Руководство и прохождение по "Digital Combat Simulator: Black Shark (Ка-50: «Черная акула»)" > Minecraft истории
истории Minecraft    

Руководство и прохождение по "Digital Combat Simulator: Black Shark (Ка-50: «Черная акула»)"

Руководство и прохождение по "Digital Combat Simulator: Black Shark (Ка-50: «Черная акула»)"

Руководства Руководство и прохождение по "Digital Combat Simulator: Black Shark (Ка-50: «Черная акула»)" 016.04.2009 08:31  |  Внизу медленно проплывают поля, леса и небольшие села. Где-то вдалеке красное солнце с эскортом из облаков медленно уходит за горизонт. На высоте двух тысяч метров над землей тишину нарушает только мерный стрекот винтов. Моих винтов. Но погодите, это т Руководства

Внизу медленно проплывают поля, леса и небольшие села. Где-то вдалеке красное солнце с эскортом из облаков медленно уходит за горизонт. На высоте двух тысяч метров над землей тишину нарушает только мерный стрекот винтов. Моих винтов. Но погодите, это только до тех пор, пока мы с ведомым не выйдем на цель. А вот тогда...

Шипящий звук управляемых paкет, пулеметные очереди, хлопки системы залпового огня... Тот, кто назвал артиллерию «богами войны», никогда не видел, как пара вертолетов-штурмовиков обpaбатывает paкетами наземные цели.

Но вот опустели подвески под крыльями, и пулемету нечем стрелять. Эй, пилот! Разворачивай меня, мы уходим на базу. Ненадолго. Перезарядимся  и вернемся. А пока что будем слушать тишину высоты и стрекот винтов. Моих винтов...

Полеты всерьез и не очень

Авиасимуляторы бывают разными. В одних делается упор на точность воспроизведения физики реальных летательных аппаратов и их внешнего вида. Другие напирают на воздушную акробатику и замысловатые фигуры высшего пилотажа. А третьим и вовсе всего этого не нужно, им бы paкет-патронов побольше загрузить, да и расстреливать все, что движется.

С первого взгляда может показаться, что «Ка-50: «Черная акула» относится к первому из описанных типов. А значит, игрока ждет выучивание на память нескольких десятков сочетаний клавиш, необходимых только для того, чтобы запустить, скажем, двигатель. А их у «Акулы» два. Вдобавок ведь нужно еще как-то взлететь, управлять аппаратом в полете, вести огонь, поражать цели, уклоняться от ответных залпов...

Если больше ничего не спасет. Это еще не взрыв вертолета, это отстрел лопастей винта перед катапультированием.

У человека, который не может назвать себя «любителем авиасимуляторов» или, как написано в игровой документации, «энтузиастом авиации», может уже появиться желание не прикасаться к этой игре.

Погодите. Все не так сложно, как может показаться. До простоты вертолетных аркад вроде «убей их всех» «Ка-50» не опустится, конечно, но...

Первое, что стоит отметить и за что эту игру хочется похвалить,  это настройки управления и реалистичности управления вертолетом. Кроме того, что вы можете перенастроить все клавиши и их комбинации так, как вам будет удобно, на странице настроек клавиатуры есть два предустановленных варианта: «Ка-50 реал.» и «Ка-50 игра». Причем «игровой» вариант на несколько десятков строк короче «реалистичного». Почему? Потому что очень многое вертолет будет делать сам либо вообще не будет «обращать внимания» на то, что уже создало бы проблемы в «реалистичном варианте»,  например, на обледенение винтов.

Кроме упрощенного управления, в настройках игры есть несколько пунктов, еще больше упрощающих управление: «упрощенная динамика» и «упрощенная авионика». Вдобавок там же, в настройках, можно включить бесконечный боезапас, бездонные баки и неуязвимость вертолета. Неуязвимость не спасет пилота и машину от paкеты или огня зенитных установок, но, по крайней мере, если начинающий пилот заденет «брюхом» землю, вертолет сможет продолжать полет. Еще в «аркадном» режиме полагается вид «от третьего лица» и круговой радар, на котором видны враги и союзники, точки маршрута и высота над землей.

Но все эти возможности включаются исключительно по вашему желанию. Считаете обзор на все триста шестьдесят градусов жульничеством? Отключите его. Хотите почувствовать себя настоящим пилотом реального вертолета? Организуйте себе вид «из кабины» и управляйтесь со всеми кнопками и переключателями вручную. Единственное, чего нет и не будет,  это сохранения по ходу выполнения задания. Погибли? Попробуйте еще раз с начала.

Игра ничего не навязывает и не запрещает  она делает все, чтобы угодить игроку и создать для него наиболее комфортную обстановку. Она может предложить игроку и легкий полет с уничтожением десятков единиц противника, и напряженные воздушные дуэли, и долгое вдумчивое изучение управление настоящим вертолетом. Даже если до нее вы не отваживались садиться за авиасимуляторы, она хорошо подойдет для того, чтобы начать с нее карьеру пилота виртуального летательного аппарата.

География полетов

После того как вы разберетесь с управлением и настройками реалистичности, стоит еще на несколько секунд повременить с началом игры ради создания новой записи в «пилотской книжке». Вам позволено выбрать для себя не только имя и позывной, но и портрет, страну, откуда вы родом, и эмблему эскадрильи. Что определяет выбор страны? Пpaктически ничего, вот только получаемые вами награды будут соответствовать принятым именно в ней. Летая россиянином, вы можете получить «Ге opгиевский крест», а американцу дадут «Пурпурное сердце». Так же, соответственно стране , изменяются и погоны, когда игрок растет в званиях.

«Пилотская книжка» помнит все ваши беды и победы, взлеты и падения...

И вот, закончив с созданием своего «игрового лица», вы запускаете кампанию, изучаете предполетный инструктаж, жмете «дальше» и... э-э-э... А что это? Почему приложение куда-то свернулось, открыв вашим глазам рабочий стол Windows? Не беспокойтесь, не спешите ругать баги и разработчиков и перезапускать игру  тут так заведено. Через какое-то время все запустится.

И вот наконец мы приходим в себя в кабине той самой «черной акулы», с которой нам предстоит сжиться, стать одним целым, чтобы успешно выполнять задания комaндования.

Вертолет и снаружи, и внутри смоделирован на «отлично». Можете найти фотографию приборной доски «Ка-50» и сравнить  все на своем месте. И что самое главное  в режиме реального управления все это можно и нужно нажимать и переключать самостоятельно, мышью. Иллюзия управления машиной  полная.

Но если запоминать, в каком порядке включаются системы вертолета, чтобы запустить двигатели, не хочется, можно переключиться на игровое управление и насовсем забыть о переключателях и кнопках. Для запуска винтов в таком варианте достаточно нажать одновременно две кнопки на клавиатуре, а дальше все переключится и нажмется само.

Но погодите, а где это мы? И, что не менее важно, когда? На дворе у нас август 2009 года, и летать нам предстоит над южными регионами России, примыкающими к российско-грузинской границе, да и саму границу пересекать придется. Основные противники  незаконные вооруженные формирования, которые действуют на территории обеих стран при негласной поддержке грузинского правительства.

Здесь можно было бы поругать игру за стремление «выехать» на политической теме, но вот в чем дело  если поменять названия государств на любые другие, даже вымышленные, по сути ничего не изменится. Нет здесь и противопоставления «плохой  хороший». Есть противник, и есть приказ, согласно которому его нужно уничтожить. Все. А что вы думали? Это армия. А если вы не уничтожите противника  он уничтожит вас. Игра не предлагает оценивать ситуацию или делать выбор. Ее задача  дать игроку почувствовать, каков из себя вертолет «Ка-50», какие задачи он может выполнять и в каких условиях его применение будет наиболее оправданным. И для этого горный регион Кавказа, выбранный разработчиками, подходит более всего. Не раз и не два вам придется маневрировать в узких ущельях, летать в условиях плохой видимости и низкой облачности, пролетать над высокогорными перевалами на пределе возможностей двигателей вертолета.

Так что определяемся с задачами, запоминаем цели и летим.

«Два-полсотни-первый» готов к выполнению задания.

Послужной список

Сюжетом кампания не блещет. Задания в ней объединены, скорее, по географическому признаку, чем последовательностью событий. Ну, и естественно, главным героем  комaндиром звена вертолетов «Ка-50», позывной 251. Именно его роль придется взять на себя игроку.

Несмотря на то, что «черная акула»  одноместный вертолет, в одиночестве вы не останетесь. Помимо того, что вам нужно взаимодействовать с другими войсками, которые находятся в регионе, почти на все задания вы будете вылетать группой из не менее чем двух вертолетов. Контролировать напарника нельзя  роль его пилота берет на себя компьютер. Но ему можно отдавать приказы, которые он по мере возможностей выполняет. Список распоряжений вполне достаточен для решения основных боевых задач, а интеллект напарника таков, что управляемый компьютером вертолет вполне может справиться с заданием самостоятельно, даже если вертолет игрока будет сбит.

Приземлились. Задание выполнено, теперь можно и отдохнуть...

Обстановка в миссии может изменяться не только по велению прописанных триггеров и скриптов, но и сама по себе. Одно и то же задание может оказаться совершенно разным, в зависимости от того, насколько успешно будут действовать дружественные войска.

Постепенно выполняя задания, игрок будет получать награды и расти в звании. Это ни на что особенно не влияет, но получить, к примеру, орден «За заслуги» второй степени за выполнение особенно сложного задания было крайне приятно. Все награды, вместе со званием и полной статистикой по вылетам, записываются в «летную книжку», где с ними можно ознакомиться и похвастать другим пилотам.

Сама кампания, в которую входят двенадцать боевых вылетов, оставляет впечатление «неровной». Хотя в ней есть сложные и интересные задания, подавляющее большинство задач сводится к уничтожению вражеской техники и живой силы в заданной точке карты. Понятно, что боевой вертолет для того и существует, но, по крайней мере, стоило это оформить так, чтобы не возникало ощущение «а я это уже делал...»

Тем не менее хорошие находки в кампании есть  ночной взлет под аккомпанемент перестрелки и взрывов, скорее всего, запомнится вам надолго. Так же, как и дальний затяжной вылет на территорию Грузии.

К игре прилагается мощный редактор, с помощью которого можно создавать собственные одиночные миссии и целые кампании. Так что в скором времени ждите результаты «народного творчества», которые, пожалуй, могут оказаться не хуже чем то, что уже есть в игре. Дело в том, что кампания «Комaндировка» использует далеко не все возможности, заложенные в редактор. Неиспользованными остались возможности «ветвления» кампании в зависимости от результатов завершенного задания, нет событий, происходящих с определенной долей вероятности...

Технические хаpaктеристики

Такие недоработки попадаются не только в том, что касается кампании. Особенно заметно это во внутриигровом справочнике, где мирно соседствуют детально проработанные модели вертолетов и гражданский трaнcпорт, который непонятно как ездит на восьмиугольных колесах. Военная техника по степени проработки находиться где-то посередине. Единственное, что несколько оправдывает такое положение дел,  то, что наземную технику и постройки вы будете видеть вблизи очень редко и преимущественно на экране системы наведения «Шквал».

Неожиданно слева в нас полетела paкета. Выполняем оборонительный маневр. Обратите внимание на дымные шлейфы  это работает система выстреливания ложных целей.

Похожая ситуация и со звуком  тихая приятная музыка в меню, хорошо озвученное оружие и вертолеты... И в противовес  озвучение радиопереговоров в кампании. Несмотря на то, что меняются позывные, голосов задействовано мало, да и эмоциональность оставляет желать лучшего. Вплоть до того, что фраза «Серегу потеряли...» может звучать тем же тоном, что и «Полвосьмого вечера». Не радуют и субтитры: маленький белый шрифт в верхних углах экрана читается очень плохо.

Но все это отходит на второй план в пылу боя, когда времени на то, чтобы рассматривать цели и прислушиваться к текущему радиообмену в эфире, просто не остается. Paкеты летят до цели несколько секунд, за которые просто не успеваешь разглядеть, сколько полигонов было в модели взорвавшегося только что танка. То же самое можно сказать и о вражеских вертолетах: если вы сблизились настолько, что можете его разглядеть, скорее всего, вас уже сбили.

Зато с высоты двух тысяч метров над землей прекрасно смотрятся проплывающие где-то внизу поля, реки, леса и небольшие поселки. А на горизонте медленно опускается красное солнце, сопровождаемое эскортом из облаков...

• • •

«Ка-50: «Черная акула» получилась игрой, неоднозначной по исполнению. Заметная разница в качестве моделей: качественных  сделанных специально для нее  и не очень  доставшихся «по наследству» от «прародителя», игры Lock On. Включенный в игру мощный редактор  и кампания, которая использует далеко не все его возможности. И наконец, предельный реализм в «симуляторном» режиме, которому противопоставлен упрощенный «аркадный» вариант управления.

Но эти неоднозначности в конечном счете с лихвой компенсируются правдоподобностью боевой ситуации и реалистичностью моделирования вертолета. И, самое главное, тем, что играть просто интересно.

Хочется надеяться, что разработчики «Акулы» продолжат совершенствовать свое детище и в следующих играх сериала Digital combat simulator мы увидим не только новые летательные аппараты, но и динамическую кампанию и качественные модели гражданской техники, зданий и деревьев.

Судьба машины

Вертолет «Ка-50» по сей день остается во многом уникальной машиной. Относиться к нему можно по-разному, но нельзя отрицать факт, что такого летательного аппарата нет больше ни в одной стране мира.

Во-первых, «черной акулой» управляет всего один пилот. Соответственно, уменьшаются габариты машины а значит, ее будет сложнее заметить и сложнее в нее попасть.

Кроме этого, в конструкции «Ка-50» использована соосная схема расположения винтов. Такое расположение несущих роторов хаpaктерно для морских вертолетов, которые проектировали в ОКБ Камова до этого. В сухопутной боевой авиации это решение ранее никем не использовалось. Не используется и сейчас  «акула» остается единственным исключением.

В 1985 году, по результатам сравнительных испытаний, «Ка-50» был утвержден в качестве серийного ударного вертолета. Через десять лет указом президента Российской Федерации «акула» была принята на вооружение.

Однако уже в начале двухтысячных годов основным армейским вертолетом становится «Ми-28», а за камовской машиной остается роль вертолета поддержки спецподразделений.

В чем причина такой резкой перемены решений, точно не известно. Тем не менее у «Ка-50» есть несколько проблем, которые могли повлиять на решение военных. В основном, это то, что традиционные схемы считаются более надежными как при использовании, так и при обучении пилотов. Разместить инструктора и дублирующие органы управления в кабине «Ка-50» просто невозможно. Часто говорится и о том, что при использовании соосной схемы винтов есть риск перехлеста лопастей при маневрах  собственно, такой случай произошел при испытаниях одного из первых летных экземпляров «акулы».

Но что бы ни говорили противники этого вертолета, «Ка-50» на первом своем «выходе в свет» в 1992 году поразил публику на авиасалоне в Фарнборо, исполняя совершенно не свойственные вертолету фигуры высшего пилотажа  например, «мертвую петлю».

Управление вертолетом

Управлять вертолетом в игре «Ка-50: «Черная акула» можно по разному. В режиме «кликабельная кабина» все органы управления в кабине можно нажимать указателем мыши. Конечно, это очень приближено к реальности, но иногда найти нужный переключатель непросто, если вы не профессиональный пилот, конечно.

В пылу боя, уворачиваясь от летящих в вас paкет, «крутить голову» пилота мышью неудобно. Поэтому управление всеми системами вертолета продублировано в виде «горячих клавиш». Все перечислять не буду, ограничусь только основными разделами, которые понадобятся вам при выполнении и учебных, и боевых заданий.

Таблица 1
Управление «АБРИС»
0  RShift Включение и выключение питания
1 Нажатие на кнопку 1
2 Нажатие на кнопку 2
3 Нажатие на кнопку 3
4 Нажатие на кнопку 4
5 Нажатие на кнопку 5
6 Нажатие на манипулятор
7 Поворот манипулятора против часовой стрелки
8 Поворот манипулятора по часовой стрелке
9 Уменьшение яркости экрана
0 Увеличение яркости экрана
Таблица 2
Общее управление
Up РППУ тангаж вниз
Down РППУ тангаж вверх
Left РППУ крен влево
Right РППУ крен вправо
T Триммер
T  LCtrl Триммер, сброс
Q РОШ вверх, набор высоты
A РОШ вниз, снижение
Z Педали влево
X Педали вправо
PageUp РРУДы оба вверх
PageDown РРУДы оба вниз
Таблица 3
Системы
G Шасси, кран
H  RShift ИЛС, поднять/опустить фильтр
Insert Отстрел ложных тепловых целей
W Тормоз колес (удержание)
H Очки ночного видения, нашлемный целеуказатель
C  RCtrl Дверь кабины открыть/закрыть
E  LCtrl Катапультирование (нажать 3 раза)
Home  LWin Запуск двигателей
End  LWin Останов двигателей
Таблица 4
Автопилот
H  LAlt Режим висения вкл/выкл
D  LCtrl  LAlt Рычаг общего шага, стопор, гашетка
R Рычаг общего шага, СНИЖЕН-МАРШ режим МАРШРУТ
F Рычаг общего шага, СНИЖЕН-МАРШ режим СНИЖЕНИЕ
Таблица 5
Вооружение
Space Огонь
C Пушка  выбор
I Оружие, внутренние подвески
Y Оружие, внешние подвески
U Оружие, все подвески
S Режим применения оружия: ДЛ (длинная очередь), СР (средняя очередь), КОР (короткая)
D Оружие, циклический перебор

Орудия войны

Перед вылетом на задание вы можете вооружить вертолет по своему желанию, связавшись с наземным персоналом аэродрома. Для связи нужно установить переключатель радио на левом пульте кабины в положение «НОП» и включить переключатель АВСК (аппаратура внутренней связи и коммутации) на боковой панели. Также при заглушенных двигателях и открытой двери кабины комaнды персоналу подаются голосом, то есть считается, что пилот просто громко кричит, а персонал его слышит. При работающих двигателях так связаться не выйдет  шум винтов мешает.

Комaнды подвески вооружения вызываются клавишей F10 из меню радиосвязи.

Все оружие в симуляторе можно разделить на две больших группы: с возможностью автоматического наведения на цель и без нее.

Первая группа  это управляемые paкеты «Вихрь» и закрепленная на корпусе вертолета пушечная установка 2А42. Во вторую попадают пушечные контейнеры, неуправляемые авиационные paкеты и бомбы. И если оружие с автонаведением может простить пилоту некоторые «вольности» при стрельбе, то обращение с неуправляемым вооружением требует особой пpaктики. Даже учитывая то, что на внутренней системе индикации выводится предполагаемое место попадания, момент запуска нужно прочувствовать. Особенно это относится к бомбам, которые нужно сбрасывать в момент, когда цель находится под вертолетом, а визуально контролировать ее нельзя.

Несъемная подвижная пушечная установка (2А42)

Используется против наземных и воздушных целей с высоты менее пяти тысяч метров. Максимальная прицельная дальность стрельбы  две тысячи метров. Использует как осколочно-фугасные заряды, так и бронебойные. Первые применяются против живой силы противника и небронированной техники, вторые  против легкобронированных целей.

Пушечный контейнер УПК-23

В контейнере  23-мм двуствольная авиационная пушка с боекомплектом в 250 патронов. Заряды  осколочно-фугасные. Автоматическое наведение отсутствует. Единственный случай, когда применение этого оружие может быть оправданным,  подавление больших отрядов пехоты.

КМГУ-2 (Контейнер малогабаритных грузов универсальный)

Содержит до восьми блоков-кассет с осколочными (АО) или противотанковыми (ПТАБ) бомбами. Применяет с высоты не менее ста метров на скоростях от пятисот километров в час. Раскрытие контейнера производится при помощи сжатого воздуха, после чего следует сброс блоков-кассет. Сам контейнер остается на носителе.

НАР С-8КОМ (Б8В20)

80-мм неуправляемая авиационная paкета с дальностью пуска от 1300 до 4000 метров. В основном применяется для уничтожения групповых целей или крупных одиночных целей из-за низкой точности и высокой скорости стрельбы. Устанавливается в двух блоках по двадцать paкет в каждом.

НАР С-13 (УБ-13)

122-мм неуправляемая авиационная paкета. Дальность пуска 1600-3000 метров. Используется так же, как и С-8, но имеет большую мощность.

ПТУР 9A4172

Сверхзвуковая противотанковая управляемая paкета. Максимальная дальность пуска днем  до десяти километров, ночью  до шести километров. Минимальная дальность пуска: 500 метров. Применяется для уничтожения бронетехники, летательных аппаратов, дотов и зданий. Для захвата цели используется система прицеливания «Шквал».

В игре это ваше основное универсальное оружие для уничтожения любых войск противника с безопасного для себя расстояния.

ФАБ-250/500

Две модификации фугасных бомб, различающиеся между собой только мощностью и весом заряда. Применяются с высоты не менее пятидесяти метров, на скоростях от пятисот километров в час.

Авиационная бортовая радиотехническая интегрированная система (АБРИС)

«АБРИС»  основной инструмент навигации вертолета при выполнении задания. В его задачу входит отображение карты местности с изменяемым масштабом, определение координат вертолета, отображение плана маршрута и изменение маршрута в ходе выполнения задания.

Управляется «АБРИС» при помощи пяти кнопок и двух манипуляторов, один из которых изменяет яркость экрана, а второй используется для изменения положения курсора устройства, выбора пунктов меню и ввода символов.

На заметку: в режиме «кликабельная кабина» манипулятор можно поворачивать вращением колесика мыши. При этом нажатие правой кнопки будет означать либо смену направления движения курсора  «влево-вправо» или «вверх-вниз»,  либо переход к позиции следующего символа.

«АБРИС» может работать в четырех основных режимах: «Меню», «НАВ», «Обзор» и «ПНП». Переключаться между ними можно нажатием пятой кнопки.

Режим «Меню»

Основная страница этого режима предназначена для отображения системной информации и содержит основные сведения о датах создания баз топографии и навигации, присутствии в памяти «АБРИС» заданного маршрута полета и изменений, внесенных пилотом. Также на ней отображается подключение к системам спутниковой навигации.

С главной страницы режима «меню» пилот может перейти в подрежимы «управление» и «план» или переключиться на режим «НАВ».

В подрежиме «управление» нажатием кнопки «УСТАН» вызывается всплывающее меню для дальнейшего выбора режима работы. Это может быть режим «Сообщение», в котором на экран выводятся двадцать последних сообщений самой системы либо полученных по другим каналам передачи данных. Или «К-041», в котором отображается информация о работе прицельно-пилотажно-навигационного комплекса К-041 «Рубикон». А также «БЗД», из которого можно сохранить на жесткий диск компьютера информацию о введенных пользователем маршрутах и объектах.

В подрежиме «план» можно изменить содержащийся в памяти «АБРИС» план полета либо задать его самостоятельно.

Для формирования нового плана нужно нажать кнопку «выбор», выбрать в появившемся меню пункт «ОЧИСТ» и еще раз нажать «выбор». Это сбросит текущий план полета и сделает активной кнопку «РИСОВ», нажатием на которую система переводится в режим ввода нового плана полета.

Установить маршрутную точку можно при помощи маркера в виде зеленого квадрата. Вращением манипулятора «АБРИС» маркер наводится на нужное место карты, после чего нужно нажать кнопку «ДОБАВ». Нажатием кнопки «ВВОД» точка добавляется в план маршрута.

Кроме этого, в режиме «рисования» плана можно задавать точки, пользуясь их позывными, хранящимися в базе системы. Для этого нужно нажать кнопку «ПОИСК», ввести полный позывной в появившемся текстовом поле, после чего снова нажать «ПОИСК».

На заметку: в базе данных могут содержаться несколько точек с одинаковыми позывными. Выбрать из них нужную можно нажатием все той же кнопки «ПОИСК».

После завершения поиска нужно нажать кнопку «ВВОД», чтобы добавить точку к маршруту.

Когда вы закончите «рисование» маршрута, его необходимо активизировать нажав на кнопку «АКТ». Только после этого «АБРИС» будет выполнять навигационные расчеты, используя созданный вами план полета.

Для редактирования уже созданного маршрута в режиме «план» служит кнопка «РЕДАКТ», нажатие на которую вызывает всплывающее меню.

Это важно: в игре можно редактировать только маршруты, созданные вами. Планы полета в миссиях отредактировать не получится.

Для изменения маршрута выберите в меню пункт «РИСОВ», после чего еще раз нажмите кнопку «РЕДАКТ». Выберите при помощи манипулятора нужный пункт полетного плана из списка в нижней части экрана. В меню «РЕДАКТ» выберете пункт «РЕДАКТ», после чего для перемещения уже существующих точек маршрута нажмите кнопку «СДВИГ». Появившийся на карте зеленый маркер нужно навести на то место, куда вы хотите перенести точку маршрута, после чего нажать кнопку «ВВОД».

На заметку: у точек, которые совпадают с аэродромами и маяками, изменять координаты нельзя.

Для удаления точки маршрута после выбора пункта «РИСОВ» в меню нужно найти в списке нужную и нажать на кнопку «УДАЛИТЬ».

Для добавления точки в конец маршрута или между уже внесенными в план точками нужно после выбора пункта «РИСОВ» найти в списке точку, после которой должна находиться новая. Дальше нужно выбрать в меню кнопки «РЕДАКТ» пункт «ВСТАВ», при помощи активного маркера выбрать на карте нужное место для точки и нажать кнопку «ДОБАВ». Изображение точки появится на карте, но для того, чтобы она действительно добавилась в план полета, нужно нажать кнопку «ВВОД».

Чтобы отменить изменения, внесенные вами в план полета, нужно в режиме «план» нажать кнопку «ВЫБРАТЬ». В появившемся меню подсветить указателем пункт «ВОЗВРАТ», после чего еще раз нажать «ВЫБРАТЬ». Теперь нажатие кнопки «АКТ» вернет вас к первоначальному маршруту, спланированному в редакторе при создании миссии.

Режим «НАВ»

Режим «навигация»  это основной режим работы системы во время выполнения задания. В нем на экране системы отображается карта местности с проложенным по ней маршрутом и положение на нем вашего летательного аппарата.

Режимы «Обзор» и «ПНП»

Эти режимы очень схожи. В первом из них на экране отображается схематическая карта маршрута, положение вертолета игрока относительно маршрута и дуга компаса не менее 90 градусов. В режиме «ПНП» моделируется пилотажно-навигационный прибор, то есть показан полный круг компаса с вертолетом в центре. Карта маршрута отсутствует.

Навигационная информация  расстояние до следующей точки маршрута, высота на которой находится вертолет, путевая скорость, географические координаты  выводятся текстовым блоком в нижней половине экрана.

Из режимов «навигация», «обзор» и «ПНП» нажатием кнопок 1-3 «АБРИС» можно перевести в подрежимы «Поиск», «Карта», «ШБЖ».

В подрежиме «карта» можно получить информацию об объектах, представленных на карте. Для этого нужно нажать кнопку 1 «АБРИС», после чего на экране появится активный маркер  квадрат красного цвета. Вращением манипулятора «АБРИС» маркер перемещается на интересующий игрока объект карты, после чего информация о нем автоматически появляется в правой части текстового поля в нижней трети экрана системы.

Нажатие кнопки «НА» вводит в память «АБРИС» маршрут полета до точки, в которой находится маркер.

Это важно: использование функции «НА» отменяет текущий план полета.

Функция «Мерить», доступная из подрежима «карта», позволяет измерить расстояние от вертолета игрока до любой точки карты либо расстояние между двумя произвольными точками карты.

Подрежим «ШБЖ» отображает на экране системы штурманский бортовой журнал, в котором обозначены координаты всех путевых точек, общую длину маршрута и прочую информацию о маршруте, введенном в память системы.

Таблица 6
Прицеливание
O «Шквал», разарретирование, целеуказание
;  RShift Целеуказатель вверх
.  RShift Целеуказатель вниз
,  RShift Целеуказатель влево
/  RShift Целеуказатель вправо
Enter Захват цели (АВТ ЗАХВ)
=  RCtrl «Шквал» узкое поле зрения 23x
-  RCtrl «Шквал» широкое поле зрения 7x
]  RCtrl «Шквал», размер прицельной рамки больше
[  RCtrl «Шквал», размер прицельной рамки меньше
Back ПВР, кнопка-табло СБРОС
O Автозахват ближайшего ЛА
P Автозахват ближайшего к центру обзора ЛА
] Автозахват следующего ЛА
[ Автозахват предыдущего ЛА
B Автозахват ближайшей наземной цели
V Автозахват ближайшей к центру обзора наземной цели
M Автозахват следующей наземной цели
N Автозахват предыдущей наземной цели
Delete Сброс цели
I  RCtrl Круговой радар Вкл/Выкл
= Круговой радар, масштаб больше
- Круговой радар, масштаб меньше

Управление звеном вертолетов

По одному вертолеты не летают. По крайней мере, в игровой кампании, где игрок исполняет роль комaндира целого звена. Во время вылета его будут сопровождать от одного до трех ведомых, управление которыми берет на себя компьютер. Игрок, как комaндир звена, может управлять ведомыми, отдавая им приказы по радио.

Меню радиообмена открывается в игре нажатием на обратную косую черту («\»). После этого клавиша F1 откроет меню приказов звену в целом, а клавиши от F2 до F4  отдельным ведомым. После того как вы отдадите приказ, ведомый подтвердит или не подтвердит его выполнение  это зависит от того, есть ли у него нужное вооружение и видит ли он цель.

Это важно: в игре моделируется реальная радиосвязь. Если ведомый будет «спрятан» от вас за горами или находиться на расстоянии большем, чем дальность действия вашей радиостанции, не ждите, что он вас услышит.

Комaнды для звена и для отдельных вертолетов одинаковы, поэтому давайте просто посмотрим, что именно игрок может приказать своим ведомым.

Группа комaнд «Атака»

Эти комaнды вызываются в меню отдачи приказов клавишей F1 и задают ведомым приоритетные цели. Всего есть восемь вариантов,  клавиши от F1 до F9 соответственно.

Получив комaнду «Атаковать мою цель», ведомые будут атаковать цель, которая захвачена аппаратурой наведения вертолета игрока. Причиной отказа выполнить приказ может быть отсутствие необходимого вооружения либо слишком большое расстояние до цели.

Приказ «Атаковать моего противника», заставит ведомых прекратить выполнение текущих задач и атаковать цель, которая угрожает вертолету игрока. При этом искусственный интеллект выполняет анализ ситуации и первым старается поразить наиболее опасный объект  летательный аппарат или комплекс ПВО.

Не всегда маневры помогают. «Бак пробит, хвост горит, но машина летит...»

Следующие три комaнды предназначены для того, чтобы определить класс целей для звена: «Атака воздушных целей», «Атака объектов ПВО» или «Атака наземных целей». Получив один из этих приказов, ведомые будут самостоятельно искать и уничтожать цели.

«Объектами ПВО» считаются стационарные или мобильные установки  как paкетные Patriot или «Игла», так и зенитно-артиллерийские «Шилка», «Вулкан».

Это важно: ведомые будут атаковать paкетные комплексы ПВО, только если у них есть ПТУРы. Зенитную артиллерию ваши подчиненные могут поражать и неуправляемыми paкетами.

При атаке наземных целей ведомые в первую очередь стремятся уничтожить ПВО и другую боевую технику. Кроме того, звено может атаковать «землю» любым доступным вооружением, но использовать пушки и пулеметы будет, только если цели не находятся в зоне действия средств ПВО противника.

По приказу «Атаковать цель и в строй» ведомые атакуют объект, обозначенный как «цель миссии». После выполнения атаки они вновь займут заданный ранее боевой порядок.

Получив комaнду «Атаковать цель и возврат», звено атакует цель миссии, после чего самостоятельно возвращается на аэродром.

За клавишей F9 в меню атаки скрывается дополнительное подменю приказа «Атаковать цель ВЦУ». Предназначена она для того, чтобы ведомые атаковали цели, переданные им по каналам системы внешнего целеуказания. Это может быть как атака ближайшей к заданной вами точке цели, так и удар по всем целям в радиусе трех километров от нее. Кроме того, есть возможность задать и тип целей, который будет атакован,  «ПВО», «техника», «другие».

На заметку: вероятность обнаружения цели рассчитывается честно: чем больше цель, тем проще ее обнаружить; цель, закрытую деревьями, обнаружить сложнее; групповая цель обнаруживается быстрее; ночью радиус обнаружения меньше, и т.п.

Маневр охвата

Маневр охвата, выполнение которого задается клавишей F2, применяется в случае необходимости атаковать цель с разных сторон. Получив комaнду, ведомые выйдут из боевого порядка, выдвинутся на расстояние трех километров, после чего развернутся на прежний курс. С какой именно стороны  левой или правой  будет произведен охват, определяется игроком в подменю комaнды «охват».

Комaнды следования

Подменю следования вызывается клавишей F3. Доступны комaнды: «Следуй на точку»  возврат на аэродром, «Следуй по маршруту»  ведомые следуют по маршруту, заданному миссией, и «Следуй по ВЦУ», получив которую звено или отдельный вертолет следуют на точку, переданную по каналу целеуказания, после чего зависают над ней.

Прикрой меня

После получения этой комaнды ведомые прекращают выполнение текущих задач. При появлении летательных аппаратов, угрожающих вертолету игрока, ведомые атакуют их без дополнительных комaнд.

Сброс подвесок

По этому приказу, ведомые сбрасывают оружие, которое закреплено под крыльями вертолетов  блоки НАР, ПТУР, бомбы. Применяется комaнда для увеличения дальности полета, особенно при нехватке топлива.

Это важно: помните, что ведомые, у которых из вооружения осталась только пушка, скорее всего не смогут продолжать выполнение боевой задачи.

Боевой порядок

Комaнды этой подгруппы определяют боевое построение вертолетов звена. Игроку доступны построения «клин», «пеленг», «фронт» и «колонна». Все порядки, кроме «колонны», могут быть «правыми» или «левыми»  в зависимости от того, по какую сторону от вертолета игрока будут выстраиваться ведомые. Кроме этого, для всех построений возможны три варианта плотности  «парадный», в котором вертолеты находятся на расстоянии около пятидесяти метров друг от друга, «сомкнутый», где расстояние увеличено до ста метров, и «разомкнутый»  дистанция около двухсот метров.

На заметку: «по умолчанию» в игре принято построение «парадный правый клин».

Нажатием клавиши F5 в подменю «боевой порядок» игрок назначает крайнего ведомого в построении «наблюдателем». При этом назначенный вертолет занимает позицию позади группы на удалении 1500 метров, чтобы иметь лучший обзор и возможность предупреждать звено о возникших опасностях.

Звено «черных акул» над грузинскими горами. Границу переходим парадным клином.

Возврат в строй

Нажатием клавиши F7 ведомым отдается приказ прекратить выполнение текущих задач и вернуться в строй.

Держать позицию

Получив эту комaнду, вертолеты звена прервут выполнение других комaнд и перейдут в режим «висение» на малой высоте, ожидая дальнейших распоряжений игрока.

Разведка

Если точная информация о возможных угрозах в районе выполняемого задания не доступна игроку сразу, есть возможность отправить одного из ведомых в разведку нажатием клавиши F6. При этом глубина разведки  то есть дальность маршрута, который пройдет вертолет, выполняя эту комaнду,  может быть назначена игроком в пределах от одного до десяти километров. Кроме этого, можно задать конечную точку разведки при помощи ВЦУ.

Это важно: выполнение разведки совсем не означает, что все цели будут найдены. Вероятность обнаружения зависит как от погодных условий и рельефа местности, так и от уровня мастерства пилота-разведчика.

«Быстрые» приказы

В игре есть возможность отдать некоторые приказы ведомым, не входя в меню переговоров, нажатием «горячих клавиш».

Таблица 7
Управление «АБРИС»
0  RShift Включение и выключение питания
1 Нажатие на кнопку 1
2 Нажатие на кнопку 2
3 Нажатие на кнопку 3
4 Нажатие на кнопку 4
5 Нажатие на кнопку 5
6 Нажатие на манипулятор
7 Поворот манипулятора против часовой стрелки
8 Поворот манипулятора по часовой стрелке
9 Уменьшение яркости экрана
0 Увеличение яркости экрана

Опасная комaндировка

Прохождение одиночной кампании будет во многом зависеть от того, какие настройки вы выберете в меню игры  «аркадные» или «реалистичные». Кроме того, некоторые моменты в заданиях могут изменяться просто потому, что столкновения дружественных и вражеских войск не всегда заканчиваются одинаково. Во время выполнения задания может сложиться ситуация, когда все будет зависеть от ваших действий, а в следующий раз, если вам захочется повторить его прохождения, вполне возможно, что обойдутся и вовсе без вас.

Поэтому я ограничусь более или менее общим рассказом о прохождении кампании, обращая ваше внимание на детали только там, где это действительно важно.

Экскурсия

Первое задание  и не задание, по большому счету. Все, что требуется от игрока,  следовать за провожатым по заданному маршруту и выслушивать описания местных красот. Вон ту гору воспел Лермонтов, вон там вот Лермонтов жил... В общем, главный противник здесь  сон. Основная задача  не рассредоточить внимание и не сбиться с маршрута.

Эскорт

Взлетаем, идем по маршруту, в заданной точке принимаем у пары «Ми» колонну грузовиков. Слушаем приветствия и пояснения, что и как нам делать,  голос старшего колонны подозрительно похож на голос гида из предыдущего задания.

Но удивляться некогда: на подходе к конечной точке тот же скучный голос комaндира колонны сообщает: «Недавно связного Ибрагима взяли... Они оружие недавно получили... Вы поосторожнее там...»

И стоило ему это сказать, как вдруг  засада!

Засада уничтожается всем доступным вооружением без особых проблем: несколько залпов НАР, и по выжившим можно пройтись из пушки.

Это важно: в процессе уничтожения боевиков нужно следить за тем, чтобы не погиб комaндир колонны  его БТР первый в колонне. «Головной дозор», который идет в нескольких метрах впереди, не считаем, тем более что его уничтожают пpaктически наверняка.

«Куда уходят НАРы? В какие города?...»

Укрепрайон

«Ка-50»  вертолет, предназначенный для атаки. И вот наконец-то нам дают поработать «по профилю». Вылетаем парой, идем по точкам маршрута  на отрезке 2-3 высокогорье, так что нужно будет сразу набрать высоту где-то две тысячи метров.

Вообще-то, на таких высотах начинается облачность и резко ухудшается видимость, но поверьте на слово  на высоте 2200 вам ничего не грозит, хоть автопилот включайте.

Выйдя на цель, нужно обработать ПТУРами три ДОТа, контролирующие подходы к поселку. Лучше всего делать это с приличного расстояния, не подставляясь под огонь вражеского ПВО.

На заметку: не забудьте отдать ведомому приказ «работать по наземным целям» (G+ LWin).

После уничтожения дотов начнется наступление, которое нам предложат по возможности поддержать. Задание в любом случае считается выполненным, так что решать вам: можно возвращаться на базу, а можно и помочь своим, попутно добавив несколько единиц к статистике в графе «пораженные наземные цели».

Тревога

По сути своей далеко не самая сложная миссия, основная задача которой  подготовить игрока к ночным полетам. Но при всей простоте, задание чрезвычайно атмосферное, пожалуй, самое атмосферное во всей кампании.

На взлетную площадку, где базировались наши «Ка-50», ночью было совершено нападение. Войска приняли решение отойти, а нам предстоит перелет на другой аэродром... Главное  сразу запомнить на карте, которую демонстрируют перед вылетом, куда именно нужно лететь, потому что изначально курс в «АБРИС» не введен.

Но сначала нужно взлететь  как можно быстрее, под аккомпанемент перестрелки и взрывающихся машин техобслуживания. Во всей этой суматохе еще нужно не забыть «попросить» очки ночного видения (ОНВ), без которых нам будет совсем неуютно. Еще можно по желанию подвесить на крылья вооружение, но это не особо важно.

После взлета берем курс на северо-северо-восток и по пути наблюдаем за масштабным наступлением боевиков НВФ. Если спокойно смотреть на это не хватит сил и терпения, террористов можно и «угостить» из пушки или paкетой-другой... Но не забывайте, что основная задача  долететь целым до аэродрома и приземлиться.

Таблица 8
Радиопереговоры
\ Меню радиопереговоров
E  LWin Звено  выполнить миссию и вернуться на базу
R  LWin Звено  выполнить миссию и сбор
Y  LWin Звено  сбор
Q  LWin Атаковать мою цель
W  LWin Прикрой меня
G  LWin Звено  атака наземных целей
D  LWin Звено  атаковать системы ПВО

Ночная охота

Еще один ночной вылет. Идем по курсу, заходим на цель... Собственно, цель  двухэтажный особняк. Даже если вы не запомнили его положение на фотографиях в брифинге перед заданием, не беда  вокруг нужного дома тесной группой стоят несколько боевиков, так что не ошибетесь.

Это важно: целеуказание на здание в любом режиме игры придется или задавать вручную, или стрелять по старинке, на глазок.

Тем не менее дом никуда не убегает и не норовит влепить вертолету в «брюхо» paкету, так что особых проблем быть не должно.

После того как цель будет поражена, от горящего дома отъедет подозрительная машина  «Жигули» девятой модели. Задача проста: пока «девятка» не скрылась, развернуться и дать по ней очередь из пушки. Можно две  для верности.

Уничтожение машины заканчивает это задание.

Долина нарзанов

Задача: подавление ПВО противника. Собственно, никаких неожиданностей не предвидится. Вылетаем группой в составе двух вертолетов, проходим по маршруту, заходим на цель и аккуратно расстреливаем объекты с безопасного для нас расстояния. Помните, что дальность поражения у наших управляемых paкет больше, чем у вражеского ПВО. Для ускорения процесса стоит отдать напарнику комaнду «работать по ПВО» (LWin+D).

После поражения всех объектов противовоздушной обороны к нам присоединяется пара вертолетов «Ми-28», которые по желанию игрока можно поддержать огнем во время полной «зачистки» базы НВФ.

Спасатель

Все начинается просто: пилот сбитого недавно вертолета подал сигнал при помощи аварийной рации, за ним высылают трaнcпорт-спасатель «Ми-8», нас отправляют в качестве эскорта «на всякий пожарный случай».

Но мы-то понимаем, что, если мы понадобились, значит, дело действительно серьезное, так ведь?

И правда: слушая то, что рассказывает пилот «восьмерки», нельзя отделаться от ощущения, что засады не миновать. Вполне естественно, без нее все-таки не обойдется. Уже в самом конце маршрута, неподалеку от местонахождения спасаемого объекта, придется немного пострелять.

Остальное  мелочи. Спасатель подбирает пилота, и мы сопровождаем его обратно на базу. Без приключений.

На той стороне

А этот вылет, скорее всего, запомнится вам, как самый страшный...

Для начала лететь к точке назначения, находящейся на территории Грузии, вам придется очень долго. Кроме того, достаточно длинный участок в том месте, где вы пересекаете границу между государствами, проходит над горами. Это означает не только то, что лететь придется на высоте не четырех тысяч метров, но и то, что жизненно важно периодически включать противообледенительные системы винтов (LShift+LCtrl+LAlt+S).

Это важно: чтобы нормально пройти над горным перевалом, вам придется с самого старта лететь, набирая высоту и стараться не потерять скорость, иначе мощности двигателей может просто не хватить и вы останетесь на том перевале...

После выхода на цель немного подождите  пусть самолеты подавят вражескую ПВО. И только после этого приступайте к уничтожению наземных целей. Через некоторое время пара грузинских «Су-25» попытается вмешаться, но их встретят российские «Су-27», а вертолетам лучше не вмешиваться.

Тем более что «двадцать седьмые» вскоре оставят вас, а из-за гор вынырнут два «Ми-24» с совершенно определенными и далеко не добрыми намерениями. И тут уже от боя не уйти. Лучше всего, чтобы ваше звено продолжало выполнять основную задачу, а вы переключились на поражение чужаков  по паре ПТУРов им должно хватить.

Помните, что, если вас сейчас собьют, придется снова лететь весь маршрут с самого начала. А это очень долго...

И последняя опасность этого вылета  запас топлива. Вам его может просто не хватить. Так что все нужно делать быстро и точно.

Под Гунделеном

После предыдущего затяжного полета это задание кажется просто скоростным. Расчетное время выхода на цель  всего девять минут.

Поставленная задача уже должна быть вам привычной: уничтожение наземных целей. Порядок уничтожения такой: первым делом  ПВО, потом бронетрaнcпортеры, а уж напоследок  все остальные.

Все, можно возвращаться на базу.

А вот то, что остается после того, как мы отстреляемся: обугленные остовы техники.

Назад в Теберду

Вылетаем парой вертолетов поддерживать контратаку наших войск, которые отбивают у боевиков НВФ площадку «Скала». На подлете нас ждут довольно низкая облачность  нижний край где-то на двух тысячах метров  и довольно высокие горы. Придется лететь или «наощупь», или рискуя зацепить землю.

Уничтожение противника на месте особых проблем составить не должно, благо воздушных целей не предвидится  только зенитные установки и бронетрaнcпортеры. Так что главное  не подставиться самому и вести обстрел с безопасной дистанции.

После уничтожения всех целей приземляемся на только что отбитой нами площадке «Скала».

Вид из глаз пилота «Ка-50». Кабина  как настоящая, можете поверить.

Закат

Вылет, немного напоминающий задание «На той стороне»: опять летим через границу, опять перевал высотой до трех тысяч метров, опять обледенение винтов... И опять задача  уничтожение ПВО и бронетехники.

На заметку: прикрытие в этом задании вам обеспечат два самолета «Су-27», вполне успешно уничтожающие вражескую авиацию. Так что можно сконцентрироваться на уничтожении наземных сил противника.

Кода

Финальное задание кампании  достойное завершение «комaндировки», и оно может серьезно попортить крови игроку...

Проблемы начинаются с самого начала: дождь, ветер, очень низкие облака, а вдобавок между точками «два» и «три» маршрута  очередной перевал, над которым придется подниматься на высоту до двух тысяч метров.

«Аркадный вид». Не самая удобная вещь. Даже в упрощенных режимах летать «из кабины» удобнее.

Вроде бы простая задача  уничтожение колонны вражеской бронетехники  усложняется тем, что колонн оказывается две... Так что нам достается восточная (та, которая ближе к «точке выхода»), а западной будет заниматься пара «Ми-28».

После того как вы уничтожите большую часть техники в колонне, самолет-наводчик сообщит вам: подтверждено, что на близлежащей базе террористов находится Ибрагим, главарь НВФ. А значит, базу нужно уничтожить.

Количество средств ПВО на квадратный метр земли на базе кажется запредельной  чуть ли не у каждого там есть РПГ или ПЗРК «Игла». Так что о мысли «быстро прилететь и все расстрелять» можно забыть сразу.

Проблема в другом: если вы потратили слишком много ПТУРов на уничтожение колонны, сейчас вам придется подходить к целям чуть ли не вплотную, делать противоpaкетные маневры и одну за одной запускать ложные тепловые цели (Insert).

Но можно поступить по другому, чтобы обойтись без лишнего геройства. С предельного расстояния поразить ПТУРами ПВО, идущее в колонне, после чего дать напарнику приказ «работать по земле» и оставить его добивать бронетехнику.

Это важно: помните, что в такую погоду  туман и дождь  дальность видимости понижается, поэтому ведомого придется подводить к цели ближе, чем обычно.

А тем временем вы сами должны переключиться на уничтожение защиты базы. Если сделать так и не тратить лишних paкет, оставшихся ПТУРов и боекомплекта пушки вам будет вполне достаточно.

Как только «двадцать восьмые» завершат уничтожение «своей» колонны, они присоединятся к вам и начнут обстрел базы. Против четырех вертолетов боевики долго не продержатся.

После уничтожения одного из зданий (именно зданий, а не вооруженных отрядов) на базе с нее взлетит вертолет  не раздумывайте долго, сбивайте! Это Ибрагим собственной персоной... был. После его уничтожения можно возвращаться на базу.

• • •

На этом кампания «Ка-50: Черная акула» заканчивается. Комaндование поздравляет вас и вами гордится. Ваши действия серьезно повлияли на ситуацию на фронте и приблизили победу наших войск.

Но на самом деле для пилота все еще только начинается. И настоящие испытания у него еще впереди.

Удачи в небе!

10 фактов об игре
  • Игра создана по лицензии ОАО «Камов» (ранее известного как «КБ имени Камова»), разработчика вертолета «Ка-50».
  • Одним из консультантов в процессе создания игры был Александр Витальевич Рудых, Герой РФ, заслуженный военный летчик, летчик-снайпер, полковник. В 2000-2001 годах он воевал в Чечне в должности комaндира боевой ударной группы, состоявшей из двух вертолетов «Ка-50» и вертолета всепогодного целеуказания «Ка-29».
  • Еще до официального поступления в продажу, игра «Ка-50: «Черная акула» использовалась в Военно-воздушной академии им. Гагарина в качестве тренажера.
  • Общая площадь моделируемой территории в симуляторе «Черная акула» составляет около 330 000 кв. км.
  • В игре есть радиостанция «Радио «Маяк», настроившись на которую можно услышать несколько песен зеленоградской группы «Путь на двоих» и пермской «Близнецы Бу».
  • Первоначально «Ка-50» должен был быть дополнением к другой игре Eagle Dynamics  Lock On, но по мере разработки выделился в самостоятельный проект.
  • В «Черной акуле» для моделирования ИИ самолетов используется та же стандартная модель полета, что и для большинства управляемых самолетов в Lock On.
  • Техника в игре может использовать несколько типов вооружения одновременно. Например, танк может вести огонь главным калибром по наземным целям и в то же время стрелять по другой цели из пулемета.
  • Физическая модель вертолетных винтов, используемая в игре, моделирует движение каждой лопасти по отдельности. Более того, лопасти, в свою очередь, разбиты на несколько сегментов, скорость каждого из которых вычисляется отдельно. Кроме того, что такая модель точно имитирует поведение винтов в разных режимах работы, она позволяет рассчитать последствия частичного или полного уничтожения каждой из лопастей.
  • «Ка-50: «Черная акула» открывает серию Digital Combat Simulator, в следующих играх которой нам обещают дать полетать на вертолете AH-64A Apache и одноместном самолете-штурмовике A-10A Thunderbolt II.


Содержание диска №8/2014

► Передачи На прилавках в этом месяце Время: 24:15 Релизы GRID Autosport, Transformers: Rise of the Dark Spark, Sniper Elite 3, Valiant Hearts: The Great War и многое другое. Игровые новости Время: 67:07 Несмотря…|Игромания...

26 04 2024 17:39:47

5 шагов к локализации. Русификация модов для The Elder Scrolls 4: Oblivion

для локализации модов Oblivion до недавнего времени никаких специализированных утилит не существовало, а штатный редактор TES Construction Set при всей широте возможностей для перевода совершенно непригоден — в нем просто нет инструментов для о...

25 04 2024 16:59:20

Текстовый калейдоскоп. ASCII-арт вчера, сегодня, завтра

Искусство рисования на пишущих машинках существует и по сей день, хотя количество учреждений (да, да, есть и такие), в которых печатают на пишущих машинках, постоянно уменьшается. Удивительно, но факт: Typewriter-арт значительно более гибкий, чем ASCII-ар...

24 04 2024 9:13:14

Руководство и прохождение по "No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way"

Прошло два года с тех пор, как гeймеры познакомились с Кейт Арчер, привлекательной героиней шпионского сериала No One Lives Forever. Но работа UNITY, секретного агентства по борьбе с международным криминалом, с тех пор не прекращалась ни на секунду....

23 04 2024 0:22:43

Я, снова я и Он. Alien: Isolation

«…По словам разработчиков, у них уже готовы дизайн и структура всех уровней, осталось только максимально отшлифовать гeймплей. Главная проблема в том, что пока не совсем ясно, как же он будет выглядеть в релизной версии. Да, нам дали пройти сорокаминутное...

22 04 2024 19:17:41

Разумный компьютер за разумные деньги

Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 15 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 20 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 30 000 руб.» и — «Тебя я видел во с...

21 04 2024 3:23:52

Destiny 2: Отвергнутые. Они убили Кейда! Сволочи!

В конце августа Activision пригласила меня в офис Bungie. Повод: разузнать побольше о только что вышедшем расширении «Отвергнутые». Ну а пока вы начинаете осваивать свежий контент, расскажу, чего от него ожидать. Всех в расход!…|Игромания...

20 04 2024 21:25:10

Рецензия на книгу «Герои уничтоженных империй: Битва деревьев»

...о полном соответствии игре пока говорить рано. В игре Эльхант превосходно владеет луком и хорош в дистанционном бою. В книге же о тактике дистанционного боя он, по всей видимости, даже не слышал, так норовя первым броситься в атаку. В формате компьютер...

19 04 2024 3:29:57

Горячая линия: игрострой

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru В Blizzard над сценариями игр работают высокопрофессиональные сценаристы. • • • Хочу попросить у вас совета.…|Игромания...

18 04 2024 12:33:13

Три темы с Ильей Яновичем

БУМАГА И дня не может пройти, чтобы кто-нибудь из сотрудников «Игромании» не услышал или не прочитал где-нибудь о том, что бумажные газеты и журналы надо прямо вот сейчас взять и закрыть, потому что марать деревья при живом…|Игромания...

17 04 2024 21:47:15

Руководство и прохождение по "Mass Effect"

Все, о чем людям мечталось веками, разобрали, просеяли и выковали одну — самую заветную, самую чудесную и самую крылатую мечту. Что ни обвод — отвердевшее пламя, безупречная форма... Застывший огонь, готовый к таянию лед ждали там, п...

16 04 2024 7:32:47

Разумный компьютер за разумные деньги II. Испытание временем... часть I

      По многочисленным — хотя здесь больше подойдет определение "массовым" — просьбам наших читателей мы публикуем римейк статьи годовой давности "Разумный компьютер за разумные деньги". Мы постарались учесть все ваши пожела...

15 04 2024 14:47:14

Во что поиграть + лучшие скидки недели. SpongeBob SquarePants: Battle for Bikini Bottom Rehydrated, The Last of Us: Part 2, Secret Government, West of Dead

Всем привет! На этой неделе нас ждут: ремейк культовой игры про борьбу подводного монстра в квадратных штанах с армией боевых роботов; занятный проект от малоизвестной, но подающей надежды компании Sony: история про двух девочек, которые решили…|Игромания...

14 04 2024 5:45:41

Mass Effect: Andromeda. Первые впечатления

К Mass Effect: Andromeda многие поклонники серии с самого начала относились с немалой долей скепсиса. Люди высказывали недовольство показанной в роликах лицевой анимацией, отсутствием Кейси Хадсона и Дрю Карпишина в списке разработчиков, и эти…|Игромания...

13 04 2024 2:19:37

Вердикт. Новый мировой порядок (New World Order)

Зависть, вообще говоря, дело нехорошее. И если разработчики игр начинают руководствоваться этим чувством, то ничего интересного от их поделок можно не ждать. Вот, например, Termite Games при создании тактического экшена “Новый мировой по...

12 04 2024 18:50:56

Kentucky Route Zero. Семь лет одиночества

Первый эпизод Kentucky Route Zero вышел ещё в 2013 году. Семь лет разработки! Такие долгострои не каждый день видишь — что в большой, что в малой индустрии. Многие уже и не надеялись дожить до релиза последнего эпизода, но он всё же…|Игромания...

11 04 2024 1:21:55

StarCraft 2: Wings of Liberty

«…Из всем знакомых блоков Blizzard собрали совершенно новую историю, главная достопримечательность которой — исключительно талантливые миссии. Накал страстей, который творится в одиночных заданиях StarCraft 2, вызывает ассоциации не с коллегами по жанру,...

10 04 2024 7:46:41

Обзор Wonhon: A Vengeful Spirit. Душный дух

Иногда в поисках чего-нибудь необычного и нешаблонного можно наткнуться на нечто такое, что надолго отобьёт желание экспериментировать. Судите сами, концепция Wonhon: A Vengeful Spirit интригует: Корея времен японской аннексии (сеттинг, мягко…|Игромания...

09 04 2024 0:22:38

Нереальное редактирование 2003, часть 2. Уроки мастерства

"...Сегодня мы украсим уровень, о котором говорили в прошлой статье, и научимся распределять в нем объекты, имеющиеся на оригинальных игровых картах. Пока на нашем уровне можно играть только с другими игроками - боты категорически отказываются здесь бегат...

08 04 2024 10:12:22

Искусство убивать 2. Зачистка адского лабиринта

Надеюсь, вы уже сделали для себя нужный вывод: оружие надо выбирать, исходя из особенностей ландшафта и стоящих перед вами задач. Ожидается штурм здания? Берите пистолет-пулемет или автомат. Надо пробежаться пару километров по полю и снять охраняемого тов...

07 04 2024 16:33:55

2D в 3D. Трехмерные браузеры, которых не было

давайте потыкаем мыльный пузырь вместе: посмотрим, что получилось у австралийцев, кому может пригодиться ExitReality, а заодно разберемся, существуют ли вообще нормальные трехмерные браузеры. А то, может, революция давным-давно случилась, просто никто об...

06 04 2024 22:22:47

Дайджест онлайна

Затянувшееся перерождение Стала известна дата релиза Final Fantasy XIV: A Realm Reborn [[BULLET]] Чокобо - птица гордая, пока не запряжешь, не поедет. Как-никак, талисман игры. О том, что создатели Final Fantasy XIV решили перезапустить игру, стало…|Игромания...

05 04 2024 5:39:11

Спецвыпуск косплея Marvel. Стражи Галактики, мисс Марвел, Шторм и Шельма

В прошлой Marvel-подборке косплея мы сфокусировались на компаньонках Человека-паука, а сейчас обратим внимание и на других персонажей вселенной, благо их чрезвычайно много, а косплея — ещё больше. И начнём, пожалуй, с работы…|Игромания...

04 04 2024 19:49:35

Истории войн: Тевтонский орден

«…Авторы любят выставить против игрока по квесту заведомо более сильную армию, до которой герой еще не дорос. Приходится временно ретироваться и превращать стратегию в Diablo…»...

03 04 2024 10:10:16

Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer 

главгерой теперь всю игру находится под действием проклятия «Голод», которое без устали пожирает беднягу изнутри. Противоядия не существует, поэтому приходится постоянно восполнять утраченную энергию поглощением душ...

02 04 2024 3:16:21

Car Mechanic Simulator 2014

«…В последнее время стало на удивление модно выпускать симуляторы всего на свете, начиная c таможенника и заканчивая мамой семейства барсуков. Вот и Car Mechanic Simulator тоже выступает на этом поприще — в ней, как можно догадаться из названия, нам предл...

01 04 2024 5:30:49

Torchlight 2

«…Runic Games делают ставку на более искушенную хардкорную аудиторию и при этом ведет более гибкую политику, чем их бывшие коллеги из Blizzard: в Torchlight 2 у вас сразу есть выбор — совершать легкую прогулку по трупам и не глядя, по шаблону развивать ге...

31 03 2024 4:18:21

Руководство и прохождение по "Serious Sam"

ПредысторияВ году 2063 от Рождества Христова в Египте во время археологических раскопок обнаружили склеп — это оказалось послание древней цивилизации Сириуса землянам.Кроме истории цивилизации сириан от становления, развития и до гибели, земляне...

30 03 2024 3:30:19

Цифровая жизнь

ПОСЛЕДНИЕ НОВИНКИ ИЗ МИРА ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИCreative SoundWorks Radio 705 (радиоприемник в ретродизайне), Nokia 5310 XpressMusic (мобильник + хороший плеер), Logitech Harmony One (универсальный пульт ДУ), Digma MP719 (MP3-плеер), Panasonic LUMIX DMC-LS80 (&...

29 03 2024 13:26:41

Gaikai. «» тестирует главного конкурента OnLive

«…Издатель сможет оплатить рекламу своей игры, скажем, на igromania.ru, купить у нас серверные мощности и опубликовать у вас на сайте гайкай-баннер, на который люди будут кликать и тут же заходить в игру. Тут же…»...

28 03 2024 1:32:31

Alan Wake

Alan Wake — настоящая отрада олдскульщика, последний из могикан, пpaктически вымирающий вид, динозавр. Эта игра из того времени, когда одна ловкая идея вроде slo-mo могла стать основой для целого поджанра шутеров (был успешно открыт, развит и…|Игромания...

27 03 2024 11:53:52

Stars! Supernova Genesis

Первое, что бросается в глаза: вместо скучного прямоугольного поля, равномерно заполненного звездами, — настоящая галактика. Начиная играть, можно определить ее форму — спиралеобразную, кольцевую или эллипсовидную, задать количество кластеров, туманностей...

26 03 2024 22:58:12

Dragon Age: Origins

один из главных на сегодня поводов купить мощный персональный компьютер. Игра демонстрировалась с помощью PC и гигантского проекционного экрана, на текущий момент она не заявлена ни для одной другой платформы, и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшем...

25 03 2024 11:20:47

Гайд: Какой корабль выбрать в Sea of Thieves

Игрокам в Sea of Thieves доступно всего три корабля — шлюп, бригантина и галеон. При этом каждый из них обладает особыми хаpaктеристиками, а заодно своими достоинствами и недостатками. В этом гайде разберёмся, какой корабль лучше…|Игромания...

24 03 2024 22:37:11

Не одной строкой

Передай другому Сегодня мы говорим о том, что случилось в игровой индустрии за последнее время. О страшном плане Apple, который до сих пор не раскрыт, об устройстве, совмещающем сразу две реальности, обсуждаем, как смогла Microsoft и не смогла…|Игромания...

23 03 2024 13:58:19

World of Warcraft: Battle for Azeroth. Наш маленький «Легион»

Дополнение Battle for Azeroth стало самым быстропродающимся в истории World of Warcraft: к моменту, когда герои Азерота получили весть от Магни Бронзоборода и нацепили на шею свой «азеритовый пылесос», было продано уже больше 3…|Игромания...

22 03 2024 19:28:53

XCOM: Enemy Unknown

ФОРМУЛА ИГРЫ 75% UFO:…|Игромания...

21 03 2024 15:41:34

Игровое редактирование 

GTA: San Andreas Water Level Customizer (утилита для изменения уровня воды)MDB Export/Import Tools, версия 1.7 (набор утилит для изменения облика NWN 2)ArmAUnPBO (распаковщик архивов для Armed Assault)Gothic 3 PAK Viewer (эталонный распаковщик архивов тре...

20 03 2024 16:30:11

Игра Planescape: Torment Enhanced Edition. Лечение амнезии

Евгений Пекло, заслуженный пекарь, главный редактор журнала «Игромания». Закончил биофак педуниверситета, поэтому в равной степени боится и детей, и мать-природу. Знакомство с миром компьютерных игр начал с первой…|Игромания...

19 03 2024 17:52:26

Руководство и прохождение по "Command & Conquer: Red Alert 3 - Uprising"

Стоило совершить только один вертолетный налет, и вот, пожалуйста, охранять больше нечего, а зениток, возведенных после него, хватило бы на главную базу. Отгремела новая война между тремя сверхдержавами. Советы и Япония разгромлены, Альян...

18 03 2024 16:25:54

Первый взгляд. Richard Burns Rally

В последнее время в стане раллийных симуляторов творятся странные вещи. Немногочисленные представители жанра в лице Colin McRae Rally и V-Rally (есть еще Gran Turismo и World Rally Challenge, но они обитают исключительно на приставках), которые из год...

17 03 2024 1:38:40

«Звездные войны: Пробуждение Силы» чего нам ожидать от новой части

«Пробуждение Силы» — самый долгожданный фильм года, по мнению «Игромании», да и всего гик-сообщества. Ни один перезапуск не ждали с таким нетерпением....

16 03 2024 16:47:13

Chariots of War

  &nbspБлижний Восток и его древняя история для разработчиков глобальных стратегических игр до сих пор были своего рода terra incognita, неведомой землей. Наличие древневосточных империй в списке рас Civilization ситуацию не…|Игромания...

15 03 2024 6:49:40

Разумный компьютер за разумные деньги

Вечнозеленые «Дешево и сердито… Категория меньше 20 000 руб.», «Cмepть тормозам… Категория меньше 25 000 руб.», «Займи, но купи… Категория меньше 35 000 руб.» и — «Тебя я видел во сне» (цена не ограничена)...

14 03 2024 11:50:36

Руководство и прохождение по "Блицкриг: Cмepтельная схватка II"

Этого следовало ожидать. Вторая часть “Cмepтельной схватки” оказалась не лучше первой. Немецкие разработчики — это, конечно, хорошо, но где же хваленая аккуратность? К проблемам первой “Схватки”, описанным Александром Таpaкановым, прибавилось еще несколь...

13 03 2024 6:32:58

Zuma’s Revenge!

«…казуальная игра, но в отличие от тех продуктов, которые обычно предлагают на любительских сайтах и в социальных сетях, это — торжество хорошего вкуса, штучная работа. В ней, как и в Plants vs. Zombies, есть свой особый шарм: чего стоит один только камен...

12 03 2024 14:25:35

Железные новинки

САМОЕ СВЕЖЕЕ ЖЕЛЕЗО ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКАLeadtek WinFast PX8800 GTS TDH (крутая видеокарта), Cooler Master Eclipse (процессорный кулер), ECS PN2 SLI2+ (материнка, поддерживает установку сразу трех видеокарт и четырехъядерные процессоры Intel), Logitech G25...

11 03 2024 0:51:28

История серии Mafia. Размышления о прекрасном

В 2002 году чехи из Illusion Softworks, до этого прославившиеся тактическим экшеном Hidden & Dangerous, выпустили Mafia: The City of Lost Heaven — игру, которую многие и по сей день называют одним из главных шедевров…|Игромания...

10 03 2024 16:58:27

Toy Golf

Toy Golf имеет примерно такое же отношение к настоящему гольфу, как знаменитая серия Micro Machines к гонкам «Формулы-1» или к ралли «Париж-Дакар». Сотрудники ZOO Digital Publishing распрощались с разнокалиберными клюшками, просторными лужайкам...

09 03 2024 6:24:25

Первый взгляд. George Romero’s City of the Dead

Похоже, в самое ближайшее время гeймеры поделятся на две враждующие друг с другом группировки: те, кто хочет быть зомби, и те, кто хочет убивать зомби. Первые, осознав свою истинную ориентацию, мигом направятся в объятья Стаббса — главно...

08 03 2024 19:37:21

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 :: Игры -21 :: Игры -22 :: Игры -23 :: Игры -24 :: Игры -25 :: Игры -26 :: Игры -27 :: Игры -28 :: Игры -29 :: Игры -30 :: Игры -31 :: Игры -32 :: Игры -33 :: Игры -34 :: Игры -35 :: Игры -36 :: Игры -37 :: Игры -38 :: Игры -39 :: Игры -40 :: Игры -41 :: Игры -42 :: Игры -43 :: Игры -44 :: Игры -45 :: Игры -46 :: Игры -47 :: Игры -48 :: Игры -49 :: Игры -50 :: Игры -51 :: Игры -52 :: Игры -53 :: Игры -54 ::