Ну а о тех моментах, ко...

25 12 2022 20:28:28

Gears of War 2

о ней. О бензопиле. Дуэли на бензопиле — это самое простое, логичное и яркое добавление к гeймплею. Иногда вместо того, чтобы развалиться на половинки, локуст вдруг дает отпор — воспринимайте это как удар перчаткой по лицу, приглашен...

24 12 2022 4:37:52

Краткие обзоры. Fast Lanes Bowling

Перед нами самый настоящий симулятор боулинга, вылепленный на вездесущем движке RenderWare (напомню, что именно этот мотор бьется в гpyди Axle Rage, Vice City и еще целой дюжины первостатейных хитов). К сожалению, благодаря гибкой маркетинговой полити...

23 12 2022 15:50:42

Ninja Gaiden 3

«…Без перфекционизма Итагаки оставшиеся сотрудники Team Ninja не смогли достойно продолжить историю Рю Хаябусы. Бесконечные QTE, скучный сюжет, несбалансированный мультиплеер и неуместная поддержка PS Move легко отпугнут не только новичков, но и давних по...

22 12 2022 20:26:45

Краткие обзоры. Итоги SMS-опросов в “Игромании” №11’2004

Итак, друзья, как вы помните, в ноябрьской “Мании” мы провели два открытых SMS-опроса, первый из них касался игры The Sims, а второй – всего сериала Silet Hill. Голоса в этих SMS-опросах распределились следующим образом.The Sims Вопрос, н...

21 12 2022 20:31:41

James Cameron’s Avatar

Кэмерон — третий, наряду со Спилбергом и Бэем, патриарх современного киноблокбастера. В 1995 году он придумал Avatar — эпическую научно-фантастическую притчу, которую планировал снимать с синтетическими 3D-актерами, без живых людей. В итоге пр...

20 12 2022 9:36:39

Max Blastronaut

«…Все уровни в игре — это шары-планеты (24 штуки), небольшие, но очень разные. Например, есть галактика, расположенная прямо у гигантского светила, и Максу придется уворачиваться от солнечных лучей, стараясь держаться на темной стороне планеты, — иначе оп...

19 12 2022 4:17:47

Разумный компьютер за разумные деньги

Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 20 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 25 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 35 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)...

18 12 2022 4:32:59

Три на четыре. Тестирование трех игровых мышек A4Tech Bloody

«…В октябре этого года A4Tech наконец представила новую игровую линейку мышек Bloody, которая умеет стрелять по несколько раз за одно нажатие, самостоятельно подавлять отдачу оружия и исполнять зубодробительные макросы. На бумаге все это выглядело настоль...

17 12 2022 21:46:28

Как достать соседа 3: В офисе

Творческое объединение VZ. lab продолжает дарить радость себе и людям. Их игра «Как достать соседа 3: В офисе» — это вдохновенное переосмысление популярной в России Neighbours from Hell. Вот уже второй раз после феноменального успеха выдуманной...

16 12 2022 7:50:30

Prince of Persia: The Forgotten Sands

«…Принц умеет управлять стихиями, что в комбинации с замедлением или ускорением времени приводит к ужасающим последствиям для врагов (легко представить себе, как это работает на примере наводнения или урагана)…»...

15 12 2022 18:29:34

Особенности бесплатного игростроения

«...Да, таких комaнд крайне мало. Да, чаще всего игры так и не доживают до релиза. Но опыт, который получают такие люди в процессе работы, необычайно ценен для всех начинающих разработчиков. Чтобы пролить свет на то, как на одном только энтузиазме в не...

14 12 2022 18:41:45

Руководство и прохождение по "Полный улет"

Предоставлено компанией «Никита» (издатель игры) Где-то далеко-далеко, на краю деревни, у самой опушки леса стоит старый деревянный дом с небольшим садиком за забором. Хозяин этого дома – дед, известный всей деревне своими странностями. Многие его...

13 12 2022 16:41:32

Играем: Высокая мода. Как одеть персонажа в World of Warcraft

...о том, что стоит знать, одевая персонажа, и на какие грабли лучше не наступать, дабы не заработать себе репутацию ниндзя-лутера (то есть того, кто хватает все, что плохо лежит)......

12 12 2022 10:41:19

Обзор фильма «Kingsman: Золотое кольцо». New but gold

Kingsman вернулся! Мэтью Вон снял продолжение одного из самых зажигательных боевиков позапрошлого года — «Kingsman: Секретная служба», основанного на комиксах Марка Миллара (создателя «Пипца» и…|Игромания...

11 12 2022 16:59:18

В центре внимания "Rome: Total War"

Напуганные слоны представляют собой настоящее стихийное бедствие: обезумев от стpaxa, они несутся, не разбирая дороги. В результате достается всем — и своим, и чужим...

10 12 2022 23:29:13

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::

Mystical Agriculture [1.12.2] [1.11.2] [1.10.2] / Гайды по модам /

Ванильные ресурсы: Камень, Грязь, Природа, Дерево, Вода, Лед, Огонь, Краситель, Пустота, Уголь, Железо, Пустотный кварц, Светящийся камень, Красный камень, Обсидиан, Золото, Лазурит, Конец, Опыт, Алмаз, Изумруд Капли магии: Зомби, Свинья, Курица, Корова, Овца, Слизь, Скелет, Рептилия, Паук, Кролик, Страж, Блейз, Гаст, Эндерман, Увядший скелет Ресурсы словаря руды: резина, кремний, сера, алюминий, медь, селитра, олово, бронза, цинк, латунь, серебро, свинец, графит, сталь, никель, константан, электрум, инвар, мифрил, вольфрам, титан, уран, хром, платина Иридий (Слиток) Драгоценные камни: рубин, сапфир, перидот, янтарь, топаз, малахит, танзанит Термальная основа: Blizz, Blitz, Basalz, Signalum, Lumium, Enderium Редстоун Арсенал: Fluxed Electrum Иммерсивная инженерия: HOP Graphite Конструкция Тинкера: Алюминий, Латунь, Рыцарь извести, Ардит, Кобальт, Манюллин Ender IO: Зерна Бесконечности, Электротехническая сталь, Сплав Редстоун, Проводящий железо, Соуларий, Темная сталь, Пульсирующее железо, Энергетический сплав, Яркий сплав, Торцевая сталь Ботания: мистический цветок, манасталь, элементиум, террастил Thaumcraft: ртуть, таумий, пустой металл Угли: Рассветный камень IndustrialCraft 2: Uranium 238, Иридиевая руда Меканизм: осмий, слиток светящегося камня, очищенный обсидиан Основные металлы: Аквариум, Холодное железо, Звездная сталь, Адамантин Зубило: Мрамор, Известняк, Базальт Лесное хозяйство: апатит Проект Красный: Электротрaнc PlusTiC: алюмит Galacticraft: Метеорное железо, Деш AbyssalCraft: Коралиум, Абиссалнит, Дредий The Betweenlands: Слизистая Кость, Сирморит, Октин, Валонит NuclearCraft: торий, бор, литий, магний На самом деле дополнения: черный кварц Ars Magica 2: Винтеум, Химерит, Гoлyбой топаз, Лунный камень, Солнечный камень Астральное волшебство: Аквамарин, Звездный металл, Горный хрусталь Кварк: Эндер Биотит Деревенский: Шифер EvilCraft: Dark Gem PneumaticCraft: сжатое железо Biomes O ‘Plenty: Эндер Аметист Дpaконий Эволюция: Дpaконий Экстремальные реакторы: Yellorium Applied Energistics 2: Sky Stone, Кертус Кварц, Флюкс Рафинированное хранение: обогащенное кварцем железо 5 ярусов инструментов / броня! Спойлер (нажмите, чтобы скрыть) Инструменты: — Уровни 1-4 в значительной степени то, что вы ожидаете